Сочинение на тему честолюбие

3 варианта


  1.         Мужчина должен быть чЕстолюбивый, чИстолюбивый и чАстолюбивый!
    Во время какого-то праздника в Афинах Алкивиад из честолюбия послал Сократу богатые дары. Ксантиппа была поражена дорогим подарком и попросила мужа принять его, он же сказал: — Пусть мы в честолюбии не уступим Алкивиаду и откажемся от всего этого.
       В отличие от тщеславия, связанного с жаждой приобретения суетной, пустой, дешевой или выдуманной славы, честолюбие ориентирует человека на конкретные целевые действия — свершения, карьеру, индивидуальный успех. Реализуя свои честолюбивые цели, он стремится делать свое дело лучше других, постоянно совершенствует свое мастерство, мобилизует силу воли и личностный потенциал.
    Честолюбие как качество личности выражается в стремлении приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание в какой-либо сфере жизни. «Честолюбие человека умного и порядочного заключается в том, чтобы выделиться среди других своим добрым именем и быть ценимым за свои знания, правдивость и благородство — качества, которые нигде не могут быть куплены, а могут быть приобретены только теми, у кого ясная голова и доброе сердце», — писал английский писатель Ф. Честерфилд.
    Когда б перед производственником поставили задачу выявить отличия между тщеславием и честолюбием, он бы сказал: «Тщеславие – это произвести дешевый эффект, а честолюбие – добиться эффективности производства на базе глубокой и продуманной программы». И он по-своему прав: тщеславие – пустоцвет, фигляр, однодневка, мотылек, в то время как честолюбие представляет собой целенаправленный серьезный и долговременный поход к успеху, на вершине которого всем будет виден блеск достоинств ее покорителя. Истинное честолюбие может удовлетвориться только заслуженной, а не дутой, надуманной славой. Это вызывает уважение.
    Честолюбие обязательно для мужчины как уверенность в себе, целеустремленность и ответственность. Найдите женщину, которой бы понравился нечестолюбивый спутник, довольствующийся сегодняшним уровнем жизни? Женщина и желания – синонимы. Женские желания в разы превышают мужские и служат стимулом мужского честолюбия. Тщеславие – это обманка, которая не в силах обмануть женщину. Работа до седьмого пота – это путь честолюбия. Пускать понты, кичиться своей крутизной, хвастать — «силачом слыву недаром – семерых одним ударом» — это кривая дорожка тщеславия.
    Честолюбие не в ладу с логикой. Если у него поинтересоваться: «Зачем тебе это надо?», оно не даст ответа. Конечно, оно может броситься в объяснения, что ему необходимы материальные блага, жизненный комфорт, финансовая независимость, но честолюбие и само не верит этим утверждениям.  Оно произрастает из внутренней потребности человека в самоутверждении, желания доказать себе и внешнему миру свою личностную ценность, полезность и значимость, получить зримые свидетельства своих заслуг. А кто пожелает трудиться, как каторжный, не видя впереди успеха и признания заслуг? Убедившись в собственной значимости, человек обретает самоуважение и здоровое чувство собственного достоинства.  Когда тебя ценят и уважают окружающие люди, не нужно похвал, все предельно ясно и человеку и людям.
    Встроенное в состав комплекса психологической организации человека, честолюбие выступает этическим качеством личности и проявляется в его взаимодействии с обществом. Если честолюбие оказалось в «хороших руках», оно будет носить здоровый, конструктивный, позитивный характер для людей и, наоборот, если обладателем честолюбия стала деструктивная личность, общество, в ожидании потрясений, может заранее содрогнуться. «У каждого человека есть свои стремления, свое честолюбие; разница только в том, что у людей глупых честолюбие тоже бывает глупым и устремлено не туда, куда следует, у людей же умных честолюбие законно и достойно всяческой похвалы», — писал Ф. Честерфилд.
    Общество заинтересовано воспитывать в людях здоровое карьерное и профессиональное честолюбие. Здоровое честолюбие – крайне позитивное качество личности, и развивать его необходимо, ибо оно мотивирует людей на продуктивную социальную деятельность. С. Паркинсон писал: «Нет ничего естественнее стремления обеспечить свою семью жильем, а если удастся – отдельным домом с гаражом, садом и плавательным бассейном. Более чем естественно и желание человека дать своим детям лучшее образование, чем то, которое получил он сам, отправить их на каникулы за границу покататься на лыжах и поплавать на яхте. Пусть все это лишь слагаемые статуса, но разве человек будет работать сверхурочно, если его лишить такой приманки? Кто будет просиживать ночь над книгами, не надеясь на получение более высокой ученой степени?»
    Притча в тему.
    Бараны и свиньи упрямились, ревели, хрюкали и не хотели идти на бойню. Тогда некто написал слово «Финиш» над воротами бойни, повесил на них ленточку и сказал:
    — Начинаем соревнования. Кто первым добежит до ворот, тот молодец и их фотографии обойдут весь мир. А кто не побежит или добежит последним, будет бараном и свиньёй.
    И тогда все бросились наперегонки к бойне. Барана и свинью, добежавших первыми сфотографировали, и их фото обошло всю землю. Правда, эти фото были наклеены на банках с тушёнкой.
    Сама Природа позаботилась о «генетическом инвестировании» в человека честолюбия, давая понять, что лучшего стимулятора деятельности молодых пытливых умов не найти. Л. Ауэр, прекрасный педагог и знаток юношеской психологии, писал: «Я очень часто замечал, что действуя на честолюбие ученика, превращая какое-нибудь достижение в дело чести, я добиваюсь превосходных результатов». Если людей лишить честолюбия, мы до сих пор бы охотились на мамонтов. Здоровое честолюбие – это личностный рост. Слившись в едином потоке с честолюбивыми планами других людей, оно превращается в полноводную реку прогресса. Иными словами, трудно вообразить прогресс человечества в отрыве от честолюбивых помыслов его самых инициативных и предприимчивых представителей. Только честолюбие понуждает встать с дивана и приступить к воплощению своих намерений.
    Честолюбие само по себе, без связки с союзными качествами личности превращается в пустое фантазирование. Когда у него в союзниках целеустремленность, упорство, настойчивость, постоянство, решимость и ответственность, оно превращается в грозную, сокрушающую все препятствия, силу. Воодушевленный и вдохновленный честолюбец неистово самоутверждается в избранной им среде. Честолюбие каждую свою калорию направляет к реализации цели, оно как сгусток колоссальной энергии направлено на цель. Оно не позволяет человеку отступить или остановиться и не признает импотентские глаголы «постараюсь», «попробую», «попытаюсь». Кровь из носа, а выдай цель на-гора. Честолюбие – вечно заряженная батарейка разума.
    О многих качествах личности невозможно сказать со всей определенностью, каковы они по своей сути, позитивные, добродетельные или негативные, порочные. Все дело в мере. Это со всей очевидностью относится и к честолюбию. Непомерное, гипертрофированное, не подкрепленное собственной значимостью, честолюбие сближается по своим качественным свойствам с дешевым тщеславием. Болезненное честолюбие, связанное, как и в случае с тщеславием с приобретением суетной славы, превращается для его обладателя в сущий кошмар, вызывая чувство хронической неудовлетворенности жизнью, страдания и переживания, зависть к чужим успехам, принесение в жертву любви к детям, супругу и друзьям. «Великое окружено блеском, — писал молодой К. Маркс,- блеск возбуждает тщеславие, а тщеславие легко может вызвать воодушевление или то, что показалось нам воодушевлением; но того, кого увлек демон честолюбия, разум уже не в силах сдержать, и он бросается туда, куда его влечет непреодолимая сила: он уже больше не выбирает сам своего места в обществе, а это решает случай и иллюзия».
    Обманутые надежды честолюбия способны испепелить личность. Зная с каким опасным качеством личности имеют дело, честолюбцы, подобно масонам, хранят за семью замками тайное знание о своем честолюбии. Преклоняясь перед Его Величеством Случаем и фортуной, честолюбие с глубокой суеверностью охраняет секреты своего успеха. Тайна тайной, но и так видно – фавориты честолюбия как близнецы похожи друг на друга тем, что они еще с детства обожали быть первыми.
    Молодое честолюбие безразлично к мелочам жизни, оно покладисто и дружелюбно. Имея большую цель, не будешь рвать «тельняшку» из-за сиюминутных недоразумений жизни, не будешь сплетничать и исходить в недовольстве от мелких неурядиц своего пути. Честолюбие видит себя на вершине успеха, «весь мир на ладони, ты счастлив и нем», поэтому оно не видит соперников в своем окружении и со снисходительным великодушием со стороны наблюдает за низкими и мелкими страстями обыденной жизни. Окружающие и не подозревают, что своей мелочностью, они невольно «укрупняют» честолюбие, придают ему особенную стать. Как тут не будешь признательным и доброжелательным к обыкновенным людям? А поскольку жизнь наполнена такими людьми, то и в целом честолюбие довольно жизнью. Ну, а когда ты доволен жизнью, жизнь становится довольна тобой.
    У честолюбия два врага – несбывшаяся мечта и не своя, но достигнутая цель. Не хватило таланта, и мечта так и осталась мечтой. Французский писатель Вовенанг четко подметил: «Наградить человека честолюбием, не наделив талантом, — вот самое большое зло, какое может причинить ему судьба». Когда так происходит, честолюбие ищет оправданий, списывая крах своих надежд на время, обстоятельства, невезение, злой рок и козни врагов. Во втором случае — пытается понять, почему вершина взята, а счастья как не было, так и нет. Еще больше страданий добавляет понимание, что шел к чужой, навязанной извне, цели. Чужая цель пришла под воздействием стереотипов, ложных убеждений, верований и влияния окружающих. Дорога к ней не была праздником, и конечная остановка вызывает грусть и уныние.
    Петр Ковалев 2013 год
    Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

  2. Но не одно только тщеславие может вызвать внезапное воодушевление той или иной профессией. Мы, быть может, разукрасили эту профессию в своей фантазии, – разукрасили ее так, что она превратилась в самое высшее благо, какое только в состоянии дать жизнь. Мы не подвергли эту профессию мысленному расчленению, не взвесили всей ее тяжести, той великой ответственности, которую она возлагает на нас; мы рассматривали ее только издалека, а даль обманчива.
    …Мы можем выбрать профессию, открывающую наиболее широкое поприще для деятельности во имя человечества и для нашего приближения к той общей цели, по отношению к которой всякая профессия является только средством, – для приближения к совершенству.
    Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство, что позволяет ему несокрушимо возвышаться над толпой, вызывая ее изумление».
    В зрелые же годы Маркс напишет другу, что считал бы себя поистине непрактичным, если бы умер, не закончив полностью «Капитала», хотя бы только в рукописи. Только в рукописи! Марксу уже не важна была степень внешнего успеха. Все заслонила и превысила истинная ответственность перед человечеством.
    В коммунистическом обществе, когда, по всей видимости, утратят нынешний смысл материальные стимулы, необычайно возрастет роль стимулов моральных. Одобрение коллектива – вот механизм, который будет главенствовать в активации творчества человека.
    Основы такого положения закладываются уже сегодня в нашем социалистическом государстве.
    Как-то в газете «Известия» проходила острая дискуссия о карьере и карьеризме. Дискуссия имеет прямое отношение к нашему разговору, и поэтому, думаю, полезным будет к ней обратиться.
    Как свидетельствует толковый словарь, слово «карьера» означает «успешное продвижение вперед в области служебной, научной и прочей деятельности». Положим, мы вычеркнем это слово из памяти, из обихода, заменив оборотами вроде «трудовой путь», «служебная биография», «служебный рост» и т. д. Что от этого изменяется? Ничего. Да и не может измениться. «Успешное продвижение в области служебной…» было, есть и надолго останется. Ведь в нашем социалистическом обществе в основе «успешного продвижения», то есть «карьеры», лежит добросовестный, творческий, самоотверженный труд человека на благо народа. Оно, такое продвижение, – обязательный результат сложного процесса развития и становления личности.
    Мне вспоминается выступление одного директора средней школы, обращенное к родителям учеников. Он очень точно подметил важность развития в человеке неудержимого честолюбивого стремления к утверждению себя, утверждению делом. «Самоутверждение, – говорил мудрый педагог, – одна из наиболее гордых человеческих потребностей. Это всегда стимул жизни, внутренний зов, не дающий человеку остановиться на полдороге. Чем оно сильнее развито, тем увереннее и успешнее человек шагает по жизни».
    Если исходить из основополагающих принципов коммунистического мировоззрения, главным двигателем карьеры в нашем обществе являются идейность, талант, знания, опыт, добросовестность, преданность делу.
    Вот почему человек в нашем обществе имеет моральное право и возможности успешного продвижения по службе, восхождения к вершине своей деятельности. И побуждает к этому советских людей забота не только о себе, а главным образом об общем деле, о наших общих целях.
    Важно еще, что в нашей стране партия и государство, общественные организации проявляют заботу о росте людей, о карьере того или иного работника. Да, только общество может объективно и заинтересованно определить подлинную ценность человека, его общественный вес, следить за ростом личности, представлять ей именно то место в обществе, где она может полнее всего раскрыться.
    Безусловно, разговор о честолюбии и карьере касается не только руководителя, творческой личности или военного человека. Если так рассуждать, значит, не понимать главного.
    Предположим, такой-то слесарь никогда не станет ни мастером, ни начальником участка, но значит ли это, что понятие «карьера» не для него? Нет, не значит. И у него есть поприще, где можно достичь самых больших высот. И у него есть рост, восхождение не должностное, а профессиональное, общественное. И ему открыт путь стать мастером своего дела, даже знаменитым мастером. Это всегда заметят и оценят. Разве тысячи, сотни тысяч, миллионы рабочих, чьи имена уважаемы, не могут сказать о себе с чувством внутреннего удовлетворения и законной гордости: да, я многого достиг на своем трудовом пути! Они, возможно, не помышляют о карьере как таковой, но успех к ним приходит как вознаграждение их трудовых усилий.
    В воспитании самоуважения огромная роль принадлежит здоровому честолюбию, именно здоровому честолюбию, а не больному чувству честолюбца. При здоровом честолюбии каждый человек стремится быть лучше, стремится следовать примеру лучших. Ведь трудно, а практически и невозможно развиваться, расти, набираться мудрости, если не следовать за теми, кто выше, кто лучше, кто умнее. Тем, кто впереди, кто всегда стремится вперед, надо завидовать, завидовать хорошей завистью, той, о которой Пушкин говорил, что она «…сестра соревнования, следственно из хорошего роду».
    Но при этом каждому важно всегда помнить: нам по душе не «престижные гонки» на выбывание и выживание, а честное соревнование, в результате которого не бывает проигравших. На этом в какой-то мере зиждется соревнование.
    Плохо, если честолюбие затаилось, превратилось в ущемленное, болезненное, злое. Человек и сам не заметит, как начнет противопоставлять себя обществу, «доказывать себя». Бальзаковский Растиньяк, стендалевский Жюльен Сорель начинались с унижения: классовый механизм неравенства уродовал их самолюбие. У нас подобного механизма нет – он разрушен. Но, конечно, бывает – случайная психологическая ситуация, ударив по высоким порывам человека, может привести к злому перерождению честолюбия. И тут надо быть настороже. Упустите критический момент – и коэффициент полезного действия вашей личности начинает падать.
    Есть пословица: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Это, если хотите, формула нормального честолюбия. В карьеристском же варианте «генерал» – это самоцель, это стремление к одному – лишь бы вверх! Здесь уже иное дело. Здесь не до высоких порывов, здесь деяние не ради большой цели, не ради общего дела, когда ни у кого не вызывает возражения стремление солдата стать генералом.
    В процессе становления личности человека меняются мотивы поведения. На каком-то этапе перестает действовать честолюбие. У одних раньше, у других позже. Оно сгорает и отпадает, как ступень ракеты, после того как космический корабль личности оказывается выведенным на нужную орбиту жизни.

  3. Можно этому высокомерию (требованию к другим, чтобы они по сравнению с нами не уважали самих себя, — глупость, которая действует против собственной цели) — этому высокомерию, говорю я, достаточно только льстить, чтобы через эту страсть глупца приобрести власть над ним. Льстецы (Schmeichler) 64, потакатели, которые охотно слушают речи влиятельного человека, поощряют эту страсть, делающую его слабым, и пагубно действуют на великих и сильных мира сего, если они поддаются этому соблазну.
    Высокомерие — это действующее против своей собственной цели и не достигающее ее честолюбие; оно не может рассматриваться как преднамеренное средство использования других людей (которых высокомерный человек отталкивает от себя) для своих целей; скорее, такой человек служит орудием плутов и его можно назвать дураком. Однажды меня спросил очень разумный и честный купец: «Почему высокомерный человек почти всегда бывает подлым?» (он на собственном опыте убедился, что тот, кто хвастается своим богатством как силой, обеспечивающей превосходство в торговле, если он потеряет все свое состояние, не устыдится пресмыкаться и ползать). Мое мнение было таково: так как высокомерие есть требование, чтобы другие в сравнении с нами презирали самих себя, то такая мысль может прийти в голову только тому, кто готов подличать; так что высокомерие уже само по себе служит никогда не обманывающим признаком, предвещающим подлость таких людей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *