Сочинение на тему быт и нравы города калинова

12 вариантов

  1. Пьеса А.Н. Островского «Гроза» известна многим. Она состоит во многих школьных списках литературных произведений.
    Действие пьесы происходит недалеко от реки Волги в городе Калинове. В этом городе все друг друга знают, но все ограждаются друг от друга – строят заборы, чтобы огородиться. Они живут замкнутой жизнью и не знают, что происходит в других городах. Купцы узнают о жизни за пределом их города благодаря странникам, а те рассказывают им о мире.
    Его жители материально зависимы. В этом городе деньги играют огромную роль. Власть у того, у кого больше денег. Цель большинства жителей – разбогатеть. Они ссорятся из-за денег. Город Калинов стараются улучшить. Делают дорожки для прогулок, но там никого нет. Бедные рады этому, но им некогда гулять, потому что им нужно работать, чтобы прокормить себя и свою семью. Горожанам не интересны проблемы окружающих. Они не то что отказываются помогать людям, они даже не готовы выслушать об их сложных ситуациях. Когда жители проявляют искренние чувства – общество считает это грехом. В городе не знают о взаимосвязи замужества и любви. Богатые люди считают, что замуж нужно выходить для своей пользы, по расчету.
    Герои пьесы не несут ответственность за свои слова и поступки. Кулигин критикует жителей города, которые готовы бороться за деньги ценой своей жизни. Он старался изменить нравы жителей, но все безуспешно. Он переживает за то, что жители города Калинов необразованные. Кулигин очень переживает и расстраивается, потому что горожане не готовы зарабатывать деньги честным трудом. Дикой – самый богатый человек в городе. Свое богатство он нажил нечестным трудом, разоряя рабочих. Из-за больших денег не имеет никакой морали. Бедных и нищих жителей города он не считает людьми. Он грубый и всегда ругается с обществом. Он ни с кем не советуется и делает все, что вздумается. Еще одна богатая героиня пьесы – Кабаниха. Особых отличий от Дикого у нее нет. Она издевается над своими домашними и тиранит их, но на людях ведет себя иначе. От ее поступков и слов больше всего страдает Катерина. Она не может выслушивать постоянные упреки и хочет уйти из дома. Кабаниха хочет, чтобы все было так, как велит она.

  2. Город Калинов, изображенный А. Н. Островским в пьесе “Гроза”, — это и реальный город, типичный для России 60-х годов XIX века, и обобщенный образ русского купечества, и символ России середины прошлого столетия в целом.
    В основе композиции пьесы — принцип контраста. Красота, гармония волжского пейзажа противопоставлена жестокости и несправедливости человеческой жизни.
    “Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу”. Этими восторженными словами механика-самоучки Кулигина начинается пьеса. Но люди, живущие рядом с Кулигиным, не замечают красоты природы.
    Дикой, Кабаниха, Феклуша, горожане невежественны и духовно убоги. Феклуша рассказывает, что люди огненного змея для скорости придумали. На что Кабаниха замечает, что пусть ее хоть золотом осыпают, но она на нем не поедет. Дикой считает, что гроза Богом в наказание посылается. Горожане уверены, что Литва с неба упала.
    Кулигин дает точную характеристику калиновцам. Он критикует жестокие нравы жителей города, мещанскую грубость. Горюет о “бедности нагольной”. Рассказывает, как у них в городе из зависти друг к другу торговлю подрывают, как на гербовых листах кляузы строчат на ближних. Как потом судятся, успокаивая себя мыслями: “Я потрачусь, да уж и ему в копейку станет”.
    Кулигин характеризует и семейные устои города. За высокими заборами льются “невидимые и неслышимые” слезы. Кабаниха “нищих оделяет, а домашних заела совсем”.
    Нравственные законы жизни людей подменяются в Калинове законом силы, власти и денег. Дикой, самый богатый человек в городе, ни дня не может прожить без ругани. Большие деньги развязывают ему руки и дают возможность безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и материально от него зависим. Люди для него ничто. “Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю”, — говорит он Кулигину. Но хоть и страшен Дикой своей необузданностью, внутренне это слабый человек. Даже Кабаниха замечает: “А и честь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами”.
    Дикой обогащается, обманывая наемных рабочих, причем сам он не считает это преступлением. “Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются”, — хвастливо говорит он городничему. “У кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”. Представитель закона принимает откровения Дикого как должное, потому что сам от богача в зависимости.
    Кабаниха, в отличие от Дикого, скрывает свои неблаговидные поступки за лживой добродетелью. От ее самодурства больше всех страдает Катерина. Свободолюбивая натура, она не может жить в семье, где младший беспрекословно подчиняется старшему, жена — мужу, где подавляется любое стремление к воле и проявление собственного достоинства. “Воля” для Кабанихи — слово ругательное. “Дождетесь! Поживете на воле!” — угрожает она молодым. Для Кабанихи важнее всего не реальный порядок, а его внешнее проявление. Ее возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, да и не умеет приказать, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. Кабаниха успокаивает себя лишь тем, что при ней будет все по-старому, а потом уж она не увидит. Из вековых традиций Кабанова взяла самое плохое, извлекла самые жестокие формы, оправдывающие деспотизм. Когда ее сыну говорят: “Врагам-то прощать надо, сударь”, он отвечает: “Поди-ка поговори с маменькой, что она тебе на это скажет”.
    В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей. Жизненный принцип Варвары — “делай что хочешь, только бы шито да крыто было”. По такому же закону живет и Кудряш. Он “благословляет” Бориса на встречу с Катериной, только просит быть осторожным: себе вреда не нанести и ее в беду не вогнать. Эти герои полностью лишены сознания ответственности за свои поступки. Тихон — человек добрый, но его доброта не спасает Катерину от трагедии. Его безволие не дает ему защитить не только жену, но и себя самого. Материальная зависимость делает бессильным перед дядькой и Бориса, неспособного отстоять свое человеческое достоинство.
    Гроза нависла над городом Калиновом. В шестидесятые годы XIX века сам воздух пропитан идеей освобождения человеческой личности. И поэтому, чувствуя приближение новой жизни, шумят самодуры в “Грозе”. Шумят и злятся, потому что власть их кончается.
    Самоубийство Катерины — проявление несогласия со старым укладом и жизненной позицией “сильных мира сего”. Н. А. Добролюбов пишет: “Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу”.

  3. Если говорить о нравственных законах, то в городе царит сила и власть денег. Тот, кто богат, является повелителем города. Таким человеком в Калинове был Дикой. Он мог небрежно обращаться со всеми, что беднее и ниже его, он грубил, постоянно со всеми ругался. Такой властный человек просто земли под ногами не чувствовал, ведь все в его положение решали деньги. Хотя, его внутренняя сущность была слабой.
    Кабаниха строго придерживается вековых традиций. В ее семье все подчиняются воле и желанию старших. Она указывает абсолютно всем жителям своей усадьбы, что и как делать. Кабаниха жутко невзлюбила Катерину за ее свободный, вольный характер. Молодая девушка не хотела подчиняться указаниям старухи, поэтому, между ими постоянно возникала ругонь.
    В городе Калинов торжествует материальная и денежная зависимость. Борис боится своего дядьку Дикого и не осмеливается спасти Катерину от беды. Тихон верно слушается свою маминьку и подчиняется любому ее капризу.
    В городе царит ложь и обман. Главным принципом Варвары была ложь. Только лишь при помощи нее девушка научилась жить в усадьбе Кабановой. Но, власть и безграничная воля самодуров на грани разрушения. Дух свободы парит в воздухе. Поэтому, богачи и купцы, чуя неладное, ведут себя наихудшим образом.

  4. Город Калинов, изображенный А. Н. Островским в пьесе “Гроза”, — это и реальный город, типичный для России 60-х годов XIX века, и обобщенный образ русского купечества, и символ России середины прошлого столетия в целом.
    В основе композиции пьесы — принцип контраста. Красота, гармония волжского пейзажа противопоставлена жестокости и несправедливости человеческой жизни.
    “Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу”. Этими восторженными словами механика-самоучки Кулигина начинается пьеса. Но люди, живущие рядом с Кулигиным, не замечают красоты природы.
    Дикой, Кабаниха, Феклуша, горожане невежественны и духовно убоги. Феклуша рассказывает, что люди огненного змея для скорости придумали. На что Кабаниха замечает, что пусть ее хоть золотом осыпают, но она на нем не поедет. Дикой считает, что гроза Богом в наказание посылается. Горожане уверены, что Литва с неба упала.
    Кулигин дает точную характеристику калиновцам. Он критикует жестокие нравы жителей города, мещанскую грубость. Горюет о “бедности нагольной”. Рассказывает, как у них в городе из зависти друг к другу торговлю подрывают, как на гербовых листах кляузы строчат на ближних. Как потом судятся, успокаивая себя мыслями: “Я потрачусь, да уж и ему в копейку станет”.
    Кулигин характеризует и семейные устои города. За высокими заборами льются “невидимые и неслышимые” слезы. Кабаниха “нищих оделяет, а домашних заела совсем”.
    Нравственные законы жизни людей подменяются в Кали-нове законом силы, власти и денег. Дикой, самый богатый человек в городе, ни дня не может прожить без ругани. Большие деньги развязывают ему руки и дают возможность безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и материально от него зависим. Люди для него ничто. “Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю”, — говорит он Кулигину. Но хоть и страшен Дикой своей необузданностью, внутренне это слабый человек. Даже Кабаниха замечает: “А и честь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами”.
    Дикой обогащается, обманывая наемных рабочих, причем сам он не считает это преступлением. “Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются”, — хвастливо говорит он городничему. “У кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”. Представитель закона принимает откровения Дикого как должное, потому что сам от богача в зависимости.
    Кабаниха, в отличие от Дикого, скрывает свои неблаговидные поступки за лживой добродетелью. От ее самодурства больше всех страдает Катерина. Свободолюбивая натура, она не может жить в семье, где младший беспрекословно подчиняется старшему, жена — мужу, где подавляется любое стремление к воле и проявление собственного достоинства. “Воля” для Кабанихи — слово ругательное. “Дождетесь! Поживете на воле!” — угрожает она молодым. Для Кабанихи важнее всего не реальный порядок, а его внешнее проявление. Ее возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, да и не умеет приказать, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. Кабаниха успокаивает себя лишь тем, что при ней будет все по-старому, а потом уж она не увидит. Из вековых традиций Кабанова взяла самое плохое, извлекла самые жестокие формы, оправдывающие деспотизм. Когда ее сыну говорят: “Врагам-то прощать надо, сударь”, он отвечает: “Поди-ка поговори с маменькой, что она тебе на это скажет”.
    В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей. Жизненный принцип Варвары — “делай что хочешь, только бы шито да крыто было”. По такому же закону живет и Кудряш. Он “благословляет” Бориса на встречу с Катериной, только просит быть осторожным: себе вреда не нанести и ее в беду не вогнать. Эти герои полностью лишены сознания ответственности за свои поступки. Тихон — человек добрый, но его доброта не спасает Катерину от трагедии. Его безволие не дает ему защитить не только жену, но и себя самого. Материальная зависимость делает бессильным перед дядькой и Бориса, неспособного отстоять свое человеческое достоинство.
    Гроза нависла над городом Калиновом. В шестидесятые годы XIX века сам воздух пропитан идеей освобождения человеческой личности. И поэтому, чувствуя приближение новой жизни, шумят самодуры в “Грозе”. Шумят и злятся, потому что власть их кончается.
    Самоубийство Катерины — проявление несогласия со старым укладом и жизненной позицией “сильных мира сего”. Н. А. Добролюбов пишет: “Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу”.

  5. Быт и нравы города Калинова

    Город Калинов, изображенный А. Н. Островским в пьесе
    “Гроза”, — это и реальный город, типичный для России 60-х годов XIX века, и
    обобщенный образ русского купечества, и символ России середины прошлого
    столетия в целом.
    В основе композиции пьесы — принцип контраста.
    Красота, гармония волжского пейзажа противопоставлена жестокости и
    несправедливости человеческой жизни.
    “Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Вид
    необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет каждый день гляжу на
    Волгу и все наглядеться не могу”. Этими восторженными словами механика-самоучки
    Кулигина начинается пьеса. Но люди, живущие рядом с Кулигиным, не замечают
    красоты природы.
    Дикой, Кабаниха, Феклуша, горожане невежественны и
    духовно убоги. Феклуша рассказывает, что люди огненного змея для скорости
    придумали. На что Кабаниха замечает, что пусть ее хоть золотом осыпают, но она
    на нем не поедет. Дикой считает, что гроза Богом в наказание посылается.
    Горожане уверены, что Литва с неба упала.
    Кулигин дает точную характеристику калиновцам. Он
    критикует жестокие нравы жителей города, мещанскую грубость. Горюет о “бедности
    нагольной”. Рассказывает, как у них в городе из зависти друг к другу торговлю
    подрывают, как на гербовых листах кляузы строчат на ближних. Как потом судятся,
    успокаивая себя мыслями: “Я потрачусь, да уж и ему в копейку станет”.
    Кулигин характеризует и семейные устои города. За
    высокими заборами льются “невидимые и неслышимые” слезы. Кабаниха “нищих
    оделяет, а домашних заела совсем”.
    Нравственные законы жизни людей подменяются в
    Кали-нове законом силы, власти и денег. Дикой, самый богатый человек в городе,
    ни дня не может прожить без ругани. Большие деньги развязывают ему руки и дают
    возможность безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и материально от него
    зависим. Люди для него ничто. “Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю”,
    — говорит он Кулигину. Но хоть и страшен Дикой своей необузданностью, внутренне
    это слабый человек. Даже Кабаниха замечает: “А и честь-то невелика, потому что
    воюешь-то ты всю жизнь с бабами”.
    Дикой обогащается, обманывая наемных рабочих, причем
    сам он не считает это преступлением. “Не доплачу я им по какой-нибудь копейке
    на человека, а у меня из этого тысячи составляются”, — хвастливо говорит он
    городничему. “У кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его
    труды даровые еще больше денег наживать”. Представитель закона принимает
    откровения Дикого как должное, потому что сам от богача в зависимости.
    Кабаниха, в отличие от Дикого, скрывает свои
    неблаговидные поступки за лживой добродетелью. От ее самодурства больше всех
    страдает Катерина. Свободолюбивая натура, она не может жить в семье, где
    младший беспрекословно подчиняется старшему, жена — мужу, где подавляется любое
    стремление к воле и проявление собственного достоинства. “Воля” для Кабанихи —
    слово ругательное. “Дождетесь! Поживете на воле!” — угрожает она молодым. Для
    Кабанихи важнее всего не реальный порядок, а его внешнее проявление. Ее возмущает,
    что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, да и не
    умеет приказать, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою
    любовь. Кабаниха успокаивает себя лишь тем, что при ней будет все по-старому, а
    потом уж она не увидит. Из вековых традиций Кабанова взяла самое плохое,
    извлекла самые жестокие формы, оправдывающие деспотизм. Когда ее сыну говорят:
    “Врагам-то прощать надо, сударь”, он отвечает: “Поди-ка поговори с маменькой,
    что она тебе на это скажет”.
    В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет
    простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в
    жизни, калечат души людей. Жизненный принцип Варвары — “делай что хочешь,
    только бы шито да крыто было”. По такому же закону живет и Кудряш. Он
    “благословляет” Бориса на встречу с Катериной, только просит быть осторожным:
    себе вреда не нанести и ее в беду не вогнать. Эти герои полностью лишены
    сознания ответственности за свои поступки. Тихон — человек добрый, но его
    доброта не спасает Катерину от трагедии. Его безволие не дает ему защитить не
    только жену, но и себя самого. Материальная зависимость делает бессильным перед
    дядькой и Бориса, неспособного отстоять свое человеческое достоинство.
    Гроза нависла над городом Калиновом. В шестидесятые годы
    XIX века сам воздух пропитан идеей освобождения человеческой личности. И
    поэтому, чувствуя приближение новой жизни, шумят самодуры в “Грозе”. Шумят и
    злятся, потому что власть их кончается.
    Самоубийство Катерины — проявление несогласия со
    старым укладом и жизненной позицией “сильных мира сего”. Н. А. Добролюбов
    пишет: “Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием,
    которое ей дают в обмен за ее живую душу”.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы
    материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/

  6. Имя Александра Николаевича Островского одно из славнейших в истории русской литературы и русского театра.
    Тематика пьес Островского очень своеобразна. Островский пришел в нашу литературу в 60-е годы XX века, в годы обострения освободительной борь­бы, а годы, когда передовые люди боролись за неза­висимость человека, за его человеческое достоинство, за право человека распоряжаться своей судьбой.
    В эти годы Островский пишет пьесы о русской интеллигенции, о новом, нарождающемся в России классе буржуазии, пишет очень много пьес о купече­стве. Островского часто называли певцом купече­ства, певцом Замоскворечья.
    Действие драмы А. Н. Островского «Гроза» про­исходит в провинциальном городе Калинове, распо­ложенном на берегу Волги. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» – восклицает Кулигин, один из местных жителей. Но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни.
    В купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются невидимые слезы, тво­рятся темные дела. В душных купеческих хоромах царит произвол самодуров. Тут же разъясняется, что причина нищеты – бессовестная эксплуатация бед­ных богатыми.
    В пьесе выступают две группы обитателей го­рода Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «темного царства». Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой группе относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства», но по-разному выражающие свой протест против этой силы.
    Рисуя образы представителей «темного цар­ства», самодуров Дикого и Кабаниху, Островский со­вершенно ясно показывает, что деспотизм и жесто­кость их держатся на деньгах. Это деньги дают Каба­нихе возможность и распоряжаться у себя в доме, и командовать странницами, которые постоянно всему свету разносят ее нелепые мысли, да и вообще дик­товать нравственные законы всему городу.
    Основной смысл жизни Дикого- обогащение. Жажда денег изуродовала его, превратила в безрас­судного скрягу. Нравственные устои в его душе ос­новательно расшатаны.
    Кабаниха- защитница старых основ жизни, об­рядов и обычаев «темного царства». Ей всё кажет­ся, что дети стали выходить из-под влияния родите­лей. Кабаниха ненавидит всё новое, верит всем не­лепым выдумкам Феклуши. Она, как и Дикой, пре­дельно невежественна. Она- односторонний ревни­тель худших сторон старой морали. Кабаниха не за­нята никакой деятельностью, как Дикой, и поэтому арена ее деятельности – семья. Она не считается с интересами и склонностями своих детей, на каждом шагу оскорбляет их своими подозрениями и упрека­ми. По ее убеждению, основой семейных отношений должен быть страх, а не взаимная любовь и уваже­ние. Свобода, по мнению Кабанихи, ведет человека к нравственному падению. Деспотизм Кабанихи но­сит ханжеский, лицемерный характер. Все ее дей­ствия прикрываются маской покорности божьей воле. Кабаниха- жестокий и бессердечный человек.
    Между Кабанихой и Диким много общего. Их объединяют деспотизм, суеверие, невежество, бес­сердечность. Но Дикой и Кабаниха не повторяют друг друга, а дополняют. Кабаниха хитрее Дикого. Дикой не прикрывает своего самодурства, Кабаниха же прячется за бога, которому она якобы служит. Как ни отвратителен Дикой, Кабаниха страшнее И вреднее его. Авторитет ее признан всеми, даже Дикой гово­рит ей: «Ты одна во всем городе разговорить меня можешь». Ведь Дикой своевольничает с тайным со­знанием беззаконности своих действий. И потому он пасует перед властью человека, опирающегося на нравственный закон, или перед сильной личностью, дерзко сокрушающей его авторитет. Это не возможно «просветить», но можно «прекратить». Марфе Игна­тьевне Кабановой это легко удается.
    Против «отцов» города восстают молодые сипы жизни. Это Тихон и Варвара, Кудряш и Катерина.
    В «Грозе», по словам Гончарова, «улеглась кар­тина национального быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью».
    Действие пьесы не выходит за пределы семей­ного бытового конфликта, но этот конфликт имеет большое социально-политическое значение. Пьеса явилась страстным обвинением деспотизму и неве­жеству, царившим в предреформенной России го­рячим призывом к свободе и свету. Сегодня «Гроза» -без преувеличений и философская пьеса. Видоиз­меняются условия «темного царства», а конфликт между естественностью, психологичностью и риту­альностью чувств сохраняется.

  7. Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Крутой, высокий берег реки… Внизу – спокойная широкая Волга, вдали – мирные селенья и поля Заволжья. Таков вид на окрестности, открывающийся из обще¬ственного сада города Калинова. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» – восклицает Кулигин, один из местных жителей, который вот уже пятьдесятлетлюбуется и все не может налюбоваться знакомым пейзажем.
    На фоне этого мирного, полного красоты и спокойствия пейзажа безмятежно и ровно, казалось бы, должна была протекать жизнь. Но спокойствие, которым дышит жизнь калиновцев, – это только видимое, обманчивое спокойствие. Это даже не спокойствие, а сонный застой, равнодушие ко всяким проявлениям красоты, безразличие ко всему, что выходит из рамок обычных домашних забот и волнений.
    Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, дореформенные времена. Они живут в полном неведении того, что совершается на белом свете. Только странницы донесут иногда сюда вести о далеких странах, где правят «султан Махнут турецкий» и «султан Махнут персидский», да еще принесут слух о земле, «где все люди с песьими головами». Вести эти сбивчивы и неясны, так как странницы «сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать – много слыхали». Но досужие рассказы таких странниц вполне удовлетворяют нетребовательных слушателей, и калиновцы, посидев на завалинке у ворот, крепко заперев ворота и спустив на ночь собак, уходят спать.
    Невежество и полный умственный застой – вот то, что характеризует быт города Калинова. За внешним спокойствием жизни кроются суровые, мрачные нравы… «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – говорит бедняк Кулигин, механик-самоучка, испытавший на себе всю тщетность попыток смягчить нравы своего города и образумить людей. Описывая Борису Григорьевичу жизнь города и сочувственно указывая на тяжелое положение бедноты, он говорит: «А богатые-то что делают?.. Вы думаете, они дело делают, либо богу молятся? Нет, сударь!
    И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!»
    Островский с поразительной силой воссоздает темный быт и «жестокие нравы» города Калинова: и непробудный мрак, и рутину, нависшие над бытом горожан, и произвол самодуров, не признающих ни в ком человеческого достоинства

  8. 8
    Текст добавил: ОдИнОкИй_Волк

    Город Калинов, изображенный А. Н. Островским в пьесе “Гроза”, — это и реальный град, типичный для РФ 60-х годов XIX века, и обобщенный образ русского купечества, и символ РФ середины прошлого столетия в целом.
    В основе композиции пьесы — принцип контраста. Красота, гармония волжского пейзажа противопоставлена жестокости и несправедливости человеческой жизни.
    “Чудеса, истинно надобно сообщить, что чудеса! Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет всякий день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу”. Этими восторженными словами механика-самоучки Кулигина начинается пьеса. Но люди, живущие рядом с Кулигиным, не замечают красоты природы.
    Дикой, Кабаниха, Феклуша, горожане невежественны и духовно убоги. Феклуша рассказывает, что люди огненного змея для скорости придумали. На что Кабаниха замечает, что пусть ее хоть золотом осыпают, но она на нем не поедет. Дикой считает, что гроза Богом в наказание посылается. Горожане уверены, что Литва с неба упала.
    Кулигин дает точную характеристику калиновцам. Он критикует жестокие нравы обитателей города, мещанскую грубость. Горюет о “бедности нагольной”. Рассказывает, как у них в городе из зависти приятель к другу торговлю подрывают, как на гербовых листах кляузы строчат на ближних. Как потом судятся, успокаивая себя мыслями: “Я потрачусь, да уж и ему в копейку станет”.
    Кулигин характеризует и семейные устои города. За высокими заборами льются “невидимые и неслышимые” слезы. Кабаниха “нищих оделяет, а домашних заела совсем”.
    Нравственные законы жизни людей подменяются в Кали-нове законом силы, власти и финансов. Дикой, самый богатый человек в городе, ни дня не может прожить без ругани. Большие финансы развязывают ему руки и дают вероятность безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и материально от него зависим. Люди для него ничто. “Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю”, — говорит он Кулигину. Но хоть и страшен Дикой своей необузданностью, внутренне это слабый человек. Даже Кабаниха замечает: “А и честь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами”.
    Дикой обогащается, обманывая наемных рабочих, причем сам он не считает это преступлением. “Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются”, — хвастливо говорит он городничему. “У кого финансы, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше финансов наживать”. Представитель закона принимает откровения Дикого как должное, потому что сам от богача в зависимости.
    Кабаниха, в отличие от Дикого, скрывает свои неблаговидные поступки за лживой добродетелью. От ее самодурства больше всех страдает Катерина. Свободолюбивая натура, она не может существовать в семье, где младший беспрекословно подчиняется старшему, благоверная — мужу, где подавляется любое стремление к воле и проявление собственного достоинства. “Воля” для Кабанихи — слово ругательное. “Дождетесь! Поживете на воле!” — угрожает она молодым. Для Кабанихи важнее всего не реальный порядок, а его внешнее проявление. Ее возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, да и не умеет приказать, а благоверная не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. Кабаниха успокаивает себя лишь тем, что при ней будет все по-старому, а потом уж она не увидит. Из вековых традиций Кабанова взяла самое плохое, извлекла самые жестокие формы, оправдывающие деспотизм. Когда ее сыну говорят: “Врагам-то прощать надо, сударь”, он отвечает: “Поди-ка поговори с маменькой, что она тебе на это скажет”.
    В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей. Жизненный принцип Варвары — “делай что хочешь, только бы шито да крыто было”. По такому же закону живет и Кудряш. Он “благословляет” Бориса на встречу с Катериной, только просит быть осторожным: себе вреда не нанести и ее в беду не вогнать. Эти герои полностью лишены сознания ответственности за свои поступки. Тихон — человек добрый, но его доброта не спасает Катерину от трагедии. Его безволие не дает ему не дать в обиду не только жену, но и себя самого. Материальная подневольность делает бессильным перед дядькой и Бориса, неспособного отстоять свое человеческое достоинство.
    Гроза нависла над городом Калиновом. В шестидесятые годы XIX века сам воздух пропитан идеей освобождения человеческой личности. И поэтому, чувствуя приближение новой жизни, шумят самодуры в “Грозе”. Шумят и злятся, потому что верх их кончается.
    Самоубийство Катерины — проявление несогласия со старым укладом и жизненной позицией “сильных мира сего”. Н. А. Добролюбов пишет: “Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу”.

  9. А. Н. Островский хорошо знал и понимал русскую жизнь, изображал ее тонко, точно и живо. На примере города Калинова, где происходит действие драмы «Гроза», драматург показал читателям и зрителям тяжкие нравственные изъяны общества, прикрытые внешним благополучием.
    Истинная красота жизни остается в стороне, не попадает в поле зрения жителей города на Волге.
    «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу». Так восторгается Кулигин, механик-самоучка, красотой родного края. Действительно, в природе Верхневолжья всегда много «красоты, разлито». Но как читатели видят далее, ее не замечают люди, живущие рядом с Кулиги- ным. И он вынужден оставаться наедине со своими чувствами.
    Эту красоту не замечают, да и не хотят замечать Дикой и Кабаниха. Они вообще мало что видят вокруг себя. Например, Феклуша говорит, что люди огненного змея для скорости придумали. На что Кабаниха отвечает, что ее пусть хоть золотом осыпают, но на нем она не поедет. Дикой в свою очередь заявляет, что гроза Богом в наказание посылается. Этими штрихами драматург подчеркивает невежество самодуров.
    Будучи наблюдательным, Кулигин делает точную харак-теристику им и их кругу. Он критикует жестокие нравы жителей города, мещанскую грубость. Горюет о «бедности нагольной», которая бросается в глаза приезжему. Кулигин рассказывает, как у них в городе из зависти друг к другу торговлю подрывают. Как на гербовых листах кляузы строчат на ближних. Как потом судятся, успокаивая себя мыслями: «Я потрачусь, да уж и ему в копейку станет».
    О Кабановой Кулигин отзывается так: «Ханжа! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Он также отмечает, что в их городе ворота запираются на замки и за этими замками самодуры истязают своих домашних. За высокими заборами льются «невидимые и неслышимые» слезы.
    Вчитываясь в текст, мы забываем о красотах природы и постепенно переносимся в темный мир власти грубой силы. Нравственные устои расшатаны. Саве л Прокофьевич Дикой, самый богатый человек в городе, ни дня не может прожить без ругани. Когда ему говорят: «Как это на тебя никто угодить не может?» — он самодовольно отвечает: «Вот поди ж ты!» Большие деньги развязывают ему руки и дают возможность безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и материально от него зависим. Люди для него ничто. «Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю», — говорит он Кулигину. Но сильный материально, Дикой слаб духовно.
    Он пасует перед тем, кто в законе сильнее его, тусклый свет нравственной истины все же не потух совсем для него. Он признается Кабановой, как однажды, не желая платить мужику за работу, он сначала изругал и чуть не прибил его, а потом при всех в ноги кланялся, прощенья просил. Дикой не может противостоять более сильной личности, дерзко сокрушающей его авторитет. Например, когда Дикого на переправе гусар обругал, то он с гусаром не посмел связаться, а всю свою злобу выместил дома. Две недели потом домашние прятались от него по углам да по чуланам. Но хоть и страшен Дикой своей необузданностью,, внутренне это слабый человек. Недаром Кабаниха замечает: «А и честь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами».
    Преступные мысли приходят в темную голову Дикого. Он обогащается, обманывая наемных рабочих. И что удивительно, он сам не считает это преступлением. «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются», — хвастливо говорит он городничему. +У кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Представитель закона принимает откровения Дикого как должное, потому что сам от богача в зависимости.
    В отличие от Дикого Кабаниха скрывает свои неблаговидные поступки за лживой добродетелью. Она считает себя главой дома и уверена, что на этом основании имеет право распоряжаться судьбами сына и невестки.
    Больше всех страдает от ее самодурства Катерина. Свекровь буквально «точит ее, как ржа железо», добиваясь полного, рабского повиновения. Кабанова придерживается старых семейных традиций и обрядов, по которым семья рассматривается как своеобразная иерархия, где младший подчиняется старшему, жена — мужу. Однако для нее важны прежде всего не реальные порядки, не их суть, а внешний образ порядка в мире. Этот семейный уклад, на мой взгляд, имел свои хорошие стороны, учил не мстить ближнему за обиду, злом за зло не воздавать. Но Кабанова взяла самое плохое из вековых традиций, извлекла самые жестокие формы, оправдывающие деспотизм. Когда ее сыну говорят: «Врагам-то прощать надо, сударь», он отвечает: «Поди-ка поговори с маменькой, что она тебе на это скажет».
    Мне кажется, автор драмы хотел подчеркнуть, что обществу угрожает не патриархальность как таковая, а самодурство, скрытое под маской закона. Кабанову, например, возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает, как себя вести, да и не умеет приказать, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. Кабаниха успокаивает себя лишь тем, что при ней будет все по-старому, а потом уж она не увидит.
    В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Население в основном невежественно. Калиновцы с удовольствием слушают различные вымыслы и невероятные истории странниц, которые сами «далеко не ходили, а слыхать — много слыхали». Жители всерьез считают, что Литва, например, упала с неба, а «где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны». Мало того, калиновцы в просвещении находят вред и потому не читают книг. Эти люди далеки от событий, происходящих не только в стране, но и за порогом их дома. По их разумению, это и является гарантией их благополучия.
    Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни кали- новцев, калечат их души. Ужасен нехитрый жизненный принцип Варвары: «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Она полностью лишена чувства ответственности за свои поступки. Ей непонятны нравственные искания Катерины. Доброта Тихона не спасает его от трагедии. Его безволие не дает ему защитить не только жену, но и себя самого. Материальная зависимость делает бессильным перед дядькой и Бориса, не способного отстоять. свое человеческое достоинство.
    Отмечу, что на драму сильно повлияли события, происходившие в это время в России. Во главе угла тогда стоял вопрос о раскрепощении крестьян и освобождения человеческой личности. И поэтому, чувствуя приближение новой жизни, шумят самодуры в «Грозе». Шумят и злятся, потому что власть их кончается.
    Есть уже первые ростки несогласия со старым укладом и жизненной позицией «сильных мира сего». Самоубийство Катерины — один из таких взлетов духа. Н. А. Добролюбов пишет: «Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу». И все чаще гремят грозы над «темным царством», предвещая полное его разрушение.

  10. Город Калинов, изображенный А. Н. Островским в пьесе
    “Гроза”, — это и реальный город, типичный для России 60-х годов XIX века, и
    обобщенный образ русского купечества, и символ России середины прошлого
    столетия в целом.
    В основе композиции пьесы — принцип контраста.
    Красота, гармония волжского пейзажа противопоставлена жестокости и
    несправедливости человеческой жизни.
    “Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Вид
    необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет каждый день гляжу на
    Волгу и все наглядеться не могу”. Этими восторженными словами механика-самоучки
    Кулигина начинается пьеса. Но люди, живущие рядом с Кулигиным, не замечают
    красоты природы.
    Дикой, Кабаниха, Феклуша, горожане невежественны и
    духовно убоги. Феклуша рассказывает, что люди огненного змея для скорости
    придумали. На что Кабаниха замечает, что пусть ее хоть золотом осыпают, но она
    на нем не поедет. Дикой считает, что гроза Богом в наказание посылается.
    Горожане уверены, что Литва с неба упала.
    Кулигин дает точную характеристику калиновцам. Он
    критикует жестокие нравы жителей города, мещанскую грубость. Горюет о “бедности
    нагольной”. Рассказывает, как у них в городе из зависти друг к другу торговлю
    подрывают, как на гербовых листах кляузы строчат на ближних. Как потом судятся,
    успокаивая себя мыслями: “Я потрачусь, да уж и ему в копейку станет”.
    Кулигин характеризует и семейные устои города. За
    высокими заборами льются “невидимые и неслышимые” слезы. Кабаниха “нищих
    оделяет, а домашних заела совсем”.
    Нравственные законы жизни людей подменяются в
    Кали-нове законом силы, власти и денег. Дикой, самый богатый человек в городе,
    ни дня не может прожить без ругани. Большие деньги развязывают ему руки и дают
    возможность безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и материально от него
    зависим. Люди для него ничто. “Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю”,
    — говорит он Кулигину. Но хоть и страшен Дикой своей необузданностью, внутренне
    это слабый человек. Даже Кабаниха замечает: “А и честь-то невелика, потому что
    воюешь-то ты всю жизнь с бабами”.
    Дикой обогащается, обманывая наемных рабочих, причем
    сам он не считает это преступлением. “Не доплачу я им по какой-нибудь копейке
    на человека, а у меня из этого тысячи составляются”, — хвастливо говорит он
    городничему. “У кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его
    труды даровые еще больше денег наживать”. Представитель закона принимает
    откровения Дикого как должное, потому что сам от богача в зависимости.
    Кабаниха, в отличие от Дикого, скрывает свои
    неблаговидные поступки за лживой добродетелью. От ее самодурства больше всех
    страдает Катерина. Свободолюбивая натура, она не может жить в семье, где
    младший беспрекословно подчиняется старшему, жена — мужу, где подавляется любое
    стремление к воле и проявление собственного достоинства. “Воля” для Кабанихи —
    слово ругательное. “Дождетесь! Поживете на воле!” — угрожает она молодым. Для
    Кабанихи важнее всего не реальный порядок, а его внешнее проявление. Ее возмущает,
    что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, да и не
    умеет приказать, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою
    любовь. Кабаниха успокаивает себя лишь тем, что при ней будет все по-старому, а
    потом уж она не увидит. Из вековых традиций Кабанова взяла самое плохое,
    извлекла самые жестокие формы, оправдывающие деспотизм. Когда ее сыну говорят:
    “Врагам-то прощать надо, сударь”, он отвечает: “Поди-ка поговори с маменькой,
    что она тебе на это скажет”.
    В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет
    простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в
    жизни, калечат души людей. Жизненный принцип Варвары — “делай что хочешь,
    только бы шито да крыто было”. По такому же закону живет и Кудряш. Он
    “благословляет” Бориса на встречу с Катериной, только просит быть осторожным:
    себе вреда не нанести и ее в беду не вогнать. Эти герои полностью лишены
    сознания ответственности за свои поступки. Тихон — человек добрый, но его
    доброта не спасает Катерину от трагедии. Его безволие не дает ему защитить не
    только жену, но и себя самого. Материальная зависимость делает бессильным перед
    дядькой и Бориса, неспособного отстоять свое человеческое достоинство.
    Гроза нависла над городом Калиновом. В шестидесятые годы
    XIX века сам воздух пропитан идеей освобождения человеческой личности. И
    поэтому, чувствуя приближение новой жизни, шумят самодуры в “Грозе”. Шумят и
    злятся, потому что власть их кончается.
    Самоубийство Катерины — проявление несогласия со
    старым укладом и жизненной позицией “сильных мира сего”. Н. А. Добролюбов
    пишет: “Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием,
    которое ей дают в обмен за ее живую душу”.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы
    материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *