Сочинение на тему чацкий и молчалин какие они разные

9 вариантов

  1. В одном из эпизодов комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин сталкиваются в словесном поединке, и перед читателем постепенно начинает открываться истинное лицо Молчалина, который оказывается не таким простым, каким кажется на первый взгляд.
    Молчалин, как и все ненавистные Чацкому представители «века минувшего», стремится любой ценой заполучить высокий чин и положение в обществе. Так как пока он всего этого не имеет, ему «надобно зависеть от других». Чацкому это непонятно: «Зачем же надобно?» Но Молчалин, похоже, имеет четкий жизненный план. Он старается всячески услужить гостям Фамусова, хвалит шерстку собаки Хлестовой, что выглядит нелепо и унизительно. Он живет по принципу: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
    Даже своими небольшими успехами по службе Молчалин очень гордится и хвалится ими перед Чацким: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин даже смеет выражать сочувствие Чацкому из-за того, что тот не служит. Он рекомендует Чацкому наладить отношения с Татьяной Юрьевной, которая «балы дает нельзя богаче». Она может посодействовать в получении очередного чина или награды, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные». Именно так привыкли зарабатывать положение в обществе люди фамусовского круга. Таков и Молчалин.
    Сторонникам «века минувшего» не понять стремления Чацкого служить «делу, а не лицам». Если Молчалин использует бал в качестве возможности найти каналы для продвижения по служебной лестнице, то Чацкий предпочитает разделять время для веселья и для дела: «Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа».
    Образы Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» совершенно не похожи. Чацкий обладает свежим, деятельным умом. Он смел и в любви, и в защите своих взглядов. Молчалин же неспешен и осторожен как в обществе, так и в чувствах. В отношениях с Софьей он постоянно задумывается о том, как отреагирует свет на их связь, если она вдруг откроется, ведь «злые языки страшнее пистолета». Удивительно, что такие разные герои могли вызвать любовь к себе у одной и той же женщины.
    Эта загадка раскроется в финале пьесы. Молчалин добивается расположения Софьи обманом. Под маской молчаливого и скромного человека скрывается двуличный герой, который принимает вид любовника только «в угоду дочери такого человека». В нем нет любви к Софье и нет серьезных намерений по отношению к ней, в отличие от Чацкого.
    Однако и Чацкий, проведя один день в обществе московских дворян, понимает, что его взгляды навсегда разошлись со взглядами фамусовского общества. И Софья для него теперь – часть, детище того мира, куда ему нет входа. Он рекомендует ей помириться с Молчалиным, которого она разоблачила. Ведь этот герой полностью соответствует идеалу мужа, принятому в свете: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

    Выводы

    Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума» – совершенно разные по натуре и по ценностным ориентирам герои. Если общество отвергает Чацкого и принимает Молчалина, значит, оно характеризует себя в соответствии этому герою. Московские дворяне хотят, чтобы перед ними преклонялись, выслуживались, завоевывали их расположение. У них в почете чинопоклонничество и карьеризм. Этим идеалам как нельзя лучше соответствует Молчалин. Чацкий же в этом обществе «страстных к чинам» людей лишний.

  2. Комедия «Горе от ума» – гениальное произведение А. Грибоедова. В нем автор повествует о жизни дворянской Москвы 19-ого века. В это время начали меняться устои старой эпохи, зарождались новые, прогрессивные декабристские идеи. В комедии отображен конфликт двух эпох «века нынешнего и века минувшего». Представителями века нынешнего являлись прогрессивно мыслящие люди, такие как главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий. А представителями века минувшего были непримиримые консерваторы, например, Алексей Степанович Молчалин. Таким образом, Чацкий и Молчалин – представители двух разных общественных лагерей.
    Чацкий и Молчалин по возрасту принадлежат одному поколению, они молоды, имеют определенные взгляды на жизнь. Каждый из них по-своему умен. Чацкий с детства воспитывался в доме Фамусова, но сейчас там не живет. А Молчалин является коллежским секретарем и на данный момент живет в доме Фамусова. Стоит отметить, что Молчалин, в отличие от Чацкого, принадлежит Фамусовскому обществу.
    Алексей Андреевич Чацкий – небогатый дворянин, получивший хорошее образование. С малых лет воспитывался в доме Фамусова в связи с гибелью родителей. В детстве хорошо дружил с Софьей. Вернувшись из заграницы понял, что влюблен в девушку, но она в свою очередь не отвечала ему взаимностью. Да и отец Софьи был против брака, ведь он считал, «кто беден, тот тебе не пара», а Чацкий имел лишь 400 душ, что, по мнению Фамусова, мало. По характеру Александр Андреевич революционер, мечтающий о бескорыстном служении Отечеству. Яркий представитель «века нынешнего». К Фамусовскому обществу Чацкий относится неприязненно, ведь представители этого общества страдают чинопочитанием, карьеризмом и лицемерием. Люди, совершенно противоположные Чацкому по характеру, жизненным целям. И именно поэтому его в этом обществе не понимают и принимают за сумасшедшего. Образ Чацкого – это тип просвещенного человека, свободно выражающего свое мнение.
    Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова. По происхождению он крестьянин, но стремится добиться успехов в обществе, получить высокий чин, стать влиятельным человеком. Он следует наставлению его отца. С виду Молчалин кажется скромным, кротким, тихим и уступчивым. Но это всего лишь маска, которую он создал для достижения своей цели, а цель его – это чин и богатство. В Молчалина влюблена Софья, а он в то же время без ума от служанки Лизы, а с Софьей встречается только ради чинов. Молчалин везде и каждому пытается услужить, ведь он считает, что лишь одного слова, сказанного влиятельному человеку, достаточно для получения чина или хорошего расположения. Главный жизненный принцип Молчалина – низкопоклонство и угодничество вышестоящим, именно поэтому он является членом «фамусовского общества». Молчалин – угодник нового времени, действующий тонко и очень успешно.
    Таким образом, Чацкий и Молчалин – люди, совершенно противоположные. А.С.Грибоедов создал типичные характеры: Чацкий – тип борца, революционера, не боящегося выражать свою точку зрения. Молчалин же – тип льстеца, главная цель которого – угодничество вышестоящим для достижения цели. А.Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, ведь и в наше время мы можем найти подобных героев. Поэтому мы должны задуматься и поставить себе правильные жизненные цели. С одной стороны, добиваться своих целей лестью и угодничеством эффективно, но важнее оставаться человеком с большими нравственными принципами. Чацкий – именно тот человек, у которого мы можем этому научиться.

  3. Эти герои совершенно разные по всем показателем. По мировоззрению, воспитанию, характеру, в стремлении заслужить свое место под солнцем. Молчалину приемлема лесть, унижение и все низменные качества человека.
    Чацкий по происхождению дворянин, вот в нем и отражены все лучшие черты благородного человека. Молчалин же не имеет знатных корней, своего положения в обществе, он добился благодаря своему начальнику.
    Благодаря своему происхождению Чацкий образованный и всесторонне развит как личность. Молчалин же наоборот, глуп и не образован в своих стремлениях кроме получения нового чина, его больше ничего не интересует.
    Чацкий же противоположен во всех взглядах. В стремлениях и по характеру совсем другой человек. Чацкий любит свою родину и страну, очень пылкий и яркий молодой человек.
    Молчалин же наоборот совсем незаметный и безликий, главная цель его жизни получить должность. И чем престижнее, тем лучше, это бесчестный, двуличный человек, который не остановится ни перед чем для достижения своих целей.
    Чацкий не любит изжитое прошлое, он стремиться к светлому будущему. И надеется, что общество измениться в лучшую сторону. Чацкий служил в армии, дослужился до звания офицера, сейчас он в отставке.
    В обществе при обсуждении разных тем интересующих общество, Чацкий открыто, и откровенно делиться своими умозаключениями.
    Молчалин напротив не высказывает своих мыслей, а соглашается с мыслями чиновников, которые выше его по чину, чтобы расположить их к себе и продвинуться по служебной лестнице.
    Чацкий не будет подчиняться и льстить для того чтобы его любили в обществе, Молчалин же готов на все унижения ради карьерного роста. И признания его в обществе.
    В ходе чтения произведения выясняется, что Чацкий откровенный и смелый человек. Молчалин же абсолютная его противоположность, лгун, трус и карьерист.
    В доме Фамусова, Чацкого считают непонятным человеком. Вскоре из-за этого он уезжает. Молчалин же наоборот хорошо вписался в это общество. В итоге Чацкий покидает Москву, а Молчалин остается здесь жить и зарабатывать себе новый чин.

  4. Он увидел, что ничего не изменилось в жизни дворянского обще­ства, нашел ту же пошлость и пустоту, которые присутствовали и в прежние годы, тот же дух нравственного угнетения и подавления личности. Поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обще­ством было неизбежно. И это столкновение постепенно принима­ет все более ожесточенный характер, кроме того, оно осложняется еще и личной драмой Чацкого — рушатся его надежды наличное счастье. Софья, которую Чацкий любит искренне и серьезнб, видя в ней будущую жену, не может ответить на его чувства. Она, обла­дая несомненными достоинствами, всей душой принадлежит фамусовскому миру, а Чацкий вступает с этим миром и его устоями в конфликт.
    Этот конфликт, стоящий в центре комедии, — конфликт меж­ду «одним здравомыслящим человеком» и консервативным боль­шинством, отражающий противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», — наиболее резко проступает в сравнении Чацкого с Молчалиным. Они ровесники, и тем острее контраст между ними.
    Скудость духа и умение поудобнее устраиваться в жизни, не­терпимость ко всему свежему и непривычному — таковы основ­ные черты всех представителей фамусовского общества. А Молча­ли н по всем свойствам характера принадлежит к этому обществу: более того, он прямое его порождение. С первого же появления на сцене он кажется нам совершенным ничтожеством. «Услужлив, скромненький, в лице румянец есть…ума в нем только мало…», — характеризует его Чацкий. Молчалин охотно угождает всем, не смеет «своего сужденья иметь». «В мои лета не должно сметь сВое суждение иметь. Ведь надобно ж зависеть от других… в чинах мы небольших», — считает он.
    Для Чацкого же такая рабская мораль неприемлема. «Зачем же мнения чужие только святы?» — иронично спрашивает он Мол-чалина. Сам Чацкий привык иметь и высказывать собственное мнение.
    Молчалин своими главными талантами считает «умеренность и аккуратность», которые обеспечивают его настоящие и буду­щие успехи. Он обладает и другими «чудеснейшими свойства­ми», за которые его так любит Софья, да и другие в фамусовском обществе: «…уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокой­ства, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит…». Очень точную характеристику дал ему Н. В. Гоголь. «Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, без­молвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…».
    Молчалин полностью олицетворяет мораль «минувшего ве­ка» — «века покорности и страха», основанную на пресмыкатель­стве перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека считает удачливого вельможу, достигшего «степеней из­вестных» благодаря своему раболепству. Вся «лакейская» филосо­фия жизни этого чинуши и Подхалима, не смеющего «свое сужде­ние иметь», наилучшим образом раскрывается в его знаменитом признании:
    Мне завещал отец:

  5. В комедии “Горе от ума” А.С. Грибоедова наблюдается два конфликта: любовный и социальный. Эти линии плавно переплетаются, и их дополняют некоторые персонажи комедии. Чацкий и Молчанин – герои комедии, претенденты на руку и сердце Софьи Фамусовой.
    Чацкий – главные герой комедии, возвращается на родину после длительного пребывания за рубежом. Здесь у него осталась любимая девушка – Софья, и молодой человек идет с серьезными намерениями. Но за три года утекло много воды, и Софья не испытывает к Чацкому прежних чувств. У нее появилась новая любовь – Молчанин.
    Чацкий не понимает, что такого могло произойти за три года. До главного героя не доходит, как Софья могла предпочесть Молчанина.
    Софья по происхождению из дворянской семьи. Девушка не отличается консервативными нравами, но воспитание отца дало о себе знать.
    В разговоре между Елизаветой и Софьей становиться понятно, что девушка не испытывает прежних чувств, к Чацкому. Она отмечает, что у Чацкого есть чувство юмора, это немало важно, но и не самое главное для претендента на руку и сердце. Девушка не считает себя виновной, что смогла полюбить другого человека.
    Софья влюблена в Молчанина по уши. Она видит в нем романтического героя и желает продолжения отношений.
    В комедии есть эпизод, где Чацкий и Молчанин ведут беседу, здесь все становиться на свои места и до читателя доводят мысль, что не такой уж Молчанин и простой, как может показаться на первый взгляд.

  6. Можно сопоставить персонажей по ряду аспектов:
    Чацкий
    Молчалин
    Характер
    Искренний, пылкий, прямолинейней молодой человек. чувства часто мешают ему трезво оценивать ситуацию.
    Услужливый, осторожный и очень скрытный. Главная цель – карьера и высокое положение в обществе.
    Общественное положение
    Московский дворянин без большого состояния. Его принимают тепло из-за происхождения и связей.
    Мещанин из провинции. Известен в свете, но не имеет никакого веса.
    Образование
    Очень просвещенный и умный. Получил хорошее образование.
    Очень ограниченный человек, суждения которого примитивны. Не получил достойного образования.
    Сфера деятельности
    Не имеет должности. Есть упоминания о том, что он служил в армии.
    Секретарь, обычный служащий. Зарекомендовал себя исполнительным чиновником, поэтому ему пророчат карьерный рост.
    Социальные взгляды
    Вольнодумец и патриот. Не боится возмущаться порядками, царящими в обществе.
    Абсолютно приемлет и уважает существующий строй.
    Карьерные воззрения
    Убежден, что высокого чина могут добиться только подхалимы. Считает, что перспектив у него нет.
    Готов на все ради карьеры – терпеть унижения, заводит связи. Очень серьезно относится к своей службе.
    Особенности речи
    Красноречив и остроумен. Говорит на русском языке, но может вставлять и французские предложения.
    Чиновничья, весьма почтительная речь. Общаясь со старшими по званию, начинает льстить и лебезить.
    Отношение друг к другу
    Относится с презрением к Молчалину. Считает, что у того нет никаких достоинств. Старается высмеять при любом удобном случае.
    Нейтрально воспринимает Чацкого. Обращается с почтением. Но для себя в этом человеке пользы не видит.
    Финал
    Униженный и оскорбленный уезжает из Москвы. Он разочарован в любви и отвергнут обществом.
    Его судьба не определена, так как Фамусов не узнает о связи Молчалина со своей дочерью. Герой может продолжить службу.
    Роль в комедии
    Главный герой, вокруг которого развиваются все конфликты пьесы.
    Основной антагонист. Является воплощением закостенелости.

    Итоги

    Подходит к концу наше сочинение. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» противопоставлены друг другу. Автор делает это для того, чтобы ярче проявились характеры героев. Грибоедов на примере этих персонажей дает характеристику веку нынешнему и веку минувшему, а выводы должен сделать читатель. Позиция автора при этом ясна – он принимает сторону Чацкого.
    Несмотря на то, что с момента написания шедевра прошло уже два века, комедия сохранила свою актуальность и сегодня.

  7. Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова “ Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий абсолютно противоположен Молчалину. Многие стороны души Грибоедова отразились в образе Чацкого. Он истинный и страстный патриот.
    “Не служит, то есть в том он пользы не находит,
    Но захотел бы, был бы деловой,
    Жаль, очень жаль, он малый с головой.
    И славно пишет, переводит”.
    Молчалин по натуре тихий и безликий. Главной задачей в жизни ставит сделать себе карьеру и получить высокий чин:
    А впрочем, он дойдёт до степеней известных,
    Ведь нынче любят бессловесных…
    Для Молчалина отсутствуют понятия чести и гордости:
    В мои лета не должно сметь,
    Своё суждение иметь.
    Единственным талантом, которым наделил его Грибоедов, является умеренность и аккуратность. Молчалин двуличен.
    Чацкий презирает и осуждает “век минувший”. Он уверен, что век нынешний оправдает его надежды и изменит, раскачает, расшевелит заснувшее общество. Чацкого можно рассматривать как человека декабристского склада:
    “Кто делу служит, а не лицам…”,“Служить бы рад, прислуживаться тошно”.
    Характер героев произведения определяет их отношение к окружающим. Молчалин – паразит, старающийся всегда извлечь для себя как можно больше материальной выгоды из окружающих. Все его переживания сводятся к собственной карьере. Он обманывает Софью, уверяя в любви Лизу. Основное его чувство, пробуждённое к другим людям, это чувство зависти, которое выходит наружу под личиной лжи и лести.
    Чацкий одинок, у него нет друзей. Человек, которого он любит, относится к нему равнодушно. Общение Чацкого с людьми построено на спорах, конфликтах, беседах или монологах, обращенных не столько к собеседнику, сколько ко всему обществу.
    В комедии “Горе от ума” автор противопоставляет друг другу Чацкого и Молчалина, чтобы наиболее ярко раскрыть их характеры. Грибоедов, преподносит нам на обсуждение две науки жизни: века нынешнего и века минувшего, хотя сам поддерживает взгляды Чацкого.

  8. Где-то очень далеко от Молчалина, на противоположном полюсе общества, находится Чацкий. Он умён, язвителен и уверен в себе. Острый язык героя выражает резко ненавистное отношение к существующим порядкам Москвы. Почти каждого он обличает в притворстве и оказывается не так уж далеко от правды. Разгоряченная душа Чацкого требует свободы, искренности и справедливости. После безрезультатных попыток внушить людям свои ценности он покидает Фамусовый дом в надежде найти более понимающее отношение.

    Чацкий и Молчалин

    Одинаковые по возрасту личности, Молчалин и Чацкий, пошли столь разными дорогами возможно потому, что выросли в совершенно непохожих друг на друга мирах. Окружение юного Молчалина утверждало его зависимость от людей, находящихся выше в сложной иерархии государственной службы. Скорее всего, эта семья была небогата, и, насмотревшись море примеров поднятия в чине за счет простого подлизывания, он не мог иметь другой картины мира. Семья Чацкого, наоборот, была материально независимой. Тот факт, что герой занимался переводами, указывает на его образованность. Именно знание познакомило юношу с многообразием окружающего мира. И вот уже «тот, который для затей на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», не кажется Чацкому нормальным, приемлемым явлением общества, а превращается в то, о чем нельзя молчать.
    В итоге, такая поляризация взглядов на жизнь может объясняться большим различием в среде, вырастившей героев.

  9. План
    1. Противопоставление персонажей – прием автора-художника.
    2. Сходство и различие двух героев.
    3. Кто лишний?
    Почти в каждом литературном произведении есть персонажи, которых можно сравнить друг с другом. Часто один герой противопоставлен другому. Они различны по характеру, по поступкам, иногда даже по внешнему виду. Автор выбирает такой прием сравнения для того, чтобы читатель лучше понимал главную мысль произведения, его суть, проблему, сюжет, отношения персонажей. Вот и в произведении А.С.Грибоедова «Горе от ума» есть герои, которые противопоставлены друг другу. Это Чацкий и Молчалин.
    Сочинение – сравнение, которое я представлю, будет посвящено им. Нельзя сказать, что А.Грибоедов открыто заявляет, что Чацкий – хороший герой, а Молчалин – плохой. Читатель многое должен прочитать между строк. Характеристику качеств их натуры, поведения автор представляет через речь. Их реплики, монологи раскрывают характер и дают читателю понять, кто чего стоит.
    Начнем со сходства этих двух героев. Они оба входят в общество Фамусова и знакомы с ним. Здесь их сходство и заканчивается. А вот различий между персонажами предостаточно. Во-первых, происхождение. Чацкий был из богатого дворянского рода, а про Молчалина автор сказал: «Безродного пригрел…», то есть, Фамусов дал ему чин коллежского асессора, после чего Молчалин может претендовать на титул дворянина. Во-вторых, Чацкий – умный, образованный, интеллигентный человек. Молчалин же глуп и недалек. «Конечно, нет в нем этого ума…», – говорит А.Грибоедов.
    В-третьих, Чацкий понимает, что чин – это не главное в жизни. Можно жить и другими «вершинами», например, увлечься наукой или искусством. Можно быть творческим человеком и сопровождать службу интересным увлечениями. А Молчалин считает, что чин – это первостепенное в жизни человека. Строить карьеру – вот стезя, по которой должен идти каждый. Молчалин этим и занимается – он усердно взбирается по карьерной лестнице, чтобы получить в жизни все. Он обманывает Софью, прикидываясь влюбленным только для того, чтобы завладеть ее наследством. Прислуживая Фамусову, он преследует только одну цель – получить дворянский титул.
    В-четвертых, Чацкий смел в своих суждениях. Он не боится высказать обществу собственное мнение. Он вступает в спор со всеми умными людьми московского света. Он резок и принципиален. Молчалин же, наоборот, тих и скромен. Он говорит Чацкому: «…не должно сметь свои суждения иметь». Фамилия героя полностью соответствует его характеру. Он зависит от чужого слова, взгляда, движения руки. Полная подчиненность людям выше рангом и состоянием помогает Молчалину пристраиваться к нужным чинам и продвигаться по службе.
    Ну и в-пятых, Чацкий – честный, искренний человек. Герой открыто заявляет всему обществу, что он думает о нем. Он признается Софье в любви и открыто выражает непонимание ее отношения к нему. Он гневно выказывает недовольство и не скрывает своих чувств. Молчалин же все время притворяется. Он лжет и лицемерит. Совершает подлый поступок в отношении Софьи и нисколько этого не стесняется.
    Чацкий и Молчалин – два главных персонажа пьесы, не случайно показаны автором в противопоставлении. Это подчеркивает черты характера героя и антигероя. Два типажа столь различны между собой. Общество живет и с Чацкими и с Молчалиными, только кто из них оказывается лишним, мы видим в финале пьесы. Вывод остается сделать самому читателю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *