Сочинение на тему человек славен добрыми делами 6 класс обществознание
4 варианта
Вернёмся к нашим главным вопросам: что такое добро и кого называют добрым? Мы выскажем свою точку зрения, а ты можешь согласиться с ней или предложить свой ответ.
Когда мы говорим «добро», то имеем в виду всё хорошее, всё полезное, всё, что помогает жить и защищает жизнь.
Почему заплакал Принц? Очевидно, потому, что почувствовал угрызения совести. А почему он решил помогать людям? Возможно, потому, что у него появилось прекрасное чувство сострадания к несчастным жителям его города.
Это, наверное, самое главное. Важно, конечно, проявить сочувствие, но ещё важнее сделать доброе дело, помочь, выручить, порой даже рискуя собой. И от этого становится, как говорят, тепло на сердце. Ведь Ласточка рисковала, согласившись помочь людям. Она ведь могла замёрзнуть, а доброе дело согрело её.
Добрым называют человека, который…
Стоп. Давайте ещё подумаем.
Главное правило доброго человека
На свете много разных правил. Есть правила русского языка, есть правила дорожного движения, есть правила игры в футбол и т. д.
А что ты знаешь о морали? Мораль — это правила доброго поведения. Моральных правил тоже много, и все они очень важны для нас. Но есть среди них самое главное, которое называют золотым правилом морали (нравственности).
Почему его называют золотым? Потому, что это правило кратко и точно отвечает на главный для каждого из нас вопрос: как следует относиться к другим людям? Относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе. Лучше не скажешь!
А как ты хочешь, чтобы относились к тебе? Ответ напрашивается сам собой: хорошо, по-доброму. Ибо какой нормальный человек пожелает себе плохого?
Золотое правило требует от нас доброго отношения к другому человеку. Это самое дорогое, самое ценное из всех отношений, которые складываются между людьми.
Золотое правило действует всегда. Потому что во все времена человеку бывает приятно, тепло, уютно, когда он встречает доброе отношение к себе. Счастливы бывают оба — и тот, к кому по-доброму отнеслись, и тот, кто поступил по-доброму, т. е. морально. Наверное, поэтому главное правило морали называют золотым.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ
Возникло золотое правило морали давным-давно. Рассказывают, что к китайскому мудрецу Конфуцию, который жил более двух тысяч лет назад, пришёл ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». Это и было золотое правило.
Существует также древнееврейский рассказ о нетерпеливом молодом человеке. Он просил умных людей изложить ему содержание священных книг так коротко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И один знаменитый учёный сказал ему: «Не делай никому того, чего не хочешь, что было бы сделано тебе». И это тоже было золотое правило.
А в начале нашей эры оно прозвучало из уст Иисуса Христа: «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Так золотое правило вошло в жизнь людей и живёт уже тысячи лет.
Осознание родины к каждомуиз людей приходит по-своему. Но приходит время – и каждый понимает неразрывное единство с родной землей. Ведь на этой земле возросли наши деды и родители, на ней учили ходить мы и сделают первые шаги наши потомки. Испокон века обороняли эту землю наши предки, берегли ее как ценнейшее сокровище. Она всегда была их богатством, которым гордились и защищали. А, беря от природы ее дары, люди понимали, что этих щедрот будет значительно больше, если они будут беречь природу. В наше время перед людьми остро явилась экологическая проблема. Это связано с тем, что люди решили стать хозяевами природы, начали ее подчинять себе. Вследствие работы производств перепачкались реки. Увеличение пахотных земель привело к уничтожению лесов. Вонючее Каховское водохранилище было когда-то живописной землей. Пошли под воду кудрявые вербы над прудами. А когда-то красивое и богатое Аральское море высохло, так как из него выкачали воду на орошение засушливых районов. Потомкам в наследство остались только прекрасные рисунки Арала. Люди необдуманно эксплуатируют природу, а иногда просто не задумываются над следствиями своих поступков. Безответственность привела к Чернобыльской катастрофе, от которой пострадали огромные регионы Украины, Беларуси, России. Вследствие аварии погибло сотне людей. А сколько инвалидов, села и города заражены радионуклидами. Радиационный фон и до сих пор, через восемнадцать лет после аварии превышает допустимые нормы. Мне кажется, что атомные электростанции вообще тзапретить, ведь пока они существуют, страна – в опасности. Осушение болот оставило людей без питьевой воды. А вследствие изменения русла реки появились подтопленные жилые массивы. Река исчезнувшая, оставив по себе только название. ЕСТЬ набережная вдоль несуществующей реки. И таких фактов можно привести множество. И равнодушные люди, которые просто наблюдали за уничтожением природы. Досадно, но таких среди нас немало. Неужели нужно уничтожить, чтобы потом возрождать? Неужели люди учат только на ошибках? Нужно в конце концов понять, что человек – это частичка большой матери-природы, которую не следует покорять, а жить с ней в гармонии. Любить и беречь родную землю, заботиться о ее благополучии – вот в чем заключается патриотизм
Говорят, что человек славен добрыми делами, и это действительно так. Нет другого способа заслужить уважение среди людей, кроме добрых поступков. Так случается иногда, что человек очень хорошо умеет общаться, умеет понравиться собеседнику, очаровать чувством юмора. Но время проходит, и замечаешь, что слова у этого человека расходятся с делом, и тогда уважение к такому человеку пропадает.
Бывает и по-другому… ничем человек внешне не выделяется, а все равно его с ним все хотят дружить.
В прошлом году появился у нас в классе новенький, Коля Грищенко. Маленького роста, стеснительный мальчик. Девочкам такие не нравятся, мальчикам с ним тоже было скучно, он был тихий и молчаливый. Учился тоже плохо, на тройки. Ничем не примечательный персонаж, в общем. Но со временем стало известно, что наш Коля очень любит всякую живность. Он подкармливает бездомных собак и кошек, дома у них живут три кота и даже голубь со сломанным крылом. Коля даже умудряется пристраивать в хорошие руки бездомных котят и щенков, хотя сейчас мало кто берет животных с улицы, все хотят породистых и ухоженных питомцев.
Когда в классе об этом узнали, Коля на время стал героем в классе. То есть раньше его даже особо не замечали, теперь же всем стало интересно, зачем это ему нужно. Некоторые мальчики начали над Колей шутить, говорить, что он «мать Тереза», и все в таком роде. Но большинство моих одноклассников Колю зауважали, потому что и правда человек что-то делает для других. Не просто себе живет в свое удовольствие, как большинство из нас, а старается быть полезным миру.
Нельзя сказать, что Коля сразу прославился, но многих из нас его поступки заставили задуматься. Многие раньше вообще не замечали этих кошек и собак, не считали это проблемой. Несколько человек тоже стали подкармливать бездомных животных по Колиному примеру. Вообще мне кажется, что мы все стали немножко добрее и человечнее, и все благодаря Коле.
Даже на этом маленьком примере видно, что поступки говорят громче слов. Одно маленькое доброе дело может неожиданно принести заметные плоды. Лично меня восхищает Колина скромность. О его питомцах в классе узнали совершенно случайно, он никому не рассказывал и не считает, что делает что-то особенное. Мы привыкли хвастаться друг перед другом новыми смартфонами, но хвастаться тут особо нечем, по большому счету. А человек бескорыстно делает что-то для других и не видит в этом ничего особенного. Мне кажется, если мы все будем бескорыстно совершать добрые поступки, как Коля, мир станет немного добрее.
Методическая разработка урока обществознания:
«Человек славен добрыми делами»
(6 класс)
Цель урока:
– подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым.
Задачи урока:
Образовательная: сформировать у учащихся представление о добрых делах, добрых поступках, «золотом правиле морали».
Развивающая: развивать коммуникативные способности школьников, логическое мышление, умение работать с различными источниками информации, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
Воспитательная: воспитывать чувство доброты, умение сочувствовать другим, показать на конкретных примерах доброту отношений между людьми, воспитывать чувство патриотизма.
Ход урока.
Организационный этап.
-Здравствуйте, ребята. На нашем уроке сегодня присутствуют гости. Давайте поприветствуем их (дети здороваются с гостями).
Проверим вашу готовность к уроку. У вас на столах должны быть учебники, тетради, дневник.
-Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся, добра и радости.
Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.
(Просмотр короткометражного фильма “Человек из очереди”.
Обсуждение с детьми данного фильма)
-Что мы увидели, в чем смысл данного фильма, что мотивировало людей на данные поступки?
-Чтобы грамотнее формулировать свои мысли, давайте ответ начинать с таких слов:
Я считаю, что…
Я думаю, что…
– Мне кажется, что…
Формулируем тему урока : «Человек славен добрыми делами»
Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Подберите синонимы к слову «ДОБРО» (добродушие, добросердечие, благо, человечность,Учитель записывает слова на доске, затем читает определение слова «добро» в словаре Ожегова)
-Ребята, попробуйте составить словосочетания с данными словами.
По вашему мнению, какое словосочетание кажется вам самым важным? Как понять, что человек добрый и у него добрая душа и доброе сердце?
Работа в группах.
Ребята, сейчас вы должны разделиться на группы. Каждая группа получит пакет с заданиями. Из слов, находящихся в пакете, вам необходимо составить по одной пословице.( После проделанной работы пословицы зачитываются и обсуждаются с классом).
«От добра худа не бывает»
«Лихо помнится, а добро не забудется»
«Худо тому, кто добра не делает никому»
«За добро злом не платят»
«Учись доброму – дурное на ум не пойдет»
Обобщение и систематизация знаний.
-Ребята, какой вывод мы можем сделать? (Все пословицы говорят нам о добре, добро должно делаться бескорыстно и безвозмездно, человек, совершающий добрый поступок, чувствует всегда душевное спокойствие)
Мотивация учебной деятельности учащихся.
-А сейчас я хочу представить вашему вниманию фрагмент рассказа Александра Васильевича Круглова «В канун сочельника» (учитель читает фрагмент рассказа).
– Батюшки мои! Родимые! Ох, беда – бедешенька! — вдруг точно вырвался откуда-то болезненный крик, выделившись отчетливо среди общего говора и гама, царивших на платформе.
– Что это? — вопросительно посмотрели мы с Петей друг на друга.
И мы бросились туда, где уже собралась небольшая кучка людей.
— Батюшки мои! Сердешные! Что же мне теперь делать-то?
Какая-то старуха в нагольном полушубке, в поношенном платке на голове сидела на холодных плитах платформы и рыдала.
– Что ты ревешь? Что такое случилось? — спрашивали ее.
– Ох, батюшки! Тошнехонько мне… помрет он теперь… не видючись со мной, помрет…
– Да что у тебя?.. Эй, бабка, слышь: что случилось? — обратился к ней жандарм, протискиваясь сквозь толпу.
– Билет, родненький, билет…
– Что — билет? Утеряла?
– То-то и есть, милые мои… утеряла…
– Да, ты поищи хорошенько!
– Искала уж, касатик, сбилась искамши… да нету-ти!.. Что мне теперь делать-то?
– Без билета нельзя! Оставаться придется!..
– Ну, ничего, в городе веселее, — пошутил кто-то, но сейчас же, поняв всю непристойность шутки, юркнул в толпу и скрылся.
– Ох, горе мое лютое!.. Умрет он теперь… умрет! — рыдала баба.
– Кто умрет?
– Сыночек мой, сыночек, болезные!
– Отчего умрет?.. Болен он разве?
– Дюжо (очень) болен… дюжо… Грамотку получила… Без надеждушки болен… И деньги-то я у чужих людей заняла, хоть последние-то минуточки захвачу, думала… увижу его… А што теперь мне?
И она в отчаянии упала лицом на холодные камни.
– Экая беда! — пожалел кто-то из толпы.
– Внимательней надо быть… не так, — посоветовал солидный господин в енотовой шубе.
– Жалко, бедную, жалко! — покачал головою купец и отошел в сторону.
– А ты далеко едешь, бабушка? — вдруг обратился к лежавшей старухе Петя.
Он все время стоял сосредоточенный и несколько бледный. Его, видимо, взволновало горе старухи. Он и теперь говорил не совсем твердым голосом.
-Далеко ли едешь? — повторил он снова, толкнув старуху, которая ничего не ответила на его первый вопрос.
– До Н-ой станции, кормилец! — произнесла она, не подымая головы. — До Н-ой станции…
– Далеко это?
– Далеко, далеко…
Рыдания душили ее.
Петя посмотрел на меня.
Я понял его взгляд. Мне и самому было глубоко жаль бедной старухи…
– Далеко ведь, — шепотом произнес я, желая помочь и в то же время чувствуя, что дать надо много, пожалуй… все!
– Сын умирает… Неужели, Саша, тебе… Я вспыхнул и поспешно ответил приятелю:
– Нисколько…
– Тогда…
Он не закончил и бросился бегом в вокзал. Я последовал за ним и догнал его уже у кассы. Все деньги были у него.
– Что стоит до Н-ой станции? — дрожащим голосом промолвил Петя, подходя к оконцу кассы.
– Которого класса?
– Третьего!
– Пять рублей сорок!
Петя молчал с секунду, видимо еще колеблясь.
– Дайте! — произнес он громче обыкновенного и подал кассиру две трехрублевые бумажки — все наше богатство!
Через минуту мы были уже около старухи, которую подымал жандарм.
– Бабушка, бабушка, возьми вот! — сказал Петя, подавая ей билет.
– Касатик ненаглядный! Да где же ты нашел? — воскликнула старуха.
– У дверей нашли!..
– Милые вы мои!.. Дай вам Бог…
Она быстро упала на колени и поклонилась нам в землю.
Петя побежал от нее с такой поспешностью, будто он спасался от погони.
Я бросился за ним.
Когда мы уже сбегали с крылечка вокзала, раздался второй звонок.
Едва переводя дух, уставшие, остановились мы посреди улицы и молча взглянули друг на друга.
Я не знаю, что в эту минуту чувствовал Петя, но мне было как-то особенно хорошо, так хорошо, как никогда еще я не чувствовал себя… именно в эту минуту…
– Домой? — спросил я тихо Петю.
– Куда же? — отвечал он вопросом. И мы пошли домой…
Почти всю дорогу мы молчали. Только подходя к дому, Петя обратился ко мне:
– Тебе не жаль?
Я ничего не отвечал,
– Нельзя было, Саша… ведь сын умирает, а мы… Как она рыдала!.. Обойдемся и без елки один год! Я рад… ей-Богу рад!
Я и сам был рад. Мне было жалко, что мы остались без елки, но в то же время чувствовалось, что дело сделано хорошее, что иначе и не следовало… Я сердцем сознавал, что, поступи иначе, может быть, воспоминание о рыдающей старухе отравило бы все наше веселье…
Мы остались без елки – и все-таки нам было весело…
При виде нарядной елки у купца мне стало невольно грустно от мысли, что вот и у нас могла бы быть такая же… Но только на одну минуту смутилось мое сердце, полное счастья.
Это было то внутреннее, глубокое счастье, которое испытываешь только тогда, когда чувствуешь себя виновником чужой радости, когда сознаешь, что хотя чуточку людского горя да убавил, что чрез тебя хотя одною слезою меньше стало в мире!.. Года пройдут, и не забудешь этих минут… Счастье, счастье!.. Есть одно только счастье, друзья мои! Наше счастье — в счастье других. Счастлив тот, кто разливает вокруг себя радость, свет: облегчает горе, осушает слезы! И нет тяжелее муки, как сознание, что чрез тебя плачет кто-нибудь в мире. Скоро ли, долго ли, но эти слезы отравят всю твою радость, все твое шумное, блестящее веселье — мнимое, ошибочное счастье жизни!
-Ребята, какой вывод можно сделать после того, как вы прослушали этот отрывок ? (Счастлив тот, кто дарит другим людям добро. Вот это настоящее счастье)
-Как вы думаете, а есть ли специальные правила добрых людей? Давайте сформулируем золотое правило морали: относитесь к людям так, как вы хотите, чтобы относились к вам.
Применение знаний и умений в новой ситуации.
-А встречали ли вы в жизни добрых людей? (Дети рассказывают, аргументируя ответ)
-На прошлом уроке вам было дано задание подготовить информацию про добрые поступки детей в наше время (Дети приводят свои примеры. Происходит обсуждение ответов в классе).
Рефлексия.
-Сегодня мы говорили с вами на уроке на тему: « Человек славен добрыми делами». Какой вывод можно сделать из всего того, о чем мы с вами беседовали ? (Делай добро, не жди награды, просто делай. Счастье – это, когда ты делаешь доброе дело и помогаешь людям. Если хочешь, чтобы хорошо относились к тебе, относись так и сам к людям)
-Наш урок подходит к концу. Сейчас я хочу услышать от вас ответ на вопрос: нужны ли нам такие уроки? Что мы узнали на этом уроке? Чему научились? Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников?
Домашнее задание.
Сформулировать и записать в тетради три правила, которыми вы будете руководствоваться в жизни.
Вернёмся к нашим главным вопросам: что такое добро и кого называют добрым? Мы выскажем свою точку зрения, а ты можешь согласиться с ней или предложить свой ответ.
Когда мы говорим «добро», то имеем в виду всё хорошее, всё полезное, всё, что помогает жить и защищает жизнь.
Почему заплакал Принц? Очевидно, потому, что почувствовал угрызения совести. А почему он решил помогать людям? Возможно, потому, что у него появилось прекрасное чувство сострадания к несчастным жителям его города.
Это, наверное, самое главное. Важно, конечно, проявить сочувствие, но ещё важнее сделать доброе дело, помочь, выручить, порой даже рискуя собой. И от этого становится, как говорят, тепло на сердце. Ведь Ласточка рисковала, согласившись помочь людям. Она ведь могла замёрзнуть, а доброе дело согрело её.
Добрым называют человека, который…
Стоп. Давайте ещё подумаем.
Главное правило доброго человека
На свете много разных правил. Есть правила русского языка, есть правила дорожного движения, есть правила игры в футбол и т. д.
А что ты знаешь о морали? Мораль — это правила доброго поведения. Моральных правил тоже много, и все они очень важны для нас. Но есть среди них самое главное, которое называют золотым правилом морали (нравственности).
Почему его называют золотым? Потому, что это правило кратко и точно отвечает на главный для каждого из нас вопрос: как следует относиться к другим людям? Относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе. Лучше не скажешь!
А как ты хочешь, чтобы относились к тебе? Ответ напрашивается сам собой: хорошо, по-доброму. Ибо какой нормальный человек пожелает себе плохого?
Золотое правило требует от нас доброго отношения к другому человеку. Это самое дорогое, самое ценное из всех отношений, которые складываются между людьми.
Золотое правило действует всегда. Потому что во все времена человеку бывает приятно, тепло, уютно, когда он встречает доброе отношение к себе. Счастливы бывают оба — и тот, к кому по-доброму отнеслись, и тот, кто поступил по-доброму, т. е. морально. Наверное, поэтому главное правило морали называют золотым.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ
Возникло золотое правило морали давным-давно. Рассказывают, что к китайскому мудрецу Конфуцию, который жил более двух тысяч лет назад, пришёл ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». Это и было золотое правило.
Существует также древнееврейский рассказ о нетерпеливом молодом человеке. Он просил умных людей изложить ему содержание священных книг так коротко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И один знаменитый учёный сказал ему: «Не делай никому того, чего не хочешь, что было бы сделано тебе». И это тоже было золотое правило.
А в начале нашей эры оно прозвучало из уст Иисуса Христа: «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Так золотое правило вошло в жизнь людей и живёт уже тысячи лет.
Осознание родины к каждомуиз людей приходит по-своему. Но приходит время – и каждый понимает неразрывное единство с родной землей. Ведь на этой земле возросли наши деды и родители, на ней учили ходить мы и сделают первые шаги наши потомки. Испокон века обороняли эту землю наши предки, берегли ее как ценнейшее сокровище. Она всегда была их богатством, которым гордились и защищали. А, беря от природы ее дары, люди понимали, что этих щедрот будет значительно больше, если они будут беречь природу.
В наше время перед людьми остро явилась экологическая проблема. Это связано с тем, что люди решили стать хозяевами природы, начали ее подчинять себе. Вследствие работы производств перепачкались реки. Увеличение пахотных земель привело к уничтожению лесов. Вонючее Каховское водохранилище было когда-то живописной землей. Пошли под воду кудрявые вербы над прудами. А когда-то красивое и богатое Аральское море высохло, так как из него выкачали воду на орошение засушливых районов. Потомкам в наследство остались только прекрасные рисунки Арала. Люди необдуманно эксплуатируют природу, а иногда просто не задумываются над следствиями своих поступков. Безответственность привела к Чернобыльской катастрофе, от которой пострадали огромные регионы Украины, Беларуси, России. Вследствие аварии погибло сотне людей. А сколько инвалидов, села и города заражены радионуклидами. Радиационный фон и до сих пор, через восемнадцать лет после аварии превышает допустимые нормы.
Мне кажется, что атомные электростанции вообще тзапретить, ведь пока они существуют, страна – в опасности. Осушение болот оставило людей без питьевой воды. А вследствие изменения русла реки появились подтопленные жилые массивы. Река исчезнувшая, оставив по себе только название. ЕСТЬ набережная вдоль несуществующей реки. И таких фактов можно привести множество. И равнодушные люди, которые просто наблюдали за уничтожением природы. Досадно, но таких среди нас немало. Неужели нужно уничтожить, чтобы потом возрождать? Неужели люди учат только на ошибках? Нужно в конце концов понять, что человек – это частичка большой матери-природы, которую не следует покорять, а жить с ней в гармонии. Любить и беречь родную землю, заботиться о ее благополучии – вот в чем заключается патриотизм
Говорят, что человек славен добрыми делами, и это действительно так. Нет другого способа заслужить уважение среди людей, кроме добрых поступков. Так случается иногда, что человек очень хорошо умеет общаться, умеет понравиться собеседнику, очаровать чувством юмора. Но время проходит, и замечаешь, что слова у этого человека расходятся с делом, и тогда уважение к такому человеку пропадает.
Бывает и по-другому… ничем человек внешне не выделяется, а все равно его с ним все хотят дружить.
В прошлом году появился у нас в классе новенький, Коля Грищенко. Маленького роста, стеснительный мальчик. Девочкам такие не нравятся, мальчикам с ним тоже было скучно, он был тихий и молчаливый. Учился тоже плохо, на тройки. Ничем не примечательный персонаж, в общем. Но со временем стало известно, что наш Коля очень любит всякую живность. Он подкармливает бездомных собак и кошек, дома у них живут три кота и даже голубь со сломанным крылом. Коля даже умудряется пристраивать в хорошие руки бездомных котят и щенков, хотя сейчас мало кто берет животных с улицы, все хотят породистых и ухоженных питомцев.
Когда в классе об этом узнали, Коля на время стал героем в классе. То есть раньше его даже особо не замечали, теперь же всем стало интересно, зачем это ему нужно. Некоторые мальчики начали над Колей шутить, говорить, что он «мать Тереза», и все в таком роде. Но большинство моих одноклассников Колю зауважали, потому что и правда человек что-то делает для других. Не просто себе живет в свое удовольствие, как большинство из нас, а старается быть полезным миру.
Нельзя сказать, что Коля сразу прославился, но многих из нас его поступки заставили задуматься. Многие раньше вообще не замечали этих кошек и собак, не считали это проблемой. Несколько человек тоже стали подкармливать бездомных животных по Колиному примеру. Вообще мне кажется, что мы все стали немножко добрее и человечнее, и все благодаря Коле.
Даже на этом маленьком примере видно, что поступки говорят громче слов. Одно маленькое доброе дело может неожиданно принести заметные плоды. Лично меня восхищает Колина скромность. О его питомцах в классе узнали совершенно случайно, он никому не рассказывал и не считает, что делает что-то особенное. Мы привыкли хвастаться друг перед другом новыми смартфонами, но хвастаться тут особо нечем, по большому счету. А человек бескорыстно делает что-то для других и не видит в этом ничего особенного. Мне кажется, если мы все будем бескорыстно совершать добрые поступки, как Коля, мир станет немного добрее.
Методическая разработка урока обществознания:
«Человек славен добрыми делами»
(6 класс)
Цель урока:
– подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым.
Задачи урока:
Образовательная: сформировать у учащихся представление о добрых делах, добрых поступках, «золотом правиле морали».
Развивающая: развивать коммуникативные способности школьников, логическое мышление, умение работать с различными источниками информации, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
Воспитательная: воспитывать чувство доброты, умение сочувствовать другим, показать на конкретных примерах доброту отношений между людьми, воспитывать чувство патриотизма.
Ход урока.
Организационный этап.
-Здравствуйте, ребята. На нашем уроке сегодня присутствуют гости. Давайте поприветствуем их (дети здороваются с гостями).
Проверим вашу готовность к уроку. У вас на столах должны быть учебники, тетради, дневник.
-Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся, добра и радости.
Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.
(Просмотр короткометражного фильма “Человек из очереди”.
Обсуждение с детьми данного фильма)
-Что мы увидели, в чем смысл данного фильма, что мотивировало людей на данные поступки?
-Чтобы грамотнее формулировать свои мысли, давайте ответ начинать с таких слов:
Я считаю, что…
Я думаю, что…
– Мне кажется, что…
Формулируем тему урока : «Человек славен добрыми делами»
Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Подберите синонимы к слову «ДОБРО» (добродушие, добросердечие, благо, человечность,Учитель записывает слова на доске, затем читает определение слова «добро» в словаре Ожегова)
-Ребята, попробуйте составить словосочетания с данными словами.
По вашему мнению, какое словосочетание кажется вам самым важным? Как понять, что человек добрый и у него добрая душа и доброе сердце?
Работа в группах.
Ребята, сейчас вы должны разделиться на группы. Каждая группа получит пакет с заданиями. Из слов, находящихся в пакете, вам необходимо составить по одной пословице.( После проделанной работы пословицы зачитываются и обсуждаются с классом).
«От добра худа не бывает»
«Лихо помнится, а добро не забудется»
«Худо тому, кто добра не делает никому»
«За добро злом не платят»
«Учись доброму – дурное на ум не пойдет»
Обобщение и систематизация знаний.
-Ребята, какой вывод мы можем сделать? (Все пословицы говорят нам о добре, добро должно делаться бескорыстно и безвозмездно, человек, совершающий добрый поступок, чувствует всегда душевное спокойствие)
Мотивация учебной деятельности учащихся.
-А сейчас я хочу представить вашему вниманию фрагмент рассказа Александра Васильевича Круглова «В канун сочельника» (учитель читает фрагмент рассказа).
– Батюшки мои! Родимые! Ох, беда – бедешенька! — вдруг точно вырвался откуда-то болезненный крик, выделившись отчетливо среди общего говора и гама, царивших на платформе.
– Что это? — вопросительно посмотрели мы с Петей друг на друга.
И мы бросились туда, где уже собралась небольшая кучка людей.
— Батюшки мои! Сердешные! Что же мне теперь делать-то?
Какая-то старуха в нагольном полушубке, в поношенном платке на голове сидела на холодных плитах платформы и рыдала.
– Что ты ревешь? Что такое случилось? — спрашивали ее.
– Ох, батюшки! Тошнехонько мне… помрет он теперь… не видючись со мной, помрет…
– Да что у тебя?.. Эй, бабка, слышь: что случилось? — обратился к ней жандарм, протискиваясь сквозь толпу.
– Билет, родненький, билет…
– Что — билет? Утеряла?
– То-то и есть, милые мои… утеряла…
– Да, ты поищи хорошенько!
– Искала уж, касатик, сбилась искамши… да нету-ти!.. Что мне теперь делать-то?
– Без билета нельзя! Оставаться придется!..
– Ну, ничего, в городе веселее, — пошутил кто-то, но сейчас же, поняв всю непристойность шутки, юркнул в толпу и скрылся.
– Ох, горе мое лютое!.. Умрет он теперь… умрет! — рыдала баба.
– Кто умрет?
– Сыночек мой, сыночек, болезные!
– Отчего умрет?.. Болен он разве?
– Дюжо (очень) болен… дюжо… Грамотку получила… Без надеждушки болен… И деньги-то я у чужих людей заняла, хоть последние-то минуточки захвачу, думала… увижу его… А што теперь мне?
И она в отчаянии упала лицом на холодные камни.
– Экая беда! — пожалел кто-то из толпы.
– Внимательней надо быть… не так, — посоветовал солидный господин в енотовой шубе.
– Жалко, бедную, жалко! — покачал головою купец и отошел в сторону.
– А ты далеко едешь, бабушка? — вдруг обратился к лежавшей старухе Петя.
Он все время стоял сосредоточенный и несколько бледный. Его, видимо, взволновало горе старухи. Он и теперь говорил не совсем твердым голосом.
-Далеко ли едешь? — повторил он снова, толкнув старуху, которая ничего не ответила на его первый вопрос.
– До Н-ой станции, кормилец! — произнесла она, не подымая головы. — До Н-ой станции…
– Далеко это?
– Далеко, далеко…
Рыдания душили ее.
Петя посмотрел на меня.
Я понял его взгляд. Мне и самому было глубоко жаль бедной старухи…
– Далеко ведь, — шепотом произнес я, желая помочь и в то же время чувствуя, что дать надо много, пожалуй… все!
– Сын умирает… Неужели, Саша, тебе… Я вспыхнул и поспешно ответил приятелю:
– Нисколько…
– Тогда…
Он не закончил и бросился бегом в вокзал. Я последовал за ним и догнал его уже у кассы. Все деньги были у него.
– Что стоит до Н-ой станции? — дрожащим голосом промолвил Петя, подходя к оконцу кассы.
– Которого класса?
– Третьего!
– Пять рублей сорок!
Петя молчал с секунду, видимо еще колеблясь.
– Дайте! — произнес он громче обыкновенного и подал кассиру две трехрублевые бумажки — все наше богатство!
Через минуту мы были уже около старухи, которую подымал жандарм.
– Бабушка, бабушка, возьми вот! — сказал Петя, подавая ей билет.
– Касатик ненаглядный! Да где же ты нашел? — воскликнула старуха.
– У дверей нашли!..
– Милые вы мои!.. Дай вам Бог…
Она быстро упала на колени и поклонилась нам в землю.
Петя побежал от нее с такой поспешностью, будто он спасался от погони.
Я бросился за ним.
Когда мы уже сбегали с крылечка вокзала, раздался второй звонок.
Едва переводя дух, уставшие, остановились мы посреди улицы и молча взглянули друг на друга.
Я не знаю, что в эту минуту чувствовал Петя, но мне было как-то особенно хорошо, так хорошо, как никогда еще я не чувствовал себя… именно в эту минуту…
– Домой? — спросил я тихо Петю.
– Куда же? — отвечал он вопросом. И мы пошли домой…
Почти всю дорогу мы молчали. Только подходя к дому, Петя обратился ко мне:
– Тебе не жаль?
Я ничего не отвечал,
– Нельзя было, Саша… ведь сын умирает, а мы… Как она рыдала!.. Обойдемся и без елки один год! Я рад… ей-Богу рад!
Я и сам был рад. Мне было жалко, что мы остались без елки, но в то же время чувствовалось, что дело сделано хорошее, что иначе и не следовало… Я сердцем сознавал, что, поступи иначе, может быть, воспоминание о рыдающей старухе отравило бы все наше веселье…
Мы остались без елки – и все-таки нам было весело…
При виде нарядной елки у купца мне стало невольно грустно от мысли, что вот и у нас могла бы быть такая же… Но только на одну минуту смутилось мое сердце, полное счастья.
Это было то внутреннее, глубокое счастье, которое испытываешь только тогда, когда чувствуешь себя виновником чужой радости, когда сознаешь, что хотя чуточку людского горя да убавил, что чрез тебя хотя одною слезою меньше стало в мире!.. Года пройдут, и не забудешь этих минут… Счастье, счастье!.. Есть одно только счастье, друзья мои! Наше счастье — в счастье других. Счастлив тот, кто разливает вокруг себя радость, свет: облегчает горе, осушает слезы! И нет тяжелее муки, как сознание, что чрез тебя плачет кто-нибудь в мире. Скоро ли, долго ли, но эти слезы отравят всю твою радость, все твое шумное, блестящее веселье — мнимое, ошибочное счастье жизни!
-Ребята, какой вывод можно сделать после того, как вы прослушали этот отрывок ? (Счастлив тот, кто дарит другим людям добро. Вот это настоящее счастье)
-Как вы думаете, а есть ли специальные правила добрых людей? Давайте сформулируем золотое правило морали: относитесь к людям так, как вы хотите, чтобы относились к вам.
Применение знаний и умений в новой ситуации.
-А встречали ли вы в жизни добрых людей? (Дети рассказывают, аргументируя ответ)
-На прошлом уроке вам было дано задание подготовить информацию про добрые поступки детей в наше время (Дети приводят свои примеры. Происходит обсуждение ответов в классе).
Рефлексия.
-Сегодня мы говорили с вами на уроке на тему: « Человек славен добрыми делами». Какой вывод можно сделать из всего того, о чем мы с вами беседовали ? (Делай добро, не жди награды, просто делай. Счастье – это, когда ты делаешь доброе дело и помогаешь людям. Если хочешь, чтобы хорошо относились к тебе, относись так и сам к людям)
-Наш урок подходит к концу. Сейчас я хочу услышать от вас ответ на вопрос: нужны ли нам такие уроки? Что мы узнали на этом уроке? Чему научились? Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников?
Домашнее задание.
Сформулировать и записать в тетради три правила, которыми вы будете руководствоваться в жизни.