Но все изменилось с того времени как она встретила Тихона и вошла в его семью. Здесь все оказалось совсем не так как было у нее. И это она поняла практически сразу же. Если родители ее никогда не ругались, то здесь все постоянно ругаются, обзывают друг друга и унижают.
Конечно, она не любила Тихона, но уйти от него не могла. А вот настоящей ее любовью был Борис. Вот только он за нее сражаться не стал и выбрал совсем другой путь. Легче всего ему было просто сбежать в другой город и начать жить совсем другой жизнью. Он всегда со всем соглашался и у него не было своего мнения или решения той или иной проблемы.
Это сейчас можно спокойно и легко уйти от своего мужа и не зависеть больше от него. А вот раньше прежде, чем разойтись с мужем, нужно было заполнить огромное количество разных документов. И это заняло бы у нее много времени. Кроме этого ее могли оскорбить, а также и унизить высокопоставленные люди. И это могли пережить не все. Екатерина верила, что все союзы и браки заключаются сначала на небесах, а потом уже на земле.
И для того чтобы всего этого избежать она хотела сначала хотела пойти в монахини, но потом передумала. Кроме этого ее родители научили разным молитвам, про которые она не забывала и сейчас. Вот только монахини не должны были быть женатыми, и пока они не развелись, их не брали в монастырь. А это значит, что ее бы заставили вернуться к мужу, а этого она меньше всего хотела. И опять двери для нее закрыты.
У нее был еще один вариант, который ей никак не нравился. Она могла бы жить и терпеть унижения не только со стороны мужа, но еще и стороны свекрови, которой явно не нравился выбор сына. И чтобы Екатерина не делала, ей все не нравилось. Конечно, муж поддерживал свою мать и полностью с ней был согласен. И если бы девушка осталась и терпела все это, то в будущем сошла просто с ума.
После этого можно сделать вывод о том, что Екатерине действительно не было выхода и единственным правильным выходом является просто уйти из этого мира, что и сделала наша главная героиня. Из этого можно сделать вывод, что характер у девушки действительно был, и она была сильной женщиной.
Возможно ли было избежать смерти героини? Какой путь она могла для себя избрать? Тот, которого жаждала сама Катерина, был связан с Борисом – ее возлюбленным. Этот выход из сложившейся ситуации стал бы просто идеальным для женщины. Но, к сожалению, Борис не стал прекрасным принцем. Он оказался эгоистичным и слабохарактерным человеком. Бросив Катерину, Борис уехал в Сибирь один. Это нанесло ей страшный удар.
Еще одной альтернативой для Кати мог стать уход в монастырь, где она смогла бы посвятить свою жизнь служению Богу. Однако замужняя женщина никогда бы не смогла попасть туда. Ее обязательно вернули бы законному мужу. Сначала ей нужно было добиться развода, но это покрыло бы ее позором и грехом, ведь браки тогда заключали в церкви.
Не думаю, что смерть Катерины была случайностью. К этому все шло. Начиная с беспочвенных придирок свекрови и заканчивая равнодушием супруга. Все это губительно влияло на Катерину. Предательство Бориса окончательно сломило женщину и она совершила непоправимый поступок.
Катерина была светлым и добрым человеком, она пыталась сопротивляться устаревшим порядкам и все же, в какой-то степени, одержала победу, хоть и не смогла ею насладиться. Смерть героини стала первым шагом к крушению старого строя.
Я думаю, что в наше время тоже можно встретить таких людей, как Катерина. У них чистая и светлая душа, и они способны пожертвовать собой ради блага других.
Лучшим выходом из ситуации для молодой женщины было уехать с Борисом. Именно на это она надеется во время их последнего свидания, что он заберет ее с собой. Но молодой человек был чем-то похож на Тихона – не имел своего мнения, боялся ослушаться дядю и не был готов защитить Катерину. Поэтому он уезжает, оставляя бедную женщину.
Что можно еще написать в сочинении “Был ли иной путь у Катерины в “Грозе”? Другой вариант – это развестись с Тихоном. Но не следует забывать, что в то время получить развод было практически невозможно. Для этого нужно было пройти множество инстанций, которые бы Катерине ничего кроме унижения не принесли. Если для дворянских сословий развод был долгим и трудоемким процессом, то для купечества это практически не представлялось возможным.
Третий вариант – уйти в монастырь. Но замужнюю ее отправили бы обратно в семью Кабановых.
Четвертый, самый страшный – это избавиться от мужа и свекрови. Но такой поступок Катерина не смогла бы пойти: у нее слишком чистая, светлая душа, она очень набожная, поэтому не стала бы женщина нарушать заповеди.
В сочинении “Был ли иной путь у Катерины” можно упомянуть, что связь можно было скрыть – Варвара посоветовала ей хитрить. Но это противоречило бы принципам молодой женщины – она не смогла бы никого обманывать.
Вернуться в дом родителей тоже не представлялось возможным: ее бы нашли и вернули с позором обратно. Неужели для бедной женщины был только тот выход, который приготовил Островский?
Дальнейшая жизнь с Тихоном
Конечно, в сочинении “Был ли иной путь у Катерины” нельзя не рассмотреть вариант ее дальнейшей жизни в доме Кабановых. Да, молодая женщина могла попытаться продолжать жить с нелюбимым мужем. Но долго ли бы она выдержала постоянные упреки и издевательства свекрови? К тому же, познав настоящую любовь с Борисом, женщина такого склада, как Катерина, уже не могла бы жить с Тихоном.
Вот и получается, что броситься в Волгу – было единственным выходом для бедной женщины. Она не могла больше жить в деспотическом обществе, и самоубийство стало для нее спасением.
Это лишь некоторые мысли для сочинения “Был ли иной путь у Катерины в пьесе “Гроза”, кратко мы оговорили возможные варианты финала.
Катерина выросла в простой купеческой семье, где царили любовь и уважение друк к другу. В религии находила высшую правду. Ее мир наполнен поэзией и красотой. Они — в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, в вышивании золотом по бархату. Катя натура сильная, свободолюбивая, страстная натура.”Я еще лет шести была…! Обидели меня чем-то дома… я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять! ” Она светлый, искренный человек, но там где ей приходиться жить, в доме Кабановых, эти качества просто никому не нужны. А она не хочет жить по закону «темного царства» и не умеет к ним приспосабливаться, потому что это значило бы изменить свои нравственные устои. Вышла замуж не по любви, но очень старалась быть Тихону хорошей женой. Потребность любви живет в ней- она ищет любви самозабвенной, жертвенной. Тихон по-своему ее любит, но боится этой любви. Во всем подчиняется матери, он не может защитить жену. Вспыхнувшая любовь к Борису лишила героиню воли — родилась новая Катерина, готовая умереть за свою любовь. Она хорошо осознает последствия своей греховной любви. Борис единственный кто, понимает Катерину, но помочь ей не в силах, он даже советует ей покориться судьбе. Катерина: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? ” Ради любви она готова на все, даже преступить те понятия о грехе о добродетелей., которые для нее святы. По моему мнению, у Катерины не было другого пути как упасть со скалы, потому что если бы она вернулась в дом Кабановых, ее заела бы Кабаниха, и пришлось ей жить с не любимым человеком.
Драма «Гроза» А. Н. Островского была написана по личным впечатлениям драматурга после путешествия по верхней Волге, куда он отправился по поручению Морского министерства для сбора сведений об экономическом состоянии края и особенностях быта местного населения. Основная тема пьесы — столкновение между старыми традициями и новыми веяниями, между стремлениями к свободе и теми общественными и семейно-бытовыми порядками, которые господствовали в предреформенной России. Но, кроме общей темы, произведение раскрывает и ряд частных тем, в числе которых — семейно-бытовой уклад купеческо-мещанской среды и положение женщины в этой среде.
Бесправность женщины в семье мы видим на примере Катерины, главной героини пьесы. Катерина выросла в патриархальной, религиозной, любящей семье. О своем детстве она вспоминает: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю… Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу но ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью… Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, жития разные, либо стихи поют… Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!»
Выйдя замуж за Тихона, она попадает в чужую семью, где совсем другая атмосфера: «Да здесь все как будто из-под неволи». Н. Добролюбов пишет в статье «Луч света в темном царстве»: «Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало… Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный», но «убитая дневной работой и вечной неволей, она уже не может с прежней ясностью мечтать об ангелах…», ее энергии требуется иной выход.
Катя — духовно богатая, поэтически возвышенная натура, тонко чувствующая, немного экзальтированная. Полюбив Бориса, Катерина пугается силы и глубины своего чувства. Будучи воспитана в религиозных традициях, героиня понимает, что это большой грех — замужней женщине любить другого мужчину. Автор показывает душевные страдания своей героини, она пытается бороться со своим чувством: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти…». Возможно, если бы Варвара не устроила встречу Катерины с Борисом, измены бы и не случилось, ведь как героиня пытается сама себя отговорить от свидания: «Что она делает-то? Что она только придумывает?.. Вот погибель-то? Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда». Но «чувство любви к человеку, желание найти родственный отзыв в другом сердце, потребность нежных наслаждений…» сильнее женщины: «Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь…»
Не в силах противостоять любви, Катерина изменяет мужу с Борисом. Сознание своей вины тяжким грузом ложится на ее душу, хотя даже Варвара, сестра Тихона, учит ее жизни: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!»
Измена Катерины — это жажда свободы и счастья. Ведь замуж ее отдали рано, как подмечает Варя: «Молоду замуж-то тебя отдали, погулять-то в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще». В страсти к Борису «заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления… к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей беззапретной свободы».
Она не идет на нравственные компромиссы, как Варвара («только бы шито да крыто было»). Ведь Катерина могла бы и дальше встречаться с Борисом втайне от мужа. Но она испытывает отвращение ко лжи и обману и терзается чувством вины. На мой взгляд, даже не столько перед мужем, свекровью, сколько перед Богом, так как ее понятия о морали религиозно окрашены.
Я считаю, что самоубийство Катерины — не столько побег от деспотизма свекрови и способ избежать позора, косых взглядов горожан, сколько спонтанное решение, выход, который Катерина неожиданно открыла для себя. Это видно из ее монолога: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то? Что поют? Не разберешь… Умереть бы теперь… Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… Руки крест-накрест складывают… в гробу! Да, так… я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой насильно… Ах, скорей, скорей! Друг мой! Радость моя! Прощай!»
Из монолога видно, что и мысль о побеге возникает, но отметается как неудачная. А будущая жизнь в доме Кабановых видится бессмысленной, лишенной радости. Муж, хоть и жалеет ее, не может защитить от нападок матери; Борис не смог (или не захотел) забрать Катерину с собой. Возможно, если бы у героини были дети, она не приняла бы такого страшного решения. Но тогда, наверное, и не случилось бы измены. «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это…»
Но, с другой стороны, с самого начала в разговоре с Варварой в речи Катерины появляются мысли о смерти. Возможно, Катерина покончила бы жизнь самоубийством, даже если бы и не случилось измены. Сама жизнь в доме свекрови была тягостной. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
Она не думает о том, что смерть — это тоже грех, возможно, даже более тяжкий, чем измена. После признания в измене положение в доме становится еще более тягостным, настолько, что и смерти Катерина уже не боится. Смерть ей представляется избавлением от ее беспросветной жизни: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие,… всякие… Так тихо! Так хорошо!..»
В поведении Катерины есть и слабые, и сильные стороны. Но Катерину нельзя ни осуждать, ни оплакивать, перед ее мужеством можно только преклоняться как перед трагической героиней, у нее можно учиться мужеству героической воли.
Не дело — между бабами
Счастливую искать.
Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается.
Н. А. Некрасов
Пьеса Александра Николаевича Островского “Гроза” вышла в 1860 году, в период общественного подъема. Сама история, рассказанная в пьесе, отражает типические конфликты эпохи 60-х: борьбу между отживающей моралью самодуров и их безответных жертв и новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства. Особое место среди персонажей пьесы занимает образ Катерины. По мнению Добролюбова, от него “веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели”.
Катерина — натура поэтически-мечтательная. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, она сама рассказывает Варваре о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. В родительском доме ей жилось радостно и легко, но образования не получила. Рассказы странниц и богомолок заменяли ей книги. Впечатлительная от природы, Катерина жадно прислушивалась к каждому их слову, все принимая на веру. Так получали образование большинство женщин в XIX веке. Сегодня странниц заменил телевизор. Катерина говорит языком, каким в купеческой среде того времени могла говорить только женщина поэтически настроенная и одаренная. В нем слышны и элементы поэтической народной речи, и влияние церковно-книжной литературы, а также и церковных богослужений, которые “до смерти” любила посещать Катерина. Ее выделяют особый мягкий лиризм, эмоциональность и задушевность, которые соответствуют общему складу характера Катерины. В пьесе неоднократно повторяется образ, помогающий понять главное в характере Катерины, — образ птицы. В народной поэзии птица — символ воли. Отсюда постоянный эпитет “вольная птица”. “Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле”, — вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества, “…Отчего люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица”. Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе.
Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу “любящим, идеальным”, по определению Добролюбова, Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. Катерина терпит лишь до поры до времени. “А уж коли мне здесь опостынет, — говорит она, — так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!” Среди жертв “темного царства” Катерина выделяется открытым характером, смелостью, прямотой. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу”, — отвечает она Варваре, которая говорит, что без обману в их доме не проживешь. И вот такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время решительная женщина попадает в семью Кабановой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки, от которой веет мертвенным холодом и бездушием. Естественно, что конфликт между этой обстановкой “темного царства” и светлым душевным миром Катерины завершился трагически.
Хочется поставить вопрос: “А могло бы быть по-другому?” Трагизм положения Катерины осложнялся еще тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она быть верной и любящей женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона и грубость его интересов. Тихон думает только о том, как бы забежать к Дикому выпить, покутить. Ему, как и Катерине, хочется вырваться из дому, но, в отличие от жены, это иногда удается. Нетрудно понять, с какой силой вспыхивают ее чувства, когда она встречает человека, не похожего на всех окружающих. Катерина любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Религиозность Катерины — это не ханжество Кабанихи, а глубокое искреннее убеждение. “Ах, Варя, — жалуется она, — грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю”. Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не может и не хочет таить своего греха.
В четвертом действии драмы в сцене покаяния наступает развязка. Страшная гроза, которую она воспринимает, как “грозу господню “, “страшная барыня с ее проклятиями и древняя картина на полуразрушенной стене, изображающая “геенну огненную”, — все это едва не сводит Катерину с ума. Она публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Если бы драма кончалась этой сценой, была бы показана непобедимость устоев “темного царства”. Это бы дало Кабанихе право торжествовать: “Куда вона-то ведет!” Но драма заканчивается самоубийством Катерины, которое следует воспринимать как ее нравственную победу над “темными силами “, которым она не пожелала покориться. Этим она проявила свой отчаянный, хотя и бессильный протест против “темного царства”. Сегодня можно задать вопрос: “Зачем она это сделала?” Ведь она могла уйти из дому, как Варвара, чем бы еще больше досадила Кабанихе. А ведь Катерина была готова сделать это. Ее не пугала далекая Сибирь, куда отправляли ее возлюбленного Бориса Григорьевича. Но он был слишком слаб, у него не хватило характера, чтобы вырваться из-под власти Кабановых и Диких. Он единственный среди всех действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах: нет у него решимости бороться за свою любовь. Путь к вольной жизни для Катерины закрыт, а домой идти она не желает, потому что “что домой, что в могилу”.
Иного пути как самоубийство она не видит. Да, наверное, трудно было бы найти выход в условиях нравов, царивших в обществе в середине XIX века. Ведь к такому же решению позднее приходит и еще одна героиня русской литературы — Анна Каренина. Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”, который на миг осветил его беспробудный мрак.
В 1864 году А. И. Герцен писал о “Грозе”: “В этой драме автор проник в глубочайшие тайники русской жизни и бросил внезапный луч света в неведомую душу русской женщины, которая задыхается в тисках неумолимой и полудикой жизни патриархальной семьи”.
Образ Катерины по справедливости принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, которое сегодня приобретает новую значимость, но и во всей русской художественной литературе.
Но все изменилось с того времени как она встретила Тихона и вошла в его семью. Здесь все оказалось совсем не так как было у нее. И это она поняла практически сразу же. Если родители ее никогда не ругались, то здесь все постоянно ругаются, обзывают друг друга и унижают.
Конечно, она не любила Тихона, но уйти от него не могла. А вот настоящей ее любовью был Борис. Вот только он за нее сражаться не стал и выбрал совсем другой путь. Легче всего ему было просто сбежать в другой город и начать жить совсем другой жизнью. Он всегда со всем соглашался и у него не было своего мнения или решения той или иной проблемы.
Это сейчас можно спокойно и легко уйти от своего мужа и не зависеть больше от него. А вот раньше прежде, чем разойтись с мужем, нужно было заполнить огромное количество разных документов. И это заняло бы у нее много времени. Кроме этого ее могли оскорбить, а также и унизить высокопоставленные люди. И это могли пережить не все. Екатерина верила, что все союзы и браки заключаются сначала на небесах, а потом уже на земле.
И для того чтобы всего этого избежать она хотела сначала хотела пойти в монахини, но потом передумала. Кроме этого ее родители научили разным молитвам, про которые она не забывала и сейчас. Вот только монахини не должны были быть женатыми, и пока они не развелись, их не брали в монастырь. А это значит, что ее бы заставили вернуться к мужу, а этого она меньше всего хотела. И опять двери для нее закрыты.
У нее был еще один вариант, который ей никак не нравился. Она могла бы жить и терпеть унижения не только со стороны мужа, но еще и стороны свекрови, которой явно не нравился выбор сына. И чтобы Екатерина не делала, ей все не нравилось. Конечно, муж поддерживал свою мать и полностью с ней был согласен. И если бы девушка осталась и терпела все это, то в будущем сошла просто с ума.
После этого можно сделать вывод о том, что Екатерине действительно не было выхода и единственным правильным выходом является просто уйти из этого мира, что и сделала наша главная героиня. Из этого можно сделать вывод, что характер у девушки действительно был, и она была сильной женщиной.
Возможно ли было избежать смерти героини? Какой путь она могла для себя избрать? Тот, которого жаждала сама Катерина, был связан с Борисом – ее возлюбленным. Этот выход из сложившейся ситуации стал бы просто идеальным для женщины. Но, к сожалению, Борис не стал прекрасным принцем. Он оказался эгоистичным и слабохарактерным человеком. Бросив Катерину, Борис уехал в Сибирь один. Это нанесло ей страшный удар.
Еще одной альтернативой для Кати мог стать уход в монастырь, где она смогла бы посвятить свою жизнь служению Богу. Однако замужняя женщина никогда бы не смогла попасть туда. Ее обязательно вернули бы законному мужу. Сначала ей нужно было добиться развода, но это покрыло бы ее позором и грехом, ведь браки тогда заключали в церкви.
Не думаю, что смерть Катерины была случайностью. К этому все шло. Начиная с беспочвенных придирок свекрови и заканчивая равнодушием супруга. Все это губительно влияло на Катерину. Предательство Бориса окончательно сломило женщину и она совершила непоправимый поступок.
Катерина была светлым и добрым человеком, она пыталась сопротивляться устаревшим порядкам и все же, в какой-то степени, одержала победу, хоть и не смогла ею насладиться. Смерть героини стала первым шагом к крушению старого строя.
Я думаю, что в наше время тоже можно встретить таких людей, как Катерина. У них чистая и светлая душа, и они способны пожертвовать собой ради блага других.
Лучшим выходом из ситуации для молодой женщины было уехать с Борисом. Именно на это она надеется во время их последнего свидания, что он заберет ее с собой. Но молодой человек был чем-то похож на Тихона – не имел своего мнения, боялся ослушаться дядю и не был готов защитить Катерину. Поэтому он уезжает, оставляя бедную женщину.
Что можно еще написать в сочинении “Был ли иной путь у Катерины в “Грозе”? Другой вариант – это развестись с Тихоном. Но не следует забывать, что в то время получить развод было практически невозможно. Для этого нужно было пройти множество инстанций, которые бы Катерине ничего кроме унижения не принесли. Если для дворянских сословий развод был долгим и трудоемким процессом, то для купечества это практически не представлялось возможным.
Третий вариант – уйти в монастырь. Но замужнюю ее отправили бы обратно в семью Кабановых.
Четвертый, самый страшный – это избавиться от мужа и свекрови. Но такой поступок Катерина не смогла бы пойти: у нее слишком чистая, светлая душа, она очень набожная, поэтому не стала бы женщина нарушать заповеди.
В сочинении “Был ли иной путь у Катерины” можно упомянуть, что связь можно было скрыть – Варвара посоветовала ей хитрить. Но это противоречило бы принципам молодой женщины – она не смогла бы никого обманывать.
Вернуться в дом родителей тоже не представлялось возможным: ее бы нашли и вернули с позором обратно. Неужели для бедной женщины был только тот выход, который приготовил Островский?
Дальнейшая жизнь с Тихоном
Конечно, в сочинении “Был ли иной путь у Катерины” нельзя не рассмотреть вариант ее дальнейшей жизни в доме Кабановых. Да, молодая женщина могла попытаться продолжать жить с нелюбимым мужем. Но долго ли бы она выдержала постоянные упреки и издевательства свекрови? К тому же, познав настоящую любовь с Борисом, женщина такого склада, как Катерина, уже не могла бы жить с Тихоном.
Вот и получается, что броситься в Волгу – было единственным выходом для бедной женщины. Она не могла больше жить в деспотическом обществе, и самоубийство стало для нее спасением.
Это лишь некоторые мысли для сочинения “Был ли иной путь у Катерины в пьесе “Гроза”, кратко мы оговорили возможные варианты финала.
Катерина выросла в простой купеческой семье, где царили любовь и уважение друк к другу. В религии находила высшую правду. Ее мир наполнен поэзией и красотой. Они — в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, в вышивании золотом по бархату. Катя натура сильная, свободолюбивая, страстная натура.”Я еще лет шести была…! Обидели меня чем-то дома… я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять! ” Она светлый, искренный человек, но там где ей приходиться жить, в доме Кабановых, эти качества просто никому не нужны. А она не хочет жить по закону «темного царства» и не умеет к ним приспосабливаться, потому что это значило бы изменить свои нравственные устои. Вышла замуж не по любви, но очень старалась быть Тихону хорошей женой. Потребность любви живет в ней- она ищет любви самозабвенной, жертвенной. Тихон по-своему ее любит, но боится этой любви. Во всем подчиняется матери, он не может защитить жену. Вспыхнувшая любовь к Борису лишила героиню воли — родилась новая Катерина, готовая умереть за свою любовь. Она хорошо осознает последствия своей греховной любви. Борис единственный кто, понимает Катерину, но помочь ей не в силах, он даже советует ей покориться судьбе. Катерина: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? ” Ради любви она готова на все, даже преступить те понятия о грехе о добродетелей., которые для нее святы. По моему мнению, у Катерины не было другого пути как упасть со скалы, потому что если бы она вернулась в дом Кабановых, ее заела бы Кабаниха, и пришлось ей жить с не любимым человеком.
Драма «Гроза» А. Н. Островского была написана по личным впечатлениям драматурга после путешествия по верхней Волге, куда он отправился по поручению Морского министерства для сбора сведений об экономическом состоянии края и особенностях быта местного населения. Основная тема пьесы — столкновение между старыми традициями и новыми веяниями, между стремлениями к свободе и теми общественными и семейно-бытовыми порядками, которые господствовали в предреформенной России. Но, кроме общей темы, произведение раскрывает и ряд частных тем, в числе которых — семейно-бытовой уклад купеческо-мещанской среды и положение женщины в этой среде.
Бесправность женщины в семье мы видим на примере Катерины, главной героини пьесы. Катерина выросла в патриархальной, религиозной, любящей семье. О своем детстве она вспоминает: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю… Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу но ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью… Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, жития разные, либо стихи поют… Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!»
Выйдя замуж за Тихона, она попадает в чужую семью, где совсем другая атмосфера: «Да здесь все как будто из-под неволи». Н. Добролюбов пишет в статье «Луч света в темном царстве»: «Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало… Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный», но «убитая дневной работой и вечной неволей, она уже не может с прежней ясностью мечтать об ангелах…», ее энергии требуется иной выход.
Катя — духовно богатая, поэтически возвышенная натура, тонко чувствующая, немного экзальтированная. Полюбив Бориса, Катерина пугается силы и глубины своего чувства. Будучи воспитана в религиозных традициях, героиня понимает, что это большой грех — замужней женщине любить другого мужчину. Автор показывает душевные страдания своей героини, она пытается бороться со своим чувством: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти…». Возможно, если бы Варвара не устроила встречу Катерины с Борисом, измены бы и не случилось, ведь как героиня пытается сама себя отговорить от свидания: «Что она делает-то? Что она только придумывает?.. Вот погибель-то? Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда». Но «чувство любви к человеку, желание найти родственный отзыв в другом сердце, потребность нежных наслаждений…» сильнее женщины: «Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь…»
Не в силах противостоять любви, Катерина изменяет мужу с Борисом. Сознание своей вины тяжким грузом ложится на ее душу, хотя даже Варвара, сестра Тихона, учит ее жизни: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!»
Измена Катерины — это жажда свободы и счастья. Ведь замуж ее отдали рано, как подмечает Варя: «Молоду замуж-то тебя отдали, погулять-то в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще». В страсти к Борису «заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления… к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей беззапретной свободы».
Она не идет на нравственные компромиссы, как Варвара («только бы шито да крыто было»). Ведь Катерина могла бы и дальше встречаться с Борисом втайне от мужа. Но она испытывает отвращение ко лжи и обману и терзается чувством вины. На мой взгляд, даже не столько перед мужем, свекровью, сколько перед Богом, так как ее понятия о морали религиозно окрашены.
Я считаю, что самоубийство Катерины — не столько побег от деспотизма свекрови и способ избежать позора, косых взглядов горожан, сколько спонтанное решение, выход, который Катерина неожиданно открыла для себя. Это видно из ее монолога: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то? Что поют? Не разберешь… Умереть бы теперь… Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… Руки крест-накрест складывают… в гробу! Да, так… я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой насильно… Ах, скорей, скорей! Друг мой! Радость моя! Прощай!»
Из монолога видно, что и мысль о побеге возникает, но отметается как неудачная. А будущая жизнь в доме Кабановых видится бессмысленной, лишенной радости. Муж, хоть и жалеет ее, не может защитить от нападок матери; Борис не смог (или не захотел) забрать Катерину с собой. Возможно, если бы у героини были дети, она не приняла бы такого страшного решения. Но тогда, наверное, и не случилось бы измены. «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это…»
Но, с другой стороны, с самого начала в разговоре с Варварой в речи Катерины появляются мысли о смерти. Возможно, Катерина покончила бы жизнь самоубийством, даже если бы и не случилось измены. Сама жизнь в доме свекрови была тягостной. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
Она не думает о том, что смерть — это тоже грех, возможно, даже более тяжкий, чем измена. После признания в измене положение в доме становится еще более тягостным, настолько, что и смерти Катерина уже не боится. Смерть ей представляется избавлением от ее беспросветной жизни: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие,… всякие… Так тихо! Так хорошо!..»
В поведении Катерины есть и слабые, и сильные стороны. Но Катерину нельзя ни осуждать, ни оплакивать, перед ее мужеством можно только преклоняться как перед трагической героиней, у нее можно учиться мужеству героической воли.
Не дело — между бабами
Счастливую искать.
Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается.
Н. А. Некрасов
Пьеса Александра Николаевича Островского “Гроза” вышла в 1860 году, в период общественного подъема. Сама история, рассказанная в пьесе, отражает типические конфликты эпохи 60-х: борьбу между отживающей моралью самодуров и их безответных жертв и новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства. Особое место среди персонажей пьесы занимает образ Катерины. По мнению Добролюбова, от него “веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели”.
Катерина — натура поэтически-мечтательная. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, она сама рассказывает Варваре о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. В родительском доме ей жилось радостно и легко, но образования не получила. Рассказы странниц и богомолок заменяли ей книги. Впечатлительная от природы, Катерина жадно прислушивалась к каждому их слову, все принимая на веру. Так получали образование большинство женщин в XIX веке. Сегодня странниц заменил телевизор. Катерина говорит языком, каким в купеческой среде того времени могла говорить только женщина поэтически настроенная и одаренная. В нем слышны и элементы поэтической народной речи, и влияние церковно-книжной литературы, а также и церковных богослужений, которые “до смерти” любила посещать Катерина. Ее выделяют особый мягкий лиризм, эмоциональность и задушевность, которые соответствуют общему складу характера Катерины. В пьесе неоднократно повторяется образ, помогающий понять главное в характере Катерины, — образ птицы. В народной поэзии птица — символ воли. Отсюда постоянный эпитет “вольная птица”. “Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле”, — вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества, “…Отчего люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица”. Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе.
Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу “любящим, идеальным”, по определению Добролюбова, Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. Катерина терпит лишь до поры до времени. “А уж коли мне здесь опостынет, — говорит она, — так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!” Среди жертв “темного царства” Катерина выделяется открытым характером, смелостью, прямотой. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу”, — отвечает она Варваре, которая говорит, что без обману в их доме не проживешь. И вот такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время решительная женщина попадает в семью Кабановой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки, от которой веет мертвенным холодом и бездушием. Естественно, что конфликт между этой обстановкой “темного царства” и светлым душевным миром Катерины завершился трагически.
Хочется поставить вопрос: “А могло бы быть по-другому?” Трагизм положения Катерины осложнялся еще тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она быть верной и любящей женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона и грубость его интересов. Тихон думает только о том, как бы забежать к Дикому выпить, покутить. Ему, как и Катерине, хочется вырваться из дому, но, в отличие от жены, это иногда удается. Нетрудно понять, с какой силой вспыхивают ее чувства, когда она встречает человека, не похожего на всех окружающих. Катерина любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Религиозность Катерины — это не ханжество Кабанихи, а глубокое искреннее убеждение. “Ах, Варя, — жалуется она, — грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю”. Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не может и не хочет таить своего греха.
В четвертом действии драмы в сцене покаяния наступает развязка. Страшная гроза, которую она воспринимает, как “грозу господню “, “страшная барыня с ее проклятиями и древняя картина на полуразрушенной стене, изображающая “геенну огненную”, — все это едва не сводит Катерину с ума. Она публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Если бы драма кончалась этой сценой, была бы показана непобедимость устоев “темного царства”. Это бы дало Кабанихе право торжествовать: “Куда вона-то ведет!” Но драма заканчивается самоубийством Катерины, которое следует воспринимать как ее нравственную победу над “темными силами “, которым она не пожелала покориться. Этим она проявила свой отчаянный, хотя и бессильный протест против “темного царства”. Сегодня можно задать вопрос: “Зачем она это сделала?” Ведь она могла уйти из дому, как Варвара, чем бы еще больше досадила Кабанихе. А ведь Катерина была готова сделать это. Ее не пугала далекая Сибирь, куда отправляли ее возлюбленного Бориса Григорьевича. Но он был слишком слаб, у него не хватило характера, чтобы вырваться из-под власти Кабановых и Диких. Он единственный среди всех действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах: нет у него решимости бороться за свою любовь. Путь к вольной жизни для Катерины закрыт, а домой идти она не желает, потому что “что домой, что в могилу”.
Иного пути как самоубийство она не видит. Да, наверное, трудно было бы найти выход в условиях нравов, царивших в обществе в середине XIX века. Ведь к такому же решению позднее приходит и еще одна героиня русской литературы — Анна Каренина. Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”, который на миг осветил его беспробудный мрак.
В 1864 году А. И. Герцен писал о “Грозе”: “В этой драме автор проник в глубочайшие тайники русской жизни и бросил внезапный луч света в неведомую душу русской женщины, которая задыхается в тисках неумолимой и полудикой жизни патриархальной семьи”.
Образ Катерины по справедливости принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, которое сегодня приобретает новую значимость, но и во всей русской художественной литературе.