Сочинение на тему читая гоголя

6 вариантов

  1. Текст сочинения:
    У каждого из нас есть любимы^произведения. И я уже давно на свою заветную полку поставил поэму Н. В. Гоголя Мер?вые души. О чем эта поэма? Что меня привлекает в ней?
    Поэма была задумана Гоголем как широкое эпическое полотно, в котором автор хотел правдиво отразить, как в чистом зеркале, живую современность.
    В поэме отразилась Россия первой трети XIX века Россия того времени, когда царское правительство, расправившись с декабристами, с мечтами лучших людей страны о введении республиканского правления, усиленно создавало чинов-ничье-бюрократический аппарат, когда пошли в гору напористые Чичиковы дельцы-приобретатели, способные делать деньги из чего угодно.
    Поэма построена в форме путешествия и позволяет читателю заглянуть во все интересующие его детали. Предмет внимания господин средней руки.
    Гоголь сперва принимается за чиновничество. Каждый отдельный представитель этого класса предстает перед нами как существо неприглядное, безликое, невежественное, мелкое, трусливое и пустое. В массе же своей чиновники в России составляю? решающую силу: связанные круговой порукой, они переиначили в своих интересах мораль и закон; на этой благодатной почве процветаю? взяточничество, подхалимство, пакостничество, кляузничество, отравляя все вокруг духом гниения. В образах же помещиков, нарисованных Гоголем живо и детально, обнаруживается замечательная хитрость автора: каждый из них по-своему жу?ко и смехотворно исказил, изуродовал человеческую природу. Люди не живу? лишь жалко существую?, не создавая истинных ценностей, поклоняясь ложным богам, не заботясь об оставляемом следе.
    Посмотрите, каков главный герой Павел Иванович Чичиков. Он самый мер?вый из мер?вых. Мошенник с претензией, он не способен к созиданию, но любой ценой хочет достичь материального благополучия. Оказывается, он не менее деликатен, чем Манилов, способен копить более упорно, чем Коробочка, может ку?нуть не хуже Ноздрева, а в умении прилгнуть далеко превзой?и этого бол?уна; он прижимиет и делови?, как Собакевич, в бережливости не уступи? Плюшкину той поры, когда тот еще был мудрым хозяином, и уж, безусловно, в искусстве брать взятки перещеголял Ивана Антоновича кувшинное рыло. Но есть черта в его характере, которая придает его свойствам новое значение и делает его первым лицом в галерее подлости. Какая? Поразительная гибкость, цепкость, приспособляемость к любым обстоятельствам.
    Образ каждого из помещиков, с которыми встречается Чичиков, обладает у Гоголя своей резко выраженной индивидуальностью. Сравнивая характеры помещиков, можно у каждого най?и свои преимущества перед другими, но есть один признак, по которому э?и образы выстраиваю?ся по нисходящей: от одного к другому все гуще станови?ся та их ан?ичеловеческая сущность, которую сам Гоголь назвал пошлостью холодных, раздробленных характеров. …Один за другим следую? у меня герои один пошлее другого, писал он. Праздный и сладкий мечтатель Манилов, затрудняющийся най?и слова и досказать то, что варилось в его голове. В скорлупе своего вдовьего хозяйства живет бережливая, крохоборная, небогатая помещица Коробочка. Помещик Ноздрев неудержимый враль, хвастун, драчун, герой ярмарочных кутежей. Ругателем, кулаком, обжорой изображен помещик Собакевич. Плюшкиным замыкается ряд помещиков, и этот характер раскрывается Гоголем в разви?ии. Вот как Гоголь показывает Плюшкина до того, как у него умерла жена и сбежала дочь: А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. Все текло живо и совершалось размеренным ходом… везде во все входил зоркий взгляд хозяина… А вот каким стал Плюшкин после смер?и жены: Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков… маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей… Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами… нельзя было докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук. Словом, если бы Чичиков встретил его… где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош… Но перед ним стоял не нищий, перед ним стоял помещик.
    Изображение жизни дореформенной России было бы, на мой взгляд, неполным, если бы Гоголь ограничился образами помещиков. В сюжет включена еще одна важная общественная сила чиновничество. Чиновники ничем не отличаю?ся от уездных помещиков. В их жизни царят та же продажность и тот же произвол, те же взяточничество, невежество, пошлость, пустомыслие и пустословие, мелочность интересов, погоня за развлечениями.
    Вот о каких людях рассказывает книга Мер?вые души, о которой современник Гоголя сказал: Эта книга горький упрек современной Руси, но не безнадежный, там, где взгляд может проникнуть сквозь ?уман нечистых навозных испарений, там он увиди? удалую, полную сил национальность.
    С каким огромным внутренним подъемом говори? Гоголь о любви к О?чизне, которая необъятными просторами внушает ему уверенность в ее великом будущем.
    Мне, русскому человеку, дорого отношение русского писателя к Отечеству, его забота и боль о будущем Руси, вера в ее светлые, добрые начала. Каждому русскому человеку понятны, близки и дороги слова писателя: Русь, куда ж несешься ?ы? Дай ответ. И до глубины души трогаю? меня вдохновенные слова напу?ствия, обращенные к молодому поколению: Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Таков Н.В. Гоголь поистине великий человек, который, по словам И.С. Тургенева, для нас… больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих. Вот лирикому я и отдаю ему огромную любовь свою, вот лирикому и стои? на полке среди любимых мною книг поэма Мер?вые души одна из вечных книг.
    Права на сочинение “Читаю любимое произведение Н. В. Гоголя (о поэме Мер?вые души)” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  2. …Великие произведения искусства становятся вечными спутниками человечества.
    С. Машинский
    Николай Васильевич Гоголь – один из великих писателей XIX века. Моим любимым произведением является поэма “Мертвые души”. Это произведение – самая
    значительная работа Николая Васильевича Гоголя, вершина его творчества. Читая его,
    видишь, какая страшная была жизнь на русской земле. “Крик ужаса и стыд”, – так
    назвал Герцен эту поэму.
    В поэме “Мертвые души” писатель показал, что старая патриархальная дворянская Россия начинает разрушаться. Сюжет состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне очень связанных между собой звеньев: помещики, городское чиновничество и жизнеописание Чичикова. Образы помещиков, в частности Плюшкина: “Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух. Гораздо замечательнее был
    наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на
    юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых
    охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое,
    которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не
    галстук” – яркие тому свидетельства.
    Появление людей иной жизненной ориентации вызвано неумолимым ходом истории. Таков Павел Иванович Чичиков, “не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод”, – человек новой формации, делец-приобретатель.
    Характер Чичикова непрост, понять его читателю нелегко. В начале повествования автор
    рисует внешний облик героя: “человек средних лет”, “не красавец, но и не дурной
    наружности”, – подчеркивая неопределенность и непредсказуемость этого образа.
    Раскрывая читателю главного героя как социально-психологический тип, Гоголь повествует о происхождении, воспитании и жизненных условиях формирования личности Чичикова.
    Павел Иванович – единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях, всесторонне художественно исследована. Он относится к типу “сквозных” героев, хотя с его биографией мы знакомимся лишь в конце первого тома.
    Что же за человек Чичиков? Входит ли он в общую картину российской жизни или выпадает из нее? Хотя Павел Иванович отчасти чиновник и отчасти помещик, Гоголь отделяет его от этого мира, присоединяя к Руси “с одного боку”. Своеобразие героя заключается в том, что он являет собой существо новое, в своей новизне неясное, возможностей своих не исчерпавшее, как помещики и чиновники.
    В одиннадцатой главе поэмы писатель открывает перед нами историю жизни
    Чичикова. Автор отмечает “темное и скромное” происхождение героя. Его
    начальное воспитание и обучение протекали в “маленькой горенке с маленькими окнами”,
    которые никогда не открывались. Отец оставил в наследство Павлуше полтину меди
    да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, сторониться друзей,
    и самое главное – беречь и копить копейку. В завещании батюшка ничего не сказал сыну о моральной ответственности перед людьми, о чести и достоинстве. Идя по дороге жизни и вырабатывая свои житейские принципы, Чичиков понял, что эти понятия только
    мешают достижению корыстных целей.
    Свое благополучие Павел Иванович строил за счет других: оскорбление учителя, обман повытчика и его дочери, взяточничество, присвоение казенного, махинация на таможне.
    Причем, всякий раз терпя поражение, он с еще большей энергией осуществлял очередное
    мошенничество. Интересно вспомнить, какие мысли занимали гоголевского героя после
    неудавшейся сделки с контрабандистами. Чичиков сетовал на то, что все пользуются
    своей должностью, “все приобретают”, если бы не взял он, то взяли бы другие. Это Павел
    Иванович называет “угрызениями совести”, размышляя о своих детях, которым он не
    сможет оставить достойного состояния.
    Гоголь, пристально наблюдающий не только за поступками героя, но и за его мыслями,
    отмечает, что в чичиковских рассуждениях “была некоторая сторона справедливости”.
    Привычно звучит гоголевская ирония о том, что такое поведение чиновников в России
    было естественно.
    Мы не можем отрицать, что Чичиков – человек дела, не опускающий руки перед трудностями, что его судьба во многом драматична. Отрадно замечать в таких людях проявление искренних чувств. При встрече на балу с таинственной незнакомкой, губернаторской дочкой, с главным героем произошло “что-то такое страшное”. Однако грустно осознавать неразвитость души героя, ее неспособность воспринимать высокое и возвышенное.
    Гоголю удалось показать сложный характер, который выписан с такой психологической точностью и обобщенностью, что узнаваем и сегодня. Называя Чичикова “подлецом”, писатель не только высказывает свое отношение к типу таких людей, но и ясно осознает, что приобретательство становится страшным бичом общества.
    Приступая к самому грандиозному проекту – покупке “мертвых душ”, Павел Иванович пытается учесть опыт предшествующих неудач, поэтому действия его неторопливы и в то же время целенаправленны и масштабны. Он постиг “великую тайну нравиться”, производя неотразимое впечатление на губернское дворянство. Ему не откажешь в знании людей, как тонкий психолог беседует он с помещиками. Наконец, Гоголь не отказал Чичикову в таких качествах, как энергия и воля, чего лишены совершенно “мертвые души” чиновников и помещиков. Однако “живая душа” героя “Мертвых душ” несет миру не меньшее зло. На смену косности и пошлости приходит воинствующая подлость.
    Николая Васильевича Гоголя всерьез тревожит глубокое проникновение Чичиковых в
    общество, что ведет к потере человечности. Исследование характера приобретателя
    автор заканчивает горьким раздумьем о том, что “миллионщик”, новоявленный Наполеон
    Чичиков живет в каждом человеке. И потому задача писателя – помочь избавиться людям от пороков.
    “Мертвые души” принадлежат к числу таких произведений, глубина мысли, немеркнущая
    художественная красота, поэзия которых чрезвычайно дороги людям.
    Каждая эпоха по-новому прочитывает эти произведения и всякий раз открывает в них
    что-то новое и очень важное для людей, помогающее им глубже понимать прошлое и
    настоящее того мира, в котором они живут, то есть приобретать понимание жизни в ее
    непрестанном историческом движении.
    Мое любимое произведение Николая Васильевича Гоголя – “Мертвые души”. Почти у каждого писателя есть произведение, которое является делом всей его жизни, творением, в котором он воплотил свои искания и сокровенные думы. Для Гоголя это, без сомнения, “Мертвые души”. Читая книгу впервые, я мало обращал внимание на лирические размышления автора о России и русском народе. Эти прекрасные места даже казались неуместными в сатирической поэме. Перечитав недавно “Мертвые души”, я вдруг открыл Гоголя как великого патриота, убедился, как важен для всего замысла писателя исполненный образ Руси.
    В своей поэме Гоголь стремился создать всестороннюю картину национальной жизни.
    Россия XIX века – дворянская страна. Именно дворянское сословие определяло ее судьбу, ход ее развития. Ядром сюжета “Мертвых душ” была авантюра Чичикова. Она только казалась невероятной, анекдотичной; на самом же деле была достоверной во всех мельчайших подробностях. Крепостническая действительность создавала весьма благоприятные условия для таких авантюр. Мертвые души становились обузой для
    помещиков, мечтавших, естественно, от них избавиться. И это создавало психологическую предпосылку для всякого рода махинаций. Одним мертвые души были в
    тягость; другие, напротив, испытывали нужду в них, рассчитывая при помощи мошеннических сделок извлечь выгоду. Именно на это уповал Павел Иванович Чичиков.
    Чичиков – единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях.
    Историческая новизна характера заставила писателя заняться его всесторонним
    художественным исследованием. Чтобы понять Чичикова как общественно-психологический тип, надо было осмыслить тайну его происхождения и постигнуть те жизненные условия, под влиянием которых формировался его характер. Манилов и Собакевич, Коробочка и Ноздрев показаны Гоголем более или менее статично, то есть вне развития, как характеры, олицетворяющие их уклад жизни. Статичность характера вполне
    соответствовала застойности бытия и всего образа жизни подобных людей.
    Среди крепостных крестьян мы не видим характеров столь же яркой художественной силы, как среди помещиков. Писатель отделяет помещиков и чиновников от народа. Лично мне кажется, что неправильно толковать, будто все помещики и чиновники, да и сам Чичиков, и есть подлинные “мертвые души”. Так можно назвать из всех типов только Плюшкина, душа которого омертвела от жадности. Но и сам Гоголь поясняет, что подобное явление редко попадается на Руси.
    Само общество не видит странности, необычности, в конце концов ненормальности своего
    привычного образа жизни. Гоголь дает два угла зрения, два возможных восприятия
    устойчивого хода жизни. Одно изнутри – восприятие тех, кто привык к этой жизни и
    образует ее пласты, другое – автора, который видит все намного разностороннее,
    пытаясь найти способ пробудить людей.
    И вот, кажется, пробуждение готово произойти. Город узнает о том, что Чичиков скупал
    мертвые души.
    “Мертвые души” – произведение энциклопедическое по широте охвата жизненного материала. Это художественное исследование коренных проблем современной писателю общественной жизни. Здесь вскрыты ее самые острые социальные противоречия. В композиционном отношении главное место в поэме занимает изображение
    помещичьего и чиновничьего мира. Но идейным ее стержнем является мысль о трагической народной судьбе. Правда, “люди низкого класса” изображены не крупным планом и занимают в общей панораме событий скромное место.
    Великие произведения искусства становятся спутниками человечества. Они не знают
    старости и увядания. Каждая эпоха по-новому прочитывает эти произведения и всякий раз
    открывает в них что-то новое и очень важное для людей, помогающее глубже понимать
    прошлое и настоящее того мира, в котором они живут, то есть понимать жизнь в ее
    непрестанном историческом движении. “Мертвые души” принадлежат к числу таких
    произведений, глубина мысли, немеркнущая художественная красота, поэзия которых
    чрезвычайно дороги.

  3. Мое любимое произведение Николая Васильевича Гоголя — “Мертвые души”. Почти у каждого писателя есть произведение, которое является делом всей его жизни, творением, в котором он воплотил свои искания и сокровенные думы. Для Гоголя это, без сомнения, “Мертвые души”. Читая книгу впервые, я мало обращал внимание на лирические размышления автора о России и русском народе. Эти прекрасные места даже казались неуместными в сатирической поэме. Перечитав недавно “Мертвые души”, я вдруг открыл Гоголя как великого патриота, убедился, как важен для всего замысла писателя исполненный образ Руси.
    В своей поэме Гоголь стремился создать всестороннюю картину национальной жизни.
    Россия XIX века — дворянская страна. Именно дворянское сословие определяло ее судьбу, ход ее развития. Ядром сюжета “Мертвых душ” была авантюра Чичикова. Она только казалась невероятной, анекдотичной; на самом же деле была достоверной во всех мельчайших подробностях. Крепостническая действительность создавала весьма благоприятные условия для таких авантюр. Мертвые души становились обузой для
    помещиков, мечтавших, естественно, от них избавиться. И это создавало психологическую предпосылку для всякого рода махинаций. Одним мертвые души были в
    тягость; другие, напротив, испытывали нужду в них, рассчитывая при помощи мошеннических сделок извлечь выгоду. Именно на это уповал Павел Иванович Чичиков.
    Чичиков — единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях.
    Историческая новизна характера заставила писателя заняться его всесторонним
    художественным исследованием. Чтобы понять Чичикова как общественно-психологический тип, надо было осмыслить тайну его происхождения и постигнуть те жизненные условия, под влиянием которых формировался его характер. Манилов и Собакевич, Коробочка и Ноздрев показаны Гоголем более или менее статично, то есть вне развития, как характеры, олицетворяющие их уклад жизни. Статичность характера вполне
    соответствовала застойности бытия и всего образа жизни подобных людей.
    Среди крепостных крестьян мы не видим характеров столь же яркой художественной силы, как среди помещиков. Писатель отделяет помещиков и чиновников от народа. Лично мне кажется, что неправильно толковать, будто все помещики и чиновники, да и сам Чичиков, и есть подлинные “мертвые души”. Так можно назвать из всех типов только Плюшкина, душа которого омертвела от жадности. Но и сам Гоголь поясняет, что подобное явление редко попадается на Руси.
    Само общество не видит странности, необычности, в конце концов ненормальности своего
    привычного образа жизни. Гоголь дает два угла зрения, два возможных восприятия
    устойчивого хода жизни. Одно изнутри — восприятие тех, кто привык к этой жизни и
    образует ее пласты, другое — автора, который видит все намного разностороннее,
    пытаясь найти способ пробудить людей.
    И вот, кажется, пробуждение готово произойти. Город узнает о том, что Чичиков скупал
    мертвые души.
    “Мертвые души” — произведение энциклопедическое по широте охвата жизненного материала. Это художественное исследование коренных проблем современной писателю общественной жизни. Здесь вскрыты ее самые острые социальные противоречия. В композиционном отношении главное место в поэме занимает изображение
    помещичьего и чиновничьего мира. Но идейным ее стержнем является мысль о трагической народной судьбе. Правда, “люди низкого класса” изображены не крупным планом и занимают в общей панораме событий скромное место.
    Великие произведения искусства становятся спутниками человечества. Они не знают
    старости и увядания. Каждая эпоха по-новому прочитывает эти произведения и всякий раз
    открывает в них что-то новое и очень важное для людей, помогающее глубже понимать
    прошлое и настоящее того мира, в котором они живут, то есть понимать жизнь в ее
    непрестанном историческом движении. “Мертвые души” принадлежат к числу таких
    произведений, глубина мысли, немеркнущая художественная красота, поэзия которых
    чрезвычайно дороги.
    ?

  4. 4
    Текст добавил: looking from the inside

    У каждого из нас есть любимые произведения. И я уже давно на свою «заветную полку» поставил поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души». О чем эта поэма? Что меня привлекает в ней?
    Поэма была задумана Гоголем как широкое эпическое полотно, в котором автор хотел правдиво отразить, как в чистом зеркале, живую современность.
    В поэме отразилась Россия первой трети XIX века — Россия того времени, когда царское правительство, расправившись с декабристами, с мечтами лучших людей страны о введении республиканского правления, усиленно создавало чиновничье-бю- рократический аппарат, когда пошли в гору напористые Чичиковы — дельцы-приобретатели, способные делать деньги из чего угодно.
    Поэма построена в форме путешествия и позволяет читателю заглянуть во все интересующие его детали. Предмет внимания — «господин средней руки».
    Гоголь сперва принимается за чиновничество. Каждый отдельный представитель этого класса предстает перед нами как существо неприглядное, безликое, невежественное, мелкое, трусливое и пустое. В массе же своей чиновники в России составляют решающую силу: связанные круговой порукой, они переиначили в своих интересах мораль и закон; на этой благодатной почве процветают взяточничество, подхалимство, пакостничество, кляузничество, отравляя все вокруг духом гниения. В образах же помещиков, нарисованных Гоголем живо и детально, обнаруживается замечательная хитрость автора: каждый из них по-своему жутко и смехотворно исказил, изуродовал человеческую природу. Люди не живут — лишь жалко существуют, не создавая истинных ценностей, поклоняясь ложным богам, не заботясь об оставляемом следе.
    Посмотрите, каков главный герой Павел Иванович Чичиков. Он самый мертвый из мертвых. Мошенник «с претензией», он не способен к созиданию, но любой ценой хочет достичь материального благополучия. Оказывается, он не менее деликатен, чем Манилов, способен копить более упорно, чем Коробочка, может кутнуть не хуже Ноздрева, а в умении «прилгнуть» далеко превзойти этого болтуна; он прижимист и деловит, как Собакевич, в бережливости не уступит Плюшкину той поры, когда тот еще был мудрым хозяином, и уж, безусловно, в искусстве брать взятки перещеголял Ивана Антоновича — «кувшинное рыло». Но есть черта в его характере, которая придает его свойствам новое значение и делает его первым лицом в галерее подлости. Какая? Поразительная гибкость, цепкость, приспособляемость к любым обстоятельствам.
    Образ каждого из помещиков, с которыми встречается Чичиков, обладает у Гоголя своей резко выраженной индивидуальностью. Сравнивая характеры помещиков, можно у каждого найти свои «преимущества» перед другими, но есть один признак, по которому эти образы выстраиваются по нисходящей: от одного к другому все гуще становится та их античеловеческая сущность, которую сам Гоголь назвал пошлостью холодных, раздробленных характеров. «…Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого», — писал он. Праздный и сладкий мечтатель Манилов, затрудняющийся найти слова и досказать то, что «варилось в его голове». В скорлупе своего вдовьего хозяйства живет бережливая, крохоборная, небогатая помещица Коробочка. Помещик Ноздрев — неудержимый враль, хвастун, драчун, герой ярмарочных кутежей. Ругателем, кулаком, обжорой изображен помещик Собакевич. Плюшкиным замыкается ряд помещиков, и этот характер раскрывается Гоголем в развитии. Вот как Гоголь показывает Плюшкина до того, как у него умерла жена и сбежала дочь: «А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. Все текло живо и совершалось размеренным ходом… везде во все входил зоркий взгляд хозяина…» А вот каким стал Плюшкин после смерти жены: «Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков… маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей… Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами… нельзя было докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук. Словом, если бы Чичиков встретил его… где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош… Но перед ним стоял не нищий, перед ним стоял помещик».
    Изображение жизни дореформенной России было бы, на мой взгляд, неполным, если бы Гоголь ограничился образами помещиков. В сюжет включена еще одна важная общественная сила — чиновничество. Чиновники ничем не отличаются от уездных помещиков. В их жизни царят та же продажность и тот же произвол, те же взяточничество, невежество, пошлость, пусто- мыслие и пустословие, мелочность интересов, погоня за развлечениями.
    Вот о каких людях рассказывает книга «Мертвые души», о которой современник Гоголя сказал: «Эта книга — горький упрек современной Руси, но не безнадежный, там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых навозных испарений, там он увидит удалую, полную сил национальность».
    С каким огромным внутренним подъемом говорит Гоголь о любви к Отчизне, которая необъятными просторами внушает ему уверенность в ее великом будущем.
    Мне, русскому человеку, дорого отношение русского писателя к Отечеству, его забота и боль о будущем Руси, вера в ее светлые, добрые начала. Каждому русскому человеку понятны, близки и дороги слова писателя: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ». И до глубины души трогают меня вдохновенные слова напутствия, обращенные к молодому поколению: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!» Таков Н.В. Гоголь — поистине великий человек, который, по словам И.С. Тургенева, «для нас… больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих». Вот поэтому я и отдаю ему огромную любовь свою, вот поэтому и стоит на полке среди любимых мною книг поэма «Мертвые души» — одна из вечных книг.

  5. Гоголь Н.В.

    Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской
    губернии в семье помещика. У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400
    душ крепостных. Отец писателя, В. А. Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при
    Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и
    женился на M. И. Косяровской (1791-1868), по преданию, первой красавице на
    Полтавщине.
    Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим
    выпускником А. С. Данилевским (1809-1888), едет в Петербург. Испытывая денежные
    затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные
    пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение “Италия”, а весной
    того же года под псевдонимом “В. Алов” Гоголь печатает “идиллию
    в картинах” “Ганц Кюхельгартен”. Поэма вызвала резкие и
    насмешливые отзывы Н. А. Полевого и позднее снисходительно-сочувственный отзыв
    О. М. Сомова (1830 г.), что усилило тяжелое настроение Гоголя.
    В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент
    государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С
    апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом,
    потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И.
    Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в
    “службе государственной”, но зато снабдило богатым материалом для
    будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование
    государственной машины.
    В этот период выходят в свет “Вечера на хуторе близ Диканьки”
    (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение.
    Верх гоголевской фантастики – “петербургская повесть”
    “Нос” (1835; опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск,
    предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и
    провинциальному и столичному миру выступала повесть “Тарас Бульба”,
    запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ (“казаки”),
    защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила,
    определяющая характер общеевропейской истории.
    Осенью 1835 г. он принимается за написание “Ревизора”, сюжет
    которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18
    января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина,
    П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене
    Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая – премьера
    в Москве, в Малом театре.
    В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей
    сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в
    Швейцарии, где принимается за продолжение “Мертвых душ”. Сюжет был
    также подсказан Пушкиным. Работа началась еще в 1835 г., до написания
    “Ревизора”, и сразу же приобрела широкий размах. В Петербурге
    несколько глав были прочитаны Пушкину, вызвав у него и одобрение и одновременно
    гнетущее чувство.
    В ноябре 1836 г. Гоголь переезжает в Париж, где знакомится с А.
    Мицкевичем. Здесь в  феврале 1837 г., в
    разгар работы над “Мертвыми душами”, он получает потрясшее его
    известие о гибели Пушкина. В приступе “невыразимой тоски” и горечи
    Гоголь ощущает “нынешний труд” как “священное завещание”
    поэта.
    В сентябре 1839 г. в сопровождении Погодина Гоголь приезжает в Москву и
    приступает к чтению глав “Мертвых душ” – вначале в доме Аксаковых,
    потом, после переезда в октябре в Петербург, у Жуковского, у Прокоповича в
    присутствии своих старых друзей. Всего прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий.
    В мае 1842 г. “Похождения Чичикова, или Мертвые души” вышли в
    свет.
    После первых, кратких, но весьма похвальных отзывов инициативу
    перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в карикатурности, фарсе и клевете
    на действительность. Позднее со статьей, граничившей с доносом, выступил
    Н.А.Полевой.
    Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842
    за границу. Перед отъездом он поручает Прокоповичу издание первого собрания
    своих сочинений. Лето Гоголь проводит в Германии, в октябре вместе с Н. М.
    Языковым переезжает в Рим. Работает над 2-м томом “Мертвых душ”,
    начатым, по-видимому, еще в 1840; много времени отдает подготовке собрания
    сочинений. “Сочинения Николая Гоголя” в четырех томах вышли в начале
    1843 г., так как цензура приостановила на месяц уже отпечатанные два тома.
    Трехлетие (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу
    – период напряженной и трудной работы над 2-м томом “Мертвых душ”.
    В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса.
    Писатель едет для отдыха и “восстановления сил” в Париж, но в марте
    возвращается во Франкфурт. Начинается полоса лечения и консультаций с
    различными медицинскими знаменитостями, переездов с одного курорта на другой ?
    то в Галле, то в Берлин, то в Дрезден, то в Карлсбад. В конце июня или в начале
    июля 1845 г., в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись
    2-го тома. Впоследствии (в “Четырех письмах к разным лицам по поводу
    “Мертвых душ” – “Выбранные места”) Гоголь объяснил этот шаг
    тем, что в книге недостаточно ясно были показаны “пути и дороги” к
    идеалу.
    Гоголь продолжает работать над 2-м томом, однако, испытывая
    возрастающие трудности, отвлекается на другие дела: составляет предисловие ко
    2-му издания поэмы (опубликовано в 1846 г.) “К читателю от
    сочинителя”, пишет “Развязку Ревизора” (опубликована 1856), в
    которой идея “сборного города” в духе теологической традиции (“О
    граде божием” Блаженного Августина) преломлялась в субъективную плоскость
    “душевного города” отдельного человека, что выдвигало на первый план
    требования духовного воспитания и совершенствования каждого.
    В 1847 г. в Петербурге были опубликованы “Выбранные места из
    переписки с друзьями”. Книга выполняла двоякую функцию – и объяснения,
    почему до сих пор не написан 2-й том, и некоторой его компенсации: Гоголь
    переходил к изложению своих главных идей – сомнение в действенной, учительской
    функции художественной литературы, утопическая программа выполнения своего
    долга всеми “сословиями” и “званиями”, от крестьянина до
    высших чиновников и царя.
    Выход “Выбранных мест” навлек на их автора настоящую
    критическую бурю. Все эти отклики настигли писателя в дороге: в мае 1847 г. он
    из Неаполя направился в Париж, затем в Германию. Гоголь не может прийти в себя
    от полученных “ударов”: “Здоровье мое… потряслось от этой для
    меня сокрушительной истории по поводу моей книги… Дивлюсь, сам, как я еще
    остался жив”.
    В октябре Гоголь приезжает в Одессу. Состояние его улучшается; он
    деятелен, бодр, весел; охотно сходится с актерами одесской труппы, которым он
    дает уроки чтения комедийных произв., с Л. С. Пушкиным, с местными
    литераторами. В марте 1851 г. покидает Одессу и, проведя весну и раннее лето в
    родных местах, в июне возвращается в Москву. Следует новый круг чтений 2-го
    тома поэмы; всего было прочитано до 7 глав. В октябре присутствует на
    “Ревизоре” в Малом театре, с С. В. Шумским в роли Хлестакова, и
    остается доволен спектаклем; в ноябре читает “Ревизора” группе
    актеров, в числе слушателей был и И. С. Тургенев.
    1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что 2-й том “совершенно
    окончен”. Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки
    нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н.
    М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает предчувствие близкой
    смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего
    писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. 7 февраля Гоголь
    исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го
    тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым
    редакциям; опубликованы в 1855 г.). 21 февраля утром Гоголь умер в своей
    последней квартире в доме Талызина в Москве.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
    http://russia.rin.ru/

  6. В 30-е годы прошлого века Россия после недавнего восстания декабристов переживала тяжелую пору николаевской реакции. В то время гонениям подвергались лучшие сыны Родины. С усилением самодержавного гнета в стране тесно связаны те изменения, которые произошли в русской литературе. На арену вышли бездарные писатели, создающие пошлые произведения. искажающие действительность, не дающие правильного представления о жизни русскою народа.
    И вот в эту пору появляется новый молодой писатель, обладающий ярким самобытным талантом — Николай Васильевич Гоголь. Великий сатирик начал свой творческий пуп> с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничто не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничтожество обывателей. “Миргород”, “Арабески”. “Ревизор”. “Женитьба”. “Нос”. “Мертвые души” — едкая сатира на существующую действительность. Гоголь стад первым из русских писателей, в творчестве которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл Гоголя главой новой реалистической школы: “Со времени выхода в свет “Миргорода” и “Ревизора” русская литература принята совершенно новое направление”. Критик считал, что “совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Он не льстит жизни, но клевещет на нее: он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает и ее безобразия”.
    Писатель-сатирик, обращаясь к “тени мелочей”, к “холодным, раздробленным, повседневным характерам”, должен обладать тонким чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к правде. Зная о трудном, суровом поприще писателя-сатирика. Гоголь все же не отрекся от нею и стал им, взяв девизом к своему творчеству следующие слова: “Кто же как ни автор, должен сказать святую правду!” Только истинный сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на свет горькую правду, чтобы содействовать своим творчеством расшатыванию крепостного строя, тем самым способствовать движению России вперед.
    Будучи человеком очень наблюдательным, еще в молодые годы, в Нежине, писатель имел возможность познакомиться с бытом и нравами провинциальных “существователей”, жизнь же в Петербурге расширила его представления о чиновничьем мире, о мире городских помещиков, о купцах и мещанах. И он во всеоружии приступил к созданию бессмертной комедии “Ревизор”. Идейно-художественное богатство комедии Гоголя состоит в широте охвата жизни общественных слоев России, показе типичных условий жизни той эпохи и необычайной силе типизации социальных характеров. Перед нами небольшой уездный город с характерными для него чертами жизни: произволом местных частей, отсутствием необходимого контроля за порядком, невежественностью его обывателей.
    Манера Гоголя — “собрать в одну кучу все дурное в России” и “разом надо всем посмеяться” — обнаруживается в этом гениальном произведении в полной мере. В образах чиновников и помещиков Гоголь бичует пошлость, дикость, взяточничество, казнокрадство, беспринципность, умственную пустоту и гниль дворянства. Перед нами проходят яркие образы “столпов города”, чинящих произвол и самодурство.
    Гоголь не вывел в своей комедии “положительною героя”. Положительным началом в “Ревизоре”, в котором воплотился высокий нравственный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал “смех” — единственное “честное лицо” в комедии. “Это был смех, — писал Гоголь, — который весь излетает из светлой природы человека… потому, что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы без проницаемой силы, которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так человека”.
    Сатирически изображая дворянство и чиновническое общество, никчемность их существования, паразитизм, Гоголь бесконечно любит родную страну и ее народ. Злая сатира служит именно этой великой любви. Порицая все дурное в общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят себе выхода в крепостнической Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о народе. Здесь уже нет отличающей сатиры, только проскальзывает грусть о некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. Писателю присущ оптимизм, он глубоко верит в светлое будущее России. По выражению Некрасова, Гоголь “проповедовал любовь враждебным словом отрицания”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *