Сочинение на тему читая лермонтова

12 вариантов

  1. Судьба Лермонтова похожа на легенду. Все необыкновенно в этой короткой, стремительной, вдохновенной и блистательной жизни. Вглядимся в портреты Лермонтова, в это неулыбчивое, сожженное внутренней тревогой лицо, в эти громадные, бездонные глаза. В них запечатлена тайна душевной жизни, и мы, как ни стараемся, не можем проникнуть в нее до конца. И лишь читая его произведения, мы можем узнать историю его души, понять его как поэта и человека.
    Раннее творчество Лермонтова еще не самостоятельно. Он увлекался Пушкиным и ученически подражал ему в своих стихах и поэмах. Вскоре его покорил Байрон, он влюбился в байроновских неукротимых героев с их бурными, мятежными страстями, с их пламенной жаждой свободы и подвига. Лермонтов находил сходство между собой и британским поэтом, и под впечатлением прочитанной биографии Байрона он писал:
    Я молод; но кипят на сердце звуки,
    И Байрона достигнуть я б хотел;
    У нас одна душа, одни и те же муки,—
    О, если б одинаков был удел!..
    Но вместе с тем, в юном Лермонтове уже просыпался могучий самобытный поэт. Многие из юношеских стихотворений Лермонтова поражают глубиной содержания и той силой, с которой удалось ему выразить свои мысли и настроения. Так, например, еще в пансионе была задумана и набросана поэма “Демон”. Он осознает, что у него свой путь:
    Нет, я не Байрон, я другой,
    Еще неведомый избранник,
    Как он, гонимый миром странник,
    Но только с русскою душой.
    Тревожит молодого Лермонтова судьба родины. Бесправие и нищета народа, томившегося в крепостной неволе, казарменно-полицейский режим, насаждавшийся самодержавием, посягательство на любое проявление независимой мысли, паразитизм верхушки дворянского общества — все это вызывало в Лермонтове чувство страстного негодования. Стихи его все больше проникаются вольнолюбивыми настроениями, бунтарским духом. Поэт называет себя “другом свободы” и пишет стихотворение “Жалобы турка”, в котором под Турцией подразумевается николаевская Россия:
    …Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
    Там за утехами несется укоризна,
    Там стонет человек от рабства и цепей!..
    Друг! Этот край… моя отчизна!
    Но особенно ярко выразился гений Лермонтова в его стихотворении “Смерть поэта”.
    Убит Пушкин! Эта мысль жжет и мучит поэта, заставляет его ясно и резко показать изнанку высшего общества, осветить все его темные углы. Миссия Пушкина, этого неповторимого гения, восставшего пророка, который призван “глаголом жечь сердца людей”, легла на плечи Лермонтова. Теперь он должен выступить как обличитель, как пророк.
    Но не только скорбь слышится в этом стихотворении. Это обличение, пощечина светскому обществу.
    …Вы, жадною толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!, —
    так Лермонтов бросает вызов приверженцам николаевской России, так начинает он свою открытую борьбу против них. Лермонтов все больше тяготится окружавшим его пустым, тщеславным и лживым светским обществом. На новогоднем балу в Благородном собрании в ночь на первое января 1840 года он дерзко обошелся с дочерьми Николая I, якобы не узнав их под масками. В одном из самых сильных своих стихотворений, написанных под впечатлением этого происшествия, поэт с полной откровенностью выразил владевшие им гневные чувства:
    …Как часто, пестрою толпою окружен,
    Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
    При шуме музыки и пляски,
    При диком шепоте затверженных речей
    Мелькают образы бездушные людей,
    Приличьем стянутые маски…
    О, как мне хочется смутить веселость их
    И бросить им в глаза железный стих,
    Облитый горечью и злостью!
    Лермонтов обличал не только людей “завистливого и душного света”, но и часть дворянской интеллигенции, неспособной служить обществу. Оценку ей он дал в своем стихотворении “Думы” — поэтической, чистосердечной и печальной исповеди. В этом стихотворении он осуждает поколение 30-х годов:
    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее — иль пусто, иль темно,
    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно…
    Встречаясь с ссыльными декабристами, поэт видел, что многие из них отказались от дальнейшей борьбы и примирились с действительностью о Лермонтов называет отказ от борьбы “поздним умом”. С грустью он замечает, что его современники, усвоив этот “поздний ум”, живут и старятся в бездействии, без всякой цели:
    К добру и злу постыдно равнодушны,
    В начале поприща мы вянем без борьбы,
    Перед опасностью позорно малодушны,
    И перед властию — презренные рабы.
    Заканчивает он свое стихотворение убийственным выводом, беспристрастной оценкой жизни его поколения:
    Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдем без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда…
    Видя свое поколение в истинном свете, Лермонтов определяет свое предназначение в обществе:
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья…
    Но на эти ученья свет ответил выстрелом в сердце поэта. Пуля светского прощелыги оборвала жизнь Лермонтова на самом подъеме: неполных двадцать семь лет — это трагически мало даже для гения!
    Но и за эти двадцать семь лет Лермонтов, подобно Пушкину, стал “вечным спутником” для каждого, кому дорога родина, ее история, ее язык, ее будущее. Как все великое, благородное и прекрасное, поэзия Лермонтова бессмертна.

  2. Первую половину девятнадцатого века называют «золотым веком» русской культуры. В этот период творили многие поэты и писатели, относимые сегодня к разряду классиков. Но Пушкин и Лермонтов занимают среди них особое место.
    Михаила Юрьевича Лермонтова принято называть преемником Пушкина. Однако не верно считать, что их идеи, взгляд на мир, отношение к нему полностью совпадают. Пушкин, даже подмечая несовершенства окружающей действительности, не отделял себя от неё, он пребывал в некой гармонии с ней. В творчестве Лермонтова преобладающим мотивом является мотив одиночества, тоски и изгнанничества. Только в общении с природой он находит успокоение. Ярким примером тому служит стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…».
    Тема одиночества, разлада с миром людей проходит сквозной нитью через все творчество поэта. Впервые появившись в ранних стихах («Один среди людского шума», 1830), она остается ведущей и в позднем творчестве («Выхожу один я на дорогу…», 1841).
    Своеобразным продолжением темы одиночества является тема смерти. Устав от своих душевных терзаний, лирический герой Лермонтова начинает искать смерти, порой даже бросая вызов Создателю. Как, например, в стихотворении «Благодарность», 1840 года. Лирический герой обращается к Богу, но его слова вместо заявленной благодарности полны едкой иронии. В финальных же строках звучит прямой вызов.
    Отказываясь от Бога, Лермонтов фокусирует свое внимание на образе Демона, который становится центральным и в лирических стихотворениях, и в одной из романтических поэм.
    В заключение хотелось бы сказать несколько слов о значении творчества Лермонтова для русской литературы. Он был во многом новатором. Так, мотив вызова, брошенного Богу, впоследствии использовал Достоевский при создании образа Ивана Карамазова. А после него многие писатели двадцатого века. Изображение войны глазами простого солдата (прием, использованный в «Бородино») стало обычным явлением в литературе более позднего периода, в частности, в романе Толстого «Война и мир» и произведениях о Великой Отечественной войне. А что стоит его психологизм, положенный в основу создания образа Печорина?! Вся литература второй половины ХIХ буквально училась на примере творчества Лермонтова.

  3. Судьба Лермонтова похожа на легенду. Все необыкновенно в этой короткой,
    стремительной, вдохновенной и блистательной жизни. Вглядимся в портреты
    Лермонтова, в это неулыбчивое, сожженное внутренней тревогой лицо, в эти громадные,
    бездонные глаза. В них запечатлена тайна душевной жизни, и мы, как ни стараемся, не
    можем проникнуть в нее до конца. И лишь читая его произведения, мы можем узнать
    историю его души, понять его как поэта и человека.
    Раннее творчество Лермонтова еще не самостоятельно. Он увлекался Пушкиным и
    ученически подражал ему в своих стихах и поэмах. Вскоре его покорил Байрон, он
    влюбился в байроновских неукротимых героев с их бурными, мятежными страстями, с их
    пламенной жаждой свободы и подвига. Лермонтов находил сходство между собой и
    британским поэтом, и под впечатлением прочитанной биографии Байрона он писал:
    “Я молод; но кипят на сердце звуки,
    И Байрона достигнуть я б хотел;
    У нас одна душа, одни и те же муки,—
    О, если б одинаков был удел!..”
    Но вместе с тем, в юном Лермонтове уже просыпался могучий самобытный поэт. Многие из юношеских стихотворений Лермонтова поражают глубиной содержания и той силой, с
    которой удалось ему выразить свои мысли и настроения. Так, например, еще в пансионе
    была задумана и набросана поэма “Демон”. Он осознает, что у него свой путь:
    “Нет, я не Байрон, я другой,
    Еще неведомый избранник,
    Как он, гонимый миром странник,
    Но только с русскою душой”.
    Тревожит молодого Лермонтова судьба родины. Бесправие и нищета народа, томившегося в крепостной неволе, казарменно –по лицейский режим, насаждавшийся самодержавием, посягательство на любое проявление независимой мысли, паразитизм верхушки дворянского общества — все это вызывало в Лермонтове чувство страстного негодования.
    Стихи его все больше проникаются вольнолюбивыми настроениями, бунтарским духом. Поэт называет себя “другом свободы” и пишет стихотворение “Жалобы турка”, в
    котором под Турцией подразумевается николаевская Россия:
    “…Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
    Там за утехами несется укоризна,
    Там стонет человек от рабства и цепей!..
    Друг! Этот край… моя отчизна!”
    Но особенно ярко выразился гений Лермонтова в его стихотворении “Смерть поэта”.
    Убит Пушкин! Эта мысль жжет и мучит поэта, заставляет его ясно и резко показать изнанку высшего общества, осветить все его темные углы. Миссия Пушкина, этого неповторимого гения, восставшего пророка, который призван “глаголом жечь сердца людей”, легла на плечи Лермонтова. Теперь он должен выступить как обличитель, как
    пророк.
    Но не только скорбь слышится в этом стихотворении. Это обличение, пощечина
    светскому обществу.
    “…Вы, жадною толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!”, —
    Так Лермонтов бросает вызов приверженцам николаевской России, так начинает он свою
    открытую борьбу против них. Лермонтов все больше тяготится окружавшим его пустым,
    тщеславным и лживым светским обществом. На новогоднем балу в Благородном собрании в ночь на первое января 1840 года он дерзко обошелся с дочерьми Николая I, якобы не
    узнав их под масками. В одном из самых сильных своих стихотворений, написанных
    под впечатлением этого происшествия, поэт с полной откровенностью выразил владевшие им гневные чувства:
    “…Как часто, пестрою толпою окружен,
    Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
    При шуме музыки и пляски,
    При диком шепоте затверженных речей
    Мелькают образы бездушные людей,
    Приличьем стянутые маски…
    О, как мне хочется смутить веселость их
    И бросить им в глаза железный стих,
    Облитый горечью и злостью!”
    Лермонтов обличал не только людей “завистливого и душного света”, но и часть дворянской интеллигенции, неспособной служить обществу. Оценку ей он дал в своем
    стихотворении “Думы” — поэтической, чистосердечной и печальной исповеди. В этом
    стихотворении он осуждает поколение 30-х годов:
    “Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее — иль пусто, иль темно,
    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно”
    Встречаясь с ссыльными декабристами, поэт видел, что многие из них отказались от дальнейшей борьбы и примирились с действительностью о Лермонтов называет отказ от борьбы “поздним умом”. С грустью он замечает, что его современники, усвоив этот “поздний ум”, живут и старятся в бездействии, без всякой цели:
    “К добру и злу постыдно равнодушны,
    В начале поприща мы вянем без борьбы,
    Перед опасностью позорно малодушны,
    И перед властию — презренные рабы”
    Заканчивает он свое стихотворение убийственным выводом, беспристрастной оценкой жизни его поколения:
    “Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдем без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда”
    Видя свое поколение в истинном свете, Лермонтов определяет свое предназначение в обществе:
    “Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья…”
    Но на эти ученья свет ответил выстрелом в сердце поэта. Пуля светского прощелыги оборвала жизнь Лермонтова на самом подъеме: неполных двадцать семь лет — это трагически мало даже для гения!
    Но и за эти двадцать семь лет Лермонтов, подобно Пушкину, стал “вечным спутником” для каждого, кому дорога родина, ее история, ее язык, ее будущее. Как все великое,
    благородное и прекрасное, поэзия Лермонтова бессмертна.

  4. У каждого человека есть свой любимый поэт, стихи которого могут поддержать в трудные минуты, помочь преодолеть в себе слабость, ободрить, подсказать. Для меня таким поэтом является М. Ю. Лермонтов. Именно он умеет найти слова, помогающие лучше понять, что же творится у меня в душе, что происходит вокруг и как мне поступить в ситуациях, кажущихся безвыходными.
    Как часто бывает грустно и тоскливо от мысли, что нет рядом ни одного человека, который мог и хотел бы понять тебя, принять таким, какой ты есть. Но читаешь стихи М. Ю. Лермонтова — и вас становится уже двое, а значит, есть еще люди, умеющие понять и разделить твое состояние, просто ты их не замечаешь. Значит, все дело не в окружающих, а в тебе самом.
    Когда я беру в руки книгу стихотворений М. Ю. Лермонтова, я погружаюсь в совершенно особый мир, волнующий и зовущий. Это происходит потому, что произведения поэта не поучают, не успокаивают, а пробуждают все чувства.
    Герои произведений М. Ю. Лермонтова сильны, целеустремленны, обладают сильной волей и верны своим идеалам. Мне бы тоже хотелось выработать в себе эти качества, чтобы не бояться нового и трудностей, чтобы искать и находить, бороться за достижение целей.
    Михаил Юрьевич Лермонтов по праву вошел в число великих русских поэтов. Образы, созданные поэтом, со временем не тускнеют и продолжают волновать сердца все новых и новых поколений людей.
    Но у каждого человека есть свой, любимый и близкий именно ему Лермонтов. Одни видят в нем прежде всего певца родины, прославляющего «ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее подобные морям». Другие воспринимают поэта как юношу, печально и задумчиво смотрящего вдаль, которому «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Кому-то дорог и близок Лермонтов — мятежный автор «Паруса», который, как и его лирический герой, сам просит бури, бесстрашно рвется навстречу бушующей стихии. И все они правы. В стихотворениях поэта звучат мужество и грусть, жажда свободы и ощущение ее недостижимости, предчувствие утрат, любовь к родине и родной природе. Его произведения многообразны по Сочинение на темутике, настроению, жанрам. Однако все они объединены особым голосом, особой интонацией и мелодикой, отличающей Лермонтова от других поэтов. Автор словно вовлекает читателя в свои размышления, раскрывает перед ним самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души. Искренний голос поэта очаровывает, волнует нас, заставляет сопереживать его чувствам и мыслям, обогащает наш внутренний мир.
    Мне более всего близок Лермонтов — певец прекрасной природы. Его стихотворения, посвященные природе, также различаются между собой. Мы видим мир природы во всех его проявлениях, в его движении и изменении, мир, живущий собственной, интересной и загадочной жизнью. Это идеальный мир, созданный мечтой поэта, избавленный от зла и несправедливости. Природу поэт воспринимает как источник прекрасного, воплощение гармонии и красоты. И в то же время автор наполняет свои пейзажи размышлениями о проблемах общественной и личной жизни.
    В пейзажной лирике Лермонтова мы встречаем различные, постоянно изменяющиеся настроения. Здесь и осенняя грусть, и сожаление об уходящем лете с его радостями и светом. Поэтому в осенние картины проникают печальные нотки: мы видим «пожелтевшие листья», и «мрачную зелень елей», и «тусклый месяц», проглядывающий сквозь туман. В глубокой задумчивости «тихонько плачет» одинокий старый утес, грустя о золотой тучке, умчавшейся поутру вдаль. Но стоит перелистнуть страничку, и вот уже «свежий лес шумит при звуке ветерка», и «ландыш серебристый приветливо кивает головой», и «студеный ключ играет по оврагу». И совсем другие чувства охватывают нас. Вместо грусти приходит радость от созерцания окружающей красоты, забываются все тревоги и волнения.
    Различны и сами пейзажи, которые рисует перед нами Лермонтов. Мы словно видим в них разные страны и континенты, интересные своей неповторимостью, имеющие свои особенные черты. Вот «вокруг лесистых гор» Кавказа «дикой пеленой» вьется туман и «река журчит одна». Или предстает перед нами одиноко растущая на диком севере сосна, «одета, как ризой», сыпучим снегом. И мечтает она о «крае, где солнца восход». В пустынных степях Аравии, под знойными лучами палящего солнца, стоят «три гордые пальмы». И под ними «из почвы бесплодной» пробивается родник, журча студеной водой. А вот, посреди голубой глади, «в тумане моря» белеет одинокий парус, под золотым лучем солнца стремящийся к неведомой стране.
    Трудно передать те чувства, которые испытываешь, читая стихотворения поэта. Невероятно богатство и разнообразие его пейзажей и тех мыслей и эмоций, которыми они наполнены. Можно „ долго спорить о том, какой же он на самом деле — великий Лермонтов. И трудно найти однозначный ответ. Ведь для каждого человека он свой — любимый и близкий именно ему, волнующий и неповторимый. И это, мне кажется, главная особенность лирики Лермонтова — передавать минутные настроения, и глубокие размышления. Грустить и радоваться, постоянно меняться, каждую минуту быть другим, но всегда говорить правду о том, что на душе.

  5. Судьба Лермонтова похожа на легенду. Все необыкновенно в этой короткой,
    стремительной, вдохновенной и блистательной жизни. Вглядимся в портреты
    Лермонтова, в это неулыбчивое, сожженное внутренней тревогой лицо, в эти громадные,
    бездонные глаза. В них запечатлена тайна душевной жизни, и мы, как ни стараемся, не
    можем проникнуть в нее до конца. И лишь читая его произведения, мы можем узнать
    историю его души, понять его как поэта и человека.
    Раннее творчество Лермонтова еще не самостоятельно. Он увлекался Пушкиным и
    ученически подражал ему в своих стихах и поэмах. Вскоре его покорил Байрон, он
    влюбился в байроновских неукротимых героев с их бурными, мятежными страстями, с их
    пламенной жаждой свободы и подвига. Лермонтов находил сходство между собой и
    британским поэтом, и под впечатлением прочитанной биографии Байрона он писал:
    “Я молод; но кипят на сердце звуки,
    И Байрона достигнуть я б хотел;
    У нас одна душа, одни и те же муки,—
    О, если б одинаков был удел!..”
    Но вместе с тем, в юном Лермонтове уже просыпался могучий самобытный поэт. Многие из юношеских стихотворений Лермонтова поражают глубиной содержания и той силой, с
    которой удалось ему выразить свои мысли и настроения. Так, например, еще в пансионе
    была задумана и набросана поэма “Демон”. Он осознает, что у него свой путь:
    “Нет, я не Байрон, я другой,
    Еще неведомый избранник,
    Как он, гонимый миром странник,
    Но только с русскою душой”.
    Тревожит молодого Лермонтова судьба родины. Бесправие и нищета народа, томившегося в крепостной неволе, казарменно –по лицейский режим, насаждавшийся самодержавием, посягательство на любое проявление независимой мысли, паразитизм верхушки дворянского общества — все это вызывало в Лермонтове чувство страстного негодования.
    Стихи его все больше проникаются вольнолюбивыми настроениями, бунтарским духом. Поэт называет себя “другом свободы” и пишет стихотворение “Жалобы турка”, в
    котором под Турцией подразумевается николаевская Россия:
    “…Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
    Там за утехами несется укоризна,
    Там стонет человек от рабства и цепей!..
    Друг! Этот край… моя отчизна!”
    Но особенно ярко выразился гений Лермонтова в его стихотворении “Смерть поэта”.
    Убит Пушкин! Эта мысль жжет и мучит поэта, заставляет его ясно и резко показать изнанку высшего общества, осветить все его темные углы. Миссия Пушкина, этого неповторимого гения, восставшего пророка, который призван “глаголом жечь сердца людей”, легла на плечи Лермонтова. Теперь он должен выступить как обличитель, как
    пророк.
    Но не только скорбь слышится в этом стихотворении. Это обличение, пощечина
    светскому обществу.
    “…Вы, жадною толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!”, —
    Так Лермонтов бросает вызов приверженцам николаевской России, так начинает он свою
    открытую борьбу против них. Лермонтов все больше тяготится окружавшим его пустым,
    тщеславным и лживым светским обществом. На новогоднем балу в Благородном собрании в ночь на первое января 1840 года он дерзко обошелся с дочерьми Николая I, якобы не
    узнав их под масками. В одном из самых сильных своих стихотворений, написанных
    под впечатлением этого происшествия, поэт с полной откровенностью выразил владевшие им гневные чувства:
    “…Как часто, пестрою толпою окружен,
    Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
    При шуме музыки и пляски,
    При диком шепоте затверженных речей
    Мелькают образы бездушные людей,
    Приличьем стянутые маски…
    О, как мне хочется смутить веселость их
    И бросить им в глаза железный стих,
    Облитый горечью и злостью!”
    Лермонтов обличал не только людей “завистливого и душного света”, но и часть дворянской интеллигенции, неспособной служить обществу. Оценку ей он дал в своем
    стихотворении “Думы” — поэтической, чистосердечной и печальной исповеди. В этом
    стихотворении он осуждает поколение 30-х годов:
    “Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее — иль пусто, иль темно,
    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно”
    Встречаясь с ссыльными декабристами, поэт видел, что многие из них отказались от дальнейшей борьбы и примирились с действительностью о Лермонтов называет отказ от борьбы “поздним умом”. С грустью он замечает, что его современники, усвоив этот “поздний ум”, живут и старятся в бездействии, без всякой цели:
    “К добру и злу постыдно равнодушны,
    В начале поприща мы вянем без борьбы,
    Перед опасностью позорно малодушны,
    И перед властию — презренные рабы”
    Заканчивает он свое стихотворение убийственным выводом, беспристрастной оценкой жизни его поколения:
    “Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдем без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда”
    Видя свое поколение в истинном свете, Лермонтов определяет свое предназначение в обществе:
    “Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья…”
    Но на эти ученья свет ответил выстрелом в сердце поэта. Пуля светского прощелыги оборвала жизнь Лермонтова на самом подъеме: неполных двадцать семь лет — это трагически мало даже для гения!
    Но и за эти двадцать семь лет Лермонтов, подобно Пушкину, стал “вечным спутником” для каждого, кому дорога родина, ее история, ее язык, ее будущее. Как все великое,
    благородное и прекрасное, поэзия Лермонтова бессмертна.
    ?

  6. Михаил Юрьевич Лермонтов по праву вошел в число великих русских поэтов. Образы, созданные поэтом, со временем не тускнеют и продолжают волновать сердца все новых и новых поколений людей.
    Но у каждого человека есть свой, любимый и близкий именно ему Лермонтов. Одни видят в нем прежде всего певца родины, прославляющего “ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее подобные морям”. Другие воспринимают поэта как юношу, печально и задумчиво смотрящего вдаль, которому “некому руку подать в минуту душевной невзгоды”. Кому-то дорог и близок Лермонтов — мятежный автор “Паруса”, который, как и его лирический герой, сам просит бури, бесстрашно рвется навстречу бушующей стихии. И все они правы. В стихотворениях поэта звучат мужество и грусть, жажда свободы и ощущение ее недостижимости, предчувствие утрат, любовь к родине и родной природе. Его произведения многообразны по тематике, настроению, жанрам. Однако все они объединены особым голосом, особой интонацией и мелодикой, отличающей Лермонтова от других поэтов. Автор словно вовлекает читателя в свои размышления, раскрывает перед ним самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души. Искренний голос поэта очаровывает, волнует нас, заставляет сопереживать его чувствам и мыслям, обогащает наш внутренний мир.
    Мне более всего близок Лермонтов — певец прекрасной природы. Его стихотворения, посвященные природе, также различаются между собой. Мы видим мир природы во всех его проявлениях, в его движении и изменении, мир, живущий собственной, интересной и загадочной жизнью. Это идеальный мир, созданный мечтой поэта, избавленный от зла и несправедливости. Природу поэт воспринимает как источник прекрасного, воплощение гармонии и красоты. И в то же время автор наполняет свои пейзажи размышлениями о проблемах общественной и личной жизни.
    В пейзажной лирике Лермонтова мы встречаем различные, постоянно изменяющиеся настроения. Здесь и осенняя грусть, и сожаление об уходящем лете с его радостями и светом. Поэтому в осенние картины проникают печальные нотки: мы видим “пожелтевшие листья”, и “мрачную зелень елей”, и “тусклый месяц”, проглядывающий сквозь туман. В глубокой задумчивости “тихонько плачет” одинокий старый утес, грустя о золотой тучке, умчавшейся поутру вдаль. Но стоит перелистнуть страничку, и вот уже “свежий лес шумит при звуке ветерка”, и “ландыш серебристый приветливо кивает головой”, и “студеный ключ играет по оврагу”. И совсем другие чувства охватывают нас. Вместо грусти приходит радость от созерцания окружающей красоты, забываются все тревоги и волнения.
    Различны и сами пейзажи, которые рисует перед нами Лермонтов. Мы словно видим в них разные страны и континенты, интересные своей неповторимостью, имеющие свои особенные черты. Вот “вокруг лесистых гор” Кавказа “дикой пеленой” вьется туман и “река журчит одна”. Или предстает перед нами одиноко растущая на диком севере сосна, “одета, как ризой”, сыпучим снегом. И мечтает она о “крае, где солнца восход”. В пустынных степях Аравии, под знойными лучами палящего солнца, стоят “три гордые пальмы”. И под ними “из почвы бесплодной” пробивается родник, журча студеной водой. А вот, посреди голубой глади, “в тумане моря” белеет одинокий парус, под золотым лучом солнца стремящийся к неведомой стране.
    Трудно передать те чувства, которые испытываешь, читая стихотворения поэта. Невероятно богатство и разнообразие его пейзажей и тех мыслей и эмоций, которыми они наполнены. Можно долго спорить о том, какой же он на самом деле — великий Лермонтов. И трудно найти однозначный ответ. Ведь для каждого человека он свой — любимый и близкий именно ему, волнующий и неповторимый. И это, мне кажется, главная особенность лирики Лермонтова — передавать минутные настроения, и глубокие размышления. Грустить и радоваться, постоянно меняться, каждую минуту быть другим, но всегда говорить правду о том, что на душе.

  7. 7
    Текст добавил: Осторожно я кусаюсь

    С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, с его произведениями мы впервые знакомимся в пятом классе. Тогда начинают изучение творчества Лермонтова с небольших стихотворений, доступных в понимании для столь раннего возраста.
    Одним из самых первых его стихотворений, заученных мною наизусть, был “Парус”. Я была еще ребенком и не совсем понимала смысл этого стихотворения. Мне просто представлялся “парус одинокий”, плывущий “в тумане моря голубом”.
    Позже, в классе восьмом, я познакомилась с поэмой “Мцыри”. Это произведение оставило большой след в моей душе. Я не могла налюбоваться природой Кавказа, так чудесно изображенной Лермонтовым. Да и сам смысл поэмы! Поэт, как, никто другой, показал несчастную жизнь юноши-горца в монастыре. А ведь Лермонтов олицетворил себя в этом герое! Свою жизнь! ведь жизнь в России при самодержавии для него то же самое, что для Мцыри — монастырь.
    Теперь мы вновь изучаем лирику М. Ю. Лермонтова, но более подробно и глубоко. Сейчас я его произведения понимаю уже не так, как в пятом классе. Возьмем тот же “Парус”. Ведь раньше я даже не обращала внимания на две последние строчки:
    А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бурях есть покой!
    Сейчас все изменилось. Лирический герой Лермонтова не может жить спокойно. А он и есть сам поэт. Лермонтов не может быть невозмущенным, видя безобразия в стране. Он хочет бороться и призывает всех к этому в своем стихотворении.
    Сейчас рассмотрим еще несколько наиболее запомнившихся мне лирических произведений М. Ю. Лермонтова. Во-первых, это “Смерть поэта”, посвященное А. С. Пушкину. Оно вобрало в себя раздумье, и переживания поэта, поэтому мы видим стремительное внутреннее развитие произведения. Лермонтов нам показал, за что погиб, точнее за что был убит его предшественник — великий гений русской поэзии:
    Не вынесла душа поэта
    Позора мелочных обид,
    Восстал он против мнений света
    Один, как прежде… и убит!
    Но больше всего впечатляет финал стихотворения, последние шестнадцать строк. Они напоминают страстную, грозную и гневную ораторскую речь. Здесь мы видим прямое обвинение палачам, толпящимся у трона, предсказание близкого суда над ними:
    Но есть и божий суд, наперстянки разврата!
    Есть грозный суд; он ждет,
    Он не доступен звону злата,
    И мысли и дела он знает наперед.
    Это стихотворение безоговорочно можно отнести к “железному стиху” М. Ю. Лермонтова.
    Но поэт писал произведения не только на такую тему. У него мы также видим стихотворения о Родине, Отечестве и Славе. Самым знаменитым таким произведением у Лермонтова является стихотворение “Родина”.
    Поэт сам называет любовь к России “странною”. С одной стороны, ощущается понимание и признание ее истории, ее “славы, купленной кровью”, “темной старины заветных преданий”. С другой — глубинная нежность к русской земле. Стихотворение посвящено именно этой сердечной привязанности, тому, без чего не существует подлинной связи с отчизной.
    С удивительной точностью М. Ю. Лермонтов передал могучие масштабы России. Мы аидим “лесов безбрежных колыханье”, “разливы рек, подобные морям”.
    У Лермонтова есть и стихотворния о любви. Но это не та любовь, которая была у Пушкина. У него было разочарование в этом чувстве, и поэт остается гордым, он не пресмыкается перед отвергнувшей его любовь. В одном из своих стихотворений Лермонтов пишет: “Я не унижусь пред тобою…”
    И последнее стихотворение, о котором я хотела бы рассказать, — “Дума”. Само название говорит о том, что здесь выражаются разные времена жизни: прошлое, настоящее и будущее. Главная часть стихотворения отражает настоящее состояние лермонтовского поколения. Неоднократно поэт вызывает к памяти и образы отцов: “Богаты мы ошибками отцов и поздним их умом”.
    Лермонтов с горечью показывает насколько несостоятельно, бездеятельно и лениво поколение его современников:
    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее — иль пусто, иль темно,
    Меж тем под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно.
    Поэт негодует и сокрушается о косности и душевной ленности соотечественников, он видит, что даже искусство не нужно людям, что даже оно никакой пользы в их развитии не приносит:
    Мечты поэзии, сознания искусства
    Восторгом сладостным наш ум не шевелит…
    Указывая на пороки своего поколения, Лермонтов мечтает об их искоренении и силой своего поэтического таланта призывает к этому современников. В конце своего стихотворения, раздумывая о грядущем, М. Ю. Лермонтов предостерегает людей о забвении в потомках:
    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
    Потомок оскорбит презрительным стихом…
    Лермонтовская “Дума” проникнута высоким пафосом гражданственности, болью за судьбы Отечества и является горячим призывом к пробуждению, к деятельности во славу и спасения России. Я очень люблю поэзию Лермонтова и часто перечитываю его стихи. Ни одно из них не оставляет равнодушным, они полны чувств и мыслей, и всегда помогают мне радоваться в собственных переживаниях и сомнениях.

  8. Конечно, в поэзии Лермонтова поднимается тема взаимопонимания поэта и толпы, а вернее, отсутствия того самого взаимопонимания. Произведение «Нет, я не Байрон…» раскрывает общее между английским поэтом и самим Лермонтовым, в «Смерти поэта» автор заступается за Пушкина, обвиняя общество в том, что оно погубило поэта. Все эти стихотворения открыто заявляют о творческом кредо поэта, и о том, как необходимо проникаться чужими чувствами, потому и остаются в сердцах читателей.
    У Лермонтова действительно множество замечательных стихотворений. Например, в знаменитом произведении «И скучно, и грустно» автор рассуждает о вечных проблемах, поэтому философская лирика поэта заслуживает отдельного внимания.
    Однако лично меня ни что лермонтовское так не вдохновляет, как его стихи о любви. Казалось бы, это банально, но все-таки удивительно, как поэт, славившийся одновременно великим талантом и сложным характером, изливал свои чувства в лирике. Его боль передается во многих стихотворениях, и заметно, как от самого прекрасного чувства на земле автор мучительно страдал. Для себя я выделила два любимых любовных стихотворения: «Я не унижусь пред тобой», в котором выражается отчаяние лирического героя, и «Нищий», где свои чувства автор сравнивает с ощущениями бедняка, «просящего подаянья». И в том, и в другом произведении избранница жестока по отношению к нему, а его боль так тонко передается нам сквозь строки ямба.

  9. План
    1. Творения Лермонтова разнообразны и многогранны.
    2. «Ашик-Кериб» – южная история о любви.
    3. Лермонтов – поэт с трагической судьбой.
    Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт и писатель, проживший совсем небольшую жизнь, оставил значительный след в литературе в виде прекрасных произведений. Он стал известен в России после гибели Пушкина, благодаря быстро распространившемуся в литературных кругах рукописному стихотворению «Смерть поэта». А уже следующим произведением – «Бородино» автор заявил о себе как о талантливом поэте и начал систематически печататься в издательствах.
    Одним из самых плодотворных творческих периодов в жизни поэта-писателя можно назвать время, проведенное на Кавказе. Юный Лермонтов, будучи сосланным на Кавказ за стихотворение, посвященное смерти Пушкина, написал турецкую сказку «Ашик-Кериб». Эта романтическая история любви молодых людей была навеяна местными легендами и кавказским фольклором. Красивую сказку о Магуль–Мегери и Ашик-Керибе, переведенную на разные языки и сегодня читают потомки, представляя колоритные пейзажи с хрустально-чистыми реками и седыми горными вершинами.
    Изучая его поэзию и прозу, не перестаешь удивляться и восхищаться гением молодого человека. Сколько замечательных стихотворений и повестей было написано Лермонтовым! Ведь судьбой ему было отмерен совсем небольшой и промежуток, но зато яркий, мистический и творчески наполненный.

    Мой Лермонтов сочинение 9 класс

    План
    1.Лиризм поэзии Лермонтова
    2.Лермонтов – мастер эпитета.
    3.Захватывающая сила эмоций в стихах поэта о природе.
    Михаил Юрьевич – автор-романтик, автор – драматург. Матушка природа наделила его страстями, его произведения наполнены романтизмом, музыкальностью и лиризмом: «…Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез…» («Ангел») Лермонтов относился к тем творческим счастливчикам, умеющим посредством рифмы и прозы передавать душевные переживания, живые разговоры.
    Тончайшими художественными мазками поэт рисовал литературные портреты и образы. «Музыка сердца» руководила гениальным автором: «…Стихов неведомых задумчивое пенье, Тебя, забывчивый, но незабвенный друг…» («Демон») Во многих стихотворениях поэта богато описана природа, она прекрасна и гармонична, она свободна и вечна. Но Лермонтову жить «трудно», оттого, что ему нет «свободы и покоя» и он хотел бы соединиться с природой, с вечностью: «…Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел».
    Природа у Лермонтова загадочна и переменчива, она живет и угасает, Читая его стихи о природе, окунаешься в «студеную воду», погружаешься в прохладную тень или идешь по земле, усыпанной золотыми листьями, грустишь и радуешься вместе с автором.

    Мой Лермонтов сочинение 10 класс

    1.План Одиночество – удел гения.
    2.Душевные терзания поэта.
    3.Произведения Лермонтова бессмертны.
    У каждого автора, будь он поэтом или писателем, композитором или художником есть произведения, отражающие его мировоззрение. Читая Лермонтова, особенно позднего, складывается впечатление, что его произведения пронизаны чувством одиночества. Это отражено в лирических стихах о природе: «пальма – одна», «утес одиноко стоит», «белеет парус одинокий»; и в прозе: Печорин – одиночка-индивидуалист, презирающий и невоспринимающий внешний мир.
    Рисуя своего « Героя», автор уже не романтически настроенный юноша, он изображает жизнь такой, какой она является в действительности. «Выхожу один я на дорогу…» – одно из последних произведений Лермонтова. Оно пронизано усталостью, размышлениями о смерти – « я хотел навеки так заснуть». Это стихотворение – своеобразный и по случайности – своевременный итог жизни и творчества гения-одиночки. Поэт не удовлетворен, ничего его не радует: « уж не жду от жизни ничего я». Почему двадцатишестилетний человек так рассуждает?
    Лермонтов – умнейшая личность, получившая прекрасное образование и наделенная страстями. Он и литературный автор, и художник, неплохо пишущий лица и пейзажи с натуры и по памяти. Также Лермонтов чрезвычайно музыкален: он владел несколькими инструментами: умел играть на фортепьяно, скрипке и флейте, сочинял музыку и пел. Но он не мог найти родственную душу, его терзали душевные переживания, тревоги. Такой человек, как М.Ю. Лермонтов, отличавшийся незаурядным умом и независимыми суждениями зачастую одинок в жизни.
    Мир для него – пустыня, а он в ней – одинокий странник. Ему тесно в рамках общества, где он не может быть до конца понят и принят. Возможно, он намеренно держал дистанцию между собой и внешним миром, мистически предвидя свой скорый трагический конец. Лермонтову было дано судьбой величайшее драматическое дарование. Его бессмертные произведения полны поэтической силой и мастерски написанными образами покоряют поколения за поколениями, которые не перестают восхищаться блестящим талантом вечно молодого гения.

  10. Сочинение Иванова Павла (6 класс) на тему:
    «Мой Лермонтов»
    Лермонтов, как и Пушкин ,входит в нашу жизнь и с детства сопровождает нас на всех жизненных дорогах. Литературное наследие писателя велико и многогранно. Меня, например, восхищают стихотворения М. Ю. Лермонтова, их тематика разнообразна: жизни и смерти, добра и зла, небесного и земного. Но, на мой взгяд , по -особенному в его творчестве звучит тема Родины.
    У каждого человека есть родина, но это понятие настолько широко, что каждый определяет его по-своему .Прочитав стихотворение «Тучи», я подумал, что для поэта понятие родина было не просто словом. В своих стихотворениях М. Ю. Лермонтов предстает перед нами как настоящий патриот своей страны. Человек без родины ,по мнению писателя, превращается в тучу «вечно холодную, вечно свободную»,для которой «чужды страсти и чужды страдания».Поэт не хочет быть вечным странником, и куда бы не забросила его  судьба, он всегда ждет возвращение на Родину.
    Вот такой он мой Лермонтов…. Для меня ,это прежде всего поэт, который беззаветно и искренно любит свою Родину .Пусть я еще мал, и о жизни знаю немного .Но, мне кажется, что нам есть чему поучиться у поэта.

  11. С тех пор как вечный судия
    Мне дал всеведенье пророка,
    В очах людей читаю я
    Страницы злобы и порока.
    М. Ю. Лермонтов
    Тридцатые годы XIX столетия в жизни русской интеллигенции — это время решения сложных социальных и финансовых проблем, время глубоких раздумий над смыслом человеческой жизни, над местом человека в мире и обществе. Поэзия М. Ю. Лермонтова стала художественным отражением этих раздумий. Именно в это время определяются взгляды поэта на действительность, углубляются его представления о народности и одновременно появляется новое понимание роли поэта в обществе.
    Русским поэтам вообще свойственно чувство высокой ответственности перед читателем. Это чувство с особой силой было развито у Лермонтова.
    Проблемы искусства, мысли о назначении поэта тревожили его еще в юношеские годы. Богато одаренный от природы, Лермонтов увлекался живописью и музыкой, но первенствующее место в его воображении всегда занимала поэзия и в связи с этим вопросы: “Какой должна быть поэзия?”, “Каким должен быть поэт?” Даже в ранних стихотворениях Лермонтова тема творчества соединяется с резко выраженными общественными мотивами. В стихотворении “К***” (“О, полно извинять разврат!”) Лермонтов создает образ поэта-гражданина, который “пел о вольности, когда тиран гремел, грозили казни…” В те годы он выдвигает как основное мерило поэзии чувство правды: “Мой прекрасный дом для этого построен”, пишет Лермонтов в стихотворении “Мой дом”. Начиная с 1836 года, тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно-художественную программу. Это “Смерть Поэта” (1837), “Кинжал” (1838), “Поэт” (1838), “Не верь себе” (1839), “Журнал, читатель и писатель” (1840) и, наконец, “Пророк” (1841).
    В прошлом осталось романтическое противопоставление “мечты ” и “действительности”. Трагедия поэта объясняется теперь не только враждебностью света, но и рассматриваются связи с общественными условиями. В стихотворении “Смерть Поэта” явился реальный, обусловленный временем и обстоятельствами русской жизни образ поэта, нужного России и народу. Пушкин — “дивный гений”, но и реальный русский поэт, со своей трагической судьбой. “Восстал он против мнений света… и убит”. Реальные обстоятельства жизни заставили его вступить в этот “свет завистливый и душный”, который злобно гнал “Его свободный, смелый дар”. Истинный современный поэт бросает вызов светскому обществу, один противостоит насилию, коварству, клевете. Его можно убить, но не сломить. Так в творчестве Лермонтова через образ самого Пушкина определилась по-новому понятая пушкинская тема поэта: поэт и общество противостоят друг другу, и это противостояние заканчивается трагически для поэта.
    В стихотворении “Поэт” ставится вопрос, актуальный для 30—40-х годов XIX столетия, — это место поэта в жизни общества. Начинается стихотворение с образа кинжала, который впоследствии сравнивается с поэтом. Перед нами проходит развернутая история грозного оружия, служившего и орудием защиты от врагов, и орудием мщения. Ныне же, купленный в походной лавке армянина, Игрушкой золотой он блещет на стене, Увы, бесславный и безвредный.
    С железной последовательностью развивает Лермонтов главную мысль стихотворения. В ней звучит мотив, с которым мы встречались еще в стихотворении “Бородино”, — “Да, были люди в наше время”, — но на этот раз уже в применении к творчеству.
    Бывало, мерный звук твоих могучих слов
    Воспламенял бойца для битвы.
    Но это было раньше. А сейчас поэт вынужден констатировать
    с большим сожалением:
    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
    Свое утратил назначенье.
    Поэзия должна служить людям. “Во дни торжеств” она пробуждает гордость за совершенные нами благородные дела. А в дни бед ее колокол говорит горькую правду и зовет к преодолению препятствий. И разве не на это надеялся поэт, когда восклицал в конце стихотворения:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
    “Пророк” — это последнее стихотворение о судьбе поэта. Его лирический протестующий герой наиболее трагичен. Здесь Лермонтов как бы отвечает своему кумиру Пушкину, утверждавшему в одноименном стихотворении великое общественное значение поэта и поэзии. Лермонтов же говорит о падении роли поэта в современном ему обществе. Различие позиций двух великих поэтов объясняется различными эпохами, в которых они формировались. Поколение Лермонтова от молчания, бездействия, равнодушия к добру и злу перешло к активному действию на стороне “толпы”: “В меня все ближние мои Бросали бешено каменья”.
    В такой ситуации лермонтовскому поэту-пророку ничего другого не остается, как скрыться от людей в пустыне. Наглость и агрессивность толпы раскрыта Лермонтовым с беспощадной правдивостью. Но эти стихи вызывают не только чувство гнева и возмущения толпой, а еще и гордость за пророка. Да, “толпа ” ликует, что затравила и насмеялась над проповедником “любви и правды”, но сломить ей его не удалось.
    Поэт, “воспламененный звуком могучих слов для битвы”, — это образ поэта-воина и гражданина, который создал Лермонтов вслед за Пушкиным и который прошел через всю русскую литературу.

  12. Главная тема Лермонтова — личность в процессе самопознания и самовоплощения, то есть развития. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника — недаром часто он их озаглавливает, как дневниковые записи — датой или словами “отрывок”, “исповедь”, “монолог”. Лирика Лермонтова — летопись становления души. В этой абсолютной искренности — истинное художественное открытие автора. События духовной жизни интересуют поэта в момент их свершения, а не post factum. Его волнует сам механизм внутреннего движения. Лирический герой всего лермонтовского творчества предельно близок автору, в его портрете заключены все сущностные бытийные конфликты, все, что в жизни автора не случайно, но является фактом Судьбы.
    Всему внутреннему строю Лермонтова глубоко соответствует бунтарский, байроновский романтизм — с тем культом тайной избранности личности, высокой Судьбы, борьбы с Роком, тяги к миру — и отторжения от людей: Но русский литературный опыт уже обогащен пушкинскими психологизмом и историзмом как основополагающими художественными принципами. И творческий метод Лермонтова, во всяком случае до “Героя нашего времени”, можно определить как психологический романтизм. В романтическом ключе поэт отметает, как мы уже говорили, все случайности жизни, то есть все, что в его жизни не от Судьбы, но от случая, от обстоятельств. Каждое же событие, “работающее” на Судьбу, воспринятое как ее проявление и знак, тщательно психологически исследуется, анализируется.
    Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Таким образом, мы находим ключевые слова к миропониманию поэта: оно строится на понятиях личности и Судьбы. Эти категории восприняты Лермонтовым во всей их неоднозначности. И сама неоднозначность понятий приводит к внутренней конфликтности миросознания поэта.
    Его духовный мир и мир внешний поражают своей раздробленностью, принципиальным нарушением взаимосвязей. Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенств. Эта тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности. В этот внешний конфликт романтизма Лермонтов привнес глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил — сил добра и зла — в душе человека. Исследование духовного мира бесконечно. И эту бесконечность открыл русской литературе Михаил Юрьевич Лермонтов.
    Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро и зло находятся не вне человека, но внутри его, в его душе. Все внимание Лермонтова сконцентрировано на духовном пути героя.
    Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании характера романтического героя
    Роматизм – это течение, бурные воды которого, вскормили не одно поколение русских и зарубежных поэтов и романистов. Мы сами воспитываясь на романтических сказках и поэмах, пытались подражать в детстве героям и искали спрятанные сокровища. И многие, так и не достигнув идеала, продолжают верить в него, потому что знают, что он, этот идел, все же существуе где-то, он так же спрятан, как средневековое сокровище, но он так же и недостижим.
    Не эти ли искания идеала мы видим во всех произведениях Лермонтова? Не он ли с таким огромным мастерством и талантом описывает нам приключения своих героев: демонов, русалок, поэтов, пророков? Почему мы так внимательно вслушиваемся в их песни, притчи, монологи? Не оттого ли, что за ними мы видим бледное лицо самого автора, который вместе со своими героями пьет “кубок смерти, яда полный”?
    Поэт – вот основной романтический герой Лермонтова. И в описании его автор достигает вершин своего мастерства. Мы все знаем, что судьба самого Лермонтова была трагична: прерванная в молодости жизнь и прерванное творчество. Но как необычно читать в каждой строчке, посвященной Поэту, романтическому Поэту, предчувствие этой гибели. Как будто герой сам жаждет своей кончины, как будто он сам призывает смерть, как будто он хочет умереть:
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть;
    Я ищу свободы и покоя!
    Я б хотел забыться и заснуть!
    Но не тем холодным сном могилы…
    Я б желал навеки так заснуть,
    Чтоб в груди дремали жизни силы,
    Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
    Однако, Поэт не может просто умереть, забыться вечным сном и навеки замолчать. Ведь согласно романтическим традициям, он должен совершить подвиг, выполнить свою миссию, спасти свой народ! Или оставить после себя завещание… У Лермонтова Поэт – это, прежде всего, гражданин, любящий свою землю, своих людей, оставаясь всегда непонятым ими. Ибо как скажут позже, много позже того, как будет написана последняя лермонтовская строчка: “Поэт в России — больше чем поэт!” Он страдает, этот мученик, одетый в белые одежды искусства, он странствует, как странствовали бродячие певцы, просит милостыню и проповедует. Вот почему так часто мы видим два лица этого героя – с одной стороны он Поэт, с другой он Пророк, трубный глас которого разносится по всей округе:
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешенно каменья.
    Его не признают ни современники ни потомки. Как того же Мцыри, который хотел убежать от себя, где душа его была как пленница в теле. И этот монастырь, как олицетворение суетного мира, темницы для всего сущего, и опять лишь смерть-освободительница искупит невинную жертву.
    …Без жалоб он
    Томился, даже слабый стон
    Из детских губ не вылетал,
    Он знаком пищу отвергал
    И тихо, гордо умирал.
    Вот так же и лермонтовский Поэт. Он горд. Это отличительная черта его характера. Он горд, нищ, наг и слаб, но голос его проникает в глубину души. И он, этот романтический Поэт, знает, что прав, что его миссия священна на земле, и поэтому продолжает свое дело, будучи даже побитым камнями. Библейские мотивы очень сильно проступают в творчестве Лермонтова. Невыносимые страдания, искупаемая жертва, бренность славы и денег. Поэтому, наверное, так много сказочных героев живет в его произведениях. Эти создания небес или подземелий так же страдают и так же понимают бренность земной жизни, однако, ни небеса ни преисподняя не дают успокоения. Тут Демон может полюбить монахиню, а русалка мертвого рыцаря, и все равно любовь будет чиста и безответна, либо предана и растоптана. И тогда на сцену выступает месть. Месть – это тоже одна из черт характера лермонтовских романтических героев. Но это не та месть, которую, как хорошее лакомство, едят холодной. Это справдливая месть, это месть в образе ангела с карающим мечом, востанавоивающим справедливость. Хотя никто из героев в эту справедливость не верит:
    Но есть и божий суд, наперсники разврата!
    Есть грозный суд: он ждет;
    Он не доступен звону злата,
    И мысли, и дела он знает наперед.
    Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
    Оно вам не поможет вновь,
    И вы не смоете всей вашей черной кровью
    Поэта праведную кровь!
    Восточные мотивы – это еще одно из направлений лрмоновской лирики. “Ветка Палестины”, “Мцыри”, “Дары Терека”, “Еврейская мелодия”. Герои их неистовы и храбры. Быть может, автор пытается найти пристанище в других землях? Герои там свободны и слиты с природой, и барсы их лучшие друзья. В далеких краях своя Родина видится как еще один идеал, но в этих краях другие законы, там идет другая борьба, и там другие идеалы. Вот почему так много экзотики и символизма в произведениях “восточного цикла”:
    Поведай: набожной рукою
    Кто в этот край тебя занес?
    Грустил он часто над тобою?
    Хранишь ты след горючих слез?
    Иль, божьей рати лучший воин,
    Он был, с безоблачным челом,
    Как ты, всегда небес достоин
    Перед людьми и божеством?..
    Лермонтов испытал очень сильное влияние байроновской поэзии, очень многие герои заимствованы из байроновских произведений, и тот же самый “восточный цикл” Лермонтова – это продолжение того же цикла у Байрона. Лермонтовские герои – это потомки. Потомки Чайльд Гарольда и Гяура, но и им не суждено дожить до счастливых дней свободы:
    Знай, этот пламень с юных дней,
    Таяся, жил в груди моей;
    Но ныне пищи нет ему,
    И он прожег свою тюрьму
    И возвратится вновь к тому,
    Кто всем законной чередой
    Дает страданье и покой…
    Крайний субъективизм – это еще один из признаков романтизма, который сильно развит у всех героев нашего поэта. Для них нет общей правды, они строят свои законы и создают свои заповеди. Они так искренни в своей вере (или в неверии?..), что мы не колеблясь принимаем их. Мастерство автора в описании этих черт характера безгранично. Он создают свой собственный мир и заявлет нам, что и Демон может быть святым, способным на божественную любовь, и “вечный” узник, совершивший, наверное, не одну сотню преступлений, заслуживает прощения и рая. Ведь Бог “на нас не кинет взгляда!// Он небом занят, не землей.”. И самое главное, что эти романтические герои сильны, они не просто мечтают о чем-то, они совершают это, они творят историю и свою судьбу, всегда зная, что впоследствии будут наказаны за свою гордыню:
    И после их на небе нет следа,
    Как от любви ребенка безнадежной,
    Как от мечты, которой никогда
    Он не вверял заботам дружбы нежной…
    Что за нужда?..
    Пускай забудет свет
    Столь чуждое ему существованье:
    Зачем тебе венцы его вниманья
    И терния пустых его клевет?
    Ты не служил ему.
    Ты с юных лет
    Коварные его отвергнул цепи:
    Любил ты моря шум, молчанье синей степи.
    Это послание А.И. Одоевскому, своему собрату. Умершие поэты тоже живут в мире лермонтовских героев. Они, быть может, и не были при жизни обличителями и, быть может, людская молва им благоволила, но умерев и попав в символический мир, они становятся идеальными и не признананными. При жизни они не были так знамениты, как ставши лермонтовскими.
    Поиски смысла в истории, в днях минувших — тоже яркая черта характера героев Лермонтова. Нородность, упоминавшаяся уже библейская старина, древняя мудрость, свитки и папирусы. Это желание напитаться знаниями прошлых поколений, знавших в чем смысл жизни и где его искать. Однако, эта древняя мудрость, она как ларец с секретом: все знают, что в нем сокровище, но ни ключ ни кинжал не может открыть его. В ножны кинжал, в ножны! Опять все напрасно! Старые черкесы не отдают так просто свои вековые тайны:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
    Иль никогда, на голос мщенья,
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?..
    И все же романтические герои не всегда живут на востоке. Ведь именно Россия пристанище Поэтов и Пророков, они здесь нужнее всего. Потому что народ слаб, беспомощен, необразован и не приемлет ничего нового. Лишь “былинные” герои Бородино или их призраки достойны восхищения. Эти рыцари отдавшие жизнь, они-то, навреняка уже, нашли истину, ибо познали главное счастье – умереть, сражаясь за свою Родину. Они те же демоны, но святые демоны:
    Да, были люди в наше время,
    Могучее, лихое племя:
    Богатыри — не вы.
    Плохая им досталась доля:
    Немногие вернулись с поля.
    Когда б на то не Божья воля,
    Не отдали б Москвы!
    Подводя итог всему вышесказанному, очень опасно говорить какие-либо слова. То, что Лермонтов – великий поэт и мастер создания романтических образов, —бесспорно. Можно много хвалить его и говорить все то, что было сказано задолго до нас не одну сотню раз и не одним великим умом прошлого и настоящего. В оценках творчества Лермонтова, как и творчества Пушкина много общих мест. Каждый может судить о мастерстве субъективно, как субъективно творил и сам поэт, отвергая нормы и постулаты общества. Но не будь этого мастерства, разве смогли мы так ярко видеть эти образы, заключенные иногда в четырех строфах стихотворения, не будь его, разве уместились бы эпические картины минувших эпох в одной поэме, разве прониклись бы мы лермонтовским разочарованием, разве хотелось бы нам перечитать все стихотворения, в слабой надежде, что поэт все же нашел тот романтический идеал, тот ларец и ключ к нему? Наверное нет… Однако, понять это мастерсво мы не сможем, как иногда не понимал себя и своих героев сам поэт:
    Пускай холодною землею
    Засыпан я,
    О друг! всегда, везде с тобою
    Душа моя.
    Любви безумного томленья
    Жилец могил,
    В стране покоя и забвенья
    Я не забыл.
    Без страха в час последней муки
    Покинув свет,
    Отрады ждал я от разлуки –
    Разлуки нет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *