Сочинение на тему былина вольга и микула селянинович

12 вариантов

  1. Былина «Вольга и Микула Селянинович» рисует образ богатыря, чем-то похожий, а чем-то не похожий на традиционный.
    В народных былинах положительный герой — это всегда боец и работник, сильный духом и телом. Микула Селянинович именно такой — он крепкий, веселый и красивый. Это воплощение настоящего хозяина в народном понимании. А весь образ богатыря описывается в свойственной былинам манере — с преувеличениями, со множеством эпитетов и повторов. Одежда и орудия труда пахаря описаны с любовью и восторгом. Соха отделана золотом и серебром, а сам Микула трудится на поле в сафьяновых сапогах и бархатном кафтане.
    Пахарь Микула Селянинович в какой-то степени противопоставляется в былине князю Вольге Святославичу. Молодой князь, отправившись с дружиной за данью в русские города, встречает в поле Микулу. Сила и возможности главного героя в былине преувеличены многократно — два дня дружина слышала только посвистывание пахаря и скрип его сохи. И лишь на третьи сутки князю и дружине удалось проехать через вспаханное Микулой поле и встретить его самого.
    Вольга поражен силой пахаря и предлагает ему отправиться с ним. У Микулы все лучше, чем у Вольги. Чтобы это подчеркнуть, используется гипербола: лошадь оратая ступью пошла, а у Вольги — поскакивает. А лошадь, которую князь хотел выкупить за 500 рублей, стоила столько жеребенком.
    Затем Микула вспоминает, что он оставил свое орудие труда в поле. Пахарь предлагает Вольге достать ее из земли и бросить за ракитовый куст, чтобы она не досталась чужому. Князь посылает выполнить задание сначала пятерых человек, следом десятерых, а потом и всю дружину. Но никто не может справиться с кленовой сохой богатыря.
    Это центральный момент в былине — недюжинная сила позволила богатырю одной рукой выдернуть кленовую сошку из земли там, где 30 человек не справились.
    Когда же князь интересуется: «Как его зовут?», богатырь рассказывает, что зовут его Микула Селянинович — так называют его уважительно крестьяне, когда он устраивает пиры для них.
    Микула — воплощение народного героя, который уважает и любит родную землю. Крестьянин-труженик всегда сможет защитить Родину, и былина подчеркивает, что, когда есть такие богатыри, русским людям можно ничего не опасаться.

  2. 2
    Текст добавил: Цветы_для_ванны

    В сказании «Вольга и Микола Селянинович» проходят две параллельные линии двух главных героев Вольги – князя и землепашца Микулы. Оба богатыря имеют положительные качества – они сильные, смелые и мудрые.
    В начале повествования прославляется Вольга – юный князь, сын Святослава. Начинается былина с его рождения, затем как мальчик рос, постепенно становился мудрым и храбрым витязем. Как только князь возмужал, превратился в сильного богатыря, собрал себе в помощь храбрую дружину и стал старшим среди них. Вольга в эпизоде с дружинниками показывает себя как человека щедрого, ничего не жалеющего для своих солдат, ни быстрых коней, ни самых лучших доспехов. Великодушно одаривал также золотом и серебром, так князь благодарит своих витязей за службу ему.
    Родной дядя Вольги, великий князь Владимир подарил юноше три города: Ореховец, Гурчевец и Крестьяновец. И пустился молодой богатырь в свои владения, собирать налоги с крестьян. В дороге Вольга знакомится со странным незнакомцем, который был обычным крестьянином. И каким бы не был мудрым и сильным молодой князь, на протяжении дальнейшего повествования будет прослеживаться некое превосходство пахаря над князем Вольгой.
    Несомненно, во всей песне много приукрашиваний. Народ, который писал былину, ярко описал внешность обычного оратая. Микула был одет в дорогие, пышные одеяния во время работы в поле. А орудие его труда было изготовлено из серебра и золота. В те времена пахота, жатва и другая работа на поле считалась праздничным и торжественным событием. Именно поэтому обычного крестьянина так восхваляют и чествуют, больше даже чем военного служителя. Также поется о его привлекательной внешности. Читатель может догадаться что пел народ о Микуле с уважением, теплой и любовью в сердце, из этого следует что много полезного и доброго он сделал для русской земли.
    Идеей этой былины является восхваление рабочего народа, крестьян, которые честно, тяжело работают и гордятся этим. Усердие и старание также воспевается в былине, ведь Микула трудолюбивый крестьянин, занимается тем что вспахивает землю. Взаимосвязь силы и трудолюбия в былине показывает, что простой крестьянин может защитить свои родные земли от врага. Ведь сам князь Вольга каким бы сильным не являлся, не мог сравниться мощью с пахарем Микулою. Он понимал, что он со своей дружиною не справятся с трудностями, которые ждут их впереди и несомненно позвал оратая с собой. Уже в пути стало ясно что богатырь Микула превосходит не только князя, но и изрядное количество войска. Это хорошо описывается в тот момент, когда дружинники норовили передвинуть соху оратая и когда у них ничего не получилось сам Микула взял соху с легкостью. Именно такими эпизодами князь и его дружинники прониклись уважением к пахарю и прозвали Микулой Селяниновичем.
    Прославляя в своих сказаниях этого простого пахаря, народ вписал Микулу в историю на века, как человека доброго, мудрого и необычайно сильного, который сможет прийти на помощь людям в трудную минуту.

  3. В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви ктруду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей — выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» — простой мужик, оратай:
    * Как орет в поле оратай, посвистывает.
    * Сошка у оратая поскрипывает,
    * Омешики по камешкам почиркивают…
    В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
    * У оратая сапожки из зелена сафьяна — Шилом пяты, носы остры…
    Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович
    * На своей на кобыле соловенькой
    * Приехал ко сошке кленовенькой,
    * Он брал-то ведь сошку одной рукой,
    * Сошку из земли он повыдернул.
    Любят его простые мужики за его труд, умелость. Микула рассказывает, как собирает он рожь, дома вымолачивает, пиво варит и мужиков угощает, а они его похваливают. Устное народное творчество — это кладезь мудрости, и мы много полезного можем почерпнуть из него.
    .

  4. В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви ктруду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей — выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» — простой мужик, оратай:
    * Как орет в поле оратай, посвистывает.
    * Сошка у оратая поскрипывает,
    * Омешики по камешкам почиркивают…
    В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
    * У оратая сапожки из зелена сафьяна — Шилом пяты, носы остры…
    Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович
    * На своей на кобыле соловенькой
    * Приехал ко сошке кленовенькой,
    * Он брал-то ведь сошку одной рукой,
    * Сошку из земли он повыдернул.
    Любят его простые мужики за его труд, умелость. Микула рассказывает, как собирает он рожь, дома вымолачивает, пиво варит и мужиков угощает, а они его похваливают. Устное народное творчество — это кладезь мудрости, и мы много полезного можем почерпнуть из него.

  5. Трудолюбие испокон веков было отличительным качеством русского народа. Труд всегда был основой жизни людей, и это нашло свое отражение в устном народном творчестве.
    Микула Селянинович — крестьянин, былинный герой. Он здоров, могуч, обладает богатырской силой. Нелегок его труд:
    Как орет в поле оратай, посвистывает,
    А бороздочки он да пометывает,
    А пенья-коренья вывертывает,
    А большие-то каменья в борозду валит.
    И горе и радость дарила земля крестьянам. С одной стороны, это тяжелая, ежедневная, кропотливая работа, однако нет большего счастья для крестьянина, чем видеть, как всходит посев, наливаются золотистые колосья, поспевают плоды. Именно земля дает силу людям, заботящимся о ней. Вот почему Микула Селянинович так крепок и здоров — даже соху его не смогли оторвать от земли десять дружинников Вольги Святоставовича.
    Не прост крестьянин-богатырь, хотя и кажется бесхитростным. Он не дает в обиду ни себя, ни родную землю. Когда мужики-разбойники хотели обмануть Микулу Селяниновича в городе и отобрать у него деньги, он достойно ответил им:
    Положил тут их я ведь до тысячи:
    Который стоя стоит, тот сидя сидит,
    Который сидя сидит, тот лежа лежит.
    В образе Микулы Селяниновича также проявляется хозяйственность и бережливое отношение к своему имуществу. Вспомнив по дороге в город об оставленной на поле сохе, он решает вернуться:
    – Я оставил сошку во бороздочке
    Не для-ради прохожего-проезжего…
    Любя и умея работать, крестьянин-труженик на славу и отдыхает. Щедрый и добросердечный хозяин, Микула Селянинович с радостью угощает друзей и гостей:
    Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
    Я во скирды сложу да домой выволочу,
    Домой выволочу да дома вымолочу,
    А я пива наварю да мужичков напою,
    А тут станут мужички меня похваливати:
    “Молодой Микула Селянинович!”

  6. Вольга и Микула Селянинович
    Микула Селянинович — один из самых попу­лярных былинных героев, это не просто богатырь, а богатырь-пахарь, любимый «сырою зем­лею». Былина начинается с рассказа о жизни княжеского сына Вольги Святославовича.
    Жил Святослав девяносто лет,
    Жил Святослав да переставился.
    Оставалось от него чадо милое,
    Молодой Вольга Святославович.
    Стал Вольга ростеть-матереть,
    Похотелося Вольге да много мудростей: Щукой-рыбою ходить Вольге во синих мо­рях,
    Птицей-соколом летать Вольге под оболоки, Волком и рыскать во чистых полях.
    И вот подросший Вольга собирает «дружинушку хоробрую»:
    Тридцать молодцев без единого,
    Сам еще Вольга во тридцатыих.
    Далее в былине рассказывается о дяде Воль­ги, «славном князе Владимире стольно-киев­ском», который «жаловал» племянника тремя городами:
    Первыим городом Гурчовцом,
    Другим городом Ореховцем,
    Третьим городом Крестьяновцем.
    Однажды молодой Вольга отправился с дру­жиной в свои города «за получкою», то есть за данью. Выехав в поле, Вольга услышал, как в поле трудится пахарь (ратой):
    Выехал Вольга во чисто поле,
    Он услышал во чистом поли ратоя.
    А орет в поли ратой, понукивает,
    А у ратоя-то сошка поскрипывает,
    Да по камешкам омешики прочиркивает.
    Вольга захотел увидеть пахаря, но он еще не знал, как далеко тот находится:
    Ехал Вольга он до ратоя,
    День с утра ехал до вечера,
    Да не мог ратоя в поле наехати…
    Лишь к середине следующего дня Вольга до­стиг работающего в поле пахаря, который
    …С края в край бороздки пометываёт,
    В край он уедет — другого невидать.
    То коренья-каменья вывертываёт,
    Да великия он каменья вся в борозду валит.
    При этом Вольга видит, что и лошадь и снаря­жение у пахаря весьма скромное: «кобылка соловенька», «сошка кленовая».
    Поприветствовав друг друга, Вольга и пахарь начинают разговор. Пахарь спрашивает:
    Ай далече ль, Вольга, едешь, куда путь держишь со своею со дружинушкой хороброю?
    Вольга раскрывает пахарю цель своей поезд­ки. Узнав, в какие города направляется князь с дружиной, пахарь начинает жаловаться:
    — Ай же Вольга Святославгович!
    Да недавно был я в городе, третьего дни,
    На своей кобылке соловою,
    А привез оттуль соли я два меха,
    Два меха-то соли привез по сороку пуд,
    А живут мужики там разбойники,
    Они просят грошев подорожныих.
    А я был с шалыгой подорожною,
    А платил им гроши я подорожный:
    А кой стоя стоит, тот и сидя сидит,
    А кой сидя сидит, тот и лежа лежит.
    Вольга предлагает пахарю поехать вместе с ним «к городам за получкою». Пахарь согла­шается, но в начале пути вдруг спохватывается, что его соху, оставленную в поле, могут украсть, и обращается к Вольге с просьбой:
    — Ай же Вольга Святославович!
    А оставил я сошку в бороздочке,
    Да не гля-ради прохожаго-проезжего,
    Ради мужика-деревенщины:
    Они сошку с земельки повыдернут,
    Из омешиков земельку повытряхнут,
    Из сошки омешики повыколнут,
    Мне нечем будет молодцу крестьяновати.
    А пошли ты дружинушку хоробрую,
    Чтобы сошку с земельки повыдернули,
    Из омешиков земельку повытряхнули, Бросили бы сошку за ракитов куст.
    Вольга посылает в поле нескольких «молод­цев» из своей дружины, чтобы они спрятали со­ху — орудие труда пахаря — от других мужиков.
    Едут туды два да три добрых молодца
    Ко этой ко сошки кленовоей;
    Они сошку за обжи кругом вертят,
    А им сошки от земли поднять нельзя,
    Да не могут они сошку с земельки повыдернути,
    Из омешиков земельки повытряхнуть,
    Бросити сошки за ракитов куст.
    Вольга посылает в поле десятерых «молод­цев», но и те не могут справиться с «сошкой» па­харя. Тогда Вольга посылает всю свою «дружинушку хоробрую».
    Тридцать молодцов да без единаго.
    А подъехали ко сошке кленовенькой,
    Брали сошку за обжи, кружком вертят,
    Сошки от земельки поднять нельзя,
    Не могут они сошки с земельки повыдернути,
    Из омешиков земельки повытряхнути,
    Бросити сошки за ракитов куст.
    И сказал Микула князю:
    — Ай же Вольга Святославгович!
    То не мудрая дружинушка хоробрая твоя,
    А не могут оны сошки с земельки повыдернуть,
    Из омешиков земельки повытряхнуть,
    Бросити сошки за ракитов куст.
    Не дружинушка тут есть хоробрая,
    Столько одна есть хлебоясть.
    С этими словами пахарь
    …Подъехал на кобылке соловенькой
    А ко этой ко сошке кленовенькой,
    Брал эту сошку одной ручкой,
    Сошку с земельки повыдернул,
    Из омешиков земельку повытряхнул,
    Бросил сошку за ракитов куст.
    Здесь не может не прийти мысль о лукавстве пахаря, ведь зная о своей силе, он мог не беспо­коиться, что мужики украдут его соху с поля. Таким образом еще раз показывается превосход­ство героя былины над целой дружиной, состоя­щей из двадцати девяти крепких «молодцев».
    Они сели на добрых коней, поехали Да по славному раздолью чисту полю.
    А у ратоя кобылка, она рысью идёт,
    А Вольгин-тот конь да поскакивает;
    А у ратоя кобылка грудью пошла,
    Так Вольгин-тот конь оставается.
    То есть, когда лошадь пахаря бежит неспеш­ной рысцой, конь Вольги скачет во всю мощь, а если лошадь оратая начинает скакать быстрее, то Вольга и вовсе отстает.
    Стал Вольга покрикивати,
    Стал колпаком Вольга помахивати,
    Говорил Вольга таковы слова:
    — Стой-ко, постой, да оратаюшко! —
    Говорил Вольга таковы слова:
    — Ай же оратай-оратаюшко,
    Эта кобылка конем бы была,
    За эту кобылку пятьсот бы дали.
    Однако пахарь отвечает, что если бы его ло­шадь была конем, то «этой бы кобылке и сметы нет». Восхищенный всем увиденным, Вольга об­ращается к пахарю:
    — Ай же ты, оратай-оратаюшко!
    Как-то тебя да именём зовут,
    Как величают по отечеству? —
    Говорил оратай таковы слова:
    — Ай же Вольга ты Святославович!
    Ржи напашу, в скирды складу,
    В скирды складу да домой выволочу,
    Домой выволочу, дома вымолочу.
    Драни надеру да то я пива наварю,
    Пива наварю, мужичков напою,
    Станут мужички меня покликивати:
    — Ай ты молодой Микулушка Селянинович!
    ***
    Здесь, как и в былине «Святогор-богатырь», имя удивительно сильного пахаря Микулы остается неизвестным до конца произведения, что еще раз под­черкивает скромность богатыря-землепашца.

  7. Сказание «Вольга и Микула Селянинович» включено в новгородский цикл былин о Микуле Селяниновиче и относится к бытовым былинам. В этом сказании повествуется о знаменитом крестьянине-богатыре и труде народа. Былина «Вольга и Микула Святославович» традиционно начинается с зачина. Сказание приурочено знакомству двух главных героев – богатырей князю Вольге, который является сыном Святослава и оратаю Микуле Селянинович.
    Центральным эпизодом былины является то, что вся дружина пытается выдернуть соху из земли, а Микула без какого-либо труда выбрасывает соху в куст.
    Зачастую, чтобы ярче описать главного героя, народ приукрашал действительность, так воспели люди поступки Микулы с разбойниками, а также поднятие сохи одной рукой.
    Главной особенностью древних сказаний является то что богатырь может зваться ласкательным именем – Микулушка Селянинович и. т. д.
    Молодой князь Вольга очень любознательный юноша, стремится познать все новое и неизведанное. Собрав большое войско из тридцати солдат, он отправился в свои владения чтобы собрать дань с крестьян. Выехали путники в открытое поле и услышали свист пахаря и скрип сохи, а самого работника не видать. Несколько дней ехали они чтобы наконец встретится с крестьянином. Оратай полюбопытствовал у князя куда они направляются. Князь поведал свою историю о том, что родной дядя подарил ему три города и направляются они туда чтобы собрать дань с народа. На что оратай предупредил о возможной опасности грозящей князю. Дело в том, что в этих городах орудуют разбойники и могут убить князя и кинуть в реку. Крестьянин также рассказывает, что сам недавно побывал в одном из этих городов, чтобы купить соли и как пристали к нему городские мужики, требовали поделиться грошами, а пахарю пришлось отбиваться от них кулаками.
    Внимательно выслушав крестьянина, Вольга сделал вывод что оратай очень силен и может пригодится ему, когда придет время собирать налог с крестьян в городе и зовет его пополнить ряды дружинников. Только двинулись путники в дорогу, как пахарь вспоминает что забыл спрятать свою соху в ракитовый куст. Молодой князь посылает пятерых самых сильных вояк, но как оказалось они не смогли даже с места сдвинуть соху. Тогда Вольга посылает ещё десятерых молодцев, но и те оказались не в состоянии справится с заданием. В конечном итоге вся храбрая дружинушка попыталась сдвинуть с места соху и тогда подошел пахарь и одной рукой с легкостью выдернул соху из земли и бросил в ракитовый куст. Увидав такой богатырский подвиг князю захотелось узнать имя незнакомца. Пахарь представился Микулой Селининовичем.
    Приехав к своим владениям, разбойники узнали силача, который их побил и пришли просить извинения у князя и у Микулы. Из всего увиденного и услышанного Вольга делает вывод что такого крестьянина будут здесь уважать и любить и делает предложение пахарю стать наместником князя чтобы собирать налоги с крестьян.

  8. План
    Введение
    Былина — традиционно любимый народный жанр.
    Основная часть
    Микула Селянинович — простой русский пахарь, обладатель недюжинной силы, смелости, народной воли.
    Описание былинного героя.
    Микула не только трудолюбив, но и настоящий помощник князя.
    Заключение
    Микула Селянинович как олицетворение народного духа, отношения простых людей к труду на матери-земле.
    Издавна былины — традиционно любимый народный жанр. Именно в былинах славятся подвиги русских богатырей, рассказывается о настоящих народных героях.
    Олицетворением недюжинной силы, смелости, народной воли является герой былины про князя Вольгу — Микула Селянинович, простой русский оратай (пахарь), который весь день обрабатывает родную матушку-землю. Внешность героя примечательная:
    А у оратая кудри качаются,
    Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;
    У оратая глаза да ясна сокола,
    А брови у него да черна соболя.
    Данные сравнения делают образ оратая более выразительным. Для Микулы пахота — важное событие, поэтому
    У оратая сапожки зелен сафьян:
    Вот шилом пяты, носы востры….
    У оратая шляпа пуховая,
    А кафтанчик у него черна бархата.
    В Древней Руси работа воспринималась как праздник, поэтому нарядная одежда пахаря говорит об особом отношении героя к своему труду. Микула обладает типичными чертами былинного героя: необыкновенной силой, ловкостью, поэтому Вольга со своей дружиной три дня не мог доскакать до пахаря, хотя слышал, как тот работал сохой. При описании своего любимца народ использует множество гипербол: «положил тут их я ведь до тысячи», «а пенье-коренья вывертывает, а большие-то каменья в борозду валит». Никогда не расстается пахарь со своей кобылой, которую «купил… жеребеночком», вырастил, постоянно ухаживает за ней:
    У оратая кобыла соловая,
    Гужики у нее да шелковые…
    Отличительной чертой Микулы как былинного героя является его принадлежность к сельским жителям, недаром мужики называют его Селянинович.
    Русский мужик не только трудолюбив, но и настоящий помощник князя: Микула отправляется вместе с князем Воль- гою и его дружиной «к городам да за получкою».
    Трудна жизнь Микулы Селяниновича, но с Божьей помощью крестьянствует пахарь и поэтому он — олицетворение народного духа, отношения простых людей к труду на матери- земле.

  9. Когда воссияло солнце красное
    На тое ли на небушко на ясное,
    Тогда зарождался молодой Вольга,
    Молодой Вольга Святославович.
    Как стал тут Вольга растеть-матереть,
    Похотелося Вольге много мудрости:
    Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях,
    Птицей-соколом летать ему под оболока,
    Серым волком рыскать да по чыстыим полям.
    Уходили все рыбы во синии моря,
    Улетали все птицы за оболока,
    Ускакали все звери во темныи леса.
    Как стал тут Вольга растеть-матереть,
    Собирал себе дружинушку хоробрую:
    Тридцать молодцов да без единого,
    А сам-то был Вольга во тридцатыих.
    Собирал себе жеребчиков темно-кариих,
    Темно-кариих жеребчиков нелегчёныих.
    Вот посели на добрых коней, поехали,
    Поехали к городам да за получкою (1).
    Повыехали в раздольице чисто поле,
    Услыхали во чистом поле оратая (2).
    Как орет в поле оратай, посвистывает,
    Сошка у оратая поскрипывает,
    Омешики (3) по камешкам почиркивают.
    Ехали-то день ведь с утра до вечера,
    Не могли до оратая доехати
    Они ехали да ведь и другой день.
    Другой день ведь с утра до вечера,
    Не могли до оратая доехати.
    Как орет в поле оратай, посвистывает,
    А омешики по камешкам почиркивают.
    Тут ехали они третий день,
    А третий день еще до пабедья (4).
    А наехали в чистом поле оратая.
    Как орет в поле оратай, посвистывает,
    А бороздочки он да помётывает,
    А пенье-коренья вывёртывает,
    А большие-то каменья в борозду валит.
    У оратая кобыла соловая (5),
    Гужики (6) у нее да шелковые,
    Сошка у оратая кленовая,
    Омешики на сошке булатные,
    Присошечек у сошки серебряный,
    А рогачик-то у сошки красна золота.
    А у оратая кудри качаются,
    Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,
    У оратая глаза да ясна сокола,
    А брови у него да черна соболя.
    У оратая сапожки зелен сафьян
    Вот шилом пяты, носы востры,
    Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
    Около носа хоть яйцо прокати.
    У оратая шляпа пуховая,
    А кафтанчик у него черна бархата.
    Говорит-то Вольга таковы слова:
    – Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
    Орать, да пахать, да крестьянствовати,
    А бороздки тебе да помётывати,
    А пенья-коренья вывёртывати,
    А большие-то каменья в борозду валить!
    Говорит оратай таковы слова:
    – Поди-ка ты, Вольга Святославович!
    Мне-ка надобна божья помочь крестьянствовати.
    А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?
    Тут проговорил Вольга Святославович:
    – Как пожаловал меня да родной дядюшка,
    Родной дядюшка да крестный батюшка,
    Ласковый Владимир стольно-киевский,
    Тремя ли городами со крестьянами:
    Первым городом Курцовцем,
    Другим городом Ореховцем,
    Третьим городом Крестьяновцем.
    Теперь еду к городам да за получкою.
    Тут проговорил оратай-оратаюшко:
    – Ай же ты, Вольга Святославович!
    Там живут-то мужички да все разбойнички,
    Они подрубят-то сляги (7) калиновы
    Да потопят тебя в речке да во Смородине!
    Я недавно там был в городе, третьего дни,
    Закупил я соли цело три меха (8),
    Каждый мех-то был ведь по сто пуд. . .
    А тут стали мужички с меня грошей просить,
    Я им стал-то ведь грошей делить,
    А грошей-то стало мало ставиться,
    Мужичков-то ведь больше ставится.
    Потом стал-то я их ведь отталкивать,
    Стал отталкивать да кулаком грозить.
    Положил тут их я ведь до тысячи:
    Который стоя стоит, тот сидя сидит,
    Который сидя сидит, тот лежа лежит. –
    Тут проговорил ведь Вольга Святославович:
    – Ай же ты, оратай-оратаюшко,
    Ты поедем-ко со мною во товарищах.
    А тут ли оратай-оратаюшко
    Гужики шелковые повыстегнул,
    Кобылу из сошки повывернул.
    Они сели на добрых коней, поехали.
    Как хвост-то у ней расстилается,
    А грива-то у нее да завивается.
    У оратая кобыла ступью пошла,
    А Вольгин конь да ведь поскакивает.
    У оратая кобыла грудью пошла,
    А Вольгин конь да оставается.
    Говорит оратай таковы слова:
    – Я оставил сошку во бороздочке
    Не для-ради прохожего-проезжего:
    Маломощный-то наедет – взять нечего,
    А богатый-то наедет – не позарится,-
    А для-ради мужичка да деревенщины,
    Как бы сошку из земельки повыдернути,
    Из омешиков бы земельку повытряхнути
    Да бросить сошку за ракитов куст.
    Тут ведь Вольга Святославович
    Посылает он дружинушку хоробрую,
    Пять молодцов да ведь могучиих,
    Как бы сошку из земли да повыдернули,
    Из омешиков земельку повытряхнули,
    Бросили бы сошку за ракитов куст.
    Приезжает дружинушка хоробрая,
    Пять молодцов да ведь могучиих,
    Ко той ли ко сошке кленовенькой.
    Они сошку за обжи (9) вокруг вертят,
    А не могут сошки из земли поднять,
    Из омешиков земельки повытряхнуть,
    Бросить сошку за ракитов куст.
    Тут молодой Вольга Святославович
    Посылает-от дружинушку хоробрую
    Целым он ведь десяточком.
    Они сошку за обжи вокруг вертят,
    А не могут сошки из земли выдернуть,
    Из омешиков земельки повытряхнуть,
    Бросить сошку за ракитов куст.
    И тут ведь Вольга Святославович
    Посылает всю свою дружинушку хоробрую,
    Чтобы сошку из земли повыдернули,
    Из омешиков земельку повытряхнули,
    Бросили бы сошку за ракитов куст.
    Они сошку за обжи вокруг вертят,
    А не могут сошки из земли повыдернуть,
    Из омешиков земельки повытряхнуть,
    Бросить сошку за ракитов куст.
    Тут оратай-оратаюшко
    На своей ли кобыле соловенькой
    Приехал ко сошке кленовенькой.
    Он брал-то ведь сошку одной рукой,
    Сошку из земли он повыдернул,
    Из омешиков земельку повытряхнул,
    Бросил сошку за ракитов куст.
    А тут сели на добрых коней, поехали,
    Как хвост-то у ней расстилается,
    А грива-то у ней да завивается.
    У оратая кобыла ступью пошла,
    А Вольгин конь да ведь поскакивает.
    У оратая кобыла грудью пошла,
    А Вольгин конь да оставается.
    Тут Вольга стал да он покрикивать,
    Колпаком он стал да ведь помахивать:
    – Ты постой-ко ведь, оратай-оратаюшко!
    Кабы этая кобыла коньком бы была,
    За эту кобылу пятьсот бы дали.
    Тут проговорил оратай-оратаюшко:
    – Ай же глупый ты, Вольга Святославович!
    Я купил эту кобылу жеребеночком,
    Жеребеночком да из-под матушки,
    Заплатил за кобылу пятьсот рублей.
    Кабы этая кобыла коньком бы была,
    За эту кобылу цены не было бы!
    Тут проговорил Вольга Святославович:
    – Ай же ты, оратай-оратаюшко,
    Как-то тебя да именем зовут,
    Нарекают тебя да по отечеству?-
    Тут проговорил оратай-оратаюшко:
    – Ай же ты, Вольга Святославович!
    Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
    Я во скирды сложу да домой выволочу,
    Домой выволочу да дома вымолочу,
    А я пива наварю да мужичков напою,
    А тут станут мужички меня похваливати:
    “Молодой Микула Селянинович!”. .
    «
    1
    2
    »

  10. План
    Введение
    Почитание народом защитников русской земли.
    Основная часть
    В былине Микула — чудесный пахарь, сошку которого не может сдвинуть с места вся дружина князя Вольги.
    Микула в своём роскошном наряде представляется настоящим царевичем. Микула Селянинович обладает чувством собственного достоинства.
    Заключение
    Микула Селянинович — герой русских былин, богатырь, легендарный пахарь, олицетворяющий силу русского народа.
    В древние времена народ почитал защитников русской земли и посвящал им свои устные сказания. Героями русских былин стали богатыри, обладающие огромной физической силой, способные противостоять любому врагу. Учёные-фоль- клористы различают два поколения богатырей в зависимости от времени появления былин с их участием. Различают старших и младших богатырей. К поколению старших богатырей относят героя известной русской былины Микула Селяниновича.
    Микула — простой оратай, пахарь. В былине Микула — чудесный пахарь, сошку которого не может сдвинуть с места вся дружина князя Вольги. Чудесный пахарь обладает необыкновенной, неподдающейся человеческому пониманию силой. Микула олицетворяет в былине героя-крстьянина. Для него труд землепашца — настоящий праздник и поэтому:
    … у оратая кудри качаются,
    Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;
    У оратая глаза да ясна сокола,
    А брови у него да черна соболя.
    У оратая сапожки зелен сафьян:
    Вот шилом пяты, носы востры,
    Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
    Около носа хоть яйцо прокати.
    У оратая шляпа пуховая,
    А кафтанчик у него черна бархата.
    Микула в своём роскошном наряде представляется настоящим царевичем, а не мужиком-пахарем. Именно таким в Древней Руси было отношение людей к труду землепашца. Само имя Микула заимствовано у святого Николая, но под ним скрывается древнее божество грома и молнии. Микуле Селяниновичу также присущи черты громовержца: он способен наказать разбойников и помочь в добром деле, он справедлив, но больше всего на свете он ценит свой труд, поэтому всё делает с божьей помощью. Микула Селянинович обладает чувством собственного достоинства, поэтому он не преклоняется, не раболепствует перед князем, а разговаривает с ним на равных. Именно за это Вольга ценит хлебопашца:
    — Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
    Орать, да пахать, да крестьяновати,
    А бороздки тебе да пометывати,
    А пенья-коренья вывертывати,
    А большие-то каменья в борозду валить!
    По моему мнению, Микула Селянинович — герой русских былин, богатырь, легендарный пахарь, олицетворяющий крестьянскую силу, силу русского народа.

  11. О далекой истории Руси мы узнаем не только из летописей, сухо излагающих конкретные события, но и из проникновенных, полных поэтической выдумки былин и сказок. Героями былин становились и воины-богатыри, и обыкновенные землепашцы. Общим у них было одно качество: любовь к родине и желание в любую минуту встать на ее защиту.
    Когда воссияло солнце красное
    На тое ли на небушко на ясное…
    Такими словами начинается русская былина «Вольга и Микула Селянинович».
    Язык былины отличается необыкновенной образностью, которая достигается за счет большого количества сравнений и эпитетов. Долгое время, передавая из уст в уста сказания и былины, люди изменяли текст, подбирая все более и более выразительные образы.
    Очень ярко описана в былине природа. Например: «воссияло солнце красное» – как красиво и, главное, сильно сказано. Я сразу представляю себе, как восходит солнышко, такое доброе и теплое – «красное», то есть красивое. Наши предки обожествляли солнце, ведь оно – источник жизни на земле, щедро дарящий всем свое тепло. Восходит оно на «небушко на ясное» – я представляю себе кристально чистое голубое небо, на котором нет ни облачка, и оно такое прозрачное-прозрачное. И все: я уже практически «живу» в былине, я жду: а что же будет дальше?
    А дальше:
    Тогда зарождался молодой Вольга,
    Молодой Вольга Святославович.
    Ведь как здорово, не правда ли? Рождение былинного богатыря сравнивается с восходом солнца – сразу понятна значимость этого героя, его высокое положение. Так же, очень ярко и сильно, описана пора взросления Вольги. Сравнение князя с солнцем – прием, характерный для русских былин.
    В былине очень ярко подчеркивается мощь и сила другого богатыря – Микулы Селяниновича. Сначала Вольга с дружиной только услышали «оратая»:
    Орет в поле оратай, посвистывает,
    Сошка у оратая поскрипывает,
    Омешики по камешкам почиркивают.
    Казалось бы, спустя некоторое время они уже должны были его увидеть – но нет! Чтобы увидеть пахаря, им пришлось ехать целых три дня. Богатырь-пахарь был наделен такой невообразимой силой, что шум от его работы раздавался на огромное расстояние, и пахал он так быстро, что даже княжеская дружина не смогла догнать обычного пахаря.
    И так вся былина: что ни слово – то образ, да еще какой! Например:
    А у оратая кудри качаются,
    Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
    У оратая глаза да ясна сокола,
    А брови у него да черна соболя.
    Мне кажется, лучше сказать просто невозможно. Я искренне восхищаюсь произведениями народного творчества и считаю их вершиной всего искусства вообще. Они создавались веками и вобрали в себя всю мудрость русского народа. Это относится как к народным песням и музыке, так и к былинам, которые в народной традиции исполнялись как песня и чаще всего сопровождались игрой на гуслях.
    Центральным моментом былины является, как мне кажется, эпизод, где описывается, как вся дружина Вольги пытается выдернуть из земли соху Микулы и не может этого сделать. А сам Микула с легкостью
    …одной рукой,
    Сошку из земли он повыдернул…
    Бросил сошку за ракитов куст.
    Я думаю, что образ Микулы символизирует весь простой народ, народ-богатырь, который является истинной опорой Русского государства, в отличие от князя Вольги и его дружины. Даже лошадь Микулы Селяниновича ему под стать: она еще только «идет ступью», а конь Вольги уже за ней не успевает и поэтому «поскакивает», а уж когда «у оратая кобыла грудью пошла», Вольгин конь и вовсе «да оставается». И очень характерно заканчивается былина: Вольга интересуется, как же зовут такого могучего богатыря? На что Микула ему дает ответ, но какой! Он не просто говорит: «Я такого-то „роду-племени“, зовут меня так-то и так-то». Нет! Он представляет себя неразрывно связанным с простым народом, с «мужичками», такими же пахарями, как и он сам:
    …А тут станут мужички меня похваливати:
    «Молодой Микула Селянинович!»
    ?

  12. ТРУД КАК ИСТОЧНИК ЗДОРОВЬЯ, СИЛЫ И НЕЗАВИСИМОСТИ ЧЕЛОВЕКА (по былине «Вольга и Микула Селянинович»)

    Тема труда — одна из характерных тем былин. В былинах труд прославляется как героический подвиг, трудовая доблесть является таким же зна­чительным признаком богатырства, как и воинс­кая доблесть.
    Наиболее ярко это продемонстрировано в бы­лине «Вольга и Микула Селянинович».
    Былина построена на противопоставлении двух образов богатырей: княжеского сына Воль­ги и землепашца Микулы Селяниновича. При этом подчеркивается превосходство богатыря-пахаря, для которого труд является источником здоровья, силы и независимости.
    Смелый и отважный воин Вольга многое зна­ет и умеет: «серым волком рыскать во темных лесах, щукою-рыбою да нырять в синих морях». Собрал Вольга храбрую дружину и отправился в города княжеские «за получкою». В чистом поле услышал Вольга, «как орет в поле оратай». Три дня Вольга с дружиною на конях не мог «до ора­тая доехати». Гиперболизация в данном эпизоде подчеркивает, с одной стороны, тяжесть кресть­янского труда, а с другой — силу и умение бога­тырское Микулы Селяниновича.
    Удивленный Вольга приглашает богатыря-пахаря в свою дружину. Микула Селянинович не отказывает, однако, вовсе не собираясь расста­ваться со своим крестьянским трудом, спохваты­вается, что «оставил сошку в бороздочке». Не­взначай предлагает Микула Селянинович дружи­не храброй бросить сошку за ракитов куст, что­бы не досталась она «прохожему-проезжему». Ни пять, ни десять, ни тридцать молодцев не могли поднять сошку с земли.
    Тогда Микула Селянинович, посмеиваясь, предлагает Вольге Святославьевичу испробовать свои силы:
    А стар мошник, верно, наварны щи,
    А молоды чертятки, да черви в них,
    Поедем-ка, Вольга Святославъевич,
    Уберем мы сошку кленовую.
    Неподъемной оказалась сошка оратая для славного воина Вольги: «резвы ноженьки да подломилися, очи ясные его да помутилися».
    Много Вольга путешествовал по свету, много чудес видел, но за всю свою жизнь не научился главной премудрости: орать, пахать да крестьян­ствовать.
    С большой выразительностью передается в былине превосходство Микулы Селяниновича перед княжеским сыном Вольгой и его храброй дружиной:
    Тут берет оратай-оратаюшко Добра молодца за желты кудри,
    А садил его на доброго коня,
    Сам берет он сошку да одной рукой.
    Сошку с земельки повыдернул,
    Из омешиков земельку повытряхнул,
    И он бросил сошку за ракитов куст.
    Поехали герои дальше в путь-дороженьку, только конь Вольгин отстает, а кобылка оратая рысью идет. И снова удивлен и обескуражен Вольга:
    Ай же ты, оратай-оратаюшко,
    Кабы этая кобылка коньком была,
    Я дал бы за конька да пятьсот рублей.
    На что Микула Селянинович резонно отвеча­ет, что если бы кобылка его была коньком, ей бы цены не было вовсе.
    Этот эпизод служит для того, чтобы подчерк­нуть тяжесть крестьянской работы: конь воинс­кий не выдерживает той нагрузки, которую вы­держивает крестьянская кобылка. Таким обра­зом, в былине «Вольга и Микула Селянинович» прославляется трудовая доблесть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *