Сочинение на тему человек и история в древнерусской литературе и литературе 18 века

5 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: МОЯ ЖИЗНЬ МОИ ПРАВИЛА

    Главная
    Сочинения
    Сочинения на свободные темы
    Человек и история в фольклоре древнерусской литературе и в литературе 18 века
    Человек и история в фольклоре древнерусской литературе и в литературе 18 века
    Мы – кровь от крови и плоть от плоти своего народа. Нас воспитывают на народных традициях и приучают искать ответы на вопросы современности в истории своей страны. Любой человек тысячами нитей связан с этой историей. И люди всегда это понимали и с презрением и настороженностью относились к «Иванам, родства не помнящим».
    Писатели и поэты всех времен раскрывают нам образ человека, как отражения своей эпохи, как творца истории. Именно такие персонажи в центре литературных произведений, и именно они привлекают внимание читателей.
    Уже в фольклоре, в народных сказках, песнях, былинах можно встретить портреты исторических личностей. Вполне реальные люди предстают перед нами в образе былинных героев, нередко наделенных сверхъестественными способностями, или описанных яркими красками, как сказочные персонажи. Это и известные былинные богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор, Микула Селянинович, Марья Моревна, киевский князь Владимир Красно Солнышко.
    Яркий пример поэтических сказаний о народных героях – исторические песни. В них, как в капле воды, отразилось представление простых человека о необычных людях – творцах истории. Тех, кто смог прославиться, завоевать уважение, остаться в памяти народной.
    До настоящего времени дошли многие из таких песен, но наиболее известны посвященные Емельяну Пугачеву. В них этот лихой бунтарь предстает перед нами то обычным человеком, наделенным своими слабостями и недостатками, то настоящим былинным богатырем, не уступающим Илье Муромцу или Святогору. Вот как поется о Емельяне Пугачеве в одной из таких песен:
    «Из-за леса, леса темного
    Не бела заря занималася.
    Не бела заря занималася,
    Не красно солнце выкаталося.
    Не красно солнце выкаталося,
    Выезжал в поле добрый молодец,
    Добрый молодец, удалой казак,
    Удалой казак Емельянушка».
    Менее известны когда-то бывшие популярными песни о Ермаке Тимофеевиче, Иване Грозном, Степане Разине. Все они – попытка осмыслить историю страны и роль человека в этой истории.
    Традиция прославления человека – творца истории, защищающего свою Родину или отстаивающего нравственные принципы и веру, продолжается и в древнерусской литературе. Для нее характерен такой жанр, как Житии, в которых рассказывается о различных исторических личностях: Александре Невском, Петре и Февронье, Сергее Радонежском и других.
    Яркий пример произведения, в котором судьбы героев тесно переплетены с судьбами истории – «Слово о полку Игореве». В нем перед нами предстает целая галерея портретов древнерусских князей: Игоря, Всеволода, Святослава Киевского и других. Именно они, в представлении автора, творили историю земли Русской, поэтому в «Слове» наделены особыми качествами, а их образы близки образам былинных богатырей.
    Вот такие слова есть в этом произведении о князе Игоре:
    «Солнце ему тьмою путь заступало;
    Ночь стонами грозы птиц пробудила,
    Свист звериный встал…»
    А образ Ярославны олицетворяет скорбь всех жен и матерей земли Русской, проводивших своих близких на войну с врагами. И не менее важен образ самого автора произведения, который до настоящего времени остается неизвестным. Автор искренне любит Русь и страдает от того, что своими распрями князья открыли дорогу на русскую землю полчищам поганых ворогов.
    Традиции исторической прозы, в которой писатели раскрывают перед нами образ человека, как отражения своей эпохи, продолжаются и в литературе более позднего времени. И в каждом периоде есть свои уникальные исторические произведения. В XVIII веке таким можно назвать повесть историка и писателя Николая Михайловича Карамзина «Наталья, боярская дочь».
    На протяжении многих столетий русские писатели и поэты обращались к истории, чтобы на ее примере показать величие человека, который не только часть истории, но и ее творец.

  2. К фольклору относятся сказки, прибаутки, песни, частушки, анекдоты. Все это сложилось исторически и передается из поколения в поколение, с помощью фольклора передаются обычаи, порядки, правила поведения, все это передается от человека к человеку. Это главный накопитель, с помощью человека все это дошло до наших дней, в фольклоре не было конкретного автора, каждый услышав историю, что-то добавлял в нее или опускал какие-то факты и события. В фольклорных произведениях описываются праздники: масленица, проводы зимы, праздники осени, лета. В фольклоре герои имеют обобщенный характер, часто человека сравнивают с природой, или высмеивают его недостатки.
    В древнерусской литературе герои уже имеют не обобщенный характер, здесь они уже подразделяются на отрицательных и положительных. Целью древнерусской литературы является поучение человека, также фиксирование событий и их передача. Постепенно перед читателем в древнерусской литературе появляется характер героя его психологический образ. Произведение древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве», здесь описываются невымышленные события, здесь сохраняются характерные черты: торжественный стиль, важная тематика, исторические действующие лица, поучительность.
    В 18 веке литературные герои становятся противоречивыми, их образ становится сложным и интересным, в середине 18 века появляется такое направление как сентиментализм, в нем появляется интерес к простому человеку, к миру его чувств, эмоций, главное в человеке не разум, а его чувства. Первым в этом направление написал свое произведение Карамзин «Бедная Лиза». Главная героиня этого произведения простая деревенская девушка, влюбленная в городского парня, она следует велению своего сердца, а не разума, она естественна, гармонична с природой. В сентиментализме в человеке ценна естественность и простота. Характерные жанры: дневники, романы, письма, мемуары.

  3. К фольклору относятся сказки, прибаутки, песни, частушки, анекдоты. Все это сложилось исторически и передается из поколения в поколение, с помощью фольклора передаются обычаи, порядки, правила поведения, все это передается от человека к человеку. Это главный накопитель, с помощью человека все это дошло до наших дней, в фольклоре не было конкретного автора, каждый услышав историю, что-то добавлял в нее или опускал какие-то факты и события. В фольклорных произведениях описываются праздники: масленица, проводы зимы, праздники осени, лета. В фольклоре герои имеют обобщенный характер, часто человека сравнивают с природой, или высмеивают его недостатки.
    В древнерусской литературе герои уже имеют не обобщенный характер, здесь они уже подразделяются на отрицательных и положительных. Целью древнерусской литературы является поучение человека, также фиксирование событий и их передача. Постепенно перед читателем в древнерусской литературе появляется характер героя его психологический образ. Произведение древнерусской литературы – “Слово о полку Игореве”, здесь описываются невымышленные события, здесь сохраняются характерные черты: торжественный стиль, важная тематика, исторические действующие лица, поучительность.
    В 18 веке литературные герои становятся противоречивыми, их образ становится сложным и интересным, в середине 18 века появляется такое направление как сентиментализм, в нем появляется интерес к простому человеку, к миру его чувств, эмоций, главное в человеке не разум, а его чувства. Первым в этом направление написал свое произведение Карамзин “Бедная Лиза”. Главная героиня этого произведения простая деревенская девушка, влюбленная в городского парня, она следует велению своего сердца, а не разума, она естественна, гармонична с природой. В сентиментализме в человеке ценна естественность и простота. Характерные жанры: дневники, романы, письма, мемуары.

  4. Широко известен тот факт, что любая авторская литература и любой народный фольклор – отражение действительности. Исторические события, широко известные и небольшого значения – все они находят отражение как в фольклоре, так и в прочей литературе. Точно так же описание быта, занятий людей, устройства дома и хозяйства, в общем, всех мелочей исторической картины эпохи… Все это можно найти как в фольклорных произведениях, так и в литературе, написанной авторами.
    В любой русской народной сказке мы можете увидеть описание старинной избы и утвари в ней. Также узнать календарь, по которому жили люди: сеяли, жали, вязали снопы, копали картофель… Известна из сказок, пересказов и народных песен даже одежда крестьян былого: кафтан, лапти, юбки и плахты…
    Кладезь народной истории – это былины. Обычно они повествуют об известных событиях в жизни народа. Часто это восстания либо защита родной земли от нападений кочевников. В пример можно привести былины об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче.
    А как же авторская литература в Древней Руси? Из «Слова о полку Игореве» мы узнаем об оружии дружины древних русичей и о военном деле на Руси. Из «Повести временных лет» – об устройстве церквей и монастырей, крещении Руси и распространении христианства у славян. Из «Повести и Петре и Февронии» – о взаимоотношениях бояр и простолюдинов, о брачных отношениях на Руси. Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина – о прочих землях, об отношениях между странами и о способах путешествий.
    В 18 веке из произведений Фонвизина, Ломоносова, Карамзина и других классиков литературы мы узнаем об устройстве российского общества. О положении дел при царском дворе, о системах чиновничьей и военной службы, образовании, об образе жизни богатых помещиков (великолепно и едко обрисовал его сатирик Фонвизин) и простых людей, о труде и праздном образе жизни россиян.
    Таким образом, со страниц произведений литературы на нас глядят люди разных эпох. И мы можем успешно изучать историю Руси по этим источникам.

  5. Как известно, любой народный фольклор является отражением действительности. Любые исторические события, хорошо известные или совсем незначительные, находят отражение в фольклоре. Описание быта, занятий людей, устройства дома и хозяйства, разные исторические мелочи… всё это можно встретить в фольклорных произведениях.
    В любой русской народной сказке можно встретить описание старинной избы и утвари в ней. Также по разным описаниям можно узнать, когда люди сеяли, жали, вязали снопы, копали картофель. Народные сказки и пересказы знакомят нас и с одеждой крестьян былого: кафтан, лапти, юбки и плахты…
    Большая часть исторических событий легла в основу былин. Обычно былины повествуют нам об известных событиях из жизни народа. Например, это могут быть восстания или защита родной земли от нападений кочевников. Мне вспоминаются былины об Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче.
    К фольклору относятся песни, анекдоты, прибаутки и сказки. Фольклор – это народное творчество, у которого нет автора. Всё, что относят к фольклору, было взято из народа. Люди, услышав какую-либо историю, описывали её со своей точки зрения, поэтому фольклор является голосом народа, в нём отсутствует конкретика. Благодаря фольклору мы узнаём множество традиций, которые очень часто оказываются спорными, так как в разных источниках описываются по-разному.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *