Сочинение на тему бунин олеся

11 вариантов

  1. Что такое любовь? Люди издавна ищут ответ на этот вопрос. Это замечательное чувство описано в бесчисленном количестве стихотворений, песен и романов. Любовь – одна из главных тайн человечества, и никто не может ее разгадать. Именно поэтому тема любви является одной из ведущих в мировой и отечественной литературе с древнейших времен. О том, какое место занимало это чувство в жизни наших предков, мы можем судить, в частности, по произведениям русских писателей. Так, о многогранности любви немало писали И.А.Бунин и А.И.Куприн. Читая их рассказы, убеждаешься, что настоящая любовь красива, непредсказуема и прекрасна, а возможность хоть однажды испытать это чувство – великий дар.
    Одной из ключевой тем в творчестве А.И.Куприна является именно любовь. Для него нет более загадочного и всепоглощающего чувства, чем влечение двух людей друг к другу. Автор считает, что для каждого человека любовь имеет свой особенный смысл и характер, но настоящее чувство должно быть чистым, возвышенным. Такое бескорыстное, благоговейное увлечение изображено писателем в его произведениях, в частности, в повести «Олеся». По Куприну, истинная любовь обречена, потому что ей нет места в порочном мире пошлости, где она всегда осуждалась. Так, в данной повести препятствием для любви главных героев явились различия их социальных статусов, а также предрассудки общества. Олеся – девушка из полесских чащоб, внучка местной колдуньи, презираемая населением близлежащей деревни. Судьба сводит её с городским интеллигентом Иваном Тимофеевичем, восхитившимся ее самоуверенностью, красотой, естественностью, чуткой душой и красноречием. Сам герой же предстает перед нами как человек, неспособный к глубоким душевным переживаниям. Однако Олеся проникается доверием к мужчине, и тогда их обоюдное влечение перерастает в большее чувство. Влюбляясь, девушка проявляет деликатность, самоотверженность и великодушие. Она любит его безоговорочно, самозабвенно; любовь заставляет Олесю идти на любые жертвы ради Ивана Тимофеевича. Герой также питает к ней подлинные чувства, собирается женится… Однако их личное счастье, основанное на вере, надежде и всепрощении, оказывается невозможным, потому что никто из молодых людей не может расстаться с привычным образом жизни во имя любви, ведь давление общества слишком велико. В этой повести Куприн показал неизбежность столкновения и гибели естественного и хрупкого мира гармонии, когда он соприкасается с жестокой реальностью. Тем не менее, автор восхищается чистотой их чувства, удивляется прекрасному нарастанию искренней привязанности в их сердцах, подмечая, как волшебна и непредсказуема любовь. Чувство, испытанное Олесей, – величайший дар, который только может дать жизнь человеку. Девушка изначально понимает трагичность исхода их отношений, но она все равно готова полностью отдать себя возлюбленному. Она лишь благословляет те минуты счастья, что испытала с ним… Это доказывает читателю, что истинная любовь – на редкость сильное, всепоглощающее чувство.
    Тема любви в творчестве И.А.Бунина представлена очень сложными и порой противоречивыми ситуациями. Для него любовь – сумасшествие, страсть, всплеск эмоций, мгновение безудержного счастья, которое быстро обрывается и осознается лишь со временем. Взгляд Бунина на великое чувство отличен от других. Как бы сильно герои его произведений ни любили друг друга, финал оказывается трагичным. Писатель считает, что любовь похожа на вспышку, и именно этим она прекрасна. О безвозвратно ушедшем прекрасном чувстве автор пишет в рассказе «Темные аллеи», где такую «вспышку» переживают Надежда и Николай Алексеевич, простая крестьянка и барин. У них не может быть будущего. Они знают это, но совершенно не хотят этому верить. В прошлом барин, испытав мимолетное влечение, оставил Надежду, так и не став после этого счастливым в личной жизни. Девушка же пронесла свою любовь к нему через года, оставшись совершенно одна. Она не смогла простить его за причиненные страдания, однако он так и остался самым дорогим человеком в ее жизни, и Надежда просто смирилась со своей судьбой. Спустя долгое время после расставания герои встречаются вновь. Николай Алексеевич называет их историю пошлой и обыкновенной, а Надежда по-прежнему любит его и не забывает… Таким образом, любовь у Бунина не переходит в семейное русло. Автор лишает своих героев вечного счастья, потому что к нему привыкают, а привычка приводит к потере страсти. Любовь по привычке не может быть лучше, чем любовь молниеносная, но искренняя. Несмотря на кратковременность отношений в данном рассказе, испытанные чувства остаются вечными в памяти героев. Таким светлым, но, к сожалению, трагичным чувством предстает перед читателем любовь в творчестве Бунина.
    Что же такое любовь? На этот вопрос нельзя дать точный ответ. Каждый видит в любви и боль, и счастье, и радость, и страдания… Благодаря замечательным произведениям русских писателей 20 века мы можем быть уверены, что любовь – это яркое пятно, ослепительная вспышка в серости будней. Это высшее чувство, испытать которое – великий дар. Любовь в рассказах Бунина и Куприна реалистична, неидеальна, но все же прекрасна и по-своему красива. Истинное чувство обладает огромной силой и не поддается расшифровке, не имеет точного определения. Любовь – самое сложное и таинственное явление в жизни человека.
    Добавил: kindadesperate
    Беру!

  2. Сочинение по повести Куприна “Олеся”
    В своём творчестве Александр Иванович Куприн неоднократно затрагивал тему любви, особенно это коснулось трёх его гениальных произведений, навсегда вошедший в золотой фонд мировой литературы – это повести “Олеся”, “Суламифь” и “Гранатовый браслет”. В каждой из перечисленных выше повести, писатель пытался показать различные виды любви между мужчиной и женщиной. Для одних героев любовь становится самым главным и чудесным в жизни, для других – своеобразной трагедией. Но в каждом из них любовь пробуждает их лучшие качества и черты характера. Главным действующим лицом в “Олеси” стал писатель Иван Тимофеевич, приехавший в небольшую деревеньку. Как любой другой пишущий человек он движим любопытством, путешествует в поисках новых сюжетов, знакомится с различными людьми, познавая их нрав и обычаи. Но поездка, которая должна была быть самой обыкновенной – как и многие другие, преподносит писателю сюрприз – знакомство с красивой девушкой по имени Олеся. В которую Иван Тимофеевич, естественно, влюбляется всей душою…. Эта девушка обитает вместе с бабушкой в далёком лесу, избегая общения с людьми, которые, приняв их за колдуний, выгнали несчастных из деревни. Полюбив прекрасную Олесю, главный герой начинает упрекать её в предрассудках и суеверии. В то же время, сам Иван Тимофеевич уделяет много времени на ненужные размышления, находясь под влиянием высшего общества он не может представить себе Олесю в приличном обществе. И на фоне Олеси писатель показан зависимым от чужого мнения человеком, вдобавок ко всему достаточно слабым и ленивым. Олеся же, напротив, олицетворяет собою отвагу и решимость, Куприн показывает её всегда готовый на серьёзный и важный поступок. Она не мелочится и ничего не боится. В итоге, местные крепостные изгоняют её и из лесу. Мне кажется, что автор хотел сказать нам о том, что серьёзные чувства порою требуют от людей различных жертв. И безрассудство во имя любви, в некоторых случаях, необходимо для того, чтобы обрести настоящее счастье.

  3. Напишите сочинение по прозведению Бунина “Олеся”

    Ответы:

    Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    В своём творчестве Александр Иванович Куприн неоднократно затрагивал тему любви, особенно это коснулось трёх его гениальных произведений, навсегда вошедший в золотой фонд мировой литературы – это повести «Олеся», «Суламифь» и «Гранатовый браслет». В каждой из перечисленных выше повести, писатель пытался показать различные виды любви между мужчиной и женщиной. Для одних героев любовь становится самым главным и чудесным в жизни, для других – своеобразной трагедией. Но в каждом из них любовь пробуждает их лучшие качества и черты характера. Главным действующим лицом в «Олеси» стал писатель Иван Тимофеевич, приехавший в небольшую деревеньку. Как любой другой пишущий человек он движим любопытством, путешествует в поисках новых сюжетов, знакомится с различными людьми, познавая их нрав и обычаи. Но поездка, которая должна была быть самой обыкновенной – как и многие другие, преподносит писателю сюрприз – знакомство с красивой девушкой по имени Олеся. В которую Иван Тимофеевич, естественно, влюбляется всей душою…. Эта девушка обитает вместе с бабушкой в далёком лесу, избегая общения с людьми, которые, приняв их за колдуний, выгнали несчастных из деревни. Полюбив прекрасную Олесю, главный герой начинает упрекать её в предрассудках и суеверии. В то же время, сам Иван Тимофеевич уделяет много времени на ненужные размышления, находясь под влиянием высшего общества он не может представить себе Олесю в приличном обществе. И на фоне Олеси писатель показан зависимым от чужого мнения человеком, вдобавок ко всему достаточно слабым и ленивым. Олеся же, напротив, олицетворяет собою отвагу и решимость, Куприн показывает её всегда готовый на серьёзный и важный поступок. Она не мелочится и ничего не боится. В итоге, местные крепостные изгоняют её и из лесу. Мне кажется, что автор хотел сказать нам о том, что серьёзные чувства порою требуют от людей различных жертв. И безрассудство во имя любви, в некоторых случаях, необходимо для того, чтобы обрести настоящее счастье.

  4. «Как ни грустно в этом непонятном мире, но он всё же прекрасен…» И. А. Бунин. (По рассказу А. И. Куприна «Олеся»).
    Трудно поверить, что эти слова произнесены человеком, жившим на «стыке времён», в тот самый трудный период, когда свергались с пьедесталов прежние идеалы, а их место занимали новые, незнакомые и непривычные, чья истинная ценность была сомнительна.
    И. Бунин, творивший в конце XIX-начале XX века, видел мучительные поиски интеллигенции, разуверившейся в приоритетах своих предшественников, отодвинувших на второй план эстетику литературы. Красота окружающего мира была забыта: там, где страдания, нет и не может быть ничего прекрасного. Но, несмотря на бушующую предреволюционную эпоху, остались и те писатели, кто был верен музе красоты и продолжал воспевать её в своих творениях. «Непонятный мир» не погасил их желания говорить о прелести природы, об очаровании цветов, о нежности чувств. К числу таких авторов принадлежит и Александр Иванович Куприн. Его произведения странным образом сочетают в себе изображение человеческого страдания в грязи и пошлости окружающего мира и чистоту чувств героя, возвышающую не только его самого, но и озаряющую всё ярким и радостным светом. Оттого, наверное, и не оставляют тягостного впечатления творения Куприна.
    Любовь, где бы она ни родилась: среди нетронутой природы полесских лесов, в офицерском гарнизоне, в чиновничьей убогой комнатушке — повсюду горит своим негасимым огнём, который освещает жизненную дорогу тех, кому посчастливилось прикоснуться к этому великому божественному дару.
    И Куприн, и Бунин свои произведения создавали на основе контраста пошлого окружающего мира, со всеми его нелепыми, непонятными условностями, и расцветшего, как цветок на голой каменистой земле, прекрасного, чистого чувства, которое остаётся незапятнанным, неоскверненным до тех пор, пока живёт его «владелец» — любящий и любимый человек.
    В рассказе Куприна «Олеся» мы встречаемся с удивительной девушкой, наделённой «оригинальной» красотой. «Прелесть её лица заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности…»
    Но не одна только красота Олеси очаровывала Ивана Тимофеевича, а также «её цельная, самобытная, свободная натура, её ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишённый лукавого кокетства красивой женщины».
    Олеся создана для любви. Она ждёт её, готовая принять в своё сердце.
    Это чувство поселилось в ней, сделало счастливой, несмотря на постоянный страх девушки перед неминуемым несчастьем, которое она угадала давно, ещё возможно, тогда, когда впервые увидела Ивана Тимофеевича, или тогда, когда она гадала ему на картах. Но отказаться от любви она не в силах и не жалеет о том, что было, хотя вынуждена расстаться с любимым. «Она положила обе руки мне на плечи и с невыразимой любовью поглядела в мои глаза».
    Финал рассказа печален. При последней встрече с возлюбленным Олеся говорит: «Так и знай же, мой дорогой, что никогда ты обо мне не вспомнишь дурно или со злом… Как расстанемся мы с тобой, тяжело тебе в первое время будет, ох как тяжело… Плакать будешь, места себе не найдёшь нигде. А потом всё пройдёт, всё изгладится. И без горя ты будешь обо мне думать, а легко и радостно».
    Куприн устами своей героини пытается донести до читателя свою мысль: как ни трагичен финал любви Олеси и Ивана Тимофеевича, победить её красоту и запятнать её чистоту не под силу никаким суровым жизненным обстоятельствам. Н под силу даже смерти. «Любовь сильнее смерти», — говорит один из купринских героев, и мы соглашаемся с ним, вспомнив историю Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды, Мастера и Маргариты.
    В жизни Олеси любовь к Ивану Тимофеевичу стала первой. Она по-детски искренна и бесхитростна. Очищающее магическое влияние девушка оказывает на «ленивое» сердце своего возлюбленного, который начинает замечать прекрасное вокруг себя, ценить красоту природы. «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку. Взошёл месяц и его сияние причудливо, пестро и таинственно расцветило лес… Тонкие стволы берёз белели резко и отчётливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы… И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем…»
    Интересно, что Куприн делает местом встречи своих героев величественный и прекрасный лес, где не существует людской пошлости и подлости, лес, благословляющий молодых на счастье.
    А поруганию Олеся подвергается в деревне, куда она пришла из своей лесной обители, пришла в церковь, «переломив» свою болезнь, во имя своей любви.
    Иван Тимофеевич не обладает даром любить так самоотверженно, как Олеся. Когда он узнаёт о её намерении уехать, то думает лишь о том, что остаётся покинутым. Да, сердце его тоже болит, «переполненное слезами», он переживает при виде «дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием „кораллов“ — единственной вещи, которая осталась… на память об Олесе и об её нежности, великодушной любви». Но не бросился Иван Тимофеевич вдогонку за Олесей, не взял под свою защиту. Не сумел наш герой встать вровень с любимой, испугался силы её чувства, значит и любовь его совсем не любовь. Не стоит он Олеси.
    Читая рассказ А. И. Куприна, думаешь о том, как сложно разобраться в этом непонятно мире, где самое сокровенное, чистое чувство — любовь — оказывается одновременно и счастьем и трагедией.
    И всё-таки, слава Богу, что есть любовь, что можно, замирая от её предчувствия, быть счастливым в этом пусть непонятном, но прекрасном мире.

  5. 5
    Текст добавил: Стихнет голос Вечной войны

    Сочинение на тему: “Любовь Олеси и Ивана Тимофеевича (по повести А. И. Куприна «Олеся»)”.
    Главная тема творчества Александра Ивановича Куприна – романтическая любовь. Писатель не устает воспевать это прекрасное, возвышенное чувство, раскрывая все новые и новые его стороны. Так, в повести «Олеся» Куприн изображает любовь чистой и невинной.
    Любовь совершенно разных людей друг к другу настолько же отличается, насколько непохожими являются эти люди. Олеся влюблена в Ивана Тимофеевича. Она – молодая девушка без образования, которая всю жизнь провела в Полесье, живя среди природы.
    Посредственность сочетается в ней с природным умом. Олеся свободно мыслит и не лишена женственности, что не могло не привлечь Ивана Порошина – образованную цельную личность, состоявшегося писателя. Несмотря на разность характеров и образов жизни, между Иваном и Олесей вспыхнули чувства, которые возникают между родственными душами.  Иван ехал в Полесье за наблюдениями, а нашел любовь. Олеся пленила его своей наивностью, нежностью, привлекательностью. Иван не видел в девушке недостатков. Она же, как истинная женщина, осознавала несовершенство своего возлюбленного, но тем сильнее была ее любовь. Ее пылкое сердце любило так сильно, как только было способно, несмотря на то, что Олеся понимала невозможность их совместного будущего. Ради своего любимого Олеся была готова пойти на что угодно, и это вызывает восхищение и уважение.
    Иван Порошин тоже любит Олесю, но по-своему. Его любовь более сдержанна, ее нельзя назвать великодушной. Ивана пугало возникшее в нем чувство, он с опаской отнесся к нему, поэтому так и не связал свой жизненный пусть с Олесей. Она слишком выделялась среди простых крестьян. Открытость ее души и богатство внутреннего мира отличают девушку от ограниченных людей из ее окружения, вызывая у них осуждение и даже ненависть. Из-за этого Олесе приходится бежать из родных мест, оставив любимого. Судьба девушки сложилась трагично, потому что она отличалась от людей из своей социальной прослойки. К сожалению, из-за чувства страха люди зачастую стремятся подавить непохожих на себя. Так случилось и с Олесей.
    Литературное мастерство А. И. Куприна поражает читателя, перед которым открываются непревзойденной красоты пейзажи, реалистичные портреты, разнообразные характеры. В своем произведении «Олеся» Куприн в очередной раз напоминает нам о красивом и чистом чувстве, которое нужно испытать каждому из нас – о любви.
    Следующая >

  6. Страница: [ 1 ] 2
    «Как ни грустно в этом непонятном мире, но он всё же прекрасен…» И.А. Бунин. ( По рассказу А. И. Куприна «Олеся»).
    Трудно поверить, что эти слова произнесены человеком, жившим на «стыке времён», в тот самый трудный период, когда свергались с пьедесталов прежние идеалы, а их место занимали новые, незнакомые и непривычные, чья истинная ценность была сомнительна.
    И. Бунин, творивший в конце XIX-начале XX века, видел мучительные поиски интеллигенции, разуверившейся в приоритетах своих предшественников, отодвинувших на второй план эстетику литературы. Красота окружающего мира была забыта: там, где страдания, нет и не может быть ничего прекрасного. Но, несмотря на бушующую предреволюционную эпоху, остались и те писатели, кто был верен музе красоты и продолжал воспевать её в своих творениях. «Непонятный мир» не погасил их желания говорить о прелести природы, об очаровании цветов, о нежности чувств. К числу таких авторов принадлежит и Александр Иванович Куприн. Его произведения странным образом сочетают в себе изображение человеческого страдания в грязи и пошлости окружающего мира и чистоту чувств героя, возвышающую не только его самого, но и озаряющую всё ярким и радостным светом. Оттого, наверное, и не оставляют тягостного впечатления творения Куприна.
    Любовь, где бы она ни родилась: среди нетронутой природы полесских лесов, в офицерском гарнизоне, в чиновничьей убогой комнатушке – повсюду горит своим негасимым огнём, который освещает жизненную дорогу тех, кому посчастливилось прикоснуться к этому великому божественному дару.
    И Куприн, и Бунин свои произведения создавали на основе контраста пошлого окружающего мира, со всеми его нелепыми, непонятными условностями, и расцветшего, как цветок на голой каменистой земле, прекрасного, чистого чувства, которое остаётся незапятнанным, неоскверненным до тех пор, пока живёт его «владелец» – любящий и любимый человек.
    В рассказе Куприна «Олеся» мы встречаемся с удивительной девушкой, наделённой «оригинальной» красотой. «Прелесть её лица заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности…»
    Но не одна только красота Олеси очаровывала Ивана Тимофеевича, а также «её цельная, самобытная, свободная натура, её ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишённый лукавого кокетства красивой женщины».
    Олеся создана для любви. Она ждёт её, готовая принять в своё сердце.
    Это чувство поселилось в ней, сделало счастливой, несмотря на постоянный страх девушки перед неминуемым несчастьем, которое она угадала давно, ещё возможно, тогда, когда впервые увидела Ивана Тимофеевича, или тогда, когда она гадала ему на картах. Но отказаться от любви она не в силах и не жалеет о том, что было, хотя вынуждена расстаться с любимым. «Она положила обе руки мне на плечи и с невыразимой любовью поглядела в мои глаза».
    Финал рассказа печален. При последней встрече с возлюбленным Олеся говорит: «Так и знай же, мой дорогой, что никогда ты обо мне не вспомнишь дурно или со злом.
    Страница: [ 1 ] 2

  7. «Как ни грустно в этом непонятном мире, но он всё же прекрасен…» И.А. Бунин. ( По рассказу А. И. Куприна «Олеся»).
    Трудно поверить, что эти слова произнесены человеком, жившим на «стыке времён», в тот самый трудный период, когда свергались с пьедесталов прежние идеалы, а их место занимали новые, незнакомые и непривычные, чья истинная ценность была сомнительна.
    И. Бунин, творивший в конце XIX-начале XX века, видел мучительные поиски интеллигенции, разуверившейся в приоритетах своих предшественников, отодвинувших на второй план эстетику литературы. Красота окружающего мира была забыта: там, где страдания, нет и не может быть ничего прекрасного. Но, несмотря на бушующую предреволюционную эпоху, остались и те писатели, кто был верен музе красоты и продолжал воспевать её в своих творениях. «Непонятный мир» не погасил их желания говорить о прелести природы, об очаровании цветов, о нежности чувств. К числу таких авторов принадлежит и Александр Иванович Куприн. Его произведения странным образом сочетают в себе изображение человеческого страдания в грязи и пошлости окружающего мира и чистоту чувств героя, возвышающую не только его самого, но и озаряющую всё ярким и радостным светом. Оттого, наверное, и не оставляют тягостного впечатления творения Куприна.
    Любовь, где бы она ни родилась: среди нетронутой природы полесских лесов, в офицерском гарнизоне, в чиновничьей убогой комнатушке – повсюду горит своим негасимым огнём, который освещает жизненную дорогу тех, кому посчастливилось прикоснуться к этому великому божественному дару.
    И Куприн, и Бунин свои произведения создавали на основе контраста пошлого окружающего мира, со всеми его нелепыми, непонятными условностями, и расцветшего, как цветок на голой каменистой земле, прекрасного, чистого чувства, которое остаётся незапятнанным, неоскверненным до тех пор, пока живёт его «владелец» – любящий и любимый человек.
    В рассказе Куприна «Олеся» мы встречаемся с удивительной девушкой, наделённой «оригинальной» красотой. «Прелесть её лица заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности…»
    Но не одна только красота Олеси очаровывала Ивана Тимофеевича, а также «её цельная, самобытная, свободная натура, её ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишённый лукавого кокетства красивой женщины».
    Олеся создана для любви. Она ждёт её, готовая принять в своё сердце.
    Это чувство поселилось в ней, сделало счастливой, несмотря на постоянный страх девушки перед неминуемым несчастьем, которое она угадала давно, ещё возможно, тогда, когда впервые увидела Ивана Тимофеевича, или тогда, когда она гадала ему на картах. Но отказаться от любви она не в силах и не жалеет о том, что было, хотя вынуждена расстаться с любимым. «Она положила обе руки мне на плечи и с невыразимой любовью поглядела в мои глаза».
    Финал рассказа печален. При последней встрече с возлюбленным Олеся говорит: «Так и знай же, мой дорогой, что никогда ты обо мне не вспомнишь дурно или со злом.… Как расстанемся мы с тобой, тяжело тебе в первое время будет, ох как тяжело.… Плакать будешь, места себе не найдёшь нигде. А потом всё пройдёт, всё изгладится. И без горя ты будешь обо мне думать, а легко и радостно».
    Куприн устами своей героини пытается донести до читателя свою мысль: как ни трагичен финал любви Олеси и Ивана Тимофеевича, победить её красоту и запятнать её чистоту не под силу никаким суровым жизненным обстоятельствам. Н под силу даже смерти. « Любовь сильнее смерти», – говорит один из купринских героев, и мы соглашаемся с ним, вспомнив историю Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды, Мастера и Маргариты.
    В жизни Олеси любовь к Ивану Тимофеевичу стала первой. Она по-детски искренна и бесхитростна. Очищающее магическое влияние девушка оказывает на «ленивое» сердце своего возлюбленного, который начинает замечать прекрасное вокруг себя, ценить красоту природы. «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку. Взошёл месяц и его сияние причудливо, пестро и таинственно расцветило лес…Тонкие стволы берёз белели резко и отчётливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы.… И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем…»
    Интересно, что Куприн делает местом встречи своих героев величественный и прекрасный лес, где не существует людской пошлости и подлости, лес, благословляющий молодых на счастье.
    А поруганию Олеся подвергается в деревне, куда она пришла из своей лесной обители, пришла в церковь, «переломив» свою болезнь, во имя своей любви.
    Иван Тимофеевич не обладает даром любить так самоотверженно, как Олеся. Когда он узнаёт о её намерении уехать, то думает лишь о том, что остаётся покинутым. Да, сердце его тоже болит, «переполненное слезами», он переживает при виде «дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов» – единственной вещи, которая осталась… на память об Олесе и об её нежности, великодушной любви». Но не бросился Иван Тимофеевич вдогонку за Олесей, не взял под свою защиту. Не сумел наш герой встать вровень с любимой, испугался силы её чувства, значит и любовь его совсем не любовь. Не стоит он Олеси.
    Читая рассказ А.И. Куприна, думаешь о том, как сложно разобраться в этом непонятно мире, где самое сокровенное, чистое чувство – любовь – оказывается одновременно и счастьем и трагедией.
    И всё-таки, слава Богу, что есть любовь, что можно, замирая от её предчувствия, быть счастливым в этом пусть непонятном, но прекрасном мире.
    Беру!

  8. Тема человека и природы всегда была одной из главных в русской литературе. В своих произведениях писатели исследовали стремление человека быть ближе к природе, ее живительным сокам, потому что утрата природной гармонии ведет к ожесточению человеческих взаимоотношений, к очерствению души и полной бездуховности.
    Тема «естественного человека» была заявлена впервые французским писателем-просветителем Ж.-Ж. Руссо, который считал, что только вдали от цивилизации, на лоне природы, может сформироваться совершенный человек, не знающий пороков. Эта тема нашла свое поэтическое развитие в повести А. Куприна «Олеся».
    В 1897 году писатель служил управляющим имением, где имел возможность наблюдать за простыми людьми, их бытом и нравами. Вероятно, Куприн считал, что именно здесь, среди простого народа, можно найти ту самую изначальную, естественную жизнь, от которой все дальше уходили его современники.
    «Полесье… глушь… лоно природы… простые нравы… первобытные натуры…» Так начинается повествование о прекрасной природе здешних мест. Здесь, в деревне, городской «паныч», писатель Иван Тимофеевич, услышал легенду о полесской ведьме Мануйлихе и ее внучке Олесе. В ткань повествования вплетается романтическая история. Прошлое и будущее Олеси окутано тайной. Олеся и Мануйлиха живут на болоте, в убогой избушке, вдали от людей, которые изгнали их из деревни. Таким образом, автор предполагает, что человеческое общество далеко от природного совершенства. Люди злы и грубы. Трагические обстоятельства, заставившие Олесю и Мануйлиху жить вне общества, позволили им сохранить природное естество, подлинные человеческие качества.
    Олеся — воплощение эстетического идеала Куприна. Она олицетворение цельной естественной натуры.
    Природа наделила ее не только физической, но и духовной, внутренней красотой. Впервые Олеся появляется в повести, бережно держа в руках зябликов, которых она принесла домой, чтобы накормить.
    Олеся привлекла главного героя не только своей «оригинальной красотою», но и характером, в котором сочетались властность и нежность, вековая мудрость и детская наивность. Иван Тимофеевич узнает о незаурядных способностях Олеси, которая могла определить судьбу человека, заговорить рану, свалить человека с ног. Этот дар она никогда не использовала во вред людям.
    Олеся была неграмотной, но от природы наделенной любознательностью, воображением, правильной речью. Жизнь на лоне природы сформировала в ней эти качества. Город, цивилизация — враждебный мир для Олеси, воплощение человеческих пороков. «Уж я ни за что б не променяла свои леса на ваш город», — говорит она.
    Иван Тимофеевич, пришедший из городской цивилизации, сделает Олесю одновременно и счастливой, и несчастной. Он нарушит ее гармоничный мир, привычный уклад жизни и приведет ее к трагедии. Жизнь научила Ивана Тимофеевича контролировать свои душевные порывы. Он знает, что посещение Олесей церкви добром не кончится, но ничего не предпринимает, чтобы избежать трагедии.
    Главный герой выглядит слабым, эгоистичным, внутренне несостоятельным человеком. Чистая любовь Олеси ненадолго разбудила душу Ивана Тимофеевича, которая была испорчена обществом.
    Как прекрасна и романтична была эта «наивная, очаровательная сказка нашей любви, — вспоминает Иван Тимофеевич, — и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут … в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоухающие ландышами и медом, утра, эти жаркие, томные, ленивые июньские дни».
    Но сказка не могла длиться вечно. Наступили серые будни, когда надо было принимать окончательное решение.
    Мысль жениться на Олесе не раз приходила в голову главному герою: «Одно лишь обстоятельство останавливало и пугало меня: я не смел даже вообразить себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривать с женами моих сослуживцев…»
    Иван Тимофеевич — человек, испорченный цивилизацией, заложник условностей и ложных ценностей того общества, где существует социальное неравенство. Олеся же сохранила в первозданном виде те душевные качества, которые даровала ей природа.
    По мнению Куприна, человек может быть прекрасным, если он сохранит и будет развивать дарованные ему природой способности, а не губить их.
    Олеся — это чистое золото человеческого естества, это романтическая мечта, надежда на лучшее в человеке.

  9. Трудно поверить, что эти слова произнесены человеком, жившим на «стыке времён», в тот самый трудный период, когда свергались с пьедесталов прежние идеалы, а их место занимали новые, незнакомые и непривычные, чья истинная ценность была сомнительна.
    И. Бунин, творивший в конце XIX-начале XX века, видел мучительные поиски интеллигенции, разуверившейся в приоритетах своих предшественников, отодвинувших на второй план эстетику литературы. Красота окружающего мира была забыта: там, где страдания, нет и не может быть ничего прекрасного. Но, несмотря на бушующую предреволюционную эпоху, остались и те писатели, кто был верен музе красоты и продолжал воспевать её в своих творениях. «Непонятный мир» не погасил их желания говорить о прелести природы, об очаровании цветов, о нежности чувств. К числу таких авторов принадлежит и Александр Иванович Куприн. Его произведения странным образом сочетают в себе изображение человеческого страдания в грязи и пошлости окружающего мира и чистоту чувств героя, возвышающую не только его самого, но и озаряющую всё ярким и радостным светом. Оттого, наверное, и не оставляют тягостного впечатления творения Куприна.
    Любовь, где бы она ни родилась: среди нетронутой природы полесских лесов, в офицерском гарнизоне, в чиновничьей убогой комнатушке – повсюду горит своим негасимым огнём, который освещает жизненную дорогу тех, кому посчастливилось прикоснуться к этому великому божественному дару.
    И Куприн, и Бунин свои произведения создавали на основе контраста пошлого окружающего мира, со всеми его нелепыми, непонятными условностями, и расцветшего, как цветок на голой каменистой земле, прекрасного, чистого чувства, которое остаётся незапятнанным, неоскверненным до тех пор, пока живёт его «владелец» – любящий и любимый человек.
    В рассказе Куприна «Олеся» мы встречаемся с удивительной девушкой, наделённой «оригинальной» красотой. «Прелесть её лица заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности…»
    Но не одна только красота Олеси очаровывала Ивана Тимофеевича, а также «её цельная, самобытная, свободная натура, её ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишённый лукавого кокетства красивой женщины».
    Олеся создана для любви. Она ждёт её, готовая принять в своё сердце.
    Это чувство поселилось в ней, сделало счастливой, несмотря на постоянный страх девушки перед неминуемым несчастьем, которое она угадала давно, ещё возможно, тогда, когда впервые увидела Ивана Тимофеевича, или тогда, когда она гадала ему на картах. Но отказаться от любви она не в силах и не жалеет о том, что было, хотя вынуждена расстаться с любимым. «Она положила обе руки мне на плечи и с невыразимой любовью поглядела в мои глаза».
    Финал рассказа печален. При последней встрече с возлюбленным Олеся говорит: «Так и знай же, мой дорогой, что никогда ты обо мне не вспомнишь дурно или со злом.… Как расстанемся мы с тобой, тяжело тебе в первое время будет, ох как тяжело.… Плакать будешь, места себе не найдёшь нигде. А потом всё пройдёт, всё изгладится. И без горя ты будешь обо мне думать, а легко и радостно».
    Куприн устами своей героини пытается донести до читателя свою мысль: как ни трагичен финал любви Олеси и Ивана Тимофеевича, победить её красоту и запятнать её чистоту не под силу никаким суровым жизненным обстоятельствам. Н под силу даже смерти. « Любовь сильнее смерти», – говорит один из купринских героев, и мы соглашаемся с ним, вспомнив историю Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды, Мастера и Маргариты.
    В жизни Олеси любовь к Ивану Тимофеевичу стала первой. Она по-детски искренна и бесхитростна. Очищающее магическое влияние девушка оказывает на «ленивое» сердце своего возлюбленного, который начинает замечать прекрасное вокруг себя, ценить красоту природы. «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку. Взошёл месяц и его сияние причудливо, пестро и таинственно расцветило лес…Тонкие стволы берёз белели резко и отчётливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы.… И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем…»
    Интересно, что Куприн делает местом встречи своих героев величественный и прекрасный лес, где не существует людской пошлости и подлости, лес, благословляющий молодых на счастье.
    А поруганию Олеся подвергается в деревне, куда она пришла из своей лесной обители, пришла в церковь, «переломив» свою болезнь, во имя своей любви.
    Иван Тимофеевич не обладает даром любить так самоотверженно, как Олеся. Когда он узнаёт о её намерении уехать, то думает лишь о том, что остаётся покинутым. Да, сердце его тоже болит, «переполненное слезами», он переживает при виде «дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов» – единственной вещи, которая осталась… на память об Олесе и об её нежности, великодушной любви». Но не бросился Иван Тимофеевич вдогонку за Олесей, не взял под свою защиту. Не сумел наш герой встать вровень с любимой, испугался силы её чувства, значит и любовь его совсем не любовь. Не стоит он Олеси.
    Читая рассказ А.И. Куприна, думаешь о том, как сложно разобраться в этом непонятно мире, где самое сокровенное, чистое чувство – любовь – оказывается одновременно и счастьем и трагедией.
    И всё-таки, слава Богу, что есть любовь, что можно, замирая от её предчувствия, быть счастливым в этом пусть непонятном, но прекрасном мире.

  10. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А.И. Куприна “Олеся”)
    «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе
    «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе
    «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе
    Воплощение нравственного идеала писателя в повести “Олеся”
    Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна “Олеся”)
    Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся»)
    Женский образ в рассказе А. Куприна «Олеся»
    Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся»)
    Любовь в понимании Бунина и Куприна
    Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся»
    Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся»
    Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести “Олеся”
    По рассказу А. И. Куприна “Олеся”
    Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? ( по произведению А.И. Куприна «Олеся»)
    Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся»
    Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)
    Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси)
    Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна (“Олеся”).
    Человек и природа в творчестве Куприна

  11. Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметила для себя основную тему его произведений — это воспевание чистой, непорочной, великодушной любви.
    Я перевернула последнюю страницу повести “Олеся” — моей любимой повести А. И. Куприна.
    “Олеся” глубоко затронула меня, я считаю эту повесть гимном величайшей, чистой любви, которая, на мой взгляд, должна быть в жизни каждого человека. Я говорю о любви Олеси к Ивану Тимофеевичу. Эти люди такие разные: Олеся – “цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины”, а Иван Тимофеевич -“человек хотя добрый, но только слабый”. Они принадлежат к разным социальным слоям: Иван Тимофеевич – образованный человек, писатель, приехавший в Полесье “наблюдать нравы”, а Олеся – “ведьмака”, необразованная девушка, выросшая в лесу.
    Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга. Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой так, как только способна любить женщина. Ее любовь вызывает у меня восхищение, потому что Олеся ради любимого человека была готова на все, на любую жертву. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически.
    А вот любовь Порошина я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: “Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв…”. Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней: “Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса”.
    Трагедия любви Олеси и Ивана Тимофеевича — это трагедия людей, которые “выломились” из своей социальной среды. Трагична судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой,, открытой душой, богатством внутреннего мира. Именно это породило ненависть к Олесе черствых, ограниченных людей. И, как известно, люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто он них отличается. Поэтому Олеся вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса.
    Нельзя не сказать также о литературном мастерстве А. Куприна. Перед нами пейзажи природы, портреты, их внутренний мир, характеры, настроения — все это глубоко поразило меня. Повесть “Олеся” — это гимн прекрасному, первозданному чувству любви и олицетворение самого прекрасного и дорогого, что может быть в жизни любого из нас.
    Изображение глубокого, бескорыстного чувства любви, богатства духовного мира героев и причин, обусловивших трагичность их судеб.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *