Сочинение на тему читатель 21 века

12 вариантов

  1. Если речь идёт о сочинении, то предлагаю ознакомиться с несколькими текстами на данную тему, имеющимися в Интернете: здесь, здесь и здесь. Это для понимания того, что может от Вас ожидать преподаватель в сочинении на тему “Чем роман “Евгений Оненин” интересен читателям XXI века”. Списывать (“копипастить”) не советую. Учитель тоже умеет пользоваться гуглом и яндексом. А вот принять к сведению следует.
    Начинать любое сочинение следует со вступления. О чём можно написать вступление в нашем случае? О том, что со времени написания романа прошло очень много времени. Роман публиковался частями с 1825 года до самой смерти А. С. Пушкина, первое отдельное издание вышло в 1833 г. От критика В. Г. Белинского “Евгений Онегин” получил определние
    Самое первое, что может вызвать интерес современного читателя: как жили люди тогда? Что их интересовало, волновало? Как они решали возникающие проблемы? Это в какой-то мере познавательный интерес, частично любопытство, но именно из-за него может появиться желание познакомиться с произведением.
    По мере чтения “Евгения Онегина” оказывается, что людей тогда интересовали всё те же проблемы, что и в наше время: любовь, верность, преданность, предательство. Люди одеваются по-другому, слушают иную музыку и по другому развлекаются, но их чувства остались неизменными с тех и более ранних времён. Изменился общественный строй и экономическая, политическая ситуации в России, а этапы взросления, становления личности остаются всё теми же. Многое нужно пережить самому, прежде чем поймёшь. Люди не ценят, что имеют, люди совершают непоправимые ошибки, находясь под властью минутных порывов – об этом и ещё многом другом произведение А. С. Пушкина.
    Особое внимание нужно уделить тому, в чём люди всё-таки изменились за полтора с лишним столетия. В современной жизни гораздо меньше условностей или эти условности стали другими. Современному читателю нужно понимать эпоху, чтобы понять, что Татьяна в юности совершила компрометирующий свою репутацию поступок, сделав первый шаг навстречу мужчине, тем более – написав письмо ему. Ну, а в конце произведения Онегин не просто предлагает свою запоздалую любовь Татьяне. Он предлагает ей стать любовницей за спиной его друга – боевого генерала (мужа Татьяны). И Татьяна отвергла это предложение интрижки. Современному читателю нужно уметь мыслить категориями того времени, а не нынешнего. Татьяна не могла развестись с мужем, а Онегин её отнюдь не под венец звал.
    Чем больше читаешь, тем больше узнаёшь, главное, не спешить проглатывать буквы, складывающиеся в слова, и задумываться над прочитанным.

  2. «О, времена! О, нравы!» – воскликнул бы Цицерон сегодня, и был бы прав! Многое изменилось со времен Платона и Гомера, Пушкина и Лермонтова, Диккенса и Марка Твена. Стиль жизни стал до неузнаваемости простым, приходящим, мимолетным. Но больше всех изменились люди, читатели.
    Впору бы спросить – а есть ли читатели сегодня и какие они? Разумеется, люди еще не разучились использовать книги по назначению, и достаточное количество современных мегаполисных жителей время от времени читают. Только вот журналы и статьи, рассылаемые по интернету, вряд ли могут похвалиться высоким качеством своего содержания. Так что же это – отсутствие писателей должного уровня или просто наша неразборчивость в читаемом?
    Наверное, процесс деградации читателей сегодня – двусторонен. Это и наша «всеядность» и, как следствие, целый сонм авторов, которых и писателями назвать трудно. Та волна беллетристики, бульварного чтива и низкопробных романчиков, которая затопила наши умы и сердца, будет заполнять книжные магазины до тех пор, пока мы их покупаем. Нет спроса – не будет предложений.
    Все познается в сравнении, поэтому говорить о современном читателе будет объективнее с позиции сопоставления. На что направлена была литература 18-19 веков? О чем писали, а точнее что давало чтение произведений Пушкина, Лермонтова, Толстова, Гете, Вальтера Скотта, Бальзака, Салтыкова-Щедрина и многих других? Прежде всего, читатели воспринимались авторами, как думающие и трезвомыслящие люди. И великие произведения золотого и серебряного века литературы дарят порыв, вдохновение, желание продумать и прочувствовать. Книги, романы и поэмы были итогом многолетнего труда, долгих поисков, духовных и творческих исканий авторов.
    Что представляют собой книги 21 века, а соответственно и их читатели? Достаточно вот такого небольшого списка, чтобы понять интересы современных читателей – Борис Акунин, Александра Маринина, Ник Перумов, Дарья Донцова, Татьяна Устинова, Джоан Роулинг, Стивен Кинг. Беллетристика, детективы, развлекательное чтиво – вот на что направлены современные умы писателей 21 века.
    Интересны ли произведения наших современников?

  3. Все чаще и чаще перед молодым поколением встает вопрос: «Нужно ли современному читателю, читателю 21 века, читать роман Толстого «Война и мир»? Или нужно ли ему читать и знать Пушкина, Лермонтова, Чехова? Есть ли надобность современному читателю в Шекспире, Бальзаке, Стендале? Одним словом, нужно ли читать классику в наше время?
    Для меня этот вопрос имеет лишь один ответ – безусловно, нужно. Ведь все эти писатели потому и классики, что они в своих произведениях затрагивают очень важные, коренные вопросы, касающиеся сути человека, смысла его жизни. Классическая литература дает ответ на многие вопросы, которые в своей жизни приходится решать всем людям, независимо от пола, нации, возраста. В чем смысл моей жизни? Что есть счастье? Что есть смерть? Что для меня самое главное? Решить эти вопросы-проблемы и помогает классическая литература.
    Лично меня не оставил равнодушным роман-эпопея Толстого Л.Н. «Война и мир». Мне очень близка идея этого писателя о необходимости самосовершенствования человека. Я тоже считаю, что красота, физическая и душевная, не дается от природы, над ней нужно работать. В постоянном самосовершенствовании и состоит смысл жизни. И счастье, к которому все так стремятся, нужно заслужить. Оно дается лишь людям, достигшим высокого духовного уровня.
    По Толстому, человек может совершать ошибки. Это неизбежно, ведь человек несовершенен. Но люди должны стремиться к развитию и совершенствованию, а не «замирать» в одном состоянии. Такие люди-«мумии» представлены в романе в лице Элен Курагиной, например, или Сони. Сонечка хороша всем: и красива, и достаточно умна, и благонравна. Но скучна, потому что «застыла» на одном месте, предсказуема и неинтересна. Поэтому-то Николай Ростов, которого она так любит, замечает красоту Сонечки, но жениться на ней не хочет. Он думает, что «теперь столько еще других радостей и занятий!»
    Наташа же Ростова жаждет жить, она не прикрывается, как Сонечка, «срисовыванием узоров». Наташа с головой окунается в жизнь, стремится чувствовать, совершать ошибки. Она хочет быть счастливой и, в конце концов, ей это удается. Наташа находит свою любовь, выходит замуж, у нее появляется своя семья, любящий муж и любимые дети. По Толстому, Наташа выполнила свое природное предназначение – стала матерью, продолжила свой род, то есть обрела смысл жизни.
    Таким образом, «Война и мир» отвечает на вопрос о смысле человеческой жизни о способах достижения счастья. А эти вопросы – самые актуальные во все времена.
    Кроме того, это произведение показывает нам, на мой взгляд, идеальную семью, рисует взаимоотношения их членов. В романе это семья Ростовых и семья Болконских. Лично мне ближе семья Ростовых. Мне нравится дух, атмосфера, царящая в этом доме, нравятся, как родители относятся к своим детям и наоборот.
    Главное в семье – это любовь, любовь безоговорочная, все принимающая и всех примиряющая. Строгая, но до безумия любящая своих детей княгиня Ростова. Добрый, простодушный, мягкий князь, готовый в любую минуту поддержать каждого из своих детей. Вспомним, как он достает деньги для проигравшегося в пух и прах Николая, закладывая имение.
    Но и дети поддерживают родителей в трудный момент. Когда убили общего любимца, младшего Петеньку, княгиня чуть не сошла с ума от горя. Но Наташа очень сильно поддерживала свою мать, тем самым и она сама смогла легче пережить такое тяжелое для всей семьи событие.
    В своем романе Толстой проповедует, кроме «мысли семейной», «мысль народную». Это, на мой взгляд, особо актуально в наше время. Сейчас, как и в начале 19 века, идет засилье зарубежной культуры. Страна говорит на английском языке, смотрит американские фильмы, слушает американскую музыку. Даже передачи, выпускаемые, вроде бы, русским телевидением, очень четко ориентируются на Америку, не учитывая специфику русского менталитета.
    В начале 19 века кумиром русской знати была Франция. Ей подражали во всем, начиная с языка и заканчивая манерой поведения. Показателен в этом плане салон Анны Павловны Шерер. Здесь собирались сливки высшего общества, говорили только на французском языке, обсуждали французскую моду. Эти люди пусты, внутренне мертвы. Они не способны к настоящему патриотизму. В этом плане показательна их реакция на войну с Наполеоном. В салоне запретили разговаривать на французском – это все, на что они были способны. Такому лжепатриотизму противопоставлен подлинный патриотизм лучших героев Толстого. Например, Наташа Ростова очень близка простому русскому народу. Ее патриотизм идет из глубины души. Благодаря ее напору семья Ростовых отдает подводы для раненых. Истинно патриотичен Кутузов, он близок простым солдатам. Толстой превозносит полководца за его доброту, искренность, житейскую мудрость.
    Читая классическую литературу, Толстого, в частности, можно обогатиться духовно и нравственно. Во времена технического прогресса есть большая опасность духовного увядания. Классические произведения Толстого, как, впрочем, и вся русская литература 19 века, напоминает читателю о величии человеческой души, о необходимости беречь, ценить и бесконечно развивать свое внутреннее богатство. Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что классическая литература не оставляет современного читателя равнодушным.

  4. Все чаще и чаще перед молодым поколением встает вопрос: «Нужно ли современному читателю, читателю 21 века, читать роман Толстого «Война и мир»? Или нужно ли ему читать и знать Пушкина, Лермонтова, Чехова? Есть ли надобность современному читателю в Шекспире, Бальзаке, Стендале? Одним словом, нужно ли читать классику в наше время?
    Для меня этот вопрос имеет лишь один ответ — безусловно, нужно. Ведь все эти писатели потому и классики, что они в своих произведениях затрагивают очень важные, коренные вопросы, касающиеся сути человека, смысла его жизни. Классическая литература дает ответ на многие вопросы, которые в своей жизни приходится решать всем людям, независимо от пола, нации, возраста. В чем смысл моей жизни? Что есть счастье? Что есть смерть? Что для меня самое главное? Решить эти вопросы-проблемы и помогает классическая литература.
    Лично меня не оставил равнодушным роман-эпопея Толстого Л. Н. «Война и мир». Мне очень близка идея этого писателя о необходимости самосовершенствования человека. Я тоже считаю, что красота, физическая и душевная, не дается от природы, над ней нужно работать. В постоянном самосовершенствовании и состоит смысл жизни. И счастье, к которому все так стремятся, нужно заслужить. Оно дается лишь людям, достигшим высокого духовного уровня.
    По Толстому, человек может совершать ошибки. Это неизбежно, ведь человек несовершенен. Но люди должны стремиться к развитию и совершенствованию, а не «замирать» в одном состоянии. Такие люди-«мумии» представлены в романе в лице Элен Курагиной, например, или Сони. Сонечка хороша всем: и красива, и достаточно умна, и благонравна. Но скучна, потому что «застыла» на одном месте, предсказуема и неинтересна. Поэтому-то Николай Ростов, которого она так любит, замечает красоту Сонечки, но жениться на ней не хочет. Он думает, что «теперь столько еще других радостей и занятий!»
    Наташа же Ростова жаждет жить, она не прикрывается, как Сонечка, «срисовыванием узоров». Наташа с головой окунается в жизнь, стремится чувствовать, совершать ошибки. Она хочет быть счастливой и, в конце концов, ей это удается. Наташа находит свою любовь, выходит замуж, у нее появляется своя семья, любящий муж и любимые дети. По Толстому, Наташа выполнила свое природное предназначение — стала матерью, продолжила свой род, то есть обрела смысл жизни.
    Таким образом, «Война и мир» отвечает на вопрос о смысле человеческой жизни о способах достижения счастья. А эти вопросы — самые актуальные во все времена.
    Кроме того, это произведение показывает нам, на мой взгляд, идеальную семью, рисует взаимоотношения их членов. В романе это семья Ростовых и семья Болконских. Лично мне ближе семья Ростовых. Мне нравится дух, атмосфера, царящая в этом доме, нравятся, как родители относятся к своим детям и наоборот.
    Главное в семье — это любовь, любовь безоговорочная, все принимающая и всех примиряющая. Строгая, но до безумия любящая своих детей княгиня Ростова. Добрый, простодушный, мягкий князь, готовый в любую минуту поддержать каждого из своих детей. Вспомним, как он достает деньги для проигравшегося в пух и прах Николая, закладывая имение.
    Но и дети поддерживают родителей в трудный момент. Когда убили общего любимца, младшего Петеньку, княгиня чуть не сошла с ума от горя. Но Наташа очень сильно поддерживала свою мать, тем самым и она сама смогла легче пережить такое тяжелое для всей семьи событие.
    В своем романе Толстой проповедует, кроме «мысли семейной», «мысль народную». Это, на мой взгляд, особо актуально в наше время. Сейчас, как и в начале 19 века, идет засилье зарубежной культуры. Страна говорит на английском языке, смотрит американские фильмы, слушает американскую музыку. Даже передачи, выпускаемые, вроде бы, русским телевидением, очень четко ориентируются на Америку, не учитывая специфику русского менталитета.
    В начале 19 века кумиром русской знати была Франция. Ей подражали во всем, начиная с языка и заканчивая манерой поведения. Показателен в этом плане салон Анны Павловны Шерер. Здесь собирались сливки высшего общества, говорили только на французском языке, обсуждали французскую моду. Эти люди пусты, внутренне мертвы. Они не способны к настоящему патриотизму. В этом плане показательна их реакция на войну с Наполеоном. В салоне запретили разговаривать на французском — это все, на что они были способны. Такому лжепатриотизму противопоставлен подлинный патриотизм лучших героев Толстого. Например, Наташа Ростова очень близка простому русскому народу. Ее патриотизм идет из глубины души. Благодаря ее напору семья Ростовых отдает подводы для раненых. Истинно патриотичен Кутузов, он близок простым солдатам. Толстой превозносит полководца за его доброту, искренность, житейскую мудрость.
    Читая классическую литературу, Толстого, в частности, можно обогатиться духовно и нравственно. Во времена технического прогресса есть большая опасность духовного увядания. Классические произведения Толстого, как, впрочем, и вся русская литература 19 века, напоминает читателю о величии человеческой души, о необходимости беречь, ценить и бесконечно развивать свое внутреннее богатство. Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что классическая литература не оставляет современного читателя равнодушным.

  5. Вечная истина, говорящая о том, что человек перестает мыслить, когда перестает читать, по-моему, является актуальной и в наш такой динамичный и неспокойный ХХІ век.
    Конечно же, это касается, прежде всего, настоящей классической литературы, проверенной если не веками, то хотя бы десятилетиями. А не широко разрекламированного «чтива», которое и книгой язык не поворачивается назвать.
    Нет никаких сомнений относительно того, что нынешний век требует интеллектуально развитых, грамотных людей. Причем, приобретенные ими знания и сведения не должны быть просто набором определенной информации. Ее необходимо осмыслить, проанализировать. Хочется снова обратиться к мудрой мысли, почерпнутой, кстати, из классической литературы. Она гласит, что дабы стать грамотным человеком, нужно прочитать всего несколько книг. Но чтобы их найти, следует прочитать сотни других.
    Вывод первый: читать нужно, чтобы уметь мыслить.
    Литература – это источник исторических сведений, преподносимых читателю живо и интересно. Благодаря таланту писателя читатель буквально погружается в описываемую эпоху. Тут и бытовые подробности, и одежда, и интерьер, обычаи и традиции. Немного фантазии – и человек оказывается, к примеру, на средневековом рыцарском турнире вместе с благородным Айвенго В. Скотта или на балу девятнадцатого века с героями произведений русских классиков. Конечно, можно сказать, что в современных фильмах и компьютерных играх это можно увидеть своими глазами, не особо напрягаясь. Почувствуйте разницу. Там подается все красиво, но в готовом виде. Книга же заставляет работать воображение человека, перенося его силой слова в конкретную эпоху.
    Вывод второй: читать нужно, чтобы больше знать и развивать фантазию, образность мышления.
    Литература – это его величество Слово, эстетичное, многоликое и прекрасное. К сожалению, в ХХІ веке словесная деградация очень заметна. Это, с моей точки зрения, напрямую связано с чтением, а вернее с нежеланием читать классические произведения. Язык классики сочен, ярок, насыщен образами, а самое главное – это истинный литературный язык, которым должен владеть каждый культурный человек. При постоянном чтении обогащается словарный запас. Пословицы, поговорки, крылатые выражения, словесные образы насыщают речь, делая ее по-настоящему красивой и богатой.
    Вывод третий: читать нужно, чтобы обогащать свою устную и письменную речь.
    Рассуждения не просто о пользе, а о необходимости чтения истинной литературы в веке нынешнем можно продолжить. Но даже то, что сказано, доказывает: «Литература в ХХІ столетии необходима!»


  6. Книга в XXI веке – исключение
    или повседневность

    Не так уж
    и давно, в конце XX века, ученые прогнозировали
    исчезновение книжной культуры вообще.
    Дескать, зачем книги из бумаги, если
    теперь существует возможность всю
    Национальную библиотеку записать на
    один кристалл! Возможности информационных
    технологий сегодня достигли таких
    высот, куда не заглядывали даже научные
    фантасты. Но книги остаются и еще долго
    будут оставаться большим достоянием
    культуры.
    Как хорошо пахнет
    печатной краской новенькая книжка!
    Какие красивые в ней цветные
    иллюстрации! Можно полистать ее
    страницы, пересмотреть комментарии.
    Книги уже много
    тысячелетий сопровождают человеческую
    цивилизацию. Нас поражают таинственные
    засечки-надписи из палеолитических
    пещер, клинописные знаки на черном
    базальте, которыми записано первые в
    мире человеческие законы, глиняные дощечки
    из руин древнего Вавилона, египетские
    иероглифы, выведенные на папирусах. Древнейшая
    книга в мире — 13 папирусных томов
    с нумерованными страницами в
    кожаной оправе. Они найдены 1946 года
    в Луксоре, а написанные — в III
    столетии н.э.
    Сегодня, когда
    в моей электронной библиотеке у
    меня уже собрано столько книжек,
    сколько в районной библиотеке, я
    все же иду туда, чтобы взять
    книгу, которая уже побывала у
    многих читателей. Она сохранила
    их одобрительные надписи, знаки
    негодования или вопросы. Кто-то
    уронив под влиянием эмоций на страницу
    слезу. Кто-то забыл между страницами китайскую
    закладку с шелковыми кистями.
    А какие замечательные
    золотые, серебряные, кожаные оправы
    старопечатных книг – прекрасные произведения
    средневековых художников! Это волшебные
    изделия голландских, французских,
    немецких ювелиров. Надписи на книгах
    – это интересный предмет коллекционирования.
    Стихотворные пожелания, философские
    сентенции, даже даты с подписями великих
    людей могут стать в полезными тем, кто
    изучает их творчество.
    Образцом читательской
    любви к книге есть экслибрис.
    Буквально это слово означает
    — «Из книг». Это графический
    знак, которым владелец намечает свои
    книги. Экслибрис всегда содержит рисунок
    на тему литературных или научных
    вкусов владельца. Первые экслибрисы появились
    в Германии во второй половине XV ст.
    их создавали Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн-Младший,
    Лукас Кранах.
    Уже сейчас электронные
    книги  распространены как газеты,
    и есть  возможность сидя в поезде,
    подключиться к наибольшей в мире библиотеке
    и листать страницы, нажимая на клавиши,
    но невозможно будет кому-то подарить
    это произведение искусства, написать
    другу несколько трогательных слов или
    с гордостью показывать друзьям раритет,
    за которым охотился много лет…

  7. Роман “Евгений Онегин” жив и по сей день. Да, прошло практически два века, но проблемы, поднимаемые в произведении, актуальны даже в наше время. В образе Онегина Пушкин показал процветающий до сих пор тип проблемного героя – “лишнего человека”. Разве Вы не наблюдаете в современном обществе “Онегиных”?
    Но не только этим должен быть интересен роман. В своё время известный русский критик назвал роман “энциклопедией русской жизни”. Это связано с тем, что в своём романе в стихах Пушкин небывало широко и многосторонне отобразил современную ему действительность: моду, свет, человеческие отношения. Точно переданы автором быт и культура, духовные ценности дворянства России. Современные “сливки общества” во многом схожи с дворянами в “Евгении Онегине”. Так же, как в 19 веке, сейчас существуют “лишние люди”, которые, практически ничего не сделав самостоятельно, пользуются высоким статусом. Какой же русский человек не любит пустить пыль в глаза, совершить что-то бессмысленное, но дорогое? Видимо, это часть нашего менталитета. Не производя впечатлений на других, такой человек, подобно Онегину, испытывает чувство “хандры”. Всё это доказывает злободневность романа “Евгений Онегин”. Произведение несомненно должно заинтересовать читателей 21 века.ПОчему Онегин не находил счастья,,, Роман в стихах “Евгений Онегин” ставит много проблем. Одна из них — проблема счастья и долга, которая коснулась родителей Татьяны Лариной, самой Татьяны и Евгения Онегина. Мать Татьяны любила одного человека, а должна была выйти замуж за другого, за Дмитрия Ларина. Сначала она очень горевала, плакала и даже “с супругом чуть не развелась”, но со временем смирилась и привыкла к такой жизни. Татьяну постигла та же участь, что и мать. Выйдя замуж за нелюбимого, она со временем обрела покой. Но, обретя покой, Татьяна не обрела счастья: чувство к Онегину не прошло. Евгений тоже раньше думал, что “вольность и покой замена счастью”, но впоследствии сам понимает, что это заблуждение. Почему же не соединяются Татьяна и Онегин, в конце концов обретшие взаимную любовь? Почему Татьяна не оставляет мужа, не изменяет ему? Потому, что Татьяна выше собственного счастья ставит долг перед мужем, боится опозорить его, сделать ему больно. Татьяна не эгоистична, она высокоморальна. Духовная красота Татьяны не исказилась, когда она стала богатой, знатной и признанной в обществе дамой. Только такой нравственный человек, как Татьяна Ларина, может предпочесть исполнение долга долгожданному счастью

  8. Современный человек – это человек понимающий; его деятельность во многом зависит от того, как он говорит сам, как понимает других людей и тексты, – иначе говоря, от уровня языковой компетентности, включающей не только владение языком, но и способность к опознаванию характера текста и адекватному его восприятию. Когда речь идет о художественном тексте, необходимо различать по крайней мере три вида восприятия, присущих деятельности ученого-филолога, учителя, читателя.
    Массовый читатель – фигура противоречивая и совершенно не изученная; характеризовать его мы можем на основе собственных наблюдений, не подтвержденных статистическими исследованиями, требующими активного участия широкого круга читателей. Однако нельзя не отметить очевидных исторических изменений, повлиявших на читателя и его деятельность.

    Что было…

    В течение XIX века происходило постепенное расширение читательской аудитории. Л.Н. Толстой, например, в конце века был уже властителем дум, неоднократно на встречах с активными читателями отвечал на вопросы о содержании своих романов.
    В ХХ веке читательская аудитория расширилась многократно: всеобщее среднее образование и развитие средств массовой информации воспитывало привычку к умственной деятельности, постоянно подпитываемой информационным потоком. Чтение было не только главным источником информации, но и самым доступным развлечением, способом занять привыкшее к активности, требующее пищи сознание на досуге, в пути, во время вынужденного бездействия, вне работы и на работе: читали на лекциях и на совещаниях, на дежурстве, на  вокзалах, в поездах, в самолетах и в метро…
    А уж если книга увлекала, то читали запоем, сутками, привыкали к чтению, как к наркотику, не могли без него обойтись, успокаивали нервы стихами и засыпали, уронив открытую книгу.

    Прочесть детектив, изучить «Войну и мир»…

    В XXI веке молодой читатель во многом отличается от тех, чьи привычки сформировались в веке ХХ: изменилась мотивация чтения художественной литературы.
    Теперь есть сотовый телефон, смартфон или другое устройство, которое всегда готово занять свободное время играми, перепиской, новостями, общением в социальных сетях. Главное побуждение к массовому чтению исчезло, а вместе с ним исчезла и возможность непроизвольного привыкания к чтению как удовольствию.
    Новый читатель сознательно выбрал художественную литературу как любимое развлечение, считает это необходимым для образованного человека, выполняет школьное или вузовское задание (критиков, филологов, педагогов мы заранее исключили из категории «массовый читатель»). К классической литературе новый читатель без задания обращается редко и скорее изучает ее, что предполагает совершенно иную психологическую позицию, далекую от эмоционального переживания. Нельзя не отметить, что и произведений, рассчитанных на интеллектуальную доминанту в восприятии, становится все больше; в дальнейшем мы рассмотрим некоторые из них.

    Чужое мнение дороже…

    Советская школа воспитывала привычку к строго регламентированным, «единственно правильным» интерпретациям произведений; в эпоху постмодернизма изменилось только содержание интерпретаций, но не суть процесса: читателю легче проштудировать несколько критических статей, чем понять текст самостоятельно. Тем самым он отказывается от непосредственного общения с писателем, иногда гениальным человеком, а также от привычки к самостоятельному пониманию, размышлению, смыслотворчеству…

    Ленивое воображение и готовый видеоряд

    Наконец, общим свойством всех – старых и молодых – современных читателей можно назвать лень воображения, усиливающуюся по мере того, как кино, совершенствуя свои возможности замещения (дополнения) реальности, предоставляет пользователю готовую видеозвукодинамическую картину мира, оставляя воображению лишь тактильные и обонятельные ощущения. Не только литературные персонажи, но и образы реальных исторических деятелей срастаются в нашей памяти с лицами актеров, становятся образными комплексами, как Наташа Ростова – Людмила Савельева, Анна Каренина – Татьяна Самойлова , профессор Преображенский – Евгений Евстигнеев… Между тем художественное слово многозначно и ассоциативно, оно рассчитано на более гибкий и многогранный отзвук в душе читателя, чем кинообраз, уже пропущенный сквозь фильтр понимания режиссера, актера, видения оператора и возможностей техники. Кроме того, образность художественного текста предполагает постоянную работу воображения, так как в фигуративно-изобразительном ряде заложен значительный пласт неявного содержания произведения. Читатель без воображения пытается обойти этот уровень понимания и сразу перейти к «идейному содержанию», что поощряется учебником с готовой интерпретацией. В результате множество взрослых людей не имеет собственного мнения, зависит от чужих интерпретаций и питает неприязнь к «заумной» классической литературе.

    Но есть же доступ!

    Принимая неизбежные упреки в разрозненности и субъективности высказанных наблюдений, мы надеемся пробудить исследовательский интерес учителей, библиотекарей, психологов, культурологов, социологов и просто читателей к изучению современного читателя, его интересов и проблем. В любом случае образованность современного читателя, широкий доступ к информации пробуждают надежду заинтересовать его той концентрацией мысли, тем творческим простором, которых он, может быть, прежде в литературе не замечал, помочь ему с детства преодолеть противоречие (или найти индивидуальный баланс) между чтением-изучением и чтением-наслаждением, чтобы как можно больше людей получали от словесного искусства весь спектр полезных удовольствий. Более того, модель смысловой организации художественного текста, предлагаемая в этой книге, может разрабатываться далее только на основе тотального изучения значительного корпуса текстов, и участие читателей в этой работе уместно и необходимо.

    Школа может должна может

    Самый массовый читатель – это школьники, которым надо овладеть культурным наследием своего народа и умением понимать художественную литературу после окончания школы, не посвящая всю жизнь изучению филологии.
    Следовательно, школа должна выработать привычку к самостоятельному чтению и пониманию литературы для воспитания более или менее гармоничной личности, для ценностной социальной ориентации, для поддержания собственного духовного здоровья.
    Отличительными особенностями читательского восприятия являются ведущая роль подсознания и синестетичность: ведь художественный текст создается не для анализа, а для целостного эмоционального впечатления. Излишне рациональным, аналитическим подходом можно разрушить естественность восприятия художественного произведения.
    С другой стороны, всякому учителю ясно, что восприятию классической поэзии так же необходимо учить, как и восприятию классической музыки, не надеясь на то, что высокое искусство само очарует и увлечет.
    Что же делать?
    Разрешить противоречие может лишь такое обучение, о каком пишет А.А. Леонтьев: «…технике [восприятия искусства] нужно учить – сначала фиксируя внимание на ее компонентах, ставя их в «светлое поле сознания» затем автоматизируя, подчиняя задаче комплексного «одномоментного» восприятия квазиобъекта искусства».
    Следовательно, надо очертить узкий круг умений, необходимых каждому человеку для непрофессионального, естественного, эмоционального восприятия словесного искусства, но эти умения доводить до автоматизма, включая их в общий уровень естественного владения родным языком. Едва ли каждому выпускнику школы придется в будущей деятельности находить в тексте художественного произведения различные тропы и речевые фигуры. Но понимать литературу для воспитания более или менее гармоничной личности, для ценностной социальной ориентации, для поддержания собственного духовного здоровья, несомненно, необходимо каждому человеку.

    Читательские привычки

    Компетентность читателя включает следующие компоненты:
    – читатель сразу отличает художественный текст от текста коммуникативного;
    – способен погружаться в созданный автором мир на время чтения, опознавая и воспроизводя заложенные автором ассоциации, испытывая соответствующие эмоции, и получать наслаждение (то есть психологическую разрядку) благодаря этому погружению;
    – сознает или подсознательно чувствует игровой характер отношений с писателем: принимает как данность творимый автором образ мира и в то же время не смешивает сюжет произведения с повседневной реальностью, понимая его условность;
    – может отождествлять себя (на время чтения) с персонажем или автором и получать благодаря этому опыт чувств, недоступный для него в повседневной реальной жизни;
    – может следовать за развитием мысли автора, обогащая тем самым собственное мироощущение и приобщаясь к духовной и интеллектуальной жизни автора, чаще всего незаурядного, иногда даже гениального человека;
    – стремится получить эстетическое наслаждение от формы произведения: ритма и звукописи, интонаций, особенностей словоупотребления, погружения в изображаемый мир, поворотов мысли, возникающих ассоциаций, тропеических приемов, многозначных символов и т. д.;
    – стремится вступить в интеллектуальный диалог с писателем, получить интеллектуальное наслаждение, разгадывая иногда многослойное идейное построение, стоящее за поверхностным смыслом текста.

    Миссия учителя

    Учитель-словесник в своей педагогической деятельности является не просто читателем, а специалистом, для которого изучаемое в школе литературное произведение – это инструмент воздействия на процесс формирования личности ученика. Значит, его подход к тексту отличен и от читательского восприятия, и от подхода других специалистов – лингвистов, литературоведов, культурологов, психологов и т. п.
    Урок литературного чтения – это прежде всего урок понимания. Ребенок не может наполнить произведение искусства своими чувствами: его эмоциональный опыт слишком мал, мироощущение только формируется. Именно понимание чувств автора, следование за его мыслью может не только дать эстетически облагороженную форму собственным ощущениям формирующегося человека, но поднять его личность над бытовым уровнем сознания, сообщить ей частицу эмоционального и интеллектуального опыта автора.
    Задача учителя не в том, чтобы пересказать ученикам традиционную интерпретацию определенного набора текстов, выполненную другими специалистами, и даже не в том, чтобы научить учеников тому, что он умеет сам. Цель учителя – на всю жизнь научить детей самостоятельно понимать любые произведения, в том числе и те, которые появятся в будущем.

    Мы не понимаем хрестоматийных текстов!

    Современные специалисты-филологи редко анализируют хрестоматийные тексты, к которым уже прикасались великие ученые прошлого. Между тем современный инструментарий дает больше возможностей, да и понимание текстов в разные эпохи может быть разным. Любой интерпретатор находится в плену у своего времени, было бы наивно сейчас читать стихи А.С. Пушкина глазами В.Г. Белинского. А ведь для изучения в школе выбираются шедевры русской классической литературы, и каждый человек, весь народ России, понимает их так, как его научили в детстве и повторяет это со своими детьми. Можно изучать историю осмысления гениальных произведений, но читать и понимать их каждый должен сам. Учителю особенно противопоказано безоглядное использование обширного корпуса литературоведческих и методических публикаций по поводу классических литературных произведений; накопленный опыт необходимо учитывать, но не копировать: по-настоящему убедить сможет только такой учитель, который сам прошел весь путь понимания произведения, сам «открыл» его для себя и может показать этот путь ученикам.

    По возрасту и навырост

    В школе, как правило, изучаются шедевры русской классической поэзии, содержащие глубокий смысл, не всегда предназначавшийся для детей; от учителя требуется педагогический такт и понимание возрастных особенностей психологии учеников, чтобы точно дозировать глубину проникновения в содержание произведения и в то же время оставить для юных читателей возможность более глубокого понимания в соответствии с развитием личности каждого из них.

    Идеалы…

    Это возможно при наличии следующих предпосылок:
    Понимание организации художественного текста доведено специалистами до такой степени ясности, что обеспечивает популярное описание на элементарном уровне.
    Школьный учитель хорошо понимает цель преподавания литературного чтения в начальной школе и литературы в средней. Это не просто прочтение и навязанное ученику истолкование определенного списка произведений, а формирование читательских навыков, которые позволят каждому человеку использовать литературное произведение, как всякое произведение искусства, по прямому назначению: для гармонизации собственной психики, для получения эстетического наслаждения, для личностного самосовершенствования.
    Учитель знает психологию восприятия литературного произведения, каналы его воздействия на личность ученика, владеет технологией формирования читательских навыков.
    Конечно, мы очертили здесь не реальное положение дел, а идеал, к которому следует стремиться. Обобщенная лингвистическая модель устройства текста должна сделать предельно ясным лингвистический механизм текстообразования, что позволит:
    – осознать и схематизировать путь от значения языковых знаков к смыслу литературного произведения;
    – оптимизировать процесс научения пониманию и интерпретации литературных текстов;
    – оживить межпредметные связи уроков литературы и русского языка переосмыслением теоретико-лингвистических знаний в свете функционально-речевого подхода;
    – вовлечь студентов и школьников в реальную научную деятельность по дальнейшей разработке модели, которая остро нуждается в проверке, накоплении материала и детализации на стыке ряда наук филологического и психолого-педагогического циклов.

  9. Русская литература первого десятилетия XXI века пред­ставляет собой огромное дискуссионное поле. Особенно­стью современной культуры является ее многомерность, одновременность существования разных субкультур. Ря­дом сосуществуют элитарная и массовая литература, ли­тература «толстых журналов» и сетература (интернетлитература).
    В современной русской литературе жанр превратился из явления канонического в маргинальное. В творчестве писателей XXI века практически невозможно найти чис­тую жанровую форму романа, повести, рассказа.
    Они существуют обязательно с каким-то «довеском», часто превращающим то, что поименовано, например, романом, в нечто, трудно определяемое с точки зрения жанра. Современ­ные жанровые модификации обусловлены не столько фактора­ми литературной действительности (жанровой эволюцией, син­тезом, имманентными законами литературного развития), сколь­ко внелитературными моментами: социокультурной ситуацией, массовыми потребностями, стремлением автора к оригиналь­ности. В литературе происходит не естественный жанровый син­тез, а синестезия, то есть выход за жанровые пределы произве­дения с обретением не свойственных ему от жанровой природы возможностей смежных видов искусства или даже разных ис­кусств. Известны формы филологического романа (мемуары ли­тературоведа, пронизанные литературной критикой, — А. Генис «Довлатов и окрестности», В. Новиков «Роман с языком», А. Чудаков «Ложится мгла на старые ступени» и др.), компью­терного (виртуальная реальность и поведение человека по зако­нам компьютерных игр — В. Пелевин «Шлем ужаса», В. Бурцев «Алмазные нервы», С. Лукьяненко «Лабиринт отражений» и «Фальшивые зеркала», А. Тюрин и А. Щеголев «Сеть»), киноро­мана (перевод кино- и телесюжетов на язык художественной прозы — А. Слаповский «Участок», А. Белов «Бригада»), вин­тажного романа (римейк чистых форм, которые были популяр­ны в определенное время — Б. Акунин с проектом шпионского, фантастического, детского образцовых романов), роман-шарж, роман-эссе и др.

  10. Как только не называют 21 век, который по сути начался совсем недавно, но уже совсем скоро закончится и некоторые из нас почти наверняка успеют взглянуть и на век 22.
    Его зовут и веком современных компьютерных технологий, веком интернета, веком глобализации, веком глобального потепления и веком техногенных катастроф. Любое из этих названий можно выбрать в качестве подзаголовка для такого сочинения.
    Мы живем в очень интересное время и я например никогда бы не променяла его ни на какое другое. Хотя наверно так могла бы сказать любая женщина про свое время. Мы просто не знаем другой жизни и других возможностей и потому довольствуемся тем что есть. Но 21 век действительно век интересный. Уже сейчас стало возможно такое сближение народов, людей разных стран, которого никогда не существовало, а сам планета стала напоминать не сборище разрозненных государств, а единый человеческий муравейник, где каждый – сосед, неважно друг он или враг, и каждый несет коллективную ответственность за сохранность нашей прекрасной планеты.
    21 век – это век роботизации и освоения космоса, мы собираемся лететь на Марс и мы последовательно выискиваем следы инопланетян, ведь родная планета нам становится все более тесной.
    21 век – это время, когда человек всерьез задумался о том, какой вред он наносит природе и наконец-то стал хоть что-то предпринимать чтобы этот вред минимизировать.
    21 век – это век национализма, возникшего словно на пустом месте, но оказывается имеющего глубокие исторические корни. Просто решать эти вопросы раньше не хотели, постоянно откладывая под сукно, а они только копились и копились, пока сукно не прорвалось окончательно.
    но вместе с тем 21 век – это век дружбы между народами, век когда политика совсем потеряла смысл, став игрушкой для самое себя, а народы перестали обращать внимание на то что им говорят сверху и делать то, что считают правильным. И это захватывающе интересно.

  11. Приучая с детства ребёнка – читателя 21 века –  к хорошим книгам, вы облегчаете ему, тем самым, школьную жизнь.
    Читайте ребёнку и с ребёнком Бианки, Пришвина, Паустовского, Сладкова, Скребицкого, Соколова-Микитова, Чарушина, Акимушкина…
    Сочинения этих удивительных авторов помогут будущему ученику:
    – развить память и наблюдательность;
    – обогатят разговорную речь, что очень важно для написания сочинений;
    – познакомят ребёнка с растительным и животным миром, что очень пригодится  на уроках природоведения и биологии;
    – научат добру и житейской мудрости.
    Опыт писателей пригодится современным читателям 21 века, ведь у нормального человека должны быть чуткое сердце и пытливый ум.
    Так, Георгий Алексеевич Скребицкий, по профессии биолог, в своих произведениях показал разумность и красоту природы, ведь жизнь давала ему множество впечатлений от общения с природой.
    «… Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса…»
    (Лесной Голосок).
    Природа для Скребицкого была высшим созданием, которым он восхищался. Он верил: если человек приблизится к пониманию природы, то и сам станет лучше.
    «Хорошо летом в деревне встать пораньше, ещё до восхода солнышка. Небо прозрачное. Воздух влажный, прохладный. Из-за плетней так славно попахивает лопухами, крапивой и горьковатой полынью!»
    (Скрипун-невидимка).
    Георгий Алексеевич писал рассказы, стихи и сказки. Последнее стихотворение в его записной книжке обращено к юности:
    «Ты молод, в теле бродит сила.
    Все двери жизнь тебе открыла.
    Иди же, друг, в любую дверь,
    Удачлив будь и в счастье верь!»
    В Мой Мир
    Tweet
    На эту тему вы можете почитать так же:
    Читатель 21 века (часть 2).
    Читатель 21 века (часть 4)
    Читатель 21 века (часть 3)
    Читатель 21 века.
    Воспитание детей раннего возраста (часть 4)

  12. Размышление на заданную тему.
    Чем может быть интересна поэма, написанная 173 года назад? Иное время, иные люди, какое дело нам до похождений какого-то авантюриста Чичикова? Попробуем разобраться.
    Первый том поэмы был задуман автором для того, чтобы собрать все пороки русского народа и вывести их на свет в виде литературных образов: чревоугодие (Собакевич), жадность (Коробочка), хамство, пьянство, лживость (Ноздрёв), пустая мечтатльность и бесхозяйственность (Манилов), скупость (Плюшкин) и др. Гоголь даёт нам изображение ада, проносясь на птице – тройке по всем уголкам тёмного царства, чтобы мы ужаснулись мерзости, пошлости, деградации личности. Во втором томе основной целью стал поиск положительного героя, попытка найти выход из ада в некий рай. Но сколько ни бился автор, так и не смог найти для нас ни примера достойного, ни прямой дороги в светлое будущее. А что мы? А мы уже привыкли жить в этой мерзости и продолжаем плодить все те же пороки. Выходит, что время меняется, а на смену одним пошлякам, хамам, скопидомцам, пьяницам и т. д. кружат сатанинским хороводам другие такие же. Да, меняются условия людей, но пороки людские, как и насилие, живучи, по-прежнему не в ладах с собой и с Богом русский народ.
    Сжёг Гоголь свой второй том, не найдя для нас ответа на извечный вопрос: что делать, куда путь держать птице -тройке? Вот и свербит этот вопрос занозой в душе, а пока не найдём ответ, эта книга для нас будет актуальной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *