Сочинение на тему читая бунина

8 вариантов

  1. Например, цикл рассказов «Темные аллеи» представляет собой некое подобие альбома, где собраны жизненные зарисовки. Они как бы не завершены, однако каждая представляет собой уникальную историю любви. Одной из особенностей Бунина является то, что ни один из рассказов не заканчивается счастливо. Герои получают лишь короткие мгновенья радости, но дорого расплачиваются за нее потом. Автор пытался донести читателю не только любовь, но и последствия, которые она за собой влечет. Думаю, Бунин видел главную трагедию человека в утрате любви и веры в нее. Однако это чувство все равно оставляет незабываемый и прекраснейший след в душах людей.
    В 90-х годах Бунинские произведения наполнились демократизмом. В определенном смысле он приблизился к импрессионизму. В рассказе «Антоновские яблоки» показаны, на первый взгляд, не связанные между собой эпизоды умирающего дворянского быта. Они отдают сожалением и лирической грустью. Это подчеркивается чарующими пейзажами.
    В его произведениях постоянно присутствуют социальные моменты. Например, картины голода, описанные в рассказах «Эпитафия», «Руда» и «Новая дорога».
    В 1917 году философская лирика автора все более оттесняет пейзажную. Бунин старается заглянуть за грань реальности. В его поэзии появляются нотки обреченности. Поэт находит выход в возвращении к любви и природе.  Даже в эмиграции Иван Алексеевич остается верен своему таланту, изображая красоту русской природы, он размышляет о тайнах жизни. Но стихи его до самой смерти наполнены болью и тоской по родной земле и тяжестью этой утраты.
    Для нас его талант навсегда останется символом любви к родине и частью национальной культуры.

  2. А наша жизнь стоит
    на паперти
    И просит о любви
    с протянутой рукой…
    Л. Рубальская
    Я совсем не случайно в качестве эпиграфа взяла эти строки, ведь если задуматься, то чаще всего в жизни мы ждем, просим любви, искренней, чистой. Именно этого нам в нашей жизни не хватает. Как не хватает ее сейчас, да и в будущем тоже будут искать именно ее – любовь.
    Любовь – вечная тема бытия. Именно поэтому в творчестве любого писателя она занимает свое определенное место. И каждый писатель приходит к этой теме по-своему, по своей, только ему ведомой дорожке. Есть писатели, которые лишь касаются этой темы, как бы невзначай, нечаянно, и с оглядкой отходят от нее. А есть такие, как Куприн, Бунин, которые идут ей навстречу, смело обращаются к самому таинственному, непонятному в ней. Вот некоторые мысли и рассуждения, на которые навели меня рассказы И. Бунина, посвященные любви. Он описывает любовь как бездну, загадочную и необъятную.
    Например, герой рассказа “Грамматика любви”, помещик Хвощинский, оцепенев после смерти горничной Лушки, больше 20 лет просидел на ее кровати, никуда не показываясь и до бесконечности перечитывая старинные книги о любви. Автор, а вслед за ним и мы, его читатели, не просто охотно верим в эту легенду, но и стремимся проникнуть в эту любовную бездну, понять: безумие это или любовь?
    Меня этот рассказ не просто заинтересовал, а потряс, перевернул душу. Неужели бывает такая любовь, которая может раз и навсегда опалить своей силой и страстью, а потом и сокрушить жизнь? Вслед за писателем хочется понять, откуда она появляется. И мы читаем Бунина дальше, перелистывая страницы его рассказов, знакомясь с его такими разными героями, героинями. Вот гимназистка Оля Мещерская. Каким секретом она владела, когда, подобно опытной кокетке, завлекла, .лишь ради игры, казачьего офицера? Заглядывая в тайну ее души, понимаем: женственностью. Автор приходит к выводу, что это извечное очарование, которое так магически действует на мужчин, всецело подчиняя себе их ум, лишая их воли, толкая на роковые поступки. Мне жаль Олю, которая погибла от руки своего поклонника. И ни он, ни она не виновны в этой трагедии. Просто очень рано проснулась женственность во вчерашней девочке, проснулась благодаря природе, которая не раздумывает, не выбирает.
    Бунин, по-моему, единственный из писателей, который вывел на страницах своих произведений не просто загадочный, а роковой тип женщины.
    Истинный художник, он умеет показать своим читателям любовь даже там, где, казалось бы, ее еще нет. Вспоминается томительное ожидание медицинской сестры в поезде из рассказа “Сестрица”. А в рассказе “Ида” любовь едва брезжит и никогда не сбудется. Я дважды перечитала этот рассказ, почему-то казалось, что если прочитаю еще раз, то события изменятся, наступит любовь, будет счастливый конец. Но увы…
    А как я полюбила героев рассказа “Солнечный удар”! Им свойственна необычная сила и искренность. Очень небольшой по объему, этот рассказ повествует о драме людей, познавших вдруг подлинную, слишком счастливую любовь, которая писателем сравнивается с “солнечным ударом”. Я заметила такую закономерность: если в произведениях, о которых я упоминала выше, любовь трагична, потому что она не разделенна, безнадежна, то в “Солнечном ударе” ее трагичность именно в том, что она взаимна и слишком прекрасна для того, чтобы продлиться.
    Как часто бывает и в жизни, трагизм встречи закономерен и неизбежен. Интересно, что оба героя тоже знают, что если их встреча продлится еще хотя бы один день, то чудо, озарение; “солнечный удар”, поразивший их, – все это уничтожится. И любовь, освятившая их сердце, перестанет быть “солнечным ударом”.
    У Бунина много произведений, похожих на эссе, мне они чем-то напоминают тургеневские стихотворения в прозе. Это “Ночь”, “Воды многие” – искренние гимны красоте, гармонии, загадочности мира.
    К сожалению, нельзя рассказать о всех произведениях Бунина, читая которые, переживаешь, плачешь, страдаешь, радуешься, испытываешь необъяснимое волнение. Это и “Антоновские яблоки”, и “Митина любовь”, и “Натали”, и многие, многие другие. Хорошо, что они есть. Ведь в трудную, тяжелую минуту можно просто взять книгу с полки, раскрыть бунинские любовные рассказы и окунуться в з&гадочный мир бытия, в котором обязательно царствует любовь, прекрасная и обреченная.

  3. Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. Для Бунина важна природа, однако, по его мнению, высшим судьей человека является человеческая память. Именно память защищает героев Бунина от неумолимого времени, от смерти. Прозу Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало (“Антоновские яблоки”). Зачастую у Бунина лирика заменяет сюжетную основу, появляется рассказ-портрет (“Лирник Родион”).
    Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романтическое начало в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя (“Чаша жизни”). Бунин фаталист, иррационалист, его произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизм. Творчество Бунина перекликается с концепцией модернистов о трагедийности человеческой страсти. Как и у символистов, на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы. Космический колорит произведений писателя, проникнутость его образов голосами Вселенной сближает его творчество с буддистскими идеями.
    Произведения Бунина синтезируют в себе все эти концепции. Концепция любви у Бунина трагедийна. Мгновения любви по Бунину, становятся вершиной жизни человека. Только полюбив, человек по-настоящему может почувствовать другого человека, только чувство оправдывает высокую требовательность к себе и к своему ближнему, только любящий способен преодолеть свой эгоизм. Состояние любви не бесплодно для героев Бунина, оно возвышает души. Одним из примеров необычной трактовки темы любви служит рассказ “Сны Чанга” (1916 г). Рассказ написан в форме воспоминаний собаки. Пес чувствует внутреннее опустошение капитана, своего хозяина. В рассказе появляется образ “дальних работящих людей”(немцев). Исходя из сравнения с их образом жизни, писатель говорит о возможных путях человеческого счастья:
    1. Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни;
    2. Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, т.к. всегда существует возможность измены;
    3. Путь вечной жажды, поиска,в котором, впрочем, по Бунину тоже нет счастья.
    Сюжет рассказа как бы противостоит настроению героя. Через реальные факты пробивается по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы. Моменты счастья выдвинуты на первый план. Чанг несет в себе идею верности и признательности.
    Это, по мысле писателя, и есть смысл жизни, который ищет человек. В лирическом герое Бунина силен страх смерти, однако перед лицом кончины многие чувствуют внутреннее духовное просветление, примиряются с концом, не желают тревожить своей смертью близких (“Сверчок”, “Худая трава”).
    Для Бунина характерен особый способ изображения явлений мира и духовных переживаний человека путем контрастного сопоставления их друг с другом. Так в рассказе “Антоновские яблоки” восхищение щедростью и совершенством природы соседствует с печалью по поводу умирания дворянских усадеб. Ряд произведений Бунина посвящен разоряющейся деревне, в которой правят голод и смерть. Идеал писатель ищет в патриархальном прошлом с его старосветским благополучием. Запустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскуднение их хозяев вызывают у Бунина чувство грусти и сожаления об ушедшей гармонии патриархального мира, об исчезновении целых сословий (“Антоновские яблоки”). Во многих рассказах 1890-1900 гг. появляются образы “новых” людей, рассказы проникнуты предчувствием близких тревожных премен. В начале 1900-х гг. лирический стиль ранней прозы Бунина меняется.
    В рассказе “Деревня” (1911 г.) отражены драмматические раздумья писателя о России, о ее будущем,о судьбах народа, о русском характере. Бунин обнаруживает пессимистический взгляд на перспективы народной жизни. Рассказ “Суходол” поднимает тему обреченности дворянского усадебного мира, становясь летопись медленного трагического умирания русского дворянства (на примере столбовых дворян Хрущевых). И на любви, и на ненависти героев “Суходола” лежит печаль тлена, ущербности, закономерности конца. Смерть старого Хрущева, убитого своим незаконным сыном, трагическая гибель Петра Петрович предопределены самой судьбой. Нет предела косности суходольского быта, доживающие свой век женщины живут одними воспоминаниями о прошлом. Заключительная картина церковного кладбища, “потерянных” могил символизирует потерю целого сословия.
    В “Суходоле” Бунин неоднократно проводит мысль о том, что души русского дворянина и мужика очень близки, все различия сводятся лишь к материальной стороне.

  4. “И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою…” (По одному из произведений И.А.Бунина.)
    “Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!” (Природа и человек в произведениях И.А.Бунина.)
    “Недоумение счастья”. (Тема любви в рассказах И. А.Бунина.)
    «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души» (М. Горький)
    «Горечь» и «сладость» человеческой жизни в изображении И. Бунина и А. Куприна
    «Душа русского человека» в творчестве Бунина
    «Незабываемое» в цикле рассказов И. Бунина «Темные аллеи»
    «Россия, которую мы потеряли» в произведениях И. А. Бунина
    «Так знать и любить природу, как умеет Бунин – мало кто умеет». (А.Блок)
    «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, – мало кто умеет». (А.А. Блок.)
    «Так знать и любить природу, как умел Бунин, мало кто умеет» (А. Блок).
    Анализ лирического стихотворения И. Бунина «Рассвет».
    Анализ рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник»
    Анализ рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник»
    Анализ рассказа И. Бунина «Легкое дыханье»
    Анализ рассказа И. Бунина «Несрочная весна»
    Анализ рассказа И.А. Бунина «Холодная осень»
    Анализ стихотворения И. А. Бунина «Крещенская ночь»
    Анализ стихотворения И.А. Бунина «Одиночество»
    Анализ стихотворения И.А. Бунина «Одиночество»
    Анализ текстов: стихотворение «Вечер» и рассказ «Книга»
    Бунин и русская революция
    В чем заключается счастье? (по рассказам И.А. Бунина)
    Вечное и «вещное» в изображении И. Бунина.
    Гимн женской красоте в творчестве И. А. Бунина
    Женские образы поздней прозы И. Бунина
    Жестокий мир в произведениях И. А. Бунина.
    Живописность и строгость бунинской прозы (по рассказам «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»)
    Жизненный и творческий путь Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953)
    И. Бунин. Тема любви
    Испытание любовью (по произведениям русских писателей конца 19 – начала 20 века)
    Истинные и мнимые ценности в изображении И.А.Бунина
    Как Бунин-писатель понимает сущность любви? («Темные аллеи», «Солнечный удар»)
    Как художественная форма новеллы помогает понять мысль И. Бунина «Любовь лишь краткий гость на земле»? (по новелле «Грамматика любви»)
    Лев Толстой в понимании И. А. Бунина
    Лиризм прозы И.А.Бунина на примере одного из рассказов (“Сны Чанга”).
    Лирика Бунина (отзыв)
    Любовь в творчестве Бунина
    Любовь и красота – вечные спутники человека (по творчеству И. А. Бунина)
    Любовь к человеку, к родной земле – основа лирики И.А. Бунина.
    Любовь на страницах произведений И. А. Бунина
    Любовь, красота, память в рассказах И. Бунина.
    Любовь, красота, память в рассказах И.А. Бунина
    Мое восприятие поэзии И. А. Бунина
    Мой любимый писатель о любви (по рассказу И. А. Бунина «Солнечный удар»)
    Мой любимый писатель о любви (по творчеству И. А. Бунина)
    Мотив любви и смерти в рассказах Бунина
    Нет ничего прекраснее любви! (по произведениям И.А. Бунина и А.И. Куприна)
    Образ России в прозе И. А. Бунина
    Образ России в прозе И. А. Бунина
    Образ России в творчестве И.А. Бунина
    Образ Русской деревни в прозе Бунина
    Основные темы в творчестве И. Бунина – вечные темы: природа, любовь, смерть
    Особенности творчества И. А. Бунина
    Открытие любви (по творчеству И. Бунина).
    Отражение революции в «Окаянных днях» И.А. Бунина
    Поэзия
    Поэзия
    Поэзия Бунина
    Поэтическое слово И. Бунина.
    Природа в изображении И. С. Тургенева и И. А. Бунина
    Проблематика и герои одного из рассказов И. А. Бунина
    Проблематика и герои одного из рассказов И.А.Бунина. (“Солнечный удар”).
    Реалистические черты прозы Бунина
    Рецензия на рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник»
    Рецензия на рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник»
    Роль пейзажа в рассказах И.А.Бунина «Кавказ» и М.Горького «Челкаш»
    Роль символики в произведениях И. А. Бунина
    Русская деревня в изображении И.А.Бунина
    Смысл названия и проблематика одного из произведений И. А. Бунина (по рассказу «Лёгкое дыхание»).
    Смысл названия и проблематика одного из произведений И.А. Бунина
    Созвучие и перекличка в поэзии и прозе И. А. Бунина
    Стихотворение И. А. Бунина «Крещенская ночь» (восприятие, истолкование, оценка)
    Стихотворение И.А. Бунина «Одиночество» (истолкование, восприятие, оценка)
    Стихотворение И.А.Бунина “Вечер”. (Восприя-тие, истолкование, оценка.)
    Стихотворение И.А.Бунина “Последний шмель”. (Восприятие, истолкование, оценка.)
    Стихотворение И.А.Бунина «Одиночество» (восприятие, истолкование, оценка)
    Стихотворение И.А.Бунина «Последний шмель» (восприятие, истолкование, оценка)
    Стихотворение И.А.Бунина «Последний шмель» (восприятие, истолкование, оценка)
    Судьба русского крестьянства в творчестве И. А. Бунина
    Счастье и трагедия любви в прозе И.А. Бунина
    Талант любви в творчестве И.А.Бунина и А.И. Куприна
    Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина
    Тема любви в прозе И. А. Бунина
    Тема любви в прозе И.А. Бунина и А.И. Куприна.
    Тема любви в произведениях Куприна и Бунина.
    Тема любви в рассказе «Холодная осень» Бунина
    Тема любви в творчестве Бунина
    Тема любви в творчестве И. Бунина
    Тема любви, красоты и памяти в рассказах И. А. Бунина
    Тема уходящей Руси в произведениях И. А. Бунина
    Тематика любви в творчестве Бунина и Куприна
    Трагедия несостоявшейся любви в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник»
    Традиции русской классики в творчестве И. Бунина
    Традиции русской поэзии xix века в творчестве И. А. Бунина
    Три правды в рассказе И. А. Бунина «Сны Чанга»
    Философская лирика И.А.Бунина.
    Философская проблематика произведений Бунина
    Человек и окружающий мир в произведениях Бунина
    Что волнует меня в рассказах о любви А. И. Куприна и И. А. Бунина
    Эпитафия ускользающей красоте (по рассказу «Легкое дыхание»)
    Эпитафия ускользающей красоте (рассказ И.А.Бунина “Легкое дыхание”)
    Эпитафия ускользающей красоте по рассказу И. А. Бунина «Легкое дыхание»
    Этапы жизни и творчества И. А. Бунина

  5. Материалы к сочинению по творчеству И. А. Бунина

    “Деревня”
    “Суходол”
    “Сны Чанга”
    “Солнечный удар”
    “Худая трава”
    “Господин из Сан-Франциско”
    “Чаша жизни”
    И. А. Бунина называют последним русским классиком, представителем уходящей дворянской культуры. Его произведения действительно проникнуты трагическим ощущением обреченности старого мира, близкого и дорогого писателю, с которым он был связан происхождением и воспитанием. Художнику были особенно дороги те черты прошлого, которые несли на себе печать утонченного дворянского восприятия красоты и гармонии мира. “Дух этой среды, романтизированный моим воображением, казался мне тем прекраснее, что навеки исчезал на моих глазах”, – напишет он впоследствии. Но, несмотря на то, что для Бунина прошлое России стало неким идеальным образцом духовности, он принадлежал своему противоречивому, дисгармоничному времени. И реальные черты этого времени с замечательной силой воплотились в его “Деревне”. В этой “жестокой” повести на примере судьбы братьев Красовых автором показаны разложение и гибель крестьянского мира, причем разложение и внешнее, бытовое, и внутреннее, нравственное. Крестьянская жизнь полна уродства и дикости. Разорение и нищета большинства мужиков еще ярче оттеняет стремительное обогащение таких, как Тихон Красов, подчинивший всю свою жизнь погоне за деньгами. Но жизнь мстит герою: материальное благополучие не делает его счастливым и, кроме того, оборачивается опасной деформацией личности.
    Повесть Бунина насыщена событиями поры первой русской революции. Бурлит многоголосая мужицкая сходка, разносятся невероятные слухи, пылают помещичьи усадьбы, отчаянно гуляет беднота. Все эти события в “Деревне” вносят разлад и смятение в души людей, нарушают естественные человеческие связи, искажают вековые нравственные понятия. Солдат, знающий о связи Тихона Красова с его женой, униженно просит хозяина не выгонять его со службы, зверски избивая Молодую. Весь свой век ищет правду поэт-самоучка Кузьма Красов, мучительно переживая бессмысленное и жестокое поведение мужиков. Все это говорит о разобщенности крестьян, их неспособности разумно устроить свою судьбу.
    Стремясь разобраться в причинах нынешнего состояния народа, Бунин обращается к крепостническому прошлому России в повести “Суходол”. Но писатель далек от идеализации той эпохи. В центре изображения – судьба обедневшего дворянского рода Хрущевых и их дворовых. В жизни героев, как и в “Деревне”, много странного, дикого, ненормального. Показательна судьба Натальи, бывшей крепостной няни молодых Хрущевых. Эта незаурядная, одаренная натура лишена возможности реализовать себя. Жизнь крепостной девушки нещадно изломана господами, которые обрекают ее на позор и унижение за такой “страшный” проступок, как любовь к молодому барину Петру Петровичу. Ведь именно это чувство явилось причиной кражи складного зеркальца, поразившего дворовую девчонку своей красотой. Велик контраст между ощущением невиданного счастья, которое переполняет Наташку, сурьмившую брови перед зеркалом, чтобы понравиться своему кумиру, и тем стыдом и позором, который испытывает деревенская девушка с опухшим от слез лицом, которую на глазах всей дворни посадили на навозную телегу и отправили на далекий хутор. После возвращения Наталья подвергается жестоким издевательствам барышни, которые переносит со стоической покорностью судьбе. Любовь, семейное счастье, теплота и гармония человеческих отношений недоступны крепостной женщине. Поэтому вся сила и глубина чувств Натальи реализуется в ее трогательной привязанности к господам, преданности Суходолу.
    Значит, поэзия “дворянских гнезд” скрывает трагедию душ, изуродованных жестокостью и бесчеловечностью крепостнических отношений, с суровой правдивостью воспроизведенной писателем в “Суходоле”. Но антигуманный общественный строй калечит и представителей дворянской среды. Нелепа и трагична судьба Хрущевых. Сходит с ума барышня Тоня, погибает под копытами коня Петр Петрович, умирает от руки крепостного слабоумный дедушка Петр Кириллович. Извращенность и уродство отношений господ и слуг очень точно выразила Наталья: “Над барчуком и дедушкой Герваська измывался, а надо мной – барышня. Барчук, – а, по правде сказать, и сами дедушка, – в Герваське души не чаяли, а я в ней”. Нарушение нормальных, естественных понятий приводит даже к деформации любовного чувства. То, что наполняет жизнь влюбленного человека радостью, нежностью, ощущением гармонии, в “Суходоле” приводит к слабоумию, сумасшествию, позору, опустошенности.
    В чем же причина искажения нравственных понятий? Конечно, во многом здесь повинна крепостническая действительность. Но повесть Бунина, не заостряя социальных противоречий, более широко и глубоко раскрывает эту проблему, переводя ее в плоскость человеческих отношений, свойственных любому времени. Дело не только в общественно-политическом строе, но и в несовершенстве человека, которому нередко недостает силы бороться с обстоятельствами, духовной культуры. Но даже в “Суходоле” проявляется поразительная способность крестьянки на большое безответное и самоотверженное чувство.
    Любовь становится одной из главных тем творчества Бунина. Она часто играет роковую роль в судьбах героев. Например, в рассказе “Сны Чанга” благоговейная, полная обожания и восхищения любовь капитана к своей жене становится смыслом его жизни. Ее измена наносит герою неизлечимую душевную травму, от которой он так и не смог оправиться. До основания разрушен мир прежде счастливого человека. Жизнь, потерявшая смысл, превращается в жалкое существование, которое разнообразят только попойки да воспоминания о бывшей жене. Молчаливым свидетелем душевной драмы героя является в рассказе пес Чанг, в снах которого всплывают отрывочные картины грустной истории хозяина. Только собака, верное и преданное существо, скрашивает одинокую старость капитана, живущего в убогой комнатушке, из которой его и уносят на кладбище.
    Любовь у Бунина, как и у Куприна, чаще всего печальна, трагична. Человек не способен противостоять ей, перед ней бессильны доводы рассудка, ибо нет ничего, подобного любви, по силе и красоте. Удивительно точно определяет писатель любовь, сравнивая ее с солнечным ударом. Так назван рассказ о неожиданном, стремительном, “сумасшедшем” романе поручика со случайно встреченной на пароходе женщиной, которая не оставляет ни своего имени, ни адреса. Женщина уезжает, навсегда распростившись с поручиком, который сначала воспринимает эту историю как случайную, ни к чему не обязывающую интрижку, прелестное дорожное происшествие. Только со временем он начинает чувствовать “неразрешимую муку”, испытывая ощущение тяжелой утраты. Он пытается бороться со своим состоянием, совершает какие-то действия, прекрасно осознавая их нелепость и ненужность. Он готов умереть только для того, чтобы каким-то чудом вернуть ее, провести с ней еще один день. В конце рассказа поручик, сидя под навесом на палубе, чувствует себя постаревшим на десять лет. В замечательном рассказе Бунина с огромной силой выражается неповторимость и красота любви, о которой человек часто не подозревает. Любовь – это солнечный удар, величайшее потрясение, способное в корне изменить жизнь человека, сделать его или самым счастливым, или самым несчастным.
    В представлении Бунина главными ценностями жизни являются любовь и природа. Они вечны и неизменны, неподвластны течению времени, социальным катаклизмам. Красоту природы не может разрушить разбушевавшаяся революционная стихия. Именно ее неувядающая прелесть создает иллюзию вечности. Любимые герои Бунина наделены врожденным чувством красоты земли, неосознанным стремлением к гармонии с окружающим миром и с собой. Таков умирающий Аверкий из рассказа “Худая трава”. Всю жизнь отработавший батраком, пережив много мук, горя и тревог, этот крестьянин не утратил доброты, способности воспринимать прелесть природы, ощущения высокого смысла бытия. Память постоянно возвращает Аверкия в те “далекие сумерки на реке”, когда ему суждено было встретиться “с той молодой, милой, которая равнодушно-жалостно смотрела на него теперь старческими глазами”. Короткий шутливый разговор с девушкой, исполненный для них глубокого смысла, не сумели стереть из памяти ни прожитые годы, ни перенесенные испытания. Любовь – вот то самое прекрасное и светлое, что было у героя на протяжении его долгой многотрудной жизни. Но, думая об этом, Аверкий вспоминает и “мягкий сумрак в лугу”, и мелкую заводь, розовеющую от зари, на фоне которой едва виднеется девичий стан, удивительно гармонирующий с прелестью звездной ночи. Природа как бы участвует в жизни героя, сопровождая его и в радости, и в горе. Далекие сумерки на реке в самом начале жизни сменяются осенней тоской, ожиданием близкой смерти. Состоянию Аверкия близка картина увядающей природы. “Умирая, высохли и погнили травы. Пусто и голо стало гумно. Стала видна сквозь лозинки мельница в бесприютном поле. Дождь порой сменялся снегом, ветер гудел в дырах риги зло и холодно”.
    С наступлением зимы последний раз вспыхнула жизнь в Аверкии, возвращая ему ощущение радости бытия. “Ах, в зиме было давно знакомое, всегда радовавшее зимнее чувство! Первый снег, первая метель! Забелели поля, потонули в ней – забивайся на полгода в избу! В белых снежных полях, в метели – глушь, дичь, в избе – уют, покой. Чисто выметут ухабистые земляные полы, выскребут, вымоют стол, тепло вытопят печь свежей соломой – хорошо!” Смерть, которую просто и достойно принимает старый крестьянин, становится завершением жизненного пути. Она вызывает ощущение единения героя с миром, собой, природой.
    Любовь и смерть – постоянные мотивы бунинской поэзии и прозы. Перед лицом любви и смерти стираются все социальные, классовые различия. Подводя итог жизни человека, смерть подчеркивает ничтожность и эфемерность могущества Господина из Сан-Франциско из одноименного рассказа Бунина, выявляя бессмысленность его жизненной философии, согласно которой он решает “приступить к жизни” в 58 лет. А до этого он был занят только обогащением. И теперь, когда, казалось бы, начали осуществляться мечты Господина о праздной, беззаботной жизни, его настигает случайная, нелепая смерть. Она приходит, как возмездие Господину за его увлеченность корыстными целями и сиюминутными удовольствиями, неспособность осмыслить мелочность своих стремлений перед лицом небытия.
    Как непохожа внезапная гибель Господина в разгар увеселительного круиза на смерть мужика, которая воспринимается им как заслуженное освобождение от земных тягот и тревог, как вечный покой.
    Герои рассказов и повестей Бунина настойчиво ищут смысл жизни, ставят перед собой цели и достигают их. И нередко именно осуществленная цель выявляет свою нравственную несостоятельность, ибо не дает героям счастья и удовлетворения. Убедительно подтверждает это рассказ “Чаша жизни”, в котором читателю предлагаются разные варианты счастья. Герои, тридцать лет назад влюбленные в одну девушку, упорно и настойчиво стремятся к избранным целям. Чиновник Селехов, женившийся на Сане Диесперовой, стал богачом, прославившись на весь город своим ростовщичеством. Семинарист Иорданский дослужился до протоиерея, став самым значительным, уважаемым и влиятельным лицом города. Горизонтов тоже приобрел известность, хотя не обладал ни богатством, ни властью. Наделенный необыкновенными способностями и сверхъестественной памятью, он мог достичь многого, но выбрал скромный путь учителя, пройдя который “воротился на родину и стал сказкой города, поражая своей внешностью, своим аппетитом, своим железным постоянством в привычках, своим нечеловеческим спокойствием – своей философией”. А философия эта была проста и заключалась в том, чтобы все силы употребить исключительно на продление своей жизни. Для этого Горизонтову пришлось отказаться и от научной карьеры, и от общения с женщинами, ибо все это вредит здоровью, и строжайше осуществлять уход за своим огромным безобразным телом. То есть цель Мандриллы (так прозвали его в городе) – в долголетии и наслаждении им.
    В чьих же руках оказывается драгоценная чаша жизни? Судьбы героев убеждают в том, что ни зоологическое существование, ни богатство, ни тщеславие не могут дать человеку подлинного счастья. Герои проходят мимо того, что составляет высшую ценность человеческого существования – любви, радости единения с природой, гармонии с окружающим миром.
    Таким образом, в характерах, судьбах, мыслях своих героев Бунин раскрывает проблему взаимосвязи человека и окружающего мира – природного, социального, бытового, исторического. Все эти вопросы включает в себя тема обобщающего характера по творчеству писателя – “Человек и окружающий мир в произведениях Бунина”.

    И. А. Бунин

    О произведениях И. А. Бунина. Материалы к сочинению
    Очерк о жизни и творчестве И. А. Бунина. Статья
    И. Бунин. Стихи
    Биография И. Бунина
    Реалистические черты прозы Бунина. Сочинение
    Мотив любви и смерти в рассказах Бунина. Сочинение
    Бунин и русская революция. Сочинение
    Тексты произведений
    Господин из Сан-Франциско (45 k)
    Деревня (240 k)
    Солнечный удар (14 k)
    Суходол (109 k)

  6. Мой бунин
    Творчество И.А. Бунина занимает особое место в моей жизни. Не перестаю
    восторгаться великолепным бунинским стилем, вобравшим в себя все то лучшее,
    что было в русской дореволюционной литературе. Стихотворения молодого
    Бунина как бы продолжают эпоху Тютчева, Фета. Неподдельной болью за милую
    сердцу провинциальную Россию с ее разоряющимися помещиками дышат «Деревня».
    «Суходолу. Потрясает широтой охвата действительности «Жизнь Арсеньева».
    Я могу перечислять бесконечно все замечательные произведения великого
    русского поэта и писателя. Но мне бы хотелось рассказать о самом любимом
    из огромного творческого наследия Бунина.
    Одним из таких произведений является рассказ «Господин из Сан-Франциско»,
    Нарисованный в нем образ современного Бунину мира заставляет задуматься
    о смысле жизни самого читателя. Внешняя значительность господина из Сан-Франциско
    сводится к чему-то мелкому, ничтожному бунинской фразой: «…Имени его
    ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил…» Уже само начало рассказа
    говорит об отношении автора к миру этих «господ», которые считают, что
    имеют право на все.
    И вот он плывет на огромном, как дом, пароходе «Атлантида», где все происходит
    по раз и навсегда заведенному порядку, и упивается своей значительностью.
    Пароход, идущий по ревущему океану, представляется каким-то гигантским
    чудовищем: «По вечерам этажи «Атлантиды» зияли во мраке несметными огненными
    глазами, и великое множество слуг работало в поварских, судомойнях и винных
    подвалах». Механический монстр с железным сердцем — машинным отделением!
    Все фальшивое в этом замкнутом пространстве, где даже любовь разыгрывается
    специально нанятой парой ради увеселения пассажиров.
    Поведение Господина, жадного до наслаждения бытом, туалетом, — пик слепоты
    того, кто уже коснулся пропасти небытия. Этот мотив усилен «исторически»
    — сопоставлением с печальным опытом две тысячи лет тому назад. «Бессмысленность
    власти «путешественников» оттенена условной фигурой всевидящего Дьявола,
    следящего за легкомысленной «Атлантидой». Грозное предостережение ощутимо
    в каждой фразе.
    Окружающий человека мир может быть ужасен, а может быть прекрасен, если
    речь идет о прекрасной природе. Восхищение автора вызывают горцы-дети
    природы: «Шли они — и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная,
    простиралась под ними». Сердца горных жителей слиты с образом такой сказочной
    красоты, которую «бессильно выразить человеческое слово». Не забыта и
    другая священная область. Тяготение дочери Господина к восточному вельможе
    — суетно. Но «прекрасны были те нежные, сложные чувства, что пробудила
    в ней встреча» с принцем. С «яростной» изобразительностью развенчано мертвое
    царство потому, что оно мешает цветению и пробуждению души.
    Господин из Сан-Франциско уверен, что будет окружен такой заботой и вниманием
    постоянно: «Так было всюду, так было в плавании, так должно было быть
    и в Неаполе». Ему обеспечен великолепный прием в Италии из уважения к
    деньгам состоятельного американца. Но смерть прерывает любование красотами
    Капри, и тут же хозяин гостиницы начинает говорить с семьей господина
    «без всякой любезности». Человек сразу стал никому не нужен. После долгих
    унижений гроб с телом господина из Сан-Франциско отправился через океан
    на том же пароходе, но господину теперь не оказывали внимания, а просто
    «глубоко спустили в просмоленном гробе в черный трюм».
    Громадный корабль, создание человеческой гордыни, все так же, как и раньше,
    режет океанскую волну. В едином ритме работает «подводная утроба» парохода.
    Наемная пара профессиональных танцоров медленно кружится среди других
    пассажиров на палубе океанского корабля, а под палубой в трюме лежит в
    гробу труп миллионера из Сан-Франциско. Далее Бунин продолжает: «И никто
    не знал ни того, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться
    своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку, ни того, что стоит
    глубоко, глубоко под ними, на дне темного трюма, в соседстве с мрачными
    и знойными недрами корабля, тяжко одолевавшего мрак, океан, вьюгу…»
    Никому нет дела до того, что в недрах «Атлантиды» болтает мертвой головой
    господин из Сан-Франциско, Вот так прошла жизнь человека, не оставившего
    ничего после себя. Даже имя его уже никто не помнит. А в мире не почувствовали
    эту потерю. Все идет своим чередом, все дальше уходит в океан «Атлантида».
    Она может уйти на дно со всеми пассажирами, как одноименная легендарная
    страна, но ничего не изменится. Только новое создание «гордыми Нового
    Человека со старым сердцем» станет бороздить океан.
    Прочитав этот рассказ, невольно спрашиваешь: в чем же сам Бунин видел
    смысл человеческой жизни? Мне кажется, что для писателя одним из главнейших
    чувств была любовь.
    Цикл рассказов «Томные аллеи» — это гимн любви. Она прекрасна, величественна,
    в ней нет и намека на пошлость.
    В рассказе «Три рубля» из желания молодого литератора поразвлечься развивается
    трагическая история любви двух сердец, прорываемая смертью. Не всегда
    во внешней красоте заключена добрая душа. История жизни мальчика, лишенного
    матери и любви отца, ненавидимого красивой мачехой, стала сюжетом рассказа
    «Красавица», где самый отталкивающий образ является внешне самым привлекательным.
    Для Бунина гораздо важнее внутренняя красота, именно ей отдана любовь,
    автора, С какой теплотой нарисован образ мальчика в рассказе «Дурочка»!
    Несчастье маленького человека и его мамы усилено авторским участием. Мне
    врезались в память последние строки рассказа: «Он был урод… Но когда
    он улыбался, он был очень мил». Эти слова не мог написать равнодушный.
    К чужому горю человек. Это должно идти от сердца.
    Нельзя оставаться безучастным, читая о судьбе офицера из рассказа «Кавказ».
    Потеряв любовь жены, он искупался в море, надел чистое белье, выпил кофе,
    выкурил сигарету, затем поднялся в номер, «пег на диван и выстрелил себе
    в виски из двух пистолетов». У человека отняли любовь, нему стала ненужной
    сама жизнь. Жизнь без любви — ничто. Именно это чувство правит миром,
    а не деньги господина из Сан-Франциско.
    Бунин, тонкий исследователь человеческой души, в своих произведениях глубоко
    передает внутреннее состояние героя, его переживания и радости, а также
    показывает окружающий его мир, неразрывно связанный с человеком. В своем
    творчестве он исходил из парадоксального наблюдения: «Человек знает, что
    он не знает…» «Противоядием» такому состоянию избраны «костер труда»
    и естественная природа, в которой, по признанию Бунина, «все меня мучает
    своей прелестью».
    Великий русский писатель-гуманист навсегда останется для меня певцом любви,
    счастья, милосердия, и никогда не уйдут из моей памяти «Темные аллеи».
    «Господин из Сан-Франциско», «Братья» и многие другие произведения гениального
    сына России.

  7. Твой труд переживет тебя, поэт,
    Переживут творца его творенья,
    Живого не утратит выраженья
    С тебя когда-то списанный портрет.
    И. Бунин
    Я люблю и ценю творчество Ивана Алексеевича Бунина, первого русского писателя — лауреата Нобелевской премии. Но особенно он мне близок и понятен как поэт. Красота, смерть, любовь, разлука — все эти вечные темы получили трогательное и просветленное воплощение в стихотворениях Бунина. Его стихи — это страстная тяга к совершенству, к счастью на земле.
    Я где-то читал, что Бунин мечтал стать вторым Пушкиным или Жуковским. В стихотворении “Эпитафия”, на мой взгляд, четко видна традиционная духовная связь Бунина с этими великими мастерами стиха:
    Здесь, в тишине кладбищенской аллеи,
    Где только ветер веет в полусне,
    Все говорит о счастье и весне.
    Сонет любви на старом мавзолее
    Звучит бессмертной грустью обо мне,
    А небеса синеют вдоль аллеи.
    По философской насыщенности это стихотворение Бунина роднится с лучшими образцами философской лирики Жуковского, Пушкина, Лермонтова и Баратынского.
    Особое место в поэзии Бунина занимает описание родной природы. Очень точно, мне кажется, подметил особенность Бунина-живописца М. Горький: “Когда я буду писать о вашей книге стихов, я, между прочим, буду сравнивать вас с Левитаном”. Нравится мне, как отозвался о таком Бунине Г. Адамович: “… один из последних лучей какого-то чудного русского дня”.
    Удивительное чувство красоты природы и человеческой души И. Бунин вынес из своего детства, которое прошло среди орловских лесов и полей. Картины и сюжеты этого сказочно красивого русского края вошли во многие его стихи и прозу. Даже когда в стихах Бунина не присутствует человек, его родство с пейзажем четко ощущается:
    Тепло и влажный блеск.
    Запахли медом ржи,
    На солнце бархатом пшеницы отливают,
    И в зелени ветвей, в березах у межи,
    Беспечно иволги болтают.
    Уже в ранних стихотворениях Бунина проявились характерные особенности его поэтического стиля: четкость и простота сюжетов, красочные эпитеты, щемящее лирическое чувство. Бунин, словно чародей, завораживает своего читателя, поражая его воображение слиянием человеческой души и природы:
    Вон радуга… Весело жить.
    И весело думать о небе,
    О солнце, о зреющем хлебе
    И счастьем простым дорожить…
    Поэт обращает внимание читателя на то, мимо чего он мог беспечно пройти, не заметив:
    О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
    А счастье всюду. Может быть, оно —
    Вот этот сад осенний за сараем
    И чистый воздух, льющийся в окно.
    Пристально вглядывается Бунин в настоящее и прошлое России. Итогом его философской лирики становятся признаки краткости человеческого существования на земле. Человек и космос притягивают его воображение, рождают смелые мысли:
    Сажусь на камень теплого балкона.
    Он озарен могильно, — бледный свет
    Возьмет от звезд. Не слышно даже звона
    Ночных цикад… Да, в мире жизни нет.
    Есть только Бог над горными огнями,
    Есть только он, несметный, ветхий днями.
    По-моему, способность соединять в своем сознании обыденное и высокое — отличительная черта большого таланта.
    Как всякий русский поэт, Бунин не миновал в своем творчестве мотивов одиночества, ностальгических настроений. Видимо, наша родина так просторна и грустна в своем почти космическом пейзаже, что болезненные чувства одиночества в будущем, прошлом и настоящем посещают русских поэтов независимо от внешних влияний. Я думаю, что и без эмиграции, со всеми ее чувственными символами, Бунин был бы горестно влюблен в свое “одиночество” посреди “русского космоса”. Физическая разлука с родиной только более оформила эти чувства:
    Золотой недвижный свет
    До постели лег.
    Никого в подлунной нет,
    Только я да Бог.
    Знает только он мою
    Мертвую печаль,
    То, что я от всех таю…
    Холод, блеск, мистраль.
    Но и в эмиграции поэт сохранил свой чудесный — бунинский — русский язык, глубокое уважение к родному слову. В поэзии Бунин всегда и везде ценил философскую наполненность, ясность и благородство устремлений.
    Известно, что в последние годы жизни Бунин почти не писал стихов, но зато его проза становилась все поэтичнее. Высокой поэзией пропитаны такие его прозаические вещи, как “Лика”, “Солнечный удар”, “Жизнь Арсеньева”. В “Жизнь Арсеньева”, по-моему, вошли все поэтические мироощущения Бунина, поэтому об этом произведении и говорят, что оно написано как бы ни о чем. На самом деле — это страстное желание Бунина излить свою душу, рассказать свою жизнь, то, что довелось ему повидать в этом мире любви, ненависти и разлуки. Задача — явно поэтическая.
    И все же самое главное место в поэтическом творчестве Бунина занимает тема Родины:
    Бесцветный запах чист — жди к полночи мороза.
    И соловьи всю ночь поют из теплых гнезд
    В дурмане голубом дымящего навоза,
    В серебряной пыли туманно-ярких звезд.
    Поэты всегда немножечко горячее и страстнее ратуют за умножение духовных ценностей своего народа и вообще человечества, поэтому Бунин для меня прежде всего поэт, который занимает свое достойное место в русской классической поэзии.

  8. “Ищу я в этом мире сачетанъя
    Прекрасного и вечного. Вдали
    Я вижу ночь: пески среди молчанья
    И звездный свет над сумраком земли.”
    И. Бунин
    Иван Алексеевич Бунин — выдающийся русский писатель, прославившийся как писатель-прозаик. Но начинал свою литературную жизнь Иван Алексеевич с поэзии и вошел в прекрасную плеяду поэтов “серебряного века”.
    Не видно птиц. Покорно чахнет
    Лес, опустевший и больной.
    Грибы сошли, но крепко пахнет
    В оврагах сыростью грибной…
    И, убаюкан шагом конным, —
    С отрадной грустью внемлю я,
    Как ветер звоном однотонным
    Гудит-поет в стволы ружья.
    Первое стихотворение Бунина было напечатано, когда ему было лишь семнадцать, через четыре года вышел первый сборник стихов, но известность пришла к нему лишь через десять лет, после выхода сборника “Листопад” в 1901 году, отмеченного Пушкинской премией Академии наук.
    Ту звезду, что качалася в темной воде
    Под кривою ракитой в заглохшем саду, —
    Огонек, до рассвета мерцавший в пруде,
    Я теперь в небесах никогда не найду.
    В то селенье, где шли молодые года,
    В старый дом, где я первые песни слагал.
    Где я счастья и радости в юности ждал,
    Я теперь не вернусь никогда, никогда.
    Поэзия Бунина очень своеобразна, стилистически сдержанна, чеканна, гармонична. Поэт чужд поискам нового. Его поэзия традиционна, он последователь русской классики. Бунин — тонкий лирик, прекрасный знаток русского языка. Его стихи своеобразны. Это скорее рифмованная, определенным образом организованная проза, чем стихи в их классическом виде. Но именно своей новизной и свежестью привлекают они читателей.
    И цветы, и шмели, и травы, и колосья,
    И лазурь, и полуденный зной…
    Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
    “Был ли счастлив ты в жизни земной?”
    И забуду я все — вспомню только вот эти
    Полевые пути меж колосьев и трав —
    И от сладостных слез не успею ответить,
    К милосердным коленям припав.
    Бунин резко отрицательно отнесся к символизму, вся его поэтика, по существу, была упорной борьбой с символизмом. Причем поэта не смущало, что в этой борьбе он оказался один. Он стремился вырвать из своего творчества все, что могло бы быть общего с этим течением в искусстве. Бунин особенно отвергал “неправду” символизма. Для символистов действительность была покрывалом, маской, скрывающей иную, более подлинную реальность, разоблачение которой совершается путем преображения действительности в творческом акте. Пейзаж — пробный камень в изображении действительности. Именно тут Бунин особенно упорствует против символистов. Для них природа — сырой материал, который они подвергают переработке. Бунин же хочет быть созерцателем совершенного творения.
    Ночь побледнела, и месяц садится
    За реку красным серпом.
    Сонный туман на лугах серебрится,
    Черный камыш отсырел и дымится,
    Ветер шумит камышом.
    Тишь на деревне. В часовне лампада
    Меркнет, устало горя.
    В трепетный сумрак озябшего сада
    Льется со степи волнами прохлада-
    Медленно рдеет заря.
    Бунинский пейзаж правдив, тонок и прекрасен, как ни одному символисту и не грезилось. В стихах Ивана Алексеевича мы не видим личности автора. Из своей 4 поэзии он исключает главную составляющую лиризма — “я”. Это основная причина того, что Бунина упрекали в холодности. Но это не холодность, а скорее целомудрие.
    Перед закатом набежало
    Над лесом облако — и вдруг
    На взгорье радуга упала
    И засверкало все вокруг.
    Стеклянный, редкий и ядреный,
    С веселым шорохом спеша,
    Промчался дождь, и лес зеленый
    Затих, прохладою дыша.
    Бунин оставался верен своему антисимволизму, он никак не мог поверить, что форма способна служить не только вместилищем мысли, но и выражать саму мысль.
    Форма стихов Бунина, конечно, безукоризненна, но нельзя не отметить, что поэт сознательно лишил ее многих существенных возможностей. Связав свою форму, он отчасти связал себя.
    Багряная печальная луна
    Висит вдали, но степь еще темна,
    Луна во тьму свой теплый отблеск сеет,
    И над болотом красный сумрак реет.
    Уж поздно — и какая тишина!
    Мне кажется, луна оцепенеет:
    Она как будто выросла со дна
    И допотопной розою краснеет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *