Сочинение на тему чем интересно современному читателю сказание о белгородском киселе
5 вариантов
После рассказа об общих событиях Нестор описывает то, что творится в осажденном городе. В этой части «Сказания о белгородском киселе» можно узнать о быте русичей. Он очень отличается от современного уклада, поэтому читателю интересно «окунуться» в мир наших предков. Например, в этом эпизоде узнаем, что важные вопросы русичи решали на вече – собрании старейшин и горожан. Далее можно прочитать о привычной для них пище. Эту часть рассказа нужно читать со словарем, так как не все названия еды и посуды понятны для современного человека.
Наконец, не оставляет равнодушным и сам сюжет. Нам описываемые события кажутся совсем необычными. Автор постоянно держит читателя в напряжении. Сначала мы переживаем за осажденных горожан, а потом сердце замирает от интриги, как же старец спасет целый город при помощи зерна и меда. В конце снова интрига: поверят ли печенеги русичам.
Также произведение выделяется на фоне современной литературы стилистикой. Даже в его переводах сохранились особенности речи наших предков. Привлекает внимание и синтаксическое строение текста. Оно необычно для нашего слуха, но впечатляет стройной ритмико-мелодической организацией.
Но главная, по моему мнению, особенность «Сказания о белгородском киселе» – актуальная для всех времен проблематика. Она не позволяет угаснуть огоньку читательского интереса, хоть ее и трудно заметить, не задумываясь о том, что скрыто между строк произведения. В незамысловатом рассказе Нестор поднял проблемы любви к Родине, взаимопомощи и ответственности за народ. Кроме того, он показал, что нельзя опускать руки преждевременно. Даже из самой сложной ситуации можно найти выход, если проявить смекалку.
Секрет «долголетия» «Сказания о белгородском киселе» не только в его сюжете, описаниях народного быта, но и в художественном оформлении, которое позволяет почувствовать фольклорную душу народа.
Это случилось в те далекие времена, когда на Киевскую Русь часто нападали степные народы. Одни из них, печенеги, однажды пришли к Белгороду, но приступом взять не смогли. Окружили они тогда город и взяли в осаду. Долго продолжалось осадное положение. Наступил голод. Обессилевшие люди пришли в такое отчаяние, что собрались уже сдаться печенегам. Собрали они вече (народное собрание в древней Руси) и сказали: «Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода». Тогда встал один старый человек и дал умный совет. Он предложил не сдаваться врагам, а постараться их перехитрить. Старик дал задание с каждого двора собрать хотя бы по одной горсти овса, пшеницы или отрубей. Когда все это было собрано, женщины сделали болтушку, выкопали колодец, поставили в него кадь (большая кадка) и налили туда болтушку. На следующий день пригласили в город нескольких печенегов на переговоры. Увидев, как русские люди достают из колодца пищу и едят ее, печенеги очень удивились. А горожане сказали: «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли». Печенеги решили, что белгородцев кормит сама земля. А значит, не перестоять им русских. Так и ушли враги от стен города ни с чем. Предания сочинял и рассказывал простой русский народ. Именно он составляет основную часть Российского государства, народное творчество — художественное воплощение его. В преданиях отразились такие народные идеалы, как патриотизм, ум и находчивость. В «Сказании о белгородском киселе» мудрый старец, простой русский человек, своей смекалкой спасает русскую землю от нашествия печенегов. Герой этого сказания воплотил в себе образ простого русского народа, смекалистого без интриг и коварной хитрости, сильного без показного хвастовства собственной силы и до самозабвения любящего свою Родину, готового защищать Русь до последнего.
Это случилось в те далекие времена, когда на Киевскую Русь часто нападали степные народы. Одни из них, печенеги, однажды пришли к Белгороду, но приступом взять не смогли. Окружили они тогда город и взяли в осаду. Долго продолжалось осадное положение. Наступил голод. Обессилевшие люди пришли в такое отчаяние, что собрались уже сдаться печенегам. Собрали они вече (народное собрание в древней Руси) и сказали: “Разве лучше нам так умереть? – сдадимся печенегам – кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода”. Тогда встал один старый человек и дал умный совет. Он предложил не сдаваться врагам, а постараться их перехитрить. Старик дал задание с каждого двора собрать хотя бы по одной горсти овса, пшеницы или отрубей. Когда все это было собрано, женщины сделали болтушку, выкопали колодец, поставили в него кадь (большая кадка) и налили туда болтушку. На следующий день пригласили в город нескольких печенегов на переговоры. Увидев, как русские люди достают из колодца пищу и едят ее, печенеги очень удивились. А горожане сказали: “Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли”. Печенеги решили, что белгородцев кормит сама земля. А значит, не перестоять им русских. Так и ушли враги от стен города ни с чем. Предания сочинял и рассказывал простой русский народ. Именно он составляет основную часть Российского государства, народное творчество – художественное воплощение его. В преданиях отразились такие народные идеалы, как патриотизм, ум и находчивость. В “Сказании о белгородском киселе” мудрый старец, простой русский человек, своей смекалкой спасает русскую землю от нашествия печенегов. Герой этого сказания воплотил в себе образ простого русского народа, смекалистого без интриг и коварной хитрости, сильного без показного хвастовства собственной силы и до самозабвения любящего свою Родину, готового защищать Русь до последнего.
Система образов произведения не очень разветвленная. В нем есть сборные образы белгородцев и печенег, которые являются «фоном» для рассказа о мудром старце. Последний – главный герой «Сказания…». Печенеги изображены как подлый народ, нападающий на беззащитных горожан. Враги белгородцев наивные и глупые, так как их легко обвели вокруг пальца. В то же время, печенеги терпеливые, ведь дожидались, пока русичи сдадутся, изнеможенные голодом.
Русичи – народ, который может терпеть голод ради спасения родных земель. Несмотря на то, что белгородцы собирались сдаться врагу, их нельзя назвать трусами. Люди просто потеряли надежду на спасение. Нетрудно догадаться, что князь забрал сильных мужей на войну, поэтому в бой белгородцы вступать не могли. Старец – воплощение народной мудрости и силы духа. Это рассудительный человек, который умел сохранять спокойствие даже в самых безнадежных ситуациях.
В тексте «Сказания» очень мало языковых средств, что приближает его к разговорному стилю. В тексте автор использовал лишь эпитеты: «великая война», «сильный голод», «пресладкая сыта». Метафор и сравнений нет, но это не делает рассказ беднее. В предании немало историзмов, которые отображают реалии эпохи Нестора: князь, вече, сыта, латки, корчага.
Привлекают внимания повторение союзов в соседних предложениях и на границах сложных синтаксических конструкций. Эта стилистическая фигура называется полисиндетон. Она распространена не только в фольклорных текстах, но и в библейских.
«Сказание о белгородском киселе» было написано более тысячи лет назад, но, благодаря интересному сюжету и вечным идеям, оно остается актуальным и для современных читателей.
Важную роль в человеческой жизни играет доверие. Эта истина нашла отображение и в «Сказании о белгородском киселе». Люди поверили старцу, выполнили то, что он сказал. Если бы они не послушались мудреца, враг одержал бы победу. Но доверять нужно только тем, кого хорошо знаешь. Я думаю, старца белгородцы не только знали, но и очень уважали, ведь не зря обратились за советом именно к нему. Этот же эпизод показывает, что к мнению и советам старших нужно прислушиваться.
Поучительным является и образ печенег. Их пример еще раз доказывает, что нельзя наивно верить всему, что рассказывают или показывают. Излишняя доверчивость может помешать осуществлению планов, а обманщики лишь посмеются над этим.
Главное же наставление «Сказания…» касается Родины. Каждый человек должен осознавать, что несет ответственность за отчий край. Нельзя допустить, чтобы родная земля попала в руки врагам. При этом произведение показывает, что победа не всегда достается силой. Иногда достаточно проявить смекалку.
Тем не менее, любой способ борьбы с врагом требует от людей единства. Взаимопомощь и поддержка – прочный самый прочный щит народа. Доказательством этого являются белгородцы из летописного произведения. Все решения они принимали вместе. Перед тем как сдаться горожане собрали вече. Спасали город тоже вместе. Можно только представить, как трудно было реализовать план старца людям, изнеможенным голодом. Но все белгородцы приложили усилия: принесли продукты, кади, выкопали колодцы. И это помогло им прогнать врага.
В «Сказании о белгородском киселе» есть множество наставлений, каждый человек сможет найти актуальные советы для себя и своего поколения.
После рассказа об общих событиях Нестор описывает то, что творится в осажденном городе. В этой части «Сказания о белгородском киселе» можно узнать о быте русичей. Он очень отличается от современного уклада, поэтому читателю интересно «окунуться» в мир наших предков. Например, в этом эпизоде узнаем, что важные вопросы русичи решали на вече – собрании старейшин и горожан. Далее можно прочитать о привычной для них пище. Эту часть рассказа нужно читать со словарем, так как не все названия еды и посуды понятны для современного человека.
Наконец, не оставляет равнодушным и сам сюжет. Нам описываемые события кажутся совсем необычными. Автор постоянно держит читателя в напряжении. Сначала мы переживаем за осажденных горожан, а потом сердце замирает от интриги, как же старец спасет целый город при помощи зерна и меда. В конце снова интрига: поверят ли печенеги русичам.
Также произведение выделяется на фоне современной литературы стилистикой. Даже в его переводах сохранились особенности речи наших предков. Привлекает внимание и синтаксическое строение текста. Оно необычно для нашего слуха, но впечатляет стройной ритмико-мелодической организацией.
Но главная, по моему мнению, особенность «Сказания о белгородском киселе» – актуальная для всех времен проблематика. Она не позволяет угаснуть огоньку читательского интереса, хоть ее и трудно заметить, не задумываясь о том, что скрыто между строк произведения. В незамысловатом рассказе Нестор поднял проблемы любви к Родине, взаимопомощи и ответственности за народ. Кроме того, он показал, что нельзя опускать руки преждевременно. Даже из самой сложной ситуации можно найти выход, если проявить смекалку.
Секрет «долголетия» «Сказания о белгородском киселе» не только в его сюжете, описаниях народного быта, но и в художественном оформлении, которое позволяет почувствовать фольклорную душу народа.
Это случилось в те далекие времена, когда на Киевскую Русь часто нападали степные народы. Одни из них, печенеги, однажды пришли к Белгороду, но приступом взять не смогли. Окружили они тогда город и взяли в осаду. Долго продолжалось осадное положение. Наступил голод. Обессилевшие люди пришли в такое отчаяние, что собрались уже сдаться печенегам. Собрали они вече (народное собрание в древней Руси) и сказали: «Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода». Тогда встал один старый человек и дал умный совет. Он предложил не сдаваться врагам, а постараться их перехитрить. Старик дал задание с каждого двора собрать хотя бы по одной горсти овса, пшеницы или отрубей. Когда все это было собрано, женщины сделали болтушку, выкопали колодец, поставили в него кадь (большая кадка) и налили туда болтушку. На следующий день пригласили в город нескольких печенегов на переговоры. Увидев, как русские люди достают из колодца пищу и едят ее, печенеги очень удивились. А горожане сказали: «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли». Печенеги решили, что белгородцев кормит сама земля. А значит, не перестоять им русских. Так и ушли враги от стен города ни с чем. Предания сочинял и рассказывал простой русский народ. Именно он составляет основную часть Российского государства, народное творчество — художественное воплощение его. В преданиях отразились такие народные идеалы, как патриотизм, ум и находчивость. В «Сказании о белгородском киселе» мудрый старец, простой русский человек, своей смекалкой спасает русскую землю от нашествия печенегов. Герой этого сказания воплотил в себе образ простого русского народа, смекалистого без интриг и коварной хитрости, сильного без показного хвастовства собственной силы и до самозабвения любящего свою Родину, готового защищать Русь до последнего.
Это случилось в те далекие времена, когда на Киевскую Русь часто нападали степные народы. Одни из них, печенеги, однажды пришли к Белгороду, но приступом взять не смогли. Окружили они тогда город и взяли в осаду. Долго продолжалось осадное положение. Наступил голод. Обессилевшие люди пришли в такое отчаяние, что собрались уже сдаться печенегам. Собрали они вече (народное собрание в древней Руси) и сказали: “Разве лучше нам так умереть? – сдадимся печенегам – кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода”. Тогда встал один старый человек и дал умный совет. Он предложил не сдаваться врагам, а постараться их перехитрить. Старик дал задание с каждого двора собрать хотя бы по одной горсти овса, пшеницы или отрубей. Когда все это было собрано, женщины сделали болтушку, выкопали колодец, поставили в него кадь (большая кадка) и налили туда болтушку. На следующий день пригласили в город нескольких печенегов на переговоры. Увидев, как русские люди достают из колодца пищу и едят ее, печенеги очень удивились. А горожане сказали: “Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли”. Печенеги решили, что белгородцев кормит сама земля. А значит, не перестоять им русских. Так и ушли враги от стен города ни с чем. Предания сочинял и рассказывал простой русский народ. Именно он составляет основную часть Российского государства, народное творчество – художественное воплощение его. В преданиях отразились такие народные идеалы, как патриотизм, ум и находчивость. В “Сказании о белгородском киселе” мудрый старец, простой русский человек, своей смекалкой спасает русскую землю от нашествия печенегов. Герой этого сказания воплотил в себе образ простого русского народа, смекалистого без интриг и коварной хитрости, сильного без показного хвастовства собственной силы и до самозабвения любящего свою Родину, готового защищать Русь до последнего.
Система образов произведения не очень разветвленная. В нем есть сборные образы белгородцев и печенег, которые являются «фоном» для рассказа о мудром старце. Последний – главный герой «Сказания…». Печенеги изображены как подлый народ, нападающий на беззащитных горожан. Враги белгородцев наивные и глупые, так как их легко обвели вокруг пальца. В то же время, печенеги терпеливые, ведь дожидались, пока русичи сдадутся, изнеможенные голодом.
Русичи – народ, который может терпеть голод ради спасения родных земель. Несмотря на то, что белгородцы собирались сдаться врагу, их нельзя назвать трусами. Люди просто потеряли надежду на спасение. Нетрудно догадаться, что князь забрал сильных мужей на войну, поэтому в бой белгородцы вступать не могли. Старец – воплощение народной мудрости и силы духа. Это рассудительный человек, который умел сохранять спокойствие даже в самых безнадежных ситуациях.
В тексте «Сказания» очень мало языковых средств, что приближает его к разговорному стилю. В тексте автор использовал лишь эпитеты: «великая война», «сильный голод», «пресладкая сыта». Метафор и сравнений нет, но это не делает рассказ беднее. В предании немало историзмов, которые отображают реалии эпохи Нестора: князь, вече, сыта, латки, корчага.
Привлекают внимания повторение союзов в соседних предложениях и на границах сложных синтаксических конструкций. Эта стилистическая фигура называется полисиндетон. Она распространена не только в фольклорных текстах, но и в библейских.
«Сказание о белгородском киселе» было написано более тысячи лет назад, но, благодаря интересному сюжету и вечным идеям, оно остается актуальным и для современных читателей.
Важную роль в человеческой жизни играет доверие. Эта истина нашла отображение и в «Сказании о белгородском киселе». Люди поверили старцу, выполнили то, что он сказал. Если бы они не послушались мудреца, враг одержал бы победу. Но доверять нужно только тем, кого хорошо знаешь. Я думаю, старца белгородцы не только знали, но и очень уважали, ведь не зря обратились за советом именно к нему. Этот же эпизод показывает, что к мнению и советам старших нужно прислушиваться.
Поучительным является и образ печенег. Их пример еще раз доказывает, что нельзя наивно верить всему, что рассказывают или показывают. Излишняя доверчивость может помешать осуществлению планов, а обманщики лишь посмеются над этим.
Главное же наставление «Сказания…» касается Родины. Каждый человек должен осознавать, что несет ответственность за отчий край. Нельзя допустить, чтобы родная земля попала в руки врагам. При этом произведение показывает, что победа не всегда достается силой. Иногда достаточно проявить смекалку.
Тем не менее, любой способ борьбы с врагом требует от людей единства. Взаимопомощь и поддержка – прочный самый прочный щит народа. Доказательством этого являются белгородцы из летописного произведения. Все решения они принимали вместе. Перед тем как сдаться горожане собрали вече. Спасали город тоже вместе. Можно только представить, как трудно было реализовать план старца людям, изнеможенным голодом. Но все белгородцы приложили усилия: принесли продукты, кади, выкопали колодцы. И это помогло им прогнать врага.
В «Сказании о белгородском киселе» есть множество наставлений, каждый человек сможет найти актуальные советы для себя и своего поколения.