Сочинение на тему чацкий герой своего времени

14 вариантов

  1. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит к лучшим произведениям русской литературы. В ней писатель отразил свое время, проблемы эпохи, показал свое отношение к ним.
    «Горе от ума» показывает нам эпоху декабристов, 1820-е годы. В этом произведении в лице главного героя Александра Андреевича Чацкого изображен «новый человек». Он наполнен возвышенными идеями. Чацкий протестует против всех старых порядков, которые существовали тогда в Москве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм. Это человек с другим складом ума и души, другим взглядом на мир и людей.
    Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина – Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что Софья любит его. Но в доме старого друга его отца героя ожидают одни разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.
    Одна из самых значительных сцен в комедии – беседа Чацкого с Фамусовым. На поучения старика о том, как надо жить, герой отвечает знаменитой фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Для Фамусова и его знакомых самое главное в жизни – чин, служебное положение. Им абсолютно все равно, за что человек получает должность: за реальные дела, полезные для общества поступки или за лживое подлизывание и прислуживание, за родственные связи. Фамусов приводит яркий пример того, как надо «служить»:
    Когда же надо подслужиться,
    И он сгибался вперегиб:
    На куртаге ему случилось обступиться;
    Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
    Старик заохал, голос хрипкой;
    Был высочайшею пожалован улыбкой.
    Чацкому это кажется невозможным, уму непостижимым. Он уверен, что в его время все изменилось:
    Нет, нынче свет уж не таков.
    Вольнее всякий дышит
    И не торопится вписаться в полк шутов.
    Всё это герой говорит в таком пылу, что не замечает, как Фамусов уже давно его не слушает. Он просто заткнул себе уши. Это ярко рисует положение Чацких в современном им обществе. Доводы этих людей просто не слушают, так как им ничего не могут возразить.
    Чацкий считает, что образование необходимо каждому человеку. Сам герой долгое время провел за границей, получил хорошее образование. Старое же общество во главе с Фамусовым считает, что ученость – причина всех бед. От образования человек может даже сойти с ума. Поэтому так легко фамусовское общество верит слуху о сумасшествии героя в конце комедии.
    Александр Андреевич Чацкий – патриот России. На балу в доме Фамусова он увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо» только лишь за то, что тот иностранец. У героя это вызвало волну возмущения. Он борется за все русское в русской стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, говорили на русском языке.
    Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства. Чацкий борется за отмену крепостного права.
    Одним словом, Александр Андреевич Чацкий хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее. Его борьба трудна и упорна, но победа нового неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю. Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Авторитет Чацкого был известен и прежде, у него уже есть единомышленники. Скалозуб жалуется, что его брат оставил службу, не дождавшись чина, и стал книги читать. Одна из старух сетует на то, что ее племянник, князь Федор, занимается химией и ботаникой. Нужен был только взрыв, и между «старыми» и «новыми» людьми завязался бой. Он начался в один день, в одном доме, но последствия его отразятся на всей Москве и на всей России.
    Чацкий начал раскол. Пусть он разочаровался в своих личных ожиданиях и не нашел «прелести встреч», «живого участия», но зато он «брызнул сам на засохшую почву живой водой», увозя с собой «мильон терзаний».
    Чацкий – человек своего времени, потому что он отражает идеи и мысли, которые развивались в то время. Идеи декабристов, просвещения уже захватили Россию. Они существовали, несмотря на сопротивление многих людей. Именно эти мысли продвигали Россию, помогали ей развиваться. И Грибоедов своей комедией, своим героем Чацким ускорил изменение своей страны к лучшему.

  2. О герое времени применительно к русской литературе, очевидно, можно говорить с начала XIX века, когда высокой степени достигло национальное самосознание русского народа и произошли серьезные сдвиги в социальном укладе общества. В России 10-20-х годов XIX века зародилось первое крупное общественно-политическое течение — декабризм, представ­лявший собой реакцию передового просвещенного дворянства на начавшийся кризис феодально-самодержавного общества. Это время выдвинуло своего героя, который с наибольшей си­лой воплотился в образе грибоедовского Чацкого.
    Героем времени Чацкого делает прежде всего его миро­воззрение — мировоззрение просвещенного дворянина. Отли­чие Чацкого от массы крепостнического дворянства — прежде всего в том, что он приобщен к европейской культуре, к сво­бодолюбивым идеям совершившейся к тому времени Великой французской революции. Будучи в то же время патриотом, он хочет перенести эти идеи на русскую почву и выступает в ко­медии преимущественно как страстный пропагандист просве­щения, свободы, разума. Центральным в политических воз­зрениях Чацкого является его неприятие крепостного права. О злоупотреблениях помещиков своим положением, об ужа­сах крепостничества и его нравственной уродливости Чацкий говорит в монологе «А судьи кто?». Но можно с большой до­лей вероятности предположить, что Чацкий отрицательно от­носится не только к крайностям крепостнической системы, но и к ее существованию вообще: по словам Фамусова, он «оп­лошно» управляет своим немаленьким имением, что, с точки зрения дворянина-крепостника, является опасным свободо­мыслием; в конце пьесы выясняется, что Чацкий в прошлом «имел душ сотни три», но, по-видимому, отпустил их на волю. Все это делает Чацкого передовым человеком не на словах только, а на деле.
    И все же главным делом героя этого времени было слово, пропаганда и агитация, которой и предается Чацкий. Пушкин указывал, что «Чацкий вовсе не умный человек», потому что высказывает свои взгляды глупцам и мракобесам, которые за­ведомо не могут его понять. Но суть характера Чацкого имен­но в том, что он не может молчать, он говорит, не смущаясь, тем, кто его слушает, и слушают ли его вообще — слишком накипело в нем негодование против «века минувшего» и слишком просятся наружу новые идеи, воспринятые с энтузи­азмом молодости.

  3. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит к лучшим произведениям русской литературы. В ней писатель отразил свое время, проблемы эпохи, показал свое отношение к ним.
    «Горе от ума» показывает нам эпоху декабристов,1820-ые годы. В этом произведении в лице главного героя Александра Андреевича Чацкого изображен «новый человек». Он наполнен возвышенными идеями. Чацкий протестует против всех старых порядков, которые существовали тогда в Москве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм. Это человек с другим складом ума и души, другим взглядом на мир и людей.
    Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина – Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что Софья любит его. Но в доме старого друга его отца героя ожидают одни разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.
    Одна из самых значительных сцен в комедии – беседа Чацкого с Фамусовым. На поучения старика о том, как надо жить, герой отвечает знаменитой фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Для Фамусова и его знакомых самое главное в жизни – чин, служебное положение. Им абсолютно все равно, за что человек получает должность: за реальные дела, полезные для общества поступки или за лживое подлизывание и прислуживание, за родственные связи. Фамусов приводит яркий пример того, как надо «служить»:
    Когда же надо подслужиться,
    И он сгибался вперегиб:
    На куртаге ему случилось обступиться;
    Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
    Старик заохал, голос хрипкой;
    Был высочайшею пожалован улыбкой.
    Чацкому это кажется невозможным, уму непостижимым. Он уверен, что в его время все изменилось:
    Нет, нынче свет уж не таков.
    Вольнее всякий дышит
    И не торопится вписаться в полк шутов.
    Всё это герой говорит в таком пылу, что не замечает, как Фамусов уже давно его не слушает. Он просто заткнул себе уши. Это ярко рисует положение Чацких в современном им обществе. Доводы этих людей просто не слушают, так как им ничего не могут возразить.
    Чацкий считает, что образование необходимо каждому человеку. Сам герой долгое время провел за границей, получил хорошее образование. Старое же общество во главе с Фамусовым считает, что ученость – причина всех бед. От образования человек может даже сойти с ума. Поэтому так легко фамусовское общество верит слуху о сумасшествии героя в конце комедии.
    Александр Андреевич Чацкий – патриот России. На балу в доме Фамусова он увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо» только лишь за то, что тот иностранец. У героя это вызвало волну возмущения. Он борется за все русское в русской стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, говорили на русском языке.
    Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства. Чацкий борется за отмену крепостного права.
    Одним словом, Александр Андреевич Чацкий хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее. Его борьба трудна и упорна, но победа нового неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю. Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Авторитет Чацкого был известен и прежде, у него уже есть единомышленники. Скалозуб жалуется, что его брат оставил службу, не дождавшись чина, и стал книги читать. Одна из старух сетует на то, что ее племянник, князь Федор, занимается химией и ботаникой. Нужен был только взрыв, и между «старыми» и «новыми» людьми завязался бой. Он начался в один день, в одном доме, но последствия его отразятся на всей Москве и на всей России.
    Чацкий начал раскол. Пусть он разочаровался в своих личных ожиданиях и не нашел «прелести встреч», «живого участия», но зато он «брызнул сам на засохшую почву живой водой», увозя с собой «мильон терзаний».
    Чацкий – человек своего времени, потому что он отражает идеи и мысли, которые развивались в то время. Идеи декабристов, просвещения уже захватили Россию. Они существовали, несмотря на сопротивление многих людей. Именно эти мысли продвигали Россию, помогали ей развиваться. И Грибоедов своей комедией, своим героем Чацким ускорил изменение своей страны к лучшему.
    Беру!

  4. В самом деле, разве заслуживает уважения «Нестор негодяев знатных» или тот крепостник, который привез в столицу «от матерей, отцов отторгнутых детей», «за­ставил всю Москву дивиться их красе» и таланту, «но должников не согласил к от­срочке», и в результате «амуры и зефиры» были распроданы поодиночке? Может ли процветать страна, в которой хозяйничают Фамусовы, использующие государственную службу только в личных интересах? Как можно считать достойным членом общества Молчалина, всегда следующего завету отца «угождать всем людям без изъятья», бес­словесного подхалима, расчетливого лжеца и лицемера? А воспитание детей, которым занимаются «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле»! А слепое подража­ние Западу, презрение к национальной культуре, народным обычаям, родному язы­ку!
    Все это вызывает негодование Чацкого. Как и его единомышленники, будущие декабристы, он гневно обрушивается на старые порядки, старые предрассудки, отжив­шие убеждения. Чацкий ратует за свободу человеческой личности, он хотел бы слу­жить, но служить «делу, а не лицам».
    «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы могли б принять за образцы?» — с горечью спрашивает Чацкий, видя вокруг «прошедшего житья подлейшие черты». Его поражают не столько низость Молчалина, тупость и солдафонство Скалозуба, сколь­ко то, что эти ничтожества, как и многочисленные хлестовы, репетиловы, загорецкие, тугоуховские, — уважаемые члены общества. Еще бы! Один «то моську вовремя погладит, то в пору карточку вотрет», второй «и золотой мешок, и метит в генера­лы», третий — «человек известный, хоть он и враль, картежник, плут…» Стать чле­ном такого общества Чацкий не может: он перестал бы уважать себя. Он переживает «мильон терзаний» и из-за отвергнутой любви, и из-за неразрешенного общественно­го конфликта. Эти драмы взаимосвязаны, исправить ничего нельзя. Материал с сайта //iEssay.ru

  5. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит к лучшим произведениям русской литературы. В ней писатель отразил свое время, проблемы эпохи, показал свое отношение к ним.
    «Горе от ума» показывает нам эпоху декабристов,1820-ые годы. В этом произведении в лице главного героя Александра Андреевича Чацкого изображен «новый человек». Он наполнен возвышенными идеями. Чацкий протестует против всех старых порядков, которые существовали тогда в Москве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм. Это человек с другим складом ума и души, другим взглядом на мир и людей.
    Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина – Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что Софья любит его. Но в доме старого друга его отца героя ожидают одни разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.
    Одна из самых значительных сцен в комедии – беседа Чацкого с Фамусовым. На поучения старика о том, как надо жить, герой отвечает знаменитой фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Для Фамусова и его знакомых самое главное в жизни – чин, служебное положение. Им абсолютно все равно, за что человек получает должность: за реальные дела, полезные для общества поступки или за лживое подлизывание и прислуживание, за родственные связи. Фамусов приводит яркий пример того, как надо «служить»:
    Когда же надо подслужиться,
    И он сгибался вперегиб:
    На куртаге ему случилось обступиться;
    Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
    Старик заохал, голос хрипкой;
    Был высочайшею пожалован улыбкой.
    Чацкому это кажется невозможным, уму непостижимым. Он уверен, что в его время все изменилось:
    Нет, нынче свет уж не таков.
    Вольнее всякий дышит
    И не торопится вписаться в полк шутов.
    Всё это герой говорит в таком пылу, что не замечает, как Фамусов уже давно его не слушает. Он просто заткнул себе уши. Это ярко рисует положение Чацких в современном им обществе. Доводы этих людей просто не слушают, так как им ничего не могут возразить.
    Чацкий считает, что образование необходимо каждому человеку. Сам герой долгое время провел за границей, получил хорошее образование. Старое же общество во главе с Фамусовым считает, что ученость – причина всех бед. От образования человек может даже сойти с ума. Поэтому так легко фамусовское общество верит слуху о сумасшествии героя в конце комедии.
    Александр Андреевич Чацкий – патриот России. На балу в доме Фамусова он увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо» только лишь за то, что тот иностранец. У героя это вызвало волну возмущения. Он борется за все русское в русской стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, говорили на русском языке.
    Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства. Чацкий борется за отмену крепостного права.
    Одним словом, Александр Андреевич Чацкий хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее. Его борьба трудна и упорна, но победа нового неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю. Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Авторитет Чацкого был известен и прежде, у него уже есть единомышленники. Скалозуб жалуется, что его брат оставил службу, не дождавшись чина, и стал книги читать. Одна из старух сетует на то, что ее племянник, князь Федор, занимается химией и ботаникой. Нужен был только взрыв, и между «старыми» и «новыми» людьми завязался бой. Он начался в один день, в одном доме, но последствия его отразятся на всей Москве и на всей России.
    Чацкий начал раскол. Пусть он разочаровался в своих личных ожиданиях и не нашел «прелести встреч», «живого участия», но зато он «брызнул сам на засохшую почву живой водой», увозя с собой «мильон терзаний».
    Чацкий – человек своего времени, потому что он отражает идеи и мысли, которые развивались в то время. Идеи декабристов, просвещения уже захватили Россию. Они существовали, несмотря на сопротивление многих людей. Именно эти мысли продвигали Россию, помогали ей развиваться. И Грибоедов своей комедией, своим героем Чацким ускорил изменение своей страны к лучшему.

  6. Чацкий начинает новый век —
    и в этом все его значение и весь ум.
    И. А. Гончаров
    В великих произведениях мировой литературы созданы образы людей, которые, оставаясь героями своего времени, являются «вечными спутниками» человечества. Они не могут уйти в прошлое вместе со своим временем, потому что воплощают качества общечеловеческие, присущие людям всех эпох.
    Таков Чацкий. Оставаясь передовым человеком своего времени, он смело шагает в наше, становясь другом, единомышленником, а часто и советчиком наших совре­менников.
    Чацкий представляет передовую молодежь начала 20-х годов XIX века. По возра­сту он не мог быть участником Отечественной войны 1812 года, но сформировался под влиянием того духа свободы и вольномыслия, который принесла в Россию эта война. Ведь молодые офицеры, участники сражений, по-новому увидели свой «добрый, ум­ный», но, как и прежде, угнетенный народ и во имя его блага жаждали обществен­ных перемен.
    Чацкий полон энтузиазма и торопится поделиться своими убеждениями с теми, в ком рассчитывал встретить понимание и поддержку. Вернее, он просто не понимал, как можно не согласиться с очевидным. По его убеждению, следует немедленно изме­нить старые порядки и отказаться от старых, изживших себя норм общественной жизни, пересмотреть отношение к крепостному праву, к государственной службе, к достоинству человеческой личности, к воспитанию детей, к национальной культуре и т. д.
    В самом деле, разве заслуживает уважения «Нестор негодяев знатных» или тот крепостник, который привез в столицу «от матерей, отцов отторгнутых детей», «за­ставил всю Москву дивиться их красе» и таланту, «но должников не согласил к от­срочке», и в результате «амуры и зефиры» были распроданы поодиночке? Может ли процветать страна, в которой хозяйничают Фамусовы, использующие государственную службу только в личных интересах? Как можно считать достойным членом общества Молчалина, всегда следующего завету отца «угождать всем людям без изъятья», бес­словесного подхалима, расчетливого лжеца и лицемера? А воспитание детей, которым занимаются «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле»! А слепое подража­ние Западу, презрение к национальной культуре, народным обычаям, родному язы­ку!
    Все это вызывает негодование Чацкого. Как и его единомышленники, будущие декабристы, он гневно обрушивается на старые порядки, старые предрассудки, отжив­шие убеждения. Чацкий ратует за свободу человеческой личности, он хотел бы слу­жить, но служить «делу, а не лицам».
    «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы могли б принять за образцы?» — с горечью спрашивает Чацкий, видя вокруг «прошедшего житья подлейшие черты». Его поражают не столько низость Молчалина, тупость и солдафонство Скалозуба, сколь­ко то, что эти ничтожества, как и многочисленные хлестовы, репетиловы, загорецкие, тугоуховские, — уважаемые члены общества. Еще бы! Один «то моську вовремя погладит, то в пору карточку вотрет», второй «и золотой мешок, и метит в генера­лы», третий — «человек известный, хоть он и враль, картежник, плут…» Стать чле­ном такого общества Чацкий не может: он перестал бы уважать себя. Он переживает «мильон терзаний» и из-за отвергнутой любви, и из-за неразрешенного общественно­го конфликта. Эти драмы взаимосвязаны, исправить ничего нельзя.
    Чацкий смело, безоглядно бросается в бой, высказывает в пламенных монологах свое презрение к «мучительной толпе», ненависть к порядкам «времен очаковских и покоренья Крыма». Может быть, он поступил безрассудно, бросая вызов многочис­ленным фамусовым, молчалиным, скалозубам, но герой молод и горяч, а обстоятель­ства сложились такие, что ему не до рассуждений. Выйдя вскоре на Сенатскую пло­щадь, декабристы тоже не будут рассуждать: они борцы и жизни своей не пожалеют для победы.
    Таков и Чацкий. Его решительность, бескомпромиссность, неудержимый порыв — это черты молодости. Поэтому каждый новый век рождает своих Чацких. Они там, где необходимы их воля, ум, решительность, смелость, уверенность в справедливости того дела, которое они отстаивают. Вот почему Чацкий — герой не только своего вре­мени, но и современник всех поколений. И нельзя не удивиться мудрости Грибоедо­ва, которому не было тогда и тридцати лет. Чацкий вынужден покинуть дом Фамусо­ва, но это не бегство, а временное отступление: своих убеждений он не изменит, от своих взглядом не откажется. Чацкий вернется, ведь «каждое дело, требующее об­новления, вызывает тень Чацкого» (Гончаров). Вот почему он никогда не состарится и каждое время сможет назвать его своим героем.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  7. В великих произведениях мировой литературы созданы образы которые, оставаясь героями своего времени, являются «вечными спутниками» человечества. Они не могут уйти в прошлое вместе со своим временем, потому что воплощают качества общечеловеческие, присущие людям всех эпох.
    Таков Чацкий. Оставаясь передовым человеком своего времени, он смело шагает в наше, становясь другом, единомышленником, а часто и советчиком наших современников.
    Чацкий представляет передовую молодежь начала 20-х годов XIX века. По возрасту он не мог быть участником Отечественной войны 1812 года, но сформировался под влиянием того духа свободы и вольномыслия, который принесла в Россию эта война. Ведь молодые офицеры, участники сражений, по-новому увидели свой «добрый, умный», но, как и прежде, угнетенный народ и во имя его блага жаждали общественных перемен.
    Чацкий полон энтузиазма и торопится поделиться своими убеждениями с теми, в ком рассчитывал встретить понимание и поддержку. Вернее, он просто не понимал, как можно не согласиться с очевидным. По его убеждению, следует немедленно изменить старые порядки и отказаться от старых, изживших себя норм общественной жизни, пересмотреть отношение к крепостному праву, к государственной службе, к достоинству человеческой личности, к воспитанию детей, к национальной культуре.
    Может ли процветать страна, в которой хозяйничают Фамусовы, использующие государственную службу только в личных интересах? Как можно считать достойным членом общества Молчалина, всегда следующего завету отца «угождать всем людям без изъятья», бессловесного подхалима, расчетливого лжеца и лицемера? А воспитание детей, которым занимаются «учителей полки, числом по-более, ценою подешевле»!
    «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» — с горечью спрашивает Чацкий, видя вокруг «прошедшего житья подлейшие черты». Его поражают не столько низость Молчалина, тупость и солдафонство Скалозуба, сколько то, что эти ничтожества, как и многочисленные хлестовы, репетиловы, загорецкие, тугоуховские, — уважаемые члены общества. Еще бы! Один «то моську вовремя погладит, то в пору карточку вотрет», второй «и золотой мешок, и метит в генералы», третий — «человек известный, хоть он и враль, картежник, плут…» Стать членом такого общества Чацкий не может: он перестал бы уважать себя. Он переживает «мильон терзаний» и из-за отвергнутой любви, и из-за неразрешенного общественного конфликта. Эти драмы взаимосвязаны, исправить ничего нельзя.
    Решительность, бескомпромиссность, неудержимый порыв Чацкого — это черты молодости. Поэтому каждый новый век рождает своих Чацких. Они там, где необходимы их воля, ум, решительность, смелость, уверенность в справедливости того дела, которое они отстаивают. Вот почему Чацкий — герой не только своего времени, но и современник всех поколений. И нельзя не удивиться мудрости Грибоедова, которому не было тогда и тридцати лет. Чацкий вынужден покинуть дом Фамусова, но это не бегство, а временное отступление: своих убеждений он не изменит, от своих взглядов не откажется. Чацкий вернется, ведь «каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого» (Гончаров). Вот почему он никогда не состарится и каждое время сможет назвать его своим героем.

    по теме:

    Молчалин глазами Чацкого и Софьи
    Смысл названия комедии «Горе от ума»
    Чацкий и Молчалин. Характер и смысл противостояния
    категория: сочинения по русской литературе / сочинения по творчеству Грибоедовa А. / Чацкий — герой своего времени

  8. Что такое “герой времени”? На этот вопрос не так легко ответить, как кажется. Для Лермонтова это “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”, для Чернышевского – наоборот – “соль соли земли”. Ясно, однако, что это человек в чем-то незаурядный, выдающийся. Ясно и то, что под героем времени мы понимаем характер, выражающий собой сущность той или иной эпохи, ее важнейшие закономерные черты. Это типический характер, развившийся и сформировавшийся в типических обстоятельствах. Каким же будет конкретный характер героя – собственно героическим или каким-то иным – это зависит в большой степени от характера его времени. Так что у каждого времени – свой герой. Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. И действительно, в спорах с Фамусовым проявляется образ человека, который видит пороки общества, обличает их в своих монологах. Особенно ярко основные черты характера Чацкого проявляются в сопоставлении с Молчал иным. Молчалин – молодой человек, который служит у Фамусова секретарем. У него совершенно другая позиция. Для него главное – выслужиться, а его кредо – “угождать всем людям без изъяна”. Чацкий же “служить бы рад”, но прислуживаться ему тошно. Противопоставлены Чацкому и представители “века минувшего” Фамусов, Скалозуб, Хлестова и др. Характеризуя этих героев, Грибоедов дает характеристику всему обществу. Фамусов – консервативный чиновник, его пугают речи Чацкого, он называет его “опасным человеком”, Скалозуб – солдафон с головы до ног, а так же “хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки”. Для этих людей, которые всеми правдами и неправдами пытаются сохранить свое положение, Чацкий, несомненно, представляет угрозу

  9. 9
    Текст добавил: ((((((((((((kInG $tRеЕt)))))))))

    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит к лучшим произведениям русской литературы. В ней писатель отразил свое время, проблемы эпохи, показал свое отношение к ним.
    «Горе от ума» показывает нам эпоху декабристов, 1820-ые годы. В этом произведении в лице главного героя Александра Андреевича Чацкого изображен «новый человек». Он наполнен возвышенными идеями. Чацкий протестует против всех старых порядков, которые существовали тогда в Москве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм. Это человек с другим складом ума и души, другим взглядом на мир и людей.
    Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина — Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что Софья любит его. Но в доме старого друга его отца героя ожидают одни разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина — чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.
    Одна из самых значительных сцен в комедии — беседа Чацкого с Фамусовым. На поучения старика о том, как надо жить, герой отвечает знаменитой фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Для Фамусова и его знакомых самое главное в жизни — чин, служебное положение. Им абсолютно все равно, за что человек получает должность: за реальные дела, полезные для общества поступки или за лживое подлизывание и прислуживание, за родственные связи. Фамусов приводит яркий пример того, как надо «служить»:
    Когда же надо подслужиться,
    И он сгибался вперегиб:
    На куртаге ему случилось обступиться;
    Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
    Старик заохал, голос хрипкой;
    Был высочайшею пожалован улыбкой.
    Чацкому это кажется невозможным, уму непостижимым. Он уверен, что в его время все изменилось:
    Нет, нынче свет уж не таков.
    Вольнее всякий дышит
    И не торопится вписаться в полк шутов.
    Всё это герой говорит в таком пылу, что не замечает, как Фамусов уже давно его не слушает. Он просто заткнул себе уши. Это ярко рисует положение Чацких в современном им обществе. Доводы этих людей просто не слушают, так как им ничего не могут возразить.
    Чацкий считает, что образование необходимо каждому человеку. Сам герой долгое время провел за границей, получил хорошее образование. Старое же общество во главе с Фамусовым считает, что ученость — причина всех бед. От образования человек может даже сойти с ума. Поэтому так легко фамусовское общество верит слуху о сумасшествии героя в конце комедии.
    Александр Андреевич Чацкий — патриот России. На балу в доме Фамусова он увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо» только лишь за то, что тот иностранец. У героя это вызвало волну возмущения. Он борется за все русское в русской стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, говорили на русском языке.
    Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства. Чацкий борется за отмену крепостного права.
    Одним словом, Александр Андреевич Чацкий хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее. Его борьба трудна и упорна, но победа нового неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю. Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Авторитет Чацкого был известен и прежде, у него уже есть единомышленники. Скалозуб жалуется, что его брат оставил службу, не дождавшись чина, и стал книги читать. Одна из старух сетует на то, что ее племянник, князь Федор, занимается химией и ботаникой. Нужен был только взрыв, и между «старыми» и «новыми» людьми завязался бой. Он начался в один день, в одном доме, но последствия его отразятся на всей Москве и на всей России.
    Чацкий начал раскол. Пусть он разочаровался в своих личных ожиданиях и не нашел «прелести встреч», «живого участия», но зато он «брызнул сам на засохшую почву живой водой», увозя с собой «мильон терзаний».
    Чацкий — человек своего времени, потому что он отражает идеи и мысли, которые развивались в то время. Идеи декабристов, просвещения уже захватили Россию. Они существовали, несмотря на сопротивление многих людей. Именно эти мысли продвигали Россию, помогали ей развиваться. И Грибоедов своей комедией, своим героем Чацким ускорил изменение своей страны к лучшему.

  10. В больших произведениях мировой литературы созданы образы Которые, оставаясь героями своего времени, являются «вечными спутниками» человечества Они не могут уйти в прошлое вместе со своим временем, по отому что воплощают качества общечеловеческие, присущие людям всех эпох.
    Таков Чацкий Оставаясь передовым человеком своего времени, он смело шагает в наше, становясь другом, единомышленники, а часто и советчик наших современников.
    Чацкий представляет передовую молодежь начала 20-х годов XIX века По возрасту он не мог быть участником Отечественной войны 1812 года, но сформировался под влиянием того духа свободы и вольномыслию, к Который принесла в Россию эта война Ведь молодые офицеры, участники сражений, по-новому Увидел свой «добрый, умный», но, как и прежде, угнетенный народ и во имя его блага жаждалы общественных перемеен.
    Чацкий плен энтузиазма и торопится поделиться своими убеждениями с темы, в ком рассчитывал встретить понимание и поддержку Вернее, он просто не понимал, как можно не согласиться с очевидным По его убьет беждению, следует немедленно изменить старые порядки и отказаться от старых, изживших себя норм общественной жизни, пересмотреть отношение к крепостного праву, к государственное службе, к достоинству человеческой личности, к воспитанию детей, к Национальной культурре.
    Может ли процветать страна, в которой хозяйничают Фамусовы, использующие государственную службу только в личных интересах? ету отца «угождать всем людям без изъятья», бессловесного подхалима, расчетливо лжеца и лицемера? !
    «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы Должны принять за образцы?» – С горечью спрашивает Чацкий, видя вокруг «прошедшего жить подлейшие черты» Его поражают не столько низости Молчалина, тупос во и солдафонства Скалозуба, сколько то, что Эти ничтожество, как и Многочисленные хлестовы, репетиловы, загорецкие, Тугоуховские, – уважаемые члены общества Еще бы! то в пору карточку вотрет », второй« и золотой мешок, и метит в генералы », третий -« человек Известный, хоть он и Враль, картежник, плут »Пол членом такого общества Чацкий не может: он перестал бы у весят себя Он переживает «мильон терзаемый» и из-за отвергнутой любви, и из-за неразрешенного общественного конфликта Эти драмы взаимосвязаны, исправить ничего нельзя нельзя.
    решительность, бескомпромиссность, Неудержимые порыв Чацкого – это черты молодости Поэтому каждый новый век рождает Своих Чацких Они там, где необходимы их воля, ум, решительность, смелость, увереннос во в справедливости того дела, которое они отстаивают Вот почему Чацкий – герой не только своего времени, но и современник всех поколений И Нельзя не удивиться мудрости Грибоедова, которому не было т огда и тридцати лет Чацкий вынуждено покинуть дом Фамусова, но это НЕ бегство, а временное отступление: Своих убеждений он не изменит, вот Своих взглядов НЕ откажется Чацкий вернется, ведь «каждое дело требующее обновления, вызывает тень Чацкого »(Гончаров) Вот почему он Никогда не состарится и каждое время сможет назвать его своим герое героем.

    по теме:

    Молчалин глазами Чацкого и Софьи
    Смысл названия комедии «Горе от ума»
    Чацкий и Молчалин Характер и смысл противостояния
    категория: сочинения по русской литературе / сочинения по творчеству Грибоедовa А / Чацкий – герой своего времени

  11. Великих произведениях мировой литературы созданы образы людей, которые, оставаясь героями своего времени, являются «вечными спутниками» человечества. Они не могут уйти в прошлое вместе со своим временем, потому что воплощают качества общечеловеческие, присущие людям всех эпох. Таков Чацкий. Оставаясь передовым человеком своего времени, он смело шагает в наше, становясь другом, единомышленником, а часто и советчиком наших совре­менников. Чацкий представляет передовую молодежь начала 20-х годов XIX века. По возра­сту он не мог быть участником Отечественной войны 1812 года, но сформировался под влиянием того духа свободы и вольномыслия, который принесла в Россию эта война. Ведь молодые офицеры, участники сражений, по-новому увидели свой «добрый, ум­ный», но, как и прежде, угнетенный народ и во имя его блага жаждали обществен­ных перемен. Чацкий полон энтузиазма и торопится поделиться своими убеждениями с теми, в ком рассчитывал встретить понимание и поддержку. Вернее, он просто не понимал, как можно не согласиться с очевидным. По его убеждению, следует немедленно изме­нить старые порядки и отказаться от старых, изживших себя норм общественной жизни, пересмотреть отношение к крепостному праву, к государственной службе, к достоинству человеческой личности, к воспитанию детей, к национальной культуре и т. д. В самом деле, разве заслуживает уважения «Нестор негодяев знатных» или тот крепостник, который привез в столицу «от матерей, отцов отторгнутых детей», «за­ставил всю Москву дивиться их красе» и таланту, «но должников не согласил к от­срочке», и в результате «амуры и зефиры» были распроданы поодиночке? Может ли процветать страна, в которой хозяйничают Фамусовы, использующие государственную службу только в личных интересах? Как можно считать достойным членом общества Молчалина, всегда следующего завету отца «угождать всем людям без изъятья», бес­словесного подхалима, расчетливого лжеца и лицемера? А воспитание детей, которым занимаются «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле»! А слепое подража­ние Западу, презрение к национальной культуре, народным обычаям, родному язы­ку! Все это вызывает негодование Чацкого. Как и его единомышленники, будущие декабристы, он гневно обрушивается на старые порядки, старые предрассудки, отжив­шие убеждения. Чацкий ратует за свободу человеческой личности, он хотел бы слу­жить, но служить «делу, а не лицам». «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы могли б принять за образцы?» — с горечью спрашивает Чацкий, видя вокруг «прошедшего житья подлейшие черты». Его поражают не столько низость Молчалина, тупость и солдафонство Скалозуба, сколь­ко то, что эти ничтожества, как и многочисленные хлестовы, репетиловы, загорецкие, тугоуховские, — уважаемые члены общества. Еще бы! Один «то моську вовремя погладит, то в пору карточку вотрет», второй «и золотой мешок, и метит в генера­лы», третий — «человек известный, хоть он и враль, картежник, плут…» Стать чле­ном такого общества Чацкий не может: он перестал бы уважать себя. Он переживает «мильон терзаний» и из-за отвергнутой любви, и из-за неразрешенного общественно­го конфликта. Эти драмы взаимосвязаны, исправить ничего нельзя. Чацкий смело, безоглядно бросается в бой, высказывает в пламенных монологах свое презрение к «мучительной толпе», ненависть к порядкам «времен очаковских и покоренья Крыма». Может быть, он поступил безрассудно, бросая вызов многочис­ленным фамусовым, молчалиным, скалозубам, но герой молод и горяч, а обстоятель­ства сложились такие, что ему не до рассуждений. Выйдя вскоре на Сенатскую пло­щадь, декабристы тоже не будут рассуждать: они борцы и жизни своей не пожалеют для победы. Таков и Чацкий. Его решительность, бескомпромиссность, неудержимый порыв — это черты молодости. Поэтому каждый новый век рождает своих Чацких. Они там, где необходимы их воля, ум, решительность, смелость, уверенность в справедливости того дела, которое они отстаивают. Вот почему Чацкий — герой не только своего вре­мени, но и современник всех п

  12. В великих произведениях мировой литературы созданы образы которые, оставаясь героями своего времени, являются «вечными спутниками» человечества. Они не могут уйти в прошлое вместе со своим временем, потому что воплощают качества общечеловеческие, присущие людям всех эпох.
    Таков Чацкий. Оставаясь передовым человеком своего времени, он смело шагает в наше, становясь другом, единомышленником, а часто и советчиком наших современников.
    Чацкий представляет передовую молодежь начала 20-х годов XIX века. По возрасту он не мог быть участником Отечественной войны 1812 года, но сформировался под влиянием того духа свободы и вольномыслия, который принесла в Россию эта война. Ведь молодые офицеры, участники сражений, по-новому увидели свой «добрый, умный», но, как и прежде, угнетенный народ и во имя его блага жаждали общественных перемен.
    Чацкий полон энтузиазма и торопится поделиться своими убеждениями с теми, в ком рассчитывал встретить понимание и поддержку. Вернее, он просто не понимал, как можно не согласиться с очевидным. По его убеждению, следует немедленно изменить старые порядки и отказаться от старых, изживших себя норм общественной жизни, пересмотреть отношение к крепостному праву, к государственной службе, к достоинству человеческой личности, к воспитанию детей, к национальной культуре.
    Может ли процветать страна, в которой хозяйничают Фамусовы, использующие государственную службу только в личных интересах? Как можно считать достойным членом общества Молчалина, всегда следующего завету отца «угождать всем людям без изъятья», бессловесного подхалима, расчетливого лжеца и лицемера? А воспитание детей, которым занимаются «учителей полки, числом по-более, ценою подешевле»!
    «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» — с горечью спрашивает Чацкий, видя вокруг «прошедшего житья подлейшие черты». Его поражают не столько низость Молчалина, тупость и солдафонство Скалозуба, сколько то, что эти ничтожества, как и многочисленные хлестовы, репетиловы, загорецкие, тугоуховские, — уважаемые члены общества. Еще бы! Один «то моську вовремя погладит, то в пору карточку вотрет», второй «и золотой мешок, и метит в генералы», третий — «человек известный, хоть он и враль, картежник, плут…» Стать членом такого общества Чацкий не может: он перестал бы уважать себя. Он переживает «мильон терзаний» и из-за отвергнутой любви, и из-за неразрешенного общественного конфликта. Эти драмы взаимосвязаны, исправить ничего нельзя.
    Решительность, бескомпромиссность, неудержимый порыв Чацкого — это черты молодости. Поэтому каждый новый век рождает своих Чацких. Они там, где необходимы их воля, ум, решительность, смелость, уверенность в справедливости того дела, которое они отстаивают. Вот почему Чацкий — герой не только своего времени, но и современник всех поколений. И нельзя не удивиться мудрости Грибоедова, которому не было тогда и тридцати лет. Чацкий вынужден покинуть дом Фамусова, но это не бегство, а временное отступление: своих убеждений он не изменит, от своих взглядов не откажется. Чацкий вернется, ведь «каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого» (Гончаров). Вот почему он никогда не состарится и каждое время сможет назвать его своим героем.

    Еще школьные сочинения:

    Смысл названия комедии «Горе от ума»
    Чацкий и Молчалин. Характер и смысл противостояния
    Жанровое своеобразие пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Историческое значение образа Чацкого

  13. Чацкий начинает новый век — и в этом все его значение и весь ум.
    И. А. Гончаров
    Чацкий- герой своего времени. В великих произведениях мировой литературы созданы образы людей, которые, оставаясь героями своего времени, являются «вечными спутниками» человечества. Они не могут уйти в прошлое вместе со своим временем, потому что воплощают качества общечеловеческие, присущие людям всех эпох.
    Таков Чацкий- герой своего времени. Оставаясь передовым человеком своего времени, он смело шагает в наше, становясь другом, единомышленником, а часто и советчиком наших современников.
    Чацкий представляет передовую молодежь начала 20-х годов XIX века. По возрасту он не мог быть участником Отечественной войны 1812 года, но сформировался под влиянием того духа свободы и вольномыслия, который принесла в Россию эта война. Ведь молодые офицеры, участники сражений, по-новому увидели свой «добрый, умный», но, как и прежде, угнетенный народ и во имя его блага жаждали общественных перемен.
    Чацкий полон энтузиазма и торопится поделиться своими убеждениями с теми, в ком рассчитывал встретить понимание и поддержку. Вернее, он просто не понимал, как можно не согласиться с очевидным. По его убеждению, следует немедленно изменить старые порядки и отказаться от старых, изживших себя норм общественной жизни, пересмотреть отношение к крепостному праву, к государственной службе, к достоинству человеческой личности, к воспитанию детей, к национальной культуре.
    Может ли процветать страна, в которой хозяйничают Фамусовы, использующие государственную службу только в личных интересах? Как можно считать достойным членом общества Молчалина, всегда следующего завету отца «угождать всем людям без изъятья», бессловесного подхалима, расчетливого лжеца и лицемера? А воспитание детей, которым занимаются «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле»!
    «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» — с горечью спрашивает Чацкий, видя вокруг «прошедшего житья подлейшие черты». Его поражают не столько низость Молчалина, тупость и солдафонство Скалозуба, сколько то, что эти ничтожества, как и многочисленные хлестовы, репетиловы, загорецкие, тугоуховские, — уважаемые члены общества. Еще бы! Один «то моську вовремя погладит, то в пору карточку вотрет», второй «и золотой мешок, и метит в генералы», третий — «человек известный, хоть он и враль, картежник, плут…» Стать членом такого общества Чацкий не может: он перестал бы уважать себя. Он переживает «мильон терзаний» и из-за отвергнутой любви, и из-за неразрешенного общественного конфликта. Эти драмы взаимосвязаны, исправить ничего нельзя.
    Решительность, бескомпромиссность, неудержимый порыв Чацкого — это черты молодости. Поэтому каждый новый век рождает своих Чацких. Они там, где необходимы их воля, ум, решительность, смелость, уверенность в справедливости того дела, которое они отстаивают. Вот почему Чацкий — герой не только своего времени, но и современник всех поколений. И нельзя не удивиться мудрости Грибоедова, которому не было тогда и тридцати лет. Чацкий вынужден покинуть дом Фамусова, но это не бегство, а временное отступление: своих убеждений он не изменит, от своих взглядов не откажется. Чацкий вернется, ведь «каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого» (Гончаров). Вот почему он никогда не состарится и каждое время сможет назвать его своим героем.

    читать похожие:

    Печорин — герой своего времени в романе М. Ю. Лермонтова
    ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
    «Чичиков не меньше, чем Печорин, если не больше, герой своего времени» сочинение
    М. Ю. Лермонтов — герой своего времени?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *