Сочинение на тему человек и природа в творчестве лермонтова

12 вариантов

  1. Михаилу Юрьевичу Лермонтову в истории русской литературы принадлежит особое и значительное место. Будучи продолжателем традиций А. С. Пушкина, поэт не стал его подражателем. Он нашел свои темы, мысли и настроения, которые в полной мере отразились в его прекрасной лирике.
    Особое место в творчестве поэта занимает описание родной природы и дорогих сердцу пейзажей. Эта «природная тема» получает у поэта «свое» звучание – она преобразуется в тему «человек и природа». Художник видит здесь два равноправных субъекта, которые тесным образом связаны, сильно влияют друг на друга.
    За свою жизнь Лермонтов побывал во многих местах: он видел суровую, но неповторимую и душевную красоту средней полосы, «утесы-великаны» величественных гор Кавказа. Но в каждом стихотворении, где есть описание природы, слова, описывающие пейзаж, передают духовное состояние поэта.
    Например, в стихотворении «Парус», одном из лучших юношеских стихотворений Лермонтова, через образ «паруса одинокого» отражены мятежные настроения поэта, которые были характерны для передовой русской дворянской интеллигенции 30-х годов 19 века. Очень точно подобранные фразы, описывающие движение паруса, раскрывают душевный настрой поэта:
    Играют волны – ветер свищет,
    И мачта гнется и скрыпит….
    А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бурях есть покой!
    Это стихотворение было написано в 1832 году, когда Лермонтов был исключен из университета за «вольномыслие», то есть за поддержку идей декабристов. В это же время он переезжает в из Москвы в Петербург. Именно эти события и переданы поэтом в стихе «Парус», который, подобно его автору, «счастия не ищет/ и не от счастия бежит».
    Иная, более спокойная и умиротворяющая природа изображена поэтом в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Лирический герой здесь любуется родной природой, не приукрашивая ее, а принимая такой, какая она есть. В стихотворении изображены пейзажи позднего лета или ранней осени («желтеющая нива», «малиновая слива») и весны («ландыш серебристый»).
    Природные явления, всплывающие в сознании героя, объединены не календарным временем, а значительностью их эмоционального воздействия на поэта. Через яркие эпитеты художник передает свое восхищение красотами типичных русских пейзажей: «прячется в саду малиновая слива», «ландыш серебристый / приветливо кивает головой», «студеный ключ… лепечет мне таинственную сагу».
    Недаром В.Г. Белинский включил это стихотворение Лермонтова в число тех, в которых «гармонически и благоуханно высказывается душа поэта».
    Еще один яркое изображение природы – в стихотворении «Тучи», написанном поэтом в 1840 году, перед отъездом в ссылку на Кавказ. Об обстоятельствах создания стихотворения сохранился рассказ В.О.Соллогуба: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных и … поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые появились над Летним садом и Невою, написал стихотворение: «Тучки небесные, вечные странники!..».
    Воспоминания Соллогуба ярко передают настроение этого стихотворения. Через образ «тучек» поэт передает состояние своей души перед ссылкой:
    Вечно холодные, вечно свободные,
    Нет у вас родины, нет вам изгнания.
    В очередной раз Лермонтов как бы сливается с природой, становится даже не её частью, а ею самой.
    В 1841 году, незадолго до смерти, находясь в отпуске после участия в войне с горцами, поэт создал стихотворение «На севере диком стоит одиноко…». Оно выражает глубокое одиночество поэта. Это творение представляет собой вольные перевод тридцать третьего стихотворения из «Книги песен» немецкого поэта Генриха Гейне. Лермонтов изменил тему и одновременно придал ему более обобщенный и более трагический смысл. Тема любовной тоски превратилась с легкой руки поэта в мотив безысходного одиночества: «одинокой сосне» снится, как на «утесе горючем / прекрасная пальма растет».
    К этому же году относится и стихотворение «Утес». И снова творение поэта буквально «пропитано» нотами одиночества и сожаления. Тоскливое несчастье своего героя Лермонтов выражает в образе «старого утеса».
    Вновь грустит поэт и в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Картины природы в этом стихотворении помогают читателю лучше понять душевное состояние поэта. Земля, дорога, туман, «кремнистый путь» выражают его реальную жизнь, его одиночество и неопределенность, но поэт обращает свой взор на небеса, где «торжественно и чудно!». Эти строки выражают его надежду на светлое будущее, «свободу и покой».
    Пейзажи в поэзии Лермонтова выполняют двойную роль. Во-первых, через них поэт выражает свою любовь к Родине и к родной природе. Во-вторых, во многих стихах с помощью природы он передает свои чувства и состояние души. Мы видим героя Лермонтова и «утесом-великаном», и сосной, и «одиноким парусом», и вечно свободной тучкой. Но одно объединяет все эти образы – мотив вечного одиночества.
    Таким образом, трагедия жизни поэта находит отражение и в его стихах. Мы до сих пор восхищаемся этими строками и, любуясь картинами русской природы, невольно вспоминаем слова Лермонтова:
    Надо мной чтоб, вечно зеленея,
    Темный дуб склонялся и шумел.

  2. Михаилу Юрьевичу Лермонтову в истории русской литературы принадлежит особое и значительное место. Будучи продолжателем традиций А. С. Пушкина, поэт не стал его подражателем. Он нашел свои темы, мысли и настроения, которые в полной мере отразились в его прекрасной лирике.
    Особое место в творчестве поэта занимает описание родной природы и дорогих сердцу пейзажей. Эта «природная тема» получает у поэта «свое» звучание – она преобразуется в тему «человек и природа». Художник видит здесь два равноправных субъекта, которые тесным образом связаны, сильно влияют друг на друга.
    За свою жизнь Лермонтов побывал во многих местах: он видел суровую, но неповторимую и душевную красоту средней полосы, «утесы-великаны» величественных гор Кавказа. Но в каждом стихотворении, где есть описание природы, слова, описывающие пейзаж, передают духовное состояние поэта.
    Например, в стихотворении «Парус», одном из лучших юношеских стихотворений Лермонтова, через образ «паруса одинокого» отражены мятежные настроения поэта, которые были характерны для передовой русской дворянской интеллигенции 30-х годов 19 века. Очень точно подобранные фразы, описывающие движение паруса, раскрывают душевный настрой поэта:
    Играют волны – ветер свищет,
    И мачта гнется и скрыпит….
    А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бурях есть покой!
    Это стихотворение было написано в 1832 году, когда Лермонтов был исключен из университета за «вольномыслие», то есть за поддержку идей декабристов. В это же время он переезжает в из Москвы в Петербург. Именно эти события и переданы поэтом в стихе «Парус», который, подобно его автору, «счастия не ищет/ и не от счастия бежит».
    Иная, более спокойная и умиротворяющая природа изображена поэтом в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Лирический герой здесь любуется родной природой, не приукрашивая ее, а принимая такой, какая она есть. В стихотворении изображены пейзажи позднего лета или ранней осени («желтеющая нива», «малиновая слива») и весны («ландыш серебристый»).
    Природные явления, всплывающие в сознании героя, объединены не календарным временем, а значительностью их эмоционального воздействия на поэта. Через яркие эпитеты художник передает свое восхищение красотами типичных русских пейзажей: «прячется в саду малиновая слива», «ландыш серебристый / приветливо кивает головой», «студеный ключ… лепечет мне таинственную сагу».
    Недаром В.Г. Белинский включил это стихотворение Лермонтова в число тех, в которых «гармонически и благоуханно высказывается душа поэта».
    Еще один яркое изображение природы – в стихотворении «Тучи», написанном поэтом в 1840 году, перед отъездом в ссылку на Кавказ. Об обстоятельствах создания стихотворения сохранился рассказ В.О.Соллогуба: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных и … поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые появились над Летним садом и Невою, написал стихотворение: «Тучки небесные, вечные странники!..».
    Воспоминания Соллогуба ярко передают настроение этого стихотворения. Через образ «тучек» поэт передает состояние своей души перед ссылкой:
    Вечно холодные, вечно свободные,
    Нет у вас родины, нет вам изгнания.
    В очередной раз Лермонтов как бы сливается с природой, становится даже не её частью, а ею самой.
    В 1841 году, незадолго до смерти, находясь в отпуске после участия в войне с горцами, поэт создал стихотворение «На севере диком стоит одиноко…». Оно выражает глубокое одиночество поэта. Это творение представляет собой вольные перевод тридцать третьего стихотворения из «Книги песен» немецкого поэта Генриха Гейне. Лермонтов изменил тему и одновременно придал ему более обобщенный и более трагический смысл. Тема любовной тоски превратилась с легкой руки поэта в мотив безысходного одиночества: «одинокой сосне» снится, как на «утесе горючем / прекрасная пальма растет».
    К этому же году относится и стихотворение «Утес». И снова творение поэта буквально «пропитано» нотами одиночества и сожаления. Тоскливое несчастье своего героя Лермонтов выражает в образе «старого утеса».
    Вновь грустит поэт и в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Картины природы в этом стихотворении помогают читателю лучше понять душевное состояние поэта. Земля, дорога, туман, «кремнистый путь» выражают его реальную жизнь, его одиночество и неопределенность, но поэт обращает свой взор на небеса, где «торжественно и чудно!». Эти строки выражают его надежду на светлое будущее, «свободу и покой».
    Пейзажи в поэзии Лермонтова выполняют двойную роль. Во-первых, через них поэт выражает свою любовь к Родине и к родной природе. Во-вторых, во многих стихах с помощью природы он передает свои чувства и состояние души. Мы видим героя Лермонтова и «утесом-великаном», и сосной, и «одиноким парусом», и вечно свободной тучкой. Но одно объединяет все эти образы – мотив вечного одиночества.
    Таким образом, трагедия жизни поэта находит отражение и в его стихах. Мы до сих пор восхищаемся этими строками и, любуясь картинами русской природы, невольно вспоминаем слова Лермонтова:
    Надо мной чтоб, вечно зеленея,
    Темный дуб склонялся и шумел.

  3. Опальный ангел,
    с небом разлученный.
    Унывный демон,полюбивший ад,
    Ветров и 6ypь огромных странный
    брат,
    Душой внимавший песне звезд всезвонной.
    К Бальмонт
    Михаил Юрьевич Лермонтов — один из загадочных русских поэтов. К сожалению, он очень рано погиб: был убит на дуэли в неполные двадцать семь лет. Но успел за свою короткую жизнь так много.
    Уже в ранней лирике Лермонтова проявляется одна существенная особенность его творчества: оно субъективно и оригинально, что характерно для романтической поэзии.
    В уме своем я создал мир иной
    И образов иных существованье;
    Я цепью их связал между собой,
    Я дал им вид, но не дал им названья…
    Так писал поэт в стихотворении “Русская мелодия”.
    Что же за герой стоит в центре поэтического мира Лермонтова? Это “гордая душа”, способная на великие чувства. Но мир несовершенен, и чувство неудовлетворенности не покидает поэта. Лермонтов выразил в своей -поэзии настроение эпохи, — сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее.
    Дознание своей исключительности в мире, где царствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, на первый взгляд, посвященных природе. Но у поэта особенная природа: в ней все подчинено тем же законам, которые мы наблюдаем в нашем человеческом мире. Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. “Тихонько плачет” покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторвавшийся “от ветки родимой”, никому не нужный, “не знающий сна и покоя”. Как характерно то, что “до срока созрел он”. Ведь именно так напишет Лермонтов и о целом поколении, сравнив его с “плодом, до времени созрелым” (стихотворение “Дума”).
    Прием одушевления природных явлений — не редкость в поэзии. Лермонтов одним из первых в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. “Он был похож на вечер ясный”, — напишет поэт о Демоне.
    Особенно мне понравилось стихотворение “Вечер после дождя”. Картина человеческой жизни переплетается с картиной природы. Поэт увидел, вернее, “приметил” цветок. Он так же одинок, как и поэт. Но Лермонтов глубже прячет свои чувства, введя в стихотворение образ девушки “в печали роковой”. И в конце стихотворения все смешалось: страдания поэта, девушки, цветка, который стоит один “меж омоченных трав”.
    Главу свою склонивши, он стоит,
    Как девушка в печали роковой:
    Душа убита, радость над душой;
    Хоть слезы льет из пламенных очей,
    Но помнит все о красоте своей.
    В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собою совершенство, гармонию, особенно такие чувства вызывают небо и звезды. Гармония природы противопоставляется дисгармонии в душе человека:
    В небесах торжественно и чудно!
    Спит земля в сияньи голубом…
    Что же мне так больно и так трудно?
    Жду ль чего? жалею ли о чем?
    Природа может таить опасность, показаться враждебной человеку, как это происходит в поэме “Мцыри”: “И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота”, героя “жалит огонь безжалостного дня”.
    Но все чаще природа манит человека, как родная стихия, близкая его душе: “О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад”, “Глазами тучи я следил, рукою молнии ловил” (“Мцыри”).
    Природа для поэта — это великолепный, прекрасный “божий сад”. Лишь она может помочь забыться поэту, примириться с жизнью. Он желает, “чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел” над его изголовьем. И Мцыри высказывает ту же мечту перед смертью: “Ты перенесть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белых два куста… Трава меж ними так густа…” Только это помогает ему умереть, примирившись с судьбой, думая о любви: “И с этой мыслью я засну и никого не прокляну”.
    Поэту-романтику близки вершины великолепных гор, высокие, недоступные звезды, облака, тучи и бури. Но Лермонтов всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, он любит и “росой обрызганный душистый ландыш”, и “малиновую сливу под тенью сладостной зеленого листка”, и “холодный ключ”, играющий в овраге. В этих строчках из стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” Лермонтов не описывает конкретный пейзаж, а лишь вспоминает любимые картины природы. И они вызывают умиление, и мир предстает гармоничным и справедливым.
    Светает — вьется дикой пеленой
    Вокруг лесистых гор туман ночной;
    Еще у ног Кавказа тишина,
    Молчит табун, река журчит одна.
    Созерцая красоту природы.’Лермонтов переживает высокие мгновения. И это потому, что природа являет собою плоды рук Творца в чистом, неискаженном образе:
    Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе,
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу Бога!

  4. Человек и природа в поэзии Лермонтова

    Автор: Лермонтов М.Ю.
    Опальный ангел,
    с небом разлученный.
    Унывный демон, полюбивший ад,
    Ветров и 6ypь огромных странный
    брат,
    Душой внимавший песне звезд всезвонной.
    К Бальмонт
    Михаил Юрьевич Лермонтов — один из загадочных русских поэтов. К сожалению, он очень рано погиб: был убит на дуэли в неполные двадцать семь лет. Но успел за свою короткую жизнь так много.
    Уже в ранней лирике Лермонтова проявляется одна существенная особенность его творчества: оно субъективно и оригинально, что характерно для романтической поэзии.
    В уме своем я создал мир иной
    И образов иных существованье;
    Я цепью их связал между собой,
    Я дал им вид, но не дал им названья…
    Так писал поэт в стихотворении “Русская мелодия”.
    Что же за герой стоит в центре поэтического мира Лермонтова? Это “гордая душа”, способная на великие чувства. Но мир несовершенен, и чувство неудовлетворенности не покидает поэта. Лермонтов выразил в своей -поэзии настроение эпохи, — сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее.
    Дознание своей исключительности в мире, где царствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, на первый взгляд, посвященных природе. Но у поэта особенная природа: в ней все подчинено тем же законам, которые мы наблюдаем в нашем человеческом мире. Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. “Тихонько плачет” покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторвавшийся “от ветки родимой”, никому не нужный, “не знающий сна и покоя”. Как характерно то, что “до срока созрел он”. Ведь именно так напишет Лермонтов и о целом поколении, сравнив его с “плодом, до времени созрелым” (стихотворение “Дума”).
    Прием одушевления природных явлений — не редкость в поэзии. Лермонтов одним из первых в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. “Он был похож на вечер ясный”, — напишет поэт о Демоне.
    Особенно мне понравилось стихотворение “Вечер после дождя”. Картина человеческой жизни переплетается с картиной природы. Поэт увидел, вернее, “приметил” цветок. Он так же одинок, как и поэт. Но Лермонтов глубже прячет свои чувства, введя в стихотворение образ девушки “в печали роковой”. И в конце стихотворения все смешалось: страдания поэта, девушки, цветка, который стоит один “меж омоченных трав”.
    Главу свою склонивши, он стоит,
    Как девушка в печали роковой:
    Душа убита, радость над душой;
    Хоть слезы льет из пламенных очей,
    Но помнит все о красоте своей.
    В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собою совершенство, гармонию, особенно такие чувства вызывают небо и звезды. Гармония природы противопоставляется дисгармонии в душе человека:
    В небесах торжественно и чудно!
    Спит земля в сияньи голубом…
    Что же мне так больно и так трудно?
    Жду ль чего? жалею ли о чем?
    Природа может таить опасность, показаться враждебной человеку, как это происходит в поэме “Мцыри”: “И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота”, героя “жалит огонь безжалостного дня”.
    Но все чаще природа манит человека, как родная стихия, близкая его душе: “О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад”, “Глазами тучи я следил, рукою молнии ловил” (“Мцыри”).
    Природа для поэта — это великолепный, прекрасный “божий сад”. Лишь она может помочь забыться поэту, примириться с жизнью. Он желает, “чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел” над его изголовьем. И Мцыри высказывает ту же мечту перед смертью: “Ты перенесть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белых два куста… Трава меж ними так густа…” Только это помогает ему умереть, примирившись с судьбой, думая о любви: “И с этой мыслью я засну и никого не прокляну”.
    Поэту-романтику близки вершины великолепных гор, высокие, недоступные звезды, облака, тучи и бури. Но Лермонтов всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, он любит и “росой обрызганный душистый ландыш”, и “малиновую сливу под тенью сладостной зеленого листка”, и “холодный ключ”, играющий в овраге. В этих строчках из стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” Лермонтов не описывает конкретный пейзаж, а лишь вспоминает любимые картины природы. И они вызывают умиление, и мир предстает гармоничным и справедливым.
    Светает — вьется дикой пеленой
    Вокруг лесистых гор туман ночной;
    Еще у ног Кавказа тишина,
    Молчит табун, река журчит одна.
    Созерцая красоту природы.’Лермонтов переживает высокие мгновения. И это потому, что природа являет собою плоды рук Творца в чистом, неискаженном образе:
    Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе,
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу Бога!

  5. Михаил Юрьевич Лермонтов — один из загадочных русских поэтов. К сожалению, он очень рано погиб: был убит на дуэли в неполные двадцать семь лет. Но успел за свою короткую жизнь так много.
    Уже в ранней лирике Лермонтова проявляется одна существенная особенность его творчества: оно субъективно и оригинально, что характерно для романтической поэзии.
    В уме своем я создал мир иной
    И образов иных существованье;
    Я цепью их связал между собой,
    Я дал им вид, но не дал им названья…
    Так писал поэт в стихотворении “Русская мелодия”.
    Что же за герой стоит в центре поэтического мира Лермонтова? Это “гордая душа”, способная на великие чувства. Но мир несовершенен, и чувство неудовлетворенности не покидает поэта. Лермонтов выразил в своей -поэзии настроение эпохи, — сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее.
    Дознание своей исключительности в мире, где царствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, на первый взгляд, посвященных природе. Но у поэта особенная природа: в ней все подчинено тем же законам, которые мы наблюдаем в нашем человеческом мире. Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. “Тихонько плачет” покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторвавшийся “от ветки родимой”, никому не нужный, “не знающий сна и покоя”. Как характерно то, что “до срока созрел он”. Ведь именно так напишет Лермонтов и о целом поколении, сравнив его с “плодом, до времени созрелым” (стихотворение “Дума”).
    Прием одушевления природных явлений — не редкость в поэзии. Лермонтов одним из первых в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. “Он был похож на вечер ясный”, — напишет поэт о Демоне.
    Особенно мне понравилось стихотворение “Вечер после дождя”. Картина человеческой жизни переплетается с картиной природы. Поэт увидел, вернее, “приметил” цветок. Он так же одинок, как и поэт. Но Лермонтов глубже прячет свои чувства, введя в стихотворение образ девушки “в печали роковой”. И в конце стихотворения все смешалось: страдания поэта, девушки, цветка, который стоит один “меж омоченных трав”.
    Главу свою склонивши, он стоит,
    Как девушка в печали роковой:
    Душа убита, радость над душой;
    Хоть слезы льет из пламенных очей,
    Но помнит все о красоте своей.
    В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собою совершенство, гармонию.

  6. Лермонтов – все сочинения
    Созерцая красоту природы, человек переживает высокие мгновения, особенно если он поэт Мелодичная, образная и удивительно красочная поэзия М. Ю. Лермонтова свежа и интересна нам так же, как и его современникам. Ее не старят века, ибо она — творение гения.
    Природа в лирике Лермонтова олицетворена, полна драматизма, она \”активно участвует\” в судьбе поэта, отражает его настроение, чувства, переживания. Мотивы одиночества преобладают над всеми остальными.
    На севере диком стоит одиноко
    На голой вершине сосна.
    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
    Одета, как розой, она.
    Только природа может помочь поэту примириться с жизнью. Чутко вслушиваясь в окружающие звуки, Лермонтов умеет наполнить ими свою лирику, расцветить ее яркими красками, отражающими великолепие и гармонию в природе. Почему же нет ее в человеческих отношениях? Людям свойственно все усложнять, не идти навстречу друг другу.
    Тучки небесные, вечные странники!
    Степью лазурною, цепью жемчужною
    Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
    С милого севера в сторону южную.
    У Лермонтова — особая природа, в ней все подчинено законам, которые он наблюдает в жизни. Его поэзия многозначна, и если автор пишет о природе, то это обязательно о людях. Ибо природа величественна и прекрасна, а человек никак не может обрести покой в божественно красивом крае — России.
    Белеет парус одинокий
    В тумане моря голубом!..
    Под ним струя светлей лазури,
    Над ним луч солнца золотой,
    А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бурях есть покой!
    В поздней лирике природа часто становится умиротворяющей. Покой и безмятежность природы воспринимаются поэтом как благо. Он устал от житейских бурь, но чаще отвергает тишину — предвестницу могилы. Вообще темы природы и смерти в лирике Лермонтова тесно связаны, меняется лишь само отношение автора к своему возможному уходу. Порой он ждет его как избавления от земных мук, от горьких страданий.
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть;
    Я ищу свободы и покоя!
    Я б хотел забыться и заснуть!
    Но не тем холодным сном могилы…
    Я б желал навеки так заснуть,
    Чтоб в груди дремали жизни силы,
    Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь.
    Природа в стихах Лермонтова часто похожа на прекрасный \”божий сад\”. Для поэта тема природы и тема России неразрывно связаны. Он любуется просторами и красотой родины, но называет свою любовь \”странной\”, она не бездумна. Лермонтов видит не только красоту, но и убожество России. Ничего изменить в окружающем он не в силах, но вот любить свой край с его достоинствами и недостатками поэт умеет и учит этому нас.
    Люблю отчизну я, но странною любовью!..
    Но я люблю — за что, не знаю сам
    Ее степей холодное молчанье,
    Ее лесов безбрежных колыханье,
    Разливы рек ее, подобные морям.
    Принимая сердцем боль и радость отчизны, всматриваясь в мельчайшие явления окружающего мира, Лермонтов создает свой мир, гармоничный и справедливый.

  7. Выхожу один я на дорогу;
    Сквозь туман кремнистый путь блестит;
    Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
    И звезда с звездою говорит.
    Великий русский поэт М. Лермонтов безгранично любил свою Родину, свой народ и очень тонко чувствовал красоту русской природы. Поэтому неудивительно, что неотъемлемой частью его прозаических и лирических произведений являются пейзажные зарисовки. Описание природы в произведениях М. Лермонтова довольно часто выступают своеобразным фоном, на котором разворачиваются все действия произведения, а иногда они служат в качестве метафор для того, чтобы наиболее полно раскрыть образ того или иного героя, выявить скрытые оттенки его переживаний. Особенно ярко это проявляется в стихотворениях «Три пальмы», «Горные вершины», «Выхожу один я на дорогу» и многих других.
    При всем при этом мир природы в произведениях М. Лермонтова абсолютно самостоятельный и дисгармоничный — он почти всегда расколот на небо и землю, верх и низ. А своеобразной связью между небом и землей у Лермонтова являются горы. Они не подвластны разрушениям, незыблемы. Только при таких условиях можно достичь полной гармонии. Именно такие идеи наиболее характерны для раннего творчества М. Лермонтова.
    «Ревет гроза, дымятся тучи
    Над темной бездною морской,
    И хлещут пеною кипучей,
    Толляся, волны меж собой».
    В более поздней лирике описание природы уже очищено от преувеличений и словесных эмоциональных украшений. В этих пейзажах все точно, правдиво и просто. М. Лермонтов реже использует метафоры, сравнения и эпитеты.
    Так же безгранично, как и сам автор, любят русскую природу и персонажи его произведений. В поэме «Измаил-Бей» герой «как невесту в час свиданья, душой природу обнимал», а в поэме «Мцыри» «как брат, обняться с бурей был бы рад».
    В своих произведениях М. Лермонтов утверждает не только любовь к природе, но и любовь к земле, возделанной трудом простого русского народа. Это прямая связь с любовью к Родине, которая передается через отношение к природе. М. Лермонтов — поэт-романтик, поэтому вместо конкретного образа России в его произведениях часто появляется символический образ Родины.
    Любовь к Родине означает у поэта любовь к природе. Например, в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен» природу автор называет «царством дивным»:
    «Зеленой сенью трав подернут спящий…
    пруд,
    А за прудом село дымится — и встают
    Вдали туманы над полями.
    В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
    Глядит вечерний луч, и желтые листы
    Шумят под робкими шагами».
    В своем стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» для создания идеальной по красоте картины М. Лермонтов использует эмоциональные эпитеты: «мирный край», «таинственная сага», «душистая роса», «сладостный листок». Все эти средства направлены на то, чтобы показать успокоительное воздействие природы на человека и вместе с тем ее поэтичность. По своему настроению это стихотворение схоже с описанием «голосов природы» в поэме «Мцыри»:
    «Кругом меня цвел божий сад;
    Растений радужных наряд
    Хранил следы небесных слез,
    И кудри виноградных лоз
    Вились, красуясь меж дерев…»
    Природа в произведениях М. Лермонтова всегда наделена душой, полна таинственной, неизведанной жизни. Но осознавая трагичность своего одиночества, он не может добиться полного слияния с природой. Особенно выразительно это раскрывается в стихотворении «Выхожу один я на дорогу», которое можно отнести к числу наиболее чувственных произведений лирики М. Лермонтова. Блаженству умиротворения, царствующему в природе, спокойному сну земли «в сиянье голубом», тихой беседе звезд поэт противопоставляет муку неустанных вопросов, которые входят в противоречие с гармонией вселенной, и взволнованный мир человеческих чувств:
    «Жду ль чего? жалею ли о чем?
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть».
    Слова, на первый взгляд, звучащие безнадежно, вовсе не означают отказа автора от жизни. При всех ударах судьбы, при всей тяжести своего существования поэт не согласен на сон в холодной могиле, который ему словно предлагает природа.
    Особенно четко мысль разобщенности человека и природы видна в стихотворении «Три пальмы», в котором человек выступает как разрушитель, несущий в мир страдания и смерть:
    «По корням упругим топор застучал,
    И пали без жизни питомцы столетий».
    Завершается стихотворение апокалипсической картиной:
    «И ныне все дико и пусто кругом…».
    Это вполне закономерный результат противостояние человека и природы. Причем М. Лермонтов в этом противостоянии на стороне природы, а не человека, которого он осуждает:
    «Я думал: «Жалкий человек.
    Чего он хочет! небо ясно,
    Под небом места много всем,
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он — зачем?»
    Так неповторимо и многообразно раскрывается в лирике М. Лермонтова тема природы.

  8. Опальный ангел,
    с небом разлученный.
    Унывный демон,полюбивший ад,
    Ветров и 6ypь огромных странный
    брат,
    Душой внимавший песне звезд всезвонной.
    К Бальмонт
    Михаил Юрьевич Лермонтов — один из загадочных русских поэтов. К сожалению, он очень рано погиб: был убит на дуэли в неполные двадцать семь лет. Но успел за свою короткую жизнь так много.
    Уже в ранней лирике Лермонтова проявляется одна существенная особенность его творчества: оно субъективно и оригинально, что характерно для романтической поэзии.
    В уме своем я создал мир иной
    И образов иных существованье;
    Я цепью их связал между собой,
    Я дал им вид, но не дал им названья…
    Так писал поэт в стихотворении “Русская мелодия”.
    Что же за герой стоит в центре поэтического мира Лермонтова? Это “гордая душа”, способная на великие чувства. Но мир несовершенен, и чувство неудовлетворенности не покидает поэта. Лермонтов выразил в своей -поэзии настроение эпохи, — сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее.
    Дознание своей исключительности в мире, где царствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, на первый взгляд, посвященных природе. Но у поэта особенная природа: в ней все подчинено тем же законам, которые мы наблюдаем в нашем человеческом мире. Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. “Тихонько плачет” покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторвавшийся “от ветки родимой”, никому не нужный, “не знающий сна и покоя”. Как характерно то, что “до срока созрел он”. Ведь именно так напишет Лермонтов и о целом поколении, сравнив его с “плодом, до времени созрелым” (стихотворение “Дума”).
    Прием одушевления природных явлений — не редкость в поэзии. Лермонтов одним из первых в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. “Он был похож на вечер ясный”, — напишет поэт о Демоне.
    Особенно мне понравилось стихотворение “Вечер после дождя”. Картина человеческой жизни переплетается с картиной природы. Поэт увидел, вернее, “приметил” цветок. Он так же одинок, как и поэт. Но Лермонтов глубже прячет свои чувства, введя в стихотворение образ девушки “в печали роковой”. И в конце стихотворения все смешалось: страдания поэта, девушки, цветка, который стоит один “меж омоченных трав”.
    Главу свою склонивши, он стоит,
    Как девушка в печали роковой:
    Душа убита, радость над душой;
    Хоть слезы льет из пламенных очей,
    Но помнит все о красоте своей.
    В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собою совершенство, гармонию, особенно такие чувства вызывают небо и звезды. Гармония природы противопоставляется дисгармонии в душе человека:
    В небесах торжественно и чудно!
    Спит земля в сияньи голубом…
    Что же мне так больно и так трудно?
    Жду ль чего? жалею ли о чем?
    Природа может таить опасность, показаться враждебной человеку, как это происходит в поэме “Мцыри”: “И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота”, героя “жалит огонь безжалостного дня”.
    Но все чаще природа манит человека, как родная стихия, близкая его душе: “О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад”, “Глазами тучи я следил, рукою молнии ловил” (“Мцыри”).
    Природа для поэта — это великолепный, прекрасный “божий сад”. Лишь она может помочь забыться поэту, примириться с жизнью. Он желает, “чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел” над его изголовьем. И Мцыри высказывает ту же мечту перед смертью: “Ты перенесть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белых два куста… Трава меж ними так густа…” Только это помогает ему умереть, примирившись с судьбой, думая о любви: “И с этой мыслью я засну и никого не прокляну”.
    Поэту-романтику близки вершины великолепных гор, высокие, недоступные звезды, облака, тучи и бури. Но Лермонтов всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, он любит и “росой обрызганный душистый ландыш”, и “малиновую сливу под тенью сладостной зеленого листка”, и “холодный ключ”, играющий в овраге. В этих строчках из стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” Лермонтов не описывает конкретный пейзаж, а лишь вспоминает любимые картины природы. И они вызывают умиление, и мир предстает гармоничным и справедливым.
    Светает — вьется дикой пеленой
    Вокруг лесистых гор туман ночной;
    Еще у ног Кавказа тишина,
    Молчит табун, река журчит одна.
    Созерцая красоту природы.’Лермонтов переживает высокие мгновения. И это потому, что природа являет собою плоды рук Творца в чистом, неискаженном образе:
    Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе,
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу Бога!

  9. Лирика Лермонтова поражает и восхищает нас своей музыкальностью. Он умел передать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор в своей лирике. Музыкальность ощущается в каждом слове и в интонации. Не каждому лирику дано так тонко видеть и слышать мир, как это дано Лермонтову.
    Описания природы у Лермонтова пластичны и понятны. Он умел одухотворять и оживлять природу: утес, тучи, сосна, волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы радости встреч, горечь разлук, свобода, одиночество, грусть. Одна из ведущих тем творчества поэта — тема одиночества. Она воплощена в пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль. Сосна тоскует о пальме, от утеса улетела золотая тучка, одинокий парус качается на волнах голубого моря, дубовый лист сорвался с ветки и нигде не может найти приюта. Эти зарисовки заставляют нас задуматься о том, что даже в единении с природой лирический герой не может найти покоя, его охватывает чувство одиночества и тоски.
    В изображении картин природы у Лермонтова раскрываются размышления поэта о значении природы в духовной жизни человека. В стихотворении «Из Гете» поэт показывает, как спокойствие и умиротворение природы благотворно воздействует на душевное состояние человека, наполняет его душу покоем и радостью.
    Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы: Подожди немного, Отдохнешь и ты.
    Стихотворение читается как бы нараспев и создает особенное настроение. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать успокоительное воздействие природы на человека.
    В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» также показаны лирические картины природы: «румяный вечер», «златойутренний час», «желтеющая нива» и кивающий головкой ландыш, однако мы видим несоответствие, которое мешает в полной мере насладиться идиллической картиной природы. Когда цветет ландыш, то желтеющей нивы быть не может. Что это означает? Возможно, это просто собирательный образ природы, либо поэт хотел этим показать, что идеальной картины быть не может. Тем более, что Лермонтов говорит следующее:
    Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога
    Поневоле, есть над чем задуматься, ведь к богу обычно обращаются в самые тяжелые и безысходные минуты своей жизни. Тема одиночества звучит во многих стихах поэта, и, говоря об этом чувстве, Лермонтов неизменно обращается к картинам природы, будто пытается найти исцеление в ней.
    В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» мы видим, что спокойствию и блаженству, царящему в природе, противопоставлено душевное состояние героя, испытывающего муки и волнения.
    В небесах торжественно и чудно!
    Спит земля в сиянье голубом…
    Что же мне так больно и так трудно ?
    Жду ль чего ? жалею ли о чем ?
    На свои вопросы поэт сам дает ответ, и это придает стихотворению особенную тональность и остроту.
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть;
    Я ищу свободы и покоя!
    Я б хотел забыться и заснуть!
    Однако эти слова не означают желание расстаться с жизнью, а призывают к пробуждению дремлющей «жизни силы».
    В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов поднимает вопрос о разобщенности природы и человека. Здесь человек предстает как разрушитель, приносит в мир природы страдание и гибель:
    По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем.
    И в результате человеческих деяний стало «все дико и пусто кругом». Это закономерный итог варварского воздействия человека на природу.
    Читая лирику Лермонтова, мы поражаемся разнообразию образов природы, которые создал поэт. Природа и помогает человеку, и исцеляет и воодушевляет лирического героя. С другой стороны, изображаемые картины природы нередко созвучны смятенному и тоскливому состоянию души человека.
    Все это звучит в стихах. Думаю, что каждый человек может одно и то же стихотворение Лермонтова воспринимать по-своему и в зависимости от своего душевного состояния. Каждый может слышать и видеть в стихах свое, близкое именно ему.

  10. Человек и природа в лирике. Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова — тема одиночества. Обычно мы связываем это с мрачной эпохой, в ко­торую ему довелось жить, со светской средой, в которой он вра­щался. Принято противопоставлять «образы бездушные людей», принадлежащих к светскому обществу, светлому миру природы как вместилищу этических ценностей, олицетворению «естест­венного добра», противостоящего «испорченному свету».
    В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…», по­строенному на контрасте — «приличьем стянутые маски» и «родные места» поэта, — природа названа «царством дивным»:
    Зеленой сенью трав подернут спящий пруд.
    А за прудом село дымится — и встают Вдали туманы над полями.
    В аллею темную вхожу я: сквозь кусты Глядит вечерний луг, и желтые листы Шумят под робкими шагами.
    Эти картины оживляют душу поэта: «…я плачу и люблю…»
    Казалось бы, вот она — гармония, которую так тщетно ищет Лермонтов в мире людей, гармония — в единении с природой. Но перечитывая внимательно страницы лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова, невольно замечаешь, что у его лирического ге­роя нет полного слияния с природой, и чаще всего чувство мучи­тельного одиночества охватывает его и наедине с природой. Это воплощено в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чув­ствуется затаенная боль поэта. В стихах возникает образ сосны, тоскующей о пальме, одинокого утеса, от которого умчалась «туч­ка золотая», одинокого паруса, одинокого дубового листка, ото­рвавшегося от «ветки родимой» и нигде не находящего приюта.
    Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова — о роли природы в духовной жизни человека. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» лириче­ский герой испытывает умиротворяющее воздействие «румяного вечера», «златого утреннего часа», когда «волнуется желтеющая нива», кивают головками ландыши, играет по оврагу ключ, све­жий лес шумит при звуке ветерка. Для создания картины иде­альной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: сладост­ный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, та­инственная сага, мирный край.
    Все средства изобразительности направлены на то, чтобы по­казать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:
    Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе, —
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу Бога…
    Но каждый раз, как я читаю это стихотворение, меня что-то смутно беспокоит, задевает, не дает наслаждаться идиллической картиной. Загадка кроется в несоответствии — цветущий лан­дыш и желтеющая нива. Возможно ли это в реальной жизни? Что это? Ошибка поэта или намеренный намек на то, что гармо­ния возможна лишь в мечтах?
    По своему настроению стихотворение «Когда волнуется жел­теющая нива…» перекликается с описанием «природы голосов» в поэме «Мцыри»:
    Кругом меня цвел божий сад;
    Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез,
    И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев…
    Природа в поэме Лермонтова полна одушевления, огромной и таинственной жизни.
    «Волшебные, странные» голоса природы «речь свою вели о тайнах неба и земли», все вокруг Мцыри сливалось воедино в хвалебных одах создателю, но не человек:
    …не раздался
    В торжественный хваленья час Лишь человека гордый глас.
    Сознавая трагический характер своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой.
    С особенной выразительностью это раскрывается в стихотво­рении «Выхожу один я на дорогу…», принадлежащем к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Блаженству умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли «в сиянье голубом» Лермон­тов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармони­ей вселенной.
    Перекличка вопросов и ответов:
    Жду ль чего? Жалею ли о чем?
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть —
    придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказа от жиз­ни. При всей тяжести существования («Что же мне так больно и так трудно»), при всех ударах судьбы поэт противится холод­ному сну могилы. Еще дремлют в груди его силы жизни, еще до­рог ему сладкий голос песен. Сквозь торжественную и чудную тишину небес раздается голос поэта, протестующего против вечного сна, который ему словно предлагается засыпающей природой.
    Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выра­жена и в стихотворении «Три пальмы», где она приобретает не­ожиданно современный оттенок. Все мы сегодня обеспокоены вар­варским отношением человека к природе. В стихотворении «Три пальмы» человек предстает как разрушитель, он вносит в мир страдания и гибель:
    По корням упругим топор застучал,
    И пали без жизни питомцы столетий.
    А завершается стихотворение и вовсе апокалиптической кар­тиной:
    И ныне все дико и пусто кругом…
    Это закономерный итог вражды человека с природой. В этом противостоянии М. Ю. Лермонтов на стороне природы, он не мо­жет понять человека, осуждает его:
    Я думал: «Жалкий человек.
    Чего он хочет!., небо ясно,
    Под небом места много всем,
    Но беспрестанно и напрасно Один враждует он — зачем?»
    ( «Валерик»)
    Так многообразно раскрывается в лирике М. Ю. Лермонтова мысль о взаимозависимости человека и природы. Готовых отве­тов нет, но задуматься поэт заставляет.

  11. Лирический герой наедине не просто с природой, а с целой Вселенной — характерная для лермонтовской поэзии лирическая ситуация. Пейзажный фон в поэтических произведениях Лермонтова редко бывает детально проработанным. Небо и звезды — вот наиболее устойчивые атрибуты внешнего мира — мира природы — в лирике Лермонтова.
    Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда со звездою говорит.
    Пустыня, звезды, прочерченный в темноте вектор дороги задают пространственные координаты лермонтовского мира в стихотворении. При этом важнейший для лермонтовской лирики образ — образ дороги — получает обобщенное значение: дорога становится символом жизненного пути лирического героя. Горизонтальное измерение — герой движется вперед по дороге — сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя переводит движение в вертикальную плоскость, в символическое пространство всей Вселенной. Однако гармония в мире природы остается недоступной для лермонтовского героя: ему дано лишь испытать ностальгию по тому согласию и пониманию («В небесах торжественно и чудно!»), что царят во внешнем по отношению к нему мире:
    Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?
    «Свобода и покой» (почти пушкинские «покой и воля» — земная замена счастья) доступны лирическому герою лишь в том идеальном измерении бытия, где жизнь и смерть сливаются в вечный сон («Я б хотел навеки так заснуть»), подобный тому, что описан в первых строках стихотворения: «Спит земля в сиянье голубом». Земной же удел героя — вечный путь, поиск, удел странника и изгнанника.
    Метафорический образ жизненных странствий героя создается в стихотворении «Тучи». Путь лирического героя проходит по тому же «маршруту», что и путь «небесных тучек»:
    Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную.
    Природные реалии представлены в лермонтовском стихотворении через олицетворение («вечные странники», «вам наскучили нивы бесплодные»), однако «ожившие» тучки остаются, равнодушны к судьбе своего «собрата» по изгнанию: только лирическому герою дано трагическое осознание своей судьбы, тучки же — «вечно холодные, вечно свободные» — чужды его страданиям и переживаниям.
    Образы природы в лирике Лермонтова — не только источник поэтических сравнений и метафор. Они могут символически замещать лирического героя, который остается за кадром, вне изображаемого в лирическом произведении пространства. Так, например, дубовый листок (стихотворение «Листок»), сосна («Сосна»), утес («Утес») представляют лирическое «я» косвенно, благодаря проведению в стихотворениях сквозных мотивов, определяющих строй лермонтовской лирики. Мотив одиночества героя — универсальный мотив в лермонтовском творчестве — подчеркивается в каждом из этих произведений: дубовый листок, оторвавшийся «от ветки родимой», становится символом бесцельного и бесприютного скитальчества одинокого лермонтовского героя; сосна только в грезах может увидеть «прекрасную пальму», дотянувшись взглядом до «пустыни далекой», — однако несбыточность мечты в стихотворении подчеркивается повтором ключевого слова — «один»:
    На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна.
    Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.
    И даже символ непроницаемости и неуязвимости — каменный утес — обречен в лермонтовском мире на вечное и безысходное одиночество:
    Одиноко
    Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
    Мотив одиночества прочитывается в этом стихотворении одновременно в двух планах: едва намеченная линия трагической неразделенной любви («Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана») наполняется дополнительным смыслом — стихотворение становится лирическим рассказом об экзистенциальном одиночестве и непрочности любых человеческих связей в этом мире.
    Вместе с тем через образы природы в лирике Лермонтова воссоздается и тот идеальный мир, в который лирический герой уносится мечтой, памятью или воображением. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» именно мир природы в знакомых герою с детства чертах противостоит маскарадному, подложному, насквозь пропитанному фальшью и неискренностью пестрому социуму. «Спящий пруд», туман над полями, темная аллея, опавшие и теперь шуршащие под ногами желтые листья — все это приметы подлинного, по-настоящему реального мира, воссозданного памятью героя. В образах природы материализуется мечта о прошлом, греза, лишь на время заменившая наскучившую, утомительную реальность. Из луча заходящего солнца в воспоминании рождается образ возлюбленной («Люблю мечты моей созданье/С глазами, полными лазурного огня») — зыбкий, ускользающий, но все-таки полный жизни. Не случайно в описании облика девушки Лермонтов прибегает к сравнениям из мира природы (« С улыбкой розовой, как молодого дня//3а рощей первое сиянье») — это единственная возможность сохранить подлинные черты дорогого лирическому герою лица.
    Подлинный облик Родины запечатлевается в поэзии Лермонтова также через конкретные природные реалии — «желтеющую ниву», скромную «чету белеющих берез», «дымок спаленной жнивы». Пейзаж в стихотворении строится по принципу перехода от общего плана к крупному: лирическая перспектива постепенно сужается, и от картины «разливов рек» и «степей безбрежных колыханья» остается только убранное уже поле с оставленными на нем скирдами, а затем в поэтическом фокусе появляется крупным планом «чета белеющих берез». Цветовая палитра сведена к минимуму — желтый, белый и черный. Однако это и есть Родина, образ которой строится через частные и малозначимые, на первый взгляд, детали и вызывает подлинные, искренние чувства поэта:
    Люблю Отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой…
    Прозаические реалии, в том числе и реалии природные, становятся в стихотворении «Родина» основой подлинно поэтического образа России. Та же «желтеющая нива», которая устойчиво связывается в лирике Лермонтова с образом Родины, появляется и в стихотворении «Когда волнуется…». Несовместимые с точки зрения соответствия закономерностям биологической жизни природные реалии — ландыш и «малиновая слива» — становятся знаками природной гармонии, к которой приобщается лирический герой Лермонтова. Картина, сотканная из автономных деталей, позволяет поэтически воссоздать краткое мгновение экзистенциального прозрения — «ив небесах я вижу бога». Образы природы — это знаки надежды, возможности обретения душевного равновесия и гармонии, к которым так стремится герой Лермонтова.
    Таким образом, в лирике Лермонтова конкретные картины природы соединяются с космическим ее видением, а реальный план визуального изображения всегда имеет символическое, философское измерение. Природа — это мир, противопоставленный лирическому герою, мир, который прекрасен и недостижим для него. Приобщение к идеальному совершается в лирике Лермонтова через мечту, грезу, память, прозрение — но совершается уже не в земной жизни, а в прекрасном
    «живом сне».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *