Сочинение на тему человек 19 века

9 вариантов

  1. Тема «маленького человека» является одной из сквозных тем русской литературы, к которой постоянно обращались писатели 19 века. Первым ее затронул А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель». Продолжателями этой темы стали Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, А.П. Чехов и многие другие.
    Что же обозначает выражение «маленький человек»? Какой смысл придается слову «маленький»? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало или вовсе незаметно. Человек считается «маленьким» еще и потому, что мир его духовной жизни и притязаний также до крайности узок, обеднен, наполнен всевозможными запретами. Для него не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.
    С темой “маленького человека” в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на счастье, на собственный взгляд на жизнь.
    Так, Гоголь в повести «Шинель» характеризует главного героя как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в сфере подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задание, требующее проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».
    Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Накопление денег для покупки новой шинели становится для него целью и смыслом жизни. Кража долгожданной обновки, которая была приобретена путем лишений и страданий, становится для него катастрофой.
    И все же Акакий Акакиевич не выглядит в сознании читателя пустой, неинтересной личностью. Мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей. Гоголь призывал общество взглянуть на них с пониманием и жалостью.
    Косвенно это демонстрирует фамилия главного героя: уменьшительно-ласкательный суффикс -чк- (Башмачкин) придает ей соответствующий оттенок. «Матушка, спаси твоего бедного сына!» – напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Башмачкина вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести. Один молодой служащий, который решил подшутить над героем, остановился, пораженный его словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»
    Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечность общества. В качестве возмещения за понесенные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, является проходим и отбирает у них шинели и шубы. Он успокаивается только тогда, когда отнимает верхнюю одежду у «значительного лица», сыгравшего трагическую роль в жизни «маленького человека».
    В рассказе Чехова «Смерть чиновника» мы видим рабскую душу чиновника, чье понимание мира полностью искажено. Здесь не приходится говорить о человеческом достоинстве. Автор дает своему герою чудную фамилию: Червяков. Описывая мелкие, незначительные события его жизни, Чехов как будто смотрит на мир червяковскими глазами, и события эти становятся огромными.
    Так, Червяков был на спектакле и «чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг… чихнул». Оглядевшись, как «вежливый человек», герой с ужасом обнаружил, что обрызгал статского генерала. Червяков начинает извиняться, но этого ему показалось мало, и герой просит прощения вновь и вновь, изо дня в день…
    Таких маленьких чиновников, знающих только свой мирок, очень много и не удивительно, что их переживания складываются из подобных мелких ситуаций. Автор передает всю сущность души чиновника, как будто рассматривает ее под микроскопом. Не выдержав крика в ответ на извинения, Червяков идет домой и умирает. Эта страшная катастрофа его жизни – катастрофа его ограниченности.
    Кроме этих писателей, к теме «маленького человека» обращался в своем творчестве и Достоевский. Главные герои романа «Бедные люди» – Макар Девушкин – полунищий чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, и Варенька – девушка, ставшая жертвой социального неблагополучия. Как и Гоголь в «Шинели», Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного «маленького человека», живущего своей внутренней жизнью в условиях, попирающих достоинство человека. Автор сочувствует своим бедным героям, показывает красоту их души.
    Тема «бедных людей» развивается писателем и в романе «Преступление и наказание». Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины страшной нищеты, которая унижает достоинство человека. Местом действия произведения становится Петербург, причем самый бедный район города. Достоевский создает полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, проницательно вглядывается в душу «маленького человека», открывает в нем залежи огромного духовного богатства.
    Перед нами разворачивается жизнь семьи Мармеладовых. Это люди, задавленные реальностью. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше «некуда идти». Измученная нищетой, погибает от чахотки его жена Екатерина Ивановна. Соня выпущена на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти.
    Тяжела и судьба семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богатого Лужина, к которому она чувствует отвращение. Сам же Раскольников задумывает преступление, корни которого, отчасти, лежат в сфере социальных отношений в обществе. Созданные Достоевским образы «маленьких людей» проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человек и верой в его высокое призвание. Души «бедных» могут быть прекрасны, полны душевной щедрости и красоты, но сломлены тяжелейшими условиями жизни.
    В большинстве случаев любой писатель изображает в своих книгах окружающую его действительность. Гоголь, Чехов и Достоевский жили и творили примерно в одно время, и все они затрагивали в своем творчестве тему «маленького человека». Я считаю, что их произведения выполнили свою гуманистическую роль: они обратили внимание на это явление общественной жизни, заставили людей задуматься над этим.
    Даже сейчас, спустя полтора столетия, можно встретить «маленьких людей», но мы не должны делать вид, что не замечаем их. Мы должны быть гуманны, именно к этом нас призывают произведения великих писателей. Вместо того, чтобы «обижать» Башмачкиных, Червяковых и Мармеладовых, нужно попытаться понять строй их души и принять такими, какие они есть.
    Беру!

  2. Тема маленького человека — одна из традиционных тем в русской литературе двух последних веков. Впервые данная тема появилась в русской литературе именно в XIX веке (в «Бедной Лизе» Карамзина). В качестве причин этого можно назвать, наверное, то, что изображение маленького человека характерно, прежде всего, для реализма, а этот художественный метод окончательно оформился только в XIX веке. Однако эта тема, на мой взгляд, могла бы быть актуальной в любой исторический период, так как она, помимо прочего, предполагает описание отношений человека и власти, а отношения эти существуют с древнейших времен.
    Следующим (после «Бедной Лизы») значительным произведением, посвященным данной теме, можно считать «Станционного смотрителя» А. С. Пушкина. Хотя для Пушкина это вряд ли было характерной темой.
    Одно из максимальных проявлений тема маленького человека нашла в творчестве Н. В. Гоголя, в частности в его повести «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин (главный герой повести) — один из типичнейших маленьких людей. Это чиновник, «не то чтобы очень замечательный». Он, титулярный советник, до крайности беден, даже на приличную шинель ему приходится долго копить, отказывая себе во всем. Добытую после таких трудов и мучений шинель у него в самом скором времени отбирают на улице. Казалось бы, есть закон, который его защитит. Но оказывается, что никто не может и не хочет помочь ограбленному чиновнику, даже те, кто просто обязан был бы это сделать. Акакий Акакиевич абсолютно беззащитен, нет у него в жизни никаких перспектив — вследствие своего невысокого чина он полностью зависит от начальства, по службе его не повысят (он ведь «вечный титулярный советник»).
    Башмачкина Гоголь называет «одним чиновником», и служит Башмачкин в «одном департаменте», и человек он самый заурядный. Все это позволяет говорить, что Акакий Акакиевич — обычный маленький человек, в его положении находятся сотни других чиновников. Такое положение слуги власти характеризует соответствующим образом и саму власть. Власть бессердечна и безжалостна.
    Таким же беззащитным показан маленький человек У Ф. М. Достоевского в его романе «Преступление и наказание»-
    Здесь, как и у Гоголя, маленьким человеком представлен чиновник — Мармеладов. Этот человек оказался на самом дне. За пьянство его выгнали со службы, а после этого его ничто уже не могло остановить. Он пропил все, что мог пропить, хотя отлично понимал, до чего он доводит семью. Он сам о себе говорит: «Я звериный образ имею».
    Конечно, он больше всех виноват в своем положении, но примечательно и то, что ему никто не хочет помочь, все над ним смеются, лишь немногие готовы ему помочь (например, Раскольников, который отдает семье Мармеладова последние деньги). Маленького человека окружает бездушная толпа. «Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу…», — говорит Мармеладов. «Жалеть! зачем меня жалеть!» — восклицает он и тут же признает: «Меня жалеть не за что!»
    Но ведь дети его не виноваты в том, что они нищие. А виновато, наверное, еще и общество, которому все равно. Виноват также начальник, к которому были обращены призывы Катерины Ивановны: «Ваше превосходительство! Защитите сирот!» Виноват и весь господствующий класс, ведь карету, раздавившую Мармеладова, «ожидало какое-то значительное лицо», и потому эту карету не задержали.
    К маленьким людям относится и Соня, дочь Мармеладова, и бывший студент Раскольников. Но здесь важно то, что эти люди сохранили в себе человеческие качества — сострадание, милосердие, чувство собственного достоинства (несмотря на забитость Сони, бедность Раскольникова). Они еще не сломлены, еще способны бороться за жизнь. Достоевский и Гоголь приблизительно одинаково изображают социальное положение маленьких людей, но Достоевский, в отличие от Гоголя, показывает и внутренний мир этих людей.
    Тема маленького человека присутствует и в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина. Возьмем, например, его сказку «Медведь на воеводстве». Все персонажи здесь даны в гротескной форме, это одна из особенностей сказок Салтыкова-Щедрина. В рассматриваемой сказке есть маленький, но весьма содержательный эпизод, касающийся темы маленьких людей. Топтыгин «Чижика съел». Съел просто так, без причины, не разобравшись. И хотя его сразу засмеяло все лесное общество, важна сама возможность беспричинного нанесения вреда начальником маленькому человеку.
    Маленькие люди показаны и в «Истории одного города», причем показаны очень своеобразно. Здесь они — типичные обыватели. Идет время, сменяются градоначальники, но обыватели не изменяются. Они остаются все той же серой массой, они зависимы полностью, безвольны и глупы. Градоначальники берут город Глу- пов приступом, ходят на него в походы. Но обыватели к этому при- выкли. Они хотят только, чтобы градоначальники почаще их хвалили, называли их «ребятами», выступали с оптимистичными речами. Органчик говорит: «Не потерплю! Разорю!» А для обывателей это нормально. Затем, обыватели понимают, что «бывший прохвост» Угрюм-Бурчеев олицетворяет собой «конец всего», но они
    безмолвно лезут останавливать реку, когда он приказывает: «Го. ни!»
    Автор здесь не только описывает положение маленьких людей но и обвиняет их самих в бездействии, в нежелании изменить их же положение.
    Совершенно новый тип маленького человека представляет читателю А. П. Чехов. Чеховский маленький человек «покрупнел» уже не так беззащитен. Это проявляется в его рассказах. Один из таких рассказов — «Человек в футляре». Учителя Беликова можно отнести к числу маленьких людей, он ведь не зря живет по принципу: «Как бы чего не вышло». Он боится начальства, хотя, конечно, его страх сильно преувеличен. Но этот маленький человек «надел футляр» на целый город, весь город заставил жить по тому же принципу. Отсюда следует, что маленький человек может иметь власть над другими маленькими людьми.
    Это видно и в двух других рассказах «Унтер Пришибеев» и «Хамелеон». Герой первого из них — унтер Пришибеев — держит в страхе всю окрестность, всех пытается заставить не зажигать свет по вечерам, не петь песен. Это не его дело, но остановить его нельзя. А он ведь тоже маленький человек, если его привлекают к суду и даже выносят приговор. В «Хамелеоне» маленький человек, полицейский, не только подчиняет, но и подчиняется, как и следует маленькому человеку.
    Другой особенностью маленьких людей у Чехова является практически полное отсутствие у многих из них положительных качеств. Другими словами, показана нравственная деградация личности. Беликов — человек скучный, пустой, страх его граничит с идиотизмом. Пришибеев туп и упрям. Оба эти героя социально опасны, потому что при всех своих качествах они обладают моральной властью над людьми. Пристав Очумелов (герой «Хамелеона») — маленький тиран, унижающий тех, кто от него зависит. Но перед начальством он пресмыкается. Этот герой, в отличие от двух предыдущих, обладает не только моральной, но официальной властью, а потому опасен вдвойне.
    Учитывая, что все рассмотренные произведения были написаны в разные годы XIX века, можно сказать, что маленький человек все же изменяется во времени. Например, очевидна непохожесть Башмачкина и Беликова. Возможно также, что это возникает в результате различного видения авторами проблемы, различных способов ее изображения (например, едкая сатира у Салтыкова-Щедрина и явное сочувствие у Гоголя).
    Таким образом, в русской литературе XIX века тема маленького человека раскрывается путем изображения отношений маленьких людей как с властью, так и с другими людьми. При этом через описание положения маленьких людей может характеризоваться и власть, над ними стоящая. Маленький человек может принадлежать к разным категориям населения. Может быть показано не только социальное положение маленьких людей, но и их внутренний мир. Маленькие люди часто сами виноваты в своих бедствиях, так как не пытаются бороться.

  3. 3
    Текст добавил: КаЛаБок_ПаВеСиЛсЯ

    Тема “маленького человека” в русской литературе 18-19 века
    План.
    Глава:
    а) Актуальность и место темы “маленького человека” в русской литературе конца 18-начала 19 века.
    б) Роль “натуральной школы” в формировании мировоззрения писателей 2 половины 19 в.
    Глава: Н.М. Карамзин “Бедная Лиза”
    Глава: А.С. Пушкин “ Станционный смотритель.”
    Глава: М.Ю. Лермонтов
    а)”Максим Максимыч”
    б)”Княгиня Лиговская”
    Глава: Н.В. Гоголь
    а) “Петербургские повести”, “Шинель”, “Записки сумасшедшего”.
    б)”Повесть о Капитане Копейкине.”
    Глава: Ф.М. Достоевский
    а)”Бедные люди.”
    б)”Преступление и наказание.”
    Глава: А.П. Чехов
    а)”Человек в футляре.”
    б)”Крыжовник.”
    в)”О любви.”
    Заключение.
    Глава 1.
    Почти всегда особое внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли “маленьких людей” замыкаться в себе, уходить полностью в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и также незаметно умиранию. Но именно такие люди иногда по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали бороться против сильных мира сего, взывать к справедливости, прекращали быть ветошкой. Поэтому, все-таки, их жизнью заинтересовывались, писатели, постепенно, начали уделять в своих произведениях некоторые сцены именно таким людям, их жизни. С каждым произведением все яснее и правдивее показывалась жизнь люди “низшего” класса. Маленькие чиновники, станционные смотрители, “маленькие люди”, сошедшие с ума, не по своей воле, начали выходить из тени, окружающей мир блистательных зал.
    Первым писателем, который открыл нам мир “маленьких людей” был Н.М. Карамзин. Слово Карамзина перекликается с Пушкиным и Лермонтовым. Самое большое влияние на последующую литературу оказала повесть Карамзина “Бедная Лиза. ” Автор положил начало огромному циклу произведений о “маленьких людях”, сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу таким писателям будущего как Гоголь, Достоевский и другие. А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества – Самсон Вырин судит это общество. Художественное открытие Пушкина было устремлено в будущее-оно пробивало русской литературой дорогу в еще неведомое.
    Еще глубже, чем Пушкин, эту тему раскрыл Лермонтов. Наивную прелесть народного характере воссоздал поэт в образе Максима Максимыча. Лермонтова привлек этот образ, он понимал неразвитость народного характера, но верил в его будущее. Писатель проявил огромное чувство симпатии к своему герою. Максим Максимыч не унижен чиновниками, средой, он унижен близким, как ему ранее казалось, человеком- в этом конфликт. Тема социального неравенства, тема нищеты, тема оскорбленного человеческого достоинства, жгучая и благороднейшая тема русской литературы, с неотразимой силой предстала в неоконченном романе Лермонтова “Княгиня Лиговская”. Герои Лермонтова его “маленькие люди”, отличаются от всех предыдущих . Это уже не пассивные люди как у Пушкина, и не иллюзорные, как у Карамзина, это люди в душе которых уже готова почва для крика протеста тому миру, в котором они живут, и этот протест, не прозвучавший в “Максиме Максимыче”, но прозвучал в “Княгине Лиговской.” Наибольшего апогея эта тема достигла в произведениях Гоголя. Гоголь открывает читателю мир “маленьких людей”, чиновников, чиновнического крючкотворства в своих “Петербургских повестях.”
    Тема “маленького человека” порождения и блестящий образец “натуральной школы”. Первое произведение, в котором правда жизни и судьбы “маленьких людей” выражается писателем с помощью “натуральной школы”, был неоконченный роман Лермонтова “Княгиня Лиговская”. Это произведение дает нам возможность провести в своем воображении параллель между авторами, которые находятся только на подступах к полному выражению реализма и реализма критического в своих произведениях и такими писателями, как Гоголь, раскрывший в своих “Петербургских повестях” и других рассказах истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко и весомо показал возможности “натуральной школы” в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы “маленьких людей”. Критический реализм Гоголя раскрыл и помог развить эту тему у писателей будущего как никто другой. Гоголь ратовал за гибкую и оригинальную критику, должную быть “верным представителем мнений” своей эпохи.
    В “Петербургских записках” 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально- насыщенного искусства, которое “замечает общие элементы нашего общества, двигающие его пружины. Он дает замечательно глубокое определение реалистического искусства, следующего за романтизмом, обнимающего своим двойственным взглядом ветхое и новое. В реализме Гоголя содержится огромное раскрытие многомерной сложности жизни, ее движения, рождения в нем нового. Реалистический взгляд утверждается в творчестве Гоголя во второй половине 30-х годов.
    “Петербургские повести”, особенно “Шинель”. Имели огромное значение для всей последующей литературы, утверждения в ней социально-гуманистического направления и натуральной школы. Герцен считал “Шинель” колоссальным произведением Гоголя, а Достоевский говорил: “Все мы вышли из гоголевской “Шинели”. Творчество Гоголя чрезвычайно обогатило русскую литературу, раздвинуло рамки художественного изображения. Социальный пафос, “демократизм и гуманизм”, обращение к массовым, повседневным явлениям, создание ярких, эмоциональных и социальных типов, соединение лирико-патетического и гротеско-сатирического изображения жизни эти гоголевские черты были активно подхвачены молодыми писателями 40-х годов. Но Гоголь оказал большое влияние и на дальнейшее движение русской литературы, “отозвавшись” в творчестве самых различных ее деятелей от Достоевского и Щедрина, до Булгакова и Шолохова. Писатель не ошибся, говоря о своем “пророческом” даре, о способностях поэтически предвидеть грядущее и великие перемены национальной жизни.
    Писатели первой половины 19 века оказали огромное влияние на творчество писателей второй половины 19 века. Их произведения помогли последующим поколениям писателей подняться на более высокую ступень литературного развития и творчества. Разносторонний охват своей эпохи, ее пороков, который сделал Пушкин, Лермонтов и Гоголь, заставил авторов будущего писать свои произведения с еще более глубокой иронией и психологизмом, с еще более жгучим сарказмом. Огромный дар внесли писатели таких произведений, как “Шинель”, “Бедная Лиза”, ”Княгиня Лиговская” и другие в развитие и формирование истинно русской литературы.
    Глава 2.
    “Карамзиным началась новая эпоха русской литературы” – утверждал Белинский. Эта эпоха прежде всего характеризовалась тем, что литература приобрела влияние на общество, она стала для читателей “учебником жизни”, то есть тем, на чем основывается слава русской литературы 19 века. Велико значение деятельности Карамзина для русской литературы. Слово Карамзина перекликается с Пушкиным и Лермонтовым. Самое большое влияние на последующую литературу оказала повесть Карамзина “Бедная Лиза”
    “Бедная Лиза” (1729г.) – самая популярная и лучшая повесть этого писателя. Сюжет ее, преподносимый читателю как “печальная быль”, крайне прост, но полон драматического напряжения.
    Рассказывая о любви бедной крестьянской девушки Лизы к аристократу Эрасту, который обманом привел ее к самоубийству, автор не подчеркивает к классовой противоположности героя и героини. Он ясно видит эту противоположность, но не хочет признавать, что именно ее вызвана гибель “бедной Лизы” Всю повесть жизнь героев изображается через светский и покров сентиментальной идеализации. Образы повести приукрашены. Умерший отец Лизы, образцовый семьянин, потому, что он любит работу, пахал хорошо землю и был довольно зажиточным , его все любили. Мать Лизы, “чувствительная, добрая старушка”, слабеет от непрестанных слез по своему мужу либо и крестьянки чувствовать умеют. Она трогательно любит свою дочь и с религиозным умилением любуется природой. Ни мать Лизы, ни сама героиня на подлинных крестьянок не похожа. Боле всех идеализирована героиня повести- “прекрасная телом и душой поселенка”, “нежная и чувствительная Лиза.” Горячо любя своих родителей, она не может забыть об отце, но скрывает свою печаль и слезы, чтобы не тревожить мать. Нежно заботилась она о своей матери, доставала ей лекарства, трудилась день и ночь (“ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве”) Автор уверен, что такие занятия вполне обеспечивают жизнь старушки и ее дочери. По его замыслу, Лиза совершенно незнакома с книгой, однако после встречи с Эрастом, она мечтает о том, как хорошо было бы, если бы возлюбленный “рожден был простым крестьянином пастухом…”- эти слова совсем в духе Лизы. По-книжному Лиза не только говорит, но и думает. Тем не менее, психология Лизы, впервые полюбившей девушки раскрыта подробно и в естественной последовательности. Психологи

  4. значится так
    1. 19 век Россия. Надо заметить что социальное положение в обществе было далеко не равным и более того свободо мыслющих людей было очень мало, ибо только 10% (дворяне) могли позволить себе рассуждать на необычайно интересно все облемлющие темы. Они были образованы им с детства прививали высокую культуру, когда другие невылезали из скотского состояния, где кроме нищеты и грязи не было ничего. О чем же они думали? Да Бог знает о чем!! ! Теперь почти все равны (относительно) в смысли мнений. Человек свободен и ему доступны плоды просвещения (конечно у кого больше средств больше и возможностей но есть платцдарм даже и для самого бедного) . Конечно со временем поменялись внешние формы жизни, но остались все эти проблемы, те самые о которых писали русские классики. И решают их все также, а именно не многие. Ведь это интересно некоторым. А так положение вещей неизменилось, только, я повторяю формы поменялись а содержание осталось прежним.
    2.Из области физического я думаю это проблемы в первую очередь носящие характер смертельных болезней спид, наркомания. Это, пожалуй, главные паразитирующие заразы млада покаления России. А решаются они… да почти ни как, нет, ну конечно есть те кого бы можно было бы назвать человеком с большой буквы – это альтруисты, которые создают всевозможные фонды, программы и т. д не для красного словца а для того что это требуется, их помощь гораздо заметнее пьянящих слов гос-ва, заметно только его бездействие.
    и духовная потребность существует сейчас, все как тогда. Все как в той России. Проблема духовного поиска свойственна ныне идущем. Вопросы кто мы и зачем мы? живут в душах потомках ВЕЛИКИХ Толстых, Достоевских, Менделеевых, Суворовых – этими потомками и есть мы.
    3.наверное, такие люди всегда есть, ибо в противном случае небыло бы той России, которая есть и будет.
    4. В некотором роде в этом суждении есть доля истины, т. к наверное, то что позволино или доступно нам, не было доступно им, нашим родителям, дедам. Они жили в иную эпоху и следовательно фосад имел другой окрас. Но все вечные вопросы о свободе, Боге, душе и мире в целом остались и в нашем покалении. Отцы решали их несколько подругому, нежели завтра решаим их мы.
    5. жизнь осталась прежней, изменились формы. И говорить о сложности или легкости жизни ни как нельзя. Это не совсем правельно.
    6. Главным идеалов 19 века скорее всего была честь и ее защищали порой с оружием в руках. Осталось ли что то в нас, дА наверное осталась, но опять же, может быть не в той форме. Ушла в мир иной бутовая культура. Муж. может ударить жен, или нанести ей оскарбление. Это происходит постоянно в метро, на улице повсеместно. в этом мы уступаем им.

  5. Русская классическая литература признана во всем мире. Она богата многими художественными открытиями. Одним из этих открытий является образ «лишнего человека», «изобретенный» русскими писателями 19 века. Самыми известными «лишними людьми» в русской литературе стали Евгений Онегин из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и Григорий Александрович Печорин из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
    Евгений Онегин – представитель аристократии. Он вырос и воспитывался по всем правилам «хорошего тона». Онегин блистал в свете. Он вел богемный образ жизни: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Его времяпрепровождение ничем не отличалось от жизни «золотой молодежи» того времени. Но Онегину все это очень быстро надоело. Ему стало скучно и на балах и в театре: «Нет рано чувства в нем остыли, Ему наскучил света шум…». Это первый штрих к портрету «лишнего человека». Герой стал чувствовать себя лишним в высшем обществе. Он становится чужд всему, что его так долго окружало.
    Онегин пытается заняться какой-либо полезной деятельностью («зевая, за перо взялся»). Но барское восприятие и отсутствие привычки к труду сыграли свою роль. Герой не доводит до конца ни одно их своих начинаний. В деревне он пытается заняться устройством жизни крестьян. Но, проведя одну реформу, благополучно бросает и это занятие. И здесь Онегин оказывается лишним, неприспособленным к жизни.
    Лишний Евгений Онегин и в любви. В начале романа он не способен любить, а в конце его отвергают, несмотря на духовное перерождение героя. Сам Онегин признается, что «в любви он инвалид», неспособный испытывать глубокие чувства. Когда же он наконец понимает, что Татьяна – его счастье, та не может ответить герою взаимностью.
    После дуэли с Ленским в подавленном состоянии Онегин покидает деревню и начинает странствовать по России. В этих путешествиях герой переоценивает свою жизнь, свои поступки, свое отношение к окружающей действительности. Но автор не говорит нам, что Онегин начал заниматься какой-то полезной деятельностью, стал счастливым. Финал «Евгения Онегина» остается открытым. Нам остается лишь догадываться о судьбе героя.
    Образ Печорина – главного героя романа «Герой нашего времени» – одно из главных открытий М.Ю. Лермонтова. Григорий Александрович Печорин – представитель своей эпохи, вернее, лучшей части дворянской интеллигенции 20-ых годов 19 века. Но и он не может найти себя, своего места в жизни. Изначально Григорий Александрович наделен большими способностями. Он умен, образован, талантлив. На протяжении всего романа мы наблюдаем за жизнью, мыслями, чувствами этого героя. Он смутно ощущает, что светская жизнь с ее пустыми развлечениями его не устраивает. Но Печорин не осознает, чего он хочет от жизни, чем он хочет заниматься.
    Больше всего этому герою мешает жить скука. Он борется с ней, как может. Одно из главных развлечений для Григория Александровича – любовные приключения. Но ни одна женщина не может придать смысл жизни Печорина. Единственная женщина, которую герой по-настоящему ценит, – это Вера. Но и с ней Печорин не может быть счастлив, потому что боится любить, не умеет этого делать (как и Евгений Онегин).
    Григорий Александрович склонен к самоанализу, размышлениям гораздо больше, чем Онегин. Печорин анализирует свой внутренний мир. Он пытается найти причину своего несчастья, бесцельности жизни. Герою не удается прийти ни к какому утешительному выводу. В пустых развлечениях он растратил все свои силы, свою душу. Теперь у него нет сил на сильные эмоции, переживания, на интерес к жизни. В конце концов, герой погибает, следуя его же предсказаниям.
    Онегин и Печорин во многом похожи. Оба они дворянского происхождения, оба от природы наделены недюжинными способностями. Оба блестящие кавалеры, светские франты, разбивающие женские сердца. Но это для них – скорее дело привычки, чем истинная потребность. В душе оба героя чувствуют, что это им совсем не нужно. Они смутно хотят чего-то настоящего, искреннего. И Печорин, и Онегин хотят найти применения своим большим возможностям. Каждый из героев по-своему стремится к этому. Онегин больше действует (пробовал писать, хозяйствовать в деревне, путешествовал). Печорин же больше склонен к размышлению и самоанализу. Поэтому о внутреннем мире Григория Александровича мы знаем гораздо больше, чем о психологии Онегина. Но если на возрождение Евгения Онегина мы можем еще надеяться, то жизнь Печорина заканчивается трагически (он умирает от болезни по дороге). Он умирает несчастным человеком с нереализованными способностями и болью в сердце.
    Оба героя, несмотря на успех у женщин, не находят счастья в любви. Во многом это объясняется тем, что они большие эгоисты. Часто чувства других людей для Онегина и Печорина ничего не значат. Для обоих героев ничего не стоит разрушить мир других, любящих их, людей, растоптать их жизнь и судьбу.
    Печорин и Онегин во многом похожи, многим различаются. Но главная их общая черта – это неспособность героев реализовать себя в своем времени. Поэтому оба они несчастны. Имея большие внутренние силы, Евгений Онегин и Григорий Печорин не смогли принести пользы ни себе, ни окружающим людям, ни своей стране. В этом их вина, их беда, их трагедия…
    Беру!

  6. «Время — движущийся образ неподвижной вечности» — так несколько веков назад сказал знаменитый французский поэт Жан Батист Руссо. Ведь именно время учит нас всем премудростям жизни и залечивает наши душевные раны. Но есть у него и отрицательная сторона: будучи учителем мудрецов, оно убивает своих учеников и обладает при этом такой невероятной силой, которая уничтожает горы, а равнины превращает в высокие массивы. Единственное, с чем не может совладать время — это книги, бесценное наследие древней, средневековой и современной культуры, которые хранят в себе мудрость тысячелетий и историю многих поколений наших предков.
    Книги писались с момента изобретения человечеством письменности. Исчезали в небытие их авторы, эпоху сменяла эпоха, менялись литературные направления и стили, но смысл самых известных и выдающихся произведений оставался неизменным. И в XIX, в XXI веке люди размышляли о тех же самых вещах и вечных ценностях, которые таят в себе весь смысл человеческого существования, смысл жизни.
    Несмотря на схожесть проблем литературы XIX века и произведений современных писателей, воспринимать творчество прошлых столетий нашим современникам достаточно сложно. Сентиментализм, свойственный литературе того времени, в котором красивая безмолвная природа гармонично расцветает вместе с идеализированными героями произведений, классицизм, подчеркивающий идеальное сочетание содержания и формы — все это современному человеку кажется далеким миражом, выдумкой талантливого автора, настоящей сказкой, но никак не отображением реальной жизни того времени.
    Однако литературу XIX столетия не следует судить только со стороны непонимания этих произведений нашими современниками….
    Для примера можно взять замечательную повесть выдающегося русского писателя Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Эта повесть является нежным повествованием о горячей любви, финалом которой является смерть главной героини произведения. Она затрагивает души даже тех, кто живет в наше время, и порядком огрубел в условиях современного общества. Читая эту повесть, мы вынуждены размышлять не только о бедной крестьянке. Мы задумываемся о тех, кто простился со своей жизнью, не выдержав предательства любимых людей. И при этом мы понимаем, что подобных случаев можно найти великое множество, и такая трагедия могла произойти в любое время и в любых условиях. Из этого можно сделать вывод, что литература XIX века актуальна и сегодня, ведь меняется эпоха, но практически никак не меняются человеческие отношения и главные жизненные ценности.
    Потрясает литература того времени и благородством мыслей, и настоящими поступками, и целым букетом эмоций, которые впечатляют читателей и сегодня. Эти литературные шедевры никогда не будут забыты, ведь их поучительные истории, их сюжет, тема и идея помогают читателям не одного поколения и будут помогать в дальнейшем.
    Я думаю, что современным писателям и поэтам никогда не достичь того уровня профессионализма и таланта, которым обладали выдающиеся литературные деятели средневековья, создатели бессмертных произведений мировой литературы. Считаю, что воспринимать это нужно как данность и при этом следует верить своему времени. Ведь только нам самим решать, какое произведение продолжит путешествие по векам, а какое будет очень скоро забыто.

  7. Тема «маленького человека» была известна русским писателям еще с допетровского времени. Так, в созданной в XVII веке анонимным автором «Повести о Горе-Злосчастии» повествуется о судьбе некоего несчастного спившегося «молодца», который оставил родительский дома, пошел по неправедному пути и лишь в монастыре смог укрыться от преследовавшего его горя. В русской литературе Нового времени тема «маленького человека» впервые была намечена в произведениях писателей-сентименталистов конца XVIII— начала XIX века. Например, центральной героиней повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» является небогатая и незнатная девушка с чувствительным сердцем и доверчивой душой. Она отдается любви и, преданная своим обольстителем, гибнет, не найдя ни в ком утешения или защиты.
    Подлинное рождение русской художественной прозы датируется 1830 годом — годом появления в печати пушкинских «Повестей Белкина». В одной из этих повестей — «Станционный смотритель» — тема «маленького человека» рассматривается в психологическом, социальном и философском аспектах. В основу повествования полошена излюбленная сентименталистами сюжетная схема о девушке- простолюдинке, соблазненной легкомысленным франтом.
    Однако у А. С. Пушкина центральной фигурой повести становится не красавица Дуня, сбежавшая от любящего ее отца с заезжим гусаром, а сам этот несчастный отец — «сущий мученик четырнадцатого класса» Самсон Вырин, станционный смотритель. Автор детально описывает нелегкую жизнь героя — обычного человека, вся жизнь которого заключена в заботах о единственной дочери и хлопотах по службе. Когда дочь исчезает с Минским, Вырин места себе не находит, отыскивает своего обидчика, просит вернуть Дуню в семью. У Минского мольбы смотрителя вызывают лишь раздражение. Он дает Вырину пачку денег и гонит его прочь. Автор с состраданием описывает горе бедного отца: «Слезы опять навернулись на глаза его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел…”
    Отец и дочь во многом не понимают друг друга. Девушка по-другому, нежели отец, представляет себе свою будущую жизнь; она верит Минскому, и тот действительно, как и обещал, женится на ней и «делает ее счастливой». Для отца же, мыслящего патриархально, поступок Дуни означает грех блудодеяния, будущее дочери видится ему в мрачных тонах.
    Автор сострадает своему герою, но и видит правоту Дуни. В повести никто не подвергается осуждению, в ней нет злодеев или жертв.
    Драма Вырина — это драма многих отцов, не сумевших понять мечты и помыслы своих детей, почувствовать перемены в окружающем! жизни. Таким образом, Пушкин раскрыл классическую драму отцов и детей на примере «маленького человека», которому точно так же свойственно страдать, любить и бороться за свое право на счастье, как и представителям привилегированных сословий.
    В 1833 году «маленький человек» становится у Пушкина героем его поэмы «Медный всадник». Мелкого служащего, погруженного в мещанские мечты о тихом счастье с любимой девушкой, поэт возвышает до роли обличающего пророка, бросающего вызов бездушному идолу российской государственности. Наблюдая буйство рассвирепевшей стихии, страшась за участь любимой девушки, Евгений впервые забывает о своем скромном положении в мире. «Неподвижный, страшно бледный», он вплотную подходит к вопросам «предельных оснований бытия»:
    …иль вся паша
    И жизнь ничто, как сон пустой,
    Насмешка неба над землей?
    Во второй половине XIX века, с усилением демократических тенденций в русской культуре, «маленький человек» в качестве героя литературного произведения становится обычным явлением. В связи с этим возникает теоретическая сложность: какой герой может быть отнесен к типу «маленького человека»? Раскольников или Соня Мармеладова, будучи в социальном плане «маленькими людьми», не являются таковыми по существу, как не является «маленьким человеком», например, Базаров.
    Критерии психологические более оправданны: «маленький человек» — фигура ничем не примечательная, заурядная. Например, к числу «маленьких людей» традиционно относят Мармеладова — нищего спившегося отставного чиновника, виновного в позоре дочери, болезни жены и страданиях детей. Но проблема заключается в том, что у Достоевского нет заурядных, ничем не примечательных персонажей. В Мармеладове нам открывается целая бездна переживаний, прозрений, нравственных мук — от сознания своей тяжкой вины перед семьей, от понимания своей ничтожности, от неспособности отказаться от пьянства.
    В проповеднических романах Достоевского, вероятно, не следует искать «маленьких людей» в обычном понимании этого термина. Для писателя достоинство и «величина» человека определяются исключительно одним критерием: в какой мере тот или иной герой близок к Богу, в какой мере озарен светом евангельских истин.

  8. Тип: Сочинение
    Предмет: Литература
    Все сочинения по литературе »
    Язык: Русский
    Автор: Корчемкина Л.В.
    Дата: 5 июн 2001
    Формат: RTF
    Размер: 49 Кб
    Страниц: 19
    Слов: 10244
    Букв: 62348
    Просмотров за сегодня: 1
    За 2 недели: 3
    За все время: 134

    Тезисы:

    Тема “маленького человека” в русской литературе 18-19 века План.
    А) Актуальность и место темы “маленького человека” в русской литературе конца 18-начала 19 века.
    Тема “маленького человека” порождения и блестящий образец “натуральной школы”.
    Показал страшную драму “маленького человека”, Достоевский возвышает его до трагедии.
    “Карамзиным началась новая эпоха русской литературы” – утверждал Белинский.
    Велико значение деятельности Карамзина для русской литературы.
    Вопрос о поведении человека в повести “Станционный смотритель”.
    Герой повести- “маленький человек”, чиновник.
    ” Маленький человек ” попал в беду, из которой нет никакого выхода.
    В нем живет достоинство не только человека, но и труженика.

  9. Тема «маленького человека» традиционна для русской литературы 19 века. Первым писателем, затронувшим и развившим эту тему, считается А. С. Пушкин. В повести «Станционный смотритель» он «выводит» своего героя — «маленького человека» Самсона Вырина, служащего станционным смотрителем. Сразу же Пушкин обращает внимание на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении этим человеком своих обязанностей кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них — непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя.
    Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да его красавица дочка Дуня. Жена Самсона умерла, и он жил только ради Дуни. В четырнадцать лет дочка была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.
    В первой части рассказа Самсон Вырин выглядел «свежим и бодрым», несмотря на нелегкую работу и грубое, несправедливое обращение с ним проезжающих. Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет рассказчик, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, прозябающего в своем заброшенном жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он, как мог, оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей.
    Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.
    На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась. А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…»
    Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер.
    Повесть Н. В. Гоголя «Шинель» преемственно связана с повестью Пушкина, написанной десятилетием раньше. Но, раскрывая трагедию «маленького человека», Гоголь внес в свою повесть одну очень важную черту. Он столкнул «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина с государственной машиной и показал, насколько она враждебна его интересам. У Гоголя сильнее, чем у Пушкина, звучат общественные, социальные мотивы.
    Что же собой представляет «маленький человек», по Гоголю? Речь идет о человеке, маленьком в социальном плане, ибо он не богат, не имеет голоса в обществе, ничем не примечателен. Он всего лишь мелкий чиновник с мизерной зарплатой.
    Но «маленьким» этот человек является еще и потому, что его внутренний мир очень ограничен. Гоголевский герой незначителен и незаметен. Даже имя его переводится с греческого языка как «смиреннейший». Акакий Акакиевич очень исполнителен, но при этом он даже не задумывается над тем, что делает. Поэтому-то герой начинает сильно волноваться, когда нужно хоть немного проявить сообразительность. Но самое интересное, что Башмачкин так разуверился в себе, что даже не пытается измениться, совершенствоваться. Он лишь снова и снова повторяет: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».
    Единственным смыслом жизни героя становится сбор денег на покупку шинели. Он безумно счастлив от одной только мысли об исполнении этого желания. Неудивительно, что кража чудесной шинели, приобретенной с таким трудом, стала для Башмачкина настоящей трагедией. Окружающие Акакия Акакиевича люди только лишь посмеялись над его бедой. Никто даже не попытался понять этого человека, а, тем более, помочь ему. Самое ужасное, на мой взгляд, заключается в том, что никто не заметил и смерти Башмачкина, никто не вспомнил о нем после.
    Фантастичен эпизод воскресения Акакия Акакиевича в эпилоге повести. Теперь этот герой якобы блуждает по Петербургу и срывает с прохожих шинели и шубы. Такова месть Башмачкина. Он успокаивается только тогда, когда срывает шинель со «значительного лица», который сильно повлиял на судьбу героя. Только теперь Акакий Акакиевич Башмачкин вырастает в собственных глазах. По мнению Гоголя, даже в жизни самого ничтожного человека есть минуты, когда он может стать сильной личностью, умеющей постоять за себя.
    Продолжателем литературных традиций Пушкина и Гоголя является Ф. М. Достоевский. Тема «бедных людей», «униженных и оскорбленных» становится главной в его творчестве. Писатель говорит нам, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял на социальной лестнице, имеет право на сочувствие и сострадание.
    Уже в первом своем романе «Бедные люди» Достоевский обращается к теме «маленького человека». Главный герой произведения — Макар Девушкин — полунищий чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, и его возлюбленная, Варенька, — девушка, ставшая жертвой социального неблагополучия.
    Как и Гоголь в повести «Шинель», Ф. М. Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного «маленького человека», живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Сам Достоевский писал: «Все мы вышли из „Шинели“ Гоголя».
    Таким образом, тема «маленького» человека является сквозной в русской литературе 19 века. Крупнейшие писатели обращались к этой теме, по-своему трактуя и разрабатывая ее. Пушкин делал акцент на личной смиренности своего героя, Гоголь — на равнодушие социума, Достоевский возводил этот вопрос к высшему, духовному аспекту. Но все эти художники, следуя гуманистической традиции русской классической литературы, акцентировали внимание на душе своих героев, на их внутреннем мире. Все писатели призывали увидеть в «маленьком человеке» личность, достойную если не уважения, то сочувствия и понимания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *