Равнодушие – одна из эмоций человека или даже черта характера флегматиков. Это такое состояние, когда человек не радуется чужим победам, не сочувствует чужому горю. С виду такие люди спокойные, безучастные, унылые. Также такого человека можно назвать эгоистичным. Как можно не помочь нуждающимся? Обойти стороной просящего? Ведь человек просит помощь по крайней надобности, когда нет возможности справиться саму. Бесчеловечно проявлять равнодушие в таких ситуациях. Нужно всегда помнить, что сегодня помог ты, а завтра помогут тебе. Только бездушным людям никто не помогает, их обходят стороной, дабы вообще исключить их присутствие в своей жизни.
Литературные деятели показывали равнодушие в своих произведениях крайне жестоко. После прочтения книг с такой задумкой, хочется переосмыслить своё поведение и подумать о том, похож ли я на равнодушных персонажей?
В романе-эпопее «Война и мир» затронуто множество аспектов характера человека. Одним из таких является и равнодушие. Подходящим примером для «опасного» равнодушия, является поведение самого Наполеона. Он видел, что бой идёт не в его пользу и бросился бежать, оставив свою преданную армию в самых тяжёлых условиях. Таким образом, его равнодушие привело к гибели многих людей, которых он не повёл за собой.
Направление «Равнодушие и отзывчивость».
Равнодушие – это безразличие ко всему, что нас окружает, отсутствие интереса к проблемам общества, к вечным человеческим ценностям, безразличие к собственной судьбе и к судьбам других людей, отсутствие каких-либо эмоций по отношению к чему-либо. А.П Чехов сказал однажды: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Но чем же на самом деле так опасно подобное отношение к жизни?
Гнев, как и любовь, как и смятение, как страх и стыд показывает заинтересованность человека к чему бы то ни было, эмоции становятся индикатором жизненной энергии, и потому поступающий к щекам румянец всегда ценится больше, чем безжизненная, холодная бледность и безразличный, пустой взгляд. Слегка заметные на первый взгляд проявления безразличия к происходящему неизменно перерастают в апатию, и по итогу приводят к деградации личности. В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» автор вместе с читателем прослеживает путь человека, из которого постепенно утекала жизненная энергия и испарялось духовное начало. Описывая каждый этап из биографии героя, А.П. Чехов подчеркивает с какой стремительностью равнодушие проникало в судьбу Старцева и оставляло в ней определенный след. Из незаурядной личности и перспективного врача герой медленно, но верно превращался в кричащего на собственных больных, азартного, алчного, пополневшего обывателя, не замечающего хода времени. Для энергичного и живого когда-то героя теперь имели исключительную важность лишь его деньги, он перестал замечать страдания людей, с сухостью и эгоизмом глядел на мир, другими словами, стал равнодушен ко всему, в том числе и к себе, что привело к неминуемой деградации.
Все мы живем в обществе и зависим друг от друга- такова природа человека. Именно поэтому безразличие каждой отдельной личности ведет за собой равнодушие всего общества. Другими словами, образуется целая система, организм, уничтожающий сам себя. Подобное общество описывает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Главная героиня, Соня Мармеладова, на уровне потребности ощущала важность самопожертвования и помощи людям. Глядя на равнодушие окружающих, она, наоборот, старалась помочь каждому нуждающемуся и сделать все, что было в ее силах. Возможно, если бы Соня не помогла Родиону Раскольникову справиться со своими нравственными терзаниями, если бы она не вселила в него веру, если бы не спасла свою семью от голодной смерти, то роман имел бы еще более трагичный финал. Но неравнодушие героини стало лучиком света в мрачном и сыром Петербурге Достоевского. Страшно представить, чем закончился бы роман, если бы в нем не было такого чистого и светлого героя, как Соня Мармеладова.
Мне кажется, если каждый человек оторвет глаза от своих проблем, начнет оглядываться по сторонам и совершать добрые поступки весь мир засияет счастьем. Равнодушие опасно тем, что оно в любом случае несет за собой мрак, это антитеза к счастью, радости и добру.
Как правило, рассматривая, какие-либо качества человека, используется метод создания противоположностей, то есть одно качество определяется через обратное. Такой метод является вполне нормальным для поверхностного рассмотрения, однако, для того чтобы сказать нечто действительно достойное того как может говорить человек о различных значимых феноменах, требуется более разумное понимание, возможность действительно и искренне размышлять, но не скатываться в банальные и нелепые рассуждения, которые являются признаками конформизма и даже самообмана. Действительно, такие умозаключения распространены, но являются ли они достойными для того чтобы вообще быть высказанными?
Если вести речь более конкретно и перейти собственно к рассмотрению равнодушия и отзывчивости, то следует отдельно оценить эти качества и посмотреть действительно ли они являются противоположностями. В действительности и равнодушие и отзывчивость могут быть совершенно разными.
К примеру, равнодушие к нелепым словам или пустословию, к какой-либо никчемной деятельности может являться вполне достойным качеством, к примеру, в некоторых духовных традициях стремятся развивать именно равнодушие к различным благам этого мира, благодаря чему человек достигает действительно стоящего развития. С другой стороны, отзывчивость на различные прелести этого мира и нечто подобное является в этом смысле негативным качеством. Таким образом, эти свойства характера и поведения действительно могут быть противоположными, но с разными знаками в зависимости от обстоятельств.
Тем не менее, наиболее распространенным вариантом рассмотрения этих качеств является рассмотрение в рамках человеческих отношений. Под равнодушным человеком понимается такой, которому безразличны дела других, в частности различные беды и несчастья.
Отзывчивым человеком в свою очередь является такой, который способен откликнуться на различные беды и несчастья другого. В целом такое качество является положительным и характеризует человека, как склонного рассматривать себя как своеобразный инструмент, который может выполнять некоторую полезную деятельность в этом мире. Конечно, существуют различные варианты, иногда внешне отзывчивые люди в действительности просто склонны наблюдать за страданиями других и получать от этого тонкое удовольствие, безусловно, такой факт свидетельствует о возможности исказить и извратить даже различные положительные феномены в этом мире.
Тема равнодушия звучит в русской и мировой литературе очень часто. Например, Н. В. Гоголь в повести «Шинель» отобразил равнодушное общество, которому нет дела до «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. У главного героя крадут шинель, о которой он так долго мечтал, что несколько месяцев экономил даже на собственном питании. Окружающие люди к этому событию отнеслись равнодушно. Ни коллеги, ни органы, занимающиеся кражами, не стали помогать Башмачкину. Неспособность главного героя жить в равнодушном обществе приводит к тому, что Башмачкин умирает. Это доказывает, почему равнодушие – это жестокость. Именно равнодушие стало причиной смерти Акакия Акакиевича.
Второй аргумент
На тему равнодушия писал и Г. Х. Андерсен. В своей сказке «Девочка со спичками» он показал, к чему может привести общественное равнодушие. Маленькая босая девочка в Новый год продавала спички. Этого требовало трудное положение героини: она была очень бедна. Никого из прохожих не заинтересовало, почему холодной зимой маленькая девочка идет босиком. Никто не обратил на нее внимания. Никто не захотел хотя бы как-то помочь бедной героине. Это равнодушие стало причиной гибели девочки. Ни холодный вечер, ни нищета героини не стали причиной ее смерти. Причина заключена в человеческом равнодушии, которое может быть хуже жестокости.
Выводы
Приведенные примеры доказывают то, что равнодушие – самое страшное, с чем может столкнуться каждый человек. Когда окружающих не интересует жизнь других людей, когда никто не способен помочь человеку, который находится в трудной ситуации, это настоящая катастрофа.
(339 слов) Безразличное отношение к людям таит в себе большой соблазн, ведь так легко живется, когда тебя не тревожат чужие судьбы. Не надо тратить свое время на поддержку и помощь тем, кто попал в беду, не надо нервничать и переживать за них. Однако последствия такого поведения губительны, жаль только, что человек поздно осознает это. К сожалению, равнодушие приводит к совершению роковых ошибок, которые не исправить.
В поэме Пушкина «Медный всадник» равнодушие власти к людям привело к ужасающим последствиям, многие из которых невозможно обратить вспять. Во время наводнения в Петербурге погибли десятки людей, которых вовремя не эвакуировали из потенциально опасного жилья. Жертвой стихии стала и Параша, невеста главного героя. Ее дом полностью поглотили и смели волны. Жених девушки искал ее, но тщетно: это бедствие разрушило его жизнь. И таких маленьких, никому не нужных людей топчет авторитарная власть, которая, строя город на болотах, не позаботилась о горожанах. Знать, конечно, жила в высоких и твердых домах, их разгул стихии не коснулся, а о простонародье никто и не подумал. Разумеется, безразличие чиновников смыть было не так легко, как жилища бедняков: даже после катастрофы никто не помог жертвам восстановить дома и найти близких. Поэтому мы удивлены, видя, что герой сошел с ума от такого обращения.
Пахомова Алина
ГБОУ СОШ №456
4 «А» класс
Учитель Иванова Т.П.
СОЧИНЕНИЕ
К добру и злу не будем равнодушны
Я думаю, что самое ужасное качество человека – это равнодушие. Если человек равнодушен, он безразличен ко всему – и к добру, и к злу. Равнодушный человек никогда не поможет ни своим родным и друзьям, ни незнакомым людям, не поддержит в трудную минуту. Он не порадуется за твое счастье вместе с тобой, а ведь каждому хочется поделиться своей радостью с другими людьми!
Равнодушный человек – человек без души, с холодным сердцем. Ему нельзя доверять, на него нельзя положиться. В нашей жизни мы довольно часто сталкиваемся с равнодушием людей, а иногда не замечаем, что и сами бываем равнодушны. Например, спешим, проходим мимо человека, просящего милостыню, или не вмешиваемся, когда старшие дети обижают младших. Не всегда в наших силах помочь, но мы можем не быть равнодушными с нашими близкими и друзьями, помогать им, прислушиваться к ним, чутко относиться к их чувствам и переживаниям. А иногда достаточно просто так, без всякого повода, сказать близкому человеку приятные слова. Не только близким, но и незнакомым людям нужна помощь – помочь пожилому человек перейти через дорогу, утешить плачущего ребенка. Все это в наших силах. Быть неравнодушным – значит быть внимательным и чутким.
Человек не должен быть равнодушным не только к людям, но и к животным. Они нуждаются в нашей заботе. Разве сложно накормить бездомного котенка или смастерить кормушку для птиц и повесить ее во дворе или в парке?
Если каждый из нас поделится частичкой своего добра с другими, то мир станет лучше. И я думаю, что в мире станет больше неравнодушных людей.
К добру и злу не будем равнодушны,
И станет мир наш лучше и добрей!
Молодой человек не оставляет попыток борьбы с равнодушием этого общества, но, к сожалению, у него ничего не выходит. Чацкий вынужден уйти из фамусовского социума, которое его не ценит, и покинуть город, отказавшись даже от любви.
А.С. Грибоедов показывает этим, что нет ничего страшнее, чем равнодушие общества, ведь даже глубокое чувство не способно заставить человека бороться с вражески настроенной группой людей. В любом случае, единомышленников можно найти и в другом месте.
Еще в пьесе Максима Горького «На дне» в ночлежке обитали все изгои общества. Однажды они оступились, и с тех пор не могут вернуться в общество и заслужить его доверие. Социум очень жесток: он не прощает грехов и ошибок. Мне кажется, что эти бедные люди уже никогда не вернутся к нормальной жизни в социуме.
Почему общество отвергает людей? В любом социуме есть преступники, злодеи, которые наносят вред людям. По понятным причинам общество делает из них изгоев. Равнодушие общества причиняет огромную боль таким людям. Ведь человек – это социальное существо, и когда он теряет эту связь с группой, то он полностью выпадает из системы и становится совершенно одиноким. Даже известный мудрец сказал: «Не страшно быть одиноким, страшно быть одиноким среди толпы».
В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» тоже прослеживается гибельный путь равнодушной души. Николай Иванович мечтал об усадьбе с крыжовником. Мечта сбылась: он купил усадьбу, засадил ее крыжовником. Николай Иванович зажил в своей идиллии. Остановившись в мечтах на крыжовнике, этот человек становится равнодушным, душа его гибнет.
Поражена вирусом равнодушия и душа Онегина («Евгений Онегин» А.С. Пушкина). Растратив себя на пустую светскую жизнь, он заскучал, бывшие увлечения уже не пробуждают его интереса, его хандра вызвана равнодушием. Попытки чем-то заняться, чтобы выйти из этого состояния не увенчались успехом из-за отвращения к труду.
В состоянии равнодушия пребывают и герои пьесы Горького «На дне». Они равнодушны друг к другу, к миру. Из равнодушия они даже не пытаются выбраться из ночлежки. Конечно, они хотели бы жить лучше, но внутренняя опустошенность их отменяет какие-либо усилия изменить ситуацию.
Итак, равнодушие порождает безразличие человека к чужим проблемам, ведет к апатии, уничтожает интерес к жизни. Равнодушие не различает добро и зло и может послужить источником ужасного поступка. Оно, действительно, разъедает душу. Максим Горький призывал людей не быть равнодушными, говорил о смертоносности равнодушия для души.
Равнодушие – одна из эмоций человека или даже черта характера флегматиков. Это такое состояние, когда человек не радуется чужим победам, не сочувствует чужому горю. С виду такие люди спокойные, безучастные, унылые. Также такого человека можно назвать эгоистичным. Как можно не помочь нуждающимся? Обойти стороной просящего? Ведь человек просит помощь по крайней надобности, когда нет возможности справиться саму. Бесчеловечно проявлять равнодушие в таких ситуациях. Нужно всегда помнить, что сегодня помог ты, а завтра помогут тебе. Только бездушным людям никто не помогает, их обходят стороной, дабы вообще исключить их присутствие в своей жизни.
Литературные деятели показывали равнодушие в своих произведениях крайне жестоко. После прочтения книг с такой задумкой, хочется переосмыслить своё поведение и подумать о том, похож ли я на равнодушных персонажей?
В романе-эпопее «Война и мир» затронуто множество аспектов характера человека. Одним из таких является и равнодушие. Подходящим примером для «опасного» равнодушия, является поведение самого Наполеона. Он видел, что бой идёт не в его пользу и бросился бежать, оставив свою преданную армию в самых тяжёлых условиях. Таким образом, его равнодушие привело к гибели многих людей, которых он не повёл за собой.
Направление «Равнодушие и отзывчивость».
Равнодушие – это безразличие ко всему, что нас окружает, отсутствие интереса к проблемам общества, к вечным человеческим ценностям, безразличие к собственной судьбе и к судьбам других людей, отсутствие каких-либо эмоций по отношению к чему-либо. А.П Чехов сказал однажды: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Но чем же на самом деле так опасно подобное отношение к жизни?
Гнев, как и любовь, как и смятение, как страх и стыд показывает заинтересованность человека к чему бы то ни было, эмоции становятся индикатором жизненной энергии, и потому поступающий к щекам румянец всегда ценится больше, чем безжизненная, холодная бледность и безразличный, пустой взгляд. Слегка заметные на первый взгляд проявления безразличия к происходящему неизменно перерастают в апатию, и по итогу приводят к деградации личности. В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» автор вместе с читателем прослеживает путь человека, из которого постепенно утекала жизненная энергия и испарялось духовное начало. Описывая каждый этап из биографии героя, А.П. Чехов подчеркивает с какой стремительностью равнодушие проникало в судьбу Старцева и оставляло в ней определенный след. Из незаурядной личности и перспективного врача герой медленно, но верно превращался в кричащего на собственных больных, азартного, алчного, пополневшего обывателя, не замечающего хода времени. Для энергичного и живого когда-то героя теперь имели исключительную важность лишь его деньги, он перестал замечать страдания людей, с сухостью и эгоизмом глядел на мир, другими словами, стал равнодушен ко всему, в том числе и к себе, что привело к неминуемой деградации.
Все мы живем в обществе и зависим друг от друга- такова природа человека. Именно поэтому безразличие каждой отдельной личности ведет за собой равнодушие всего общества. Другими словами, образуется целая система, организм, уничтожающий сам себя. Подобное общество описывает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Главная героиня, Соня Мармеладова, на уровне потребности ощущала важность самопожертвования и помощи людям. Глядя на равнодушие окружающих, она, наоборот, старалась помочь каждому нуждающемуся и сделать все, что было в ее силах. Возможно, если бы Соня не помогла Родиону Раскольникову справиться со своими нравственными терзаниями, если бы она не вселила в него веру, если бы не спасла свою семью от голодной смерти, то роман имел бы еще более трагичный финал. Но неравнодушие героини стало лучиком света в мрачном и сыром Петербурге Достоевского. Страшно представить, чем закончился бы роман, если бы в нем не было такого чистого и светлого героя, как Соня Мармеладова.
Мне кажется, если каждый человек оторвет глаза от своих проблем, начнет оглядываться по сторонам и совершать добрые поступки весь мир засияет счастьем. Равнодушие опасно тем, что оно в любом случае несет за собой мрак, это антитеза к счастью, радости и добру.
Как правило, рассматривая, какие-либо качества человека, используется метод создания противоположностей, то есть одно качество определяется через обратное. Такой метод является вполне нормальным для поверхностного рассмотрения, однако, для того чтобы сказать нечто действительно достойное того как может говорить человек о различных значимых феноменах, требуется более разумное понимание, возможность действительно и искренне размышлять, но не скатываться в банальные и нелепые рассуждения, которые являются признаками конформизма и даже самообмана. Действительно, такие умозаключения распространены, но являются ли они достойными для того чтобы вообще быть высказанными?
Если вести речь более конкретно и перейти собственно к рассмотрению равнодушия и отзывчивости, то следует отдельно оценить эти качества и посмотреть действительно ли они являются противоположностями. В действительности и равнодушие и отзывчивость могут быть совершенно разными.
К примеру, равнодушие к нелепым словам или пустословию, к какой-либо никчемной деятельности может являться вполне достойным качеством, к примеру, в некоторых духовных традициях стремятся развивать именно равнодушие к различным благам этого мира, благодаря чему человек достигает действительно стоящего развития. С другой стороны, отзывчивость на различные прелести этого мира и нечто подобное является в этом смысле негативным качеством. Таким образом, эти свойства характера и поведения действительно могут быть противоположными, но с разными знаками в зависимости от обстоятельств.
Тем не менее, наиболее распространенным вариантом рассмотрения этих качеств является рассмотрение в рамках человеческих отношений. Под равнодушным человеком понимается такой, которому безразличны дела других, в частности различные беды и несчастья.
Отзывчивым человеком в свою очередь является такой, который способен откликнуться на различные беды и несчастья другого. В целом такое качество является положительным и характеризует человека, как склонного рассматривать себя как своеобразный инструмент, который может выполнять некоторую полезную деятельность в этом мире. Конечно, существуют различные варианты, иногда внешне отзывчивые люди в действительности просто склонны наблюдать за страданиями других и получать от этого тонкое удовольствие, безусловно, такой факт свидетельствует о возможности исказить и извратить даже различные положительные феномены в этом мире.
Тема равнодушия звучит в русской и мировой литературе очень часто. Например, Н. В. Гоголь в повести «Шинель» отобразил равнодушное общество, которому нет дела до «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. У главного героя крадут шинель, о которой он так долго мечтал, что несколько месяцев экономил даже на собственном питании. Окружающие люди к этому событию отнеслись равнодушно. Ни коллеги, ни органы, занимающиеся кражами, не стали помогать Башмачкину. Неспособность главного героя жить в равнодушном обществе приводит к тому, что Башмачкин умирает. Это доказывает, почему равнодушие – это жестокость. Именно равнодушие стало причиной смерти Акакия Акакиевича.
Второй аргумент
На тему равнодушия писал и Г. Х. Андерсен. В своей сказке «Девочка со спичками» он показал, к чему может привести общественное равнодушие. Маленькая босая девочка в Новый год продавала спички. Этого требовало трудное положение героини: она была очень бедна. Никого из прохожих не заинтересовало, почему холодной зимой маленькая девочка идет босиком. Никто не обратил на нее внимания. Никто не захотел хотя бы как-то помочь бедной героине. Это равнодушие стало причиной гибели девочки. Ни холодный вечер, ни нищета героини не стали причиной ее смерти. Причина заключена в человеческом равнодушии, которое может быть хуже жестокости.
Выводы
Приведенные примеры доказывают то, что равнодушие – самое страшное, с чем может столкнуться каждый человек. Когда окружающих не интересует жизнь других людей, когда никто не способен помочь человеку, который находится в трудной ситуации, это настоящая катастрофа.
(339 слов) Безразличное отношение к людям таит в себе большой соблазн, ведь так легко живется, когда тебя не тревожат чужие судьбы. Не надо тратить свое время на поддержку и помощь тем, кто попал в беду, не надо нервничать и переживать за них. Однако последствия такого поведения губительны, жаль только, что человек поздно осознает это. К сожалению, равнодушие приводит к совершению роковых ошибок, которые не исправить.
В поэме Пушкина «Медный всадник» равнодушие власти к людям привело к ужасающим последствиям, многие из которых невозможно обратить вспять. Во время наводнения в Петербурге погибли десятки людей, которых вовремя не эвакуировали из потенциально опасного жилья. Жертвой стихии стала и Параша, невеста главного героя. Ее дом полностью поглотили и смели волны. Жених девушки искал ее, но тщетно: это бедствие разрушило его жизнь. И таких маленьких, никому не нужных людей топчет авторитарная власть, которая, строя город на болотах, не позаботилась о горожанах. Знать, конечно, жила в высоких и твердых домах, их разгул стихии не коснулся, а о простонародье никто и не подумал. Разумеется, безразличие чиновников смыть было не так легко, как жилища бедняков: даже после катастрофы никто не помог жертвам восстановить дома и найти близких. Поэтому мы удивлены, видя, что герой сошел с ума от такого обращения.
Пахомова Алина
ГБОУ СОШ №456
4 «А» класс
Учитель Иванова Т.П.
СОЧИНЕНИЕ
К добру и злу не будем равнодушны
Я думаю, что самое ужасное качество человека – это равнодушие. Если человек равнодушен, он безразличен ко всему – и к добру, и к злу. Равнодушный человек никогда не поможет ни своим родным и друзьям, ни незнакомым людям, не поддержит в трудную минуту. Он не порадуется за твое счастье вместе с тобой, а ведь каждому хочется поделиться своей радостью с другими людьми!
Равнодушный человек – человек без души, с холодным сердцем. Ему нельзя доверять, на него нельзя положиться. В нашей жизни мы довольно часто сталкиваемся с равнодушием людей, а иногда не замечаем, что и сами бываем равнодушны. Например, спешим, проходим мимо человека, просящего милостыню, или не вмешиваемся, когда старшие дети обижают младших. Не всегда в наших силах помочь, но мы можем не быть равнодушными с нашими близкими и друзьями, помогать им, прислушиваться к ним, чутко относиться к их чувствам и переживаниям. А иногда достаточно просто так, без всякого повода, сказать близкому человеку приятные слова. Не только близким, но и незнакомым людям нужна помощь – помочь пожилому человек перейти через дорогу, утешить плачущего ребенка. Все это в наших силах. Быть неравнодушным – значит быть внимательным и чутким.
Человек не должен быть равнодушным не только к людям, но и к животным. Они нуждаются в нашей заботе. Разве сложно накормить бездомного котенка или смастерить кормушку для птиц и повесить ее во дворе или в парке?
Если каждый из нас поделится частичкой своего добра с другими, то мир станет лучше. И я думаю, что в мире станет больше неравнодушных людей.
К добру и злу не будем равнодушны,
И станет мир наш лучше и добрей!
Молодой человек не оставляет попыток борьбы с равнодушием этого общества, но, к сожалению, у него ничего не выходит. Чацкий вынужден уйти из фамусовского социума, которое его не ценит, и покинуть город, отказавшись даже от любви.
А.С. Грибоедов показывает этим, что нет ничего страшнее, чем равнодушие общества, ведь даже глубокое чувство не способно заставить человека бороться с вражески настроенной группой людей. В любом случае, единомышленников можно найти и в другом месте.
Еще в пьесе Максима Горького «На дне» в ночлежке обитали все изгои общества. Однажды они оступились, и с тех пор не могут вернуться в общество и заслужить его доверие. Социум очень жесток: он не прощает грехов и ошибок. Мне кажется, что эти бедные люди уже никогда не вернутся к нормальной жизни в социуме.
Почему общество отвергает людей? В любом социуме есть преступники, злодеи, которые наносят вред людям. По понятным причинам общество делает из них изгоев. Равнодушие общества причиняет огромную боль таким людям. Ведь человек – это социальное существо, и когда он теряет эту связь с группой, то он полностью выпадает из системы и становится совершенно одиноким. Даже известный мудрец сказал: «Не страшно быть одиноким, страшно быть одиноким среди толпы».
В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» тоже прослеживается гибельный путь равнодушной души. Николай Иванович мечтал об усадьбе с крыжовником. Мечта сбылась: он купил усадьбу, засадил ее крыжовником. Николай Иванович зажил в своей идиллии. Остановившись в мечтах на крыжовнике, этот человек становится равнодушным, душа его гибнет.
Поражена вирусом равнодушия и душа Онегина («Евгений Онегин» А.С. Пушкина). Растратив себя на пустую светскую жизнь, он заскучал, бывшие увлечения уже не пробуждают его интереса, его хандра вызвана равнодушием. Попытки чем-то заняться, чтобы выйти из этого состояния не увенчались успехом из-за отвращения к труду.
В состоянии равнодушия пребывают и герои пьесы Горького «На дне». Они равнодушны друг к другу, к миру. Из равнодушия они даже не пытаются выбраться из ночлежки. Конечно, они хотели бы жить лучше, но внутренняя опустошенность их отменяет какие-либо усилия изменить ситуацию.
Итак, равнодушие порождает безразличие человека к чужим проблемам, ведет к апатии, уничтожает интерес к жизни. Равнодушие не различает добро и зло и может послужить источником ужасного поступка. Оно, действительно, разъедает душу. Максим Горький призывал людей не быть равнодушными, говорил о смертоносности равнодушия для души.