Сочинение на тему чайковский 3 класс

12 вариантов

  1. Новогодняя ночь.  Лунный свет проникает в замёрзшее окно и медленно скользит по ёлке, отражаясь в стеклянных шарах. Загадочно сверкает мишура.  Я вглядываюсь в темноту. Откуда-то из-за ёлки раздаются волшебные звуки, сначала несмелые, потом всё более ясные. Мне кажется, кто-то крадётся в темноте, оглядываясь по сторонам. Это маленькая фея ступает тонкими ножками по воздуху, прикладывает палец к губам, словно говорит своим подружкам: «Тише, тише, люди спят. Не разбудите их». Но не выдерживает и, забыв об осторожности, кружится в танце, задевая ёлочные игрушки. Вот откуда эти чудесные звуки. Это не сон и не сказка. Именно такую картину представляю я, когда слушаю прекрасную музыку  Петра Ильича Чайковского, композитора с чуткой душой и удивительной судьбой.
    Родился будущий композитор в Вятской губернии. Его родители очень любили музыку, и она часто звучала в их доме. После окончания пансиона в Санкт-Петербурге  молодой Чайковский поступает в училище правоведения, а затем служит чиновником в городском департаменте. Но занятия музыкой настолько увлекают молодого человека, что он оставляет службу, поступает в консерваторию и всего себя отдаёт музыке.
    П.И. Чайковский создал очень много музыкальных произведений, которые и сегодня звучат в концертных залах всего мира. «Пиковая дама», «Иоланта», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Снегурочка» и мой любимый «Щелкунчик». Музыка Чайковского воодушевляет меня, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения.  Она придает жизнь и веселье всему существующему на земле. Вслушайтесь в «Вальс Цветов». Вы слышите, как с первыми лучами солнца просыпаются цветы.  Медленно потягиваясь, расправляют они свои нежные лепестки, стряхивают прозрачные капли росы и, свежие, только что умытые, кружатся под звуки вальса.
    «Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением души», – писал Чайковский. Музыка Чайковского трогает меня до глубины души, дарит радость и восхищение.  Она понятна и  близка всем.  А значит, она настоящая.
    МКОУ Коротоякская СОШ
    Острогожский район
    Сочинение
    «Мой Чайковский»
    Выполнила: Шельсон
    Карина Сергеевна
    ученица 5 класса
    Учитель: Маркушева
    Ирина Владимировна

  2. Пётр Ильич Чайковский — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист; доктор музыки. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Пётр Чайковский родился 7 мая (25 апреля) 1840 года в городе Воткинске, находившемся тогда в составе Вятской губернии в многодетной семье инженера. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органемногодетной семье инженера. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе. В 1852-1859 годах Пётр Чайковский обучался в Императорском училище правоведения, по окончании которого получил чин титулярного советника и стал работать в Министерстве юстиции. В 1862 году он становится одним из первых студентов консерватории в Санкт-Петербурге, а в 1865 году оканчивает её с серебряной медалью и сразу же переезжает в Москву, где получает профессорскую должность в консерватории. С 1872 по 1876 годы П. И. Чайковский трудится музыкальным критиком в газете «Русские ведомости».Всемирную славу Чайковскому принесли балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Орлеанская дева» и другие. В 1885 году он становится директором отделения российского музыкального общества в Москве. В 1893 году Чайковский удостоен звания Почётного доктора Кембриджского университета. 16 октября 1893 года состоялось последнее выступление великого композитора, он дирижировал своей Шестой симфонией. (25 октября) 6 ноября 1893 года в Санкт-Петербурге Чайковский скончался от холеры. Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств. Величайший русский композитор, дирижёр, педагог оставил после себя 10 опер, 76 опусов, три балета, 7 симфоний, 4 сюиты.

  3. П. И. Чайковский — певец природы. Любуясь красотой природы и стремясь передать своё настроение в музыке, композитор написал пьесы для фортепьяно, которые объединил в альбом и назвал его «Времена года». Чайковский сумел увидеть прекрасное в том, что мы порой не замечаем. Его музыкальные творения помогают нам лучше понять родную природу. Слушая музыку из альбома «Времена года», мы представляем и зимний лес, одетый пушистым снегом, и тихий зимний вечер в уютном доме. После долгого сна начинает пробуждаться природа весной. И вместе с П. Чайковским мы как бы слышим звонкие птичьи трели, щебетание жаворонка, который напоминает нам о приходе весны. Она торопится вступить в свои права, воздух наполнен её дыханием. Но на смену весне приходит чудесное время года — лето. Деревья принарядились в зелёные наряды. П. Чайковский, как и А. Пушкин, очень любил осень. Осень — немного грустное, но и прекрасное время года.
    «Унылая nopal Очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса.»
    П. Чайковский много времени проводил, гуляя по парку, по лесу, наблюдая, как меняются краски. Даже в дождливую погоду он мог заметить красоту природы. Свои осенние впечатления композитор отразил в музыке, которая называется «Осенняя песня». Под эту музыку хочется посидеть в сумерках у окна и под шорох дождевых капель погрустить о промелькнувшем лете. Осень у П. Чайковского грустная, с опадающей листвой, с мелкими каплями холодного дождя. Задумчивая тишина осени. Действительно, печальная песня, но она как бы говорит нам о том, что увядание придаёт природе особую красоту и что жизнь, несмотря ни на что, продолжается. Завершает альбом «Времена года» пьеса последнего месяца — декабря. Она называется «Святки». Слушая её, мы думаем о новогоднем празднике, о пушистой ёлке, о желаниях, которые непременно исполнятся.
    Искренняя любовь П. И. Чайковского к родной природе делает его творения близкими и понятными каждому человеку. Музыка великого композитора заставляет задуматься о красивом, она помогает справиться с переживаниями, отвлекает от повседневных проблем, вселяет надежду.

  4. Коммунаровская школа искусств
    Реферат на тему:
    Пётр Ильич
    Чайковский
    Филиппова Ивана
    Коммунар
    Май 2007
    Введение
    О Петре Ильиче Чайковском написано немало, но в основном, это музыкальная литература. Произведения его в равной мере захватывают и волнуют всех людей. Всё своё творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе.
    Творчество Чайковского — вершина мировой, музыкальной культуры XIX века — вечно живой и драгоценный родник, из которого не перестают черпать вдохновение композиторы XX века.
    Чайковский писал почти во всех жанрах, и в каждом из них сказал своё новое слово гениального художника. Для произведений Чайковского характерны ярчайшие контрасты, чрезвычайно напряжённое развитие музыки, в процессе которого обозначается тот или иной исход конфликта. Они имеют много общего со сценической драмой, в которой есть «завязка» действия, развитие его вплоть до предельного обострения — «кульминации» и «развязка», разрешение противоречий. Чайковский был величайшим симфонистом-драматургом. Стремление к простоте, яркой декоративности и доступности проявляется в оркестровых сочинениях Чайковского.
    Самым любимым для него жанром была опера (он написал 10 опер, в том числе «Кузнец Вакула», «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама» и др.). В ней Чайковский явился подлинным реформатором. Большое внимание уделял Чайковский содержанию своих опер, отдавая при этом всегда предпочтение сюжету из русской жизни, поскольку именно русского человека он по-настоящему хорошо знал и понимал. Вместе с тем важное место в творчестве Чайковского занимает и симфоническая музыка. Им написаны шесть симфоний и программная симфония «Манфред», три концерта для фортепиано с оркестром, один для скрипки и ряд оркестровых сюит.
    Чайковский сочинил также много фортепианных пьес и романсов, как, например, цикл «Времена года».
    Пётр Ильич Чайковский родился 25.04.1840г на Урале в небольшом городе Воткинске. Семья Чайковских была большая.
    Но именно в Петербурге он начал серьёзно заниматься музыкой, которая преподавалась для желающих. Чайковский не только выразительно играл разные пьесы, но и импровизировал. Юношеские годы с 15 до 18 лет — начальный период его музыкального развития, он начинает заниматься композицией.
    По окончании училища правоведения, Чайковский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Однако служба не привлекает его. В начале 60х годов Чайковский поступает в только что открытую Петербургскую консерваторию, чтобы серьёзно заняться композицией.
    Чиновник или музыкант?
    В сентябре 1862г в Петербурге открылась консерватория. Одним из первых учеников стал П.И.Чайковский, решивший окончательно посвятить себя музыке.
    Петру Ильичу пришлось много времени тратить на то, чтобы заработать хоть сколько-нибудь, давая уроки музыки — рояля и теории, аккомпанируя певцам и т.д. Нужно отметить, что тогда у молодого композитора не замечали особого таланта, ему даже говорили, что он плохо знает музыку.
    Помимо своих ученических произведений, так называемых, домашних заданий, композитор создаёт свои первые музыкальные произведения — «Песнь Земфиры»и «Характерные танцы» для симфонического оркестра.
    К окончанию консерваторского курса Петру Чайковскому было заказанобольшое сочинение. В ответ на кантату с сопровождением оркестра на оду Шиллера «К радости»Чайковский получил диплом на звание свободного художника и… серебрянуюмедаль.
    Без творчества нет жизни.
    С начала 1866 года Пётр Ильич Чайковский стал преподавателем Московской консерватории. Преподавал он в консерватории 12 лет. Начатую в Москве симфонию «Зимние грёзы» Чайковскому удалось закончить летом 1866 года. Первая симфония «Зимние грёзы» — единственное после окончания консерватории произведение, частично написанное и оркестрованное под Петербургом. Ни одной вещи после неё ни написал Чайковский в нашем городе.
    финал:
    Период до 1877 года отмечен взлётами и падениями, успехом и провалом и, безусловно, активным творчеством. Создаются оперы « Воевода» (по поводу «Воеводы» у критиков возникли такие разногласия, в результате которых автор сжег партитуру), «Опричник», «Буря» по произведению Шекспира.
    Был объявлен конкурс на сочинение «Кузнец Вакула» на либретто по рассказу Гоголя «Ночь перед Рождеством». Чайковский получает на нём первую премию. Через год он заканчивает балет «Лебединое озеро», заказанный для московского театра.
    Годы скитаний явились весьма плодотворными для композитора. Он посетил Швейцарию и Италию. А в январе 1880 года начал работать над новым произведением на итальянские народные темы. Ему хотелось написать что-нибудь вроде «испанских фантазий» Глинки. К февралю «Итальянская фантазия», как он раньше называл «Каприччио», была закончена. Это одно из самых жизнера­достных произведений Чайковского.
    Евгений Онегин
    В 1877г. композитор задумал и в основном написал произведение, которому была суждена долгая, благодарная любовь слушателей и зрителей — оперу «Евгений Онегин». Даже сейчас «Онегин» занимает первое место по количеству исполнений среди всех опер. Сверх превосходно очерченных музыкальных портретов и без натяжек развивающегося сюжета, в этой опере есть почти не встречавшаяся до того в оперном искусстве особенность — выдержанность общего настроения. Чайковский хорошо сознавал необычность своего произведения, его коренные отличия от распространённого романтического типа оперы.
    В опере ярко и правдиво раскрываются картины быта провинциально-помещичьей усадьбы и столичного светского общества. Характеры героев на протяжении развития сюжета также развиваются и постепенно изменяются. Каждый из основных героев очерчен своими особыми музыкальными темами.
    Первая картина оперы начинается небольшим оркестровым вступлением. Его нежная, задумчивая тема, построенная на нисходящих мелодических оборотах, является музыкальной характеристикой Татьяны. В опере она появляется несколько раз — в первой, второй, и седьмой картинах.
    Речитатив и ариозо Ленского — его первая характеристика. Восторженный и поэтичный облик юноши раскрывается о первых задушевных слов: «Прелестно здесь! Люблю я этот сад, укромный и тенистый». Ариозо «Я люблю вас» выражает нежное, глубокое чувство Ленского, его искренность и душевную теплоту:
    Сцена письма — одно из высочайших достижений мирового оперного искусства. Характер героини раскрывается здесь в движении, неустанном развитии. Из наивной, мечтательной девочки Татьяна превращается в страстно любящую женщину, обретает душевную зрелость.
    Вся сцена состоит из 4разделов. Первый раздел — небольшое ариозо Татьяны «Пускай погибну я»
    Второй раздел начинается проникновенной лирической темой в исполнении гобоя.
    Тема письма проходит дважды при вторичном проведении музыка звучит более напряжённо и драматично. Развитие приводит к новой теме, с которой начинается 3 раздел сцены письма: «Другой! Нет, никому на свете не отдала бы сердце я»
    Третья картина — сцена свидания Татьяны и Онегина. Начиная с этой картины, драматическое развитие сюжета в опере основано на столкновении противоположных характеров: в третьей, шестой и седьмой картинах — Онегина и Татьяны; в четвертой и пятой — Онегина и Ленского.
    Открывается третья картина хором «Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки!» это поют крепостные девушки, собирая ягоды. Своим светлым, спокойным и чуть лукавым характером хор ещё более подчёркивает драматизм происходящих событий.
    По-иному обрисован Онегин. Уже в первых тактах вступления к его арии проступают черты человека учтивого, светского, умеющего владеть собой. Мелодия арии развёртывается неторопливо, в спокойном, размеренном ритме.
    Четвёртая картина. Бал в доме Лариных в честь именин Татьяны. В этой картине даны яркие зарисовки провинциального помещичьего быта, здесь же происходит ссора Онегина и Ленского, которая приводит к роковой развязке в следующей картине. Онегин танцует с Ольгой, и в душе Ленского вспыхивают ревнивые, горькие чувства. Происходит ссора между Ленским и Онегиным.
    Пятая картина. Оркестровое вступление начинается и кончается мрачными аккордами, предвещающими трагический исход дуэли. Звучит тема из арии Ленского «Что день грядущий мне готовит?»
    Шестая картина. Бал в Петербурге. Звучит тема любви. Спокойно и сдержанно разговаривает Татьяна с Онегиным. Затем под предлогом усталости она покидает бал. Картину завершает взволнованное ариозо Онегина:

    Седьмая картина. Дом Лариных. Татьяна одна. В слезах читает она письмо Онегина. Внезапно появляется Онегин. Следует сцена объяснения. Онегин признаётся в любви к Татьяне. Встреча с Онегиным пробудила в душе Татьяны прежние чувства. Просто и искренне говорит она Онегину, что по-прежнему любит его, но чувство долга побеждает:

    Опера заканчивается горьким восклицанием Онегина: «Позор! Тоска! О, жалкий жребий мой!»
    Уже при жизни композитора «Евгений Онегин» стал одной из самых любимых опер. Вслед за постановкой силами студентов Московской консерватории, опера с успехом шла сперва на сцене Большого театра в Москве, затем в Петербурге и начала триумфальное шествие по городам России и за границей.
    На вершине.
    Слава, стремительно растущая благодаря огромному успеху «Евгения Онегина», она меняла не только быт Петра Ильича, но и перестроила его внутренний мир. Он – великий музыкант, обожаемый публикой, прежде всего петербургской, её любимец.
    Премьера «Онегина» позади, но не смолкают обсуждения. В газетах и разговорах всё ещё чувствуется некоторое недоумение от колоссального успеха оперы, который становится всё более явным.
    В 1889 года Петр Ильич уехал за границу. Вернувшись в начале мая, он сразу же был принят к постановке в Мариинском театре.
    Премьера «Спящей красавицы» состоялась 3 января 1890 года. Поставили её роскошно, великолепно, как никогда раньше: и грандиозные овации не смолкали.
    Заключительная часть.
    До 20 октября 1893 года Петр Ильич ведёт активную жизнь: посещает театры, навещает друзей, дирижирует, участвует в постановках спектаклей. Но уже 21-го его здоровье резко ухудшилось. Приехавшие врачи определили холеру. За три дня болезнь полностью завладела им, спасти Чайковского было невозможно.
    25 октября 1893 года в 3 часа ночи всё было кончено.
    Кончилась жизнь — началось бессмертие…
    Список литературы.
    1. Л.М. Конисская. Чайковский в Петербурге. Л-д, Лениздат, 1974г.
    2. Г.А. Прибегина. Пётр Ильич Чайковский. М., Музыка, 1982г.
    3. Л.С. Третьякова. Страницы русской музыки. М., Знание, 1979г.
    4. П.Е. Вайдман, К.Ю. Давыдова, И.Г. Соколинская. Петр Ильич Чайковский. М., Музыка, 1977г.

  5. Природа в жизни Петра Ильича Чайковского
    План
    1. П. И. Чайковский – певец природы.
    2. Красота русской
    природы в цикле «Времена года»:
    а) история создания альбома «Времена года»;
    б) слушая музыку природы;
    в) «Осенняя песня» Чайковского.
    3. Любите и изучайте музыку.
    Надо иметь не только глаз, но и
    внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной. И. Левитан
    Музыка П. И.
    Чайковского необыкновенно прекрасна. Будущий композитор рос в музыкальной семье. Часто в его доме
    звучала музыка, устраивались музыкальные вечера. П. И. Чайковский – певец природы. Любуясь красотой природы и стремясь
    передать свое настроение в музыке, композитор написал пьесы для
    фортепьяно, которые объединил в альбом и назвал его «Времена года». Чайковский
    сумел увидеть прекрасное в том, что мы
    порой не замечаем. Его музыкальные творения помогают нам лучше понять родную природу.
    Альбом «Времена года» был создан в 1876 году.
    Н. М. Бернард, издатель популярного в то время журнала
    «Нувеллист», обратился к П. Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес для
    ежемесячного опубликования в журнале в
    течение 1876 года. П. Чайковский дал согласие. В каждом номере журнала читателей
    ждал приятный сюрприз – ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненных известным композитором. Каждая пьеса имела
    название одного из месяцев года. Музыка этого альбома очаровывала и очаровывает своей напевностью, выразительностью,
    красотой. Двенадцать пьес цикла
    созданы П. Чайковским как последовательный ряд картин русской природы. В
    то же самое время каждая пьеса представляет собой самостоятельное произведение, цель которого – показать слушателям
    прелесть русской природы. Когда пьесы были написаны П. Чайковским,
    издатель журнала Н. Бернард добавил к циклам эпиграфы – поэтические строки,
    которые облегчают восприятие музыки. Композитор не возражал
    против эпиграфов, и со времени первой
    публикации они остаются неотъемлемой частью цикла.
    Слушая музыку из альбома «Времена
    года», мы представляем и зимний лес, одетый пушистым снегом, и тихий зимний
    вечер в уютном доме. После долгого сна начинает пробуждаться природа весной. И вместе
    с П. Чайковским мы как бы слышим звонкие птичьи трели, щебетание жаворонка, который
    напоминает нам о приходе весны. Она торопится вступить в свои права, воздух наполнен
    ее дыханием. Но на смену весне приходит чудесное время года – лето. Деревья принарядились в зеленые наряды.
    Слушая пьесу «Баркарола» П. Чайковского, мы
    как бы ощущаем волны, которые касаются лодки. Чудесная мелодия наполняет душу
    счастьем и покоем. Мы мечтаем, чтобы лето продолжалось подольше, но каждому
    времени свой черед.
    П. Чайковский, как и А. Пушкин, очень
    любил осень. Осень – немного грустное, но и прекрасное время года.
    Унылая пора! Очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное
    природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса.
    П. Чайковский много времени проводил,
    гуляя по парку, по лесу, наблюдая, как меняются краски. Даже в дождливую погоду
    он мог заметить красоту природы. Свои осенние
    впечатления композитор отразил в музыке, которая называется «Осенняя песня». Под
    эту музыку хочется посидеть в сумерках у окна и под шорох дождевых капель
    погрустить о промелькнувшем лете. Осень у П. Чайковского грустная, с опадающей листвой, с мелкими каплями холодного дождя.
    Задумчивая тишина осени. Действительно, печальная песня, но она как бы говорит
    нам о том, что увядание придает природе особую красоту и что жизнь, несмотря ни на что, продолжается. Завершает альбом
    «Времена года» пьеса последнего месяца – декабря. Она называется «Святки».
    Слушая ее, мы думаем о новогоднем
    празднике, о пушистой елке, о желаниях, которые непременно исполнятся.
    Искренняя любовь П.
    И. Чайковского к родной природе делает его творения близкими и понятными каждому
    человеку. Музыка великого композитора заставляет задуматься о красивом, она
    помогает справиться с переживаниями, отвлекает от повседневных проблем, вселяет надежду.
    Композитор мечтал о том, чтобы люди, слушая музыку, полюбили природу, полюбили друг друга,
    чтобы всегда стремились к добру. Но любителями и знатоками музыки не рождаются, а
    становятся. Чтобы полюбить музыку, нужно прежде всего научиться ее слушать. Любите и изучайте великое
    искусство музыки!

  6. Доклад: Петр Ильич Чайковский
    Пушкина В. Н.
    “Вдохновенье
    – гостья, которая не любит посещать ленивых…” П. И. Чайковский.
    П.И.
    Чайковский – великий русский композитор, музыка которого уже при жизни вошла в
    элиту мировой классики. В этой статье мы намеренно опускаем скандальные
    истории, связанные с именем композитора. Чайковский оставил нам свою прекрасную
    музыку, которая является самой достоверной его биографией.
    Петр
    Ильич Чайковский родился 25апреля 1840года в городе Воткинске, где его отец
    служил горным инженером. Петя рос очень ранимым и впечатлительным мальчиком,
    его легко мог расстроить любой пустяк. За эти черты характера гувернантка
    композитора Фанни Дюрбах называла его “стеклянным ребенком”. Музыкальные
    способности рано проявились у мальчика. В пять лет Петя легко подбирал на
    фортепиано разные мелодии и импровизировал. Однако родители будущего
    композитора не отдавали должного одаренности сына, и не обращали серьезного
    внимания на музыкальное образование мальчика.
    Когда
    Пети исполнилось десять лет, его отвезли в Петербург, где он поступил в Училище
    правоведения. К занятиям Чайковский относился серьезно, но без увлечения.
    Единственной отдушиной по-прежнему была музыка. Музыкальные занятия входили в
    курс обучения, считалось, что любой образованный человек должен уметь
    музицировать.
    Окончив
    училище, Чайковский служит в Департаменте юстиции в чине титулярного советника.
    “Из меня сделали чиновника, и то плохого “, – жаловался он сестре. Вскоре Петр
    Ильич встает перед выбором: заниматься музыкой профессионально или продолжать
    быть никудышным титулярным советником. Выбор был довольно сложным, если учесть,
    что к тому времени Чайковскому шел двадцать второй год, по тем временам
    достаточно поздний возраст, что бы все менять и начинать сначала. После
    оставления службы материальное положение Чайковского сильно ухудшилось.
    Заниматься музыкой в середине 19 века и не терпеть нужду могли позволить себе,
    как правило, только обеспеченные дворяне. Взгляд на музыку был как на дело не
    серьезное, ничего общего с трудом не имеющего. Но несмотря на все трудности,
    Чайковский поступает в только-то открывшуюся Петербургскую консерваторию. Своей
    сестре он пишет “Я просто хочу только делать то, к чему влечет меня призвание;
    буду ли я знаменитый композитор или бедный учитель , – но совесть моя будет
    чиста, и я не буду иметь тяжкого права роптать на судьбу и на людей.”
    По
    окончании обучения Чайковского приглашают на должность профессора Московской
    консерватории. Несмотря на большую педагогическую нагрузку он много сочиняет.
    Чайковский
    писал музыку почти во всех жанрах. Его балетам по популярности нет равных.
    “Спящая красавица”, ”Лебединое озеро”, ”Щелкунчик” составляют основной
    репертуар всех музыкальных театров мира. Чайковский подчеркивает национальные
    черты в своей музыке, вводя в нее русские и украинские народные песни.
    В
    1877 году композитор принимается за сочинение оперы по роману А .С. Пушкина “
    Евгений Онегин”. Именно это произведение стало первым оперным триумфом
    Чайковского. Во время создания оперы в жизни композитора развивалась не менее
    драматичная история, чем в сюжете романа Пушкина. Речь идет о не удачной
    женитьбе Чайковского на Антонине Милюковой. Молодые прожили вместе всего
    несколько месяцев. Разрыв для Чайковского сказался тяжелым психологическим
    переживанием.
    Работа
    в консерватории и общественная жизнь начинают тяготить Чайковского, он
    старается уединиться, чтобы как можно больше посвящать времени сочинению
    музыки. Композитор покупает дом в Клину. Вдали от суетливой московской жизни он
    пишет свою любимую оперу “Пиковая дама”.
    В1891
    году композитор выезжает в турне за границу. К своему удивлению он видит, что
    его знают не только в России, но и далеко за ее пределами. В 1891 году
    П.И.Чайковского избирают членом-корреспондентом парижской Академии изящных
    искусств, а через два года ему присуждают почетную степень доктора
    Кембриджского университета. Однако, наряду с таким всемирным признанием, личная
    жизнь композитора глубоко несчастна. Трагичность переживаний слышится во всех
    его произведениях. Но страдания не ожесточили Чайковского. Он всегда оставался
    очень добрым и скромным человеком. Его ученик Сергей Рахманинов говорил, что
    успеху своей оперы «Алеко» он в немалой степени обязан Петру Ильичу. ” Во время
    одной из репетиций, – вспоминал Рахманинов, – Чайковский сказал мне: “Я только
    что закончил оперу “Иоланта”, которая недостаточно длинна, чтобы занять целый
    вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться вместе с вашей
    оперой? ”Он буквально так и сказал: ”Вы не будете возражать?” Ему было
    пятьдесят три года, он был знаменитый композитор, а я новичок двадцати одного
    года! Чайковский, конечно, присутствовал на премьере “Алеко”. По окончании
    оперы он, высунувшись из ложи, аплодировал изо всех сил, по своей доброте; он
    понимал, как это должно помочь начинающему композитору”.
    25
    октября 1893 года композитор скоропостижно скончался от холеры, как и его мать
    сорок лет назад. Прах великого композитора покоится в некрополе
    Санкт-Петербургской Александро-Невской лавры.
    Список литературы
    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

  7. Среди русских к выделяется имя Чайковского. Оно дорого любителям музыки всего мира. Произведения его в равной мере захватывают и волнуют всех людей — музыкантов-профессионалов и широкого слушателя. Свое творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлениям к счастью, мужественной борьбе с темными силами зла. В музыке композитора — вся жизнь человека с ее радостью, скорбью, надеждами, борьбой, отчаянием. И о чем бы ни говорил Чайковский — он всегда правдив и искренен.
    Чайковский писал почти во всех жанрах и в каждом из них сказал свое новое слово гениального художника. Но, пожалуй, самым любимым для него жанром была опера. В ней Чайковский явился подлинным реформатором. Оперу композитор представлял себе как самый демократичный жанр. “Опера, — писал он, — и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой…” В основе оперного действия — сильные человеческие чувства и переживания. Большое внимание уделял Чайковский содержанию своих опер, отдавая при этом всегда предпочтение сюжету из русской жизни, поскольку именно русского человека он по-настоящему хорошо знал и понимал.
    Вместе с тем важное место в творчестве Чайковского занимает и симфоническая музыка. Им написаны шесть симфоний и программная симфония “Манфред”, три концерта для фортепиано с оркестром, один для скрипки и ряд оркестровых сюит. Из симфонических одночастных пьес особенно выделяются фантазия “Франческа да Римини” и программные пьесы на сюжеты Шекспира (увертюра-фантазия “Ромео и Джульетта”, фантазия “Буря”). Чайковский сочинил также много фортепианных пьес и романсов, разнообразные инструментальные ансамбли.
    Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске, где его отец, горный инженер, был директором завода. Первые музыкальные впечатления Чайковского связаны с песнями, которые он слышал в детстве от матери, родственников и от народных певцов, обитателей рабочего поселка. Вспоминая о детстве, Чайковский писал позже: “… Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки…”
    В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а через год — в Петербург. Десяти лет Чайковского отдали в Училище правоведения. Мало полезного смог получить живой и любознательный мальчик в этом “питомнике чиновничества”, как называли училище. Но именно здесь он начал серьезно заниматься музыкой, которая преподавалась для желающих. Ученики часто собирались в музыкальной комнате и там слушали Чайковского, который не только выразительно играл разные пьесы, но также импровизировал.
    Впоследствии поэт Апухтин, товарищ Чайковского по училищу, так писал об этих вечерах:
    Ты помнишь, как, забившись в музыкальной, Забыв училище и мир, Мечтали мы о славе идеальной — Искусство было наш кумир…
    Окончив в 1859 году Училище правоведения, Чайковский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Однако служба не привлекает его. В свободное от службы время он посещает театр, в особенности оперу. Наиболее глубокое впечатление производят на молодого человека оперы “Иван Сусанин” Глинки и “ДонЖуан” Моцарта. В начале 60х годов Чайковский с увлечением изучает теорию музыки, а в 1862 году поступает в только что открытую Петербургскую консерваторию с тем, чтобы серьезно заняться композицией.
    В консерватории Чайковский учится под руководством известных педагогов — Н. Зарембы и А. Рубинштейна. Он упорно трудится, настойчиво овладевая композиторским мастерством. По настоянию Рубинштейна юноша окончательно бросает службу и посвящает себя целиком музыке. В 1865 году он оканчивает консерваторию с серебряной медалью и принимается за педагогическую работу в только что открытой Московской консерватории (1866).
    С этого времени жизнь Чайковского связана преимущественно с Москвой. Он знакомится с выдающимися русскими музыкантами, литераторами и артистами. Среди них драматург Островский, музыкальный писатель Одоевский, поэт Плещеев,
    артисты Малого театра. Близким другом его становится Н. Рубинштейн, а также музыкальный критик Н. Кашкин, продолжается его дружба с критиком Г. Ларошем, завязавшаяся еще в Петербурге. Помимо педагогической работы Чайковский много и напряженно занимается сочинением музыки, нередко выступает на страницах газет и журналов в качестве музыкального критика. В своих статьях горячо поддерживает талантливых молодых композиторов — Балакирева, РимскогоКорсакова, Грига.
    За десять лет им было сочинено множество произведений: три симфонии и другие пьесы для оркестра, первый фортепианный концерт и Вариации на тему рококо для виолончели, три квартета и фортепианное трио, четыре оперы — “Воевода”, “Опричник”, “Ундина” и “Кузнец Вакула”, балет “Лебединое озеро”, много прекрасных романсов, такие замечательные фортепианные пьесы, как, например, цикл “Времена года”.
    Переломным в жизни Чайковского оказался 1877 год. Неудачная женитьба вызвала тяжелое нервное потрясение. Сказались и крайняя перегрузка этих лет, постоянное переутомление. В конце 1877 года друзья отправили его за границу. И все же только неустанная творческая деятельность выводит композитора из состояния душевного кризиса. Он писал о себе: “Я буквально не могу жить, не работая”. И окончив одно произведение, он сейчас же принимался за другое. Именно в тот год Петр Ильич завершил два своих великих произведения — оперу “Евгений Онегин” и четвертую симфонию.
    С конца 70х годов Чайковский совершает много поездок за границу, выступает как дирижер. Знакомится со многими зарубежными композиторами: Брамсом, Григом, СенСансом, Маесне. В летнее время подолгу живет на Украине, в Каменке, в имении своей сестры А. Давыдовой. С триумфом проходят симфонические концерты под его управлением в Берлине, Париже, Женеве, Лондоне. В 1891 году Чайковский побывал в Америке, в 1893 — в Англии, где ему присвоили степень доктора музыки Кембриджского университета. Активное участие принимает Чайковский и в русской музыкальной жизни. В 1885 году его избирают одним из директоров Московского отделения Русского музыкального общества.
    В последнее десятилетие жизни он создает свои гениальные пятую и шестую симфонии, оперы “Мазепа”, “Чародейка”, “Пиковая дама”, “Иоланта”, балеты “Спящая красавица” и “Щелкунчик” и многое другое. Наиболее значительные по замыслу произведения Чайковского этих лет отразили настроения, которые переживала определенная часть русской интеллигенции. Это была эпоха безвременья, политической реакции, эпоха, когда всякое проявление свободной мысли преследовалось и душилось. Находясь за рубежом, Чайковский писал брату: “…В России теперь чтото неладное творится… В здешних газетах уже давно печатаются известия о студенческих беспорядках. Я издали стал както живее и больнее сознавать настоящее положение дел у нас и часто испытываю серьезную гражданскую скорбь, читая о том, что у нас творится…”
    Произведения этих лет становятся все более драматическими. Все они насыщены огромной любовью к жизни, к человеку, но многие из них трагичны по замыслу. Настроения и переживания русской интеллигенции определили содержание многих творений Чайковского: противоречие между страстным порывом к лучшей жизни, к счастью и невозможностью их достижения. Но наряду с тем были созданы и такие произведения, как лирически светлая опера “Иоланта”, балеты “Спящая красавица” и “Щелкунчик”, первая и вторая симфонические сюиты, “Серенада для струнного оркестра”, “Итальянское каприччио”.
    Последние годы своей жизни Чайковский живет больше всего под Москвой — в Майданове и в Клину. В эти годы продолжается упорная творческая работа. “Вдохновенье — гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, которые ее призывают”, — писал он. День композитора отличался строгим распорядком, от которого он никогда не отступал. Умея ценить время, Чайковский выработал высокую культуру и дисциплину труда.
    16 октября 1893 года Чайковский дирижировал в Петербурге первым исполнением шестой симфонии, а в ночь с 24 на 25 октября он скоропостижно скончался.

  8. Пётр Ильи?ч Чайко?вский считается одним из величайших композиторов в истории музыки. За свою жизнь он написал более 80 произведений. Это и пьесы (небольшие музыкальные произведения), и оперы (музыкальные произведения, в которых действующие лица поют), и балеты  (спектакли, в которых история передается через музыку и танец). Все мы хоть раз в жизни слышали отрывки из балетов Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
    Будущий композитор родился в многодетной семье. У него было четыре брата и одна сестра, Александра. Семья жила дружно. Маленький Петр нежно любил свою маму. Именно она научила его играть на фортепиано еще в пятилетнем возрасте. Однако в детстве мальчик вовсе не собирался становиться композитором. Сочинять музыку всерьез он стал только после смерти матери, которая его очень потрясла.
    Я бы хотела остановиться на таком музыкальном произведении Петра Ильича Чайковского, как «Детский альбом». «Детский альбом» – это сборник маленьких пьес, написанных Чайковским для своих племянников и племянниц.
    Дело в том, что, будучи взрослым, Чайковский любил приезжать в гости к своей любимой сестре Александре. Александра жила в усадьбе под названием Каменка. У нее была большая семья. Дети всегда с радостью встречали его, и однажды попросили написать для них музыку. Пришлось писать музыку и играть ее с детьми. В этой музыке мы услышим и детские игры, и танцы, и случайные впечатления.
    В альбоме 24 пьесы. Он делится на циклы (или части). Первый из них  можно назвать «утренним». Первая пьеса называется «Утренняя молитва» (строгая и спокойная музыка). Затем ее сменяет бурное, тревожное произведение  «Зимние утро». Сам Пётр Ильич родился в маленьком городке. Кажется, что и в «Зимнем утре» он изобразил своё детское впечатление. Будто малыш выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив.
    Мир в душу ребенка возвращает «Мама». Нежные, ласковые, певучие звуки пьесы «Мама» будто успокаивают, объясняют что-то. Наверное, такими были воспоминания самого Петра Ильича о маме. Недаром всю жизнь он помнил её чудесные глаза, плавные движения, глубокий голос.
    Второй раздел «Альбома»— «Домашние игры и танцы» («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»). В такие игры любят играть мальчики. И мне эти пьесы особенно запомнились своей задорной и ритмичной музыкой.
    Следующие три номера — «игры девочек». Чайковский придумывает историю о девочке и ее кукле и пишет три пьесы «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла».
    В пьесе «Болезнь куклы» мелодия тягучая, печальная, медленная. Музыка передает настроение девочки, у которой заболела кукла. В пьесе «Новая кукла» музыка стремительная, как будто бы девочка кружится в танце, радуется, потому что ей подарили новую куклу.
    Племянницы композитора очень любили танцевать, поэтому в «Детский альбом  пришлось включить и танцы – сначала все кружатся в «Вальсе», затем пляшут веселую «Польку», и заканчивают легкой «Мазуркой».
    Далее композитор отправляет детей в увлекательное музыкальное «путешествие». Сначала по России (пьесы «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»), затем по Европе («Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки). Ведь и сам  Чайковский много путешествовал и по России и за границей, но сердце свое он всегда отдавал России.
    И последний блок «Альбома» – это как будто «возвращение» домой из далекого путешествия. Дети засыпают, и перед нами возникает образ бабушки с ее сказками. Это пьеса «Нянина сказка». А после сказки будто возникает ночной кошмар – пьеса «Баба-Яга». Страшный сон сменяется прекрасным видением, «Сладкой грезой».
    Последние три пьесы «Альбома» – спокойные, красивые, величавые. Это пьесы «Песня жаворонка», «Песня шарманщика» и «В церкви».
    Сборник Чайковского – один из лучших образцов детской музыкальной литературы. Все русские композиторы, которые писали детскую музыку после Чайковского, брали пример с него. Мне очень понравилось слушать «Детский альбом». Советую послушать его всем. Это очень красиво и интересно.
    Доклад
    Петр Ильич Чайковский.
    «Детский альбом».
    Подготовила:
    Ученица 3 «Б» класса
    Прошина Анастасия

  9. Автор: Софья Сиушкина
    Сочинение по музыкальной литературе.
    Прослушав курс музыкальной литературы, я стала лучше – и сознательно! – разбираться в музыке, теоретической её части. Композиторы и их творчество: оперы, балеты, симфонии, концерты… Всё стало более понятным, доступным и, как следствие, любимым. Без сомнения, и тут появились приоритеты: любимый композитор, любимая симфония, неподражаемая опера и пр. У меня, в общем-то, несколько любимых композиторов: Скрябин, Гайдн, Чайковский, Бетховен, Бородин, Рахманинов… Да, все они особенные, но выделить из этого круга хочется особенно лишь Чайковского.
    Для начала – небольшая биографическая справка: П.И.Чайковский родился в 1840 г. в семье инженера в Воткинске, на Урале. Когда ему было десять лет, родители отдали его в Училище правоведения, тогда их семья переехала в Петербург. В этом городе Чайковский начал всерьёз заниматься музыкой. И в 1862 г. он поступил в только что открывшуюся Петербургскую консерваторию. Он хотел стать композитором. Его педагогами стали Н.Заремба и А.Рубинштейн. Друзьями Чайковского были Островский, Одоевский, Плещеев, Н.Кашкин, Г.Ларош.
    Таким образом, произошло его становление как композитора – его поддерживали, ему помогали, его уважали как молодого многообещающего композитора. И он оправдал надежды. Чайковский сочинял симфонии, оперы (например, “Ундина”, “Евгений Онегин”, “Иоланта”), балеты (“Лебединое озеро”, “Щелкунчик”, “Спящая красавица”). Всё это настолько близко, знакомо и дорого каждому русскому человеку, что тут, анализируя, сложно не воскликнуть: этот человек играет не на инструменте, а на струнах души! Та преданность делу, любовь к нему, вдохновение и творческие порывы, переполнявшие душу Чайковского, когда он писал свои произведения, невольно передаются людям, слушающим его концерты, симфонии. Мелодии из “Лебединого озера”, “Щелкунчика” широко известны. Когда мы начинаем сознательно смотреть на мир, то первый композитор, которого мы узнаем – это Чайковский, а потом уже Глинка, Бетховен, Бах, Скрябин…
    Чайковский работал почти во всех жанрах и всюду внес что-то новое и неповторимое. Но самым любимым для него жанром была опера “Только опера сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой”. Оперы Чайковского – воплощение сильных человеческих чувств и переживаний. Музыка Чайковского глубоко волнует и трогает любого человека. О чем бы ни говорил композитор – неподдельная искренность слышится в каждом звуке, в каждой строчке, вышедшей из-под его гениального пера. Чайковского любят не только у нас в России, но и за рубежом, т.к. чувство правдивости одинаково для всех людей мира. И этот композитор – наш соотечественник (чем горжусь)!
    Я уверена, что о Чайковском писали, пишут и будут писать как серьёзные исследователи музыки, так и обычные школьники. Чайковский – один из самых загадочных, известных и любимых композиторов во всем мире.

  10. В течение очень короткого времени он стал одним из самых значительных
    современных музыкантов России, его известность становилась все более широкой.
    Постепенно его музыку узнали и в Европе. Именно в это время появилась и Первая
    симфония
    Чайковского, названная им “Зимние грёзы”, в
    которой запечатлены не только бескрайние заснеженные просторы России, знакомые
    композитору с детства, когда вместе с родителями он пересекал в экипажах и
    санях полстраны, но и душевные переживания человека, погружённого в себя во
    время бесконечно долгой дороги.
    В Москве Чайковский вошел в круг
    московской интеллигенции. Он тесно общался с актерами знаменитого Малого
    театра, познакомился с Л.Н.Толстым, что оставило след в его душе на всю жизнь.
    Толстой был потрясен музыкой 2 части Первого квартета Чайковского на
    вечере, устроенном в его честь в Московской консерватории. С драматургом А.Н.Островским
    у Чайковского установились не только дружеские, но и творческие отношения.
    Знаменитый драматург стал либреттистом первой оперы молодого Чайковского “Воевода”.

    В московский период созданы
    знаменитый Первый концерт для фортепиано с оркестром,  балет “Лебединое
    озеро”
    . Вершинными сочинениями этого периода явились Четвертая
    симфония
    и опера “Евгений Онегин”, первая опера
    Чайковского на пушкинский сюжет.
    Создание Четвертой симфонии
    и “Евгения Онегина” совпало для Чайковского со сложным
    моментом его жизни. Он сделал попытку жениться. Тяжелый душевный кризис,
    который он пережил в это время, заставил его оставить службу в консерватории и
    уехать из Москвы. Вся дальнейшая жизнь его проходила в постоянных переездах,
    путешествиях. Наступили годы странствований и творческих поисков.
    Последние полтора десятилетия жизни Чайковского
    отмечены огромным расцветом его творчества и всемирным признанием его.
    Чайковский стал первым из русских композиторов, который еще при жизни добился
    всеобщего признания и мировой славы.
    В конце 1887 – начале 1888 года он
    совершает первое европейское турне как дирижер. В 1891 году он совершил триумфальную
    концертную поездку в США.
    Композитор пробует себя в новых
    жанрах. Он пишет оркестровые сюиты, обращается в своем оперном творчестве к
    исторической тематике (“Орлеанская дева”, “Мазепа”).1890
    год вошел в историю русской музыки как год создания гениальной оперы “Пиковая
    дама”
    . В последний год своей жизни Чайковский создает свое величайшее
    трагическое полотно – Шестую симфонию.
    Жизнь Чайковского оборвалась неожиданно. Он приехал в Петербург, где
    дирижировал на премьере своей Шестой симфонии (премьера 16 октября 1893г.), а
    через несколько дней заболел холерой и скончался. Похоронен Чайковский в
    Петербурге, в Александро-Невской лавре.
    В Клину, по инициативе брата композитора Модеста Ильича Чайковского в
    1894 году был основан музей. Этот дом хранит не только память о великом русском
    композиторе, но и его архив, личные вещи и рояль. Он по-прежнему звучит под
    пальцами выдающихся музыкантов, наполняя дом звуками его бессмертной музыки.

  11. Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в Вятской губернии Российской империи (современный город Воткинск в Удмуртии). Его отец – Илья Петрович Чайковский, выдающийся русский инженер. Мать – Александра Андреевна Ассиер, дочка крупного таможенного чиновника, который был родом из Франции.
    Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган — оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян.

    Детство Чайковского

    Чувствительность натуры Петра Ильича проявилась в раннем детстве. Француженка гувернантка Фанни Дюрбах, которую он обожал, сразу заметила в 7-летнем мальчике нежную душу, тягу ко всему прекрасному.  Она приоткрыла ему мир искусства, рассказывала о жизни композиторов.
    В родительском доме в Воткинске был механический орган. В него вставлялись валики с крючочками, заводилась пружина, и в комнате звучали отрывки из популярных опер Россини, Беллини, Моцарта.
    Маленький Петя слушал оркестрино часами. Фанни не раз заставала мальчика в слезах. Втайне от взрослых он садился за фортепиано и повторял услышанное по памяти.

    Учеба

    В 1849 году семья переехала в город Алапаевск, а в 1850 году — в Санкт-Петербург. Там родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора.
    Чайковский провёл 2 года за границей, в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище составлял 12 лет. Для Чайковского разлука с матерью была очень сильной душевной травмой. В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно.
    Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал. С 16 лет начал уделять большее внимание музыке, занимаясь у известного педагога Луиджи Пиччоли. Затем наставником будущего композитора стал Рудольф Кюндингер.
    Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки.

    Музыкальная деятельность Петра Ильича

    В 1862 году Петр Ильич оставил карьеру юриста и поступил в консерваторию в класс композиции Антона Рубинштейна. Курс он окончил с золотой медалью и вскоре переехал в Москву, став профессором вновь открытой консерватории.
    После первого же исполнения сочиненной им кантаты на оду Фридриха Шиллера «К радости» к нему пришли известность и успех. Критики отмечали, что в России появился необыкновенно талантливый композитор. Следом Чайковский написал свою первую симфонию «Зимние грезы».
    В 1868 году Чайковский неожиданно влюбился в итальянскую оперную певицу Дезире Арто, гастролировавшую в России. Он посвятил ей романс для фортепиано, сделал  предложение. Но брак не состоялся по разным причинам. Дезире уехала из России, а Чайковский остался в расстроенных чувствах.

    Музыкальные произведения

    От мук неразделенной любви композитора спасло написание музыки. Он создал увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», за ней последовали симфоническая фантазия «Буря» по Шекспиру, «Франческа да Римини» по «Божественной комедии» Данте.
    В 1875 году Петр Ильич Чайковский начал работать над балетом «Лебединое озеро», премьера которого состоялась через 2 года в Большом театре с большим успехом. Он продолжал творить в мире сказки, причудливых фантазий, написал новые балеты — «Спящая красавица», «Щелкунчик».
    70-е годы XIX века в творчестве Чайковского ? период творческих исканий. Его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы. В это время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка».

    Личная жизнь

    Творчество Чайковского сопровождал успех, чего нельзя было сказать о его личной жизни. Он совершил безрассудный поступок и женился на девушке, совершенно чуждой ему по духу, далекой от его музыки. Он и сам не знал, зачем это сделал. Начались новые переживания. Спасаясь от жены, он уехал за границу, потом ушел из консерватории. Он искал путь к самому себе. И не находил.
    В 1876 году у Чайковского началась переписка с еще одной странной женщиной — богатой меценаткой Надеждой Филаретовной фон Мекк, вдовой, матерью 18 детей, старше его на 10 лет. Она поощряла творчество композитора, материально поддерживала, но они ни разу не встретились, хотя оба жили в Москве.

    Последние годы жизни

    До конца жизни Петр Ильич Чайковский сочинял оперы, симфонии, разъезжал по другим странам с концертами. Его музыка звучала во всем цивилизованном мире. В последние месяцы жизни он создал 6-ю «Патетическую симфонию». Она оказалась его завещанием.
    Умер Петр Ильич 6 ноября 1893 года в возрасте 53-х лет от холеры. Все расходы на погребение великого композитора на себя взял сам император – Александр III. Петр Ильич Чайковский был похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

  12. Чайковский Пётр Ильич (1840— 1893), композитор, дирижёр, педагог.
    Родился 7 мая 1840 г. в селении при Камско-Воткинском заводе (ныне город Воткинск,
    Удмуртия) в семье горного инженера. В 1850 г. семья переехала в Петербург, и Чайковский поступил в Училище правоведения, которое окончил в 1859 г.
    Он получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Но любовь к музыке оказалась сильнее — в 1862 г. юноша сдал экзамены в только открывшуюся тогда Петербургскую консерваторию. В 1863 г. он оставил службу, а после окончания с серебряной медалью консерватории (1866 г.) был приглашён занять должность профессора в Московской консерватории.
    В 1866 г. Чайковский написал Первую симфонию («Зимние грёзы»), в 1869 г. — оперу «Воевода» и увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», в 1875 г. — знаменитый Первый фортепианный концерт, в 1876 г. — балет «Лебединое озеро».
    В конце 70-х гг. композитор пережил тяжёлый душевный кризис, связанный с неудачной женитьбой, в 1878 г. оставил преподавание. Тем не менее именно в этот год было создано одно из лучших его произведений — опера «Евгений Онегин» на сюжет А. С. Пушкина.
    Настоящей вершиной стала опера «Пиковая дама» (1890 г.), также на сюжет Пушкина. В 1891 г. Чайковский написал свою последнюю оперу «Иоланта». Сочинял он и музыку к балетам: «Спящая красавица», 1889 г.; «Щелкунчик», 1892 г. Взлёт Чайковского – симфониста явлен в его Шестой симфонии (1893 г.).
    Постоянно обращался композитор и к малым формам. Он автор 100 романсов, которые являются жемчужинами вокальной лирики, а также более чем 100 фортепианных пьес (в их числе циклы «Времена года», 1876 г., и «Детский альбом», 1878 г.). Творчество Чайковского было высоко оценено ещё при жизни — в 1885 г. он был избран директором Российского музыкального общества, в 1892 г. стал членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств, в 1893 г. — почётным доктором Кембриджского университета.
    Последние годы жизни Пётр Ильич провёл в Клину под Москвой, где в 1892 г. приобрёл дом (с 1894 г. музей композитора).
    Скончался 6 ноября 1893 г. в Петербурге.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *