Сочинение на тему чацкий как выразитель декабристских идей

18 вариантов

  1. Заканчивалась 1-я четверть XIX в. В это время и появилась комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», являющаяся первой русской политической комедией. За короткое время она распространилась в обществе в многочисленных списках, вызвала всеобщий интерес и множество толков, обострила борьбу между различными литературными группировками.
    Мировоззрение Грибоедова складывалось под влиянием студенческого общества. Московского университета, в котором он учился вместе с будущими декабристами И. Д. Якушкиным, Муравьевыми, А. И. Якубовичем и П. Я. Чаадаевым. Участие в Отечественной войне 1812 г. и служба в Коллегии иностранных дел довершили формирование его политических взглядов. На службу в Персию Грибоедов отправился, уже совершенно ясно представляя себе проблемы российской действительности и методы их преодоления. Несмотря на явную близость к будущим декабристам и совпадению взглядов на самодержавие, писатель пророчески предвидел их крах. Известна его фраза: «сто прапорщиков хотят переменить весь государственный быт России».
    Видимо, он уже тогда понял, что такой выход обречен на провал. Основной ошибкой декабристов он считал их оторванность от народа, ограниченность движения сословными рамками. В то же время не только знал о существовании тайного общества, но и поддерживал идею уничтожения крепостного права и самодержавия. Его бессмертная комедия и написана под непосредственным влиянием идей декабристов.
    Главный герой комедии — Чацкий. Ему была отведена главная роль неслучайно. Именно из его уст должно было прозвучать обвинение крепостничеству, именно Чацкий должен был указать выход. Но указал ли он его, и, если нет, то почему?Познакомимся с ним поближе. Чацкий — молодой человек, воспитывавшийся у одного из богатых помещиков, почувствовав страсть к странствиям, долго путешествовал за границей, много учился и получил неплохое образование. Впервые мы видим его в день приезда в дом Фамусова. Однако мы его уже немного знаем благодаря характеристике, которую дает ему Лиза: «Кто так чувствителен и весел и остер, как Александр Андреевич Чацкий».
    Мы видим перед собой умного человека, понимающего, в чем смысл жизни, и имеющего цель, но не знающего, как этой цели добиться. В Чацком собраны черты, которые были характерны для передовой интеллигенции того времени. Он служил, но службу бросил. Сам он об этом говорит: «Служить бы рад— прислуживаться тошно». В то время это была проблема. Многие люди, еще не пораженные пороками фамусовского общества, стояли перед вопросами, как служить и чему служить. Они отказываются служить лицам, а не делу. На примере Чацкого Грибоедов затронул очень больной вопрос, мучивший как декабристов, так и всех честных людей. Образ Чацкого — первый в русской литературе образ дворянского интеллигента, бросившего вызов своей среде, осознавшего свое гражданское достоинство и не выносящего идей государственного консерватизма.
    Чацкий горячо любит свою Родину, он говорит: «И дым Отечества нам сладок и приятен». Именно любовь к Родине сближает его с декабристами. И ему нестерпимо видеть, как в его стране еще сохранен и процветает один из пережитков отсталого общества — крепостное право. Близость к будущим декабристам заключалась в том, что Чацкий является активным противником фамусовщины — общественного явления, объединившего ярых сторонников крепостничества и безжалостных эксплуататоров, жаждущих полной и неограниченной власти.
    Его знаменитый монолог «А судьи кто?» является бомбой, взорвавшейся в гуще фамусовского общества. Он выступает против тех «негодяев знатных», которые для своих прихотей сгоняют на балет «от матерей, отцов отторгнутых детей», продают их «поодиночке», меняют своих слуг на борзых собак. Обличения Чацкого рассчитаны, прежде всего, на то, что у людей должны открыться глаза на существующую социальную несправедливость, что они должны переродиться и превратиться в достойных граждан своего государства. Бороться с неправдой и воспитывать гражданское самосознание в людях — в этом состояла одна из идей декабристов.Декабристы презирали дворян за их преклонение перед всем иностранным, за презрение к родному языку. Чацкий тоже упрекает общество за это низкопоклонство: «воскреснем ли когда от чужевлас- тья мод?»
    «За древностью лет к свободной жизни их вражда непримирима». «К свободной жизни» — вот та нить, которая связала Чацкого и декабристов. Чацкий спрашивает: «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?». Их нет, и Чацкий не согласен, чтобы на такую роль претендовали люди типа Фамусова.
    А Чацких в России становилось все больше и больше. Но это были, в основном, дворяне, которые в своей борьбе были далеки от народа, не видели в нем той силы, которая способна смести все на пути к собственной свободе. Именно воспитатепьный, пафосный характер обличений Чацкого роднит его с декабристами. Как и они, Чацкий не слишком озабочен, многие ли люди задумаются над этими проблемами, поверят ему, поймут. Он убежден в своей правоте и не испытывает необходимости в сторонниках.
    Чацкий покидает бал, отправляется «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». Все против него, он не смог противостоять до конца им. Но это не значит, что он признал свое поражение, что он отрекся от своих идеалов.
    Есть его сторонники среди честных людей, и их становится все больше, и все они идут одной дорогой. Только, чтобы эта дорога привела к правильной цели, надо еще много бороться, надо идти на сближение с массами, надо быть не одиночками, а мощной сокрушающей силой.
    Комедия Грибоедова бессмертна, ибо бессмертны идеи, лежащие в ее основе. Позднее эти идеи были подхвачены декабристами, которые открыто выступили на борьбу с самодержавием. Это уже была организация передовой части дворянского общества. Пусть она не нашла широкой поддержки в массах и обрекла себя на поражение, будущее все же осталось за Чацким, несомненная тенденция развития которого в сторону идей декабристов намечена в пьесе достаточно четко.

  2. Время создания комедии «Горе от ума» пришлось на переломный момент в истории нашей страны. После победы России в Отечественной войне 1812 года молодое поколение дворян, участвовавшее в этой войне, увидело, что побеждённые народы Европы находятся в лучшем положении, чем русский народ. Стало понятно, что России необходимы срочные реформы, и в результате этого стали возникать различные тайные общества будущих декабристов.
    А.С.Грибоедов знал все эти умонастроения молодёжи и понимал необходимость реформ. И именно эта тема противостояния «века нынешнего» и «века минувшего» легла в основу комедии «Горе от ума».
    Главный герой пьесы – это Александр Андреич Чацкий. В его образе писатель воплотил черты передового человека того времени, черты декабристов из круга знакомых Грибоедова.
    Чацкий – это человек новых взглядов, настоящий граждан и патриот. Он – просвещённый человек, тянущийся к свободе и самосовершенствованию. Его отличают такие черты, как любовь к своему народу, критика крепостного права, патриотизм. Чацкий отказывается служить государству, говоря: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» – и видя в службе лишь раболепие, чинопочитание и подхалимство.
    Словами своего героя Грибоедов укоряет весь высший свет того времени за почитание всего иноземного, за презрение родных традиций и обычаев. К сожалению, «французик из Бодро» торжествует:
    Приехал и нашёл, что ласкам нет конца;
    Ни звука русского, ни русского лица
    Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями…
    Однако Чацкий не одинок в своих стремлениях к переменам! В своих монологах он употребляет местоимение «мы», подчёркивая тем самым, что таких людей, как он, много. И действительно, княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника, который, можно сказать, пошёл по стопам Чацкого:
    Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,
    Князь Фёдор, мой племянник.
    Поэтому у нас остаётся надежда, что Россия всё же придёт к каким-нибудь положительным переменам.
    Чацкий отстаивает свои взгляды, вступая в спор с целым обществом, а не отдельными его представителями. Он – борец, взывающий к воцарению справедливости, отмене крепостного права и разрушению патриархального уклада жизни. Чацкий всегда высказывается чётко, горячо и страстно, а его монологи показывают абсолютную непримиримость позиций двух враждебных сторон: «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий убеждён в своей правоте и не нуждается в поддержке или одобрении окружающих. Он просто пытается донести до людей суть и необходимость реформ в их жизни. Поэтому мы можем точно сказать, что Чацкий воплощает в себе те мысли и идеи, которые были присущи передовым людям того времени — декабристам.
    Добавил: Ristanija

  3. Если в литературе сколь­ко-
    нибудь отразился слабо, но с
    родственными чертами тип де­кабриста,
    это в Чацком.
    А. И. Герцен
    Время создания комедии «Горе от ума» являлось пе­реломным в общественно-политической жизни Рос­сии. Начало XIX века было ознаменовано зарождени­ем непримиримой борьбы между представителями прогрессивно мыслящего общества и консервативны­ми правящими кругами, поддерживающими крепост­нический строй и патриархальный уклад жизни. Как и всякого гражданина с активной жизненной позици­ей, Грибоедова волновали проблемы противостояния наступающего все активнее «нового» мира и упорно от­стаивающего свои позиции «старого». Именно эта тема и легла в основу комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Столкновение героев на почве идейных разно­гласий, представленное в произведении Грибоедова, стало своего рода новаторством, ведь до появления «Горя от ума» в комедиях противопоставлялись лишь характеры, вкусы, возрасты. Даже традиционный конфликт двух соперников, добивающихся взаимно­сти героини, подчинен утверждению героями своего понимания смысла жизни. Чацкий и Молчалин — представители противоборствующих лагерей.
    В образе Чацкого писатель воплотил черты передово­го человека того времени. Наверное, это первый в рус­ской литературе образ дворянина, оторвавшегося от своей сословной среды. И, несмотря на то, что в пьесе нет прямых ссылок на то, что главный герой состоит в каком-либо тайном обществе, на то, что реплики Чац­кого далеки от политических высказываний, многие критики утверждали, что главный герой комедии «Горе от ума» является прообразом декабристов. И действи­тельно мировоззрение Чацкого близко к идеям декаб­ристов. Он резко критикует действительность:
    Где? укажите нам, отечества отцы,
    Которых мы должны принять за образцы?
    Не эти ли грабительством богаты?
    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве…
    Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Он обличает «негодяев знатных», которые обменива­ют людей на собак, в угоду своим прихотям разлучают семьи крепостных, распродают их поодиночке. Чацкий отказывается служить в государстве, для которого служба — это, прежде всего, раболепие: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Декабрист Рылеев, вый­дя в отставку, произнес: «Служить могут одни подле­цы». Словами своего героя Грибоедов, как и декабри­сты, укоряет дворянское общество за преклонение пе­ред всем иноземным, за презрение к родному языку, культуре, обычаям. «Ни звука русского, ни русского лица не встретил: будто бы в отечестве с друзьями», — торжествует «французик из Бордо». Чацкий негодует на то, что Фамусов и ему подобные отдали «все в обмен на новый лад и нравы, и язык, и старину святую, и вели­чавую одежду на другую…». С презрением говорит он и о механизме общественного мнения:
    Поверили, глупцы, другим передают,
    Старухи вмиг тревогу бьют,
    И вот общественное мненье!
    В выпадах Чацкого отражена программа декабри­стов, взывающих к воцарению народной справедли­вости в России, возвращению к истокам патриотизма. Чацкий высказывается горячо и страстно, его мысли выстраданы, они не являются сиюминутным экс­промтом. Именно поэтому он убежден в собственной правоте и не нуждается в поддержке или одобрении окружающих.
    Вокруг романтического Чацкого сомкнулось обще­ство, воплощающее гражданскую косность, мораль­ное ханжество, пошлость, как говорит о них Чацкий:
    В любви предателей, в вражде неутомимых,
    Рассказчиков неукротимых,
    Нескладных умников, лукавых простаков,
    Старух, зловещих стариков,
    Дряхлеющих над выдумками, вздором.
    Но в борьбе с этим обществом Чацкий не одинок. Грибоедов упоминает двоюродного брата Скалозуба, который «крепко набрался каких-то новых правил»:
    Чин следовал ему:
    он службу вдруг оставил,
    В деревне книги стал читать.
    Есть и племянник княгини Тугоуховской — «хи­мик и ботаник», и профессора Педагогического ин­ститута, о которых с осуждением говорят, что они « упражняются в расколах и безверьи ».
    Несмотря на свое поражение, в идейном и мораль­ном плане Чацкий остается победителем. И. А. Гонча­ров писал: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи…» и, похоже, один из первых вестников новой свободной жизни.

  4. Время создания комедии «Горе от ума» пришлось на переломный момент в истории нашей страны. После победы России в Отечественной войне 1812 года молодое поколение дворян, участвовавшее в этой войне, увидело, что побеждённые народы Европы находятся в лучшем положении, чем русский народ. Стало понятно, что России необходимы срочные реформы, и в результате этого стали возникать различные тайные общества будущих декабристов.
    А. С. Грибоедов знал все эти умонастроения молодёжи и понимал необходимость реформ. И именно эта тема противостояния «века нынешнего» и «века минувшего» легла в основу комедии «Горе от ума».
    Главный герой пьесы — это Александр Андреич Чацкий. В его образе писатель воплотил черты передового человека того времени, черты декабристов из круга знакомых Грибоедова.
    Чацкий — это человек новых взглядов, настоящий граждан и патриот. Он — просвещённый человек, тянущийся к свободе и самосовершенствованию. Его отличают такие черты, как любовь к своему народу, критика крепостного права, патриотизм. Чацкий отказывается служить государству, говоря: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» — и видя в службе лишь раболепие, чинопочитание и подхалимство.
    Словами своего героя Грибоедов укоряет весь высший свет того времени за почитание всего иноземного, за презрение родных традиций и обычаев. К сожалению, «французик из Бодро» торжествует:
    Приехал и нашёл, что ласкам нет конца;
    Ни звука русского, ни русского лица
    Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями…
    Однако Чацкий не одинок в своих стремлениях к переменам! В своих монологах он употребляет местоимение «мы», подчёркивая тем самым, что таких людей, как он, много. И действительно, княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника, который, можно сказать, пошёл по стопам Чацкого:
    Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,
    Князь Фёдор, мой племянник.
    Поэтому у нас остаётся надежда, что Россия всё же придёт к каким-нибудь положительным переменам.
    Чацкий отстаивает свои взгляды, вступая в спор с целым обществом, а не отдельными его представителями. Он — борец, взывающий к воцарению справедливости, отмене крепостного права и разрушению патриархального уклада жизни. Чацкий всегда высказывается чётко, горячо и страстно, а его монологи показывают абсолютную непримиримость позиций двух враждебных сторон: «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий убеждён в своей правоте и не нуждается в поддержке или одобрении окружающих. Он просто пытается донести до людей суть и необходимость реформ в их жизни. Поэтому мы можем точно сказать, что Чацкий воплощает в себе те мысли и идеи, которые были присущи передовым людям того времени — декабристам.

  5. ЧАЦКИЙ — ВЫРАЗИТЕЛЬ ИДЕЙ И НАСТРОЕНИЙ ДЕКАБРИСТОВ. Комедия «Горе от ума» своим содержанием и персона­жами принадлежит эпохе декабристов, началу 1820-х годов.
    В ней — «протест против… чиновников, взяточников, бар-раз- вратников, против… невежества, добровольного холопства…» (В. Г. Белинский). Словом, против всего, что в русской дейс­твительности после Отечественной войны возбуждало дух пре­образования, заставляя «умы клокотать», что привело к «ре­волюции» 1825 года.
    Главный персонаж пьесы, конечно, Чацкий: «без него не было бы комедии, а была бы просто картина нравов».
    По своему социальному положению Чацкий — дворянин. С самого детства Александр Андреевич Чацкий жил и воспи­тывался в фамусовском доме на правах сына покойного дру­га Фамусова. Его юность прошла как и у тысячи таких же молодых людей того времени. Ему было дано кое-какое об­разование и воспитание. И вдруг Чацкий покидает Москву, уезжает за границу. Пробыв три года на чужбине, наверное, учась в университете, наш герой возвращается. Увидев свет своими глазами, а не по чужим словам, Чацкий ясно видит свое направление в жизни.
    Характерные черты героя очень разнообразны, но во всех них есть что-то одно — высокое и прекрасное. Чацкий очень любит свою Родину, но не чиновничью и барскую, а простую, «святую Русь», любит ее народ, такой беззащитный и угне­тенный. В своих сужденьях он прям и честен. Каждое его слово наполнено прямотой и рассудительностью. В комедии разбросаны данные, которые характеризуют Чацкого как неуемного странника, ищущего и не находящего себе места в повседневности. Это и будет причиной его странничества и борьбы, его стремления к свободе жизни.
    Свобода! Он одну тебя
    Еще искал в пустынном мире…
    Для того времени Чацкий имеет высокий и глубокий ум; он с точностью может говорить о политике, о внешних делах государства, о военном деле, но у этого человека нет просто желания к таким разговорам, разговорам о типич­ном и глупом.
    В своих душевных чувствах Чацкий верен и постоянен. И в юности, и в часы разлуки, и сейчас он страстно любит Софью, хотя он знает, что она ему изменила, изменила пре­дательски.
    И все-таки я вас без памяти люблю…
    Чацкий отрицательно относится к службе, он не хочет подчиняться высшему по чину из-за своей выгоды, из-за про­движения по лестнице и получения большего жалования. В диалоге с Фамусовым Чацкий говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
    С презрением наш герой относится к крепостному пра­ву, осуждает помещиков и чиновников, угнетающих прос­той люд.
    Тот Нестор негодяев знатных,
    Толпою окруженный слуг;
    Усердствуя, они в часы вина и драки
    И честь и жизнь его спасли не раз: вдруг
    На них он выменял борзые три собаки!!!
    Сам Чацкий — образованный человек. С уважением он относится к науке, искусству и просвещению. Чацкий ви­дит в просвещении будущую славу России и особенно русс­кого народа. Он здраво и трезво смотрит в будущее и свои мнения свободно выражает фамусовскому обществу. Он не любит преклоняться перед «высшим», а прямо и даже де­рзко спорит с ним.
    Свободолюбивый герой противопоставлен в комедии не только отдельным лицам, но и фамусовскому обществу в целом. Он выступает против нравов и образа жизни это­го общества, спорит с ним о судьбах народа. Его возмуща­ет презрение «света» к народу, к национальной культуре, к русскому языку.
    Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
    Чтоб умный, бодрый наш народ
    Хотя б по языку нас не считал за немцев.
    И у Чацкого есть единомышленники. Это только упоми­наемые лица: князь Федор — двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, профессора педагогичес­кого института; но все же в доме Фамусова он одинок.
    В Чацком узнается человек декабристских взглядов, го­рячо отрицающий самодержавно-крепостническую действи­тельность, но не имеющий опоры в массах.
    Убеждения героя выявляются в его спорах с Фамусовым, на балу, откуда он выносит «мильон терзаний». Чацкий недоволен порядками в армии, в государственных учрежде­ниях, где служат «лицам», а не «делу». Он осуждает бесче­ловечное отношение помещиков к крестьянам, вражду к про­свещению, застой в обществе.

    читать похожие:

    ЧАЦКИЙ — ВЫРАЗИТЕЛЬ ИДЕЙ И НАСТРОЕНИЙ ДЕКАБРИСТОВ (ПО КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»)
    За что и против чего борется Чацкий? ( А С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Чацкий и Репетилов — герой и пародия (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Чацкий и Молчалин. Характер и смысл противостояния

  6. Заканчивалась 1-я четверть XIX в. В это время и появилась комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», являющаяся первой русской политической комедией. За короткое время она распространилась в обществе в многочисленных списках, вызвала всеобщий интерес и множество толков, обострила борьбу между различными литературными группировками.
    Мировоззрение Грибоедова складывалось под влиянием студенческого общества. Московского университета, в котором он учился вместе с будущими декабристами И. Д. Якушкиным, Муравьевыми, А. И. Якубовичем и П. Я. Чаадаевым. Участие в Отечественной войне 1812 г. и служба в Коллегии иностранных дел довершили формирование его политических взглядов. На службу в Персию Грибоедов отправился, уже совершенно ясно представляя себе проблемы российской действительности и методы их преодоления. Несмотря на явную близость к будущим декабристам и совпадению взглядов на самодержавие, писатель пророчески предвидел их крах. Известна его фраза: «сто прапорщиков хотят переменить весь государственный быт России».
    Видимо, он уже тогда понял, что такой выход обречен на провал. Основной ошибкой декабристов он считал их оторванность от народа, ограниченность движения сословными рамками. В то же время не только знал о существовании тайного общества, но и поддерживал идею уничтожения крепостного права и самодержавия. Его бессмертная комедия и написана под непосредственным влиянием идей декабристов.
    Главный герой комедии — Чацкий. Ему была отведена главная роль неслучайно. Именно из его уст должно было прозвучать обвинение крепостничеству, именно Чацкий должен был указать выход. Но указал ли он его, и, если нет, то почему?Познакомимся с ним поближе. Чацкий — молодой человек, воспитывавшийся у одного из богатых помещиков, почувствовав страсть к странствиям, долго путешествовал за границей, много учился и получил неплохое образование. Впервые мы видим его в день приезда в дом Фамусова. Однако мы его уже немного знаем благодаря характеристике, которую дает ему Лиза: «Кто так чувствителен и весел и остер, как Александр Андреевич Чацкий».
    Мы видим перед собой умного человека, понимающего, в чем смысл жизни, и имеющего цель, но не знающего, как этой цели добиться. В Чацком собраны черты, которые были характерны для передовой интеллигенции того времени. Он служил, но службу бросил. Сам он об этом говорит: «Служить бы рад— прислуживаться тошно». В то время это была проблема. Многие люди, еще не пораженные пороками фамусовского общества, стояли перед вопросами, как служить и чему служить. Они отказываются служить лицам, а не делу. На примере Чацкого Грибоедов затронул очень больной вопрос, мучивший как декабристов, так и всех честных людей. Образ Чацкого — первый в русской литературе образ дворянского интеллигента, бросившего вызов своей среде, осознавшего свое гражданское достоинство и не выносящего идей государственного консерватизма.
    Чацкий горячо любит свою Родину, он говорит: «И дым Отечества нам сладок и приятен». Именно любовь к Родине сближает его с декабристами. И ему нестерпимо видеть, как в его стране еще сохранен и процветает один из пережитков отсталого общества — крепостное право. Близость к будущим декабристам заключалась в том, что Чацкий является активным противником фамусовщины — общественного явления, объединившего ярых сторонников крепостничества и безжалостных эксплуататоров, жаждущих полной и неограниченной власти.
    Его знаменитый монолог «А судьи кто?» является бомбой, взорвавшейся в гуще фамусовского общества. Он выступает против тех «негодяев знатных», которые для своих прихотей сгоняют на балет «от матерей, отцов отторгнутых детей», продают их «поодиночке», меняют своих слуг на борзых собак. Обличения Чацкого рассчитаны, прежде всего, на то, что у людей должны открыться глаза на существующую социальную несправедливость, что они должны переродиться и превратиться в достойных граждан своего государства. Бороться с неправдой и воспитывать гражданское самосознание в людях — в этом состояла одна из идей декабристов.Декабристы презирали дворян за их преклонение перед всем иностранным, за презрение к родному языку. Чацкий тоже упрекает общество за это низкопоклонство: «воскреснем ли когда от чужевлас- тья мод?»
    «За древностью лет к свободной жизни их вражда непримирима». «К свободной жизни» — вот та нить, которая связала Чацкого и декабристов. Чацкий спрашивает: «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?». Их нет, и Чацкий не согласен, чтобы на такую роль претендовали люди типа Фамусова.
    А Чацких в России становилось все больше и больше. Но это были, в основном, дворяне, которые в своей борьбе были далеки от народа, не видели в нем той силы, которая способна смести все на пути к собственной свободе. Именно воспитатепьный, пафосный характер обличений Чацкого роднит его с декабристами. Как и они, Чацкий не слишком озабочен, многие ли люди задумаются над этими проблемами, поверят ему, поймут. Он убежден в своей правоте и не испытывает необходимости в сторонниках.
    Чацкий покидает бал, отправляется «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». Все против него, он не смог противостоять до конца им. Но это не значит, что он признал свое поражение, что он отрекся от своих идеалов.
    Есть его сторонники среди честных людей, и их становится все больше, и все они идут одной дорогой. Только, чтобы эта дорога привела к правильной цели, надо еще много бороться, надо идти на сближение с массами, надо быть не одиночками, а мощной сокрушающей силой.
    Комедия Грибоедова бессмертна, ибо бессмертны идеи, лежащие в ее основе. Позднее эти идеи были подхвачены декабристами, которые открыто выступили на борьбу с самодержавием. Это уже была организация передовой части дворянского общества. Пусть она не нашла широкой поддержки в массах и обрекла себя на поражение, будущее все же осталось за Чацким, несомненная тенденция развития которого в сторону идей декабристов намечена в пьесе достаточно четко.

  7. Время создания комедии «Горе от ума» пришлось на переломный момент в истории нашей страны. После победы России в Отечественной войне 1812 года молодое поколение дворян, участвовавшее в этой войне, увидело, что побеждённые народы Европы находятся в лучшем положении, чем русский народ. Стало понятно, что России необходимы срочные реформы, и в результате этого стали возникать различные тайные общества будущих декабристов.
    А.С.Грибоедов знал все эти умонастроения молодёжи и понимал необходимость реформ. И именно эта тема противостояния «века нынешнего» и «века минувшего» легла в основу комедии «Горе от ума».
    Главный герой пьесы – это Александр Андреич Чацкий. В его образе писатель воплотил черты передового человека того времени, черты декабристов из круга знакомых Грибоедова.
    Чацкий – это человек новых взглядов, настоящий граждан и патриот. Он – просвещённый человек, тянущийся к свободе и самосовершенствованию. Его отличают такие черты, как любовь к своему народу, критика крепостного права, патриотизм. Чацкий отказывается служить государству, говоря: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» – и видя в службе лишь раболепие, чинопочитание и подхалимство.
    Словами своего героя Грибоедов укоряет весь высший свет того времени за почитание всего иноземного, за презрение родных традиций и обычаев. К сожалению, «французик из Бодро» торжествует:
    Приехал и нашёл, что ласкам нет конца;
    Ни звука русского, ни русского лица
    Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями…
    Однако Чацкий не одинок в своих стремлениях к переменам! В своих монологах он употребляет местоимение «мы», подчёркивая тем самым, что таких людей, как он, много. И действительно, княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника, который, можно сказать, пошёл по стопам Чацкого:
    Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,
    Князь Фёдор, мой племянник.
    Поэтому у нас остаётся надежда, что Россия всё же придёт к каким-нибудь положительным переменам.
    Чацкий отстаивает свои взгляды, вступая в спор с целым обществом, а не отдельными его представителями. Он – борец, взывающий к воцарению справедливости, отмене крепостного права и разрушению патриархального уклада жизни. Чацкий всегда высказывается чётко, горячо и страстно, а его монологи показывают абсолютную непримиримость позиций двух враждебных сторон: «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий убеждён в своей правоте и не нуждается в поддержке или одобрении окружающих. Он просто пытается донести до людей суть и необходимость реформ в их жизни. Поэтому мы можем точно сказать, что Чацкий воплощает в себе те мысли и идеи, которые были присущи передовым людям того времени — декабристам.

  8. Чацкий как выразитель идей декабристов (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Автор: Грибоедов А.С.
    Время создания комедии «Горе от ума» пришлось на переломный момент в истории нашей страны. После победы России в Отечественной войне 1812 года молодое поколение дворян, участвовавшее в этой войне, увидело, что побеждённые народы Европы находятся в лучшем положении, чем русский народ. Стало понятно, что России необходимы срочные реформы, и в результате этого стали возникать различные тайные общества будущих декабристов.
    А.С.Грибоедов знал все эти умонастроения молодёжи и понимал необходимость реформ. И именно эта тема противостояния «века нынешнего» и «века минувшего» легла в основу комедии «Горе от ума».
    Главный герой пьесы – это Александр Андреич Чацкий. В его образе писатель воплотил черты передового человека того времени, черты декабристов из круга знакомых Грибоедова.
    Чацкий – это человек новых взглядов, настоящий граждан и патриот. Он – просвещённый человек, тянущийся к свободе и самосовершенствованию. Его отличают такие черты, как любовь к своему народу, критика крепостного права, патриотизм. Чацкий отказывается служить государству, говоря: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» – и видя в службе лишь раболепие, чинопочитание и подхалимство.
    Словами своего героя Грибоедов укоряет весь высший свет того времени за почитание всего иноземного, за презрение родных традиций и обычаев. К сожалению, «французик из Бодро» торжествует:
    Приехал и нашёл, что ласкам нет конца;
    Ни звука русского, ни русского лица
    Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями…
    Однако Чацкий не одинок в своих стремлениях к переменам! В своих монологах он употребляет местоимение «мы», подчёркивая тем самым, что таких людей, как он, много. И действительно, княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника, который, можно сказать, пошёл по стопам Чацкого:
    Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,
    Князь Фёдор, мой племянник.
    Поэтому у нас остаётся надежда, что Россия всё же придёт к каким-нибудь положительным переменам.
    Чацкий отстаивает свои взгляды, вступая в спор с целым обществом, а не отдельными его представителями. Он – борец, взывающий к воцарению справедливости, отмене крепостного права и разрушению патриархального уклада жизни. Чацкий всегда высказывается чётко, горячо и страстно, а его монологи показывают абсолютную непримиримость позиций двух враждебных сторон: «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий убеждён в своей правоте и не нуждается в поддержке или одобрении окружающих. Он просто пытается донести до людей суть и необходимость реформ в их жизни. Поэтому мы можем точно сказать, что Чацкий воплощает в себе те мысли и идеи, которые были присущи передовым людям того времени — декабристам.

  9. Главная
    Сочинения по литературе
    Чацкий как выразитель идей декабристов по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума – сочинение

    Чацкий как выразитель идей декабристов (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)

    Автор: Грибоедов А.С.
    Время создания комедии «Горе от ума» пришлось на переломный момент в истории нашей страны. После победы России в Отечественной войне 1812 года молодое поколение дворян, участвовавшее в этой войне, увидело, что побеждённые народы Европы находятся в лучшем положении, чем русский народ. Стало понятно, что России необходимы срочные реформы, и в результате этого стали возникать различные тайные общества будущих декабристов.
    А.С.Грибоедов знал все эти умонастроения молодёжи и понимал необходимость реформ. И именно эта тема противостояния «века нынешнего» и «века минувшего» легла в основу комедии «Горе от ума».
    Главный герой пьесы – это Александр Андреич Чацкий. В его образе писатель воплотил черты передового человека того времени, черты декабристов из круга знакомых Грибоедова.
    Чацкий – это человек новых взглядов, настоящий граждан и патриот. Он – просвещённый человек, тянущийся к свободе и самосовершенствованию. Его отличают такие черты, как любовь к своему народу, критика крепостного права, патриотизм. Чацкий отказывается служить государству, говоря: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» – и видя в службе лишь раболепие, чинопочитание и подхалимство.
    Словами своего героя Грибоедов укоряет весь высший свет того времени за почитание всего иноземного, за презрение родных традиций и обычаев. К сожалению, «французик из Бодро» торжествует:
    Приехал и нашёл, что ласкам нет конца;
    Ни звука русского, ни русского лица
    Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями…
    Однако Чацкий не одинок в своих стремлениях к переменам! В своих монологах он употребляет местоимение «мы», подчёркивая тем самым, что таких людей, как он, много. И действительно, княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника, который, можно сказать, пошёл по стопам Чацкого:
    Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,
    Князь Фёдор, мой племянник.
    Поэтому у нас остаётся надежда, что Россия всё же придёт к каким-нибудь положительным переменам.
    Чацкий отстаивает свои взгляды, вступая в спор с целым обществом, а не отдельными его представителями. Он – борец, взывающий к воцарению справедливости, отмене крепостного права и разрушению патриархального уклада жизни. Чацкий всегда высказывается чётко, горячо и страстно, а его монологи показывают абсолютную непримиримость позиций двух враждебных сторон: «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий убеждён в своей правоте и не нуждается в поддержке или одобрении окружающих. Он просто пытается донести до людей суть и необходимость реформ в их жизни. Поэтому мы можем точно сказать, что Чацкий воплощает в себе те мысли и идеи, которые были присущи передовым людям того времени — декабристам.

  10. Чацкий – выразитель передовых идей своего времени.

    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» ярко передает настроения, царившие в русском обществе в начале XIX века. Война 1812 года резче обозначила два лагеря: реакционное и передовое дворянство. Стали возникать тайные общества, усилилось брожение в умах. «Век нынешний» и «век минувший» постепенно вступали в смертельную схватку между собой. Передовое дворянство было обществом умных, честных людей. Именно эти дворяне через год после написания комедии вышли на Сенатскую площадь и открыто выступили против самодержавия.
    Грибоедов в своей комедии создал собирательный образ передового человека эпохи. Александр Андреевич Чацкий – центральный образ в комедии, представитель передовой части общества в доме Фамусова. Многие критики того времени считали Чацкого точной копией поэта-декабриста Кюхельбекера. Мне кажется, что между ним и героем комедии есть черты сходства, но образ Чацкого – зеркало тех идей и воззрений, которые были характерны для прогрессивной части дворянства.
    Чацкий – истинный патриот своей страны. Для него «служить» означает служить делу, а не начальнику. Герой был близок к министрам в Петербурге, но прекратил общаться с ними, поскольку понял, что там царят лицемерие, подлость, карьеризм. Чацкий не принимает этой рабской морали, открыто борется с ней. Он беззаветно любит Россию, русский народ, называет его умным, бодрым. Чацкому больно смотреть на пребывающее в рабском положении крестьянство, слышать про все издевательства, творимые крепостниками. Герой комедии отпускает своих крестьян на волю. Многие декабристы поступали подобным образом, чем вызывали ярость крепостников. Чацкий стоит за развитие национальной культуры. Он против рабского, спелого подражания всему иностранному.
    В своем знаменитом монологе «А судьи кто?» Чацкий гневно клеймит тех людей, которые являются столпами дворянского общества:
    Где, укажите нам, отечества отцы,
    Которых мы должны принять за образцы?
    Не эти ли, грабительством богаты?
    Чацкий высмеивает это общество и резко высказывается против порядков «века покорности и страха – веха лести и спеси». Герой комедии Грибоедова, как и декабристы, проникся сознанием необходимости радикального изменения существующего порядка вещей. Судьба Чацкого – это судьба пылкого мечтателя, обманувшегося в своих лучших надеждах, лицом к лицу столкнувшегося с реакционной действительностью. Его настроение в самом конце пьесы можно выразить словами Рылеева, видного поэта-декабриста:
    Не сбылись, мой друг, пророчества
    Пылкой юности моей:
    Горький жребий одиночества
    Мне сужден в кругу людей.
    Но не так уж одинок Чацкий. В комедии говорится о двоюродном брате полковника Скалозуба, бросившем армейскую службу и занявшемся учением, о племяннике княгини Тугоуховской, химике и ботанике. Это примеры нарастающего влияния передовых идей на русское общество, становления лагеря прогрессивного дворянства, к которому относится и герой комедии.
    Чацкий – умный, образованный человек, «он славно пишет, переводит». Видя в учении благо для страны, он критикует невежество барской Москвы. Чацкий принадлежит к числу тех просвещенных дворян, многие из которых были членами тайных обществ. Ведь декабристами были Рылеев, Пестель, их поддерживали Пушкин, Дельвиг, сам Грибоедов. Некоторые из будущих героев России учились в Лицее, о котором с такой злобой говорит Скалозуб, мечтающий о Других учебных заведениях:
    Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
    А книги сохранят так: для больших оказий.
    Против просвещения всегда выступают представители реакции, видя в нем причину того, «что нынче пуще, чем когда, безумных развелось идей, и дел, и мнений». Чацкий, подобно Кюхельбекеру и многим другим, подвергается травле за свои идеи. Фамусова и его гостей возмущает независимость взглядов Чацкого, его стремление судить о человеке по его личным достоинствам, а не по положению в обществе.
    Комедия нашла живой отклик у передового дворянства. Оно использовало ее в целях пропаганды своих идей. Правдивость, обоснованность образа Чацкого подтверждалась не раз. Был оболган, объявлен «безумцем» Кюхельбекер. Такой же участи подвергся Чаадаев через десять лет после публикации комедии в списках! Пять декабристов были повешены, в Сибири находились лучшие люди России, которые пожертвовали всем ради своих убеждений. Ради убеждений, высказанных Грибоедовым в образе Чацкого – «старшего брата декабристов».

  11. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» ярко передает настроения, царившие в русском обществе в начале XIX века. Война 1812 года резче обозначила два лагеря: реакционное и передовое дворянство. Стали возникать тайные общества, усилилось брожение в умах. «Век нынешний» и «век минувший» постепенно вступали в смертельную схватку между собой. Передовое дворянство было обществом умных, честных людей. Именно эти дворяне через год после написания комедии вышли на Сенатскую площадь и открыто выступили против самодержавия.
    Грибоедов в своей комедии создал собирательный образ передового человека эпохи. Александр Андреевич Чацкий – центральный образ в комедии, представитель передовой части общества в доме Фамусова. Многие критики того времени считали Чацкого точной копией поэта-декабриста Кюхельбекера. Мне кажется, что между ним и героем комедии есть черты сходства, но образ Чацкого – зеркало тех идей и воззрений, которые были характерны для прогрессивной части дворянства.
    Чацкий – истинный патриот своей страны. Для него «служить» означает служить делу, а не начальнику. Герой был близок к министрам в Петербурге, но прекратил общаться с ними, поскольку понял, что там царят лицемерие, подлость, карьеризм. Чацкий не принимает этой рабской морали, открыто борется с ней. Он беззаветно любит Россию, русский народ, называет его умным, бодрым. Чацкому больно смотреть на пребывающее в рабском положении крестьянство, слышать про все издевательства, творимые крепостниками. Герой комедии отпускает своих крестьян на волю. Многие декабристы поступали подобным образом, чем вызывали ярость крепостников. Чацкий стоит за развитие национальной культуры. Он против рабского, спелого подражания всему иностранному.
    В своем знаменитом монологе «А судьи кто?» Чацкий гневно клеймит тех людей, которые являются столпами дворянского общества:
    Где, укажите нам, отечества отцы,
    Которых мы должны принять за образцы?
    Не эти ли, грабительством богаты?
    Чацкий высмеивает это общество и резко высказывается против порядков «века покорности и страха – веха лести и спеси». Герой комедии Грибоедова, как и декабристы, проникся сознанием необходимости радикального изменения существующего порядка вещей. Судьба Чацкого – это судьба пылкого мечтателя, обманувшегося в своих лучших надеждах, лицом к лицу столкнувшегося с реакционной действительностью. Его настроение в самом конце пьесы можно выразить словами Рылеева, видного поэта-декабриста:
    Не сбылись, мой друг, пророчества
    Пылкой юности моей:
    Горький жребий одиночества
    Мне сужден в кругу людей.
    Но не так уж одинок Чацкий. В комедии говорится о двоюродном брате полковника Скалозуба, бросившем армейскую службу и занявшемся учением, о племяннике княгини Тугоуховской, химике и ботанике. Это примеры нарастающего влияния передовых идей на русское общество, становления лагеря прогрессивного дворянства, к которому относится и герой комедии.
    Чацкий – умный, образованный человек, «он славно пишет, переводит». Видя в учении благо для страны, он критикует невежество барской Москвы. Чацкий принадлежит к числу тех просвещенных дворян, многие из которых были членами тайных обществ. Ведь декабристами были Рылеев, Пестель, их поддерживали Пушкин, Дельвиг, сам Грибоедов. Некоторые из будущих героев России учились в Лицее, о котором с такой злобой говорит Скалозуб, мечтающий о Других учебных заведениях:
    Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
    А книги сохранят так: для больших оказий.
    Против просвещения всегда выступают представители реакции, видя в нем причину того, «что нынче пуще, чем когда, безумных развелось идей, и дел, и мнений». Чацкий, подобно Кюхельбекеру и многим другим, подвергается травле за свои идеи. Фамусова и его гостей возмущает независимость взглядов Чацкого, его стремление судить о человеке по его личным достоинствам, а не по положению в обществе.
    Комедия нашла живой отклик у передового дворянства. Оно использовало ее в целях пропаганды своих идей. Правдивость, обоснованность образа Чацкого подтверждалась не раз. Был оболган, объявлен «безумцем» Кюхельбекер. Такой же участи подвергся Чаадаев через десять лет после публикации комедии в списках! Пять декабристов были повешены, в Сибири находились лучшие люди России, которые пожертвовали всем ради своих убеждений. Ради убеждений, высказанных Грибоедовым в образе Чацкого – «старшего брата декабристов».

  12. 13
    Текст добавил: Граммотный Парниша

    Страница: [ 1 ] 2
    Главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий является типичным представителем той части русского общества первой четверти ХIХ века, которая несла в себе новые взгляды, мысли, идеалы и настроения – «века нынешнего», как после появления комедии стали называть молодое поколение дворян. В дальнейшем этих людей часто соотносили с декабристами, участниками восстания 14 декабря 1825 года.
    Работа над пьесой завершилась еще в конце 1824 года, то есть почти за год до событий на Сенатской площади. Но уже тогда будущие декабристы увидели в Чацком человека, близкого им по духу и по взглядам. В дальнейшем эта точка зрения утвердилась и стала общепризнанной. Так, А.И. Герцен с утверждал: «Фигура Чацкого… появляется накануне возмущения на Исаакиевской площади; это декабрист».
    С тех пор комедия Грибоедова и ее герой по-разному осмыслялись как критикой, так и читателями, появлялись и сейчас существуют разнообразные сценические трактовки этого произведения. Порой в Чацком видят некий общечеловеческий тип, что на самом деле соответствует тому, как он представлен в действии комедии. Но, безусловно, есть в этом герое и то, что тесно связано с той конкретно-исторической эпохой, когда он впервые появляется – и в литературе, и в жизни. Именно эта составляющая образа главного героя комедии и включается в себя черты, роднящие его с декабристами.
    Прежде всего, в биографии Чацкого мы находим много общего с тем, что нам известно о жизни и судьбе декабристов. Как и большинство из них, герой комедии принадлежит к российской аристократии. К этому же слою общества относятся и все, кроме Молчалина, представители фамусовского общества, которое отражает тех, кто противостоял новым веяниям в жизни России той эпохи. В комедии также именно они вступают в борьбу с Чацким, пытающимся, приехав в дом Фамусова, пропагандировать там свои новые идеи.
    Эти новые взгляды он приобрел, когда уехал из этого дома, где воспитывался вместе с дочерью Фамусова Софьей. Мы не знаем точно, где он побывал и чем занимался в эти три года, но есть некоторые факты, позволяющие сделать вполне определенные предположения.
    Очевидно, что Чацкий, как и многие декабристы, был на военной службе и неплохо о ней отзывается – например, в разговоре со своим полковым товарищем Платоном Михайловичем Горичем, которого московская жизнь переменила так, что он превратился в «мужа-мальчика», «мужа-слугу».
    В комедии говорится, что Чацкий побывал за границей, а значит, можно предположить, что он участвовал в заграничном походе русской армии во время Отечественной войны 1812–1815 годов – ведь действие комедии происходит почти сразу после ее окончания.
    Именно из-за границы он приезжает, переполненный новыми идеями, что вполне соотносимо с фактами биографии многих декабристов. Контакт с европейским обществом во время заграничной компании русских войск во многом способствовал формированию их идейной платформы, прежде всего антикрепостнической позиции, поскольку европейское общество уже давно исповедовало идеи гражданской свободы.
    Но еще раньше многие будущие декабристы приняли участие в разработке реформ, которые обещало провести правительство в начале царствования Александра 1. Можно предположить, что и Чацкий побывал в этих кругах. Во всяком случае, слухи об этом дошли до Москвы. Так, например, Молчалин говорит Чацкому: «Татьяна Юрьевна рассказывала что-то … с министрами про вашу связь, потом разрыв».
    Действительно, прогрессивно настроенные молодые люди, участвовавшие в разработке реформ, вышли из комитета, когда стало очевидно, что его деятельность зашла в тупик. Тогда и возникла потребность в поисках новых путей реализации идей гражданского общества в России, которые привели затем к созданию тайных обществ и выступлению декабристов в 1825 году.
    Но, конечно, одних биографических сходств мало, чтобы назвать Чацкого декабристом. Гораздо важнее то, что ему присущ тот особый дух, который был присущ этим молодым людям, побуждаемым к действиям благородными порывами. Это дух романтически настроенной молодежи, прекрасный и в то же время не всегда соответствующий практическим задачам, которые ставило перед собой движение декабристов.
    Романтический настрой давал им необыкновенную силу и даже какое-то безрассудство – ведь их было так мало, а противостояла им вся система государства и большинство общества. Но романтизм вел и к определенным ошибкам, просчетам в том, что касалось конкретных действий, что во многом определило поражение декабризма.
    В Чацком мы тоже часто видим романтические порывы, чисто романтическое безрассудство – он бросается в борьбу со всем фамусовским обществом, находясь там в абсолютном одиночестве и, почти до конца действия пьесы, не замечая, что его вовсе не хотят слушать. Даже холодность Софьи, очевидную уже при первой встрече, он как будто не замечает, ослепленный своим чувством, и в результате именно от нее получает сокрушительный удар, когда его объявляют сумасшедшим.
    Но больше всего Чацкий похож на декабристов по своим взглядам. Главное, что сближает их, – это протест против крепостничества. В своем знаменитом монологе «А судьи кто?» он с возмущением говорит о помещиках, которые выменивают верных слуг на борзых собак, собирают крепостной балет, состоящий из «от матерей, отцов отторженных детей» и потом распродают их поодиночке.
    Как и декабристы, Чацкий говорит о необходимости «службы делу, а не лицам». Для людей фамусовского круга это кажется настоящим бредом, ведь их идеал – «и наслажденья брать, и весело пожить». Интересно, что знаменитые лова Чацкого – «служить бы рад, прислуживаться тошно» – почти полностью повторяют фразу декабриста К.Ф. Рылеева. В одном из писем он отмечал: «Случить в России сейчас – значит прислуживаться».
    Протест против системы фаворитизма, выступление против авторитетов прошлого – «судей решительных и строгих» – сочетается у Чацкого с утверждением права человека на свободный выбор призвания. Он с большой симпатией говорит о людях, которых в обществе Фамусова считают «мечтателями, опасными» людьми. Из комедии мы знаем, что образ мыслей Чацкого разделяет князь Федор («химик и ботаник»), брат Скалозуба, который, оставив службу, занялся в деревне чтением книг.
    В реальной действительности многие будущие декабристы также предпочитали уклоняться от традиционного для дворян той эпохи жизненного пути. Некоторые из них занимались химией, географией, многие были поэтами. Кстати, и Чацкий не чужд поэтическим занятиям – «он славно пишет, переводит». И всех таких людей – и в комедии, и в современной Грибоедову действительности – окружающие считали чудаками, или попросту называли безумцами: уж слишком сильно они отличались от привычного для дворянского общества круга лиц!
    Но выбор такого рода необычных занятий требует и гораздо более широких и глубоких знаний. А потому Чацкий, как и декабристы, говорит о необходимости развития просвещения. Этого «век минувший» боится смертельно, потому что человека развитого, умного невозможно заставить жить по предписанным ему правилам, он свободен в своем выборе. Вот почему просвещение, по мнению фамусовского общества, основа всех новых и очень опасных веяний. «Ученье – вот беда», – говорит об этом Фамусов.
    Вопрос об истинном просвещении тесно связан с проблемой национальной культуры. Чацкого волнует «смешенье языков: французского с нижегородским», преклонение перед всем иностранным, которое царит в русском обществе. А главное для него, как и для декабристов, преодолеть пропасть, которая разделяет образованных русских людей и народ. «Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев», – требует Чацкий.
    Таким образом, в образе Чацкого действительно нашли отражение идеалы, нравы и дух декабристской части общества той эпохи. Подобные ему люди не могли смириться с жизнью, которую заполняют «обеды, ужины и танцы». Они требуют свободы личной и общественной, стремятся к идеалам просвещения, образования, подлинной национальной культуры.
    Но в реальной жизни их было не очень много. Грибоедов сохраняет такую же ситуацию и в своей комедии.
    Страница: [ 1 ] 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *