Сочинение на тему чацкий софья

11 вариантов

  1. План
    1. Введение
    2.Любовь Чацкого
    3.Поведение Софьи
    4.Заключение
    Взаимоотношения Чацкого и Софьи – тема любви в произведении “Горе от ума”. Эта тема является второстепенной и лишь подчеркивает основной смысл комедии.
    Главный герой долгое время пробыл за границей. Но он никогда не забывал Софью. Для честного и благородного человека даже детское увлечение имеет большое значение. Вернувшись в Москву, Чацкий был поражен красотой повзрослевшей Софьи. Он наивно считает, что девушка не изменилась в душе и не стала заложницей общественного мнения.
    Чацкий разговаривает с Софьей искренно и открыто. Его удивляет холодный и равнодушный тон девушки. Он привык к правде, поэтому не может скрыть своих истинных чувств: “…я вас без памяти люблю”. Чацкого мучает лишь один вопрос: не могла ли Софья влюбиться в кого-нибудь за время его отсутствия. Перед его глазами проходят окружающие девушку мужчины.
    Чацкий ни в ком не видит достойного противника. В его глазах Скалозуб и Молчалин слишком глупы, чтобы быть женихами такой прекрасной девушки. Разговор с обоими только подтверждает его уверенность в этом. Чацкий испытывает мучительную ревность при виде обморока Софьи. Но он продолжает обманывать себя тем, что это – обычное явление для впечатлительной девушки.
    Искреннюю жалость вызывает разочарование Чацкого, когда он становится свидетелем ночной сцены между Софьей, Молчалиным и Лизой. Еще большее потрясение Чацкий испытывает, узнав, что именно Софья распространила слух о его сумасшествии. В один миг рушатся его представления о честности и порядочности Софьи.
    За время отсутствия Чацкого Софья очень сильно изменилась под влиянием окружающего общества. Чистая душой невинная девушка поняла, что добиться влияния в свете можно лишь путем обмана и сокрытия своих истинных чувств. Софья теперь считает, что успешный брак должен основываться не на любви, а на материальном благополучии. Софью нисколько не трогают искренние признания бывшего детского друга. Хуже всего, что она не признается ему в том, что Молчалин является ее предполагаемым женихом. Она просто играет с Чацким, позволяет ему сохранять бесплодную надежду.
    Слух о сумасшествии Чацкого пущен Софьей без особой цели в непонятном приступе злобы. Молодой человек открыто говорил о своей безграничной любви и высказывал свое мнение об окружающих. Казалось бы, девушка по крайней мере могла бы пожалеть несчастного влюбленного. Но Софья уже слишком испорчена. Измена Молчалина – достойное для нее наказание. Хотя Чацкий уверен, что Софья все простит ради того, чтобы получить покорного мужа.
    Взаимоотношения Чацкого и Софьи расширяют проhttp://www.ote4estvo.ru/sochineniya-9-klass/119559-smeshon-ili-strashen-molchalin.htmlблематику произведения. “Горе от ума” главного героя дополняется разочарованием в любви. Особый трагизм состоит в том, что единственного умного человека Софья с радостью променяет на глупого подлеца, лишь бы он не выделялся из толпы и постепенно накапливал деньги и влияние.

  2. Герой происходит из дворянской семьи. Он наделен такими качествами как: ум, честность, искренность, остроумие. Рабство и угнетенное положение народа вызывает в нем резкое неприятие. Чацкий – мыслитель, он отошел от государственной службы, потому что убежден: «Служить бы рад, — прислуживаться тошно».
    Герой высмеивает нравы Фамусова и похожих представителей московского света. Его характер окончательно сформировался в путешествиях. Но он продолжает бережно хранить в своем сердце любовь к Софье. Александр спешит увидеться с любимой после долгих странствий. Он искренне радуется их встрече: «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног».
    К любви и браку Чацкий относится очень серьезно. Он любит Софью и хочет жениться. Но Софья, к сожалению, не может ответить ему взаимностью. Девушка полностью принадлежит тому миру, который чужд Чацкому. За то время, пока они не виделись, ее характер тоже изменился. Их отношения воспринимаются Софьей как юношеская влюбленность. Теперь она любит другого — Молчалина, а бывшему возлюбленному отвечает холодно, общими фразами.
    В разговоре Александр отпускает едкую насмешку в адрес Молчалина и этим вызывает бурное негодование в душе девушки. Позже за это она довольно жестоко с ним обойдется, распустив слух о его сумасшествии. Хотя сама Софья не понимает, что Молчалин не соответствует придуманному ею идеалу.
    Чацкого ослепляет горе от неразделенного чувства, он выплескивает свою боль на окружающих. Итог предсказуем, герой уезжает из Москвы, увозя в своем сердце разочарование. Его искренние чувства принесли ему только горе. Возможно, это был как раз тот случай, когда следовало силой разума задавить в себе бесперспективные душевные порывы и решительно начать поиски нового счастья.

  3. Главный герой комедии — Чацкий. С момента появления в пьесе он участвует почти во всех сценах и везде противопоставляется другим дей­ствующим лицам.
    Любовь Чацкого к Софье — чувство искреннее, горячее. Он объясняется ей в любви при первом же появлении. В Чацком нет никакой скрытности, никакой фальши. О силе и характере его чувства можно судить по его сло­вам о Молчалине, обращенным к Софье:
    Но есть ли в нем та страстность? то чувство? пылкость та?
    Чтоб, кроме вас, ему мир целый
    Казался прах и суета?
    Тяжело переживает Чацкий разочарование в любимой девушке. В запаль­чивости он упрекает ее даже в том, в чем она совсем перед ним не виновата:
    Зачем меня надеждой завлекали?
    Зачем мне прямо не сказали,
    Что все прошедшее вы обратили в смех?
    «Тут что ни слово — то неправда, — говорит Гончаров. — Никакой на­деждой она его не завлекала. Она только и делала, что уходила от него, едва говорила с ним, призналась ему в равнодушии… Здесь изменяет ему не только ум, но и здравый смысл, даже простое приличие. Таких пустяков наделал он!» Но дело-то в том, что Чацкий отличается «искренностью и простотой… Он не франт, не лев…». В своем чувстве к Софье он непосредст­вен, искренен, честен. В то же время, ослепленный горем, он может быть запальчив и несправедлив. Но от этого образ Чацкого делается нам ближе и правдивее. Это живой человек, и он может ошибаться.
    Кто же такая Софья, которую так страстно любит Чацкий?
    Очень хорошо сказал о ней Гончаров: «Это смесь хороших инстинктов с ложью живого ума, с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, — путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга».
    Софья молода и неопытна, а воспитание и среда уже наложила отпеча­ток на ее взгляды и поступки. И Чацкому приходится признать, что он в ней горько обманулся. Впрочем, людей любят всяких, и подлых и неверных в том числе. Это не может заставить разлюбить. Здесь человеческие до­стоинства и недостатки плохо учитываются, а если и учитываются, то очень необъективно. Любовь, как говорится, зла…
    Итак, личная драма Чацкого осложняет общественную, ожесточает его против дворянской Москвы.

  4. В комедии мы наблюдаем за любовным треугольником, главными участниками которого являются Софья, Чацкий и Молчалин. Раньше между Чацким и Софьей были взаимные чувства, но когда парень вернулся в дом Фамусова спустя несколько лет, то увидел совершенно другую девушку, в которой разочаровался. Но, тем не менее, он не перестает пытать к Соне нежные чувства. Она же предпочитает двуличного Молчалина умному и прогрессивному Чацкому.
    Я не осуждаю Софью за ее выбор, ведь она одна в Молчалине видит героя, умного и совершенного мужчину. Правду говорят, что любовь ослепляет и часто, опьяненные чувствами, люди ошибаются и выбирают не тех, кто им нужен. Девушка действительно искренне любит Молчалина, ее привлекает его скромность. В трусливой робости и нежелании высказывать свое мнение она видит благородную и целомудренную сдержанность. Софья еще слишком неопытна, молода и наивна, поэтому она не видит причину ухаживаний отцовского секретаря, считая отношения с Молчалиным настоящей, глубокой любовью.
    Чацкий не понимает, как Софья может быть настолько слепа и не видеть все то, что происходит вокруг. Безусловно, отпечаток на девушке оставило и фамусовское общество, в котором она выросла. Но самое главное, что это общество ее не сломало, она осталась умной и смелой, достойно пережила неудачу в любовной истории с Молчалиным. Я считаю, что девушка достойна любви Чацкого и сложись все по-другому, они могли бы стать отличной парой.

  5. Главным героем пьесы «Горе от ума» выступает А.А. Чацкий.
    За действиями молодого человека читатель следит на протяжении всех сцен произведения.
    При любом удобном случае Грибоедов противопоставляет Александра Андреевича другим действующим лицам пьесы.

    Образ Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

    С образом Софьи не все так однозначно. До сих пор литературные критики, театральные актеры и зрители спорят о том, считать ли девушку порождением фамусовского общества или относить к лагерю приверженцев взглядов Чацкого, но с уклоном в сторону «староверов».
    Софья не живет идеями и лишена убеждений, хотя глупой ее не назовешь. И хотя юная барышня имеет живой ум, она все же слишком молода и неопытна в житейских делах. Воспитание и окружающая среда уже бесповоротно испортили ее мировоззрение. Чацкий это понимает и с болью признает, что разочарован в Софье.

    Любовный конфликт пьесы: Софья и Чацкий

    А.С. Грибоедов в своей комедии строит конфликтную любовную линию между Софьей и Чацким. Почему же молодые люди все время спорят и вступают в конфликт? Причина разногласий кроется в их непонимании друг друга. Чацкий осознает, но не хочет признать, что Софья его не любит. Сама девушка не откровенничает с ним и ничего не объясняет.
    Александр в отношении Софьи настроен очень серьезно: он любит ее горячо и искренне. Во время первой встречи он откровенно рассказывает ей о себе и своих чувствах. Он не обманывает и не фальшивит.
    Силу его чувств показывает горькое переживание отказа девушки. Чацкому больно, поэтому он упрекает ее в том, что она его обнадежила. На самом деле все обстояло иначе. Софья с начала знакомства пыталась увиливать от разговора с молодым человеком. Но главный герой ослеплен горем, поэтому здравый смысл его на время покидает.
    Александр Андреевич в своих действиях постоянно полагается на сердце, а не на разум. Именно поэтому он отличается взрывным нравом, который нередко ставит его в глупое положение.
    Но автор нисколько не принижает качества главного героя. Он показывает его правдивость и человечность, и это вызывает сопереживание читателя. Чацкий выступает положительным персонажем, но все равно делает ошибки. Он неидеален, и эта черта отличает его от других героев драматических произведений того периода.

    Переплетение личной и идейной драмы А.А. Чацкого

    Личная драма главного героя происходит на глазах у читателя. Параллельно она переплетается с общественной неудовлетворенностью Александра, поэтому любовные чувства еще больше усложняются. Чацкий наделен таким живым умом и светлым сердцем, которые выделяют его из толпы и возносят над ней.
    Но в то же время именно любовь и реакционные взгляды на окружающее его общество принесли в его жизнь горькое разочарование. Именно оно в последствии сильно ожесточило главного героя против всех дворян столицы.

  6. Сочинение «Достойна ли Софья любви Чацкого?» 9 класс
    План
    1. Любовный треугольник в произведении А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    2. Софья
    а) Софья и Молчалин;
    б) Софья и Чацкий;
    в) самообман Софьи.
    3. Достойна ли Софья любви Чацкого
    ? В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» особое место отведено взаимоотношениям героев, которые составляют любовный треугольник: Софьи, Молчалина и Чацкого. Софья по-настоящему влюблена в Молчалина, Чацкий благоволит Софье, а Молчалин притворяется влюбленным ради богатства. Почему события складываются именно так?
    Софья умная, образованная девушка. Она воспитана по «законам» общества Фамусова и выбрала себе в мужья «совершенства образец» – безродного канцелярского советника Молчалина. Она слепа в своей любви. Девушка предпочла завистливого корыстного приспособленца умному и надежному другу.
    Искренняя любовь Софьи к Молчалину подкупает читателя. Мы видим почти идеального мужчину: «Целый день играет!», «Молчит, когда его бранят!» Девушка придумала себе образ любимого и верит в него. Она не замечает лицемерия и обмана, с которыми Молчалин ходит на свидания к ней. Она видит его скромным и аккуратным, приписывает ему достоинства, которых тот не имеет.
    А Чацкого Софья отвергает. «На что вы мне?» – говорит она откровенно. Всего несколько лет назад Чацкого и Софью связывали дружеские чувства. Но теперь понимания между героями нет. Они ссорятся, не уступая друг другу. Чацкий не верит, что Софья могла полюбить такого подлого человека как Молчалин. Он пытается объясниться с ней, но Софья его не слышит. Она понимает все, но уже слишком поздно – когда Чацкий покидает столицу.
    Достойна ли Софья любви Чацкого? Ответ на вопрос неоднозначен. Молодые люди очень подходят друг другу и по статусу, и по характеру, и по проявлению чувств. Но почему Софья не выслушала Чацкого? Не дала возможности увидеть иную любовь – честную и порядочную. Уподобилась лицемеру Молчалину и совершила низкий поступок в отношении к другу. Может, ей не хватило смелости? Пойти за прогрессивным, активным, достойным ее любви человеком. Самообман и разочарование постигли Софью, когда она увидела, кто такой Молчалин на самом деле. Но любви Чацкого уже не вернуть.

  7. Основным мотивом произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума» является отражение трагедии Чацкого – типичного представителя молодого поколения 1810-1820-х годов, тем или иным образом участвующего в общественной деятельности. Эта трагедия включает в себя множество моментов, но одним из наиболее важных среди них является его неразделенная любовь к Софье.
    Мы узнаем о жизни и характере героя еще до его появления на сцене. Так, горничная Софьи Лиза, намекая на его увлечение хозяйкой, восклицает:
    Кто так чувствителен, и весел, и остер
    Как Александр Андреич Чацкий,
    а наиболее яркую характеристику ему дает сама Софья:
    Остер, умен, красноречив,
    В друзьях особенно счастлив,
    Вот об себе задумал он высоко…
    Охота странствовать напала на него…
    Чацкий – выходец из дворянской семьи – был воспитан в доме Фамусова. Он умен и безукоризненно честен, искренен и ост роумен. Любит родину, и эта любовь порождает в нем ненависть к рабству и угнетению народа. Чацкий занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, но ушел от этого, потому что, говорит он: «Служить бы рад, – прислуживаться тошно». Он – мятущийся мыслитель, герой того времени, из тех людей, чье сердце «не терпит немоты», а потому раскрывающий все сокровенно обдуманное даже и перед ничтожествами, «глупцами». Чацкий смеется над Фамусовым и его окружением, остро вышучивает их нравы, потому что сам он выше Фамусовых, загорецких, молчаливых, скалозубов и прочих представителей московского общества начала XIX века. За три года путешествий характер героя во многом претерпевает изменения и окончательно формируется. Однако неизменной остается его искренняя любовь к Софье. Именно поэтому он, помня о юношеской привязанности, так спешит увидеть свою любимую, ради которой «сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, верст больше семисот пронесся…», и такая искренняя радость от встречи звучит в его словах: «Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног».
    Лучшие личностные качества раскрываются в его отношении к любви, браку. Чацкий любит Софью, видит в ней будущую жену. Однако Софья не может полюбить его, так как, хотя она и не лишена положительных качеств, но все же полностью принадлежит к фамусовскому миру. За годы отсутствия Чацкого характер Софьи сильно изменился, теперь она воспринимает их отношения как юношескую влюбленность, ни к чему ее не обязывающую. Кроме того, она теперь любит другого человека – Молчалина, а с Чацким холодна, и на его вопросы отвечает общими фразами или шутками:
    Кого вы любите?
    Ах! Боже мой! Весь свет.
    Кто более вам мил?
    Есть многие, родные…
    Однако Чацкий все еще не понимает истинной причины холодности Софьи, он счастлив, оживлен, говорлив, спрашивает о старых знакомых, подшучивает над ними. И тут он допускает главную ошибку, с едкой насмешкой упомянув о Молчалине. Этим он, сам того не подозревая, вызывает бурю негодования в душе Софьи. Именно за эти насмешки над предметом ее любви она потом так жестоко расправляется с ним, распространяя слухи о его сумасшествии.
    Конечно, Софья любит не самого Молчалина, а идеал, созданный ее чувствительным воображением. Чацкий прав, говоря ей: «Качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему».
    Ослепленный своим горем, разочарованный в своем чувстве, Чацкий часто бывает несправедлив, упрекая Софью даже в том, в чем она не виновата:
    Зачем меня надеждой завлекали?
    Зачем мне прямо не сказали,
    Что все прошедшее вы обратили в смех?!
    На самом деле Софья не скрывает от него своих чувств, она едва разговаривает с ним, искренне признается в равнодушии. Беда Чацкого в том, что он, ослепленный своим чувством, вовремя не остановился, и выплеснул свое разочарование на всех окружающих, и его личная драма теперь отягощается столкновением со всем фамусовским обществом. Любовь и ум, поднимающие его над толпой, принесли герою одно горе, и он покидает Москву, увозя в свое сердце лишь «мильон терзаний».

  8. Основным мотивом произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума» является отражение трагедии Чацкого — типичного представителя молодого поколения 1810—1820-х годов, тем или иным образом участвующего в общественной деятельности. Эта трагедия включает в себя множество моментов, но одним из наиболее важных среди них является его неразделенная любовь к Софье.
    Мы узнаем о жизни и характере героя еще до его появления на сцене. Так, горничная Софьи Лиза, намекая на его увлечение хозяйкой, восклицает:
    Кто так чувствителен, и весел, и остер
    Как Александр Андреич Чацкий,
    а наиболее яркую характеристику ему дает сама Софья:
    Остер, умен, красноречив,
    В друзьях особенно счастлив,
    Вот об себе задумал он высоко…
    Охота странствовать напала на него…
    Чацкий — выходец из дворянской семьи — был воспитан в доме Фамусова. Он умен и безукоризненно честен, искренен и ост роумен. Любит родину, и эта любовь порождает в нем ненависть к рабству и угнетению народа. Чацкий занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, но ушел от этого, потому что, говорит он: «Служить бы рад, — прислуживаться тошно». Он — мятущийся мыслитель, герой того времени, из тех людей, чье сердце «не терпит немоты», а потому раскрывающий все сокровенно обдуманное даже и перед ничтожествами, «глупцами». Чацкий смеется над Фамусовым и его окружением, остро вышучивает их нравы, потому что сам он выше Фамусовых, загорецких, молчаливых, скалозубов и прочих представителей московского общества начала XIX века. За три года путешествий характер героя во многом претерпевает изменения и окончательно формируется. Однако неизменной остается его искренняя любовь к Софье. Именно поэтому он, помня о юношеской привязанности, так спешит увидеть свою любимую, ради которой «сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, верст больше семисот пронесся…», и такая искренняя радость от встречи звучит в его словах: «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног».
    Лучшие личностные качества раскрываются в его отношении к любви, браку. Чацкий любит Софью, видит в ней будущую жену. Однако Софья не может полюбить его, так как, хотя она и не лишена положительных качеств, но все же полностью принадлежит к фамусовскому миру. За годы отсутствия Чацкого характер Софьи сильно изменился, теперь она воспринимает их отношения как юношескую влюбленность, ни к чему ее не обязывающую. Кроме того, она теперь любит другого человека — Молчалина, а с Чацким холодна, и на его вопросы отвечает общими фразами или шутками:
    Кого вы любите?
    Ах! Боже мой! Весь свет.
    Кто более вам мил?
    Есть многие, родные…
    Однако Чацкий все еще не понимает истинной причины холодности Софьи, он счастлив, оживлен, говорлив, спрашивает о старых знакомых, подшучивает над ними. И тут он допускает главную ошибку, с едкой насмешкой упомянув о Молчалине. Этим он, сам того не подозревая, вызывает бурю негодования в душе Софьи. Именно за эти насмешки над предметом ее любви она потом так жестоко расправляется с ним, распространяя слухи о его сумасшествии.
    Конечно, Софья любит не самого Молчалина, а идеал, созданный ее чувствительным воображением. Чацкий прав, говоря ей: «Качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему».
    Ослепленный своим горем, разочарованный в своем чувстве, Чацкий часто бывает несправедлив, упрекая Софью даже в том, в чем она не виновата:
    Зачем меня надеждой завлекали?
    Зачем мне прямо не сказали,
    Что все прошедшее вы обратили в смех?!
    На самом деле Софья не скрывает от него своих чувств, она едва разговаривает с ним, искренне признается в равнодушии. Беда Чацкого в том, что он, ослепленный своим чувством, вовремя не остановился, и выплеснул свое разочарование на всех окружающих, и его личная драма теперь отягощается столкновением со всем фамусовским обществом. Любовь и ум, поднимающие его над толпой, принесли герою одно горе, и он покидает Москву, увозя в свое сердце лишь «мильон терзаний».

  9. Основным мотивом произведения А. С. Грибоедова “Горе от ума” является отражение трагедии Чацкого — типичного представителя молодого поколения 1810–1820-х годов, тем или иным образом участвующего в общественной деятельности. Эта трагедия включает в себя множество моментов, но одним из наиболее важных среди них является его неразделенная любовь к Софье.
    Мы узнаем о жизни и характере героя еще до его появления на сцене. Так, горничная Софьи Лиза, намекая на его увлечение хозяйкой, восклицает:
    Кто так чувствителен, и весел, и остер
    Как Александр Андреич Чацкий,
    а наиболее яркую характеристику ему дает сама Софья:
    Остер, умен, красноречив,
    В друзьях особенно счастлив,
    Вот об себе задумал он высоко…
    Охота странствовать напала на него…
    Чацкий — выходец из дворянской семьи — был воспитан в доме Фамусова. Он умен и безукоризненно честен, искренен и остроумен. Любит родину, и эта любовь порождает в нем ненависть к рабству и угнетению народа. Чацкий занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, но ушел от этого, потому что, говорит он: “Служить бы рад, — прислуживаться тошно”. Он — мятущийся мыслитель, герой того времени, из тех людей, чье сердце “не терпит немоты”, а потому раскрывающий все сокровенно обдуманное даже и перед ничтожествами, “глупцами”. Чацкий смеется над Фамусовым и его окружением, остро вышучивает их нравы, потому что сам он.выше Фамусовых, загорецких, молчалиных, скалозубов и прочих представителей московского общества начала XIX века. За три года путешествий характер героя во многом претерпевает изменения и окончательно формируется. Однако неизменной остается его искренняя любовь к Софье. Именно поэтому он, помня о юношеской привязанности, так спешит увидеть свою любимую, ради которой “сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, верст больше семисот пронесся…”, и такая искренняя радость от встречи звучит в его словах: “Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног”.
    Лучшие личностные качества раскрываются в его отношении к любви, браку. Чацкий любит Софью, видит в ней будущую жену. Однако Софья не может полюбить его, так как, хотя она и не лишена положительных качеств, но все же полностью принадлежит к фамусовскому миру. За годы отсутствия Чацкого характер Софьи сильно изменился, теперь она воспринимает их отношения как юношескую влюбленность, ни к чему ее не обязывающую. Кроме того, она теперь любит другого человека — Молчалина, а с Чацким холодна, и на его вопросы отвечает общими фразами или шутками:
     Кого вы любите?
     Ах! Боже мой! Весь свет.
     Кто более вам мил?
     Есть многие, родные…
    Однако Чацкий все еще не понимает истинной причины холодности Софьи, он счастлив, оживлен, говорлив, спрашивает о старых знакомых, подшучивает над ними. И тут он допускает главную ошибку, с едкой насмешкой упомянув о Молчалине. Этим он, сам того не подозревая, вызывает бурю негодования в душе Софьи. Именно за эти насмешки над предметом ее любви она потом так жестоко расправляется с ним, распространяя слухи о его сумасшествии.
    Конечно, Софья любит не самого Молчалина, а идеал, созданный ее чувствительным воображением. Чацкий прав, говоря ей: “Качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему”.
    Ослепленный своим горем., разочарованный в своем чувстве, Чацкий часто бывает несправедлив, упрекая Софью даже в том, в чем она не виновата:
    Зачем меня надеждой завлекали?
    Зачем мне прямо не сказали,
    Что все прошедшее вы обратили в смех?!
    На самом деле Софья не скрывает от него своих чувств, она едва разговаривает с ним, искренне признается в равнодушии. Беда Чацкого в том, что он, ослепленный своим чувством, вовремя не остановился, и выплеснул свое разочарование на всех окружающих, и его личная драма теперь отягощается столкновением со всем фамусовским обществом. Любовь и ум, поднимающие его над толпой, принесли герою одно горе, и он покидает Москву, увозя в свое сердце лишь “мильон терзаний”.

  10. 10
    Текст добавил: Не перибевай меня

    Тема любви в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    В классической комедии главный конфликт всегда завязывается в сфере личных отношений, любви. Грибоедов, казалось бы, выдвигает на первый план более «серьезные» проблемы: столкновение «старого и нового», фамусовской Москвы и нового человека, Чацкого. Но социально-политический конфликт тесно переплетен с любовными коллизиями. И. А. Гончаров писал: «Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье». Ревность и безответная любовь к Софье, глубокое чувство послужили поводом к раздражению, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль.
    Чацкий приезжает в Москву после долгого отсутствия, радуется встрече с предметом своей давней любви – Софьей, но встречает с ее стороны непонятную холодность. Софья влюблена в Молчалина и не считает себя обязанной продолжать отношения с Чацким, испытывает к нему только дружеские чувства. Чацкий догадывается, что у него появился счастливый соперник, но в начале он еще не может понять, кто он. Вначале он подозревает «завидного жениха» Скалозуба, и потому переносит свою неприязнь на все общество, где полковник пользуется уважением. По поводу всех вновь прибывших он отпускает колкости, и это в конце концов начинает раздражать Софью, тем более что бывший ухажер задевает не только гостей, но и ее возлюбленного. Наученная светской жизнью отплачивать за такие насмешки, она в случайном разговоре с господином Н пускает слух о сумасшествии Чацкого: «Он не в своем уме». И общество, всегда с жадностью ловящее подобного рода новости, с готовностью распространяет известие о сумасшествии Чацкого. Слухи растут, как снежный ком, а Чацкий, сам того не зная, подтверждает этот слух всеми своими поступками, и особенно жарким монологом «Французик из Бордо», который произносит, не замечая, как гости с опаской покидают залу.
    Развязка конфликта наступает в четвертом действии. Чацкий узнает, что избранник Софьи – Молчалин. «Муж-мальчик, муж-слуга» – это, несмотря на различие в социальном статусе, допустимо для высшего московского света, но Чацкий уже не может уважать женщину, которая выбрала себе такой предмет обожания. Чацкий предпочитает бежать, он увидел всю низость «светской черни», он потерял уважение к возлюбленной, ему незачем оставаться.
    В классической комедии герои-любовники, преодолев все препятствия на пути, воссоединяются. Грибоедов подменяет счастливый конец другим, увы, более реалистичным. Только Чацкий хранит верность романтическим идеалам любви. Прочие сделали из нее своеобразную разменную монету. Софья, совсем еще молоденькая девушка, казалось бы, влюблена в Молчалина искренне, но такая любовь ей выгодна: она может повелевать будущим мужем, так как он ей всем обязан. Молчалин низок: он не любит Софью, но согласен изображать любовь и подчиняться ей, так как это сулит ему верную выгоду. Вместе с тем он грубовато ухаживает за горничной Лизой, которая нравится ему больше Софьи, но и по отношению к ней он поступает дурно. Лиза для него забава, он не желает принимать на себя какие бы то ни было обязательства по отношению к ней. В финале все любовные махинации Молчалина открываются, но вряд ли это станет настоящим «посрамлением зла», как то бывает в классических комедиях. «Помирятся», – предвидя будущее, думает Чацкий. Действительно, зачем прерывать отношения, если они всем выгодны?
    Любовный конфликт дублирует основную тему комедии. Нет ничего подлинного, искреннего в фамусовском обществе, где все решают деньги и социальное положение. Прислуживаться в карьере, прислуживаться в любви – это не для Чацкого. Он предпочтет покинуть мирок, где «блаженствуют молчалины». Он отказывается от какой бы то ни было борьбы не только потому, что одинок, но еще и потому, что он уже н

  11. В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.
    Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.
    Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.
    Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.

    Выводы

    Таким образом, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противопоставлена своему отцу и всему дворянскому обществу. Она не боится выступить против света, защищая свою любовь.
    Однако эта же любовь заставляет Софью защищаться и от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи очернен Чацкий в обществе и изгнан из него.
    Если все остальные герои пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, защищают свой комфорт и привычный для себя уклад жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства. «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»», – так писал И.А. Гончаров о Софье. К сожалению, в финале получается, что борьба героини за право любить была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком.
    Но и с таким, как Чацкий, Софья не обрела бы счастья. Скорее всего, она будет выбирать в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильному характеру Софьи требуется реализация, которая станет возможной при муже, позволяющем командовать и руководить собой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *