Сочинение на тему былина садко 7 класс

8 вариантов

  1. Садко — молодой гусляр из Великого Новгорода. В начале рассказа он беден, горд и самолюбив. Его единственное достояние — яровчатые гусли, на которых он играет, переходя с одного весёлого застолья к другому.
    Однако наступает день, а за ним другой, третий, когда Садко не зовут на честной пир. Гордость богатыря задета, но он никому не показывает обиды. Он в одиночестве идёт к Ильмень-озеру, садится на бел-горюч камень на берегу и достаёт заветные гусли. Садко играет, отводя в музыке душу. От его игры вода в озере «всколыхалася». Не обратив внимание на это, Садко возвращается назад в город.
    Вскоре история повторяется. Садко опять не зовут на пир — раз, другой, третий. Он вновь идёт к Ильмень-озеру, вновь садится на горюч камень и начинает играть. И опять вода в озере колышется, что-то предвещая.
    Когда Садко приходит на Ильмень-озеро в третий раз, происходит чудо. После его игры на гуслях раздвигаются воды и из пучин озера показывается сам морской царь, который обращается к богатырю со следующими словами: «Ай же ты, Садко Новгородский! / Не знаю, чем буде тебя пожаловать / За твои утехи за великия, / Аль бессчётной золотой казной?..»
    Морской царь даёт Садко совет: побиться об заклад с купцами, что он выловит в озере рыбу — золотые перья. Царь обещает подбросить этих рыб в невод к Садко.
    На ближайшем же пиру музыкант следует этому совету. В кругу сильно подвыпивших купцов он предлагает спор, хвастаясь, что знает «чудо чудное в Ильмень-озере». Он предлагает своим соперникам, которые смеются над его рассказами: «Ударим-ка о велик заклад: / Я заложу свою буйну голову, / А вы залатайте лавки товара красного».
    Трое из купцов соглашаются. Спор заканчивается полной победой Садко. Трижды закинув невод, он вытаскивает трёх золотых рыбок. Купцы отдают ему по три лавки дорогих товаров.
    С этого момента Садко начинает стремительно богатеть. Он становится удачливым торговцем, получает «великие барыши». Жизнь его меняется, он обрастает роскошью, давая волю прихотливой фантазии. В своих белокаменных палатах Садко устраивает «все по-небесному»: «На небе солнце и в палатах солнце, / На небе месяц и в палатах месяц, / На небе звезды и в палатах звезды».
    Он задаёт богатый пир, на который приглашает самых именитых новгородских граждан. На пиру все наедаются, напиваются и начинают похваляться друг перед другом — кто молодецкой удалью, кто бессчётной казной, кто добрым конём, кто знатным родством, кто красавицей женой. Садко хранит до поры до времени молчание. Гости наконец интересуются, почему же хозяин ничем «не похваляется». Садко важно отвечает, что превосходство его теперь слишком очевидно, чтобы пускаться в спор. И в доказательство своего могущества заявляет, что способен скупить все новгородские товары.
    Не успевает он вымолвить это, как все гости ударяют с ним «о велик заклад», оскорблённые столь непомерной гордыней. Решают, что, коли Садко не сдержит своего слова, он отдаст тридцать тысяч рублей купцам.
    На другой день Садко просыпается на заре, будит свою храбрую дружину, каждому дружиннику даёт уйму денег и один-единственный наказ: отправляться в торговые ряды и скупать все подряд. Сам он тоже идёт в гостиный ряд, где покупает все без разбору.
    На следующее утро богатырь опять встаёт рано и опять будит дружину. В торговых и гостиных рядах они находят товару вдвое против прежнего и опять скупают все, что попадается под руку. Лавки и развалы пустеют — но лишь до нового дня. Утром Садко и его дружинники видят ещё большее изобилие товаров — теперь здесь втрое, а не вдвое больше прежнего!
    Садко ничего не остаётся, как призадуматься. Он понимает, что не в его власти повыкупить товары в этом замечательном торговом городе, признает — за товарами московскими подоспеют ещё и товары заморские. И как бы ни был богат купец, славный Новгород будет побогаче любого. Так тщеславный герой вовремя получает хороший урок. После проигрыша Садко смиренно отдаёт соперникам тридцать тысяч, а на оставшиеся деньги строит тридцать кораблей.
    Теперь Садко — азартный и удалой — решает посмотреть мир. Через Волхов, Ладогу и Неву он выходит в открытое море, затем поворачивает на юг и доплывает до владений Золотой Орды. Там он успешно продаёт захваченные с собой новгородские товары, в результате чего его богатство снова умножается. Садко насыпает бочки золота и серебра и поворачивает корабли назад в Новгород.
    На обратном пути караван судов попадает в страшный шторм. Волны бьют корабли, ветер рвёт паруса. Садко понимает, что это дурит его старый знакомый — морской царь, которому давно не плачено дани. Купец обращается к своей дружине с приказом бросить в море бочку серебра, Но стихия не успокаивается. Корабли из-за бури не могут стронуться с места. Бросают бочку золота — тот же результат. Тогда Садко понимает: морской царь требует «живой головы в сине море». Он сам предлагает своим дружинникам кинуть жребий. Бросают дважды, и оба раза жребий выпадает на Садко.
    И вот Садко-купец даёт последние распоряжения, перед тем как опуститься на дно. Он завещает свои имения — божьим церквам, молодой жене и нищей братии, а остальное — своим храбрым дружинникам. Попрощавшись с товарищами, он берет старинные яровчатые гусли и на одной доске остаётся на волнах. В тот же миг буря утихает, корабли срываются с места и исчезают вдали.
    Садко засыпает на своём плоту прямо посреди моря. Просыпается он во владениях морского царя. В белокаменном подводном дворце он встречается с самим царём. Тот не скрывает торжества: «Век ты, Садко, по морю езживал, / Мне, царю, дани не плачивал, / А нонь весь пришёл ко мне во подарочках».
    Царь просит гостя поиграть ему на гуслях. Садко начинает плясовую мелодию: царь, не выдержав, пускается в пляс, все больше входя в азарт. Садко играет сутки, потом вторые и третьи — без перерыва. Царь продолжает свою пляску. На море от этого танца поднялась страшная буря. Потонуло и разбилось множество кораблей, залило берега и села. Народ повсеместно молился Миколе Можайскому. Это он, святой, толкнул Садко в плечо, тихо и строго объяснив гусляру, что пора кончать пляс. Садко возразил, что у него приказ и он не может ослушаться царя. «А ты струночки повырывай», — научил его седой старик. И ещё он дал такой совет. Если морской царь прикажет жениться, не спорить с ним. Но из сотен предложенных невест выбрать самую последнюю — Чернавушку. Да в первую брачную ночь не творить с ней блуда, не то навсегда суждено ему будет остаться на дне моря.
    И вот одним движением Садко рвёт заветные струны и ломает любимые гусли. Буря утихает. Благодарный за музыку морской царь предлагает Садко выбрать себе невесту. Рано утром Садко отправляется на смотрины. Он видит трижды по триста писаных красавиц, но всех их пропускает. Позади всех идёт, потупив очи, девица Чернавушка. Ее Садко и называет своей суженой. После свадебного пира они остаются одни, но Садко не прикасается к жене. Он засыпает рядом с Чернавушкой, а проснувшись, обнаруживает, что он в Новгороде, на крутом берегу реки Чернавы. На Волхове он видит свои подходящие целёхонькие корабли. Там его жена и дружина поминают Садко. Они не верят своим глазам, когда видят его живого, встречающего их в Новгороде.
    Он обнимается со своей женой, потом здоровается с друзьями. Выгружает с кораблей свои богатства. И строит соборную церковь Николая Можайского — как просил о том его святой.
    С тех пор «не стал больше ездить Садко на сине море, / Стал поживать Садко во Нови-граде».

  2. О произведении
    Главные герои
    Другие герои
    Краткое содержание
    Заключение

    О произведении

    Нужно быстро подготовиться к уроку по русскому фольклору? Рекомендуем читать былину «Садко» в кратком содержании на нашем сайте.
    Былина «Садко» считается самым древним примером русского народного эпоса, дошедшего до наших дней. Произведение относится к Новгородскому циклу былин, повествующих о быте, жизни и верованиях жителей Великого Новгорода. Центральным персонажем былины является гусляр Садко, который благодаря своей удачливости и предприимчивости становится почитаемым человеком в Новгороде.

    Главные герои

    Гусляр Садко – был бедным музыкантом, играющим на пирах, но воспользовался советом морского царя, стал успешным купцом, а затем одним из самых богатых людей Новгорода.

    Другие герои

    Микола Можайский (Николай Чудотворец) – седой старик, который помог Садко выбраться из плена морского царя.
    Морской царь – правитель подводного мира, помог Садко выиграть в споре с новгородскими купцами и получить три лавки с товаром.

    Краткое содержание

    В Новгороде жил гусельщик Садко, у которого кроме яровчатых гуслей ничего не было. Занимался он тем, что играл музыку на пирах, развлекая купцов и бояр. Но вдруг перестали его звать на пиры – день не зовут, второй, третий. Расстроенный Садко приходит к Ильмень-озеру, садится на «бел-горюч» и до самого вечера наигрывает на гуслях. Поздно вечером герой замечает, что «в озере вода всколыбалася» и, испугавшись, возвращается в город.
    Однако следующие три дня гусляра снова никто не звал на пиры, он вновь пошел к озеру и, снова испугавшись волнения на воде, вернулся в город. Когда герой пришел к Ильмень-озеру в третий раз, неожиданно из озера появился морской царь. Правитель решил поблагодарить героя за его «великие утехи» и «нежную игру», и сказал гусляру, чтобы тот отправлялся в Новгород и поспорил с купцами на то, что в Ильмень-озере водится «рыба – золоты перья».
    По совету морского царя, Садко должен был заложить в споре свою «буйну голову», а с купцов попросить «лавки товара красного». Сам же морской царь выделит ему на это дело три золотых рыбы.
    Как только вернулся гусляр в Новгород, позвали его на пир. В разгар веселья захмелевший Садко начал хвалиться купцам, что знает «чудо-чудное» – в Ильмень-озере водится «рыба – золоты перья». Купцы не поверили гусляру, и тогда он предложил купцам, как советовал морской царь, поспорить. Тут же «связали невод шелковой и поехали ловить в Ильмень-озеро». Три раза они забрасывали в озеро «тоню» и поймали три рыбы с «золотыми перьями». Признали купцы победу Садко в споре и отдали ему три лавки с товаром.
    Так стал гусляр новгородским купцом, начал торговать в Новгороде и других городах, быстро разбогател, «выстроил палаты белокаменны», в которых «обделал все по-небесному».
    Созвал Садко к себе богатых купцов, настоятелей и мужиков на богатый пир. Насытившись, гости начали хвалиться кто чем: золотом, лошадьми, отечеством, силой-удачей, умные – родителями, безумные – молодой женой. Решили и у Садко спросить, почему все хвалятся, а он нет. Купец ответил:
    «Чем мне, Садку, пахвалятися?»
    «А похвастать – не похвастать бессчетной золотой казной:
    На свою бессчетну золоту казну
    Повыкуплю товары новогородские,
    Худые товары и добрые!»
    Не успел Садко договорить, как настоятели, возмущенные его самоуверенностью, решили поспорить с купцом на тридцать тысяч, что он не сможет этого сделать.
    Рано утром Садко приказал своей дружине выкупить все товары в городе – «худые и добрые». Но на следующий день купец обнаружил, что лавки Новгорода снова полны – за ночь товаров привезли вдвое больше. И снова Садко приказал все выкупить. На третий день пришел купец на «торговые улицы» и обнаружил, что товаров втрое увеличилось – «подоспели товары московские». Задумался Садко, что если он эти выкупит, то скоро все равно привезут заморские – «не выкупить товара со всего бела света».
    Решив, что так будет разумней, купец отдал настоятелям проспоренных тридцать тысяч.
    «На бессчетную золоту казну» построил Садко тридцать черных кораблей и, загрузив их новгородскими товарами, поехал через Волхову, Ладогу и Неву, а затем по синему морю в Золотую Орду. Торговля была прибыльной, и он возвращался с бочками-сороковками набитыми красным золотом и чистым серебром.
    Однако по дороге домой корабли попадают в сильный шторм:
    «А волной-то бьёт, паруса рвёт,
    Ломает кораблики черлёные;
    А корабли нейдут с места на синем море».
    Садко понял, что это морской царь требует дани, ведь они долго по морю ездили, а ничего ему не платили. Выбросили по приказу купца в море «бочку чиста серебра», но ничего не изменилось. Спустили в море еще «бочку-сороковку красна золота», но корабли продолжали стоять на месте.
    Ясно стало Садко, что морской царь требует «живой головы». Дважды купец с дружиной бросали в море жребии с написанными на них именами, и оба раза у людей «жеребья гоголем по воде плывут», а у Садко «ключом на дно».
    Понял герой, что именно его «требует» царь морской. Купец быстро составил завещание, в котором вспомнил и о церквах, и о «нищей братии», и о молодой жене, и о «хороброей дружине». Прощаясь, попросил Садко подать ему гусли и дубовую доску, чтобы не так страшно было «принять смерть во синем море». Как только купца спустили на воду, так сразу корабли поплыли, «полетели, как черные вороны».
    Оставшись в море, Садко вскоре заснул и проснулся, когда уже очутился на самом дне. В белокаменном дворце герой встречает морского царя, и тот просит его сыграть на гуслях. Только начал Садко играть, начал морской царь плясать. Гусляр три дня играет – три дня морской царь пляшет. А в это время на море началась страшная буря – много кораблей разбилось и людей погибло.
    Взмолился народ к Миколе Можайскому (Николаю Чудотворцу), чтобы он спас их от стихии. Святой в образе седого старика явился к Садко и тронул за правое плечо, прося прекратить игру.
    Ответил Миколе гусляр, что в море он подневольный и выполняет приказы морского царя. Старик посоветовал Садко «повырывать струночки» и «повыломать шпенечки», сказав морскому царю, что других струн и шпенечек и у него нет, поэтому играть он больше не может.
    Помимо того, старичок поведал, что морской царь предложит Садко жениться на красной девушке и гусляр должен согласиться. Утром Морской царь будет ему показывать невест, и если купец хочет вернуться домой, ему нужно пропустить триста первых и триста вторых девиц, а выбрать последнюю в третьей сотне – Чернавушку. А чтобы отблагодарить старца за помощь Садко должен будет по приезду домой построить соборную церковь Миколы Можайского.
    Сделал Садко все так, как старец ему посоветовал. После свадебного пира купец сразу заснул и проснулся уже в Новгороде – у реки Чернавы «на крутом кряжу». Увидел Садко, что как раз его корабли по Волхову подплывают. Обнаружив купца живым и невредимым, люди не могли поверить своим глазам. Поздоровался купец со своей дружиной, а после, зайдя в палаты, и со своей молодой женой.
    Выгрузив с кораблей все свои богатства, построил Садко «церковь соборную Миколе Можайскому».
    «Не стал больше ездить Садко на сине море,
    Стал поживать Садко во Нове-граде».

    Заключение

    Былина «Садко» является единственным произведением русского эпоса, в котором главный герой не только отправляется в другую страну, но и попадает в иной, потусторонний мир – во владения морского царя. Указанная деталь сближает былину со сказочной народной традицией, при этом купеческий быт Новгорода изображен со значительной исторической точностью. Именно поэтому стиль произведения двойственен и соединяет в себе как сказочно-фантастические, так и ярко реалистические элементы.
    Рекомендуем не ограничиваться чтением краткого пересказа «Садко», а ознакомиться с полным вариантом былины.
    Краткое содержание «Садко» | источник

  3. По версии историков, первой основой древней былины о Садко была песня о новгородском купце, которого звали Содко Сотынець. Он был упомянут в Новгородской летописи 1167 года как строитель Борисоглебской церкви в Новгороде. Примечательно то, что прототипы главных персонажей – Садко-гусляра и морского царя, встречаются в эпических повествованиях разных народов – греческих, финских, эстонских, киргизских и старофранцузских сказаниях.

    Анализ

    Описание произведения

    Действие происходит в богатом и процветающем Новгороде. Молодой певец-гусляр Садко ублажает своим сладкогласным пением многочисленных новгородских купцов. На одном из пиров, поняв, что его никто не слушает, опечаленный певец идет на берег Ильмень-озера. Излив душу в прекрасной, но при этом преисполненной печали песне, Садко взволновал своим пением морского царя, который отблагодарил гусляра возможностью обрести богатство. Выиграв спор у трех купцов, о том, что в Ильмень-озере водится рыба с золотыми перьями, Садко становится богатым человеком и в течение двенадцати лет многократно приумножает свое имущество.
    Однажды пускается Садко-купец в дальнее торговое путешествие, нагрузив тридцать кораблей несметными богатствами. Внезапно разыгравшаяся сильная буря вынуждает Садко к попыткам задобрить морского царя, но жребий показывает – морскому властелину не нужны богатства, ему нужен сладкоголосый певец-гусляр. Ублажал Садко своей игрой с утра до вечера царя и всю его свиту, ему сулили несметные богатства, но мечты о своем любимый Новгороде оказались сильнее дьявольского соблазна подводного мира. Благодаря любви к морской красавице Чернавушке и помощи известного святого Николы Чудотворца( Можайского), садко возвращается в свой родной город, устраивает пир и строит церковь во имя спасшего его святого.

    Главные герои

    Садко

    Талантливый молодой певец-гусляр. Жертвует собой во время бури, спасая тем жизни своей дружины. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.

  4. Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмет, так хитростью» – говорится про него в былинах. Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, т.е. гиперболизация 5 и идеализация 6 . Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный. Его особые художественные средства – сравнения, метафоры, эпитеты – воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов – страшные, безобразные. 7
    В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк. Так, через все былины киевского цикла проходят образы князя Владимира, города Киева, богатырей. Былины, как и другие произведения народного творчества, не имеют закрепленного текста. Передаваясь из уст в уста, они изменялись, варьировались. Каждая былина имела бесконечное множество вариантов.
    В былинах совершаются сказочные чудеса: перевоплощение персонажей, оживление мертвых, оборотничество. В них присутствуют мифологические образы врагов и фантастические элементы, но фантастика иная, чем в сказке. Она основана на народно-исторических представлениях. Известный фольклорист XIX века А.Ф. Гильфердинг писал:
    «Когда человек усомнится, чтобы богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско, эпическая поэзия в нем убита. А множество признаков убедили меня, что северно-русский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают, – безусловно верят в истину чудес, какие в былине изображаются. Былина сохраняла историческую память. Чудеса воспринимались как история в жизни народа». 8
    В былинах много исторически достоверных примет: описание деталей, старинного вооружения воинов (меч, щит, копье, шлем, кольчуга). В них воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич. Называются другие древнерусские города. События разворачиваются и в Древнем Новгороде. В них обозначены имена некоторых исторических деятелей: князь Владимир Святославич, Владимир Всеволодович Мономах. Эти князья соединились в народном представлении в один собирательный образ князя Владимира – «Красно Солнышко».
    В былинах много фантастики, вымысла. Но вымысел является поэтической правдой. В былинах отразились исторические условия жизни славянского народа: завоевательные походы печенегов и половцев на Русь, разорение селений, полон женщин и детей, разграбление богатств. Позднее, в XIII–XIV веках, Русь находилась под игом монголо-татар, что тоже отражено в былинах. В годы народных испытаний они вселяли любовь к родной земле. Не случайно былина – это героическая народная песня о подвиге защитников Русской земли.
    Однако былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин. В них богатыри заметно отличаются от былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева включают не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которые не знают другие былинные циклы. Новгородские богатыри, в отличие от богатырей героического цикла, не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Новгород избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В. Буслаев) и играть на гуслях (Садко), но и сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с Запада.
    Новгородским богатырем предстает Василий Буслаев. Ему посвящены две былины. В одной из них говорится о политической борьбе в Новгороде, в которой он принимает участие. Васька Буслаев бунтует против посадского люда, приходит на пиры и затевает ссоры с «купцами богатыми», «мужиками (мужами) новгородскими», вступает в поединок со «старцем9raquo; Пилигримом – представителем церкви. Со своей дружиной он «дерется-бьется день до вечера». Посадские мужики «покорилися и помирилися» и обязались платить «на всякий год по три тысячи». Таким образом, в былине изображено столкновение между богатым новгородским посадом, именитыми мужиками и теми горожанами, которые отстаивали самостоятельность, независимость города.
    Бунтарство героя проявляется даже в его кончине. В былине «Как Васька Буслаев молиться ездил» он нарушает запреты даже у гроба господня в Иерусалиме, купаясь голым в Иордан-реке. Там же он и погибает, оставшись грешником. В.Г. Белинский писал, что «смерть Василия выходит прямо из его характера, удалого и буйного, который как бы напрашивается на беду и гибель». 9
    Одной из самых поэтических и сказочных былин новгородского цикла является былина «Садко9raquo;. В.Г. Белинский определил былину «как один из перлов русской народной поэзии, поэтический апофеоз 10 Новгороду». 11 Садко – бедный гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре на гуслях и покровительству Морского царя. Как герой он выражает собой бесконечную силу и бесконечную удаль. Садко любит свою землю, свой город, семью. Поэтому он отказывается от несметных богатств, предложенных ему, и возвращается домой.
    Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.
    &#&658; Читайте также другие статьи по теме “Русский героический эпос. Былины”:
    Все материалы, опубликованные на сайте в любом виде, являются объектами авторского и имущественного права.
    Никакие материалы этого сайта не являются публичной офертой.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  5. На другой день ставал Садко раным-рано,
    Будил свою дружину хоробрую,
    Без счета давал золотой казны
    И распускал дружину по улицам торговыим,
    А сам-то прямо шел в гостиный ряд:
    Вдвойне товаров принавезено,
    Вдвойне товаров принаполнено
    На тую на славу на великую новогородскую.
    Опять выкупал товары новогородские,
    Худые товары и добрые,
    На свою бессчетну золоту казну.
    На третий день ставал Садко раным-рано,
    Будил свою дружину хоробрую,
    Без счета давал золотой казны
    И распускал дружину по улицам торговыим,
    А сам-то прямо шел в гостиный ряд:
    Втройне товаров принавезено,
    Втройне товаров принаполнено,
    Подоспели товары московские
    На тую на великую на славу новогородскую.
    Как тут Садко пораздумался:
    «Не выкупить товара со всего бела света:
    Еще повыкуплю товары московские,
    Подоспеют товары заморские.
    Не я, видно, купец богат новогородский —
    Побогаче меня славный Новгород».
    Отдавал он настоятелям новогородским
    Денежек он тридцать тысячей.
    На свою бессчетну золоту казну
    Построил Садко тридцать кораблей,
    Тридцать кораблей, тридцать черленыих;
    На те на корабли на черленые
    Свалил товары новогородские,
    Поехал Садко по Волхову,
    Со Волхова во Ладожско,
    А со Ладожска во Неву-реку,
    А со Невы-реки во сине море.
    Как поехал он по синю морю,
    Воротил он в Золоту Орду,
    Продавал товары новогородские,
    Получал барыши великие,
    Насыпал бочки-сороковки красна золота, чиста серебра,
    Поезжал назад во Новгород,
    Поезжал он по синю морю.
    На синем море сходилась погода сильная,
    Застоялись черлены корабли на синем море:
    А волной-то бьет, паруса рвет,
    Ломает кораблики черленые;
    А корабли нейдут с места на синем море.
    Говорит Садко-купец, богатый гость,
    Ко своей дружине ко хоробрые:
    — Ай же ты, дружинушка хоробрая!
    Как мы век по морю ездили,
    А морскому царю дани не плачивали:
    Видно, царь морской от нас дани требует,
    Требует дани во синё море.
    Ай же, братцы, дружина хоробрая!
    Взимайте бочку-сороковку чиста серебра,
    Спущайте бочку во синё море.
    Дружина его хоробрая
    Взимала бочку чиста серебра,
    Спускала бочку во синё море:
    А волной-то бьет, паруса рвет,
    Ломает кораблики черленые,
    А корабли нейдут с места на синем море.
    Тут его дружина хоробрая
    Брала бочку-сороковку красна золота,
    Спускала бочку во синё море:
    А волной-то бьет, паруса рвет,
    Ломает кораблики черленые,
    А корабли всё нейдут с места на синем море
    Говорит Садко-купец, богатый гость:
    — Видно, царь морской требует
    Живой головы во синё море.
    Делайте, братцы, жеребья вольжаны,
    Я сам сделаю на красноем на золоте,
    Всяк свои имена подписывайте,
    Спускайте жеребья на синё море:
    Чей жеребий ко дну пойдет,
    Таковому идти в синё море.
    Делали жеребья вольжаны,
    А сам Садко делал на красноем на золоте
    Всяк свое имя подписывал,
    Спускали жеребья на синё море:
    Как у всей дружины хоробрые
    Жеребья гоголем по воде плывут,
    А у Садка-купца — ключом на дно.
    Говорит Садко-купец, богатый гость:
    — Ай же, братцы, дружина хоробрая!
    Этыя жеребья неправильны:
    Делайте жеребья на красноем на золоте,
    А я сделаю жеребий вольжаный.
    Делали жеребья на красноем на золоте,
    А сам Садко делал жеребий вольжаный.
    Всяк свое имя подписывал,
    Спускали жеребья на синё море:
    Как у всей дружины хоробрые
    Жеребья гоголем по воде плывут,
    А у Садка-купца — ключом на дно.
    Говорит Садко-купец, богатый гость:
    — Ай же, братцы, дружина хоробрая!
    Видно, царь морской требует
    Самого Садка богатого в синё море.
    Несите мою чернилицу вальяжную,
    Перо лебединое, лист бумаги гербовый.
    Несли ему чернилицу вальяжную,
    Перо лебединое, лист бумаги гербовый,
    Он стал именьице отписывать:
    Кое именье отписывал Божьим церквам,
    Иное именье нищей братии,
    Иное именьице молодой жене,
    Остатное именье дружине хороброей.
    Говорит Садко-купец, богатый гость:
    — Ай же, братцы, дружина хоробрая!
    Давайте мне гусельки яровчаты,
    Поиграть-то мне в остатнее:
    Больше мне в гусельки не игрывати.
    Али взять мне гусли с собой во сине море?
    Взимает он гусельки яровчаты,
    Сам говорит таковы слова:
    — Свалите дощечку дубовую на воду:
    Хоть я свалюсь иа доску дубовую,
    Не столь мне страшно принять смерть во синем море.
    Свалили дощечку дубовую на воду,
    Потом поезжали корабли по синю морю,
    Полетели, как черные вороны.
    Остался Садко на синем море.
    Со тоя со страсти со великие
    Заснул на дощечке на дубовоей.
    Проснулся Садко во синем море,
    Во синем море на самом дне,
    Сквозь воду увидел пекучись красное солнышко,
    Вечернюю зорю, зорю утреннюю.
    Увидел Садко: во синем море
    Стоит палата белокаменная.
    Заходил Садко в палату белокаменну:
    Сидит в палате царь морской,
    Голова у царя как куча сенная.
    Говорит царь таковы слова:
    — Ай же ты, Садко-купец, богатый гость!
    Век ты, Садко, по морю еживал,
    Мне, царю, дани не плачивал,
    А нонь весь пришел ко мне во подарочках.
    Скажут, мастер играть в гусельки яровчаты.
    < << К началу Окончание >>>

  6. Главные герои былины “Садко”:
    1) Садко – новгородский гусляр, который хорошо играл на своем инструменте. За небольшой срок времени он смог побывать на дне моря, возвести церковь и побыть богатым купцом. Когда корабль Садко попал в морскую бурю, он опустился на дно моря, чтобы спасти свою дружину. По просьбе морского владыки, главный герой стал играть на гуслях. Но когда он играл, на море начался шторм и корабли шли ко дну. Тогда Садко попытался спасти их и намерено испортил свои гусли, показав себя преданным своей земле.
    2) Морской владыка, которому нравилось, как Садко играет на гуслях. Он помог герою разбогатеть и забрал его к себе в морские глубины, чтобы тот играл для него. И отдал в жены Морскую девушку – Чернаву. Это могущественный царь, который обладал большой силой, он не понимал почему Садко хотел вернуться на землю.
    3) Николай Угодник (Микола Можайский) – спаситель Садко из от морского плена. По его рассказу Садко узнал как надо поступить. И в благодарность главный герой построил для спасителя церковь.
    Главная мысль былины “Садко”:
    Эта былина учит тому, что гордыня и легкая нажива вредят человеку и за них приходиться платить вдвойне. Нужно идти честным путем, быть трудолюбивым и иногда жертвовать собой ради других. Это поможет добиться намного большим успехов, чем обманные способы.

  7. Былины – русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Былина имеет территориальные характерные черты (северные, средне-русские, южные). Разница проявляется в деталях (речевые обороты, присказки, обращение к зрителям). Она отражает жизнь в описании быта, нравов, привычек и традиций наорда, природы). В былинах раскрывается вся широта русской души. Славные богатыри показаны отважными, смелыми героями, которые смогут защитить свою страну от напастей. Из былин мы узнали о таких героях как Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святополк. Но не всегда в былинах показаны героические поступки, такие как освобождение Руси от дракона, Словья-разбойника и. т. д. В не которых из былин показано внутреннее становление личности. Примером такой былины может быть “Садко”, где показано постепенное становление характера главного героя.
    В былиная сконцентрировано мировоззрение народа в отношении морали, нравственных ценностях, людских поступков. Морской царь ставит Садко перед выбором: он дает ему деньги, с которыми можно поступить по разному. ДЛя Садко этот момент является определенным этапом жизненного взросления. Прежде чем принять решение, он должен основательно подумать.
    Среди героев былин люди необычные, наделенные определенными качествами, в том числе и отрицательными (хвастовство, гордыня, корысть – этими каествами обладал Садко). Но в тоже время эти люди способны стать лучше.
    БЫлина учит тому,что если человек на верном пути, то он всегда найдет поддержку, помощь, пусть даже это будут чудеса (эпизод со старцем. .

  8. Доклад 6 класс.
    Всемирно известная былина «Садко» относится к былинам новгородского цикла. Это былины, повествующие о жизни и бы­те Великого Новгорода, второго по значению города средневеко­вой Руси, и его жителей. Ученые считают, что былина «Садко» – одна из древнейших (если не самая древняя) из сохранившихся и дошедших до нас былин.
    В центре былины – новгородский купец Садко, талантливый гусляр. По его имени и названо произведение русского фольклора. Образ Садко жизненно достоверен и многогранен, очень неодно­значен. «Садко, – пишет известный исследователь В.Г. Мирзоев, – истинный представитель Великого Новгорода, воплотивший его характерные черты».
    В начале былины Садко предстает перед нами как обыкно­венный гуселыцик (играющий на гуслях – старинном русском музыкальном инструменте), без знатного происхождения, богат­ства, достатка, «несчетной золотой казны». Однажды он встреча- 18 ется с морским царем, который награждает его за искусную игру на гуслях богатством.
    В результате своей предприимчивости, ловкости и удачи Садко становится купцом и вскоре бросает вызов всему купе­честву Великого Новгорода. Однако в этом поединке Садко терпит поражение, – иначе в былинах и быть не могло: победа одного человека, Садко, была бы принижением второго по мо­гуществу города Древней Руси – Господина Великого Новгоро­да. Вскоре после этого Садко отправляется в путь. Это был долгий и сложный путь. Волхов, Ладожское озеро, Нева, сине море, Золотая Орда – вот вехи этого пути (интересно, что в этой былине о Садко Золотая Орда рисуется неизвестным авто­ром не как враждебная сила; Садко получает там даже большие барыши).
    На обратном пути Садко ожидают большие испытания: в мо­ре царь Морской потребовал у него жертвоприношения. И вот в этой ситуации раскрывается непростой характер Садко: он эгои­стичен и расчетлив, недобр и несправедлив. Садко готов пожерт­вовать своей дружиной ради собственного спасения. Садко предлагает выбрать жертву — «живую голову» — в результате же­ребьевки. Вот здесь и проявляются такие черты его личности, как хитрость, коварство, непорядочность. Садко делает жребий себе из тяжелого металла – золота, а дружине – из дерева: он по­нимает, что золото тяжелее и сразу пойдет на дно, а это означает спасение – не он будет выбран в качестве жертвы.
    Ай же ты, дружина хоробрая! А-й возьмите-тко уж как делайте А-й да жеребья да себе, волжаны. А-й как всяк свои имена вы пишите на жребьи, А спущайте жеребья на сине море; ч- А я сделаю себе-то жребий на красное-то на
    золото.
    А-й как спустим жеребья теперь мы на сине море, А-й как чей у нас жребий теперь ко дну
    пойдет,
    А тому идти как у нас да в сине море.
    В былине «Садко» нашли отражение древнейшие верования, обычай принесения человеческой жертвы морским богам. Здесь отражен еще сохранившийся у людей Древней Руси страх перед морем, страх далеких путешествий на непрочных ладьях. Вот здесь проявились другие стороны личности Садко, не побоявше­гося отправиться в далекое и опасное морское путешествие, – храбрость, смелость, отвага.
    Интересен в былине еще один образ – образ Морского царя, в котором нашли воплощение такие черты, которые особенно це­нились новгородцами в те далекие времена: щедрость, широта натуры. Морской царь восхищается игрой Садко и щедро его одаривает, требует его к себе, на дно морское; он пляшет широ­ко, по-русски, под гусли новгородского купца Садко:
    А-й как начал играть Садко как во гусли во яровчаты,
    А как начал плясать уже Морской теперь в сине мори,
    А от него сколебалося все сине море,
    А сходилася волна да на синем мори,
    А-й как стал он разбивать много черных кораблей
    да на синем мори, А-й как много стало ведь тонуть народу
    да в синем море, А-й как много стало гинуть именьица
    да в сине море.
    Лишь в самом конце былины сказители ввели образ Святите­ля Николая, святого Николая-угодника, одного из самых почи­таемых на Руси святых, который вызволяет Садко из плена. Как пишет В.Г. Мирзоев в своем исследовании, «Сочная, красочная былина «Садко», обнаруживая полнокровную жизнь Древнего Новгорода, сохранила нам дохристианские верования его насе­ления (в другом варианте спасительницей Садко была русалка Чернавка. – М.Г.), а также ясно обрисовала детали местной жиз­ни, психологию средневекового новгородского купца. Былина о Садко – живая картина с натуры, живой рассказ о жизни древне­го города».
    В былине о Садко ярко и выразительно описывается талант­ливая игра главного героя, новгородского купца, на гуслях: 20
    А-й как пошел Садке Ильменьда ко озеру,
    А-й как он садился на синь горюч камень да об озеро,
    А-й как начал играть во гусли во яровчаты,
    А-й как ведь опять играл он с утра до вечера,
    А волна уж как в озере сходилася,
    А вода ли с песком да смутилася;
    А тут осмелился Садке да новгородский
    А сидеть играть как он об озеро.
    А-й как тут вышел царь водяной топерь со озера,
    А-й как сам говорит царь водяной да таковы слова:
    «Благодарим-ка, Садко да новгородский!
    А спотешил нас теперь да ты во озере,
    А у меня было да как во озере,
    А-й как у меня столованье да почестен пир,
    А-й как всех развеселил да на честном пиру,
    А-й любезных да гостей моих.
    А-й как я не знаю топерь, Садка, тебя да чем
    Пожаловать.
    В былине «Садко» выразились взгляды народа на прекрасное, на значение прекрасного в жизни.
    Народные представления о жизни, о прекрасном, о добре и зле, выраженные в былине, вдохновили спустя много веков замечательного русского композитора XIX века Н.А. Римско- го-Корсакова на создание оперы с одноименным названием по мотивам известного памятника русского эпоса – были­ны «Садко».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *