Сочинение на тему человек в литературе

11 вариантов

  1. Литература способна играть важную роль в формировании эстетических взглядов. Книги, относящиеся к классике, смогли пройти через непростые испытания временем, поэтому они действительно могут помочь осмыслить жизнь и ее трудности, а также развить умение высказывать свои мысли.
    К примеру, мир героев в творениях Данте – многогранный и даже замысловатый. Погружаясь во время чтения в «Божественную комедию», складывается впечатление, как будто дотрагиваешься к истории. Спасибо автору за его гениальность, ведь благодаря ему любой с легкостью сможет перенестись в средневековую Италию. Он способен воссоздавать реалии своей эпохи. Чувство погружения в иной мир сложно сравнить с чем-либо, и это возможно только с помощью великого поэта.
    Читая повесть Гоголя «Тарас Бульба», восторгаешься смелостью запорожских казаков. Читатель полностью погружается в быт людей того времени. Нелегко становится на душе, когда в конце произведения главного героя Тараса Бульбу вместе с его сыном отправляют на казнь поляки. Это очень жестоко и несправедливо.
    Книга не является просто вещью, украшающей интерьер в доме, это отдельный очень интересный и необычный мир, в котором можно ощутить самые разнообразные эмоции и пережить множество чувств. Невозможно представить Землю, на которой не существует книги.

  2. «Маленький человек» в русской литературе

    Автор: Разное
    Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуто творчество многих русских писателей.
    Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин. В «Повестях Белкина», законченных в 1830 году, писатель рисует не только картины дворянско-уездного быта («Барышня-крестьянка»), но и останавливает внимание читателей на судьбе «маленького человека».
    Уже в рассказах сентименталистов, особенно у Карамзина (повесть «Бедная Лиза»), был показан «маленький человек». Это был идеализированный образ, мало реалистический.
    Пушкин делает первую попытку объективно, правдиво изобразить «маленького человека». Герою повести «Станционный смотритель» чужды сентиментальные страдания, у него свои горести, связанные с неустроенностью жизни.
    Стоит где-то на перекрестке проезжих дорог небольшая почтовая станция. Здесь живут чиновник 14-го класса Самсон Вырин и его дочь Дуня — единственная радость, скрашивающая нелегкую жизнь смотрителя, полную покрикиваний и проклятий проезжающих. И вдруг ее увозят в Петербург, увозят тайно от отца. Самое страшное то, что Дуня уехала с гусаром по своей воле. Переступив порог новой, богатой жизни, она отказалась от отца. Самсон Вырин едет в Петербург, чтобы «вернуть заблудшую овечку», но его выгоняют из дома Дуни, и в конце концов за свою дочь он получает несколько ассигнаций. «Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел…» Вырин умирает в одиночестве, и никто не замечает его смерти. О таких, как он, Пушкин пишет в начале повести: «Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее».
    Жизненная правда, сочувствие к «маленькому человеку», оскорбляемому на каждом шагу начальниками, стоящими выше по чину и положению, — вот что мы чувствуем, читая повесть. Пушкину дорог этот «маленький человек», живущий в горе и нужде. Демократизмом и гуманностью проникнута повесть, так реалистично изображающая «маленького человека».
    В 1833 году появляется «Медный всадник» Пушкина, в котором «маленький человек» с трагической судьбой выражает робкий протест против бесчеловечного самодержавия. «Добро, строитель чудотворный! —//Шепнул он, злобно задрожав, —//Ужо тебе!..»
    Традиции Пушкина продолжили и развили Гоголь, Достоевский, Чехов.
    В повести «Шинель» идея гуманного отношения к «маленькому человеку», которая скрыто присутствует во всех гоголевских произведениях, выражается прямо и решительно.
    Акакий Акакиевич Башмачкин — «вечный титулярный советник». Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение находит он в переписке бумаг. Он любовно выводил буквы чистым, ровным почерком и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и нужду, и заботы о пище и уюте. Даже дома он думал лишь о том, что «что-то бог пошлет переписывать завтра».
    Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни — новая шинель. «Он сделался как-то живее, даже тверже характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность…» Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, «…существование его сделалось как-то полнее…» Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость и грусть. Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа.
    Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость его была непродолжительной. Когда он возвращался ночью домой, его ограбили. И никто из окружающих не принимает участия в несчастливом чиновнике. Напрасно Башмачкин искал помощи у «значительного лица». Его даже обвинили в бунте против начальников и «высших». Расстроенный Акакий Акакиевич простужается и умирает. В финале маленький, несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира. Умирая, он «сквернохульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство». Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду.
    Не из-за шинели умирает «маленький человек». Он становится жертвой бюрократического «бесчеловечья» и «свирепой грубости», которая, как утверждал Гоголь, таится под маской «утонченной, образованной светскости». В этом глубочайший смысл повести.
    Преступное равнодушие проявляет высшее петербургское общество к капитану Копейкину (в поэме Гоголя «Мертвые души»). Оно оказалось черствым, бездушным не просто к маленькому человеку, но защитнику Родины, герою войны 1812 года, инвалиду, лишившемуся всяких средств к существованию… Недаром дальнейшая судьба капитана Копейкина связывается с бунтом: предупреждение о том, что терпение забитых и униженных когда-нибудь кончится, что всему есть предел. А уж если широкая русская душа взбунтовалась, то горе тем, кто притеснял и обижал бедного человека.
    Духом гоголевской «Шинели» проникнут роман Достоевского «Бедные люди». Это рассказ о судьбе того же «маленького человека», раздавленного горем, отчаянием и социальным бесправием. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой, потерявшей родителей и преследуемой сводней, раскрывает глубокий драматизм жизни этих людей. Макар и Варенька готовы ради друг друга на любые лишения. Макар, живя в крайней нужде, помогает Варе. И Варя, узнав о положении Макара, приходит ему на помощь. Но герои романа беззащитны. Их бунт — «бунт на коленях». Никто не может помочь им. Варю увозят на верную гибель, а Макар остается один со своим горем. Разбита, искалечена жизнь двух прекрасных людей, разбита жестокой действительностью.
    Достоевский раскрывает глубокие и сильные переживания «маленьких людей».
    Любопытно отметить, что Макар Девушкин читает «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинель» Гоголя. Он с сочувствием относится к Самсону Вырину и неприязненно к Башмачкину. Наверное, потому, что видит в нем свое будущее. Итак, Достоевский, сложнейший и противоречивейший художник-реалист, с одной стороны, показывает «униженного и оскорбленного» человека, и сердце писателя переполняется любовью, состраданием и жалостью к этому человеку и ненавистью к сытым, пошлякам и развратникам, а с другой — высказывается за смирение, покорность, призывая: «Смирись, гордый человек!»
    Жертвой в обществе произвола и беззакония оказывается Мармеладов из романа Достоевского «Преступление и наказание». Этот спившийся отставной чиновник говорит Раскольникову: «В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто». Мармеладов поясняет свою мысль: «Бедность не порок, нищета — порок», ибо в бедности еще не извращается в самом бедняке чувство человеческого достоинства; нищий же перестает быть человеком, перестает уважать себя, сам себя унижает, достигая последней степени нравственного падения.
    Далее в развитии образа «маленького человека» намечается тенденция «раздвоения». С одной стороны, из среды «маленьких людей» появляются разночинцы-демократы, а их дети становятся революционерами. О Добролюбове скажет Некрасов: «Какой светильник разума угас!» С другой стороны, «маленький человек» опускается, превращаясь в ограниченного мещанина. Наиболее отчетливо мы наблюдаем этот процесс в рассказах Чехова «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре».
    Учитель Беликов — человек не злой по характеру, но робок и замкнут. В условиях, когда действовала формула: «Раз не разрешает циркуляр, то и нельзя», — он становится страшной фигурой в городе.
    Все живое, движущееся вперед, пугало Беликова, во всем он видел «элемент сомнительности». Не мог Беликов устроить и личную жизнь. Увидев однажды свою невесту на велосипеде, он был очень удивлен и отправился для объяснения к ее брату, считая, что женщине не к лицу кататься на велосипеде. Итогом разговора была ссора Беликова с Коваленко, после которой учитель умер. С радостью хоронили горожане Беликова, но и после его смерти печать «беликовщины» осталась на жителях города. Беликов продолжал жить в их сознании, он пропитал насквозь их души
    страхом.
    С течением времени «маленький человек», лишенный собственного достоинства, «униженный и оскорбленный», вызывает у передовых писателей не только сострадание, но и осуждение. «Скучно вы живете, господа», — сказал Чехов своим творчеством «маленькому человеку», смирившемуся со своим положением. С тонким юмором высмеивает писатель кончину Ивана Червякова, с уст которого всю жизнь не сходит лакейское «Вашество». В тот же год, что и «Смерть чиновника», появляется рассказ «Толстый и тонкий». Чехов вновь выступает против обывательщины, против лакейства. Хихикает, «как китаец», склонившись в подобострастном поклоне, коллежский служака Порфирий, встретив своего бывшего друга, который имеет высокий чин. Забыто чувство дружбы, связывавшее этих двух людей.
    Рисуя образы «маленьких людей», писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость, что впоследствии приводит «маленького человека» к деградации. Но у каждого из этих героев есть что-то в жизни, что помогает ему переносить существование: у Самсона Вырина — дочь, радость жизни, у Акакия Акакиевича — шинель, у Макара Девушкина и Вареньки — их любовь и забота друг о друге. Потеряв эту цель, они гибнут, не сумев пережить утраты.
    «Маленькие люди» — люди низших сословий, и язык их — народный, в нем встречаются просторечие («прибрать, старый дурак»), канцелярские слова («циркуль»), выражение «я имею кое-что сказать». Для усиления эмоционального звучания образа писатели используют несобственно-прямую речь (например, рассказ о горе старого смотрителя ведется от третьего лица, хотя он сам рассказывает о случившемся).
    Чехов для более полной обрисовки героя использует прием рассказа в рассказе. О герое говорит другой человек, знающий его и дающий оценку его действиям (учитель Буркин в рассказе «Человек в футляре», ветеринарный врач Иван Иванович в рассказе «Крыжовник»). Все приемы обрисовки героев направлены на более глубокое раскрытие образов «маленьких людей».
    В заключение хочется сказать, что человек не должен быть маленьким. В одном из писем к сестре Чехов восклицал: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!» Зоркий глаз художника, подмечая пошлость, лицемерие, тупость, видел и другое — красоту хорошего человека. Таков, например, доктор Дымов, герой рассказа «Попрыгунья», человек, который живет для счастья других, скромный врач, с добрым сердцем, красивой душой. Дымов умирает, спасая ребенка от болезни.
    Вот и получается, что не так уж мал этот «маленький человек».

  3. Вкладывая огромный труд в развитие литературы, и создавая свои шедевры, писатели раскрывали самые разнообразные проблемы и темы. Среди наиболее распространенных в эпоху реализма стала тема маленького человека, которую поднимали многие писатели девятнадцатого века.

    Образ маленького человека

    Раскрывая в сочинении тему судьбы и образа маленького человека в русской литературе, мы понимаем, что люди из низкой социальной иерархии являются его прообразом. Это простые люди, у которых имелись свою проблемы, переживания, беды и радости. Как пишет Достоевский в своей работе Бедные люди, маленький человек не хуже других. Он просто не блещет, не имеет лоска, но он прежде всего, человек.
    Наиболее ярко тему маленького человека и его образ раскрывают Пушкин, Достоевский и Гоголь. Изучая их работы, мы понимаем, что и образы маленьких людей разнообразны, и они могут сильно отличаться от других не только возрастом, но и характерами. Однако их всех объединяет скромное место в обществе. Именно Пушкин стал первым писателем, который стал писать о простых людях. Данная тематика прослеживается в таких произведениях Пушкина, как Станционный смотритель, Выстрел, Барышня-крестьянка. Особенно яркой работой стала повесть Пушкина Станционный смотритель, где писатель изображает Самсона Вырина — чиновника низшего класса, скромного человека с почтовой станции. С помощью образа главного героя, писатель хотел показать, что не существовало маленьких людей. Ведь каждый человек выполняет главную и отведенную ему роль. Вот только само общество не хотело реагировать на проблемы маленького человека, который также имел право на счастье.
    В сочинении-рассуждении на тему маленького человека хочется вспомнить и работу Гоголя под названием Шинель, где также раскрывается образ и проблема маленького человека. В данной работе мы видим обычного служащего в департаменте, который занимается писаниной, и не желает выполнять какие-либо другие поручения, так как вполне был доволен своей жизнью. У Гоголя маленький человек с ограниченным внутренним миром, незаметный и незначительный. Если нужно было проявить сообразительность, то гоголевский персонаж начинал волноваться. Он так разуверился в себе, что не желал совершенствоваться и двигаться вперед. Единственной его целью было накопление средств, чтобы приобрести новую шинель. Он достиг желаемого, но тут же получил сильный психологический удар. Его шинель кто-то украл, а окружающие только над ним посмеялись. И чиновник умирает, чтобы воскреснуть и начать борьбу за справедливость. Этим Гоголь показывает, что даже маленькие люди могут стать сильными и постоять за себя.

  4. 4
    Текст добавил: мечтающий пацан

    В начале прошлого столетия, в силу развивающихся событий, образовывается качественно новый виток в художественной литературе. На рубеже эпох меняется не столько модель повествования, сколько образ человека, задающего тон времени. На смену одним нравственным принципам приходят другие, и человек встает перед выбором – какой путь культурного наследия пойдет на пользу, и как это повлияет на дальнейшие события. Двадцатый век до упора натягивает ударно-спусковой механизм для потрясающего выстрела как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
    (К. Юон “Новая планета”)
    На самом деле человек сам создает новую эру, попадая в ее освещение бессмертным образцом эпохального героя. Так, в двадцатом столетии, не минуя революционный период, происходит фанатичная идеализация образа советского человека. В новый мир приходит новый человек. И сразу попадает под перо массы писателей с разносторонними взглядами и спорными убеждениями. Литература делится на две основные категории – реализм и модернизм. Постепенно романтика отходит на второй план, на ее место приходят драмы иных событий.
    Человек, как инструмент литературных жанров, в этот неспокойный период, насыщенный бесконечными новшествами, также приобретает разные лица. Продолжительное время он упорно развивался как положительный герой – продукт социалистического строя. Это был незыблемый эталон, которому, не в пример предшественникам, должен был соответствовать советский гражданин. Многие русские авторы, такие как И.Бунин, В.Набоков, В.Синкевич и прочие, покинув страну советов, пишут очерки из зарубежья. Таким образом они обходят цензуру и наложенные табу на прямую критику происходивших событий, начиная с Великой Октябрьской революции, описывая события большевицкого террора.

  5. Роль русской литературы очень трудно переоценить. Эта роль многогранна, как и сама литература. Горький писал: «Наша литература – наша гордость».
    «Вершиной мирового гуманизма» – называют русскую литературу. Классическая русская литература – это образец для многих людей. Все тот же Максим Горький писал: «Гигант Пушкин – величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой, … , Достоевский, чародей языка Островский – не похожие друг на друга, как это может быть у нас Руси», а мы добавим, что они наши пророки, учителя, совесть нации.
    К их творчеству, к творчеству других русских писателей человек обращается всю свою жизнь: ищет ответы на волнующие душу вопросы, постигает науку взаимоотношений людей, полов, учится жить.
    Великими писателями-психологами есть Ф.Достоевский, Л.Толстой, А.Чехов. На примере их литературных героев мы понимаем, что такое добро и зло, что помогает человеку развиваться и идти дальше. Мы понимаем, что такое соблазн, который ведет к нравственному падению человека. Читая их произведения, мы учимся делать правильный выбор в жизни, разбираться в людях и в себе самом, объективно оценивать окружающий мир.
    О Тургеневе Белинский писал, что он писатель, в душе которого «вся скорбь и вопросы русского народа». А еще, по словам того же Белинского, этот писатель обладает умением необыкновенно изображать картины русской природы. Описанные им пейзажи воспитывают любовь к Родине, чувство патриотизма. Социально-психологические романы Тургенева раскрывают тонкую душу русской женщины.
    Говоря о русской литературе, нельзя не вспомнить о русской поэзии, ведь творчество многих русских поэтов знаменито на весь мир.

  6. 6
    Текст добавил: Тво МалЕньКий аНгеЛоЧик

    Кто такие “лишние люди”? Они обладают огромными возможностями, талантом, которому никак не найдут применение. Они не могут увидеть перспективу, поэтому часто во избежание скуки идут развлекаться. Проще и легче вряд ли станет. Праздные развлечения лишь будут разрушать их. Они приводят к азартным играм, дуэлям. Некоторые люди, которые исследовали данную проблему, считают Александра Чацкого первопроходцем в этом плане. Данный персонаж имел место в пьесе “Горе от ума”, написанной Грибоедовым. Пережитки для него ничего не значат, а в пьесе этот дворянин очень много говорит, но мало делает.

    Онегин – самый яркий представитель

    (Картина Ю. М. Игнатьева по роману “Евгений Онегин”)
    Самым ярким представителем образа “лишних людей” является Евгений Онегин, о котором писал Пушкин. Дворянин молодой, образован. Он крутится в светском обществе, но не имеет определенных целей. Он начинал что-либо делать, но не мог закончить это. Онегин несчастен, у него не складывается ни в дружбе, ни в любви. Белинский сравнивал Онегина с русским обществом, которое описано в поэзии. Николаевская Россия часто была представлена дворянами, которые разочаровались в жизни и устали от нее.

    Печорин, Обломов, Базаров

    (Григорий Печорин)

  7. …В тиши не устающим слухом ловит.
    Далекий зов другой души.
    Произведения конца XIX — начала XX в. знаменуют собой новый период в литературе. Писатели- реалисты искали свою дорогу в искусстве, но снова и снова обращались они к человеку, новыми путями шли они к его познанию, пытались раскрыть перед читателями его мысли и чувства. Писатели выводят образы иных героев, во многом, однако, созвучные образам, созданным в XIX в.
    У И. А. Бунина, А. И. Куприна, В. Г. Короленко — у каждого из них есть свои излюбленные темы и герои.
    Бунин любит изображать запустение дворянских усадеб, вечер и ночь, грустную осень. К человеку, его сложному душевному миру автор приходит через образы природы, и это отражается на названиях рассказов: «Поздний час», «Холодная осень», «Худая трава». И человек в произведениях Бунина близок к жизни природы, тонко чувствует поэзию запустения. Есть в его рассказах и люди, живущие одним бытом, но и в быте автор находит прекрасное:
    Люблю цветные стекла окон И сумрак от столетних лип, Звенящей люстры серый кокон И половиц прогнивших скрип.
    Бунин часто не дает своему герою имени, но каждый человек в его произведениях запоминается и без этого. Бунинские крестьяне наделены такими чертами индивидуальности, что иногда забываешь, что эти литературные персонажи — вымысел автора: настолько Бунин их почувствовал со всеми их бедами и муками.
    Возьмем небольшой рассказ Бунина «Старуха»: «Эта глупая уездная старуха сидела на лавке в кухне и рекой лилась, плакала». В одной фразе заключается весь сюжет. Автор внимателен к жизни старухи, к ее прошлому и настоящему, к ограниченным жизнью желаниями и разрушенному скучно-злыми хозяевами маленькому счастью. Старуха одна по-настоящему искренна среди пестрого притворного мира слепых удовольствий.
    Бунин чуток к правде и фальши, искусственной театральности. По сравнению с плачем старухи, остальное — «притворно-отчаянный крик», и все-то ложь рядом с беспросветной жизнью кухарки: «молодые люди, мнящие себя футуристами», «предсгавляющийся поэтом дакей». Вспоминается купринское: «Человек все извратил, усложнил, перековеркал — ив природе, и в самом себе».
    Произведения Бунина трудно пересказывать, так как главную роль в них играет не сюжет, а быстротечные, противоречивые настроения человека, «наслоение», переплетение времен и воспоминаний. Бунин ищет разгадку, разрешение двойственности, мучительных исканий человека в «Чистом понедельнике», где образ героини рассказа связан с городом ресторанов и «капустников», и тихих монастырей.
    Бунин открывает неожиданно сильные чувства человека в «Солнечном ударе». Мысль о краткой земной, но чудесной любви пронизывает его рассказы из цикла «Темные аллеи» и многие стихотворения.
    …Ищу яв этом мире сочетанья Прекрасного и тайного, как сон…
    В своей мечте о гармоничной любви Бунин воплощает стремление каждого человека: .. .Пусть я живу мечтою странной, Туманной и обманчивой мечтой…
    И Куприн обращается к человеку, к высшим его возможностям. В «Олесе», в «Гранатовом браслете» он ищет идеал человека в любви. Герои Куприна — люди слабые, добрые, застенчивые, они обостренно осознают свою неспособность к решительным действиям и не могут измениться. Они живут какой-нибудь мечтой или ежедневной встречей.зари, как Иван Тимофеевич из «Олеси», инженер Бобров из повести «Молох», подпоручик Козловский из «Дознания», Лапшин из «Прапорщика армейского». Куприн любил сильных людей, его привлекали волевые натуры. Но героем повести «Поединок» он делает Ромашова, человека неловкого в слабости. Ему доступна мысль писателя. При всем своем умении рассуждать, Назанский не может словами выразить того, что чувствует Ромашов, глядя на вечернюю зарю. Назанский — герой нетипичный, несколько неожиданный для Куприна. Ему принадлежат ключевые слова: «Мимо нас плывет сложная, кипящая, огромная жизнь». Но Ромашов осознает это глубже Назанского, и потому и протест, и главная роль принадлежит Ромашову.
    Куприн подмечает невольное тяготение человека к пути, к чужому и неизведанному. Отчего Ромашов ходит на вокзал, смотрит на сияющие поезда, следит с грустью «за красным фонариком»?
    Человек стремится к красивой жизни, которая видна в окнах вагонов, и в неведении принимается за счастливую. Ромашову хочется ее видеть, и он грустит оттого, что она, как сияющий поезд, пролетает мимо.
    Творчество Куприна отличает обостренная жалость к «маленьким» людям. Пример тому — такие поразительные страницы, как описание встречи Ромашова с затравленным и больным солдатом Хлебниковым, ищущим смерти на железнодорожных путях. И по-купрински думает Ромашов о солдатах: «Вот их сто человек в нашей роте, и каждый из них — человек с мыслями, с чувствами, со своим особенным характером, с житейским опытом, с личными привязанностями и антипатиями». Людей с различными характерами, мыслями и чувствами и исследует писатель: от татарина в «Дознании» до Хлебникова в «Поединке», от Бек-Агамалова до Ромашова, от царя Соломона до мелкого чиновника Желткова.
    Короленко — писатель-гуманист, и наиболее полно его авторская позиция выразилась в рассказах «Без языка», «Чудная», «Река играет».
    В рассказе «Река играет» автор чувствует себя лучше не с людьми начитанными и оторванными от жизни, спорящими о книжных избитых фразах и их различных трактовках, а с крестьянами, с Тюлиным. Тюлин — тот человек, которого не берут во внимание спорящие.
    Короленко в жизни старался помогать конкретным людям, и это находит отражение в его творчестве: он Тюлину даже фамилию не смог сменить, настолько живо автору запомнился перевозчик на реке Ветлуге.
    Короленко — единственный, кто повествует о душе конвоира, жандарма. Герой рассказа «Чудная» не жесток, он способен понять человека из чуждого ему мира. И неслучайно здесь выбрана форма монолога, откровенного рассказа.
    Автор пытается вместе с героями повести «Без языка» совместить родину и счастье, как в «Чудной» — мир народный и мир народничества. И у Короленко, и у Бунина, и у Куприна человек находится в поиске свободы.
    Писатели конца XIX — начала XX в. погружаются в мир мечты человека, робкой, наивной и прекрасной одновременно, они своими произведениями откликаются на «далекий зов другой души».

  8. Кто-то великий сказал: «Все человечество любить намного проще, чем одного конкретного человека». Абстрактная любовь всегда ограничивается лишь общими фразами, высказываниями о необходимости работать на благо будущего, во имя прогресса. Сразу вспоминается Петя Трофимов из пьесы Чехова «Вишнёвый сад». Во втором действии он произносит монолог о людях, которые ничего не делают во благо человечеству. Заключает свой монолог такими словами:
    Я боюсь и не люблю очень серьезных физиономий, боюсь серьезных разговоров. Лучше помолчим!
    Действительно, двадцатисемилетний Петя, вечный студент, облезлый барин, способен только говорить. Он даже университет закончить не может, что уж говорить о работе, о конкретном деле. Недальновидный и неделикатный бездельник, он прикрывает своё убожество высокими речами. Ведь сказать – не сделать. Но в отечественной литературе достаточно примеров, где рисуется истинная и искренняя любовь к человеку.
    Первым о любви к человеку заговорил А.С.Пушкин. Его идея милосердия пронизывает такие произведения, как «Станционный смотритель», «Медный всадник», «Капитанская дочка». Его милосердие – памятник как маленьким несчастным людям (Евгений, Самсон Вырин), нуждающимся в защите и помощи, так и прощение отчаявшимся смельчакам (Емельян Пугачёв).
    Подхватил знамя милосердия, любви к человеку Ф.М.Достоевский. В романе «Преступление и наказание» он создал образ Сони Мармеладовой, в котором отразилась величайшая любовь ко всем обездоленным. Откуда в этой хрупкой девушке столько силы? Мачеха, отправившая её на панель в семнадцатилетнем возрасте, осознав своё деяние, на коленях просит прощения у падчерицы. А Соня не только не винит, напротив, она любит эту женщину всей душой. Она помогает и ей, и её детям, и нуждающемуся в похмелье отцу, а тот не брезгует деньгами дочери, заработанными таким образом. Она говорит обо всех с состраданием, с мукой, жалея мачеху, обвиняя себя в несправедливом к ней отношении, когда та попросила у неё воротничок из данных Елизаветой на продажу, а она отказала, возразив, что Екатерине Ивановне в нём и ходить-то некуда. Соня с искренним страданием говорит об этом: «…и так ей тяжело-тяжело стало, что я отказала, и так это было жалко смотреть». Этого сострадания и любви хватает у Сонечки и для убийцы Раскольникова.
    Родион Романович, измучавшись своим состоянием после убийства старухи-процентщицы, выбирает Соню в доверенное лицо, которому можно рассказать о своей проблеме. Его выбор пал на Соню, потому что она грешница, а он убийца. Но девушка воспринимает его горе настолько искренне, что «глаза её, доселе полные слёз, засверкали», «она…, вся дрожа, точно в припадке…» смотрела на Раскольникова огневым взглядом. «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо», – говорит она требовательно. И как бы в это не хотел поверить Родион, он идёт указанным Соней путём. В её словах истина – любовь к людям, страдание, принятое на себя. «Он смотрел на Соню и чувствовал, как много на нём было её любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят». Любовь девушки на каторге всё-таки спасает Раскольникова, именно в тот момент, когда он понимает, что без неё нет любви, а значит, нет жизни.
    В пьесе М.Горького «На дне» одним из главных образов является странник Лука. Его появление в ночлежке вносит в атмосферу лучик светлого тёплого чувства. С порога Лука приветствует всех, называя ночлежников «народ честной». Когда Бубнов ему возражает, он отвечает пословицей: «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают… так-то. Где тут, милая, приспособиться мне?» Каждая его фраза содержит тепло сердца, ему хватает терпения выслушивать страдания всех обитателей ночлежки. Он не произносит ни одного бранного слова. И для каждого у него есть добрые сердечные слова, советы, утверждения. Анна тянется к нему больше всех, ей плохо, и она просит, чтобы дедушка с ней посидел, поговорил. Успокаивая умирающую, Лука говорит: «Смерть — она все успокаивает… она для нас ласковая… Помрешь — отдохнешь, говорится… верно это, милая!» Для Натальи у него свои слова утешения, к Пеплу другой подход, он рекомендует ему уходить из ночлежки, не слушать Василису, так как та сама справится со своим мужем. Актёру он советует воздержаться от пития, готовиться к лечебнице. Его кредо «Во что веришь, то и есть…» – на самом деле и есть истина. Он верит в лучшее в человеке, и люди рядом с ним становятся добрее, честнее, смелее. Уход Луки из ночлежки – не бегство. Он дал веру, дал шанс найти себя, но люди не смогли воспользоваться этим, поэтому так трагично заканчивается пьеса.
    Любовь к человеку, конкретному, страдающему, болезному так невыносимо тяжела, если это любовь искренняя, честная, настоящая. Жаль, что это понимает не каждый. Говорить о любви к человечеству намного проще… Русская литература учит любви к каждому человеку.

  9. Древнерусская литература, включающая в себя и былины, и сказки, и жития святых и, и (позднее) повести, являет собой не просто памятник культуры. Это уникальная возможность знакомства с жизнью, бытом, духовным миром и нравственными принципами наших далеких предков, своеобразный мостик, соединяющий современность и старину. Итак, каков же он, древнерусский герой литературы? Первое, что следует отметить: изображение человека вообще в древнерусской литературе весьма своеобразно. Автор умышленно избегает точности, определенности, детализации, указывающих на конкретный характер. Профессиональная деятельность или принадлежность к определенной социальной категории определяют личность. Если перед нами монах – важны его монашеские качества, если князь – княжеские, если богатырь – богатырские. Жизнь святых изображается специально вне времени и пространства, являясь эталоном этических норм. Раскрытие характера героя повествования происходит через описание его поступков (деяний, подвигов) . Автор не уделяет внимания причинам, побудившим героя к тому или иному поступку, мотивировка остается за кадром. Древнерусский герой – цельная и бескомпромиссная личность, живущая по принципу: “цель вижу, препятствий не замечаю, в себя верю”. Его образ будто вырублен из гранитного монолита, поступки основаны на незыблемой уверенности в правоте своего дела. Деятельность его направлена на благо родной земли, на благо сограждан. Былинный богатырь, например, – собирательный образ защитника Родины, пусть и наделенный определенными сверхъестественными способностями, образец гражданского поведения. Кем бы ни был герой – он мужественен, честен, добр, великодушен, предан своей Родине и народу, никогда не ищет собственной выгоды, православный христианин. Это человек сильный, гордый и необыкновенно упрямый. Очевидно, это фантастическое упрямство, столь великолепно описанное Н. В. Гоголем в повести “Тарас Бульба”, и позволяет человеку добиться выполнения задачи, определенной им самим для себя. Например, св. Сергий Радонежский наотрез отказывается стать митрополитом, Феврония, вопреки своему социальному статусу, становится княгиней, Илья Муромец, не просто обороняет Киев, а по своему разумению истребляет врагов земли русской. Характерной чертой героя древнерусской литературы является отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям разных национальностей. При всем патриотизме отсутствует агрессивность. Так в “Слове о полку Игореве” борьба с половцами рассматривается как оборона русского народа от неожиданных грабительских набегов. В былине “Сказание о хождении киевских богатырей в Царьград” “…отпускают во Царьград молода Тугарина и учат заклинать, чтоб им на Русь не бывать век по веку. ” Святой Сергий Радонежский, благословляя князя Дмитрия на битву с Мамаем, говорит: “Иди против варваров, великое отвергши сомнение, и Бог поможет тебе. Врагов победишь и здоровым в свое отечество возвратишься. ” Женские образы древнерусской литературы несут в себе созидание, тепло семейного очага, любовь и верность. Это необычайно тонкие и умные представительницы прекрасной половины человечества, умеющие добиться своей цели не силой, а разумом. Человек древней Руси неразрывно связан с окружающей его природой. И пусть в древнерусской литературе отсутствует описание пейзажа в привычном современному человеку понимании этого слова, но присутствие живых, одушевленных лесов и полей, рек и озер, цветов и трав, зверей и птиц создают впечатление неразрывной связи людей с живым окружающим миром. Наиболее ярко выражено описание природы в “Слове… “, где природные явления, животный мир сопереживают герою: “…Ночь прошла, и кровяные зори Возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря На четыре княжеских шатра….. ” Во всех остальных произведениях пейзаж прорисован крайне слабо, иногда его вообще почти нет. Однако, св. Сергий ищет уединения среди девственных лесов, а Феврония превращает обрубки деревьев в большие деревья с ветвями и листвой.

  10. ТEMA «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

    Образ «маленького человека» — это своего рода обоб­щенный портрет не знатного или родовитого, но бедного, оскорбляемого высшими по чину сослуживцами мелкого чиновника. Это бесправный человек, который бессилен пе­ред жизнью и ее обстоятельствами. Порабощенный го­сударственной машиной и вечной нуждой, порой он спосо­бен на протест. Однако бунт «маленького человека» зачас­тую имеет для него трагические последствия — безумие, падение, смерть.
    Впервые образ «маленького человека» встречается на страницах знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева. Этот образ мы находим также в бас­нях и пьесах И. Крылова. Стоит вспомнить хотя бы образы царевны Подщипы и принца Слюняя. Не обошел его своим вниманием и А. Пушкин («Медный Всадник», «Станционный смотритель»).
    Но наиболее ярко, полно и широко тема «маленького человека» зазвучала в творчестве Н. Гоголя. И мы вряд ли ошибемся, если скажем, что с творчества Н. Гоголя образ «маленького человека» начинает свое шествие по страни­цам произведений русской классики XIX века.
    Не случайно цикл повестей в творчестве Н. Гоголя на­зывается «петербургским». Образ «маленького человека» яв­ляется порождением большого города. Если А. Пушкин от­крыл в бедном чиновнике новый драматический характер бунтаря и обличителя, то Н. Гоголь продолжил и углубил ту же тему в петербургских повестях «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Ши­нель». В начале XIX века Петербург являлся одним из красивейших и богатейших европейских городов. Но при ближайшем и более внимательном рассмотрении была заметна двойственность российской столицы. С одной сто­роны, это был город роскошных дворцов, парков, мостов, фонтанов, архитектурных памятников и сооружений, ко­торым позавидовала бы любая европейская столица. С дру­гой стороны, это был город глухих и вечно темных дво­ров, жалких сырых лачуг, где проживали бедные чинов­ники, ремесленники и нищие художники.

  11. Война — вечная трагедия человечества, и литература всегда отзывалась болью на эту трагедию. Особенно актуальной эта тема стала в двадцатом веке, после двух мировых войн, когда стало ясно, что война может погубить всё человечество.
    Советская литература сороковых годов не поднимала проблем, а несла скорее пропагандистскую функцию. Её главной задачей было прославление подвига как высшего акта духовной деятельности человека. И катаевский «Флаг», и соболевский «Батальон четырех» характеризуются пафосной интонацией и прославлением героизма.
    Настоящие проблемы литература стала поднимать уже в последние годы войны. Так называемая «лейтенантская проза», начинавшаяся с повести Казакевича «Звезда», уже не так проста, а действительная, большая литература о войне начинается с романа В.Некрасова, «В окопах Сталинграда». Война в этом произведении показана с изнанки, в нем описываются не только подвиги и битвы, но и грязь, пот, тяжелые условия существования. Некрасов затрагивает и проблему цены победы. Если раньше с этим все было ясно — победа должна доставаться любой ценой, то в своем романе Некрасов впервые ставит вопрос об ответственности командиров за своих бойцов.
    Война — это всегда экстремальная ситуация, все нравственные проблемы на войне обостряются. В частности, о ненависти — повесть В.Тендрякова «Люди и нелюди», автор пишет о том, что борьба ведет к взаимопроникновению психологий и ведется одинаковыми методами с обеих сторон, война стирает границу Добра и Зла и обесценивает единственную реальную ценность — человеческую жизнь.
    Писатели все больше внимания уделяют психологии человека на войне. Например, повесть В.Быкова «Сотников» показывает нам психологический анализ предательства, описывает путь к нему, ступень за ступенью.
    Одной из главных проблем для военной прозы всегда была проблема ответственности командира за жизни подчиненных ему людей. Это — главная тема повести В.Быкова «Его батальон». Действие повести занимает всего два дня, и в центре её находится небольшой эпизод одного из крупнейших сражений, но за это время перед нами проходят живые и яркие характеры. Комбат Волошин вынужден решать проблему: начинать ли бой за высоту, когда нет ни людей, ни боеприпасов, но когда таков приказ начальства? Быков пишет о том, что стремиться к победе любой ценой безнравственно: Волошин, чувствуя ответственность за жизни людей, отступает. Но когда его отстраняют от командования, то во время следующего наступления он первым идет в атаку. Это вызвано всё тем же обостренным чувством ответственности: не сумел спасти бойцов, сумей погибнуть рядом с ними.
    Военная проза поднимает ещё множество тем: женщина и война, дети и война… И все — побывавшие и не побывавшие в бою — пишут о том, что война — это ужасно, и люди должны делать все, чтобы не допустить Этого ужаса.
    Особое место занимает откровенно антивоенная литература, в особенности — фантастика, где ужас войны доведен до такого накала, что становится абсурдом. Словом, литература всеми силами призывает: «Люди! Прекратите воевать, иначе вы погубите свою планету!».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *