Сочинение на тему что мне нравится в творчестве лермонтова

10 вариантов

  1. К поэме Лермонтов обратился в самом начале своей творческой карьеры. Около 30 поэм вышло из-под его пера. Они держат неразрывную связь с его лирикой, в них прослеживаются все те же темы, идеи и образы. Продолжая художественные начинания Пушкина и Байрона, поэт развивал русскую романтическую поэму, как жанр.
    Главное место в лирических поэмах Лермонтова достается герою, который прямо противостоит обществу. Он является одновременно и жертвой, и мстителем, а его вина вызвана независящими от него обстоятельствами. Желание героя возродиться через любовь обычно заканчивается печально.
    Среди творчества Лермонтова особенно хочется выделить стихотворение «Смерть поэта». Оно является моим любимым.
    Когда в 1837 году поэту стало известно о смертельном ранении Пушкина, которое тот получил на дуэли, он создал это стихотворение. Однако Лермонтов узнал о том, что в высших кругах распространяется клевета на Пушкина, что его винят в дуэли. Свое возмущение поэт выразил в последних 16 строках, которые добавил к тексту, начинаются они так:
    «А вы, надменные потомки
    Известной подлостью прославленных отцов…»
    В то время, когда друзья Пушкина боялись написать правду о его гибели, Лермонтов был первым, кто это сделал. Своим стихотворением он указывает на то, что светское общество в первую очередь нужно винить в смерти прославленного поэта. Ведь оно не понимало Пушкина при жизни. Однако потом автор пишет:
    «Убит!.. к чему теперь рыданья,
    Пустых похвал ненужный хор
    И жалкий лепет оправданья?
    Судьбы свершился приговор!»
    Лермонтов был, безусловно, великим поэтом, ему удавалось передавать истинные человеческие чувства в своих произведениях и заставлять читателя проживать их, как собственные.

  2. М.Ю. Лермонтов – гениальный поэт и писатель, творивший в 20- 30-ые годы 19 столетия. Эти годы были нелегким периодом в жизни страны. Историк литературы Н.А.Котляровский писал: «Поэзия М.Ю. Лермонтова была самым ярким отражением тревожного времени в нашей жизни, и она с особенной силой выразила этот переходный момент в развитии нашего общественного самосознания…»
    Творчество Лермонтова стало новым словом в истории русской литературы. Все оно было подчинено одной цели: самоанализу, попыткам самопознания, познания себя и своего поколения. Эта тема, в той или иной степени, проявляется во всех произведениях Лермонтова. И эта тема очень близка мне. Переживания, мысли и чувства героев этого поэта созвучны моим размышлениям о себе и окружающем мире.
    Одним из самых ярких произведений в этом плане, на мой взгляд, является стихотворение «Дума», написанное в 1838 году. Его можно считать программным в творчестве поэта.
    Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в «Думе». У поколения поэта отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств:
    И ненавидим мы, и любим мы случайно,
    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
    И царствует в душе какой-то холод тайный,
    Когда огонь кипит в крови.
    Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников поэта забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия?
    Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…» продолжает тему размышлений поэта над судьбами современников. В нем поэт воссоздает картину высшего общества, которое он презирает:
    Как часто пестрою толпою окружен,
    Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
    При шуме музыки и пляски,
    При диком шепоте затверженных речей,
    Мелькают образы бездушные людей,
    Приличьем стянутые маски…
    Лирическому герою крайне неприятен и чужд этот псевдомир пустых людей, ходячих мертвецов. К сожалению, это касается всех, даже женщин:
    Когда касаются холодных рук моих
    С небрежной смелостью красавиц городских
    Давно бестрепетные руки…
    Ничего, кроме скуки и отвращения, не испытывает автор к людям «высшего света». Внешне красавицы, а внутренне похожие на кукол-марионеток, отвратительны женщины на этом балу. Их нарочито небрежная кокетливость способна лишь только раздражать. Каждый их жест давно отрепетирован перед зеркалом и не содержит в себе ни капли живых эмоций. Руки этих женщин «давно бестрепетны», не знают ни волнения чувств, ни смущения. Ничто в этом мире не способно их удивить. Эти городские красавицы знают себе цену и ложно предполагают, что никто не способен устоять перед их «очарованием».
    Лирический герой Лермонтова – это, во многом, портрет его современников. Это гордая, одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. Одиночество – вот основная его черта. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви, ни в дружбе, ни в отчизне.
    В стихотворении «И скучно, и грустно», написанном поэтом в 1840 году, внутренние противоречия определены сразу же. Мотив одиночества, «красной нитью» проходящий через все произведение, подводит к скептическому сознанию бренности жизни. Она оказывается всего лишь «пустой и глупой шуткой». Рядом с мотивом одиночества присутствует еще один мотив. Если раньше одиночество романтического героя рассматривалось как естественная позиция избранной личности, то теперь во внутреннем мире герой не видит никаких идеалов:
    Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,
    А вечно любить невозможно.
    В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа
    И радость, и муки, и все там ничтожно…
    Желания, любовь, страсти, то есть те переживания, в которых герой хотел бы найти себя и найти смысл жизни, отвергаются из-за их временности, конечности, а не потому, что они не представляют для него никакой ценности.
    Лермонтов одновременно и переживает, и выражает свои переживания. Внутренний монолог героя способствует раскрытию его противоречий, через которые выражается противоречие жизни вообще.
    Лермонтов – мой самый любимый поэт, которого я чувствую и понимаю до мельчайших деталей, интонаций, подробностей. Его метания, поиски и разочарования, пафос творчества этого художника очень близки моей душе. Именно за это я и люблю все творческое наследие М.Ю. Лермонтова и его лирику, в частности.

  3. Первую половину девятнадцатого века называют «золотым веком» русской культуры. В этот период творили многие поэты и писатели, относимые сегодня к разряду классиков. Но Пушкин и Лермонтов занимают среди них особое место.
    Михаила Юрьевича Лермонтова принято называть преемником Пушкина. Однако не верно считать, что их идеи, взгляд на мир, отношение к нему полностью совпадают. Пушкин, даже подмечая несовершенства окружающей действительности, не отделял себя от неё, он пребывал в некой гармонии с ней. В творчестве Лермонтова преобладающим мотивом является мотив одиночества, тоски и изгнанничества. Только в общении с природой он находит успокоение. Ярким примером тому служит стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…».
    Тема одиночества, разлада с миром людей проходит сквозной нитью через все творчество поэта. Впервые появившись в ранних стихах («Один среди людского шума», 1830), она остается ведущей и в позднем творчестве («Выхожу один я на дорогу…», 1841).
    Своеобразным продолжением темы одиночества является тема смерти. Устав от своих душевных терзаний, лирический герой Лермонтова начинает искать смерти, порой даже бросая вызов Создателю. Как, например, в стихотворении «Благодарность», 1840 года. Лирический герой обращается к Богу, но его слова вместо заявленной благодарности полны едкой иронии. В финальных же строках звучит прямой вызов.
    Отказываясь от Бога, Лермонтов фокусирует свое внимание на образе Демона, который становится центральным и в лирических стихотворениях, и в одной из романтических поэм.
    В заключение хотелось бы сказать несколько слов о значении творчества Лермонтова для русской литературы. Он был во многом новатором. Так, мотив вызова, брошенного Богу, впоследствии использовал Достоевский при создании образа Ивана Карамазова. А после него многие писатели двадцатого века. Изображение войны глазами простого солдата (прием, использованный в «Бородино») стало обычным явлением в литературе более позднего периода, в частности, в романе Толстого «Война и мир» и произведениях о Великой Отечественной войне. А что стоит его психологизм, положенный в основу создания образа Печорина?! Вся литература второй половины ХIХ буквально училась на примере творчества Лермонтова.

  4. Конечно, в поэзии Лермонтова поднимается тема взаимопонимания поэта и толпы, а вернее, отсутствия того самого взаимопонимания. Произведение «Нет, я не Байрон…» раскрывает общее между английским поэтом и самим Лермонтовым, в «Смерти поэта» автор заступается за Пушкина, обвиняя общество в том, что оно погубило поэта. Все эти стихотворения открыто заявляют о творческом кредо поэта, и о том, как необходимо проникаться чужими чувствами, потому и остаются в сердцах читателей.
    У Лермонтова действительно множество замечательных стихотворений. Например, в знаменитом произведении «И скучно, и грустно» автор рассуждает о вечных проблемах, поэтому философская лирика поэта заслуживает отдельного внимания.
    Однако лично меня ни что лермонтовское так не вдохновляет, как его стихи о любви. Казалось бы, это банально, но все-таки удивительно, как поэт, славившийся одновременно великим талантом и сложным характером, изливал свои чувства в лирике. Его боль передается во многих стихотворениях, и заметно, как от самого прекрасного чувства на земле автор мучительно страдал. Для себя я выделила два любимых любовных стихотворения: «Я не унижусь пред тобой», в котором выражается отчаяние лирического героя, и «Нищий», где свои чувства автор сравнивает с ощущениями бедняка, «просящего подаянья». И в том, и в другом произведении избранница жестока по отношению к нему, а его боль так тонко передается нам сквозь строки ямба.

  5. Сочинение Иванова Павла (6 класс) на тему:
    «Мой Лермонтов»
    Лермонтов, как и Пушкин ,входит в нашу жизнь и с детства сопровождает нас на всех жизненных дорогах. Литературное наследие писателя велико и многогранно. Меня, например, восхищают стихотворения М. Ю. Лермонтова, их тематика разнообразна: жизни и смерти, добра и зла, небесного и земного. Но, на мой взгяд , по -особенному в его творчестве звучит тема Родины.
    У каждого человека есть родина, но это понятие настолько широко, что каждый определяет его по-своему .Прочитав стихотворение «Тучи», я подумал, что для поэта понятие родина было не просто словом. В своих стихотворениях М. Ю. Лермонтов предстает перед нами как настоящий патриот своей страны. Человек без родины ,по мнению писателя, превращается в тучу «вечно холодную, вечно свободную»,для которой «чужды страсти и чужды страдания».Поэт не хочет быть вечным странником, и куда бы не забросила его  судьба, он всегда ждет возвращение на Родину.
    Вот такой он мой Лермонтов…. Для меня ,это прежде всего поэт, который беззаветно и искренно любит свою Родину .Пусть я еще мал, и о жизни знаю немного .Но, мне кажется, что нам есть чему поучиться у поэта.

  6. Стихотворение «Листок» представляет собой своеобразную сказку о дубовом листке, оторвавшемся от родимой ветки и умчавшемся к Чёрному морю. В центре повествования — разговор листка с высокой чинарой. В незамысловатом, на первый взгляд, стихотворении, поэт затрагивает важные жизненные темы и проблемы. Заслуга Лермонтова здесь, на мой взгляд, состоит в том, что поэт сумел доступно для любого читателя, взрослого или ребёнка, выразить трагические переживания одинокого, забытого всеми человека.
    Попытаемся внимательнее вчитаться в каждую строку произведения. Простое по форме изложения, ЭТО стихотворение несёт в себе глубокую смысловую нагрузку. Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова тема одиночества. В стихотворении «Листок» они расширяет свои границы и трансформируется в тему одинокого странничества и изгнания. Образ листка, гонимого бурей, является здесь символом изгнания. Надо отметить, что этот образ был широко распространён в поэзии XIX века. Лермонтов обращается к нему не случайно. Трагическая судьба одинокого, изгнанного из общества человека чем-то напоминает нам маленький листок, оторвавшийся от ветки. Тоска и бесприютность, холод и зной окружают странника в бесцельном пути. И нет души, способной понять и посочувствовать ему.
    Как мы уже говорили ранее, стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок» — это своего рода сказочное повествование, главными героями которого являются листок дуба и чинара. Два мира нарисованы перед нами: мир изгнанника, полный горестей и жизненных невзгод, и мир чинары, раскинувшей на просторе свои ветви. Холод и тепло, тьма и свет, страдания и райская жизнь — всё стихотворение основано на антитезе.
    Композиция стихотворения «Листок» чётко определена. Первая строфа является своеобразной завязкой действия. Здесь мы узнаем о трагическом прошлом листка:
    Дубовый листок оторвался от ветки родимой
    И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
    Засох и увял он от холода, зноя и горя;
    И вот наконец докатился до Чёрного моря.
    Начальная строка стихотворения свидетельствует о том, что наш герой выбрал путь странствия добровольно. Перенеся жизненные трудности, он наконец достиг желанной земли. Об этом говорит последняя строка в четверостишии.
    Первая строфа предельно кратко повествует о мытарствах героя. Однако пространственные рамки изображаемого здесь крайне широки: «ветка родимая» — «степь» — «Чёрное море». Листок проделал огромный путь, прежде чем достичь цели. Временная протяжённость странствий листка не указывается поэтом. Но создаётся впечатление, что дорога к райской земле была долгой. Третья строка явно указывает на это.
    Вторая строфа стихотворения — это живописная картина земли, до которой «докатился» одинокий странник. Тональность этого четверостишия совершенно иная: ощущение тепла и света разлито в каждом слове. «Жестокая буря» первой строфы меняется на образ ветра, ласкающего листья чинары:
    У Чёрного моря чинара стоит молодая;
    С ней шепчется ветер, зелёные листья лаская…
    Третья и четвёртая строки создают атмосферу гармонии и сказки. Для создания такого эффекта поэт рисует сказочные образы райских птиц и морской царь-девицы. А эпитет «райские» говорит читателю о райской, блаженной земле, на которую попал листок:
    На ветвях зелёных качаются райские птицы;
    Ноют они песни про славу морской царь-девицы.
    Третья строфа стихотворения — это развитие действия. Листок, засохший и увядший от холода и горя, просит дерево приютить его. Лермонтов так подбирает слова, что листок видится читателю слабым и беззащитным:
    И странник прижался у корня чинары высокой;
    Приюта на время он молит с тоскою глубокой…
    Следующие строки начинают исповедь листка о своей судьбе. В стихотворении слова листка даны автором в прямой речи. Герой вступает в диалог и старается выразить свою просьбу как можно яснее:
    И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
    До срока созрел я и вырос в отчизне суровой…»
    Четвёртая строфа продолжает исповедь странника. Её строки являются тематическим центром стихотворения. Здесь поэт вкладывает в слова дубового листка трагедию одинокого изгнанника:
    Один и без цели по свету ношуся давно я,
    Засох я без тени, унял я без сна и покоя.
    Обращаясь к величественной чинаре, листок называет себя пришельцем, знающим немало «рассказов мудрёных и чудных». Ради временного спокойствия он согласен на всё.
    Действие в стихотворении достигает своей кульминации в пятой строфе, где в диалог вступает чинара. Её слова содержат резкий отказ в приюте. Чинаре не нужен пыльный и жёлтый лист, её не занимают «небылицы». В каждом слове слышится резкий, не терпящий противоречия тон властной «царицы»:
    «На что мне тебя? — отвечает младая чинара,
    Ты пылен и жёлт, — и сынам моим свежим не пара.
    Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
    Мой слух утомили давно уж и райские птицы».
    Последняя строфа стихотворения является развязкой действия. Чинара выносит жестокий приговор листку: она изгоняет его из райской земли и тем самым делает его ночным странником. Надежды листка на солнце и покой рушатся: «Иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю!»
    А жизнь младой чинары светла и беззаботна. Концовка стихотворения рисует перед нами величие и необъятность этого образа:
    Я солнцем любима; цвету для него и блистаю;
    По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
    И корни мои умывает холодное море.
    И последних строках стихотворения открывается новая сторона образа чинары: властность и эгоизм просматривается в её словах.
    Основной художественный приём, который Лермонтов использует в стихотворении «Листок» — приём аллегорического изображения человеческой жизни. Тотальное одиночество одних людей сочетается в мире с эгоизмом других. Поэт ощущает трагическое несоответствие идеалов человека и его реальной жизни. Самым страшным Лермонтову видится не само одиночество личности в мире, а сознательное изгнание её остальными людьми, обречение её на вечные скитания на земле.
    Источник: http://sochinenie5ballov.ru

  7. Михаил Юрьевич Лермонтов великий русский классик, поэт, драматург, прозаик. Оставивший в наследие потомков богатейшие художественные произведения, несомненно, является гением литературы. Не найдется такого человека, который бы не знал, хотя бы одного стихотворения талантливого поэта и писателя. Этот творческий человек пробуждает в своих произведениях все самые чувственные, патриотические и интересные темы, наполненные свободой и стремлению к лучшему. Каждое его произведение является чем-то особенным, в каждом его труде скрыт незамысловатый характер. Многие произведение вызывают огромный интерес у нового поколения, так-как темы которые он раскрывал в своих произведениях являются актуальными и знакомы многим в наше время.
    Многие подростки и молодые люди читают его произведение “Герой нашего времени”, так-как именно сейчас на пути нашей взрослой жизни мы точно так же не понимаем что нам делать, куда устремить свои интересы и таланты, многие из нас тоже ощущают себя “лишними людьми” ибо не могут найти место в этой жизни. Многие из нас, видят в себе Печорина и пытаются изменить свою судьбу в лучшую сторону. Так же подросткам очень нравятся его произведения о любви, духовных переживаниях и свободе. Каждый из нас стремиться к этому, желая просто и легко распоряжаться своей судьбой. Мне очень интересен его труд “Демон”, я прочла его больше двух лет назад но неизгладимое впечатление о этой поэме осталось на долго. Трагическая история о зле и добре, о невинности и корысти, о безмерной вере, всепоглощающей любви, прощении и яде, травящем душу не оставит читателя равнодушным. Читая Лермонтова я открываю для себя волшебный мир творчества, литературы и интереса ко всему тайном и неизведанному. Множество стихотворений Михаила Юрьевича такие как «Смерть поэта», «Парус», «Бородино», «Мцыри», «Родина» — полны размышлений о долге и чести, свободе и жажде жизни, поисках смысла существования и призвания. Любовная лирика поэта полна нежности и страсти, соучастия, и одновременно с этим страха быть отвергнутым. Полные страданий неразделенной любви, восхищения и трепета, а также благодарности и вместе с тем и ненависти, стихотворения по праву являются шедеврами мировой поэзии, полные души и эмоций, способные пробудить душу читателя.
    Труды Михаила Юрьевича никого не оставят равнодушными, а особенности молодежь которая интересуется всем на свете в силу своей энергичности и страсти к познанию. Я считаю, что прозы, стихи, рассказы Лермонтова будут всегда востребованы, так его произведения, наполненные глубоким философским смыслом и подтекстом, рассказывают о грандиозным исторических событиях, отвечают на мучающие человечество насущные вопросы, ведают, что такое добро и зло, воспитывают в каждом человеке патриотизм и любовь к собственной культуре.

  8. представители каких стран участвовали в покорении и южного полюса?
    Write”s in the correct plase
    1 Nick is Angela father
    2What is your mother name
    3 Linda favorite star is Johnny Depp
    4 What is your dad job
    люююююди найдите в сказках А.С.Пушкина 10 предложений(коротких)с обращениями можно из всех сказок только не из сказки о мёртвой царевне и семи богатырях плиз даю 60 баллов
    стоимость проезда в электричке составляет 163 рубля школьникам предоставляется скидка 50%.Сколько рублей будет стоить проезд для 8 взлослых и 5 школьников?
    Помогите пожайлуста!
    16.Реакция не характерная для алканов
    1)присоединения 2)разложения 3)замещения 4)горения
    17.Сумма коэффицентов в уравнении получения C2H2 из карбида кальция, равна
    1)2 2)3 3)4 4)5
    18.Функциональную группу -OH содержат молекулы
    1)альдегидов 2)сложных эфиров 3)спиртов 4)простых эфиров
    20. Горение этиламина сопровождается образованием ушлекислого газа,воды и:
    1)аммиака 2)азота 3)оксида азота(2) 4)оксида азота(4)
    21.Реакция присоединения характерна для каждого из двух вещест
    1)бутена-1 и этана 3)бензола и пропанола
    2)этина и циклопропана 4)метана и бутадиена-1,3
    23.В резултате окисления уксусного альдегида получается
    1)метановая кислота 2)масляная кислота
    3)пропионовая кислота 4)этановая кислота
    24.Картофель используется в промышленности для получения
    1)жиров 2)белка 3)целлюлозы 4)крахмала
    25.Какие из веществ оказывает на человека наркотическое действие
    1)C2H2OH 2) CH3COOH 3)HCOOH 4)C6H12O6
    26.Относительная плотность ацетилена по водороду равна
    1)13 2)16 3)24 4)26
    27.Какая из относительных молекулярных масс соответсвует массе бутанола
    1)80 2)74 3)32 4)35
    SOS! Ребята, помогите!
    Альпака – это сплав никеля, цинка и меди в отношении 3:4:13. Сколько килограммов каждого металла нужно взять, чтобы получить 4 килограмма альпака?
    сторона ромба равна 6 а острый угол равен 60 градусам. Найдите длину меньшей Диагонали ромба
    Пожалуйста помогите: найди в этом предложении слова, в которых один и тот же звонкий мягкий непарный по твердости согласный звук обозначается разными буквами : Пошел темной ночью серый ежик по лесу гулять.
    каким поэтам посвящены стихотворения марины цветаевой фрагменты которых приведены ниже?
    На сколько процентов увеличится дробь,если ее числитель увеличить на 70%,а знаменатель -на 25%?

  9. Творческий путь М.?Лермонтова был короток, но чрезвычайно продуктивен. Вся его литературная деятельность?— от ученических проб пера до романа «Герой нашего времени»?— продолжалась чуть более 12 лет, но за это время им было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и 3 романа. Лермонтовское творчество обычно разделяют на ранний и зрелый периоды, проводя границу между ними через 1835—1836 гг. Но следует иметь в виду, что при всех различиях между этими периодами поэт сохранял верность идеям и принципам, сформировавшимся еще на этапе его становления и направившим его лирику в русло так называемой «поэзии мысли».
    Два поэта?— Байрон и Пушкин?— сыграли решающую роль в творческом развитии М.?Лермонтова. В ранней лермонтовской лирике проявляется характерное для Байрона тяготение к романтическому индивидуализму, к изображению титанических страстей и экстремальных ситуаций, к лирической экспрессии, к типу героя-бунтаря, находящегося в конфликте с обществом, к «бегству» на «восток» (локализованный у Лермонтова в основном на Кавказе) и в «средневековье» (преимущественно русское у Лермонтова). Со временем поэт преодолел байроновское влияние, что и было им задекларировано в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…». Пушкин же оставался постоянным спутником Лермонтова и его неизменным ориентиром в продолжение всего творческого пути. Сначала поэт непосредственно подражал Пушкину, а по достижении художественной зрелости последовательно развивал пушкинские традиции, как правило, вступая с ним в творческую полемику.
    Логика художественной эволюции Лермонтова определялась внутренним движением от романтизма к кризису романтического индивидуализма и, далее, к реализму с присущим ему психологическим анализом, опиравшемуся, с одной стороны, на критику современного общества, и с другой?— на философское осмысление проблем добра и зла, человеческой свободы и власти судьбы, вины и ответственности и т.п. Поздний Лермонтов разоблачал несоответствие романтических представлений действительности; он уже не стремился представлять свой внутренний мир как нечто исключительное, а проявлял интерес к обыденным чувствам. Тем не менее, разрешить сомнения и вопросы, терзавшие его душу с ранней юности, он так и не смог.
    Лирика Лермонтова во многом автобиографична: она опирается на подлинные переживания поэта, обусловленные событиями его внутренней жизни и зафиксированные с внешней небрежностью «живых» дневниковых заметок. Однако это?— не реальная, а литературная автобиография, т. е. творчески преображенная и интерпретируемая Лермонтовым через призму его восприятия мира и самого себя.
    Установка на самоанализ нашла плодотворное воплощение и в лермонтовской прозе, где она трансформировалась в опыт создания обобщенного психологического портрета «героя времени», вбирающего в себя черты всего поколения и вместе с тем сохраняющего как свое индивидуальное лицо, так и экстраординарность своей натуры. Лермонтовская проза вырастает на романтической почве, однако романтические принципы в ней функционально изменены и переподчинены задачам реалистического письма.

  10. Михаил Юрьевич Лермонтов по праву вошел в число великих русских поэтов. Образы, созданные поэтом, со временем не тускнеют и продолжают волновать сердца все новых и новых поколений людей.
    Но у каждого человека есть свой, любимый и близкий именно ему Лермонтов. Одни видят в нем прежде всего певца родины, прославляющего “ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее подобные морям”. Другие воспринимают поэта как юношу, печально и задумчиво смотрящего вдаль, которому “некому руку подать в минуту душевной невзгоды”. Кому-то дорог и близок Лермонтов — мятежный автор “Паруса”, который, как и его лирический герой, сам просит бури, бесстрашно рвется навстречу бушующей стихии. И все они правы. В стихотворениях поэта звучат мужество и грусть, жажда свободы и ощущение ее недостижимости, предчувствие утрат, любовь к родине и родной природе. Его произведения многообразны по тематике, настроению, жанрам. Однако все они объединены особым голосом, особой интонацией и мелодикой, отличающей Лермонтова от других поэтов. Автор словно вовлекает читателя в свои размышления, раскрывает перед ним самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души. Искренний голос поэта очаровывает, волнует нас, заставляет сопереживать его чувствам и мыслям, обогащает наш внутренний мир.
    Мне более всего близок Лермонтов — певец прекрасной природы. Его стихотворения, посвященные природе, также различаются между собой. Мы видим мир природы во всех его проявлениях, в его движении и изменении, мир, живущий собственной, интересной и загадочной жизнью. Это идеальный мир, созданный мечтой поэта, избавленный от зла и несправедливости. Природу поэт воспринимает как источник прекрасного, воплощение гармонии и красоты. И в то же время автор наполняет свои пейзажи размышлениями о проблемах общественной и личной жизни.
    В пейзажной лирике Лермонтова мы встречаем различные, постоянно изменяющиеся настроения. Здесь и осенняя грусть, и сожаление об уходящем лете с его радостями и светом. Поэтому в осенние картины проникают печальные нотки: мы видим “пожелтевшие листья”, и “мрачную зелень елей”, и “тусклый месяц”, проглядывающий сквозь туман. В глубокой задумчивости “тихонько плачет” одинокий старый утес, грустя о золотой тучке, умчавшейся поутру вдаль. Но стоит перелистнуть страничку, и вот уже “свежий лес шумит при звуке ветерка”, и “ландыш серебристый приветливо кивает головой”, и “студеный ключ играет по оврагу”. И совсем другие чувства охватывают нас. Вместо грусти приходит радость от созерцания окружающей красоты, забываются все тревоги и волнения.
    Различны и сами пейзажи, которые рисует перед нами Лермонтов. Мы словно видим в них разные страны и континенты, интересные своей неповторимостью, имеющие свои особенные черты. Вот “вокруг лесистых гор” Кавказа “дикой пеленой” вьется туман и “река журчит одна”. Или предстает перед нами одиноко растущая на диком севере сосна, “одета, как ризой”, сыпучим снегом. И мечтает она о “крае, где солнца восход”. В пустынных степях Аравии, под знойными лучами палящего солнца, стоят “три гордые пальмы”. И под ними “из почвы бесплодной” пробивается родник, журча студеной водой. А вот, посреди голубой глади, “в тумане моря” белеет одинокий парус, под золотым лучом солнца стремящийся к неведомой стране.
    Трудно передать те чувства, которые испытываешь, читая стихотворения поэта. Невероятно богатство и разнообразие его пейзажей и тех мыслей и эмоций, которыми они наполнены. Можно долго спорить о том, какой же он на самом деле — великий Лермонтов. И трудно найти однозначный ответ. Ведь для каждого человека он свой — любимый и близкий именно ему, волнующий и неповторимый. И это, мне кажется, главная особенность лирики Лермонтова — передавать минутные настроения, и глубокие размышления. Грустить и радоваться, постоянно меняться, каждую минуту быть другим, но всегда говорить правду о том, что на душе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *