Сочинение на тему честь и достоинство в повести капитанская дочка

11 вариантов

  1. «Береги честь смолоду»
    Проблема чести и бесчестия — одна из главных тем повести. И лучше всего она раскрывается на примере двух офицеров, которые очень похожи по возрасту и положению: Гринев и Швабрин.
    Если о Гриневе мы все узнаем от самого автора, то о Швабрине есть впечатления и у самого:
    Не смотря на большую похожесть двух героев, и даже некоторую симпатию Гринева к Алексею Швабрину они так и не стали товарищами, а тем более друзьями. Довольно быстро открывается истинный характер Швабрина: он распускает слухи о глупости капитанской дочки и советует подарить серьги вместо стихов. Когда же дело доходит до дуэли между этими офицерами, Петр Гринев получает удар в спину от Швабрина. Этот поступок недостоин для любого человека, а уж тем более для офицера. К сожалению, этот удар был не последним проявлением трусости и бесчестия Швабрина.
    Гринев — явный антипод такого «дворянина» как Швабрин. Он всегда честен и открыт. Хотя Петруша и не так образован как Швабрин, зато он в своих поступках руководствуется законами дворянской чести. Вот это отношение к чести и долгу окончательно развели двух таких похожих по началу офицеров — Гринева и Швабрина.  Автор, на примере этих двух молодых людей показывает нам, как в сложных жизненных ситуациях может проявиться истинная натура и характер человека.
    Главное преступление Швабрин совершает в конце повести, перейдя на сторону Пугачева. Он предал всё и всех, переступил и нарушил присягу. Если бы он это сделал по идейным соображениям — это могло бы его как то оправдать. Но Швабрин так совершает предательство только из-за своих корыстных целей. Может быть поэтому Пушкин дал такую фамилию этому герою — Швабрин. Швабра, предмет, которым моют полы, она не способна действовать самостоятельно и полностью подчиняется тому, в чьих руках находится.
    Гринев, в такой же ситуации, выбирает честь и долг. Сам поступок — отправиться в захваченную мятежниками крепость ради своей любви, говорит о характере Гринева. Пугачев много раз испытывал этого молодого и честного офицера. Но Петр не поступился честью и не нарушил данной присяги, даже под страхом смерти. И дело не в том, что таким был наказ его отца, а в том что этот был бы поступок против его совести, Гринев поступить так не мог. Все трудные испытания он переносит твердо и не идет ни на какие компромиссы с честью. То, что Пугачев перед казнью кивнул Гриневу, узнав в толпе, еще раз подчеркивает — честь и достоинство будут высоко цениться везде. В высоком обществе и в обычной сельской избе. Это те качества,которыми нельзя поступаться ни в каком возрасте.

  2. В произведении “Капитанская дочка” Пушкин уделяет большое значение проблеме чести и достоинства. Недаром эпиграфом ко всей повести служит пословица “береги честь смолоду”.
    Самыми яркими противоположными образами являются Гринев и Швабрин. Гринев на протяжении всей повести является примером благородного и достойного человека, в отличии от Швабрина. Во время казни в Белогорской крепости он не желает присягать Пугачеву и готов умереть, в то время как Швабрин уже присягнул ему. Еще больше я убедиласьв чести Гринёва,когда он в трудную минуту хоть и боялся смерти но не отступил от своих моральных принципов “Могу ли я признать тебя государем?”, “Ты человек смышленый” и “Я присягал императрице”, а еще “Велят идти против тебя-пойду, делать нечего”
    Швабрин-лживый человек. С самого начала он говорил плохо о Мироновых, оклеветал Машу и дважды донес на Петра. Во время опасности он пресмыкается перед Пугачевым,не заботясь о своей чести.
    Любовная тема также во многом помогает раскрыть образы героев. Гринев участвовал в дуэли, отстаивая честь Марии Ивановны. Когда Гринев отвернулся Швабрин подло нанес удар. Швабрин-бесчестный человек. Он готов держать слабую девушку на хлебе и воде, чтобы достичь своей гнусных целей. Ведь любящий человек так не поступает. А до этого он отзывался скверно о Марие Ивановне только потому,что она отказалась выйти за него замуж.
    Говоря о верности и честности было бы несправедливо не сказать несколько слово о Маше. Впервые Гринев встречает Марью Ивановну во время обеда у Мироновых. Онаа была настолько скромна, что ее присутствие не произвело на него никакого впечатления, и только в конце повести,в трудную минуту раскрываются ее самые сильные черты. Она едет к самой императрице, чтобы отстоять честь своего возлюбленного. Из тихой девушке она превратилась в сильную личность. Ее образ является огромным примером верности и смелости и я восхощаюсь ей.
    Последним примером на мой взгляд является Пугачев. Несмотря на жестокие расправы, учиненные им на завоеваннных территориях, наедине с Гриневым раскрываются его лучшие качества. В первую очередь он добрый- он помнит подаренный Гриневым тулуп, и на протяжении всей повести помогает ему. Во-вторых он честен и умеет ценить эту честность в других. Он оценил это в Гриневе и поступил благородно- отпустил его в Оренбург. Также он помогает ему, когда освобождают Машу из плена Швабрина и искренне желает ему счастья- это пример того, что Пугачев хоть бунтовщик, имеет добрую душу. Поэтому в моем сознании он перестает честным и благородным человеком.
    В произведении Пушкина “Капитанская дочка” автор затрагивает проблему чести и достоинства, и каждый из героев относится к этой проблеме, имеет свои моральные принципы и нравственные ценности. Но все они являются яркими образами добра и зла, благородства и подлости.
    Добавил: Lubov101

  3. Русская литература во все века и времена поражала читателей глубиной анализа поставленных нравственных проблем. Не одно поколение решало для себя вопросы морального выбора, противостояния добра и зла, верности долгу и предательства, любви и ненависти, чести, достоинства, опираясь на лучшие произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и так далее.
    А. С. Пушкин определил сквозную идею своего творчества следующим образом: «…чувства добрые я лирой пробуждал…»
    Поэтому на его произведениях современные люди учатся постигать любовь, дружбу, свободу и сострадание. Одно из самых насыщенных нравственными проблемами произведений — повесть «Капитанская дочка». Ее герои проходят трудный путь, в ходе которого и формируются их представления о чести и долге.
    Самый первый урок нравственности заключен уже в эпиграфе к произведению: «Береги честь смолоду». Герой повести — Петр Гринев — во всех ситуациях поступает как человек чести. То есть, совершая свой выбор, он беспокоится о том, чтобы поддержать кодекс дворянской чести, унаследованный от отца, который не хотел, чтобы сын служил в Петербурге и был «шаматон», а не солдат, и, кроме того, Гринев внимает голосу своей совести, которая заставляет его отличать хорошее от дурного.
    Для Петруши Гринева, который «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками», наступает пора принятия самостоятельных решений. И оказывается, что этот человек, не очень еще подготовленный к жизни, этот мальчик, которого Савельич называет «дитя», не колеблясь, поступает в соответствии с законами нравственности, независимо от серьезности возникших в его жизни проблем. Так, Гринев заставляет своего дядьку отдать сто рублей, которые он проиграл ротмистру гусарского полка Зурину, и хотя юношу мучили «неспокойная совесть и безмолвное раскаяние», а также жалость к «бедному старику», чувство чести оказывается сильнее.
    Петр Гринев своим поведением учит читателя быть честным и в любви. Герой не терпит бесстыдные речи своего противника — Швабрина — о Маше Мироновой, капитанской дочке, и вызывает его на дуэль, хотя об их разговоре никому не было известно и Гринев пошел бы на компромисс только со своей совестью. Однако честь и достоинство любимой девушки становятся честью и достоинством его самого. О том, как по-разному воспринимают понятие чести Гринев и Швабрин, можно судить из высказывания Маши: «Как мужчины странны! За одно слово, о котором через неделю верно б они позабыли, они готовы резаться и жертвовать не только жизнью, но и совестью, и благополучием тех, которые…»
    Гринев воспринимается уже не как «недоросль», а как взрослый мужчина, который может взять на себя ответственность за любимую женщину и ее судьбу. Неудивительно, что, когда доходит дело до ситуации, в которой надо выбирать между верностью и предательством, а следовательно, между смертью и жизнью, герой, не сомневаясь, идет на смерть, потому что он присягал императрице, а Пугачев — «вор и самозванец». Но здесь проявляется не только честь Гринева как офицера; его нравственное чувство настолько органично, что даже после помилования он отказывается целовать руку «государя»: «Я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению». Молодой человек учит своим примером вести себя достойно во всех ситуациях: ведь поцелуй руки «злодея» ничего бы не изменил, Гринев не нарушил бы присягу и не предал бы государыню, зато не рисковал бы жизнью (Савельич говорит ему: «Не упрямься! Что тебе стоит? Плюнь да поцелуй… у него ручку»), но он изменил бы себе, а это для Гринева не менее страшно.
    Герой рискует жизнью еще два раза. Первый раз, когда возвращается в Белогорскую крепость за Машей, узнав, что «Швабрин принуждает ее выйти за него замуж», понимая, что его любовь и чувство ответственности за сироту глубже, чем страх за свою жизнь. И второй, когда не произносит имя капитанской дочки в суде, хотя может потерять при этом не только жизнь, но и свое честное имя. Но «мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную сними ставку — эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался».
    Однако не только для Петра Гринева нравственность является природным свойством натуры, но и другие герои поступают в соответствии со своим нравственным идеалом и учат читателей различать добро и зло. Комендант Белогорской крепости Иван Кузьмич, который в обыденной
    жизни во всем подчиняется своей жене, в экстремальной ситуации организует оборону крепости, не желает сдаться на милость Пугачева и готов к смерти: «Умирать так умирать: дело служивое!» На вопрос Пугачева: «Как ты смел противиться мне, своему государю?» — комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» После гибели мужа Василиса Егоровна называет Пугачева «беглым каторжником» и, погибая, остается верна чувству ;\юбви и гордости за своего мужа.
    Марья Ивановна, которая в начале повести кажется тихой, скромной, даже не очень привлекательной, трусливой, впоследствии проявляет лучшие свои качества. Оставшись сиротой, находясь в полной зависимости от Швабрина, больная она отказывается выйти за него замуж: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят». Любовь, верность, чувство собственного достоинства, гордость — вот чему учит эта сцена.
    В конце произведения Маша Миронова, как многие другие героини русской литературы, вызволяет своего любимого из беды. Именно благодаря ее усилиям доказана невиновность жениха Марьи Ивановны, в этой ситуации, как и в сцене дуэли, честь и достоинство Петра Гринева становятся честью и достоинством капитанской дочки.
    Нравственные законы, по которым живут герои повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», не приобретены ими в течение жизни. Они являются органичным, естественным свойством натуры рассматриваемых персонажей. Эти же нравственные категории являются частью народного сознания, которое ярче всего воплотилось в произведениях устного народного творчества. Как раз в сказках, песнях, пословицах и поговорках проявились мудрость народа, представление о добре и зле, мечты о счастье. Нравственные уроки и объединяют повесть Пушкина и творения фольклора; недаром в качестве эпиграфов и ко всему произведению, и к отдельным его главам автор выбирает, в частности, пословицы, фрагменты народных песен (свадебных, солдатских, исторических). Таким образом, можно говорить об истинной народности повести А. С. Пушкина.
    Сама форма произведения — воспоминания — предполагает, что их автор делится своим жизненным опытом, хочет, чтобы читатель научился на его ошибках. Такое ощущение, что эти записки адресованы в будущее — в наш «жестокий век», с тем чтобы напомнить современным людям о тех нравственных законах, которые ежедневно нарушаются в наше время. Русская литература всегда отличалась своим учительным характером, и повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — яркое подтверждение тому.

  4. Пушкину всегда был свойственен интерес к истории (это видно из таких его произведений, как “Борис Годунов”, “Арап Петра Великого”, цикл “Маленькие трагедии”, а также некоторых стихотворений), в каждый период своей жизни он изображал какие-то отдельные вехи. В 1836 г. было напечатано его итоговое, “прощальное” произведение – “Капитанская дочка”. На первый взгляд, это исторический роман. Несомненно, его можно назвать таковым, ведь в нем описаны события, реально происходившие в прошлом – восстание Пугачева 1773—1775 гг. и его казнь; кроме Пугачева присутствуют и другие исторические лица: Екатерина II, соратники предводителя восставших – Хлопуша и Белобородов.
    Кроме бунта, который, конечно, в романе является основным историческим событием, встречаются упоминания о Смутном времени (Гришка Отрепьев), о “кротком царствовании” Александра I; с рассказа о жизни Андрея Петровича Гринева читатель переносится в 70е гг. XVIII в.; наконец, время написания, публикации записок. Действительно, “Капитанская дочка” может быть полноправно отнесена к разряду исторических произведений. Но нельзя ограничиваться таким взглядом: роман, кроме того, повествует и о жизни семьи Гриневых, в частности, Петра Гринева; “Капитанская дочка” называется также романом воспитания. Вообще, в оценках жанра этого произведения чаще всего встречается определение “историко-нравственный роман”. И действительно, трудно не заметить, как часто герои попадают в ситуации, когда им нужно решать сложные нравственные вопросы, от которых может зависеть даже их жизнь. На это указывает даже эпиграф произведения: “Береги честь смолоду”. Прочитав его, читатель настраивается на определенную тему.
    Петр Андреевич Гринев – центральный герой, именно перед ним чаще всего возникает проблема выбора. Он вдруг из-под опеки родителей попадает во взрослую жизнь, где должен самостоятельно принимать решения. Если учитывать его абсолютную неприспособленность к жизни (он рос дворянским “недорослем”, эдаким Митрофанушкой, неучем), то его выход “в люди”, произошедший по русской пословице “первый блин комом”, был вполне закономерен. “Капитанская дочка” написана в форме мемуаров, воспоминаний пятидесятилетнего Гринева о своей молодости, и рассказчик сам иронизирует над тем, как он, глупый, “зеленый” юнец, старательно начал “обучаться” у случайного знакомого – Зурина – “военному делу”, результатом чего стало явление пред очами Савельича в далеко не трезвом состоянии, с огромным долгом. Этот довольно мелкий и почти ничего не значащий, на первый взгляд, факт тем не менее говорит о слабости характера юного Гринева. Правда, справедливости ради стоит отметить, что это происшествие является единственным из описанных в романе, которое легло темным пятном на биографию героя. В дальнейшем, прослеживая путь формирования личности, характера Гринева, мы встречаем факты, свидетельствующие о том, что понятия долга и чести для него святы, они – его жизненный принцип. Судьба свела его с Пугачевым, жестокость которого по отношению к тем, кто не признавал в нем Петра III, была хорошо известна и приводила в ужас. Несмотря на неотвратимость смерти в случае отказа от присяги “злодею”, Гринев выбирает именно этот вариант, не считая возможным для офицера нарушить присягу, данное слово служить императрице.
    Вообще, Пугачев предстает в “Капитанской дочке” как некий соблазнитель. Каждая ситуация выбора для Гринева так или иначе связана с ним. Вторично встретившись с вожаком восставших, уже наедине, Гринев повторяет, что не может признать его царем и, если будет приказано, он пойдет сражаться против Пугачева. Он делает акцент на том, что это его офицерский долг, и Пугачев, не чуждый благородству, отпускает его.
    Вышеизложенные ситуации были связаны с тем, что герою приходилось выбирать между жизнью и офицерским долгом. Вскоре задача усложняется: возникает вопрос о степени значимости для него долга офицера и долга чести. Маша Миронова посылает жениху письмо, умоляя защитить ее от Швабрина; обратившись к генералу с просьбой выделить некоторое количество людей для освобождения Белогорской крепости, Гринев получает отказ. Что же важнее для героя, должен ли он помочь девушке или подчиниться начальству? Заставив своего героя сделать выбор в пользу человеческого долга, Пушкин отвергает чиновничье отношение, выступает против “применения общего закона к частному случаю” (Ю.М. Лотман). Таким же образом Гринев поступает и после своего ареста, на допросе. Не желая вовлекать в судебные разбирательства Марью Ивановну, он не упоминает ее имени, хотя это спасло бы его, объяснив нахождение в стане “злодея”.
    Несмотря на то, что Пугачев в романе называется не иначе как “злодеем”, главарем “шайки разбойников”, “самозванцем”, “бродягой”, Пушкин изображает его в такие моменты, когда тот совершает поступки, достойные уважения. Пугачев может отвечать добром на добро (Гринев подарил ему тулуп, что впоследствии и стало “спасением” от казни); он, в своем роде, благороден: Гринев – офицер, сражается против него, однако тот не только не убивает его, но даже помогает освободить “сироту” от Швабрина.
    Предводитель восставших обладает чувством собственного достоинства, гордостью, что не позволяет ему принимать “милостыню”, когда Гринев предлагает сдаться, уповая на милость императрицы.
    Такая вера в “человека на троне” (по определению Державина) характерна для Пушкина, он часто обращается к этой теме, и в “Капитанской дочке” мы дважды встречаем изображение милостивого человека у власти – это Пугачев и Екатерина. Мужицкий царь почитает за долг отплатить добром Гриневу, императрица же не может не простить молодого человека, после того как Маша доказала ей его верность.
    Кроме приведенных примеров следования чувству долга и чести в романе встречаются и более периферийные события (например, Марья Ивановна отказывается выходить замуж за Швабрина, ее родители погибают, не желая выступать на стороне Пугачева). Тем не менее, появление на страницах романа всех этих подвигов служит намеком, призывом Пушкина следовать именно этому принципу – принципу чести и долга, в первую очередь, простого человеческого долга, гуманизма, отрицанием формальности, “бумажной” законности отношения к людям.

  5. 5
    Текст добавил: Девочка_ДеМоН

    Подойдёт?
    Проблема чести и долга в романе А. С. Пушкина “Капитанская дочка”
    Одним из самых талантливых мастеров слова XIX века является А. С. Пушкин. Он написал большое количество величайших произведений, которые навеки вошли в историю как русской, так и мировой литературы. Одним из известнейших творений в прозе является; Капитанская дочка;. Сам поэт назвал; Капитанскую дочку; романом, но произведение имеет размеры повести. Малый объем объясняется предельной сжатостью пушкинского прозаического стиля. Роман в основном написан простыми предложениями. Несмотря на малый объем, события романа охватывают около двух лет: с начала зимы 1772 / 73 года по январь 1775 года. В основе сюжета произведения лежат события из жизни главного героя, которые разворачиваются на фоне реальных исторических событий. Автор затронул большое количество вопросов, волнующих его. Одной из важнейших проблем, поднятых в романе, была тема чести и долга, то есть взгляд на понимание своей чести и долга различными людьми в различной обстановке.
    Главным героем романа является Петр Гринев, молодой дворянин, офицер екатерининской армии, человек долга и чести, в котором прочны нравственные устои. Он является свидетелем, рассказчиком и непосредственным участником исторических событий. Героем исторического произведения является не исторический деятель, но вымышленное лицо, человек, в сущности, наивный. Силою обстоятельств он оказывается вовлечен в исторические События; в ходе которых он вступает в отношения с историческими лицами. Сын поймет наставление отца Гринева:; Береги честь смолоду;. Дальнейшая судьба героя-представляет собой выполнение напутствия отца и особенно завета о сохранении чести, несмотря на все трудности, преграды и ошибки на пути героя.
    Понятие чести различно у отца и сына Гриневых, так как их мировоззрение формировалось в различных условиях. Если для отца это прежде всего честь дворянина и офицера, верность государю при любых обстоятельствах, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, умеет расширить понятия чести до его общечеловеческого, гуманного и гражданского значения, до признания героических качеств вождя восстания до; сочувствия; и невольного преклонения перед моральной высотой Пугачева.
    Гринев – один из лучших людей своей эпохи, он симпатизирует Пугачеву, хотя и не понимает подлинного смысла происходящих событий. В данный момент он видел в предводителе восстания не самозванца, бандита и убийцу, а, прежде всего, именно того человека, от которого зависит его дальнейшее личное счастье. Гринев не отказывается от его помощи из-за ложной гордости, а даже благодарен за желание Пугачева помочь ему и остановить произвол Швабрина, который был не только предателем, но и низким, безнравственным человеком.
    В лице Швабрина показан типичный представитель гвардейского офицерства екатерининского времени. Швабрин, как офицер гвардии, видит в себе человека, которому все дозволено. Мы мало знаем о его прошлом: карьера сломана, надежд на возвращение в Петербург нет. В этих обстоятельствах переход его на сторону Пугачева можно рассматривать как возможность перемены. Выбор делался между изменой присяге и неминуемой виселицей в случае отказа. Швабрин глубоко презирает народ, ненавидит и боится Пугачева, цели восстания ему чужды.
    Среди простого люда также существует своебразное представление о чести и долге. Савельич лучшие годы своей жизни прослужил барину, исправно прослужил ему верой и правдой. Он был готов отдать свою жизнь; за барское дитя;. В образе Савельича показана рабская покорность своему господину.
    Пугачев, казалось, был человеком беспринципным и безнравственным, видящим в Гриневе не только противника, дерзкого Дворянина, но человека гордого, не дрогнувшего перед силой. Даже под страхом смерти он не захотел присягнуть Пугачеву, якобы истинному государю. В Пугачеве присутствуют и человеческие качества, которые раскрываются и в отношениях с Гриневым. Образ Пугачева как народного вождя показан в свете русского национального характера. Ему присущи и ум, и смелость (например, он помогает Гриневу выбраться из бурана в степи) , широта натуры, свободолюбие, удаль.
    Таким образом, тема чести и долга затронута автором достаточно широко. Показав различные мировоззрения людей, принадлежащих к разным поколениям, имеющих различное положение в обществе, автор указал на то, что честь и долг в жизни могут пониматься no-разному, в соответствии с эпохой, определенной исторической обстановкой, но при этом главным является моральное, нравственное начало в самом человеке.

  6. Сочинение на тему: Проблема чести и достоинства в повести А. С. Пушкина «Капитанская донка».
    В восемнадцатом—девятнадцатом веках к понятиям чести и достоинства относились особенно щепетильно. Александр Сергеевич Пушкин как художник исследовал и воспевал их в подавляющем большинстве своих работ. А как человек чести, выбрал дуэль, для того чтобы кровь смыла оскорбление, нанесенное его достоинству. Ранняя смерть поэта является нашей национальной трагедией и моим личным горем, но, к сожалению, я понимаю, что он не мог поступить иначе. Порядочный человек всегда «невольник чести», и только чести!
    На роль главного героя в повести «Капитанская дочка» Пушкин взял совсем не героя. В начале повествования Петруша Гринев, мягко говоря, никакой. Он так незамысловат и предсказуем, что у меня как у читателя от него просто зубы сводит. Действительно, «недоросль». Действительно, «барское дите». Ни образования, ни воспитания, ни характера. «Чего же интересного можно ждать от такого инфантильного создания?» — думает читатель в начале повести. А когда закрывает последнюю страницу, испытывает чувство гордости за героя и удивленный интерес: «Откуда что берется?!» Ведь это он, Петруша, до шестнадцати лет «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». А когда батюшка сказал: «Пора его в службу», представил себе только, что вырвется на свободу (это в армии-то!) и отведает развлечений и удовольствий петербургской жизни: « Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого», — признается нам Петруша. В общем, когда детинушка отправлялся к месту военной службы, у него за душой, на мой взгляд, было всего две ценности. Во-первых, счастливое, беззаботное, вольное детство, пропитанное безграничной любовью родителей и прелестью родной земли. А во-вторых, строгий отеческий наказ: «Служи верно, кому присягнешь… и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Такой вот незамысловатый багаж, но его оказалось вполне достаточно для того, чтобы домашний баловень сумел совершить героические поступки и проявить чудеса силы воли и мужества.
    Судьба хранила Петрушу. В Белогорской крепости жизнь текла почти так же спокойно, как дома. Первым жизненным испытанием стала для него необходимость защитить честь женщины. С этого момента начинается возмужание Петра Гринева. Юноша очень достойно повел себя в этой ситуации. Дуэль со Швабриным положила начало конфликта между двумя героями. В дальнейшем их поступки будут удивлять полной противоположностью. Гринев смело защищает свою крепость, без тени сомнений готовится принять смерть после поражения — это верности кодексу офицерской чести. А ведь не прошло и года с той поры, как он, «облизываясь,смотрел на кипучие пенки» матушкиного варенья. Как стремительно растет этот человек! Шутки кончились. Один за другим, сохранив честь и достоинство, погибают Иван Кузьмич, Иван Игнатьич, Василиса Егоровна. Глядя прямо в глаза неминуемой смерти, Гринев отказывается поцеловать руку самозванного царя — это человеческое достоинство во всем своем величии. Такое поведение вызывает сочувствие даже у врага. Пугачев явно начинает уважать вчерашнего мальчишку. После первого героического поступка судьба (или автор?) продолжает испытывать Петрушу на прочность. Каждая новая встреча с Пугачевым заставляет нашего героя делать выбор между бесчестной жизнью и достойной смертью. И с каждым разом крепнет его характер. Получается так, что предводитель мятежников завершает воспитание личности Петра Гринева. В этом, на мой взгляд, нет ничего удивительного, ведь Емельян Пугачев в изображении Пушкина, кроме отрицательных черт, имеет ум, сильный характер и чувство собственного достоинства. Пусть кодекс чести бунтаря отличается от офицерского, человек может уважать человека за верность принципам.
    Антигерой Швабрин-, наоборот, отличается беспринципностью. Единожды солгав, он быстро скатывается в пропасть бесчестия, с постоянным ускорением. К сожалению, автор мало внимания уделил описанию прошлой жизни Швабрина, и нам приходится принимать его поступки как данность. Злодей он и есть злодей. Что толкает его на недостойные поступки, мне не совсем понятно: кроме трусости и ревности должно быть еще что-то. Любой нормальный человек боится смерти. Гринев тоже знает сомнения и страх, но честь и достоинство становятся для него превыше всего. Истоки поведения и поступков человека, на мой взгляд, нужно искать в его детстве. Несмотря на недостатки воспитания и образования, Петрушу научили любить и уважать людей, дорожить своей родиной и сохранять верность принципам.

  7. Одна из основных тем в повести Пушкина «Капитанская дочка» — тема чести и долга. Тема эта задается уже эпиграфом к произведению — русской пословицей «Береги честь смолоду». Такое же напутствие отец дает Петруше Гриневу, провожая сына на военную службу.
    И уже сам поступок Андрея Петровича Гринева, который вместо Петербурга отправляет сына в «сторону глухую и отдаленную», чтобы Петруша стал настоящим офицером, характеризует его как человека чести и долга. Гриневы — старинный дворянский род. Пушкин подчеркивает строгость нравов Андрея Петровича, его мудрость, чувство собственного достоинства.
    Характерно, что понятие «чести и долга» в повести многозначно. В истории знакомства Петруши Гринева с Зуриным, когда молодой человек проиграл своему новому знакомому сто рублей, речь идет о дворянской чести. Деньги Петруши хранились у Савельича, и молодому человеку пришлось поссориться со своим дядькой для того, чтобы получить нужную сумму. Изумленный величиной этой суммы, Савельич пытается отговорить Гринева от уплаты долга. «Свет ты мой! послушай меня, старика: напиши этому разбойнику, что ты пошутил, что у нас и денег-то таких не водится», — уговаривает он своего воспитанника. Однако Гринев не может не заплатить бильярдный долг — для него это вопрос дворянской чести.
    Тема чести реализуется и в истории взаимоотношений Гринева с Машей Мироновой. Защищая честь любимой девушки, герой вызывает на дуэль своего соперника, Швабрина. Однако вмешательство коменданта помешало дуэли, и лишь потом она возобновилась. Здесь речь идет о чести дамы, о долге перед ней.
    Полюбив дочь капитана Миронова, Гринев чувствует свою ответственность за ее судьбу. Свой долг он видит в том, чтобы защищать и оберегать любимую девушку. Когда Маша становится пленницей Швабрина, Гринев готов на все, лишь бы ее освободить. Не найдя поддержки у официальной власти, он обращается за помощью к Пугачеву. И Пугачев помогает молодым людям несмотря на то, что Маша — дочь коменданта Белогорской крепости, дочь офицера войск противника. Здесь, наряду с темой рыцарской чести, возникает мотив мужской чести. Спасая Машу, свою невесту, из плена Швабрина, Гринев одновременно защищает и свою мужскую честь.
    После ареста над Гриневым состоялся суд. Однако, защищаясь, герой не мог открыть истинное положение вещей, так как боялся впутать в эту историю Машу Миронову. «Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку — эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался». Гринев предпочитает понести незаслуженное наказание, нежели оскорбить доброе имя Марьи Ивановны. Таким образом, по отношению к Маше герой ведет себя как истинный рыцарь, защищающий свою даму.
    Другое значение понятия «чести и долга» в повести — воинская честь, верность присяге, верность долгу перед Отчизной. Тема эта воплощена также в истории взаимоотношений Гринева с Пугачевым. После захвата Белогорской крепости Пугачев спас героя от смертной казни, помиловал его. Однако Гринев не может признать в нем государя, так как понимает, кто он есть на самом деле. «Меня снова подвели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. „Целуй руку, целуй руку!” — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению», — вспоминает Гринев. Однако на этот раз все обошлось: Пугачев лишь пошутил, что молодой человек «одурел от радости», и отпустил его.
    Однако далее драматизм и напряжение в повести возрастают. Пугачев спрашивает Гринева, признает ли он своего «государя», обещает ли служить ему. Положение молодого человека Очень неоднозначно: он не может признать самозванца государем, и, вместе с тем, он не хочет подвергать себя бесполезному риску. Гринев колеблется, но вот чувство долга торжествует «над слабостию человеческою». Он преодолевает собственное малодушие и откровенно признается Пугачеву, что не может считать его государем. Не может молодой офицер и служить самозванцу: Гринев — природный дворянин, присягавший императрице.
    Далее ситуация становится еще более драматичной. Пугачев пытается взять с Гринева обещание не выступать против мятежников. Но и этого не может обещать ему герой: он обязан подчиняться требованиям воинского долга, повиноваться приказу. Однако и на этот раз душа Пугачева смягчилась — он отпустил молодого человека.
    Тема чести и долга воплощается и в других эпизодах повести. Вот Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца государем. Несмотря на ранение, он до конца выполняет свой долг коменданта крепости. Он предпочитает погибнуть, нежели изменить своему воинскому долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьич, гарнизонный поручик, отказавшийся присягнуть Пугачеву.
    Таким образом, тема чести и долга получает самое разнообразное воплощение в пушкинской повести. Это и дворянская честь, рыцарская честь и честь дамы, мужская честь, воинская честь, человеческий долг. Все эти мотивы, сливаясь воедино, образуют в сюжете повести смысловую полифонию.

  8. Так, Маша не сдается под грубым напором Швабрина – она считает, что лучше умереть, чем стать женой предателя: «А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович».
    Оставшись одна, без родителей и без жениха, арестованного по клевете Швабрина, Маша решается идти к самой императрице.
    Пушкин описывает эпизод встречи девушки с Екатериной II. Маша держит себя просто и искренно, но с большим достоинством: «Марья Ивановна встала и почтительно ее благодарила. …Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя».
    В результате судьба главных героев оказывается счастливой – они воссоединяются. На их примере Пушкин показывает, что лишь честь и достоинство являются истинными помощниками и проводниками в сложных жизненных ситуациях.
    Человек зачастую не волен распоряжаться своей судьбой, но как вести себя, каким принципами руководствоваться – этот выбор всегда остается лишь за человеком. И от того, какое решение он примет, будет зависеть его дальнейшая жизнь. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», на мой взгляд, именно об этом.
    0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / «Береги честь смолоду» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

    Смотрите также по произведению “Капитанская дочка”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Проблема чести и достоинства в повести Пушкина “Капитанская дочка” В произведении “Капитанская дочка” Пушкин уделяет большое значение проблеме чести и достоинства. Недаром эпиграфом ко всей повести служит пословица “береги честь смолоду”.
    Самыми яркими противоположными образами являются Гринев и Швабрин. Гринев на протяжении всей повести является примером благородного и достойного человека, в отличии от Швабрина. Во время казни в Белогорской крепости он не желает присягать Пугачеву и готов умереть, в то время как Швабрин уже присягнул ему. Еще больше я убедиласьв чести Гринёва,когда он в трудную минуту хоть и боялся смерти но не отступил от своих моральных принципов “Могу ли я признать тебя государем?”, “Ты человек смышленый” и “Я присягал императрице”, а еще “Велят идти против тебя-пойду, делать нечего”
    Швабрин-лживый человек. С самого начала он говорил плохо о Мироновых, оклеветал Машу и дважды донес на Петра. Во время опасности он пресмыкается перед Пугачевым,не заботясь о своей чести.
    Любовная тема также во многом помогает раскрыть образы героев. Гринев участвовал в дуэли, отстаивая честь Марии Ивановны. Когда Гринев отвернулся Швабрин подло нанес удар. Швабрин-бесчестный человек. Он готов держать слабую девушку на хлебе и воде, чтобы достичь своей гнусных целей. Ведь любящий человек так не поступает. А до этого он отзывался скверно о Марие Ивановне только потому,что она отказалась выйти за него замуж.
    Говоря о верности и честности было бы несправедливо не сказать несколько слово о Маше. Впервые Гринев встречает Марью Ивановну во время обеда у Мироновых. Онаа была настолько скромна, что ее присутствие не произвело на него никакого впечатления, и только в конце повести,в трудную минуту раскрываются ее самые сильные черты. Она едет к самой императрице, чтобы отстоять честь своего возлюбленного. Из тихой девушке она превратилась в сильную личность. Ее образ является огромным примером верности и смелости и я восхощаюсь ей.
    Последним примером на мой взгляд является Пугачев. Несмотря на жестокие расправы, учиненные им на завоеваннных территориях, наедине с Гриневым раскрываются его лучшие качества. В первую очередь он добрый- он помнит подаренный Гриневым тулуп, и на протяжении всей повести помогает ему. Во-вторых он честен и умеет ценить эту честность в других. Он оценил это в Гриневе и поступил благородно- отпустил его в Оренбург. Также он помогает ему, когда освобождают Машу из плена Швабрина и искренне желает ему счастья- это пример того, что Пугачев хоть бунтовщик, имеет добрую душу. Поэтому в моем сознании он перестает честным и благородным человеком.
    В произведении Пушкина “Капитанская дочка” автор затрагивает проблему чести и достоинства, и каждый из героев относится к этой проблеме, имеет свои моральные принципы и нравственные ценности. Но все они являются яркими образами добра и зла, благородства и подлости.
    8380 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Проблема чести и достоинства в повести Пушкина “Капитанская дочка”

    Смотрите также по произведению “Капитанская дочка”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  9. “Проводы ополчения” сочинение 8 класс

    На картине Юрия Ракшина «Проводы ополчения» запечатлен момент, когда родные: жены, матери, дети – провожают воинов на «Куликовскую битву» . Воины изображены на заднем плане картины. Они как будто покрыты туманом. А центральное место на полотне занимают именно провожающие. Это женщины, дети и старики. Общая беда объединила и простых крестьян, и знать. Нам предоставлен только фрагмент картины, но…

    Воспевание любви и свобоы в поэме Лермонтова “Мцыри”

    Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – это поэма не о юном послушнике, а о молодом мятежнике, пожертвовавшем жизнью ради свободы.Еще маленьким мальчиком Мцыри был пленен и увезен из родного села, от друзей и близких. Однако ни тяготы пути, ни тяжелая болезнь не смогли укротить его свободолюбивой души.Никогда не покидала взрослеющего юношу мысль о свободе, о возвращении на родину. Хотя, казалось бы,…

    Жизнь в уездном городе до приезда ревизора

    Одним из первых произведений Николая Васильевича Гоголя была комедия «Ревизор» , где он вывел на сцену целую галерею русских типов. Комедия не клевета на современную писателю жизнь, а ее отражение. Эпиграф к комедии подтверждает это: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”.В произведении показывается жизнь в уездном городе после получения известия о прибытии ревизора. Эта весть напугала…

    Жизнь в уездном городе перед приездом Ревизора

    В произведении Гоголя “Ревизор” показывается жизнь в уездном городке после получения известия о прибытии ревизора. Эта новость нарушала чиновников так как дела у них в городе шли не очень то благоприятно. Город не ухожен, на улицах творится беспорядок, а сами чиновники нарушают множество законов.Почтмейстер не выполняет своих обязанностей, из-за чего все посылки задерживаются, а он сам больше…

    Значение “Немой сцены” в комедии “Ревизор”

    В комедии Гоголь задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». Он сумел в своей пьесе «собрать в одну кучу все дурное в России», какое он тогда знал, все несправедливости. Тема «Ревизора» сама по себе носила острый политический характер. Но самое главное, что хотел показать Гоголь, – не пороки отдельных людей, а ложные понятия об обязанностях, присущие большинству…

    Капитанская дочка. Сочинение на тему любовь

    Читая повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, мы становимся свидетелями того, как на фоне исторических событий зарождается верная и нежная любовь. Молодой офицер Петр Гринев, прибыв по распоряжению начальства в Белогорскую крепость, был очарован дочерью коменданта Машей Мироновой. Несмотря на отзывы Швабрина, пытавшегося очернить ее в глазах приезжего, он быстро понял, что Маша-…

    Комедия Ревизор краткое содержание

    Ее герои – жители уездного города, городничий, его жена, два квартальных Добчинский и Бобчинский, слуга Осип, едва образованный судья Ляпкин – Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника и почтмейстер, и главный герой – Хлестаков.     Сюжет комедии разворачивается вокруг некоего ревизора, который должен посетить город и за которого по ошибке принимают Хлестакова – молодого человека без царя в…

    Короткое сочинение Капитанская дочка 8 класс

    Главный герой повести Петр Гринев. Он предстает перед нами молодым человеком из небогатой дворянской семьи. Отец его – Андрей Петрович Гринев- был простым военным. Еще до рождения Гринев был записан в полк. Петр получил домашнее образование. Сначала его обучал Савельич- верный слуга. Позже для него специально был нанят француз. Но вместо получения знаний Петр гонял голубей. По заведенной…

    Краткое сочинение на тему Ревизор 8 класс

    Комедия ,Ревизор” была очень современна и своевременна для того времени. Автор высмеивает пороки чиновников.Завязка всей истории начинается с известия о приезде важного чиновника – ревизора. В маленьком городке имели место быть большие нарушения. Они были в различных сферах деятельности. городничий и его помощники спешно начинают придумывать план действий. Надо как то отвлечь ревизора от…

    Краткое сочинение про Мцыри 8 класс

    Конечно, «Мцыри» является романтической поэмой не только из-за места действия, но и благодаря главному герою. Что же необычного в образе Мцыри? Его сосредоточенность на колоссальной, огромной страсти, его мужество и его воля. Тоска Мцыри по родине становится какой-то необъятной, выходящей за привычные по человеческим меркам масштабы. Мцыри обладает гордой и неизмеримо-глубокой натурой. Именно…

  10. 10
    Текст добавил: #ЗаЧаРоВаННаЯ КаКаЯ-тО#

    Читая его творения,
    можно превосходным образом
    воспитать в себе человека.
    В. Г. Белинский
    В любом литературном произведении, так или иначе, в том или ином виде ставятся вечные вопросы – что считать нормой нравственности? Где грань, отделяющая нравственность от безнравственности? Отличаются ли они вообще? И почти в любом произведении речь, как правило, идет об идеалах нравственности.
    Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.
    Потеря чести – это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.
    Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Сегодня, в наше непростое время, она звучит особенно остро.
    Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. На первых страницах повести Пушкин устами Савельича знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно. А перед отъездом на службу Гринев получает от отца завет: «Береги платье снову, а честь – смолоду». Эта народная пословица также является эпиграфом к произведению. Вся дальнейшая история Гринева представляет собой выполнение, несмотря на все трудности и ошибки, этого отцовского завета. Но честь – термин широко понимаемый. Если для Гринева-отца честь – это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения.
    В нем как бы соединились доброе, любящее сердце матери с честностью, прямотой, смелостью – качествами, которые присущи его отцу.
    Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.
    Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Эти качества проявились в щедром подарке неизвестному ему «мужичку», который указал дорогу во время бурана и который потом сыграл решающую роль во всей его дальнейшей судьбе. И в том, как, рискуя всем, он бросился на выручку захваченному в плен Савельичу.
    Испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Своим поведением здесь Петр Андреевич доказал верность заветам отца, не изменил тому, что считал своим долгом и своей честью. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Полной противоположностью честному и прямому Гриневу является его соперник Алексей Иванович Швабрин. Он человек корыстный и неблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Он клевещет на Машу Миронову, бросает тень на ее мать. Он наносит Гриневу вероломный удар на дуэли и вдобавок пишет лживый донос на него Гриневу-отцу. На сторону Пугачева Швабрин переходит не по идейным убеждениям: он рассчитывает сохранить свою жизнь, надеется в случае успеха Пугачева сделать при нем карьеру, а главное, хочет, расправившись со своим соперником, насильно жениться на девушке, которая его не любит.
    Честность и порядочность занимает особое место и в характеристиках героев. Поразительно, как честны друг перед другом Маша и Гринев. Между ними естественно понимать, спасать, жалеть друг друга. Взаимная преданность помогает им преодолеть жизненные трудности и обрести счастье.
    Во время бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев и низость других. Например, капитан Миронов и его жена предпочли умереть, чем сдаться на милость восставших. Так же поступил и Гринев, не желая присягнуть Пугачеву, но был помилован. Мне кажется, что автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель восстания не был чужд понятиям чести. Кроме того, Гринев и Маша благодаря ему навеки обрели друг друга.
    Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов, так как Пугачев не только не поддержал его, но и явно дал понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.
    Интересен и финал повести: Гринева арестовывают по доносу за связь с мятежным атаманом. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, то его бы наверняка оправдали. И в самый последний момент справедливость восторжествовала: Маша обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, которая оказывается императрицей. И судьба возлюбленного Маши оказалась решена в лучшую сторону.
    Гринев до конца остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.
    К сожалению, сейчас очень мало таких людей как Петр Гринев, честных, добрых и бескорыстных. Современное общество почти утратило эти качества. А так хочется, чтобы пословица «береги честь смолоду» имела для каждого значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные препятствия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *