ЧАЙ ПИТЬ – НЕ ДРОВА РУБИТЬ
Слово “чай”, как и сам напиток, родом из Китая. “Ча” по-китайски значит “молодой листочек”, причем в северных провинциях это слово произносится именно “ча” или “чха” (отсюда русское “чай”), а в южных и в Японии вы услышите “тьа” (отсюда английское “tea” и другие европейские транскрипции). Монголы называли чай “цай”, народы Индии и Пакистана – “чхай” либо “джай”, арабы – “шай”, калмыки – “ця”. Короче говоря, чай – он и в Африке чай, что недалеко от истины, поскольку африканцы используют арабский, английский или французский варианты названия. Из общего правила исключились только поляки: они обзывают чай словом “хербата”, что само по себе предосудительно в рассуждении первого слога, а если учесть, что это видоизмененное латинское “herba”, то есть “трава”, то нет полякам оправдания.
Пожалуй, Польша – одна из немногих стран мира, где чай не получил широкого распространения как напиток, его считали там лекарственным средством и продавали в аптеках. Аптекари же думали, что чай – это такая специальная китайская трава. Впрочем, в XVII веке так думали и в России, да и во многих других странах.
Теперь уже никто не сомневается в том, что чай – это куст, особенно после того, как прославленным грузинским чаеводам удалось вывести зимостойкие сорта грузинского чая, неоднократно продемонстрированные на голубом советском экране и в изобилии представленные в приснопамятных советских магазинах. Зато мало кто знает, что индийская разновидность чая – это дерево, достигающее 17 м в высоту, с более крупными, чем на китайском кусте, листьями. И совсем уж никому, кроме ботаников, не известно, что чай принадлежит к одному семейству с розами и камелиями, и официальное название его – Camellia sinensis, то есть китайская камелия. Вопреки невольно возникающим цветочным ассоциациям (нежность – хрупкость – капризность), чай – исключительно выносливое растение. Он может расти на скудных почвах (на скалах, слегка припорошенных землей), выдерживает и тропическую жару, и 20-градусные морозы, не подвержен заболеваниям, опустошающим плантации винограда или кофе, чрезвычайно долговечен (может жить и плодоносить 100 и более лет). Чайный куст можно вырастить и дома в горшке, где он будет обильно цвести и испускать приятный аромат.
Но как ни хороша китайская камелия в цветении, разводят ее исключительно ради листьев. Причем собирают далеко не все листья, а только так называемые флеши – едва распустившиеся 2-3 листика вместе с нераскрывшейся почкой на самом кончике побега. Из флешей получаются лучшие сорта чая, а из того, что дальше – до 8-9 листа – низкосортный чай. Молодые листья чая – целая химическая лаборатория. Витаминов в них – как букв в алфавите: много редкого витамина P, провитамина A и витаминов группы В. В свежем чайном листе витамина С в четыре раза больше, чем в цитрусовых. Кроме того, там обретается кофеин, определяющий фармакологическое действие чая, и танин, от которого зависит вкус, аромат и цвет настоя чайного листа. По содержанию белков и свободных аминокислот, то есть по питательности, чайный лист (особенно не ферментированный, так называемый зеленый) не уступает бобовым культурам.
Даосские мудрецы, не зная химии, тем не менее совершенно справедливо считали чай самодостаточной субстанцией – продуктом, который не только не может служить дополнением к другой пище, но и является поставщиком энергии (мощным тоником по современным понятиям), с которым нужно уметь работать. Они разработали дао (путь) чая, включая духовную процедуру его употребления, требующую предельной концентрации. Количество энергии чая, утверждали даосы, напрямую зависит от того состояния, с каким его готовить: любая забота на сердце испортит чайный ритуал и, соответственно, уменьшит количество и качество поглощенной энергии. Даосы употребляли чай в своих религиозных бдениях, они же создали легенду о некоем святом, который, за-снув во время молитвы, разгневался на себя и захотел, чтобы у него никогда не слипались глаза. Он в ярости оторвал свои преступные веки и бросил их на землю – из них-то и пророс чайный куст. Тонизирующее воздействие чая признавалось столь серьезным, что индусы, например, почитали чай за наркотик и стали культивировать его только под давлением английских колонизаторов. Однако, по мнению создателей российского “Клуба чайной культуры”, занимающегося духовной расшифровкой китайского чая, древний чай оказывал большее воздействие на человека, чем нынешний. Превратившись из сакральной сущности в массовый продукт, чай утратил свою мощную энергетику.
Снижение, “заземление” чайной энергетики произошло благодаря механизации технологических процессов обработки чайного листа. Традиционный китайский способ требовал множества ручных операций – современная обработка мало того что механизирована, она еще и позволяет сократить до минимума некоторые процессы, используя знание биохимии чая. Одним словом, пребывая в самозабвенном ослеплении от глубоких научных познаний, современный чаепроизводитель начал гнать валовой продукт, насилуя и искажая природные качества чая, которые становятся доступными лишь благодаря кропотливой ручной работе с исходным сырьем. Например, четыре известных типа чая получаются благодаря ферментации, или брожению, чайного листа: черный чай – полностью ферментированный, зеленый – вовсе не ферментированный, менее известные у нас красный и желтый чаи представляют собой промежуточные типы. Современные технологии позволяют фактически исключить этот процесс (традиционное “вылеживание” листа, происходящее без вмешательства человека) из производства, заменив его термической обработкой во время скручивания. А между тем давно замечено, что изменение температуры и времени ферментации существенно сказывается на вкусе чая. Другой пример – само скручивание чайного листа, отданное на откуп машине. В Японии, пьющей в основном зеленые чаи, по форме скрутки (звездочкой, шариком, трубочкой и т.п.) различают сорта чая, поскольку от нее, как считается, зависит вкус и аромат (!).
Дотошные китайцы за 4700 лет (так примерно датируется первое упоминание о чае) изучили все свойства растущего у них вечнозеленого куста и разработали наилучшие формы разведения и обработки для каждого из сортов. В эпоху династии Тан в Китае появился “Чайный канон” (“Чацзин”), автором которого был Лу Юй, первый китайский эксперт и титестер – дегустатор чая. Он подробно описал правила культивирования, сбора и обработки чайного листа, способы изготовления различных сортов, рассказал даже о посуде, из которой полагается его пить (например, зеленый чай, по Лу Юю, следует пить из голубых фарфоровых чашек). До сих пор для приготовления элитных сортов китайского чая используются дедовские рецепты, при этом строго выдерживается технология вековой давности, обуславливающая вкусовые качества чая. Суперэлитные сорта можно попробовать только в Китае – они не подлежат вывозу как национальное достояние и оцениваются в астрономические суммы. Невывозной “утесный” сорт – редкие кустики, растущие на скалах и дающие в год не более одного килограмма чая – распродан на несколько лет вперед китайским и тайваньским богачам по цене 16 тысяч долларов за сто граммов. Победитель весеннего конкурса чаеводов получил за килограмм 90 тысяч долларов. Вкус таких чаев превосходит всякое наше бытовое понимание, а питие их требует тщательно разработанного ритуала.
Помимо даосских духовных практик, было создано и до сих пор существует японское чайное действо “тяною” – “эстетическое времяпрепровождение за приготовлением зеленого чая в утонченной атмосфере”, как определил его исследователь японской культуры Ясуноскэ Фукукита. Оно тесно связано с философией дзэн: ничем не смущаемая ясность духа, свобода от треволнений, беспокойств, восторгов, абсолютная эмоциональная легкость, проистекающая из абсолютного владения собой, – все это должно отличать участников чаепития. Само оно происходит в специальном чайном домике, поставленном в укромном, тихом уголке сада, окруженном густыми зарослями бамбука. В этой обители покоя и тишины обязательны цветы, которым полагается поклониться при входе. Поведение присутствующих строго регламентировано: и поза для сидения (на циновке), и движения, и выражение лица, и манера речи отнюдь не произвольны. Мастер чая – тот, кто заваривает чай (непременно зеленый!) и разливает его, совершает строго определенные манипуляции. Вначале происходит кипячение воды в особом чайнике на угольях из сакуры. Затем следует заваривание чая, тоже в особом чайнике, особыми движениями руки. И, наконец, чай взбалтывается в чашке, также специальной, и пьется в виде довольно густой пенистой жидкости, без сахара, лимона или молока. Тот, кто внимательно смотрел шедший года три или четыре назад сериал “Сёгун”, вероятно, вспомнит, как неспешно и торжественно совершаются все эти процедуры.
Мы с вами, конечно, так чай не пьем. Мы, кроме того, пьем по преимуществу черный чай и притом далеко не элитные его сорта. В России принято запивать чаем сладости, что существенно портит вкус чая, да и вообще противоречит культуре чая, поскольку напиток этот самодостаточен. Однако пить ли чай с сахаром или без – это дело личных предпочтений, а вот чтобы добиться хорошего вкуса даже у фабрично-массовых сортов, нужно иметь в виду несколько хитростей, которые могут показаться ерундовыми – ну, а на самом деле являются как раз теми самыми жизненно важными мелочами, о которых я говорила вначале. Прежде всего, чай нужно заваривать мягкой водой на второй стадии кипения, так называемым “белым ключом”. Бурлящая вода абсолютно непригодна – вылейте ее и поставьте чайник снова. Повторив эту операцию несколько раз, вы научитесь определять стадию кипения на слух – чайник в этот момент должен слаженно шуметь, как пчелиный рой. Заварочный чайник и чашки должны быть фарфоровыми, а ложки – серебряными. Чайную посуду нужно хранить совершенно отдельно от всей остальной и вытирать особым полотенцем, ибо чай очень чувствителен к запахам. Если вы поставите чайник рядом с разрезанной луковицей, мясом, рыбой и т.п. или возьметесь за него надушенной рукой – пиши пропало, аромат чая померкнет до неразличимости. Заваренный чай нужно накрыть льняной салфеткой (чистой!), для задержания летучих эфирных масел, создающих аромат. Но ни в коем случае не накрывайте его куклой-матрешкой – он перепреет и будет пахнуть веником. Настоянный в течение 3-5 минут чай должен быть с пеной – наличие пены говорит о том, что чай заварен правильно. Пена должна войти в настой, а не размазаться по стенкам чайника – для этого заварку нужно осторожно размешать ложечкой. Имеет смысл пить чай только свежим – постояв, он теряет абсолютно все целебные и вкусовые свойства, превращаясь в подкрашенную водицу. И совершенно не имеет смысла разбавлять чай кипятком – заварите его так крепко, как вам хотелось бы, и пейте, не откладывая в долгий ящик!
Катерина СТАСИНА
================================
КорженьО.Г.,
директор по развитию
внутреннего туризма
ООО МП «Рыжий слон» Любитель муз – волшебный чай!
С тобой отныне
наш ум, не ведает ни грусти, ни унынья!
Уорен,
Английский поэт????в.
Чай любят везде. Это национальный напиток россиян, китайцев и англичан. В старом Китае в канун лунного Нового года у семейного алтаря вешали портреты предков и ежедневно ставили перед ними еду – пять блюд и питьё -пять чашек чая. В Чжэцзяне изображениям богов приносили три чаши чая, а рядом на жертвенный столик, клали свежие чайные листья.Чай превозносили за то, что он обладает способностью облегчать усталость, радовать душу, укреплять волю, исправлять зрение.
Очень любим чай мы – сибиряки. Он служил нашим предкам-землепроходцам как символчеловеческого единения в противоборстве с буйством суровой стихии, является с тех же давних пор и добрым знаком благополучия в делах. Не потому ли самые безопасные участки пути на бурных сибирских реках местные водники нарекли «чайными плёсами»? Ведь чайный плёс значит, что на пути уже нет кипящих порогов – шиверов, опасных скальных теснин – прижимов, а есть только широкая, раздольная гладь. И уставшему за штурвалом можно, наконец, побаловаться чайком.
Чай ценен, как известно специфическим приятным вкусом, цветом и ароматом. К сожалению, эти его неповторимые свойства неустойчивы и быстро утрачиваются. Поэтому, в XIX веке тому из капитанов, кто раньше других доставлял экзотический товар в метрополию, назначалась солидная премия. Так родились знаменитые чайные регаты, в Англии, например, не уступавшие конным скачкам по популярности. Нашумевшая «Великая чайная гонка», в которой приняло участие 16 судов, состоялась в 1866 году. В ней победило судно «Ариэль», долетевшее от порта Фучжоу до Лондона за 99 суток.
А мы с вами в XXI веке со скоростью не более 90 км/ч можем совершить путешествие по чайному сибирскому пути, по которому почти 200 лет доставляли «волшебные листья», не минуя такие города как Тюмень, Ялуторовск, Заводоуковск, Тобольск. Ведь путь этот лежал рядом с нашими городами, чем впоследствии и пользовались предприимчивые сибирские купцы, перекупая драгоценные листья у караванщиков, либо становясь поставщиками чая из Китая в Москву, получая при этом хорошие доходы за чайный откуп.
Чайный путь через Сибирь пролегал с 1679годапо 1861-й. Но первыми, кто перевёз «чай для заварки» по этому пути, пролегающему недалеко от современных сибирских городов, в 1638 году, были московские посланники Василий Старков – боярский сын, и его спутник Василий Неверов. Они были посланы с богатыми царскими дарами к западно-монгольскому Алтын-хану, который с почестями их принимал на оз. Упсаи угощал во время обеда неведомым горьким зелёным отваром. Послы с великой неохотой глотали мутную пахучую жидкость. Старков впоследствии вспоминал: «Я не знаю, листья ли то какого дерева или травы: варят их в воде, приливая несколько капель молока, и потом пьют, называя это чаем».
Провожая важных гостей, хан не скупился на подарки. Среди бесценных даров- связки из 200 соболей, драгоценных камней, бобровых и барсовых шкур, куски чёрного атласа, шитого золотом и серебром, а также 200 «бах-ча», как разъяснили толмачи, «чай для заварки», расфасованный в четвертьфунтовые пакеты(100г). А общий вес чая составил 20 кг, что и из общего груза в 4 пуда(64 кг) довольно прилично. И никак не соглашались Василии взять эти «сушёные листики», а потом везти через всю Сибирь. А приближённые хана уговаривали: «Мол, берите, не пожалеете».
С тем грузом-довеском и возвратилось посольство в златоглавую Москву, ко двору деда Петра Великого, и бросились в ноги Михаилу Федоровичу: стыдно признаться, дескать, царь-батюшка,траву вот тебе привезли. Из такой-то дали! Да уж шибко хвалил её монгольский правитель. Лекарство, говорил…
Придворные летописцы припомнили «сказки» – донесения казачьих атаманов Ивана Петрова и БурмашаЯлышева, посланных ещё Иваном Грозным исследовать страну по ту сторону Байкальского озера. Не тот ли напиток, по их уверениям, весьма полезный и целебный, пивали они в 1567 году в китайском городе Пекине? Вспомнили и про то, что за Байкалом у бурятского народа, давно в ходу в качестве ежедневной пищи похожий отвар, который готовят из спрессованных в виде кирпичей листьев.
Случай испробовать диковинное зелье вскоре представился. Заболел один из придворных, вспомнили о травке китайской. Отварили, больному полегчало. И порешили: коли так, пусть хранится травка в амбаре. Так и пользовались, по мере надобности, вошли во вкус, а от двух сотен «бах-ча» ничего не осталось. В 1654 году отправили Фёдора Байкова, боярского сына в Китай, и он по возвращении рассказывал, что угощали его таким же чаем. И повелели снарядить специального посла за сушёными листьями. А уже через год попробовал напиток царь Алексей Михайлович.
Спустя десять лет для переговоров с Богдыханом отправилось официальное посольство во главе с Николаем Спафарием. Проведя в Китае три года, учёный грек вернулся в Москву с лукошками чая и засел за большое сочинение, в котором описал само растение и способ его приготовления.Спафарий пишет: «Трава чай нигде не родится такая, что здесь (в Китае), и для того опишем, как родится…». Следует описание растения и способ его приготовления «ради варенья чая». «Китайцы то питие зело похваляют: сила и лекарства от него всегда извещает, потому день и ночь они пьют и гостей своих потчивают». Спафарий пробовал пить и говорит, что чай есть «питие доброе, и когда привыкнешь — гораздо укусно».
А в 1679 с Китаем был заключён договор о поставках – и через маньчжурские сопки и монгольские пустыни, по таёжным сибирским тропам, где на верблюдах, где на лошадях и быках, на санях и телегах потянулись на запад караваны и обозы с цибиками(ящики из особого, не имеющего запаха, дерева). Год путешествовало содержимое этих ящиков, выложенных изнутри оловянными листами, а снаружи обтянутых несколькими слоями кож, прежде чем попало на берега Москвы-реки. Долог был путь чая к нашему столу от азиатского куста-дикороса до прекрасной ухоженной культуры, подарившей излюбленный терпкий напиток многим миллионам людей на разных континентах.
Ещё и поныне в горных вечнозелёных лесах Южного Китая, в верховьях, Меконга и на острове Хайнань крестьяне собирают урожай с диковинных чайных плантаций. Как и тысячи лет назад, здесь встречаются деревья и кустарники с жёсткими серебристыми волосками, прикрывающими листовые почки. Из этих почек и молодых, только распустившихся листиков, покрытых серебристым пушком, люди с незапамятных времен научились готовить освежающий, тонизирующий и бодрящий настой. Китайское название бай-хоа (белые реснички) стало общим названием высших сортов чая. Сейчас же «байховый» значит рассыпчатый, сыпучий непрессованный чай.
Чай, который с ?V века был известен только монголам, бурятам и калмыкам, а с ?V?-го – сибирским землепроходцам(казакам), побывавшим у китайских границ, да некоторым царедворцам, в конце ?V?? стал продаваться в московских лавках.С той поры и начали у нас на Руси «гонять чаи». С блюдечка, да с сахаром – вприкуску или внакладку, на худой конец – вприглядку, но непременно – до седьмого пота!
Наши предки-землякиимели возможность приобретать «волшебные листья» на Тобольских, Тюменских, Ялуторовскихярмарках по более низкой цене, чем в Москве и Петербурге. И сибиряки знали, что есть земля Китай, где растет «волшебная травка», и купить её можно далеко в городе – Кяхте. А там «сявошники» (сявка-палка с острым наконечником)прокалывали цибики с чаем, он высыпался, и сибирские купцы проверяли качество чая, пробовали его на вкус. После чего отдавали цирюльнику, он ставил заплату на поврежденном чайном ящичке с инициалами купца, купившего партию чая.Такой напиток, приобретённый в Кяхте, носил название не китайский, а кяхтинский.
В Сибири крестьяне, трудившиеся не покладая рук, могли «побаловаться» настоящим чайком.Правда, и здесь были исключения. Так, например, в старообрядческих сибирских поселениях Прииртышья и Притоболья чудодейственный напиток подвергался запрету. На соборахутверждались рукописные правила, по которым запрещалось пить чай и кофе, курить и нюхать табак, стричь бороду, танцевать, играть в карты и в шахматы… «А ще кто дерзает пити чай, той отчается сам самого Господа Бога и да будет предан тремианафемству…»
Запрещение пить чай и кофе имеется в 10-й статье Федосеевских правил, принятых в 1868 году: «Чаю и кофиювовси не пить, а подобно обратиться на предки, что наши отцы съжили, век не пили, и мы можем етозделать». В этом смысле любопытен рукописный старообрядческий стих-раёшник о чае, сочинённый в середине XIX века. Чай, несмотря на то, что сам считался зельем дьявольским, здесь выступает, как обвинитель многочисленных людских пороков.
О чем говорит Чай,
То чти, читатель, замечай.
И расскажи, как следует быть,
Кому должно меня пить.
Я из Китая прислан господам,
А не для простых мужиков с бородам…
Вот и меня кто испивает,
Тот и похваляет,
А кто не испивает,
Тот вовсе проклинает…
Сластолюбие, как думают, что не грех,
А оно пленило собою почти что всех,
Не токмо простых людей, но четцов, и певцов,
Да и самых духовных честных отцов…
Несмотря на все запретыи то, что чаепития долгое время считались в народе непозволительной роскошью, барством, праздным время-препровождением, в Тюмени, Ялуторовске и слободе на реке Ук любителей этого напитка хватало. Спиртное по большим православным праздникам употребляли, а чай пили повседневно, да в большом количестве. Конечно, не вместо работы, а после тяжёлых праведных трудов. Варили его сначала в большом котле, а допив, доливали воды, и чайные листики снова кипели. И только в ??? столетии распространилась культура чайного пития вокруг большого самовара. Этот воистину роскошный предмет домашней утвари получил статус семейной реликвии, которую передавали по наследству или приносили в дар молодожёнам.
Больше всего пили чая на постоялых дворах и почтовых станциях, особенно на бойких трактах, что прямо вызывалось потребностью многочисленных проезжающих, возчиков, ямщиков, чай стал здесь неизбежным элементом. Дорога была немыслима без этого укрепляющего напитка («с дорожки чайку напиться»), что, впрочем, понятно при продолжительности остановок на станциях и на постоялых дворах.
На больших сибирских трактах, где проезжим приходилось ждать лошадей по нескольку часов, а иногда и по суткам, чай являлся спасительным средством, скрадывающим тоску и скуку долгого ожидания, успокаивающим нервы, расстроенные длинной дорогой, особенно когда ещё не существовало железнодорожных путей. И если в Европейской части России выражение дать «на чай» означало дать на выпивку, то для семьи сибирского ямщика сумма «на чай» за хорошую езду служила серьёзным подспорьем.
Особенное значение имел чай в рационе татарского населения Сибири. В татарских сёлах питьё чая было распространено почти сплошь и составляло довольно значительный по тем временам расход — около 50-60 рублей на каждый двор, так что для малосостоятельных дворов чай превращался в разорительную прихоть. При этом бывало так, что когда у несостоятельных татар описывали за недоимки самовары, они переставали пить чай, от чего расход их уменьшался, а вместе с тем уменьшались и недоимки. Через некоторое время появлялись средства для покупки новых самоваров, опять начинался чайный расход, так что не хватало на уплату налогов, опять начиналась опись самоваров.
Известно, что даже беглые и бродяги, пробирающиеся через сибирскую тайгу и степи, всегда запасались котелком и чаем, который иногда спасал их от замерзания и от голодной смерти.Чай был так популярен, и поэтому в быту российском появилось множество пословиц и поговорок, посвященных «волшебному напитку»:
«Выпей чайку — забудешь тоску».
«За чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем».
«Чай не пить, так на свете не жить».
«Чай на чай — не побои на побои».
«Чай пить — не дрова рубить».
«Чай не хмельное — не разберёт».
«Чай не водка- много не выпьешь».
Последняя пословица повествовала не о крепости алкогольного напитка, а о стоимости продукта. Хороший чай в Сибири стоил дороже, нежели хмельной напиток, произведённый из сибирского зерна.
Когда в 1861 году чай стали в Москву доставлять водным путём. Великий Сибирский чайный путь прекратил своё существование. Чай для сибиряков стал стоить гораздо дороже. И поэтому, так же, как и в европейской России, его стали заменять другими травами. В нашем крае в большом количестве стали использовать кипрей или иван-чай. Его также сушили, вялили и ферментировали, получая при этом вкусный и полезный напиток. Дали ему название «капорский» по месту, где впервые его изготовили (село Копорье неподалёку от Петербурга). В конце ??? столетия его даже экспортировали в европейские государства.Но в Великобритании, которая была заинтересована в сохранении монополии Ост-Индской компании на торговлю азиатским чаем, появилась непроверенная никем информация о том, что производители популярного и недорогого русского чая подмешивают в свой продукт белую глину, вредную для здоровья. После этого экспорт «капорского» чая из России прекратился.
Есть несколько легенд, повествующих о появлении чая – «божественного напитка». Одна из них стала в начале двадцатого века близка и нам, ныне живущим в Сибири. Легенда, повествуето японском проповеднике буддизма Бодхидхарме, Та Мо или Даруме. Он молился день и ночь, не давая себе ни сна, ни отдыха, но однажды веки его сомкнулись и он заснул. Очнувшись, он в негодовании на себя вырвал предательские веки и бросил их на землю. Случилось чудо – в том месте вырос необычайный зелёный куст, Дарума велел своим ученикам листики растения заварить. И, испробовав отвар, завещал чудодейственный напиток своим последователям, так как он способствовал поддержанию духовной бодрости и очищал разум от плохих помыслов. Так родилась легенда, а позже в Японии появилась фигурка Дарумы.В 1890годуона попала в Абрамцево, имение Саввы Ивановича Мамонтова, родившегося в 1841 году в Ялуторовске.
В одну из сред, когда в усадьбу на чай наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную разборную фигурку японского божества. Фигурка Дарумы заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Но вместо старичка он нарисовал пышнотелую женскую фигуру, подрисовав ей в руки чёрного петушка. Следующая барышня изображалась с серпом в руке. Ещё одна – с караваем хлеба, ну а потом появился мужичок с топориком. Целое семейство, дружное и трудолюбивое. Все фигурки «оживил» столяр Звёздочкин. Затем их изготовили в столярных мастерских Анатолия Ивановича Мамонтова, и фигурка «Матрёшки» в 1901 году завоевала золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Так что сначала через Сибирские земли возили чай, а потом благодаря нашим землякам появился известный на весь мир российский сувенир – «Матрёшка» – аналог «чайного японского божка». Литература:
Артёмов В.В. История чая в России. – his.1ru>2003|22|1.htm.
Воронина М.Б. Городецкий чай – отрада душе, здоровье телу. — Нижний Новгород: «Бикар», 2010. — С. 31. — ISBN 5-917-23017-X, 978-5-917-23017-7.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона. — Л.: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения, 1956. — С. 280. — ISBN 5-7107-3865-4, 978-5-7107-3865-8.4.
Кощеев А.К. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. — М.: Пищ. пром-сть, 1981. — С. 50. — 258 с.
Корсун В. Ф., Викторов В. К. и др. Русский Иван-чай. — М.: Артес, 2013. — 140 с. — ISBN 978-5-903926-13-8.
Хохлачёв В.В. Всё о чае. М., Краеведческая конференция «Наше наследие-2016»:материалы докладов и сообщений//под ред. Р. Г. Назаровой, Л. Н. Басова, Т. С. Воеводиной, А. А. Севостьянова.-Ишим, 2016.-СС. 51 – 55.
Чай пить – не дрова рубить
события –
состоявшиеся
В Уваровском сельском Доме культуры 15 октября прошел вечер отдыха для молодёжи «Чай пить – не дрова рубить», на котором молодые люди узнали как хорошо нам знакомый напиток попал в Россию, познакомились со структурой и назначением чая, видами, его сортами, изучили традиции чаепития на Руси, а также с целебными свойствами чая. В ходе программы было проведено множество конкурсов и игр. Участники ответили на вопросы викторины о чае, отгадали загадки, вспомнили пословицы, посоревновались в конкурсах «Кто быстрее выпьет чай», «Узнай из какого произведения отрывок и кто его автор», игре «Нарисуй чайник» и др.
Ребята активно участвовали во всех предложенных им конкурсах, по окончании которых все были приглашены за чайный стол с пирогами, вареньем, конфетами, печеньем и блинами. К праздничному вечеру были оформлены тематические выставки – фотовыставка самоваров, выставка чайных упаковок, выставка «Чаепитие в картинах художников», инсталляция чайного стола. Мероприятие прошло на фоне музыкальных произведений о чае, и конечно, чайных частушек. Заряд хорошего настроения получили все участники чайного вечера.
Шешнёва Инна
ЧАЙ ПИТЬ – НЕ ДРОВА РУБИТЬ
Слово “чай”, как и сам напиток, родом из Китая. “Ча” по-китайски значит “молодой листочек”, причем в северных провинциях это слово произносится именно “ча” или “чха” (отсюда русское “чай”), а в южных и в Японии вы услышите “тьа” (отсюда английское “tea” и другие европейские транскрипции). Монголы называли чай “цай”, народы Индии и Пакистана – “чхай” либо “джай”, арабы – “шай”, калмыки – “ця”. Короче говоря, чай – он и в Африке чай, что недалеко от истины, поскольку африканцы используют арабский, английский или французский варианты названия. Из общего правила исключились только поляки: они обзывают чай словом “хербата”, что само по себе предосудительно в рассуждении первого слога, а если учесть, что это видоизмененное латинское “herba”, то есть “трава”, то нет полякам оправдания.
Пожалуй, Польша – одна из немногих стран мира, где чай не получил широкого распространения как напиток, его считали там лекарственным средством и продавали в аптеках. Аптекари же думали, что чай – это такая специальная китайская трава. Впрочем, в XVII веке так думали и в России, да и во многих других странах.
Теперь уже никто не сомневается в том, что чай – это куст, особенно после того, как прославленным грузинским чаеводам удалось вывести зимостойкие сорта грузинского чая, неоднократно продемонстрированные на голубом советском экране и в изобилии представленные в приснопамятных советских магазинах. Зато мало кто знает, что индийская разновидность чая – это дерево, достигающее 17 м в высоту, с более крупными, чем на китайском кусте, листьями. И совсем уж никому, кроме ботаников, не известно, что чай принадлежит к одному семейству с розами и камелиями, и официальное название его – Camellia sinensis, то есть китайская камелия. Вопреки невольно возникающим цветочным ассоциациям (нежность – хрупкость – капризность), чай – исключительно выносливое растение. Он может расти на скудных почвах (на скалах, слегка припорошенных землей), выдерживает и тропическую жару, и 20-градусные морозы, не подвержен заболеваниям, опустошающим плантации винограда или кофе, чрезвычайно долговечен (может жить и плодоносить 100 и более лет). Чайный куст можно вырастить и дома в горшке, где он будет обильно цвести и испускать приятный аромат.
Но как ни хороша китайская камелия в цветении, разводят ее исключительно ради листьев. Причем собирают далеко не все листья, а только так называемые флеши – едва распустившиеся 2-3 листика вместе с нераскрывшейся почкой на самом кончике побега. Из флешей получаются лучшие сорта чая, а из того, что дальше – до 8-9 листа – низкосортный чай. Молодые листья чая – целая химическая лаборатория. Витаминов в них – как букв в алфавите: много редкого витамина P, провитамина A и витаминов группы В. В свежем чайном листе витамина С в четыре раза больше, чем в цитрусовых. Кроме того, там обретается кофеин, определяющий фармакологическое действие чая, и танин, от которого зависит вкус, аромат и цвет настоя чайного листа. По содержанию белков и свободных аминокислот, то есть по питательности, чайный лист (особенно не ферментированный, так называемый зеленый) не уступает бобовым культурам.
Даосские мудрецы, не зная химии, тем не менее совершенно справедливо считали чай самодостаточной субстанцией – продуктом, который не только не может служить дополнением к другой пище, но и является поставщиком энергии (мощным тоником по современным понятиям), с которым нужно уметь работать. Они разработали дао (путь) чая, включая духовную процедуру его употребления, требующую предельной концентрации. Количество энергии чая, утверждали даосы, напрямую зависит от того состояния, с каким его готовить: любая забота на сердце испортит чайный ритуал и, соответственно, уменьшит количество и качество поглощенной энергии. Даосы употребляли чай в своих религиозных бдениях, они же создали легенду о некоем святом, который, за-снув во время молитвы, разгневался на себя и захотел, чтобы у него никогда не слипались глаза. Он в ярости оторвал свои преступные веки и бросил их на землю – из них-то и пророс чайный куст. Тонизирующее воздействие чая признавалось столь серьезным, что индусы, например, почитали чай за наркотик и стали культивировать его только под давлением английских колонизаторов. Однако, по мнению создателей российского “Клуба чайной культуры”, занимающегося духовной расшифровкой китайского чая, древний чай оказывал большее воздействие на человека, чем нынешний. Превратившись из сакральной сущности в массовый продукт, чай утратил свою мощную энергетику.
Снижение, “заземление” чайной энергетики произошло благодаря механизации технологических процессов обработки чайного листа. Традиционный китайский способ требовал множества ручных операций – современная обработка мало того что механизирована, она еще и позволяет сократить до минимума некоторые процессы, используя знание биохимии чая. Одним словом, пребывая в самозабвенном ослеплении от глубоких научных познаний, современный чаепроизводитель начал гнать валовой продукт, насилуя и искажая природные качества чая, которые становятся доступными лишь благодаря кропотливой ручной работе с исходным сырьем. Например, четыре известных типа чая получаются благодаря ферментации, или брожению, чайного листа: черный чай – полностью ферментированный, зеленый – вовсе не ферментированный, менее известные у нас красный и желтый чаи представляют собой промежуточные типы. Современные технологии позволяют фактически исключить этот процесс (традиционное “вылеживание” листа, происходящее без вмешательства человека) из производства, заменив его термической обработкой во время скручивания. А между тем давно замечено, что изменение температуры и времени ферментации существенно сказывается на вкусе чая. Другой пример – само скручивание чайного листа, отданное на откуп машине. В Японии, пьющей в основном зеленые чаи, по форме скрутки (звездочкой, шариком, трубочкой и т.п.) различают сорта чая, поскольку от нее, как считается, зависит вкус и аромат (!).
Дотошные китайцы за 4700 лет (так примерно датируется первое упоминание о чае) изучили все свойства растущего у них вечнозеленого куста и разработали наилучшие формы разведения и обработки для каждого из сортов. В эпоху династии Тан в Китае появился “Чайный канон” (“Чацзин”), автором которого был Лу Юй, первый китайский эксперт и титестер – дегустатор чая. Он подробно описал правила культивирования, сбора и обработки чайного листа, способы изготовления различных сортов, рассказал даже о посуде, из которой полагается его пить (например, зеленый чай, по Лу Юю, следует пить из голубых фарфоровых чашек). До сих пор для приготовления элитных сортов китайского чая используются дедовские рецепты, при этом строго выдерживается технология вековой давности, обуславливающая вкусовые качества чая. Суперэлитные сорта можно попробовать только в Китае – они не подлежат вывозу как национальное достояние и оцениваются в астрономические суммы. Невывозной “утесный” сорт – редкие кустики, растущие на скалах и дающие в год не более одного килограмма чая – распродан на несколько лет вперед китайским и тайваньским богачам по цене 16 тысяч долларов за сто граммов. Победитель весеннего конкурса чаеводов получил за килограмм 90 тысяч долларов. Вкус таких чаев превосходит всякое наше бытовое понимание, а питие их требует тщательно разработанного ритуала.
Помимо даосских духовных практик, было создано и до сих пор существует японское чайное действо “тяною” – “эстетическое времяпрепровождение за приготовлением зеленого чая в утонченной атмосфере”, как определил его исследователь японской культуры Ясуноскэ Фукукита. Оно тесно связано с философией дзэн: ничем не смущаемая ясность духа, свобода от треволнений, беспокойств, восторгов, абсолютная эмоциональная легкость, проистекающая из абсолютного владения собой, – все это должно отличать участников чаепития. Само оно происходит в специальном чайном домике, поставленном в укромном, тихом уголке сада, окруженном густыми зарослями бамбука. В этой обители покоя и тишины обязательны цветы, которым полагается поклониться при входе. Поведение присутствующих строго регламентировано: и поза для сидения (на циновке), и движения, и выражение лица, и манера речи отнюдь не произвольны. Мастер чая – тот, кто заваривает чай (непременно зеленый!) и разливает его, совершает строго определенные манипуляции. Вначале происходит кипячение воды в особом чайнике на угольях из сакуры. Затем следует заваривание чая, тоже в особом чайнике, особыми движениями руки. И, наконец, чай взбалтывается в чашке, также специальной, и пьется в виде довольно густой пенистой жидкости, без сахара, лимона или молока. Тот, кто внимательно смотрел шедший года три или четыре назад сериал “Сёгун”, вероятно, вспомнит, как неспешно и торжественно совершаются все эти процедуры.
Мы с вами, конечно, так чай не пьем. Мы, кроме того, пьем по преимуществу черный чай и притом далеко не элитные его сорта. В России принято запивать чаем сладости, что существенно портит вкус чая, да и вообще противоречит культуре чая, поскольку напиток этот самодостаточен. Однако пить ли чай с сахаром или без – это дело личных предпочтений, а вот чтобы добиться хорошего вкуса даже у фабрично-массовых сортов, нужно иметь в виду несколько хитростей, которые могут показаться ерундовыми – ну, а на самом деле являются как раз теми самыми жизненно важными мелочами, о которых я говорила вначале. Прежде всего, чай нужно заваривать мягкой водой на второй стадии кипения, так называемым “белым ключом”. Бурлящая вода абсолютно непригодна – вылейте ее и поставьте чайник снова. Повторив эту операцию несколько раз, вы научитесь определять стадию кипения на слух – чайник в этот момент должен слаженно шуметь, как пчелиный рой. Заварочный чайник и чашки должны быть фарфоровыми, а ложки – серебряными. Чайную посуду нужно хранить совершенно отдельно от всей остальной и вытирать особым полотенцем, ибо чай очень чувствителен к запахам. Если вы поставите чайник рядом с разрезанной луковицей, мясом, рыбой и т.п. или возьметесь за него надушенной рукой – пиши пропало, аромат чая померкнет до неразличимости. Заваренный чай нужно накрыть льняной салфеткой (чистой!), для задержания летучих эфирных масел, создающих аромат. Но ни в коем случае не накрывайте его куклой-матрешкой – он перепреет и будет пахнуть веником. Настоянный в течение 3-5 минут чай должен быть с пеной – наличие пены говорит о том, что чай заварен правильно. Пена должна войти в настой, а не размазаться по стенкам чайника – для этого заварку нужно осторожно размешать ложечкой. Имеет смысл пить чай только свежим – постояв, он теряет абсолютно все целебные и вкусовые свойства, превращаясь в подкрашенную водицу. И совершенно не имеет смысла разбавлять чай кипятком – заварите его так крепко, как вам хотелось бы, и пейте, не откладывая в долгий ящик!
Катерина СТАСИНА
================================
КорженьО.Г.,
директор по развитию
внутреннего туризма
ООО МП «Рыжий слон»
Любитель муз – волшебный чай!
С тобой отныне
наш ум, не ведает ни грусти, ни унынья!
Уорен,
Английский поэт????в.
Чай любят везде. Это национальный напиток россиян, китайцев и англичан. В старом Китае в канун лунного Нового года у семейного алтаря вешали портреты предков и ежедневно ставили перед ними еду – пять блюд и питьё -пять чашек чая. В Чжэцзяне изображениям богов приносили три чаши чая, а рядом на жертвенный столик, клали свежие чайные листья.Чай превозносили за то, что он обладает способностью облегчать усталость, радовать душу, укреплять волю, исправлять зрение.
Очень любим чай мы – сибиряки. Он служил нашим предкам-землепроходцам как символчеловеческого единения в противоборстве с буйством суровой стихии, является с тех же давних пор и добрым знаком благополучия в делах. Не потому ли самые безопасные участки пути на бурных сибирских реках местные водники нарекли «чайными плёсами»? Ведь чайный плёс значит, что на пути уже нет кипящих порогов – шиверов, опасных скальных теснин – прижимов, а есть только широкая, раздольная гладь. И уставшему за штурвалом можно, наконец, побаловаться чайком.
Чай ценен, как известно специфическим приятным вкусом, цветом и ароматом. К сожалению, эти его неповторимые свойства неустойчивы и быстро утрачиваются. Поэтому, в XIX веке тому из капитанов, кто раньше других доставлял экзотический товар в метрополию, назначалась солидная премия. Так родились знаменитые чайные регаты, в Англии, например, не уступавшие конным скачкам по популярности. Нашумевшая «Великая чайная гонка», в которой приняло участие 16 судов, состоялась в 1866 году. В ней победило судно «Ариэль», долетевшее от порта Фучжоу до Лондона за 99 суток.
А мы с вами в XXI веке со скоростью не более 90 км/ч можем совершить путешествие по чайному сибирскому пути, по которому почти 200 лет доставляли «волшебные листья», не минуя такие города как Тюмень, Ялуторовск, Заводоуковск, Тобольск. Ведь путь этот лежал рядом с нашими городами, чем впоследствии и пользовались предприимчивые сибирские купцы, перекупая драгоценные листья у караванщиков, либо становясь поставщиками чая из Китая в Москву, получая при этом хорошие доходы за чайный откуп.
Чайный путь через Сибирь пролегал с 1679годапо 1861-й. Но первыми, кто перевёз «чай для заварки» по этому пути, пролегающему недалеко от современных сибирских городов, в 1638 году, были московские посланники Василий Старков – боярский сын, и его спутник Василий Неверов. Они были посланы с богатыми царскими дарами к западно-монгольскому Алтын-хану, который с почестями их принимал на оз. Упсаи угощал во время обеда неведомым горьким зелёным отваром. Послы с великой неохотой глотали мутную пахучую жидкость. Старков впоследствии вспоминал: «Я не знаю, листья ли то какого дерева или травы: варят их в воде, приливая несколько капель молока, и потом пьют, называя это чаем».
Провожая важных гостей, хан не скупился на подарки. Среди бесценных даров- связки из 200 соболей, драгоценных камней, бобровых и барсовых шкур, куски чёрного атласа, шитого золотом и серебром, а также 200 «бах-ча», как разъяснили толмачи, «чай для заварки», расфасованный в четвертьфунтовые пакеты(100г). А общий вес чая составил 20 кг, что и из общего груза в 4 пуда(64 кг) довольно прилично. И никак не соглашались Василии взять эти «сушёные листики», а потом везти через всю Сибирь. А приближённые хана уговаривали: «Мол, берите, не пожалеете».
С тем грузом-довеском и возвратилось посольство в златоглавую Москву, ко двору деда Петра Великого, и бросились в ноги Михаилу Федоровичу: стыдно признаться, дескать, царь-батюшка,траву вот тебе привезли. Из такой-то дали! Да уж шибко хвалил её монгольский правитель. Лекарство, говорил…
Придворные летописцы припомнили «сказки» – донесения казачьих атаманов Ивана Петрова и БурмашаЯлышева, посланных ещё Иваном Грозным исследовать страну по ту сторону Байкальского озера. Не тот ли напиток, по их уверениям, весьма полезный и целебный, пивали они в 1567 году в китайском городе Пекине? Вспомнили и про то, что за Байкалом у бурятского народа, давно в ходу в качестве ежедневной пищи похожий отвар, который готовят из спрессованных в виде кирпичей листьев.
Случай испробовать диковинное зелье вскоре представился. Заболел один из придворных, вспомнили о травке китайской. Отварили, больному полегчало. И порешили: коли так, пусть хранится травка в амбаре. Так и пользовались, по мере надобности, вошли во вкус, а от двух сотен «бах-ча» ничего не осталось. В 1654 году отправили Фёдора Байкова, боярского сына в Китай, и он по возвращении рассказывал, что угощали его таким же чаем. И повелели снарядить специального посла за сушёными листьями. А уже через год попробовал напиток царь Алексей Михайлович.
Спустя десять лет для переговоров с Богдыханом отправилось официальное посольство во главе с Николаем Спафарием. Проведя в Китае три года, учёный грек вернулся в Москву с лукошками чая и засел за большое сочинение, в котором описал само растение и способ его приготовления.Спафарий пишет: «Трава чай нигде не родится такая, что здесь (в Китае), и для того опишем, как родится…». Следует описание растения и способ его приготовления «ради варенья чая». «Китайцы то питие зело похваляют: сила и лекарства от него всегда извещает, потому день и ночь они пьют и гостей своих потчивают». Спафарий пробовал пить и говорит, что чай есть «питие доброе, и когда привыкнешь — гораздо укусно».
А в 1679 с Китаем был заключён договор о поставках – и через маньчжурские сопки и монгольские пустыни, по таёжным сибирским тропам, где на верблюдах, где на лошадях и быках, на санях и телегах потянулись на запад караваны и обозы с цибиками(ящики из особого, не имеющего запаха, дерева). Год путешествовало содержимое этих ящиков, выложенных изнутри оловянными листами, а снаружи обтянутых несколькими слоями кож, прежде чем попало на берега Москвы-реки. Долог был путь чая к нашему столу от азиатского куста-дикороса до прекрасной ухоженной культуры, подарившей излюбленный терпкий напиток многим миллионам людей на разных континентах.
Ещё и поныне в горных вечнозелёных лесах Южного Китая, в верховьях, Меконга и на острове Хайнань крестьяне собирают урожай с диковинных чайных плантаций. Как и тысячи лет назад, здесь встречаются деревья и кустарники с жёсткими серебристыми волосками, прикрывающими листовые почки. Из этих почек и молодых, только распустившихся листиков, покрытых серебристым пушком, люди с незапамятных времен научились готовить освежающий, тонизирующий и бодрящий настой. Китайское название бай-хоа (белые реснички) стало общим названием высших сортов чая. Сейчас же «байховый» значит рассыпчатый, сыпучий непрессованный чай.
Чай, который с ?V века был известен только монголам, бурятам и калмыкам, а с ?V?-го – сибирским землепроходцам(казакам), побывавшим у китайских границ, да некоторым царедворцам, в конце ?V?? стал продаваться в московских лавках.С той поры и начали у нас на Руси «гонять чаи». С блюдечка, да с сахаром – вприкуску или внакладку, на худой конец – вприглядку, но непременно – до седьмого пота!
Наши предки-землякиимели возможность приобретать «волшебные листья» на Тобольских, Тюменских, Ялуторовскихярмарках по более низкой цене, чем в Москве и Петербурге. И сибиряки знали, что есть земля Китай, где растет «волшебная травка», и купить её можно далеко в городе – Кяхте. А там «сявошники» (сявка-палка с острым наконечником)прокалывали цибики с чаем, он высыпался, и сибирские купцы проверяли качество чая, пробовали его на вкус. После чего отдавали цирюльнику, он ставил заплату на поврежденном чайном ящичке с инициалами купца, купившего партию чая.Такой напиток, приобретённый в Кяхте, носил название не китайский, а кяхтинский.
В Сибири крестьяне, трудившиеся не покладая рук, могли «побаловаться» настоящим чайком.Правда, и здесь были исключения. Так, например, в старообрядческих сибирских поселениях Прииртышья и Притоболья чудодейственный напиток подвергался запрету. На соборахутверждались рукописные правила, по которым запрещалось пить чай и кофе, курить и нюхать табак, стричь бороду, танцевать, играть в карты и в шахматы… «А ще кто дерзает пити чай, той отчается сам самого Господа Бога и да будет предан тремианафемству…»
Запрещение пить чай и кофе имеется в 10-й статье Федосеевских правил, принятых в 1868 году: «Чаю и кофиювовси не пить, а подобно обратиться на предки, что наши отцы съжили, век не пили, и мы можем етозделать». В этом смысле любопытен рукописный старообрядческий стих-раёшник о чае, сочинённый в середине XIX века. Чай, несмотря на то, что сам считался зельем дьявольским, здесь выступает, как обвинитель многочисленных людских пороков.
О чем говорит Чай,
То чти, читатель, замечай.
И расскажи, как следует быть,
Кому должно меня пить.
Я из Китая прислан господам,
А не для простых мужиков с бородам…
Вот и меня кто испивает,
Тот и похваляет,
А кто не испивает,
Тот вовсе проклинает…
Сластолюбие, как думают, что не грех,
А оно пленило собою почти что всех,
Не токмо простых людей, но четцов, и певцов,
Да и самых духовных честных отцов…
Несмотря на все запретыи то, что чаепития долгое время считались в народе непозволительной роскошью, барством, праздным время-препровождением, в Тюмени, Ялуторовске и слободе на реке Ук любителей этого напитка хватало. Спиртное по большим православным праздникам употребляли, а чай пили повседневно, да в большом количестве. Конечно, не вместо работы, а после тяжёлых праведных трудов. Варили его сначала в большом котле, а допив, доливали воды, и чайные листики снова кипели. И только в ??? столетии распространилась культура чайного пития вокруг большого самовара. Этот воистину роскошный предмет домашней утвари получил статус семейной реликвии, которую передавали по наследству или приносили в дар молодожёнам.
Больше всего пили чая на постоялых дворах и почтовых станциях, особенно на бойких трактах, что прямо вызывалось потребностью многочисленных проезжающих, возчиков, ямщиков, чай стал здесь неизбежным элементом. Дорога была немыслима без этого укрепляющего напитка («с дорожки чайку напиться»), что, впрочем, понятно при продолжительности остановок на станциях и на постоялых дворах.
На больших сибирских трактах, где проезжим приходилось ждать лошадей по нескольку часов, а иногда и по суткам, чай являлся спасительным средством, скрадывающим тоску и скуку долгого ожидания, успокаивающим нервы, расстроенные длинной дорогой, особенно когда ещё не существовало железнодорожных путей. И если в Европейской части России выражение дать «на чай» означало дать на выпивку, то для семьи сибирского ямщика сумма «на чай» за хорошую езду служила серьёзным подспорьем.
Особенное значение имел чай в рационе татарского населения Сибири. В татарских сёлах питьё чая было распространено почти сплошь и составляло довольно значительный по тем временам расход — около 50-60 рублей на каждый двор, так что для малосостоятельных дворов чай превращался в разорительную прихоть. При этом бывало так, что когда у несостоятельных татар описывали за недоимки самовары, они переставали пить чай, от чего расход их уменьшался, а вместе с тем уменьшались и недоимки. Через некоторое время появлялись средства для покупки новых самоваров, опять начинался чайный расход, так что не хватало на уплату налогов, опять начиналась опись самоваров.
Известно, что даже беглые и бродяги, пробирающиеся через сибирскую тайгу и степи, всегда запасались котелком и чаем, который иногда спасал их от замерзания и от голодной смерти.Чай был так популярен, и поэтому в быту российском появилось множество пословиц и поговорок, посвященных «волшебному напитку»:
«Выпей чайку — забудешь тоску».
«За чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем».
«Чай не пить, так на свете не жить».
«Чай на чай — не побои на побои».
«Чай пить — не дрова рубить».
«Чай не хмельное — не разберёт».
«Чай не водка- много не выпьешь».
Последняя пословица повествовала не о крепости алкогольного напитка, а о стоимости продукта. Хороший чай в Сибири стоил дороже, нежели хмельной напиток, произведённый из сибирского зерна.
Когда в 1861 году чай стали в Москву доставлять водным путём. Великий Сибирский чайный путь прекратил своё существование. Чай для сибиряков стал стоить гораздо дороже. И поэтому, так же, как и в европейской России, его стали заменять другими травами. В нашем крае в большом количестве стали использовать кипрей или иван-чай. Его также сушили, вялили и ферментировали, получая при этом вкусный и полезный напиток. Дали ему название «капорский» по месту, где впервые его изготовили (село Копорье неподалёку от Петербурга). В конце ??? столетия его даже экспортировали в европейские государства.Но в Великобритании, которая была заинтересована в сохранении монополии Ост-Индской компании на торговлю азиатским чаем, появилась непроверенная никем информация о том, что производители популярного и недорогого русского чая подмешивают в свой продукт белую глину, вредную для здоровья. После этого экспорт «капорского» чая из России прекратился.
Есть несколько легенд, повествующих о появлении чая – «божественного напитка». Одна из них стала в начале двадцатого века близка и нам, ныне живущим в Сибири. Легенда, повествуето японском проповеднике буддизма Бодхидхарме, Та Мо или Даруме. Он молился день и ночь, не давая себе ни сна, ни отдыха, но однажды веки его сомкнулись и он заснул. Очнувшись, он в негодовании на себя вырвал предательские веки и бросил их на землю. Случилось чудо – в том месте вырос необычайный зелёный куст, Дарума велел своим ученикам листики растения заварить. И, испробовав отвар, завещал чудодейственный напиток своим последователям, так как он способствовал поддержанию духовной бодрости и очищал разум от плохих помыслов. Так родилась легенда, а позже в Японии появилась фигурка Дарумы.В 1890годуона попала в Абрамцево, имение Саввы Ивановича Мамонтова, родившегося в 1841 году в Ялуторовске.
В одну из сред, когда в усадьбу на чай наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную разборную фигурку японского божества. Фигурка Дарумы заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Но вместо старичка он нарисовал пышнотелую женскую фигуру, подрисовав ей в руки чёрного петушка. Следующая барышня изображалась с серпом в руке. Ещё одна – с караваем хлеба, ну а потом появился мужичок с топориком. Целое семейство, дружное и трудолюбивое. Все фигурки «оживил» столяр Звёздочкин. Затем их изготовили в столярных мастерских Анатолия Ивановича Мамонтова, и фигурка «Матрёшки» в 1901 году завоевала золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Так что сначала через Сибирские земли возили чай, а потом благодаря нашим землякам появился известный на весь мир российский сувенир – «Матрёшка» – аналог «чайного японского божка».
Литература:
Артёмов В.В. История чая в России. – his.1ru>2003|22|1.htm.
Воронина М.Б. Городецкий чай – отрада душе, здоровье телу. — Нижний Новгород: «Бикар», 2010. — С. 31. — ISBN 5-917-23017-X, 978-5-917-23017-7.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона. — Л.: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения, 1956. — С. 280. — ISBN 5-7107-3865-4, 978-5-7107-3865-8.4.
Кощеев А.К. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. — М.: Пищ. пром-сть, 1981. — С. 50. — 258 с.
Корсун В. Ф., Викторов В. К. и др. Русский Иван-чай. — М.: Артес, 2013. — 140 с. — ISBN 978-5-903926-13-8.
Хохлачёв В.В. Всё о чае. М.,
Краеведческая конференция «Наше наследие-2016»:материалы докладов и сообщений//под ред. Р. Г. Назаровой, Л. Н. Басова, Т. С. Воеводиной, А. А. Севостьянова.-Ишим, 2016.-СС. 51 – 55.
Чай пить – не дрова рубить
события –
состоявшиеся
В Уваровском сельском Доме культуры 15 октября прошел вечер отдыха для молодёжи «Чай пить – не дрова рубить», на котором молодые люди узнали как хорошо нам знакомый напиток попал в Россию, познакомились со структурой и назначением чая, видами, его сортами, изучили традиции чаепития на Руси, а также с целебными свойствами чая. В ходе программы было проведено множество конкурсов и игр. Участники ответили на вопросы викторины о чае, отгадали загадки, вспомнили пословицы, посоревновались в конкурсах «Кто быстрее выпьет чай», «Узнай из какого произведения отрывок и кто его автор», игре «Нарисуй чайник» и др.
Ребята активно участвовали во всех предложенных им конкурсах, по окончании которых все были приглашены за чайный стол с пирогами, вареньем, конфетами, печеньем и блинами. К праздничному вечеру были оформлены тематические выставки – фотовыставка самоваров, выставка чайных упаковок, выставка «Чаепитие в картинах художников», инсталляция чайного стола. Мероприятие прошло на фоне музыкальных произведений о чае, и конечно, чайных частушек. Заряд хорошего настроения получили все участники чайного вечера.
Шешнёва Инна