Сочинение на тему чему учит история

9 вариантов

  1. Может ли история нашей Родины чему-нибудь нас научить? Может, в случае если мы ?того сами захотим!
    Если бы я была учителем истории, я провела бы урок на тему: ??Какие уроки можно извлечь из ошибок, которые мы допустили в прошлом???
    На ?том уроке я рассказала бы ребятам о том, что пришлось пережить россиянам в прошлом веке, и предложила бы ученикам самим попытаться сделать выводы. Конечно, сразу бы у нас нич??? ?? получилось, но заставлять людей думать о прошлых ошибках, пытаться их ?? повторять — ?то очень важно для наш??? общ??? развития, для прогресса, для того, чтобы идти вперёд, а ?? возвращаться снова и снова к тому, через что уже пришлось пройти.
    История Родины учит нас тому, что в нашем прошлом уже почти всё было. Нам лишь стоит кое-что вспомнить из своей истории, перенять опыт наших предков.
    Депутаты спорят до хрипоты о праве на землю, а нужно-то вс??? ещё раз просмотреть опыт столыпинских реформ — там есть всё, что нужно.
    Говорим о том, что армия в упадке, ребята ?? хотят служить. А стоит оглянуться назад, и мы увидим, что, когда на армию обращали больше внимания, выделяли на неё больше средств, было гораздо лучше, а ребята шли служить с радостью и гордостью.
    Много ещё можно было бы привести на таком уроке примеров. Главное, что я постаралась бы донести до своих учеников, ?то то, что нам ?? нужно перенимать чужой опыт — нам стоитповнимательнее отнестись к своей истории, и всё встанет на свои места!

  2. Запутанная, сложная и необыкновенно противоречивая история нашей страны учит нас многому, нужно лишь извлечь из истории Родины правильные выводы, чтобы не повто­рять одних и тех же ошибок, не наступать на одни и те же грабли. А то ведь как получается? История учит, учит нас, а мы все повторяем и повторяем свои ошибки…
    Например, история наших двух революций в 1917 году, казалось бы, должна была научить нас чему-то, а мы опять повторяем свои «рус­ские бунты». Вспомнить хотя бы августовский путч 1991 года или расстрел Белого дома.
    А наши войны? Сколько их было в XX веке! Здесь и русско-японская война 1904-1905 годов, и первая мировая 1914-1918 годов, и гражданская 1918-1925 годов, и Бе­лофинская в 1940 году, и Великая Отечествен­ная в 1941-1945 годах, опять японская кам­пания — только уже 1945 года… Вроде бы эти войны, унёсшие миллионы жизней россиян, должны были нас научить мирному существо­ванию? Нет! Нам понадобилась десятилетняя война в Афганистане, а потом две войны на своей территории — в Чечне, которые унесли ещё по десятку тысяч жертв.
    История коллективизации в 1930-х годах должна была научить нас правильному от­ношению к сельскому труженику, к частной собственности на землю. Но понадобилось на это несколько десятилетий! И только теперь, уже в XXI веке мы постепенно подходим к правильному пониманию необходимости пра­ва на землю.
    Вдумываясь в перипетии последних лет, я понял, что нам надо привыкнуть к мысли, что нас чему-то могут научить лишь наши по­ражения, а не победы, которые только расхо­лаживают, приучают к мысли, что у нас все хорошо.

  3. Чему учит нас история Родины Запутанная, сложная и необыкновенно противоречивая история нашей страны учит нас многому, нужно лишь извлечь из истории Родины правильные выводы, чтобы не повто­рять одних и тех же ошибок, не наступать на одни и те же грабли. А то ведь как получается? История учит, учит нас, а мы все повторяем и повторяем свои ошибки… Например, история наших двух революций в 1917 году, казалось бы, должна была научить нас чему-то, а мы опять повторяем свои «рус­ские бунты». Вспомнить хотя бы августовский путч 1991 года или расстрел Белого дома. А наши войны? Сколько их было в XX веке! Здесь и русско-японская война 1904-1905 годов, и первая мировая 1914-1918 годов, и гражданская 1918-1925 годов, и Бе­лофинская в 1940 году, и Великая Отечествен­ная в 1941-1945 годах, опять японская кам­пания — только уже 1945 года… Вроде бы эти войны, унёсшие миллионы жизней россиян, должны были нас научить мирному существо­ванию? Нет! Нам понадобилась десятилетняя война в Афганистане, а потом две войны на своей территории — в Чечне, которые унесли ещё по десятку тысяч жертв. История коллективизации в 1930-х годах должна была научить нас правильному от­ношению к сельскому труженику, к частной собственности на землю. Но понадобилось на это несколько десятилетий! И только теперь, уже в XXI веке мы постепенно подходим к правильному пониманию необходимости пра­ва на землю. Вдумываясь в перипетии последних лет, я понял, что нам надо привыкнуть к мысли, что нас чему-то могут научить лишь наши по­ражения, а не победы, которые только расхо­лаживают, приучают к мысли, что у нас все хорошо.

  4. Запутанная, сложная и необыкновенно противоречивая история нашей страны учит нас многому, нужно лишь извлечь из истории Родины правильные выводы, чтобы не повторять одних и тех же ошибок, не наступать на одни и те же грабли. А то ведь как получается? История учит, учит нас, а мы все повторяем и повторяем свои ошибки…
    Например, история наших двух революций в 1917 году, казалось бы, должна была научить нас чему-то, а мы опять повторяем свои «русские бунты». Вспомнить хотя бы августовский путч 1991 года или расстрел Белого дома.
    А наши войны? Сколько их было в XX веке! Здесь и русско-японская война 1904-1905 годов, и первая мировая 1914-1918 годов, и гражданская 1918-1925 годов, и Белофинская в 1940 году, и Великая Отечественная в 1941-1945 годах, опять японская кампания — только уже 1945 года… Вроде бы эти войны, унёсшие миллионы жизней россиян, должны были нас научить мирному существованию? Нет! Нам понадобилась десятилетняя война в Афганистане, а потом две войны на своей территории — в Чечне, которые унесли ещё по десятку тысяч жертв.
    История коллективизации в 1930-х годах должна была научить нас правильному отношению к сельскому труженику, к частной собственности на землю. Но понадобилось на это несколько десятилетий! И только теперь, уже в XXI веке мы постепенно подходим к правильному пониманию необходимости права на землю.
    Вдумываясь в перипетии последних лет, я понял, что нам надо привыкнуть к мысли, что нас чему-то могут научить лишь наши поражения, а не победы, которые только расхолаживают, приучают к мысли, что у нас все хорошо.

  5. Запутанная, сложная и необыкновенно противоречивая история нашей страны учит нас многому, нужно лишь извлечь из истории Родины правильные выводы, чтобы ?? повторять одних и тех же ошибок, ?? наступать на одни и те же грабли. А то ведь как получается? История учит, учит нас, а мы всё повторяем и повторяем свои ошибки…
    К примеру, история наших двух революций в 1917 году, казалось бы, должна была научить нас чему-то, а мы опять повторяем свои ??русские бунты??. Вспомнить хотя бы августовский путч 1991 года или расстрел Белого дома.
    А наши войны? Сколько их было в XX веке! Здесь и русско-японская война 1904-1905 годов, и первая мировая 1914-1918 годов, и гражданская 1918-1925 годов, и Белофинская в 1940 году, и Великая Отечественная в 1941-1945 годах, опять японская кампания — только лишь уже 1945 года… Вроде бы эти войны, унёсшие миллионы жизней россиян, должны были нас научить мирному существованию? Нет! Нам понадобилась десятилетняя война в Афганистане, а потом две войны на своей территории — в Чечне, которые унесли ещё по десятку тысяч жертв.
    История коллективизации в 1930-х годах должна была научить нас правильному отношению к сельскому труженику, к частнои? собственности на землю. Но понадобилось на ?то несколько десятилетий! И только лишь теперь, уже в XXI веке мы постепенно подходим к правильному пониманию необходимости права на землю.
    Вдумываясь в перипетии последних лет, я понял, что нам надо привыкнуть к мысли, что нас чему-то могут научить лишь наши поражения, а ?? победы, которые только лишь расхолаживают, приучают к мысли, что у нас всё хорошо.

  6. Какую истину открывает история своей страны потомкам? Чему она учит? Что мы можем почерпнуть из прошлого, чтобы делать меньше ошибок, строя настоящее и проектируя будущее? Эти и другие вопросы обычно возникают перед теми, кто серьёзно относится к исторической науке.
    Эти вопросы волнуют и учителей истории, и их питомцев, у которых они за несколько лет стараются развить историческое мышление. Многие, впрочем, уверены, что история вообще ничему не учит, другие согласны с Чаадаевым, что «история всякого народа представляет собой не только вереницу следующих друг за другом фактов, но и цепь связанных друг с другом идей и что история не есть складно написанная летопись времен минувших, не есть простое средство удовлетворить наше любопытство, она – практическая проверка наших понятий о мире и человеке.
    Что же таит в себе этот универсальный архив всех времен и народов? Как использовать его человеку и человечеству для прогресса, для своего возрождения и духовного роста? Как понять мудрость и заблуждения вождей и народов давно и недавно минувших эпох?
    Порассуждать на эту тему я попросил своих учеников, задав им такой вопрос: чему меня научила история? Приведу некоторые мысли из их работ, на основе которых и появилась эта статья. «Уроки истории – это лишь маленькие окошечки, через которые мы можем взглянуть в огромный мир под названием «История». Она учит справедливости, помогает по-новому посмотреть на окружающий мир (Алексей Игнатьев).
    А вот ответ на вопрос, зачем нам изучать историю, сформулирован в сочинении Александра Васюхина: «История является открытой книгой, она как бы показывает ошибки и достижения живших до нас людей. Только надо правильно её читать, ведь в ней даётся предостережение потомкам». И конкретный совет учителям истории из его сочинения: «Предмет будет интересным и поучительным, и это зависит от того, кто и как его преподает. Урок может превратиться в горы ненужных книг и неинтересного скучного материала».
    Анастасия Чепа в своей работе вспомнила слова М. Лермонтова о том, что «история души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
    Приведённые выше мнения убедили меня поддержать позицию ребят и выразить мнение об истории, учебниках по истории и методах её преподавания. Что порадовало меня в работах детей? Умение увидеть в истории нравственное содержание; желание разобраться в том, что им нужен опыт поколений, который поможет отличить истину от фальши, красоту от безобразия, вечное от тленного; потребность в совете, который поможет жить им здесь и сейчас на этой земле, любя, созидая, помня; интерес к путешествию по «дороге времени», где нужен опытный путеводитель в лице учителя истории, который знает, как идти по ней, сумеет оживить прошлое, заставит его заговорить, не предавая забвению то, что может научить не одно поколение людей; желание полюбить историю как доброго друга и советчика на своем жизненном пути.
    Понятна потребность учеников в поиске нравственного содержания в историческом наследии, которое приходится разбирать, чтобы понять сущность истории.
    Существующие проблемы исторического образования сводятся не к тому, что возник дефицит исторических знаний. Вовсе нет: учебники по предмету заметно потолстели, но интерес к их изучению, увы, падает. Перебирая картины прошлого и говоря устами людей из разных эпох, мы увлеклись разными историческими подробностями и выпустили из внимания очень важный фактор: владеем ли мы необходимым историческим ключом, который помогает раскрывать рамки времени и понимать тех людей, о которых мы пытаемся рассуждать на уроках истории. Правильно ли мы понимаем дух прошлого? Нет ли здесь ошибки в подходе при изучении истории в целом? Отсюда возникает справедливый вопрос, чему и как учить на уроках истории.
    Среди задач, возникающих у учителя-историка, основная – научить учеников самим добывать и пополнять свои исторические знания; способствовать формированию у них исторического мировоззрения, позволяющего воспринимать исторический процесс в целостности и единстве в мировом, государственном и локальном масштабах.
    Нравственная задача истории состоит в том, чтобы определить, что из исторического наследия предков останется с нами как вековая святыня, а что необходимо оставить в прошлом и не нести «злой опыт» в настоящее и будущее.
    Но мы ещё очень небрежны по отношению к истории человечества, поэтому она наказывает нас, говоря словами В. Ключевского, «за невежество и пренебрежение». Изучая прошлое, ученик должен почувствовать, увидеть, что давно прошедшее может стать близким, что забытое очень часто воскресает в будущем.
    Оценивая содержание исторического процесса, необходимо чётко представлять, какие знания истории могут воспитать в учениках высокую нравственность. Ныне часто сетуют на падение духовности в обществе, на отсутствие любви в юных сердцах. Эти выводы удручают. Но, не менее печально, что история – наставница жизни – превратилась во второстепенный предмет. Из истории исчез нравственный стержень, дух добра, зовущий к духовным поступкам. Святая троица истории – прошлое, настоящее, будущее – как бы разорвана и потому прошлое вызывает сожаление, настоящее – уныние, будущее – страх. Карамзин называл историю «священной книгой народов», «зерцалом их бытия», «заветом предков потомству». Он сравнивал её с «картой для мореплавания в океане жизни», «хранительницей мудрости в короткое время человеческой жизни».
    Из истории исчез положительный герой – он растворился в событиях. Они оказались выше человека.
    История утрачивает самостоятельность и по многу раз переписывается. Получается, что мы изучаем историю, но проходим мимо неё, ограничиваясь описанием внешней стороны. А ведь она должна не только изображать прошлое, но и преображать настоящее. Пора понять, что, изучая предков, мы изучаем самих себя.
    История – тайна, и разгадать её по силам лишь тем, кто сумел познать её духовный смысл. То, что сейчас происходит с нами, когда-то уже происходило с другими людьми. Неужели нам неинтересен их жизненный опыт?
    Историческое беспамятство – страшное зло: забытое деяние оказывается никогда не существовавшим. Поэтому оно не послужит уроком для следующих поколений. А ведь забытое – это тоже история.
    Что же запишет история в своей памяти о нас? Мы утонули в мирской суете, так и не познав своего назначения. Поэтому тяжело понять современному «гражданину мира» патриотические ценности древних, которые «отдавали свою жизнь за други своя». Мерки разные. А мы хотим воспитать патриота страны, гражданина Отечества, внушая, что родина там, где ему хорошо, а не та земля, на которой он родился и вырос.
    Историк должен быть беспристрастным в отношении к периоду, о котором он пишет. Беспристрастие – основа правды. В жизни любого человека есть поступки, за которые ему бывает стыдно, и он в них раскаивается. Личности свойственно переживать свои ошибки, но предосудительный взгляд современного историка часто хранит порок своего героя и освещает его в учебниках, предпочитая рассказывать всю правду, ибо ошибки этого человека ему гораздо дороже самого человека.
    Поэтому у истории ответственная задача – глядя на образы прошлого (реально никто не может изобразить человека), пробудить в учениках желание выработать свои идеалы поведения, в соответствии с которыми он будет оценивать то знание, которое ему открылось. Главное – это думать, чему нас научит та или иная историческая ситуация, которая изучается.
    Изучая произведения мировой культуры и выделяя из них шедевры, мы часто не понимаем, а что же вкладывается в это понятие.
    Особенность шедевра – бессмертие во времени, а мы свели его только к величию творческого гения исполнителя, не задаваясь вопросом: а что же собственно, двигало автором произведения, которое стало шедевром? Творчество? Талант? Трудолюбие? Любовь? А может быть, все соединённое вместе? Если это сила творческой любви, давайте будем воспитывать в учениках эту силу, показывая им примеры из прошлого. И здесь нужен явный разграничитель – где добро и где зло? Только пусть ученик решит это сам.
    Какую ж ценность представляют ныне учебники по истории? До нас дошли сочинения Карамзина, Соловьева, Ключевского, Ильина, Тихомирова, Бердяева и других русских историков, философов. История сделала эти произведения нужными для потомков. Свойство великой книги заключается в том, что она возвращает к себе читателя. В противном случае она написана зря. Какова будет судьба современных учебников по истории, покажет время. Несомненно одно: история должна учить жизни, чтобы человек старался быть лучше, чтобы в истории он находил источник для духовного роста. Без добрых примеров, свидетельств истинной любви к человеку, Родине, Богу нам не возродить ни патриотизма, ни гуманизма, ни иных нравственных принципов.
    Древнее правило гласит: чужой недостаток предай забвению, а свой осуди. А нынешняя история под предлогом объективности выставляет напоказ все поступки человека, акцентируя внимание в основном на отрицательных качествах. Получается, что зло громче добра, хотя не сильнее. Но у читателя исторического учебника складывается впечатление, что всегда и везде всё решает сила, а это далеко не так. Деятельность Суворова, Ушакова, Нахимова опровергает этот тезис.
    История учила мудрости и воспитывала смирение в людях. Если нынешняя история нас не учит быть добрее и нравственнее, значит, что-то даёт сбой в методах её учебы. К чему нам углублённая история, если она не ведёт нас к Храму вечности, около которого и проверяется наша нравственная чистота, душевная красота и подлинное умение любить в настоящее время.
    Цель истории – в познании духа прошлого, а не в собирании исторического мусора. Цель её – научиться жить по биографиям других и быть ответственным за свою жизнь, за тот выбор, который делает человек в каждый миг своей жизни. «Разным народам в разные эпохи были раскрыты разные стороны истины», – писал Н. Бердяев. Какая же истина заложена в нас, в нашем народе, в истории нашей страны, в современной мировой истории? Чтобы осмыслить это, нужно внимательно посмотреть на то, что останется после нас.
    А.В. ЕЛИСОВ
    Впервые опубликовано в газете «Граждановедение» (приложении к «Учительской газете»). 2000. № 15. 20 апреля.
    Культурное наследие российского государства. Выпуск 6. Часть 1.

  7. Запутанная, сложная и необыкновенно противоречивая история нашей страны учит нас многому, нужно лишь извлечь из истории Родины правильные выводы, чтобы не повто­рять одних и тех же ошибок, не наступать на одни и те же грабли. А то ведь как получается? История учит, учит нас, а мы все повторяем и повторяем свои ошибки…
    Например, история наших двух революций в 1917 году, казалось бы, должна была научить нас чему-то, а мы опять повторяем свои «рус­ские бунты». Вспомнить хотя бы августовский путч 1991 года или расстрел Белого дома.
    А наши войны? Сколько их было в XX веке! Здесь и русско-японская война 1904-1905 годов, и первая мировая 1914-1918 годов, и гражданская 1918-1925 годов, и Бе­лофинская в 1940 году, и Великая Отечествен­ная в 1941-1945 годах, опять японская кам­пания — только уже 1945 года… Вроде бы эти войны, унёсшие миллионы жизней россиян, должны были нас научить мирному существо­ванию? Нет! Нам понадобилась десятилетняя война в Афганистане, а потом две войны на своей территории — в Чечне, которые унесли ещё по десятку тысяч жертв.
    История коллективизации в 1930-х годах должна была научить нас правильному от­ношению к сельскому труженику, к частной собственности на землю. Но понадобилось на это несколько десятилетий! И только теперь, уже в XXI веке мы постепенно подходим к правильному пониманию необходимости пра­ва на землю.
    Вдумываясь в перипетии последних лет, я понял, что нам надо привыкнуть к мысли, что нас чему-то могут научить лишь наши по­ражения, а не победы, которые только расхо­лаживают, приучают к мысли, что у нас все хорошо.

  8. Наука история человеку нужна для понимания процессов и законов, по которым живет общество. Знать историю полезно, каждому, чтоб не повторять распространенных ошибок предшественников, суметь, сравнив ситуации, сориентироваться и найти правильное решение.
    Также наука история очень помогает понимать других людей: их исторически сложившиеся верования, традиции, привычки, взгляды. Даже мировоззрение и менталитет народов в целом.
    История дает нам множество живых, готовых примеров причин и следствий, связей по типу «какие поступки и действия к чему приводят», примеров достижений и успехов.
    Например, создание Чингисханом великолепно оснащенной, боеспособной и дисциплинированной армии привело к завоеванию «половины мира», в том числе древнерусских земель. Одновременно с этим – е разрушению массы городов, гибели талантливых людей – ремесленников, ученых, художников средневековья.
    Еще наука история дает много успешных примеров для подражания, которые вдохновляют и мотивируют современника, толкают его на новые свершения. История расставляет точки над «и»: она показывает, кто прав, а кто неправ. Вот еще один пример из истории. Многим россиянам известно имя их соотечественника, ученого-самоучки, основоположника теоретической космонавтики Константина Циолковского. Он, позже названный «отцом русских ракет», публиковал свои исследования в те годы (в конце 19-го века, точнее), когда о космонавтике почти никто из населения планеты и слыхом не слыхивал.
    История в его лице дает отличный пример человека, усердно работавшего, будучи уверенным в своей правоте, несмотря на долгое полное отсутствие признания, опередившего свое время, заложившего фундамент для будущего, для нового развития общества.
    В конце концов, история просто рассказывает нам массу интересного: любопытных фактов, загадочных событий, парадоксов, смешных и позитивных случаев, раскрывает тайны, передает бесценный опыт поколений. Простая любовь к знаниям уже влечет человека к изучению истории.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *