Сочинение на тему человек и природа в лирике с есенина

16 вариантов

  1. Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Рос в религиозной семье деда-старовера. Стихи начал писать с восьми лет. Видимо оттуда, из крестьянского детства, необыкновенное единение с невзрачной, на первый взгляд, русской природой. Есенин, как, впрочем, и многие другие поэты, вкладывает в свою лирику то, что ему ближе и дороже всего.
    Край любимый! Сердцу снятся
    Скирды солнца в водах лонных.
    Я хотел бы затеряться
    В зеленях твоих стозвонных.
    Любовь к Родине в лирике Есенина
    выражается не отвлеченно, а в конкретных зримых образах, через картины родного пейзажа:
    Я на век за туманы и росы
    Полюбил у березки стан,
    И ее золотистые косы,
    И холщовый ее сарафан.
    О чем бы ни писал поэт, даже в самые тяжелые минуты одиночества образ Родины согревал его душу. Глубокое чувство испытывал Есенин к России, оно было настолько сильным, что его можно назвать почти фанатичным:
    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким “Русь”.
    Есенин любил эту землю, на этой земле он родился, и для нее он жил. Он видел ее в радостном весеннем
    убранстве, с бездонной синевой небес, веселыми рощами, с прихотливо извилистыми реками. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать красоту русской природы. Вся его лирика пронизана трепетным отношением к родному краю, где он вырос:
    О Русь – малиновое поле
    И синь, упавшая в реку, –
    Люблю до радости и боли
    Твою озерную тоску.
    Но пейзажи Есенина – это не безлюдные картины, в них всегда присутствует человек. Природа как бы разделяет с человеком его мысли и чувства: плачет над его несбывшимися мечтами, остерегает его, делит с ним радость и горе. Выражение чувств через природу – характерная особенность лирики Есенина. “Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?” – такими словами начинается одно из стихотворений Есенина, в котором он сравнивает себя, свое состояние с этим деревом: “Сам себе казался я таким же кленом, только не опавшим, а вовсю зеленым…”.
    Особенно часто обращается поэт к излюбленному образу народной поэзии – образу березы. У него береза – олицетворение всего чистого и красивого, “зеленокосая в юбчонке белой стоит береза над прудом”, она – “девушка”, “невеста”. Эти сравнения очеловечивают природу, они настолько красочны, что преображают даже самые обычные вещи. И эта черта поэзии Есенина заставляет перечитывать его стихи вновь и вновь. Мне кажется, так о России до него не писал никто. Чувство природы, ощущение единства с ней человека отражены красочно и многогранно. Природа существует вровень с человеком, а может быть, стоит даже выше его.
    Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
    Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
    О всех ушедших грезит коноплянник
    С широким месяцем над голубым прудом.
    Есенин и себя ощущает частью природы: ее сыном, учеником и собеседником:
    Позабыв людское горе,
    Сплю на вырубках сучья.
    Я молюсь на алы зори,
    Причащаюсь у ручья.
    В творчестве Есенина ощущается и какое-то древнее, почти языческое отношение к природе. Он полностью признает ее самостоятельность и одушевленность:
    Схимник-ветер шагом осторожным
    Мнет листву по выступам дорожным
    И целует на рябиновом кусту
    Язвы красные незримому Христу.
    Сергей Есенин пришел в поэзию, чтобы воспеть родную природу. “Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине, – говорил поэт, – чувство родины основное в моем творчестве”. И это трепетное отношение, эту чистую и прекрасную любовь он пронес через всю жизнь, через всю поэзию. И даже время не властно над поэзией Есенина, потому что каждое поколение открывает в нем для себя что-то близкое и дорогое. Есенин стал “последним поэтом” не только деревни, но и всей Руси уходящей, той Руси, миф о которой существовал на протяжении веков. “Мне очень грустно сейчас, история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого”.

  2. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ЛИРИКЕ С. А. ЕСЕНИНА

    Давно ушли в прошлое многие события, вол­новавшие поэта Сергея Есенина, но каждое новое поколение открывает для себя в его творчестве нечто близкое и дорогое. Объяснить данное явле­ние довольно просто: поэзия Есенина рождена любовью к человеку и природе. М. Горький пи­сал: «… Сергей Есенин не столько человек, сколь­ко орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “пе­чали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — зас­лужено человеком». Милосердие, сочувствие и любовь ко всему живому — вот основные состав­ные поэзии С. Есенина всех периодов творчества.
    Для героя Есенина родная земля это свое­образный храм, в котором, молясь «на алы зори» и причащаясь у ручья, можно забыть о людском горе. Мягкая зелень полей — лучшие в мире па­латы и хоромы. Человек и природа говорят на одном языке, доверяя друг другу душевные тай­ны, горести и мечты:
    Говорят со мной коровы На кивливом языке.
    Духовитые дубровы Кличут ветками к реке.
    Поэтические пейзажи Есенина наполнены светлой радостью и ярким колоритом. Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, мы просто заражаемся авторским ощу­щением полноты и красоты жизни. Мы сочув­ствуем и оплакиваем горькую судьбу Танюши, краше которой не было во всем селе. Мы слуша­ем незатейливые мотивы тальяночки, а потом вдруг оказываемся в душной и угрюмой кузни­це. Наслаждаемся отлаженной мастерской рабо­той сельского кузнеца. С каждым ударом сердце зажигается пожаром, в работе забывается горе.
    Игривые мечты, улетающие в заоблачную даль, превращаются в сталь. А там, вдали, «за черной тучей, за порогом хмурых дней, реет солн­ца блеск могучий над равнинами полей». Карти­ны родной природы неразрывно связаны у Есе­нина с чувствами и переживаниями лирическо­го героя. Есенинская параллель природа — чело­век отмечена яркой печатью национальной само­бытности, поэт находит для нее типично русские реалии быта и пейзажа, характерные приметы образа мыслей и чувств русского человека. Все у него — из мира родной природы, народных по­этических представлений, переживаний.
    Картины сенокоса, молотьбы, выпаса лоша­дей пробуждают во мне воспоминания о минув­шем лете. Я, как и лирический герой, вдыхая аромат свежескошенного сена, забывал обо всем на свете. Природа у Есенина словно живая. При­ем очеловечивания природы, перенесения явле­ний природы на внутренний мир лирического героя в принципе не нов, он использовался клас­сиками. Есенин же существенно обогатил этот прием, пользовался им весьма своеобразно. Чем богаче становился духовный мир лирического героя, тем содержательнее и драматичнее стано­вились образные уподобления, взятые из мира природы или переносимые на него.
    В основе художественного метода Есенина — полное и органичное слияние внутреннего пере­живания с природой. Его пейзаж одушевлен­ный — это образное самораскрытие, философ­ская медитация. В картине природы, в ее поэти­ческой метафоре поэт запечатлевает что-то свое, своего героя и общее для людей. Через посредство природы — о самом сокровенном, о том, что свой­ственно человеку:
    Листья падают, листья падают.
    Стонет ветер,
    Протяжен и глух.
    Кто же сердце порадует?
    Кто его успокоит, мой друг?

  3. Великий русский поэт Сергей Есенин — “певец страны березового ситца”, “певец любви, грусти, скорби”, он же “московский озорной гуляка” и, конечно, поэт-философ. Есенина всегда волновали такие философско-мировоззренческие проблемы, как «Человек и вселенная», «Человек и природа». В стихах Есенина немало своего рода сквозных образов, обогащаясь и видоизменяясь, проходят через всю его поэзию. Это, конечно, прежде всего образы родной природы, которые так глубоко передавали его убеждения о коренной слитности человека с природой, неотделенности человека от всего живого. Читая «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», нельзя не вспомнить о «клененочке маленьком» из первых стихов. В одном из последних стихотворений у Есенина есть строки:
    Я навек за туманы и росы
    Полюбил у березки стан,
    И ее золотистые косы,
    И холщовый ее сарафан.
    В этой березке, возникшей под самый конец жизни, отчетливо читается и та береза, которая появилась в его первом опубликованном стихотворении («Белая береза под моим окном…»), и многие другие обращения к этому образу.
    Диалог лирического героя с Миром (человеком, природой, землей, вселенной) постоянен. “Человек — это дивное творение природы, неповторимый цветок живой жизни”. В «Анне Снегиной» – самом крупном произведении последних лет жизни он писал:
    Я думаю:
    Как прекрасна
    Земля
    И на ней человек.
    Строки эти наполнены гордостью, радостью и тревогой за человека, его судьбу, его будущее. Они могли бы по праву стать эпиграфом ко всему его творчеству.
    Все мы, все мы в этом мире тленны,
    Тихо льется с кленов листьев медь…
    Будь же ты вовек благословенно,
    Что пришло процвесть и умереть.
    Философская глубина и высочайший лиризм этого стихотворения идет от великих традиций русской классической литературы.
    Поэт ощущает себя частицей природы и видит в животных “братьев наших меньших”. В его стихах о животных ярко выражено сочувствие ко всему живому на земле. Так, в “Песне о Собаке” автор показывает материнскую любовь суки к своим щенятам, а затем ее боль от потери их. Чувства этой собаки похожи на чувства женщины. И когда месяц над “хатой” показался ей “одним из ее щенков”, она умирает от тоски:
    И глухо, как от подачки,
    Когда бросят ей камень в смех,
    Покатились глаза собачьи
    Золотыми звездами в снег.
    В стихотворении “Лисица” Есенин показывает безжалостное отношение людей к животным. Описание подстреленной лисицы звучит пронзительно:
    Желтый хвост упал в метель пожаром,
    На губах — как прелая морковь.
    Пахло инеем и глиняным угаром,
    А в ощур сочилась тихо кровь.
    Поэт защищает животных своей любовью. В стихотворении “Собаке Качалова” автор разговаривает с собакой по кличке Джим, как с другом. В каждой строке Есенин передает красоту и доверчивость этого пса, любуется им:
    Ты по-собачьи дьявольски красив,
    С такою милою доверчивой приятцей
    И, никого ни капли не спросив,
    Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
    Сергей Есенин подчеркивает единство всего живого, всего сущего. Нет и не может быть чужой боли в мире, все мы связаны между собой.
    В стихотворении “Песни, песни, о чем вы кричите?..” ощущается зыбкость границ между природой и человеком через уподобление дерева и человека:
    Я хочу быть тихим и строгим.
    Я молчанью у звезд учусь.
    Хорошо ивняком на дороге
    Сторожить задремавшую Русь.
    Взаимопроникновение и переплетение человека и природы особо ощущается в стихотворении “Серебристая дорога”:
    Дай ты мне зарю на дровни.
    Ветку вербы на узду.
    Может быть, к вратам господним
    Сам себя я приведу.
    У Есенина одухотворение природы и даже уподобление человека природным явлениям напоминает народную поэзию.
    Я еще никогда бережливо
    Так не слушал разумную плоть,
    Хорошо бы, как ветками ива,
    Опрокинуться в розовость вод.
    Хорошо бы, на стог улыбаясь,
    Мордой месяца сено жевать
    Где ты, где, моя тихая радость,
    Все любя, ничего не желать!
    Из фольклорной среды поэт брал лишь то, что было близко его поэтическому мироощущению. Это обусловило появление поэзии Есенина целой группы поэтических символов. Один из наиболее распространенных символов — образ дерева. В древних мифах дерево символизировало жизнь и смерть, древнее представление о вселенной: верх — небо, низ — подземное царство, середина — земля. Дерево жизни в целом может сопоставляться с человеком. Стремление к гармонии человека и мира выражается у Есенина через уподобление себя дереву:
    Я хотел бы стоять, как дерево,
    При дороге на одной ноге.
    Я хотел бы под конские храпы
    Обниматься с соседним кустом.
    (“Ветры, ветры “)
    Ах, увял головы моей куст.
    (“Хулиган”)
    Облетает моя голова,
    Куст волос золотистый вянет.
    (“По-осеннему кычет сова “)
    Есенин показал, что человек в просторах мирозданья всего лишь беззащитная песчинка, и для того, чтобы оставить о себе память, нужно творить прекрасное.
    Наполненная любовью к людям, к человеку, к родной земле, проникнутая душевностью, добротой, искренностью, поэзия Есенина помогает нам познавать, заново открывать и беречь природу.
    Тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию – звучит в стихотворении С.Есенина “Сорокоуст”. В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском “Сорокоусте” вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.

  4. Давно ушли в прошлое многие события, вол­новавшие поэта Сергея Есенина, но каждое новое поколение открывает для себя в его творчестве нечто близкое и дорогое. Объяснить данное явле­ние довольно просто: поэзия Есенина рождена любовью к человеку и природе. М. Горький пи­сал: «… Сергей Есенин не столько человек, сколь­ко орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “пе­чали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — зас­лужено человеком». Милосердие, сочувствие и любовь ко всему живому — вот основные состав­ные поэзии С. Есенина всех периодов творчества.
    Для героя Есенина родная земля это свое­образный храм, в котором, молясь «на алы зори» и причащаясь у ручья, можно забыть о людском горе. Мягкая зелень полей — лучшие в мире па­латы и хоромы. Человек и природа говорят на одном языке, доверяя друг другу душевные тай­ны, горести и мечты:
    Говорят со мной коровы
    На кивливом языке.
    Духовитые дубровы
    Кличут ветками к реке.
    Поэтические пейзажи Есенина наполнены светлой радостью и ярким колоритом. Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, мы просто заражаемся авторским ощу­щением полноты и красоты жизни. Мы сочув­ствуем и оплакиваем горькую судьбу Танюши, краше которой не было во всем селе. Мы слуша­ем незатейливые мотивы тальяночки, а потом вдруг оказываемся в душной и угрюмой кузни­це. Наслаждаемся отлаженной мастерской рабо­той сельского кузнеца. С каждым ударом сердце зажигается пожаром, в работе забывается горе.
    Игривые мечты, улетающие в заоблачную даль, превращаются в сталь. А там, вдали, «за черной тучей, за порогом хмурых дней, реет солн­ца блеск могучий над равнинами полей». Карти­ны родной природы неразрывно связаны у Есе­нина с чувствами и переживаниями лирическо­го героя. Есенинская параллель природа — чело­век отмечена яркой печатью национальной само­бытности, поэт находит для нее типично русские реалии быта и пейзажа, характерные приметы образа мыслей и чувств русского человека. Все у него — из мира родной природы, народных по­этических представлений, переживаний.
    Картины сенокоса, молотьбы, выпаса лоша­дей пробуждают во мне воспоминания о минув­шем лете. Я, как и лирический герой, вдыхая аромат свежескошенного сена, забывал обо всем на свете. Природа у Есенина словно живая. При­ем очеловечивания природы, перенесения явле­ний природы на внутренний мир лирического героя в принципе не нов, он использовался клас­сиками. Есенин же существенно обогатил этот прием, пользовался им весьма своеобразно. Чем богаче становился духовный мир лирического героя, тем содержательнее и драматичнее стано­вились образные уподобления, взятые из мира природы или переносимые на него.
    В основе художественного метода Есенина — полное и органичное слияние внутреннего пере­живания с природой. Его пейзаж одушевлен­ный — это образное самораскрытие, философ­ская медитация. В картине природы, в ее поэти­ческой метафоре поэт запечатлевает что-то свое, своего героя и общее для людей. Через посредство природы — о самом сокровенном, о том, что свой­ственно человеку:
    Листья падают, листья падают.
    Стонет ветер,
    Протяжен и глух.
    Кто же сердце порадует?
    Кто его успокоит, мой друг?
    При этом, особенно в ранний период творче­ства, поэт использует традиционную фольклор­ную символику: «понакаркали черные вороны»; «стая туч твоих, по-волчьи лающих». Для созда­ния общей эмоциональной картины используют­ся хорошо знакомые каждому явления и состоя­ния природы. Для передачи грустных настрое­ний, утрат, душевного смятения — образы осе­ни, листопада, пронизывающего ветра, зимней метели:
    Хорошо в эту лунную осень Бродить по траве одному И сбирать на дороге колосья В обнищалую душу-суму.
    Для передачи умиротворенного состояния души — образы лета, весны, зрелых колосьев на полях, цветущих лугов:
    Гляжу в простор твоих полей,
    Ты вся — далекая и близкая.
    Сродни мне посвист журавлей И не чужда тропинка склизкая.
    Один из любимейших образов поэта — русская береза. Появляется он в одном из первых опуб­ликованных стихотворений «Белая береза под моим окном». Внешняя простота, безыскусность несет в себе неведомые глубины чувств, пережи­ваний. Душа восемнадцатилетнего юноши, оча­рованная красотой родной природы, стремится в неизведанные дали. В одном из последних стихо­творений у Есенина есть строки:
    Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан,
    И ее золотистые косы,
    И холщовый ее сарафан.
    Становится понятным, что белая береза с тон­ким станом олицетворяет для поэта и русскую природу, и женщину, и возлюбленную, и саму родину. По словам А. Толстого, Есенин — это «пе­вучий дар славянской души»; «он весь растворен в природе, в живой, многоголосой прелести зем­ли». Растворение в родной природе, родной сти­хии и привлекает нас в творчестве этого велико­го национального поэта.
    Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков его существования, является проблема взаимоотношений человека и природы. Тончайший лирик и прекрасный знаток природы Афанасий Афанасьевич Фет так сформулировал ее в середине XIX века: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать, что такое окружающая его природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы».
    О том, что человек и природа связаны неразрывными нитями, писали и говорили в прошлом веке все наши классики, а философы конца XIX — начала XX века даже установили связь между национальным характером и образом жизни русского человека, природой, среди которой он живет.
    Евгений Базаров, устами которого Тургенев выразил мысль определенной части общества о том, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», и доктор Астров, один из героев пьесы Чехова «Дядя Ваня», сажающий и выращивающий леса, думающий о том, как прекрасна наша земля, — вот два полюса в постановке и решении проблемы «Человек и природа».
    Погибающее Аральское море и Чернобыль, загрязненный Байкал и высыхающие реки, наступающие на плодородные земли пустыни и страшные болезни, появившиеся только в XX веке, — вот лишь немногие «плоды» человеческих рук. А таких, как Астров, слишком мало, чтобы остановить разрушающую деятельность людей.
    Тревожно зазвучали голоса Троепольского и Васильева, Айтматова и Астафьева, Распутина и Абрамова и многих, многих других. И возникают в русской литературе зловещие образы «архаровцев», «браконьеришек», «туристов-транзистор-щиков», которым «сделались подвластны необъятные просторы». «На просторах» они так резвятся, что за ними, как после Мамаева войска, — сожженные леса, загаженный берег, дохлая от взрывчатки и отравы рыба». Люди эти потеряли связь с землей, на которой они родились и выросли.
    Голос сибирского писателя Валентина Распутина в повести «Пожар» звучит гневно и обличающе против людишек, которые не помнят родства своего, своих корней, истока жизни. Пожар как возмездие, обличение, как сжигающий огонь, уничтожающий на скорую руку построенное жилье: «Горят лес-промхозовские склады в деревне Сосновка». Повесть, по замыслу писателя, созданная как продолжение «Прощания с Матерой», говорит о судьбе тех, кто…предал свою землю, природу, самую человеческую суть. Прекрасный остров уничтожен и затоплен, так как на его месте должно быть водохранилище, оставлено все: дома, огороды, неубранный урожай, даже могилы — место святое для русского человека. По указанию начальства все должно быть сожжено. Но природа противится человеку. Как кресты, торчат из воды обгорелые скелеты деревьев. Гибнет Матера, но гибнут и души людей, теряются духовные ценности, сохранявшиеся веками. И по-прежнему одиноки продолжатели темы чеховского доктора Астрова Иван Петрович Петров из повести «Пожар» и старуха Дарья из «Прощания с Матерой». Не услышаны ее слова: «Эта земля рази вам одним принадлежит? Это земля-то вся принадлежит кто до нас был и кто после нас придет».
    Тональность темы человека и природы в литературе резко изменяется: из проблемы духовного обнищания она превращается в проблему физического уничтожения природы и человека. Именно так звучит голос киргизского писателя Чингиза Айтматова. Автор рассматривает эту тему глобально, в общечеловеческом масштабе, показывая трагичность разрыва связей человека с природой, соединяя современность с прошлым и будущим.
    Уничтожающий и продающий заповедный лес Орозкул превращается в быкоподобное существо, отвергающий народную нравственность и отстранившийся от жизни родных ему мест Сабиджан, вообразивший себя большим городским начальником, проявляет черствость и неуважение к умершему отцу, возражая против его похорон на родовом кладбище Ана-Бейт, — это «герои» романа «Буранный полустанок».
    В «Плахе» до предела заострен конфликт между природой и «темными силами», и в лагере положительных героев оказываются волки. Имя волчицы, теряющей по вине людей один выводок за другим, — Акбара, что значит «великая», а глаза ее охарактеризованы теми же словами, что и глаза Иисуса, легенду о котором Айтматов сделал составной частью романа. Огромная волчица не угроза человеку. Она беззащитна перед мчащимися грузовиками, вертолетами, винтовками.
    Природа беззащитна, она нуждается в нашей помощи. Но как порой обидно за человека, который отворачивается, забывает о ней, обо всем добром и светлом, что только есть в ее недрах, и ищет свое счастье в ложном и пустом. Как часто мы не прислушиваемся, не хотим слышать сигналы, которые она без устали посылает нам.
    Свои размышления я хочу завершить словами из рассказа Виктора Астафьева «Падение листа»: «Пока падал лист; пока он достиг земли, лег на нее, сколько же родилось и умерло на земле людей? Сколько произошло радостей, любви, горя, бед? Сколько пролилось слез и крови? Сколько свершилось подвигов и предательств? Как постигнуть все это?
    ⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒
    Date: 2015-07-27; view: 1132; Нарушение авторских прав

  5. (315 слов) Сергей Есенин — человек с исконно русской душой. Он родился в простой крестьянской семье, в небольшом, но живописном селе Константиново, где и сформировалась его безграничная любовь к Родине. Многие есенинские стихотворения – это результат нерушимого союза поэта и русской природы как живого создания. Поэтому внутренний мир лирического героя почти всегда резонирует с её сущностью, её многогранной душой. Она отражается в глазах человека, созерцающего всю непостижимую красу Руси, звучит пьянящим голосом в его сердце. Давайте и мы окунемся в эту завораживающую симфонию, созданную поэтическим гением Есенина.
    Перенесёмся в Рязанскую область, где на правом берегу Оки стоит село Константиново. Вечер. Вот сверкают капельки росы на траве, где-то далеко слышится песнь соловья — он словно прощается с уходящим днём. Лунный свет льётся на крышу дома, возле которого стоят берёзы, что похожи на «большие свечки», от этого становится тепло и уютно. А где-то за рекой сторож с «мёртвой колотушкой» охраняет покой этого безмятежного края. Таким мы видим Константиново глазами пятнадцатилетнего поэта, запечатлевшего свое родное село в стихотворении «Вот уж вечер. Роса…», а всего через два года после его написания Есенин фактически навсегда покидает отчий дом. К этому же периоду относится произведение «Поёт зима – аукает…». Яркий пейзаж самого холодного и безжалостного времени года оживает в незамысловатых строчках, рождая в голове чудесные образы. Мы даже можем наблюдать борьбу злой и жесткой зимы с прекрасной и улыбчивой весной, которая, в конце концов, неизменно побеждает. Уже, будучи в Москве, Есенин напишет «Я покинул родимый дом», но теперь здесь чувство спокойствия сменяется безграничной тоской. Поэт больше никогда не застанет свою «голубую Русь» такой, какой она была в детстве. В этом стихотворении лирический герой воспринимает окружающий мир и людей через призму природных форм и явлений. Кроме того, здесь появляется и сравнительный образ, отображающий самого поэта: «…Оттого, что тот старый клен/ Головой на меня похож».

  6. Вся система образов Есенина зиждется на этом чувстве движения и превращений, совершающихся в окружающем мире, зиждется на чувстве единства человека с природой, со всем живым на земле.
    В стихотворении «Задремали звезды золотые. » звезды дремлют, зеркальный блеск воды смягчен утренней зыбкой рябью; небосклон не румяный, а тронутый блеклым, сетчатым светом. Ярко только то, что не бывает совсем ярким — серебряные росы да перламутровое ожерелье на тугих стеблях одичавшей крапивы.
    Своеобразность поэзии Есенина в том, что образность его, как и образность народной поэзии, — строго и отчетливо, при всей внешней причудливости, упорядочена. Поэтому каждое преображение, то есть превращение одной образной фигуры в другую, имеет внутреннюю согласованность. В творчестве раннего Есенина мы наблюдаем уподобление месяца кудрявому и смирному ягненку. В первые после- А революционные годы поэт чаще использует другую метафору: месяц-конь, и этот конь — праздничной, солнечной окраски: «Сойди, явись нам, красный конь! Впрягись в земли оглобли!». Многие исследователи отмечают, что конь в образной системе Есенина — знак устремления в светлое, утопически-прекрасное будущее.
    На мой взгляд, все творчество Есенина пронизано, неизбывной, горячей иногда с нотками горечи любовью к родной стороне. И это чувство поэт выражает не только непосредственными признаниями, но и через трогательные, овеянные теплотой образы природы. Вся Русь, милая сердцу Есенина, соткана из нерукотворного мира, и именно этот мир, мир природы, более всего дорог поэту.
    О верю, верю, счастье есть! Еще и солнце не погасло. Заря молитвенником красным Пророчит благостную весть. О верю, верю, счастье есть! Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуемный ветер! Блажен, – кто радостью отметил Твою пастушескую грусть. Звени, звени, златая Русь. Люблю я ропот буйных вод И на волне звезды сиянье. Благословенное страданье Благословляющий народ Люблю я ропот буйных вод.
    Есенин с горечью сознает, что сельские пейзажи, которые так хорошо вписывались в мир природы, так гармонировали с ним, должны уступить место картинам урбанистическим. Поэт понимает неизбежность этого процесса, он признает, что во многом это станет благом для России, но, тем не менее, Русь прежняя, с ее бескрайними полями, подернутыми туманной синевой лесами всегда оставалась для Есенина самым дорогим в его жизни. В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая. » поэт пишет:
    Мир природы в лирике С.А. Есенина Тема русской природы – неотъемлемая часть творчества любого русского писателя и поэта. Природа – это и мир приятных эмоций, и мир детских воспоминаний, и воплощение образа Родины, и предмет для размышления о вопросах бытия…
    В творчестве любого мастера слова можно отыскать какие-то строки о природе, которые вдохновят нас и окрылят красотой. Для меня такими проникновенными стихами являются есенинские. В них оживает каждый листочек, каждая былинка!
    Поэт любил свой родной край, и не только любил, но и знал, потому что характер и мироощущение поэта с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа – не только «колыбель», но и поэтическая «школа» Есенина. Она – душа его стихов, источник, питающий лирические чувства поэта. Поэтому так завораживающе звучат его строки:
    С алым соком ягоды на коже,
    Нежная, красивая была
    На закат ты розовый похожа
    И, как снег, лучиста и светла.
    Природа в ранних стихах Есенина звенит птичьими трелями, загадочно шепчет листвой, шумит ливнями, оглушает громовыми раскатами. Его лирика наполнена сочными и необычными метафорами: «осень – рыжая кобыла», «яблоки зари», «небесное коромысло», «пряжа солнечных дней». Эти яркие характеристики природы трогательны и хрупки.
    Есенинская природа – единый организм, целая вселенная, части которой неделимо связаны друг с другом. Одно явление природы изображается через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель, черемуха машет рукавом». «рыжий гусь», «всадник унылый», «желтый ворон кружит, вьется над землей», «злат бугор» – это все о месяце, который «жеребенком запрягался в наши сани». «Серебряный», «протяжен и глух», «овсяный» – а это о ветре, который треплет «под облачной кущей золотую дугу».
    Почти во всех первых стихотворениях Есенина присутствуют религиозные образы, тесно переплетающиеся с естеством природы. Здесь мифологические сюжеты сочетаются с деталями крестьянского быта и красками природы: «благовест ветра», «закадили дымом», «в елях – крылья херувима», «под венком, в кольце иголок Мне мерещится Иисус», «взванивают в четки ивы – кроткие монашки», «под соломой – ризою выструги стропил».
    Эти мотивы пришли в лирику Есенина, видимо, из слышанных им в детстве духовных песен и легенд, они являются выражением черт народного сознания. Очень часто автор использует прием передачи событий через восприятие ребенка. Он переносит читателей в свое детство, в родную Рязанскую область. Читатель начинает смотреть на мир, на всю его красоту глазами «желтоволосого ребенка».
    Но растет поэт, и меняется его восприятие мира. В более поздних стихах природные образы становятся исповедью поэта. Природа впитывает «половодье чувств», умом и сердцем поэт стремился проникнуть в глубокие тайны:
    Понятен мне земли глагол,
    Но не стряхну я муку эту.
    Есенин всегда ощущал себя частью этого мира, искал и находил общность и отклик в мире природы:
    Подымайте вы, лунные лапы,
    Мою грусть в небеса ведром.
    Звуки, которыми наполнена Природа, Есенин пытается с точностью передать в своих поэтических произведениях: «Поёт зима – аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка». Звенит не только сосняк, звенит и рожь: «в роще по березкам белый перезвон», «А у низеньких околиц звонко чахнут тополя».
    Основные цвета есенинских пейзажей – синий, малиновый, золотой. Это цвета православной иконописи, от этого вся природная лирика поэта приобретает истинно русское, настоящее и такое близкое каждому сердцу содержание: «О, Русь, малиновое поле И синь, упавшая а реку», «Золотою лягушкой луна…» и другие.
    Одно из моих любимых стихотворений о природе у Есенина – «Спит ковыль». Начинается оно с яркого олицетворения – «спит ковыль». Ковыльные степи – богатство, достоинство средней полосы России. Волны колышущихся на ветру колосьев создают впечатление безбрежного моря, бесконечности. Такая она, страна лирического героя. Сейчас ковыль «спит», спокойствие и безмятежность опустились на землю, лишь насыщенный, терпкий аромат луговых трав щекочет ноздри.
    Лирика Есенина многопланова и разнотемна. Но и в начале своего творческого пути, и позднее, когда «мечтатель сельский» превратился в «высококлассного поэта», он не перестал быть певцом деревни. В его творчестве почти нет городских пейзажей. Есенин до конца остался верен своему предназначению – проставлять крестьянскую, деревенскую, истинную Россию.
    0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Есенин С.А. / Стихотворения / Мир природы в лирике С.А. Есенина

    Смотрите также по произведению “Стихотворения”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  7. Давно ушли в прошлое многие события, вол­новавшие поэта Сергея Есенина, но каждое новое поколение открывает для себя в его творчестве нечто близкое и дорогое. Объяснить данное явле­ние довольно просто: поэзия Есенина рождена любовью к человеку и природе. М. Горький пи­сал: «… Сергей Есенин не столько человек, сколь­ко орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “пе­чали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — зас­лужено человеком». Милосердие, сочувствие и любовь ко всему живому — вот основные состав­ные поэзии С. Есенина всех периодов творчества.
    Для героя Есенина родная земля это свое­образный храм, в котором, молясь «на алы зори» и причащаясь у ручья, можно забыть о людском горе. Мягкая зелень полей — лучшие в мире па­латы и хоромы. Человек и природа говорят на одном языке, доверяя друг другу душевные тай­ны, горести и мечты:
    Говорят со мной коровы На кивливом языке.
    Духовитые дубровы Кличут ветками к реке.
    Поэтические пейзажи Есенина наполнены светлой радостью и ярким колоритом. Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, мы просто заражаемся авторским ощу­щением полноты и красоты жизни. Мы сочув­ствуем и оплакиваем горькую судьбу Танюши, краше которой не было во всем селе. Мы слуша­ем незатейливые мотивы тальяночки, а потом вдруг оказываемся в душной и угрюмой кузни­це. Наслаждаемся отлаженной мастерской рабо­той сельского кузнеца. С каждым ударом сердце зажигается пожаром, в работе забывается горе.
    Игривые мечты, улетающие в заоблачную даль, превращаются в сталь. А там, вдали, «за черной тучей, за порогом хмурых дней, реет солн­ца блеск могучий над равнинами полей». Карти­ны родной природы неразрывно связаны у Есе­нина с чувствами и переживаниями лирическо­го героя. Есенинская параллель природа — чело­век отмечена яркой печатью национальной само­бытности, поэт находит для нее типично русские реалии быта и пейзажа, характерные приметы образа мыслей и чувств русского человека. Все у него — из мира родной природы, народных по­этических представлений, переживаний.
    Картины сенокоса, молотьбы, выпаса лоша­дей пробуждают во мне воспоминания о минув­шем лете. Я, как и лирический герой, вдыхая аромат свежескошенного сена, забывал обо всем на свете. Природа у Есенина словно живая. При­ем очеловечивания природы, перенесения явле­ний природы на внутренний мир лирического героя в принципе не нов, он использовался клас­сиками. Есенин же существенно обогатил этот прием, пользовался им весьма своеобразно. Чем богаче становился духовный мир лирического героя, тем содержательнее и драматичнее стано­вились образные уподобления, взятые из мира природы или переносимые на него.
    В основе художественного метода Есенина — полное и.
    органичное слияние внутреннего пере­живания с природой. Его пейзаж одушевлен­ный — это образное самораскрытие, философ­ская медитация. В картине природы, в ее поэти­ческой метафоре поэт запечатлевает что-то свое, своего героя и общее для людей. Через посредство природы — о самом сокровенном, о том, что свой­ственно человеку:
    Листья падают, листья падают.
    Протяжен и глух.
    Кто же сердце порадует?
    Кто его успокоит, мой друг?
    При этом, особенно в ранний период творче­ства, поэт использует традиционную фольклор­ную символику: «понакаркали черные вороны»; «стая туч твоих, по-волчьи лающих». Для созда­ния общей эмоциональной картины используют­ся хорошо знакомые каждому явления и состоя­ния природы. Для передачи грустных настрое­ний, утрат, душевного смятения — образы осе­ни, листопада, пронизывающего ветра, зимней метели:
    Хорошо в эту лунную осень Бродить по траве одному И сбирать на дороге колосья В обнищалую душу-суму.
    Для передачи умиротворенного состояния души — образы лета, весны, зрелых колосьев на полях, цветущих лугов:
    Гляжу в простор твоих полей,
    Ты вся — далекая и близкая.
    Сродни мне посвист журавлей И не чужда тропинка склизкая.
    Один из любимейших образов поэта — русская береза. Появляется он в одном из первых опуб­ликованных стихотворений «Белая береза под моим окном». Внешняя простота, безыскусность несет в себе неведомые глубины чувств, пережи­ваний. Душа восемнадцатилетнего юноши, оча­рованная красотой родной природы, стремится в неизведанные дали. В одном из последних стихо­творений у Есенина есть строки:
    Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан,
    И ее золотистые косы,
    И холщовый ее сарафан.
    Становится понятным, что белая береза с тон­ким станом олицетворяет для поэта и русскую природу, и женщину, и возлюбленную, и саму родину. По словам А. Толстого, Есенин — это «пе­вучий дар славянской души»; «он весь растворен в природе, в живой, многоголосой прелести зем­ли». Растворение в родной природе, родной сти­хии и привлекает нас в творчестве этого велико­го национального поэта.

    Глоссарий:

    — человек и природа в лирике есенина
    — сочинение на тему человек и природа в лирике есенина
    — бог природа человек в поэзии есенина
    — бог природа человек в поэзии есенина сочинение
    — сочинение на тему бог природа человек в поэзии есенина

  8. В ранней лирике С.А. Есенина природа и человек взаимосвязаны. Лирическим героем стихов данного периода является простой человек, крестьянин, жизнь которого проходит в деревне и тесно связана с природными циклами: весна, лето, осень, зима. Жизнь крестьянина зависит от природы, но и сам он активно изменяет окружающую среду: пашет, сеет, жнет, косит: “Темным елям снится/Гомон косарей”; “Заглушила засуха засевки,/Сохнет рожь, и не всходят овсы./На молебен с хоругвями девки / Потащились в комлях полосы”.
    Помимо этого Есенин использует прием психологического параллелизма, проводя аналогию между природными явлениями и душевным состоянием человека: “Седины пасмурного дня/Плывут всклоченные мимо,/И грусть вечерняя меня/Волнует непреодолимо”.
    Человек соотносит свои чувства с природой, но природа в стихах Есенина не объект,а субъект. Используя прием олицетворения, поэт рисует перед мысленным взором читателя пейзаж, причем лишенный статичности: колыхание трав, дуновение ветерка, завывание вьюги – всё это живое, ярко, точно выраженное.
    О красном вечере задумалась дорога,
    Кусты рябин туманней глубины.
    Изба-старуха челюстью порога
    Жует пахучий мякиш тишины.
    Осенний холод ласково и кротко
    Крадется мглой к овсяному двору;
    Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
    Лучит глаза на галочью игру.
    Обняв трубу, сверкает по повети
    Зола зеленая из розовой печи.
    Кого-то нет, и тонкогубый ветер
    О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
    Кому-то пятками уже не мять по рощам
    Щербленый лист и золото травы.
    Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
    Целует клюв нахохленной совы.
    Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
    Дорога белая узорит скользкий ров…
    И нежно охает ячменная солома,
    Свисая с губ кивающих коров.
    Большое количество метафор, эпитетов создает образ, проникнутый определенным настроением: радость от прихода весны, зимняя тоска, осенняя грусть, безмятежность вечера. Природа живая, имеет свой характер, свою смену настроения, как и человек. Люди и окружающий мир не противостоят друг другу, а взаимосвязаны тонкими, но прочными узами.

  9. Великий русский поэт Сергей Есенин — \”певец страны березового ситца\”, \”певец любви, грусти, скорби\”, он же \”московский озорной гуляка\” и, конечно, поэт-философ. Есенина всегда волновали такие философско-мировоззренческие проблемы, как Человек и вселенная. Человек и природа Человек и мир его земных деяний, радостей, страстей, тревог, его любовь и ненависть, его верность Родине, его жизнь и смерть.
    Диалог лирического героя с Миром (человеком, природой, землей, вселенной) постоянен. \”Человек — это дивное творение природы, неповторимый цветок живой жизни\”. В поэме \”Цветы\” Есенин сумел обо всем этом сказать по-своему
    … я думаю:
    Как прекрасна
    Земля
    И на ней человек…
    Строки эти наполнены гордостью, радостью и тревогой за человека, его судьбу, его будущее. Они могли бы по праву стать эпиграфом ко всему его творчеству. Нельзя любить землю вообще или человека — вообще. Это чуждо истинному искусству. Именно эти мысли и были главными в творчестве Есенина. Поэзия его удивительно земная и вместе с тем \”вселенская, космическая\” В соединении этих двух начал — масштабность и эмоциональная действенность его поэзии.
    Все мы, все мы в этом мире тленны,
    Тихо льется с кленов листьев медь…
    Будь же ты вовек благословенно,
    Что пришло процвесть и умереть.
    Философская глубина и высочайший лиризм этого стихотворения идет от великих традиций русской классической литературы. Например, в стихотворении Пушкина \”Вновь я посетил…\” говорится о неизбежной, вечной смене поколений, о неумолимом движении жизни, в котором надо занять свое место, исполнить свое предназначение и уйти без обиды, ощущая себя важным, незаменимым звеном той бесконечной цепи, которая тянется из Прошлого в Будущее.
    Все творчество Есенина наполнено \”лирическим чувствованием\”. Его теплом и светом наполнены и есенинские картины русской природы. Природа у Есенина неотделима от человека, от его настроения:
    Отговорила роща золотая,
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.
    Сам по себе поразителен образ рощи, говорящей \”золотым\” языком берез. Он раскрывает сложное психологическое состояние автора. И тревожная грусть охватывает нас, когда роща уже \”отговорила\” — ведь умолкнувший язык был не только \”березовый\”, но и веселый. Поэт ощущает себя частицей природы и видит в животных \”братьев наших меньших\”. В его стихах о животных ярко выражено сочувствие ко всему живому на земле. Так, в \”Песне о Собаке\” автор показывает материнскую любовь суки к своим щенятам, а затем ее боль от потери их. Чувства этой собаки похожи на чувства женщины. И когда месяц над \”хатой\” показался ей \”одним из ее щенков\”, она умирает от тоски.
    И глухо, как от подачки,
    Когда бросят ей камень в смех,
    Покатились глаза собачьи
    Золотыми звездами в снег.
    В стихотворении \”Лисица\” Есенин показывает безжалостное отношение людей к животным. Описание подстреленной лисицы звучит пронзительно:
    Желтый хвост упал в метель пожаром,
    На губах — как прелая морковь.
    Пахло инеем и глиняным угаром,
    А в ощур сочилась тихо кровь.
    Поэт защищает животных своей любовью. В стихотворении \”Собаке Качалова\” автор разговаривает с собакой по кличке Джим, как с другом. В каждой строке Есенин передает красоту и доверчивость этого пса, любуется им:
    Ты по-собачьи дьявольски красив,
    С такою милою доверчивой приятцей
    И, никого ни капли не спросив,
    Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
    Сергей Есенин подчеркивает единство всего живого, всего сущего. Нет и не может быть чужой боли в мире, все мы связаны между собой. В стихотворении \”Песни, песни, о чем вы кричите…\” ощущается зыбкость границ между природой и человеком через уподобление дерева и человека:
    Хорошо ивняком на дороге
    Сторожить задремавшую Русь.
    В стихотворении \”Я покинул родимый дом…\” – \”… старый клен головой на меня похож\”. Взаимопроникновение и переплетение человека и природы особо ощущается в стихотворении \”Серебристая дорога\”:
    Дай ты мне зарю на дровни,
    Ветку вербы на узду.
    У Есенина одухотворение природы и даже уподобление человека природным явлениям напоминает народную поэзию.
    Я еще никогда бережливо
    Так не слушал разумную плоть,
    Хорошо бы, как ветками ива,
    Опрокинуться в розовость вод.
    Хорошо бы, на стог улыбаясь,
    Мордой месяца сено жевать
    Где ты, где, моя тихая радость,
    Все любя, ничего не желать!
    Из фольклорной среды поэт брал лишь то, что было близко его поэтическому мироощущению. Это обусловило появление поэзии Есенина целой группы поэтических символов. Один из наиболее распространенных символов — образ дерева. В древних мифах дерево символизировало жизнь и смерть, древнее представление о вселенной: верх — небо, низ — подземное царство, середина — земля. Дерево жизни в целом может сопоставляться с человеком. Стремление к гармонии человека и мира выражается у
    Есенина через уподобление себя дереву.
    Я хотел бы стоять, как дерево,
    При дороге на одной ноге.
    Я хотел бы под конские храпы
    Обниматься с соседним кустом
    (\”Ветры, ветры\”)
    Ах. увял головы моей куст.
    (\”Хулиган\”)
    Облетает моя голова,
    Куст волос золотистый вянет.
    (\”По-осеннему кычет сова\”)
    Есенин показал, что человек в просторах мирозданья всего лишь беззащитная песчинка, и для того, чтобы оставить о себе память, нужно творить прекрасное. \”Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб\”, стали колыбелью его поэзии. От проникновенных стихов о стране \”березового ситца\”, шири ее степных раздолий, сини озер, шума зеленых дубрав до тревожных раздумий о судьбе России, каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к Отечеству:
    Но и тогда, когда во всей планете
    Пройдет вражда племен,
    Исчезнет ложь и грусть,
    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким \”Русь\”.
    Наполненная любовью к людям, к человеку, к родной земле, проникнутая душевностью, добротой, искренностью, поэзия Есенина помогает нам познавать, заново открывать и беречь свою страну, свою Родину.

  10. Поэтическое наследие великого русского поэта С. Есенина огромно и многогранно. Есенин – «певец страны березового ситца», «певец любви, грусти, скорби», даже «московский озорной гуляка» и, конечно, поэт-философ. Есенина всегда волновали такие философско-мировоззренческие проблемы, как Человек и вселенная, Человек и природа. Человек и мир его земных деяний, радостей, страстей, тревог, его любовь и ненависть, его верность Родине, его жизнь и смерть.
    Поэтический диалог лирического героя (Я) с Миром (человеком, природой, землей, вселенной) постоянен. «Человек -это дивное творение природы, неповторимый цветок живой жизни. Поэт пишет: Я думаю:
    Как прекрасна земля
    И на ней человек…
    Эти строки, наполненные и гордостью, и радостью, и болью, и тревогой за человека, его судьбу, его будущее, могли бы по праву стать эпиграфом ко всем его стихам. Нельзя любить землю вообще или человека – вообще. Это чуждо истинному искусству. Именно эти мысли и были главными в творчестве Есенина. Поэзия его удивительно земная и вместе с тем «вселенская, космическая». В соединении этих двух начал -масштабность и эмоциональная действенность его поэзии.
    Все мы, все мы в этом мире тленны,
    Тихо льется с кленов листьев медь…
    Будь же ты вовек благословенно,
    Что пришло процвесть и умереть.
    Все творчество Есенина наполнено «лирическим чувствованием». Его теппом и светом наполнены и есенинские картины русской природы. Природа у поэта неотделима от человека, от его настроения:
    Отговорила роща золотая,
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.
    Образ рощи, говорящей «золотым» языком берез, сам по себе поразителен и одновременно раскрывает сложное психологическое состояние автора. И тревожная грусть охватывает нас, когда роща уже «отговорила» – ведь умолкнувший язык был не только «березовый», но и «веселый».
    Поэт ощущает себя частицей природы и видит в животных «братьев наших меньших». В его стихах о животных ярко выражено сочувствие ко всему живому на земле. Так, в «Песне о собаке» автор показывает материнскую любовь суки к своим щенятам, а затем ее боль от потери их. Чувства этой собаки похожи на чувства женщины. И когда «месяц над хатой» показапся ей «одним из ее щенков», она умирает от тоски.
    И глухо, как от подачки,
    Когда бросят ей камень в смех,
    Покатились глаза собачьи
    Золотыми звездами в снег.
    В стихотворении «Лисица» Есенин показывает безжалостное отношение людей к животным. Описание подстреленной лисицы звучит пронзительно:
    Желтый хвост упал в метель пожаром,
    На губах – как прелая морковь.
    Пахло инеем и глиняным угаром,
    А в ощур сочилась тихо кровь.
    Пытаясь остановить людей, убивающих животных, поэт защищает их своей пюбовью.
    В стихотворении «Собаке Качалова» автор разговаривает с собакой по кличке Джим, как с другом. В каждой строке Есенин передает красоту и доверчивость этого пса, любуется им:
    Ты по-собачьи дьявольски красив,
    С такою милою доверчивой приятней.
    И, никого ни капли не спросив,
    Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
    Есенин подчеркивает единство всего живого, всего сущего. Нет и не может быть чужой боли в мире, все мы связаны между собой. В стихотворении «Песни, песни, о чем вы кричите?..» ощущается зыбкость границ между природой и человеком через уподобление дерева и человека:
    Хорошо ивняком на дороге
    Сторожить задремавшую Русь…
    В стихотворении «Я покинул родимый дом…» – «… старый клен головой на меня похож».
    Взаимопроникновение и переплетение человека и природы особо ощущается в стихотворении «Серебристая дорога»:
    Дай ты мне зарю на дровни,
    Ветку вербы на узду…
    Одухотворение природы у Есенина и даже уподобление человека природным явлениям напоминает народную поэзию.
    Я еще никогда бережливо
    Так не слушал разумную плоть,
    Хорошо бы, как ветками ива,
    Опрокинуться в розовость вод.
    Хорошо бы, на стог улыбаясь,
    Мордой месяца сено жевать…
    Где ты, где, моя тихая радость,
    Все любя, ничего не желать?
    «Родился я с песнями», – скажет о себе Есенин. Из окружающей его фольклорной среды он брал лишь то. что было близко его поэтическому мироощущению. Это обусловило появление в поэзии Есенина целой группы поэтических символов. Один из наиболее распространенных символов – образ дерева. В древних мифах дерево символизировало жизнь и смерть, древнее представление о вселенной (верх – небо, низ – подземное царство, середина – земля); дерево жизни в целом может сопоставляться с человеком. Стремление к гармонии человека и мира выражается у Есенина через уподобление себя дереву:
    Я хотел бы стоять, как дерево,
    При дороге на одной ноге.
    Я хотел бы под конские храпы
    Обниматься с соседним кустом…
    Своими стихами Есенин показывал, что человек в просторах мирозданья всего лишь беззащитная песчинка, и для того, чтобы оставить о себе память, нужно творить прекрасное. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали колыбелью его поэзии. От проникновенных стихов о стране «березового ситца», шири ее степных раздолий, сини озер, шума зеленых дубрав до тревожных раздумий о судьбе России, каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к Отечеству:
    Но и тогда, когда во всей планете
    Пройдет вражда племен,
    Исчезнет ложь и грусть,
    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким «Русь».
    Наполненная любовью к людям, к человеку, к родной земле, проникнутая душевностью, добротой, искренностью, поэзия Есенина помогает нам познавать, заново открывать и беречь «шестую часть земли с названьем Русь».

  11. Человек и природа в лирике С. Есенина. Сергей Александрович Есенин вошел в русскую ли­тературу как тонкий лирик, певец крестьянской Руси.
    В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…» христианская Русь, где поэт — «захожий богомо­лец», проста и незатейлива: чахнут тополя у низень­ких околиц, в праздник Спаса церковь пахнет медом и яблоками. Поэт мечтает о встрече с родной деревен­ской природой, даже девичий смех он сравнивает с сережками на деревьях:
    Побегу по мятой стежке
    На приволь зеленых лех,
    Мне навстречу, как сережки,
    Прозвенит девичий смех.
    Эта простая, привольная жизнь кажется раем, от которого не ищут другого.
    Если крикнет рать святая:
    «Кинь ты Русь, живи в раю!»,
    Я скажу: «Не надо рая,
    Дайте родину мою».
    В другом стихотворном произведении — «Я поки­нул родимый дом…» — поэт рассказывает о своем расставании с малой родиной:
    Я покинул родимый дом,
    Голубую оставил Русь.
    В три звезды березняк над прудом
    Теплит матери старой грусть.
    Поэт тепло вспоминает о своем родном уголке, ти­хом и необыкновенно красивом.
    Русь его — голубого цвета,
    луна в пруду — как зо­лотая лягушка.
    Золотою лягушкой луна
    Распласталась на тихой воде.
    Словно яблонный цвет, седина
    У отца пролилась в бороде.
    Поэт знает, что вернется не скоро, но его голубую Русь стережет старый клен, похожий на него.
    И я знаю, есть радость в нем
    Тем, кто листьев целует дождь,
    Оттого, что тот старый клен
    Головой на меня похож.
    Стихотворение «Я иду долиной. На затылке ке­пи…» начинается описанием иного облика лириче­ского героя. Одетый по-городскому герой, в кепи и английском костюме, в лайковых перчатках, не спеша идет по долине и любуется на розовые степи и тихую реку. Он — «беспечный парень», которому
    Только б слушать песни — сердцем подпевать,
    Только бы струилась легкая прохлада,
    Только б не сгибалась молодая стать.
    Крестьянский труд для него радостен, крестьяне в стихотворении нарядные, как на празднике. Сам себе от имени крестьян лирический герой предлагает взяться за косу и показать удаль и пыл.
    «Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб?
    На земле милее. Полно плавать в небо.
    Как ты любишь долы, так бы труд любил.
    Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был? »
    Строчки, выходящие из-под косы, не хуже стихо­творных, хоть «коса не ручка». Лирический герой скидывает костюм и по-свойски становится косить с крестьянами. Эти травяные строчки понятны ло­шадям, баранам и коровам, последние благодарят за них теплым молоком. Поэт и в косьбе видит прекрас­ную песнь о родине.
    «Моя лирика жива одной большой любовью к ро­дине», — говорил С. Есенин. Родина и природа для поэта слиты вместе, особенно это видно в стихах 1910—1915 гг. Чувство родины находит у него выра­жение пока только в любви к родной природе и род­стве с ней. У него нет еще представления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде. На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы. Поэт чувствует себя частью родной природы, любит не идеализиро­ванную, а реальную крестьянскую Русь.

    читать похожие:

    Человек и природа у Есенина
    «Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством»В.Г.Белинский по творчеству С.Есенина
    Природа и человек в романтической лирике В. А. Жуковского
    Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева

  12. Сергей Александрович Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим творчеством. Любовь к Родине, к родному краю — главная сквозная тема лирики Есенина. Родина и природа неразрывны в его поэзии. С проникновенным лирическим чувством передано в стихах ощущение единства человека с природным миром, его растительным животным началом.
    Поэт по-дружески беседует с кленом, с любовью говорит о ветерке, ласково об-ращается к березке. Просторы полей, синь небес, глубина рек и озер, плакучие ивы и длиннокосые красавицы березы — во всем этом видел Есенин неброскую красоту, щемящую прелесть природы средней полосы России.
    О край дождей и непогоды,
    Кочующая тишина,
    Ковригой хлебною под сводом
    Надломлена твоя луна.
    За перепаханною нивой
    Малиновая лебеда.
    На ветке облака, как слива,
    Златится спелая звезда…
    … Клубит и пляшет дым болотный…
    Но и в кошме певучей тьмы
    Неизреченностью животной Напоены твои холмы.
    («О край дождей и непогоды»)
    Природа у Есенина живет, слушает, мечтает. «Береза… принакрылась снегом, точно серебром».
    В стихотворениях «Береза», «Пороша» обращает на себя внимание одухотво-ренность мира. Природа у Есенина всегда в движении. Отсюда обилие в его стихах отглагольных форм. Такое восприятие окружающего мира, такое представление, выраженное в поэтических образах, Есенин почерпнул в народных сказках, поверьях, мифологии.
    Вся система образов Есенина зиждется на этом чувстве движения и превращений, совершающихся в окружающем мире, зиждется на чувстве единства человека с природой, со всем живым на земле.
    В стихотворении «Задремали звезды золотые…» звезды дремлют, зеркальный блеск воды смягчен утренней зыбкой рябью; небосклон не румяный, а тронутый блеклым, сетчатым светом. Ярко только то, что не бывает совсем ярким — серебряные росы да перламутровое ожерелье на тугих стеблях одичавшей крапивы.
    Своеобразность поэзии Есенина в том, что образность его, как и образность народной поэзии, — строго и отчетливо, при всей внешней причудливости, упорядочена. Поэтому каждое преображение, то есть превращение одной образной фигуры в другую, имеет внутреннюю согласованность. В творчестве раннего Есенина мы наблюдаем уподобление месяца кудрявому и смирному ягненку. В первые после- А революционные годы поэт чаще использует другую метафору: месяц-конь, и этот конь — праздничной, солнечной окраски: «Сойди, явись нам, красный конь! Впрягись в земли оглобли!». Многие исследователи отмечают, что конь в образной системе Есенина — знак устремления в светлое, утопически-прекрасное будущее.
    На мой взгляд, все творчество Есенина пронизано, неизбывной, горячей иногда с нотками горечи любовью к родной стороне. И это чувство поэт выражает не только непосредственными признаниями, но и через трогательные, овеянные теплотой образы природы. Вся Русь, милая сердцу Есенина, соткана из нерукотворного мира, и именно этот мир, мир природы, более всего дорог поэту.
    О верю, верю, счастье есть! Еще и солнце не погасло. Заря молитвенником красным Пророчит благостную весть. О верю, верю, счастье есть! Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуемный ветер! Блажен, – кто радостью отметил Твою пастушескую грусть. Звени, звени, златая Русь. Люблю я ропот буйных вод И на волне звезды сиянье. Благословенное страданье Благословляющий народ Люблю я ропот буйных вод.
    Есенин с горечью сознает, что сельские пейзажи, которые так хорошо вписывались в мир природы, так гармонировали с ним, должны уступить место картинам урбанистическим. Поэт понимает неизбежность этого процесса, он признает, что во многом это станет благом для России, но, тем не менее, Русь прежняя, с ее бескрайними полями, подернутыми туманной синевой лесами всегда оставалась для Есенина самым дорогим в его жизни. В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» поэт пишет:
    По ночам, прижавшись к изголовью,
    Вижу я, как сильного врага,
    Как чужая юность брызжет новью
    На мои поляны и луга.
    Но и все же, новью той теснимый,
    Я могу прочувственно пропеть:
    Дайте мне на родине любимой,
    Все любя, спокойно умереть!

  13. Я навек за сиянье и росы
    Полюбил у березки стан,
    И ее золотистые косы,
    И холщовый ее сарафан…
    С. Есенин.
    Поэзия Есенина — это чудесный и прекрасный неповторимый мир! Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Есенин — великий поэт не менее великой России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его Родина — Рязанская земля, которая вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас, — природу! Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, о которой он рассказал нам в своих стихах. Есенина с первых дней жизни окружал мир народных песен и сказаний:
    Родился я с песнями в травном одеяле.
    Зори меня вешние в радугу свивали.
    В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились черты народа — его “беспокойная, дерзкая сила”, размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность. Вся жизнь Есенина тесно связана с народом. Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека Есенина с русскими крестьянами.
    Сергей Есенин родился в крестьянской семье. “В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни”, — вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт “великой песенной силы”. Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:
    О Русь — малиновое поле
    И синь, упавшая в реку, —
    Люблю до радости и боли
    Твою озерную тоску…
    “Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил Есенин, — любовью к Родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”. В стихах Есенина не только “светит Русь”, не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине.
    Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, “кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею”, и с искренней болью писал “о днях, растраченных напрасно”:
    Ведь я мог дать
    Не то, что дал,
    Что мне давалось ради шутки.
    Есенин был яркой индивидуальностью. По словам Р. Рождественского, он обладал “тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом “обаяние”… Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, — и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов”.
    С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе. Поэт одушевляет ее:
    Схимник-ветер шагом осторожным
    Мнет листву по выступам дорожным
    И целует на рябиновом кусту
    Язвы красные незримому Христу.
    Немногие поэты так видят и так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси:
    Не видать конца и края —
    Только синь сосет глаза.
    Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека.
    Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы:
    Не жалею, не зову, не плачу,
    Все пройдет, как с белых яблонь дым.
    Увяданья золотом охваченный,
    Я не буду больше молодым.
    Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что “все мы в этом мире тленны”, и благословляет естественный ход жизни:
    Будь же ты вовек благословенно,
    Что пришло процвестъ и умереть.
    В стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…” чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии. Содержание стихотворения “Отговорила роща золотая…” также передается нам при помощи образов природы. Осень — это пора подведения итогов, тишины и покоя (только “журавли печально пролетают”). Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего, но не согревающего огня, передают нам грустные мысли поэта о закате жизни.
    Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину-человеку. Может быть, это и погубило его. “Мы потеряли великого русского поэта…” — писал М. Горький, потрясенный трагическим известием.
    Стихи Сергея Есенина я считаю близкими каждому русскому человеку, который действительно любит свою Родину. В своем творчестве поэт сумел показать и передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, вызывающие у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину любви к своей родной земле, то нам обязательно стоит обратиться к творчеству этого великого поэта.

  14. Наверное, у каждого человека, родившегося в России, ощущение и восприятие природы всегда были такими трепетными, как, может быть, ни у кого в мире. Весна, лето, осень и особенно русская «зимушка-зима», как любовно говаривали о ней в нашем простом, но великом русском народе, брали и берут за живое душу, заставляя испытывать глубокие чувства, схожие с волнительными любовными переживаниями. Да и как не любить всю окружающую нас красоту и прелесть: белый снег, свежую зелень необъятных лесов и лугов, темную глубину озер и рек, червонное золото опадающих листьев, которые с детства радуют глаз своей многоцветностью, переполняя бурлящими эмоциями взволнованное сердце любого человека, но особенно поэта и творца слова. Такого, как замечательный поэт Сергей Александрович Есенин, который в своем многоликом творчестве, в своей задушевной лирике оставил особое место иногда суровой, но всегда прекрасной российской матушке-природе. И это не мудрено.
    Родившись в селе Константиново, в центре России, Есенин видел и созерцал вокруг себя такую неописуемую красоту и прелесть, которые можно найти только на Родине, чьи необъятно широкие просторы, чье торжественное величие навеяли уже в детстве те думы и размышления, которые он передал нам позже в своей вдохновенной и волнующей лирике.
    Село Константиново, родная Рязанщина – эти места пробуждали в Сергее Есенине трепет и поэтическую страсть к творчеству. Именно родной север явился наиболее вдохновляющим для поэта. Я думаю, что только там, только на севере России, с его особым, сильным, но нежным духом, можно было проникнуться теми же чувствами, что пережил Есенин, рождая в один из долгих зимних вечеров эти волшебные строки:
    Еду. Тихо. Слышны звоны

  15. Сочинение по произведению на тему: Человек и природа в творчестве Есенина
    Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Рос в религиозной семье деда-старовера. Стихи начал писать с восьми лет. Видимо оттуда, из крестьянского детства, необыкновенное единение с невзрачной, на первый взгляд, русской природой. Есенин, как, впрочем, и многие другие поэты, вкладывает в свою лирику то, что ему ближе и дороже всего.
    Край любимый! Сердцу снятся
    Скирды солнца в водах лонных.
    Я хотел бы затеряться
    В зеленях твоих стозвонных.
    Любовь к Родине в лирике Есенина выражается не отвлеченно, а в конкретных зримых образах, через картины родного пейзажа:
    Я на век за туманы и росы
    Полюбил у березки стан,
    И ее золотистые косы,
    И холщовый ее сарафан.
    О чем бы ни писал поэт, даже в самые тяжелые минуты одиночества образ Родины согревал его душу. Глубокое чувство испытывал Есенин к России, оно было настолько сильным, что его можно назвать почти фанатичным:
    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким «Русь».
    Есенин любил эту землю, на этой земле он родился, и для нее он жил. Он видел ее в радостном весеннем убранстве, с бездонной синевой небес, веселыми рощами, с прихотливо извилистыми реками. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать красоту русской природы. Вся его лирика пронизана трепетным отношением к родному краю, где он вырос:
    О Русь – малиновое поле
    И синь, упавшая в реку, —
    Люблю до радости и боли
    Твою озерную тоску.
    Но пейзажи Есенина – это не безлюдные картины, в них всегда присутствует человек. Природа как бы разделяет с человеком его мысли и чувства: плачет над его несбывшимися мечтами, остерегает его, делит с ним радость и горе. Выражение чувств через природу – характерная особенность лирики Есенина. «Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?» – такими словами начинается одно из стихотворений Есенина, в котором он сравнивает себя, свое состояние с этим деревом: «Сам себе казался я таким же кленом, только не опавшим, а вовсю зеленым…».
    Особенно часто обращается поэт к излюбленному образу народной поэзии – образу березы. У него береза – олицетворение всего чистого и красивого, «зеленокосая в юбчонке белой стоит береза над прудом», она – «девушка», «невеста». Эти сравнения очеловечивают природу, они настолько красочны, что преображают даже самые обычные вещи. И эта черта поэзии Есенина заставляет перечитывать его стихи вновь и вновь. Мне кажется, так о России до него не писал никто. Чувство природы, ощущение единства с ней человека отражены красочно и многогранно. Природа существует вровень с человеком, а может быть, стоит даже выше его.
    Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
    Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
    О всех ушедших грезит коноплянник
    С широким месяцем над голубым прудом.
    Есенин и себя ощущает частью природы: ее сыном, учеником и собеседником:
    Позабыв людское горе,
    Сплю на вырубках сучья.
    Я молюсь на алы зори,
    Причащаюсь у ручья.
    В творчестве Есенина ощущается и какое-то древнее, почти языческое отношение к природе. Он полностью признает ее самостоятельность и одушевленность:
    Схимник-ветер шагом осторожным
    Мнет листву по выступам дорожным
    И целует на рябиновом кусту
    Язвы красные незримому Христу.
    Сергей Есенин пришел в поэзию, чтобы воспеть родную природу. «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине, – говорил поэт, – чувство родины основное в моем творчестве». И это трепетное отношение, эту чистую и прекрасную любовь он пронес через всю жизнь, через всю поэзию. И даже время не властно над поэзией Есенина, потому что каждое поколение открывает в нем для себя что-то близкое и дорогое. Есенин стал «последним поэтом» не только деревни, но и всей Руси уходящей, той Руси, миф о которой существовал на протяжении веков. «Мне очень грустно сейчас, история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого».
    ?

  16. «Моя лирика жива одной большой любовью — лю­бовью к родине»,— так говорил Сергей Есенин о своем творчестве. А образ родины для него неразрывно свя­зан с родной природой. Русская природа для Есени­на — это вечная красота и вечная гармония мира, вра­чующая людские души. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной земле, именно так, возвы­шенно и просветленно, действуют они на нас: Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака. В тихой дреме под навесом Слышу шепот сосняка. Поэт как бы говорит нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, посмотрите на окружающий вас мир кра­соты, послушайте шелест луговых трав, песню ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, предвещающую рождение нового дня, на звездное ночное небо. Живые картины природы в стихах Сер­гея Есенина не только учат любить красоту родной природы, они закладывают нравственные основы на­шего характера, делают нас добрее, мудрее. Ведь че­ловек, умеющий ценить земную красоту, уже не смо­жет противопоставить себя ей. Поэт любуется родной природой, наполняя свои строки нежным трепетом, отыскивая яркие, неожиданные и в то же время очень точные сравнения:
    За темной прядью перелесиц,
    В неколебимой синеве,
    Ягненочек кудрявый — месяц
    Гуляет в голубой траве.
    Часто применяя характерный для его лирики при­ем олицетворения природы, Есенин создает свой не­повторимый мир, заставляя нас увидеть, как «месяц, всадник унылый, уронил повода», как «дремлет взрытая дорога», а «тонкая березка … загляделась в пруд». Природа в его стихах чувствует, смеется и гру­стит, удивляется и огорчается.
    Сам поэт ощущает себя единым целым с деревьями, цветами, полями. Друг детства Есенина К. Цыбин вспоминал, что Сергей воспринимал цветы, как жи­вые существа, разговаривал с ними, поверяя им свои радости и печали:
    А люди разве не цветы? О милая, почувствуй ты, Здесь не пустынные слова. Как стебель тулово качая, А эта разве голова Тебе не роза золотая? Душевные переживания поэта, важные события в его жизни всегда неразрывно связаны с изменениями в природе:
    Листья падают, листья падают,
    Стонет ветер, Протяжен и глух.
    Кто же сердце порадует?
    Кто его успокоит, мой друг?
    В стихотворениях раннего периода Есенин часто использует церковно-славянскую лексику. Он пред­ставляет слияние земли и неба, являя природу венцом их союза. Состояние своей души поэт воплощает в картинах природы, полных ярких красок:
    Выткался на озере алый свет зари.
    На бору со звонами плачут глухари.
    Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
    Только мне не плачется — на душе светло.
    Но беспечная юность кончилась. Красочный, свет­лый пейзаж сменяют картины раннего увядания. В стихотворениях Есенина зрелость человека часто пе­рекликается с осенней порой. Краски не потускнели, они даже приобрели новые оттенки — багряные, золо­тые, медные, но это последние вспышки перед долгой зимой:
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Не жалеют больше ни о ком.
    И в то же время:
    Горек запах черной гари,
    Осень рощи подожгла.
    В лирике еще более позднего периода в описании Есениным картин природы присутствует предчувст­вие безвременной гибели. Стихотворения этого пе­риода исполнены тоски по утраченной молодости, трагизма.
    Снежная равнина, белая луна,
    Саваном покрыта наша сторона.
    И березы в белом плачут по лесам:
    Кто погиб здесь? Умер?
    Уж не я ли сам?
    Воспринимая природу как единое целое с собой, поэт видит в ней источник вдохновения. Родная зем­ля наделила поэта удивительным даром — народной мудростью, которая была впитана со всей самобытно­стью родного села, с теми песнями, поверьями, сказа­ниями, которые он слышал с детства и которые стали главным источником его творчества. И даже экзоти­ческая красота далеких стран не смогла затмить скромную прелесть родных просторов. Где бы ни был поэт, куда бы ни занесла его судьба, сердцем и душой он принадлежал России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *