Сочинение на тему бунин поэт

12 вариантов

  1. Творчество И. А. Бунина было высоко оценено современниками и до сегодняшних дней продолжает волновать души новых почитателей его таланта. Бунин известен прежде всего как прозаик. И до сих пор бытует мнение, что как поэт он не достиг вершин «серебряного века». Но вместе с тем ему по праву принадлежит и «одно из главных мест среди современной русской поэзии», — как сказал Блок после выхода в 1901 году сборника «Листопад».
    Стихи первых поэтических книг Бунина — о Родине, о красоте ее радостной и печальной природы, о зорях лета и пронзительно-грустных закатах осени. В них уже проявилась характерная особенность его поэтического стиля — типично художническое восприятие мира, природы, человека.
    Родина
    Они глумятся над тобою,
    Они, а родина, корят
    Тебя твоею простотою,
    Убогим видом черных хат…
    Так сын, спокойный и нахальный,
    Стыдится матери своей —
    Усталой робкой и печальной
    Средь городских его друзей,
    Глядит с улыбкой состраданья
    На ту, что сотни верст брела
    И для него, ко дню свиданья,
    Последний грошик берегла.
    На Бунина-поэта сильное влияние оказала поэзия А. Фета, А. К, Толстого, Я. Полонского, но прежде всего… А. С. Пушкина. А самым длительным и глубоким было воздействие философской лирики Ф. Тютчева, воспринятой, однако, сквозь призму пушкинской традиции: тютчевский мотив дисгармонии любви и смерти снимался стремлением осознать общую гармонию мира, мотив бренности бытия — утверждением вечности природы, в которой Бунин всегда видел источник гармонии и красоты:
    Березы желтою резьбой
    Блестят в лазури голубой,
    Как вышки, елочки темнеют,
    А между кленами синеют
    То там, то здесь в листве сквозной
    Просветы в небо, что оконца.
    Лес пахнет дубом и сосной,
    За лето высох он от солнца,
    И Осень тихою вдовой
    Вступает в пестрый терем свой.
    В 1910-1911гг. основное место в поэзии Бунина заняла философская лирика. Вглядываясь в прошлое и настоящее России, древние цивилизации Востока, он хотел уловить некие вечные законы развития наций, народов, человечества. Основа бунинской философии жизни — в признании временного, земного бытия лишь частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека и человечества.
    Молчат гробницы, мумии и кости, —
    Лишь слову жизнь дана.
    Из древней тьмы, на мировом погосте,
    Звучат лишь письмена.
    И нет у нас иного достоянья!
    Умейте же беречь
    Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
    Наш дар бессмертный — речь,
    Бунину — прозаику и поэту — было присуще чувство глубочайшего уважения к слову, к долгу художника-творца, «подвижника» слова. Словесное мастерство его с особенной силой проявилось в пейзажных картинах, в которых он оригинально продолжает традиции пейзажной лирики Ф. Тютчева:
    Багряная печальная луна
    Висит вдали, но степь еще темна.
    Луна во тьму свой теплый отблеск сеет,
    И над болотом красный сумрак реет.
    Уж поздно — и какая тишина!
    Особый период в творчестве Бунина — годы эмиграции. Бунин трагически переживает разрыв с Родиной. Поэзия этих лет проникнута настроением одиночества человека, оказавшегося в «чужом, наемном доме», вдали от земли, которую любил «до боли сердечной»:
    У зверя есть нора, у птицы есть гнездо…
    Как бьется сердце горестно и громко,
    Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
    С своей уж ветхою котомкой!
    Среди всех войн, революций Бунин оставался Буниным, однозначно, но верно понимая, что происходит с Родиной.

  2. Например, цикл рассказов «Темные аллеи» представляет собой некое подобие альбома, где собраны жизненные зарисовки. Они как бы не завершены, однако каждая представляет собой уникальную историю любви. Одной из особенностей Бунина является то, что ни один из рассказов не заканчивается счастливо. Герои получают лишь короткие мгновенья радости, но дорого расплачиваются за нее потом. Автор пытался донести читателю не только любовь, но и последствия, которые она за собой влечет. Думаю, Бунин видел главную трагедию человека в утрате любви и веры в нее. Однако это чувство все равно оставляет незабываемый и прекраснейший след в душах людей.
    В 90-х годах Бунинские произведения наполнились демократизмом. В определенном смысле он приблизился к импрессионизму. В рассказе «Антоновские яблоки» показаны, на первый взгляд, не связанные между собой эпизоды умирающего дворянского быта. Они отдают сожалением и лирической грустью. Это подчеркивается чарующими пейзажами.
    В его произведениях постоянно присутствуют социальные моменты. Например, картины голода, описанные в рассказах «Эпитафия», «Руда» и «Новая дорога».
    В 1917 году философская лирика автора все более оттесняет пейзажную. Бунин старается заглянуть за грань реальности. В его поэзии появляются нотки обреченности. Поэт находит выход в возвращении к любви и природе.  Даже в эмиграции Иван Алексеевич остается верен своему таланту, изображая красоту русской природы, он размышляет о тайнах жизни. Но стихи его до самой смерти наполнены болью и тоской по родной земле и тяжестью этой утраты.
    Для нас его талант навсегда останется символом любви к родине и частью национальной культуры.

  3. Творчество И.А. Бунина занимает особое место в моей жизни. Не перестаю восторгаться великолепным бунинским стилем, вобравшим в себя все то лучшее, что было в русской дореволюционной литературе. Стихотворения молодого Бунина как бы продолжают эпоху Тютчева, Фета. Неподдельной болью за милую сердцу провинциальную Россию с ее разоряющимися помещиками дышат «Деревня». «Суходол». Потрясает широтой охвата действительности «Жизнь Арсеньева». Я могу перечислять бесконечно все замечательные произведения великого русского поэта и писателя. Но мне бы хотелось рассказать о самом любимом из огромного творческого наследия Бунина.
    Одним из таких произведений является рассказ «Господин из Сан-Франциско». Нарисованный в нем образ современного Бунину мира заставляет задуматься о смысле жизни самого читателя. Внешняя значительность господина из Сан-Франциско сводится к чему-то мелкому, ничтожному бунинской фразой: «…Имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил…» Уже само начало рассказа говорит об отношении автора к миру этих «господ», которые считают, что имеют право на все.
    И вот он плывет на огромном, как дом, пароходе «Атлантида», где все происходит по раз и навсегда заведенному порядку, и упивается своей значительностью. Пароход, идущий по ревущему океану, представляется каким-то гигантским чудовищем: «По вечерам этажи «Атлантиды» зияли во мраке огненными несметными глазами, и великое множество слуг работало в поварских, судомойнях и винных подвалах». Механический монстр с железным сердцем – машинным отделением! Все фальшивое в этом замкнутом пространстве, где даже любовь разыгрывается специально нанятой парой ради увеселения пассажиров.
    Поведение Господина, жадного до наслаждения бытом, туалетом, – пик слепоты того, кто уже коснулся пропасти небытия. Этот мотив усилен «исторически» – сопоставлением с печальным опытом две тысячи лет тому назад. «Бессмысленность власти «путешественников» оттенена условной фигурой всевидящего Дьявола, следящего за легкомысленной «Атлантидой». Грозное предостережение ощутимо в каждой фразе.
    Окружающий человека мир может быть ужасен, а может быть прекрасен, если речь идет о прекрасной природе. Восхищение автора вызывают горцы – дети природы: «Шли они – и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними». Сердца горных жителей слиты с образом такой сказочной красоты, которую «бессильно выразить человеческое слово». Не забыта и другая священная область. Тяготение дочери Господина к восточному вельможе – суетно. Но «прекрасны были те нежные, сложные чувства, что пробудила в ней встреча» с принцем. С «яростной» изобразительностью развенчано мертвое царство потому, что оно мешает цветению и пробуждению души.
    Господин из Сан-Франциско уверен, что будет окружен такой заботой и вниманием постоянно: «Так было всюду, так было в плавании, так должно было быть и в Неаполе». Ему обеспечен великолепный прием в Италии из уважения к деньгам состоятельного американца. Но смерть прерывает любование красотами Капри, и тут же хозяин гостиницы начинает говорить с семьей господина «без всякой любезности». Человек сразу стал никому не нужен. После долгих унижений фоб с телом господина из Сан-Франциско отправился через океан на том же пароходе, но господину теперь не оказывали внимания, а просто «глубоко спустили в просмоленном
    фобе в черный трюм».
    Громадный корабль, создание человеческой гордыни, все так же, как и раньше, режет океанскую волну. В едином ритме работает «подводная утроба» парохода. Наемная пара профессиональных танцоров медленно кружится среди других пассажиров на палубе океанского корабля, а под палубой в трюме лежит в гробу труп миллионера из Сан-Франциско. Далее Бунин продолжает: «И никто не знал ни того, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку, ни того, что стоит глубоко, глубоко под ними, на дне темного трюма, в соседстве с мрачными и знойными недрами корабля, тяжко одолевавшего мрак, океан, вьюгу…»
    Никому нет дела до того, что в недрах «Атлантиды» болтает мертвой головой господин из Сан- Франциско. Вот так прошла жизнь человека, не оставившего ничего после себя. Даже имя его уже никто не помнит. А в мире не почувствовали эту потерю. Все идет своим чередом, все дальше уходит в океан «Атлантида». Она может уйти на дно со всеми пассажирами, как одноименная легендарная страна, но ничего не изменится. Только новое создание «гордыни Нового Человека со старым сердцем» станет бороздить океан.
    Прочитав этот рассказ, невольно спрашиваешь: в чем же сам Бунин видел смысл человеческой жизни? Мне кажется, что для писателя одним из главнейших чувств была любовь.
    Цикл рассказов «Темные аллеи» – это гимн любви. Она прекрасна, величественна, в ней нет и намека на пошлость.
    В рассказе «Три рубля» из желания молодого литератора поразвлечься развивается трагическая история любви двух сердец, прерываемая смертью. Не всегда во внешней красоте заключена добрая душа. История жизни мальчика, лишенного матери и любви отца, ненавидимого красивой мачехой, стала сюжетом рассказа «Красавица», где самый отталкивающий образ является внешне самым привлекательным. Для Бунина гораздо важнее внутренняя красота, именно ей отдана любовь автора. С какой теплотой нарисован образ мальчика в рассказе «Дурочка»! Несчастье маленького человека и его мамы усилено авторским участием. Мне врезались в память последние строки рассказа: «Он был урод… Но когда он улыбался, он был очень мил». Эти слова не мог написать равнодушный к чужому горю человек. Это должно идти от сердца.
    Нельзя оставаться безучастным, читая о судьбе офицера из рассказа «Кавказ». Потеряв любовь жены, он искупался в море, надел чистое белье, выпил кофе, выкурил сигарету, затем поднялся в номер, «лег на диван и выстрелил себе в виски из двух пистолетов». У человека отняли любовь, и ему стала ненужной сама жизнь. Жизнь без любви – ничто. Именно это чувство правит миром, а не деньги господина из Сан-Франциско.
    Бунин, тонкий исследователь человеческой души, в своих произведениях глубоко передает внутреннее состояние героя, его переживания и радости, а также показывает окружающий его мир, неразрывно связанный с человеком. В своем творчестве он исходил из парадоксального наблюдения: «Человек знает, что он не знает…» «Противоядием» такому состоянию избраны «костер труда» и естественная природа, в которой, по признанию Бунина, «все меня мучает своей прелестью».
    Великий русский писатель-гуманист навсегда останется для меня певцом любви, счастья, милосердия, и никогда не уйдут из моей памяти «Темные аллеи», «Господин из Сан-Франциско», «Братья» и многие другие произведения гениального сына России.

  4. Иван Алексеевич Бунин
    Детство писателя прошло в последнем родовом поместье разорившегося отца хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии.
    Образованием занимались домашние учителя, открывшие ребенку мир Гоголя и Пушкина, особую роль сыграл первый наставник, бывший студент университета И. О. Ромашков. В 1881 году Бунин поступаете Елецкую гимназию, которую ему не удается закончить, так как отец не смог заплатить за образование сына.
    В 1886 году был отчислен, следующие четыре года своей жизни провел в деревне Озерки, где жил его старший брат Юлий, оказавший на писателя большое влияние.
    Литературные опыты были хорошо встречены критикой. Основные мотивы раннего творчества — природа и человек. Стихи Бунин писал в течение всей своей жизни.
    В 1903 году за поэму «Листопад» Бунин получает Пушкинскую премию.
    Второй излюбленной темой его творчества была тема исчезновения дворянства, оскудение этого сословия, разорения дворянских гнезд.
    Бунин решительно не принял революцию, занял позицию откровенного неприятия большевизма.
    В 1920 году Бунин покидает Россию навсегда. В эмиграции он написал много замечательных произведений, в том числе роман «Жизнь Арсеньева», удостоенный Нобелевской премии.
    Последние году жизни Бунина были посвящены работе над книгой «Воспоминания».
    По воспоминаниям Бунина, большое влияние на него оказали Л. Н. Толстой и А. П. Чехов, их Бунин считал своими учителями.
    1. Бунин-поэт много писал о природе, но он не только тонкий пейзажист, но и психолог и философ. Тему очеловечивания природы Бунин повторяет настойчиво, обогащая новыми метафорами.
    Поэзии Бунина характерна точность и зримость (черты прозы), а для его прозы характерны эмоциональная напряженность и ритмический строй (черты поэзии).
    Основные темы и направления его творчества остаются неизменными на протяжении 65 лет.
    Бунин очень строго обращался со словом. «Ничего лишнего!» — вот его писательское кредо.
    Бунин великолепно чувствовал русский язык, его поэзия и проза считаются образцом использования языка.
    .

  5. Сочинение на тему: “Поэтическое наследие И. А. Бунина”.
    Ивана Алексеевича Бунина мы знаем как выдающегося русского поэта и писателя. Несмотря на то, что прославился Бунин как писатель-реалист, он состоялся и как настоящий мастер поэтического слова, достойно представив «серебряный век».
    И. А. Бунин творил, прежде всего, в рамках традиций классической литературы. Тем не менее, его поэзия отличается новизной и своеобразием. Не задаваясь целью создать что-то новое в области литературы, поэт сумел вдохнуть свежую струю в поэзию ХХ столетия. Его произведения довольно сдержанны, что делает их стилистически схожими с прозой, которая талантливо обрамлена рифмой. Такой неординарный эффект поэтических творений Бунина делает их уникальными и особенно гармоничными.
    Поэтика художника сильно отличается от творчества современных ему символистов, здесь автор остается верен себе и реалистической манере письма:
    «В трепетный сумрак озябшего сада
    Льется со степи волнами прохлада –
    Медленно рдеет заря».
    От каждой строчки веет правдивостью, честностью, в них раскрывается талант созерцателя. Пейзажная лирика И. А. Бунина отличается также отсутствием лирического героя, авторского «Я». На первый взгляд, это делает его стихотворения немного отстраненными и кажется, что от них веет холодностью, но при дальнейшем знакомстве с поэзией эта сдержанность даже импонирует.
    Характерной особенностью стиля поэзии Ивана Бунина является чеканность, четкость и незамысловатость сюжетов, яркие эпитеты. Его поэзия пронизана любовью к родине и красоте ее природы. Пейзажная лирика тесно переплетается с национальными мотивами:
    «Усадьба по-осеннему молчала.
    Весь дом был мертв в полночной тишине,
    И, как ребенок брошенный, кричала
    Ушастая пустушка на гумне».
    Родина в стихах поэта всегда любима, какой бы она не была. О России Бунин пишет откровенно, раскрывая ее недостатки и сожалея о них, но всегда подчеркивая свою любовь к родной земле.
    В период эмиграции, после революции 1917 года, пейзажную лирику в творчестве все больше заменяют философские мотивы, тема тоски по родной России. Здесь Бунин уже предстает перед читателем как лирический герой, который посредством стихотворений размышляет о трагичности и таинственности жизни:
    «Я человек: как Бог, я обречен
    Познать тоску всех стран и всех времен».
    И. А. Бунин почти не писал стихотворений в конце своего жизненного пути, однако литературные критики отмечают особую поэтичность прозы последних лет писателя.
    Поэтические произведения талантливого русского автора рассказывают нам о счастье и радостях жизни, о том, что трогает человеческую душу.
    < Предыдущая Следующая >

  6. Ищу я в этом мире сочетанья
    Прекрасного и вечного. Вдали
    Я вижу ночь: пески среди молчанья
    И звездный свет над сумраком земли.
    И. Бунин
    Иван Алексеевич Вунин — выдающийся русский писатель, прославившийся как писатель-прозаик. Но начинал свою литературную жизнь Иван Алексеевич с поэзии и вошел в прекрасную плеяду поэтов «серебряного века».
    Не видно птиц. Покорно чахнет
    Лес, опустевший и больной.
    Грибы, сошли, но крепко пахнет
    В оврагах сыростью грибной.
    И, убаюкан шагом конным,
    С отрадной грустью внемлю я,
    Как ветер звоном однотонным
    Гудит-поет в стволы ружья.
    Первое стихотворение Бунина было напечатано, когда ему было лишь семнадцать, через четыре года вышел первый сборник стихов, но известность пришла к нему лишь через десять лет, после выхода сборника «Листопад» в 1901 году, отмеченного Пушкинской премией Академии наук.
    Ту звезду, что качалася в темной воде
    Под кривою ракитой в заглохшем саду,—
    Огонек, до рассвета мерцавший в пруде,
    Я теперь в небесах никогда не найду.
    В то селенье, где шли молодые года,
    В старый дом, где я первые песни слагал.
    Где я счастья и радости в юности ждал,
    Я теперь не вернусь никогда, никогда.
    Поэзия Бунина очень своеобразна, стилистически сдержанна, чеканна, гармонична. Поэт чужд поискам нового. Его поэзия традиционна, он последователь русской классики. Бунин — тонкий лирик, прекрасный знаток русского языка. Его стихи своеобразны. Это скорее рифмованная, определенным образом организованная проза, чем стихи в их классическом виде. Но именно своей новизной и свежестью привлекают они читателей.
    И цветы, и шмели, и травы, и колосья,
    И лазурь, и полуденный зной…
    Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
    «Был ли счастлив ты в жизни земной?»
    И забуду я все — вспомню только вот эти
    Полевые пути меж колосьев и трав —
    И от сладостных слез не успею ответить,
    К милосердным коленям припав.
    Бунин резко отрицательно отнесся к символизму, вся его поэтика, по существу, была упорной борьбой с символизмом. Причем поэта не смущало, что в этой борьбе он оказался один. Он стремился вырвать из своего творчества все, что могло бы быть общего с этим течением в искусстве. Бунин особенно отвергал «неправду» символизма. Для символистов действительность была покрывалом, маской, скрывающей иную, более подлинную реальность, разоблачение которой совершается путем преображения действительности в творческом акте. Пейзаж — пробный камень в изображении действительности. Именно тут Бунин особенно упорствует против символистов. Для них природа — сырой материал, который они подвергают переработке. Бунин же хочет быть созерцателем совершенного творения.
    Ночь побледнела, и месяц садится
    За реку красным серпом.
    Сонный туман на лугах серебрится.
    Черный камыш отсырел и дымится.
    Ветер шумит камышом.
    Тишь на деревне. В часовне лампада
    Меркнет, устало горя.
    В трепетный сумрак озябшего сада
    Льется со степи волнами прохлада…
    Медленно рдеет заря.
    Бунинский пейзаж правдив, тонок и прекрасен, как ни одному символисту и не грезилось. В стихах Ивана Алексеевича мы не видим личности автора. Из своей поэзии он исключает главную составляющую лиризма — «я». Это основная причина того, что Бунина упрекали в холодности. Но это не холодность, а скорее целомудрие.
    Перед закатом набежало
    Над лесом облако — и вдруг
    На взгорье радуга упала
    И засверкало все вокруг.
    Стеклянный, редкий и ядреный,
    С веселым шорохом спеша.
    Промчался дождь, и лес зеленый
    Затих, прохладою дыша.
    Бунин оставался верен своему антисимволизму, он никак не мог поверить, что форма способна служить не только вместилищем мысли, но и выражать саму мысль.
    Форма стихов Бунина, конечно, безукоризненна, но нельзя не отметить, что поэт сознательно лишил ее многих существенных возможностей. Связав свою форму, он отчасти связал себя.
    Багряная печальная луна
    Висит вдали, но степь еще темна.
    Луна во тьму свой теплый отблеск сеет
    И над болотом красный сумрак реет.
    Уж поздно — и какая тишина.
    Мне кажется, луна оцепенеет:
    Она как будто выросла со дна
    И допотопной лилией краснеет.

  7. Памятный день летних каникул. Рассказы детей на тему: “Как я провел лето?”

    И. А. Бунин

    Стихи И. Бунина

    Иван Алексеевич Бунин. Очерк жизни и творчества

    Иван Алексеевич Бунин – поэт и прозаик, классик русской литературы, замечательный мастер изобразительного слова.
    Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии – в средней полосе России, где родились или творили Лермонтов, Тургенев, Лесков, Лев Толстой. Бунин осознавал себя литературным наследником своих великих земляков.
    Он гордился тем, что происходил из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственной службы, так и в области искусства. Среди его предков – В. А. Жуковский, известный поэт, друг А. С. Пушкина.
    Мир его детства ограничивался семьёй, усадьбой, деревней. Он вспоминал: “Тут, в глубочайшей тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым порогам, а зимой среди сугробов, и прошло моё детство, полное поэзии, печальной и своеобразной.”
    Родной дом он покидает ненадолго, поступив в гимназию уездного города Ельца, где не проучился и четырех лет. Бунин впоследствии напишет: “Я рос одиноко… без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождение обычных путей юности – гимназии, университета – мне было не дано. Я нигде не учился, никакой среды не знал”.
    Огромное воздействие оказал на него брат Юлий, старше его на тринадцать лет, единственный в семье, окончивший университет. Он отбывал в родном имении ссылку за участие в революционных кружках. “Не прошло и года, – вспоминал Юлий, – как он (Иван) так умственно вырос, что я мог с ним почти как с равным вести беседы на многие темы”.
    С раннего детства будущего поэта отличали феноменальная наблюдательность, память, впечатлительность. Бунин сам писал о себе: “Зрение у меня было такое, что я видел все семь звёзд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги”.
    С младенчества он слышал из уст матери стихи. Портреты Жуковского и Пушкина в доме считались фамильными.
    Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, “с одним крестом на груди”, он начинает добывать хлеб литературным трудом.
    В свои 19 он производил впечатление зрелого человека, в 20 становится автором первой, вышедшей в Орле, книги. Стихи сборника во многом были, правда, еще несовершенны, признания и известности молодому поэту не принесли. Но здесь обозначилась одна вызывающая к себе интерес тема – тема природы. Ей останется верен Бунин и в последующие годы, хотя всё органичнее в его поэзию начнет входить философская и любовная лирика.
    Бунин вырабатывает свой собственный стиль в русле прочных классических традиций. Он становится признанным поэтом, достигнув мастерства прежде всего в пейзажной лирике, потому что его поэзия имеет прочную основу – “усадебную, полевую и лесную флору Орловщины”, родной поэту среднерусской полосы. Этот край, по словам знаменитого советского поэта А. Твардовского, Бунин “воспринял и впитал в себя, и этот запах впечатлений детства и юности достается художнику на всю жизнь”.
    Одновременно со стихами Бунин писал и рассказы. Он знал и любил русскую деревню. К крестьянскому труду он проникся уважением с детства и даже впитал “на редкость заманчивое желание быть мужиком”. Закономерно, что деревенская тема становится обычной в его ранней прозе. На его глазах русские крестьяне и мелкопоместные дворяне нищают, разоряется, вымирает деревня. Как позже отмечала его жена, В. Н. Муромцева-Бунина, его собственная бедность принесла ему пользу – помогла глубоко понять натуру русского мужика.
    И в прозе Бунин продолжал традиции русской классики. В его прозе – реалистические образы, типы людей, взятых из жизни. Он не стремится к внешней занимательности или событийно развивающимся сюжетам. В его рассказах – лирически окрашенные картины, бытовые зарисовки, музыкальность интонаций. Ясно ощущается, что это проза поэта. В 1912 году Бунин – в интервью “Московской газете” – скажет, что не признает “деления художественной литературы на стихи и прозу”.
    В своей жизни Бунин много странствовал. Первое путешествие по России, Украине, Крыму он совершил после работы в газете “Орловский вестник”, в ранней молодости. Потом он сменит много профессий: будет работать корректором, статистиком, библиотекарем и даже продавцом в книжной лавке. Многочисленные встречи, знакомства, наблюдения обогащают его новыми впечатлениями. Молодой прозаик быстро расширяет тематику своих рассказов. разнообразны его герои: это и учитель, и пошлые дачники, и толстовец (последователь учения Толстого), и просто мужчины и женщины, переживающие прекрасное чувство любви.
    Популярность прозы Бунина началась с 1900 года, после публикации рассказа “Антоновские яблоки”, созданного на самом близком писателю материале деревенской жизни. Читатель как бы всеми чувствами воспринимает раннюю осень, время сбора антоновских яблок. Запах антоновки и другие привычные автору с детства признаки сельской жизни означают торжество жизни, радости, красоты. Исчезновение этого запаха из дорогих его сердцу дворянских поместий символизирует неотвратимое их разорение, угасание. Лирик Бунин с большим чувством и мастерством сумел выразить свое сожаление и грусть по поводу угасания дворянства. По словам М. Горького, “тут Бунин, как молодой бог, спел, красиво, сочно, задушевно”.
    За Буниным в дореволюционной критике закрепляется характеристика “певца оскудения и запустения дворянских гнезд”, усадебной печали, осеннего увядания. Правда, его “печальные элегии” современники считают запоздалыми, так как Бунин родился почти 10 лет спустя после отмены крепостного права в 1861 году, а своё отношение к разрушению мира помещичьей усадьбы намного раньше выразили А. Гончаров, И. Тургенев и многие другие. Не став свидетелем жестоких крепостнических отношений, Бунин идеализирует прошлое и стремится показать единство помещика и мужика, их причастность к родной земле, национальному укладу, традициям. Как объективный и правдивый художник Бунин отражал те процессы, которые происходили в современной ему жизни – в канун первой русской революции 1905 – 1907 гг. В этом смысле заслуживают внимания рассказы “Золотое дно”, “Сны” с их антипомещичьей направленностью. Они были напечатаны в сборнике М. Горького “Знание” и получили высокую оценку Чехова.
    Самым значительным произведением дооктябрьского периода творчества Бунина стала повесть “Деревня” (19910 г.). Она отражает жизнь крестьян, судьбу деревенского люда в годы первой русской революции. Повесть была написана во время наибольшей близости Бунина и Горького. Сам автор пояснил, что здесь он стремился нарисовать, “кроме жизни деревни, и картины вообще всей русской жизни”.
    Никогда ни о каком другом бунинском произведении не велась такая острая полемика, как о “Деревне”. Передовая критика поддержала писателя, увидев ценность и значение произведения “в правдивом изображении быта падающей, нищающей деревни, в разоблачительном пафосе ее уродливых сторон”. Вместе с тем, нельзя не отметить, что Бунин не смог осмыслить происходящие события с позиций передовых идей своего времени.
    Повесть потрясла Горького, который услышал в ней “скрытый, заглушенный стон о родной земле, мучительный страх за нее”. По его мнению, Бунин заставил “разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься над строгим вопросом – быть или не быть России”.
    В целом, занимая значительное место в творчестве Бунина, произведения деревенской тематики выдержали испытание временем.
    В 10-е годы творчество Бунина достигает своего расцвета. По оценке Горького “он так стал писать прозу, что если скажут о нем: это лучший стилист современности – здесь не будет преувеличения”. Много работая, Бунин вовсе не был склонен к сидячей кабинетной жизни. Одно за другим он совершает путешествия по России, отправляется и в заграничные поездки. По словам известного советского писателя В. Катаева, Бунин был легок на подъем и мечтал всю жизнь провести в путешествиях по земному шару налегке, с одним-двумя чемоданами, где было бы самое необходимое – записные книжки и бумага прежде всего.
    Путешествуя по разным странам и континентам, Бунин соприкасается с красотой мира, мудростью веков, культурой человечества. Его занимают философские, религиозные, нравственные, исторические вопросы. Писатель размышляет о мировой общечеловеческой душе, которую должен иметь, по его мнению, каждый художник независимо от национальности. Теперь уже не только российские, но и заграничные впечатления служат импульсом к его творчеству, и на их материале он создает немало разных по теме и идее произведений. Среди них вошедший в антологии мировой литературы рассказ “Господин из Сан-Франциско” (1915 г.), а также “Братья”, “Сны Чанга” и др.
    Об отношении Бунина к буржуазной цивилизации можно судить по такому его высказыванию: “Я с истинным страхом смотрел всегда на всякое благополучие, приобретение которого и обладание которым поглощало человека, а излишество и обычная низость этого благополучия вызывали во мне ненависть”.
    В 1914 году разразилась мировая война. Писатель прекрасно понимал весь ее ужас, бессмысленность и непопулярность в народе. Один из современников приводит его высказывание тех лет: “Народ воевать не хочет, ему война надоела, он не понимает, за что мы воюем”.
    Бунин возмущен ура-патриотическими заявлениями писателей-оборонцев, которые выступали за продолжение войны до победного конца. Не случайно в 1915 году появляются такие его стихи:
    Молчат гробницы, мумии и кости –
    Лишь слову жизнь дана:
    Из древней тьмы на мировом погосте
    Звучат лишь письмена.
    И нет у нас иного достоянья!
    Умейте же беречь
    Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
    Наш дар бессмертный – речь.
    В России складывалась неблагоприятная обстановка, в том числе не удовлетворяла писателя литературная ситуация. Это предопределило кризис в творчестве Бунина к концу 1916 года. В это время он отдает предпочтение стихам. Его поэзия обращается к прошлому, пронизана печалью воспоминаний. Что касается прозы, то большей частью он ведет дневниковые записи, на основе которых создает рассказы “Последняя весна”, “Последняя осень”, “Брань”. Они немногочисленны, политически злободневны, носят антивоенный характер.
    В канун Октябрьской революции и мироощущение, и гуманистическая направленность творчества характеризуют Бунина, казалось бы, как прогрессивно мыслящего человека. Но он считал, что лишь дворянство, с его высокой культурой, способно управлять Россией. Он не верил в разум и творчество народных масс (повесть “Деревня” наглядно продемонстрировала это). Испугавшись, не поняв смысла Октябрьской революции и не признав возникшего в результате ее победы государство рабочих и крестьян – Советскую Россию – Бунин обрек себя на добровольное изгнание.
    Первый год эмиграции был для Бунина, по выражению одного из критиков, “немым”. Он читает Л. Толстого, которого он любил всю жизнь, и делает дневниковые записи, сознавая, что лишился всего – “людей, родины, близких”. “Ах, как бесконечно больно и жаль того счастья”, – криком сердца вырываются слова при воспоминании о прошлом. Но вместе с тем, ослепленный враждой к Советской России, Бунин нападает на все, что связано с ней.
    Возвращение к подлинному творчеству происходит медленно. Рассказы первых лет эмиграции весьма разнообразны по своей тематике и настроению, но преобладают в них пессимистические ноты. Особенно потрясает рассказ “Конец”, где реалистически передана картина бегства писателя из Одессы за границу на стареньком французском суденышке “Патрас”.
    Живя на родине, Бунин считал, что не обязан всю жизнь писать на русские темы и только о России. В эмиграции он получает неограниченную возможность изучать и брать материал из другой жизни. Но нерусская тематика занимает незначительное место в послеоктябрьском периоде творчества Бунина. В чем же тут дело? По мнению А. Твардовского, Бунин, как никто другой, “обязан своим бесценным даром” России, родному орловскому краю, его природе. Еще совсем молодым в статье о поэте из народа , своем земляке Никитине, Бунин писал о русских поэтах – это “люди, крепко связанные со своей страной, со своей землей, получающие от нее мощь и крепость”.
    Слова эти самым непосредственным образом можно отнести к самому Бунину. Естественна и органична была связь писателя с родиной, как воздух для человека, который не замечает, что дышит. Он, как Антей, чувствовал себя могучим и ощущал ее близость даже тогда, когда отправлялся за тридевять земель, зная, что непременно вернется на родину. И он возвращался и едва ли не каждый год посещал родные места и деревню, куда его всегда тянуло с непреодолимой силой.
    Но вот, оказавшись изгнанником, он как никто другой жестоко страдал вдали от родины, постоянно ощущая всю глубину потери. И, осознав, что не может без России существовать ни как человек, ни как писатель, что родина от него неотторжима, Бунин нашел свой способ связи, возвратившись к ней любовью.
    Писатель обращается к прошлому и создает его в преображенном виде. О том, как велика тяга писателя к соотечественникам, как глубока его любовь к России, свидетельствует его рассказ “Косцы”, где речь идет о рязанских крестьянах, их вдохновенном труде, берущем за душу пении во время сенокоса на орловской земле. “Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе… И еще в том была (уже не сознаваемая нами тогда прелесть), что эта родина, этот наш общий дом был Россия и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый вздох березовом лесу”.
    Полный поэзии и любви к родине рассказ заканчивается мотивом гибели России.
    В первые годы эмиграции писатель воскрешает в своем творчестве не только прекрасные стороны русской жизни. Бунин, как и в дооктябрьский период творчества (повесть “Суходол”), беспощаден к представителям вырождающегося дворянства.
    Еще в дореволюционный период творчества, касаясь самой близкой темы деревни, Бунин испытывал, по определению литературоведов, сложное чувство “любви-ненависти”. Оно было вызвано несовершенствами жизни сложного пореформенного периода.
    В “Жизни Арсеньева”, самом замечательном произведении, созданном в эмиграции, преобладает чувство любви. Роман этот определяют как художественную биографию творческой личности. Бунин пояснял, что любое произведение автобиографично постольку, поскольку автор вкладывает в него самого себя.
    Главному герою книги, Алексею Арсеньеву, писатель дарит собственные черты художника, творца, поэта. Алексей Арсеньев наделен обостренным чувством жизни, именно поэтому ему свойственно и повышенное чувство смерти, для него естественны размышления о неразгаданной тайне начала и конца существования, о смысле бытия, и, конечно, о собственном предназначении в жизни.
    Эти вопросы всегда волновали Бунина, как и всякого большого художника, и он не мог не писать об этом в своей книге, посвященной жизни творческой личности.
    Как считают исследователи, в “Жизни Арсеньева” объединено всё написанное ранее. Темы и настроения прежних произведений так или иначе отразились в этом романе.
    Большое место в эмигрантский период творчества Бунина занимает тема любви. Заметим, что впервые писатель обратился к ней еще в 90-е годы, а в 1900-е создает известные ныне произведения, такие как “Осенью”, “Маленький роман”, “Заря на всю ночь”, “Митина любовь”, “Солнечный удар”, “Ида” и многие другие. В конце 30-х – 40-х годах эта тема становится главной. В этот период создано 38 рассказов, составивших книгу “Темные аллеи”, которую называют энциклопедией любви.
    Если сравнивать последнюю книгу с тем, что было написано раньше, например, в 900-е годы, то нельзя не заметить, что писатель заговорил о любви иначе, по-другому, глубоко раскрывая ее интимные подробности.
    Будучи натурой глубокой и страстной, Бунин сам пережил несколько драматических потрясений. И если раньше он не решался говорить о некоторых сторонах любви, то в эмигрантский период он тайное и сокровенное делает достоянием литературы. Но надо иметь в виду: Бунин опровергал слухи о том, что он описывает собственные любовные истории оп памяти. Все они, по свидетельству писателя, созданы его воображением. И уж таков уровень бунинского мастерства, что читатель воспринимает литературные персонажи как реальные лица.
    Созданные фантазией художника, герои без остатка поглощены любовью. Для них это чувство – главное в жизни. Мы не находим подробностей их профессии, социального положения, но поразительны одухотворенность, сила и искренность чувств. Это создает атмосферу исключительности, красоты и романтичности. И совсем не важно, сам ли герой, предчувствуя любовь, ищет и находит ее, или она родилась внезапно, поразив как солнечный удар. Главное, что это чувство ошеломляет человеческую душу. И что особенно примечательно, у Бунина чувственное и идеальное составляют тот сплав, гармонию, которые свойственны для нормального, а не ущемленного проявления истинного чувства.
    Любовь, как ослепительная вспышка, озаряет души влюбленных, она высочайшее напряжение духовных и физических сил и поэтому вечно продолжаться не может. Зачастую ее финал приводит к гибели одного из героев, но если жизнь продолжается, до конца дней она озарена великим чувством.
    По форме рассказы сборника “Темные аллеи” – самые сюжетные из всего созданного писателем. Сам Бунин очень любил эту книгу. “Темные аллеи” считаю, может быть, самой лучшей моей книгой в смысле сжатости, живости и вообще литературного мастерства”, – писал он.
    33 года, около половины творческой жизни, вплоть до кончины в 1953 г., провел Бунин во Франции, живя и работая вдали от горячо любимой России. Во время второй мировой войны, оставаясь на оккупированной фашистами французской земле, он отверг все их предложения о сотрудничестве, с волнением следил за событиями на Восточном фронте и радовался победам советского народа.
    Мыслями и душой он стремился в Россию, о чем говорит письмо старому другу Телешову, где Бунин признавался: “Очень хочу домой”. последние годы жизни старого писателя были омрачены особо острой нуждой: постоянно недоставало денег на лечение, квартиру, уплату налогов, долгов. Но особую тоску и безнадежность неутомимый труженик и подвижник писательского ремесла испытывал при мысли, что книги его, никому не нужные, будут пылиться на книжных полках. Были у него основания для сомнений, ведь при жизни не выпало на долю писателя громкой славы, хотя и не был он обойден высокими почестями (присвоение звания академика императорской Академии наук в 1909 г., присуждение Нобелевской премии в 1933 г.). Однако произведения его выходили за рубежом нечасто, лишь сотнями экземпляров, и были известны самому узкому кругу читателей.
    Но опасения Бунина о забвении оказались напрасными. В наши дни в СССР книги Бунина издаются огромными тиражами, вплоть до миллионных, его творчество получило признание широчайшей читательской аудитории. (…) Творчество Бунина возвратилось на родину писателя, потому что предметом его, говоря словами самого автора, является “вечная, вовеки одинаковая любовь мужчины и женщины, ребенка и матери, вечные печали и радости человека, тайна его рождения, существования и смерти”.
    Н. Ф. Каргина
    Печатается по изданию: И. А. Бунин. И след мой в мире есть… Москва, Русский язык, 1989
    НАШИ РУБРИКИ
    Символы России
    Мода
    Кино, видео
    Детские стихи
    Школьные сочинения
    Пословицы
    Поговорки
    Народные приметы
    Скороговорки
    Творчество детей
    Толерантность
    Веселые стишки
    Загадки про животных
    Блокада Ленинграда
    Стихи наших читателей
    Стихи о войне
    Кроссворды
    Рубрики журнала
    Академия художеств
    Будь здоров!
    В гостях у дедушки Мокея
    Викторина
    Вот в чем вопрос
    Герои неземных стихий
    Герой ли… литературный герой?
    Голоса исчезнувших миров
    Живая классика
    Игры
    История вещей
    История историч. изречений
    Клуб «Полководец»
    Клуб юных детективов
    Конкурсы
    Копилка заблуждений
    Кто первый?
    Кукольные истории
    Магический кристалл
    Мастерская Эдисонов
    Маши-искусница
    Морская газета
    Музеи мира
    Творч. твоих ровесников
    Театр
    Уголок весел. архивариуса

  8. …И снова все кругом замрет.Последние мгновенья счастья!Уж знает Осень, что такойГлубокий и немой покой —Предвестник долгого ненастья.
    Бунин считал, что поэзия — это особый дар, которым человек наделен от Бога. Прикоснуться к ней, прочувство­вать дано не каждому. Да и сам поэт должен писать свои стихи не для всех, и не беда, если поймут его совсем не­многие.
    И весело мне думать, что поэтМеня поймет. Пусть никогда в долинеЕго толпы, не радует привет!На высоте, где небеса так сини,Я вырезал в полдневный час сонетЛишь для того, кто на вершине.
    В предреволюционные годы и в годы первой русской революции в поэзию Бунина вторгаются темы, навеянные событиями современности. Но поэт старается уйти от общественных проблем к непреходящим ценностям че­ловеческой культуры, в прошлое, к древним культурам и цивилизациям, стараясь найти связующую нить времен.
    Ищу я в этом мире сочетаньяПрекрасного и вечного. ВдалиЯ вижу ночь: пески среди молчаньяИ звездный свет над сумраком земли.
    Упорно ищет поэт приметы вечного и в современности, веря, что человек — лишь песчинка во Вселенной, но он — неотъемлемая часть мира, живой природы, Бога. Материал с сайта //iEssay.ru

  9. Творчество И. А. Бунина было высоко оценено современниками и до сегодняшних дней продолжает волновать души новых почитателей его таланта. Бунин известен прежде всего как прозаик. И до сих пор бытует мнение, что как поэт он не достиг вершин «серебряного века». Но вместе с тем ему по праву принадлежит и «одно из главных мест среди современной русской поэзии», — как сказал Блок после выхода в 1901 году сборника «Листопад».
    Стихи первых поэтических книг Бунина — о Родине, о красоте ее радостной и печальной природы, о зорях лета и пронзительно-грустных закатах осени. В них уже проявилась характерная особенность его поэтического стиля — типично художническое восприятие мира, природы, человека.
    Родина
    Они глумятся над тобою,
    Они, а родина, корят
    Тебя твоею простотою,
    Убогим видом черных хат…
    Так сын, спокойный и нахальный,
    Стыдится матери своей —
    Усталой робкой и печальной
    Средь городских его друзей,
    Глядит с улыбкой состраданья
    На ту, что сотни верст брела
    И для него, ко дню свиданья,

    Последний грошик берегла.
    На Бунина-поэта сильное влияние оказала поэзия А. Фета, А. К, Толстого, Я. Полонского, но прежде всего… А. С. Пушкина. А самым длительным и глубоким было воздействие философской лирики Ф. Тютчева, воспринятой, однако, сквозь призму пушкинской традиции: тютчевский мотив дисгармонии любви и смерти снимался стремлением осознать общую гармонию мира, мотив бренности бытия — утверждением вечности природы, в которой Бунин всегда видел источник гармонии и красоты:
    Березы желтою резьбой
    Блестят в лазури голубой,
    Как вышки, елочки темнеют,
    А между кленами синеют
    То там, то здесь в листве сквозной
    Просветы в небо, что оконца.
    Лес пахнет дубом и сосной,
    За лето высох он от солнца,
    И Осень тихою вдовой
    Вступает в пестрый терем свой.
    В 1910-1911гг. основное место в поэзии Бунина заняла философская лирика. Вглядываясь в прошлое и настоящее России, древние цивилизации Востока, он хотел уловить некие вечные законы развития наций, народов, человечества. Основа бунинской философии жизни — в признании временного, земного бытия лишь частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека и человечества.
    Молчат гробницы, мумии и кости, —
    Лишь слову жизнь дана.
    Из древней тьмы, на мировом погосте,
    Звучат лишь письмена.
    И нет у нас иного достоянья!
    Умейте же беречь
    Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
    Наш дар бессмертный — речь,
    Бунину — прозаику и поэту — было присуще чувство глубочайшего уважения к слову, к долгу художника-творца, «подвижника» слова. Словесное мастерство его с особенной силой проявилось в пейзажных картинах, в которых он оригинально продолжает традиции пейзажной лирики Ф. Тютчева:
    Багряная печальная луна
    Висит вдали, но степь еще темна.
    Луна во тьму свой теплый отблеск сеет,
    И над болотом красный сумрак реет.
    Уж поздно — и какая тишина!
    Особый период в творчестве Бунина — годы эмиграции. Бунин трагически переживает разрыв с Родиной. Поэзия этих лет проникнута настроением одиночества человека, оказавшегося в «чужом, наемном доме», вдали от земли, которую любил «до боли сердечной»:
    У зверя есть нора, у птицы есть гнездо…
    Как бьется сердце горестно и громко,
    Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
    С своей уж ветхою котомкой!
    Среди всех войн, революций Бунин оставался Буниным, однозначно, но верно понимая, что происходит с Родиной.

  10. Краткое содержание работы
    “Ищу
    я в этом мире сачетанъя
    Прекрасного
    и вечного. Вдали
    Я
    вижу ночь: пески среди молчанья
    И
    звездный свет над сумраком земли.”
    И.
    Бунин
    Иван
    Алексеевич Бунин — выдающийся русский писатель, прославившийся как
    писатель-прозаик. Но начинал свою литературную жизнь Иван Алексеевич с поэзии и
    вошел в прекрасную плеяду поэтов “серебряного века”.
    Не
    видно птиц. Покорно чахнет
    Лес,
    опустевший и больной.
    Грибы
    сошли, но крепко пахнет
    В
    оврагах сыростью грибной…
    И,
    убаюкан шагом конным, —
    С
    отрадной грустью внемлю я,
    Как
    ветер звоном однотонным
    Гудит-поет
    в стволы ружья.
    Первое
    стихотворение Бунина было напечатано, когда ему было лишь семнадцать, через
    четыре года вышел первый сборник стихов, но известность пришла к нему лишь
    через десять лет, после выхода сборника “Листопад” в 1901 году, отмеченного
    Пушкинской премией Академии наук.
    Ту
    звезду, что качалася в темной воде
    Под
    кривою ракитой в заглохшем саду, —
    Огонек,
    до рассвета мерцавший в пруде,
    Я
    теперь в небесах никогда не найду.
    В
    то селенье, где шли молодые года,
    В
    старый дом, где я первые песни слагал.
    Где
    я счастья и радости в юности ждал,
    Я
    теперь не вернусь никогда, никогда.
    Поэзия
    Бунина очень своеобразна, стилистически сдержанна, чеканна, гармонична. Поэт
    чужд поискам нового. Его поэзия традиционна, он последователь русской классики.
    Бунин — тонкий лирик, прекрасный знаток русского языка. Его стихи своеобразны.
    Это скорее рифмованная, определенным образом организованная проза, чем стихи в
    их классическом виде. Но именно своей новизной и свежестью привлекают они
    читателей.
    И
    цветы, и шмели, и травы, и колосья,
    И
    лазурь, и полуденный зной…
    Срок
    настанет — Господь сына блудного спросит:
    “Был
    ли счастлив ты в жизни земной?”
    И
    забуду я все — вспомню только вот эти
    Полевые
    пути меж колосьев и трав —
    И
    от сладостных слез не успею ответить,
    К
    милосердным коленям припав.
    Бунин
    резко отрицательно отнесся к символизму, вся его поэтика, по существу, была
    упорной борьбой с символизмом. Причем поэта не смущало, что в этой борьбе он
    оказался один. Он стремился вырвать из своего творчества все, что могло бы быть
    общего с этим течением в искусстве. Бунин особенно отвергал “неправду”
    символизма. Для символистов действительность была покрывалом, маской,
    скрывающей иную, более подлинную реальность, разоблачение которой совершается
    путем преображения действительности в творческом акте. Пейзаж — пробный камень
    в изображении действительности. Именно тут Бунин особенно упорствует против
    символистов. Для них природа — сырой материал, который они подвергают
    переработке. Бунин же хочет быть созерцателем совершенного творения.
    Ночь
    побледнела, и месяц садится
    За
    реку красным серпом.
    Сонный
    туман на лугах серебрится,
    Черный
    камыш отсырел и дымится,
    Ветер
    шумит камышом.
    Тишь
    на деревне. В часовне лампада
    Меркнет,
    устало горя.
    В
    трепетный сумрак озябшего сада
    Льется
    со степи волнами прохлада-
    Медленно
    рдеет заря.
    Бунинский
    пейзаж правдив, тонок и прекрасен, как ни одному символисту и не грезилось. В
    стихах Ивана Алексеевича мы не видим личности автора. Из своей поэзии он
    исключает главную составляющую лиризма — “я”. Это основная причина того, что
    Бунина упрекали в холодности. Но это не холодность, а скорее целомудрие.
    Перед
    закатом набежало
    Над
    лесом облако — и вдруг
    На
    взгорье радуга упала
    И
    засверкало все вокруг.
    Стеклянный,
    редкий и ядреный,
    С
    веселым шорохом спеша, ……

  11. Иван Алексеевич Бунин. Очерк жизни и творчества

    Иван Алексеевич Бунин &#151 поэт и прозаик, классик русской литературы, замечательный мастер изобразительного слова.
    Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии &#151 в средней полосе России, где родились или творили Лермонтов, Тургенев, Лесков, Лев Толстой. Бунин осознавал себя литературным наследником своих великих земляков.
    Он гордился тем, что происходил из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственной службы, так и в области искусства. Среди его предков &#151 В. А. Жуковский, известный поэт, друг А. С. Пушкина.
    Мир его детства ограничивался семьёй, усадьбой, деревней. Он вспоминал: “Тут, в глубочайшей тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым порогам, а зимой среди сугробов, и прошло моё детство, полное поэзии, печальной и своеобразной.”
    Родной дом он покидает ненадолго, поступив в гимназию уездного города Ельца, где не проучился и четырех лет. Бунин впоследствии напишет: “Я рос одиноко… без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождение обычных путей юности &#151 гимназии, университета &#151 мне было не дано. Я нигде не учился, никакой среды не знал”.
    Огромное воздействие оказал на него брат Юлий, старше его на тринадцать лет, единственный в семье, окончивший университет. Он отбывал в родном имении ссылку за участие в революционных кружках. “Не прошло и года, &#151 вспоминал Юлий, &#151 как он (Иван) так умственно вырос, что я мог с ним почти как с равным вести беседы на многие темы”.
    С раннего детства будущего поэта отличали феноменальная наблюдательность, память, впечатлительность. Бунин сам писал о себе: “Зрение у меня было такое, что я видел все семь звёзд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги”.
    С младенчества он слышал из уст матери стихи. Портреты Жуковского и Пушкина в доме считались фамильными.
    Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, “с одним крестом на груди”, он начинает добывать хлеб литературным трудом.
    В свои 19 он производил впечатление зрелого человека, в 20 становится автором первой, вышедшей в Орле, книги. Стихи сборника во многом были, правда, еще несовершенны, признания и известности молодому поэту не принесли. Но здесь обозначилась одна вызывающая к себе интерес тема &#151 тема природы. Ей останется верен Бунин и в последующие годы, хотя всё органичнее в его поэзию начнет входить философская и любовная лирика.
    Бунин вырабатывает свой собственный стиль в русле прочных классических традиций. Он становится признанным поэтом, достигнув мастерства прежде всего в пейзажной лирике, потому что его поэзия имеет прочную основу &#151 “усадебную, полевую и лесную флору Орловщины”, родной поэту среднерусской полосы. Этот край, по словам знаменитого советского поэта А. Твардовского, Бунин “воспринял и впитал в себя, и этот запах впечатлений детства и юности достается художнику на всю жизнь”.
    Одновременно со стихами Бунин писал и рассказы. Он знал и любил русскую деревню. К крестьянскому труду он проникся уважением с детства и даже впитал “на редкость заманчивое желание быть мужиком”. Закономерно, что деревенская тема становится обычной в его ранней прозе. На его глазах русские крестьяне и мелкопоместные дворяне нищают, разоряется, вымирает деревня. Как позже отмечала его жена, В. Н. Муромцева-Бунина, его собственная бедность принесла ему пользу &#151 помогла глубоко понять натуру русского мужика.
    И в прозе Бунин продолжал традиции русской классики. В его прозе &#151 реалистические образы, типы людей, взятых из жизни. Он не стремится к внешней занимательности или событийно развивающимся сюжетам. В его рассказах &#151 лирически окрашенные картины, бытовые зарисовки, музыкальность интонаций. Ясно ощущается, что это проза поэта. В 1912 году Бунин &#151 в интервью “Московской газете” &#151 скажет, что не признает “деления художественной литературы на стихи и прозу”.
    В своей жизни Бунин много странствовал. Первое путешествие по России, Украине, Крыму он совершил после работы в газете “Орловский вестник”, в ранней молодости. Потом он сменит много профессий: будет работать корректором, статистиком, библиотекарем и даже продавцом в книжной лавке. Многочисленные встречи, знакомства, наблюдения обогащают его новыми впечатлениями. Молодой прозаик быстро расширяет тематику своих рассказов. разнообразны его герои: это и учитель, и пошлые дачники, и толстовец (последователь учения Толстого), и просто мужчины и женщины, переживающие прекрасное чувство любви.
    Популярность прозы Бунина началась с 1900 года, после публикации рассказа “Антоновские яблоки”, созданного на самом близком писателю материале деревенской жизни. Читатель как бы всеми чувствами воспринимает раннюю осень, время сбора антоновских яблок. Запах антоновки и другие привычные автору с детства признаки сельской жизни означают торжество жизни, радости, красоты. Исчезновение этого запаха из дорогих его сердцу дворянских поместий символизирует неотвратимое их разорение, угасание. Лирик Бунин с большим чувством и мастерством сумел выразить свое сожаление и грусть по поводу угасания дворянства. По словам М. Горького, “тут Бунин, как молодой бог, спел, красиво, сочно, задушевно”.
    За Буниным в дореволюционной критике закрепляется характеристика “певца оскудения и запустения дворянских гнезд”, усадебной печали, осеннего увядания. Правда, его “печальные элегии” современники считают запоздалыми, так как Бунин родился почти 10 лет спустя после отмены крепостного права в 1861 году, а своё отношение к разрушению мира помещичьей усадьбы намного раньше выразили А. Гончаров, И. Тургенев и многие другие. Не став свидетелем жестоких крепостнических отношений, Бунин идеализирует прошлое и стремится показать единство помещика и мужика, их причастность к родной земле, национальному укладу, традициям. Как объективный и правдивый художник Бунин отражал те процессы, которые происходили в современной ему жизни &#151 в канун первой русской революции 1905 &#151 1907 гг. В этом смысле заслуживают внимания рассказы “Золотое дно”, “Сны” с их антипомещичьей направленностью. Они были напечатаны в сборнике М. Горького “Знание” и получили высокую оценку Чехова.
    Самым значительным произведением дооктябрьского периода творчества Бунина стала повесть “Деревня” (19910 г.). Она отражает жизнь крестьян, судьбу деревенского люда в годы первой русской революции. Повесть была написана во время наибольшей близости Бунина и Горького. Сам автор пояснил, что здесь он стремился нарисовать, “кроме жизни деревни, и картины вообще всей русской жизни”.
    Никогда ни о каком другом бунинском произведении не велась такая острая полемика, как о “Деревне”. Передовая критика поддержала писателя, увидев ценность и значение произведения “в правдивом изображении быта падающей, нищающей деревни, в разоблачительном пафосе ее уродливых сторон”. Вместе с тем, нельзя не отметить, что Бунин не смог осмыслить происходящие события с позиций передовых идей своего времени.
    Повесть потрясла Горького, который услышал в ней “скрытый, заглушенный стон о родной земле, мучительный страх за нее”. По его мнению, Бунин заставил “разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься над строгим вопросом &#151 быть или не быть России”.
    В целом, занимая значительное место в творчестве Бунина, произведения деревенской тематики выдержали испытание временем.
    В 10-е годы творчество Бунина достигает своего расцвета. По оценке Горького “он так стал писать прозу, что если скажут о нем: это лучший стилист современности &#151 здесь не будет преувеличения”. Много работая, Бунин вовсе не был склонен к сидячей кабинетной жизни. Одно за другим он совершает путешествия по России, отправляется и в заграничные поездки. По словам известного советского писателя В. Катаева, Бунин был легок на подъем и мечтал всю жизнь провести в путешествиях по земному шару налегке, с одним-двумя чемоданами, где было бы самое необходимое &#151 записные книжки и бумага прежде всего.
    Путешествуя по разным странам и континентам, Бунин соприкасается с красотой мира, мудростью веков, культурой человечества. Его занимают философские, религиозные, нравственные, исторические вопросы. Писатель размышляет о мировой общечеловеческой душе, которую должен иметь, по его мнению, каждый художник независимо от национальности. Теперь уже не только российские, но и заграничные впечатления служат импульсом к его творчеству, и на их материале он создает немало разных по теме и идее произведений. Среди них вошедший в антологии мировой литературы рассказ “Господин из Сан-Франциско” (1915 г.), а также “Братья”, “Сны Чанга” и др.
    Об отношении Бунина к буржуазной цивилизации можно судить по такому его высказыванию: “Я с истинным страхом смотрел всегда на всякое благополучие, приобретение которого и обладание которым поглощало человека, а излишество и обычная низость этого благополучия вызывали во мне ненависть”.
    В 1914 году разразилась мировая война. Писатель прекрасно понимал весь ее ужас, бессмысленность и непопулярность в народе. Один из современников приводит его высказывание тех лет: “Народ воевать не хочет, ему война надоела, он не понимает, за что мы воюем”.
    Бунин возмущен ура-патриотическими заявлениями писателей-оборонцев, которые выступали за продолжение войны до победного конца. Не случайно в 1915 году появляются такие его стихи:
    Молчат гробницы, мумии и кости –
    Лишь слову жизнь дана:
    Из древней тьмы на мировом погосте
    Звучат лишь письмена.
    И нет у нас иного достоянья!
    Умейте же беречь
    Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
    Наш дар бессмертный &#151 речь.
    В России складывалась неблагоприятная обстановка, в том числе не удовлетворяла писателя литературная ситуация. Это предопределило кризис в творчестве Бунина к концу 1916 года. В это время он отдает предпочтение стихам. Его поэзия обращается к прошлому, пронизана печалью воспоминаний. Что касается прозы, то большей частью он ведет дневниковые записи, на основе которых создает рассказы “Последняя весна”, “Последняя осень”, “Брань”. Они немногочисленны, политически злободневны, носят антивоенный характер.
    В канун Октябрьской революции и мироощущение, и гуманистическая направленность творчества характеризуют Бунина, казалось бы, как прогрессивно мыслящего человека. Но он считал, что лишь дворянство, с его высокой культурой, способно управлять Россией. Он не верил в разум и творчество народных масс (повесть “Деревня” наглядно продемонстрировала это). Испугавшись, не поняв смысла Октябрьской революции и не признав возникшего в результате ее победы государство рабочих и крестьян &#151 Советскую Россию &#151 Бунин обрек себя на добровольное изгнание.
    Первый год эмиграции был для Бунина, по выражению одного из критиков, “немым”. Он читает Л. Толстого, которого он любил всю жизнь, и делает дневниковые записи, сознавая, что лишился всего &#151 “людей, родины, близких”. “Ах, как бесконечно больно и жаль того счастья”, &#151 криком сердца вырываются слова при воспоминании о прошлом. Но вместе с тем, ослепленный враждой к Советской России, Бунин нападает на все, что связано с ней.
    Возвращение к подлинному творчеству происходит медленно. Рассказы первых лет эмиграции весьма разнообразны по своей тематике и настроению, но преобладают в них пессимистические ноты. Особенно потрясает рассказ “Конец”, где реалистически передана картина бегства писателя из Одессы за границу на стареньком французском суденышке “Патрас”.
    Живя на родине, Бунин считал, что не обязан всю жизнь писать на русские темы и только о России. В эмиграции он получает неограниченную возможность изучать и брать материал из другой жизни. Но нерусская тематика занимает незначительное место в послеоктябрьском периоде творчества Бунина. В чем же тут дело? По мнению А. Твардовского, Бунин, как никто другой, “обязан своим бесценным даром” России, родному орловскому краю, его природе. Еще совсем молодым в статье о поэте из народа , своем земляке Никитине, Бунин писал о русских поэтах &#151 это “люди, крепко связанные со своей страной, со своей землей, получающие от нее мощь и крепость”.
    Слова эти самым непосредственным образом можно отнести к самому Бунину. Естественна и органична была связь писателя с родиной, как воздух для человека, который не замечает, что дышит. Он, как Антей, чувствовал себя могучим и ощущал ее близость даже тогда, когда отправлялся за тридевять земель, зная, что непременно вернется на родину. И он возвращался и едва ли не каждый год посещал родные места и деревню, куда его всегда тянуло с непреодолимой силой.
    Но вот, оказавшись изгнанником, он как никто другой жестоко страдал вдали от родины, постоянно ощущая всю глубину потери. И, осознав, что не может без России существовать ни как человек, ни как писатель, что родина от него неотторжима, Бунин нашел свой способ связи, возвратившись к ней любовью.
    Писатель обращается к прошлому и создает его в преображенном виде. О том, как велика тяга писателя к соотечественникам, как глубока его любовь к России, свидетельствует его рассказ “Косцы”, где речь идет о рязанских крестьянах, их вдохновенном труде, берущем за душу пении во время сенокоса на орловской земле. “Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе… И еще в том была (уже не сознаваемая нами тогда прелесть), что эта родина, этот наш общий дом был Россия и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый вздох березовом лесу”.
    Полный поэзии и любви к родине рассказ заканчивается мотивом гибели России.
    В первые годы эмиграции писатель воскрешает в своем творчестве не только прекрасные стороны русской жизни. Бунин, как и в дооктябрьский период творчества (повесть “Суходол”), беспощаден к представителям вырождающегося дворянства.
    Еще в дореволюционный период творчества, касаясь самой близкой темы деревни, Бунин испытывал, по определению литературоведов, сложное чувство “любви-ненависти”. Оно было вызвано несовершенствами жизни сложного пореформенного периода.
    В “Жизни Арсеньева”, самом замечательном произведении, созданном в эмиграции, преобладает чувство любви. Роман этот определяют как художественную биографию творческой личности. Бунин пояснял, что любое произведение автобиографично постольку, поскольку автор вкладывает в него самого себя.
    Главному герою книги, Алексею Арсеньеву, писатель дарит собственные черты художника, творца, поэта. Алексей Арсеньев наделен обостренным чувством жизни, именно поэтому ему свойственно и повышенное чувство смерти, для него естественны размышления о неразгаданной тайне начала и конца существования, о смысле бытия, и, конечно, о собственном предназначении в жизни.
    Эти вопросы всегда волновали Бунина, как и всякого большого художника, и он не мог не писать об этом в своей книге, посвященной жизни творческой личности.
    Как считают исследователи, в “Жизни Арсеньева” объединено всё написанное ранее. Темы и настроения прежних произведений так или иначе отразились в этом романе.
    Большое место в эмигрантский период творчества Бунина занимает тема любви. Заметим, что впервые писатель обратился к ней еще в 90-е годы, а в 1900-е создает известные ныне произведения, такие как “Осенью”, “Маленький роман”, “Заря на всю ночь”, “Митина любовь”, “Солнечный удар”, “Ида” и многие другие. В конце 30-х &#151 40-х годах эта тема становится главной. В этот период создано 38 рассказов, составивших книгу “Темные аллеи”, которую называют энциклопедией любви.
    Если сравнивать последнюю книгу с тем, что было написано раньше, например, в 900-е годы, то нельзя не заметить, что писатель заговорил о любви иначе, по-другому, глубоко раскрывая ее интимные подробности.
    Будучи натурой глубокой и страстной, Бунин сам пережил несколько драматических потрясений. И если раньше он не решался говорить о некоторых сторонах любви, то в эмигрантский период он тайное и сокровенное делает достоянием литературы. Но надо иметь в виду: Бунин опровергал слухи о том, что он описывает собственные любовные истории оп памяти. Все они, по свидетельству писателя, созданы его воображением. И уж таков уровень бунинского мастерства, что читатель воспринимает литературные персонажи как реальные лица.
    Созданные фантазией художника, герои без остатка поглощены любовью. Для них это чувство &#151 главное в жизни. Мы не находим подробностей их профессии, социального положения, но поразительны одухотворенность, сила и искренность чувств. Это создает атмосферу исключительности, красоты и романтичности. И совсем не важно, сам ли герой, предчувствуя любовь, ищет и находит ее, или она родилась внезапно, поразив как солнечный удар. Главное, что это чувство ошеломляет человеческую душу. И что особенно примечательно, у Бунина чувственное и идеальное составляют тот сплав, гармонию, которые свойственны для нормального, а не ущемленного проявления истинного чувства.
    Любовь, как ослепительная вспышка, озаряет души влюбленных, она высочайшее напряжение духовных и физических сил и поэтому вечно продолжаться не может. Зачастую ее финал приводит к гибели одного из героев, но если жизнь продолжается, до конца дней она озарена великим чувством.
    По форме рассказы сборника “Темные аллеи” &#151 самые сюжетные из всего созданного писателем. Сам Бунин очень любил эту книгу. “Темные аллеи” считаю, может быть, самой лучшей моей книгой в смысле сжатости, живости и вообще литературного мастерства”, &#151 писал он.
    33 года, около половины творческой жизни, вплоть до кончины в 1953 г., провел Бунин во Франции, живя и работая вдали от горячо любимой России. Во время второй мировой войны, оставаясь на оккупированной фашистами французской земле, он отверг все их предложения о сотрудничестве, с волнением следил за событиями на Восточном фронте и радовался победам советского народа.
    Мыслями и душой он стремился в Россию, о чем говорит письмо старому другу Телешову, где Бунин признавался: “Очень хочу домой”. последние годы жизни старого писателя были омрачены особо острой нуждой: постоянно недоставало денег на лечение, квартиру, уплату налогов, долгов. Но особую тоску и безнадежность неутомимый труженик и подвижник писательского ремесла испытывал при мысли, что книги его, никому не нужные, будут пылиться на книжных полках. Были у него основания для сомнений, ведь при жизни не выпало на долю писателя громкой славы, хотя и не был он обойден высокими почестями (присвоение звания академика императорской Академии наук в 1909 г., присуждение Нобелевской премии в 1933 г.). Однако произведения его выходили за рубежом нечасто, лишь сотнями экземпляров, и были известны самому узкому кругу читателей.
    Но опасения Бунина о забвении оказались напрасными. В наши дни в СССР книги Бунина издаются огромными тиражами, вплоть до миллионных, его творчество получило признание широчайшей читательской аудитории. (…) Творчество Бунина возвратилось на родину писателя, потому что предметом его, говоря словами самого автора, является “вечная, вовеки одинаковая любовь мужчины и женщины, ребенка и матери, вечные печали и радости человека, тайна его рождения, существования и смерти”.

  12. Твой труд переживет тебя, поэт,
    Переживут творца его творенья,
    Живого не утратит выраженья
    С тебя когда-то списанный портрет.
    И. Бунин
    Я люблю и ценю творчество Ивана Алексеевича Бунина, первого русского писателя — лауреата Нобелевской премии. Но особенно он мне близок и понятен как поэт. Красота, смерть, любовь, разлука — все эти вечные темы получили трогательное и просветленное воплощение в стихотворениях Бунина. Его стихи — это страстная тяга к совершенству, к счастью на земле.
    Я где-то читал, что Бунин мечтал стать вторым Пушкиным или Жуковским. В стихотворении «Эпитафия», на мой взгляд, четко видна традиционная духовная связь Бунина с этими великими мастерами стиха:
    Здесь, в тишине кладбищенской аллеи,
    Где только ветер веет в полусне,
    Все говорит о счастье и весне.
    Сонет любви на старом мавзолее
    Звучит бессмертной грустью обо мне,
    А небеса синеют вдоль аллеи.
    По философской насыщенности это стихотворение Бунина роднится с лучшими образцами философской лирики Жуковского, Пушкина, Лермонтова и Баратынского.
    Особое место в поэзии Бунина занимает описание родной природы. Очень точно, мне кажется, подметил особенность Бунина-живописца М. Горький: «Когда я буду писать о вашей книге стихов, я, между прочим, буду сравнивать вас с Левитаном». Нравится мне, как отозвался о таком Бунине Г. Адамович: «… один из последних лучей какого-то чудного русского дня».
    Удивительное чувство красоты природы и человеческой души И. Бунин вынес из своего детства, которое прошло среди орловских лесов и полей. Картины и сюжеты этого сказочно красивого русского края вошли во многие его стихи и прозу. Даже когда в стихах Бунина не присутствует человек, его родство с пейзажем четко ощущается:
    Тепло и влажный блеск.
    Запахли медом ржи,
    На солнце бархатом пшеницы отливают,
    И в зелени ветвей, в березах у межи,
    Беспечно иволги болтают.
    Уже в ранних стихотворениях Бунина проявились характерные особенности его поэтического стиля: четкость и простота сюжетов, красочные эпитеты, щемящее лирическое чувство. Бунин, словно чародей, завораживает своего читателя, поражая его воображение слиянием человеческой души и природы:
    Вон радуга… Весело жить.
    И весело думать о небе,
    О солнце, о зреющем хлебе
    И счастьем простым дорожить…
    Поэт обращает внимание читателя на то, мимо чего он мог беспечно пройти, не заметив:
    О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
    А счастье всюду. Может быть, оно —
    Вот этот сад осенний за сараем
    И чистый воздух, льющийся в окно.
    Пристально вглядывается Бунин в настоящее и прошлое России. Итогом его философской лирики становятся признаки краткости человеческого существования на земле. Человек и космос притягивают его воображение, рождают смелые мысли:
    Сажусь на камень теплого балкона.
    Он озарен могильно, — бледный свет
    Возьмет от звезд. Не слышно даже звона
    Ночных цикад… Да, в мире жизни нет.
    Есть только Бог над горными огнями,
    Есть только он, несметный, ветхий днями.
    По-моему, способность соединять в своем сознании обыденное и высокое — отличительная черта большого таланта.
    Как всякий русский поэт, Бунин не миновал в своем творчестве мотивов одиночества, ностальгических настроений. Видимо, наша родина так просторна и грустна в своем почти космическом пейзаже, что болезненные чувства одиночества в будущем, прошлом и настоящем посещают русских поэтов независимо от внешних влияний. Я думаю, что и без эмиграции, со всеми ее чувственными символами, Бунин был бы горестно влюблен в свое «одиночество» посреди «русского космоса». Физическая разлука с родиной только более оформила эти чувства:
    Золотой недвижный свет
    До постели лег.
    Никого в подлунной нет,
    Только я да Бог.
    Знает только он мою
    Мертвую печаль,
    То, что я от всех таю…
    Холод, блеск, мистраль.
    Но и в эмиграции поэт сохранил свой чудесный — бунинский — русский язык, глубокое уважение к родному слову. В поэзии Бунин всегда и везде ценил философскую наполненность, ясность и благородство устремлений.
    Известно, что в последние годы жизни Бунин почти не писал стихов, но зато его проза становилась все поэтичнее. Высокой поэзией пропитаны такие его прозаические вещи, как «Лика», «Солнечный удар», «Жизнь Арсеньева». В «Жизнь Арсеньева», по-моему, вошли все поэтические мироощущения Бунина, поэтому об этом произведении и говорят, что оно написано как бы ни о чем. На самом деле — это страстное желание Бунина излить свою душу, рассказать свою жизнь, то, что довелось ему повидать в этом мире любви, ненависти и разлуки. Задача — явно поэтическая.
    И все же самое главное место в поэтическом творчестве Бунина занимает тема Родины:
    Бесцветный запах чист — жди к полночи мороза.
    И соловьи всю ночь поют из теплых гнезд
    В дурмане голубом дымящего навоза,
    В серебряной пыли туманно-ярких звезд.
    Поэты всегда немножечко горячее и страстнее ратуют за умножение духовных ценностей своего народа и вообще человечества, поэтому Бунин для меня прежде всего поэт, который занимает свое достойное место в русской классической поэзии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *