Сочинение на тему бумажная победа

6 вариантов

  1. Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья – ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.
    Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.
    Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.
    Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.
    Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.
    На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо.
    И воздух, и земля – все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.
    Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.
    Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул – брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:
    – Генька хромой, сопли рекой!
    Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.
    Геня кинулся к своей двери – с лестницы уже спускалась его бабушка, крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом. Они собирались на прогулку на Миусский скверик. Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече.
    Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.
    – Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.
    – Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, ответила мать.
    – Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.
    – Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.
    – Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут,- сопротивлялась бабушка.
    – У тебя есть что красть?- холодно спросила мать.
    – Твои старые ботики никому не нужны.
    – При чем тут ботики. – тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко.
    Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым.
    Ребята с утра до вечера играли в лапту. Заборы покрылись меловыми и угольными стрелами – это “разбойники”, убегая от “казаков”, оставляли свои знаки.
    Геня уже третью неделю ходил в школу. Мать с бабушкой переглядывались. Бабушка, которая была суеверна, сплевывала через плечо – боялась сглазить: обычно перерывы между болезнями длились не больше недели.
    Бабушка провожала внука в школу, а к концу занятий ждала его в школьном вестибюле, наматывала на него зеленый шарф и за руку вела домой.
    Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.
    – Позови из класса кого хочешь и из двора,- предложила она.
    – Я никого не хочу. Не надо, мама,- попросил Геня.
    – Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться.
    Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд, без разбора, но отдельно обратилась к Айтыру:
    – И ты, Женя, приходи.
    Он посмотрел на нее такими холодными и взрослыми глазами, что она смутилась.
    – А что? Я приду,- спокойно ответил Айтыр.
    И мать пошла ставить тесто.
    Геня тоскливо оглядывал комнату. Больше всего его смущало блестящее черное пианино – такого наверняка ни у кого не было. Книжный шкаф, ноты на этажерке – это было еще простительно. Но Бетховен, эта ужасная маска Бетховена! Наверняка кто-нибудь ехидно спросит: “А это твой дедушка? Или папа?”
    Геня попросил бабушку снять маску. Бабушка удивилась:
    – Чем она тебе вдруг помешала? Ее подарила мамина учительница. – И бабушка стала рассказывать давно известную историю о том, какая мама талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию.
    К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.
    Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги. Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.
    Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала голубовато-серая с тисненым жирафом на обложке книга. Она называлась “Веселый час”, написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей – некий М. Гершензон. Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником: он оказался невероятно

  2. Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья – ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.
    Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.
    Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.
    Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.
    Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.
    На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо.
    И воздух, и земля – все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.
    Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.
    Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул – брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:
    – Генька хромой, сопли рекой!
    Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.
    Геня кинулся к своей двери – с лестницы уже спускалась его бабушка, крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом. Они собирались на прогулку на Миусский скверик. Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече.
    …Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.
    – Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.
    – Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,ответила мать.
    – Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.
    – Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.
    – Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут,- сопротивлялась бабушка.
    – У тебя есть что красть?- холодно спросила мать.
    Старушка промолчала.
    – Твои старые ботики никому не нужны.
    – При чем тут ботики?..- тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко.
    Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым.
    Ребята с утра до вечера играли в лапту. Заборы покрылись меловыми и угольными стрелами – это “разбойники”, убегая от “казаков”, оставляли свои знаки.
    Геня уже третью неделю ходил в школу. Мать с бабушкой переглядывались. Бабушка, которая была суеверна, сплевывала через плечо – боялась сглазить: обычно перерывы между болезнями длились не больше недели.
    Бабушка провожала внука в школу, а к концу занятий ждала его в школьном вестибюле, наматывала на него зеленый шарф и за руку вела домой.
    Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.
    – Позови из класса кого хочешь и из двора,- предложила она.
    – Я никого не хочу. Не надо, мама,- попросил Геня.
    – Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться.
    Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд, без разбора, но отдельно обратилась к Айтыру:
    – И ты, Женя, приходи.
    Он посмотрел на нее такими холодными и взрослыми глазами, что она смутилась.
    – А что? Я приду,- спокойно ответил Айтыр.
    И мать пошла ставить тесто.
    Геня тоскливо оглядывал комнату. Больше всего его смущало блестящее черное пианино – такого наверняка ни у кого не было. Книжный шкаф, ноты на этажерке – это было еще простительно. Но Бетховен, эта ужасная маска Бетховена! Наверняка кто-нибудь ехидно спросит: “А это твой дедушка? Или папа?”
    Геня попросил бабушку снять маску. Бабушка удивилась:
    – Чем она тебе вдруг помешала? Ее подарила мамина учительница…- И бабушка стала рассказывать давно известную историю о том, какая мама талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию…
    К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.
    Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги… Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.
    Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала голубовато-серая с тисненым жирафом на обложке книга. Она называлась “Веселый час”, написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей – некий М. Гершензон. Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником: он оказался невероятно способным к этой бумажной игре и придумал многое такое, что Гершензону и не снилось…
    Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей. Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой. Белесые сестрички, самые младшие из гостей, поднесли большой букет желтых одуванчиков. Прочие пришли без подарков.
    Все чинно расселись вокруг стола, мать разлила по стаканам самодельную шипучку с коричневыми вишенками и сказала:
    – Давайте выпьем за Геню – у него сегодня день рождения.
    Все взяли стаканы, чокнулись, а мама выдвинула вертящийся табурет, села за пианино и заиграла “Турецкий марш”. Сестрички завороженно смотрели на ее руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется.
    Невозмутимый Айтыр ел винегрет с пирожком, а бабушка суетилась около каждого из ребят точно так же, как суетилась обычно около Генечки.
    Мать играла песни Шуберта. Это была невообразимая картина: человек двенадцать плохо одетых, но умытых и причесанных детей, в полном молчании поедавших угощение, и худая женщина, выбивавшая из клавишей легко бегущие звуки.
    Хозяин праздника, с потными ладонями, устремил глаза в тарелку. Музыка кончилась, выпорхнула в открытое окно, лишь несколько басовых нот задержались под потолком и, помедлив, тоже уплыли вслед за остальными.
    – Генечка,- вдруг сладким голосом сказала бабушка,- может, тоже поиграешь?
    Мать бросила на бабушку тревожный взгляд. Генино сердце едва не остановилось: они ненавидят его за дурацкую фамилию, за прыгающую походку, за длинный шарф, за бабушку, которая водит его гулять. Играть при них на пианино!
    Мать увидела его побледневшее лицо, догадалась и спасла:
    – В другой раз. Геня сыграет в другой раз.
    Бойкая Боброва Валька недоверчиво и почти восхищенно произнесла:
    – А он умеет?
    …Мать принесла сладкий пирог. По чашкам разлили чай. В круглой вазочке лежали какие угодно конфеты: и подушечки, и карамель, и в бумажках. Колька жрал без зазрения совести и в карман успел засунуть. Сестрички сосали подушечки и наперед загадывали, какую еще взять. Боброва Валька разглаживала на острой коленке серебряную фольгу. Айтыр самым бесстыжим образом разглядывал комнату. Он все шарил и шарил глазами и, наконец, указывая на маску, спросил:
    – Теть Мусь! А этот кто? Пушкин?
    Мать улыбнулась и ласково ответила:
    – Это Бетховен, Женя. Был такой немецкий композитор. Он был глухой, но все равно сочинял прекрасную музыку.
    – Немецкий?- бдительно переспросил Айтыр.
    Но мама поспешила снять с Бетховена подозрения:
    – Он давным-давно умер. Больше ста лет назад. Задолго до фашизма.
    Бабушка уже открыла рот, чтобы рассказать, что эту маску подарила тете Мусе ее учительница, но мать строго взглянула на бабушку, и та закрыла рот.
    – Хотите, я поиграю вам Бетховена?- спросила мать.
    – Давайте,- согласился Айтыр, и мать снова выдвинула табурет, крутанула его и заиграла любимую Генину песню про сурка, которого почему-то всегда жалко.
    Все сидели тихо, не проявляя признаков нетерпения, хотя конфеты уже кончились. Ужасное напряжение, в котором все это время пребывал Геня, оставило его, и впервые мелькнуло что-то вроде гордости: это его мама играет Бетховена, и никто не смеется, а все слушают и смотрят на сильные разбегающиеся руки. Мать кончила играть.
    – Ну, хватит музыки. Давайте поиграем во что-нибудь. Во что вы любите играть?
    – Можно в карты,- простодушно сказал Колюня.
    – Давайте в фанты,- предложила мать.
    Никто не знал этой игры. Айтыр у подоконника крутил в руках недоделанный кораблик. Мать объяснила, как играть, но оказалось, что ни у кого нет фантов. Лилька, девочка со сложно заплетенными косичками, всегда носила в кармане гребенку, но отдать ее не решилась – а вдруг пропадет? Айтыр положил на стол кораблик и сказал:
    – Это будет мой фант.
    Геня придвинул его к себе и несколькими движениями завершил постройку.
    – Геня, сделай девочкам фанты,- попросила мать и положила на стол газету и два листа плотной бумаги. Геня взял лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб…
    Бритые головы мальчишек, стянутые тугими косичками головки девчонок склонились над столом. Лодка… кораблик… кораблик с парусом… стакан… солонка… хлебница… рубашка…
    Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука.
    – И мне, и мне сделай!
    – Тебе он уже сделал, бессовестная ты! Моя очередь!
    – Генечка, пожалуйста, мне стакан!
    – Человечка, Геня, сделай мне человечка!
    Все забыли и думать про фанты. Геня быстрыми движениями складывал, выравнивал швы, снова складывал, загибал уголки. Человек… рубашка… собака…
    Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили. Он, сам того не замечая, вынул из кармана платок, утер нос – и никто не обратил на это внимания, даже он сам.
    Такое чувство он испытывал только во сне. Он был счастлив. Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. Он был ничем не хуже их. И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они были совершенно не злые…
    Айтыр на подоконнике крутил газетный лист, он распустил кораблик и пытался сделать заново, а когда не получилось, он подошел к Гене, тронул его за плечо и, впервые в жизни обратившись к нему по имени, попросил:
    – Гень, посмотри-ка, а дальше как…
    Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слезы в мыльную воду.
    Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки…

  3. Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья — ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.
    Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.
    Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.
    Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.
    Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.
    На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо.
    И воздух, и земля — все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.
    Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.
    Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул — брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:
    — Генька хромой, сопли рекой!
    Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.
    Геня кинулся к своей двери — с лестницы уже спускалась его бабушка, крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом. Они собирались на прогулку на Миусский скверик. Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече.
    Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.
    — Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.
    — Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, ответила мать.
    — Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.
    — Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.
    — Это бандиты и воры. Они же весь дом… вынесут,- сопротивлялась бабушка.
    — У тебя есть что красть?- холодно спросила мать.
    — Твои старые ботики никому не нужны.
    — При чем тут ботики. — тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко.
    Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым.
    Ребята с утра до вечера играли в лапту. Заборы покрылись меловыми и угольными стрелами — это «разбойники», убегая от «казаков», оставляли свои знаки.
    Геня уже третью неделю ходил в школу. Мать с бабушкой переглядывались. Бабушка, которая была суеверна, сплевывала через плечо — боялась сглазить: обычно перерывы между болезнями длились не больше недели.
    Бабушка провожала внука в школу, а к концу занятий ждала его в школьном вестибюле, наматывала на него зеленый шарф и за руку вела домой.
    Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.
    — Позови из класса кого хочешь и из двора,- предложила она.
    — Я никого не хочу. Не надо, мама,- попросил Геня.
    — Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться.
    Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд, без разбора, но отдельно обратилась к Айтыру:
    — И ты, Женя, приходи.
    Он посмотрел на нее такими холодными и взрослыми глазами, что она смутилась.
    — А что? Я приду,- спокойно ответил Айтыр.
    И мать пошла ставить тесто.
    Геня тоскливо оглядывал комнату. Больше всего его смущало блестящее черное пианино — такого наверняка ни у кого не было. Книжный шкаф, ноты на этажерке — это было еще простительно. Но Бетховен, эта ужасная маска Бетховена! Наверняка кто-нибудь ехидно спросит: «А это твой дедушка? Или папа?»
    Геня попросил бабушку снять маску. Бабушка удивилась:
    — Чем она тебе вдруг помешала? Ее подарила мамина учительница. — И бабушка стала рассказывать давно известную историю о том, какая мама талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию.
    К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.
    Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги. Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.
    Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала голубовато-серая с тисненым жирафом на обложке книга. Она называлась «Веселый час», написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей — некий М. Гершензон. Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником: он оказался невероятно

  4. 4
    Текст добавил: Mr_Android_Game_Channel

    Прочитала я сейчас рассказ Людмилы Евгеньевны Улицкой “Бумажная победа” о мальчике Гене. Для читательского дневника нужно 5-6 предложений, попробую вместить.
    Геня Пираплетчиков – мальчик с кривыми ногами, часто болел вследствие чего нос у него был постоянно заложен, фамилию свою воспринимал как унижение.
    Наступила весна, Геня вышел на улицу, а Колька Клюквин бросил в него грязь и начал дразниться, после чего Геня убежал домой.
    Мама с бабушкой чтобы помочь сыну наладить отношения с ребятами решили позвать всех домой на день рождение мальчика.
    В назначенный день все пришли, после того как они покушали и послушали музыку на фортепиано, мама предложила поиграть в фанты.
    Однако фантов ни у кого не оказалось и Женя Айтыр, увидев кораблик из газеты взял его вместо фанта.
    Все дети начали просить Геню сделать им тоже фанты из газеты, кому лодку, кому собаку, стакан, человечка. Так ребята и зауважали Геню. К слову сказать Геня в этом деле был мастером, пока лежал в больнице научился делать разные фигурки из газеты.
    Главная мысль рассказа в том, что несмотря на какие то физические недостатки или нелады со здоровьем, человек может оказаться очень достойным.

  5. Людмила Евгеньевна Улицкая
    Бумажная победа
    Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья – ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.
    Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.
    Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.
    Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.
    Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.
    На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо.
    И воздух, и земля – все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.
    Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.
    Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул – брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:
    – Генька хромой, сопли рекой!
    Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.
    Геня кинулся к своей двери – с лестницы уже спускалась его бабушка, крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом. Они собирались на прогулку на Миусский скверик. Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече.
    …Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.
    – Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.
    – Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,ответила мать.
    – Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.
    – Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.
    – Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут,- сопротивлялась бабушка.
    – У тебя есть что красть?- холодно спросила мать.
    Старушка промолчала.
    – Твои старые ботики никому не нужны.
    – При чем тут ботики?..- тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко.
    Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым.
    Ребята с утра до вечера играли в лапту. Заборы покрылись меловыми и угольными стрелами – это “разбойники”, убегая от “казаков”, оставляли свои знаки.
    Геня уже третью неделю ходил в школу. Мать с бабушкой переглядывались. Бабушка, которая была суеверна, сплевывала через плечо – боялась сглазить: обычно перерывы между болезнями длились не больше недели.
    Бабушка провожала внука в школу, а к концу занятий ждала его в школьном вестибюле, наматывала на него зеленый шарф и за руку вела домой.
    Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.
    – Позови из класса кого хочешь и из двора,- предложила она.
    – Я никого не хочу. Не надо, мама,- попросил Геня.
    – Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться.
    Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд, без разбора, но отдельно обратилась к Айтыру:
    – И ты, Женя, приходи.
    Он посмотрел на нее такими холодными и взрослыми глазами, что она смутилась.
    – А что? Я приду,- спокойно ответил Айтыр.
    И мать пошла ставить тесто.
    Геня тоскливо оглядывал комнату. Больше всего его смущало блестящее черное пианино – такого наверняка ни у кого не было. Книжный шкаф, ноты на этажерке – это было еще простительно. Но Бетховен, эта ужасная маска Бетховена! Наверняка кто-нибудь ехидно спросит: “А это твой дедушка? Или папа?”
    Геня попросил бабушку снять маску. Бабушка удивилась:
    – Чем она тебе вдруг помешала? Ее подарила мамина учительница…- И бабушка стала рассказывать давно известную историю о том, какая мама талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию…
    К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.
    Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги… Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.
    Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала голубовато-серая с тисненым жирафом на обложке книга. Она называлась “Веселый час”, написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей – некий М. Гершензон. Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником: он оказался невероятно способным к этой бумажной игре и придумал многое такое, что Гершензону и не снилось…

  6. Цель: создание условий для
    духовно-нравственного развития личности,
    развития коммуникативных, личностных
    универсальных учебных действий посредством
    технологии развития критического мышления через
    чтение и письмо.

    Цели по содержанию:

    Образовательная:
    обучение анализу поступков
    героев, пониманию прочитанного на основе работы
    с литературным произведением.

    Развивающая:
    развитие коммуникативных,
    личностных УУД.

    Воспитательная:
    формирование нравственных
    качеств личности: милосердия, сострадания,
    гуманизма.

    Ход урока
    1. Оргмомент.

    Здравствуйте. Доброе утро. Зависит ли что-либо в
    нашей жизни от таких простых, на первый взгляд,
    слов? Обращаем ли мы внимание на первые слова,
    произнесённые нами вслух при первом появлении на
    публике? Если да, то почему? (Желая друг другу
    здоровья и добра, люди выражают неравнодушное
    отношение, расположение к собеседнику, входят в
    новый день с хорошим, радостным настроением).

    2. Целеполагание и мотивация.

    Задумывались ли вы над тем, для чего нужны уроки
    литературы?
    Что значит, когда про человека говорят, что он
    добрая душа?
    Как вы понимаете слово “душа”? Подберите к
    слову определения, образуйте от него
    прилагательные.
    Что значит духовная жизнь?
    Душу можно сделать красивой? Что это значит?
    Уроки литературы помогают нам делать душу
    красивой? (Уроки литературы воспитывают душу).
    Что значит воспитать душу?

    Стадия вызова.

    Обратите внимание на эпиграф:
    “Человек, ты можешь духовно расти, только
    помогая другому быть человеком”.
    “Относись к другим так, как желаешь, чтобы
    относились к тебе”.
    Как эпиграф может быть связан с темой урока?
    Я попрошу вас вспомнить и продолжить слова
    известной песни:
    Только помни, только помни
    В грохоте и ритме века,
    Самая главная в жизни профессия –
    Быть… человеком.
    Сформулируйте тему урока (Самая главная в жизни
    профессия – быть Человеком).
    Как тема урока может звучать в виде вопроса?
    (Что значит быть человеком?).
    Ответить на этот вопрос мы постараемся,
    размышляя над рассказом Л. Улицкой “Бумажная
    победа”. (Приложение).

    3. Работа с текстом художественного
    произведения.
    Стадия осмысления.

    Я предлагаю вам при чтении текста делать
    остановки, чтобы понять, осмыслить, обсудить
    прочитанное.

    Остановка 1:
    Какое впечатление произвёл на
    вас Геня?

    Остановка 2:
    Какое слово употребляет автор
    для описания чувств Гени, когда он впервые за
    долгое время вышел на улицу? (Ошеломлённо). Что
    значит ошеломлённо? Подберите синонимы к слову.
    Почему именно это слово использует автор?

    Остановка 3:
    Приходилось ли вам обижать
    других людей? Были ли вы на месте Гени? (т.е. когда
    вас обижали). Что вы чувствовали? Какие чувства
    вызывает у вас этот эпизод?

    Остановка 4:
    Можем ли мы ответить на вопрос
    бабушки Гени: “Почему? Почему они его всегда
    обижают?” Какое решение приняла мама мальчика?
    Почему бабущка уверена, что не надо ребят со
    двора приглашать на день рождения Гени?

    Остановка 5:
    Приглашая всех, мама отдельно
    обратилась к Айтыру. С какой целью?

    Остановка 6:
    Ребята, а вы любите свой день
    рождения? Как вы к нему готовитесь? Что
    чувствуете накануне праздника? А что чувствует
    Геня перед приходом гостей?

    Остановка 7:
    Как Геня стал мастером бумажного
    искусства?

    Остановка 8:
    Как ребята вели себя в гостях?
    Геня чувствовал себя именинником в присутствии
    гостей? Почему?

    Остановка 9:
    Почему Геня отказался играть на
    пианино? За что ребята ненавидят Геню?

    Остановка 10:
    Как ребята отнеслись к тому, что
    Геня умеет играть на пианино? Почему? Как вёл себя
    Айтыр? Найдите авторскую характеристику его
    поведения (“жрал без зазрения совести”,
    “бесстыжим образом разглядывал комнату”).
    Почему Айтыр ведёт себя подобным образом? Как к
    этому относится автор? Вам приходилось
    сталкиваться с таким поведением в жизни? Как вы
    реагировали? Вам было приятно смотреть на такого
    человека, находиться рядом?

    Остановка 11:
    Когда “ужасное напряжение”
    стало покидать Геню?

    Остановка 12:
    Как у ребят поменялось отношение
    к Гене?

    Остановка 13:
    Почему Геня был счастлив? (Он был
    ничем не хуже их). Куда исчезла злость ребят?

    Остановка 14:
    Почему мама Гени плакала?
    Рассказ называется “Бумажная победа”. Какую
    победу одержал Геня?
    Какое бы название рассказу дали вы?
    Какие чувства вы испытывали во время чтения
    рассказа? Запишите, разделив их на положительные
    и отрицательные (+ , -)
    Это произведение современной литературы. Над
    какими проблемами современности заставляет нас
    задуматься автор? Ответ запишите. (Над
    человеческим отношением друг к другу,
    проявлением милосердия, сочувствия,
    толерантности). Объясните значение записанных
    вами понятий через подбор синонимов.
    Как вы думаете, как дальше сложилась судьба
    Гени?
    Вам приходилось в жизни встречать детей со
    слабым здоровьем, детей-инвалидов? Они чем-то
    отличаются от вас, здоровых детей? Как нужно к ним
    относиться?
    Обратимся к эпиграфу урока. Объясните его
    смысл.
    Что значит быть человеком? Ответьте на
    поставленный вопрос урока, записав 5 качеств
    настоящего человека, расположив их по степени
    важности. Свой выбор объясните.

    Стадия рефлексии.

    Составьте синквейн по теме урока.
    Заполните лист самооценки:
    На уроке я чувствовал себя…
    Я задумался над…
    Я доволен/не доволен своей работой на уроке…
    Мне удалось/не удалось…

    Домашнее задание:
    напишите письмо Гене или
    автору рассказа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *