Сочинение на тему человек и история в древнерусской литературе шемякин суд

8 вариантов

  1. О бедности, о неправом суде и хитроумии маленького человека рассказывет повесть «Шемякин суд», которая датируется второй половиной XVII века. Она близка к народной сатирической сказке о неправом суде.
    Повесть начинается с того, что богатый брат дал бедному лошадь, чтобы бедный привез из лесу дрова, но пожалел дать хомут. Бедняк привязал дровни к хвосту лошади, она зацепила за подворотню и хвост оторвался. Богач не пожелал принять бесхвостой лошади, и возникла тяжба. По дороге в суд братья заночевали у попа, бедняк, засмотревшись на трапезу попа и богатого брата, нечаянно задавил поповского ребенка, и поп также пошел в суд. Боясь наказания, бедняк решил покончить с собой, но, падая с моста, нечаянно задавил старика, которго под мостом везли в баню. Казалось, выхода нет, но на помощь бедняку, как и во всякой народной сказке, пришла смекалка. Он поднял с дороги камень, завернул его в платок и на суде трижды показал судье. Корыстный судья Шемяка подумал, что бедняк сулит ему богатый посул, и решил дело в его пользу. Когда же судья потребовал плату, бедняк прибегнул к хитрости. Он сказал судье, что если бы тот судил иначе, то бедняк «убил бы его тем камнем». И Шемяка был счастлив, что решил дело в пользу бедного.
    Повесть обличает неправый продажный суд. В повести присутствуют детали, которые вводят читателя в типичную обстановку того времени: бедный брат не имеет не только лошади, но даже хомута и сам добровольно идет в суд за богатым, чтобы не платить налог за вызов; у попа бедняка не зовут ужинать и он лежит голодный на полатях; идя в суд с попом и братом, бедняк понимает, что его засудят, и хочет покончить собой.
    Судья дан в повести как ловкий делец, готовый за мзду вынести любое решение. В данном случае он придумал хитроумный приговор: отдать лошадь бедняку, пока не вырастет новый хвост; попадью отдать бедняку, пока не будет ребенка, а человек, у которого задавили отца, сам должен броситься с моста на бедняка.
    В повести характерны новые представления автора о человеческой судьбе. До XVII века власть теологии была еще сильна и подчеркивалась зависимость человека от провидения. Но под влиянием социально-исторических условий эти взгляды изменились. На первый план теперь выдвигается не судьба, а личный успех, удача, счастливый случай. Появляется образ находчивого человека, веселые и ловкие проделки которого не только не вызывают осуждения, но, наоборот, изображаются сочувственно. Новый герой силен своим умом, хитростью, жизнелюбием. Эти качества противопоставляются средневековому отстранению от жизни, уходу в монастырь, и в этом проявляется также тенденция обмирщения литературы XVII века. Жизнь героя – цепь случайностей, но герой не погибает, ему на помощь приходит смекалка.

  2. Самых древних времен человек развивается,придумывает новые орудия труда,чтобы добыть еду и защититься от хищников,шьет одежду и так далее. И конечно же не обойтись без литературы. Например фольклор зародившееся глубоко в древности народное творчество. В него входят предания,песни,сказки,танец,архитектура и тому подобное. Хорошим примером устного народного творчества-фольклора являются исторические песни. В них поется о действительно живших людях,а также о реальных событиях таких как:Иван четвертый завоевал Казань,Степан Разин бороздил волгу на своих стругах и многие другие. минувшая история проходит в народных песнях такой,какой ее пережил народ. так <>рассказывает о подвигах князя,и является историческим документом,но не просто так было это написано,а чтобы будущие поколения знали историю своего государства. в семнадцатом веке широкое распространение получила демократическая литература ,которая отражала народные идеалы и представления о власти,суде. Ее герои простые люди,не совершившие ничего значительного для истории. Авторы повести понимали причину несчастий бедняков-несправедливость суда,равнодушие,корыстолюбие. Именно в этом заключается основная идея <>.люди семнадцатого века узнавали в ней судебную практику своего времени ,но и нередко в этих приговорах можно наблюдать суд нашего времени. перейдем к литературе восемнадцатого века,а конкретно к комедии Дениса Ивановича Фонвизина <>.он стал всеобщим детищем,общей победою,так как затрагивал проблемы того времени и часто высмеивал их. из всего вышесказанного делаю вывод,что литература необходима человеку в любое время хоть в прошлом настоящем или будущем,так как она позволяет развивать чувство эстетического вкуса,способность мыслить и анализировать,ставить героев произведений в пример или наоборот. Значит литература и история неразделимые понятия и человек неотъемлемая их часть.

  3. Комментарии преподавателя

    Одним из самых примечательных явлений литературы XVII века является появление сатиры как самостоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой того времени. Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд, социальное неравенство, безнравственное поведение, лицемерие и ханжество монашества и духовенства, государственная система спаивания народа через “царев кабак”. Эти произведения тесно связаны с фольклором по своей художественной специфике. Они в основном анонимны.
    Каковы же основные художественные завоевания демократической литературы? Прежде всего, решительный отказ от историзма, определяющего принципа древнерусской литературы. Появляется новый герой — не историческая (князь, военачальник, священник), а бытовая личность (простой человек разных сословий). Литература постепенно освобождается от религиозной опеки, отстаивает право на вымысел. Важным шагом на этом пути стала безымянность литературных героев.
    Повесть о шемякином суде
    Повесть посвящена обличению судопроизводства. В ней сатирически изображается судья Шемяка, взяточник и крючкотвор, который в свою пользу толкует государственные законы.
    Содержание повести сводится к следующему: жили два брата — богатый и бедный. “Богатый же ссужал много лет бедного, но не мог поправить скудости его”. Как-то бедняк попросил у брата лошадь, чтобы привезти из лесу дров. Богатый лошадь дал, но не дал хомута. Бедняк привязал дровни к хвосту лошади, но, въезжая во двор, лошадь зацепилась за ворота и оторвала себе хвост. Богатый увидел искалеченную лошадь, взял брата и отправился в город жаловаться судье Шемяке.
    По дороге братья заночевали в доме попа. Бедняк, лежа на полатях, с завистью смотрел, как брат его ужинает с попом, упал на колыбель, в которой спал поповский сын, и задавил его насмерть. Теперь к судье отправились двое истцов — богатый брат и поп.
    В городе им пришлось идти через мост. Бедняк в отчаянии решил расстаться с жизнью, бросился с моста в ров, но неудачно. Он упал на старика, которого везли мыться в баню, и раздавил его. К судье явились уже три истца. Бедняк, не ведая, как ему быть, взял камень, завернул его в платок и положил в шапку. При разборе каждого дела он исподтишка показывал судье узелок с камнем.
    Шемяка, рассчитывая, что ответчик сулит ему “узел злата”, во всех трех случаях решил дело в его пользу. Но когда его посыльный спросил у бедняка, что у него в шапке, тот ответил, что в узле у него был завернут камень, которым он хотел убить судью. Узнав об этом, судья не осерчал, а обрадовался: ведь, если бы он осудил бедняка, то тот бы его убил.
    В смешном положении оказываются богатый крестьянин, наказанный за свою жадность, и поп. Взяв со всех троих истцов деньги, благодаря своему уму и хитрости, бедняк остается в этом споре победителем.
    Как считают исследователи, эта повесть соотносится с сатирической народной сказкой о несправедливом судье и волшебной сказкой о мудрых отгадчиках. Здесь присутствуют все сказочные элементы: быстрота развития действия, неправдоподобные преступления героя-бедняка и комизм положения, в котором оказываются судья и истцы.
    ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ — произведение демократической литературы XVII в., представляющее собой русскую сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях праведного судьи, широко распространенного как в фольклорных записях, так и в литературных переработках.
    В первой части повести рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню).
    Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.
    Мотив обмана камнем на суде, используемый русским автором для создания сатирического произведения на основе сказочного сюжета, бытует в мировом фольклоре, органично включаясь в сказки, различные по сюжету. В XVI в. польским писателем Николаем Реем из Нагловиц была сделана литературная обработка мотива.
    Источники
    http://www.youtube.com/watch?v=SPcEbW2zNP8
    http://molodaya-strana.ucoz.ru/publ/urok_quot_povest_o_shemjakinom_sude_quot/1-1-0-29
    http://volna.org/literatura/russkiie_satirichieskiie_poviesti_17_vieka__shiemiakin_sud.html
    http://www.myshared.ru/slide/909239/#
    http://bibliotechka.ucoz.com/publ/detskaja/russkie_narodnye_skazki/shemjakin_sud/88-1-0-1636 – иллюстрация
    http://ppt4web.ru/mkhk/povest-o-shemjakinom-sude.html

  4. В разных своих жанрах – календарно-обрядовой поэзии, эпическомтворчестве (былины, сказки) , несказочной прозе (предания, легенды) ,исторических и лирических песнях, малых жанрах (пословицы, поговорки,загадки) фольклор входит в русскую литературу.
    В народныхсказках и произведениях древней литературы проявляется общность сюжетов(бой с двенадцатиголовым змеем Ивана, спасающего царевну, в сказке «ДваИвана – солдатских сына» повторяется в предании «Чудо Георгия со змеем»).
    Уже в древнерусской литературе ощущается тесная связь сфольклором. Фольклорные жанры многообразно входили в древнерусскуюлитературу. Исторические предания, героические сказания, песни овоинских походах нашли отражение в произведениях древнерусскойлитературы и ее образной системе. Образы многих литературных героевблизки былинным. Они наделены богатырскими чертами, их величиегиперболизировано. Враги напоминают сказочных чудовищ, персонажейсказочных темных сил, врагов-великанов. Действия героев, их борьба спротивниками близки по описанию былинным и сказочным героям. Русскиебогатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович соотнесены сгероями древней литературы: Никитой Кожемякой, Пересветом и Ослабя.Описание вражеской силы (движение несметных сил половцев) в «Слове ополку Игореве» напоминает изображение врага в былине «Илья иСоловей-разбойник» («у того ли города Чернигова нагнано-то силушкичерным-черно») .
    Для древнерусской литературы, как и длясказки, характерно перевоплощение-оборотничество героев, использованиеповторов, символов, иносказательной речи персонажей, перенесение влитературу из фольклора таких народно-поэтических элементов, какпостоянные эпитеты (черна земля, зелена трава, сине море, борзый конь ит. п.) . И в былине, и в литературе действие чаще всего происходит вКиеве. События, образы, природа в древней литературе напоминаютфольклорные. Здесь также звери и птицы (вой волков и лай лисиц, клекоторлов, черные тучи, идущие с моря) , народно-поэтические символы(кукушка, соловей) . Женские образы в древней литературе – Ярославна,Ксения, княгиня Ольга, Феврония – близки к сказочным мудрым девам(Василиса Премудрая, Марья Моревна) , песенному фольклору (АвдотьяРязаночка) . И в древней литературе, и в сказке используются одинаковыеизобразительные средства, олицетворяющие природу (светлое-пресветлоесолнце, Днепр-Словутич, ветер-ветрило) и художественные элементы, вчастности повтор. Сам жанр плача, столь характерный для древнерусскойлитературы, является фольклорным жанром.

  5. Человек и история в древнерусской литературе- сочинение

    Ответы:

    В разных своих жанрах – календарно-обрядовой поэзии, эпическом творчестве (былины, сказки) , несказочной прозе (предания, легенды) , исторических и лирических песнях, малых жанрах (пословицы, поговорки, загадки) фольклор входит в русскую литературу.
    В народных сказках и произведениях древней литературы проявляется общность сюжетов (бой с двенадцатиголовым змеем Ивана, спасающего царевну, в сказке «Два Ивана – солдатских сына» повторяется в предании «Чудо Георгия со змеем») .
    Уже в древнерусской литературе ощущается тесная связь с фольклором. Фольклорные жанры многообразно входили в древнерусскую литературу. Исторические предания, героические сказания, песни о воинских походах нашли отражение в произведениях древнерусской литературы и ее образной системе. Образы многих литературных героев близки былинным. Они наделены богатырскими чертами, их величие гиперболизировано. Враги напоминают сказочных чудовищ, персонажей сказочных темных сил, врагов-великанов. Действия героев, их борьба с противниками близки по описанию былинным и сказочным героям. Русские богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович соотнесены с героями древней литературы: Никитой Кожемякой, Пересветом и Ослабя. Описание вражеской силы (движение несметных сил половцев) в «Слове о полку Игореве» напоминает изображение врага в былине «Илья и Соловей-разбойник» («у того ли города Чернигова нагнано-то силушки черным-черно») .
    Для древнерусской литературы, как и для сказки, характерно перевоплощение-оборотничество героев, использование повторов, символов, иносказательной речи персонажей, перенесение в литературу из фольклора таких народно-поэтических элементов, как постоянные эпитеты (черна земля, зелена трава, сине море, борзый конь и т. п.) . И в былине, и в литературе действие чаще всего происходит в Киеве. События, образы, природа в древней литературе напоминают фольклорные. Здесь также звери и птицы (вой волков и лай лисиц, клекот орлов, черные тучи, идущие с моря) , народно-поэтические символы (кукушка, соловей) . Женские образы в древней литературе – Ярославна, Ксения, княгиня Ольга, Феврония – близки к сказочным мудрым девам (Василиса Премудрая, Марья Моревна) , песенному фольклору (Авдотья Рязаночка) . И в древней литературе, и в сказке используются одинаковые изобразительные средства, олицетворяющие природу (светлое-пресветлое солнце, Днепр-Словутич, ветер-ветрило) и художественные элементы, в частности повтор. Сам жанр плача, столь характерный для древнерусской литературы, является фольклорным жанром.

  6. Тема: « Человек и
    история в
    древнерусской
    литературе»
    1.10.2009 год.
    • Учитель:
    Каковкина
    Евдокия Петровна
    Древнерусская литература.
    • Долгие годы, передаваясь
    Из уст в уста, из поколения
    в поколение, звучали в
    народе сказки и былины,
    пословицы и поговорки,
    песни и потешки, загадки и частушки, утешая,
    веселья.
    • Но вот в тихих кельях монастырей начинают

    переписывать летописи, поучения. В 10 веке
    появляется древнерусская литература. «В ней
    сформировалась то удивительное чувство
    общественной ответственности писателя,
    которое стало характерной чертой русской
    литературы нового времени,- утверждает
    исследователь древнерусской литературы Д.
    С. Лихачёв. –Именно в древней русской
    литературе создался тот широкий и глубокий
    взгляд на весь «обитаемый мир», который
    стал характерен для неё в 19 веке.
    В древнерусской литературе сохранилось
    много похвал книгам. Ценились они высоко.
    Из похвалы князю Ярославу и книгам.
    Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного; книгами
    бо кажем и учим
    есмы пути покаянью,
    мудрость бо обрьтаемьъ
    и вьздержанье
    от словесъ кгижных. Се бо суть рькы, напояющи
    вселеную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть
    неищетная глубина; сими бо в печали утьшаеми есмы; си
    суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть… Ащё бо
    поищеши въ книгахъ мудрости прильжно, то обрящещи
    велику ползу души своей…
    Из «поучения» Владимира Мономаха.
    Каковы советы в «Поучении…»:
    Не ленитесь, но за всем наблюдайте.
    Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.
    Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа
    погибает и тело.
    Напоите и накормите просящего…
    Убогих не забывайте и подавайте сироте…
    Ни правого, ни виноватого не убивайте и не
    повелевайте убить его.
    Соблюдайте своё слово.
    Гордости не имейте в сердце и в уме.
    Не уклоняйтесь учить увлекающихся
    властью.
    Старых чтите, как отца, а молодых, как
    братьев.
    Больного навестите, покойника проводите,
    ибо все мы смертны.
    Не пропустите человека, не приветив его.
    Что умеете хорошего, того не забывайте, а
    чего не умеете, тому учитесь.
    Вопросы.
    • Как вы их понимаете? Какие
    ещё советы Мономаха
    запомнились? Как к ним
    отнестись? Можно ли считать
    полезными в наше время?
    Повесть о Петре и Февронии Муромских.
    Отгадайте
    кроссворд
    • Какие черты
    характера
    проявляются
    в поступках
    Февронии?
    Ответы:
    Великодушие
    Доброта
    Сострадание
    Мудрость
    Верность
    Честность
    Отгадайте кроссворд:
    • Какие жанры
    древнерусской
    литературы
    обозначены в
    кроссворде?
    Приведите в
    качестве примера
    названия
    произведений:
    Ответы:
    Поучения
    Сказание
    Повесть
    Наставление
    Отгадайте кроссворд
    • Назовите
    имена
    героев
    Ответы:
    Пётр
    Павел
    Феврония
    Ефросиния
    Давыд
    Повесть временных лет.
    Как оформлялись
    книги?
    Кто принимал участие
    в их создании?
    Расскажите об
    украшениях книг.
    Что обозначают слова:
    обрез, тиснение,
    заставки, буквицы,
    оклад, миниатюры?
    «Человек и история в
    древнерусской литературе.»
    • Человек с самого детства связан живыми нитями с

    историческими судьбами страны, где он рождён, того
    общества, которое его воспитывает и которое, в свою
    очередь, испытывает на себе воздействие мировой
    истории.
    Когда-то история, публицистика и литература были
    вообще нерасчленимы. Достаточно назвать древние
    летописные своды, в частности «Повесть временных
    лет», «Повесть о разорении Рязани Батыем»,
    «Сказание о Мамаевом побоище». Это сочинения
    одновременно и исторические, и литературные, и
    публицистические.
    • Воинская повесть – произведение

    древнерусской литературы о военных
    походах, сражениях, нашествиях, осаде
    городов, подвигах воинов.
    Житие – описание жизни святого,
    совершившего подвиги во имя христианской
    православной веры. Среди святых были и
    полководцы, например Александр Невский,
    которого Церковь причислила к лику святых
    за его заслуги перед православием, которое
    он защищал в стане ордынцев. Если в
    произведении рассказывается о святом и о
    полководце, то переплетаются элементы
    «жития» и «воинской повести».
    Повесть о житии и о храбрости
    благородного и великого князя
    Александра Невского
    П. Корин.
    «Александр
    Невский».
    Центральная
    часть триптиха
    «Александр
    Невский»
    Русская история в картинках
    Г. Семирадский.
    Эскиз картины
    «Александр
    Невский
    принимает
    папских легатов»
    Русская история в картинках
    В. Серов. «Въезд
    Александра
    Невского в Псков
    после Ледового
    побоища
    Русская история в картинках
    Шемякин суд.
    Гравюра на
    меди. 19 век
    Русская история в картинках
    Шемякин суд.
    Гравюра на
    меди. 19 век.
    Список используемой
    литературы.
    1. Читаем, думаем, спорим…
    Дидактические материалы по
    литературе за 7 класс. Авторы:
    Коровина В.Я.
    2. Литература за 7, 8- классы.
    Авторы Коровина В. Я.

  7. Человек и история в фольклоре древнерусской литературе и в литературе 18 века ” Шемякин суд” ПОЖААААААААААААААЛУЙСТА СРОЧНО

    Ответы:

    С давних времён люди были связаны с устным народным творчеством, с фольклором. Матери пели своим детям песни на ночь, на свадьбы использовались тоже песни, но с другим характером. Я бы хотела проанализировать русские народные песни. Несказанно прекрасен мир народной песни. В каждом доме пели песни на праздники, но также пели песни и на похороны. Песни делились на группы: 1) календарные песни использовались в определённое время года, по праздникам; 2) лирические песни были медленные, протяжные, песни – раздумья, песни сетования; 3) любовные песни пели влюблённые люди, это было их душевное состояние, их порыв эмоций; 4) семейные песни – эти песни пелись на семейные праздниках, мероприятиях; 5) шуточные песни обычно пели на весёлых и энергичных праздниках, так как жизнь народа была тесно связана с шуткой; 6) обрядовые песни, а также свадебные обрядовые песни , пели на свадьбах, они украшали свадьбу и делали её памятным событием в жизни человека; 7) причитания – плачи звучали на похоронах, а также при отъезде в дальнюю дорогу; 8) частушки – это весёлые, лирические попевни, они появились во второй половине четырнадцатого века; 9) исторические песни отражали исторические события , происходившие в то время, в этих песнях показывали и восхищались силой русских народных героев. Мне кажется, что русские народные песни помогали в жизни людей, были их отдушиной. С песнями люди могли передавать своё настроение, свои чувства и эмоции, которые наполняли их сердца.

  8. 7
    Вопросы. Как вы их понимаете? Какие ещё советы Мономаха запомнились? Как к ним отнестись? Можно ли считать полезными в наше время? Как вы их понимаете? Какие ещё советы Мономаха запомнились? Как к ним отнестись? Можно ли считать полезными в наше время?
    8
    Повесть о Петре и Февронии Муромских.
    9
    Какие черты характера проявляются в поступках Февронии? Какие черты характера проявляются в поступках Февронии? Ответы:ВеликодушиеДобротаСостраданиеМудростьВерностьЧестность Отгадайте кроссворд
    10
    Какие жанры древнерусской литературы обозначены в кроссворде? Приведите в качестве примера названия произведений: Какие жанры древнерусской литературы обозначены в кроссворде? Приведите в качестве примера названия произведений: Ответы: Ответы: Поучения Поучения Сказание Сказание Повесть Повесть Наставление Наставление Отгадайте кроссворд:
    11
    Отгадайте кроссворд Назовите имена героев Назовите имена героев Ответы: Ответы: Пётр Пётр Павел Павел Феврония Феврония Ефросиния Ефросиния Давыд Давыд
    12
    Повесть временных лет. Как оформлялись книги? Кто принимал участие в их создании? Расскажите об украшениях книг. Что обозначают слова: обрез, тиснение, заставки, буквицы, оклад, миниатюры?
    13
    «Человек и история в древнерусской литературе.» Человек с самого детства связан живыми нитями с историческими судьбами страны, где он рождён, того общества, которое его воспитывает и которое, в свою очередь, испытывает на себе воздействие мировой истории. Человек с самого детства связан живыми нитями с историческими судьбами страны, где он рождён, того общества, которое его воспитывает и которое, в свою очередь, испытывает на себе воздействие мировой истории. Когда-то история, публицистика и литература были вообще нерасчленимы. Достаточно назвать древние летописные своды, в частности «Повесть временных лет», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище». Это сочинения одновременно и исторические, и литературные, и публицистические. Когда-то история, публицистика и литература были вообще нерасчленимы. Достаточно назвать древние летописные своды, в частности «Повесть временных лет», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище». Это сочинения одновременно и исторические, и литературные, и публицистические.
    14
    Воинская повесть – произведение древнерусской литературы о военных походах, сражениях, нашествиях, осаде городов, подвигах воинов. Воинская повесть – произведение древнерусской литературы о военных походах, сражениях, нашествиях, осаде городов, подвигах воинов. Житие – описание жизни святого, совершившего подвиги во имя христианской православной веры. Среди святых были и полководцы, например Александр Невский, которого Церковь причислила к лику святых за его заслуги перед православием, которое он защищал в стане ордынцев. Если в произведении рассказывается о святом и о полководце, то переплетаются элементы «жития» и «воинской повести». Житие – описание жизни святого, совершившего подвиги во имя христианской православной веры. Среди святых были и полководцы, например Александр Невский, которого Церковь причислила к лику святых за его заслуги перед православием, которое он защищал в стане ордынцев. Если в произведении рассказывается о святом и о полководце, то переплетаются элементы «жития» и «воинской повести».
    15
    Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского П. Корин. «Александр Невский». Центральная часть триптиха «Александр Невский» П. Корин. «Александр Невский». Центральная часть триптиха «Александр Невский»
    16
    Русская история в картинках Русская история в картинках Г. Семирадский. Эскиз картины «Александр Невский принимает папских легатов» Г. Семирадский. Эскиз картины «Александр Невский принимает папских легатов»
    17
    Русская история в картинках В. Серов. «Въезд Александра Невского в Псков В. Серов. «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища после Ледового побоища
    18
    Русская история в картинках Шемякин суд. Гравюра на меди. 19 век Шемякин суд. Гравюра на меди. 19 век
    19
    Русская история в картинках Русская история в картинках Шемякин суд. Гравюра на меди. 19 век. Шемякин суд. Гравюра на меди. 19 век.
    20
    Список используемой литературы. 1. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе за 7 класс. Авторы: Коровина В.Я. 2. Литература за 7, 8- классы. Авторы Коровина В. Я.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *