Сочинение на тему что делать

9 вариантов

  1. “Без великодушных идей человечество жить не может”. Ф.М.Достоевский. (По одному из произведений русской литературы. – Н.Г.Чернышевский. “Что делать?”.)
    “Величайшие истины – самые простые”. Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. – Н.Г.Чернышевский. “Что делать?”.)
    «Новые люди» в романе Г.Н. Чернышевского «Что делать?»
    «Новые люди» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
    «Новые люди» Чернышевского
    «Особенный человек» Рахметов
    «Особенный человек» Рахметов
    «Пошлые люди» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
    «Разумные эгоисты» Н. Г. Чернышевского
    Будущее светло и прекрасно (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?»).
    Жанровое и идейное своеобразие романа Н. Чернышевского «Что делать?»
    Как отвечает Н. Г. Чернышевский на вопрос, поставленный в заглавии романа «Что делать?»
    Мое мнение о романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?
    Н.Г.Чернышевский. “Что делать?”
    Новые люди (по роману «Что делать?»)
    Новые люди в “Что делать?”
    Образ Рахметова
    Образ Рахметова в романе Н.Г.Чернышевского “Что делать?
    От Рахметова до Павла Власова
    Проблема любви в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
    Проблема счастья в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
    Рахметов – «особенный» герой романа Н. Чернышевского «Что делать?»
    Рахметов в ряду героев русской литературы XIX века
    Рахметов и путь в светлое будущее (роман Н.Г. Чернышевского «Что делать»)
    Рахметов как «особенный человек» в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
    Роль снов Веры Павловны в раскрытии замысла автора
    Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» о человеческих отношениях
    Сны Веры Павловны (по роману Н.Г Чернышевского «Что делать?»)
    Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
    Теория «разумного эгоизма» в романе Г. Н.Чернышевского «Что делать?»
    Философские взгляды в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
    Художественное своеобразие романа “Что делать?”
    Художественные особенности и композиционное своеобразие романа Н. Чернышевского «Что делать?»
    Черты утопии в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
    Что значит быть «особенным» человеком? (По роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?»)
    Эпоха царствования Александра II и появление «новых людей», описанных в романе Н. Чернышевского «Что делать?»

  2. Пример итогового сочинения к направлению ДОБРО и ЗЛО
    Тема сочинения. 
    Как вы понимаете высказывание: «Делать добро легче, чем быть добрым»? 
    Казалось бы, совершать добрые поступки могут только добрые люди. Однако это не так. Нередко человек делает добро потому, что того требует общество. Также сделать что-то доброе можно под влиянием порыва или даже для того, чтобы в итоге достичь какой-то своей цели. Например, если человек помогает своему соседу занести диван на 12 этаж, то он совершает доброе дело. Но делает он это потому, что добр, или потому, что так принято в обществе и в будущем ему может также понадобиться помощь соседа? «Делать добро легче, чем быть добрым» – эти слова Жоржа Вольфрома я понимаю так: совершить добрый поступок может любой человек, а быть по-настоящему добрым – отнюдь нет. Быть добрым – это состояние души, это искреннее желанием помогать и невозможность пройти мимо чужой беды.
    Размышляя над поднятой темой, я сразу вспомнила один из самых ярких эпизодов романа Пушкина «Дубровский». Кузнец Архип во время пожара спасает кошку. Он рискует своей жизнью, но снимает с пылающей крыши несчастное животное. Это, несомненно, добро. Но позволяет ли этот поступок назвать Архипа добрым? Нет, ведь в этом же доме горели живые люди, которых кузнец специально запер перед началом пожара. Он не просто считал справедливым убить слуг Троекурова, в которых видел врагов для себя и своих господ. Он «со злобной улыбкой взирал на пожар», наслаждался своей местью! Спасение кошки – это порыв. Архип счел, что животное ни в чем не виновато и не должно погибнуть. Но почему он решил, что вправе отнимать жизни людей? Добрый человек не совершил бы на такой поступок, не причинил бы такое ужасное зло.
    Есть добрые поступки на счету главного героя произведения Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников знакомится с пьяницей Мармеладовым и пытается помочь ему. Ему жаль несчастного человека и его семью, он провожает его домой, дает ему немного денег. Но доброе отношение к Мармеладову не затмит то зло, которое причинил Родион Раскольников окружающим. Он поставил себя выше других, решил, что он «не тварь дрожащая, а право имеющий» и убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Нельзя назвать Родиона Раскольникова добрым только потому, что порой в нем просыпалось желание сделать что-то хорошее.
    Быть добрым и делать добро – это далеко не одно и то же. Делать добро может любой, для этого достаточно хорошего настроения, корыстного интереса или давления общества, которое навязывает определенные шаблоны поведения. Быть добрым – это другое. Это состояние души, которая не может оставаться спокойной, когда кому-то плохо, когда кому-то нужна помощь.
    391 слово
    Автор сочинения: Татьяна Городецкая

  3. Чернышевский, заключенный в Петропавловскую крепость, ставший жертвой царского произвола, не пал духом. В крепости им был задуман и написан ряд книг, в том числе и знаменитый роман «Что делать?», который стал программой действия для нескольких поколений революционеров. Роман был начат в декабре 1862 года и закончен через 4 месяца.
    Герои романа — творцы новых отношений между людьми, носители новой морали. Эти «новые люди» знают, что им нужно делать, и умеют осуществлять свои замыслы, у них мысль неотделима от дела, они не знают разницы между сознанием1 и волей. «Новые люди» — это демократы-разночинцы, лучшими представителями которых были люди, подобные Добролюбову и самому Чернышевскому.
    Одним из главных героев романа является Вера Павловна. Как и большинство «новых людей», она знакома с нуждой, рано начала работать. Важнейшей чертой ее характера является глубокое отвращение ко всякого рода угнетению, стремление к независимости и свободе. Она отличается гордым и решительным характером. Вере Павловне свойственно постоянное стремление к духовному обогащению. Как и другие «новые люди», она может быть счастлива лишь тогда, когда приносит радость и счастье другим людям.
    Лопухов и Кирсанов, как и Вера Павловна, — «новые люди». Во многом сходны их биографии. Лопухов — сын мещанина, а Кирсанов — сын писца уездного суда. Многое их сближает с героем романа Тургенева «Отцы и дети». Как Базаров гордился тем, что его дед землю пахал, так и они гордятся своим простым происхождением. Отразив многие важные черты характера нового человека, Тургенев в то же время наделил Базарова такими чертами, которые не были свойственны подлинным разночинцам. Лопухов и Кирсанов поэтому все-таки отличаются от Базарова.
    Рядом с «новыми людьми» в романе показан Рахметов — «особенный человек», «высшая натура», человек «другой породы». Дворянин по происхождению, он становится демократом по убеждению. В образе Рахметова воплощены лучшие черты передовых людей эпохи Чернышевского. В этом герое немало и таких черт, которые были присущи самому автору. Рахметов — профессиональный революционер, вождь. Не сразу стал он «особенным человеком». Приехал в Петербург обыкновенным юношей. Сближение с Кирсановым, который познакомил его с учением социалистов-утопистов и философией Фейербаха, явилось толчком к превращению его в «особенного человека». Одаренный необыкновенными способностями, Рахметов, изучив теорию социализма, вскоре приходит к революционному действию. Он с поразительной быстротой расширяет круг своих знаний, тщательно готовит себя к революционной деятельности, зная, что ему придется перенести тяготы и лишения, быть может даже пытки царских палачей. Рахметов — важнейший герой романа, ибо идейный смысл произведения заключается в призыве к революционной борьбе за социалистическое преобразование общества.
    Чернышевский верил в победу революции. В своем романе он попытался заглянуть в будущее. Чернышевский считал, что социализм раскрепостит женщину от домашнего рабства, что общество возьмет на себя значительную долю забот о воспитании подрастающего поколения.

  4. Главная сложность в написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку — определение проблемы, затронутой в предложенном тексте. Если проблема определена неверно, за сочинение можно — по доброте эксперта — получить 2-5 баллов, не больше, из максимальных 23.
    Когда проблема определена, создать структуру сочинения довольно легко:

    Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (структура)

    Формулировка проблемы (в виде дуалистического тезиса или проблемного вопроса).
    Комментарий к проблеме.
    Позиция автора по проблеме.
    Ваша позиция по затронутой проблеме.
    5, 6. Аргументы, доказывающие состоятельность вашей позиции (не менее 2).
    7. Вывод, который в общем смысле повторяет вашу (и авторскую) позицию по проблеме.
    Нетрудно заметить, что проблема является основой каждой части сочинения, которых должно быть 7 (если экспертная комиссия ЕГЭ не настаивает на обязательном вступлении).
    Рассмотрим подробнее особенности написания каждой части на примере сочинения по отрывку из рассказа А. П. Чехова «Слёзы крокодила».

    Определение и формулировка проблемы, комментарии к проблеме, позиция автора

    Как ни странно это звучит, но формулировать проблему мы станем, когда определим позицию автора. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: какой теме он посвящён? что осуждает, чем восхищается, что хотел сказать нам автор?
    Чехов посвятил свой рассказ двуличности человека, причём самой ужасной, когда человек не замечает её в себе. Иудин сокрушается о несовершенстве мира, несправедливости его («Н-да, – продолжал он задумчиво, – в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. Их создало само человечество. Оно само породило этот бич…») и тут же отбирает у вдовы «сиротскую копейку» («И шесть рублей будет многовато. Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим.»). Страшно в этой сцене то, что Иудин искренне сокрушается о мировом зле и так же искренне его вершит. Автор осуждает героя рассказа, что проявляется даже в названии «Слёзы крокодила» и «говорящей» фамилии Иудина. Чехов будто спрашивает: можно ли изменить мир, в котором люди не умеют различать зло и добро?
    Примерно так должны выглядеть наши рассуждения. Сразу оговоримся, что можно было увидеть и другие проблемы, но они — так или иначе — затрагивали бы вопрос о двуличности, некритическом отношении к себе человека.
    Обратите внимание на последние два предложения в нашем рассуждении — они озвучивают позицию автора и проблему, затронутую в тексте. Теперь нам легко записать первые три абзаца сочинения, немного расширив и преобразовав наше рассуждение.
    Сначала — проблемный вопрос: Можно ли изменить мир, не меняясь самому, а только сокрушаясь о его несовершенстве, осуждая других?
    Далее — комментарии к проблеме (они в основном и повторят наше рассуждение, можно лишь изменить начало: Этот вопрос мы читаем между строк чеховского рассказа. Его герой — хозяин ломбарда Иудин — совершенно точно определяет всю уродливую несправедливость жизни, причём делает это наедине с собой, искренне… и далее как рассуждали).
    Затем — позиция автора: Чехов считает, что начинать изменять мир нужно с себя. Если каждый будет делать хотя одно доброе дело в день, будет поступать по совести, а не выгоде, миру не нужны будут законы и революции — он станет прекрасен! Но для этого необходимо научиться не разделять свои мысли и поступки, перестать двуличествовать.

    Ваша позиция, аргументы

    Ваша позиция будет повторять позицию автора по своей сути. Сразу оговоримся, что возможно и не соглашаться с автором, однако такая работа потребует намного больше усилий, неопровержимых аргументов и бесспорного мастерства в написании сочинений-рссуждений, ведь вам придётся опровергать «вечные истины», которые всегда и становятся основой экзаменационных текстов.
    Когда собственная позиция сформулирована, приводятся аргументы для её подтверждения. Их должно быть минимум два: 1 читательский (из художественной или публицистической литературы) и 1 «жизненный» (исторические аналогии, данные статистики, широкоизвестные факты современности и т. п.) или 2 читательских — обе комбинации оцениваются одинаково (3 балла), если подобраны удачно.
    Аргумент должен иметь следующую структуру: повторение в общих чертах или по сути исходной позиции (в нашем случае: человек говорит одно, делает другое, зло умножается) — результат, который вы предсказываете в своем мнении по проблеме (изменится человек — изменится мир).
    В качестве читательского аргумента для рассказа Чехова можно выбрать сюжетную линию с Иудушкой Головлёвым из «Господ Головлёвых» М. Е. Салтыкова-Щедрина (Иудушка постоянно говорит о Боге, печётся о правильности жизни, «блаалепии», а сам доводит до безвременной смерти сыновей, мать, а в итоге — и себя).
    Ещё одним читательским аргументом вполне может служить история, рассказанная в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Она, разумеется, очень неоднозначна, но в простой интерпретации выпускника станет ярким свидетельством духовной слепоты человека, обвиняющего мир и не желающего видеть себя как есть.

    Вывод

    Вывод ещё раз — уже во второй — подтверждает позицию автора (а теперь и вашу). Его желательно сделать более открытым: с прогнозами, пожеланиями, даже моралью, например: Только совершенствуя себя, искореняя свои несовершенства, мы можем изменить жизнь. Человека не сделать лучше против его воли, ему нельзя «привить любовь к Родине или чувство сострадания»: своим примером, своим духовным подвигом мы искореняем мерзости — и собственные, и окружающих.
    https://сезоны-года.рф

  5. Николай Гаврилович Чернышевский родился в семье священника, однако еще в юности он освободился от религиозных представлений, став передовым мыслителем своего времени. Чернышевский был социалистом-утопистом. Он выработал стройную систему социального освобождения России. За революционную деятельность, публицистические статьи, работу в журнале “Современник” Чернышевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В таких необычных условиях в 1862 году и был написан роман “Что делать?”.
    Роман опубликовал Некрасов в “Современнике”, после чего журнал был закрыт, роман запрещен. Вторично произведение было напечатано только после первой русской революции. Между тем популярность “неугодного романа” была огромной. Он вызвал бурю, стал центром, вокруг которого кипели страсти. Нам трудно это представить, но роман переписывался от руки, распространялся в списках. Сила власти его над умами молодых современников не знала границ. Один из профессоров Петербургского университета писал: “За шестнадцать лет моего пребывания в университете мне не приходилось встретить студента, который бы не прочел знаменитого сочинения еще в гимназии”.
    Роман “Что делать?” написан в расчете на молодого читателя, на того, кто стоит перед проблемой выбора пути. Все содержание книги должно было указать вступающему в жизнь человеку, как строить свое будущее. Чернышевский создает роман, который называли “учебником жизни”. Научить действовать правильно и по совести должны были герои произведения. Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна не случайно названы самим писателем “новыми людьми”, а о Рахметове автор говорит, как об “особенном человеке”. Вспомним Чацкого, Онегина, Печорина… Они романтики, мечтатели — люди, не имеющие цели. Все эти герои не идеальны. В них есть черты, которые нам трудно принять. Герои Чернышевского редко сомневаются, они твердо знают, чего хотят в жизни. Они трудятся, им не знакомы праздность и скука. Они ни от кого не зависят, потому что живут своим трудом. Лопухов и Кирсанов заняты медициной. Вера Павловна открывает свою мастерскую. Это особенная мастерская. В ней все равны. Вера Павловна — хозяйка мастерской, но все доходы распределяются среди работающих в ней девушек.
    “Новые люди” не замыкаются только в рамках своего дела. У них много других интересов. Они любят театр, много читают, путешествуют. Это всесторонне развитые личности.
    По-новому они решают и свои семейные проблемы. Ситуация, которая сложилась в семье Лопуховых, весьма традиционна. Вера Павловна полюбила Кирсанова. Анна Каренина, полюбив Вронского, попадает в безысходную ситуацию. Татьяна Ларина, продолжая любить Онегина, решает свою судьбу однозначно: “…я другому отдана; я буду век ему верна”. Герои Чернышевского разрешают этот конфликт по-новому. Лопухов “сходит со сцены”, освобождая Веру Павловну. При этом он не считает, что приносит себя в жертву, т. к. действует он согласно теории “разумного эгоизма”, популярной в среде “новых людей”. Лопухов доставляет себе радость тем, что делает добро близким людям. В новой семье Кирсановых царят взаимопонимание и уважение. Вспомним несчастную Катерину, героиню Островского. Кабаниха заставляет сноху следовать правилу: “жена да убоится мужа своего”. Вера Павловна не только никого не боится, для нее возможен самостоятельный выбор жизненного пути. Она эмансипированная женщина, свободная от условностей и предрассудков. Ей предоставлено равноправие в трудовой и семейной жизни.
    Новая семья в романе противопоставлена среде “пошлых людей”, в которой росла и из которой ушла героиня. Здесь царят подозрительность и стяжательство. Мать Веры Павловны — семейный деспот.
    Близок к “новым людям” и Рахметов. Это человек, готовящий себя к решительной борьбе, к революции. В нем сочетаются черты народного богатыря и высокообразованного человека. Он жертвует всем во имя своей цели.
    Эти люди мечтают о том, чтобы на Земле наступила общая радость и благоденствие. Да, они утописты, в жизни не всегда так просто следовать предложенным идеалам. Но мне кажется, что человек всегда мечтал и будет мечтать о прекрасном обществе, где будут жить только хорошие, добрые и честные люди. За это готовы были отдать жизни Рахметов, Лопухов и Кирсанов.
    ?

  6. Допустим, пишется сочинение на тему “Природа родного края”. Опишите во вступлении, чем примечательна родная природа, и почему именно красота природы родного края послужила темой сочинения. Если сочинение на тему времен года, опишите, почему именно рассматриваемое время года послужило темой сочинения, чем затрагивает вас именно этот период, чем привлекает и, может быть, вызывает особую симпатию любимое время года.

    Содержательная часть

    Содержательная часть – самая главная, основная часть сочинения, в ней раскрывается тема, разъясняется суть сочинения. Покажите ваше видение природы, как видят природу другие авторы в художественной литературе. Избегайте простого изложения или пересказа, попробуйте осмысленно описать самые яркие впечатления, которые оставляет у вас природа.
    Для большей наглядности, попробуйте мысленно совершить прогулку по любимым местам родного леса, заглянуть в любимые уголки родной природы, опишите то, что вы видите вокруг, то, как представляете себе природу и какое природа имеет значение для вас. Осмысление донесение темы сочинения до читателя станет главной задачей содержательной части работы.

    Заключительная часть

    В заключительной части подводятся итоги всей работы, делаются выводы из раскрытой темы сочинения; заключительная часть должна быть не большой, но основательной. В заключительном абзаце можно сгладить все недочеты в ходе работы над сочинением, если он будет ясным, по возможности, кратким и уверенно завершит сочинение, полностью ответив на все поставленные вопросы. Расставьте, как говорится, все точки над буквой “Ё”!

    Как писать школьные сочинения:

    Как написать сочинение рассуждение? – Такая форма учебного сочинения, как правило, подразумевает написание сочинения на свободную, не обязательно по литературному произведению, тему в виде небольшого рассказа своими словами с рассуждением на заданную тему сочинения, например “Мое любимое время года”, “Наша планета – Наш дом” и т.п.
    Как написать небольшое сочинение в виде эссе? – Жанр мини-сочинения в виде небольшой зарисовки на заданную тему называется эссе. В художественной литературе эссе чаще имеет эмоциональную, чувственную передачу настроения описываемого пейзажа, события. Главная особенность эссе – свободное изложение мыслей и чувств, ответ на поставленный вопрос в довольно небольшом объеме текста.
    Как написать сочинение по картине художника? – Описание картины подразумевает раскрытие темы сюжета произведения. Важно обратить внимание на каждую деталь для полного представления действия, сюжета или пейзажа: что хотел показать художник через картину.
    Как подготовить сообщение на заданную тему? – Сообщение представляет собой краткое изложение непосредственной сути. В этом случае всегда имеется четкая тема, а также полностью отсутствует художественная ценность сочинения.
    Как написать сочинение на лингвистическую тему? – Такие сочинения связаны с языком и имеют форму рассуждения, раскрывающего смысл определенного высказывания известного человека, например “Многие русские слова сами по себе излучают поэзию К. Паустовский”.
    Как написать сравнительную характеристику двух героев? – В сочинениях по теме литературного произведения часто приходится прибегать к написанию сравнительной характеристике героев. Часто в этой роли сравнения оказываются главные герои, обычно двое и с разными характерными чертами, это может быть характер, возраст, социальное положение и т.д. Поэтому важно не только дать характеристику каждому герою, но и суметь сравнить героев в сюжете произведения.
    Как писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ? – Сочинение на ЕГЭ – значительно отличается от привычного школьного сочинения и писать его труднее, основная сложность в работе по русскому языку ЕГЭ — определение проблемы, затронутой в предложенном тексте, поэтому подход и строение такого сочинения несколько другое, более сложное по форме, но и страшного в этом ничего нет. Смотрите сами)

    Подборка материала для сочинений:

    Поэзия
    Литература
    Искусство
    Сочинения на свободную тему

  7. Спешите делать добро!
    30 октября в нашем 7 «А» классе учителем русского языка и литературы был проведен «Самый большой урок в мире», на котором мы стали зрителями невероятно интересного мультфильма, созданного Кеном Робинсоном. Именно он выступает за способность детей мыслить творчески и подходить к образованию креативно.
    Так, после просмотра ролика мы рассуждали о важных мировых целях, о доступности образования во всем мире. Создателями мультфильма были сформулированы  эти 17 задач и мы, ученики, как будущие специалисты, будем решать в будущем, ведь то, каким станет оно, будет зависеть только от нас.
    Я думаю, что делать добро, тоже может являться одной из мировых целей, потому что черствость души – самая страшная болезнь на свете. А.П. Чехов говорил: “Спешите делать добро”. Если мы не будем обращать внимание на чужое горе, не будем помогать близким и друзьям, не будем заботиться о стариках, то мы убьем в себе ценное качество – способность делать добро.
    Я хочу, чтобы мир был таким, как в доброй сказке, где добро побеждает зло и всегда счастливый конец. Очень хочется, чтобы все люди были счастливы и здоровы, и чтобы не было войны. Но возникает вопрос: как это сделать? Один человек изменить и сделать мир лучше не сможет, а поэтому всем людям на планете нужно объединиться, стать дружнее и терпимее друг к другу. Нельзя оставаться равнодушными к чужой беде. Нужно спешить делать добрые дела, чтобы потом не жалеть, что ты не успел сделать что-то хорошее.
    Мы, школьники, тоже можем внести свой вклад в улучшение жизни на земле. Нам нужно учиться, чтобы получить образование и  стать хорошими специалистами. Уважать родителей, ведь они так много трудятся, чтобы нам было легче жить, помогать и поддерживать их. Ценить не только свой, но и чужой труд. Вот так, каждый из нас, делая одно доброе дело сегодня, помогает целому миру быть счастливее завтра.
    Ученица 7 «А» Браткова Ольга

  8. В мире бытует мнение, что сочинение либо эссе является в буквальном смысле тем, что вы пишите в школе на тему, которая не интересует никого, кроме вашего учителя. На первый взгляд, в словаре нет ничего, что бы могло смягчить это значение. Самое первое определение – «это короткое литературное сочинение на заданную тему, обычно в прозаической форме и, как правило, аналитического, оценочного и пояснительного характера».
    На самом деле эссе может быть чем-то намного большим, чем это. В нем можно писать о чем угодно. И в этом случае словарь приходит нам на помощь. Второе определение эссе: «это всё, что напоминает сочинение». Так что эссе – это письменные сочинения обо всем.
    К сожалению, они также могут быть раздражающими, скучными, утомительными и вовсе отвратительными. Будь-то сочинение в средней школе, научная статья в колледже или даже важная служебная записка на вашей новой работе – в любое время есть высокая вероятность того, что вы, наверное, предпочли бы ничего не писать. И тот факт, что вы ДОЛЖНЫ сделать это только усугубляет положение.
    В вашей голове одновременно находятся двадцать разных мыслей: Как правильно написать сочинение? О чем я пишу? Как поддерживать импульс? Как начать писать сочинение? Мне нужна хорошая оценка или повышение С ПРИБАВКОЙ, от этого многое зависит!
    Успокойтесь. Создание блестящей письменной работы, обалденную докладную, выдающееся эссе – на любую тему – это не просто возможно, это просто. Поэтому приготовьтесь узнать, как правильно написать сочинение по литературе.

    В чем мой секрет написания сочинений?

    Эссе во многом похоже на военную операцию. Оно требует дисциплины, дальновидности, исследовательской работы, стратегии и, если всё сделано хорошо, заканчивается окончательной победой. Вот почему я украл свою формулу у спартанцев (тех, что из фильма «300 спартанцев»). Эта тактика была любимой для великих генералов Брасида и Ксенофонта (ученика Сократа) и была успешно введена в действие в сражениях бесчисленное количество раз. Я полагаю, что, если одна уловка способна защитить десятитысячный поход по враждебной территории, страна за страной, она, вероятно, будет работать с чем-то настолько слабым и временным, как письменная работа или эссе.
    Мы будем использовать эту тактику как метафору – тоже отличный термин для использования в ваших эссе – для структурных элементов нашего сочинения. Это позволит нам забыть скучные учительские подсказки и узнать, как хорошо написать сочинение. Забудьте «Комментарий/Конкретные детали/Комментарий/Конкретные детали» и весь этот нонсенс.
    Вот что говорит Ксенофонт о своей тактике в «Анабасисе»:
    Для нас было бы безопаснее передвигать войска с гоплитами, формируя каре (боевой порядок пехоты, построенной в виде квадрата – прим. Lifeinbooks), чтобы багаж и основная группа людей внутри была более защищенной. Таким образом мы сейчас сказали, кто должен находиться на передовой каре, кто – организовывать передовые отряды, кто должен быть на обеих флангах, а кто – отвечать за тыл.
    Их тактика была следующей: для успешного похода или отступа генерал соединяет свои войска в наружную часть квадрата, с провиантом и раненными в середине и сильными войсками спереди и сзади. Если бы они отступали, рядовые солдаты защитили бы свою сторону, выходя за контур квадрата лишь немного, чтобы сразиться с нападающими, а затем сразу же вернуться в безопасный квадрат. И, таким образом, они были полностью непроницаемыми, могли плавно путешествовать, а также медленно деморализовать атакующую армию. Как писал Ксенофонт, идея была в том, чтобы каре было подготовлено заранее, «мы не должны планировать [всё связанное с защитой], когда враг приближается, нам нужно немедленно воспользоваться теми, кто был специально проинформирован о схеме работы».
    Вы спросите, а как же правильно написать эссе и причем здесь всё это?
    Мой метод работает так же. Обдумайте свое введение как создание формы, а потом последующие абзацы, которые и составляют каждую сторону. Они могут выйти наружу, когда это нужно, но никогда окончательно не бросают безопасность формирования. Это процесс постоянной перестройки, который любой ценой сохраняет форму квадрата. С точки зрения «написания», вам нужно всего лишь создать несколько оригинальных предложений для всего эссе: тезис, тема, мини-тезис, из которого начинается каждый абзац, и заключительную фразу, обозначающую, что всё это значит. Все остальное – это в некотором роде вариации из этих четырех предложений. Вместе они создают квадрат, и это служит точкой возврата… Идея состоит в том, чтобы защитить читателя, как войско, движущееся внутрь и наружу квадрата, чтобы обеспечить безопасность середине и всему квадрату. Далее я расскажу подробнее, как начать писать сочинение и приведу несколько примеров для структуры эссе.

    Приступая к работе над сочинением

    Например, вы – ученик средней школы на уроке английского языка, или студент колледжа, и вам нужно написать сочинение. Это просто факт жизни, и вместо того, чтобы бороться с ним, давайте сделаем его как можно проще.
    Схема, которую я собираюсь вам дать, проста, и она поможет вам узнать, как написать красивое сочинение. По сути, формат требует всего шесть оригинальных предложений, а всё остальное – не что иное, как повторение и подкрепление идей в этих оригинальных предложениях. Так же, как в тактике Брасида, вы придумываете элементарную форму с введением и тогда всё, что остается – оборона: все (каждое слово) знают свою работу.
    Решительно сформировав свои собственные правила и пути, вы сможете достичь совершенства, просто следуя им. Вы размещаете читателя в центре квадрата, защищенного со всех сторон, и систематически перемещаете его вперед, защищаясь от сомнений и возражений по мере их возникновения.
    Вот примерная схема письменной работы на пять страниц:
    Введение
    Начните с обширной, убедительной «зацепки». Это будет мета-темой статьи. Вот пример из письменной работы о «Великом Гэтсби»: «Когда граждане проявляют вопиющее пренебрежение моралью и законом, общество быстро разрушается».
    Тезис. Он должен определить и систематизировать «зацепку» в отношении инструкции / субъекта. Пример: «Атмосфера, показанная в «Великом Гэтсби» Ф. Скотта Фицджеральда – с вопиющим упадком и нелегальной деятельностью – в конце концов, кажется, замещает всё, но она несовместима с значением воплощения американской мечты».
    Одно предложение, служащее основой для первого абзаца основной части. (Это мини-тезис для каждой точки зрения, которую вы будете аргументировать.) Пример: «Хотя Гэтсби был контрабандистом, им руководила надежда и любовь, а не жадность, которая мотивировала его одержимых статусом гостей».
    Одно предложение для второго абзаца основной части. (Так же, как то предложение, которое вы только что сделали)
    Одно предложение для третьего абзаца основной части.
    Сформулируйте по-другому «зацепку» и тезис в одно переходное предложение в первом абзаце. «1920-е годы, время воплощения излишества и реакционности, символизирует собой разрыв в американской традиции; тот, на который никто, казалось, не обратил внимания».
    Примечания / Советы: Некоторые говорят, что тезис должен идти в нижней части введения, а не сверху, но я думаю, что это огромная ошибка. Суть эссе или сочинения в том, чтобы сделать утверждение, а затем подкреплять его. Вы не можете поддержать мысль, пока не выразите ее.
    Основная часть # 1
    Перефразируйте тезис для первого абзаца основной части.
    Аргументируйте мини-тезис фактами и анализом.
    Сформулируйте по-новому тезис абзаца основной части в контексте общей темы.
    Примечания / Советы:
    Начинайте с самых весомых аргументов.
    Вводите цитаты / мысли таким образом: Обобщенные->Конкретные->Анализ/ Вывод
    Всегда используйте цитату, пытаясь включить элемент анализа в том же предложении. Лучше не использовать более 5-7 слов автора. Можно даже меньше: «Это был Джей, который, несмотря на общий упадок вокруг него, с нетерпением ждал того, что можно описать как «разнузданное будущее».
    Основная часть # 2
    Перепишите тезис второго параграфа основной части.
    Аргументируйте мини-тезис.
    Сформулируйте по-новому тезис абзаца основной части в контексте общей темы.
    Основная часть # 3
    Перепишите тезис для третьего абзаца основной части.
    Аргументируйте мини-тезис.
    Сформулируйте по-новому тезис абзаца основной части в контексте общей темы.
    Заключение
    Перефразируйте зацепку / мета-тему.
    Уточните ее, еще раз перефразировав тезис.
    Напишите одно предложение для каждого абзаца основной части, предполагающее его смысл.
    Перепишите «зацепку» и тезис в заключительных предложениях.
    Последнее предложение должно переходить к общим фразам о человеческой природе: «Американская мечта – и все высшее стремления – требует общества, которое смотрит в будущее и далее, а также придерживается стандартов поведения».
    И всё. Серьезно. Это работает в сочинении из 300 слов так же, как в исследовании из 300 страниц. Сочинение создается, усиливается само по себе, служит путем вашей самореализации. Разве можно представить что-либо лучшее?

  9. Перед тем как написать сочинение, необходимо запастись черновиком. В старших классах полезной окажется также тренировочная тетрадь с заранее подготовленными цитатами из произведений русских и зарубежных классиков, а также читательский дневник, который поможет подобрать тот или иной литературный аргумент по предложенной теме.
    Для примера мы возьмём итоговое сочинение для одиннадцатиклассников, рассмотрим требования к тексту и этапы работы.

    Этап 1. Сбор материала.

    Так как без литературного аргумента при выполнении зачётного задания не обойтись, собирать высказывания великих по тому или иному поводу нужно заранее: как минимум, с начала сентября.
    Если у вас уцелели читательские дневники предыдущих лет или вы любите сохранять понравившиеся цитаты (а вдруг пригодятся для статуса ВКонтакте?), считайте, что строительный материал уже есть. Если доселе вы не обременяли своей головы чужими мыслями, придётся срочно сделать это теперь.
    Как только станут известны 5 тематических направлений для написания сочинений, начните осмыслять все обнаруженные цитаты. Аккуратно используйте поисковики. Не все сайты верно обозначают авторство и корректно цитируют оригинальные тексты. Лучше обращаться к первоисточникам, т.е. книгам.

    Этап 2. Осмысленное чтение.

    Нет, мы не хотим вас обидеть, намекая, что прежде ваше чтение было бездумным! Просто теперь ваши читательские усилия будут сродни труду кладоискателя, выкапывающего из глубин смысла драгоценные литературные факты.
    А если серьёзно, нужно перечитать хотя бы 2-3 программных романа и несколько повестей или рассказов поменьше, чтобы освежить воспоминания об изученном.
    Масса примеров-иллюстраций на любую тему найдётся в пушкинских «Повестях Белкина», романе «Евгений Онегин», в «Герое нашего времени» Лермонтова, повести Гоголя «Тарас Бульба». Из авторов, приближенных к нашему времени, подойдут Астафьев, Бондарев, Шукшин, Распутин.

    Этап 3. Написание пробного сочинения.

    Не ждите экзамена. Начинайте писать уже сейчас. Придумайте 2-3 темы по каждому направлению и выдавайте хотя бы по одному тексту еженедельно. Если приступить в начале учебного года, до декабря за 12 недель можно написать 10-15 пробных вариантов.
    Собственно работа состоит из нескольких шагов.
    Составить план сочинения. Он включает в себя вступление, основную часть и заключение, закольцовывающее главную мысль работы, изложенную в начале.
    Написать вступление. Оно должно быть ёмким и коротким (не длиннее 5 предложений). Во вступлении уместно обозначить и конкретизировать тему сочинения, подкрепив собственный тезис цитатой.
    Написать основную часть. Она пишется, чтобы раскрыть тему работы, и состоит из трёх тезисов, к которым нужно правильно подобрать пример-доказательство из литературы. Чтобы придумать тезисы, нужно разбить основную тему на вспомогательные вопросы. По каждому из тезисов обязателен микровывод. В качестве доказательств используются не только аргументы, но и контраргументы.
    Сформулировать вывод. Он не повторяет микровыводы, а объединяет их, обозначая итоговую мысль. В выводе повторяется и разворачивается в полном объёме утверждение, озвученное во вступлении.
    Проверить текст. Он должен отвечать таким критериям, как согласованность частей между собой, отсутствие стилистических, фактических, пунктуационных и грамматических ошибок.
    Если инструкция показалась вам недостаточно ясной, дополнительно посмотрите видео:

    Пример итогового сочинения-рассуждения на тему мечты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *