Сочинение на тему читаю слово о полку игореве

12 вариантов

  1. Читая «Слово о полку Игореве».
    Единение только тогда благо для человека, когда это единение человечества во имя основы, общей
    всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных,
    частных целей.
    Л. Н. Толстой
    План:
    I. «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древней русской литературы.
    II. «Слово…» и русская народная поэзия и образы героев произведения.
    1)Приближённость к песне русского народного творчества.
    2)Образы князей
    3)Образы русской земли
    III. Значение произведения.
    Около восьми веков назад было создано произведение «Слово о полку Игореве». Оно является величайшим памятником древней русской литературы. «Слово о полку Игореве» проникнуто большим человеческим чувством — тёплым, нежным и сильным чувством любви к родине. Такая любовь чувствуется в каждой строке произведения: и в душевном волнении, с которым автор говорит о поражении войск Игоря, и в том, как он передаёт слова плача русских жён по убитым воинам, и в широкой картине русской природы, и в радости по поводу возвращения Игоря. Интерес к этому произведению возрастает с каждым днём.
    «Слово о полку Игореве» это отнюдь не произведение русского народного творчества, но оно близко к нему по своей идеальной сущности. Слова насыщенны образами народной поэзии. Близка к народным плачам, лирическая песнь Ярославны, в которой есть обращения к ветру, Днепру и солнцу. Народен и сон Святослава. Народного богатыря напоминает Всеволод, который сражается с врагами и куда поскачет, там лежат головы половецкие. Нередко в произведение встречаются эпитеты, метафоры, различные обороты, взятые из русского народного творчества (чистое поле, волки серые, синее море и т.д.). Народные образы «Слова о полку Игореве» тесно связаны с народными идеями.
    На примере похода Игоря Святославича в Новгород, автор показывает к чему может привести отсутствие единению. Князь терпит поражение только потому, что он пошёл один. Святослав упрекает Игоря и Всеволода, что они пошли без него («в поход, ища себе славы»). Он упрекает их в том, что они хотели похитить его славу и разделить между собой.
    Свой призыв к объединению автор воплотил в образе русской земли. Этот образ автор рисует обширные пространства. В «Слове о полку Игореве» включены образы птиц и зверей, которые наделены человеческим разумом: соловьи, кукушки, лебеди, лиса, вороны, гуси. Образ Родины, полные городов, рек, многочисленных обитателей противопоставлены образу половецкой степи. Создавая «Слово о полку Игореве», автор сумел окинуть во взорах всю Русь целиком, объединил в своём описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.
    Я думаю, что это произведение сыграло большую роль в развитии древнерусской литературы, оно послужило литературным образцом для создания «Задонщины». «Слово о полку Игореве» изучалось и изучается многими поэтами, историками. Его переводили В. Жуковский, Лихачёв, Заболоцкий и другие русские поэты. Это произведение переведено на все славянские и на большинство западноевропейских языков. Ещё я думаю, что значение «Слова…» особенно велико для нас ещё и потому, что оно является живым и непререкаемым свидетельством высоты древнерусской культуры, её самобытности, её народности.

  2. 2
    Текст добавил: Мой характер:сахар со стеклом

    Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.
    Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.
    И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».
    Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.

    Сочинение рассуждение Слово о полку Игореве

    Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.
    Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними.  Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.

  3. Читая “Слово о полку Игореве”.
    Единение только тогда благо для человека, когда это единение человечества во имя основы, общей
    всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных,
    частных целей.
    Л. Н. Толстой
    План:
    I. “Слово о полку Игореве” – величайший памятник древней русской
    литературы.
    II. “Слово…” и русская народная поэзия и образы героев произведения.
    1)Приближённость к песне русского народного творчества.
    2)Образы князей
    3)Образы русской земли
    III. Значение произведения.
    Около восьми веков назад было создано произведение “Слово о полку
    Игореве”. Оно является величайшим памятником древней русской литературы.
    “Слово о полку Игореве” проникнуто большим человеческим чувством – тёплым,
    нежным и сильным чувством любви к родине. Такая любовь чувствуется в каждой
    строке произведения: и в душевном волнении, с которым автор говорит о
    поражении войск Игоря, и в том, как он передаёт слова плача русских жён по
    убитым воинам, и в широкой картине русской природы, и в радости по поводу
    возвращения Игоря. Интерес к этому произведению возрастает с каждым днём.
    “Слово о полку Игореве” это отнюдь не произведение русского народного
    творчества, но оно близко к нему по своей идеальной сущности. Слова
    насыщенны образами народной поэзии. Близка к народным плачам, лирическая
    песнь Ярославны, в которой есть обращения к ветру, Днепру и солнцу. Народен
    и сон Святослава. Народного богатыря напоминает Всеволод, который сражается
    с врагами и куда поскачет, там лежат головы половецкие. Нередко в
    произведение встречаются эпитеты, метафоры, различные обороты, взятые из
    русского народного творчества (чистое поле, волки серые, синее море и
    т.д.). Народные образы “Слова о полку Игореве” тесно связаны с народными
    идеями.
    На примере похода Игоря Святославича в Новгород, автор показывает к чему
    может привести отсутствие единению. Князь терпит поражение только потому,
    что он пошёл один. Святослав упрекает Игоря и Всеволода, что они пошли без
    него (“в поход, ища себе славы”). Он упрекает их в том, что они хотели
    похитить его славу и разделить между собой.
    Свой призыв к объединению автор воплотил в образе русской земли. Этот
    образ автор рисует обширные пространства. В “Слове о полку Игореве”
    включены образы птиц и зверей, которые наделены человеческим разумом:
    соловьи, кукушки, лебеди, лиса, вороны, гуси. Образ Родины, полные городов,
    рек, многочисленных обитателей противопоставлены образу половецкой степи.
    Создавая “Слово о полку Игореве”, автор сумел окинуть во взорах всю Русь
    целиком, объединил в своём описании и русскую природу, и русских людей, и
    русскую историю.
    Я думаю, что это произведение сыграло большую роль в развитии
    древнерусской литературы, оно послужило литературным образцом для создания
    «Задонщины». «Слово о полку Игореве» изучалось и изучается многими поэтами,
    историками. Его переводили В. Жуковский, Лихачёв, Заболоцкий и другие
    русские поэты. Это произведение переведено на все славянские и на
    большинство западноевропейских языков. Ещё я думаю, что значение «Слова…»
    особенно велико для нас ещё и потому, что оно является живым и
    непререкаемым свидетельством высоты древнерусской культуры, её
    самобытности, её народности.

  4. Неизвестный автор –
    Слово о полку Игореве
    Читая “Слово о полку Игореве”.
    Единение только тогда благо для человека, когда это единение человечества во имя основы, общей
    всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных,
    частных целей.
    Л. Н. Толстой
    План:
    I. “Слово о полку Игореве” – величайший памятник древней русской литературы.
    II. “Слово…” и русская народная поэзия и образы героев произведения.
    1)Приближённость к песне русского народного творчества.
    2)Образы князей
    3)Образы русской земли
    III. Значение произведения.
    Около восьми веков назад было создано произведение “Слово о полку
    Игореве”. Оно является величайшим памятником древней русской литературы.
    “Слово о полку Игореве” проникнуто большим человеческим чувством – тёплым, нежным и сильным чувством любви к родине. Такая любовь чувствуется в каждой строке произведения: и в душевном волнении, с которым автор говорит о поражении войск Игоря, и в том, как он передаёт слова плача русских жён по убитым воинам, и в широкой картине русской природы, и в радости по поводу возвращения Игоря. Интерес к этому произведению возрастает с каждым днём.
    “Слово о полку Игореве” это отнюдь не произведение русского народного творчества, но оно близко к нему по своей идеальной сущности. Слова насыщенны образами народной поэзии. Близка к народным плачам, лирическая песнь Ярославны, в которой есть обращения к ветру, Днепру и солнцу. Народен и сон Святослава. Народного богатыря напоминает Всеволод, который сражается с врагами и куда поскачет, там лежат головы половецкие. Нередко в произведение встречаются эпитеты, метафоры, различные обороты, взятые из русского народного творчества (чистое поле, волки серые, синее море и т.д.). Народные образы “Слова о полку Игореве” тесно связаны с народными идеями.
    На примере похода Игоря Святославича в Новгород, автор показывает к чему может привести отсутствие единению. Князь терпит поражение только потому, что он пошёл один. Святослав упрекает Игоря и Всеволода, что они пошли без него (“в поход, ища себе славы”). Он упрекает их в том, что они хотели похитить его славу и разделить между собой.
    Свой призыв к объединению автор воплотил в образе русской земли. Этот образ автор рисует обширные пространства. В “Слове о полку Игореве” включены образы птиц и зверей, которые наделены человеческим разумом: соловьи, кукушки, лебеди, лиса, вороны, гуси. Образ Родины, полные городов, рек, многочисленных обитателей противопоставлены образу половецкой степи.
    Создавая “Слово о полку Игореве”, автор сумел окинуть во взорах всю Русь целиком, объединил в своём описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.
    Я думаю, что это произведение сыграло большую роль в развитии древнерусской литературы, оно послужило литературным образцом для создания
    «Задонщины». «Слово о полку Игореве» изучалось и изучается многими поэтами, историками. Его переводили В. Жуковский, Лихачёв, Заболоцкий и другие русские поэты. Это произведение переведено на все славянские и на большинство западноевропейских языков. Ещё я думаю, что значение «Слова…» особенно велико для нас ещё и потому, что оно является живым и непререкаемым свидетельством высоты древнерусской культуры, её самобытности, её народности.

  5. «Слово о полку Игореве» – шедевр древнерусской литературы, который уносит читателя в далёкое прошлое, в эпоху феодальной раздробленности Руси. Произведение было создано в 1185 году и описывает поход Новгород-северского князя Игоря против половцев.
    События, описанные в произведении, приходились на тяжелую эпоху междоусобиц на Руси. Неудивительно, что основная идея «Слова» – призыв к объединению русских князей и отказ от войн между братьями.
    Центральным героем произведения является князь Игорь. Он всей душой любит своё небольшое княжество и мечтает совершить ради его процветания подвиг, пожертвовать жизнью. Описывая князя и его дружину, автор рисует их храбрыми и отважными воинами, бескорыстно любящими свой край.
    Один из важнейших эпизодов произведения – предсказания природы, свирепая гроза, которая кажется автору дурным предзнаменованием, но князь и дружина не обращают на это никакого внимания, что ещё раз подтверждает их храбрость. Тем не менее, в контексте произведения это свидетельствует ещё и о легкомысленности Игоря, которая помешала ему одержать победу над «погаными» половцами.
    Показательно и то, что при описании князя и русских воинов автор использует слово «сокол», а половцев презрительно называет «воронами», что свидетельствует о сильном патриотическом настрое самого автора. Несмотря на положительное отношения автора к своему герою, Игорь всё-таки терпит поражение в битве с половцами. Таким образом, осуждается легкомыслие князя, необдуманность его спонтанного похода.
    Важнейший, на мой взгляд, эпизод текста – так называемое «золотое слово», с которым глава государства – киевский князь – обращается к остальным князьям. Он просит их объединиться, сплотить силы для борьбы с сильным врагом. Мнение киевского князя – это позиция самого автора, который, очевидно, является противником междоусобных войн между князьями.
    Идея автора «Слова о полку Игореве» не умерла со временем и была актуальна ещё много лет, предсказывая во многом дальнейшее развитие исторических событий русской истории.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Слово о полку Игореве» за 9 класс» читают:
    Сочинение на тему: В чём актуальность «Слова о полку Игореве» в наши дни?
    Сочинение на тему: Моё отношение к героям «Слова о полку Игореве»
    Сочинение на тему: Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве», 9 класс
    Сочинение на тему: Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве», 9 класс

  6. 6
    Текст добавил: Хочешь-добьешься

    “Слово о полку Игореве” – замечательный памятник литературы Древней Руси XII века. Интерес к этому удивительному произвединею не исчезает и в наши дни. Оно известно не только в России. “Слово о полку Игореве” переведено на многие языки мира, причем по несколько раз. Россиянам же оно дорого прежде всего потому, что пронизано глубокой любовью к русской земле. Интересен памятник еще и потому, что в нем отражена богатая и высоко духовная культура Древней Руси. Несмотря на то, что поэма посвящена историческому событию 1185 года ( походу князя Игоря Святославича на половцев), она полна разнообразных и ярких чувств автора. Повествование о начале похода он называет тревожным, предвещая печальное окончание этого события. С первых строк автор пытается довести до читателя патриотическую идею летописи, которая заключается в единении князей в борьбе за Русь. Горестно ему, что невелики силы Игоря Святославича Новгород-Северского, что не сговорился он с киевским князем Святославом и ” навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую “. Но  отчетливо чувствуется и гордость за то, что князь Игорь ” …построил сердце свое мужеством, исполнившись ратного духа”, чтобы дойти до берега Черного моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива.  Не пожалел князь и своих сыновей ради спасения родины. Они тоже участвовали в далеком походе. Не остановила Игоря и грозная предзнаменование, которое тьмую покрыло всех его воинов. Он сам понимал и дружине своей объяснил, что больше чести быть зарубленным в битве, чем бесславно дожидаться половецкого похода у себя дома. Не хотел князь Игорь прятаться за чужие спины, а жаждил сам вступить в бой и с сынами русскими или голову сложить, или на Дону половцев победить.
    В наши дни этот поход воспринимается как легенда или как исторический факт, что в XII веке князь Игорь Святославич Новгород-Северский совершил неудачный поход на половцев и был пленен ими. Но, задумавшись над этим фактом, понимаешь, что половцы были хорошо обученными воинами. Совершать набеги и грабить было их профессией, которая кормила и обогащала. Русские же жили мирной жизнью, но, если приходила беда, вставали на защиту своей земли, бились не на жизнь, а на смерть. Вот и тогда поднялись все, хотя и не хотелось, вероятно, но долг перед родиной все перевешивал.
    Невольно вспоминаются стихт Александра Блока из цикла “На поле Куликовом”:
    Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
    Не вернуться, не взглянуть назад.
    За Непрядвой лебеди кричали,
    И опять, опять они кричат…
    На пути – горючий белый камень.
    За рекой – поганая орда.
    Светлый стяг над нашими полками
    Не взыграет больше никогда.
    Та же тревога, что и в “Слове…”. Белый камень – символ выбора пути: прямо пойдешь – убитому быть. Ясно, какой выбор сделан, ясно, что выбрана смерть, а не бесславный плен.
    Так и в “Слове…” трубы еще только трубили, созывая войско в Новгороде, а в пути уже стяги развевались над построенными войсками.
    Одобрял поход Игоря его брат, буйный тур Всеволод. Он тоже был готов в битве с врагом за русскую землю и заранее оседлал коней у Курска. Его опытные воины не раз бывали в бою и прекрасно знают, что можно погибнуть, но готовы биться, “ища себе чести, а князю – славы”.
    Автор “Слова…” передает тревожное настроение воинов перед предстоящей битвой, которая усиливается по мере удаления от родных границ. Птицы ждут добычи, орлы клекотом зовут зверей на кости, но русские сыны собой заслонили свои поля, не желая уронить честь свою, а князю найти славу. Автор “Слова…” не упускает возможности подчеркнуть, что Игорю важно было защитить землю русскую, а не присвоить богатую добычу после битвы.
    Золото, ткани, всякие драгоценности достались войску Игореву, ему же – боевые знаки врагов.
    Ощущение радости победы проходит уже ранним утром следующего дня : зори – кровавые, тучи – черные, в которых сверкают синие молнии. Все предрекает беду, а четыре солнца (Игоря, Всеволода, Олега и Святослава) могут прикрыть эти тучи, полные смертельных стрел. Ждать помощи неоткуда: ” Русская земля! Уже ты за холмом”.
    В эом сетовании автора сожаление о том, что не обратился Игорь-князь князю Киевскому.
    Но как отважно сражаются князья. Ярый тур Всеволод на переднем краю битвы, не помня о своих княжеских обязоннастей, о любви к жене, бьется вместе со своей дружиной, срубая поганые половецкие головы. Он не чувствует даже ран своих в пылу битвы. Такой ожесточенной рати не помнила Русская земля. С раннего утра до вечера билось войско Игорево. От коленых стрел, от копий булатных среди поля половецкого черная земля была зесяна костями павших, кровью полита, а взошли горем эти кости на Русской земле.
    Автор горюет от поражения Игорева, о его и Всеволода пленении. Плачет природа, “никнет трава от жалости, дерево с тоской к земле приклонилось”.
    Виною проигранной битвы автор считает корысть русских князей. “Это мое, и то тоже мое”. Поганые враги в это время не упускали момента и приходили с победой на землю Русскую. Горе пришла страшное:князья русские “сами на себя крамолу ковали”, а половцы поганые брали дань с каждого двора. Вот так ” ударило насилие половецкое на свободу русских”, и наступило время зависимости от врагов. И все это произошло потому, что Игорь и Всеволод не захотели сражаться вместе с другими князьями против поганых иноземцев.
    Осудил их за то великий Святослав, заявив, что без чести для себя они кровь поганую пролили. Обвиняет храбрых, мужественных воинов за то, что будущую славу победы хотели поделить только между собой, забыв о главной цели: любыми силами защитить свою землю.
    Для автора “Слова…” понятно и близко “золотое слово” Святослава. Он слышит призыв его к князьм на защиту Руси, просит выступить в поход за обиду этого времени, отомстить за землю Русскую, за раны Игоревы. Веские доводы приводит автор, призывая к объединению. Не один князь погиб, защищая свои границы от врагов Руси, действуя в одиночестве. Именно из-за междоусобиц пришло насилие от земли Половецкой.
    Заканчивает автор повествование радостными  словами: ” Солнце светиться на небе, а Игорь – князь в Русской земле”. Рады города и села возвращению Игоря, и это дает надежду, что горькие уроки не пройдут даром.
    “Слово о полку Игореве” не забывается уже столько лет. Ведь то, что происходило тогда, неразрывно связано с тем, что происходит в наше время. И сейчас, и тогда люди не хотели умирать, они дорожили своей жизнью. Эта связь показывает, насколько важна и ценна жизнь в любое время. Никто не хотел идти на верную смерть, но русские люди всегда способны забыть о себе, борясь за свободу своей Родины.

  7. “Слово о полку Игореве” — самая выдающаяся достопримечательность Киевской Руси
    Мировая литература знает немного таких произведений, которые бы захватывали новые и новые поколения, пересекали границы стран и материков, приобретали все более широкую и громче славу. И именно к таким памятников принадлежит бессмертное «Слово о полку Игореве» — героический, исполненный горячей любви к родине, к своему народу произведение.
    «Слово» не рассказывает о всех подробностях похода и поражения Игоря, как это сделали летописцы. Неудачный поход Новгород-Северского князя — это для автора только повод, чтобы высказать свои мучительные раздумья, свое переживание за судьбу родной земли и ее народа, чтобы осудить княжеские междоусобицы и несогласия, Главная идея «Слова …» — это призыв русских князей к единению и защиты родных земель.
    Начиная рассказ о самом поход, автор подчеркивает главное — храбрость и отвагу русского войска. О своих воинов Всеволод говорит, что они с детства воспитывались для ратного жизни: «А мои те Куряны — воины ловкие, под трубами увитые, под шлемами злелияни, концом копья згодовани …», они знают свое дело и всегда готовы к бою, чтобы искать себе чести, а князю славы. И сам Всеволод предстает как былинный богатырь, как мощный буй-тур. В «Слове …» ему нет равного среди мужественных. Храбрым изображено и предводителя похода Игоря. Его мужество и решительность проявляются в том, что он ведет на врага полки, несмотря на дикие и страшные предсказания — затмение солнца, грозовую ночь, вой волков, брехання лис и зловещее кружение орлов, сопровождающие войско, ожидая его гибели. Игорь видит себя и свою судьбу рядом с судьбой всех русских воинов, готов разделить с ними и славу победы, и горечь поражения, «с вами, русичи; хочу голову положить либо напиться шлемом с Дона» Настоящий рыцарь, человек чести, он считает , что когда случится несчастье — русичей разобьют, то лучше умереть от меча, чем попасть в плен: «Братья и дружина! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть ». Мужество, героизм, слава и честь стоят в «Слове …» очень высоко. О первой победную схватку с половцами автор говорит кратко, лишь сообщая, захватившие русские воины добычи великое множество. Но главная цель Игоря — освободить Русь от лютого врага и снискать себе славы.
    Но эта первая схватка решили судьбу похода. Решающая битва была впереди. Приближение ее обрисована мощными и тревожными образами стихий природы. Возвращение короля предвещают кровавые звезды, из моря надвигаются черные тучи, чтобы затмить четыре солнца — четырех князей, а в тучах трепещут синие молнии. «Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дона великого? »Появление неисчислимого половецкого войска разворачивается в огромную панораму:« Земля гудит. Реки мутно текут. ПОЗИЦИЯред земли половецкой.
    Не выдержав натиска вражеского войска, погиб Игорева жена, а сам князь попал в плен.
    «Слово о полку Игореве» — самая выдающаяся достопримечательность литературы Киевской Руси. Мировая литература знает немного произведений, которые, подобно этому, захватывают все новые и новые поколения, пересекают океаны и языковые границы, завоевывая новых поклонников. «Слово» относится именно к таким произведениям, ибо оно полно горячей любви к родине, к своему народу, потому что поднимает общечеловеческие проблемы ответственности за свои поступки, мира и войны, единства.

    Образ князя Игоря

    Главный герой «Слова о полку Игореве» — князь Игорь Святославич. Это гордый и отважный, готовый отдать жизнь за родину рыцарь. Он презирает смерть, плен для него — величайший позор: «Лучше ведь убитым быть, — говорит он, — чем пленным …»
    Игорь — волевая натура: он один сумел вернуть тысячу отступающих воинов назад, выступив на помощь Всеволоду, что изнемогал, окруженный половцами.
    Все эти свойства вызывают симпатию к князьям Вместе с тем автор осуждает Игоря за неосмотрительность, недальновидность, славолюбие. Он слишком горяч, поэтому способен твердо оценить ситуацию. Его поспешность привела к трагедии: жена полностью разгромлена, сотни женщин стали вдовами, сотни детей — сиротами, князья «пересели из седла золотого и в седло невольничу», а главное — открылись настежь ворота для новых нападений половецких орд. Поэтому «тоска разлилась по русской земле», печаль буйная течет среди земли Русской », даже« никнет трава жалостью, а дерево с тоской к земле приклонилося ».
    В неволе «Игорь не спит, Игорь мыслью поля мерит от великого Дона до маленького Донца» и детально обдумывает план побега, ибо только следующими мудрыми действиями он может искупить свою вину перед родным краем. Этого хотят все, даже природа.
    Рассказывая о походе Игорева войска, автор не остается сторонним наблюдателем, он мучительно переживает ход событий и не может удержаться от комментирования поступков Игоря, от осуждения князей за распри, которые превращают родную страну в огромное кладбище, и умоляет русичей объединиться.
    «Слово о полку Игореве» составило на меня очень большое впечатление. Я научилась понимать и любить литературу того времени и узнала много нового и интересного из истории Русской земли.

  8. Читая “Слово о полку Игореве”.
    Единение только тогда благо для человека, когда это единение человечества во имя основы, общей
    всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных,
    частных целей.
    Л. Н. Толстой
    План:
    I. “Слово о полку Игореве” – величайший памятник древней русской литературы.
    II. “Слово…” и русская народная поэзия и образы героев произведения.
    1)Приближённость к песне русского народного творчества.
    2)Образы князей
    3)Образы русской земли
    III. Значение произведения.
    Около восьми веков назад было создано произведение “Слово о полку Игореве”. Оно является величайшим памятником древней русской литературы. “Слово о полку Игореве” проникнуто большим человеческим чувством – тёплым, нежным и сильным чувством любви к родине. Такая любовь чувствуется в каждой строке произведения: и в душевном волнении, с которым автор говорит о поражении войск Игоря, и в том, как он передаёт слова плача русских жён по убитым воинам, и в широкой картине русской природы, и в радости по поводу возвращения Игоря. Интерес к этому произведению возрастает с каждым днём.
    “Слово о полку Игореве” это отнюдь не произведение русского народного творчества, но оно близко к нему по своей идеальной сущности. Слова насыщенны образами народной поэзии. Близка к народным плачам, лирическая песнь Ярославны, в которой есть обращения к ветру, Днепру и солнцу. Народен и сон Святослава. Народного богатыря напоминает Всеволод, который сражается с врагами и куда поскачет, там лежат головы половецкие. Нередко в произведение встречаются эпитеты, метафоры, различные обороты, взятые из русского народного творчества (чистое поле, волки серые, синее море и т.д.). Народные образы “Слова о полку Игореве” тесно связаны с народными идеями.
    На примере похода Игоря Святославича в Новгород, автор показывает к чему может привести отсутствие единению. Князь терпит поражение только потому, что он пошёл один. Святослав упрекает Игоря и Всеволода, что они пошли без него (“в поход, ища себе славы”). Он упрекает их в том, что они хотели похитить его славу и разделить между собой.
    Свой призыв к объединению автор воплотил в образе русской земли. Этот образ автор рисует обширные пространства. В “Слове о полку Игореве” включены образы птиц и зверей, которые наделены человеческим разумом: соловьи, кукушки, лебеди, лиса, вороны, гуси. Образ Родины, полные городов, рек, многочисленных обитателей противопоставлены образу половецкой степи. Создавая “Слово о полку Игореве”, автор сумел окинуть во взорах всю Русь целиком, объединил в своём описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.
    Я думаю, что это произведение сыграло большую роль в развитии древнерусской литературы, оно послужило литературным образцом для создания «Задонщины». «Слово о полку Игореве» изучалось и изучается многими поэтами, историками. Его переводили В. Жуковский, Лихачёв, Заболоцкий и другие русские поэты. Это произведение переведено на все славянские и на большинство западноевропейских языков. Ещё я думаю, что значение «Слова…» особенно велико для нас ещё и потому, что оно является живым и непререкаемым свидетельством высоты древнерусской культуры, её самобытности, её народности.

  9. “Слово о полку Игореве” и его связь с устным народным творчеством
    «Золотое слово русской литературы» (о “Слове о полку Игореве”)
    «Слово о полку Игореве»
    «Слово о полку Игореве» – вариант 2
    «Слово о полку Игореве» – вариант 3
    «Слово о полку Игореве» – вариант 4
    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы – вариант 2
    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы – вариант 3
    «Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы
    «Слово о полку Игореве» – призыв к единению русской земли
    «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы
    Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве»
    Игорь и Святослав в «Слове о полку Игореве» (сопоставительный анализ)
    Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве»
    Изображение природы автором “Слова о полку Игореве”
    Изображение Руси в “Слове о полку Игореве”
    Историческая основа «Слова о полку Игореве»
    Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве»
    Каким я представляю себе автора “Слово о полку Игореве”
    Каким я представляю себе автора «Слова…»
    Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игореве»
    Композиция “Слова о полку Игореве”
    Композиция и ее роль в раскрытии основной идеи «Слова о полку Игореве»
    О, светло светлая и красно украшенная земля русская! (по «Слову о полку Игореве»)
    Образ защитника Родины в “Слове о полку Игореве”
    Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»
    Образ Родины в “Слове о полку Игореве”
    Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”)
    Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”) -вариант 2
    Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”) -вариант 3
    Образ Русской Земли на страницах «Слова о полку Игореве»
    Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве”
    Образы князей в «Слове о полку Игореве»
    Основная идея «Слова о полку Игореве»
    Отзыв на «Слово о полку Игореве»
    Патриотическая идея «Слова о полку Игореве»
    Рассуждение о значении «Слова о полку Игореве»
    Русская земля в «Слове о полку Игореве»
    Русская земля, родная природа в «Слове о полку Игореве»
    Страстный призыв к объединению в «Слове о полку Игореве»
    Художественные средства изображения в “Слове о полку Игореве”
    Человечность “Слова о полку Игореве”

  10. Читая
    “Слово о полку
    Игореве”.
    Единение
    только тогда
    благо для человека,
    когда это единение
    человечества
    во имя основы,
    общей
    всему
    человечеству,
    но не единение
    малых или больших
    частей человечества
    во имя ограниченных,
    частных
    целей.
    Л. Н. Толстой
    План:
    I.
    “Слово
    о полку Игореве”
    – величайший
    памятник древней
    русской литературы.
    II.
    “Слово…” и
    русская народная
    поэзия и образы
    героев произведения.
    1)Приближённость
    к песне русского
    народного
    творчества.
    2)Образы
    князей
    3)Образы
    русской земли
    III.
    Значение
    произведения.
    Около
    восьми веков
    назад было
    создано произведение
    “Слово о полку
    Игореве”. Оно
    является величайшим
    памятником
    древней русской
    литературы.
    “Слово о полку
    Игореве” проникнуто
    большим человеческим
    чувством – тёплым,
    нежным и сильным
    чувством любви
    к родине. Такая
    любовь чувствуется
    в каждой строке
    произведения:
    и в душевном
    волнении, с
    которым автор
    говорит о поражении
    войск Игоря,
    и в том, как он
    передаёт слова
    плача русских
    жён по убитым
    воинам, и в широкой
    картине русской
    природы, и в
    радости по
    поводу возвращения
    Игоря. Интерес
    к этому произведению
    возрастает
    с каждым днём.
    “Слово
    о полку Игореве”
    это отнюдь не
    произведение
    русского народного
    творчества,
    но оно близко
    к нему по своей
    идеальной
    сущности. Слова
    насыщенны
    образами народной
    поэзии. Близка
    к народным
    плачам, лирическая
    песнь Ярославны,
    в которой есть
    обращения к
    ветру, Днепру
    и солнцу. Народен
    и сон Святослава.
    Народного
    богатыря напоминает
    Всеволод, который
    сражается с
    врагами и куда
    поскачет, там
    лежат головы
    половецкие.
    Нередко в
    произведение
    встречаются
    эпитеты, метафоры,
    различные
    обороты, взятые
    из русского
    народного
    творчества
    (чистое поле,
    волки серые,
    синее море и
    т.д.). Народные
    образы “Слова
    о полку Игореве”
    тесно связаны
    с народными
    идеями.
    На
    примере похода
    Игоря Святославича
    в Новгород,
    автор показывает
    к чему может
    привести отсутствие
    единению. Князь
    терпит поражение
    только потому,
    что он пошёл
    один. Святослав
    упрекает Игоря
    и Всеволода,
    что они пошли
    без него (“в
    поход, ища себе
    славы”). Он упрекает
    их в том, что
    они хотели
    похитить его
    славу и разделить
    между собой.
    Свой
    призыв к объединению
    автор воплотил
    в образе русской
    земли. Этот
    образ автор
    рисует обширные
    пространства.
    В “Слове о полку
    Игореве” включены
    образы птиц
    и зверей, которые
    наделены человеческим
    разумом: соловьи,
    кукушки, лебеди,
    лиса, вороны,
    гуси. Образ
    Родины, полные
    городов, рек,
    многочисленных
    обитателей
    противопоставлены
    образу половецкой
    степи. Создавая
    “Слово о полку
    Игореве”, автор
    сумел окинуть
    во взорах всю
    Русь целиком,
    объединил в
    своём описании
    и русскую природу,
    и русских людей,
    и русскую историю.
    Я
    думаю, что это
    произведение
    сыграло большую
    роль в развитии
    древнерусской
    литературы,
    оно послужило
    литературным
    образцом для
    создания «Задонщины».
    «Слово о полку
    Игореве» изучалось
    и изучается
    многими поэтами,
    историками.
    Его переводили
    В. Жуковский,
    Лихачёв, Заболоцкий
    и другие русские
    поэты. Это
    произведение
    переведено
    на все славянские
    и на большинство
    западноевропейских
    языков. Ещё я
    думаю, что значение
    «Слова…» особенно
    велико для нас
    ещё и потому,
    что оно является
    живым и непререкаемым
    свидетельством
    высоты древнерусской
    культуры, её
    самобытности,
    её народности.

  11. «Слово о полку Игореве» – уникальный памятник древнерусской литературы, соединивший в себе традиции фольклора и авторской литературы. Он был написан неизвестным автором в конце 12 века, однако до сих пор привлекает внимание не только ученых, но и рядовых читателей.
    Чем же интересно «Слово» современному человеку? Думаю, прежде всего, своей глубокой патриотичностью. Автор произведения сохраняет и всячески подчеркивает связь героев произведения с родной землей, с Русью. Эта фольклорная традиция помогает ему выделить главную мысль «Слова» – мысль о любви к родине, о необходимости заботиться о ее благе.
    Слова автора «О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!» становятся рефреном произведения. Они напоминают о том, что князья в первую очередь должны думать о благе своей родины, о том, что поход Игоря принесет его земле лишь разорение, подчеркивают страшные итоги битвы с половцами.
    По мере развития «Слова» автор знакомит нас с историей Руси, рассказывает про князей, повествует о политической обстановке в стране и так далее. Но кроме этой, масштабной «официальной» картины, автор раскрывает образы своих героев как индивидуальных личностей. Так, князь Игорь предстает перед нами как молодой и неопытный, но уже очень самоуверенный, амбициозный, эгоистичный человек. Мы понимаем, что его, прежде всего, интересует собственная слава: «Сядем же, други, на борзых коней Да посмотрим синего Дона!»
    Брат Игоря князь Всеволод – сильный и смелый воин, но он и преданный брат, готовый поддержать Игоря во всех его начинаниях. Князь Святослав Киевский представлен как мудрый владыка, думающий, прежде всего, о благе Руси. Он переживает из-за постоянных княжеских междоусобий, ослабляющих страну, позволяющих кочевникам постоянно совершать набеги и разорять Русь.
    Жена Игоря княгиня Ярославна – образец женственности и преданности мужу. Именно ее любовь помогает Игорю спастись, как, впрочем, помогают ему и все силы природы, которые стремились вызволить русского князя из половецкого плена.
    Практически с первых строк «Слова» автор показывает участие природы в жизни героев. Силы земли русской на протяжении всего похода влияют на князя Игоря и его дружину. Так, русская природа, предчувствуя поражение Игоря и страшные последствия его похода, всячески стремится остановить самоуверенного князя:
    Солнце дорогу ему тьмой заступило;
    Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…
    Природа же является и предзнаменованием поражения Игоря и его дружины. В день, когда половцы одержат победу, «…кровавые зори свет поведают; Черные тучи с моря идут…» Однако именно природа помогает князю Игорю выбраться из плена и вернуться домой. Благодаря любящей Ярославне, по языческим законам молившей о помощи все силы природы (солнце, ветер, Днепр), Игорю удается бежать. Туман, ветер, трава, Донец – сам Бог указывал князю правильный путь:
    Игорю-князю бог путь указывает
    Из земли Половецкой в Русскую землю,
    К златому престолу отцовскому.
    Таким образом, автор показывает нам, что, несмотря ни на что, русская земля любит и прощает своего «блудного сына». Игорь – русский князь, поэтому сама природа помогает вернуться ему домой, «под крыло отца» – князя Святослава Киевского. И когда герою это удается, то на земле русской, несмотря на ее разорение, наступает праздник: «Солнце светит на небе – Игорь-князь в Русской земле!»
    «Слово о полку Игореве» интересно и актуально своей патриотической идеей. Судьба героев этого произведения неотделима, тесно связана с Русью. Автор показывает, что родина всячески помогает своим сынам… Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова» призывает князей к объединению, к действенной заботе о Руси.
    http:// www. litra. ru/composition/get/coid/00620631314376085526 (пробелы убрать)

  12. Неизвестный автор –
    Слово о полку Игореве
    Слово о полку Игореве Любимые книги в мире те, с которыми сожгут: “Илиада”, “Набелунги”. ‘Слово о полку Игореве”.
    Марина Цветаева
    Немного найдется в мировой литературе произведений, которые влекли бы к себе с такой неодолимой силой, как “Слово о полку Игореве” – замечательный памятник древнерусской литературы XII в. Словно могучий магнит, притягивает оно великой правдой идеи и трепетным лиризмом сердца многих и многих людей во всем мире. “Слово…” читают и перечитывают, почти два столетия ведется изучение его конкретно-исторического содержания, поэтики, традиций, функционирования во времени. На разных языках о нем написано более 5 тысяч книг, сделаны сотни переводов, переложений, и большая их часть приходится на последние десятилетия. Но, подобно “Граду-Китежу”, произведение остается еще не разгаданным, “дорога к “Слову…”бесконечна”.
    “Слово о полку Игореве” было открыто в начале 90-х годов XVIII в. в одной древней рукописи знатоком старинной книги, историком и археологом графом А.И. Мусиным-Пушкиным. Высокую оценку поэтических достоинств древнего произведения сразу же дали М.М. Херасков, Н.М. Карамзин. А в 1800 г. “Слово…” было издано под заглавием “Ироическая песнь о походе удельного князя Новагорода- Северского Игоря Святославича. писанная старинным русским языком в конце XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие”. Ближайшими помощниками А.И. Мусина-Пушкина в осуществлении этого издания были А.Ф. Малиновский и Н.Н. Бантыш- Каменский. Они же были первыми исследователями “Слова…”, открытие которого было большим событием в культурной и литературной жизни России, оно заставило пересмотреть отношение к нашей древней литературе и истории Древней Руси.
    В 1812 г. рукопись “Слова о полку Игореве” трагически погибла во время московского пожара вместе со всем собранием рукописей А.И. Мусина-Пушкина. Этот факт стал поводом для появления сомнений в подлинности и древности “Слова…”. Подделку приписывали то самому А.И. Мусину-Пушкину, то Н.М. Карамзину, то архимандриту Спасо-Ярославского монастыря (место храпения рукописи “Слова…”в XVIII в.) Йолю Быковскому. В защиту произведения выступили многие ученые, поэты, историки (Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер и др.). В XX в. скептическое отношение к “Слову…” вновь возродилось, несмотря на то, что еще во второй половине XIX в. были открыты произведения XIV-XV вв., в которых налицо влияние “Слова…” (“Задон – щина”, “Сказание о Мамаевом побоище”). Дальнейшие исследования показали не только языковое и стилистическое соответствие “Слова…” его времени и сходство со многими памятниками русской литературы XI – XIII вв. (“Слово о князьях”, “Слово о погибели русской земли”, “Ипатьевская летопись”), отражающими такую же озабоченность за свой век, но и типологическую общность со средневековым героическим эпосом европейских (“Песньо Роланде”, “Песнь о Нибелунгах”, “Песньо моемСиде”) и азиатских народов (“Витязь в тигровой шкуре” Шота Руставели, “Манас”, “Давид Сасунский”). Однако точная дата написания “Слова…” не установлена до сих пор. Исследователи относят время его создания на период 1 185- 1 197 гг. Кто же он, Автор бессмертного произведения? Подобно многим древнерусским произведениям, “Слово о полку Игореве” анонимно. Многочисленные попытки разгадать тайну авторства успехов не принесли: высказы – вались и предлагаются до сих пор совершенно противоположные мнения. Автором называли то премудрого книжника Тимофея, то новгородского посадника Романа, то певца Митусу, а писатель В. Чивилихин в романе-эссе “Память” попытался доказать, что Автором “Слова…” был сам князь Игорь. К настоящему времени существует более 20 гипотез по проблеме авторства “Слова…”. Наиболее аргументированной является гипотеза Б.А. Рыбакова, согласно которой создателем “Слова…” был киевский тысяцкий Петр Вориславич, составивший и летописный рассказе походе Игоря. Гипотезу поддержали многие ученые, но говорить о том, что поиск завершен, еще рано. Как считает акад. Д.С. Лихачев, исходя из текста самого “Слова…”, можно представить портрет Автора. ‘
    Безусловно, это человек светский, независимый от родовых княжеских симпатий и антипатий, но близкий к княжеской среде. Прекрасное знание истории, политики, культуры, фольклора, географии, княжеского быта указывает на принадлежность к интеллектуальной элите, а литературная одаренность высочайшей степени, истинная боль за Русскую землю выдают гениального художника, горячего патриота, думающего и страдающего вместе со своим народом. Ярче всего личность Автора “Слова о полку Игореве” проявляется в центральных идеях произведения, в отношении к главным героям, в жизненной позиции и, разумеются, в художественной форме выражения собственных взглядов.
    В основе сюжета “Слова…” исторический факт: поход на половцев в 1185 г. Новгорода-Северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына .Владимира, описанный в Киевской летописи. И “Слово…” очень напоминает летописный рассказ, что и дало Б.А. Рыбакову основание утверждать, что автор “Слова…” и летописного рассказа – одно лицо: те же мотивы поступков, та же последовательность событий. Но, в отличие от летописца, Автор не ставил своей задачей изложение исторических событий, воспроизведения всего похода Игоря, его судьбы. Он стремился дать их политическую и эмоциональную оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение, страшнее которого не знала Русь XII в., – это лишь повод поговорить о злосчастном положении Русской земли, оказавшейся в плену междоусобных распрей князей. Таким образом, хотя речь и идет о князе Игоре, главным героем “Слова…” является не он, а вся Русская земля. Все помыслы создателя “Слова…”, его истинная привязанность, его боль – Русская земля. Судьба Руси, ее народа, князей “от старого Владимира до нынешнего Игоря” – вот основная тема “Слова…”.
    В соответствии с принципами изображения в средневековой литературе тема определила художественные средства изображения. По определению Д.С. Лихачева, “Слово…” принадлежит к стилю монументального историзма XI – XIII вв., признаками которого являются стремление судить обо всем с точки зрения целей человеческого существования. эпический размах и динамизм повествования, масштабность дистанций: пространственных, временных, иерархических. В “Слове…” все это есть.
    Место действия в произведении – вся Русская земля, от Новгорода на Севере доТмутаракани на Юге, от Волги на Востоке до Угорских гор на Западе. Более того, Автор заставляет прислушиваться к событиям на Руси немцев, греков, моравов и т.д., тем самым включая Русь в состав окружающих ее народов. Интересно используется перечисление названий городов, рек, гор, народов как способ гиперболизации. Едва ли в мировой литературе найдется произведение, в которое одновременно были бы “втянуты” такие географические пространства. И эти огромные пространства герои “Слова…” преодолевают в мгновение ока, так что читатель забывает о трудностях переходов. Художественное пространство непосредственно связано с художественным временем, оно динамично. Динамичность увеличивается оттого, что не описываются подробности (что также является свойством монументального историзма), а все воспринимается как бы с высоты птичьего полета, отсюда и возможность одновременного показа событий, происходящих в разных местах. Основное средство изображения – гипербола: “Тот Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Вступает он’в золотое стремя в граде Тмутаракани, звон тот слышал давний великий Всеволод, сын Ярославов, а Владимир всякое утро затыкал уши в Чернигове”.
    Автор гиперболизирует силу и скорость звуков, использует звукоподражания, давая возможность услышать и топот сотен коней, и скрежет оружия на поле битвы, и посвист стрел, и звон колоколов:
    “Тому в Полоцке позвонили заутреню рано у святой Софии в Колокола, А ОН в Киеве звОН слышал”.
    Благодаря этому пространственно-временной портрет Русской земли дополняется звуковым.
    Эпичностью и масштабностью отличается изображение природы, которая составляет как бы необыкновенно широкий ‘ фон, на котором разворачивается действие “Слова…”. Ветер,. солнце, грозовые тучи, молнии, туманы, вечерние зори, птицы, звери передают ощущение бескрайности просторов Руси. Но природа не столько фон. сколько действующий герой “Слова…”. Она проявляет себя в унисон историческим событиям, между миром людей и природы нет четких границ. Автор, используя олицетворения, сближает действительность с богатым фольклорным миром: солнце предостерегает отнесчастья, деревья роняют листву от печали, звери и птицы предупреждают Игоря об опасности: “Но уже беду его подстерегают птицы по дубравам; волки грозу навывают по оврагам; орлы клектом на кости зверей зовут: лисицы лают на алые щиты”. Природа скорбит, когда Игорь терпит поражение, и радуется, когда он бежит из плена. Нет статического пейзажа, как в других произведениях древнерусской литературы; окружающий мир в движении, в явлениях, в процессах. Исследователи подсчитали, что в “Слове о полку Игореве” существительных – 387, глаголов -297 (^.прилагательных-141, числительных и местоимений – 20, союзов – 18, междометий – 2. То есть “Слово…” буквально набито глаголами действия, поэтому так много динамики в произведении, а это тоже примета эпохи XII в., примета Руси.
    Перемещения, перелеты характерны и для людей в “Слове…”, которые очень часто “перевоплощаются” в зверей и птиц: великий князь киевский может обернуться то соколом, защищающим свое гнездо, то волком, чтобы в одну ночь доскакать до.Тмутаракани. А “Всеслав – князь простым людям суд правил, князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал, из Киева, рыща, забегал до петухов в Тмутаракань, великого Хорса, волком рыща, в пути перегонял”. Главное же, для того чтобы ярче раскрыть беды Русской земли. Автор соединяет горе человека и природы. Он с тревогой и болью показывает последствия усобиц и войн не только для человека, но и для природы: “кровавые зори свет возвещают”, “черные тучи с моря идут”, “земля гудит, реки мутно текут, пыль степь застилает”. При этом одну метафору Автор разворачивает до целого описания, до эпизода. Например, в описании битвы на Каяле и на Немиге он использует картины земледельческого труда – посева, жатвы, молотьбы: “Черна земля под копытами костьми была засеяна, а кровью полита: горем взошли они по Русской земле!” Или в рассказе о битве на Немиге: “На Немиге из голов снопы стелют, молотят цепами булатными, кладут жизнь на току, веют душу от тела. Немиги кровавые берега не добром были засеяны – засеяны костями русских сынов)” В метафорическом плане воспроизведенный процесс уборки хлебана поле усиливает драматизм повествования, подчеркивает противоестественность происходящего, вводит сравнение земле – устроительной деятельности пахаря и разрушительной деятельности князей.
    Чем шире Автор “Слова…” охватывает своим взором русскую природу, тем конкретнее становится образ Русской земли. В нем оживают все стихии природы, что наиболее ярко представлено в Плаче Ярославны, образ которой становится как бы символом Русской земли: “На Дунае Ярославнин голос слышится, одинокою кукушкою рано поутру кличет: Полечу, – говорит, – кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле – реке, оботру князю кровавые его раны на могучем его теле!”
    Таким образом, пространству в “Слове…” соответствует и человечность окружающей природы. Это становится еще более очевидным при контрастном сопоставлении необъятных просторов Русской земли с пустынной Половецкой степью, с фантастическим миром, враждебным русичам: “Див кличет с вершины дерева, велит послушать земле незнаемой, Волге, и Поморью, и Посулью, и Сурожу, и Корсуни, и тебе, Тмута – раканскиЙ истукан. А половцы неторенными дорогами побежали к Дону великому: галдят телеги в полуночи, словно лебеди распуганные”. Противопоставление дано и на уровне образов-метафор: “солнце”, “свет”, “соколы” – символы Русской земли даны в резком контрасте с “тьмой”, “тучами”, “черными воронами”, “галками” – символами Половецкой земли. “На реке на Каяле Тьма Свет покрыла: на Русскую землю накинулись половцы, словно выводок рысей. Уже налетело Бесчестье на Славу, уже ударило Насилье на Волю, уже ринулся Див на нашу землюГ’
    Однако Русская земля для Автора не только природа, но и народ, ее населяющий: жены воинов, князья, пахари. жители городов и сел – словом, “внуки Даждьбога”. Автор ощущает Русь как огромное живое существо. Поэтому, естественно, основным критерием оценки деятельности князей является участие в судьбе Русской земли, русского народа. Это обусловило своеобразный композиционный прием: конкретный поход Игоря как бы наложен на историческую канву несчастий Русской земли. От этого и переходы Автора от настоящего к прошлому, размышления о будущем. Вся русская история, а не только поход Игоря, в поле его зрения. В крупном плане “Слово…”, обрамленное зачином и славой, построено по принципу зеркальной симметрии.
    В первой части этой симметрии Игорь идет в похода Поле Незнаемое. Главная историческая параллель походу Игоря здесь – судьба деда Игоря Олега “Гориславича”. С именем родоначальника Ольговичей Автор связывает целую эпоху в жизни Руси, причем мрачную и трагическую, ибо “тот Олет мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял”. “Тогда, при Олеге Гориславиче. засевались и прорастали усобицами, погибали владения Даждьбожьего внука, в княжеских крамолах век людской сокращался”.
    Во второй части Игорь возвращается из плена, с Поля Незнаемого. Главная параллель походу Игоря здесь – родоначальник Всеславичей – Всеслав Полоцкий, прозванный народом “князем-оборотнем”: “Он, обманом подпершись на коней, скакнул ко граду Киеву и коснулся палицей золотого престола Киевского. Скакнул от них лютым зверем в полночь из Белгорода, завесился синею мглой, а наутро вонзил секиры: отворил ворота Новгорода – разбил славу Ярославову”.
    В Олеге Гориславиче и Всеславе Полоцком обобщены два крупнейших исторических явления той эпохи: усобицы Ольговичей и Мономаховичей, и усобицы Всеславичей с Ярославичами. Вот почему характеристики этих князей занимают важное и определенное место в композиции “Слова…”: они служат средством художественного обобщения. В коНтексте этой исторической параллели и Игорь Святославич характеризуется не сам по себе, как личность, а оцениваются его дела, поступки, их последствия для Русской земли. И хотя Автор с сочувствием относится к Игорю, его брату Всеволоду, отмечает их мужество, благородство, преданность Русской .земле, семье, .но он осуждает их за безрассудную смелость и самоуверенность, за желание добыть себе “чести и славы” любой ценой. “Распалило ум князя желание, и жажда испить Дона великого знамение ему заслонила”. “Те два храбрые Святославича, Игорь и Всеволод. пробудили нечисть раздором… Тут немцы и венецианцы, тут греки и моравы поют славу Святославу, упрекают князя Игоря, что добро потопил на дне Каялы, реки Половецкой. Русского злата насыпали”. Автор не против Игоря, нс за него Он не приверженец ни одной из соперничавших княжеских группировок – Ольговичей, Мономаховичей и т.д. Автор “Слова о полку Игореве” над ними в осмыслении самого понятия “Русь” и в попытке показать, как пагубно отразилось на Руси отсутствие единства, стремление поставить личные интересы выше .интересов Родины: “Уж, братья, невеселое время настало, уже Пустыня Силу прикрыла) Поднялась обида средь полков Даждьбожьего внука, вступила девою на землю Троянову, заплескала лебедиными крыльями на синем море у Дона, плещучи. прогнала обильные времена) Борьба князей с погаными безуспешна, ибо сказал брат брату: “Это мое, и то мое же1” И начали князья про малое “это великое” молвить и сами на себя измену ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на Землю русскую)” Призыв князей к единению для совместной защиты Руси и составляет основную идею произведения.
    Призыв к единению наиболее ярко высказан Святославом Киевским, двоюродным братом Игоря и Всеволода. Не случайно Сон Святослава и “Златое слово” его составляют как бы центр (ось) зеркальной симметрии, а сам Святослав, слабый киевский князь, вопреки исторической достоверности, предстает “могущественным”, “грозным”, как и положено было главе русских князей. Можно сказать, что для Автора Святослав – носитель объединительной политики, а это на пользу Руси.
    Привело ли мощное, как набатный звон, “Слово. ” к практическим результатам? По летописям историки установили степень эффективности призыва Автора 1 186 г. – оказался мирным, в 1187-1189 гг. между многими князьями были заключены союзы, скрепленные браками детей, и целых пять лtт идеи Автора “Слова…” торжествовали и оберегали Русь.
    Причина такого воздействия на умы и чувства людей той эпохи, конечно, не только в высоком гражданском пафосе, но и в необычайной поэтичности “Слова…” Автор, писатель большой литературной культуры, работая над произведением, воспользовался едва ли не всеми изобразительными средствами как письменной, так и устной народной словесности. Так, например, в “Слове…” широко использована военная терминологическая лексика, как в прямом, так и в переносном значении: “испить шеломом Дону” – победить врага у Дона, “вступить в златое стремя” – выступить в поход, “главу свою приложить” – пасть в бою,
    С народной поэтической традицией связаны яркие сравнения, параллелизмы (“Гзак бежит серым волком”, “Не буря соколов занесла через поля широкие, галок стада бегут к Дону великому”); символика (“4 солнца”, “молодые месяцы”, “соколы” – князья, “жемчуг” – слезы); эпитеты (“красные девки”, “Златое слово”, “серебряная седина”, “зеленая трава”, “синее вино”, “сизые орлы” и др.). Большое место в стилистическом строе занимают разного рода повторения как прием объединения текста В единое целое. Каждый из видов повторений имеет общее эстетическое значение и частные цели. Так, рефрен “О русская земля, уже за шеломянем еси!” усиливает напряженность повествования. Рефрен “За землю Русскую, за раны Игоревы!” в авторском обращении выражает основную идею произведения, Чередование одинаковых синтаксических конструкций (“Тут братья разлучились на берегу быстрой Каялы, тут кровавого вина недостало, туг пир окончили храбрые русичи”), повторение образов и слов (“Были века Трояни…”, “Погасли вечерние зори”) создают ощущение неторопливости, длительности действия. Весь стилистический строй свидетельствует, что Автор прежде всего стремился утвердить в сознании читателя свое понимание событий, свою печаль и радость. И именно Автор вносит в “Слово,..”и ту страстную лиричность, и тот высокий общественный пафос, которые •гак характерны для этого произведения.
    Созданное восемь веков назад “Слово о полку Игореве” излучает гуманный свет добра, и сегодня оставаясь живым и современным. Как отмечает Б. Олейник, “Слово…” стало тем неиссякаемым кладезем, из которого черпали и черпают живую воду вдохновения литературы всех народов. Для нас же, славян, и прежде всего русских, украинцев, белорусов. – это, по сути, то начало, из которого родились наши литературы. “Слово…” присутствует в самой формуле нашего духовного генетического кода. Поэтому часто, сами того не подозревая, мы пользуемся даже интонационным ключом “Слова…” (3, с. 543).
    Список литературы
    1. Булахов М. Г. “Слово о полку Игорева” в литературе, искусстве, науке// Краткий энциклопедический словарь.-Минск, 1989.
    2. Лихачев Д. С. Слово б полку Игореве: Историке- литературный очерк. – М„ 1982. Слово о полку Игореве. 800 лет. – М., 1986.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *