Сочинение на тему что мне дорого в поэзии есенина

13 вариантов

  1. Фамилия Есенина – русская-коренная, в ней звучат языческие корни – Овсень, Таусень, Осень, Ясень, -связанные с плодородием, с дарами земли с осенними праздниками… Сам Сергей Есенин, действительно деревенский, русый, кудреватый, голубоглазый, с задорным носом…
    Алексей Толстой.
    Что первое придет на ум, если сказать лирика «серебряного» века. С чьим творчеством ассоциируется эпоха? С Ахматовой? Мандельштамом? Маяковским?
    Безусловно, это яркие представители второго по значимости периода русской поэзии, однако, в историю литературы вошли и другие ,самобытные ,но не менее выделяющиеся поэты, такие как Сергей Есенин. Знаток русской души, основоположник крестьянской поэзии ,признанный тысячами читателей за простоту и доступность слога, великое множество образов и любовь ко всему живому. Чувство родины — основное в творчестве Сергея Есенина. Многие поэты пытались раскрыть эту тему в своих произведениях. Но так, как сделал это Есенин, по-моему, не удавалось никому. Он с гордостью называл себя “крестьянским сыном” и “гражданином села”.
    Меня восхищает неповторимая есенинская лирика, пропитанная всеми тонкостями деревенской жизни и красотой природы. Читая его стихотворения, хочется творить, ты начинаешь смотреть на жизни с другой стороны, более привлекательной, и понимаешь насколько любишь свою родину от маленькой росинки на дрожащем колокольчике вплоть до самых больших небесных светил. Есенин дни и ночи напролет любовался красотой и многогранностью родного края, он безмерно счастлив от того ,что имеет возможность просто жить, наблюдать за тем, как солнце с трепетом согревает землю, и как в саду горит рябиновый костер. Есенин чувствует природу, он един с ней, а любовь его чиста, благодаря этому интерес к творчеству поэта вечен и стихотворения пользуются большой популярностью.
    Сергей Есенин, несмотря на то, что жизнь его была не столь продолжительной, сумел прожить ее с достоинством, оставив после себя огромное наследие. Я считаю, что лирика Есенина –богатейший вклад в русскую литературу, она близка каждому и я –не исключение.

  2. Биография Есенина достаточно противоречива. Из многих произведений мы узнаем о его разгульной жизни, знаем, что автор пользовался популярностью у женщин, да и сам был очень влюбчивым. Но в тоже время мы видим прекрасного человека, лирика, мужчину, сердце которого переполнено любовью к Родине и уважением к женщине.
    Практически в каждом стихотворении поэт описывает красоту Родины, ее безграничные просторы, приятный шум зелени, стройные березы и синие озера. В любое время года, переживая трудные времена, выходя на путь революции, для автора Россия всегда была прекрасна. Он любовался ею, но в тоже время его не покидала мысль о трудной и суровой судьбе родной страны. Поэзия Есенина глубоко патриотична, но в ней сохраняется особенный стиль, который присущ поэту-лирику.
    Говоря о поэзии Есенина, невозможно не упомянуть его стихотворения о любви. Любовная лирика поэта – это моя любимая часть произведений, которые всегда читаются на одном дыхании. Особое понимание отношений между мужчиной и женщиной пришло к поэту в последние годы жизни. Именно зрелый взгляд на любовь показан в сборнике стихотворений «Персидские мотивы». В последние годы жизни было написано стихотворение «Письмо к женщине», в котором, как мне кажется, автор просит прощение у всех дам, которых когда-то любил, но не смог сберечь любовь.
    Каждое стихотворение уникально, все работы автора разные, как и сам поэт. Он постает перед читателем в разных образах: романтик, влюбленный, озорной гуляка, скиталец, странник, но всегда невероятно искренний и глубокий.

  3. В ряду русских поэтов рубежа ХІХ-ХХ веков особое место занимает С. Есенин. Многогранность, своеобразие его творчества не перестают удивлять меня. Я люблю поэзию С. Есенина, потому что в ней — сложный комплекс тонких и глубоких настроений, переходящих друг в друга. Стихи поэта отличаются красочностью и многозвучностью, и все-таки в них всегда ощущаются грусть и печаль.
    Поэт радостно принимает все земное бытие, но при этом постоянно помнит о конечности человеческой жизни, о хрупкости человеческого счастья. В самых, казалось бы, радостных стихах где-то глубоко внутри такая боль…
    Но несмотря на чувство грусти, пронизывающее многие стихотворения поэта, они не звучат пессимистически, их согревает вера в душевные силы человека. И эта грусть, конечно же, обостряет восприятие красоты мира, высочайшей, непреходящей ценности человеческого счастья. Мечты о счастье, боль от его отдаленности, недостижимости, сочувствие к человеку — это коренные свойства поэзии С. Есенина, возникшие в его ранних стихах, развитые и пронесенные через все творчество.
    Я думаю, что стихи С. Есенина по настроению созвучны пушкинской строке: “Печаль моя светла”.
    Пусть порой мне шепчет синий вечер,
    Что была ты песня и мечта,
    Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи,
    К светлой тайне приложил уста…
    Есенинские стихи о любви мне нравятся остротой чувств, открытостью и искренностью их выражения, яркой образностью:
    Заметался пожар голубой,
    Позабылись родимые дали.
    В первый раз я запел про любовь,
    В первый раз отрекаюсь скандалить.
    Но еще для меня очень важно, что тема любви к женщине в его стихах растворяется в главной есенинской теме — любви ко всему живому и к родной стране. Звери у него — “меньшие наши братья”, у которых свои думы и заботы. Лошади задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит “грусть соломенную”, кошка у окна ловит лапкой луну. А как потрясает его знаменитая “Песнь о собаке”:
    И глухо, как от подачки,
    Когда бросят ей камень в смех,
    Покатились глаза собачьи
    Золотыми звездами в снег.
    Никто из поэтов до С. Есенина не писал о животных с такой нежностью и состраданием.
    А когда С. Есенин пишет о любви к женщине, эта любовь немыслима вне любви к родному краю. В “Персидских мотивах” есть такие строки:
    Про волнистую рожь при луне
    По кудрям ты моим догадайся.
    Дорогая, шути, улыбайся,
    Не буди только память во мне
    Про волнистую рожь при луне.
    Еще меня привлекает в стихах С. Есенина их оригинальная образность. Любовь поэта обращена ко всему, она одушевляет неживые предметы. И поэтому в его стихах, как в древних песнях и народных сказках, у изб, деревень, цветов, лошадей, ветров — чуткие человеческие души.
    О красном вечере задумалась дорога,
    Кусты рябин туманней глубины.
    Изба-старуха челюстью порога
    Жует пахучий мякиш тишины.
    Время не властно над поэзией С. Есенина. Лично для меня его стихотворения были и будут образцом искренности, добра и любви ко всему живому.

  4. Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.
    В этом стихотворении сосредоточилось все, что мне дорого в поэзии Есенина. Его любовь к родной земле, к родному краю осветила многие стихи. Она продолжается и в нас. В этом стихотворении звучит и особая есенинская грусть — безысходная и вместе с тем освещенная надеждой.
    Не случайно первое слово стихотворения — глагол совершенного вида, обозначающий законченное, завершенное действие. «Все в прошлом», —- говорит поэт. По той же причине в первой строфе дан не конкретный, тщательно выписанный, а как бы обобщенный пейзаж русской осени: облетевшая роща, журавли… Это лишь набросок, эскиз, детали которого нет надобности прорисовывать, так как главное не в них.
    Вторая строфа — пример афористически емкого словесного выражения жизненного пути человека:
    Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
    Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
    Но вновь поэт утверждает, что не все — тлен, ведь природа вечна:
    О всех ушедших грезит конопляник
    С широким месяцем над голубым прудом.
    Постоянные образы Есенина: странник, покинутый дом, голубой пруд как деталь среднерусского пейзажа, — на этот раз спутники не только лирического героя, но и каждого человека.
    В третьей строфе внутри этого обобщенного пейзажа, где-то вдалеке, на горизонте, появляется одинокая фигура лирического героя — «вечного странника» во времени:
    Стою один среди равнины голой,
    А журавлей относит ветер вдаль,
    Я полон дум о юности веселой,
    Но ничего в прошедшем мне не жаль.
    «Золотая» юность героя, подобно роще, «отговорила»:
    Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
    Не жаль души сиреневую цветъ.
    Четвертая строфа — кульминация в развитии лирического сюжета. Чувство беспредельной тоски и одиночества («один среди равнины голой») усиливает образ необычайной поэтической выразительности:
    В саду горит костер рябины красной,
    Но никого не может он согреть.
    Но вдруг в пятой строфе резко меняется эмоциональная тональность стихотворения, и отрицания («не обгорят», «не пропадет») на этот раз звучат уже в качестве утверждения:
    Не обгорят рябиновые кисти,
    От желтизны не пропадет трава,
    Как дерево роняет тихо листья,
    Так я роняю грустные слова.
    Слияние с природой позволяет поэту верить, что все не напрасно. «Роща золотая» — это сам поэт и его поэзия. Для Есенина поэзия — это прекрасный сад, где слова — листья, а потому они и временны, и вечны.
    В последней строфе внутреннее, лирическое движение сюжета стихотворения завершается: героем уже владеет не чувство тоски и одиночества (третья и четвертая строфы), а приходит просветленная грусть.
    Есенин о своем «возрасте осени» скажет: .^Прозрачно я смотрю вокруг». Для него человек, поэзия и природа — одно целое. И поэт в последней строфе уже совершенно отождествляет себя с природой:
    И если время, ветром разметая,
    Сгребет их все в один ненужный ком…
    Скажите так… что роща золотая
    Отговорила милым языком.
    Для Есенина природа — это вечная красота и источник вечной гармонии мира. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной природе, о философии жизни, именно так возвышенно действуют они на нас.

  5. Никакая родина другая
    Не вольет мне в грудь мою
    теплынь.
    С.Есенин.
    За что можно любить Родину? Конечно, это тема особая: ведь каждый любит Отчизну своей неповторимой любовью. За что любил родную землю такой предельно русский поэт, как Есенин? Мне кажется, что прежде всего за то, что окружало его: поля, деревни, леса, крестьян, а потом и город, литературу, друзей, даже кабаки — словом, за все то, что входит в плоть и кровь, становится частью бытия. Чувствуя, что значит потерять Родину, Сергей Александрович хорошо передал настроение русских эмигрантов, которым так часто снились ограда, калитка, береза и ель.
    Но никогда не имела бы такой магической силы лирика поэта о родной земле, если бы он за этой \”малой\” родиной не видел \”большой\”. Конечно, он воспринимал Родину и глубже, и шире. Он гордился мощью своей страны, ее необъятностью: \”Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким \”Русь\”, — пишет он в стихотворении \”Русь советская\”. Поэт счастлив тем, что он сын великого народа, великой революционной эпохи, которую старается понять и принять. Недаром в \”Письме к женщине\” он восклицает:
    Теперь в советской стороне
    Я самый яростный попутчик.
    Сергей Есенин до боли любил все родное. Да разве не видно это по его произведениям! Бывает, пишешь сочинение и никак не найдешь цитату. А здесь другая \”беда\”: не знаешь, какую выбрать. Это, наверное, потому, что чуть ли не в каждом своем произведении поэт так или иначе говорит о Родине. В \”Стансах\” он сам объясняет особенность своего творчества: \”Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла\”. Поэтому так трудно, просто порой невозможно отделить эту тему от других: ведь чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним одно из лучших стихотворений его о любви в сборнике \”Персидские мотивы\”:
    Шаганэ ты моя, Шаганэ!
    Потому, что я с севера, что ли,
    Я готов рассказать тебе поле,
    Про волнистую рожь при луне.
    Любовь к женщине раскрывается через любовь к родной земле! \”Родина — это, прежде всего, ее природа\”, — так мог бы сказать Есенин. Но природа у него неразрывно связана с деревней, ибо только сельский житель способен так ее одухотворять. Вообще, ни у одного поэта не встречал я такой поразительной способности одушевлять природу:
    Зеленая прическа,
    Девическая грудь,
    О тонкая березка,
    Что загляделась в пруд?
    Любимый образ — березка — становится у него березкой-девушкой с зеленым подолом, с которым играет ветер; клен на одной ноге; осины, смотрящие в розовую водь; горящая своими плодами рябина; рожь с лебединой шеей и десятки других не менее удивительных метафор и образов составляют как бы особый мир — мир живой и одухотворенной природы, в котором всю жизнь жил поэт и который он гостеприимно распахнул для нас.
    В городе все было по-иному. Потому, наверное, так радовали Сергея Александровича поездки в родное село, что он возвращался в свой заветный мир, в место, с которым связаны лучшие годы жизни. Он никогда не терял связь с родным краем, часто бывал там и, по воспоминаниям его сестер, \”каждый раз, приезжая в Константинове, был по-настоящему счастлив, что… вновь в родном краю, любовь к которому пронес через всю жизнь\”.
    Ему дорог родной край, пусть бедный и нищий. Но, конечно, он не может не скорбеть об отсталости и дикости, существующих на Руси. В творчестве Есенина как бы происходит борьба двух чувств: понимание необходимости и неизбежности перемен и боль за то, что уходит в прошлое то, что ему очень дорого.
    В начале 20-х годов побеждает второе чувство. В стихотворении \”Я последний поэт деревни…\” он пишет: \”Не живые, чужие ладони, этим песням при вас не жить\”. Он горюет, что \”стальная конница победила живых коней\”. Эта боль прошла, видимо, \”только после посещения заграницы, ибо поэт восклицает: \”Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по •полям!\” Не один год \”железный гость\”, \”каменные руки лжи\”, сдавившие \”за шею\” деревню, и другие поэтические образы терзали поэта. Возможно, это была одна из причин усиления пристрастия к вину, разгулу.
    Откроем эту темную страницу жизни поэта, войдем в \”Русь кабацкую\”. Это страшный мир людей, прожигающих жизнь. С ними поэт провел много лет. Но он всегда чувствовал свое громадное интеллектуальное и нравственное превосходство над этими подонками и мерзавцами. В то же время они — часть России. Неудивительно, что для любви к Родине Есенин находит соответствующее сравнение: \”Любил он родину и землю, как любит пьяница кабак\”. Порой поэт говорит, что он такой же, как они, такой же пропащий. Но, опомнившись, высвечивает этих людей насквозь. Он знает, что \”таких не подмять, не рассеять, бесшабашность им гнилью дана\”. Но это тоже Родина. Недаром Есенин заканчивает это стихотворение горькой фразой:
    Снова пьют здесь, дерутся и плачут…
    Ты, Рассея, моя… Рассея,
    Азиатская сторона!
    1925 год — год воскресения и смерти поэта. Он все больше верит в будущее страны:
    Мне теперь по душе иное…
    И в чахоточном свете луны
    Через каменное и стальное
    Вижу мощь я родной стороны.
    Это очень плодовитый в творческом плане год. Но освободиться от тоски, от предчувствия смерти не удается. Да, страсть к вину, непонимание, отверженность, несложившаяся личная жизнь — все это и многое другое привели к трагическому концу.
    Но для нас поэт всегда остается живым, всегда его творчество вливает нам \”в грудь теплынь\”, учит по-новому видеть родное и любить его. И недаром никакие запреты и гонения на творчество Есенина в темные сталинские времена не могли заставить забыть его, ибо в его \”глазах прозрений дивный свет\”.
    Когда я думаю об этом человеке, вспоминаются строки Н. А. Некрасова: \”Природа-мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру…\” Тогда бы заглохли и поэтичность, лиричность — светлые родники человеческой души.

  6. Сергей Есенин
    Сергей Александрович Есенин — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма.
    Родился: 03.10.1895, Константиново (Рыбновский район)
    Умер: 28.12.1925 (30 лет)
    Популярные произведения С.А. Есенина
    Запели тесаные дроги…
    Мы теперь уходим понемногу …
    Не жалею, не зову, не плачу…
    Несказанное, синее, нежное…
    Неуютная жидкая лунность…
    Низкий дом с голубыми ставнями…
    Песнь о собаке
    Письмо к женщине
    Русь
    Спит ковыль. Равнина дорогая
    Другие сочинения по произведению Есенина
    Мой Есенин
    Сергей Александрович Есенин
    Тема любви в лирике С.А.Есенина.
    Философские мотивы лирики С.А. Есенина.
    Любовь только к Родине! ЛИРИКА СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
    Тема родины в творчестве Сергея Есенина
    Образ России в творчестве Есенина
    Художественное своеобразие поэзии Есенина
    Глубокая любовь к родине к природе родного края, сострадание и милосердие ко «всему живому» в лирике поэта
    Лирика Есенина
    Мир природы в лирике С.А. Есенина
    Любовная лирика С. Есенина
    Тема любви в поэзии С. Есенина
    Любовная лирика в поэзии С. Есенина
    Родина в поэзии Есенина
    Вся моя автобиография в стихах Есенин
    Читая Есенина (Третий вариант)
    Образ Родины в лирике С.А.Есенина.
    За что я люблю стихи С. Есенина
    Мир природы в лирике С.А. Есенина
    Сочинение «Народность поэзии С. Есенина»
    Есенин – все сочинения
    Каждый раз, обращаясь к поэзии Есенина, испытываешь такое чувство, словно душой ты прикоснулся к живой красоте его родных рязанских раздолий. Каждый раз, когда ему, поэту и человеку, было особенно трудно, он припадал душой и сердцем к родной рязанской земле, вновь обретая животворную нравственную силу и энергию для своих бессмертных стихов и поэм о России.
    Есенин новаторски дерзко вписался в сложнопротиворечивую, героическую, революционную новь России, выразив в своих произведениях настроения многих современников:
    Сойди, явись нам, красный конь!
    Впрягись в земли оглобли.
    …………………………….
    Мы радугу тебе – дугой,
    Полярный круг – на сбрую.
    О, вывези наш шар земной
    На колею иную.
    Часто появляется в творчестве поэта тема двух Россий – уходящей и советской; она, уже ясно обозначенная Есениным в \”Возвращении на Родину\”, получает свое дальнейшее развитие в его \”маленьких поэмах\”. \”Русь советская\” и \”Русь уходящая\” полны глубокого смысла, они емкие и масштабные по мысли, воспринимаются как эпические произведения большого общественного накала и вместе с тем как личный исповедальный рассказ поэта о самом дорогом и близком, волнующем его.
    Много места в творчестве Есенина занимает тема жизни народной, по-настоящему художественны в них образы, без которых мы не можем представить поэзию Есенина. И образ любимой женщины, которая, к сожалению, так и не смогла понять поэта; и есенинского деда, у которого \”город-плут\” \”увел\” любимого внука; и сестры поэта, вместе с которой он в детстве горько оплакивал гибель их \”вишневого сада\”; и конечно же, особенно дорог и близок нам неповторимый образ Матери, святой образ для поэта.
    Ты одна мне помощь и отрада,
    Ты одна мне несказанный свет.
    Образ русской женщины-крестьянки, матери поэта, неотделим у Есенина от вечного образа матери-Родины.
    Чтобы столь исповедально размышлять о своей дальнейшей судьбе и пророчески дальновидно мечтать о стальном будущем крестьянской России, необходимо глубоко и самозабвенно любить родину.
    Я не знаю, что будет со мною…
    Может, в новую жизнь не гожусь,
    Но и все же хочу я стальною
    Видеть бедную, нищую Русь.
    Чем сильнее, глубже в стихах чувство родины, чем ярче и определеннее в них – национальное начало, тем они общечеловечнее, а значит – ближе народам других стран и наций. Поэзия Есенина проникнута душевностью, предельной искренностью, добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу не только своих соотечественников, но и людей других стран.
    Творчество Есенина озарено немеркнущим светом истинной любви ко всему живому в мире и при этом близко каждому.
    Милые березовые чащи!
    Ты, земля! И вы, равнин пески!
    Перед этим сонмом уходящих
    Я не в силах скрыть моей тоски.
    Стихи его затрагивают самые насущные, самые коренные, истинно глобальные проблемы нашего времени; он со светлой надеждой и верой размышлял о будущем России, мучительно тревожно и драматично вглядывался в лик своего противоречивого времени. И при этом в его творчестве были неразрывно связаны тема родины и природы, нередко они выступали параллельно.
    Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо природа лечит людские души.
    Спит ковыль. Равнина дорогая,
    И свинцовой свежести полынь.
    Никакая родина другая
    Не вольет мне в грудь мою теплынь.
    Диапазон мыслей и чувств, заключенных в стихах поэта о природе, огромен. Не перестаешь удивляться, как меняются краски, картины природы, удивляться масштабности виденья поэтом вечно изменяющегося мира. Ему зримо открывался до самых дальних далей весь современный окружающий его мир, в вечном борении человеческих страстей, непримиримости добра и зла, света и тьмы, богатства и нищеты.

  7. Есенин – все сочинения
    Знаменитый русский поэт Есенин Сергей Александрович проявил себя в своём творчестве, как прекрасного и утончённого лирика, способного разворошить в душе каждого читателя прекрасные чувства. Его лирика чудесна, красива и необычайно чуткая, каждый человек может узнать самого себя и собственные чувства, эмоции, переживания в стихотворениях поэта.
    Талант Есенина – лирика проявился ещё в раннем творчестве. Мало кто, да и, честно говоря, совсем никто не смог так описывать природу, поля и леса российские. У Есенина, помимо уникального поэтического дара, было огромное чувство любви к родине, окружающим людям, природе. И во многом благодаря именно этому, лирика Есенина так прекрасна. А с какой страстью поэт писал о том, что мир, и все его обитатели едины!
    Есенинская лирика полна образами. Поэт на протяжении своей жизни считал, что главное в стихотворениях – это именно образы. Они должны быть красивыми и необычными. Читая его строки, в душе невольно поднимается какое-то тёплое, искреннее и истинное чувство к окружающему миру. Его поэзия заставляет нас поверить в чудо, соприкоснуться с ним. Поэтому то и бессмертна лирика Есенина, поэтому то его любят и помнят миллионы людей не только в России, но и за рубежом, по всему миру.

  8. 8
    Текст добавил: Стихнет голос Вечной войны

    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким “Русы.
    С. Есенин
    Имя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Его лирика никого не оставляет равнодушным. Она проникнута горячей любовью к Родине, к русской природе. Поэт говорит: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве”. Искренняя любовь к родной земле, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское, неповторимое звучание, которое можно всегда различить в русской лирике.
    Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки, запахи лесов, полей и лугов. В поэзии Есенина подлинно отражены русские образы и картины, живая народная речь, поистине здесь “русский дух” и “Русью пахнет”. Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу. Образ Родины появляется у Есенина уже в первых его стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает нас, когда мы читаем есенинские стихи. Я вижу, как “роса блестит на траве”, как “сыплет черемуха снегом”.
    Там, где капустные грядки
    Красной водой поливает восход,
    Клененочек маленький матки
    Зеленое вымя сосет.
    Я вижу, как, “отражаясь, березы ломались в пруду”, как “ели, словно копья, уперлись в небо”. Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, “плакучие ивы”, “зеленоволосые красавицы березы”, “топи да болота”, “алый свет зари” — во всем этом Есенин видел красоту родной стороны. В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси кануна Великой Октябрьской революции. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь Родины отразилась в его творчестве:
    Край ты мой заброшенный.
    Край ты мой, пустырь,
    Сенокос нескошенный,
    Лес да монастырь.
    Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к Родине:
    Холодной скорби не измерить.
    Ты на туманном берегу,
    Но не любить тебя, не верить
    Я научиться не могу.
    К вершинам поэзии Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля, “где мужики косили, где сеяли свой хлеб”, была его домом, где прошло детство маленького Есенина. Мир народно-поэтических образов окружает Есенина с первых дней его жизни. И костер зари, и плеск волн, и голубая гладь озера — вся красота родного края с годами превращается в стихи, полные любви к родной земле.
    Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
    Лишь к тебе я любовь берегу.
    Весела твоя радость короткая
    С громкой песней весной на лугу.
    В сердце Есенина с юных лет запали “ветровые слезы России”, ее грустные песни, светлая печаль — картина родной стороны создана в стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная”. Родина, которой не видать конца и края — “только синь сосет глаза”,— вызывает у поэта необычайную по силе сыновнюю любовь. Ему приятно слышать “звонкий, как сережки, девичий смех”, видеть, как у низеньких хат “звонко чахнут тополя”, а “на лугах веселый пляс”. Радостно ощущать, как “пахнет яблоком и медом”, и поэтому поэт признается в любви Родине.
    Если крикнет рать святая:
    “Кинь ты Русь, живи в раю!”
    Я скажу: “Не надо рая.
    Дайте Родину мою”.
    Есенин, как он писал сам, воспринял революцию по-своему, “с крестьянским уклоном”, больше стихийно, чем сознательно. Есенин колебался в оценке нового советского уклада жизни. Он знал и любил старую Русь, ее печальный образ по-прежнему владел его поэтическим воображением:
    Спит ковыль. Равнина дорогая,
    И свинцовой, свежести полынь.
    Никакая Родина другая
    Не вольет мне в грудь мою теплынь.
    И теперь, когда вот новым светом
    И моей коснулась жизнь судьбы.
    Все равно остался я поэтом
    Золотой бревенчатой избы.
    Поэт чувствовал, как в лучшую сторону меняется жизнь его Родины.
    Мне теперь по душе иное,
    И чахоточном свете луны
    Через каменное и стальное
    Вижу мощь я родной стороны.
    Но поэт был далек от реального понимания социализма и революций. Отсюда почти неизбежный для него переход от восторга к разочарованию, от радости к отчаянию, от приветствия к обвинению. Есенин начинает проклинать “железного гостя”, несущего гибель патриархальной деревне и оплакивать старую уходящую Русь. Поэту казалось, что “железный город” враждебен, что он угрожает разрушением крестьянскому миру, овеянному патриархальной романтикой. Есенинская лирика этого времени окрашена в печальные тона.
    Есенин был на Кавказе, где написал цикл лирических стихотворений. Пленительна красота восточной природы, ласков ветер, легко сердцу поэта с любимой, но думы о Родине и здесь не покидают его. Они все время влекут его домой. Поэт вспоминает тоску бесконечных равнин, знакомую ему с юношеских лет, песню железных колес, вербы вдоль дорог, бесплодные поля и жалкие лачуги. Так возникает картина старой деревни, которая не радует взгляда, теперь она вызывает у поэта; горячее чувство протеста и жажду обновления Родины:
    Полевая Россия! Довольно
    Волочиться сохой по полям!
    Нищету твою видеть больно
    И березам, и тополям.
    Сила и обаяние лирики Есенина в ее правдивости, искренности и Задушевности. В его проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы, его русская душа и глубокая любовь к Родине

  9. Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX — начала XX века:
    Изба крестьянская,
    Хомутный запах дегтя,
    Божница старая,
    Лампады кроткий свет, Как хорошо.
    Что я сберег те
    Все ощущенья детских лет.
    Талант Есенина питала родная земля. Он был далек от всяких литературных традиций, ни у кого не учился, никому не подражал. Как поэт он сложился самостоятельно, вырос на творчестве народа. В его стихотворениях своя индивидуальная ритмика:
    Вот уж вечер. Роса
    Блестит на крапиве.
    Я стою у дороги,
    Прислонившись к иве.
    Бережно, с любовью поэт относится к своей малой родине. В стихотворении «В хате» перечисляются родные предметы крестьянского быта, причем не так, как они видятся со стороны, а изнутри, глазами крестьянина:
    Вьется сажа над заслонкою,
    В печке нитки попелиц,
    А на лавке за солонкою —
    Шелуха сырых яиц.
    Темой первых сборников поэта «Радуница» и «Голубень» была родная деревня, родная земля:
    Опять передо мною голубое поле.
    Качают лужи солнца рдяный лик.
    Слово «радуница» означает «блестящая», «просветленная», Так называли первые весенние дни. Эпитеты «голубой», «синий» наиболее часты при описании родины.
    Лучезарный образ святой Руси со временем становится сложнее и многограннее. Сквозь сияющий лик проступает нищая, пьяная, бесприютная Русь:
    Оловом светится лужная голь.
    Грустная песня, ты — русская боль.
    Лирический герой Есенина теперь отождествляет себя с родиной в стихотворении «За темной прядью перелесиц…»:
    И ты, как я, в печальной требе, Забыв, кто друг тебе и враг,
    О розовом тоскуешь небе
    И голубиных облаках.
    Для Есенина родина стала храмом души, ради нее он готов отказаться даже от небесного рая:
    Гой ты, Русь моя родная,
    Хаты — в ризах образа…

    Если крикнет рать святая:
    «Кинь ты Русь, живи в раю!»
    Я скажу: «Не надо рая,
    Дайте родину мою».
    В 1920 году происходит изменение мировоззрения поэта. Есенин не знает, куда ведут исторические пути страну. Тема покинутого дома теперь осложняется конфликтом. Есенин опасался, что техника разрушит деревню, боялся власти неживого над живым, утраты связи человека с природой.
    Поэт пишет два стихотворения «Русь советская» и «Русь уходящая». Он дает высказаться своим односельчанам, матери, деду, сестрам, которые в стихотворении «Русь уходящая» говорят о жизни при новой власти большевиков:
    Я слушаю. Я в памяти смотрю,
    О чем крестьянская судачит голь.
    «С Советской властью жить нам по нутрю…
    Теперь бы ситцу… Да гвоздей немного…»
    В стихотворении «Русь советская», написанном через 10 лет, поэт славит Россию:
    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким «Русь».
    Поэт чувствовал родную землю, разговаривал с ней, в ней одной черпал вдохновение и силу. Он слышал шум овса, голоса берез, песни птиц, понимал душу животных. Всем сердцем он любил прекрасный мир, воспевал любовь к женщине, к матери. Природа для него неотделима от понятия родины. В конце жизни, устав метаться и сомневаться, он приходит к мудрому выводу: «Счастлив тем, что я дышал и жил».

  10. (340 слов) Сергей Есенин — любимый всеми поэт. Его стихи знают и цитируют все: от мала до велика. Но чем же он так интересен? Почему молодёжь всё больше и больше говорит строчками из его стихов? Давайте разбираться!
    О любви, о призвании, об одиночестве, о войне — обо всём об этом пишет Есенин. Любой из нас может найти в его творчестве что-то своё. Наверное, это одна из причин, почему Сергея Есенина так любит молодое поколение. Ведь кому, как ни молодым парням и девушкам, читать стихи о разбойничьей и шальной любви, о хмельном городском одиночестве, о социальных бурях, которые мы порой призываем на свою голову? Есенин – бунтарь, поэтому его стихи всегда будут близки подрастающему поколению, которое хочет что-то изменить.
    Есенина любят не только за то, что он пишет, но и за то, как он это делает. Когда читаешь его стихи, то всё просто и понятно. Он умел написать о чём-то действительно важном простым языком, чтобы было понятно даже ребёнку. Трудно сказать, какое из стихотворений мне лично нравится больше всего, слишком уж они все хороши по- своему. К примеру, мне нравится работа под названием «Думы». Здесь мы видим, что для Есенина «думы» — это спутники его не весёлой жизни. Что чем больше он думает, тем несчастнее становится. Мне кажется, что доля правды в этом есть. Согласитесь, многие из нас вечерами любят посидеть и подумать. А как часто эти мысли бывают позитивными? Как правило, первые лучи солнца смывают с нас ночную хандру, но осадок остаётся. Есенин написал об этом, не используя каких-то сложных оборотов и эпитетов. Его строки можно сравнить с разговорами по душам, где ни у кого из собеседников нет стремления пустить пыль в глаза.

  11. Сергей Есенин
    Сергей Александрович Есенин — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма.
    Родился: 03.10.1895, Константиново (Рыбновский район)
    Умер: 28.12.1925 (30 лет)
    Популярные произведения С.А. Есенина
    Запели тесаные дроги…
    Мы теперь уходим понемногу …
    Не жалею, не зову, не плачу…
    Несказанное, синее, нежное…
    Неуютная жидкая лунность…
    Низкий дом с голубыми ставнями…
    Песнь о собаке
    Письмо к женщине
    Русь
    Спит ковыль. Равнина дорогая
    Другие сочинения по произведению Есенина
    Мой Есенин
    Сергей Александрович Есенин
    Тема любви в лирике С.А.Есенина.
    Философские мотивы лирики С.А. Есенина.
    Любовь только к Родине! ЛИРИКА СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
    Тема родины в творчестве Сергея Есенина
    Образ России в творчестве Есенина
    Художественное своеобразие поэзии Есенина
    Глубокая любовь к родине к природе родного края, сострадание и милосердие ко «всему живому» в лирике поэта
    Лирика Есенина
    Мир природы в лирике С.А. Есенина
    Любовная лирика С. Есенина
    Тема любви в поэзии С. Есенина
    Любовная лирика в поэзии С. Есенина
    Родина в поэзии Есенина
    Вся моя автобиография в стихах Есенин
    Читая Есенина (Третий вариант)
    Образ Родины в лирике С.А.Есенина.
    За что я люблю стихи С. Есенина
    Мир природы в лирике С.А. Есенина
    Сочинение «Мой Есенин »
    Есенин – все сочинения
    Ночью луна заглянула в мое окно. Я подошла к нему и залюбовалась открывшейся картиной: луна, зачаровывающая, притягательная, разлила свой след на крыши домов, озаряя и убаюкивая их, на широкое поле, покрытое свежевыпавшим снегом, на верхушки деревьев… Как тут не вспомнить «низкий дом с голубыми ставнями», «хаты — в ризах образа»? Как не подумать о великом русском поэте Сергее Александровиче Есенине? Ведь, читая его произведения, видишь красоту русской деревни, русской природы и влюбляешься в нее. И это не удивительно: все стихи Есенина пропитаны любовью к Родине, к родным лесам, лугам, к родной земле. Сколько гордости и восхищения слышится в его произведениях! Ведь главной любовью его жизни, ее смыслом была Россия. Есенин любил ее такую — нищую, грязную…
    Но и тогда,
    Когда во всей планете
    Пройдет вражда племен,
    Исчезнет ложь и грусть, —
    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким «Русь»!
    Поэт передает свою любовь к Родине через каждую строчку, через каждое слово. Даже воспевая женщину, он не забывает упомянуть о России, восхищаясь красотой природы? Сравнивая ее с русскими просторами. Его любовь к родине не сравнима ни с чем. Он пронес это чувство через всю свою жизнь. И ни красоты Парижа, ни небоскребы Нью-Йорка не усыпили в нем этой любви. Она еще более окрепла. Сам облик Есенина в его стихотворениях совсем непрост. То он деревенский парень с тальянкой в руках, воспевающий родные рязанские просторы, то поэт-философ, рассуждающий о жизни, то влюбленный хулиган, мечтающий о любви…
    Есенин — сама свобода, вольность, жизнь. Каждое слово поэта — это сама жизнь. Он к каждому сердцу подобрал ключ. Поэт не отвечает на поставленные вопросы? Ведь у каждого свой ответ, свой, единственно правильный. Его слова просты и памятны каждому. Читая его стихотворения, видишь поэта таким, какой он есть: хулиган, «на женщин и зелье падкий».
    Для меня Есенин — это любовь, природы, русская песня. Для меня он певец «страны березового ситца». Его стихи то светлые и чистые, как родник, то звонкие и задорные, то печальные и одинокие. Ширь степных раздолий, синь озер, шум зеленых дубрав не оставляют безразличным никого, кто хоть раз прочитал стихотворения Есенина. Его произведения полны задушевности, одухотворенности. В стихах Есенина все время меняются краски, звуки, картины. Его произведения непросты. В них необычные сравнения, взгляды, мысли. Но не в этом их прелесть!
    В стихах Есенина сама жизнь со всеми поворотами, взлетами и падениями. В своих произведениях поэт невероятно открытый, искренний. У кого еще встретишь столько переполняющей душу любви, такой же огромной, как и страна, которая родила нас! А с какой любовью он говорит о природе! Есенинские стихи о ней звучат как музыка, они помогают в трудные минуты, успокаивают и утешают душу.
    В суете повседневной жизни мы теряем что-то светлое, возвышенное. Проблемы, неудачи, невзгоды подрезали нам крылья, и кажется, что уде больше не взлететь… Но берешь в руки томик стихов Есенина, и открывается перед тобой эта чудесная есенинская страна, в которой «малиновое поле», «роща золотая»… И снова появляются мечты, надежды, вера… И легко дышать!
    Произведения Есенина нужны в современном мире, ведь они пробуждают любовь, огромную любовь к Родине. А если любишь, все возможно. Мне кажется, что Есенин и хотел с помощью своих творений пробудить в людях любовь к родной земле, к родным просторам.
    Он — искренний патриот своей страны! И хотя поэт так рано ушел из жизни, его заслуга перед нами огромна. Есенин всегда останется жить в наших сердцах!

  12. Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким «Русь».
    С. Есенин
    Имя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Его лирика никого не оставляет равнодушным. Она проникнута горячей любовью к Родине, к русской природе. Поэт говорит: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве». Искренняя любовь к родной земле, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское, неповторимое звучание, которое можно всегда различить в русской лирике.
    Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки, запахи лесов, полей и лугов. В поэзии Есенина подлинно отражены русские образы и картины, живая народная речь, поистине здесь «русский дух» и «Русью пахнет». Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу. Образ Родины появляется у Есенина уже в первых его стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально
    завораживает нас, когда мы читаем есенинские стихи. Я вижу, как «роса блестит на траве», как «сыплет черемуха снегом».
    Там, где капустные грядки
    Красной водой поливает восход,
    Клененочек маленький матки
    Зеленое вымя сосет.
    Я вижу, как, «отражаясь, березы ломались в пруду», как «ели, словно копья, уперлись в небо». Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, «плакучие ивы», «зеленоволосые красавицы березы», «топи да болота», «алый свет зари» —во всем этом Есенин видел красоту родной стороны. В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси кануна Великой Октябрьской революции. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь Родины отразилась в его творчестве:
    Край ты мой заброшенный,
    Край ты мой, пустырь,
    Сенокос нескошенный,
    Лес да монастырь.
    Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к Родине:
    Холодной скорби не измерить.
    Ты на туманном берегу,
    Но не любить тебя, не верить —
    Я научиться не могу.
    К вершинам поэзии Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля, «где мужики косили, где сеяли свой хлеб», была его домом, где прошло детство маленького Есенина. Мир народно-поэтических образов окружает Есенина с первых дней его жизни. И костер зари, и плеск волн, и голубая гладь озера — вся красота родного края с годами превращается в стихи, полные любви к родной земле.
    Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
    Лишь к тебе я любовь берегу.
    Весела твоя радость короткая
    С громкой песней весной на лугу.
    В сердце Есенина с юных лет запали «ветровые слезы России», ее грустные песни, светлая печаль — картина родной стороны создана в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная». Родина, которой не видать конца и края— «только синь сосет глаза»,— вызывает у поэта необычайную по силе сыновнюю любовь. Ему приятно слышать «звонкий, как сережки, девичий смех», видеть, как у низеньких хат «звонко чахнут тополя», а «на лугах веселый пляс». Радостно ощущать, как «пахнет яблоком и медом», и поэтому поэт признается в любви Родине.
    Если крикнет рать святая:
    «Кинь ты Русь, живи в раю!»
    Я скажу: «Не надо рая.
    Дайте Родину мою».
    Есенин, как он писал сам, воспринял революцию по-своему, «с крестьянским уклоном», больше стихийно, чем сознательно. Есенин колебался в оценке нового советского уклада жизни. Он знал и любил старую Русь, ее печальный образ по-прежнему владел его поэтическим воображением:
    Спит ковыль. Равнина дорогая,
    И свинцовой свежести полынь.
    Никакая Родина другая
    Не вольет мне в грудь мою теплынь.
    И теперь, когда вот новым светом
    И моей коснулась жизнь судьбы,
    Все равно остался я поэтом
    Золотой бревенчатой избы.
    Поэт чувствовал, как в лучшую сторону меняется жизнь его Родины.
    Мне теперь по душе иное.
    И в чахоточном свете луны
    Через каменное и стальное
    Вижу мощь я родной стороны.
    Но поэт был далек от реального понимания социализма и революции. Отсюда почти неизбежный для него переход от восторга к разочарованию, от радости к отчаянию, от приветствия к обвинению. Есенин начинает проклинать «железного гостя», несущего гибель патриархальной деревне и оплакивать старую уходящую Русь. Поэту казалось, что «железный город» враждебен, что он угрожает разрушением крестьянскому миру, овеянному патриархальной романтикой. Есенинская лирика этого времени окрашена в печальные тона.
    Есенин был на Кавказе, где написал цикл лирических стихотворений. Пленительна красота восточной природы, ласков ветер, легко сердцу поэта с любимой, но думы о Родине и здесь не покидают его. Они все время влекут его домой. Поэт вспоминает тоску бесконечных равнин, знакомую ему с юношеских лет, песню железных колес, вербы вдоль дорог, бесплодные поля и жалкие лачуги. Так возникает картина старой деревни, которая не радует взгляда, теперь она вызывает у поэта горячее чувство протеста и жажду обновления Родины:
    Полевая Россия! Довольно
    Волочиться сохой по полям!
    Нищету твою видеть больно
    И березам, и тополям.
    Сила и обаяние лирики Есенина в ее правдивости, искренности и задушевности. В его проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы, его русская душа и глубокая любовь к Родине.

  13. Мир поэзии Есенина, несмотря на сложность, многообразие и даже противоречивость его творчества, представляет собой неразрывную художественную ткань из образов, символов, картин, мотивов, тем. Одно и то же слово, многократно повторяясь, превращается в своеобразный есенинский символ, а, соединяясь с другими словами и образами, создает единый поэтический мир.
    Так, одно из самых распространенных слов, которое проходит через все творчество Есенина, — это черемуха. Осыпающиеся цветы черемухи напоминают снег, метель, “черемуховую вьюгу”: “Сыплет черемуха снегом”. Метель и цветы черемухи, вроде бы не могут сочетаться, но, сочетая их, Есенин добивается совершенно нового ощущения прелести снежных цветов.
    Белые цветы и белая кора березы (береста) также “связываются” друг с другом. А общий для них признак — белый цвет — ассоциируется с белым снегом, метелью, символом неустроенности, и белым саваном, символом смерти:
    Снежная равнина, белая луна,
    Саваном покрыта наша сторона
    И березы в белом плачут по лесам
    Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
    (“Снежная равнина, белая луна”)
    С образом метели, в свою очередь, связан образ тройки как символ радости, молодости, летящей жизни, счастья, родины. А промчавшаяся, запоздалая или чужая тройка — это потерянная радость, ушедшая чужая молодость:
    Снежная замять крутит бойко,
    По полю мчится чужая тройка.
    Мчится на тройке чужая младость.
    Где мое счастье? Где моя радость?
    Все укатилось под вихрем бойким
    Вот на такой же бешеной тройке.
    (“Снежная замять крутит бойко…”)
    Каждого образ-символ имеет свои признаки, которые, соединяясь, выстраиваются в новый ряд связанных между собой образов, тройка — кони, сани — колокольчик… И это наполняет самые простые слова новым смыслом. Интересен образ слова “окно”.
    Воробышки игривые,
    Как детки сиротливые,
    Прижались у окна.
    Здесь слово “окно” — только художественная деталь. А далее в стихотворении это слово наполняется новым смыслом, расширяя свое значение. Повторяясь в соединении с эпитетом “мерзлый”, оно превращается в поэтический образ:
    И дремлют пташки нежные
    Под эти вихри снежные
    У мерзлого окна.
    Образность слова “окно” усиливается также за счет ее связи со словом “ставни” – “атрибутом” окна:
    А вьюга с ревом бешеным
    Стучит по ставням свешенным
    И злится все сильней.
    Интересно, что в стихотворении сквозной образ окна превращается для автора в своего рода пункт наблюдения. Из окна он видит лес, облака, двор, метелицу во дворе и воробышков. И в стихотворении “Подражанье песне” лирический герой наблюдает за происходящими событиями из окна:
    Я смотрел из окошка на синий платок…
    В пряже солнечных дней время выткало нить…
    Мимо окон тебя понесли хоронить.
    Такую позицию лирического героя как стороннего наблюдателя (из окна) мы встречаемся во многих произведениях раннего Есенина.
    Белая береза
    Под моим окном
    Принакрылась снегом,
    Точно серебром.
    (“Береза”)
    Эта же позиция характерна и для некоторых персонажей стихов Есенина:
    Знаю, знаю, скоро, скоро, на закате дня
    Понесут с могильным пеньем хоронить меня…
    Ты увидишь из окошка белый саван мой…
    (“О дитя, я долго плакал над судьбой твоей…”)
    Вот в другом стихотворении мать, поджидая сына, “подошла, взглянула в мутное окошко…” Даже боги с ангелами в “райском тереме” — и те наблюдают за жизнью людей и природы не иначе как из окна:
    Говорит Господь с престола,
    Приоткрыв окно за рай…”
    (“Микола”)
    Таким образом, окно — важная деталь в поэтическом мире Есенина. А окна — это глаза избы, с которой поэт очень многое связывал. Весь есенинский мир как бы разведен на две части: изба и все остальное пространство. Это скорее даже два мира, разделенные стеклом: окно — граница этих миров.
    Русская изба для поэта — действительно целый мир. Это мир крестьянской избы, медленное течение сонной жизни за ее толстыми бревенчатыми стенами. Есенин поэтично изобразил этот мир в своих ранних стихах: “Смолкшим колоколом над прудом /Опрокинулся отчий дом” (“Нощь и поле, и крик петухов…”); “Изба-старуха челюстью порога/ Жует пахучий мякиш тишины” (“О красном вечере задумалась дорога…”) Образ богатого дома, “больших хором”, “палат” и сытого мира вообще в сопоставлении с крестьянскими “избами”, “хатами” и миром голодных возникает и в стихотворении “Село”:
    Цветут сады, белеют хаты,
    А на горе стоят палаты,
    И перед крашеным окном
    В шелковых листьях тополя.
    Есенинскую избу окружает двор со всеми его атрибутами: “Под красным вязом крыльцо и двор”. Избы, окруженные двором и огороженные плетнями, “связанные” друг с другом дорогой — это и есть один из ликов есенинской дореволюционной Руси:
    Гой ты, Русь, моя родная,
    Хаты — в ризах образа.
    (“Гой ты, Русь, моя родная..”)
    В том краю, где желтая крапива
    И сухой плетень,
    Приютились к вербам сиротливо
    Избы деревень.
    (“В том краю, где желтая крапива…”)
    Окно, в представлении поэта, является границей, отделяющей внутренний мир избы от внешнего мира. Есенин не видит путей выхода из этого, созданного им, замкнутого мира, опоясанного деревенской околицей:
    Закружилась пряжа снежистого льна,
    Панихидный вихорь плачет у окна,
    Замело дорогу вьюжным рукавом,
    С этой панихидой век свой весь живем.
    (“Закружилась пряжа…”)
    К образу-символу окна особенно часто поэт обращается в последний год жизни — в 1925 году. Образ этот наполняется еще более глубоким смыслом. Окно разделяет не только два мира — внутренний и внешний, но и два периода жизни поэта: его “голубые года”, детство, и настоящее. Лирический герой мечется между этими двумя мирами, входя попеременно то в один, то в другой:
    За окном гармоника и сиянье месяца.
    Только знаю — милая никогда не встретится.
    (“Песня”)
    Проходил я мимо, сердцу все равно —
    Просто захотелось заглянуть в окно.
    (“Не криви улыбку, руки теребя…”)
    В поэзии Есенина все взаимосвязано, и почти каждая художественная деталь, каждое слово является важной частицей целого — есенинского поэтического мира. Уникальность этого мира ощущали не только современники, но и потомки. Утонченность, образность, изящество стихов Есенина позволили Горькому сказать: “Есенин не человек, это орган, созданный природой для своего самовыражения”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *