Сочинение на тему бунин солнечный удар

12 вариантов

  1. Рассказ буквально пропитан описаниями пейзажей и сменами картин окружающей природы. Кажется, что сама природа – участница, главный очевидец и « цензор» всего происходящего с героями.
    Если в начале рассказа мы видим « палубу, залитую солнцем», то все дальнейшие пейзажи погружены в темноту. Результатом встречи, как следствием «солнечного удара » есть внутреннее опустошение, ощущение невосполнимой потери, болезненное восприятие неизменности окружающего мира и людей. Невозможность развития дальнейших отношений сначала не осознаётся, они как будто в шоке от произошедшего. Незнакомка «легко» уезжает, поручик «с лёгкостью» провожает ее. Но в обоих уже произошел разрушительный процесс. Как буквальное солнце способное обогреть, может нанести болезненный удар, так и всепоглощающая страсть далека от истинного тепла и счастья. Неудивительно, что « поручик…чувствовал себя постаревшим на десять лет».
    В «Солнечном ударе» Бунин изобразил любовь, как страсть, у которой нет будущего, которая не озаряет, а поражает сердца героев и попасть под этот удар может любой.

    Анализ 3

    Мы ничего не знаем о героях этого короткого рассказа. Он – поручик. Судя по упоминанию пустынь Туркестана, возвращается с крайнего юга Российской империи. Она – барышня, у которой где-то есть муж и трёхлетняя дочка. Из персонажей повествования можно ещё упомянуть лакея «в розовой косоворотке» да весёлого извозчика. Вечером он вёз в гостиницу двоих, а на следующий пароход подвозил в пролётке уже одного офицера. Вот и всё. Остальное пространство рассказа занимает описание ощущений молодого повесы в раскалённом солнцем приволжском городке.
    Почему она не захотела продолжить путь вместе? Видимо, понимала разницу между охватившей их страстью, и любовью. Дальше началась бы пошлость незаконной связи замужней женщины и молодого офицера. Из этого можно сделать ещё один вывод: она – старше и опытнее. Любовное приключение останется тайной, вспоминая которую, ей будет не так скучно коротать зимние вечера в каком-то провинциальном городе. А то, что с ними приключилось, всё равно не повторится. Дальше, если они не расстанутся, «всё будет испорчено».
    Метания поручика по незнакомому городишке заслуживают отдельного разговора. Ему всё кажется слишком обыденным, скучным по сравнению с только что пережитым. Пожалуй, повесой его называть ещё рано. Молодой человек влюблён. Может быть, с ним такое случилось впервые. Солнце слепит его, воздух душит. Но он искренне заблуждается. Красивая женщина подарила ему ощущение счастья. И хорошо, что так ненадолго. Теперь он знает, что это такое, но ещё не испытал разочарования. Она подарила ему будущее.
    Наверное, у прекрасной незнакомки не такая уж счастливая семейная жизнь. Иначе она не ездила бы на курорт в одиночестве. Замуж девушек выдавали рано, и она не успела испытать ничего подобного до того, как пошла под венец. Тем вечером она впервые дала волю своим чувствам. Благодаря чему возникает столько предположений и впечатлений после прочтения всего нескольких страниц? Ведь описана обычная житейская ситуация. Но автор уделил такое внимание тонким, вроде бы незначительным деталям, что рассказ благодаря этому как бы становится больше, изображая не провинциальный городок и двух людей, которые сошли там случайно с парохода, а всю страну. Можно сказать и о живописи Бунина, который написал и картину и рассказ одновременно. Но на этом живописном полотне видны не только внешние черты героев, но и их тончайшие переживания.
    11 класс

  2. Возлюбленная уговаривает поручика проводить ее на палубу. Здесь мужчина, кажется, снова поражается солнечным ударом, ведь позволяет себе поцеловать незнакомку при всех. Герой долго не может оправиться после разлуки. Его терзают мысли о том, что у его возлюбленной, скорее всего, есть семья, поэтому им не суждено быть вместе. Мужчина порывается написать возлюбленной, но потом понимает, что не знает ее адреса. В таком мятежном состоянии герой проводит еще одну ночь, недавние события понемногу отдаляются от него. Тем не менее, они не проходят бесследно: поручику кажется, что он постарел лет на десять.
    В произведении автор реализовал идею о том, что настоящая любовь может прийти внезапно. Это чувство дарит миг счастья, за который приходится платить страданиями.

    Композиция

    Композиция произведения простая, но на некоторые особенности стоит обратить внимание. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Тем не менее, начинается рассказ не экспозицией, а завязкой. Такой прием усиливает звучание идеи. Герои знакомятся друг с другом, а потом уже мы узнаем о них больше. Развитие событий – ночь в гостинице и утренняя беседа. Кульминация – сцена расставания поручика и незнакомки. Развязка – вспыхнувшая любовь понемногу забывается, но оставляет глубокий след в душе героя. Такое завершение предоставляет читателю возможность сделать определенные выводы.

  3. Любовь… вносит идеальное отношение и свет в будничную прозу жизни, расшевеливает благородные инстинкты души и не дает загрубеть в узком материализме и грубо-животном эгоизме.
    И. Бунин
    Центром своих произведений И. А. Бунин делает особые, редкие моменты человеческой жизни (вспышку любовного чувства, несчастье, катастрофу, смерть), когда в сознании героя происходит взрыв повседневности, “солнечный удар”, слом чего-то привычного, устоявшегося. У героя рождается “второе зрение”, он открывает для себя всю красоту мира и свое “полное присутствие” в нем, осуществляя тем самым человеческое предназначение.
    В рассказах Бунина о любви, о ее загадочной, ускользающей природе представлено, кажется, все богатство проявлений и оттенков этого чувства. Мы становимся свидетелями своеволия любви, переменчивости и непредсказуемости, необъяснимых изменений в настроениях любящих. По мнению писателя, возникновение любовного чувства непостижимо, как случай, и неизбежно, как смерть, но в то же время она никогда не проходит бесследно. Любовь в изображении Бунина — уникальное состояние человека, ощущение целостности личности, когда душа и тело находятся в полном согласии друг с другом и с окружающим миром. Именно в любви писатель видел “возвышенную цену” жизни, в любви, дающей сознание “приобретения” счастья, всегда неустойчивого, неизбежно исчезающего, как неустойчива сама жизнь. Исход любви, по Бунину, всегда трагичен, потому что, испытав возвышенное чувство, ощутив полноту бытия в любви, человек начинает предъявлять к действительности повышенные требования, которым она не в состоянии соответствовать.
    Бунин пишет преимущественно о совершенной любви, которая не только взаимна, но и гармонична: она представляет собой неразрывность “небесного” и “земного”, души и тела. Такую любовь ничто не может подточить, испортить, она, по мнению автора, не может иссякнуть, она не поддается исчезновению в сознании человека, в его “внутреннем времени”, но каждый раз фатально обрывается в самом зените — смертью или неизбежной разлукой. Об этом и необыкновенно лиричный, светлый и грустный одновременно, рассказ “Солнечный удар”.
    Мимолетная встреча героев на речном пароходе — поручика и “маленькой безымянной женщины”, в которой “все было прелестно”, — поразила их, словно солнечный удар. От охватившего их внезапного сильного чувства голова пошла кругом, и будто под воздействием солнечных лучей все вокруг стало казаться прекрасным и удивительным: и темнота, и огни, и сильный, мягкий ветер… У поручика при взгляде на женщину “блаженно и страшно замерло сердце при мысли, как, вероятно, крепка и смугла она вся под этим легким холстинковым платьем после целого месяца лежанья под южным солнцем, на горячем морском песке”. Солнце ослепило и героиню: “Ах, да делайте, как хотите”, — ответила она на предложение поручика вместе сойти на пристани. Приехав в гостиницу, они не заметили старой обстановки, небритости лакея, бедно обставленного и душного от солнца номера. “Оба так исступленно задохнулись в поцелуе, что много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой”. А в десять часов утра, “солнечного, жаркого, счастливого”, “маленькая безымянная женщина, так и не сказавшая своего имени, шутя назвавшая себя прекрасной незнакомкой”, уехала.
    Романтическое приключение закончилось, наступило утро, а с ним и неизбежное отрезвление. Женщина опомнилась первой. У нее есть муж, трехлетняя дочь. У нее обязательства. Нет, она ни о чем не жалела, ни в чем не упрекала, просто поняла, что у “дорожного приключения” нет будущего. Она была по-прежнему проста и весела, но — “уже рассудительна”: “Если поедем вместе, все будет испорчено. Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара…”
    Когда поручик провожал ее на пристань, действие “солнечного удара” еще не закончилось (скорее всего, потому, что женщина была еще рядом с ним): он как-то легко согласился с нею. “В легком и счастливом духе он довез ее до пристани… при всех поцеловал на палубе…” И тут солнце словно зашло за тучи: без маленькой безымянной женщины поручику стало тоскливо, темно и одиноко: “Номер без нее показался каким-то совсем другим, чем был при ней. Он был еще полон ею — и пуст. Это было странно! Еще пахло ее хорошим английским одеколоном, еще стояла на подносе ее недопитая чашка, а ее уже не было… И сердце поручика вдруг сжалось такой нежностью…” И как резко меняется день, когда солнце уходит за тучи, так быстро и неожиданно изменилось настроение поручика. Он не находил себе места, не мог оставаться в комнате без маленькой безымянной женщины.
    Он не мог перестать думать о ней, о том, что она сейчас делает и где находится: “Уехала — и теперь уже далеко, сидит, вероятно, в стеклянном белом салоне или на палубе и смотрит на огромную, блестящую под солнцем реку, на встречные плоты, на желтые отмели, на сияющую даль воды и неба, на весь этот безмерный волжский простор…”
    Краски писателя в описании женщины в представлении поручика светлы и легки, как и его любовь. Поручик ужаснулся мысли о том, что они никогда уже не увидятся: “…он уже никогда не увидит ее, мысль эта изумила и поразила его. Нет, этого не может быть! Это было бы слишком дико, неестественно, неправдоподобно! — И он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние”.
    Такие чувства охватывают, наверное, всех по-настоящему любящих людей при расставании и на час, и на долгие годы. Это “странное, непонятное чувство”, которого “он даже предположить в себе не мог, затевая вчера это, как он думал, только забавное знакомство”.
    Герой напряженно размышлял, “что же теперь делать ему, как избавиться от этой внезапной, неожиданной любви?”. Он зачем-то поехал на базар, “зачем-то походил по свежему навозу среди телег, среди возов с огурцами, среди новых мисок и горшков”. Но все это казалось “так глупо, нелепо”, что он бежал с базара. Пошел в собор, “где пели… громко, весело и решительно, с осознанием исполненного долга”, потом долго кружил по маленькому “жаркому и запущенному садику”, попытался напиться. Но ничто не отвлекает от мыслей о Ней. Герой мечется, но так и не находит себе места в опустевшем мире, который все еще хранит следы ее недавнего пребывания. Попытка послать ей телеграмму (“Отныне вся моя жизнь навеки, до гроба, ваша, в вашей власти”) оказывается невыполнимой, ведь он знал город, где она живет, но не знал ни фамилии, ни имени ее! Солнечный луч на мгновение озарил его жизнь и безвозвратно пропал, и краски жизни погасли. Как накануне окружающий мир радовал героя и, казалось, жил его радостью, так теперь этот мир потускнел, все потеряло смысл. Даже “жаркое, пламенное и радостное” солнце теперь раздражало, слепило, казалось “бесцельным” . “Как дико, страшно все будничное, обычное, когда сердце поражено, — да, поражено, он теперь понимал это, — этим страшным “солнечным ударом”, слишком большой любовью, слишком большим счастьем!”
    Как здоровье людей ухудшается после сильного солнечного удара, так и поручик вернулся в гостиницу настолько разбитый усталостью, “точно совершил огромный переход”, а вернувшись на пароход, “сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет”, “томясь мучительной завистью ко всем неизвестным ему, не страдающим людям”. В рассказе “Солнечный удар” о любви говорится как о высшем даре судьбы, — и, как всегда у Бунина, чем прекраснее этот дар, тем он скоротечней.
    Трагичность любви усугубляется именно тем, что она взаимна и потому слишком прекрасна, чтобы продолжаться долго. И все же главное впечатление от рассказа — необыкновенная поэтичность любовной стихии, которая создана чувством родства авторского “я” и героя, необыкновенным лиризмом текста, образами природы, воссоздаваемой через восприятие героя, грустью о несостоявшемся, об утраченном, что озарило жизнь яркой вспышкой и ушло навеки… Что ж, как не выбирают солнечные лучи, падающие на землю, так не выбирают и судьбу, дающую прекрасные и горькие мгновения любви. Оба героя знают: продлись их встреча, соединись их жизни — и чудо, “солнечный удар”, поразивший их, исчезнет. Но в их жизни навсегда осталась память о сумасшествии минут, подобных которым никогда “не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой”.

  4. Иногда приходится слышать, что “о любви не говорят — о ней все сказано”. Действительно, тысячи лет, которые существует человечество, люди говорят, пишут, поют о любви. Но сумеет ли кто-нибудь дать ее точное определение? Может, любовь должна быть такой, как у Ромео и Джульетты? Или любить нужно так, как булгаковская Маргарита любила Мастера? Наверное, любовь бывает разной, сколько людей — столько и видов любви. Она может быть возвышенной и романтической, спокойной и нежной, бурной и неистовой. А еще — внезапной, яркой, как вспышка молнии. О такой любви рассказывает И. А. Бунин в новелле “Солнечный удар”.
    Сюжет этого рассказа прост: на пароходе, плывущем по Волге, встречаются поручик и молодая женщина, которая возвращается домой после отдыха в Крыму. И тут с ними случилось то, что суждено испытать немногим: вспышку страсти, подобную по силе солнечному удару. Герои словно сошли с ума, но понимают, что оба бессильны противиться этому чувству. И они решаются на безрассудный поступок: сходят на ближайшей пристани. Войдя в номер, герои дают волю охватившей их страсти: “…оба так исступленно задохнулись в поцелуе, что много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытывал за всю свою жизнь ни тот, ни другой”.
    Утром “маленькая безымянная женщина” уезжает. Сначала поручик отнесся к случившемуся очень легко и беззаботно, как к забавному приключению, которых немало было и еще будет в его жизни. Но, вернувшись в гостиницу, он понимает, что не в силах быть в номере, где все еще напоминает о ней. С нежностью вспоминает он ее слова, сказанные перед отъездом: “Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. Никогда ничего даже похожего на то. что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара…”
    И поручик осознает, что его сердце поражено любовью, слишком большой любовью. В короткое время для него произошло то, что для некоторых людей длится всю жизнь. Он готов отдать жизнь за то, чтобы снова увидеть свою “прекрасную незнакомку” и высказать, “как он мучительно и восторженно любит ее”.
    Если в произведениях, написанных Буниным раньше, любовь была несчастливой потому, что она была неразделена, одинока, то в этом рассказе трагедия любви заключается в том, что она слишком сильна. В конце концов читатель понимает, что она и не могла продлиться, что разлука героев закономерна и неизбежна. Автор, чтобы подчеркнуть мизерность отпущенного любви времени, даже не называет имен героев, а только описывает стремительно развивающееся действие.
    По-видимому, оба любящих знают, что, продлись их встреча, соединись их жизни — и чудо, озарение, “солнечный удар”, поразивший их обоих, уничтожится. Поэтому героиня поступает мудро, не назвав своего имени и адреса. Действительно, что произошло бы, если бы поручик все-таки разыскал ее, приехал в город, где живет она с мужем и дочкой? Наверное, почувствовал бы, что все это ни к чему, ненужно. В конце концов, он и сам это понимает. Трудно жить человеку, душа которого обожжена любовью. Не случайно поручик чувствует себя глубоко несчастным, “постаревшим на десять лет”. Но он не в силах что-либо изменить — у его любви нет будущего.
    С помощью героев бунинского рассказа читатель понимает: за чувством пылкой любви открывается сложный мир человеческих отношений. По убеждению писателя, любовь — это высший момент бытия, озаряющий всю жизнь человека. Не случайно он писал: “Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена”.

  5. 5
    Текст добавил: Зая_маинькая_на лужайки_

    Страница: [ 1 ] 2
    Любовь… вносит идеальное отношение и свет в будничную прозу жизни, расшевеливает благородные инстинкты души и не дает загрубеть в узком материализме и грубо-животном эгоизме.
    И. Бунин
    Центром своих произведений И. А. Бунин делает особые, редкие моменты человеческой жизни (вспышку любовного чувства, несчастье, катастрофу, смерть), когда в сознании героя происходит взрыв повседневности, “солнечный удар”, слом чего-то привычного, устоявшегося. У героя рождается “второе зрение”, он открывает для себя всю красоту мира и свое “полное присутствие” в нем, осуществляя тем самым человеческое предназначение.
    В рассказах Бунина о любви, о ее загадочной, ускользающей природе представлено, кажется, все богатство проявлений и оттенков этого чувства. Мы становимся свидетелями своеволия любви, переменчивости и непредсказуемости, необъяснимых изменений в настроениях любящих. По мнению писателя, возникновение любовного чувства непостижимо, как случай, и неизбежно, как смерть, но в то же время она никогда не проходит бесследно. Любовь в изображении Бунина — уникальное состояние человека, ощущение целостности личности, когда душа и тело находятся в полном согласии друг с другом и с окружающим миром. Именно в любви писатель видел “возвышенную цену” жизни, в любви, дающей сознание “приобретения” счастья, всегда неустойчивого, неизбежно исчезающего, как неустойчива сама жизнь. Исход любви, по Бунину, всегда трагичен, потому что, испытав возвышенное чувство, ощутив полноту бытия в любви, человек начинает предъявлять к действительности повышенные требования, которым она не в состоянии соответствовать.
    Бунин пишет преимущественно о совершенной любви, которая не только взаимна, но и гармонична: она представляет собой неразрывность “небесного” и “земного”, души и тела. Такую любовь ничто не может подточить, испортить, она, по мнению автора, не может иссякнуть, она не поддается исчезновению в сознании человека, в его “внутреннем времени”, но каждый раз фатально обрывается в самом зените — смертью или неизбежной разлукой. Об этом и необыкновенно лиричный, светлый и грустный одновременно, рассказ “Солнечный удар”.
    Мимолетная встреча героев на речном пароходе — поручика и “маленькой безымянной женщины”, в которой “все было прелестно”, — поразила их, словно солнечный удар. От охватившего их внезапного сильного чувства голова пошла кругом, и будто под воздействием солнечных лучей все вокруг стало казаться прекрасным и удивительным: и темнота, и огни, и сильный, мягкий ветер… У поручика при взгляде на женщину “блаженно и страшно замерло сердце при мысли, как, вероятно, крепка и смугла она вся под этим легким холстинковым платьем после целого месяца лежанья под южным солнцем, на горячем морском песке”. Солнце ослепило и героиню: “Ах, да делайте, как хотите”, — ответила она на предложение поручика вместе сойти на пристани. Приехав в гостиницу, они не заметили старой обстановки, небритости лакея, бедно обставленного и душного от солнца номера. “Оба так исступленно задохнулись в поцелуе, что много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой”. А в десять часов утра, “солнечного, жаркого, счастливого”, “маленькая безымянная женщина, так и не сказавшая своего имени, шутя назвавшая себя прекрасной незнакомкой”, уехала.
    Романтическое приключение закончилось, наступило утро, а с ним и неизбежное отрезвление. Женщина опомнилась первой. У нее есть муж, трехлетняя дочь. У нее обязательства. Нет, она ни о чем не жалела, ни в чем не упрекала, просто поняла, что у “дорожного приключения” нет будущего. Она была по-прежнему проста и весела, но — “уже рассудительна”: “Если поедем вместе, все будет испорчено. Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара…”
    Когда поручик провожал ее на пристань, действие “солнечного удара” еще не закончилось (скорее всего, потому, что женщина была еще рядом с ним): он как-то легко согласился с нею. “В легком и счастливом духе он довез ее до пристани… при всех поцеловал на палубе…” И тут солнце словно зашло за тучи: без маленькой безымянной женщины поручику стало тоскливо, темно и одиноко: “Номер без нее показался каким-то совсем другим, чем был при ней. Он был еще полон ею — и пуст. Это было странно! Еще пахло ее хорошим английским одеколоном, еще стояла на подносе ее недопитая чашка, а ее уже не было… И сердце поручика вдруг сжалось такой нежностью…” И как резко меняется день, когда солнце уходит за тучи, так быстро и неожиданно изменилось настроение поручика. Он не находил себе места, не мог оставаться в комнате без маленькой безымянной женщины.
    Он не мог перестать думать о ней, о том, что она сейчас делает и где находится: “Уехала — и теперь уже далеко, сидит, вероятно, в стеклянном белом салоне или на палубе и смотрит на огромную, блестящую под солнцем реку, на встречные плоты, на желтые отмели, на сияющую даль воды и неба, на весь этот безмерный волжский простор…”
    Краски писателя в описании женщины в представлении поручика светлы и легки, как и его любовь. Поручик ужаснулся мысли о том, что они никогда уже не увидятся: “…он уже никогда не увидит ее, мысль эта изумила и поразила его. Нет, этого не может быть! Это было бы слишком дико, неестественно, неправдоподобно! — И он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние”.
    Такие чувства охватывают, наверное, всех по-настоящему любящих людей при расставании и на час, и на долгие годы. Это “странное, непонятное чувство”, которого “он даже предположить в себе не мог, затевая вчера это, как он думал, только забавное знакомство”.
    Герой напряженно размышлял, “что же теперь делать ему, как избавиться от этой внезапной, неожиданной любви?”. Он зачем-то поехал на базар, “зачем-то походил по свежему навозу среди телег, среди возов с огурцами, среди новых мисок и горшков”. Но все это казалось “так глупо, нелепо”, что он бежал с базара. Пошел в собор, “где пели… громко, весело и решительно, с осознанием исполненного долга”, потом долго кружил по маленькому “жаркому и запущенному садику”, попытался напиться. Но ничто не отвлекает от мыслей о Ней. Герой мечется, но так и не находит себе места в опустевшем мире, который все еще хранит следы ее недавнего пребывания. Попытка послать ей телеграмму (“Отныне вся моя жизнь навеки, до гроба, ваша, в вашей власти”) оказывается невыполнимой, ведь он знал город, где она живет, но не знал ни фамилии, ни имени ее! Солнечный луч на мгновение озарил его жизнь и безвозвратно пропал, и краски жизни погасли. Как накануне окружающий мир радовал героя и, казалось, жил его радостью, так теперь этот мир потускнел, все потеряло смысл. Даже “жаркое, пламенное и радостное” солнце теперь раздражало, слепило, казалось “бесцельным” . “Как дико, страшно все будничное, обычное, когда сердце поражено, — да, поражено, он теперь понимал это, — этим страшным “солнечным ударом”, слишком большой любовью, слишком большим счастьем!”
    Как здоровье людей ухудшается после сильного солнечного удара, так и поручик вернулся в гостиницу настолько разбитый усталостью, “точно совершил огромный переход”, а вернувшись на пароход, “сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет”, “томясь мучительной завистью ко всем неизвестным ему, не страдающим людям”. В рассказе “Солнечный удар” о любви говорится как о высшем даре судьбы, — и, как всегда у Бунина, чем прекраснее этот дар, тем он скоротечней.
    Страница: [ 1 ] 2

  6. Большинство героев литературных произведений, созданных в 19 столетии, проходили своеобразное испытание сильнейшим чувством- любовью. Авторы снова и снова задавали себе вопрос, пытаясь ответить на него в своих творениях: может ли любовь продолжаться до конца жизни, погубит ли она или, наоборот, станет единственным спасением?
    У И.А. Бунина любовь всегда трагична, и иногда она не спасает, а наоборот, ведет к гибели. Его лирический герой не обретает семейного счастья, высокие чувства не уничтожаются ни обыденностью и бытом. Рассказ «Солнечный удар» является ярким примером такого отношения.
    В этом произведении повествуется о переживаниях, связанных с любовью. Автор смотрит на все глазами своего героя, но при этом главным действующим лицом становится героиня. Не случайно Бунин избегает упоминания имен: ведь имя придает сюжету конкретность, вызывает у каждого читателя какие-то собственные, индивидуальные ассоциации, между тем как писатель стремится к образности, обобщенности.
    Начало рассказа традиционно – ОН и Она знакомятся на теплоходе, ощущают сильное влечение и быстро понимают друг друга, вступают в скоропалительную связь (возможно даже не представившись друг другу). Следующий день оказывается разочарованием, герой и героиня делают вид, что с ними не произошло ничего особенного. Вскоре она уезжает, не оставив о себе никаких сведений. Он понимает, что увидеться вновь им, скорее всего, не придется, и не испытывает по этому поводу никаких переживаний.
    Но через некоторое время с героем, «поручиком», начинают происходить странные вещи. Тщательно маскируемое чувство безуспешно ищет выхода, обрекая мимолетного любовника на долгие нравственные страдания. В финале рассказа поручик вновь оказывается на корабле, ощущая безумную усталость, разочарование, он «чувствует себя постаревшим на десять лет».
    Обратимся теперь к названию рассказа – «Солнечный удар». Первым впечатлением становится ощущение чего-то молниеносного, неотвратимого, сражающего наповал и оставляющего после себя горе и страдания. Присутствие природы в рассказе постоянно, она не просто представляет собой определенный фон, но и как бы участвует в компоновке сюжета: «Впереди была темнота и огни. Из темноты бил в лицо сильный, мягкий ветер, а огни неслись куда-то в сторону…». Романтическая обстановка теплой ночи становится причиной , подтолкнувшей Его и Ее друг к другу. Далее же мы видим, как картина рассвета становится своеобразной эпитафией внезапно вспыхнувшего чувства: «… темная летняя заря потухала далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке, ещё кое-где светившейся дрожащей рябью… Вдали под ней, под этой зарей, и плыли и плыли назад огни, рассеянные в темноте вокруг…»
    Автору удалось добиться потрясающего эффекта – само пространство характеризует чувства и мысли героев: пейзаж, описанный вначале, свидетельствует о том, что у Него и у Нее все ещё впереди, что мужчина и женщина непременно обретут счастье в объятиях друг друга. Но уплывающие вдаль огни олицетворяют монотонность жизни, ее рутинность, в которой нет места высокому, ярком у чувству.
    В описаниях героев много очень точных, подмеченных писателем деталей, указывающих на природу возникшего чувства, например, взаимное притяжение молодых тел. Рука героини, «маленькая и сильная пахла загаром… Крепка и смугла она вся под этим холстинковым платьем после целого месяца лежанья под южным солнцем». В этой любви нет духовного начала- лишь физиология, стимулированная романтической обстановкой путешествия. Дальнейшие действия мужчины и женщины автор описывает, намеренно добавляя в повествование избыточное количество глаголов – «кинулся», «вышли», «поднялись», «прошли» – таким образом достигается необходимая динамика, подчеркивающая необдуманность совершившегося поступка.
    Название для этого мимолетного, но очень страстного романа, – «солнечный удар» – придумано героиней. Именно она проявляет максимум рассудительности и такта, прощаясь со своим возлюбленным. Продлить их отношения она не собирается – Бунин подчеркивает ее отношение к происходящему словом «легко»: «в легком и счастливом духе», «так же легко». Поручик тоже не готов к продолжению этой случайной связи.
    Но дальнейшее развитие сюжета путает все карты. Герой понимает, что он испытывает «совсем новое чувство – то странное, непонятное чувство, которого совсем не было, пока они были вместе, которого он даже предположить не мог, затевая вчера это, как он думал, только забавное знакомство, и о котором уже нельзя было сказать ей теперь». Воспоминания о давнем событии становятся страшным мучением для поручика. Он не знает, как будет жить дальше, мучаясь неопределенностью. Все его дельнейшее существование кажется ему пошлым, бессмысленным, никчемным: «Как дико, страшно все будничное, обычное, когда сердце поражено, – да, поражено, он теперь понимал это, – этим страшным солнечным ударом, слишком большим счастьем…». И лишь после описания этих трагических переживаний Бунин впервые обращает внимание читателя на внешность своего героя («… обычное офицерское лицо, серое от загара, с белесыми выгоревшими на солнце усами и голубоватой белизной глаз»), возможно, потому, что лишь после осознания своей любви поручик становится человеком, приобретает какую-то внешность.
    С изменениями отношений героя к жизни меняется и окружающая реальность. Небольшие, но очень емкие, значимые детали, позволяют нам убедиться в этом, понять всю глубину чувств и переживаний поручика.
    В рассказах Бунина есть одна очень характерная деталь: у описываемой автором любви никогда нет будущего, нет дальнейшего развития событий. Герои по различным причинам не могут обрести взаимное, долговременное счастье, они изначально обречены на душевные страдания и долгие мучения. И в рассказе «Солнечный удар» мы видим очередную реализацию авторского понимания человеческих взаимоотношений: «Полюбив, мы умираем…»
    Добавил: wladimir95

  7. Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара…
    И.А. Бунин. Темные аллеи.
    Тема любви занимает в творчестве И.А. Бунина одно из самых значимых мест. Я думаю, что и в жизни это чувство стояло у писателя на первом месте, определяло его поступки, придавало смысл его существованию. Больше того, в силу характера, воспитания, образа жизни у Бунина сложилась собственная «философия любви», которую он художественно воплотил на страницах своих произведений.
    Безусловно, шедевром бунинской любовной прозы является сборник «Темные аллеи». Сам автор говорил, что здесь он попытался раскрыть «темные аллеи» человеческого подсознания, тайные стороны человеческой души, которые самым тесным образом связаны с любовью.
    В рассказе, давшем название всему циклу, – «Темные аллеи»- повествуется о чувстве молодого барина и крепостной девушки. Мы видим этих людей тридцать лет спустя, когда героиня уже превратилась в хозяйку постоялого двора, а барин – в «стройного старика военного в большом картузе и в николаевской серой шинели».
    По ходу беседы герои вспоминают, что были связаны когда-то сильным и прекрасным чувством. Но для барина это воспоминание окрашивается чувством стыда и укором – Надежда всю жизнь любила его, тогда как он, бросив, вскоре позабыл о девушке. Для Николая Алексеевича любовь была мимолетна. Скорее всего, это было лишь увлечение красивой девушкой: «Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!» И когда герой насладился красотой и молодостью, он без зазрения совести бросил Надежду.
    Но что же эти мимолетные отношения значили для героини? Как оказалось, чувство к Николаю Алексеевичу стало любовью всей ее жизни. Она так и не вышла больше замуж, не завела семью. Всегда эта женщина любила лишь одного человека – своего барина, так жестоко бросившего ее. После их разрыва Надежда даже хотела наложить на себя руки, но вовремя опомнилась.
    «Все проходит, да не все забывается», – говорит она своему «Николеньке». И эта фраза становится символом ее жизни, обозначением ее чувства.
    Надежда дает четкое определение того, что было между ней и барином: «Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть». Эти слова как нельзя лучше характеризуют бунинское понимание любви: это чувство – горячка, бред, вызванная молодостью, красотой, полнотой жизни, брызжущей через край. Все это очень быстро проходит, однако оставляет глубокие следы, не проходящие всю жизнь.
    Судьба Николая Алексеевича тоже сложилась трагично. Жена, которую он очень любил, изменила и бросила его самым бесстыдным образом, сын «покатился по наклонной». Получается, что к концу жизни герой остался, так же как и Надежда, одиноким и никому не нужным стариком. Только в жизни этой женщины было чувство, которое, несмотря на все обиды, грело ее. А в жизни героя была лишь пустота…
    В рассказе Бунина «Солнечный удар», который по тематике и стилистике примыкает к циклу «Темные аллеи», рассказывается о взаимном чувстве. Однако и оно заканчивается трагично, оставляя в душе героя глубокую рану.
    В рассказе повествуется о мимолетном романе, произошедшем между молодым поручиком и замужней женщиной. Они встретились на корабле, почувствовали взаимное влечение и провели в гостинице всего лишь одну ночь. Но их роман был подобен «солнечному удару» – по своей кратковременности, силе чувств, последствиям. Бунин подчеркивает, что чувства, которые герои испытали, были самыми сильными и волнующими эмоциями за всю их жизнь: «много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой».
    Наутро героиня исчезла, оставив после себя лишь запах, ощущения холстяного платья, звуки «веселого и простого голоса». Поначалу поручик не придал этому исчезновению никакого значения – «не в первый раз». Но по мере того, как проходило время, он начинал осознавать, что не находит себе места без этой прелестной маленькой женщины. Какое-то чувство сжигало его изнутри: ничто не радовало героя и не развлекало его. Складывалось такое ощущение, будто он заболел.
    Когда поручик все же добрался до парохода, когда закончились муки «солнечного удара» его любви, он «почувствовал себя постаревшим на десять лет».
    Другой аспект любовного чувства Бунин рассматривает в рассказе «Легкое дыхание». Его название символизирует образ жизни и мысли юной героини произведения – Оли Мещерской. Это прелестное создание было наполнено жаждой жизни, любви, красоты. Однако девушка, я думаю, не знала, как реализовать эти свои желания. Она, словно прекрасный цветок на ветру, металась в поисках счастья, а нашла лишь свою смерть.
    У Оли было несколько романов со взрослыми мужчинами, которые пылали страстью к молодой прекрасной девушке. А Мещерская, как мне кажется, наслаждалась своей властью, не испытывая ответных чувств и лишь самоутверждаясь.
    За это героиня поплатилась сполна – ведь играть человеческими чувствами очень опасно. Мы узнаем, что «казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил её на платформе вокзала».
    Таким образом, любовь, по Бунину, это темное чувство, связанное с подсознанием человека, с темными сторонами его души. Часто она мистична и загадочна, оставляет след в душе людей на всю жизнь.
    Как правило, любовная вспышка в произведениях Бунина кратковременна, очень сильна и эмоционально насыщена и заканчивается трагически. Но, несмотря на это, любовь, по Бунину, самое ценное сокровище в жизни человека, составляющее прелесть и смысл существования.

  8. Стремясь разобраться в причинах нынешнего состояния народа, Бунин обращается к крепостническому прошлому России в повести “Суходол”. Но писатель далек от идеализации той эпохи. В центре изображения – судьба обедневшего дворянского рода Хрущевых и их дворовых. В жизни героев, как и в “Деревне”, много странного, дикого, ненормального. Показательна судьба Натальи, бывшей крепостной няни молодых Хрущевых. Эта незаурядная, одаренная натура лишена возможности реализовать себя. Жизнь крепостной девушки нещадно изломана господами, которые обрекают ее на позор и унижение за такой “страшный” проступок, как любовь к молодому барину Петру Петровичу. Ведь именно это чувство явилось причиной кражи складного зеркальца, поразившего дворовую девчонку своей красотой. Велик контраст между ощущением невиданного счастья, которое переполняет Наташку, сурьмившую брови перед зеркалом, чтобы понравиться своему кумиру, и тем стыдом и позором, который испытывает деревенская девушка с опухшим от слез лицом, которую на глазах всей дворни посадили на навозную телегу и отправили на далекий хутор. После возвращения Наталья подвергается жестоким издевательствам барышни, которые переносит со стоической покорностью судьбе. Любовь, семейное счастье, теплота и гармония человеческих отношений недоступны крепостной женщине. Поэтому вся сила и глубина чувств Натальи реализуется в ее трогательной привязанности к господам, преданности Суходолу.
    Значит, поэзия “дворянских гнезд” скрывает трагедию душ, изуродованных жестокостью и бесчеловечностью крепостнических отношений, с суровой правдивостью воспроизведенной писателем в “Суходоле”. Но антигуманный общественный строй калечит и представителей дворянской среды. Нелепа и трагична судьба Хрущевых. Сходит с ума барышня Тоня, погибает под копытами коня Петр Петрович, умирает от руки крепостного слабоумный дедушка Петр Кириллович. Извращенность и уродство отношений господ и слуг очень точно выразила Наталья: “Над барчуком и дедушкой Герваська измывался, а надо мной – барышня. Барчук, – а, по правде сказать, и сами дедушка, – в Герваське души не чаяли, а я в ней”. Нарушение нормальных, естественных понятий приводит даже к деформации любовного чувства. То, что наполняет жизнь влюбленного человека радостью, нежностью, ощущением гармонии, в “Суходоле” приводит к слабоумию, сумасшествию, позору, опустошенности.
    В чем же причина искажения нравственных понятий? Конечно, во многом здесь повинна крепостническая действительность. Но повесть Бунина, не заостряя социальных противоречий, более широко и глубоко раскрывает эту проблему, переводя ее в плоскость человеческих отношений, свойственных любому времени. Дело не только в общественно-политическом строе, но и в несовершенстве человека, которому нередко недостает силы бороться с обстоятельствами, духовной культуры. Но даже в “Суходоле” проявляется поразительная способность крестьянки на большое безответное и самоотверженное чувство.
    Любовь становится одной из главных тем творчества Бунина. Она часто играет роковую роль в судьбах героев. Например, в рассказе “Сны Чанга” благоговейная, полная обожания и восхищения любовь капитана к своей жене становится смыслом его жизни. Ее измена наносит герою неизлечимую душевную травму, от которой он так и не смог оправиться. До основания разрушен мир прежде счастливого человека. Жизнь, потерявшая смысл, превращается в жалкое существование, которое разнообразят только попойки да воспоминания о бывшей жене. Молчаливым свидетелем душевной драмы героя является в рассказе пес Чанг, в снах которого всплывают отрывочные картины грустной истории хозяина. Только собака, верное и преданное существо, скрашивает одинокую старость капитана, живущего в убогой комнатушке, из которой его и уносят на кладбище.
    Любовь у Бунина, как и у Куприна, чаще всего печальна, трагична. Человек не способен противостоять ей, перед ней бессильны доводы рассудка, ибо нет ничего, подобного любви, по силе и красоте. Удивительно точно определяет писатель любовь, сравнивая ее с солнечным ударом. Так назван рассказ о неожиданном, стремительном, “сумасшедшем” романе поручика со случайно встреченной на пароходе женщиной, которая не оставляет ни своего имени, ни адреса. Женщина уезжает, навсегда распростившись с поручиком, который сначала воспринимает эту историю как случайную, ни к чему не обязывающую интрижку, прелестное дорожное происшествие. Только со временем он начинает чувствовать “неразрешимую муку”, испытывая ощущение тяжелой утраты. Он пытается бороться со своим состоянием, совершает какие-то действия, прекрасно осознавая их нелепость и ненужность. Он готов умереть только для того, чтобы каким-то чудом вернуть ее, провести с ней еще один день. В конце рассказа поручик, сидя под навесом на палубе, чувствует себя постаревшим на десять лет. В замечательном рассказе Бунина с огромной силой выражается неповторимость и красота любви, о которой человек часто не подозревает. Любовь – это солнечный удар, величайшее потрясение, способное в корне изменить жизнь человека, сделать его или самым счастливым, или самым несчастным.
    В представлении Бунина главными ценностями жизни являются любовь и природа. Они вечны и неизменны, неподвластны течению времени, социальным катаклизмам. Красоту природы не может разрушить разбушевавшаяся революционная стихия. Именно ее неувядающая прелесть создает иллюзию вечности. Любимые герои Бунина наделены врожденным чувством красоты земли, неосознанным стремлением к гармонии с окружающим миром и с собой. Таков умирающий Аверкий из рассказа “Худая трава”. Всю жизнь отработавший батраком, пережив много мук, горя и тревог, этот крестьянин не утратил доброты, способности воспринимать прелесть природы, ощущения высокого смысла бытия. Память постоянно возвращает Аверкия в те “далекие сумерки на реке”, когда ему суждено было встретиться “с той молодой, милой, которая равнодушно-жалостно смотрела на него теперь старческими глазами”. Короткий шутливый разговор с девушкой, исполненный для них глубокого смысла, не сумели стереть из памяти ни прожитые годы, ни перенесенные испытания. Любовь – вот то самое прекрасное и светлое, что было у героя на протяжении его долгой многотрудной жизни. Но, думая об этом, Аверкий вспоминает и “мягкий сумрак в лугу”, и мелкую заводь, розовеющую от зари, на фоне которой едва виднеется девичий стан, удивительно гармонирующий с прелестью звездной ночи. Природа как бы участвует в жизни героя, сопровождая его и в радости, и в горе. Далекие сумерки на реке в самом начале жизни сменяются осенней тоской, ожиданием близкой смерти. Состоянию Аверкия близка картина увядающей природы. “Умирая, высохли и погнили травы. Пусто и голо стало гумно. Стала видна сквозь лозинки мельница в бесприютном поле. Дождь порой сменялся снегом, ветер гудел в дырах риги зло и холодно”.
    С наступлением зимы последний раз вспыхнула жизнь в Аверкии, возвращая ему ощущение радости бытия. “Ах, в зиме было давно знакомое, всегда радовавшее зимнее чувство! Первый снег, первая метель! Забелели поля, потонули в ней – забивайся на полгода в избу! В белых снежных полях, в метели – глушь, дичь, в избе – уют, покой. Чисто выметут ухабистые земляные полы, выскребут, вымоют стол, тепло вытопят печь свежей соломой – хорошо!” Смерть, которую просто и достойно принимает старый крестьянин, становится завершением жизненного пути. Она вызывает ощущение единения героя с миром, собой, природой.
    Любовь и смерть – постоянные мотивы бунинской поэзии и прозы. Перед лицом любви и смерти стираются все социальные, классовые различия. Подводя итог жизни человека, смерть подчеркивает ничтожность и эфемерность могущества Господина из Сан-Франциско из одноименного рассказа Бунина, выявляя бессмысленность его жизненной философии, согласно которой он решает “приступить к жизни” в 58 лет. А до этого он был занят только обогащением. И теперь, когда, казалось бы, начали осуществляться мечты Господина о праздной, беззаботной жизни, его настигает случайная, нелепая смерть. Она приходит, как возмездие Господину за его увлеченность корыстными целями и сиюминутными удовольствиями, неспособность осмыслить мелочность своих стремлений перед лицом небытия.
    Как непохожа внезапная гибель Господина в разгар увеселительного круиза на смерть мужика, которая воспринимается им как заслуженное освобождение от земных тягот и тревог, как вечный покой.
    Герои рассказов и повестей Бунина настойчиво ищут смысл жизни, ставят перед собой цели и достигают их. И нередко именно осуществленная цель выявляет свою нравственную несостоятельность, ибо не дает героям счастья и удовлетворения. Убедительно подтверждает это рассказ “Чаша жизни”, в котором читателю предлагаются разные варианты счастья. Герои, тридцать лет назад влюбленные в одну девушку, упорно и настойчиво стремятся к избранным целям. Чиновник Селехов, женившийся на Сане Диесперовой, стал богачом, прославившись на весь город своим ростовщичеством. Семинарист Иорданский дослужился до протоиерея, став самым значительным, уважаемым и влиятельным лицом города. Горизонтов тоже приобрел известность, хотя не обладал ни богатством, ни властью. Наделенный необыкновенными способностями и сверхъестественной памятью, он мог достичь многого, но выбрал скромный путь учителя, пройдя который “воротился на родину и стал сказкой города, поражая своей внешностью, своим аппетитом, своим железным постоянством в привычках, своим нечеловеческим спокойствием – своей философией”. А философия эта была проста и заключалась в том, чтобы все силы употребить исключительно на продление своей жизни. Для этого Горизонтову пришлось отказаться и от научной карьеры, и от общения с женщинами, ибо все это вредит здоровью, и строжайше осуществлять уход за своим огромным безобразным телом. То есть цель Мандриллы (так прозвали его в городе) – в долголетии и наслаждении им.
    В чьих же руках оказывается драгоценная чаша жизни? Судьбы героев убеждают в том, что ни зоологическое существование, ни богатство, ни тщеславие не могут дать человеку подлинного счастья. Герои проходят мимо того, что составляет высшую ценность человеческого существования – любви, радости единения с природой, гармонии с окружающим миром.
    Таким образом, в характерах, судьбах, мыслях своих героев Бунин раскрывает проблему взаимосвязи человека и окружающего мира – природного, социального, бытового, исторического. Все эти вопросы включает в себя тема обобщающего характера по творчеству писателя – “Человек и окружающий мир в произведениях Бунина”.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  9. Иллюстрация к рассказу И.А.Бунина «Солнечный удар»
    В творчестве Ивана Алексеевича Бунина любовь всегда трагична, и порой она не спасает, а ведёт к гибели. Герои его известных произведений не познают семейного и тихого счастья, чтобы не разбить любовную лодку о быт. 
    Рассказ «Солнечный удар» по-своему удивителен и разнообразен. Писатель анализирует в нем серьезную проблему личностного характера: выбор, который несет за собой последствия. Герои делают свой выбор, и оказываются вдалеке друг от друга, без надежды на воссоединение.
    Это произведение повествует о неожиданной любви, которая вспыхнула между главными героями — поручиком и прекрасной незнакомкой. Иван Бунин не дает им имена, дабы показать, что они — обычные люди, а история их вовсе не уникальна. Пара не готова к большому и светлому чувству, и у них совершенно нет времени разбираться в нем, так как у них есть всего одна ночь, которую они проводят, наслаждаясь друг другом. Когда наступает время прощаться, поручик не задумывается о том, какая нападет на него смертельная тоска после того, как его возлюбленная навсегда покинет корабль. Точно перед глазами у него проходит вся жизнь, которая и измеряется, оценивается теперь с высоты нежного чувства, которое заключило его в цепи.
    Встреча поручика и незнакомки стала для них обоих «солнечным ударом»: ослепила страстью, а потом опустошила их души. И.А.Бунин показывает нам, что у каждого человека есть потребность любить и быть любимым, но в его рассказе эта любовь лишена иллюзий. Не каждый человек может принять на себя такую большую ответственность — любить. Для героев этой истории любовь оказалась необъятным счастьем, которого они себе не смогли позволить.
    «Прекрасная незнакомка…»
    Очевидно, что этим произведением автор хотел показать драматичный исход любви. Бунин никогда не писал о счастливой любви. По его мнению, воссоединение и родство душ – это совсем иное чувство, не имеющее ничего общего со страстью, которая возвышается до небес. Настоящая любовь, как уже было сказано, приходит и уходит внезапно, как солнечный удар.
    Между тем, каждый из нас волен выбирать, как поступить в той или иной ситуации. Встреча героев была попыткой заглушить в себе тревожный голос тоскующего сердца.
    Любовь, которую осознал поручик слишком поздно, почти губит его, лишает радости жизни; он чувствует себя «постаревшим на десять лет». Точно ища спасения от нахлынувшей нежности, он бросается в город, бродит по рынку, проходит мимо людей и чувствует себя страшно одиноким. Это горько-сладкое чувство мешает ему думать и трезво смотреть на мир. Он точно знает, что он больше никогда не встретится со своей незнакомкой.
    У любви, которую описывает в своих произведениях Бунин, отсутствует будущее. Его герои никогда не смогут обрести счастья, они обречены страдать. «Солнечный удар» еще раз раскрывает бунинскую концепцию любви: «Полюбив, мы умираем…».
    Дорофеева Александра

  10. Большинство героев литературных произведений, созданных в 19 столетии, проходили своеобразное испытание сильнейшим чувством- любовью. Авторы снова и снова задавали себе вопрос, пытаясь ответить на него в своих творениях: может ли любовь продолжаться до конца жизни, погубит ли она или, наоборот, станет единственным спасением?
    У И. А. Бунина любовь всегда трагична, и иногда она не спасает, а наоборот, ведет к гибели. Его лирический герой не обретает семейного счастья, высокие чувства не уничтожаются ни обыденностью и бытом. Рассказ «Солнечный удар» является ярким примером такого отношения.
    В этом произведении повествуется о переживаниях, связанных с любовью. Автор смотрит на все глазами своего героя, но при этом главным действующим лицом становится героиня. Не случайно Бунин избегает упоминания имен: ведь имя придает сюжету конкретность, вызывает у каждого читателя какие-то собственные, индивидуальные ассоциации, между тем как писатель стремится к образности, обобщенности.
    Начало рассказа традиционно — ОН и Она знакомятся на теплоходе, ощущают сильное влечение и быстро понимают друг друга, вступают в скоропалительную связь (возможно даже не представившись друг другу). Следующий день оказывается разочарованием, герой и героиня делают вид, что с ними не произошло ничего особенного. Вскоре она уезжает, не оставив о себе никаких сведений. Он понимает, что увидеться вновь им, скорее всего, не придется, и не испытывает по этому поводу никаких переживаний.
    Но через некоторое время с героем, «поручиком», начинают происходить странные вещи. Тщательно маскируемое чувство безуспешно ищет выхода, обрекая мимолетного любовника на долгие нравственные страдания. В финале рассказа поручик вновь оказывается на корабле, ощущая безумную усталость, разочарование, он «чувствует себя постаревшим на десять лет».
    Обратимся теперь к названию рассказа — «Солнечный удар». Первым впечатлением становится ощущение чего-то молниеносного, неотвратимого, сражающего наповал и оставляющего после себя горе и страдания. Присутствие природы в рассказе постоянно, она не просто представляет собой определенный фон, но и как бы участвует в компоновке сюжета: «Впереди была темнота и огни. Из темноты бил в лицо сильный, мягкий ветер, а огни неслись куда-то в сторону…». Романтическая обстановка теплой ночи становится причиной, подтолкнувшей Его и Ее друг к другу. Далее же мы видим, как картина рассвета становится своеобразной эпитафией внезапно вспыхнувшего чувства: «…темная летняя заря потухала далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке, ещё кое-где светившейся дрожащей рябью… Вдали под ней, под этой зарей, и плыли и плыли назад огни, рассеянные в темноте вокруг…»
    Автору удалось добиться потрясающего эффекта — само пространство характеризует чувства и мысли героев: пейзаж, описанный вначале, свидетельствует о том, что у Него и у Нее все ещё впереди, что мужчина и женщина непременно обретут счастье в объятиях друг друга. Но уплывающие вдаль огни олицетворяют монотонность жизни, ее рутинность, в которой нет места высокому, ярком у чувству.
    В описаниях героев много очень точных, подмеченных писателем деталей, указывающих на природу возникшего чувства, например, взаимное притяжение молодых тел. Рука героини, «маленькая и сильная пахла загаром… Крепка и смугла она вся под этим холстинковым платьем после целого месяца лежанья под южным солнцем». В этой любви нет духовного начала- лишь физиология, стимулированная романтической обстановкой путешествия. Дальнейшие действия мужчины и женщины автор описывает, намеренно добавляя в повествование избыточное количество глаголов — «кинулся», «вышли», «поднялись», «прошли» — таким образом достигается необходимая динамика, подчеркивающая необдуманность совершившегося поступка.
    Название для этого мимолетного, но очень страстного романа, — «солнечный удар» — придумано героиней. Именно она проявляет максимум рассудительности и такта, прощаясь со своим возлюбленным. Продлить их отношения она не собирается — Бунин подчеркивает ее отношение к происходящему словом «легко»: «в легком и счастливом духе», «так же легко». Поручик тоже не готов к продолжению этой случайной связи.
    Но дальнейшее развитие сюжета путает все карты. Герой понимает, что он испытывает «совсем новое чувство — то странное, непонятное чувство, которого совсем не было, пока они были вместе, которого он даже предположить не мог, затевая вчера это, как он думал, только забавное знакомство, и о котором уже нельзя было сказать ей теперь». Воспоминания о давнем событии становятся страшным мучением для поручика. Он не знает, как будет жить дальше, мучаясь неопределенностью. Все его дельнейшее существование кажется ему пошлым, бессмысленным, никчемным: «Как дико, страшно все будничное, обычное, когда сердце поражено, — да, поражено, он теперь понимал это, — этим страшным солнечным ударом, слишком большим счастьем…». И лишь после описания этих трагических переживаний Бунин впервые обращает внимание читателя на внешность своего героя («…обычное офицерское лицо, серое от загара, с белесыми выгоревшими на солнце усами и голубоватой белизной глаз»), возможно, потому, что лишь после осознания своей любви поручик становится человеком, приобретает какую-то внешность.
    С изменениями отношений героя к жизни меняется и окружающая реальность. Небольшие, но очень емкие, значимые детали, позволяют нам убедиться в этом, понять всю глубину чувств и переживаний поручика.
    В рассказах Бунина есть одна очень характерная деталь: у описываемой автором любви никогда нет будущего, нет дальнейшего развития событий. Герои по различным причинам не могут обрести взаимное, долговременное счастье, они изначально обречены на душевные страдания и долгие мучения. И в рассказе «Солнечный удар» мы видим очередную реализацию авторского понимания человеческих взаимоотношений: «Полюбив, мы умираем…»

  11. Рассказ был написан в 1925 г. и, напечатанный в “Современных записках” в 1926 г., стал одним из самых примечательных явлений прозы Бунина 1920-х гг.
    Смысловым ядром рассказа, внешне напоминающего эскизную зарисовку краткого любовного “приключения”, становится глубинное постижение Буниным сущности Эроса, его места в мире душевных переживаний личности. Редуцируя экспозицию и рисуя с первых же строк внезапную встречу героев (так и не названных ни разу по имени), автор заменяет логику событийного ряда россыпью психологически насыщенных деталей окружающего природно-предметного бытия – от “тепла и запахов ночного летнего уездного города” до характерного “волжского щегольства” подплывающего к пристани парохода. Взаимное притяжение героев оказывается здесь вне сферы традиционной психологической мотивации и уподобляется “сумасшествию”, “солнечному удару”, воплощая надличностную, иррациональную стихию бытия.
    На место поступательной сюжетной динамики выдвигается здесь “миг”, решающее мгновение жизни героев, изображение которого предопределяет дискретность повествовательной ткани. В “миге” любовной близости поручика и его спутницы перекидывается мост сразу между тремя временными измерениями: мгновением настоящего, памятью о прошлом и интуицией о последующем: “Оба так исступленно задохнулись в поцелуе, что много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой…” (5,239). Важен здесь акцент на субъективно-лирическом переживании времени. В прозе Бунина уплотнение хронотопических форм позволяет, с учетом психологических открытий новейшей эпохи, передать синхронность внутренних переживаний (в отличие от толстовской “диалектики”), высветить невыявленные, бессознательные пласты душевной жизни. Этот “миг” телесного сближения, одухотворенного и душевным чувством, становится кульминацией рассказа, от него тянется нить к внутреннему самопознанию героя, его прозрениям о сущности любви.Сам образ “незнакомки” дан через отрывистые метонимические детали: это прежде всего основанные на синестезии портретные штрихи (“рука пахла загаром”, “запах ее загара и холстинкового платья”). Вообще в культуре Серебряного века женский образ приобретает особую весомость, становясь воплощением тайных сплетений душевной жизни, особой чувствительности к вселенским силам Эроса (философские идеи В.Соловьева о Софии, контекст поэзии символистов, загадочная аура, окружающая многих героинь Бунина, Куприна и др.). Однако у Бунина этот образ, как и живописание любви в целом, далеко от символистских мистических “туманов” и прорастает из конкретики чувственного бытия, манящего своей непостижимостью.
    От телесного упоения герой рассказа постепенно приходит к “запоздалому” осознанию “того странного, непонятного чувства, которого совсем не было, пока они были вместе, которого он даже предположить в себе не мог…” (5,241). Любовное переживание приоткрывает поручику подлинную “цену” всего прожитого и пережитого и преломляется в новом видении героем внешнего мира. Это то “счастливое”, бесконечно дорогое, что начинает распознавать он в звуках и запахах уездного волжского города, то “безмерное счастье”, которое его преображенная душа ощущает “даже в этом зное и во всех базарных запахах” (5,242).В данном прозрении персонажа – сердцевина трагедийной бунинской концепции любви – чувства, приобщающего человека к вечности и катастрофично выводящего его за пределы земного мироощущения и пространственно-временных ориентиров. Художественное время в рассказе – от мига любовной близости героев до описания чувств поручика в финале – глубоко не хронологично и подчинено общей тенденции к субъективации предметно-изобразительных форм: “И вчерашний день и нынешнее утро вспомнились так, точно они были десять лет тому назад…” (5,244).
    Обновление повествовательной структуры проявляется в рассказе не только в редукции экспозиционной части, но в значимости лейтмотивных композиционных принципов (сквозные образы города, данные глазами героя), ассоциативных ходов, стоящих над причинно-следственным детерминизмом. В книге “О Чехове” Бунин вспоминал об одном из ценнейших для себя чеховских советов: “По-моему, написав рассказ, следует вычеркивать его начало и конец…” .
    Финальный волжский пейзаж в “Солнечном ударе” соединяет реалистическую достоверность с символической обобщенностью образного ряда и, ассоциируясь с “огнями” кульминационных мгновений личностного бытия персонажа, придает рассказу онтологическую перспективу: “Темная летняя заря потухала далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке, еще кое-где светившейся дрожащей рябью вдали под ней, под этой зарей, и плыли и плыли назад огни, рассеянные в темноте вокруг…” (5,245). Экспрессия пейзажных образов таинственного “волжского мира” в рассказе усиливается в затаенном ностальгическом чувстве автора об утраченной навсегда России, сохраняемой силой памяти и творческого воображения. В целом образ России в эмигрантской малой прозе Бунина (“Божье древо”, “Косцы”), а также в романе “Жизнь Арсеньева”, не теряя живой предметности, насыщается горестно-пронзительным лирическим чувством.
    обновлении форм психологизма, принципов сюжетно-композиционной организации. Соприкасаясь со многими модернистскими экспериментами в данной сфере, Бунин, с его интересом к “земным” корням человеческого характера, конкретности обыденной жизни, наследовал вершинные достижения реалистической классики.

  12. Признанный мастер художественного слова Иван Алексеевич Бунин в произведениях о любви предстает перед нами как психолог, умеющий удивительно тонко передать состояние раненной этим прекрасным чувством души. Обладающий редким талантом, способностью любить, писатель в своем творчестве исповедует собственную философию любви.
    Читая рассказы И.А. Бунина, мы замечаем, что у автора любовь существует не в браке и семье и его не привлекает тихое семейное счастье. Для него важна не столько долгая и безоблачная любовь, сколько кратковременная, как зарница, вспыхнувшая в темноте и погасшая, но оставившая в душе свой глубокий след. Любовь в рассказах писателя – трагедия, сумасшествие, катастрофа, огромное чувство, способное возвысить или уничтожить человека. Внезапная «вспышка» любви может случиться с каждым человеком и в любой момент.
    Любовь – это страсть. К такому выводу мы приходим после знакомства с рассказом «Солнечный удар», героев которого вдруг настигла любовь. Любовь, у которой нет прошлого и будущего — есть только настоящее, только «сейчас». Женщина и мужчина не имеют даже имен – просто Она и Он. Для автора (да и читателя) это совсем не важно.
    Не рассказывая о переживаниях героини после отъезда, писатель подробно описывает душевное состояние героя. Случайная встреча с «прелестным, легким, маленьким созданием», неожиданное сильное чувство, нелепое расставание… А потом непонимание и душевная мука… «… совсем новое чувство…, которого совсем не было, когда они были вместе», появилось в душе поручика после этого, как он сначала думал, «забавного знакомства». То, что некоторые люди познают за годы, ему довелось пережить за одни сутки.
    Возможно, этот день оказался одним из самых трудных в жизни главного героя. Огромная сила любви, словно солнечный удар, внезапно «сразила» его. Уезжает поручик из города словно другим человеком. В душе уже нет ни страсти, ни ненависти, ни любви, но, испытав смятение, ужас, отчаяние, он чувствует себя теперь «постаревшим на десять лет».
    «Истинно волшебные» минуты жизни дарит человеку любовь, согревает душу светлыми воспоминаниями. Но есть в любви и свои «темные аллеи», поэтому она часто обрекает героев Бунина на страдания, не приводит их к счастью.
    Не состоялось счастье главной героини новеллы «Темные аллеи». Безграничная любовь Надежды к своему барину навсегда сделала ее одинокой. Сохранившая еще и сейчас былую красоту женщина помнит о прошлом, живет воспоминаниями о нем. Не погасла за долгие годы любовь в ее душе. «Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело», — признается она равнодушно оставившему ее тридцать лет назад Николаю Алексеевичу. «Не было…ничего дороже…на свете в ту пору, так и потом» для Надежды, поэтому «никогда не могла» простить она своего обидчика.
    Несмотря на то что нерешительному и тщеславному, склонному к сословным предрассудкам Николаю Алексеевичу трудно представить Надежду, содержательницу постоялой горницы, своей женой, грустно становится на его душе после неожиданной встречи с ней. Шестидесятилетний военный понимает: лучшие мгновения жизни подарила ему эта когда-то стройная юная красавица. Вероятно, впервые он задумался о счастье, об ответственности за совершенные поступки. Жизнь, от которой Николай Алексеевич давно отказался, останется теперь у него только в воспоминаниях.
    Любовь у И.А.Бунина – то призрачное счастье, к которому человек стремится, но, к сожалению, очень часто упускает. В ней, как и в жизни, всегда противостоят светлые и темные начала. Но автор, подаривший нам замечательные произведения о любви, был убежден: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».
    Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Тема Родины в творчестве С.Есенина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *