Сочинение на тему чем близко творчество лермонтова моему поколению

11 вариантов

  1. М.Ю. Лермонтов – гениальный поэт и писатель, творивший в 20- 30-ые годы 19 столетия. Эти годы были нелегким периодом в жизни страны. Историк литературы Н.А.Котляровский писал: «Поэзия М.Ю. Лермонтова была самым ярким отражением тревожного времени в нашей жизни, и она с особенной силой выразила этот переходный момент в развитии нашего общественного самосознания…»
    Творчество Лермонтова стало новым словом в истории русской литературы. Все оно было подчинено одной цели: самоанализу, попыткам самопознания, познания себя и своего поколения. Эта тема, в той или иной степени, проявляется во всех произведениях Лермонтова. И эта тема очень близка мне. Переживания, мысли и чувства героев этого поэта созвучны моим размышлениям о себе и окружающем мире.
    Одним из самых ярких произведений в этом плане, на мой взгляд, является стихотворение «Дума», написанное в 1838 году. Его можно считать программным в творчестве поэта.
    Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в «Думе». У поколения поэта отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств:
    И ненавидим мы, и любим мы случайно,
    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
    И царствует в душе какой-то холод тайный,
    Когда огонь кипит в крови.
    Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников поэта забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия?
    Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…» продолжает тему размышлений поэта над судьбами современников. В нем поэт воссоздает картину высшего общества, которое он презирает:
    Как часто пестрою толпою окружен,
    Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
    При шуме музыки и пляски,
    При диком шепоте затверженных речей,
    Мелькают образы бездушные людей,
    Приличьем стянутые маски…
    Лирическому герою крайне неприятен и чужд этот псевдомир пустых людей, ходячих мертвецов. К сожалению, это касается всех, даже женщин:
    Когда касаются холодных рук моих
    С небрежной смелостью красавиц городских
    Давно бестрепетные руки…
    Ничего, кроме скуки и отвращения, не испытывает автор к людям «высшего света». Внешне красавицы, а внутренне похожие на кукол-марионеток, отвратительны женщины на этом балу. Их нарочито небрежная кокетливость способна лишь только раздражать. Каждый их жест давно отрепетирован перед зеркалом и не содержит в себе ни капли живых эмоций. Руки этих женщин «давно бестрепетны», не знают ни волнения чувств, ни смущения. Ничто в этом мире не способно их удивить. Эти городские красавицы знают себе цену и ложно предполагают, что никто не способен устоять перед их «очарованием».
    Лирический герой Лермонтова – это, во многом, портрет его современников. Это гордая, одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. Одиночество – вот основная его черта. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви, ни в дружбе, ни в отчизне.
    В стихотворении «И скучно, и грустно», написанном поэтом в 1840 году, внутренние противоречия определены сразу же. Мотив одиночества, «красной нитью» проходящий через все произведение, подводит к скептическому сознанию бренности жизни. Она оказывается всего лишь «пустой и глупой шуткой». Рядом с мотивом одиночества присутствует еще один мотив. Если раньше одиночество романтического героя рассматривалось как естественная позиция избранной личности, то теперь во внутреннем мире герой не видит никаких идеалов:
    Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,
    А вечно любить невозможно.
    В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа
    И радость, и муки, и все там ничтожно…
    Желания, любовь, страсти, то есть те переживания, в которых герой хотел бы найти себя и найти смысл жизни, отвергаются из-за их временности, конечности, а не потому, что они не представляют для него никакой ценности.
    Лермонтов одновременно и переживает, и выражает свои переживания. Внутренний монолог героя способствует раскрытию его противоречий, через которые выражается противоречие жизни вообще.
    Лермонтов – мой самый любимый поэт, которого я чувствую и понимаю до мельчайших деталей, интонаций, подробностей. Его метания, поиски и разочарования, пафос творчества этого художника очень близки моей душе. Именно за это я и люблю все творческое наследие М.Ю. Лермонтова и его лирику, в частности.

  2. План
    1.Ростки одиночества в творчестве поэта
    2.Анализ «Паруса»
    3.Каждый день, как открытие
    Мое знакомство с творчеством данного поэта и писателя произошло очень давно, еще в начальной школе. Однако, только сегодня я стал задумываться о тех важных вопросах, которые он поднимает в своих произведениях. Начиная разговор об особенностях Лермонтовского наследия нужно понимать, что именно могло повлиять на формирование в нем тех или иных взглядов.
    Здесь следует вспомнить о том, какими напряжёнными были взаимоотношения в семье. Мать умерла рано, а бабушка забрала мальчика себе от отца. Именно отсюда берет начало мотив одиночества, боязнь остаться непонятым обществом в его поэзии.
    Вспомним, к примеру, каким предстает перед нами лирический герой в «Парусе». Он один, среди бушующей стихии, символизирующей все тяготы общественного изгнания. Поиск не всем понятных истин, среди пелены ( тумана над морем) ненужных, неправильных идей и воззрений. Таким же отчужденным выглядит и лирический герой еще в одном поэтическом тексте.
    Лист дуба, сам по себе таящий в себе внутреннюю силу, он сорван все той же бурей, политическим событиями того времени. Но, не взирая на все трудности и жизненные перипетии, лирический герой верен своей Родине. Он не находит себе пристанища в дальних землях, и стремиться в родимый сердцу суровый край.
    Для меня творчество Лермонтова- это своего рода шкатулка с секретом. Раз за разом, перечитывая его тексты, я открываю для себя все новые и новые грани его таланта. Кроме того, мне чрезвычайно близко его душевное одиночество и желание быть нужным этому миру.

    Сочинение по творчеству Лермонтова 7 класс

    План
    1.Животрепещущие вопросы
    2.Поэтическое мастерство в «Пророке»
    3.Участь поэта
    Стихотворения Михаила Юрьевича вызывают у меня множество вопросов, поэтому мы очень часто вступаем в полемику не только с одноклассниками, но и с учителем, когда изучаем его творчество. Безусловно, я согласен с тем, что он является одним из величайших литературных творцов.
    Во многом продолжая начатую Александром Сергеевичем реалистическую тенденцию, он сумел тонко соединить её с романтическими настроениями. Именно романтизм в его произведениях, выделяет его среди других поэтов современников.
    Особенно среди всех его стихов мне нравиться «Пророк». Бесспорно, во многом в строках данного произведения угадываются Пушкинские лейтмотивы, но это отнюдь не уменьшает индивидуализма и самого Лермонтова. С первой строфы перед нами предстает человек, отличающийся от всех, он способен видеть то, что сокрыто от глаз других людей.
    Он может отличать правду от лжи, добро от зла, его столь бесценным даром наделил Господь. Но толпа не внемлет ему, она не хочет принимать действительность, открытую им. Пророк, обладающий бесценным даром, вынужден быть изгнанным из общества. Он одинок, его понимает лишь дикая природа, люди же насмехаются над ним, обвиняя в самом страшном из грехов- гордости.
    Но так ли это?
    На мой взгляд, наш пророк обречен, быть непонятым, быть изгнанником, в попытке достучаться до людских сердец. Таково проклятье любого поэта.

    Сочинение по творчеству Лермонтова 10 класс

    План
    1.Второй на пьедестале почета
    2.Герои наших и прошлых времен
    3.Вывод
    Мастерство Леромонтова – писателя, вне всяких сомнений, заслуживает наивысших оценок со стороны писателей и критиков. Он является одним из гениальнейших примеров того, как литератор может совмещать в себе еще и талант психолога. По своей значимости именно он находится на втором месте после великого Пушкина, в ряду литературных деятелей, составляющих фонд подлинно-классической литературы.
    Сколь искусно выписан портрет Печорина в романе «Герой нашего времени». Однако, по моему мнению, многое в этом персонаже взято с натуры самого автора. Потрясающее сходство мы находим во внешнем виде: наличие усов, занятие военным ремеслом. Непревзойденный романтизм, умение тонко чувствовать настроение окружающей природы.
    Постоянная грусть, апатичность главного героя, поиск собственного Я, столь свойственный натуре создателя данного произведения. И в тоже время Печорин- это образец отваги и мужества, чему примером служит его поведение на дуэли. Иносказательно, на мой взгляд, и само название. Ведь Лермонтов, и его современники, стали такими же «героями своего времени». Времени декабристских недовольств, времени отказа от старых порядков, времени отречений, непринятия много, что раньше казалось обыденностью.
    Однако, сколько бы не прошло времени, для меня данный служитель пера остается в образе непонятого, одинокого странника, ищущего приюта, понимания. Равно, как и его творчество, проникнутое особой философией, которая с легкостью погружает тебя в события описываемой эпохи, заставляя переживать судьбы каждого из представленных тебе героев.

  3. Эссе на тему «Творчество М.Ю.Лермонтова и историческая эпоха»
    (первый тур регионального этапа II областной гуманитарной олимпиады школьников «Умники и умницы»)
    Октябрь
    в горах
    Кроваво  красный.
    Вдали виднеется
    Машук,
    И в небесах плывёт
    Неясный
    Одним горам
    Понятный звук.
    Он не одно уже
    Столетье
    Блуждает гордо
    Средь вершин…
    За смерть поэта –
    Все в ответе!
    Не только дуэлянт
    Один.
    А. Шевелев «Звук в горах»
    В кабинете литературы среди настенных портретов поэтов и писателей я чаще всего останавливаю свой взгляд на лице Михаила Юрьевича Лермонтова, мысленно сравниваю его с акварельным автопортретом, где поэт изображён на фоне Кавказских гор, в бурке, с кинжалом на поясе, с огромными печально-взволнованными глазами. Откуда эта грусть, ведь он так молод? Меня очень заинтересовали воспоминания современников о Лермонтове. Люди, знавшие его лично, в представлении о его внешности  совершенно расходятся между собой. Кто-то запомнил задумчивую презрительность смуглого лица, кто-то огромную голову, а один из приятелей Лермонтова пишет о милом выражении лица.
    Впрочем, сам Лермонтов смеялся над собой, говоря, что судьба, будто на смех, послала ему общую армейскую наружность.
    Не только внешность, но и характер его современники изображают между собой так несхоже, что временами кажется, что речь идёт о двух Лермонтовых. Я решила ближе познакомиться с судьбой поэта и его творчеством.
    Чем усерднее вчитывалась я в стихи поэта, тем более убеждалась, что он действительно был разным и непохожим – среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, на людях и в одиночестве, в сражении и в петербургской гостиной, в момент поэтического вдохновения и на гусарской пирушке.
    Впрочем, есть книги, которые содержат самый достоверный  лермонтовский портрет – это его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть.
    «И более всего страшись употребить их (способности ума) на что-нибудь вредное или бесполезное. Ибо это талант, в котором ты должен будешь дать отчёт Богу»,- оставляет своё духовное завещание семнадцатилетнему Михаилу отец Юрий Петрович.
    Творческое развитие Лермонтова уникально не только потому, что он погиб в самом начале своего “великого поприща”. Первые дошедшие до нас стихи Лермонтова датированы 1828 годом (тогда ему было 14 лет). Большинство лермонтовских произведений написаны в 1828-1836 гг., но в литературе поэт Лермонтов появился фактически только в 1837 году, после того, как гневным стихотворением “Смерть Поэта” откликнулся на гибель Пушкина. Общественная реакция на это стихотворение, изгнание Лермонтова – ссылка на Кавказ, изменение проблематики и стиля его поэзии, публикации стихотворений, прежде писавшихся “в стол”, – все это позволило говорить о том, что в России появился новый поэт, хотя на самом деле его “рождению” предшествовали долгие восемь лет упорного творческого труда.
    С пятого класса я помню наизусть знаменитое “Бородино”, наполненное верой,  мечтами, действиями, геройством. Оно написано в 1837 году и посвящено событиям и людям недавней истории. Знакомые строчки Лермонтов вложил в уста старого солдата, сражавшегося под Москвой, этого безвестного ветерана войны 1812 года, вспоминающего про день Бородина. Он мудр и простодушен, благороден и смиренен. Прост и прекрасен рассказ о мужестве,  о великой силе народа:
    И умереть мы обещали,
    И клятву верности сдержали
    Мы в Бородинский бой.
    Конечно же, гордость за этих людей, за “ могучее лихое племя”- это гордость, восхищение самого поэта. Есть в жизни такие люди, есть сильные, большие чувства. Называя своё поколение могучим и лихим, солдат-рассказчик добавляет: ”Богатыри – не вы». Ещё точнее это противопоставление прошлого и настоящего звучит в начале его рассказа:
    Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя.
    Один из любимых моих лермонтовских героев – купец Степан Парамонович, великой нравственной силы человек.
    Отвечает Степан  Парамонович:
    “А зовут меня Степаном  Калашниковым,
    А родился я от честнова отца,
    И жил я по закону господнему:
    Не позорил я чужой жены,
    Не разбойничал ночью тёмною,
    Не таился от свету небесного…”
    Совсем, совсем не случайно ищет поэт своего героя в далёком от себя времени. Несогласие с днём современным ему слишком очевидно:
    И ненавидим мы, и любим мы случайно,
    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
    И царствует в душе какой-то холод тайный,
    Когда огонь кипит в крови.
    Тяжёлая внутренняя борьба стала содержанием всей недолгой жизни Лермонтова:
    Желанья!..что пользы напрасно и вечно желать?..
    А годы проходят – всё лучшие годы!
    Любить…но кого же?..на время – не стоит труда,
    А вечно любить невозможно.
    В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
    И радость, и муки, и всё там ничтожно…
    («И скучно и грустно»)
    Что же это, как не упрёк Лермонтова, горький упрёк своему поколению , поколению эпохи молчания, которая отняла у него веру в идеалы и поэтому обрекла на бездействие?
    Так  это поняли и приняли современники поэта.  Вот  что сказал об этом критик  Белинский:  “Это мысль – жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, столь полному славы и великих “. Главное слово произнесено: “зависть к великому прошлому “. Становится понятным, почему обращался Лермонтов к истории – чтобы напомнить своим современникам, что в жизни есть великие цели, есть сильные люди. Поэт восхищается своим народом и гордится своей Родиной. Именно это помогает ему выжить в эпоху «безвременья» и бороться с чувством безысходности. Это и был выход, найденный поэтом, противопоставленный миру молчания и бездействия. Лермонтов не молчал -он боролся!
    Эпоха Лермонтова – царствование Николая I – исторический промежуток между вольнодумством, тайными обществами и проектами спасения России конца 1810-х – первой половины 1820-х гг. и демократическим подъемом, отчетливо обозначившимся только во второй половине 1850-х гг. Однако не следует упрощать духовное содержание десятилетия: шло подведение итогов предшествующего исторического развития  – это была эпоха «мысли и разума».
    Лермонтов стал для людей своего поколения поэтом мысли, выразившим круг их идей и психологию. Его творчество с самого начала (с момента появления в списках стихотворения «Смерть Поэта», 1837) вышло за рамки искусства, вызвав острый общественный интерес. А.И.Герцен, относивший Лермонтова к последекабристской оппозиции, заметил в 1851 г.: «Мужественная, грустная мысль никогда не покидала его чела, – она пробивается во всех его стихотворениях. То не была отвлеченная мысль, стремившая украситься цветами поэзии, нет, рефлексия Лермонтова – это его поэзия, его мучение, его сила». Чем старше становился поэт, тем всё чаще соотносил субъективные переживания и ощущения с опытом и судьбой целого поколения. Всё чаще в мир романтической мечты вторгалась повседневная жизнь и конкретное время – эпоха 30-40-х годов с её противоречиями: глубокими идейными интересами и мертвящим застоем общественной жизни.
    Читая стихотворения Лермонтова, можно встретить не только прославление бородинской победы, тихую молитву о безмятежном счастье любимой женщины, которая принадлежит другому, строки о горечи разлуки с родиной, но и другие примеры, где звучит тема отчаяния, сомнения, одиночества, где говорится о бессмысленном кровопролитии, о пустоте жизни… И это даёт мне право на следующий вывод: да, эпоха «безвременья»  оставила свой след в поэзии поэта.
    Моё грядущее в тумане,
    Былое полно мук и зла…
    Зачем не позже иль не ране
    Меня природа создала?
    К чему творец меня готовил…
    («Моё грядущее в тумане»)
    Готовил для нас, потомков.  М.Лермонтов очень современен. У него я нахожу всё, от чего болит сердце и почему болит: о Боге, о матери, об отце, о семье и о любви, о смерти, о русской душе, о доблести русского оружия… У него обо всём сказано чище, яснее, лучше.
    Его мысль в непрестанном горении. Мысль, обретшая художественную форму, составляет силу множества его лучших вещей – «Не верь себе», «Нищего», «Ангела», «Волны и люди», «Демона».
    Мне нужно действовать, я каждый день
    Бессмертным сделать бы желал, как тень
    Великого героя, и понять
    Я не могу, что значит отдыхать.
    («1831-го июня 11дня»)
    Светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах всё лживое, бесчувственное, жестокое. Он грозил им народной расправой и указывал на их связь с императорским троном. «Люди лицемерные, слабые никогда не прощают такой смелости»,- писал о нём Герцен. И на последних произведениях поэта уже лежит печать обречённости. Но неуклонно следовал он по избранному пути.
    Божий промысел? В чём же он? Бытует мнение, что если бы Лермонтов остался жив, он бы пошёл в творчестве гораздо дальше Пушкина. Но куда? Что значит «гораздо дальше»? Я этого не понимаю. Если допустить, что гении – это вестник мира высшего, жизнь Лермонтова можно считать мистически состоявшейся! Он мог зачахнуть в детстве от золотухи или кори, мог быть убитым на первой дуэли или в сражении при Валерике…Нет, он покидает земную жизнь только тогда, когда его уже знают как большого поэта, когда он принадлежит славе России. Талант его реализован, и ему есть в чём отчитаться перед Творцом.
    Перечитывая Лермонтова, я каждый раз восторгаюсь неповторимым лирическим содержанием его поэзии и думаю о нем как о живом. Пленяют меня в Лермонтове и сила пламенных страстей, и глубокий ум, и прямота, честность, и высокая требовательность к себе и другим.  Отзывается в моём сердце  благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести.
    Я знаю точно, что через всю жизнь пронесу образ этого человека – грустного, честного, благородного, язвительного, мечтательного. И ещё я знаю, что «за смерть поэта – все в ответе,  не только дуэлянт один».

  4. Назовите царства живой природы, в которых встречаются организмы, состоящие из одной клетки
    Подчеркните(выпишите. как подчеркнуть) однородные члены
    1) молодежь активно учас??вовала в дискуссий.2)драматические хоровые танцевальные кружки пользуются у молодежи большой популярностью.3)на стадионе часто устраивают сорев…
    ПОМОГИТЕ РАССКРЫТЬ СКОБКИ
    12. I’m nervous. I (cook) for ten people on Friday.
    13. We (eat) at the Thai restaurant tonight. I’ve booked the table.
    14. What time we (arrive) in Berlin?
    15. -When she (tell) us the results …
    Запиши единицы времени в порядке их возрастания:час,минута,сутки,неделя,год,секунда,месяц,век.
    Что делает невозможным существование слишком больших клеток
    В первый день на рынок привезли 20 ящиков помидоров, а во второй день -8таких же ящиков. масса помидоров привезенных в первый день была на 120 кг больше, чем масса помидоров приведенных во второй день. сколько килограммов помид…
    Если полная площадь поверхности куба уменьшилось в 4 раза то ребро куба уменишитс??
    Условная линия, положение по обе стороны от которой обусловливает засушливость к??имата Австралии, – это:
    1) экватор
    2) Южный тропик
    3) Южный полярный круг
    4) меридиан 180
    Направление гор кавказа
    Помогите умоляю! !!!!
    Количество атомов кислорода в 1 кг этого газа равно

  5. М. Ю. Лермонтов о своем поколении
    Примерный текст сочинения
    Поэзия М. Ю. Лермонтова и спустя полтора столетия сохраняет свое редкостное обаяние, потому что в ней мы находим “союз волшебных звуков, чувств и дум”. Многие проблемы, интересовавшие поэта, давно ушли в прошлое и стали историей. Но его поэзия по-прежнему актуальна и в наше время. Каждый мыслящий человек, даже далекий от искусства и литературы, рано или поздно задумывается о судьбе того поколения, к которому принадлежит. Что он оставит миру? Чем запомнится, заслужив добрую славу или упрек? Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова. И мы имеем прекрасную возможность узнать, что думал великий поэт о своем поколении, какую судьбу ему предрекал, обратившись к таким его произведениям, как “Дума” и “Монолог”.
    Эти стихотворения, объединенные общей темой, по-разному раскрывают ее. В “Монологе” выражены мысли юного Лермонтова о своем поколении. Но и почти спустя десятилетие с тех пор, когда была написана “Дума”, духовный облик поколения 30-х годов не изменяется. Значит, даже в раннем произведении Лермонтов сумел увидеть его характерные черты и причины, их породившие. Говоря о жизни молодых дворян, своих ровесников, поэт отмечает ее однообразие, бесцельность, безрадостность, подчеркивая это выразительными сравнениями с образами из мира природы: северным растеньем, тусклым зимним солнцем, пустыми бурями:
    Как солнце зимнее на сером небосклоне,
    Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
    Ее однообразное теченье…
    И душно кажется на родине,
    И сердцу тяжко, и душа тоскует…
    Такое существование приводит к ранним разочарованиям, к утрате веры в любовь и дружбу, убивает желание наслаждаться радостями жизни. Поэтому лермонтовское поколение не знает юности, не ведает “ни любви, ни дружбы сладкой”. Но автор отмечает, что у его молодых соотечественников есть и “глубокие познания, жажда славы и пылкая любовь свободы”. Однако все эти прекрасные качества не нужны в обществе, где царят насилие, жестокость, пустота. Они оказываются лишними, так как не находят применения. “Мы их употребить не можем”, говорит автор. Кто же в таком случае торжествует в обществе? Лаконичный и горький ответ содержится в первой же строчке стихотворения: “Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете”. Все стихотворение пронизано чувством боли и страдания лирического героя, размышляющего, о поколении, к которому он принадлежит. Поэт сам вдыхает душную атмосферу николаевской России, поэтому он прекрасно понимает состояние и настроение своих ровесников. Ведь он один из них. Это подчеркивается неоднократным употреблением местоимения “мы”. В “Монологе” звучит сочувствие автора своему поколению, которое не виновато в трагическом финале декабристского восстания, в том, что попытка изменить строй России путем решительного действия потерпела крах, положив начало политической реакции в стране.
    Иными настроениями проникнута “Дума”. В ней Лермонтов беспощадно судит свое поколение за равнодушие, с которым оно относится к будущему Отчизны и даже к своей собственной судьбе. Такое поколение ничего не заслуживает, кроме презрения потомков. Эти мысли и вызывают у автора чувство грусти, с которым он смотрит на свое поколение:
    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее иль пусто, иль темно,
    Меж тем под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно.
    В этих лермонтовских словах не только выражено отношение поэта к своему поколению, но и указаны причины его нынешнего удручающего состояния. Молодые дворяне 30-х годов имеют блестящее образование, они обладают богатыми знаниями, которые, однако, не находят достойного применения, превращаясь в бремя, то есть ненужную тяжесть. На заре своей жизни эти люди были свидетелями безрезультатности попытки первых русских революционеров вооруженным путем изменить государственный строй России. Они поплатились за это самым дорогим жизнью и свободой, некоторые из них, не выдержав тюрьмы и Сибири, отреклись от своих взглядов, обогатив следующее поколение лишь “ошибками отцов и поздним их умом”. Отсюда и особенность нового поколения все подвергать сомнению, неверие в возможность перемен, а значит, осознание тщетности этих попыток. А это неизбежно ведет к бездействию самому характерному признаку духовного облика молодых дворян эпохи реакции.
    Итак, главное, в чем обвиняет Лермонтов свое поколение это отказ от борьбы, равнодушие к общественным вопросам. Пассивность и бесцельность жизни сверстников поэта убивает в них все то, что составляет радость молодости: стремление к познанию “иссушило ум наукою бесплодной”, желание любви и страстей привело к пресыщению “из каждой радости, боясь пресыщенья, мы лучший сок навеки извлекли”. Ни искусство, ни поэзия не могут взволновать современников Лермонтова, так как они разучились чувствовать, испытывать восторг или гнев.
    Мечты поэзии, создания искусства
    Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
    Мы жадно бережем в груди остаток чувства
    Зарытый скупостью и бесполезный клад.
    Но более всего равнодушие молодых дворян сказалось в их неспособности к жертвам ни во имя любви, ни во имя ненависти. Лермонтовское поколение безразлично к своему настоящему, не верит в будущее, не уважает прошлое.
    И предков скучны нам роскошные забавы,
    Их добросовестный, ребяческий разврат;
    И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
    Глядя насмешливо назад.
    Такая суровая оценка своего поколения заставляет поэта сделать вывод о том, что это обанкротившееся поколение пройдет над миром “толпой угрюмою и скоро позабытой”, ничего не оставив людям, “не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда”. Поэтому оно обречено на забвение потомков, которые оскорбят воспоминания о людях 30-х годов XIX века “насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом”.
    Думается, великий поэт был слишком суров к своему поколению, которое все-таки оставило свой заметный след в истории. Свидетельство тому удивительная лермонтовская поэзия, проникнутая духом мятежности, неуспокоенности, стремлением к высокому идеалу. Горячим желанием пробудить молодые умы и сердца для борьбы и настоящей, полнокровной, яркой жизни и были продиктованы горькие и суровые строки “Думы”.
    Список литературы
    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/

    Похожие работы

    А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии
    Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Дума”
    Время. Эпоха. Лирический герой (М.Ю. Лермонтов)
    М. Ю. Лермонтов – поэзия жизни. Основные мотивы лирики
    М. Ю. Лермонтов о своем поколении
    Мятежный дух в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова
    Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова
    Природа в творчестве М.Ю. Лермонтова и А.А. Фета
    Тематическое многообразие лирики М. Ю. Лермонтова
    Философские проблемы в лирике М.Ю. Лермонтова

  6. Михаил Юрьевич Лермонтов по праву вошел в число великих русских поэтов. Образы, созданные поэтом, со временем не тускнеют и продолжают волновать сердца все новых и новых поколений людей.
    Но у каждого человека есть свой, любимый и близкий именно ему Лермонтов. Одни видят в нем прежде всего певца родины, прославляющего “ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее подобные морям”. Другие воспринимают поэта как юношу, печально и задумчиво смотрящего вдаль, которому “некому руку подать в минуту душевной невзгоды”. Кому-то дорог и близок Лермонтов — мятежный автор “Паруса”, который, как и его лирический герой, сам просит бури, бесстрашно рвется навстречу бушующей стихии. И все они правы. В стихотворениях поэта звучат мужество и грусть, жажда свободы и ощущение ее недостижимости, предчувствие утрат, любовь к родине и родной природе. Его произведения многообразны по тематике, настроению, жанрам. Однако все они объединены особым голосом, особой интонацией и мелодикой, отличающей Лермонтова от других поэтов. Автор словно вовлекает читателя в свои размышления, раскрывает перед ним самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души. Искренний голос поэта очаровывает, волнует нас, заставляет сопереживать его чувствам и мыслям, обогащает наш внутренний мир.
    Мне более всего близок Лермонтов — певец прекрасной природы. Его стихотворения, посвященные природе, также различаются между собой. Мы видим мир природы во всех его проявлениях, в его движении и изменении, мир, живущий собственной, интересной и загадочной жизнью. Это идеальный мир, созданный мечтой поэта, избавленный от зла и несправедливости. Природу поэт воспринимает как источник прекрасного, воплощение гармонии и красоты. И в то же время автор наполняет свои пейзажи размышлениями о проблемах общественной и личной жизни.
    В пейзажной лирике Лермонтова мы встречаем различные, постоянно изменяющиеся настроения. Здесь и осенняя грусть, и сожаление об уходящем лете с его радостями и светом. Поэтому в осенние картины проникают печальные нотки: мы видим “пожелтевшие листья”, и “мрачную зелень елей”, и “тусклый месяц”, проглядывающий сквозь туман. В глубокой задумчивости “тихонько плачет” одинокий старый утес, грустя о золотой тучке, умчавшейся поутру вдаль. Но стоит перелистнуть страничку, и вот уже “свежий лес шумит при звуке ветерка”, и “ландыш серебристый приветливо кивает головой”, и “студеный ключ играет по оврагу”. И совсем другие чувства охватывают нас. Вместо грусти приходит радость от созерцания окружающей красоты, забываются все тревоги и волнения.
    Различны и сами пейзажи, которые рисует перед нами Лермонтов. Мы словно видим в них разные страны и континенты, интересные своей неповторимостью, имеющие свои особенные черты. Вот “вокруг лесистых гор” Кавказа “дикой пеленой” вьется туман и “река журчит одна”. Или предстает перед нами одиноко растущая на диком севере сосна, “одета, как ризой”, сыпучим снегом. И мечтает она о “крае, где солнца восход”. В пустынных степях Аравии, под знойными лучами палящего солнца, стоят “три гордые пальмы”. И под ними “из почвы бесплодной” пробивается родник, журча студеной водой. А вот, посреди голубой глади, “в тумане моря” белеет одинокий парус, под золотым лучом солнца стремящийся к неведомой стране.
    Трудно передать те чувства, которые испытываешь, читая стихотворения поэта. Невероятно богатство и разнообразие его пейзажей и тех мыслей и эмоций, которыми они наполнены. Можно долго спорить о том, какой же он на самом деле — великий Лермонтов. И трудно найти однозначный ответ. Ведь для каждого человека он свой — любимый и близкий именно ему, волнующий и неповторимый. И это, мне кажется, главная особенность лирики Лермонтова — передавать минутные настроения, и глубокие размышления. Грустить и радоваться, постоянно меняться, каждую минуту быть другим, но всегда говорить правду о том, что на душе.

  7. Как объяснить то ощущение грусти и гордости, которое охватывает, когда открываешь томик его стихов? Почему его стихи, проза, его личная судьба воспринимаются миллионами людей как личное переживание? Я думаю потому, что в Лермонтове очень много созвучных струн с каждым, кто серьезно относится к жизни и своему собственному достоинству. Как и Пушкин, Лермонтов очень рано стал осознавать себя как поэт. В ряде своих стихотворений Михаил Лермонтов говорит о себе как о «певце свободы» с пылкой и деятельной душой. «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой…», пишет поэт. Молодая мятежность Лермонтова, необъяснимая зрелость его мысли, точность зрения и вдохновенный талант это дар свыше, поэтому Лермонтова можно считать избранником.
    Герцен, почти ровесник Лермонтова, называл свое поколение «отравленным с детства». Если лицеист Пушкин рос в атмосфере страстных споров о будущем России, а юноши его поколения верили, что это будущее зависит от них, от их ума, таланта, деятельности, то Лермонтов, родившись позже на пятнадцать лет, становится центром внимания передовых людей в самые тяжелые годы реакции. Надежды на конституцию, республику, свободу рухнули. Царь Николай 1 твердо запомнил уроки 14 декабря 1825 года. Он не только отправил декабристов на виселицу и каторгу, но и принял все меры к тому, чтобы их дело не возродилось. Ровесники Лермонтова не могли мечтать о какойлибо деятельности, потому что деятельность в эпоху Николая 1 сводилась к повиновению. Нужно было
    быть. очень смелым и мужественным человеком, чтобы в лицо кинуть
    им слово: «Палачи, стоящие у трона.» Лермонтовпоэт не побоялся расправы над собой, в один день он стал знаменит, написав стихотворение, посвященное смерти Пушкина. «Смерть поэта» это гневный протест, самый настоящий обвинительный акт против стоящих у трона «свободы, гения и славы палачей.» Гениальное стихотворение Лермонтова перекликается с его стихотворным откликом на смерть другого поэта, близкого Лермонтову по дружеским связям и творчеству Одоевского. Одоевский был опальный поэт.
    По мнению большинства, жизнь должна идти тихо, без бурь, но мятежный дух Лермонтова прорвал эту ужасающую «тишину». Он страстно обращается к своему поколению, упрекая его в бездействии. В стихотворении «Дума» поэт пишет: Печально я гляжу па наше поколенье, Его грядущее иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья В бездействии состарится оно.
    «Дума» заканчивается предсказанием о строгом суде грядущих поколений. Идейно стихотворение близко к взглядам декабристов. Как и «Смерть поэта», оно произвело сильнейшее воздействие на умы и сердца современников. В стихотворении «Поэт» Лермонтов говорит о роли поэта в обществе, он напоминает о том времени, когда могучие слова поэта воспламеняли бойца для битвы и звучали, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных.» Печатать Лермонтова было опасно. Редактор Краевский, напечатав ряд его стихотворений, сидел, как на кратере вулкана, ожидая ареста со дня на день. Журнал «Отечественные записки» был самым популярным, потому что он, хотя и с риском, печатал Лермонтова. Лермонтов четко дал характеристику своему обществу: «Перед опасностью позорно малодушны и перед властью презренные рабы.» Реакционная критика обвинила поэта в том, что он не любит русский народ и клевещет на молодое поколение.
    Лермонтов ответил своим идейным противникам стихотворениями «Как часто пестрою толпою окружен…» и «Родина». Он писал: «О! как мне хочется смутить веселость их и бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью.» Бабушка Лермонтова, безумно любя внука, постоянно сокрушается, зная, что его ждет трагический конец и что он со своим мятежным характером не умрет своей смертью. Она говорила: «Бедный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он так и остался неисправимым чудаком.» Но ктото же должен говорить правду! Поэт должен будить людей для лучших целей, а не увлекаться призрачной мишурой. Лермонтов четко знал свой путь, его мятежный дух не мог смириться с унылой действительностью. Он пишет; Нет, я нe Байрон, я другой, Еще нeвeдoмый избpaннuк, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой.
    В стихотворении «Пророк» звучит протест против непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает о том, какова оказалась судьба поэта пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в «злобе и пороке». Жажда свободы и недостижимость ее важная тема лирики Лермонтова. Полемизируя с пушкинским «на свете счастья нет, но есть покой и воля, «Лермонтов утверждает, что нет ни счастья, ни покоя. Поэт, чувствуя себя одиноким в мире, не веря ни в дружбу, ни в любовь, считает жизнь «пустой и глупой шуткой». Лермонтов написал «Бородино», которое стало гимном русским богатырям, отдавшим свою жизнь за родину. Позднее Лев Толстой сказал, что без этого произведения не было бы «Войны и мира». Лермонтов протестует против бесцельной и бездумной жизни, темы его произведений разнообразны и глубоки по внутреннему содержанию. Он был патриотом своей страны. В стихотворении «Родина» он писал: «Люблю Отчизну я, но странною любовью…» Высоко Лермонтова оценил Чехов.
    Чехов писал: «Я не знаю языка лучшего, чем у Лермонтова. У него я учился писать.» Многие стихи Лермонтова принадлежат к шедеврам мирового искусства. Трудна судьба поэта. За свои дерзкие стихи Лермонтов не только был в опале, но и за ним был установлен негласный надзор. Сам граф Бенкендорф внимательно следил за его деятельностью. Бабушка Лермонтова очень часто обращалась к Бенкендорфу с просьбой помочь, когда Михаила отправляли в очередную ссылку. «Не дождаться мне, видно, свободы, а тюремные дни, будто годы, и окно высоко над землей, и у двери стоит часовой,» писал Лермонтов. Высоко творчество Лермонтова оценил Гоголь, восклицая: «Где же истинные люди на Руси? Как горька судьба писателя и поэта, ополчившегося против зла». Делая вывод, можно сказать, что каждая мысль Лермонтова бередит душу, каждое слово звучите как набатный звон в мертвой тишине русского царства. Поднять голос в защиту свободы в годы реакции, когда всякая общественная мысль замирала, это значило проявить большое гражданское мужество и смелость. До конца своей жизни поэт
    был верен выбранной теме, боролся за свободу личности и свободу своей Родины. В этом сказался мятежный дух Лермонтова.

  8. Поэзия М. Ю. Лермонтова и спустя полтора столетия сохраняет свое редкостное обаяние, потому что в ней мы находим “союз волшебных звуков, чувств и дум”. Многие проблемы, интересовавшие поэта, давно ушли в прошлое и стали историей. Но его поэзия по-прежнему актуальна и в наше время. Каждый мыслящий человек, даже далекий от искусства и литературы, рано или поздно задумывается о судьбе того поколения, к которому принадлежит. Что он оставит миру? Чем запомнится, заслужив добрую славу или упрек? Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова. И мы имеем прекрасную возможность узнать, что думал великий поэт о своем поколении, какую судьбу ему предрекал, обратившись к таким его произведениям, как “Дума” и “Монолог”.
    Эти стихотворения, объединенные общей темой, по-разному раскрывают ее. В “Монологе” выражены мысли юного Лермонтова о своем поколении. Но и почти спустя десятилетие с тех пор, когда была написана “Дума”, духовный облик поколения 30-х годов не изменяется. Значит, даже в раннем произведении Лермонтов сумел увидеть его характерные черты и причины, их породившие. Говоря о жизни молодых дворян, своих ровесников, поэт отмечает ее однообразие, бесцельность, безрадостность, подчеркивая это выразительными сравнениями с образами из мира природы: северным растеньем, тусклым зимним солнцем, пустыми бурями:
    Как солнце зимнее на сером небосклоне,
    Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
    Ее однообразное теченье…
    И душно кажется на родине,
    И сердцу тяжко, и душа тоскует…
    Такое существование приводит к ранним разочарованиям, к утрате веры в любовь и дружбу, убивает желание наслаждаться радостями жизни. Поэтому лермонтовское поколение не знает юности, не ведает “ни любви, ни дружбы сладкой”. Но автор отмечает, что у его молодых соотечественников есть и “глубокие познания, жажда славы и пылкая любовь свободы”. Однако все эти прекрасные качества не нужны в обществе, где царят насилие, жестокость, пустота. Они оказываются лишними, так как не находят применения. “Мы их употребить не можем”, &#151 говорит автор. Кто же в таком случае торжествует в обществе? Лаконичный и горький ответ содержится в первой же строчке стихотворения: “Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете”. Все стихотворение пронизано чувством боли и страдания лирического героя, размышляющего, о поколении, к которому он принадлежит. Поэт сам вдыхает душную атмосферу николаевской России, поэтому он прекрасно понимает состояние и настроение своих ровесников. Ведь он один из них. Это подчеркивается неоднократным употреблением местоимения “мы”. В “Монологе” звучит сочувствие автора своему поколению, которое не виновато в трагическом финале декабристского восстания, в том, что попытка изменить строй России путем решительного действия потерпела крах, положив начало политической реакции в стране.
    Иными настроениями проникнута “Дума”. В ней Лермонтов беспощадно судит свое поколение за равнодушие, с которым оно относится к будущему Отчизны и даже к своей собственной судьбе. Такое поколение ничего не заслуживает, кроме презрения потомков. Эти мысли и вызывают у автора чувство грусти, с которым он смотрит на свое поколение:
    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее &#151 иль пусто, иль темно,
    Меж тем под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно.
    В этих лермонтовских словах не только выражено отношение поэта к своему поколению, но и указаны причины его нынешнего удручающего состояния. Молодые дворяне 30-х годов имеют блестящее образование, они обладают богатыми знаниями, которые, однако, не находят достойного применения, превращаясь в бремя, то есть ненужную тяжесть. На заре своей жизни эти люди были свидетелями безрезультатности попытки первых русских революционеров вооруженным путем изменить государственный строй России. Они поплатились за это самым дорогим &#151 жизнью и свободой, некоторые из них, не выдержав тюрьмы и Сибири, отреклись от своих взглядов, обогатив следующее поколение лишь “ошибками отцов и поздним их умом”. Отсюда и особенность нового поколения &#151 все подвергать сомнению, неверие в возможность перемен, а значит, осознание тщетности этих попыток. А это неизбежно ведет к бездействию &#151 самому характерному признаку духовного облика молодых дворян эпохи реакции.
    Итак, главное, в чем обвиняет Лермонтов свое поколение &#151 это отказ от борьбы, равнодушие к общественным вопросам. Пассивность и бесцельность жизни сверстников поэта убивает в них все то, что составляет радость молодости: стремление к познанию “иссушило ум наукою бесплодной”, желание любви и страстей привело к пресыщению &#151 “из каждой радости, боясь пресыщенья, мы лучший сок навеки извлекли”. Ни искусство, ни поэзия не могут взволновать современников Лермонтова, так как они разучились чувствовать, испытывать восторг или гнев.
    Мечты поэзии, создания искусства
    Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
    Мы жадно бережем в груди остаток чувства &#151
    Зарытый скупостью и бесполезный клад.
    Но более всего равнодушие молодых дворян сказалось в их неспособности к жертвам ни во имя любви, ни во имя ненависти. Лермонтовское поколение безразлично к своему настоящему, не верит в будущее, не уважает прошлое.
    И предков скучны нам роскошные забавы,
    Их добросовестный, ребяческий разврат;
    И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
    Глядя насмешливо назад.
    Такая суровая оценка своего поколения заставляет поэта сделать вывод о том, что это обанкротившееся поколение пройдет над миром “толпой угрюмою и скоро позабытой”, ничего не оставив людям, “не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда”. Поэтому оно обречено на забвение потомков, которые оскорбят воспоминания о людях 30-х годов XIX века “насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом”.
    Думается, великий поэт был слишком суров к своему поколению, которое все-таки оставило свой заметный след в истории. Свидетельство тому &#151 удивительная лермонтовская поэзия, проникнутая духом мятежности, неуспокоенности, стремлением к высокому идеалу. Горячим желанием пробудить молодые умы и сердца для борьбы и настоящей, полнокровной, яркой жизни и были продиктованы горькие и суровые строки “Думы”.

    М. Ю. Лермонтов

    Стихи
    Биография М. Ю. Лермонтова
    Когда Михаил Юрьевич Лермонтов был маленьким…
    Образ Лермонтова. Реферат

    Сочинения

    М. Ю. Лермонтов о роли и назначении поэта и поэзии. Сочинение
    Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. Сочинение
    М. Ю. Лермонтов о своем поколении. Сочинение
    Жизнь и подвиг Мцыри. Сочинение
    “Мцыри” М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма. Сочинение
    Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова. Сочинение
    Тема родины в творчестве Лермонтова. Сочинение
    В чем трагедия Печорина? Сочинение
    “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова &#151 социально-психологический роман. Сочинение
    По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Материалы к сочинению
    Тексты произведений:
    М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени (278 k)

  9. 1. Разочарование в своем поколении в стихотворении «Дума».
    2. «Герой нашего времени»: Печорин как типичный представитель поколения.
    3. Драма «Маскарад»: образ князя Звездича.
    В любом наряде буду я по праву
    Тоску существованья сознавать.
    Я слишком стар, чтоб знать одни забавы,
    И слишком юн, чтоб вовсе не желать.
    И. В. Гете
    Мотив разочарования в своем поколении так или иначе проходит через все творчество М. Ю. Лермонтова. В стихотворении «Дума» поэт обобщил основные идеи, возникшие у него в результате наблюдения за представителями своего поколения. Уже в первой строке звучит безотрадное:
    Печально я гляжу на наше поколенье…
    Далее поэт объясняет читателю, почему же «грядущее» его сверстников «иль пусто, иль темно». Причиной этого, как и мучительной скуки, бича поколения, является безразличие ко всему на свете:
    К добру и злу постыдно равнодушны,
    В начале поприща мы вянем без борьбы…
    Ни искусство, ни любовь, ни вражда не в состоянии преодолеть холодность и отчуждение, которое многие представители поколения Лермонтова испытывают к жизни: И ненавидим мы, и любим мы случайно,
    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
    И царствует в крови какой-то холод тайный,
    Когда огонь кипит в крови.
    Поэт невольно сравнивает свое поколение с людьми прошлых эпох:
    И предков скучны нам роскошные забавы,
    Их добросовестный, ребяческий разврат…
    Нет, нынешнее поколение ничему не в состоянии отдать себя целиком, от души — ни наслажденьям, ни великим свершениям.
    Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдем без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    Образы типичных представителей поколения мы находим и в прозе Лермонтова. Роман, ставший одним из его самых известных прозаических произведений, не случайно назван «Герой нашего времени». Этим названием автор хотел подчеркнуть, что характер Печорина в основных чертах является типичным для всего поколения вообще. В главе «Бэла» Печорин рассказывает о себе Максиму Максимычу, и это описание очень похоже на тот портрет поколения, который Лермонтов вывел в «Думе». В юности Печорин наслаждался «бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги», но они быстро ему надоели, что и неудивительно: обычно люди не ценят то, что достается им легко. Любовь не затрагивала глубинных струн сердца молодого человека. Печорин сам объясняет, почему он охладел к наукам: «…Я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди — невежды, а слава — удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно…».
    Однако если «Дума» проникнута духом обвинения и обличения, то в «Герое нашего времени» автор скорее сочувствует своему герою, чем обвиняет его, хотя и не скрывает его слабостей и пороков. Можно предположить, что причинами безразличия ко всему и мучительной скуки, владеющих Печориным, являются пресыщение удовольствиями и отсутствие четкой цели, к достижению которой он мог бы стремиться. Накануне дуэли с Грушницким Печорин так размышляет о цели своего существования: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных…». Эти страсти и погасили все благородные стремления в душе Печорина. Он стал циником, то есть человеком, который, по меткому определению О. Уайльда, всему знает цену, но ничего не в состоянии оценить по достоинству.
    В романе «Герой нашего времени» повествование в основном ведется от лица самого Печорина, который излагает в дневнике свои мысли и наблюдения. Конечно, при такой композиции романа авторская позиция остается «за кадром». В главе «Максим Максимыч» и в особенности в предисловии без названия (ко всему роману), которые написаны от лица автора, а не его героя, мы находим некоторые указания на то, как автор относится к своему герою. Он дает описание внешности героя, добавляя и собственные соображения. Лермонтов указывает на то, что глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся», и делает вывод, что «это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». В целом же портрет «героя нашего времени» дается без выраженной симпатии или неприязни, скорее с интересом стороннего наблюдателя. Та же позиция наблюдателя заявлена автором еще в предисловии, где Лермонтов пишет, что «Герой Нашего Времени… портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Писатель отмечает, что ему было «весело рисовать современного человека, каким он его понимает», однако цели сделать какие-либо нравоучительные выводы, а тем более указать пути к исправлению поколения, он перед собой не ставил.
    Портрет еще одного типичного представителя поколения мы находим в драме «Маскарад». Князь Звездич, как может, убивает время и деньги. Он мало задумывается о том, к чему могут привести его поступки, князь просто-напросто ищет развлечений, острых ощущений. Но, как метко говорит ему баронесса, скрыв лицо под маской: «Искать ты не умеешь». Болезнь князя Звездича та же самая, что и у Печорина, и других подобных индивидуумов. Это безразличие, скука, отсутствие увлеченности хоть чем-то.
    Наполнить хочешь жизнь, а бегаешь страстей.
    Все хочешь ты иметь, а жертвовать не знаешь, — говорит Звездичу баронесса. В ее словах, обращенных к князю, звучит обвинение и ему, и его поколению, несмотря на любовь баронессы к Звездичу:
    Ты! бесхарактерный, безнравственный, безбожный,
    Самолюбивый, злой, но слабый человек;
    В тебе одном весь отразился век,
    Век нынешний, блестящий, но ничтожный.
    Эти слова во многом перекликаются с лермонтовской «Думой». А каково же авторское отношение к князю Звездичу? Об этом мы можем догадаться по тем ситуациям, в которые Лермонтов помещает своего героя: князь дочиста проигрывается в карты, и лишь вмешательство Арбенина помогает ему с честью выйти из крайне щекотливого положения; позабыв о помощи, оказанной ему Арбениным, князь пытается любезничать с его женой; князю не удается достойным образом отплатить за пощечину, полученную от Арбенина, так как тот отказывается с ним драться на дуэли. Возможно, автор и сочувствует своему герою, но сочувствие это не лишено презрительного оттенка.
    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина.
    Потомок оскорбит презрительным стихом,
    Насмешкой горькою обманутого сына
    Над промотавшимся отцом.
    Этими словами завершается лермонтовская «Дума»; ими же можно подытожить разговор об отношении Лермонтова к своему поколению.

  10. Перед опасностью позорно-малодушны,
    И перед властию — презренные рабы.
    Поэт считает, что его поколению не суждено ничего сделать для страны, и понимал, насколько глубокая пропасть лежит между его поколением «реакции» и пушкинскими современниками, пылающими вольнолюбием, стремлением к переменам и жаждой нового. Пушкин в свое время призывал к борьбе, считал, что его поколению суждено сделать что-то очень важное для России и оставить свой след в истории:
    И на обломках самовластья Напишут наши имена!
    А. С. Пушкин, «К Чаадаеву» (1818) Люди лермонтовского поколения, чей расцвет пришелся на годы «реакции» (снижения градуса общественного напряжения и разочарования в идеях гражданского гуманизма), должны были все вопросы решать заново, пересматривать свое отношение к реальности и систему ценностей.
    Если в лирике Пушкина жизнь часто преподносится как праздник, как бокал вина, как роман, то у Лермонтова повторяется только один образ — пир, но пир на празднике чужом («Как часто, пестрою толпою окружен», 1840 год).
    Для лермонтовского лирического героя жизнь — бокал, из которого пьешь не в полную силу, а скупо и опасливо; жизнь не приносит никакой радости, в ней нет веры, творчества, любви, нет цели и смысла.
    Лермонтовское поколение получило наследство, которое не может не только использовать по назначению, но и сохранить, оно его просто растрачивает. Лермонтов, понимая это, задумывается о том, как отнесутся к этому потомки, и выносит жестокий вердикт:
    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
    Потомок оскорбит презрительным стихом,
    Насмешкой горькою обманутого сына
    Над промотавшимся отцом.
    Это достаточно строгий суд, но Лермонтову дает право так говорить то, что лирический герой судит себя так же, вместе со всеми. Об этом говорит лирическое «мы», подразумевающее под собой все поколение в целом.

  11. Первую половину девятнадцатого века называют «золотым веком» русской культуры. В этот период творили многие поэты и писатели, относимые сегодня к разряду классиков. Но Пушкин и Лермонтов занимают среди них особое место.
    Михаила Юрьевича Лермонтова принято называть преемником Пушкина. Однако не верно считать, что их идеи, взгляд на мир, отношение к нему полностью совпадают. Пушкин, даже подмечая несовершенства окружающей действительности, не отделял себя от неё, он пребывал в некой гармонии с ней. В творчестве Лермонтова преобладающим мотивом является мотив одиночества, тоски и изгнанничества. Только в общении с природой он находит успокоение. Ярким примером тому служит стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…».
    Тема одиночества, разлада с миром людей проходит сквозной нитью через все творчество поэта. Впервые появившись в ранних стихах («Один среди людского шума», 1830), она остается ведущей и в позднем творчестве («Выхожу один я на дорогу…», 1841).
    Своеобразным продолжением темы одиночества является тема смерти. Устав от своих душевных терзаний, лирический герой Лермонтова начинает искать смерти, порой даже бросая вызов Создателю. Как, например, в стихотворении «Благодарность», 1840 года. Лирический герой обращается к Богу, но его слова вместо заявленной благодарности полны едкой иронии. В финальных же строках звучит прямой вызов.
    Отказываясь от Бога, Лермонтов фокусирует свое внимание на образе Демона, который становится центральным и в лирических стихотворениях, и в одной из романтических поэм.
    В заключение хотелось бы сказать несколько слов о значении творчества Лермонтова для русской литературы. Он был во многом новатором. Так, мотив вызова, брошенного Богу, впоследствии использовал Достоевский при создании образа Ивана Карамазова. А после него многие писатели двадцатого века. Изображение войны глазами простого солдата (прием, использованный в «Бородино») стало обычным явлением в литературе более позднего периода, в частности, в романе Толстого «Война и мир» и произведениях о Великой Отечественной войне. А что стоит его психологизм, положенный в основу создания образа Печорина?! Вся литература второй половины ХIХ буквально училась на примере творчества Лермонтова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *