Сочинение на тему человека можно убить но нельзя отнять у него честь

10 вариантов

  1. «Честь – это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и свое существование в категориях самоуважения», – Архимандрит Платон. Часто к такому понятию, как честь, приписывают второстепенные совесть, благородство, целомудрие – все, что составляет нравственную и духовную чистоту человека, его внутреннего судью и своеобразный ориентир. Однако само это понятие современными поколениями трактуется как один из пережитков прошлого, наряду с аристократизмом, что, разумеется, является ошибкой и недостатком современного воспитания.
    Честь рождается вместе с человеком и является его попутчиком на протяжении всей жизни, если в той не было места для лжи, предательства и бесчинств. Эта та черта характера, которую нельзя потерять с возрастом, о которой нельзя по случайности забыть, которую нельзя отнять насильно, она не пропадает под воздействием каких-то сложных жизненных ситуаций и стрессов, потому что честь – это надежная опора человеческого мировоззрения, мироощущения и мировосприятия. Это, в первую очередь, честное отношение человека к самому себе, и лишиться его можно лишь по собственному, вполне осознанному желанию. Как, например, поступил Швабрин, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Он никогда не позиционировал себя как человека злого, завистливого и лицемерного – обычный дворянин, не без доли высокомерия и горделивости относящийся к окружающим. Однако в переломный и опасный для жителей крепости момент, когда под угрозой смерти от рук Пугачева находился каждый, Швабрин решился унизить собственное достоинство и перейти на сторону врага, соглашаясь на роль его подмастерья, а затем всеми своими поступками все сильнее и сильнее втаптывал в землю свою честь, лишаясь всякого права называться дворянином. Таким же образом он оклеветал, а затем и пытался обесчестить Марию, однако ни она, ни её возлюбленный Петр не дали ему такой возможности. Швабрину, как и всем, было дано понятие чести и достоинства, но его низкая натура, его трусость и безвольный характер позволили ему навсегда её потерять, и никто, кроме него самому, не являлся тому виной.
    Но существует и тот тип людей, которые сами для себя выводят свою личное понятие совести, свою степень честности с самим собой, что, в принципе, является приемлемым, потому как сама по себе честность зачастую регулируется заведомо индивидуально, а понятие нормы очень расплывчиво. Так герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» без угрызения совести с особенной жестокостью и циничностью обходился с судьбами людей и разбивал женские сердца. Он обесчестил черкешенку Бэлу, тем самым забрав у неё всякий шанс завести семью, очень разочаровал своей холодностью Максима Максимовича, отобрав у старика одну из немногих радостей от долгожданной встречи – однако был честен с собой во всех этих ситуациях, что отрицать сложно. Печорин никогда не делал того, о чем мог бы пожалеть позже, и во всех его действиях всегда присутствовала некая благородность и аристократичность – и потому он пожалел бы на дуэли даже наглого и беспринципного Грушницкого, если бы тот не угрожал ему смертью. Конечно, понятие человеческого достоинства для Печорина условно, однако, если проанализировать его действия, становится понятно, что герою не чужда благородность, и во всех своих действиях он был честен в первую очередь с самим собой.
    «Истинная честь не может терпеть неправду», – Г. Филдинг. Действительно, понятие чести является ключевым в жизни человека, ведь именно оно является своеобразным нравственным ограничителем, однако стоит понимать, что каждый по-своему расценивает свою жизнь, и у каждого из нас существует своя правда, только кто-то находит в себе силы следовать ей, а кто-то лишает себя такой возможности и прогибается под правду другого.

  2. Честь нельзя отнять, ее можно потерять. Мне кажется, в этих словах кроется глубокий смысл. Честь представляет собой моральные принципы: долг, ответственность, честность, верность своему слову, проявление твердости характера в трудных жизненных ситуациях и совесть. Именно она удерживает нас от совершения плохих поступков и подразумевает собой достойное поведение человека по отношению к окружающим, к себе. Каждый человек сам выбирает для себя следовать ему законам чести или же идти на поводу у своих слабостей, которые, в конце концов, могут привести к проявлению бесчестия.
    Проблема чести, нравственного выбора – одна из основных проблем русской классической литературы. Она поднимается в таких произведениях, как «Дубровский» и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Герой нашего времени» и «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. Мне бы хотелось остановиться на произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», где эта проблема является центральной. В этом историческом романе рассказывается о жизни Петруши Гринева, юного офицера, которого отец отправил в армию «понюхать пороху» и «потянуть лямку». Отправляясь, герой получает наставление: «Береги платье снову, а честь смолоду», чему он следует на протяжении всей жизни. В романе описываются несколько эпизодов, в которых молодой человек, несмотря на трудность нравственного выбора, останавливается на пути чести и достоинства. Проиграв деньги своему попутчику, он возвращает долг и поступает как было принято в дворянском обществе. Попав в буран, он отдает свой тулуп вожатому, в знак благодарности за помощь. Конечно, этот поступок говорит о его умении быть благодарным. Уже в Белогорской крепости, Петруша становится близким к честной семье капитана Миронова, а Швабрин, являясь человеком того же круга вызывает у него отвращение из-за своего бесчестия, клеветы и сплетен. Отстаивая честь Маши, своей возлюбленной, Гринев вызывает Швабрина на дуэль. Он готов пожертвовать своей жизнью ради чести любимой девушки. Смелость, отвага, верность своему воинскому долгу проявляются, когда Петр заявляет Пугачеву, что не может ему присягнуть. Идя на этот шаг, он не думал о том, что может быть казнен, ему важно было отстоять свою честь, свое достоинство.
    Полной противоположностью образа Петруши в повести является образ Швабрина. Эти образы даются на антитезе. Швабрин, несомненно, олицетворяет бесчестие, оно проявляется в каждом его действии. Желая отомстить Маше за отказ выйти за него замуж, герой оклеветал ее без тени раскаяния, тем самым задевая не только чувства девушки, но и чувства Петра. Безусловно, такое поведение свидетельствует о подлости и непорядочности Швабрина. Он эгоистичен и живет по принципу: «Если не мне, так никому». Во время войны с Пугачевым, он переходит на его сторону, ради сохранения своей жизни. Путь Швабрина – путь человека, который теряет свою честь, идя по пути бесчестия под влиянием малодушия, трусости и слабости характера. Его эгоизм и самолюбие не совместимы с понятием чести.
    Похожую ситуацию можно найти и в произведении Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Ярким примером человека, во всем следующего законам чести, является Андрей Болконский. Для него смыслом жизни является соблюдение слова и действие по нравственным законам, уважение к отцу и желание создать крепкую семью. На протяжении всего романа Андрей Болконский проходит несколько жизненных этапов. В самом начале произведения он предстает перед нами неудовлетворенным своим образом жизни. В поисках лучшего, желая служить отечеству и обрести власть, он уходит на войну. Его идеалом, как и многих в то время, является Наполеон. Герой мечтает о подвиге, «найти свой Тулон», который бы прославил его, заставил бы людей восторгаться. Шенграбенское сражение позволило ему проявить свое мужество: под градом пуль он доезжает до батареи Тушина, где становится свидетелем проявления подлинной отваги артиллеристов капитана. Болконский понимает, что главное – это не власть, не награда, а служение Отечеству. Истинный героизм кроется в простых людях, выполняющих свой долг. На этом этапе жизни меняются ценности Андрея Болконского.
    Аустерлицкое сражение казалось князю шансом найти свою мечту. Казалось, что это сражение завершится победой, осуществленной под его руководством. Андрей и в правду совершает желанный подвиг: подняв знамя, он ведет за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, он падает и ему приходят в голову мысли: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал». А небо становится для него символом высоких целей, вечности и ценности жизни. Когда Болконский видит Наполеона, шагающего по полю через трупы, его образ, как образ гениальной личности меркнет. Герой осознает, как его «идеал» ничтожен, понимает, насколько важнее для него такие нравственные понятия, как правда, добро и истина. Преодолевая свои ошибки, Андрей проходит через путь становления личности. После смерти Лизы, герой пытается жить для себя, для семьи, для сына, но он воспитан в других традициях, и это ему не удается. Комитет Спиранского тоже разочаровывает Андрея и вынуждает покинуть его.
    Влюбившись в Наташу, Болконский соглашается на условие, поставленное отцом – он готов ждать год до свадьбы, но Наташа не выдерживает столь длительной разлуки и пытается бежать с Курагиным. Такой поступок Андрей расценивает как бесчестный и не прощает его.
    Его нравственные качества проявляются в годину Отечественной войны, князь приходит к пониманию истинного назначению – жить ради Отечества и свободы. Андрей Болконский – человек чести, достоинства, которому в жизни помогает ум, способности, правильное воспитание отца, образованность. Он не может жить для себя, а, следуя законам чести, отдает свою жизнь за народ.
    Всех героев Толстого можно поделить на любимых и нелюбимых, героев мира и войны. Одни идут по пути истины и правды, а другие – по пути бесчестия. Примерами таких героев являются Анатоль Курагин, Борис Друбецкой, Долохов и князь Василий. Курагин на войне был далек от народа, по сути, одинок со своей болью, своим страхом. Борис Друбецкой и Долохов при поступлении в армию тоже не руководствуются понятиями чести и патриотизма. Основным для них является карьера и чины.
    Прочитав множество произведений, я могу сказать, что у каждого свой жизненный путь и каждый сам выбирает между честью и бесчестием. Для человека чести, благородного человека будет невозможным отказаться от своих принципов в пользу бесчестия, совершения низких и подлых поступков. На примере литературных героев мы видим, что честь действительно нельзя отнять, а можно только потерять.
    А. Бабаева

  3. В качестве примера людей без чести и совести можно привести Алексея Молчалина – героя Грибоедовского «Горе от ума». Он был провинциальным юношей, которому удалось устроиться на место секретаря у богатого московского вельможи Фамусова. Молодой человек всегда был учтив и покорен начальству, за что получал от него привилегии. Он был готов продвигаться в жизни любой ценой, несмотря ни на что, скрывая под маской благочестия лживую и подлую натуру. Даже любовь он строит, исходя из личной выгоды. Молчалин делал вид, что любит дочь Фамусова, чтобы продвинуться еще выше. Он гордился своей жизненной позицией и готов был угождать всем без разбора, лишь бы получать от этого выгоду.
    Очевидно, что этот персонаж не имеет ничего общего с честью. Для него это понятие упразднено, чтобы жизнь была легче и приносила удовольствие. Возможно, жить на свете без чести действительно проще? Думаю, здесь все зависит от склада характера и особенностей личности. Чувство собственного достоинства и честность, на мой взгляд – черты врожденные. Честь невозможно привить насильно, она либо есть, либо ее нет.
    Хорошим примером чести и достоинства является Петр Гринев из повести Пушкина «Капитанская дочка». Он честен, добр и верен долгу. Не побоявшись смерти, Петр отказался изменить присяге и примкнуть к Пугачевскому бунту. Он, не задумываясь, бросается вызволять любимую из плена. Мне кажется, такого героя можно назвать настоящим мужчиной.
    Как же можно потерять честь? Очень просто. Когда человек предает, лжет, отступает от своих принципов, идет против правды, он теряет честь. К сожалению, он может этого даже не заметить. Важно помнить, что потерять честь совсем не сложно, но вот восстановить свое доброе имя потом гораздо тяжелее.

  4. 4
    Текст добавил: Ходячая проблема

    Проверенное итоговое сочинение на тему «Честь нельзя отнять, ее можно потерять»
    Может ли человек, добросовестный и порядочный, однажды в один момент стать бесчестным? Как происходит потеря того самого качества, которое является фундаментом развития личности (потеряла запятую) – чести? Над этим вопросом задумывались многие писатели разных эпох. Один из них, Антон Павлович Чехов, считал, что бесчестным человек становится исключительно по своей воле, ведь честь невозможно отобрать. Действительно, каждый человек перед тем, как совершить какой-либо поступок, сознательно делает выбор, осознает (однокоренные слова) то, на что идет.
    Комментарий: тезис, вроде, есть, но ты вновь забыла сделать на нем акцент.
    Вообще было бы неплохо написать, а что значит потерять честь? И уже на основе ответа объяснить: почему же честь нельзя отнять? Иначе получается, что ты пишешь по теме, но не раскрываешь ее до конца.
    Аргумент 1:
    Рассуждая на тему того, действительно ли человек, даже рискуя всем, может выбирать, как ему поступить: забыть о своих моральных и нравственных принципах и совершить бесчестное деяние, или же оставаться мужественным, искренним и быть верным своему слову, я не могу не вспомнить произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (очень большое предложение, пока дочитала, забыла, о чем шла речь в самом начале). Один из главных героев повести – Петр Гринев, молодой человек, родители которого вложили в сына не только душу, но и морально-нравственные качества, такие как отвага, благородство, честность, мужественность искренность. Он всегда поступает по совести, для него лучше умереть, чем быть бесчестным по отношению к самому себе, к Отечеству, к близким и дорогим людям. И даже на предложение Пугачева, предводителя народного восстания, забыть о присяге, данной Императрице Екатерине, и начать служить ему, народному атаману, Петр отвечает отказом. Понимал ли он в тот момент, какие последствия могут быть, откажи он Пугачеву? Конечно да. Однако у него был выбор, и он сделал его правильно. На примере этого героя можно убедиться в том, что никто, даже народный атаман, командующий огромным войском головорезов, не может отобрать у человека достоинство, если только он сам не потеряет его.
    Комментарий: все хорошо. Только аргумент получился слишком большим.
    Аргумент 2:
    Не только писатели, но и поэты рассуждали над проблемой человеческого выбора между честью и бесчестием. В своем замечательном стихотворении «Каждый выбирает для себя» Юрий Левитанский доказывает, что выбор делает каждый, исходя из своих внутренних побуждений, желаний и нужд («дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя»). Но никто не в силах заставить человека поступить бесчестно, мы все вольны сделать тот самый выбор, определяющий нас как личность, а потом останется лишь жалеть о неправильном решении или же наоборот, гордиться собой (что-то похожее ты уже писала выше – «масло масленое» получилось).
    Комментарий: а этот аргумент, напротив, маловат, плюс налила воды. Прочти эту статью, что бы не нарушать пропорции сочинения.
    Заключение:
    В литературе есть множество примеров различных ситуаций, когда перед героями вставал нравственный выбор, и каждый делал его, руководствуясь собственным разумом. В жизни происходит то же самое. Я глубоко убеждена в том, что Антон Павлович в своем высказывании был абсолютно прав: каждый поступает так, как велит ему его сознание, и человек должен сам отвечать за свои слова, решения и поступки, не сваливая вину на кого-то, как это, к сожалению, часто бывает (эта мысль тоже встречалась, но была написана другими словами)
    Комментарий: так и ходишь вокруг одной и той же мысли. Но если бы ты написала введение иначе, то заключение было бы очень даже хорошим. Попробуй во введении перед тем как раскрыть тему, давать определения ключевым понятиям, возможно тебе так будет легче.
    Итог: с натяжкой, но все же зачет. Но если эксперт будет слишком придирчив, то можно и незачет получить. Думаю, тебе поможет эта статья

  5. Обратимся к рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека». В нём показана история простого русского солдата, даже имя его распространено – Андрей Соколов. Этим автор даёт понять, что герой рассказа – самый обычный человек, которому выпало несчастье жить во время Великой Отечественной войны. История Андрея Соколова типична, но сколько же лишений и испытаний ему пришлось пережить! Однако он с честью и стойкостью перенёс все невзгоды, не потеряв мужество и достоинство. Автор подчёркивает, что Андрей Соколов – самый обыкновенный русский человек, именно этим показывая, что честь и достоинство – неотъемлемые черты русского характера. Вспомним поведение Андрея в немецком плену. Когда немцы, желая развлечься, заставили измученного и голодного пленного выпить целый стакан шнапса, Андрей сделал это. На предложение закусить он мужественно ответил, что русские после первой не закусывают никогда. Тогда немцы налили ему второй стакан, и, выпив его, он так же ответил, несмотря на мучивший голод. И после третьего стакана Андрей отказался от закуски. И тогда немецкий комендант с уважением сказал ему: «Ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат! Я уважаю достойных соперников». С этими словами немец дал Андрею хлеба и сала. И эти угощения тот разделил поровну со своими товарищами. Вот пример, демонстрирующий мужество и честь, которые даже перед лицом смерти русский человек не утратил.
    Вспомним повесть Василия Быкова «Журавлиный крик». Самый молодой боец в батальоне – Василий Глечик – остался единственным выжившим против целого отряда немцев. Однако враги не знали этого и готовились нанести удар, собирая лучшие силы. Глечик понимал, что смерть неизбежна, однако он ни на секунду не допустил мысли о побеге, дезертирстве или сдаче в плен. Честь русского солдата, русского человека – вот, что нельзя убить. Он до последнего вздоха готов был защищаться, несмотря на жажду жить, ведь ему было всего 19 лет. Внезапно он услышал крик журавлей, посмотрел в небо, безграничное, бескрайнее, пронзительно живое, и проводил тоскливым взглядом этих свободных, счастливых птиц. Он отчаянно хотел жить. Пусть даже в таком аду, как война, но жить! И вдруг он услышал жалобное курлыканье, вновь взглянул вверх и увидел раненого журавлика, который силился догнать свою стаю, но не мог. Он был обречён. Злоба овладела героем, невыразимое желание жизни. Но он сжал в руке единственную гранату и приготовился к своей последней битве.
    Приведённые аргументы красноречиво подтверждают постулат, заявленный в нашей теме – даже перед лицом неминуемой смерти у русского человека невозможно отнять честь и достоинство.

  6. Какие качества свойственны человеку чести? Это по­рядочность, честность, благородство, доброта. Часто че­ловек стоит перед выбором, как поступить в том или ином случае: остаться человеком чести, следовать зако­нам нравственности или скатиться до бесчестия, забыть о моральных принципах. Но человеку на то и дан разум, чтобы взвесить свои действия и правильно поступить согласно законам чести.
    Хотелось бы остановиться на повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Она рассказывает о крестьян­ском восстании под предводительством Пугачева. Ос­новная проблема повести — проблема чести и достоин­ства, чести и бесчестия. Об этом говорит эпиграф к повести: береги честь смолоду. Пушкин противопостав­ляет двух героев — Гринева и Швабрина.
    Лучшие черты характера Петра Гринева были сфор­мированы еще в детстве его отцом. Когда Петру испол­нилось семнадцать лет, отец отправил его в Белогор- скую крепость, думая, что именно там из него воспитают настоящего офицера — человека чести и доб­лести. Заложенные с детства лучшие качества Гринева проявляются в Белогорской крепости. Он с честью вы­ходит из всех испытаний, ни разу не нарушив заветов отца. Вспомним эпизоды захвата крепости Пугачевым и последовавшей за этим казни офицеров. Гринев готов последовать за капитаном Мироновым, но не нарушить присяги, не уронить чести и достоинства офицера. Ка­залось бы, ну поцелуй руку самозванца, как советует Савельич, и ты жив и свободен. Но Гринев не воспользо­вался советом дядьки. Мы видим, как в самые тяжелые моменты жизни Гринев не теряет человеческий облик. Во время бесед с Пугачевым он не забыл о присяге, не забыл о чести офицера, чем вызвал глубокое уважение Пугачева. В финале повести Гриневу грозит казнь по доносу. Но Гринев решает из соображений чести не на­зывать имени своей возлюбленной Маши.
    Полной противоположностью Гриневу в повести яв­ляется Швабрин. Да, он умен, образован, красноречив, остроумен, находчив. Так много в нем хороших качеств, но нет главных: порядочности, благородства, чести. Это и делает Швабрина отрицательным персонажем. Он по­казан как низкий и циничный человек, способный на подлость и предательство. Когда в крепость вошел Пу­гачев, Швабрин тут же перешел на сторону Пугачева, и вовсе не из политических соображений. Он забыл об офицерской чести, о том, что давал присягу верно слу­жить императрице. Его подлость не знает границ, ему ничего не стоит унизить человека (история с Машей), оболгать его (донос на Гринева). За свой избранный путь, путь бесчестия, Швабрин был наказан — сослан на каторгу.
    Рассуждая о чести и бесчестии, хотелось бы обра­титься к еще одному произведению — «Песня про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова… Это поэма о по­единке добра и зла, чести и бесчестии. Герои поэмы — купец Калашников и опричник Кирибеевич. Степан Ка­лашников — труженик, он честный и хозяйственный, по праву гордится своей семьей, искренне любит краса­вицу жену Алену Дмитриевну. Но Алену Дмитриевну полюбил царский опричник Кирибеевич. Желая до­биться ее любви, Кирибеевич фактически опозорил и осрамил Алену Дмитриевну. Калашников не смог стер­петь обиды. И решил он выйти на смертный бой с Кири- беевичем, чтобы защитить честь своей семьи. Во время поединка в честном бою заслуженная смерть настигла Кирибеевича. И не смог сказать Степан Калашников ца­рю, за что на самом деле убил он его любимого опрични­ка, так как не хотел свою честь и честь жены отдать на поругание. А царь не простил Калашникову смерть его лучшего опричника. И казнили Степана Калашникова. Образ Калашникова — это образ сильного, смелого че­ловека. И идет он на плаху за свою честь и смелость. Убить-то его убили, но не отняли у него ни чести, ни достоинства.
    Из сказанного можно сделать вывод: жить по зако­нам чести, справедливости, совести — именно таким должен быть жизненный принцип человека. Никакие трудности и тяжелые испытания даже перед лицом смерти не свернут с верного пути человека стойкого, принципиального, честного.

  7. На ум приходит исторический роман Пушкина «Капитанская дочка». В нем отношение к чести описывается как возможность оценить людские достоинства. Во время нападения армии Пугачева на Белогорскую крепость можно рассмотреть характеры многих персонажей Пушкина. Капитан Миронов умирает, но все равно не изменяет офицерскому долгу, а его примеру следует и Гринев. Василиса Егоровна разделяет судьбу своего мужа, считая, что именно в этом заключается долг жены. Савельич упрашивает Пугачева спасти Петра, причем делает это, рискуя своей жизнью, но зато следует обязанностям слуги и до конца остается верным господину. Эти герои отлично показывают верность своим принципам, именно поэтому их смело можно называть людьми чести, заслуживающих уважения.
    В романе Толстого «Война и мир» замечательный пример человека чести – князь Андрей Болконский. Он не способен разделить понятия жизнь и честь. Герой являлся честным человеком не только в отношениях с людьми, которые его окружали, но и перед самим собой. Он мечтал совершить подвиг и защитить отечество, именно поэтому без раздумий решил отправиться на войну. Кутузов был уверен, что дорога Болконского – это дорога чести, советовал идти по ней, не раздумывая.
    Честь – это понятие, у которого много граней и оно может иметь различные проявления. В сложных жизненных ситуациях следует всегда помнить о нравственных ориентирах. Следует всегда помнить о чести и достоинстве, стараться преодолевать душевную слабость и не позволять себе пасть морально.

  8. Человек, наделенный понятием чести и порядочности, никогда не предаст, не подставит другого человека, он не опустится до лжи, меркантильности и мелочности. Иногда для того, чтобы сохранить честь, приходится ущемить свои интересы, действовать во благо других, не ожидая награды.
    Конечно, бесчестие иногда открывает человеку большие возможности. Играя не по правилам, можно многого добиться: обойти конкурентов, избавиться от неугодных, быстро нажить капитал или продвинуться по карьерной лестнице. Но поступая таким образом, человек навсегда уничтожает свою честь. В особо запущенных случаях он теряет право называться человеком. Любая сделка с совестью оставляет на ней черные пятна, отмыть которые будет крайне сложно.
    Хорошие примеры чести и бесчестия показывает нам Толстой в романе «Война и мир». Пьер Безухов является честным и добрым человеком. Он всегда действует в интересах окружающих и постоянно находится в поисках своего высоко призвания, которое позволит ему сделать мир лучше. Поэтому он и не замечает подлости и лицемерия Элен, ставшей его первой женой. Понятие бесчестия тесно связано с этой женщиной. Она холодна, расчетлива и лжива. Вскоре после свадьбы с Пьером Элен начинает ему изменять.
    Также мы видим примеры чести и бесчестия в повести «Капитанская дочка». Где Петр Гринев выступает эталоном порядочности, а его антиподом предстает Алексей Швабрин. Гринев готов оставаться верным присяге даже когда битва проиграна, а крепость захвачена. Швабрин же принимает сторону врага, чтобы спасти свою жизнь.
    Оставаться честным или идти по пути наименьшего сопротивления – личный выбор каждого. Нужно помнить, что мы несем ответственность за свои поступки, а правда, рано или поздно, всегда вскрывается.

  9. Еще в раннем возрасте человека учат жить по зако­нам чести, уметь отличать плохое от хорошего.
    Какие качества свойственны человеку чести? Это по­рядочность, честность, благородство, доброта. Часто че­ловек стоит перед выбором, как поступить в том или ином случае: остаться человеком чести, следовать зако­нам нравственности или скатиться до бесчестия, забыть о моральных принципах. Но человеку на то и дан разум, чтобы взвесить свои действия и правильно поступить согласно законам чести.
    Хотелось бы остановиться на повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Она рассказывает о крестьян­ском восстании под предводительством Пугачева.
    Ос­новная проблема повести — проблема чести и достоин­ства, чести и бесчестия. Об этом говорит эпиграф к повести: береги честь смолоду. Пушкин противопостав­ляет двух героев — Гринева и Швабрина.
    Лучшие черты характера Петра Гринева были сфор­мированы еще в детстве его отцом. Когда Петру испол­нилось семнадцать лет, отец отправил его в Белогор- скую крепость, думая, что именно там из него воспитают настоящего офицера — человека чести и доб­лести. Заложенные с детства лучшие качества Гринева проявляются в Белогорской крепости. Он с честью вы­ходит из всех испытаний, ни разу не нарушив заветов отца. Вспомним эпизоды захвата крепости Пугачевым и последовавшей за этим казни офицеров. Гринев готов последовать за капитаном Мироновым, но не нарушить присяги, не уронить чести и достоинства офицера. Ка­залось бы, ну поцелуй руку самозванца, как советует Савельич, и ты жив и свободен. Но Гринев не воспользо­вался советом дядьки. Мы видим, как в самые тяжелые моменты жизни Гринев не теряет человеческий облик. Во время бесед с Пугачевым он не забыл о присяге, не забыл о чести офицера, чем вызвал глубокое уважение Пугачева. В финале повести Гриневу грозит казнь по доносу. Но Гринев решает из соображений чести не на­зывать имени своей возлюбленной Маши.
    Полной противоположностью Гриневу в повести яв­ляется Швабрин. Да, он умен, образован, красноречив, остроумен, находчив. Так много в нем хороших качеств, но нет главных: порядочности, благородства, чести. Это и делает Швабрина отрицательным персонажем. Он по­казан как низкий и циничный человек, способный на подлость и предательство. Когда в крепость вошел Пу­гачев, Швабрин тут же перешел на сторону Пугачева, и вовсе не из политических соображений. Он забыл об офицерской чести, о том, что давал присягу верно слу­жить императрице. Его подлость не знает границ, ему ничего не стоит унизить человека (история с Машей), оболгать его (донос на Гринева). За свой избранный путь, путь бесчестия, Швабрин был наказан — сослан на каторгу.
    Рассуждая о чести и бесчестии, хотелось бы обра­титься к еще одному произведению — «Песня про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова… Это поэма о по­единке добра и зла, чести и бесчестии. Герои поэмы — купец Калашников и опричник Кирибеевич. Степан Ка­лашников — труженик, он честный и хозяйственный, по праву гордится своей семьей, искренне любит краса­вицу жену Алену Дмитриевну. Но Алену Дмитриевну полюбил царский опричник Кирибеевич. Желая до­биться ее любви, Кирибеевич фактически опозорил и осрамил Алену Дмитриевну. Калашников не смог стер­петь обиды. И решил он выйти на смертный бой с Кири- беевичем, чтобы защитить честь своей семьи. Во время поединка в честном бою заслуженная смерть настигла Кирибеевича. И не смог сказать Степан Калашников ца­рю, за что на самом деле убил он его любимого опрични­ка, так как не хотел свою честь и честь жены отдать на поругание. А царь не простил Калашникову смерть его лучшего опричника. И казнили Степана Калашникова. Образ Калашникова — это образ сильного, смелого че­ловека. И идет он на плаху за свою честь и смелость. Убить-то его убили, но не отняли у него ни чести, ни достоинства.
    Из сказанного можно сделать вывод: жить по зако­нам чести, справедливости, совести — именно таким должен быть жизненный принцип человека. Никакие трудности и тяжелые испытания даже перед лицом смерти не свернут с верного пути человека стойкого, принципиального, честного.

  10. Главная
    Сочинения
    Сочинения на свободные темы
    Сочинение на тему “Честь и бесчестие”
    Сочинение на тему “Честь и бесчестие В Литературе”
    Когда-то понятие «честь» было одним из самых значимых в характеристике человека. Честь берегли, честью дорожили, честью клялись. «Честь имею!» — гордо говорили, приветствуя собеседника. А сейчас это слово редко услышишь, в крайнем случае оно сводится к понятию «честный», то есть «правдивый».
    Что же такое честь? Это очень емкое понятие. Оно включает в себя и внутреннее благородство, и следование нравственным принципам, и защиту справедливости, и совесть, не замаранную предательством. Честь – это одна из важнейших нравственных категорий, и она важнее жизни, так как жизнь у человека можно отнять, а вот честь отнять невозможно. Ее можно только потерять, совершив подлый поступок. И это страшнее смерти, так как обесценивается сама личность человека.
    В произведениях литературы часто поднимается проблема чести и бесчестия. И во все времена благородные, сильные личности не только гордились своей честью, но и вставали на защиту чести своих близких. Так, в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». М. Ю. Лермонтова мы видим столкновение двух персонажей, двух жизненных позиций. Молодой опричник Кирибеевич, привыкший к вседозволенности, давно забыл, что такое честь. Для него важнее собственные желания и прихоти. Ему противостоит купец Калашников, которые, зная, что погибнет, встает на защиту чести своей жены. И он спокойно идет на казнь, чувствуя свою правоту и победу над бесчестным врагом.
    Основной является тема чести и бесчестия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Даже эпиграфом к своему произведению автор выбрал слова русской поговорки: «Береги честь смолоду».
    Оказавшись в круговороте сложных исторических событий, герои повести ведут себя по-разному. Симпатии А. С. Пушкина на стороне честных людей. В первую очередь, это главный герой Петр Гринев, который, несмотря на молодость, имеет твердые моральные принципы. Он не забывает отблагодарить незнакомца, который оказал помощь, вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего девушку, отказывается служить самозванцу и разбойнику, предпочитая смерть предательству.
    Маша Миронова воплощает понятие о женской чести, она тоже отказывается от сговора с предателем и готова умереть. Честную смерть бесчестью предпочитает капитан крепости Миронов. И даже разбойник Пугачев имеет свои представления о чести.
    И как противопоставление этим благородным героям А. С. Пушкин рисует образ бесчестного и беспринципного Швабрина, готового оскорбить женщину и забыть присягу. И он отвратителен в стремлении спасти свою шкуру любой ценой. «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака», — говорит о нем Петр Гринев.
    В литературе много примеров, когда герои выбирают дорогу чести, и писатели подчеркивают их внутреннюю красоту и благородство. И пусть в наше время слово «честь» употребляется все реже, но честные и благородные люди также высоко ценятся в обществе, а предателей и подлецов презирают. Поэтому произведения литературы имеют огромную воспитательную силу – они нам дают примеры для подражания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *