Сочинение на тему былины и их герои в живописи и музыке

10 вариантов

  1. Герои былин. Русские богатыри
    Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык.
    Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.
    В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.
    Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические4.
    Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.
    Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмет, так хитростью» – говорится про него в былинах. Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, т.е. гиперболизация5 и идеализация6. Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный. Его особые художественные средства – сравнения, метафоры, эпитеты – воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов – страшные, безобразные.7
    В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк.
    Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.

  2. Герои былин. Русские богатыри
    Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык.
    Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.
    В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.
    Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические4.
    Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.
    Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмет, так хитростью» – говорится про него в былинах. Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, т.е. гиперболизация5 и идеализация6. Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный. Его особые художественные средства – сравнения, метафоры, эпитеты – воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов – страшные, безобразные.7
    В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк.
    Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.

  3. Тема: «Сюжеты русских  былин в различных видах  искусства»
    Авторы:  Мельникова Кристина,
    Артамонова Ольга
    Актуальность  темы
    В этом учебном году на уроках истории мы разговаривали о былинах. Мы познакомились с основными сюжетами  былин, с героями русского эпоса. Нам стало интересно больше узнать о былинах, о главных героях былин – богатырях и посмотреть как проявились  былинные сюжеты в различных видах искусства.
    Цель работы:
    выявить, каким образом, русские былины нашли свое отражение в различных видах искусства
    Задачи:
    проанализировать имеющиеся теоретические   источники о былинах,
    обобщить результаты работы;
    собрать, полученные данные,  в единое целое.
    Методы исследования:
    анализ теоретических источников;
    метод систематизации;
    социальные интервью;
    метод обобщение полученных данных.
    Введение
    Народная культура, называемая также традиционной  до сих пор живет в русской глубинке.
    Почему русская традиционная культура смогла перешагнуть порог третьего тысячелетия? Не доказывает ли это огромную важность хранимых народной культурой знаний  о мире, следствием чего является высокая степень устойчивости народных традиций. Именно в  традиционной культуре  специалисты разных областей знания до сих пор ищут пути воссоздания целостного представления о вселенной и человеке, восстановления гармоничных отношений между людьми и природой, а также достижения  душевного равновесия в современном обществе.
    Из истории возникновения эпоса
    Все формы и тексты устного предания называются эпосом. Однако в разных культурах, у разных народов значение этого понятия различно. Считается, что мифологический эпос соответствует эпохе племенных отношений; героический эпос складывается на стадии развития ранних государств. В русской традиционной культуре и фольклоре это классический героический эпос – былины.
    Среди разнообразных эпических песен и сказов в творчестве многих народов особое место занимают легендарные героические повествования о далеком историческом прошлом, действующими лицами которых являются герои – богатыри, носители лучших черт народа. В сокровищницу мировой литературы вошли древнегреческие поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея”, русские былины, скандинавские саги. По глубине идейного содержания, красоте и художественной силе образов русские былины занимают среди народных эпических созданий мировой литературы одно из выдающихся мест.
    БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863). В народе былины называли  «старинками» или “старинами”, то есть песнями о старине.
    Былины – эпический жанр русского музыкально – поэтического фольклора. Согласно общепринятой типологии, былины относятся к героическому эпосу, они отражают в художественных обобщениях историческую действительность и исторические идеалы народа.
    Количество былинных сюжетов, несмотря на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Садко, Михайло Потык, Иван Годинович, Дунай, Козарин, Соловей Будимирович и более поздние – Алеша Попович и Елена Петровична, Хотен Блудович); борьба с чудовищами (Добрыня и змей, Алеша и Тугарин, Илья и Идолище, Илья и Соловей-разбойник); борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром, Илья и Калин, Добрыня и Василий Каземирович), войны с литовцами (Былина о наезде литовцев).
    Множество былин посвящены патриотическим подвигам героев, национально – освободительной борьбе. Не случайно эти былины называют героическими или богатырскими. Примером таких былин являются: “Добрыня и Змей”, “Алеша Попович и Тугарин Змей”. “Илья Муромец и Калин – царь”.
    Многочисленные былины посвящены общественной жизни страны, наполненной различными событиями. Обычно их называют социально – бытовыми. Это такие былины, как: “Женитьба князя Владимира”, “Садко”.
    2.Основные былинные герои
    Представители русской «мифологической школы» делили героев былин на «старших» и «младших» богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами. Несмотря на то, что против подобной классификации впоследствии были выдвинуты серьезные возражения, подобное деление до сих пор встречается в научной литературе.
    Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями «Илья Муромец»).
    Святогор относится к древнейшим и популярнейшим былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля. Этот образ родился еще в докиевскую эпоху, но впоследствии претерпел изменения.  Перед смертью Святогор передает Илье Муромцу свою силу, таким образом герой древности передает эстафету выступающему на первый план новому герою эпоса.
    Илья Муромец, несомненно, самый популярный герой былин, могучий богатырь. Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово.
    Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья побеждает Соловья-разбойника, кладет его в «тороки» и везет к княжескому двору. Из других подвигов Ильи стоит упомянуть его победу над Идолищем, осадившим Киев и запретившим нищенствовать и поминать божье имя. Здесь Илья выступает как защитник веры.
    Негладко складываются его отношения с князем Владимиром. Мужицкий герой не встречает должного уважения при дворе князя, его обходят дарами, не сажают на почетное место в пиру. Взбунтовавшийся богатырь заключен в погреб на семь лет и обречен на голодную смерть. Лишь наступление на город татар во главе с царем Калином вынуждает князя просить помощи у Ильи. Тот собирает богатырей и вступает в бой. Разгромленный враг бежит, поклявшись  никогда не возвращаться на Русь.
    Добрыня Никитич – популярный герой былин киевского цикла. Этот герой-змееборец родился в Рязани. Он самый вежливый и воспитанный из русских богатырей, недаром именно Добрыня всегда выступает послом и переговорщиком в сложных ситуациях. Основные былины, связанные с именем Добрыни: Добрыня и змей, Добрыня и Василий Каземирович, Бой Добрыни с Дунаем, Добрыня и Маринка, Добрыня и Алеша.
    Алеша Попович – родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен, склонен к веселью и шутке. Ученые, принадлежавшие к исторической школе, полагали, что этот былинный герой ведет свое происхождение от Александра Поповича, погибшего в битве при Калке, однако, Д.С.Лихачев показал, что в действительности имел место обратный процесс, имя вымышленного героя проникло в летопись. Наиболее известный подвиг Алеши Поповича – победа его над Тугарином Змеевичем. Богатырь Алеша не всегда ведет себя достойным образом, частенько он заносчив, хвастлив. Среди былин о нем – Алеша Попович и Тугарин, Алеша Попович и сестра Петровичей.
    Садко также является одним из древнейших героев, кроме того, он, пожалуй, самый знаменитый герой былин новгородского цикла. Древний сюжет о Садко, где рассказывается, как герой сватается к дочери морского царя, впоследствии усложнился, появились удивительно реалистические детали, касающиеся жизни древнего Новгорода.
    Былина о Садко членится на три относительно самостоятельные части. В первой гусляр Садко, поразивший мастерством своей игры морского царя, получает от него совет, как разбогатеть. С этого момента Садко уже не бедный музыкант, но купец, богатый гость. В следующей песне Садко бьется об заклад с новгородскими купцами, что сможет купить все товары Новгорода. В некоторых вариантах былины Садко выигрывает, в некоторых, напротив, терпит поражение, но в любом случае покидает город из-за нетерпимого отношения к нему купцов. В последней песне рассказывается о путешествии Садко по морю, во время которого морской царь призывает его к себе, чтобы женить на своей дочери и оставить в подводном царстве. Но Садко, отказавшись от красавиц-царевен, женится на Чернавушке-русалке, которая олицетворяет новгородскую реку, она и выносит его на родные берега. Садко возвращается к своей «земной жене», оставив дочь морского царя. В.Я.Пропп указывает, что былина о Садко – единственная в русском эпосе, где герой отправляется в потусторонний мир (подводное царство) и женится на потустороннем существе. Эти два мотива свидетельствуют о древности как сюжета, так и героя.
    3. Исторические этапы развития былины
    Исследователи расходятся во мнении, когда на Руси появились эпические песни. Одни относят их возникновение к 9–11 вв., другие – к 11–13 вв. Несомненно одно – просуществовав столь долго, передававшиеся из уст в уста, былины не дошли до нас в своем первоначальном виде, они претерпели множество изменений, поскольку менялся и государственный строй, и внутри- и внешнеполитическая обстановка, мировоззрение слушателей и исполнителей. Практически невозможно сказать, в каком веке создана та или иная былина, некоторые отражают более ранний, некоторые – более поздний этап развития русского эпоса, а в иных былинах исследователи различают под позднейшими наслоениями весьма древние сюжеты.
    Наибольшее количество дошедших до нас былин относится к периоду с 11 по 13–14 вв. Они создавались в южнорусских областях – Киевской, Черниговской, Галицко-Волынской, Ростово-Суздальской. Наиболее актуальной в этот период становится тема борьбы русского народа с кочевниками, совершавшими набеги на Киевскую Русь, а позднее с ордынскими захватчиками. Былины начинают группироваться вокруг сюжета защиты и освобождения Родины, ярко окрашены патриотическими чувствами. Народная память сохранила только одно наименование для врага-кочевника – татарин, но исследователи находят среди имен героев былин имена не только татарских, но и половецких военачальников. В былинах заметно стремление поднять народный дух, выразить любовь к родной стране и яростную ненависть к иноземным захватчикам, восхваляются подвиги могучих и непобедимых народных героев-богатырей. В это время становятся популярными образы Ильи Муромца, Дунай-свата, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Василия Каземировича, Михайло Даниловича и многих других героев.
    С образованием Московского государства, начиная с 16 в., героические былины постепенно отходят на второй план, более актуальными становятся скоморошины (Вавила и скоморохи, Птицы) и сатирические былины с их острыми социальными конфликтами. В них описываются подвиги богатырей в мирной жизни, главные герои противостоят князьям и боярам, а задача их сводится к защите собственной семьи и чести (Сухман, Данило Ловчанин), при этом в скоморошьих былинах высмеиваются господствующие слои общества. Одновременно возникает и новый жанр – исторические песни, где повествуется о конкретных исторических событиях, происходивших с 13 по 19 вв., здесь отсутствуют вымысел и преувеличение, характерные для былин, а в сражениях героями могут выступать сразу несколько человек или целое войско.
    В 17 в. былины постепенно начинает вытеснять переводной рыцарский роман, адаптированный для русской аудитории, между тем они остаются популярным народным развлечением. Тогда же появляются первые письменные пересказы былинных текстов.
    К концу 19 века былины почти исчезли и сохранились лишь на севере нашей страны, в селениях, расположенных вокруг Онежского озера, на побережья Белого моря, по рекам Пинеге, Мезени и Печоре. В этих местах были записаны лучшие, наиболее художественные тексты былин. Многие былины были сложены в землях Новгородской Руси, многие зародились в средневековых княжествах Южной Руси (Киевском, Галицко – Валынском), некоторые же созданы в центральных землях – в Ростово – Суздальском, Тверском, Рязанском и других княжествах.
    4.Музыкальная сторона былин. Певцы – сказители
    Былина – песенное произведение, она обладает стихотворным размером, музыкальной интонацией, ритмом. В момент исполнения сказитель часто пользуется такими словами и частицами, которые для раскрытия содержания не нужны (различного рода частицы ай, де, ко и т. д.). Однако, для того чтобы понять художественную ценность былин, необходимо воспринимать их так, как они исполняются по музыкально – поэтическому напеву.
    Всякое повторение, каждое восклицание наполняется в речи сказителя музыкальным содержанием и приобретает особый смысл. Повторяющиеся предлоги, союзы и даже целые стиховые строчки, эпически длительно растягивают содержание сюжета “до бесконечности”.
    Напев былины, как и действие сюжета, имеет медленный, монотонный характер, с заметным различием декламационной эпико – драматической речи. Медлительность рассказа вызвана приподнятостью тона сказителя, а также импровизационностью повествования. В процессе исполнения текст варьируется.
    Содержание былин тесно связанно с типом музыкального исполнения. Существуют две основные исполнительские традиции: южная и северная.Для южных былин характерны преимущественно хоровое исполнение; лаконичное изложение сюжета; песенно – распевный склад непева, для каждого напева свой текст.
    Для северных былин характерны: преимущественно сольное, одиночное пение; речитативно – декламационный распев; импровизационно – варьированный повтор мотивов; детализированность сюжета; ограниченность напевов – формул, исполняющих на разные сюжеты.
    Слушая былину в исполнении талантливого сказителя, можно пережить всю полноту производимого ею эмоционального впечатления.
    Певцов – исполнителей былин, обычно называют сказителями. Сказители, перенимая былину от своих предшественников, старались в процессе пения лишь “понять” былину, то есть перенять ее, запомнить основные эпизоды, их последовательность, а главное – вникнуть в характер образов.
    Русские былины сказитель поет, точнее – сказывает, торжественным, мерным речитативом. Когда сказитель, умело выделяя интонациями главное в повествовании, начинает сказывать былину, живыми перед слушателями встают образы богатырей.
    Народный героический эпос глубоко патриотичен по своему характеру. Именно поэтому былины сохранились и дожили до наших дней.
    Былины представляют собой результат сложного процесса, когда к исторической основе добавлялись фантастические сюжеты. Певцы – сказители не просто поэтически создавали повествовательный сюжет, а переосмысливали текст к определенным историческим событиям. Эти рассказы переходили из поколения в поколение, подвергаясь разнообразным влияниям.
    Традиция эпического профессионального исполнительства идет от образа легендарного певца – сказителя Баяна – музыканта, который являлся хранителем исторических и родовых традиций. Его образ ярко запечатлен в древнем сказании “Слово о полку Игореве”:
    У Баяна вещего бывало
    Если петь он начинал и коле,
    Мысль как серый волк в степи, бежала,
    Поднималась к облакам орлом…
    Но не десять соколов взлетали,
    А Баян персты на струны клал,
    И живые струны рокотали
    Славу тем, кто не искал похвал.
    (пер. Н. Рыленкова)
    Былины талантливых сказителей отличаются высоким идейным содержанием и совершенством художественной формы.
    Выдающиеся мастера – сказители пользовались  у народа всеобщим почетом и признанием. Исполнительское творчество певцов – сказителей способствовало живому бытованию героического эпоса, что имело общекультурное значение для развития последующего русского искусства.
    5. Былины в классическом искусстве, в творчестве русских композиторов
    Былины, созданные в далеком прошлом, сохраняли и продолжают сохранять огромное значение в духовной жизни нашего народа.
    Воплотив в себе величие национального характера народа, они являются одним из средств передачи лучших патриотических традиций прошлого от одного поколения к другому.
    По своей художественной силе былины могут быть поставлены в один ряд с величайшими шедеврами словесного искусства.
    Увлечение национальными русскими традициями было характерно для русской интеллигенции 19 века.
    Многие увлекались собиранием и изучением русских народных песен, в том числе былин, пословиц, поговорок, музыкального фольклора. В науке, литературе, изобразительном искусстве раскрывались “удивительнейшие сокровища древнерусского художественного мира, красота и величие духовных сил народа…”. Любовь к родной старине, к жизни, чувствам и воззрениям народа захватывала широкие общественные круги.
    Большое воздействие оказали былины на нашу художественную литературу. Писатели 18 века обращались к жанру былин: пьеса Г.Р.Державина “Добрыня”, волшебная опера И.А.Крылова “Илья – богатырь”, поэма Н.М.Карамзина “Илья Муромец” и другие произведения, созданы на основе использования русского былинного эпоса.
    С 19 века начинается более широкое обращение русских писателей к эпическому творчеству своего народа. Трудно назвать хоть одного крупного поэта, который бы в той или иной мере не испытал на себе воздействие былинного эпоса. В.А.Жуковский пишет комическую оперу “Алеша Попович”. Образ Руслана в поэме А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” навеян персонажами русских богатырей. “Песня про купца Калашникова” М.Ю.Лермонтова – поэтическая обработка народного эпоса, передается в исторической песне о шурине Ивана Грозного. Интересовался былинами и обрабатывал их Л.Н.Толстой. Число примеров воздействия былин на русскую художественную литературу можно многократно продолжить.
    Особое место былины заняли в киноискусстве. Образ Василия Буслаева в картине “Александр Невский” создан на основе былинного богатыря. Кинокартины “Садко”, “Илья Муромец”, “Князь Владимир” и другие посвящены ратным подвигам русских богатырей в защите своей родины.
    Вдохновляли былины и  многих русских композиторов 19 века, достаточно вспомнить произведения, где использовался подлинный музыкальный эпос былин. К ним относятся оперы : “Садко” Н.А.Римского – Корсакова.
    Вот , что написал об опере «Садко» композитор Римский-Корсаков: “Многие речи заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний».
    Садко – богатырь, который стремится к достижению цели – побывать в далеких странах, прославить по всей земле Великий Новгород:
    В славном в Нове – граде
    Как был Садко – купец, богатый гость.
    А прежде у Садка имущества не было:
    Одни были гусельки яровчаты;
    По пирам ходил – играл Садко.
    Садко с помощью искусства – пения и игры на гуслях – очаровывает Морскую царевну, которая помогает ему выиграть заклад. Ради служения родной земле Садко своим музыкальным дарованием покоряет морское царство и возвращается в торговый город Новгород.
    Композитор долго изучал различные варианты былин о новгородском гусляре и мореплавателе Садко.
    Очень популярным в былинах является образ богатыря-пахаря. Микула Селянинович – пахарь. Микула обладал недюжинной силой. В эпизоде с сохой напрасны усилия десяти дружинников, чтобы вытащить ее из земли; зато сам Микула легко, одной рукой поднимал свою сошку и бросал за ракитов куст. В сцене состязания боевой конь князя Вольги не в силах угнаться за рабочей кобылой пахаря Микулы. Через  облик простого креятьянина, готового для защиты своей страны к подвигу передается твердость духа русского народа, стремление к нравственным идеалам. Знамениты композитор М.П.Мусоргский писал: ”Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеею”.
    6. Образ богатырей в живописи
    Русских художников вдохновляло могущество богатырей. В их картинах изумительно точно передана величавая героика древних былин, богатырство, как национальный образ и идея.
    Русский художник В.М.Васнецов (1848 – 1926) обратился к сюжету былин в своем творчестве. В 1898 г. он написал картину “Богатыри”, которая, по словам знаменитого певца Ф.И.Шаляпина, “воскресила самую атмосферу Древней Руси”.
    Художник, прожив детство в селе Рябово – Вятской губернии, много общался с бродячими музыкантами, странниками, которые посещали их дом, где вели неторопливые рассказы о своих путешествиях. Васнецов писал: “Думаю, не ошибусь, когда скажу, что повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, заставили меня на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа”.
    На картине Васнецова богатырь Илья Муромец – народное воплощение русского характера, героизма, самоотверженности. В 12 веке в селе Карачарове под Муромом (пограничной крепостью), по преданию, жил крестьянин, который обладал могучей силой, добротой и справедливостью. Впоследствии его подвиги по защите рубежей Древней Руси получили былинную славу:
    Я иду служить за веру христианскую,
    И за землю Российскую,
    Да за стольный Киев – град,
    За вдов, за сирот, за бедных людей…
    За самоотверженное служение Родине и русскому народу он был причислен церковью и лику святых, канонизация состоялась в 16 веке.
    Имя русского богатыря связывалось с могуществом, независимостью нашей родины, справедливостью в борьбе с иноземными захватчиками. В городе Муроме стоит памятник – постамент – броненосец “Илья Муромец” – получивший название в честь богатыря и защищавший в годы Великой Отечественной Войны нашу страну от фашизма.
    На картине художника Васнецова рядом с Ильей Муромцем изображен Добрыня Никитич, верный товарищ и “крестовый брат”. Он также наделен необычайной силой, меткостью стрельбы. В тоже время он прекрасно играет в шахматы и на гуслях – древнейшем народном инструменте.
    В Орде, куда богатырь Добрыня Никитич едет платить дань, он выиграл в шахматы золотую казну хана Ботияра и отыграл у него своего “коня доброго”. В стрельбе из лука Добрыня состязается с ханом Ботияром и побеждает его. Он оказался более метким стрелком, хотя задание было не простое: попасть с большого расстояния через кольцо в лезвие ножа так, чтобы стрела раскололась на две части.
    Богатырь защищает правду и поэтому ненавидит притворство, хитрость и ложь. Исследователи – историки считают, что согласно летописям 970 – 985 гг., прообразом Добрыни был дядя и сподвижник князя Владимира в его походах, брат его матери Малуши.
    Алеша Попович – это третий богатырь на картине художника Васнецова. Он сподвижник Ильи и Добрыни в защите Отечества. Алеша – богатырь – обладает положительными качествами – силой, молодостью, красотой, он честно несет службу родной земли.
    Картина “Александр Невский” художника П.Корина (1892 – 1967) написана в годы Великой Отечественной Войны. Художник писал это монументальное полотно в сложное для страны военное время. Он говорил, что хотел воплотить в ней “непокорный дух русского народа”.
    В центре картины – Александр Невский – символ русского могущества, символ богатырства. Он совершил ратные подвиги по защите нашего Отечества еще в 13 веке, одержав победу над шведами на Неве реке и разбив (двумя годами позже) рыцарей – тевтонцев в Ледовом побоище на Чудском озере. За победу в первом сражении он получил почетное прозвище Александр Невский, сохранив независимость родной земли.
    На картине Корина – собранная, грозная и величественная фигура князя. Он опирается на меч, готовый в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю. И люди на этой земле  стоят “суровые, прекрасные в своей решимости” защищать свою Родину.
    Александр Невский – это русский богатырь, и ныне его имя вызывает восхищение, мужественный призыв, патриотическую гордость.
    7. Былины и современная  мультипликация
    В качестве возрождения русского фольклора используются разные способы, в том числе и мультипликация. Нами было проведено анкетирование среди учащихся пятых-шестых классов, по результатам которого выяснилось, что 92%  детей  впервые познакомились с сюжетеми былин и их героями через мультфильмы.
    Былины – память нашего народа, его достояние, его святыня. И не случайно бережное и чуткое отношение к ним. Снимая художественные или мультипликационные фильмы по мотивам былин, советские режиссёры сохраняли сюжет, а то и текст их в неприкосновенности. Недавно студия «Мельница» выпустила новые мультфильмы, посвящённые русским богатырям. Впрочем, богатыри в них скорее напоминают балаганных шутов, а былины – клоунаду. Вообще, былина – это героический эпос с своеобразными языковыми средствами: торжественность и напевность повествования, уменьшительно-ласкательные слова, постоянные эпитеты. В былинах изображаются сильные герои, жестокие поединки, необычные ситуации. Поэтому часто употребляется приём гиперболизации, используются сравнения, анафора (единочатие).
    У былинных богатырей есть вполне реальные исторические прототипы. Герой первого по времени выпуска – Алёша Попович считается фольклорным отображением образа суздальского боярина Александра (Олеши) Поповича, служившего верой и правдой князю Всеволоду Большое Гнездо и его сыну Константину. После смерти Константина (1218 г.) в результате междоусобной распри с братом Юрием, Александр отъехал к великому князю киевскому Мстиславу Старому и погиб вместе с ним в битве при Калке (1223 г.), когда русские князья, объединившись с половцами, пытались остановить шествие монгольских орд.
    Добрыня Никитич имеет прототипа в лице родного дяди (брата матери) князя Владимира Святого, сыгравшего столь важную роль в его вокняжении и последующем правлении.
    Прототипом же главного русского богатыря, Ильи Муромца, считается муромский силач Чоботок, принявший монашество в Киево-Печерской Лавре с именем Илии (XII в.). В 1643 г. он был прославлен Церковью как Преподобный Илия Муромец. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей Преподобного Илии. При росте 177 см (поистине богатырском для тех времен) у Ильи Муромца были обнаружены признаки заболевания позвоночника (согласно былинам богатырь был недвижим от рождения до 33 лет) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти стал удар острого орудия (копья или меча) в грудь, смерть наступила в возрасте около 40-55 лет. Предположительно Илья Муромец погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславовичем в 1204 г., когда Киево-Печерская Лавра была разгромлена половецкими союзниками Рюрика.
    Сказать, что современные  мультфильмы сняты по  мотивам былин, – значило бы погрешить против правды. Сюжеты мультфильмов очень напоминают  американские,  по ним же выкроены и типажи главных и второстепенных героев. Из уст Добрыни Никитича можно услышать фразу «я работаю один, и никакой напарник мне даром не нужен», а у Алёши Поповича может быть говорящий конь, почти неотличимый от осла из американского мультфильма «Шрек». Но если американский ослик – типичный голливудский клоунский типаж трусливого и болтливого негра, которых постоянно играет и озвучивает комик Эдди Мёрфи, то откуда подобное существо взялось на Руси – непонятно.
    Итак, главное различие между древнерусской былиной и современным мультфильмом заключается в том, что на героев былины и мультфильма наложен отпечаток того времени, в которое они были созданы, что делает их отличными друг от друга. Также различна  и цель создания текстов.
    Заключение
    Былины сконцентрировали в художественных образах лучшие черты характера русского народа, их нравственные идеалы. Совершенство художественной формы и интонационного строя былин, которые сложились на протяжении многих столетий, прочно вошли в музыкальный язык русской классики.
    Яркость образов богатырей, величие их подвигов во всем многообразии художественно – образного содержания заложили фундамент для дальнейшего развития патриотических традиций русского искусства, сохранив устойчивость этой тенденции до наших дней.
    Собственное исследование
    Мы провели анкетирование среди учащихся 5-11 классов с целью выяснить, что ребята знают о былинах и получили следующие результаты:
    Общее
    кол-во
    респондентов
    Знаете ли
    вы, что такое былины
    Где и как вы познакомились
    с былинами
    Каких
    былинных героев
    вы знаете
    Вы смотрели
    современные
    мультфильмы по сюжетам былин?
    Хотите ли вы побольше узнать о былинах?
    Какие комментарии к ним вы можете дать
    320
    а )да- 75%,
    б) нет- 20%,
    в)затрудняюсь ответить-5%
    а)в школе на уроках -70%,
    б)в дет.садике -15%,
    в)дома-читали родители – 5%,
    г) я не помню-10%
    а)Илья Муромец – 79%,
    б)Алеша Попович – 11%,
    в)Соловей разбойник -4%,
    г) затрудняюсь ответить – 6%
    а) да-97%
    б) нет -3%
    а) да-72%,
    б) нет-18%,
    в) не знаю -8%,
    г) мне все равно – 2%
    а)хорошее развлечение -99%,
    б) поучительные истори – 1%
    Список литературы
    Бялик В. Русские художники 19 века. М., 2007.
    Жирмунский В. Народный героический эпос. Н.- Л. 2004.
    Музыкальный энциклопедический словарь. М.,2008.
    Пропп В. Русский героический эпос. М. 1999.
    Азбелев С.Н. «Историзм былин и специфика фольклора.» Л., 1982

  4. Гость
    Герои былин. Русские богатыри
    Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык.
    Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.
    В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.
    Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические4.
    Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.
    Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмет, так хитростью» – говорится про него в былинах. Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, т.е. гиперболизация5 и идеализация6. Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный. Его особые художественные средства – сравнения, метафоры, эпитеты – воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов – страшные, безобразные.7
    В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк.
    Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.
    Ответ ни кто не комментировал

  5. Герои былин. Русские богатыри
    Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о “старших” богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык.
    Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.
    В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.
    Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические4.
    Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир “светел” и “солнечен”, но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.
    Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. “Не силой возьмет, так хитростью” – говорится про него в былинах. Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, т. е. гиперболизация5 и идеализация6. Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный. Его особые художественные средства – сравнения, метафоры, эпитеты – воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов – страшные, безобразные.7
    В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк.
    Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.

  6. 7
    И. Билибин «Витязь на распутье» М. Врубель «Богатырь» Так художники представляют былинных богатырей
    8
    Есть и такие современные изображения богатырей…
    9
    Художник Михаил Шемаров из Палеха
    10
    Самые известные богатыри: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Репродукция картины В. Васнецова «Богатыри» («Три богатыря»)
    11
    Картина В. Васнецова «Богатырский скок» 1914 г.
    12
    Картина В. Васнецова «Единоборство Пересвета с Челубеем» (Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле в 1380 году).
    13
    Картина В. Васнецова «Баян»
    14
    Картина В. Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» Битва богатыря со Змеем изображается коротко: ударил Добрыня Змея, отшиб все его “хоботы” и взял с него слово не летать больше на Русь. Вернувшись в Киев, Добрыня узнал, что похищена племянница князя Владимира. Добрыня отправляется в дальний путь к пещерам Змея. В былине Добрыня представлен как освободитель Русской земли. Былина поёт славу богатырю, который освободил не только племянницу Владимира, но и множество других пленных, томившихся в подземелье Змея.
    15
    Картина В. Васнецова «Крещение Руси». В центре – князь Владимир
    16
    Из истории создания картины Виктор Михайлович Васнецов ( ) – русский художник. Он происходил из семьи, где несколько поколений были священниками. Учился в Академии художеств в Петербурге. В своём творчестве опирался на традиции древнерусского искусства. Создавал жанровые и лирические картины. Был автором эпических работ на темы русской истории, русских былин и сказок. Работал также и в области архитектуры. Среди лучших работ художника- «Богатыри», «После побоища», «Аленушка», «Царь Иван Васильевич Грозный», росписи Владимирского собора в Киеве, церковь в Абрамцеве. Прежде чем приступить к созданию знаменитой картины «Богатыри», он внимательно изучал былины, долго собирал материал, позволявший ему правдиво изобразить богатырей. Около 20 лет трудился Васнецов над созданием полотна. Глядя на картину, мы видим живую историю Руси.
    17
    Богатыри на картине В. Васнецова Илья Муромец самый старший из богатырей. Он напряжённо всматривается вдаль: не появится ли где враг? На руке его висит палица сорока пудов. В другой руке у него щит и копье. Он уже не молод, но ещё очень силён. Конь у него богатырский, чёрной окраски. Стоит конь спокойно и ждёт приказа. По правую руку Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он из более богатого рода, и щит его побогаче, и кольчуга подороже, а взгляд у него пристальный, решительный. Под ним белый конь ноздри раздувает, видно: чует врага и готов понести своего седока. Алеша Попович – самый младший богатырь. Смотрит он хитро, лукаво. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые (звонкие). Он воин и гусляр. Хитрый, отважный, смелый. Песни петь умеет и воевать умеет.
    18
    Изображение Ильи Муромца
    19
    «Илья Муромец», линогравюра художника Евгения Шитикова
    20
    Кадр из художественного фильма «Илья Муромец»
    21
    По мотивам былин мультипликационной студией «Союз мультфильм» были нарисованы прекрасные, красивые, интересные содержательные картины, полностью отражающие суть и мораль былины, взятой за основу.
    22
    Илья Муромец Кадр из мультфильма «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
    23
    Добрыня Никитич Кадр из мультфильма «Добрыня Никитич»
    24
    Иллюстрации к былинам о Садко
    25
    Память об Илье Муромце Один из самых высоких водопадов России носит имя Илья Муромец. В районе Киева на Днепре находится Остров Муромец – ландшафтный парк и любимое место отдыха горожан. В 1913 году имя богатыря получил самолёт- бомбардировщик, созданный авиаконструктором Игорем Сикорским. «Илья Муромец» русский и советский ледокольный пароход 1915 года постройки В 1958 году был введён в эксплуатацию круизный теплоход «Илья Муромец». «Илья Муромец» советский портовый ледокол 1965 года постройки. Написано две оперы, симфония. Снят художественный фильм и два мультфильма. Есть компьютерная игра.
    26
    Памятник Илье Муромцу в городе Муроме
    27
    Интернет ресурсы:

  7. «Богатырская тема» с давних пор звучит в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, кино. Образ богатыря родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины, в котором нуждалась русская земля.
    «Можно, не побывав в России, получить представление о стране и народе, слушая эту музыку», — сказал о Второй симфонии Александра Порфирьевича Бородина («Богатырской симфонии») немецкий дирижер Ф. Вейнгартнер. В ней с необычайным размахом создан образ русской древности, русского национального характера.
    В «Богатырской симфонии» 4 части:
    1-Сбор Богатырей
    2-Игры Богатырей
    3-Песнь Баяна
    4-Пир Богатырей
    Симфония выражает идеи патриотизма, национальной гордости за наше славное историческое прошлое.
    Она начинается темой, полной могучей суровой силы, одновременно грозной и величавой. Возникает образ богатырской удали и бесстрашия.
    Вторая тема вносит в произведение ощущение раздолья русской земли, которую необходимо сохранить и защитить от врагов.
    Живописной иллюстрацией к музыке Бородина можно считать картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
    В ней художник демонстрирует свое глубокое понимание Древней Руси, характеров древних русичей.
    Герои, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера.
    В центре – Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид – в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, – исполнен “благости, великодушия и добродушия”.
    Богатырь справа, самый младший, “напуском смелый” – Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он “душа-парень”, большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
    Третий богатырь – Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают “вежество” Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
    Богатырей видишь сразу всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу.
    Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасный мастер “одухотворенного” пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся на ветру конским гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.
    Ещё одним образцом «богатырской тематики» в искусстве по праву является кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский», обращающаяся к великому историческому событию – освобождению Русской Земли от монголо-татарского ига.
    В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева. Из материалов к фильму впоследствии получилась кантата.
    Сила этого музыкального произведения состоит в уникальном сочетании проникновенной лирики, воспевающей красоту Русской Земли, мощи и удали в изображении русских воинов и жёсткости в образах захватчиков. Смысловой центр кантаты – картина «Ледового побоища», в которой страшная бесчеловечная сила разрывает тишину утра на Чудском озере. Победно-патриотический финал отличается яркой, праздничной оркестровкой, перезвоном колоколов, звучанием русских тем, появлявшихся ранее. Величественное звучание хора «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» завершает кантату.
    Источник: http://utchimwmeste.ru/page/bogatyrskaja-tema-v-muzyke-i-zhivopisi

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *