Сочинение на тему чему улыбается джоконда

10 вариантов

  1. Улыбка Джоконды

    Улыбка Джоконды — «самая странная улыбка в мире», одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована по причине того, что восприятие картины «Джоконда (Мона Лиза)» носит чисто индивидуальный характер. Споры вокруг происхождения главного персонажа картины, о ее красоте, о смысле ускользающей улыбки не закончены до сих пор. Зрители и искусствоведы сходятся лишь в одном — взгляд красивой девушки и ее улыбка действительно производят на смотрящего неизгладимое впечатление. За счет чего — объяснения пока нет.
    Точнее сказать, объяснения феномена появляются на свет с завидным постоянством. Так, например, совсем недавно профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета на ежегодном собрании Американской ассоциации за прогресс в науке, которое прошло в Денвере (штат Колорадо), представила свою теорию объяснения тайны улыбки Джоконды. По ее мнению, эффект мерцающей улыбки связан с особенностями человеческого зрения.
    Маргарет Ливингстон заметила, что улыбка Моны Лизы очевидна только тогда, когда зритель смотрит не прямо на губы Джоконды, а на другие детали ее лица. Исследователь предполагает, что иллюзия исчезновения улыбки при смене угла зрения связана с тем, как человеческий глаз обрабатывает визуальную информацию.
    Особенности зрения человека таковы, что прямое зрение хорошо воспринимает детали, хуже — тени. «Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением», — заявила Маргарет Ливингстон.
    За этим эффектом можно понаблюдать на простом опыте. Чем больше смотреть прямо на одну букву печатного текста, тем хуже воспринимаются другие буквы, даже с близкого расстояния. То же самое происходит при созерцании лица Моны Лизы. Да Винчи, который был известен своими научными познаниями и отличался наблюдательностью творца, использовал этот принцип. Поэтому улыбка Моны Лизы получилась мерцающей.
    «Такие художники, как да Винчи, импрессионисты и другие, открыли истины, которые ученые только сейчас начинают постигать», — сказала Маргарет Ливингстон…
    Итак, если вам доведется быть в Париже, зайдите в Лувр — в эту сокровищницу мирового искусства. И не забудьте зайти в зал, где выставлена, наверное, самая знаменитая картина мира — шедевр великого флорентийца, титана Возрождения Леонардо да Винчи. Только было бы неплохо, если вы с «Джокондой» не были бы наедине. Был случай, когда у картины надолго задержалась русская туристка вечером, когда музей закрывался. Посетителей в зале не было — можно без помех попытаться проникнуть в замысел автора. Через минуту ей стало не по себе, а затем и вообще возникла тоска и стало страшно. По-видимому у нее начиналось проявление синдрома Стендаля, когда люди внезапно падают в обморок перед некоторыми произведениями искусства, особенно перед творениями великих флорентийцев. Впервые такое случилось с самим Стендалем, а к настоящему времени подобных случаев зарегистрировано несколько сотен. Туристку избавило от обморока то, что она прервала контакт с картиной и поспешила на выход. Только на улице успокоилась, но тяжелое впечатление сохранялось долго…
    Леонардо да Винчи, хотя ему исполнился 61 год, был полон физических и творческих сил, когда его призвал в Рим Джулиано Медичи — брат и ближайший соратник папы Римского Льва Х для написания портрета своей возлюбленной синьоры Пачифики Брандано. Пачифика — вдова испанского дворянина имела мягкий и веселый нрав, была хорошо образована и являлась украшением любой компании. Немудрено, что такой жизнерадостный человек, как Джулиано, сблизился с ней, свидетельством чему явился их сын Ипполито.
    В папском дворце для Леонардо была оборудована прекрасная мастерская с подвижными столами, с рассеянным светом. Во время сеанса играла музыка, пели певцы, шуты читали стихи — и все это для того, чтобы Пачифика сохраняла постоянное выражение лица. Картина писалась долго, она поражала зрителя необыкновенной тщательностью отделки всех деталей, особенно лица и глаз. Пачифика на картине была как живая, что изумляло зрителей. Правда у некоторых нередко возникало чувство страха, им казалось, что вместо женщины на картине может возникнуть чудовище, какая-нибудь морская сирена, а то и еще что-нибудь похуже. Да и сам пейзаж за ее спиной навевал что-то таинственное. Знаменитая с косиной улыбка Пачифики тоже никак не соответствовала понятию о праведности. Скорее здесь было некоторое ехидство, а может быть что-то из области колдовства. Именно эта загадочная улыбка останавливает, завораживает, тревожит и зовет проницательного зрителя, как бы вынуждая его вступить в телепатическую связь с изображением.
    Кстати, подобная улыбка была присуща самому Леонардо. Об этом свидетельствует картина его учителя Вероккио «Товия с рыбой», при написании которой моделью архангела Михаила послужил Леонардо. Да и в статуе Давида учитель несомненно воспроизвел облик своего ученика с его характерным насмешливым выражением лица.
    Может быть, это обстоятельство позволило в наше время предположить, что моделью для «Джоконды» явился сам автор, т.е. картина — его автопортрет в женском одеянии. Компьютерное сравнение картины с известным автопортретом красным карандашом, хранящимся в Турине, не опровергло это предположение. Определенное сходство действительно имеется, но этого совершенно недостаточно для каких-то дальнейших выводов. Кстати, Леонардо говорил, что многие живописцы, кого бы ни изображали, портретируют самих себя. Хотя это утверждение было укором другим, но оно вполне могло в определенной мере коснуться и его самого. Некоторые собственные черты живописца могли объединиться с чертами модели, тем более, что он заканчивал работу над портретом в ее отсутствие. Скорее всего именно это и заметил компьютер.
    Непростой сложилась судьба Пачифики. Ее брак с испанским дворянином был недолгим — муж скоро умер. Джулиано Медичи не захотел взять в жены свою любовницу, а вскоре после женитьбы на другой умер от чахотки. Сын Пачифики от Джулиано скончался молодым, будучи отравленным. Да и здоровье самого Леонардо за время работы над портретом пришло в полное расстройство. Судьба людей, приближающихся к Пачифике, оказалась трагической, подобно бабочке, летящей к огню. Видно она обладала силой притягивать к себе мужчин и, увы, забирать их энергию и жизнь. Вполне возможно, что ее прозвище было Джоконда, что означает Играющая. И она действительно играла людьми, их судьбами. Но игра с таким хрупким предметом всегда кончается одинаково — предмет разбивается. И гениальность автора знаменитого портрета заключалась не только в точном воспроизведении физического облика своей модели, но в необыкновенной по достоверности передаче ее роковой сущности.
    Джулиано Медичи, желавший укрепить связь с французским королевским семейством, женился на принцессе Филиберте Савойской. Но в составе свиты вместо Леонардо в Савойю отправился его ученик Чезаре да Сесто. Для того, чтобы не огорчать невесту изображением недавней возлюбленной, Леонардо был оставлен в Риме, продолжая вносить изменения в картину, с точки зрения любого стороннего наблюдателя являющейся совершенно законченной. Но какая-то сила заставляет его продолжать работу, хотя на него нередко накатывается усталость и апатия, ранее никогда ему незнакомые. Правая рука его трясется все сильнее и сильнее. Хотя он с детства был левшой и часто попадал из-за этого под насмешки, связанные с суеверием, что левой рукой водит сатана или нечистая сила, работать ему было все трудней и трудней. Кстати, особенностью Леонардо был особый вид его письма — справа налево, причем буквы писались зеркально отраженными. То ли так ему было удобно писать левой рукой, то ли свои записи он таким образом укрывал от чужого взгляда. Мог он писать и обычным способом, применяя его иногда среди своего текста для окончательного запутывания любопытных.
    Леонардо часто развлекался причудливыми забавами. Когда однажды садовник поймал ящерицу странного вида, Леонардо на нее нацепил сделанные из кожи других ящериц крылья, наполненные ртутью, а также рога и бороду. Когда ящерица двигалась, то крылья ее трепетали. Это вызывало ужас у зрителей, которые пускались наутек. В молодости, получив заказ на роспись щита, в одной из комнат Леонардо сотворил жуткое чудище, составленное из множества хамелионов, ящериц, змей, летучих мышей и прочих тварей. Чудище, как живое, выползало из расселины скалы, устроенной в комнате, брызжа ядом из пасти, огнем из глаз, дымом из ноздрей. Выбрав нужный ракурс, он изобразил это чудище на щите. Нужно было иметь очень крепкие нервы, чтобы остаться неподвижным около щита.
    Изучая анатомию людей и животных, Леонардо как-то собрал полный скелет лошади и с помощью длинных веревок мог приводить его в движение, пугая своих помощников. А бараньи кишки он научился так очищать и утоньшать, что они помещались на ладони. Скрытым в другой комнате мехом его помощник надувал эти кишки так, что вся комната ими заполнялась, прижимая изумленных гостей к стенам.
    Другое чудище Леонардо — механический лев. На встрече французского короля Франциска I с папой римским Львом Х в знак примирения папа передал королю драгоценный подарок — самого Леонардо. Гениальность мастера была скоро продемонстрирована. Лев, переступающий лапами и издающий рыканье, подошел к королю. Грудь льва раскрылась и оттуда выпали белые лилии — символ королевской власти. Это представление вызвало безмерное восхищение короля и всех присутствующих.
    Такие забавы для Леонардо имели большой смысл. На них он оттачивал свою идею — целью произведения искусства является способность поразить зрителя, заставив отшатнуться в ужасе, или заворожить. Многие его творения будят сильные эмоции, потрясают и волнуют людей. Это продолжается более четырех веков, полной мерой относясь к последнему его крупному детищу — к «Джоконде»…
    Перед отъездом из Рима во Францию Леонардо посетил умирающего от чахотки Джулиано Медичи, вернувшегося скоро после свадьбы на родину. Джулиано оставил портрет Пачифики художнику, продавшего в конце концов портрет французскому королю за крупную сумму. Может быть Джулиано чувствовал страшную силу картины, а может быть он хотел скомпенсировать Леонардо утрату здоровья и старческое разрушение, настигшее его неожиданно, подобно тому, как погибали сами Медичи. «Медичи меня создали и разрушили» — заметил в дневнике Леонардо, сокрушаясь по поводу резко ухудшившегося здоровья. Но не Медичи, я полагаю, явились причиной разрушения мастера, а синьора Пачифика, роковые качества которой наложили отпечаток на его дальнейшую жизнь. Этому способствовало само общение с ней, а затем — ее живописное воплощение, произведенное Леонардо…
    На службе французского короля Леонардо проектировал пышные празднества, новый дворец для короля, канал, но все это было совсем не того уровня, что раньше. За год до смерти он написал завещание. Прежде такой энергичный, Леонардо сильно сдал. Непривычным для человека, в молодости спокойно гнущего рукой подковы, было постоянное чувство усталости. Еще недавно он писал, пытаясь разными словами выразить одну мысль: «Скорее лишиться движения, чем устать. Скорее смерть, чем усталость. Я не устаю, принося пользу. Все труды неспособны утомить меня.» Неправда ли, очень похоже на современную аутогенную тренировку? Теперь его состояние близко к тому, что в наше время характеризуется синдромом хронической усталости. Он неделями не встает с постели, правая рука окончательно перестала ему повиноваться. Такое состояние не могло продолжаться долго и в возрасте 67 лет титан Возрождения угас. Так Пачифика явилась и причиной создания необыкновенного творения, и причиной быстрого угасания великого ученого и инженера, архитектора и художника…
    Гоголь в повести «Портрет» упоминает портрет Леонардо да Винчи, над которым великий мастер трудился несколько лет и все еще считал неоконченным, хотя его современники почитали эту картину за совершеннейшее и окончательнейшее произведение искусства. Нет никаких сомнений, что Гоголь имеет в виду знаменитую «Джоконду», хотя и не называет ее. Но в связи с чем понадобилось Гоголю вспоминать Леонардо да Винчи? Напомню, что действие повести начинается с того, что молодой бедный художник Чартков на последние деньги покупает выбранный им из старья портрет старика в азиатском костюме, глаза которого не только были тщательно отработаны, но и странным образом казались живыми, оставляя у смотрящего на портрет неприятное, странное чувство. Так вот, придя домой, отмыв купленный портрет от грязи и повесив его на стену, Чартков пытается понять причину возникновения странного чувства. Именно в это время он вспоминает о «Джоконде», как о ближайшем аналоге необыкновенного приобретения.
    Нельзя не процитировать ход дальнейших рассуждений Чарткова под впечатлением портрета старика: «Это было уже не искусство: это разрушало даже гармонию самого портрета. Это были живые, это были человеческие глаза! Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. Здесь не было уже того высокого наслаждения, которое объемлет душу при взгляде на произведение художника, как ни ужасен взятый им предмет; здесь было какое-то болезненное, томительное чувство… Почему же простая, низкая природа является у одного художника в каком-то свету, и не чувствуешь никакого низкого впечатления; напротив, кажется, как будто насладился, и после того спокойнее и ровнее все течет и движется вокруг тебя? И почему же та самая природа у другого художника кажется низкою, грязною, а между прочим, он также был верен природе? Но нет, нет в ней чего-то озаряющего. Все равно как вид в природе: как он ни великолепен, а все недостает чего-то, если нет на небе солнца.» И еще о пугающем портрете: «Это уже не была копия с натуры, это была та странная живопись, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы.» Напомним, что под влиянием этой картины у Чарткова начались галлюцинации и страшные сновидения. Ему казалось, что старик выходит из картины, садится к нему на постель и считает золотые монеты, и вдруг… на следующий день мечта Чарткова разбогатеть материализовалась — из рамы портрета старика выпал сверток монет, тот самый, что привиделся ему во сне. Привалившее богатство сделало Чарткова модным портретистом, но счастье не пришло. Золото давало ему обеспеченность и почет, но отнимало мастерство живописца и способность уважительно относиться к своим молодым коллегам. Вдохновение уже не казалось ему необходимым условием творчества, гораздо важнее представлялась ему аккуратность. Утрата таланта привела к зависти по отношению к талантливым художникам, к озлоблению на весь мир, а в итоге — к потере богатства и к ужасной смерти. Он понял, что необыкновенный портрет, купленный им в пору бедной молодости, явился причиной его превращения.
    После смерти Чарткова открылась история создания портрета. Оказалось, что замечательному художнику-самоучке заказал этот портрет ростовщик, которого многие считали дьяволом из-за того, что судьба всех людей, бравших у него деньги взаем, была ужасной. В них вместе с деньгами как бы вселялась злая сила, приводившая к гибели. Ростовщик, чувствуя близкую смерть, заказал портрет для того, чтобы сверхъестественной силой продолжать жить в этом портрете. Художник, желая попробовать себя в изображении дьявола, согласился, но чем ближе он приближался своим портретом к натуре, тем сильнее в нем возникала тягость, тревога. Глаза портрета «вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую.» Хотя художник не смог завершить свою работу, портрет казался законченным и после скорой смерти ростовщика оказался у него. Последующая за этим утрата таланта, смерть жены и двоих детей привела его к мысли, «что кисть его послужила дьявольским оружием, что часть жизни ростовщика перешла в самом деле как-нибудь в портрет, и тревожит теперь людей, внушая бесовские побуждения, совращая художников с пути, порождая страшные терзанья зависти».
    Может быть Гоголь разгадал роковую сущность «Джоконды» и свою догадку закодировал повестью «Портрет», боясь быть непонятым современниками? Теперь можно сказать, что ростовщик Гоголя и Пачифика Леонардо в определенном смысле одно лицо.
    Несколько веков женский портрет руки Леонардо да Винчи, хранящийся в Лувре, считался изображением 25-летней Лизы — жены флорентийского магната Франческо дель Джокондо. До сих пор во многих альбомах и справочниках портрет имеет двойное название — «Джоконда. Мона Лиза.» Но это ошибка и в ней виноват известный средневековый художник и писатель Джорджо Вазари, составивший жизнеописание многих великих художников и скульпторов Возрождения. Именно авторитет Вазари затмил вдовью траурную вуаль на голове изображенной женщины (Франческо дель Джокондо прожил длинную жизнь), да и не дал возможность поставить вопрос: если это мона Лиза, то почему при живом заказчике портрет остался у живописца? И только ХХ век прекратил этот гипноз. А.Вентури в 1925 году предположил, что на портрете изображена герцогиня Констанца д’Авалос — вдова Федериго дель Бальцо, другая любовница Джулиано Медичи. Основанием этой гипотезы является сонет поэта Энео Ирпино, в котором упоминается ее портрет работы Леонардо. Других подтверждений у этой версии нет.
    И наконец в 1957 году К.Педретти выдвинул версию Пачифики Брандано. Именно эта версия вызвала новый прилив в исследованиях наследия великого флорентийца. Именно эта версия мне представляется самой верной, так как она подтверждается не только документами, но и сутью дополнительных обстоятельств, о которых говорилось выше.
    Проницательный читатель может спросить: а что же мона Лиза, был ли написан ее портрет и, если да, то где находится сейчас? Ее портрет действительно был написан и по версиям М.Гуковского и Н.Нариньяни находится сейчас в Петербурге в «Эрмитаже». Картина «Коломбина» с изображением молодой и красивой женщины в костюме Флоры вполне соответствует описанию Вазари. И ничего рокового в этой картине не наблюдается. По-видимому именно она единственная имеет все основания называться «Джоконда. Мона Лиза».
    ХХ век — век огромных достижений в области парапсихологии. Известный нейропсихиатр Ш.Карагулла в результате многих и надежных исследований в США, Канаде, Англии установила, что некоторые люди имеют уменьшенный по сравнению с остальными объем ауры и могут являться поглотителем жизненной энергии своих близких, вызывая их недомогания. Сейчас такие люди часто называются энергетическими вампирами. Это явление подтверждено и другими исследователями. Утечка жизненной энергии на начальном этапе вызывает у жертвы энергетической агрессии апатию, ослабление иммунитета, а затем ведет к тяжелым нарушениям здоровья. Так вот, очень похоже на то, что Пачифика являлась именно таким человеком, поглотителем жизненной энергии других людей — энергетическим вампиром или, как сказал бы Гоголь, излучала мертвенный свет. Именно поэтому ее необычайно реалистический портрет, подобно живой Пачифике, поглощает жизнь, излучает зло и не исцеляет, а повреждает душу зрителей до сих пор. При кратковременном контакте человека с подобными картинами может возникать проявление синдрома Стендаля, а при длительном — синдрома хронической усталости.
    Здесь, в этой картине сосредоточена квинтэссенция достижений великого мастера на пути приближения к реальности. Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в совершенно естественных позах, это и знаменитое «сфумато» — рассеяние, давшее ему возможность правильно изображать границы раздела разных объектов, это и совершенное использование светотени, это и загадочная улыбка портретируемой женщины, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей. И, наконец, самое главное — верная передача нематериальной, точнее — тонкоматериальной сути объекта живописи. Своим необыкновенным талантом Леонардо создал действительно живое творение, дав долгую, продолжающуюся до наших дней, жизнь Пачифике со всеми ее характерными особенностями. И это творение, подобно творению Франкенштейна, погубило и пережило своего создателя.
    Луврская «Джоконда» может приносить зло людям, пытающимся проникнуть в ее смысл, то может быть нужно уничтожить все репродукции и сам подлинник? Думаю, что это бы явилось актом преступления против человечества. Тем более, что картин с подобным воздействием на человека в мире немало. Просто нужно знать об особенности таких картин (и не только картин) и принимать соответствующие меры, например, ограничивать их репродуцирование, в музеях с такими произведениями предупреждать посетителей и иметь возможность оказать им медицинскую помощь и т.д. Ну, а если у вас есть репродукции «Джоконды» и вам кажется, что они на вас плохо влияют, уберите их подальше или сожгите.

  2. Голова её покрыта едва заметной вуалью, что, возможно, было знаком ожидания ребёнка. Платье украшено изящными сборками в вырезе на груди и свободными складками в жёлтоватых рукавах. Голова женщины слегка обращена к зрителю. Искусствоведы отмечают, что по моде того времени брови и волосы верхней части лба Моны Лизы выбриты.
    По расположению фигуры видно, что она сидит на балконе, так как за её спиной виден парапет. Фоном на портрете представлен прекрасный и величественный пейзаж. В лёгкой дымке запечатлены холмы, горы, озеро, извилистый путь и светлеющее над этой природой небо. Такой фон, безусловно, придаёт величие изображаемой фигуре. Впечатление усиливается контрастом ощутимой реальности изображённой женщины с туманным, как сон, пейзажем.
    Первый план картины выдержан в оттенках коричневого цвета: от золотистого до рыжеватого. Фон представлен в голубовато-зелёных тонах, доходящих до изумрудного цвета. Время сделало своё дело, картина потемнела, краски претерпели некоторые изменения, но продуманное автором контрастное соотношение тонов картины сохранилось и доныне производит впечатление.
    Много споров велось по поводу улыбки, точнее полуулыбки, Моны Лизы. Лёгкая улыбка не раз встречалась в произведениях Леонардо, но в «Джоконде» он довёл её до совершенства. Улыбку Моны Лизы интерпретировали по-разному. А. Ф. Лосев даже назвал её «бесовской улыбочкой». Борис Виппер, пожалуй, дал наиболее объективную трактовку образа. Он отметил, что впечатление загадочности могут усиливать выбритые брови и лоб. Притягательность же картины, её воздействие, подобное гипнозу, кроется в одухотворённости образа. Ошибкой было искать в улыбке проявления индивидуальных свойств Моны Лизы. Леонардо стремился передать одухотворённость типическую, не конкретную. И главное — не эмоциональное содержание Моны Лизы было источником одухотворённости, а интеллект.
    Действительно, в этом потрескавшемся от времени шедевре мы видим женщину мыслящую, наделённую богатым внутренним содержанием и способную вести диалог с самим Леонардо.

  3. Эта загадка до сих пор не разгадана. То есть существуют множество версий, почему и кому улыбается Мона Лиза (Джоконда). Сам картина меняется со временем, поэтому с каждым годом качество ухудшается и восприятие тоже – становится еще труднее разгадать тайну улыбки Моны Лизы, так как меняется выражение лица и изгиб улыбки. Есть предположение, что когда Леонардо писал портрет – вокруг него постоянно суетились шуты – поэтому улыбка Моны Лизы такая мягкая и приятная.
    Когда картину украли, а спустя некоторое время нашли – все увидели насмешливую и торжествующую улыбку Джоконды. Кто-то считает, что Мона Лиза была в тот момент беременная и ее улыбка ловила движения плода. Другие полагают, что это изображен мужчина и его улыбка привлекает людей нетрадиционной сексуальной ориентации. Психологи утверждают, что в улыбке запрятана целая гамма чувств – нерешительность, смущение, неловкость, надежда. Есть и приверженцы идеи, что это улыбка матери художника. Врачи всего мира ставят по улыбке диагнозы. И вообще есть такая закономерность, что смысл улыбки меняется в зависимости от того, на какую часть лица вы смотрите, а если же смотрите прямо на губы – то Джоконда вовсе не улыбается.И это зависит не от умений художника, а от особенностей нашего зрения.
    В общем споры до сих пор не умолкают – каждый видит в улыбке что-то свое. Может именно в этом заключалась идея Леонардо?

  4. ТАЙНА УЛЫБКИ ДЖОКОНДЫ
    Про загадочную улыбку Моны Лизы написаны тома книг, снято множество фильмов, проведено огромное количество исследований. Но как говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
    Что только не видят в загадочной улыбке Моны Лизы: и автопортрет самого Леонардо, и зашифрованный лик Христа, и образ вечной женственности. В общем, каждый видит своё – достаточно почитать «Код да Винчи». Хотя имеются ныне живущие родственники изображённой на холсте женщины, которые очень похожи на Мону Лизу.
    В чём же «загадка» шедевра?
    «Мо?на Ли?за» (итал. Gioconda; Monna Lisa) — портрет Лизы Герардини, третьей жены флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо, молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года.
    «Джоконда» любимая картина Леонардо. И это понятно: каждый художник хочет запечатлеть свою любовь. Ведь любовь и дарует вдохновение!
    Все хотят приобщиться к вечному, и самому стать в чём-то вечным.
    Наверно, каждая женщина мечтает быть запечатлённой таким художником как Леонардо. Однако не многие на это осмеливаются…
    В детстве я купил открытку с репродукцией шедевра Леонардо да Винчи, и храню её до сих пор. Конечно, я всегда хотел увидеть оригинал. И потому, прибыв в Париж, стремился как можно быстрее попасть на встречу с «Джокондой».
    Вживую «Джоконда» совсем иная. Оригинал несравним!
    Джоконда показалась мне холодной, непропорциональной, почти неживой… с улыбкой смерти на устах. Если долго смотреть на картину с разных точек, Мона Лиза действительно улыбается, и улыбка у неё то зловещая, то соблазняющая, то ухмыляющаяся, то угрожающая, то завораживающая.
    С недавних пор улыбка Моны Лизы больше не секрет.
    «Секрет выразительности лица Джоконды — в технике многослойной живописи тонкими слоями краски поверх уже высохших слоёв. Что это даёт? При прохождении света через прозрачные слои краски до холста он отражается и рассеивается совершенно по разному в зависимости от угла зрения на полотно или от угла падения света при движении Солнца. Поэтому выражение её лица постоянно неуловимо меняется, оно действительно как бы живёт. Но это только начало эффекта, при некотором изменении точки зрения, даже совершенно незначительно, лицо приобретает вдруг совершенно определённо очертания черепа, её височные впадины углубляются, глаза начинают проваливаться… Перед нами уже не улыбающаяся женщина, а какой-то издевательский оскал самой смерти, это очень хорошо видно при рассматривании оригинала, но совершенно не передаётся в репродукциях. Возникает очень сильный психологический эффект, эффект контраста, когда в одном образе сплавлены два совершенно противоположных начала. И чем сильнее контраст, тем сильнее воздействие, но более сильного контраста, чем жизнь и смерть придумать невозможно…Здесь вся непостижимость человеческого существования отлиты в одном образе, в этом гениальность Леонардо.
    Загадка в том, как ему удалось достичь именно изображения черепа, смерти, мерцающей сквозь красивое женское лицо, ведь это почти невозможная задача, но это — уровень мысли и духа великого художника и философа…»
    Тайна улыбки Джоконды остаётся. Но загадка не в самой улыбке Моны Лизы, и даже не в технике Леонардо да Винчи, а в особенностях нашего восприятия. Мы видим то, что хотим увидеть. И восприятие наше меняется в зависимости от настроения. Лично я вижу в этом портрете Леонардо улыбку соблазнённой женщины.
    Думаю, что феномен загадки улыбки Джоконда всего лишь проявление такого психологического явления как конформизм. Когда 9 из 10 говорят, что улыбка загадочна, оставшийся один, человек, как правило, склонен соглашаться, что «чёрное это белое». В этом и заключается феномен конформизма. Самый яркий пример – творчество Энди Уорхела. Сколько бы мне не говорили, что его творчество гениально, я не вижу в нём ничего, кроме распиаренной рекламы. Энди весьма успешно использовал и тиражировал образ Джоконды по принципу: одна баночка колы не искусство, а много баночек на картине уже шедевр.
    Конечно, нельзя сравнивать искусство Леонардо да Винчи с поп-артом Энди Уорхела, как и древнегреческие трагедии с современными сериалами.
    Рядом с залом, где находится «Джоконда», выставлена инсталляция с образами Моны Лизы в окружении рушащейся цивилизации. Но это мало кого привлекает.
    Вообще, человек существо программируемое. Что ему внушишь, тому он и будет поклоняться. Люди инстинктивно обезьяны: одна подражает другой.
    Помню, во времена книжного бума, был такой анекдот. Собралась очередь у Дома Книги. Спрашивают: «Что дают?» Кто-то отвечает: «Да Рассинанта какого-то». Очереди конца не видно. А так всего лишь звали лошадь Дон Кихота.
    Я простоял возле «Джоконды» полчаса, вглядываясь в лица людей, разглядывающий Мону Лизу. Это настоящие памятники, которые можно изучать бесконечно, как и лицо Моны Лизы; с каждого лица можно писать роман.
    Я смотрел на этих людей и спрашивал себя: зачем они фотографируют картину, если качество снимка не сравниться с самой дешёвой открыткой, которую можно купить за один евро? Ну там сняться на фоне картины, это я понимаю: показать, что был тута, видал значит типа шедевр. Для большинства посетителей это всё равно как отметиться. Потому и сделали доступным подход к трём основным шедеврам Лувра: Джоконде, Нике Самофракийской и Венере Милосской. Однодневным туристам, посещающим Париж, некогда бродить по Лувру. Экскурсоводы подсчитали, что нужно две недели, чтобы неспешно обойти все экспозиции музея. А однодневным туристам нужно «отметиться», чтобы сказать друзьям: да бывал я в Париже, видал Джоконду, ничего особенного…
    На самом деле, представление об искусстве весьма условно. Достаточно вспомнить, как долго не хотели признать искусством живопись импрессионистов. И таких примеров множество. Для кого-то куча дерьма в золотой рамке искусство, как и сегодняшние так называемые перформансы.
    В последнем фильме Такеши Китано «Ахиллес и черепаха» художник и его агент весьма откровенно и цинично говорят о том, как продать меценату очередную мазню: «скажи ему, что это импрессионизм, он купит».
    Для меня лично произведением искусства является то, что вызывает катарсис, очищает душу, возвышает ум, заставляет думать о вечном, побуждает совершать добрые поступки и творить любовь.
    Ведь цель искусства – сделать человека лучше!
    Искусство даже может спасти жизнь человеку.
    Великие князья Борис и Андрей Владимировичи Романовы обязаны спасением своих жизней именно увлечению искусством. Командир большевицкого отряда, которому было приказано расстрелять этих двух Великих князей, оказался бывшим художником, который провел несколько лет жизни в Париже в тяжкой борьбе за существование, тщетно надеясь найти покупателя для своих картин. За год до первой мировой войны Великий Князь Борис Владимирович, прогуливаясь по Латинскому кварталу, наткнулся на выставку художественно нарисованных подушек. Они понравились ему своей оригинальностью, и он приобрел их значительное количество. Вот и все. Большевицкий комиссар не мог убить человека, который оценил его искусство. Он посадил обоих великих князей в автомобиль со значком коммунистической партии и повез их в район белых армий.
    Я уважаю художников. Для меня они не такие люди, как все. Это люди, живущие по своим законам, словно временно поселившиеся на этой планете.
    Однажды мне довелось услышать исповедь художника, которая меня поразила. Вот что он сказал.
    «Я не знал тогда, как жить дальше, и обратился в молитве к Господу: “что мне делать?”, и незаметно заснул, и приснился мне Ангел, с сияющим нимбом, и смотрел я на него словно на себя самого, вернее на оболочку себя. И Ангел сказал: “рисуй!” Я не поверил и вновь спросил: “зачем?”. Ангел, словно усмехаясь над моим неверием, сказал: “рисуй, потом увидишь”. Я проснулся весь в поту. Так вот и стал рисовать. И нечего стонать по поводу денег. Когда очень нужно, они всегда появляются. Вот мне понадобились деньги, так я приоделся, пошёл в дорогой ресторан, показал там свою работу одному, другому, и сразу продал за хорошую сумму. Но я не занимаюсь торговлей. У меня иное призвание. Я должен сделать то, что должен сделать, показать, кто я такой. Если брошу творчество и займусь чем-то иным, то это всё равно что совершу самоубийство. Каждый должен жить тем, для чего он создан!
    — И для чего созданы вы?
    — Для художества, создать своё — что мне присуще! Наполовину мы делаем себя сами, вторая половина берётся сверху. У меня больше половина та, которая непредсказуема, которая правит нами, ведёт нас. Если кому-то что-то дано, то он должен заниматься этим. Я живу не от себя. У меня была возможность заработать машину за два месяца, но я отказался, потому как подумал, что, занимаясь этим, я не буду заниматься тем, для чего создан. Раньше я работал на заводе, ходил с друзьями в кино, гулял, отдыхал, зарабатывал деньги. Но сейчас работаю больше на себя. В мире есть только две идеи: жить для себя или жить для других. К чему стремиться, когда нет идей? К комфорту?
    — А для чего ты живёшь, для кого?
    — Я живу для Бога! Я посвящен творчеству. Это мой долг! Истинное счастье человека — когда он осуществляет своё предназначение! Каждое существо стремится осуществиться. Это единый принцип жизни. Быть собой — в этом твоё призвание! А призвание — то, в чём ты счастлив! Когда я не делаю, чего хочу, к чему предназначен, я не осуществляю свою судьбу.
    — Да, творчество это единственное желание жить, радоваться жизни и чувствовать себя счастливым. Человека от всех других живых существ отличает именно потребность в творчестве. В моей жизни значение имеет только написание романа, всё остальное неважно. Всё, всё ерунда, суета, кроме творчества! Ни при каких условиях я не изменю вдохновению! Вдохновение, это такое счастье! Оно стоит всего! Если бы мне предложили на выбор: или Нобелевскую премию, или вдохновение, я бы выбрал вдохновение!» (из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru
    P.S. Читайте и смотрите далее мои заметки с видеороликами о путешествии по Европе: «На башне Эйфеля», «По каналам Амстердама», «В квартале красных фонарей», «Странник в Париже», «Ночная прогулка по Сене», «Новая русская литература в Париже», «Выходной в Хельсинки», «Кому улыбается Джоконда», «В Стокгольм за любовью», «Музей Альфреда Нобеля», «Брюссель – муха в янтаре», «Ночной Париж», «Люблю Любек», «Сокровища Лувра», «Любовь в Париже», «Как стать Венерой», «Храмы Парижа», «Из Швеции в Финляндию», «Увидеть Антверпен», и другие.
    А в чём для вас тайна улыбки Джоконды?
    Мой видеоролик «Кому улыбается Джоконда» можно посмотреть здесь:
    http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post105409587/play
    © Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.narod.ru

  5. Загадочная улыбка далеко не единственная тайна «Моны Лизы». Долгие годы искусствоведы не могли прийти к мнению, кто именно изображен на картине. До сих пор существует несколько наиболее распространенных версий. Согласно одной из них, женщина на картине – Лиза дель Джокондо, третья жена богатого флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Существуют документы, утверждающие что в 1503 году, дата начала работы над картиной, Леонардо был заказан портрет госпожи Джокондо.
    Джокондо в переводе с итальянского значит «беззаботный».
    Другие считают, что жену торговца шелком Да Винчи изобразил на другом, не дошедшем до нас портрете, а таинственная дама, портрет которой он рисовал около 4 лет, это Изабелла Арагонская, супруга покровителя художника, герцога Миланского.
    Третьи утверждают, что картина датирована неправильно. Время ее создания – 1512-1516 год и дама, изображенная на полотне, – жена Джулиано Медичи, правившего в эти годы Миланом.
    Мона в названии картины означает мадам или госпожа. По-русски картину можно назвать «Госпожа Лиза».
    Еще одна версия состоит в том, что «Мона Лиза» – вовсе сам художник в женском образе. Согласно некоему цифровому анализу черты великого живописца на одном из автопортретов в точности совпадают с обликом самой знаменитой его модели и все это – мистификация гения.

    Тайна ее улыбки

    Да, женщина, поставившая перед учеными такие загадки, имеет право на таинственную улыбку. Впрочем, искусствоведы утверждают, что никакой тайны нет, а все дело лишь в уникальной технике сфумато, название которой переводится как дымчатая или исчезающая. Это уникальное сочетание мазков, которым художники передают ощущение воздуха, смягчающего очертание фигур, тонов и полутонов. Согласно нейробиологам, наше периферическое зрение способно воспринимать только крупные детали, в то время как центральное – мелкие. Если смотретьна «Джоконду» прямо, фокусируя взгляд на глазах модели, оставляя периферическому зрению ее уста, то кажется, что по ним скользит улыбка, но стоит присмотреться к губам, то есть перевести на них взгляд и увидеть центральным зрением – она исчезает. Этим же эффектом объясняется и тающая улыбка Джоконды при удалении или передвижении в разные стороны от картины.
    Но простое научное объяснение не подходит романтикам, считающим неважным то, как улыбается Джоконда, а гораздо более таинственным то, почему она улыбается. Известно, что на первой версии картины Мона Лиза и не помышляла об улыбке, лишь позже художник внес в полотно исправления. Тающая улыбка породила миф о романе прекрасной модели и великого художника, тщательно скрываемом от ревнивца-мужа, бывшего, по всем законам жанра, намного старше своей очаровательной супруги. Легенда это не выдерживает критики, ведь у всех возможных моделей живописца мужья и возлюбленные были куда моложе Леонардо, которому к моменту написания полотна было уже за пятьдесят.
    Чему же улыбается Джоконда? Видимо, этому суждено навеки остаться тайной, без которых немыслимо великое искусство.

  6. О знаменитой картине «Джоконда» говорят, что она принадлежит к категории самых загадочных творений в истории мирового искусства. Тайной здесь окутано все: как появилась картина, кто изображен на полотне, как объяснить загадочную улыбку на лице женщины. Историки утверждают, что впервые название «La Joconda» появляется в 1525 году. Эта картина была частью имущества художника Салаи, ученика известнейшего Леонардо да Винчи, который передал это творение своим сестрам в Милане. Судя по надписи, на портрете изображена некая Ла Джоконда и называли эту картину в то время «Придворная дама в прозрачном покрывале». Исследователи не единожды задумывались, как же сам да Винчи именовал картину, ведь никаких письменных упоминаний о ней не было.
    После длительных изучений и множества разнообразных вариантов, ученые пришли к выводу, что на полотне изображена Лиза Герардини, 24 летняя супруга Франческо дель Джокондо, которая жила со своим мужем во Флоренции . Стоит отметить и тот факт, что исследователи всё же подвергают сомнениям возможность написания «Моны Лиза» именно во Флоренции. Маэстро два года писал это изумительное творение, которое впоследствии вызывает у многих людей неоднозначные эмоции, от восторга и слез радости, до гнева и разочарования. Главной загадкой этой картины считается вовсе не изображенная личность, а ее таинственная улыбка. Многие поэты и философы впадали в патетику, описывая выразительные движения мышц лица женщины. Существует множество теорий, которые стремятся объяснить загадочность улыбки Моны Лизы.
    Но в чем же проявляется эта самая загадочность? Тайна Великой Улыбки проявляется том, что мы то видим ее, то не видим. Первый взгляд на картину и перед взором появляется приятно улыбающаяся женщина, но после более детального осмотра мы понимаем, что изогнутость ее губ больше напоминает ухмылку, но никак не мягкую улыбку. Такими чудесами Мона Лиза много веков завораживала ценителей искусства. Но ответственные исследователи все же решили разобраться в этой тайне с помощью современных технологий.
    Ученые рассказали, что полотно являет собой немереное количество слоев точек, которые наносились раздельными, чрезвычайно мелкими мазками. Такую технику рисунка назвали «сфумато» (ит. fumo «дым»). Благодаря тому, что художник очень аккуратно скомбинировал свет, тень и контуры, ему удалось придать изображению объем. Но сам Леонардо нигде в своих очерках не поделился тем, как у него получилось столь незаметно соединить свет и тень.
    Исследователи довольно долго пытались разобраться во всем, и перед тем, как они поделились результатами своих исследований, существовали и другие мнения, которые объясняли загадочность улыбки Моны Лизы. Дабы достичь эффекта некой размытости, да Винчи наполнял свою мастерскую дымом, в результате чего четкие границы образа, изображенного на полотне, терялись. Говорили и об отсутствии бровей, а также о выбритом лбе, которые непроизвольно подчеркивают странную многозначительность ее улыбки.
    В XVI существовали более необычные версии, которые, на то время, объясняли удивительную мимику дамы на картине. Известный живописец Джорджио Вазари относил ее улыбку к ряду проявления божественности, нежели человечности. Даже были версии о том, что аристократка жизнерадостно улыбалась, нося ребенка под сердцем, или же что она болела астмой, у нее был лицевой паралич, или она слишком часто скрежетала зубами. Все варианты рассматривались как наилучшие объяснения в свое время.
    Даже сейчас, невзирая на наличие объяснений с точки зрения науки, все еще существует множество других взглядов. К примеру, не теряет своей актуальности мнение о том, что живость и загадочность в улыбке вызваны неправильным прикусом натурщицы. Толковали причудливую мимику и высоким уровнем холестерина. Даже были предположения о том, что изображенная женщина потеряла много зубов, ведь об этом свидетельствует ее выражение рта и небольшие шрамы вокруг него. Или же еще одно объяснение, которое имеет исследовательский фундамент. Дабы более детально изучить картину, был проведен детальный рентгенографический анализ, в результате которого оказалось, что под образом Джоконды скрылись две предшествующие его версии. Как выяснилось, картина состоит из нескольких наложенных друг на друга частей. Но все же самым обоснованным утверждением считается то, что улыбка является результатом визуального восприятия картины. Мы, таким образом, перерабатываем использованное да Винчи смешение теней и переходов.
    В итоге, особенности строения зрительных рецепторов создают оптическую иллюзию «живой улыбки», которая и восхищает многих в течении практически 500 лет. Но как бы не объяснялась особенность улыбки Моны Лизы, одно можно сказать наверняка. Она изображает широкий диапазон эмоций: от смущенности и сомнения, до предвкушения и благосклонности.

  7. В ней прячется множество самых разных позитивных и негативных эмоций – любовь и презрение, доброта, забота, безразличие, горделивость, а вместе с тем, и нежность и непостижимость…
    Ее внешность типичная для среднего века – высокий лоб, убранные назад и разделенные пробором черные волосы, поверх которых вьется едва заметная полупрозрачная вуаль.
    Одета она в богатую тяжелую узорчатую парчу. Тонкая лебединая шея изящно переходит в плечи, на которых держатся накидка и изумрудное платье женщины.
    На заднем фоне, ничем непримечательный пейзаж – вьющиеся лентами пыльные дороги, уходящие вдаль, островки темно-зеленого леса, горы и неровные холмы, и конечно, река, сливающаяся с горизонтом.
    Чем же это, казалось бы, обычная флорентийская девушка поражает сотни тысяч людей по всему миру? Она не отличается прозаичной красотой, и нам фактически ничего неизвестно из ее биографии. Ее улыбка, чуть приподнятых уголков губ, смеющиеся глаза, с любопытством поглядывающие на наблюдателя, словно оценивающие, задорные. Глубокий, проницательный, слегка насмешливый взгляд чудесных карих глаз неотступно преследует зрителя. Во всем ее таинственном образе, проскальзывает нежность, загадочность и откровение. Ее секрет пытаются разгадать десятки лет, но она и по сей день остается самой обворожительной и романтической особой. Кто она? Чем пленит и заставляет снова и снова неотрывно любоваться ее обликом?

  8. “Джоконда” – самая известная и самая загадочная картина мировой живописи, рожденная из под кисти гениального итальянского художника эпохи ренессанса Леонардо да Винчи. Еще одно название этой картины – “Мона Лиза”, а полное название звучит так “Портрет госпожи Лизы де Джокондо”. На картине изображен портрет жены знатного флорентийца Франческо де Джокондо. В эту картину Леонардо вложил душу, и все свое виртуозное художественное мастерство. Нет в мире другой картины, которая бы пользовалась таким огромным уважением и популярностью как “Джоконда”, неудивительно, что из нее было сделано самое большое количество копий, которые разошлись по всему миру.
    Многие художники неоднократно пытались повторить этот шедевр Леонардо.
    Например, такая картина под названием “Донна Нуда” нарисованная неизвестным художником.
    Сам Леонардо да Винчи ценил “Джоконду” больше всего из своих творений, когда по приглашению французского короля он покинул Италию, и переехал жить во Францию, он взял ее с собой. Картина рисовалась около трех лет с 1503 по 1505 годы.
    Может где-то так, выглядела средневековая студия Леонардо. Это гравюра 1845 года, на ней благородную госпожа Лизу во время позирования для художника, развлекают музыканты и артисты. Леонардо умышленно приглашал музыкантов и артистов, чтобы его натурщица находилась в хорошем настроении.
    Самой загадочной частью картины является знаменитая улыбка Джоконды. Улыбка Джоконды не дает покоя художникам и искусствоведам, которые списали тонны бумаги, в попытке объяснить, что могла бы означать эта интересная, загадочная, едва заметная улыбка сей благородной дамы. Разные люди в ее улыбке видели разные и порой противоположные черты, такие как гордость, нежность, кокетство, жестокость, скромность. Однако нет никаких сомнений в том, что госпожа Лиза де Джокондо была очень умной, неординарной и волевой женщиной.
    А что видите вы?
    Некоторые критики Леонардо даже берутся утверждать, что улыбка Джоконды вовсе и не улыбка, а хищный оскал.
    Анализом этой загадочной улыбки занимались не только искусствоведы, но и психологи. Так Зигмунд Фрейд писал об этой картине такое: В выражении лица прекрасной флорентийки видим совершенное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности. Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл ее улыбки, обещание бескрайней нежности и зловещий угрозы.
    Из всех мыслей, которые я прочитал и нашел в Интернете, в ходе написания этой статьи мне больше всего понравилась мысль одного психолога – Пола Экмана. Пол Экман много занимался исследованиями человеческой мимики. По его мнению, улыбку госпожи Лизы де Джокондо можно отнести к так называемой флиртующей улыбке. Это такая игривая кокетливая улыбка, когда женщина умышленно отводит глаза от объекта своего интереса (какого-то симпатичного парня), а затем вновь бросает на него мгновенный лукавый взгляд, который моментально отводится, только парень заметит, что на него смотрит красавица. В жизни такая мимолетная флиртующая улыбка длится лишь короткие мгновения и большая заслуга и мастерство Леонардо в том, что он на своей картине запечатлел именно эту кратковременную мгновенную улыбку Джоконды.
    Источник

  9. Улыбка Джоконды – “самая странная улыбка в мире”, одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована по причине того, что восприятие картины “Джоконда (Мона Лиза)” носит чисто индивидуальный характер. Споры вокруг происхождения главного персонажа картины, о ее красоте, о смысле ускользающей улыбки не закончены до сих пор. Зрители и искусствоведы сходятся лишь в одном – взгляд красивой девушки и ее улыбка действительно производят на смотрящего неизгладимое впечатление. За счет чего – объяснения пока нет. Точнее сказать, объяснения феномена появляются на свет с завидным постоянством. Так, например, совсем недавно профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета на ежегодном собрании Американской ассоциации за прогресс в науке, которое прошло в Денвере (штат Колорадо), представила свою теорию объяснения тайны улыбки Джоконды. По ее мнению, эффект мерцающей улыбки связан с особенностями человеческого зрения.
    Маргарет Ливингстон заметила, что улыбка Моны Лизы очевидна только тогда, когда зритель смотрит не прямо на губы Джоконды, а на другие детали ее лица. Исследователь предполагает, что иллюзия исчезновения улыбки при смене угла зрения связана с тем, как человеческий глаз обрабатывает визуальную информацию.
    Особенности зрения человека таковы, что прямое зрение хорошо воспринимает детали, хуже – тени. “Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением”, – заявила Маргарет Ливингстон.
    Итак, если вам доведется быть в Париже, зайдите в Лувр – в эту сокровищницу мирового искусства. И не забудьте зайти в зал, где выставлена, наверное, самая знаменитая картина мира – шедевр великого флорентинца, титана Возрождения Леонардо да Винчи. Только было бы неплохо, если вы с “Джокондой” не были бы наедине.
    Был случай, когда у картины надолго задержалась русская туристка вечером, когда музей закрывался. Посетителей в зале не было – можно без помех попытаться проникнуть в замысел автора. Через минуту ей стало не по себе, а затем и вообще возникла тоска, и стало страшно. Туристку избавило от обморока то, что она прервала контакт с картиной и поспешила на выход. Только на улице успокоилась, но тяжелое впечатление сохранялось долго…
    Леонардо да Винчи, хотя ему исполнился 61 год, был полон физических и творческих сил, когда его призвал в Рим Джулиано Медичи – брат и ближайший соратник папы Римского Льва Х для написания портрета своей возлюбленной синьоры Пачифики Брандано. Пачифика – вдова испанского дворянина имела мягкий и веселый нрав, была хорошо образована и являлась украшением любой компании. Немудрено, что такой жизнерадостный человек, как Джулиано, сблизился с ней, свидетельством чему явился их сын Ипполито.
    В папском дворце для Леонардо была оборудована прекрасная мастерская с подвижными столами, с рассеянным светом. Во время сеанса играла музыка, пели певцы, шуты читали стихи – и все это для того, чтобы Пачифика сохраняла постоянное выражение лица. Картина писалась долго, она поражала зрителя необыкновенной тщательностью отделки всех деталей, особенно лица и глаз. Пачифика на картине была как живая, что изумляло зрителей.
    Правда у некоторых нередко возникало чувство страха, им казалось, что вместо женщины на картине может возникнуть чудовище, какая-нибудь морская сирена, а то и еще что-нибудь похуже. Да и сам пейзаж за ее спиной навевал что-то таинственное. Знаменитая с косиной улыбка Пачифики тоже никак не соответствовала понятию о праведности. Скорее здесь было некоторое ехидство, а может быть что-то из области колдовства. Именно эта загадочная улыбка останавливает, завораживает, тревожит и зовет проницательного зрителя, как бы вынуждая его вступить в телепатическую связь с изображением.
    Кстати, подобная улыбка была присуща самому Леонардо. Об этом свидетельствует картина его учителя Вероккио “Товия с рыбой”, при написании которой моделью архангела Михаила послужил Леонардо. Да и в статуе Давида учитель, несомненно, воспроизвел облик своего ученика с его характерным насмешливым выражением лица.
    Может быть, это обстоятельство позволило в наше время предположить, что моделью для “Джоконды” явился сам автор, т.е. картина – его автопортрет в женском одеянии. Компьютерное сравнение картины с известным автопортретом красным карандашом, хранящимся в Турине, не опровергло это предположение. Определенное сходство действительно имеется, но этого совершенно недостаточно для каких-то дальнейших выводов.
    Непросто сложилась судьба Пачифики. Ее брак с испанским дворянином был недолгим – муж скоро умер. Джулиано Медичи не захотел взять в жены свою любовницу, а вскоре после женитьбы на другой умер от чахотки. Сын Пачифики от Джулиано скончался молодым, будучи отравленным. Да и здоровье самого Леонардо за время работы над портретом пришло в полное расстройство.
    Судьба людей, приближающихся к Пачифике, оказалась трагической, подобно бабочке, летящей к огню. Видно она обладала силой притягивать к себе мужчин и, увы, забирать их энергию и жизнь. Вполне возможно, что ее прозвище было Джоконда, что означает Играющая. И она действительно играла людьми, их судьбами. Но игра с таким хрупким предметом всегда кончается одинаково – предмет разбивается.
    Джулиано Медичи, желавший укрепить связь с французским королевским семейством, женился на принцессе Филиберте Савойской. Для того, чтобы не огорчать невесту изображением недавней возлюбленной, Леонардо был оставлен в Риме, продолжая вносить изменения в картину, с точки зрения любого стороннего наблюдателя являющейся совершенно законченной.
    Но какая-то сила заставляет его продолжать работу, хотя на него нередко накатывается усталость и апатия, ранее никогда ему незнакомые. Правая рука его трясется все сильнее и сильнее. Хотя он с детства был левшой и часто попадал из-за этого под насмешки, связанные с суеверием, что левой рукой водит сатана или нечистая сила, работать ему было все трудней и трудней.
    Леонардо часто развлекался причудливыми забавами. Когда однажды садовник поймал ящерицу странного вида, Леонардо на нее нацепил сделанные из кожи других ящериц крылья, наполненные ртутью, а также рога и бороду. Когда ящерица двигалась, то крылья ее трепетали. Это вызывало ужас у зрителей, которые пускались наутек.
    В молодости, получив заказ на роспись щита, в одной из комнат Леонардо сотворил жуткое чудище, составленное из множества хамелеонов, ящериц, змей, летучих мышей и прочих тварей. Чудище, как живое, выползало из расселины скалы, устроенной в комнате, брызжа ядом из пасти, огнем из глаз, дымом из ноздрей. Выбрав нужный ракурс, он изобразил это чудище на щите. Нужно было иметь очень крепкие нервы, чтобы остаться неподвижным около щита.
    Изучая анатомию людей и животных, Леонардо как-то собрал полный скелет лошади и с помощью длинных веревок мог приводить его в движение, пугая своих помощников. А бараньи кишки он научился так очищать и утоньшать, что они помещались на ладони. Скрытым в другой комнате мехом его помощник надувал эти кишки так, что вся комната ими заполнялась, прижимая изумленных гостей к стенам.
    Такие забавы для Леонардо имели большой смысл. На них он оттачивал свою идею – целью произведения искусства является способность поразить зрителя, заставив отшатнуться в ужасе, или заворожить. Многие его творения будят сильные эмоции, потрясают и волнуют людей. Это продолжается более четырех веков, полной мерой относясь к последнему его крупному детищу – к “Джоконде“.
    Перед отъездом из Рима во Францию Леонардо посетил умирающего от чахотки Джулиано Медичи, вернувшегося скоро после свадьбы на родину. Джулиано оставил портрет Пачифики художнику, продавшему, в конце концов, портрет французскому королю за крупную сумму. “Медичи меня создали и разрушили” – заметил в дневнике Леонардо, сокрушаясь по поводу резко ухудшившегося здоровья. Но не Медичи, я полагаю, явились причиной разрушения мастера, а синьора Пачифика, роковые качества которой наложили отпечаток на его дальнейшую жизнь. Этому способствовало само общение с ней, а затем – ее живописное воплощение, произведенное Леонардо…
    На службе французского короля Леонардо проектировал пышные празднества, новый дворец для короля, канал, но все это было совсем не того уровня, что раньше. За год до смерти он написал завещание. Прежде такой энергичный, Леонардо сильно сдал. Непривычным для человека, в молодости спокойно гнущего рукой подковы, было постоянное чувство усталости.
    Еще недавно он писал, пытаясь разными словами выразить одну мысль: “Скорее лишиться движения, чем устать. Скорее смерть, чем усталость. Я не устаю, принося пользу. Все труды неспособны утомить меня”. Он неделями не встает с постели, правая рука окончательно перестала ему повиноваться.
    Такое состояние не могло продолжаться долго, и в возрасте 67 лет титан Возрождения угас. Так Пачифика явилась и причиной создания необыкновенного творения, и причиной быстрого угасания великого ученого и инженера, архитектора и художника…
    Гоголь в повести “Портрет” упоминает портрет Леонардо да Винчи, над которым великий мастер трудился несколько лет и все еще считал неоконченным, хотя его современники почитали эту картину за совершеннейшее и окончательнейшее произведение искусства. Нет никаких сомнений, что Гоголь имеет в виду знаменитую “Джоконду”, хотя и не называет ее. Но в связи с чем понадобилось Гоголю вспоминать Леонардо да Винчи?
    Действие повести начинается с того, что молодой бедный художник Чартков на последние деньги покупает выбранный им из старья портрет старика в азиатском костюме, глаза которого не только были тщательно отработаны, но и странным образом казались живыми, оставляя у смотрящего на портрет неприятное, странное чувство. Так вот, придя домой, отмыв купленный портрет от грязи и повесив его на стену, Чартков пытается понять причину возникновения странного чувства. Именно в это время он вспоминает о “Джоконде”, как о ближайшем аналоге необыкновенного приобретения.
    Нельзя не процитировать ход дальнейших рассуждений Чарткова под впечатлением портрета старика: “Это было уже не искусство: это разрушало даже гармонию самого портрета. Это были живые, это были человеческие глаза! Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. Здесь не было уже того высокого наслаждения, которое объемлет душу при взгляде на произведение художника, как ни ужасен взятый им предмет. Здесь было какое-то болезненное, томительное чувство… Почему же простая, низкая природа является у одного художника в каком-то свету, и не чувствуешь никакого низкого впечатления – напротив, кажется, как будто насладился, и после того спокойнее и ровнее все течет и движется вокруг тебя? И почему же та самая природа у другого художника кажется низкою, грязною, а между прочим, он также был верен природе? Но нет, нет в ней чего-то озаряющего. Все равно как вид в природе: как он ни великолепен, а все недостает чего-то, если нет на небе солнца”. И еще о пугающем портрете: “Это уже не была копия с натуры, это была та странная живопись, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы”.
    Напомним, что под влиянием этой картины у Чарткова начались галлюцинации и страшные сновидения. Привалившее богатство сделало Чарткова модным портретистом, но счастье не пришло. Золото давало ему обеспеченность и почет, но отнимало мастерство живописца и способность уважительно относиться к своим молодым коллегам. Утрата таланта привела к зависти по отношению к талантливым художникам, к озлоблению на весь мир, а в итоге – к потере богатства и к ужасной смерти. Он понял, что необыкновенный портрет, купленный им в пору бедной молодости, явился причиной его превращения.
    После смерти Чарткова открылась история создания портрета. Оказалось, что замечательному художнику-самоучке заказал этот портрет ростовщик, которого многие считали дьяволом из-за того, что судьба всех людей, бравших у него деньги взаем, была ужасной. В них вместе с деньгами как бы вселялась злая сила, приводившая к гибели. Ростовщик, чувствуя близкую смерть, заказал портрет для того, чтобы сверхъестественной силой продолжать жить в этом портрете. Художник, желая попробовать себя в изображении дьявола, согласился, но чем ближе он приближался своим портретом к натуре, тем сильнее в нем возникала тягость, тревога. Глаза портрета “вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую.” Хотя художник не смог завершить свою работу, портрет казался законченным и после скорой смерти ростовщика оказался у него. Последующая за этим утрата таланта, смерть жены и двоих детей привела его к мысли, “что кисть его послужила дьявольским оружием, что часть жизни ростовщика перешла в самом деле как-нибудь в портрет, и тревожит теперь людей, внушая бесовские побуждения, совращая художников с пути, порождая страшные терзанья зависти”.
    Может быть Гоголь разгадал роковую сущность “Джоконды” и свою догадку закодировал повестью “Портрет”, боясь быть непонятым современниками? Теперь можно сказать, что ростовщик Гоголя и Пачифика Леонардо в определенном смысле одно лицо.
    Несколько веков женский портрет руки Леонардо да Винчи, хранящийся в Лувре, считался изображением 25-летней Лизы – жены флорентийского магната Франческо дель Джокондо. До сих пор во многих альбомах и справочниках портрет имеет двойное название – “Джоконда. Мона Лиза”. Но это ошибка, и в ней виноват известный средневековый художник и писатель Джорджо Вазари, составивший жизнеописание многих великих художников и скульпторов Возрождения.
    Именно авторитет Вазари затмил вдовью траурную вуаль на голове изображенной женщины (Франческо дель Джокондо прожил длинную жизнь), да и не дал возможность поставить вопрос: если это мона Лиза, то почему при живом заказчике портрет остался у живописца?
    И только ХХ век прекратил этот гипноз. А.Вентури в 1925 году предположил, что на портрете изображена герцогиня Констанца д’Авалос – вдова Федериго дель Бальцо, другая любовница Джулиано Медичи. Основанием этой гипотезы является сонет поэта Энео Ирпино, в котором упоминается ее портрет работы Леонардо. Других подтверждений у этой версии нет.
    И, наконец, в 1957 году К.Педретти выдвинул версию Пачифики Брандано. Именно эта версия вызвала новый прилив в исследованиях наследия великого флорентинца. Именно эта версия представляется самой верной, так как она подтверждается не только документами, но и сутью дополнительных обстоятельств, о которых говорилось выше.
    ХХ век – век огромных достижений в области парапсихологии. Известный нейропсихиатр Ш.Карагулла в результате многих и надежных исследований в США, Канаде, Англии установила, что некоторые люди имеют уменьшенный по сравнению с остальными объем ауры и могут являться поглотителем жизненной энергии своих близких, вызывая их недомогания.
    Сейчас такие люди часто называются энергетическими вампирами. Это явление подтверждено и другими исследователями. Утечка жизненной энергии на начальном этапе вызывает у жертвы энергетической агрессии апатию, ослабление иммунитета, а затем ведет к тяжелым нарушениям здоровья.
    Так вот, очень похоже на то, что Пачифика являлась именно таким человеком, поглотителем жизненной энергии других людей – энергетическим вампиром или, как сказал бы Гоголь, излучала мертвенный свет. Именно поэтому ее необычайно реалистический портрет, подобно живой Пачифике, поглощает жизнь, излучает зло и не исцеляет, а повреждает душу зрителей до сих пор. При кратковременном контакте человека с подобными картинами может возникать проявление синдрома Стендаля, а при длительном – синдрома хронической усталости.
    Здесь, в этой картине сосредоточена квинтэссенция достижений великого мастера на пути приближения к реальности. Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в совершенно естественных позах, это и знаменитое “сфумато” – рассеяние, давшее ему возможность правильно изображать границы раздела разных объектов, это и совершенное использование светотени, это и загадочная улыбка портретируемой женщины, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей.
    И, наконец, самое главное – верная передача нематериальной, точнее – тонкоматериальной сути объекта живописи. Своим необыкновенным талантом Леонардо создал действительно живое творение, дав долгую, продолжающуюся до наших дней, жизнь Пачифике со всеми ее характерными особенностями. И это творение, подобно творению Франкенштейна, погубило и пережило своего создателя.
    Луврская “Джоконда” может приносить зло людям, пытающимся проникнуть в ее смысл, то, может быть, нужно уничтожить все репродукции и сам подлинник? Но это бы явилось актом преступления против человечества, тем более, что картин с подобным воздействием на человека в мире немало. Просто нужно знать об особенности таких картин (и не только картин) и принимать соответствующие меры, например, ограничивать их репродуцирование, в музеях с такими произведениями предупреждать посетителей и иметь возможность оказать им медицинскую помощь и т.д. Ну, а если у вас есть репродукции “Джоконды” и вам кажется, что они на вас плохо влияют, уберите их подальше или сожгите.
    В повести Гоголя злополучный портрет исчез таинственным образом тогда, когда его тайна была публично раскрыта. Не удивляйтесь, если узнаете, что в скором времени и “Джоконда” непостижимо исчезнет из Лувра. Она уже исчезала оттуда в 1911 году, будучи похищенной, но тогда была найдена и вновь возвращена на место.

  10. Кто такая Соня Мармеладова?

    Зачем муха потирает лапки?

    Есть ли свобода воли или наша жизнь определяется внешними факторами?

    Бывает ли белая зависть

    Имеем ли мы в жизни свободу собственной воли?

    Как правильно держать ручку при письме

    Кто такая Соня Мармеладова?

    Зачем муха потирает лапки?

    Есть ли свобода воли или наша жизнь определяется внешними факторами?

    Бывает ли белая зависть

    Имеем ли мы в жизни свободу собственной воли?

    Как правильно держать ручку при письме

    Нужен ли семейный врач?

    Оказывают ли мысли какое-то влияние на нашу жизнь?

    Почему несвежее яйцо всплывает в воде?

    Что можно отпраздновать в ноябре?

    Куда уходят чемпионы? Ольга Корбут.

    «Все персонажи и события…» или как дурные наклонности могут привести к развалу великих государств. И при чём тут Юсупов?!

    Как полюбить бога всем сердцем

    Что делать мужчине, у которого возникают проблемы с женщинами?

    Почему до сих пор не запретили корриду?

    Почему Александр Керенский проиграл большевикам?

    Как видят насекомые?

    Кто или что такое эгрегор?

    Как вычислить анонима на спрашивай.ру?

    Знаменитые параолимпийцы России, давайте узнаем, кто они?

    Как выбрать гадалку?

    Как делать интимный массаж?

    Кого мужчины считают распутницами? Мужской взгляд на проблему.

    Когда сажать огурцы?

    Почему черноплодную рябину называют «сибирским иланг-илангом»?

    Что мы знаем о шафране?

    Рудбекия или “Егоркин цветок”. Как вам больше нравится?

    Почему растения под снегом не замерзают?

    Почему на участке стоит высаживать самшит?

    Как сшить подушку-конфетку?

    Как узнать свой пароль от почты (e-mail)

    Чем знаменит Рыбинск?

    Коммунизм. Что такое коммунизм?

    Что такое носки

    Что такое Bitcoin. Электронная валюта?

    Важно ли доказывать свою правду для того у кого правда не такая как у тебя?

    Как появляются черные дыры?

    Федор Емельяненко, кто это такой?

    Как продлить половой акт?

    Что такое вирт (виртуальный секс)?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *