Сочинение на тему чем живы люди по литературе

12 вариантов

  1. Есть шутка, что, прочитав «Войну и мир», сможешь подобрать
    аргумент на любую тему, проблему. Это во многом так, поэтому, конечно, хорошее
    осмысленное прочтение четырёх томов романа-эпопеи Льва Толстого сыграет
    неоценимую пользу при подготовке к написанию итогового сочинения.
    Чем же люди живы? Как отвечает Л.Н. Толстой на этот вопрос?
    Ответить на него можно после того, как изучим духовное становление двух главных
    героев – князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Их характеры показаны в
    развитии. Если сравнить, как они шли к обретению своего смысла, жизненного
    предназначения, то можно найти одну закономерность – они совершили большое
    количество ошибок и полностью разочаровались в своих первоначальных идеалах.
    Андрей Болконский
    Князь Андрей ищет свой Тулон, хочет всенародной славы и
    признания, его кумир – Наполеон. Ему не страшны ни потеря семьи, ни раны. «Отец,
    жена, сестра – самые дорогие мне люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы,
    торжества над людьми». Вскоре Андрей прозревает. И случается это в битве под
    Аустерлицем. Он начинает
    понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким,
    справедливым и добрым небом, которое он видел и понял».
    После
    смерти жены осознает ценность семейного счастья, радости обыден­ной жизни среди
    родных людей: отца, сестры, сына Николеньки.
    Естественные
    потребности – любить и творить добро загораются в нём. Начинает заниматься
    государственными делами вместе со Сперанским, но вскоре осознает, что начал
    почитать его за кумира. А затем и вовсе понимает, что счастливее эта
    деятельность его не сделает.
    Следующий
    виток исканий. Участие в войне 1812 года. В армии князь становится заботливым
    и внимательным командиром. Он отказывается от предложения служить в штабе
    армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь». Исполняет свой офицерский долг, мужественно встаёт на защиту Родины.
    Получив тяжелое ранение, переживает страстное желание жить. Именно
    в эти мгновения к нему возвращается любовь к Наташе Ростовой. «…Он в первый
    раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней».
    Судьба Андрея Болконского – это путь человека, совершающего ошибки
    и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству.
    Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он
    совершил самое трудное, по Толстому, дело – умер спокойно и достойно.
    Пьер Безухов
    Простодушный и добрый Пьер, очутившись в светском обществе,
    позволяет себя втянуть в приключения, которые в дальнейшем обернутся для него
    трагически. Его буквально женят на красавице Элен, женщине коварной и злой.
    Когда осознал свою ошибку, истинные причины внимания Элен к нему, начинает
    винить только себя. После дуэли с Долоховым, Пьер стремится повернуть свою
    жизнь в иное нравственное русло.
    В его голове роятся множество вопросов, на которые он всеми силами
    стремится дать ответ: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для
    чего жить и что такое я…».
    В
    масонстве он на некоторое время обретает согласие с миром и собой, но именно
    участие в Бородинском сражении позволяет ощутить свою пользу обществу. Он
    вместе со всеми ждёт той минуты, когда враг покинет их землю, и старается
    делать всё, чтоб это случилось как можно скорее. И задача №1 – избавить мир от
    Наполеона, это немного нелепое решение возникает под влиянием тех чувств,
    которые он испытал во время Бородинского сражения.
    Тот
    человек, который не боится искать своё предназначение, который может
    пожертвовать своими идеалами, переосмыслив их, способен стать
    высоконравственным, достойным человеком.

  2. Чем люди живы?
    Передо мной поставлен, казалось бы, простой вопрос. Но чем дольше я задумываюсь, тем сложнее на него ответить.
    Наш народ, переболев идеей социалистического строя, разочаровался в его результатах. А результатом стали дефицит, бюрократизм, коррупция. Но ведь для того, чтобы все эти 70  лет просуществовал социализм, нужна была целевая программа. Сколько было общих полезных дел: поднимали целину, строили города, прокладывали железнодорожные магистрали, покоряли космос.
    У каждого поколения были свои герои, которым подражали, которыми восхищались.
    Нужны стране дети, совершающие добрые дела – подражайте Тимуру и его команде.
    Нужны стране передовики труда – пожалуйста, Стаханов.
    Нужны бесстрашные летчики – вот вам Валерий Чкалов, Юрий Гагарин.
    Нужны сильные, волевые люди – прочитайте книгу Бориса Полевого  «Повесть о настоящем человеке», в которой главный герой, Алексей Мересьев, оставшись без ног, научился ходить на протезах и рвется на войну, чтобы защищать Родину, чтобы быть полезным обществу.
    Поэтому столько всего  нужного для страны было сделано в те годы.
    А сколько хороших песен было написано поэтами-песенниками и композиторами. Возьмем, к примеру, Лебедева-Кумача и Исаака Дунаевского. Вся страна пела их песни «Широка страна моя родная», «Легко на сердце от песни веселой». Люди искренне верили в светлое будущее. Этим они жили, перенося лишения, минимализм во всем.
    А что получили на изломе эпох между социализмом и капитализмом? Оказывается, не надо жить для других – нужно только для себя. А с этими словами появились криминальные разборки, финансовые пирамиды, олигархи. Грустно также то, что народ не стал жить лучше. А промышленность, сельское хозяйство, культура – все важные отрасли общества замерли, перестали развиваться. Да и героев-кумиров тоже не стало.
    Сейчас мы живем, пожалуй, в счастливое время. На наших глазах Россия снова становится сильной державой. Так, в частности, в 2014 году на олимпиаде в Сочи наша олимпийская сборная в общем медальном зачете заняла I место. По всей стране идет подъем промышленности и сельского хозяйства. Например, в Москве мы видим активное строительство новых районов, новых станций метро, расширяется сеть автодорог. Для людей строят парки, скверы. В праздничные дни ярко украшают иллюминацией город. Сами люди  включаются в различные социальные программы. Я имею в виду программу «Активный гражданин» на портале правительства Москвы. Люди активно участвуют в благотворительных марафонах и помогают нуждающимся деньгами, медикаментами, вещами. Люди стали добрее, милосерднее.
    В этом году журнал «Forbs» среди самых влиятельных людей планеты на первое место поставил В.В. Путина. Безусловно, наш президент заслуживает столь высокой оценки. Он приложил немало усилий в стабилизацию обстановки в Сирии и на Украине. Благодаря его поддержке крымчан, Крым снова стал  территорией России. В ежегодных конференциях, проводимых Путиным, мы видим его реальную помощь простым людям. Одним словом, В.В. Путин живет не для одного себя, а для других. В этом секрет его успеха, его рейтинга в стране и в мире.
    Таким образом, когда люди живут для других, когда гордятся своей страной, своей работой, когда понимают, что приносят пользу обществу, когда всей душой болеют за свое дело, тогда это, действительно, радость, тогда это настоящая жизнь.
    (470 слов)

  3. • “…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!” (А.П. Чехов).
    • «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно…» (А.С.Пушкин).
    • ” Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его” (Н.Г. Чернышевский).
    • «Поэзия – это форма любви» (М.М. Пришвин).
    • «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г.Белинский).
    • «Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы – большой и маленькой» (Д.С.Лихачев).
    • «Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека…» (Д. С. Лихачёв).
    • «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание» (К. Г. Паустовский).
    • «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (М. Е. Салтыков-Щедрин).
    • «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…» (Б. Л. Пастернак).
    • «Человек – это…живая загадка» (С. Н. Булгаков».
    • Нравственные проблемы современных людей.
    • Проблема лени и безволия.
    • “Сильные люди всегда просты” (Л.Н. Толстой).
    • Почему люди держатся за старое? (По роману Л.Н. Толстого “Война и мир”).
    • «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н.Г. Чернышевский).
    • «Человек – целый мир…» (Ф. М. Достоевский).
    • Современное понимание термина герой нашего времени.
    • Человек в поисках смысла.
    • «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д. С. Лихачев).
    • «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д. С. Мережковский).
    • Социальные проблемы в современной русской литературе.
    • Профессия и призвание… Могут ли они совпадать?
    • Проблемы молодежи в современной литературе.
    • Поиски счастья в русской литературе.
    • «Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н. В. Гоголь).
    • «Самое главное в дружбе – умение понять и прощать» (В.П. Некрасов).
    • «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека» (В. Г. Белинский).
    • «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой…» ( В. Г. Белинский).
    • «Без страстей и противоречий нет жизни…» (В. Г. Белинский).
    • «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф. М. Достоевский).
    • «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский».
    • «Нет счастья в бездействии…» (Ф. М. Достоевский).
    • «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К. Д. Ушинский).
    • «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г. Паустовский).
    • «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И. С. Тургенев).

  4. Вопрос, который вынесен в заголовок этого сочинения, взят из рассказа Л.Н.Толстого. Вопрос этот, пожалуй, актуален во все времена. Особенно в переломные, кризисные эпохи. Когда некоторые пытаются говорить о каком-то «золотом веке» русской истории, они просто не знают эту историю как следует.
    Всегда в России всё было относительно – относительно людей, политики, внешних и внутренних отношений. И вообще всё зависит от внутренней установки каждого человека: если ты стоишь за добро, хочешь нести людям спокойствие и свет – значит, вокруг тебя в основном будут собираться добрые люди. Если наоборот – то станет больше зла.
    Чем живы люди сегодня? Общество расслоено на богатых и бедных. Полноценный средний класс отсутствует. Это накладывает отпечаток на всю нацию, на весь народ. Но даже в этой, не вполне нормальной ситуации, всегда находятся те, кто доволен свои нехитрым уделом, кто стремится жить, а не выживать.
    Например, те, кто обретается в провинции. Это очень специфическая среда: отношения между людьми пока еще добрее и сердечнее, тяга земли сильнее, а дыхание прогресса ощущается гораздо слабее, чем в столицах и центрах. Здесь люди заняты личным хозяйством, много времени проводят на свежем воздухе – собирают грибы и ягоды в лесу, потом заготавливают их на зиму.
    Общение может показаться примитивным: все друг друга знают, встречаются часто, по несколько раз на дню. Еще бывают застолья по случаю каких-нибудь праздников или даже без них, когда собравшиеся за столом поют хором старые советские или русские народные песни. Вот этим и живы люди – памятью души и сердца, заботой о ближних, неискоренимым оптимизмом.
    Что касается богатых, их жизнь, вроде бы, разнообразнее, но на поверку гораздо скучнее. Денег, как говорится, куры не клюют, на всё хватает, дом – полная чаша. А счастья – простого, человеческого – как не было, так и нет. И все развлечения и поездки – лишь способ разогнать тоску одиночества. А когда не удается – начинается обычное бытовое пьянство, а за ним деградация личности.
    Представителям среднего класса есть, что терять. Они всего в жизни добились почти исключительно сами, не прогибаясь и не кланяясь. Поэтому дорожат тем, что имеют и расставаться не собираются. Живут, в основном, от зарплаты до зарплаты, но если зададутся целью, то могут скопить капитал в течение года на заграничную поездку. А так – преимущественно работа и дом. Катастрофически не хватает времени на самообразование, на то, чтобы прочесть давно отложенные книги.
    Подростки и молодежь чаще всего предоставлены сами себе. Родители слабо представляют, чем живет и дышит их чадо. Хорошо, если рядом оказывается старший наставник, способный зажечь и увлечь – велопоходами, например или спортом вообще. Тогда ребята не будут прожигать время зря. Но в большинстве своем подрастающее поколение учится через пень-колоду – потому, что это надо родителям, приобщается к вредным привычкам, четких моральных принципов не имеет.
    Интереснее всего живут люди творческих профессий. Для того, кто занят собственным творчеством, не важно, что происходит вокруг. Сначала он «варится в собственном соку», потом выходит к людям. И если есть отклик, возникает диалог – значит, человек талантлив, ему есть, что сказать окружающим, оставить частицу себя в этом мире.
    Человек так устроен, что никогда не будет доволен тем, что уже имеет. Потому что иначе – духовная смерть гораздо раньше физической, как в известном рассказе Чехова «Ионыч». Пока мы живы – мы беспокоимся, радуемся, огорчаемся. Всегда находится то, что заставляет нас проявлять активность.

  5. Мои размышления после прочтения

    рассказа Л.Н.Толстого «Чем люди живы».

    Живы они одною любовью.
    Кто в любви, тот в Боге и Бог в нём,
    потому что Бог есть любовь.
    Л. Н. Толстой
    Чем люди живы? Они живы любовью, и рассказ состоит в изображении этой животворной любви. Бедный сапожник дает у себя приют голому нищему; женщина, имеющая грудного ребенка, берет к себе двух только что родившихся девочек, у которых умерла мать. И любовь растет; нищий оказывается ангелом, а девочки заменяют самых лучших дочерей для своей воспитательницы.
    В рассказе изображены не одни внешние поступки, а сами души людей и то, что происходит в этих душах. В них проявилось чувство любви, чистой, бескорыстной и простой.
    В рассказе не совершаются какие-нибудь чрезвычайные жертвы и подвиги. Да и люди, которые здесь действуют, не имеют в себе ничего героического. Сапожник Семен — добрый, но простой малый, любящий иногда выпить, как все сапожники. Матрена — женщина хозяйственная, говорливая, любопытная и немножко сварливая,- словом, обыкновеннейшая женщина. Купчиха тоже отличается только добродушием и мягкостью. Ангел за провинность был наказан — жить среди людей до того времени, пока не узнаёт:
    Что есть в людях?
    Чего людям не дано?
    И чем люди живы?
    А когда узнаёт, то будет прощён, и вернётся на небо. Ангела (Михаила) взял в семью сапожник Семён. Работая у сапожника, Михайла узнаёт, что людям только кажется, что живут они одной заботой о себе, а на самом деле живут они любовью, потому что Бог есть любовь. В конце рассказа Михайло признается сапожнику Семену и его жене Матрене, приютившим его: «Я понял, что бог не хотел, чтобы люди врозь жили, и затем не открыл им того, что каждому для себя нужно, а хотел, чтоб они жили заодно, и затем открыл им то, что им всем для себя и для всех нужно. Понял я теперь, что кажется только людям, что они заботой о себе живы, а что живы они одной любовью». В рассказе описаны самые обыкновенные люди и самые обыкновенные события.
    Эта книга отражается в душе и делает человека лучше. Насколько я знаю, Толстой был отлучен от церкви, а тут такое божественное начало…. Книга заставляет подумать и поразмышлять. Она несет в себе вечные истины: любовь к ближнему, добро, сострадание. Несет в себе то, что Бог вдохнул в душу человека и чем поистине мы живы.
    Сочинение-рассуждение на тему
    «Моё мнение о фильме „Чем люди живы“».
    Лукьянчук А. 5С кл.
    Я думаю, что фильм «Чем люди живы» очень точно передаёт содержание одноимённой притчи, но ему также присуще наличие художественных деталей (иначе это не был бы фильм).
    Одна из деталей — ретроспектива. Она была использована два раза. 1-ый раз — когда ангел вспоминает свой грех, 2-ой раз — в момент вознесения ангела на небо. Я считаю, режиссёр использовал ретроспективу для того, чтобы сделать сцену более эмоционально насыщенной.
    Вторая художественная деталь была увидена мною в самом начале фильма. Тёмный лес с музыкальным сопровождением в виде церковного хорала, наверное, отражает контраст между озлобевшим, потерявшим добро миром и спокойной возвышенностью Божьего царства.
    Я думаю, главной мыслью фильма (как и притчи) является призыв к всеобщему миру и любви. Ведь недаром ангел узнаёт, что люди живы не заботой о себе, а любовью.
    В целом, фильм и притча мне понравились. Я не только прочитала новое для меня произведение и посмотрела новый для меня фильм, но и поняла важность убеждений, говорящих о житьи в мире, любви и доброте, заключённых в православной вере.
    18 Август 2012, 21134 просмотра.

  6. Это проблема будет актуальной во все времена. Спорить можно до бесконечности. Все в России было непостоянно — это касалось внутренних и внешних аспектов жизни людей, их быта, политики. Все зависит от внутренней идеологии каждого, отдельно взятого человека, его морального облика, духовных и культурных ценностей. Мы живем в обществе и подчиняемся его законам, правилам, нормам. Это — значимая и актуальная тема, которая дает время для обдумывания. Ответить на него сразу не получится, потому что каждый человек существует в своем измерении, размышляет, думает по — своему. Но поддержка, сопереживание, помощь ближнему сближают нас и делают единым целым. Звучит голословно, но тому есть примеры из жизни героев наших известных классиков. Предлагаю обратиться к ним.
    Это можно увидеть в произведении В. Г. Распутина «Уроки французского». В произведении рассказывается о жизни деревенского мальчика в послевоенную пору, когда мир только начинал отходить от пережитой войны. Парнишка хорошо учится в селе, и хочет продолжить обучение дальше приезжает в город. Здесь он быстро взрослеет, что и выделяет героя рассказа из общества ровесников. Постоянное голодание и бедность, приводят школьника на «полянку», где его сверстники развлекаются, играя на монеты. Будучи сообразительным парнишкой, он живо обнаруживает метод, как… обставить своих соперников, но тут же получает свой первый урок: толковые и удачливые в серой массе подростков, порождают злобу и зависть. Неизменное везение в игре, делает мальчика изгоем. Помогает Алеше выбраться из сложной ситуации его учительница французского — Лидия Михайловна. Она открытая, веселая и добрая, прониклась к парню сочувствием, взяла ребенка под свою опеку. Так начались их занятия.
    Время, которое Алеша провел с учительницей, спасло его от морального и духовного разложения. Она подарила своему ученику любовь и заботу, научила справляться с любыми трудностями и не бояться испытаний. Учительница смогла заинтересовать мальчика, не только подтянув его французский язык, но и своим обществом дала понять, что он не один и всегда сможет попросить о помощи. Преподавательницу из — за игры на деньги с мальчиком, просят оставить школу. Она возвращается к себе домой, но не забывает о парнишке. Через некоторое время Алеша получает посылку, в которой лежат макароны и большие, спелые яблоки. Поступок учительницы на всю жизнь оставил след в сердце ее ученика.
    В любой жизненной ситуации, чтобы не случилось, важно оставаться человеком, и совершать поступки, за которые, не стыдно будет смотреть в глаза своим детям. Это — нас и объединяет.

  7. Сочинение «Чем люди живы?» — это сложная, но очень интересная работа. Она дает возможность ученикам пофилософствовать, выразить свои сокровенные мысли и душевные метания; помогает познать самих себя. Как правило, данная тема подымается на уроках в старших классах, когда ребята уже имеют определенный жизненный опыт и багаж знаний по литературе и другим предметам. Одно из сочинений «Чем люди живы?» предлагаем вашему вниманию.
    Чем люди живы? Этот вопрос, в той или иной формулировке, задает себе, наверное, хотя бы однажды каждый человек. Поисками ответа на него пронизана вся мировая и русская литература. И четкого руководства к действию так никто пока и не нашел. А может, быть единого ответа не существует? У каждого смысл свой? Я, конечно же, не претендую на то, что в моем сочинении будет открыта истина. Но некоторыми мыслями хочется поделиться.
    Чем же все-таки живы люди? Наверное, нужно в данном случае понимать, о какой именно жизни идет речь. Если о биологической, то все просто – для того чтобы существовать, человеку нужны воздух, вода, пища и тепло. Но люди ведь наделены еще и душой. А поэтому удовлетворением лишь физических потребностей они ограничиться не могут.
    Как-то раз я сидела на берегу реки и любовалась пейзажем. Была осень. Деревья стояли багрово-желто-зеленые, поражая своей неземной красотой. И вот я подумала, что они о смысле жизни, наверняка, не задумываются. А пользу при этом приносят огромную. Дают всему живому кислород, для многих птиц, насекомых и животных служат домом или едой, спасают нас от знойных лучей и радуют своим внешним видом. И даже после смерти дерево оказывается полезным. Его ствол и ветви используются в промышленности, а листва становится перегноем.
    К сожалению, такого не скажешь о человеке. Даже люди, озабоченные поиском смысла жизни, не всегда приносят пользу, а что уж говорить о потребителях? Почему же царь и властелин планеты, существо, созданное по образу и подобию Божьему, наделенное разумом и душой, зачастую не годится в подметки обычному дереву?

  8. Можно провести небольшой анализ, провести аналогии между жизнью прошлых поколений и нынешних. Можно сделать это на примере известных произведений, а можно написать по своим личным воспоминаниям и по воспоминаниям своих бабушек. Но подготовьтесь заранее, определите те школьные произведения, которые можно использовать в вашем сочинении. Без аргументов, без примеров из книг, которые изучаются в школе, написать сочинение на хорошую оценку не получится.
    Читая, надо сделать свое.
    Каждый временный отрезок пути диктует свои правила поведения. И может быть желал бы человек жить иначе да трудно ему противится существующим условностям бытия современности.
    Взять, например, время лет энное назад. По рассказам от моих родителей время было тяжелое, не очень устроенное в бытовом плане и очень разрозненное в своих целях. А вспоминая рассказы моих прабабушек , я понимаю, что девяностые годы это время простых перемен, но никак не возрождения. Если после Великой Отечественной войны народ был един в своем порыве перетерпеть трудности, возродить страну из разрухи, то время девяностых, это время большой грызни за имущественную добычу. Кто больше успел, тот больше и съел.
    Наше время другое, мы совсем другие. В наше время человек более развит, более умен, более свободен. Свобода, подаренная нам предками дает большие возможности для личного развития. У меня и у того другого есть выбор, мы можем пробовать, отступать и снова выбирать. Раньше такого не было. Наш век просвещенья не дает спокойно усидеть на одном месте, мы путешествуем по другим землям, знакомимся с традициями других народов, ищем свою истину, ту, которая даст гармонию счастливой жизни. А счастье возможно только, когда рядом будет все хорошо. Один, окружившись забором от мира, в своем царстве счастлив не будешь, а царство не даст счастья, если за за забором есть плач и рыданья. И здесь надо делать выбор, закрыть ли любовь в своем сердце для чужих или подарить ее другим без всяких надежд на возврат, правильным ли этот поступок будет? Мне кажется, да, правильным. Любовь дается человеку в дар, ведь просто так небеса одарили человека любовью, но распорядиться даром надо умеючи. Выпуская тонкий ручеек любви из своего сердца, мы закрываем реки любви, которые могли к нам вернуться сторицею. Все в мире взаимосвязано. Чтобы получить, надо отдать. Любовь поэтому так безгранична, поэтому богами она так щедро отдана человеку, потому что любым своим богатством надо распоряжаться умно. А ум это опыт, ум это знания, а знания это свет. Поэтому наш век дорог нам и ценен, мы знаем опыт наших прадедов, мы умеем пользоваться новыми технологиями, нам осталось только научиться дарить и любить. И тогда мир будет счастлив. Да, это может быть утопией, но без веры не прожить. Вера в светлый разум, который не даст погибнуть человечеству, откроет глаза на нечто ценное в этой жизни, вера спасет мир и нас всех.
    Жить надо, открыв глаза и протянув руку, чтобы отдать.

  9. Хотел бы я знать, зачем звезды светятся.
    Наверно, затем, чтобы рано или поздно
    каждый мог вновь отыскать свою
    Антуан де Сент-Экзюпери, “Маленький принц
    От взрослых людей я часто слышу “жизнь прожить – не поле перейти”. И в этом с ними соглашаюсь. О чем бы ни мечтал человек, какие бы планы ни строил, любые достижения невозможны без затраченных усилий. Какие цели ставят перед собой люди? Что становится делом их жизни? Ради чего они готовы рисковать? И главное – какое дело станет делом моей жизни? Вот какие вопросы я начинаю задавать себе, размышляя о пословице.
    К сожалению, сегодня в общественном сознании укоренилась установка на так называемые “легкие деньги”, которые можно заработать при помощи сомнительных с моральной точки зрения умений – украсть, обмануть, подставить. Ловкое и быстрое зарабатывание денег становится делом жизни многих людей. Нет, не таким человеком хочется мне стать.
    К счастью, во все времена находились люди, преданные своему делу, стране и не ищущие лёгких путей. Талантливые мастера, одаренные самородки, неутомимые искатели готовы порой жертвовать жизнью ради принципов и великих открытий.
    Примеров таких людей в русской литературе немало. И именно эти герои литературных произведений больше всего близки мне по духу.
    Еще Николай Лесков в повести “Левша” описал тип человека, для которого служение делу важнее личных интересов. Этот тульский ремесленник вместе с двумя другими своими земляками вызывается поддержать честь России и починить английскую блоху. Мастера не только блестяще справляются со своей задачей, но еще и подковывают иностранную диковинку. Работа тульских мастеров искусна, рассмотреть блоху можно только через самый сильный “мелкоскоп”.
    С точки зрения обывателя, Левша – довольно непрактичный человек. Таких, как он, в народе называют бессребрениками. Англичане, восхищаясь талантом мастера, предлагают ему остаться жить в комфорте и сытости, но Левша решает возвратиться на Родину. По дороге домой он простывает и умирает в одной из больниц Петербурга. Но даже перед смертью Левша не забывает об интересах России и просит передать государю, что “у англичан ружья кирпичом не чистят, а то они стрелять не годятся”.
    В конце повествования автор пишет, что “имя Левши, как и многих других гениев, утрачено, но народный миф о нем точно передал дух эпохи”.
    Современные писатели тоже не остались в стороне от темы служения делу. Героев своих рассказов Василий Шукшин ласково называет “чудиками”. Это русские люди родом из деревни со своеобразными характерами. Каждый обладает чудинкой, которая выделяет их из окружения. Чудику резко противопоставлен его брат-ловкач, цепкий добытчик. Но таким как Чудик, дороже всего любовь и признательность людей, хотя это не всем понятно.
    Герой рассказа “Упорный” – Моня Квасов прочитал, что вечный двигатель невозможен, и: “с головой ушел в изобретение такого “вечного двигателя”, какого еще не было”. Моня перестал видеть и понимать все вокруг, весь отдался великой изобретательской задаче. Хотя, по словам писателя, Моня привык всего добиваться в жизни, эта задача все же оказалась ему не посильной. Шукшин пишет об этом с юмором, но ни в коем случае не высмеивает “изобретателя”, наоборот, восхищается его смелостью и глобальностью проблемы, на которую тот не побоялся замахнуться.
    А один из главных персонажей романа Даниила Гранина “Иду на грозу” ученый Сергей Крылов во имя научного результата идет на серьёзные риски. Среди своих коллег Крылов считается простаком, причем не самым удачливым. В группу исследователей в области атмосферного электричества его приглашает более успешный друг Олег Тулин.
    События романа развиваются непросто. Работа ученых касается экспериментов по управлению грозой. Во время одного из экспериментов погибает член группы Ричард. В итоге тему закрывают. Тулин, в которого все так верят, раскисает и при первом удобном случае покидает проект. Крылов же неожиданно для всех начинает спасать дело и добивается результатов.
    У меня такое отношение к делу вызывает большое чувство гордости за свой трудолюбивый, любознательный и по – хорошему упертый народ. Подкупает вера героев в свою правоту, отсутствие ложных авторитетов, бескорыстие и открытость.
    Анна Цыпаева

  10. Люди живы тем ,в первую очередь, что им дано от природы.Тем кому ” ноги от ушей” и внешность ,как у ” королевы красоты”-живут демонстрацией своей внешности везде, где только будут востребованы.Будь то фотомодельный бизнес, конкурс красоты или реклама моделей одежды.Живут красотой в себе и со временем- созерцанием красоты в других.Другие, менее привлекательные внешне, но содержательные внутри,живут научными теориями,философией или пишут книги про то ,что успели узнать,понять,т.е.”сеют вечное и доброе”.А, если у человека большое доброе сердце, то ему в самый раз услужить другому без оглядки на собственное самолюбие, обогреть его и дать надежду на лучшее будущее.
    По книге Гончарова ” Обломов” видно, что никто из его героев не попадает в прокрустово ложе своих психофизических данных.Но, как это ни странно, только Обломов ,такой казалось бы, никчемный человечишка задумывается о предназначении человека в мире.
    Когда человеку не рассмотреть соли такого произведения,он или очень юн или дальнейшее его предназначение не может быть связано ни с одной из гуманитарных профессий.Гончаров писал образ Обломова с себя поэтому априори не мог вывести его отрицательным героем.Гончаров-глубокий человековед от природы- это его предназначение.И роман ” Обыкновенная история”, тоже, очень психологичный, но с другими психотипами героев.Про третью книгу трилогии – ” Обрыв” ничего не скажу, т.к.не читала.

  11. [ссылка заблокирована по решению администрации проекта] Автор материалов Светлана Николаевна Мищенко.
    Чем люди живы?
    Что составляет основу, саму сущность жизни людей?
    Думаю, коренные ценности человеческого бытия и быта в трагические моменты истории, в дни мира и трудов люди опираются на нравственные ценности, которые выработаны человечеством. Они живы идеей сохранения мира и жизни на земле. Они озабочены благоденствием и процветанием своего государства и своей малой родины, в рамках которых протекает их жизнь. Они оберегают пространство личной жизни – дом, семью, детей. Не чужды им простые человеческие радости: проявления любви, дружбы, любование красотой природы и человеческих отношений. Независимо от времени и среды проживания люди едины в своём стремлении к счастью, порою по-разному понимая суть этого важнейшего человеческого состояния. Важно отметить и то, что человек всегда стремился определить своё место в жизни, понять своё предназначение. Размышляя над тем, чем живы другие, он всегда стремился к осознанию того, чем жив он сам, удовлетворяет ли его собственная судьба, не сузил ли он рамки своей жизни до уровня быта, оставив другим право решать вечные вопросы бытия. Такие вопросы требуют от человека великого труда ума, души, честности перед собою. И тогда жизнь человека наполняется не только трудом ради ежедневного выживания, но и духовной работой, обеспечивающей развитие личности человека и, следовательно, жизни в целом. Пониманию сути человеческой жизни, проникновению в самые различные её проявления, безусловно, способствует литература – как мировая, так и наша родная – русская.
    Так чем же живы люди? Интересами мира, дружбы, любви, поисками своего места в мире, стремлением наполнить жизнь смыслом и участвовать в общей жизни людей, борьбой за жизнь и то, что составляет её суть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *