Сочинение на тему былинные богатыри защитники земли русской

12 вариантов

  1. Ответ оставил Гость
    Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык.Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемогокиевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические4. Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович).Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.

  2. Виктор Михайлович Васнецов – знаменитый русский художник-передвижник, автор жанровых картин, лирических и монументально-эпических полотен на тему русской истории, народных былин и сказок. Одним из наиболее известных произведений Васнецова является картина / “Богатыри/”.
    Художник изобразил на картине трех былинных богатырей – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Они стоят в конном дозоре, оберегая Русь от нашествия врагов-кочевников.
    Каждого из персонажей картины Васнецов наделил характером, каждому придал индивидуальные черты. Вот в центре Илья Муромец, в кольчуге и шлеме, вооруженный железной палицей, копьем и щитом. Из-под рук зорко всматривается богатырь в степные просторы. Могуч Илья Муромец, могуч его вороной конь. Справа от Ильи – любимец русского народа Добрыня Никитич. Он одет очень нарядно: у него узорчатый шлем, шитые сапоги, сверкающие доспехи, червленый щит, меч. Богатырь нетерпеливо сжимает рукоятку меча: быть бранной потехе! Слева от Ильи самый младший из трех богатырей – Алеша Попович. Юный богатырь держит наготове лук, снаряженный стрелой. Но не только воин Алеша Попович – на боку у него гусли. В краткие минуты отдыха Алеша радует побратимов веселыми звонкими песнями.
    В образе трех богатырей Васнецов воплотил извечную мечту русского народа о непобедимом и справедливом защитнике. Множество былин сложено об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Каждый, кто читает их, по-разному представляет себе героев-богатырей. И только огромный талант Виктора Михайловича Васнецова позволил нам как бы воочию увидеть мужественных бесстрашных богатырей, образы которых с такой художественной силой воплощены в русском фольклоре.

  3. 3
    Текст добавил: -Пельмешка-(Crazy)

    Лесов, полноводных рек, обильных золотых полей. Исстари жил здесь трудолюбивый и мирный народ. Однако мирный не значит слабый, и поэтому довольно часто земледельцам и пахарям приходилось откладывать свои серпы и плуги и выступать с оружием в руках на защиту своей земли от многочисленных врагов — кочевых племен, воинственных соседей. Все это нашло отражение в народных эпических песнях-былинах, в которых воспевалось не только мастерство и трудолюбие простого народа, но и его воинская доблесть.Могучие и величественные образы богатырей встают перед нами в былинах. Грозен и суров Илья Муромец, когда дело касается защиты родной земли. Его не пугает, чтоУ того ли города Чернигова Нагнано-то силушки, черным-черно,А и черным-черно, как черна ворона.Всю эту «силушку великую» он в одиночку растоптал конем и исколол копьем, «а и побил он эту силу всю великую». Народный любимец Илья Муромец совершает подвиги, которые, конечно же, не под силу одному человеку. Свою великую силу и непобедимость богатырь черпает из родной земли и народной любви. Вот почему он так легко справляется не только с чужеземными захватчиками, но и с невиданным чудом — Соловьем-разбойником.Не меньшей любовью и почетом окружен «оратай-оратаюшко» Микула Селянинович. Он любит свой труд и на пашню выходит каждый день, как на праздник: на нем нарядная одежда, да и от самого молодца глаз не отвести:А у оратая кудри качаются,Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.У оратая глаза да ясна сокола,А брови у него да черна соболя.Не обделен Микула Селянинович и силушкой. Шутя управляется он с сохой, которую с трудом смогла сдвинуть с места вся дружина Вольги Святославовича.Спокойно жилось русскому народу рядом с такими богатырями-тружениками и богатырями-воинами: никакая беда не могла сломить русский дух, пока на страже стояли такие грозные защитники.
    Можешь сократить и написать обзаца два)

  4. #”Добровольцы детям”
    #”Довлатов
    #АннаКаренина#ЛевТолстой
    #Баратынский215 #ГодЛитературы
    #Барто110
    #Библиотека-филиал 11 МБУ “ЦБС г.Калуги”
    #Библиотека-филиал11МБУ”ЦБСг.Калуги”
    #Блок135 #ГодЛитературы
    #Булгаков125
    #Бунин145
    #Великая Отечественная война
    #Высоцкий80
    #Вяземский
    #ГодЛитературы
    #Гумилёв130
    #Данте750 #ГодЛитературы
    #ДеньИнтернета в России#Интернет
    #Диккенс205 #Dickens205
    #Добролюбов180
    ?#?Ершов200? ?#?ГодЛитературы?
    #Есенин120
    #Зайцев135
    #Книгиюбиляры2017
    #Куприн145 #ГодЛитературы
    #Лесков185
    #Литературныежурналы#Обзор
    ?#?Мандельштам125?
    #Межднародныйденькрасоты
    #Обзор
    #Пастернак125#Год Литературы
    #Победа70
    ?#?Пушкин216? #ГодЛитературы
    #семья
    #Смирнов100
    ?#?Твардовский105? ?#?ГодЛитературы?
    #ТолстойАК200
    #Тушнова100 #ГодЛитературы
    #Чайковский175
    #Шекспир
    #Шолохов110 #ГодЛитературы
    2014
    21 февраля
    3 марта – Всемирный день писателя
    библиотека № 11 города Калуги
    Библиотека-филиал 11 МБУ “ЦБС г. Калуги”
    библиотекари читают
    Богатыри
    Былины
    Губернский город К
    Калужские писатели
    Калужский край
    Калужское наместничесво
    Краеведение
    М. Исаковский
    Масленица
    Международный день родного языка
    Народный календарь
    Новые поступления
    Новый год
    Писатели
    Полотняный завод
    русские писатели и Калужский край
    Серебряный век
    Список литературы
    ссылки
    Стихи о весне
    Стояние на Угре
    Творческие встречи

  5. Разделы:
    Работа с дошкольниками
    Расскажу я вам про дела старые,
    Да про старые, про бывалые,
    Да про битвы, да про сражения,
    Да про подвиги богатырские!
    Я, как воспитатель подготовительной группы, решила посвятить один из своих проектов, формированию патриотических чувств у детей и в рамках долгосрочного проекта «Былинные богатыри – первые защитники земли русской» познакомить дошкольников с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России. Становление человека как гражданина, на мой взгляд, должно начинаться с его малой родины. Любовь к большому надо прививать с малого. Чувство родины начинается с восхищением тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, они играют огромную роль в становлении личности юного патриота. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания. Она включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество.
    В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.
    Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.
    И я постаралась не только познакомить детей с былинами, но и обыграть их.
    Мы начнём удивительное путешествие, которое, я уверена, навсегда запомнится детям. Пройдут годы, дети станут взрослыми людьми, но герои, с которыми мы встретимся в наших путешествиях, будут сопровождать их всю жизнь.
    Итак, я хочу отправиться в путешествие по русским былинам. Былины – это отголосок прошлого, того самого, которое мы изучаем, к которому бережно относимся. На основе прошлого строится будущее. Это и сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто повествование.
    У былин нет одного автора. Их сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина – Россия – называлась Русью. Это было очень давно. Тогда ещё не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Рассказчики старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие-многие времена почти без изменений. Через былины мы узнаём, как жили люди в Древней Руси, какие события там происходили.
    Раньше былины называли еще «старинами», то есть повествованием о том, что было в старину. Люди верили, что события эти не выдуманные, а действительные, только очень давние.
    Былины появились еще тогда, когда книжек не было. Поэтому былины, или старины, не читали, а сказывали — пели. Во время пения подыгрывали себе на гуслях.
    Исполнители былин назывались сказителями. Немногие умели сказывать былины. Сказителей почитали и выражали им всяческое уважение. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Они рассказывали о том, как «было». О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.
    – Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Богатыри много работали оттого и были они могучими и сильными. Былины рассказывали о подвигах богатырей — могучих и бесстрашных воинов, обладающих огромной силой. Они разъезжают в чистом поле на богатырских конях. Кони у богатырей тоже не простые: они умеют чуять опасность и разговаривать. Если два богатыря повстречаются, они меряются друг с другом силой: это их богатырские забавы. И тогда земля трясется, будто столкнулись две горы.
    Но когда родной земле грозит опасность, богатыри отправляются на битву с врагом. Как бы ни был силен враг, какие бы несметные полчища, ни привел с собой, богатыри неизменно побеждают в бою.
    Таким образом, приобщение детей к былинам является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С.Лихачев, «мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

    Былина «Как Илья из Мурома богатырем стал»

    В старину стародавнюю жил под городом Муромом, в селе Карачарове, крестьянин Иван Тимофеевич со своей женой Ефросиньей Яковлевной.
    Был у них один сын Илья.
    Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом богатырь Илья, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно бревна лежат, не шевелятся.
    Слышит Илья, на печи лежучи, как мать плачет, отец вздыхает, русские люди жалуются: нападают на Русь враги, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. По путям-дорогам разбойники рыщут, не дают они людям ни проходу, ни проезду. Налетает на Русь Змей Горыныч, в свое логово девушек утаскивает.
    Горько Илья, обо всем этом слыша, на судьбу свою жалуется:
    — Эх вы, ноги мои нехожалые, эх вы, руки мои недержалые! Был бы я здоров, не так и шли дни, катились месяцы…
    Вот раз отец с матерью пошли в лес пни корчевать, корни выдирать, готовить поле под пахоту. А Илья один на печи лежит, в окошко поглядывает.
    Вдруг видит — подходят к его избе три нищих странника.
    Постояли они у ворот, постучали железным кольцом и говорят:
    — Встань, Илья, отвори калиточку.
    — Злые шутки вы, странники, шутите: тридцать лет я на печи сиднем сижу, встать не могу.
    — А ты приподнимись, Илюшенька.
    Рванулся Илья — и спрыгнул с печи, стоит на полу и сам своему счастью не верит.
    — Ну-ка, пройдись, Илья.
    Шагнул Илья раз, шагнул другой — крепко его ноги держат, легко его ноги несут.
    Обрадовался Илья, от радости слова сказать не может. А калики перехожие ему говорят:
    — Принеси-ка, Илюша, студеной воды.
    Принес Илья студеной воды ведро.
    Налил странник воды в ковшичек.
    — Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озер Руси-матушки.
    Выпил Илья и почуял в себе силу богатырскую. А калики его спрашивают:
    — Много ли чуешь в себе силушки?
    — Много, странники. Кабы мне лопату, всю бы землю вспахал.
    — Выпей, Илья, остаточек. В том остаточке всей земли роса, с зеленых лугов, с высоких лесов, с хлебородных полей. Пей.
    Выпил Илья и остаточек.
    — А теперь много в тебе силушки?
    — Ох, калики перехожие, столько во мне силы, что кабы было в небесах кольцо, ухватился бы я за него и всю землю перевернул.
    — Слишком много в тебе силушки, надо поубавить, а то земля носить тебя не станет. Принеси-ка еще воды.
    Пошел Илья по воду, а его и впрямь земля не несет: нога в земле, что в болоте, вязнет, за дубок ухватился — дуб с корнем вон, цепь от колодца, словно ниточка, на куски разорвалась.
    Уж Илья ступает тихохонько, а под ним половицы ломаются. Уж Илья говорит шепотом, а двери с петель срываются.
    Принес Илья воды, налили странники еще ковшичек.
    — Пей, Илья!
    Выпил Илья воду колодезную.
    — Сколько теперь в тебе силушки?
    — Во мне силушки половинушка.
    — Ну, и будет с тебя, молодец. Будешь ты, Илья, велик богатырь, бейся-ратайся с врагами земли родной, с разбойниками да с чудищами. Защищай вдов, сирот, малых деточек. Никогда только, Илья, со Святогором не спорь, через силу носит его земля. Ты не ссорься с Микулой Селяниновичем, его любит мать — сыра земля. Не ходи еще на Вольгу Всеславьевича, он не силой возьмет, так хитростью-мудростью. А теперь прощай, Илья.
    Поклонился Илья каликам перехожим, и ушли они за околицу.
    А Илья взял топор и пошел на пожню к отцу с матерью. Видит — малое местечко от пенья-коренья расчищено, а отец с матерью, от тяжелой работы умаявшись, спят крепким сном: люди старые, а работа тяжелая.
    Стал Илья лес расчищать — только щепки полетели. Старые дубы с одного взмаха валит, молодые с корнем из земли рвет. За три часа столько поля расчистил, сколько вся деревня за три дня не осилит. Развалил он поле великое, спустил деревья в глубокую реку, воткнул топор в дубовый пень, ухватил лопату да грабли и вскопал и выровнял поле широкое — только знай зерном засевай!
    Проснулись отец с матерью, удивились, обрадовались, добрым словом вспоминали стариков странников.
    А Илья пошел себе коня искать.
    Вышел он за околицу и видит: ведет мужичок жеребенка рыжего, косматого, шелудивого. Вся цена жеребенку грош, а мужик за него непомерных денег требует: пятьдесят рублей с полтиною.
    Купил Илья жеребенка, привел домой, поставил в конюшню, белоярой пшеницей откармливал, ключевой водой отпаивал, чистил, холил, свежей соломы подкладывал.
    Через три месяца стал Илья Бурушку на утренней заре на луга выводить. Повалялся жеребенок по зоревой росе, стал богатырским конем.
    Подводил его Илья к высокому тыну. Стал конь поигрывать, поплясывать, головой повертывать, гривой потряхивать. Стал через тын взад-вперед перепрыгивать. Десять раз перепрыгнул и копытом не задел. Положил Илья на Бурушку руку богатырскую — не пошатнулся конь, не шелохнулся.
    — Добрый конь, — говорит Илья. — Будет он мне верным товарищем.
    Стал Илья себе меч по руке искать. Как сожмет в кулаке рукоятку меча, сокрушится рукоять, рассыплется. Нет Илье меча по руке. Бросил Илья мечи бабам лучину щепать. Сам пошел в кузницу, три стрелы себе выковал, каждая стрела весом в целый пуд. Изготовил себе тугой лук, взял копье долгомерное да еще палицу булатную.
    Снарядился Илья и пошел к отцу с матерью:
    — Отпустите меня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов.
    Говорит старый Иван Тимофеевич:
    — Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела моего благословения нет. Защищай нашу землю русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что ты роду черного, крестьянского.
    Поклонился Илья отцу с матерью до сырой земли и пошел седлать Бурушку-Косматушку. Положил на коня войлочки, а на войлочки — потнички, а потом седло черкасское с двенадцатью подпругами шелковыми, а с тринадцатой — железной, не для красы, а для крепости.
    Захотелось Илье свою силу попробовать.
    Он подъехал к Оке-реке, уперся плечом в высокую гору, что на берегу была, и свалил ее в реку Оку. Завалила гора русло, потекла река по-новому.
    Взял Илья хлебца ржаного корочку, опустил ее в реку Оку, сам Оке-реке приговаривал:
    — А спасибо тебе, матушка Ока-река, что поила, что кормила Илью Муромца.
    На прощанье взял с собой земли родной малую горсточку, сел на коня, взмахнул плеточкой…
    Видели люди, как вскочил на коня Илья, да не видели, куда поскакал. Только пыль по полю столбом поднялась.

    Задания к былине «Как Илья из Мурома богатырем стал»

    Упражнение «Кто угадает?»

    (Дети отвечают на вопросы по прочитанной былине «Как Илья из Мурома богатырем стал»)
    Как звали богатыря в прочитанной былине? (Илья);
    Сколько лет он лежал на печи? (Тридцать лет);
    Кто помог Илье подняться с печи? (Три нищих странника);
    Что за лекарство помогло богатырю окрепнуть? (Студеная вода из колодца);
    Как звали коня Ильи Муромца? (Буран-Бурушка);
    Какое оружие выковал себе богатырь? ( три стрелы, тугой лук, копье, палицу булатную);
    Где родился Илья Муромец, в каком городе? (город Муром);
    В какой город поехал Илья Муромец? (Киев-град);
    Какому князю поехал служить богатырь? (Владимиру)

    Динамическая пауза «Мы теперь богатыри»

    Дружно встанем раз – два – три (дети шагают на месте)
    Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показываю силу)
    Мы ладонь к глазам представим, (правую руку подносят козырьком к глазам)
    Ноги крепкие расставим,
    Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
    И налево надо тоже поглядеть нам величаво.
    Наклонились влево – вправо(руки на поясе, наклон влево – вправо)
    Получается на славу!

    Упражнение «Собери богатыря в дорогу»

    Упражнение «Кто есть кто?»

    (Богатыри: Илья Муромец, Святогор, Микула Селянович, Вольга Всеславьевич)

    Упражнение: «Каким бывает богатырь?»

    (Дети стоят в кругу, ведущий бросает мяч, дети возвращают его (мяч) называя черту характера богатыря)
    мудрый,
    хитрый,
    благородный,
    сильный,
    справедливый,
    бесстрашный,
    смелый,
    храбрый…

    Упражнение-игра «Да – нет»

    (Дети отвечают на вопросы ДА или НЕТ)
    Наша родина сильна (да)
    И у нас она одна (да)
    На Руси богатыри есть (да)
    Им всегда хвала и честь (да)
    Илья Муромец герой (да)
    Он был самый молодой (нет)
    Соловья он победил (да)
    Из автомата подстрелил (нет)
    Алеша Попович тоже герой (да)
    Он сильный, смелый, молодой (да)
    Карабаса в бою победил (да)
    На танках боролись богатыри с врагом (нет)
    Они воевали с мечом и копьем (да)
    Добрыня Никитич был слабым и хилым (нет)
    Он змея сумел победить своей силой (да)
    Гордимся мы нашими богатырями (да)
    Хотим ли быть такими же сами (да)

    Упражнение «Богатырь и верный конь»

    (Дети делятся на две команды и из разрезанных частей собирают богатыря и коня).

    Упражнение-лабиринт «Победи дракона»

    5.10.2018

  6. Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о “старших” богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык. Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемогокиевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом. В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер. Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические4. Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович) . Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир “светел” и “солнечен”, но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.

  7. Напишите мне план сочинении богатыри – защитники земля русской

    Ответы:

    Виктор Михайлович Васнецов — знаменитый русский художник-передвижник, автор жанровых картин, лирических и монументально-эпических полотен на тему русской истории, народных былин и сказок. Одним из наиболее известных произведений Васнецова является картина “Богатыри”.
    Художник изобразил на картине трех былинных богатырей — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Они стоят в конном дозоре, оберегая Русь от нашествия врагов-кочевников.
    Каждого из персонажей картины Васнецов наделил характером, каждому придал индивидуальные черты. Вот в центре Илья Муромец, в кольчуге и шлеме, вооруженный железной палицей, копьем и щитом. Из-под рук зорко всматривается богатырь в степные просторы. Могуч Илья Муромец, могуч его вороной конь. Справа от Ильи — любимец русского народа Добрыня Никитич. Он одет очень нарядно: у него узорчатый шлем, шитые сапоги, сверкающие доспехи, червленый щит, меч. Богатырь нетерпеливо сжимает рукоятку меча: быть бранной потехе! Слева от Ильи самый младший из трех богатырей — Алеша Попович. Юный богатырь держит наготове лук, снаряженный стрелой. Но не только воин Алеша Попович — на боку у него гусли. В краткие минуты отдыха Алеша радует побратимов веселыми звонкими песнями.
    В образе трех богатырей Васнецов воплотил извечную мечту русского народа о непобедимом и справедливом защитнике. Множество былин сложено об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Каждый, кто читает их, по-разному представляет себе героев-богатырей. И только огромный талант Виктора Михайловича Васнецова позволил нам как бы воочию увидеть мужественных бесстрашных богатырей, образы которых с такой художественной силой воплощены в русском фольклоре.

  8. План
    1.В. М. Васнецов – великий русский художник.
    2.Три молодца – три богатыря.
    3.Былинный герой – Илья Муромец.
    4.Мудрый Добрыня.
    5.Смелый Алеша Попович.
    6.Неповторимость русской природы.
    В. М. Васнецов по праву считается выдающимся русским художником. Его картины поражают воображение зрителя на протяжении долгих лет. Не является исключением и картина « Богатыри».
    На ней изображены былинные защитники родины, сильные, могучие люди. Они зорко охраняют границы своего государства, и всегда готовы броситься на его защиту. В их позах чувствуется спокойствие, но это впечатление обманчиво. Они в любую минуту готовы отразить угрозу. Их имена известны всем – это Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Их лица уверенные и спокойные. Но, они, нисколько не задумываясь, умрут за Русь.
    В центре картины – Илья Муромец. Он одет просто, что выдает его крестьянское происхождение. У него копье. Оно большое и побывало не в одной битве, но он вполне легко управляется с ним. Лицо у него настороженное с широкими скулами. Брови его нахмурены. Он не привык шутить с врагом. Под стать ему и конь. Он величественен и тяжел. А как иначе, он должен хорошо служить своему хозяину. Илья заботиться о своем друге – он красив и ухожен. На правой руке у него висит палица. Она большая и тяжелая, как раз для такого богатыря.
    По правую руку от Ильи находится Добрыня Никитич. Он княжеского происхождения. Его убранство дорогое, его щит украшен золотом, сбруя коня с золотыми подвесками. Конь – верный помощник, побывавший не в одном сражении. Он тоже на чеку. Его грива развивается на ветру. Он быстр, стремителен и красив. Взгляд Добрыни суров. В руках он держит меч. Добрыня готов к битве с врагом. Он наполовину достал меч из ножен и держит его наготове. Вид его полон решимости, он сможет отбить любое нападение.
    Алеша Попович самый молодой из богатырей. Он сын священнослужителя, но не смог усидеть дома, когда Россия в опасности. Несмотря на свою молодость, он храбр и отважен и не уступает своим соратникам. В руках он держит лук. Стрелы, выпущенные им, летят стремительно и точно в цель. Он не расстается с гуслями. Это говорит о его романтической натуре. Его конь рыжей масти, он отважен и горяч.
    Природа на картине тоже передает тревожность. На заднем плане видны грозовые тучки. Судя по развивающимся гривам лошадей и неспокойной траве, дует ветер. Несмотря на то, что на картине богатыри как – будто замерли в статичных позах и стоят как монументы, но создается ощущение, что в любой момент они готовы сорваться с места и броситься на защиту границы.

    Сочинение по картине Васнецова « Богатыри» 4 класс

    План
    1.Картина Васнецова – историческое достояние.
    2.Грозный Илья Муромец.
    3.Благородный Добрыня.
    4.Романтичный Алеша.
    5.Природа матушки Руси.
    Картина великого русского мастера—живописца Васнецова «Богатыри» написана по мотиву былины. Она является самым известным произведением автора. Произведение восхищает своей силой и величественностью и по праву занимает почетное место в Третьяковской галереи.
    Несмотря на свои различия во внешнем виде и происхождении богатыри передают все могущество русского народа. Центральное место занимает Илья Муромец. Он поистине воплощение богатырской силы. Справа от него потомок княжеского рода Добрыня Никитич, слева — самый молодой Алеша Попович.
    Илья имеет грозный вид. Он смотрит вдаль, вооружен копьем, щитом и палицей. Под ним его верный помощник—конь вороной масти, такой же большой и сильный как его хозяин. Он нетерпелив и готов в любую минуту мчать своего наездника в бой.
    Добрыня Никитич одет дорого и благородно. Конь ему под стать — белый, красивый со сбруей, украшенной золотыми деталями. Добрыня уже приготовился к схватке с врагом, вынул наполовину меч из ножен. Его лицо выдает тревогу, он зорко смотрит вдаль в ожидании врага.
    Алеша Попович искусно владеет луком и стрелами, и еще он не расстается со своими гуслями. Красив, молод, взгляд его с хитрецой. Но, вместе с тем, он отважен и ничем не уступает своим старшим товарищам.
    Природа на картине неспокойна и чувствуется напряжение. Дует легкий ветер. Трава-ковыль шумит и колышется. На заднем плане сгущаются грозовые тучи. Богатыри на картине — собирательный образ русских воинов, бесстрашных и храбрых. Они стоят на защите границ великой матушки Руси.

    Сочинение по картине Васнецова богатыри 3 класс

    План
    1.В.М. Васнецов и « Богатыри»
    2.Три богатыря
    3.Защитники родины
    В. М. Васнецов любил народные сказания, сюжеты их передавал в своих картинах. Его произведения запоминаются на долгие годы.
    Картина «Богатыри» лучшая работа автора и находится в главной галерее страны. Это история о воинах русской земли: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Они сидят на конях и зорко смотрят вдаль в ожидании врага.
    У каждого из них свое оружие. У Ильи палица и огромное копье, у Добрыни меч, который он уже почти достал из ножен, у Алеши лук и стрелы, он непревзойденный стрелок. Еще он играет на гуслях на отдыхе. Происхождение у них разное, но они одинаково готовы бесстрашно броситься на бой с врагами.

    Сочинение по картине Васнецова богатыри 6 класс

    План
    1.Неповторимая картина Васнецова.
    2.Отношение автора к своим героям.
    3.Могучие всадники.
    4.Кони богатырей
    5.Пейзаж
    Великий русский мастер кисти Васнецов написал удивительную и неповторимую картину, которая вызывает восхищение у зрителей и в наши дни. Ей предоставлено почетное место на стене Третьяковской галереи.
    На картине мы видим трех защитников отечества, трех богатырей матушки Руси. Сразу видно отношение автора к своим героям. Он восхищался своими героями и изобразил их сильными и непобедимыми.
    Илья грозен и могуч своей крестьянской силой. Он выставил вперед свое копье, которое настолько огромное, что справиться с ним под силу только ему. Справа от него расположился потомок княжеского рода Добрыня, одет дорого и изыскано, даже сбруя у его коня с золотыми украшениями. По другую сторону Алеша Попович, он юн, но это не говорит о том, что он слабее. Ему присуща удаль и хитрость к тому же он отличный стрелок. Держит в руках лук и стрелу. Его выстрел точно поражает врага. Он мастерски играет на гуслях в редкие минуты отдыха.
    Кони нарисованы в соответствии с характерами своих хозяев. У Ильи конь – тяжеловес, вороной масти. У Добрыни – красивый, белый с золотистой гривой, с умным настороженным взглядом. У Поповича конь рыжей масти с шелковистой золотой гривой, он игрив и быстр как стрелы Алеши.
    Пейзаж соответствует обстановке напряженного ожидания. Ковыль колышется от ветра. На фоне гор выделяется пасмурное небо с грозовыми облаками. Стоя у полотна, мы ощущаем, как велика и прекрасна Русь. Родина может гордится своими защитниками.

  9. Разделы:
    Работа с дошкольниками
    Программное содержание:
    Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
    Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче.
    Сформировать представление о Богатыре – Стихии и о Богатыре – Человеке.
    Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
    Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
    Активизация словаря:
    Ратник, богатырь. Богатырь – стихия, былина, сказитель, нараспев, витязь, оратай, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберёг.
    Предварительная работа:
    Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
    Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях (вкладыш из журнала «Сибирячок» № 6–2005).
    Чтение отрывков о былинных богатырях (вкладыш из журнала «Сибирячок» № 6–2005).
    Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
    Книжная выставка:
    О. Тихомиров «На поле Куликовом». Изд. «Малыш», Москва, 1980.
    Чтение отрывков о былинных героях (см. вкладыш-панно «Русские богатыри»).
    Л.Обухова «Званко – сын Добрилы». Изд. «Малыш», Москва, 1998.
    Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005.
    Г.В.Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004.
    Альбом «Россия».
    Картина В.М.Васнецова «Богатыри».
    В занятии использованы отрывки стихотворений, молитв, оберёгов, сведения о символах солнца, растительности из методического пособия авторов – составителей
    Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова «Как научить детей любить Родину». – М.: АРКТИ, 2003.
    Методическая литература:
    Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
    Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: «ЦГЛ», 2004.
    Новицкая М.Ю., Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть. Русский детский игровой фольклор, книга для учителя и учащихся. – М.: Просвещение, 1995.
    Оформление «Мини-Музея»:
    щиты, мечи, шлемы;
    родовое дерево дуб (нарисованное);
    панно «Русские богатыри»;
    рисунки детей.
    Ход занятия
    1-я часть. Предлагаю детям прочитать название плаката на доске. Что здесь написано? Правильно, на плакате написано «Русские богатыри».
    – Ребята, не так давно мы отмечали праздник «День защитника Отечества», а сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава о их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.
    Слава русской стороне!
    Слава русской старине!
    И про эту старину
    Я рассказывать начну,
    Чтобы дети знать могли
    О делах родной земли.
    – Ребята, а кто такой богатырь? Как о нём можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?
    Силён, как вольный ветер,
    Могуч, как ураган.
    Он защищает землю
    От злобных басурман!
    Он силой доброю богат,
    Он защищает стольный град.
    Спасает бедных и детей
    И стариков и матерей! (Никита Морозов, г. Иркутск)
    Вопросы:
    1. Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?
    – Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.
    2. Что такое Былина?
    – Былина произошла от слова быль, было.
    3. Кто слагал Былины о богатырях?
    – Сказитель.
    4. Как сказитель рассказывал Былину?
    – Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.
    Сказитель так и говорил:
    Расскажу я вам про дела старые,
    Да про старые, про бывалые,
    Да про битвы, да про сражения,
    Да про подвиги богатырские!
    – Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
    В давние–давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (татар, печенегов). Об этом мы с вами прочитали в книге «Званко – сын Добрилы». Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.
    И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.
    Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге.
    – Какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев.
    Смелость силе воевода.
    Кто смел, тот на коня сел.
    Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
    На Руси не все караси, есть и ерши.
    Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
    2-я часть. Беседа о Богатыре – Стихии.
    – Ребята, по преданиям и былинам какие существовали богатыри? (Богатыри – стихии и богатырь – человек).
    – Богатырь – стихия был богатырём – великаном. Вспомните, кто из богатырей – великанов был Богатырь – Стихия? (Это богатырь – стихия Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня).
    – Расскажите об этих богатырях. Кто такой был Горыня, Дубыня, Усыня и Святогор?
    Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.
    Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин – дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок – из земли вытянет.
    Усыня – речной великан. Сам – то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся. Усыня спёр реку ртом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по-другому усу словно по мосту пешие идут, конные скачут, обозы едут.
    Святогор. Это тоже богатырь – стихия. Как былина рассказывает о нём?
    Святогор – русский богатырь, огромного роста, невероятной силы. Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Скачет по Святым горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вода из реки выплёскивается. Не с кем Святогору силой померяться. Поездить бы по Руси, погулять бы с другими богатырями, побиться бы с врагами, растрясти бы силу богатырскую, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают. Тяжко Святогору от своей силы.
    – С кем поделился своей силой богатырской Святогор?
    С Ильёй Муромцем. Они с ним побратались. Что значит побратались? (стали как братья)
    – Чему научил Святогор Илью Муромца? (Ухваткам богатырским, как мечом владеть, копьём колоть, палицей бить).
    – Что отдал Святогор Илье Муромцу? (часть своей силы).
    – Что подарил Святогор Илье Муромцу? (свой меч-кладенец, чтобы он владел силой богатырской).
    – Куда же исчезли богатыри – великаны?
    В сказаниях говорится о том, что они погибли в борьбе с гигантскими змеями, другие погибли от голода, не в силах себя прокормить. Все они стали героями героических сказок. На смену богатырям – великанам пришли новые богатыри. Вот почему в былинах Святогор погибает. На смену богатырю – стихии пришёл Богатырь – человек.
    Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри – великаны».
    3-я часть. Беседа о Богатыре – Человеке.
    – Ребята, на смену богатырям – великанам пришёл богатырь – человек.
    – Каких богатырей вы ещё знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемякин, Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович).
    – Откуда мы узнали об этих богатырях? (Из былин).
    – Расскажите об одном из этих богатырей. (Рассказы детей о богатырях).
    – Из какой былины мы узнали об Илье Муромце? (Это былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).
    – Послушайте, как сказитель сказывал былину об Илье Муромце.
    Прослушивание фрагмента былины в грамзаписи «Илья Муромец и Соловей-разбойник», или чтение отрывка из былины:
    Подъехал он ко городу Чернигову.
    У того ли города Чернигова
    Нагнано врагов черным-черно,
    Он как стал-то эту силу великую
    И конём топтать и копьём колоть
    – И побил он эту силу великую.
    – Какой подвиг совершил Никита Кожемякин?
    – Кто из всех богатырей был богатырём-пахарем? (Микула Селянинович).
    Это был любимый былинный герой, богатырь-пахарь.
    – Как звали в народе на Руси богатыря-пахаря?
    Богатыря-пахаря на Руси называли Оратай, Оратаюшко. Так называли того, кто пахал землю, сеял семена, чтоб родился хлеб. Микула Селянинович обладал невероятной богатырской силой. Былина о нём так говорит:
    Он одной рукой камень вывернет,
    А двумя – то руками быка свалит,
    Зовут его Микула Селянинович.
    Когда воинам-ратникам нужна была помощь, они звали Микулу Селяниновича:
    «Ой же ты, оратай – оратаюшко
    Ты поди – ка с нами во товарищах
    Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»
    – Как вы думаете, ребята, какой труд легче: ратный или земледельческий, а какой тяжелее?
    Былина поучает: «Воевать легче, чем пахать, а пахарь – оратай сильнее воина». Былина воздвигает земледельческий труд перед любым трудом, и даже ратным. В старину говаривали: «Деревенским людом Русь кормится». Когда Микула Селянинович землю пахал, ходил по полю да приговаривал:
    Динамическая пауза: Нивка, нивка (дети идут по кругу, взявшись за руки).
    Яровая жинка.
    Уроди пшеничку
    Горох да чечевичку. (делают взмахи руками снизу вверх).
    На поле копнами (руки вверх).
    На столе пирогами (лепят пироги).
    Нивка золотая (идут по кругу).
    Добра, медовая
    Принеси нам хлеба
    Стебелёк до неба. (руки вверх).
    Матушка рожь,
    Встань стеной сплошь (взявшись за руки, поднимают вверх).
    Стебель в оглоблю
    Колос в дугу. (наклоны вправо–влево).
    Встань рожь большая
    Вот такая. (руки вверх).
    Расти копна золотая, –
    Вот такая. (присели, медленно встают, поднимая руки вверх).
    4-я часть. Беседа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».
    – Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.
    Вопросы:
    Кто изображён на картине художника Васнецова?
    Три богатыря.
    Кто находится в центре картины?
    Илья Муромец.
    Как вы догадались, что это Илья Муромец?
    Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.
    Кто слева от Ильи Муромца?
    Добрыня Никитич.
    Расскажите о нём.
    Кто справа от Ильи Муромца?
    Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.
    Какими качествами обладал Алёша Попович?
    Хитростью, смекалкой, дерзостью.
    Куда смотрит каждый из богатырей?
    Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.
    Что охраняют богатыри?
    Землю русскую, её границы.
    Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится?
    Уздечка, стремена, седло.
    Как одним словом можно назвать этих богатырей?
    Витязи! Крепкие духом, прославившиеся делами.
    Русский писатель Алексей Толстой так написал про богатырей:
    «О Витязь! Делами твоими
    Гордится великий народ.
    Твоё громоносное имя
    Столетия все перейдёт».
    Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Микулы Селяниновича и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали.
    Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят. Как в пословицах говорится о русских богатырях?
    Не родом богатырь славен, а подвигом.
    Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
    Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.
    В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.
    Слушание музыкального произведения А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».
    5-я часть. Продолжение беседы по картине «Богатыри».
    Вопросы:
    1. Как одеты богатыри?
    На тело надета кольчуга – железная рубашка.
    Зачем она нужна богатырям?
    Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.
    2. Что надето на головы богатырей?
    Шлем.
    На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
    3. Какие ещё доспехи имеются у богатырей?
    Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.
    Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
    6-я часть. Беседа о знаках, оберёгах, поклонении, родовом дереве, обрядах.
    Ребята, мы знаем, что рукоятка меча и ножны для меча украшались орнаментом и узором.
    – Что означал на щите и на ножнах меча знак Солнца. Почему именно этот знак красно-солнышко наносили на щит, на рукоятки меча и на ножны.
    Знак солнца был призван помогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь.
    – Что означали знаки растительности: трава, поле, дерево, колосья, зёрна пшеницы?
    Если украшали растительностью, значит меч должен был быть как живым, сильным, помогать в бою. Эти знаки были ещё и оберёгами для богатырей и воинов – ратников.
    Ребята, в Древней Руси солнце имело особое почитание. Люди поклонялись Богу солнца – Даждьбогу и летнему Богу солнца – Яриле. Вот почему его наносили на ножны и рукоятки меча. А растения – живые существа. И люди в Древней Руси это знали. Нужно было сражаться за свою родную землю и побеждать, чтобы продолжить свой род.
    Чтобы оружие (показываю меч) в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили:
    «Дай, великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным. Пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках». Это было обращение к Богу небес, создателю вселенной – Сварогу.
    Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву – оберёг: «Надеваю я сбрую богатырскую. Не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню крепким заговором. Чур, слову конец, делу венец».
    Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду. Вспомните, как благословлял Илью Муромца его отец Иван Тимофеевич: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела нет моего благословления. Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской».
    Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.
    Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь. Мы читали об этом в книге «Званко – сын Добрилы». (Лидия Обухова. – М.: Малыш, 1998.)
    А теперь давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу.
    7-я часть. Обряд – поклонение «Дубок»
    Дети встают в круг и выполняют движения.
    У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).
    Вот таков!
    Корень да его –
    Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)
    Листья да его –
    Вот так широки, (развести руки в стороны)
    Ветки да его –
    Вот так высоки! (руки вверх)
    Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)
    На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)
    Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)
    Чтобы землю родную
    Защищать от врага!
    Заключение.
    Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
    – Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
    А и сильные, могучие богатыри
    на славной Руси!
    Не скакать врагам по нашей Земле!
    Не топтать их коням
    Землю Русскую
    Не затмить им солнце наше красное!
    Век стоит Русь – не шатается!
    И века простоит – не шелохнётся!
    А преданья старины
    Забывать мы не должны.
    Слава русской старине!
    Слава русской стороне!
    А сейчас я подарю вам талисманчик «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.
    Данное занятие можно провести в два этапа, в зависимости от уровня подготовки детей. Его можно провести и перед Днём защитника Отечества. На празднике в честь Дня защитника Отечества проводятся игры-соревнования и «посвящение» в воины.
    11.05.2009


  10. О былинном богатыре Илье Муромце слышали все. Но немногие знают, что он почил в Киево-Печерской лавре, где в пещерах покоятся его нетленные мощи в числе четверти всех святых, прославленных в Русской православной церкви за тысячу лет.
    Само название «былина» означает песню о том, что было, то есть имело место в жизни. Слово же «богатырь» появилось в русских летописях в XII веке. Оно пришло на смену синониму «хоробр», то есть «удалец».
    В то время русским воинам приходилось постоянно сражаться за свободу отечества с ордами кочевников на восточных рубежах Киевской Руси. Народ называл их богатырями.
    Главные их черты – верность долгу, бескорыстная любовь к Родине, готовность всегда встать на защиту обижаемых и обездоленных, умение постоять за свое достоинство и честь.
    Именно такими чертами наделяют былины Илью Муромца:
    «Я простой крестьянский сын, – говорит он. – Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов ее оборонять».
    Его многочисленные ратные подвиги описываются в былинах в сказочной форме. Но под прозвищами врагов богатыря («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое») подразумевались вполне конкретные кочевые народы: печенеги, половцы, с которыми воевала Киевская Русь. В старину эти былины были своеобразными «военными хрониками», не требовавшими расшифровки, о ком в них идет речь.

    А вот биография Ильи Муромца в былинах излагается очень скупо. Подробности о жизни богатыря удалось установить историкам в результате длительных кропотливых изысканий.
    Предположительно Илья родился 5 сентября 1143 года в семье крестьянина Ивана сына Тимофеева, жившего в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области (отсюда и название «Муромец»). От рождения он был немощен – «не владел ногами» – и до тридцати лет не мог ходить.
    Однажды, когда его родители трудились в поле, в дом зашли «калики перехожие». В то время каликами называли паломников к святым местам. Считалось, что они не только не уступают богатырям, но и превосходят их силою духа, а их «пропагандистский» подвиг приравнивался к ратному.
    Калики просят Илью встать и принести им воды. На это он ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят его встать и принести им воды.
    Годы болезни воспитали в нем великое терпение и удивительный по силе характер. «Немощный» Илья искренне желает выполнить волю старцев. Можно представить его изумление, когда, опустив ноги с лавки на пол, он пытается встать на них и вдруг чувствует, что они держат его! Неведомая сила, ниспосланная свыше, вселяется в беспомощного калеку…
    После этого Илья идет к водоносу и приносит воду. Старцы же велят ему самому выпить ее. Илья беспрекословно послушался, выпил и полностью выздоровел. Больше того: вторично испив воды, он ощущает в себе непомерную силу, и тогда ему велят выпить третий раз, чтобы уменьшить ее.
    Затем старцы говорят Илье, что в благодарность за ниспосланное исцеление он должен идти на службу к князю Владимиру, чтобы защищать Русь от ворогов. «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана», – предсказывают они.
    Научное обоснование
    А теперь посмотрим на чудесное исцеление Ильи Муромца с точки зрения современной науки. В 1926 году, когда Киево-Печерскую лавру закрыли большевики и на ее месте организовали музей, нетленные мощи святых вскрывали и изучали, чтобы объяснить феномен сохранности их тел в пещерах. Проводилась медицинская экспертиза и останков преподобного Ильи Муромца, которые датировали XII веком.
    Анатомы выявили в поясничном отделе его тела явно выраженные отростки на позвонках, вызывавшие ущемления нервов спинного мозга. А врачи поставили диагноз: перенесенный в молодости полиартрит, сковывавший движения, от которого он позднее излечился. Так что современная медицина подтвердила свидетельства былин о том, что «сиднем сидел Илия и не имел в ногах хождения».
    Очевидно, «калики перехожие», исцелившие «немощного» Илью, были не просто странниками, а экстрасенсами-врачевателями, которые вылечили его с помощью энергетически заряженной воды. В старинных рецептах, помимо различных травяных настоев, есть и указания на то, как готовить и применять «целительную воду».
    Исследования также показали, что Илья Муромец был на голову выше человека среднего роста того времени – 177 сантиметров, но в XII веке такой воин считался великаном. К тому же он имел очень мощное телосложение и, очевидно, обладал огромной физической силой.


    «Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914.На княжеской службе
    Но вернемся к былине. Калики говорят Илье, что по дороге в Киев есть неподъемный камень с надписью, у которого он должен обязательно остановиться.
    Попрощавшись с родными, Илья отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит «к тому камени неподвижному», на котором было написано, чтобы он сдвинул камень с места. Там он найдет коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашел там все, что было написано. А после этого поскакал в Киев.
    Там он попадает на княжеский пир у великого князя Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), который собирает вокруг себя самых мужественных и славных людей Руси. Это не обычное застолье, а прежде всего, духовное общение, братская встреча.
    Собравшиеся за столом богатыри – не любители повеселиться, а защитники веры Православной и Русской земли от врагов. Недаром на Руси такой пир называли братчиной, поскольку он знаменует духовное единение его участников.
    Судя по былинам и летописям, за братским столом у князя Владимира сиживали богатыри из разных городов, охранявшие границы Руси: Илья Муромец – крестьянский сын, Алеша Попович – сын священника из Ростова, Добрыня Никитич – княжеского рода, Ставр – боярин, Иван – купеческий сын.
    Илья Муромец – единственный из русских витязей – крестьянин по происхождению. Но именно ему дарована самая большая сила – и духовная, и телесная. Поэтому выходцу из далеких Муромских земель воздают честь не по сословию, а по делам и подвигам. Он быстро научился мастерски владеть булавой, палицей, мечом и копьем. В сочетании с огромной физической силой это делало его непобедимым бойцом.
    Будучи на службе у князя Владимира, Илья Муромец участвовал в бесчисленном множестве «боестолкновений», постоянно происходивших на границах Киевской Руси. Ни в одном из них он не потерпел поражения, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. Даже перед битвой с половцем Калином он долго уговаривает того уйти добровольно, не проливая зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступил в смертельный бой.
    Но русские воины-профессионалы, во главе которых встал Илья Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врагов. В летописях повествуют о том, что доблестные дружины загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю».
    Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.
    Нет сомнения, что во всех этих славных походах неизменно принимал участие Илья Муромец, причем он всегда был впереди в ходе кровопролитных схваток, неизменно одерживая верх над вражескими витязями.


    Илья Муромец. Реконструкция облика на основании мощей. Скульптор С.А.Никитининок Печерского монастыря
    В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава Украины провела экспертизу его нетленных мощей. Для получения точных данных применялась самая современная методика и сверхточная аппаратура.
    В результате исследований удалось установить, что Илья Муромец скончался в возрасте не моложе 40-45 лет. В то время это был возраст, до которого доживали немногие мирные люди, а профессиональные воины практически никогда.
    Но Муромский богатырь дожил. Если же учесть, что он занялся ратным делом после 30 лет, а пробыл в Печерском монастыре после монашеского пострига не слишком долго, то получается, что его «военная выслуга» была больше 10 лет. Для ХII века это было просто немыслимо.
    Тем более что, как установила медицинская экспертиза нетленных мощей, Илья Муромец получил тяжелое ранение в области сердца, которое сказывалось впоследствии в течение всей жизни. Были у него и другие ранения, например левой кисти, полученные в боях.
    Израненный и чувствовавший, что его физические силы на исходе, Илья Муромец принял постриг и стал монахом. Но прежде у богатыря была семья, и после него остались сыновья, от которых пошел род киевских дворян Чеботковых. А получили они эту фамилию от прозвища своего отца.
    Дело в том, что в кратком житии преподобного Илии указано его прозвище – «Чеботок», то есть сапожок. Появилось же оно у Муромца после одного памятного случая. Вскоре после его пострига в монастырь ворвалась шайка разбойников (вероятно, половцев). В этот момент в своей пещерной келье Илия обувался и успел надеть лишь один сапог.
    Но, застигнутый врасплох, монах не растерялся: выпрямившись во весь свой немалый рост, он принялся с такой силой и яростью колотить нападавших вторым сапогом, что обратил их в бегство.
    В Печерском монастыре Илья Муромец ушел в затвор, почти не спал, проводя чуть ли не круглые сутки в молитвах. Так завершилось его ратное служение Отечеству в битвах земных и началось молитвенное служение Церкви и Святой Руси.
    Отошел Илья Муромец в Царство Небесное 1 января 1188 года. К лику святых он был причислен в 1643 году, а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.
    В пещерах можно подойти к его гробнице, которая заметно больше других, однако рост усопшего не кажется огромным. Персты правой руки Ильи Муромца сложены так, как крестятся православные: три перста вместе, а два прижаты к ладони.
    Его левая рука хранит след раны, нанесенной копьем. Она как бы свидетельствует о воинском служении, а правая – о духовном подвиге православного монаха.
    Каждый новый год православные начинают под знаком народного героя – преподобного воина Илии Муромца. Память его Русская церковь отмечает 1 января.

  11. – Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
    В давние–давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (татар, печенегов). Об этом мы с вами прочитали в книге «Званко – сын Добрилы». Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.
    И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.
    Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге.
    – Какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев.
    1. Смелость силе воевода.
    2. Кто смел, тот на коня сел.
    3. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
    4. На Руси не все караси, есть и ерши.
    5. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
    Беседа о Богатыре – Стихии.
    – Ребята, по преданиям и былинам какие существовали богатыри? (Богатыри – стихии и богатырь – человек).
    – Богатырь – стихия был богатырём – великаном. Вспомните, кто из богатырей – великанов был Богатырь – Стихия? (Это богатырь – стихия Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня).
    – Расскажите об этих богатырях. Кто такой был Горыня, Дубыня, Усыня и Святогор?
    1. Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.
    2. Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин – дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок – из земли вытянет.
    3. Усыня – речной великан. Сам – то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся. Усыня спёр реку ртом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по-другому усу словно по мосту пешие идут, конные скачут, обозы едут.
    4. Святогор. Это тоже богатырь – стихия. Как былина рассказывает о нём?
    Святогор – русский богатырь, огромного роста, невероятной силы. Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Скачет по Святым горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вода из реки выплёскивается. Не с кем Святогору силой померяться. Поездить бы по Руси, погулять бы с другими богатырями, побиться бы с врагами, растрясти бы силу богатырскую, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают. Тяжко Святогору от своей силы.
    – С кем поделился своей силой богатырской Святогор?
    С Ильёй Муромцем. Они с ним побратались. Что значит побратались? (стали как братья)
    – Чему научил Святогор Илью Муромца? (Ухваткам богатырским, как мечом владеть, копьём колоть, палицей бить).
    – Что отдал Святогор Илье Муромцу? (часть своей силы).
    – Что подарил Святогор Илье Муромцу? (свой меч-кладенец, чтобы он владел силой богатырской).
    – Куда же исчезли богатыри – великаны?
    В сказаниях говорится о том, что они погибли в борьбе с гигантскими змеями, другие погибли от голода, не в силах себя прокормить. Все они стали героями героических сказок. На смену богатырям – великанам пришли новые богатыри. Вот почему в былинах Святогор погибает. На смену богатырю – стихии пришёл Богатырь – человек.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *