Сочинение на тему что для пушкина значит дружба

7 вариантов

  1. В большом литературном наследии Александра Сергеевича Пушкина важное место занимает тема дружбы. Соответственно львиную долю произведений великого классика «золотого века» составляют тексты на эту тему.
    Александр Сергеевич считал, что дружба сродни «живой воде», так как она способна спасти человека от напасти, она является мощным объединяющим началом для всего человечества.
    Годы учебы поэта в Царскосельском лицее наложили на него неизгладимый отпечаток. Время учебы – это время, когда Александр Сергеевич приобретал новых друзей, связь с которыми он пронес через всю свою, пусть недолгую, но яркую жизнь.
    Александр Сергеевич после женитьбы на первой красавице Петербурга был вынужден посещать различные светские рауты, но они тяготили поэта. Светским вечеринкам Александр Сергеевич предпочитал общение со своими друзьями. ОР такого рода общении он писал следующие строки: «… в мыслях волен я, … спорю вслух, … мы все – прекрасные друзья…».
    Друзья Пушкина лицейской поры – это удивительные люди, которые свободно мыслят, неподдельно и искренне любят искусство. По этой причине общение с ними поэта породило живые стихи, которые полны любви и дружественности.
    Если анализировать тему дружбы в лирике Пушкина, то можно отметить следующие особенности.
    Во-первых, ранняя лирика рассматривает дружбу, как пиршество в узком дружеском кругу. Дружеское сообщество Александра Сергеевича составляют Горчаков, Галич, Дельвиг, Илличевский, Пущин, Малиновский, Кюхельбекер. Им всем посвящено стихотворение, датированное 1814 годом, «К студентам».
    Анализируя вышеназванное произведение стоит отметить положительные эмоции, наполняющие и пронизывающие текст. Из него так и плещет жизнеутверждение и радость.
    Если обратиться к стихотворению «Элегия», относящемуся примерно к этому же периоду творчества, то нетрудно заметить, как наряду с темой дружбы появляются мотивы печали и одиночества. Это свойственно романтизму.
    Во-вторых, лирика среднего периода творчества посвящена близким друзьям. Лучшим, по праву, можно назвать всем известный со школьной скамьи текст «К Чаадаеву». Почему именно Петру Чаадаеву Пушкин посвящает текст? Ответ прост – Петр был его лучшим другом и имел на поэта огромное влияние.
    В-Третьих, говоря о дружеской теме нельзя не упомянуть цикл стихотворений с одноименным названием «19 октября». Это важная веха в жизни поэта – лицейская годовщина.
    Лучшим с позиции темы дружбы можно считать стихотворение «19 октября», написанное в 1925 году. Именно в нем Пушкин вспоминает поименно обо всех своих товарищах и рассказывает о судьбе каждого. Вывод – это слова, которые известны каждому: «Все те же мы: нам целый мир чужбина; отечество нам Царское село».
    Подводя итог можно сказать, что тема дружбы в лирике поэта занимает ключевые позиции. Она основана как на романтических традициях творчества поэта, так и имеет под собой реальное историческое обоснование.

    Сочинение Тема дружбы в творчестве великого поэта Пушкина

    Александр Сергеевич Пушкин-великий поэт. Сомневаюсь, что есть в нашей стране человек, не знающий «дивного гения»(как написала после его смерти не менее талантливый поэт Михаил Юрьевич Лермонтов в своём стихотворение «Смерть поэта»). Воистину гениальный поэт, жизнь и смерть, которого вызывают интерес у историков и литераторов по сей день. Но сейчас хотелось бы порассуждать о друзьях Александра Сергеевича и об их влиянии на его творчество.
    Друзья для Пушкина часто были «светом в окошке», и этот свет проникал в его сердце, которые творчески передавала все пережитые эмоции листу бумаги.
    Как доказательство, хочется напомнить о стихотворении, адресованном Ивану Ивановичу Пущину «мой первый друг мой друг бесценный». Пушкин пишет: «Твой колокольчик огласил». Тот колокольчик был как свет в окошке. Свет, давший надежду на спасение от одиночества.
    Так же можно сказать, что в поэме «Руслан и Людмила» была создана благодаря дружбе с Жуковским, ведь именно с Жуковским они поспорили о том чья поэма будет гениальнее, и появилась эта чудесная поэма(Жуковский признал победу оппонента).
    Ну а дружба с Чаадаевым, подарила нам прекрасное стихотворение, которое так и называется «К Чаадаеву». Дружба с человеком, объявленным государством сумасшедшим, дала Пушкину определённое политическое и общественное мировоззрение, и вдохновила на написание чудесного стихотворения. Ну и нельзя не вспомнить о дружбе с Петром Андреевичем Вяземским, и стихотворными посланиями Пушкина. Вяземским поддерживал Пушкина в трудные времена, в ссылке Пушкину часто приходили письма от Вяземского. Дмитрий Петрович Мирский писал «их переписка – сокровищница остроумия».
    Данный список можно продолжать ещё очень долго, но к сожалению объём сочинения не позволяет мне этого сделать. Поэтому хочется уже подытожить цитатой из стихотворения Александра Сергеевича:
    «Я дружбой пламенею,
    Я дружбе верен стал.
    Мне дружба заменяет
    Умершую любовь!»
    Друзья для любого человека являются поддержкой опорой. А друзья творческих гениев являются вдохновителями, идеи и поступки друзей являются основой вдохновения, а гений складывает идеи и поступки в произведения искусства.

  2. Стихотворения, посвященные дружбе, занимают огромное место в творчестве А. С. Пушкина. Неразрывна их связь с обстоятельствами личной жизни поэта. Верные друзья “преследуют” его в течение всей жизни. Как известно одна из душевных потребностей человека – это общение. Лицей – это и есть то место, где начинает развивается психологический портрет поэта. Представление о дружбе у Пушкина в лицейские годы непосредственно и остроумно отразилось в шутливом стихотворении “Пирующие студенты”, написанном пятнадцатилетним поэтом. Стихотворение рассказывает нам о том, что каждый из друзей был индивидуален и по-своему, и каждого он любил по-своему. С самых ранних лет мы познаем дружбу и учимся её ценить. С возрастом мы понимаем всю ценность и необходимость дружбы. В дальнейшем Пушкин пишет ряд более весомых стихотворений, таких как “К Пущину” или “Чаадаеву”. В них он рассказывает о том, как он дорожит их дружбой. Воспоминания о них наполняют его душу радостью. Поэт больше не одинок. Как много значила для Пушкина дружба? Дружба не раз спасала поэта от одиночества и тоски, поддерживала его веру в людей. Дружба спасает его от суровой судьбы, помогает преодолеть мучительность ссылки, дает ему надежду на будущую встречу с друзьями. Пушкин понимал дружбу как прочный братский союз единомышленников, объединенных общими благородными целями и идеями. Он гордился своей дружбой с друзьями. Он верил, что ничто не способно поколебить их союз. Ведь так и есть, дружба – это нечто большее, чем хорошие отношение, это взаимные чувства друг к другу, тяготение и даже любовь. На двадцатипятилетнюю годовщину лицея Пушкиным было посвящено стихотворение “Была пора: наш праздник молодой … “. Он возвращается в те беззаботный лицейские годы, сопоставляет их с горьким опытом жизни. Время неумолимо. Оно меняет и чувства, и мысли, и внешний облик человека, но не в состоянии разрушить те узы дружбы, которые четверть века связывают этих уже немолодых людей. Ведь они вместе пережили те грозные события, которые ураганом пронеслись над Россией: Отечественная война тысяча восемьсот двенадцатого года, декабристское восстание на Сенатской площади … Друзья сумели сохранить их союз даже перед лицом истории.
    Пушкинские стихи о дружбе дали тому поколению бессмертие. Создали идеал, к которому мы невольно стремимся, может быть, впервые в жизни задумавшись о том, как много значит в жизни человека дружба, каким щедрым и терпимым ты должен быть, чтобы и твою жизнь озарило такое сильное и прекрасное чувство.
    По закону жизни не сложно догадаться, что если есть дружба, значит есть и предательство.
    Предательство – нарушение клятвы верности или долга кому-либо. В христианстве предательство является особо тяжким грехом. Но в нем есть один огромный плюс. Дружба с человеком, который впоследствии тебя предает это нечто вроде загнивающей старой ране, а сам момент осознания предательства нечто вроде операции, которая вырезает все зараженные за годы внутренности, жутко, больно, обидно, но после боли человек становиться сильнее и выше.
    В рассказах Джека Лондона большое внимание уделяется изображению острых ситуаций, раскрывающих силу и слабость человека. Тема борьбы, тема силы человеческого характера звучит в его рассказе “Любовь к жизни”.
    Здесь перед нами предстает человек, попавший в беду: оставшийся один посреди бескрайней пустыни, без еды, без питья, с незаряженным ружьем. К тому же у него была травмирована нога. Билл – единственный спутник и товарищ – хладнокровно оставил его на этой безжизненной равнине, ушел, даже не оглянувшись, не откликнувшись на зов. Но герой произведения не потерял силы духа и, переборов отчаяние и страх, продолжал идти вперед. Он верил, что друг ждет, что он не бросил его. Он думал так, потому что “иначе не имело смысла бороться дальше”.
    Я считаю, что никогда нельзя предавать друзей, друга долго ищут, с трудом находят и труднее всего его сохранить. Ведь предав однажды друга, мы больше никогда не сможем вернуть его доверия, а на доверии и строится дружба. Без истинной дружбы жизнь – ничто.

  3. Но при выпуске лицеистов директором был уже не бездушный карьерист Гауэншильд, а благородный Энгельгард. Он ужаснулся и стал доказывать своим сочленам недопустимость того, чтобы давнишняя шалость, за которую тогда же было взыскано, имела влияние и на будущность провинившихся. Все тотчас же согласились с его мнением, и дело сдано было в архив.
    Историю с “гогель-могелем” имеет в виду Пушкин в своем послании к Пущину:
    Помнишь ли, мой брат по чаше,
    Как в отрадной тишине
    Мы топили горе наше
    В чистом пенистом вине?
    Помнишь ли друзей шептанье
    Вокруг бокалов пуншевых,
    Рюмок грозное молчанье,
    Пламя трубок грошевых?
    Закипев, о, скол прекрасно
    Токи дымные текли!
    Вдруг педанта глас ужасный
    Нам послышался вдали,
    И бутылки вмиг разбиты,
    И бокалы все в окно,
    Всюду по полу разлиты
    Пунш и светлое вино.
    Убегаем торопливо…
    В «Пирующих студентах» Пушкин так же обращается к Пущину:
    Товарищ милый, друг прямой,
    Тряхнем рукою руку,
    Оставим в чаше круговой
    Педантам сродни скуку:
    Не в первый раз мы в месте пьем,
    Нередко и бранимся,
    Но чашу дружества нальем
    И тот час помиримся.
    Все это наполняло душу Пушкина светлым, радостным чувством, которое не угасало и через годы. Вспоминая свою лицейскую юность, он писал:
    Друзья мои! Прекрасен наш союз!
    Он, как душа, неразделим и вечен –
    Неколебим, свободен и беспечен
    Срастался он под сенью дружных муз.
    Летом 1817 года восемнадцатилетним юношей Пушкин окончил Лицей. Особенно тягостной была для Пушкина разлука с друзьями. Дружба занимала большое место в его жизни. Это высокое чувство пронес он через всю жизнь. И сколько задушевных стихов было написано им, чтобы прославить крепкую, неизменную дружбу!
    Мой первый друг! Мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесённый,
    Твой колокольчик огласил.
    Юный поэт явно испытывает наслаждение от собственного поэтического дара, воспринимая дружбу как счастливый, но случайный союз радости и свободы. Значит друзей объединяют здесь веселое застолье, взаимные шутки и освобождение на какое-то время от “холодных мудрецов” и “ученых дураков”. В стихотворении “К студентам” поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного общения:
    Друзья, досужий час настал,
    Все тихо, все в покое.
    Скорее скатерть и бокал,
    Сюда вино златое!
    Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей — вот что составляют, по мнению поэта, человеческое счастье. Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел:
    И станут самые цари
    Завидовать студентам.
    С удивительной легкостью он набрасывал шутливые портреты друзей, собравшихся у праздничного стола, акцентируя внимание на смешных черточках их характера. Причем эти подтрунивания далеко не всегда безобидны. Немало огорчений доставляют чувствительному и неуклюжему Кюхле такие строки:
    Писатель, за свои грехи
    Ты с виду всех трезвее;
    Вильгельм, прочти свои стихи,
    Чтоб мне заснуть скорее.
    Через год после окончания лицея в стихотворении “Чаадаеву” Пушкин будет с легкой грустью вспоминать об этой беззаботной поре.
    Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман,
    Исчезли юные забавы,
    Как сон, как утренний туман.
    Пушкин замечательно передает здесь ощущения, которые испытывает человек в пору взросления, когда приходится расставаться с наивными мечтами и иллюзиями детства. Но эти естественные утраты заменяются новым, широким взглядом на мир, который заставляет поэта почувствовать свою ответственность за то, что происходит с его страной, и обратиться с прекрасным призывом не только к своему другу, но и ко всей свободомыслящей молодежи России.
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Пушкин сопоставляет здесь начало жизни с ее беспечностью и наивностью и зрелость с ее горьким опытом. Время меняет и чувства, и мысли, и внешний облик человека, но не в состоянии разрушить те узы дружбы, которые четверть века связывают этих уже немолодых людей. Ведь они вместе пережили те грозные события, которые ураганом пронеслись над Россией: Отечественная война 1812 года, декабристское восстание на Сенатской площади… Дружба в этом стихотворении предстает как совместно прожитая жизнь людей одного поколения, сумевших сохранить единство перед лицом истории.
    Соединение интимного чувства дружбы с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении “К Чаадаеву”. Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, а именно как друга. Это подчеркнуто обращениями типа: “мой друг”, “товарищ, верь”.
    Юный Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы “третьим компонентом” в ряду “любовь и тайная свобода”. В стихотворении “Послание к кн. Горчакову” средоточием этой свободы опять становится “младых повес счастливая семья…, где ум кипит, где в мыслях волен я”. Дружеское общение становится как бы почвой этой свободы.
    Но дружеские пиры происходят все реже и реже. Наступает разочарование и в гражданских идеалах. Во время южной ссылки Пушкин оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна. Романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение “Дружба”. Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, что станет основным настроением его лирики.
    Теперь друзьями Пушкина становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что шум этот как “друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час”. Уже само по себе стихотворение “К морю” является прощальным.
    Южные романтические настроения поэта сменяются внутренним самосозерцанием. Душевная буря сменяется гармонией и покоем. Но наследие романтического периода — свобода — не оставляет поэта. В лирике этого периода звучит тема внутренней свободы. Дружеские чувства не зависят от политики, — в них мы более свободны, чем в гражданских.
    В стихотворении “19 октября 1827”, написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны: и те, кто на “царской службе”, и те, кто в “мрачных пропастях земли”. “Я гимны прежние пою”, — говорит поэт в стихотворении “Арион”. Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь “Во глубине сибирских руд…”. В этом стихотворении нет ни строчки о политическом перевороте, оно целиком наполнено дружеским участием. Под мечом, упоминающимся в конце стихотворения (“И братья меч вам отдадут”), подразумевается, как мне кажется, не новое восстание, а символ дворянской чести.
    Отзвуки славных лицейских лет мы слышим во многих пушкинских стихотворениях о дружбе. Его поэтический шедевр “19 октября”, написанный в 1825 году, посвящен годовщине открытия лицея. Начальные строки стихотворения овеяны грустью. И это естественно. Осень — это пора увядания природы, которую особенно тонко чувствовал поэт. Это настроение усугубляется мрачными личными обстоятельствами: поэт находится в ссылке, он несвободен и даже лишен возможности встретиться с друзьями в знаменательный день их жизни. Но мыслями, душой он был с ними.
    Воображение поэта рисует облик милых и дорогих его сердцу людей, которые сейчас, конечно же, вспоминают о нем. Воспоминания о них наполняют его душу радостью. Поэт больше не одинок. Дружба спасает его от “сетей судьбы суровой”, помогает преодолеть мучительность ссылки, дает ему надежду на будущую встречу с друзьями, веру в то, что их союз ничто не в состоянии разрушить.
    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он, как душа, неразделим и вечен, —
    Неколебим, свободен и беспечен,
    Срастался он под сенью дружных муз.
    Куда бы нас ни бросила судьбина,
    И счастие куда б ни повело,
    Все те же мы: нам целый мир чужбина;
    Отечество нам Царское Село.
    Последней для Пушкина 25-летней годовщине лицея посвящено стихотворение “Была пора: наш праздник молодой…” Начало стихотворения возвращает поэта к беззаботной лицейской поре, запечатленной им много лет назад в “Пирующих студентах”. Но как переменились участники праздничного застолья!
    Теперь не то: разгульный праздник наш
    С приходом лет, как мы, перебесился,
    Он присмирел, утих, остепенился,
    Стал глуше звон его заздравных чаш;
    Меж нами речь не так игриво льется,
    Просторнее, грустнее мы сидим,
    И реже смех средь песен раздается,
    И чаще мы вздыхаем и молчим.
    Пушкин не разделяет политических взглядов декабристов, но душою он всегда остается с ними. Поэтому в своем посвящении юбилею Лицея в 1825 году он пишет: пушкин стихотворение творческий декабрист
    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он как душа, неразделим и вечен.
    Но в этом стихотворении, открывающем цикл стихотворений, посвященных лицейским годовщинам, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту больно от того, что с ним нет его друзей:
    Печален я: со мною друга нет,
    С кем долгую запил бы я разлуку.
    Со временем эти настроения все больше и больше завладевают поэтом, и каждое последующее стихотворение, посвященное лицейской годовщине, все более мрачно окрашено. Стихотворение 1836 года, посвященное празднованию последней в жизни Пушкина лицейской годовщины, отличается настроением “не мальчика, но мужа”:
    Теперь не то: разгульный праздник наш
    С приходом лет, как мы, перебесился,
    Он присмирел, утих, остепенился,
    Стал глуше звон его заздравных чаш…
    В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь… Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: “И мнится, очередь за мной”. Стихотворение “Чем чаще празднует лицей…” тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив “бурь порыв мятежный”, поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья — идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта.
    Тему дружбы Александр Сергеевич Пушкин пронес почти через все свои стихотворения от юности до последнего периода жизни и творчества.
    Библиографический список
    1. Вересаев, В.В. Спутники Пушкина. Том 1, 2 : Москва, 1993.
    2. Пущин И.И. Записки о Пушкине. Письма: Москва, 1989.
    3. Воеводин В. Повесть о Пушкине: Ленинград, 1955.
    4. Дугин Л. Лицей: Москва, 1987.
    5. Цветаева М. Мой Пушкин: Москва, 1981.
    6. Терц А. Прогулки с Пушкиным: С-Петербург, 1993.

  4. «Дружба и вражда невозможны одновременно» (А.С. Пушкин)
    Мало кто на свете умеет так дружить, как великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Еще в Ли­цее, познакомившись с Иваном Пущиным, стал он по­стигать мудрость этого чувства, его вечные, непреходя­щие законы, радости и тревоги. Общеизвестен тот факт, что до встречи с Пущиным Пушкин не видел в дружбе той великой ценности, которую осознал только в юноше­ском возрасте и пронес через всю жизнь, считая дружбу чувством более значимым для человека, чем непостоян­ная и обманчивая любовь. Ученые подсчитали, что в произведениях великого поэта слово «дружба» встреча­ется более тысячи раз. Это уникальный пример того, как может ценить человек святое содружество родственных душ. А.С. Пушкин всей своей короткой жизнью, своими произведениями утверждал мысль о том, что «дружба и вражда невозможны одновременно». Если человек счи­тается другом, он, по мнению поэта, не способен на пре­дательство. Но и предавшего друга невозможно назвать врагом. Пушкин полагал, что такого друга нужно или простить, или прервать с ним всякие отношения. Но по­зволить обстоятельствам превратить дружбу в ненависть и вражду нельзя, поскольку вражда между бывшими друзьями унизительна как для одного, так и для другого.
    Итак, для А.С. Пушкина дружба никогда не перехо­дит во вражду. Для того чтобы доказать справедливость этого умозаключения поэта, обратимся к его известней­шему стихотворению «Мой первый друг, мой друг бес­ценный», посвященному приезду в Михайловское Ивана Пущина. Пушкин отбывал бессрочную михайловскую ссылку, конца которой, казалось, не будет никогда. Поэт был совершенно один, его одинокие вечера скрашивала только старая няня Арина Родионовна. Но при всей сво­ей любви к ней не мог поэт поделиться с ней своей ду­шевной смутой, а она при всем преклонении перед гени­ем своего воспитанника была просто не в состоянии разделить с ним его тяжелую участь. Кроме того, на сердце поэта тяжелым камнем лежала ссора с отцом, ко­торый согласился писать на сына доносы и сообщать тайной полиции о том, чем занимается опальный поэт в Михайловском. На фоне такого ужасающего одиночества приезд Пущина стал действительно настоящим праздни­ком для обоих. Сколько теплоты и нежности было в их встрече, которая столь пронзительно показана в малень­ком стихотворении:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный,
    Твой колокольчик огласил.
    Друг привез Пушкину страшное для поэта известие о декабристском восстании на Сенатской площади. Рас­сказал о том, что читающая Россия любит и помнит опального поэта. Не только друзья, но и просто почита­тели таланта ждут возвращения в столицу, ждут новых произведений. Как важно было Пушкину услышать это! Как много думал он в глуши Михайловского о том, ну­жен он России или нет. Как терзали его мысли о быст­ротечности бытия и о печальной возможности провести остаток жизни в ссылке. Иван Пущин все эти грустные и тяжелые мысли развеял. Будучи человеком чутким к душевному состоянию друга, он сделал практически не­возможное: вернул Пушкину веру в себя, в людей, в жизнь. И сделано это было всего лишь за один короткий вечер их уединенного общения. За верность и предан­ность, теплоту и доброту поэт будет всегда благодарен Пущину. Думается, что столь сильная дружба, основан­ная на взаимном уважении людей, единстве их жизнен­ных устремлений, никогда не станет враждой. Высота души и духа не позволит опуститься не только до нена­висти, но даже до малейшего непонимания и несогла­сия. Умные, яркие личности всегда найдут тот редкий путь дружбы, на котором нет места ничему негативно­му.
    Поэт готов, когда это понадобится, ответить Пущину такой же заботой и нежностью, такой же трепетностью и вниманием. Пушкин обещает другу быть его утешением и озарением:
    Молю святое провиденье:
    Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье,
    Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!
    Таким образом, пример дружбы двух поэтов: Пушки­на и Пущина — говорит о том, что сила дружбы зависит от силы личности друга: чем ярче, интереснее, умнее че­ловек, тем больше вероятности, что святое чувство друж­бы останется навсегда.

  5. Стихотворения, посвященные дружбе, занимают огромное место в творческом наследии Пушкина. Они относятся к интимной лирике. Поэтому неразрывна их связь с обстоятельствами личной жизни поэта, с его счастливыми и беззаботными лицейскими годами. И во вступительной части сочинения следует акцентировать внимание на том, как много значила для Пушкина дружба, назвать нескольких самых близких его друзей.
    В сочинении на эту тему можно развить мысль о том, как дружба не раз спасала поэта от одиночества и тоски, как именно она поддерживала его веру в людей, делала окружающий мир щедрее и прекраснее.
    Кроме того, в главной части сочинения необходимо сказать о том, что Пушкин понимал дружбу как прочный братский союз не просто симпатичных друг другу людей, но и единомышленников, объединенных общими благородными целями и идеями.
    Построить сочинение на эту тему можно по-разному. Например, начать разговор с того, какое представление о дружбе было у Пушкина в лицейские годы, как оно непосредственно и остроумно отразилось в шутливом стихотворении “Пирующие студенты”, написанном пятнадцатилетним поэтом. Затем проследить, как постепенно менялось его отношение к дружбе, как оно становилось глубже и серьезнее. В этой связи можно проанализировать стихотворения “Чаадаеву”, “19 октября”, “И. И. Пущину”, “Была пора: наш праздник молодой сиял, шумел и розами венчался”.
    Завершить сочинение на данную тему можно размышлениями о том, какое воздействие на читателя любого времени оказывают пушкинские стихи о дружбе, как они помогают формировать нравственный облик человека, учат его высоко ценить одно из самых светлых и сильных человеческих чувств.
    Примерный текст сочинения
    Читая стихи Пушкина, мы невольно попадаем под обаяние не только его изумительного поэтического дара, но и других высоких и прекрасных талантов, среди которых есть особый &#151 талант дружбы. Вся его поэзия воспринимается как восторженный гимн этому прекрасному чувству.
    Истоки такого понимания дружбы берут начало в счастливых лицейских годах, когда он впервые проникся духом братства и товарищества, когда встретил близких по духу людей, дружбу с которыми пронес через всю жизнь. Это И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер и многие другие. С годами круг друзей расширяется. Это поэты, писатели, воины, художники, музыканты и, конечно же, лучшие люди эпохи с трагической и славной судьбой &#151 декабристы.
    Одно из первых стихотворений, посвященных дружбе, &#151 “Пирующие студенты”. Когда читаешь эти искрящиеся юмором и весельем строчки, с трудом веришь, что они принадлежат пятнадцатилетнему поэту. С удивительной легкостью набрасывает он шутливые портреты друзей, собравшихся у праздничного стола, акцентируя внимание на смешных черточках их характера. Причем эти подтрунивания далеко не всегда безобидны. Немало огорчений доставляют чувствительному и неуклюжему Кюхле такие строки:
    Писатель, за свои грехи
    Ты с виду всех трезвее;
    Вильгельм, прочти свои стихи,
    Чтоб мне заснуть скорее.
    Юный поэт явно испытывает наслаждение от собственного поэтического дара, воспринимая дружбу как счастливый, но случайный союз радости и свободы. Значит друзей объединяют здесь веселое застолье, взаимные шутки и освобождение на какое-то время от “холодных мудрецов” и “ученых дураков”.
    Через год после окончания лицея в стихотворении “Чаадаеву” Пушкин будет с легкой грустью вспоминать об этой беззаботной поре.
    Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман,
    Исчезли юные забавы,
    Как сон, как утренний туман.
    Пушкин замечательно передает здесь ощущения, которые испытывает человек в пору взросления, когда приходится расставаться с наивными мечтами и иллюзиями детства. Но эти естественные утраты заменяются новым, широким взглядом на мир, который заставляет поэта почувствовать свою ответственность за то, что происходит с его страной, и обратиться с прекрасным призывом не только к своему другу, но и ко всей свободомыслящей молодежи России.
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Отзвуки славных лицейских лет мы слышим во многих пушкинских стихотворениях о дружбе. Его поэтический шедевр “19 октября”, написанный в 1825 году, посвящен годовщине открытия лицея. Начальные строки стихотворения овеяны грустью. И это естественно. Осень &#151 это пора увядания природы, которую особенно тонко чувствовал поэт. Это настроение усугубляется мрачными личными обстоятельствами: поэт находится в ссылке, он несвободен и даже лишен возможности встретиться с друзьями в знаменательный день их жизни. Но мыслями, душой он был с ними.
    Воображение поэта рисует облик милых и дорогих его сердцу людей, которые сейчас, конечно же, вспоминают о нем. Воспоминания о них наполняют его душу радостью. Поэт больше не одинок. Дружба спасает его от “сетей судьбы суровой”, помогает преодолеть мучительность ссылки, дает ему надежду на будущую встречу с друзьями, веру в то, что их союз ничто не в состоянии разрушить.
    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он, как душа, неразделим и вечен, &#151
    Неколебим, свободен и беспечен,
    Срастался он под сенью дружных муз.
    Куда бы нас ни бросила судьбина,
    И счастие куда б ни повело,
    Все те же мы: нам целый мир чужбина;
    Отечество нам Царское Село.
    Последней для Пушкина 25-летней годовщине лицея посвящено стихотворение “Была пора: наш праздник молодой…” Начало стихотворения возвращает поэта к беззаботной лицейской поре, запечатленной им много лет назад в “Пирующих студентах”. Но как переменились участники праздничного застолья!
    Теперь не то: разгульный праздник наш
    С приходом лет, как мы, перебесился,
    Он присмирел, утих, остепенился,
    Стал глуше звон его заздравных чаш;
    Меж нами речь не так игриво льется,
    Просторнее, грустнее мы сидим,
    И реже смех средь песен раздается,
    И чаще мы вздыхаем и молчим.
    Пушкин сопоставляет здесь начало жизни с ее беспечностью и наивностью и зрелость с ее горьким опытом. Время неумолимо. Оно меняет и чувства, и мысли, и внешний облик человека, но не в состоянии разрушить те узы дружбы, которые четверть века связывают этих уже немолодых людей. Ведь они вместе пережили те грозные события, которые ураганом пронеслись над Россией: Отечественная война 1812 года, декабристское восстание на Сенатской площади… Дружба в этом стихотворении предстает как совместно прожитая жизнь людей одного поколения, сумевших сохранить единство перед лицом истории.
    Пушкинские стихи о дружбе даровали этому поколению бессмертие, создали идеал, к которому мы невольно стремимся, может быть, впервые в жизни задумавшись о том, как много значит в жизни человека дружба, каким щедрым и терпимым ты должен быть, чтобы и твою жизнь озарило такое сильное и прекрасное чувство.

  6. 1. Значение дружбы в жизни поэта.
    2. Лицейский период творчества.
    3. Период южной ссылки.
    4. Болдинская осень.
    5. Лицей — идеальное царство дружбы.
    Куда бы нас ни бросила судьбина,
    И счастие куда б ни повело,
    Все те же мы: нам целый мир чужбина;
    Отечество нам Царское Село.
    А. С. Пушкин
    Дружба для великого русского поэта А. С. Пушкина — особенная тема. Она — святое чувство, прошедшее через года, закаленное в тревожных и печальных для него жизненных обстоятельствах. Такое же значение для Пушкина имеют только две темы: тема любви и творческой свободы. Через все творчество художника слова красной линией проходит тема дружбы.
    Многие стихотворения имеют либо открытое посвящение друзьям, либо напрямую относятся к ним. Это П. Я. Чаадаев и В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин и В. А. Каверин. Многие из друзей стали близкими Пушкину людьми еще в лицейские годы, пронесли светлые дружеские чувства через всю жизнь. Первые стихотворения на эту тему относятся периоду обучения Пушкина в лицее. Тогда дружба — непокорная, веселая и игривая стихия для поэта — воспевалась в стиле «легкой поэзии» французско-х го мастера слова Э. Парни. Во многом произведения этого периода являются подражанием классицистическому стилю, при этом полностью от него отличны. В стихотворении «К студентам», посвященном друзьям молодости, дружба воспевается поэтом на фоне веселой пирушки. Стихотворение пронизано радостью общения, свободного и беззаботного:
    Друзья, досужий час настал,
    Все тихо, все в покое.
    Скорее скатерть и бокал,
    Сюда вино златое!
    Однако не только тема застолья привлекает в этот период поэта. Немаловажен для Пушкина и другой «род» дружбы — дружба соавторства «с Кифарой, с портиком, и с книгой, и с бокалом» («К Каверину»), Здесь поэт призывает своих друзей оставить волнения и заботы и присоединиться к неделимому, единому кругу друзей:
    Блажен, кто веселится
    В покое, без забот…
    Беззаботное веселье, пиры и покой, отрешенность от мелочных проблем света — вот оно, простое человеческое счастье юного певца слова. Оно превыше чинов, наград и государственных дел:
    И станут самые цари
    Завидовать студентам.
    Ценность отношений для Пушкина — в сердечности и искренности отношений, свободе и открытости общения: «Он друг без этикета. / Не требует привета Лукавой суеты». Эта сердечная привязанность к друзьям юности пройдет через всю жизнь и через все творчество. Даже в гражданской лирике петербургского периода, казалось бы, сухой и сдержанной, постоянно находятся теплые слова, адресованные товарищам.
    Для поэтов-декабристов дружба — союз объединенных общей идеей и целью людей. Однако для Пушкина высокая цель служения отечеству не исключает теплых душевных порывов. Для него товарищество и дружба становятся не просто равноправными, а главенствующими над гражданским долгом понятиями. В стихотворении «К Чаадаеву» смешение товарищеских чувств со стремлениями быть полезным Родине становится наиболее зримым и ярким: автор призывает друга к служению Отечеству, к выполнению своего долга, но при этом обращается к нему не как к идейному единомышленнику, а как к близкому, дорогому человеку. Это постоянно подчеркивается обращениями «мой друг», «друг милый», «товарищ».
    Но пиры и дружеские гуляния происходят все реже и реже. Вскоре наступает разочарование и в идеалах выполнения гражданского долга перед Родиной. Во время южной ссылки поэт отдается новому, целиком очаровавшему его объекту — романтике кавказской природы. В этот творческий период претерпевает изменения и тема дружбы в стихотворениях Пушкина — она становится своеобразной, кардинально отличной оттого чувства, которое воспевалось молодым Пушкиным.
    Романтик не ищет счастья в дружбе, но бережет воспоминания об этом светлом чувстве. Характерным произведением этого этапа становится стихотворение «Дружба», мотив которого станет близок Лермонтову. В ссылке друзьями поэта-романтика становятся море и горы, высокое небо и светлые облака. Но море не может стать единственным товарищем для мятежного сердца, хотя, прощаясь с ним, Пушкин пишет: «друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час».
    Романтизм южного периода творчества постепенно сменяется периодом самосозерцания. В это время большую ценность для поэта приобретает жажда внутренней свободы. Меняется и само отношение к светлому чувству — дружба становится особенно важной из-за ощущения внутренней свободы, раскрепощенности. Именно поэтому ее нельзя смешивать с политическими или государственными делами.
    В стихотворении «19 октября 1827», написанном в Болдино и относящемуся к годовщине открытия Царскосельского лицея, чувства поэта к старым друзьям приобретают новые оттенки. Для Пушкина тоску одиночества разгоняют только воспоминания о товарищах, где бы они ни были и какими бы делами не занимались. И те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли» — все для него одинаково равны и близки. Несмотря на то что идеологических , взглядов декабристов поэт все-таки не разделяет, он не может не подбодрить близких ему людей, душой и помыслами он всегда рядом с ними:
    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он как душа, неразделим и вечен.
    Но в стихотворении, открывающем цикл произведений, посвященных годовщинам лицея, уже проскальзывает новая тема. В противовес светлому чувству дружбы появляется ощущение одиночества и отдаленности от близких. Нет рядом друга, способного развеять печаль, оттого грустью наполнены следующие строки:
    Печален я: со мною друга нет,
    С кем долгую запил бы я разлуку.
    Подобные настроения все чаще и чаще вплетаются в тонкое кружево стихотворного текста; вскоре эта тема становится неотделимой от темы лицейского братства. Каждое последующее стихотворение, посвященное лицейским товарищам, становится все печальней и печальней: распался круг друзей, все меньше их остается. 1836 год — год последней для Пушкина лицейской годовщины — также проникнут печальными настроениями, и в описании лицея слышны речи «не мальчика, но мужа»:
    Теперь не то: разгульный праздник наш
    С приходом лет, как мы, перебесился,
    Он присмирел, утих, остепенился,
    Стал глуше звон его заздравных чаш…
    В начале творческого пути тема дружбы была окрашена радужными красками. Однако постепенно поэт приходит к осознанию того, что дружба не только веселые пирушки и радость общения, но и боль от сопереживания, горечь потерь. В поздней лирике Пушкин вновь обращается к теме лицея. Но она уже несколько иначе звучит по сравнению с юношескими пробами пера. Пушкин анализирует для себя значение дружбы, старых товарищей и лицея в своей жизни и приходит к выводу, что лицей — идеальное царство дружбы, а друзья-лицеисты — хранители культа дружбы и идеальная аудитория для чтения его стихов.

  7. Тема дружбы в лирике Пушкина (2)

    Куда бы нас ни бросила судьбина,
    И счастие куда б ни повело,
    Все те же мы: нам целый мир чужбина;
    Отечество нам Царское Село.
    А. С. Пушкин, “19 октября”
    Для Пушкина чувство дружбы &#151 это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.
    Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете “легкой поэзии” французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении “К студентам” поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного общения:
    Друзья, досужий час настал,
    Все тихо, все в покое.
    Скорее скатерть и бокал,
    Сюда вино златое!
    В дружеской лирике также воспеваются и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба “с Кифарой, с портиком, и с книгой, и с бокалом” (“К Каверину”, 1817). В этом послании Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом:
    Блажен, кто веселится
    В покое, без забот…
    Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей &#151 вот что составляют, по мнению поэта, человеческое счастье. Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел:
    И станут самые цари
    Завидовать студентам.
    В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: “Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты”. Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью. Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству.
    Соединение интимного чувства дружбы с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении “К Чаадаеву”. Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, а именно как друга. Это подчеркнуто обращениями типа: “мой друг”, “товарищ, верь”.
    Юный Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы “третьим компонентом” в ряду “любовь и тайная свобода”. В стихотворении “Послание к кн. Горчакову” средоточием этой свободы опять становится “младых повес счастливая семья…, где ум кипит, где в мыслях волен я”. Дружеское общение становится как бы почвой этой свободы.
    Но дружеские пиры происходят все реже и реже. Наступает разочарование и в гражданских идеалах. Во время южной ссылки Пушкин оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна. Романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение “Дружба”. Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, что станет основным настроением его лирики.
    Теперь друзьями Пушкина становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что шум этот как “друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час”. Уже само по себе стихотворение “К морю” является прощальным.
    Южные романтические настроения поэта сменяются внутренним самосозерцанием. Душевная буря сменяется гармонией и покоем. Но наследие романтического периода &#151 свобода &#151 не оставляет поэта. В лирике этого периода звучит тема внутренней свободы. Дружеские чувства не зависят от политики, &#151 в них мы более свободны, чем в гражданских.
    В стихотворении “19 октября 1827”, написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны: и те, кто на “царской службе”, и те, кто в “мрачных пропастях земли”. “Я гимны прежние пою”, &#151 говорит поэт в стихотворении “Арион”. Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь “Во глубине сибирских руд…”. В этом стихотворении нет ни строчки о политическом перевороте, оно целиком наполнено дружеским участием. Под мечом, упоминающимся в конце стихотворения (“И братья меч вам отдадут”), подразумевается, как мне кажется, не новое восстание, а символ дворянской чести.
    Пушкин не разделяет политических взглядов декабристов, но душою он всегда остается с ними. Поэтому в своем посвящении юбилею Лицея в 1825 году он пишет:
    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он как душа, неразделим и вечен.
    Но в этом стихотворении, открывающем цикл стихотворений, посвященных лицейским годовщинам, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту больно от того, что с ним нет его друзей:
    Печален я: со мною друга нет,
    С кем долгую запил бы я разлуку.
    Со временем эти настроения все больше и больше завладевают поэтом, и каждое последующее стихотворение, посвященное лицейской годовщине, все более мрачно окрашено. Стихотворение 1836 года, посвященное празднованию последней в жизни Пушкина лицейской годовщины, отличается настроением “не мальчика, но мужа”:
    Теперь не то: разгульный праздник наш
    С приходом лет, как мы, перебесился,
    Он присмирел, утих, остепенился,
    Стал глуше звон его заздравных чаш…
    В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь… Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: “И мнится, очередь за мной”. Стихотворение “Чем чаще празднует лицей…” тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив “бурь порыв мятежный”, поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья &#151 идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта.
    Тему дружбы Александр Сергеевич Пушкин пронес почти через все свои стихотворения от юности до последнего периода жизни и творчества.

    Пушкин А. С.

    “Поэт гармонии, согласия и счастья” На вопросы журнала “Костер” отвечает Юрий ПРОЗОРОВ &#151 директор Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской Академии наук
    Стихи
    Биография А. С. Пушкина
    Статья о жизни А. С. Пушкина в Петербурге “Демутов трактир”
    Случаи из жизни лицеистов
    Анна Керн. “Когда великие были маленькими”

    Сказки

    А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке
    А. С. Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде
    А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке
    А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

    Сочинения

    Тема любви в лирике А. Пушкина. Сочинение
    Тема дружбы в творчестве А. Пушкина. Сочинение
    Русская природа в лирике А. Пушкина. Сочинение
    А. С. Пушкин о роли и назначении поэта и поэзии. Сочинение
    Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина Сочинение
    Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Сочинение
    В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Сочинение. Вариант 1
    В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Сочинение. Вариант 2
    Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” &#151 “энциклопедия русской жизни”. Сочинение
    Онегин и Ленский. Сочинение
    Онегин и Татьяна. Сочинение
    Онегин и Чацкий &#151 разные люди одной эпохи. Сочинение. Вариант 1
    Онегин и Чацкий &#151 разные люди одной эпохи. Сочинение. Вариант 2
    “…Я так люблю Татьяну милую мою” Сочинение
    “Татьяна русская душою…” Сочинение
    Статья о поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”
    По роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Материалы к сочинению
    Где живет Черномор?
    “Летучие черты…” Портреты А. С. Пушкина
    О высоком назначении поэта и поэзии в лирике Пушкина
    Тема любви в лирике А. Пушкина (2)
    Тема дружбы в лирике Пушкина (2)
    “Евгений Онегин” &#151 “энциклопедия русской жизни” (2)
    Художественное своеобразие пушкинского романа в стихах
    “Татьяны милый идеал”
    “Лишний человек” Онегин
    Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)
    Народ и власть (По трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов”)
    Мой первый друг… Статья о Пущине

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *