Сочинение на тему чтение егэ

6 вариантов

  1. Человек, который много работает, нуждается в отдыхе. Можно просто полежать на диване и посмотреть телевизор. Более молодое поколение выберет компьютер, планшет или смартфон. Но, одно из самых древних и популярных видов отдыха – это конечно же чтение.
    Чтение, в отличие от других пассивных способов проведения свободного времени, позволяет человеку развиваться и самосовершенствоваться. Благодаря чтению книг мозг человека постоянно работает и медленнее стареет. Читающий человек является интересным собеседником. Он способен добиться много в жизни, так как умеет красиво выражать свои мысли. Человеческий интеллект требует постоянного развития. Чтение книг позволяет повысить уровень знаний. Человек, который много знает, становится уверенным в себе. Читая книги, человек заимствует из них идеи или совершенствует свои. Он превращается в креативную личность. Работодатели видят данные качества и предпочитают взять на работу именно такого специалиста.
    Кроме того, чтение является очень увлекательным видом отдыха. Читая, человек мысленно переносится в совершенно другой мир. Не выходя из своей комнаты, он может посетить не только разные страны, но и оказаться в вымышленных мирах.
    Телевидение не способно так глубоко передавать переживания и мысли человека, как это делает книга. Если у любителя чтения встаёт выбор: прочитать книгу или посмотреть её экранизацию, то истинный читатель конечно же лучше выберет книгу.
    Очень полезно читать детям. Пока они ещё совсем маленькие, должны читать родители, а дети слушать и пересказывать. Когда ребёнок научится читать, необходимо заинтересовывать его чтением, а не позволять проводить свободное время за компьютером. Силой привить любовь к чтению невозможно. Родители своим примером должны показывать детям, что читать книги намного интереснее, чем играть на компьютере или телефоне.
    Как правило, дети, которые много читают, учатся лучше в школе. Они делают меньше ошибок в письменной речи и их речь насыщенная и красивая. Чтение книг учит ребёнка концентрации. Чтобы понять смысл прочитанного и угнаться за мыслями автора, необходимо читать внимательно, а иногда даже перечитывать некоторые моменты. Данное качество помогает ребятам на уроках. Читающие дети являются более внимательными и понимающими учениками. Они также будут приятными собеседниками в компании, умеющими всегда выслушать своего собеседника.

  2. 1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

    Татьяна Ларина – главная героиня романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина росла в обстановке патриархальной старины. Круг её чтения фактически дублировал круг чтения её матери в период её девичества, когда та была влюблена в столичного Грандисона – героя романа Самуила Ричардсона – английского сентименталиста. Написанные в середине восемнадцатого века, эти романы пользовались невероятным успехом у русских барышень в начале девятнадцатого века. Под влияние книг Руссо и Ричардсона попала Татьяна.
    Теперь с каким она вниманьем
    Читает сладостный роман,
    С каким живым очарованьем
    Пьет обольстительный обман!
    Именно такое заинтересованное чтение оказывает влияние на роковой выбор Татьяны.

    2. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    Соня Мармеладова – главная героиня романа является девушкой набожной, искренне верящей в Бога. Главная книга в её жизни – Библия. Она читает её во время встречи с Раскольниковым. Не верящий в Бога Родион ищет опору в жизни, пытается найти в натуре Соне созвучный его проблеме грех. Но вера Сони оказывается безупречной. Когда она читает отрывок про воскрешение Лазаря, в её голосе, во всём теле происходит истовое содрогание. Она настолько прочувствованно произносит фразу из Библии: «Я есмь воскресение и жизнь», – что Раскольников видит, как она «вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке». В этом чтении проявляется вся вера Сони, не просто в Бога, а в то лучшее, светлое, что держит мир, что является его основой.

    3. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

    Софья Фамусова также относится к тем барышням, которые любили читать романы французских и английских сентименталистов и романтиков восемнадцатого века, воспевавших любовь и страсть между людьми из разных социальных пластов. Начитавшись историй про неравную любовь, Софья выбирает в возлюбленные секретаря своего отца, совсем как во многих произведениях этой эпохи.

    4. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

    Алексей Маресьев – летчик-истребитель, сбитый фашистами во время воздушного боя, восемнадцать суток ползёт по снежному лесу, спасаясь от смерти. Однако в госпитале врачи ампутируют ему обе ступни, обмороженные во время тяжёлого перехода. Мечта вернуться в строй кажется герою невозможной. Он теряет веру в себя и в смысл жизни. Сосед по палате начинает чтение книги А.Островского «Как закалялась сталь», чтобы вернуть уверенность угасающему другу. Но по-настоящему Алексей возвращается к жизни только после чтения статьи о протезах, которые можно изготовить и научиться на них ходить. Веря в прочитанное, Маресьев начинает ежедневно тренироваться и добивается возвращения в лётчики.

  3. Вступление

    О необходимости чтения книг много раз слышал каждый из нас. Об этом говорят все мудрые люди, среди которых великие писатели, философы, историки. Но далеко не каждый хоть раз задумывался о причинах такого отношения к литературе. В чем ценность книг в жизни человека? Именно над этой проблемой предлагает задуматься Д.С. Лихачев, автор текста, предложенного мне для анализа.

    Комментарий

    Рассуждая о роли книг в жизни человека, автор говорит, что “колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни” дает именно литература. Стараясь быть убедительным, Д.С. Лихачев перечисляет важные личностные качества, формирование которых непосредственно связано с чтением книг. Особое внимание автор обращает на умение читать не только то, что модно или что требуется для школьных ответов. Д.С. Лихачев убежден, что именно такое чтение расширяет кругозор человека, заставляет любить литературу. Не случайно автор обращается к словам А.С. Пушкина о чтении, адресованным брату Льву и сестре Ольге. Для большей убедительности Д.С. Лихачев советует читателям заглянуть в “Словарь языка Пушкина”, обратив внимание на слова “книга” и “чтение”.

    Позиция автора

    Позиция автора по заявленной проблеме выражена открыто: он считает, что книги оказывают огромное влияние на процесс формирования личности человека. Д.С. Лихачев убежден, что чтение книг дает необходимые жизненный опыт, расширяет кругозор, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, делает человека интеллигентным, развивает чувство красоты.

    Собственная позиция

    Я согласен с позицией автора. Я считаю, что роль книг в формировании личности является ведущей. Мировоззрение, убеждения, ценности человека – все это складывается под влиянием тех или иных произведений литературы. О человеке можно судить по его любимым книгам. Более того, через книги человек перенимает опыт предыдущих поколений, учится не совершать непростительных ошибок.

    Аргумент №1

    Под влиянием книг может измениться мировоззрение человека, перевернуться внутренний мир. Пример такого влияния можно увидеть в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Строки из Евангелия Родион Раскольников слышит сначала из уст Сони Мармеладовой, а позже, будучи уже на каторге, читает сам. Книга оказывает влияние на взгляды героя, помогает ему измениться, осознать ошибочность ранее выбранного им пути. Все это говорит о том, что прочитанное в книгах отражается в душе человека, формируя отношение к жизни в целом.

    Аргумент №2

    Книги учат человека думать, испытывать эмоции. Под влиянием книг формируется индивидуальность человека. В романе-антиутопии Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту” мы видим общество однородное, не думающее, живущее как будто по написанному заранее сценарию, не признающее никаких духовных ценностей. Все это является результатом уничтожения книг, ведь книги формируют мировоззрение, позволяют узнать что-то новое, ориентируют человека в его действиях и поступках. Уничтожив книги, государство добилось по сути полного подчинения людей его целям, причем подчинения неосознанного. Вот что может произойти с человеком, если его лишить книг. Разве могло случиться такое с обществом, в котором ценятся книги?

    Вывод

    Роль книг в жизни человека очень сложно переоценить. Все факты говорят о том, что чтение делает человека достойным членом общества. А это значит, что людям без них не обойтись.


  4. На примере историй трёх семей на фоне войны с Наполеоном показаны многие вечные проблемы — это проявление лучших (или худших) качеств человека в критические моменты (Пьер Безухов, Андрей Болконский), неопытность молодой души (Наташа Ростова) и влияние окружения на становление личности (Анатоль и Элен Курагины, Андрей и Марья Болконские, Наташа, Николай, Пётр и Вера Ростовы), выбор пути или поиск смысла жизни (Пьер Безухов, Андрей Болконский). Также Толстой говорит о милосердии в лице, например, Наташи Ростовой, о долге — в лице Болконских, о ветрености и малодушии — Анатоль Курагин, Наташа Ростова. Не забывает автор и о проблеме социального расслоения, жажде власти — это два противоположных мира семей Курагиных и Ростовых.
    Практически в каждой главе романа, в каждом эпизоде можно найти аргументацию к той или иной проблеме в экзаменационном тексте.

    2. “Тихий Дон” Михаила Александровича Шолохова


    В романе-эпопее, посвящённом жизни казаков в период Гражданской войны, одна из центральных тем — женская любовь и её глубина (Наталья и Аксинья). Также важнейшая проблема, поднятая Шолоховым, — выбор пути человеком. Это терзания Григория Мелехова (как на войне, так и в личной жизни). Классик говорит о бесконечном стремлении к счастью вопреки любым препятствиям (история любви главных героев), а также о человеческой похоти, влиянии инстинктов на жизнь человека (жена старшего брата Григория). Сквозь всё произведение прослеживается и тема рока, неотвратимости, искупления грехов. Шолохов, рассказывая о семье Мелеховых, говорит и о долге перед родителями, противостоянии разных поколений и предательстве.

    3. Любая книга из цикла “Песнь Льда и Пламени” Джорджа Мартина 


    Вне зависимости от того, поклонник вы сериала или серии произведений фантаста, созданная американским писателем реальность настолько глобальна, что воплощает все радости и пороки человеческой жизни, или, как бы сказал Бальзак, “человеческой комедии”. История противостояния домов (влиятельных семей) за престол вскрывает самые ужасные стороны людской души — Мартин говорит о правилах честной и нечестной войны, о проблеме несправедливости, ненависти и корысти в обществе, об инцестах, алчности и милосердии, о проблеме долга перед семьёй и государством, о бесчестии вне зависимости от социального достатка, о чванстве, о присутствии соревновательного духа между членами семьи. Нет даже смысла всё перечислять и указывать конкретных героев — их много, и пороки и достоинства есть в каждом из персонажей цикла. Аргумент практически к любой проблематике вы найдёте в истории Вестероса. Даже о противодействии прогрессу и неприятии нового можно рассказать на примере истории об экспериментах над Горой.

    4. “Преступление и наказание” Фёдора Михайловича Достоевского


    Одно из важнейших произведений школьной программы — это история о “маленьких людях”, “тварях дрожащих”. В романе поднимается также широкий спектр вопросов — двойничество души, присутствие в каждом человеке двух полюсов — добра и зла, искупление грехов, выбор пути (снова главные герои, Мармеладов), жизненные приоритеты и становление личности, роль религии в жизни человека, алчность и цинизм (старуха-процентщица, Свидригайлов), изменение восприятия мира в зависимости от внутренних переживаний человека (Санкт-Петербург), чувство вины, неотвратимость наказания, экстремизм и т.д. Большинство проблем романа показаны через личности главных героев — Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой.

    5. “Гроза” Александра Николаевича Островского


    Пьеса, посвящённая социальным и бытовым проблемам (как и “Бесприданница”), показывает тёмный мир, в котором нет места для светлых эмоций. Они просто погибают под натиском человеческой “простоты”, ненависти, консерватизма и невежества. В произведении можно найти аргументы на темы предательства (измена Катерины мужу), неспокойствия человеческой души, постоянного поиска нового (также Катерина), социального расслоения, следования традициям и неприятия молодёжи старым поколением (Кабаниха и Катерина, Тихон), рока (графиня и предзнаменование смерти), чувства вины, подавления сердцем слова разума, лжи в кругу близких, подросткового максимализма, воровства среди богатого сословия (Дикой), власти, превратностей любви, взаимоотношений отцов и детей и так далее.

    6. “За рубежом” Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина


    Привести аргументы из сатирического произведения классика можно на темы патриотизма (любовь к Родине, неприятие чужого, хоть и лучшего), противостояния Запада и Востока, России и Европы, бедных и богатых (беседа русского и немецкого мальчика), чувства толпы, потребительского общества, забвения традиций, человеческого фактора в отношениях, профессионального долга, особенностей менталитета разных народов и так далее.

    7. “Капитанская дочка” Александра Сергеевича Пушкина


    Немаловажно и прочитать небольшое произведение нашего светила, потому как эта повесть (кстати, аргумент такой можно взять и из романа “Война и мир”) поднимает проблему о роли личности в истории (Емельян Пугачёв и Екатерина II). Также нельзя не сказать о милосердии (снова императрица), поведении человека в критической ситуации, долге перед государством, родительской строгости (в лице отца Петра Гринёва), предательстве (Швабрин и Гринёв), чувстве собственничества (Швабрин), социальном неравенстве и, конечно, о любви — капитанской дочки и Гринёва.

    8. “Русский язык на грани нервного срыва” Максима Анисимовича Кронгауза


    В ЕГЭ нередко попадаются тексты, посвящённые обеднению русского языка, распространению заимствованных слов, варваризмов, развитию жаргона. Как правило, большинство учеников не знает, какой аргумент (литературный) привести, — в этот момент вам и пригодится труд лингвиста и профессора Максима Кронгауза. В этой книге автор поднимает самые актуальные проблемы русского языка — изменение языковых норм, язык Интернета, злоупотребление вводными словами, словами-паразитами и т.д. Нужно хотя бы пробежаться по тексту книги — знать, какие проблемы поднимает исследователь и почему.

    9. “Великий Гэтсби” Фрэнсиса Скотта Фицджеральда 


    Как и в случае с “Игрой престолов” (первой частью), необязательно читать — можно посмотреть фильм. “Великого Гэтсби” любят далеко не все — для кого-то занудно, однако кинолента получилась весьма динамичной (тем более что некоторые моменты из романа реализованы на экране не были — например, жизнь Гэтсби в молодости, эпизод с его семьёй). Классик эпохи джаза поднимает проблемы нетерпимости богатых к проблемам людей низкого “сословия”, отличия любви от влюбленности, жажды власти и денег, “маленького человека”. Также автор рассказывает о настоящей дружбе, мечтах и надеждах. Последние, по Фицджеральду, нередко пустые.

    10. “На Западном фронте без перемен” Эриха Марии Ремарка


    О смирении, воинском долге, отчаянии потерявшего близких, неотвратимости смерти, равенстве перед войной и гибелью всех людей (вне зависимости от достатка, родословной и рода деятельности), дружбе и безразличии на войне к вещам, важным в мирное время, рассказывает Ремарк. В небольшом произведении можно найти аргументы почти на любую военную проблематику.

  5. Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой – нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?
    Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни.
    Полный текст
    Сочинение
    Испокон веков чтение литературы было одним из главных показателей образованного во всех отношениях человека.
    В данном тексте Д.С. Лихачев поднимает актуальную на сегодняшний день проблему роли книг в жизни человека.
    Обращаясь к теме, автор делает акцент на том, что простое, «насильственное», заинтересованное чтение гораздо менее важно и продуктивно, нежели чтение «бескорыстное», ради собственного удовольствия – медленное и размеренное, со вниканием во все мелочи. Именно подобного рода употребление литературы, преимущественно классической, помогает любить и уважать труд писателей и поэтов, по-настоящему наслаждаться произведениями и, что не менее важно, расширять собственный кругозор. Дмитрий Сергеевич проводит параллель между книгой и телевизором и делает акцент на том, что произведения, в отличие от телепередач, человек может выбирать по собственной душе, рассчитывать нужное ему для подобного рода досуга время и тем самым погружаться в книгу гораздо глубже, вбирая самые важные и интересные для себя моменты. Такое спокойное, вдумчивое и размеренное чтение поможет сохранить «самый большой и самый драгоценный капитал», каким обладает человек, – собственное время.
    Автор считает, что именно книги формируют личность. Литература способна воспитать в человеке интеллигентность, развить в нем чувство прекрасного, а также понимание жизни во всех её плоскостях. С помощью книг возможно путешествие «в другие эпохи к другим народам», а также путешествие к душам огромного множества достойных и интересных личностей. Другими словами, именно книги делают нас мудрыми.
    Я полностью согласна с мнением Д.С. Лихачева и тоже считаю, что без книг невозможно полноценное формирование человека как личности. Существует множество книг, без которых сложно представить жизнь любого человека – в них заложен необходимый базис, нужный человеку для комфортного существования в обществе. Такие книги не просто служат ориентиром для человека – они к тому же являются одновременно и учителями, и психологами и собеседниками.
    В антиутопии Рея Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» проблема роли чтения показана через призму деградированного общества, в котором книги запрещены законом. Люди в нем бездуховны, безнравственны, они не имеют собственного мнения, не имеют критического мышления и вообще какого-либо желания самостоятельно мыслить, все их развитие сконцентрировано вокруг стен, напоминающих экраны телевизоров. Но главный герой по началу, как и окружающие его люди, не замечает ничего плохого в своем укладе жизни, пока не решается прочесть книгу. И лишь после этого он осознал, насколько пусты, глупы и несчастны окружающие, осознал, что чтение может заменить ему и жену, и друзей и даже весь мир, бездуховный и пустой.
    А.С. Пушкин поднимал проблему роли книг в жизни человека в романе «Евгений Онегин». Татьяна, одна из главных героинь произведения, росла в семье, где чтение не было постоянным занятием, и культурного воспитания как такового не было. Однако душа героини требовала культурного развития, общения с интересными людьми, она хотела открыться кому-нибудь, ведь на тот момент она могла вести душевные беседы лишь со своей няней. И тогда Татьяна открыла для себя романы и в этот момент нашла себе не только постоянного, умного, романтичного, культурного собеседника, она обрела в этих романах новую жизнь, которая вскоре смешалась с реальной. Возможно, чтение исключительно романов сыграло не самую лучшую роль в формировании идеала героини, однако сама девушка выросла зрелой, интересной, одухотворенной и самодостаточной личностью.
    Таким образом, можно сделать вывод, что чтение – это то уникальное занятие, которое может заменить и общение с человеком, и просмотр телевизора, и важно понимать, какую роль играет книга в развитии личности. Читая хорошую литературу, мы развиваем и способность говорить, и способность мыслить, а это является неотъемлемым критерием зрелой личности.

  6. В наше время чтение художественной литературы, по сути, – привилегия. Слишком много времени отнимает этот род занятий. Недосуг.
    Показать весь текст
    Сочинение
    Почему люди не читают? А нужно ли? А, если и нужно, то зачем? О проблеме чтения, актуальной во все времена, говорит в своем тексте А.Н. Соболев.
    Раскрывая проблему, автор в первую очередь делает акцент на том, что уменьшающееся с каждым днем количество читающих имеет за собой весомые причины. Сам процесс чтения занимает слишком много времени и сил, он, безусловно, требует концентрации, а «стойкую привычку к серьезному чтению выработали не все». В современном мире серьезное чтение как таковое было вытеснено телевидением, кино и, конечно, интернетом – и с каждым днем человек все менее четко осознает важность и роль этого процесса в своей судьбе.
    Основная мысль данного текста такова: читать нужно и важно потому, что только чтение способствует быстрому и качественному саморазвитию и совершенствованию своих способностей, и ни один современный аналог не сможет с ним в этом сравниться. К тому же, за каждой хорошей книгой стоит великая личность с богатой жизненной историей, и каждое издание – интересная, откровенная беседа, один на один с великим человеком.
    Мысль автора мне близка. Я, безусловно, тоже уверена в том, что чтение – это стабильный и частый процесс, в котором каждый человек развивается и совершенствуется, знакомится с умнейшими людьми и их мыслями, расширяет свой словарный запас и восприятие окружающего мира.
    Чтение – важнейшая часть жизни человека, оно формирует критическое мышление и трезвый взгляд на предметы, факты и события. Человеком, заменившим книги на фильмы и интернет, легко управлять – и потому зачастую «власть имущие» люди намеренно дискредитируют образ книги, делая все для того, чтобы люди не читали. В антиутопии Р. Брэдбери ««451 градус по Фаренгейту» показан подобный пример. В этом произведении героям запрещали читать на законодательном уровне: книги сжигали, а тех, кто отказывался подчиняться закону, наказывали. На вопрос «Почему люди не читают?» автор отвечает просто: во-первых, это, конечно, страх. Во-вторых, не знакомые с классикой литературы личности просто не осознавали, что они теряют, отказываясь от чтения. В-третьих, это, конечно, старая-добрая лень и нежелание развиваться. Большинство жителей в романе устраивало 4 стены в доме, постоянно вещающие различные развлекательные передачи. Но те, кто все же нарушал закон и хранил в себе заветную информацию из прочитанного, понимали ценность чтения и готовы были отдать за него свою жизнь. Таким стал главный герой: взяв однажды в руки книгу, он понял всю прелесть чтения, и уже не смог жить прежней жизнью – прочитанное полностью изменило его мировосприятие.
    Примером того, почему читать нужно и важно, служит героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», оставшаяся в истории мировой литературы нравственным идеалом русской женщины. Личность Татьяны сформировалась только под воздействием книг, потому как родители девушки не посвящали её воспитанию должного внимания, а няня, к сожалению, даже с высоты своего жизненного опыта не могла ответить на все вопросы. И потому Татьяна всю свою юность читала и с каждой книгой сильнее проникалась любовью к этому процессу, тем самым умственно, духовно и нравственно обогащаясь. Позже, выросшая в деревне девушка, повзрослев, смогла произвести впечатление своим образом, своей статностью, своим характером не только на Евгения Онегина, но и на все светское общество Петербурга.
    Я считаю, что чтение – это не только лучший учитель, но и лучший друг, а также лучший врач. Только благодаря этому у человека появляется возможность жить полной жизнью, учиться у великих людей, иметь свои мечты и желания и видеть мир во всех его красках и формах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *