Сочинение на тему что нового я открыл в лирике и личности лермонтова

12 вариантов

  1. Творчество Лермонтова — это история поколения 30-х годов XIX века, поколения, которому досталась тяжелая судьба людей эпохи “безвременья”, когда все лучшее в людях терялось, ибо они не могли найти применения своим “силам необъятным”.
    В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, Лермонтов рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было. Но поэт сообщал им собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером, своей волей. И Демон мыслит и клянется как Лермонтов. И таков герой “Маскарада” Евгений Арбенин.
    В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, — ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. И даже если над ним тяготеет преступное прошлое, как над Арбениным, он все равно возвышается над толпой, и толпа не смеет судить его. “Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет, — писал Белинский, обращаясь к критикам лермонтовского Печорина, — в самых пороках его проблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него.. .
    Ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти — бури, очищающие сферу духа… ”
    Таков Арбенин, таков Печорин. Великая человечность Лермонтова, пластичность его образов, его способность “перевоплощаться” — в Арбенина, в Печорина, в Максима Максимыча, соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности — свойства не только созданий Лермонтова, но и его самого. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного и могучими страстями, и волей, и проницательным, беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого. Нашего современника.
    Исследуя проблему взаимоотношений личности и общества, Лермонтов подчеркивает одиночество человека в толпе. Его лирическому герою тесно в тех рамках, которые создаются в свете. Быть свободным от своего времени нельзя. И это справедливо и для нашей эпохи. Да, у нас больше возможности действовать, но мне кажется, что все, что делает большинство моих современников, они делают для себя. Вспомним, к какому выводу приходит Печорин, которого я считаю человеком, воплотившим крайний индивидуализм: “Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни… ” Герой романа Лермонтова научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, но сделался при этом, по его же словам, нравственным калекой. Лирика Лермонтова подсказывает нам путь излечения душ, состоящий в поиске гармонии с природой, с вечным. Мое любимое стихотворение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу… ”. Внять голосу Бога, “забыться и заснуть” — вот что примирит с жизнью человека в эпоху, когда утрачена гармония отношений между людьми, человека, который ничего не ждет от жизни и не хочет жалеть о прошлом.
    Одиночество человека среди людей — вот та проблема, которую я считаю наиболее актуальной в творчестве Лермонтова. И сейчас мы видим одиночество сильной личности, одиночество в любви и дружбе. Как хочется, чтобы люди перестали жить по законам индивидуализма и обратились к тому, без чего гармоничное существование человека в мире невозможно

  2. Творчество Лермонтова – это история поколения 30-х годов XIX века, поколения, которому досталась тяжелая судьба людей эпохи “безвременья”, когда все лучшее в людях терялось, ибо они не могли найти применения своим “силам необъятным”.
    В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, Лермонтов рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было. Но поэт сообщал им собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером, своей волей. И Демон мыслит и клянется как Лермонтов. И таков герой “Маскарада” Евгений Арбенин.
    В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, – ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. И даже если над ним тяготеет преступное прошлое, как над Арбениным, он все равно возвышается над толпой, и толпа не смеет судить его. “Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет, – писал Белинский, обращаясь к критикам лермонтовского Печорина, – в самых пороках его проблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него … .
    Ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти – бури, очищающие сферу духа … ”
    Таков Арбенин, таков Печорин. Великая человечность Лермонтова, пластичность его образов, его способность “перевоплощаться” – в Арбенина, в Печорина, в Максима Максимыча, соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности – свойства не только созданий Лермонтова, но и его самого. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного и могучими страстями, и волей, и проницательным, беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого. Нашего современника.
    Исследуя проблему взаимоотношений личности и общества, Лермонтов подчеркивает одиночество человека в толпе. Его лирическому герою тесно в тех рамках, которые создаются в свете. Быть свободным от своего времени нельзя. И это справедливо и для нашей эпохи. Да, у нас больше возможности действовать, но мне кажется, что все, что делает большинство моих современников, они делают для себя. Вспомним, к какому выводу приходит Печорин, которого я считаю человеком, воплотившим крайний индивидуализм: “Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни … ” Герой романа Лермонтова научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, но сделался при этом, по его же словам, нравственным калекой. Лирика Лермонтова подсказывает нам путь излечения душ, состоящий в поиске гармонии с природой, с вечным. Мое любимое стихотворение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу … ”. Внять голосу Бога, “забыться и заснуть” – вот что примирит с жизнью человека в эпоху, когда утрачена гармония отношений между людьми, человека, который ничего не ждет от жизни и не хочет жалеть о прошлом.
    Одиночество человека среди людей – вот та проблема, которую я считаю наиболее актуальной в творчестве Лермонтова. И сейчас мы видим одиночество сильной личности, одиночество в любви и дружбе. Как хочется, чтобы люди перестали жить по законам индивидуализма и обратились к тому, без чего гармоничное существование человека в мире невозможно

  3. Творчество Лермонтова — это история поколения 30-х годов XIX века, поколения, которому досталась тяжелая судьба людей эпохи “безвременья”, когда все лучшее в людях терялось, ибо они не могли найти применения своим “силам необъятным”.
    В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, Лермонтов рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было. Но поэт сообщал им собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером, своей волей. И Демон мыслит и клянется как Лермонтов. И таков герой “Маскарада” Евгений Арбенин.
    В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, — ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. И даже если над ним тяготеет преступное прошлое, как над Арбениным, он все равно возвышается над толпой, и толпа не смеет судить его. “Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет, — писал Белинский, обращаясь к критикам лермонтовского Печорина, — в самых пороках его проблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него.. .
    Ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти — бури, очищающие сферу духа… ”
    Таков Арбенин, таков Печорин. Великая человечность Лермонтова, пластичность его образов, его способность “перевоплощаться” — в Арбенина, в Печорина, в Максима Максимыча, соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности — свойства не только созданий Лермонтова, но и его самого. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного и могучими страстями, и волей, и проницательным, беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого. Нашего современника.
    Исследуя проблему взаимоотношений личности и общества, Лермонтов подчеркивает одиночество человека в толпе. Его лирическому герою тесно в тех рамках, которые создаются в свете. Быть свободным от своего времени нельзя. И это справедливо и для нашей эпохи. Да, у нас больше возможности действовать, но мне кажется, что все, что делает большинство моих современников, они делают для себя. Вспомним, к какому выводу приходит Печорин, которого я считаю человеком, воплотившим крайний индивидуализм: “Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни… ” Герой романа Лермонтова научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, но сделался при этом, по его же словам, нравственным калекой. Лирика Лермонтова подсказывает нам путь излечения душ, состоящий в поиске гармонии с природой, с вечным. Мое любимое стихотворение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу… ”. Внять голосу Бога, “забыться и заснуть” — вот что примирит с жизнью человека в эпоху, когда утрачена гармония отношений между людьми, человека, который ничего не ждет от жизни и не хочет жалеть о прошлом.
    Одиночество человека среди людей — вот та проблема, которую я считаю наиболее актуальной в творчестве Лермонтова. И сейчас мы видим одиночество сильной личности, одиночество в любви и дружбе. Как хочется, чтобы люди перестали жить по законам индивидуализма и обратились к тому, без чего гармоничное существование человека в мире невозможно

  4. Эссе на тему “Что я нового открыла для себя в лирике и личности М.ЮЛермонтова.

    Ответы:

    Творчество Лермонтова — это история поколения 30-х годов XIX века, поколения, которому досталась тяжелая судьба людей эпохи “безвременья”, когда все лучшее в людях терялось, ибо они не могли найти применения своим “силам необъятным”.
    В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, Лермонтов рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было. Но поэт сообщал им собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером, своей волей. И Демон мыслит и клянется как Лермонтов. И таков герой “Маскарада” Евгений Арбенин.
    В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, — ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. И даже если над ним тяготеет преступное прошлое, как над Арбениным, он все равно возвышается над толпой, и толпа не смеет судить его. “Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет, — писал Белинский, обращаясь к критикам лермонтовского Печорина, — в самых пороках его проблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него.. .
    Ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти — бури, очищающие сферу духа… ”
    Таков Арбенин, таков Печорин. Великая человечность Лермонтова, пластичность его образов, его способность “перевоплощаться” — в Арбенина, в Печорина, в Максима Максимыча, соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности — свойства не только созданий Лермонтова, но и его самого. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного и могучими страстями, и волей, и проницательным, беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого. Нашего современника.
    Исследуя проблему взаимоотношений личности и общества, Лермонтов подчеркивает одиночество человека в толпе. Его лирическому герою тесно в тех рамках, которые создаются в свете. Быть свободным от своего времени нельзя. И это справедливо и для нашей эпохи. Да, у нас больше возможности действовать, но мне кажется, что все, что делает большинство моих современников, они делают для себя. Вспомним, к какому выводу приходит Печорин, которого я считаю человеком, воплотившим крайний индивидуализм: “Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни… ” Герой романа Лермонтова научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, но сделался при этом, по его же словам, нравственным калекой. Лирика Лермонтова подсказывает нам путь излечения душ, состоящий в поиске гармонии с природой, с вечным. Мое любимое стихотворение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу… ”. Внять голосу Бога, “забыться и заснуть” — вот что примирит с жизнью человека в эпоху, когда утрачена гармония отношений между людьми, человека, который ничего не ждет от жизни и не хочет жалеть о прошлом.
    Одиночество человека среди людей — вот та проблема, которую я считаю наиболее актуальной в творчестве Лермонтова. И сейчас мы видим одиночество сильной личности, одиночество в любви и дружбе. Как хочется, чтобы люди перестали жить по законам индивидуализма и обратились к тому, без чего гармоничное существование человека в мире невозможно

  5. 5
    Текст добавил: Талантливые Нюшата

    Вот уже в который раз, но всегда с волнением и трепетом открываю томик стихотворений Лермонтова. На первой странице портрет поэта. Больше всего в нем поражают глаза – глубокие, умные, проникающие в душу, глаза, которые производили неотразимое впечатление на современников. Снова и снова перечитываю любимые стихи, они звучат во мне, я как будто слышу низкий, бархатистый голос Лермонтова, читающий о пламенной страсти к свободе – страсти, испепелившей душу гордого Мцыри:
    Она мечты мои звала
    От келий душных и молитв
    В тот чудный мир тревог и битв,
    Где в тучах прячутся скалы,
    Где люди вольны, как орлы.
    В лирическом герое покоряет страстность, жадное желание дела, активное вмешательство в жизнь:
    Мне нужно действовать,
    я каждый день
    Бессмертным сделать бы желал,
    как тень
    Великого героя, и понять
    Я не могу, что значит отдыхать.
    Ровное, спокойное течение жизни не для него, его мятежный дух “просит бури, как будто в бурях есть покой”.
    Читаю негромко вслух, стараясь передать интонацией чувства, которые волновали поэта:
    И скучно и грустно, и некому руку подать…
    Сжимается сердце от элегической грусти, мне кажется, что я чувствую то же, что и лирический герой, и для меня жизнь – “пустая и глупая шутка”.
    Печально смотрит поэт на свое поколение, горько ему оттого, что “в бездействии состарится оно”, болит душа за “его грядущее”, которое “иль пусто, иль темно”. Это не пессимизм; может быть, это настроение “в минуту душевной невзгоды”. Скорее всего, эти горькие строки зовут к действию, к борьбе, разоблачают общественные пороки.
    Быть поэтом, утверждал Лермонтов, значит, совершать высокий гражданский подвиг, звать народ к борьбе за свободу, воспламенять бойца для битвы.
    А какой неслыханной смелостью нужно обладать, чтобы прямо назвать косвенных убийц Пушкина “свободы, гения и славы палачами” и напомнить им о суде Божьем и народном.
    Почти зримо представляю себе лирического героя: смелого, гордого, бунтующего, разочарованного и бесконечно одинокого.
    Он страдает, окруженный “пестрою толпою”, вокруг него “суета”, “блеск” маскарада, ему хочется вырваться отсюда “вольной птицей”. И вдруг мечта уносит его в прекрасный мир, полный ярких и нежных красок. Это мир природы и мир детства, где поэт чувствует себя счастливым. Но счастье это очень кратковременно – шум людской толпы прогоняет мечту, “на праздник незваную гостью”.
    Сила писателя – в умении находить такие слова, которые заставляют наше воображение рисовать и картины природы, и мир чувств, и действия персонажей. “В… лирических произведениях Лермонтова, – писал В. Г. Белинский, – виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые омрачают душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития общества…”.
    Мотив одиночества звучит во многих стихотворениях Лермонтова: “стоит одиноко на голой вершине сосна”, “одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет”, “одиноко он (утес) стоит, задумался глубоко…”, “одинок я – нет отрады”, “выхожу один я на дорогу”. Откуда это ощущение одиночества? Ведь Лермонтов был так молод, его окружали друзья. Исследователи считают, что ощущение одиночества идет от его творчества, от его внутреннего мироощущения. В ту эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, вернее, от “безвременья” 30-х годов.
    Лирический герой Лермонтова несчастлив в любви. “С слезами горькими, с тоскою” просит он любви, но оказывается жестоко обманутым в лучших своих чувствах. Его герой, наверное, не испытывал никогда таких чувств радости, удовольствия, полноты жизни, как у Пушкина в “Зимнем утре”. Но были и у него редкие минуты счастья, доверия, свободного дыхания:
    С души как бремя скатится
    Сомненье далеко –
    И верится, и плачется,
    И так легко, легко…
    Проходят годы, но, перечитывая Лермонтова, мы каждый раз восторгаемся неповторимым лирическим содержанием его поэзии и думаем о нем как о живом. Пленяют нас в Лермонтове и сила пламенных страстей, и глубокий ум, и прямота, честность, и высокая требовательность к себе и другим. С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести.

  6. Лирика Лермонтова
    План.
    Введение в лирику Лермонтова
    Любовь в лирике Лермонтова
    Основные мотивы лирики Лермонтова
    Человек и природа в лирике Лермонтова
    Лирический герой в лирике Лермонтова
    Список литературы
    I. Введение в лирику Лермонтова.
    В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, в тех, в которых он особенно являлся русским и современным поэтом, виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, и они поражают думу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства.… Да, очевидно Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его лирическая поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества. В тоже время Лермонтов не доверяет иллюзии счастья, постоянно думает о расплате за обман чувства и, оскорбленный разочарованием презирает существо, казавшееся прекрасным. Но все эти произведения были полны предчувствием силы и энергии поэта. Вряд ли во всей мировой литературе можно вспомнить такого столь же великого поэта. Перелистывая томики его сочинений, мы всегда проникаемся героическим духом его поэзии, ее неповторимым лирическим содержанием. Одним казалось, что лирические произведения Лермонтова угрюмы, другим, что они полны живостью и веселостью. Белинский говорил, что лирика Лермонтова перенаполнена глубокими его чувствами и составляет силу множества его вещей. В память о рано угасшей матери он написал своего “Ангела”
    Он душу младую в объятиях нес
    Для мира печали и слез.
    И звук его песни в душе молодой
    Остался без слов, но живой
    Лермонтов любил жизнь страстно, вдохновленный мыслями о Родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.
    Чем старше он становился, тем все чаще соотносил субъективные переживания и ощущения с опытом и судьбою целого поколения, все чаще “объектировал” современную ему жизнь. Мир романтической лирики уступад место реальной лирике. Все чаще в лирику Лермонтова вторгались повседневная жизнь и конкретное время: глубокие идейные интересы и мертвящие застои общественной жизни.
    И все, что создано за тринадцать лет творчества, — это подвиг во имя свободы и Родины. И заключается он не только в прославлении бородинской победы, в строках “Люблю Отчизну я…” или в стихотворном рассказе “Мцыри”, но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о Родине, ни о свободе, но говорится о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могучая творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его жизни.
    II. Любовь в лирике Лермонтова.
    В лирике Лермонтова возможны гармония, любовь, искренность, сожаление, сознание значительности жизни. Лирика – один из миров Лермонтова, который он всегда носит в своей душе.
    “Любить, но кого же?…” Одиночество усиливало поиски “души родной”.
    Я не могу любовь определить,
    Но это страсть сильнейшая! –
    любить.
    Необходимость мне; и я любил
    Всем напряжением душевных сил.
    Лермонтов может с поразительной душевной щедростью написать: “Преданный Вам на весь вечер и на всю жизнь”, а может саркастически заметить: “Наши грамматики очень ошиблись, когда отнесли слова: доброта, нежность и снисходительность — к женскому роду, а гнев, сумасшествие и капризы – к мужскому и среднему”. В большинстве стихотворений Лермонтова о любви она является в трагическом облике. Кокетливая Екатерина Сушкова заставила испытать юношу всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман. Наталия Иванова вызвала горечь, сознание напрасно растраченных чувств. Прелестная Мария Щербатова страдает сама:
    Среди ледяного,
    Среди беспощадного света
    В гордом покое насмешку и зло переносит, об этом Лермонтов написал стихотворение “На светские цепи…”. Но, несмотря на кратковременные увлечения, неизменно, всю жизнь Лермонтов любил Варвару Александровну Лопухину. Но судьба разлучила их: вынужденный навсегда покинуть Москву, поэт потерял и любимую: в 1835 году Варенька вышла замуж за Н. Ф. Бахметева -–вышла, как Татьяна Ларина, от безнадежности своей любви к Лермонтову. В последние недели жизни рядом с Лермонтовым была его кузина Катя Быховец, любившая его, как родного брата. В письме написанном уже после гибели поэта, она вспоминала: “Он мне всегда говорил, что ему жизнь ужасно надоела, судьба его так гнала, государь не любил его, великий князь ненавидел, не могли его видеть, — и тут еще любовь: он и меня оттого любил, что находил сходства в нас, и о ней его любимый разговор был. Так родилось одно из последних стихотворений поэта – “Молитва”. Лермонтов определял в стихах судьбу поэта в любом государстве, где подавлялась личность и царствует невежество и бездуховность. Эти стихи – это отношение М. Ю. Лермонтова к действительности поэзии.
    III. Основные мотивы лирики Лермонтова.
    М. Ю. Лермонтов – духовный приемник Пушкина. Он отражал в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались из “пламя и света”, т.е. из бури чувств и напряженно вьющийся мысли. Так как большинство произведений Лермонтова написаны в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом Лермонтов пишет в стихотворении “Дума”. Говоря, что будущее его поколения “иль пусто, иль темно”, Лермонтов уточняет: “Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом”. Этот вывод тяжел для поэта, потому что отцы – декабристы. И отказ от их идеалов, отсутствие всяких стремлений позорны. Люди, которые “в начале поприща… вянут без борьбы”, не могут быть полезны. Для Лермонтова такие люди “толпа угрюмая”. Поэт жалеет, что гибнут лучшие силы современников. Он осуждает их бездействие, предрекает их бесславную кончину и презрение потомков. Но Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося, честного человека ждут трудности и лишения. Трагедия передовой мыслящей личности отражена в стихотворении “Смерть поэта”. Это стихотворение обличительно, это страстный протест, негодование бушующий гнев, обращенный против убийц, медленно и хладнокровно травящих “свободный, смелый дар”. Здесь и безутешная горечь друзей не сумевших защитить “сердца вольного”, вовремя разглядеть опасность, и страстная угроза, и приговор “свободы, гения и славы палачам”. В этом стихотворении перед нами витает во весь рост Лермонтов-бунтарь, преемник традиций Пушкина. Стихотворение “Смерть поэта” очень близко по теме и по настроению другое – “Как часто пёстрою толпою окружен…”. Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов, их лица – это “приличьем стянутые маски”. Поэт чувствует себя одиноким среди них. Возвращаясь мыслями к детству, он как бы отдыхает душой. Но тем страшнее его пробуждение, тем яростнее и непримиримее становится его бунт против фальши и духовной нищеты, царящих в окружающем мире. Поэт находится в постоянном конфликте с обществом. Эта борьба и порождает стихотворения – Отповеди. (“Безумец я! Вы правы!…”), размышления о смысле жизни (“И скучно, и грустно”), о назначении поэта (“Поэт”). Волнуют Лермонтова и мысли о войне. Лирический герой стихотворения “Я к вам пишу: случайно, право…” размышляет о ненужности, нелепости жертв на земле, где “под небом места много всем!”. Эти раздумья образованного честного человека о несправедливости захватнической войны. Но к войне освободительной у Лермонтова иное отношение. Недаром в “Бородино” повествование ведется от лица простого солдата. С какой любовью изображены обыкновенные артиллеристы, объединение единым чувством патриотизма! Глубокий, мыслящий человек, Лермонтов не мог не увидеть решающей роли простого народа в победе над французами. И поэтому “Бородино” – памятник русским солдатам. Много стихотворений посвятил Лермонтов теме Родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни восславляли победы над врагами, другие – родную природу. Особенно остро размышляет Лермонтов о судьбе Родины в дни гонений. Он бесконечно любит ее и одновременно ненавидит. В стихотворении “Тучи” Лермонтов сначала сопоставляет себя с тучками, а потом противопоставляет себя им. У тучек не родины, а поэтому очень жаль расставаться с “милым севером”, с местами, где остаются его друзья и единомышленники. Но в стихотворении “Прощай, немытая Россия…” совершенно иное настроение. Лермонтов, свободный и гордый, не может жить в “стране рабов, стране господ”, быть под постоянным надзором властей. И ненавидит Россию безропотную, покорную, в которой царят беззаконие и произвол. Итогом многолетних раздумий является стихотворение “Родина”. Взгляд поэта точный, искренний, демократичный. Понятие Родины связанно у Лермонтова, прежде всего с понятием народа, труда, с родной природой. Лирический герой Лермонтова, счалив видеть “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “разливы рек ее подобные морям”, “И на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”. Он рад показать нам “полное гумно” — признак крестьянского благополучия, простые предметы быта, “избу покрытую соломой”, “с резными ставнями окно”, — складывающиеся в образ родного края. Таковы основные мотивы лирики Лермонтова. Стихи поэта будили мысль о передовых людях его поколения, воспитывали истинных патриотов.
    IV. Человек и природа в лирике Лермонтова.
    Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова – тема одиночества. Обычно мы сравниваем это с мрачной эпохой, в которую ему довелось жить, со светской средой, в которой он вращался. Принято противопоставлять “образы бездушных людей”, принадлежавших к светскому обществу, светлому миру природы, как вместилищу этических ценностей, олицетворению “естественного добра”, противостоящего “историческому свету”. В стихотворении “как часто пестрою толпою окружен…”, построенному на контрасте – “приличьем стянутые маски” и “родные места” поэта – природа названа “царством дивным”:
    Зеленой сетью трав подернут спящий пруд.
    А за прудом село дымится – и встают
    Вдали туманы над полями
    Эти картины оживляют душу Лермонтова: “… я плачу и люблю”. Казалось бы, вот она – гармония, которую так тщетно ищет Лермонтов в мире людей, гармония – в единении с природой. Но, перечитывая внимательно страницы лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова, невольно замечаешь, что у его лирического героя нет полного слияния с природой, и чаще всего чувства мучительного одиночества охватывает его и наедине с природой. Это воплощено в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль поэта. В стихах возникает образ сосны, тоскующей о пальме, одинокого утеса, от которого умчалась “тучка золотая”, одинокого паруса, одинокого дубового листка, оторвавшегося от “ветки родимой” и нигде не находящего приюта. Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова – о роли природа в духовной жизни человека. В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…” лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие “румяного вечера”, “златого утреннего часа”, когда “волнуется желтеющая нива”, кивают головками ландыши, играет по оврагу ключ, свежий лес шумит при звуке ветерка. Для создания картин идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: сладостный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:
    Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе, —
    И счастье я могу постигнуть на земле.
    Природа в стихотворениях Лермонтова полна одушевления, огромной таинственной жизни. Сознавая трагический характер своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой. С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении “Выхожу один я на дорогу”, принадлежащий к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Блаженство умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли “в сиянье голубом” Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной:
    Жду ль чего? Жалею ли о чем?
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть.
    Перекличка вопросов и ответов придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказа от жизни. При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Еще дремлют в груди его силы жизни, еще дорог ему сладкий голос песен. Сквозь торжественную и чудную тишину небес раздается голос поэта, протестующего против вечного сна, который ему словно предлагается засыпающей природой. Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена в стихотворении “Три пальмы”, где она приобретает неожиданно современный оттенок. Все мы сегодня обеспокоены варварским отношением человека к природе. В стихотворении “Три пальмы” человек предстает как разрушитель, он вносит в мир страдания и гибель:
    По корням упругим топор застучал
    И пали без жизни питомцы столетий.
    Это итог вражды человека с природой. В этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека и осуждает его. Так многообразно раскрываются в лирике М. Ю. Лермонтова мысль о взаимозависимости человека и природы.
    V. Лирический герой в лирике Лермонтова.
    Особенностью лирики Лермонтова, на мой взгляд, является внутреннее единство лирического героя. Герой постепенно меняется, “движется”, но движение это значительно замедлено по сравнению с развитием лирических героев других поэтов ХIХ века. К концу творчества в лирике Лермонтова все чаще появляется образ простого, обычного, усталого человека, совсем непохожего на героя ранней лирики. Однако между этими героями существует тесная связь, обусловленная сохранением основных мотивов, тем лирики, которые пронизывают все творчество поэта и формируют образ его героя.
    Лирика Лермонтова наряду с поэзией Жуковского и ранним творчеством Пушкина явилась взлетом русского романтизма. Это обусловлено тем, что лермонтовский лирический герой – герой романтический. Он наделен всеми отличительными чертами романтика – он борец, страдалец, мятежник, поэт, любовник, даже пророк… Однако особенно сильна в образе романтического героя Лермонтова тема одиночества:
    Одинок я – нет отрады:
    Стены голые кругом
    Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение, и любовное одиночество, появляющееся во многих любовных стихотворениях, и одиночество человека в мире:
    … Одиноко
    Он стоит, задумался глубоко,
    И тихонько плачет он в пустыне.
    Во многих стихотворениях (“Дума”, “И скучно и грустно…”) появляется идея принципиального одиночества личности, связанная с темой поколения в целом. Здесь мы сталкиваемся с одной из основных идей Лермонтова – идеей разрушающей душу рефлексии, болезни, убивающей, по мнению Лермонтова, все его поколение в целом и замыкающей личность на себе самой, обрекая ее на одиночество.
    Лучшее, что есть в человеке, — его чувства – “исчезают при слове рассудка; рефлексия убийственна для чувств и веры. Автор причисляет свое лирическое “я” к “заблудшему” поколению, тем самым, сравнивая лирического героя с “плодом, до времени созрелым”. Тема ранней смерти – традиционная тема романтической литературы, но Лермонтов вносит в нее нечто свое: он пишет не о ранней физической смерти, а о смерти самого романтического чувства, смерти, вызванной, прежде всего неверием и отсутствием цели, отсутствием борьбы:
    К добру и злу постыдно равнодушны
    В начале поприща мы вянем без борьбы.
    Мотив борьбы – важнейший мотив всей мировой, романтической литературы – получил у Лермонтова разнообразное развитие. Борьба является сущностью романтической натуры, ее основой: парус борется с враждующей стихией, а стоит буре смолкнуть – парус сам начинает искать и “просить” бури, потому что он “не ищет счастья” и “не от счастия бежит”.
    Внутренний разлад в человеке, разлад, о котором мы говорили в связи с темой разрушительной рефлексии, также не может не порождать конфликта и борьбы в душе человека. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…” Лермонтов противопоставляет внутренний мир своего лирического героя внешнему реальному миру, одетому в маску. Образ маски и маскарада вообще появляется у Лермонтова очень часто, символизируя ложность и, главное, бездуховность мира, в котором существует лирический герой. Тема Веры и безверия тесно связана с темой борьбы. Романтический герой Лермонтова бросает упрек богу в несовершенстве мира. Демонический и романтический герой поэм “Демон” и “Мцыри” отрицают Бога, не принимая мира, в котором живут. Однако Лермонтов, видевший причину “блуждающей” личности именно в неверии, в отсутствии идеалов, не мог не привести романтическую личность к согласию с Богом. Именно поэтому лермонтовский лирический герой находит в мире нечто такое, что примиряет его с небесами. Для лирического стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” таким примиряющим началом становится природа.
    В других стихотворениях Лермонтова романтическим героем – борцом становится Наполеон. Образ вечного бунтаря, познавшего вершину власти и глубочайшее падение, традиционен для русской романтической лирики. В Наполеоне для Лермонтова сочетались все черты романтического героя: бунтарство, бегство, изгнание, борьба со всеми – и одиночество героя, как личности.
    В русской литературе традиционно взаимоотношения поэта и толпы воспринимались как неизбежный конфликт. Сама же тема занимала почетное место в лирике любого автора, причем образ поэта всегда был сближен с образом романтического героя. Не исключение здесь и Лермонтов, однако, разрешение конфликта поэта и толпы у него очень своеобразное. Если толпа традиционно наделялась эпитетом “чернь”, “глухая”, “бездушная”, а в сердце ее вселялась корысть, бездуховная приземленность, то образ поэта сближался с образом пророка, певца, изгнанника. Лермонтов решает конфликт иначе. С одной стороны, он более уважительно изображает саму толпу. С другой – он в стихотворении “Поэт” 1838 года представляет читателю два типа поэтов, утверждая, что каждый век, каждая “толпа” рождает “своего” поэта, что поэт един с “толпой”, он нужен толпе – и толпа нужна ему. Презрение к толпе Лермонтов называет той “ржавчиной”, которая разъедает сияющий клинок его таланта. Лермонтовский поэт – совершенно особый тип лирического героя. В конфликте поэта с миром автор пытается сохранить объективность, не встает однозначно на сторону поэта. В конце творчества появляется “осмеянный пророк”, где образ поэта, не выполнившего своего назначения, полностью лишается авторских симпатий.
    В целом же, как уже говорилось, к концу творчества все чаще и чаще в лермонтовской лирике начинает появляться совершенно новый тип героя, только на первый взгляд отличающийся от типично лермонтовского. Новый образ человека простого, обыкновенного и усталого, появляющийся в стихотворениях “Валерик”, “Родина”, “Завещание”, “Соседка”, “Выхожу один я на дорогу…”, глубокими корнями связан с лермонтовским лирическим героем. Старые мотивы героизма, любви, разлуки, свободы получают новое звучание: героизм рассказчика в “Бородино” становится практически будничным, романтическая разлука уступает место наказу другу “все ей рассказать”; лексика романтическая сменяется сниженной, прозаической; тема свободы остается, но связывается это понятие уже не с борьбой, а с покоем (“я ищу свободы и покоя!”)
    Таким образом, мы видим, что все отдельные черты лирического героя, все их изменение подчинено внутреннему, глубокому единству этого героя.
    Список литературы:
    М. А. Снежевская – “Хрестоматия по литературе”.
    Г. И. Беленький – “Справочный материал по литературе”.
    В. Г. Белинский – “Избранные статьи”.
    В. Г. Маранцман – “Литература”.
    В. Б. Дружинин “Избранные статьи”

  7. …Содержание, добытое со дна глубочайшейи могущественнейшей натуры, исполинский взмах, демонский полет, с небом гордая вражда…
    В. Г. Белинский
    Вот уже в который раз, но всегда с волнением и трепетом открываю томик стихотворений Лермонтова. На первой странице портрет поэта. Больше всего в нем поражают глаза — глубокие, умные, проникающие в душу, глаза, которые производили неотразимое впечатление на современников. Снова и снова перечитываю любимые стихи, они звучат во мне, я как будто слышу низкий, бархатистый голос Лермонтова, читающий о пламенной страсти к свободе – страсти, испепелившей душу гордого Мцыри:
    Она мечты мои звала
    От келий душных и молитв
    В тот чудный мир тревог и битв,
    Где в тучах прячутся скалы,
    Где люди вольны, как орлы.
    В лирическом герое покоряет страстность, жадное желание дела, активное вмешательство в жизнь:
    Мне нужно действовать,
    я каждый день
    Бессмертным сделать бы желал,
    как тень
    Великого героя, и понять
    Я не могу, что значит отдыхать.
    Ровное, спокойное течение жизни не для него, его мятежный дух \”просит бури, как будто в бурях есть покой\”.
    Читаю негромко вслух, стараясь передать интонацией чувства, которые волновали поэта:
    И скучно и грустно, и некому руку подать…
    Сжимается сердце от элегической грусти, мне кажется, что я чувствую то же, что и лирический герой, и для меня жизнь – \”пустая и глупая шутка\”.
    Печально смотрит поэт на свое поколение, горько ему оттого, что \”в бездействии состарится оно\”, болит душа за \”его грядущее\”, которое \”иль пусто, иль темно\”. Это не пессимизм; может быть, это настроение \”в минуту душевной невзгоды\”. Скорее всего, эти горькие строки зовут к действию, к борьбе, разоблачают общественные пороки.
    Быть поэтом, утверждал Лермонтов, значит, совершать высокий гражданский подвиг, звать народ к борьбе за свободу, воспламенять бойца для битвы.
    А какой неслыханной смелостью нужно обладать, чтобы прямо назвать косвенных убийц Пушкина \”свободы, гения и славы палачами\” и напомнить им о суде Божьем и народном.
    Почти зримо представляю себе лирического героя: смелого, гордого, бунтующего, разочарованного и бесконечно одинокого.
    Он страдает, окруженный \”пестрою толпою\”, вокруг него \”суета\”, \”блеск\” маскарада, ему хочется вырваться отсюда \”вольной птицей\”. И вдруг мечта уносит его в прекрасный мир, полный ярких и нежных красок. Это мир природы и мир детства, где поэт чувствует себя счастливым. Но счастье это очень кратковременно — шум людской толпы прогоняет мечту, \”на праздник незваную гостью\”.
    Сила писателя — в умении находить такие слова, которые заставляют наше воображение рисовать и картины природы, и мир чувств, и действия персонажей. \”В… лирических произведениях Лермонтова, – писал В. Г. Белинский, – виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы,1 которые омрачают душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов — поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития общества…\”.
    Мотив одиночества звучит во многих стихотворениях Лермонтова: \”стоит одиноко на голой вершине сосна\”, \”одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет\”, \”одиноко он (утес) стоит, задумался глубоко…\”, \”одинок я — нет отрады\”, \”выхожу один я на дорогу\”. Откуда это ощущение одиночества? Ведь Лермонтов был так молод, его окружали друзья. Исследователи считают, что ощущение одиночества идет от его творчества, от его внутреннего мироощущения. В ту эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, вернее, от \”безвременья\” 30-х годов.
    Лирический герой Лермонтова несчастлив в любви. \”С слезами горькими, с тоскою\” просит он любви, но оказывается жестоко обманутым в лучших своих чувствах. Его герой, наверное, не испытывал никогда таких чувств радости, удовольствия, полноты жизни, как у Пушкина в \”Зимнем утре\”. Но были и у него редкие минуты счастья, доверия, свободного дыхания:
    С души как бремя скатится Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко…
    Проходят годы, но, перечитывая Лермонтова, мы каждый раз восторгаемся неповторимым лирическим содержанием его поэзии и думаем о нем как о живом. Пленяют нас в Лермонтове и сила пламенных страстей, и глубокий ум, и прямота, честность, и высокая требовательность к себе и другим. С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести.

  8. Главная
    Сочинения по литературе
    Тема творческой личности в лирике Лермонтова – сочинение
    Тема творческой личности в лирике Лермонтова
    Вот уже в который раз, но всегда с волнением и трепетом открываю томик стихотворений Лермонтова. На первой странице портрет поэта. Больше всего в нем поражают глаза – глубокие, умные, проникающие в душу, глаза, которые производили неотразимое впечатление на современников. Снова и снова перечитываю любимые стихи, они звучат во мне, я как будто слышу низкий, бархатистый голос Лермонтова, читающий о пламенной страсти к свободе – страсти, испепелившей душу гордого Мцыри:
    Она мечты мои звала
    От келий душных и молитв
    В тот чудный мир тревог и битв,
    Где в тучах прячутся скалы,
    Где люди вольны, как орлы.
    В лирическом герое покоряет страстность, жадное желание дела, активное вмешательство в жизнь:
    Мне нужно действовать,
    я каждый день
    Бессмертным сделать бы желал,
    как тень
    Великого героя, и понять
    Я не могу, что значит отдыхать.
    Ровное, спокойное течение жизни не для него, его мятежный дух “просит бури, как будто в бурях есть покой”.
    Читаю негромко вслух, стараясь передать интонацией чувства, которые волновали поэта:
    И скучно и грустно, и некому руку подать…
    Сжимается сердце от элегической грусти, мне кажется, что я чувствую то же, что и лирический герой, и для меня жизнь – “пустая и глупая шутка”.
    Печально смотрит поэт на свое поколение, горько ему оттого, что “в бездействии состарится оно”, болит душа за “его грядущее”, которое “иль пусто, иль темно”. Это не пессимизм; может быть, это настроение “в минуту душевной невзгоды”. Скорее всего, эти горькие строки зовут к действию, к борьбе, разоблачают общественные пороки.
    Быть поэтом, утверждал Лермонтов, значит, совершать высокий гражданский подвиг, звать народ к борьбе за свободу, воспламенять бойца для битвы.
    А какой неслыханной смелостью нужно обладать, чтобы прямо назвать косвенных убийц Пушкина “свободы, гения и славы палачами” и напомнить им о суде Божьем и народном.
    Почти зримо представляю себе лирического героя: смелого, гордого, бунтующего, разочарованного и бесконечно одинокого.
    Он страдает, окруженный “пестрою толпою”, вокруг него “суета”, “блеск” маскарада, ему хочется вырваться отсюда “вольной птицей”. И вдруг мечта уносит его в прекрасный мир, полный ярких и нежных красок. Это мир природы и мир детства, где поэт чувствует себя счастливым. Но счастье это очень кратковременно – шум людской толпы прогоняет мечту, “на праздник незваную гостью”.
    Сила писателя – в умении находить такие слова, которые заставляют наше воображение рисовать и картины природы, и мир чувств, и действия персонажей. “В… лирических произведениях Лермонтова, – писал В. Г. Белинский, – виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые омрачают душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития общества…”.
    Мотив одиночества звучит во многих стихотворениях Лермонтова: “стоит одиноко на голой вершине сосна”, “одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет”, “одиноко он (утес) стоит, задумался глубоко…”, “одинок я – нет отрады”, “выхожу один я на дорогу”. Откуда это ощущение одиночества? Ведь Лермонтов был так молод, его окружали друзья. Исследователи считают, что ощущение одиночества идет от его творчества, от его внутреннего мироощущения. В ту эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, вернее, от “безвременья” 30-х годов.
    Лирический герой Лермонтова несчастлив в любви. “С слезами горькими, с тоскою” просит он любви, но оказывается жестоко обманутым в лучших своих чувствах. Его герой, наверное, не испытывал никогда таких чувств радости, удовольствия, полноты жизни, как у Пушкина в “Зимнем утре”. Но были и у него редкие минуты счастья, доверия, свободного дыхания:
    С души как бремя скатится
    Сомненье далеко –
    И верится, и плачется,
    И так легко, легко…
    Проходят годы, но, перечитывая Лермонтова, мы каждый раз восторгаемся неповторимым лирическим содержанием его поэзии и думаем о нем как о живом. Пленяют нас в Лермонтове и сила пламенных страстей, и глубокий ум, и прямота, честность, и высокая требовательность к себе и другим. С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести.

  9. …Содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественнейшей натуры, исполинский взмах, демонский полет, с небом гордая вражда…
    В.Г. Белинский
    Вот уже в который раз, но всегда с волнением и трепетом открываю томик стихотворений Лермонтова. На первой странице портрет поэта. Больше всего в нем поражают глаза — глубокие, умные, проникающие в душу, глаза, которые производили неотразимое впечатление на современников. Снова и снова перечитываю любимые стихи, они звучат во мне, я как будто слышу низкий, бархатистый голос Лермонтова, читающий о пламенной страсти к свободе — страсти, испепелившей душу гордого Мцыри:
    Она мечты мои звала
    От келий душных и молитв
    В тот чудный мир тревог и битв,
    Где в тучах прячутся скалы,
    Где люди вольны, как орлы.
    В лирическом герое покоряет страстность, жадное желание дела, активное вмешательство в жизнь:
    Мне нужно действовать, я каждый день
    Бессмертным сделать бы желал, как тень
    Великого героя, и понять
    Я не могу, что значит отдыхать.
    Ровное, спокойное течение жизни не для него, его мятежный дух “просит бури, как будто в бурях есть покой”. Читаю негромко вслух, стараясь передать интонацией чувства, которые волновали поэта:
    И скучно и грустно, и некому руку подать…
    Сжимается сердце от элегической грусти, мне кажется, что я чувствую то же, что и лирический герой, и для меня жизнь — “пустая и глупая шутка”. Печально смотрит поэт на свое поколение, горько ему оттого, что “в бездействии состарится оно”, болит душа за “его грядущее”, которое “иль пусто, иль темно”. Это не пессимизм; может быть, это настроение “в минуту душевной невзгоды”. Скорее всего, эти горькие строки зовут к действию, к борьбе, разоблачают общественные пороки. Быть поэтом, утверждал Лермонтов, значит, совершать высокий гражданский подвиг, звать народ к борьбе за свободу, воспламенять бойца для битвы. А какой неслыханной смелостью нужно обладать, чтобы прямо назвать косвенных убийц Пушкина “свободы, гения и славы палачами” и напомнить им о суде Божьем и народном. Почти зримо представляю себе лирического героя: смелого, гордого, бунтующего, разочарованного и бесконечно одинокого. Он страдает, окруженный “пестрою толпою”, вокруг него “суета”, “блеск” маскарада, ему хочется вырваться отсюда “вольной птицей”. И вдруг мечта уносит его в прекрасный мир, полный ярких и нежных красок. Это мир природы и мир детства, где поэт чувствует себя счастливым. Но счастье это очень кратковременно — шум людской толпы прогоняет мечту, “на праздник незваную гостью”. Сила писателя — в умении находить такие слова, которые заставляют наше воображение рисовать и картины природы, и мир чувств, и действия персонажей. “В… лирических произведениях Лермонтова, — писал В. Г. Белинский, — виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые омрачают душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов — поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития общества…”. Мотив одиночества звучит во многих стихотворениях Лермонтова: “стоит одиноко на голой вершине сосна”, “одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет”, “одиноко он (утес) стоит, задумался глубоко…”, “одинок я — нет отрады”, “выхожу один я на дорогу”. Откуда это ощущение одиночества? Ведь Лермонтов был так молод, его окружали друзья. Исследователи считают, что ощущение одиночества идет от его творчества, от его внутреннего мироощущения. В ту эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, вернее, от “безвременья” 30-х годов. Лирический герой Лермонтова несчастлив в любви. “С слезами горькими, с тоскою” просит он любви, но оказывается жестоко обманутым в лучших своих чувствах. Его герой, наверное, не испытывал никогда таких чувств радости, удовольствия, полноты жизни, как у Пушкина в “Зимнем утре”. Но были и у него редкие минуты счастья, доверия, свободного дыхания:
    С души как бремя скатится
    Сомненье далеко —
    И верится, и плачется,
    И так легко, легко…
    Проходят годы, но, перечитывая Лермонтова, мы каждый раз восторгаемся неповторимым лирическим содержанием его поэзии и думаем о нем как о живом. Пленяют нас в Лермонтове и сила пламенных страстей, и глубокий ум, и прямота, честность, и высокая требовательность к себе и другим. С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести.

  10. …Содержание, добытое со дна глубочайшей и
    могущественнейшей натуры, исполинский
    взмах, демонский полет, с небом гордая
    вражда…
    В. Г. Белинский
    Вот уже в который раз, но всегда с волнением и трепетом открываю томик стихотворений Лермонтова. На первой странице портрет поэта. Больше всего в нем поражают глаза — глубокие, умные, проникающие в душу, глаза, которые производили неотразимое впечатление на современников. Снова и снова перечитываю любимые стихи, они звучат во мне, я как будто слышу низкий, бархатистый голос Лермонтова, читающий о пламенной страсти к свободе — страсти, испепелившей душу гордого Мцыри:
    Она мечты мои звала
    От келий душных и молитв
    В тот чудный мир тревог и битв,
    Где в тучах прячутся скалы,
    Где люди вольны, как орлы.
    В лирическом герое покоряет страстность, жадное желание дела, активное вмешательство в жизнь:
    Мне нужно действовать,
    я каждый день
    Бессмертным сделать бы желал,
    как тень
    Великого героя, и понять
    Я не могу, что значит отдыхать.
    Ровное, спокойное течение жизни не для него, его мятежный дух “просит бури, как будто в бурях есть покой”. Читаю негромко вслух, стараясь передать интонацией чувства, которые волновали поэта:
    И скучно и грустно, и некому руку подать…
    Сжимается сердце от элегической грусти, мне кажется, что я чувствую то же, что и лирический герой, и для меня жизнь — “пустая и глупая шутка”. Печально смотрит поэт на свое поколение, горько ему оттого, что “в бездействии состарится оно”, болит душа за “его грядущее”, которое “иль пусто, иль темно”. Это не пессимизм; может быть, это настроение “в минуту душевной невзгоды”. Скорее всего, эти горькие строки зовут к действию, к борьбе, разоблачают общественные пороки.
    Быть поэтом, утверждал Лермонтов, значит, совершать высокий гражданский подвиг, звать народ к борьбе за свободу, воспламенять бойца для битвы.
    А какой неслыханной смелостью нужно обладать, чтобы прямо назвать косвенных убийц Пушкина “свободы, гения и славы палачами” и напомнить им о суде Божьем и народном.
    Почти зримо представляю себе лирического героя: смелого, гордого, бунтующего, разочарованного и бесконечно одинокого.
    Он страдает, окруженный “пестрою толпою”, вокруг него “суета”, “блеск” маскарада, ему хочется вырваться отсюда “вольной птицей”. И вдруг мечта уносит его в прекрасный мир, полный ярких и нежных красок. Это мир природы и мир детства, где поэт чувствует себя счастливым. Но счастье это очень кратковременно — шум людской толпы прогоняет мечту, “на праздник незваную гостью”.
    Сила писателя — в умении находить такие слова, которые заставляют наше воображение рисовать и картины природы, и мир чувств, и действия персонажей. “В… лирических произведениях Лермонтова, — писал В. Г. Белинский, — виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые омрачают душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов — поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития общества…”.
    Мотив одиночества звучит во многих стихотворениях Лермонтова: “стоит одиноко на голой вершине сосна”, “одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет”, “одиноко он (утес) стоит, задумался глубоко…”, “одинок я — нет отрады”, “выхожу один я на дорогу”. Откуда это ощущение одиночества? Ведь Лермонтов был так молод, его окружали друзья. Исследователи считают, что ощущение одиночества идет от его творчества, от его внутреннего мироощущения. В ту эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, вернее, от “безвременья” 30-х годов.
    Лирический герой Лермонтова несчастлив в любви. “С слезами горькими, с тоскою” просит он любви, но оказывается жестоко обманутым в лучших своих чувствах. Его герой, наверное, не испытывал никогда таких чувств радости, удовольствия, полноты жизни, как у Пушкина в “Зимнем утре”. Но были и у него редкие минуты счастья, доверия, свободного дыхания:
    С души как бремя скатится
    Сомненье далеко —
    И верится, и плачется,
    И так легко, легко…
    Проходят годы, но, перечитывая Лермонтова, мы каждый раз восторгаемся неповторимым лирическим содержанием его поэзии и думаем о нем как о живом. Пленяют нас в Лермонтове и сила пламенных страстей, и глубокий ум, и прямота, честность, и высокая требовательность к себе и другим. С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести.

  11. … Содержание, добытое со дна глубокой натуры, исполинский взмах, демонский полет, с небом гордая вражда …
    В. Г. Белинский
    Вот уже в который раз, но всегда с волнением и трепетом открываю томик стихотворений Лермонтова. На первой странице портрет поэта. Больше всего в нем поражают глаза – глубокие, умные, проникающие в душу, глаза, которые делали чрезвычайное впечатление на современников. Вновь и вновь перечитываю любимые стихи, они звучат во мне, я будто слышу низкий, бархатистый голос Лермонтова, читающий о пламенной страсти к свободе – страсти, испепелившие душу гордого Мцыри:
    Она мечты мои звала
    От келий душных и молитв
    В тот удивительный мир тревог и битв,
    Где в облаках прячутся скалы,
    Где люди вольны, как орлы.
    В лирическом герое покоряет страстность, жадное желание дела, активное вмешательство в жизнь:
    Мне нужно действовать,
    я каждый
    Бессмертным сделать бы желал,
    как тень
    Великого героя, и понять
    Я не могу, что значит отдыхать.
    Ровный, спокойное течение жизни не для него, его мятежный дух “просит бури, как будто в бурах есть покой”. Читаю негромко вслух, стараясь передать интонацией чувства, которые волновали поэта:
    ? И скучно и грустно, и кому руку подать … Сжимается сердце от элегической грусти, мне кажется, что я чувствую то же, что и лирический герой, и для меня жизнь – “пустой и глупая шутка”. Грустно смотрит поэт на свое поколение, горько ему, что “в бездействии зостариться оно”, болит душа за “его грядущее”, что “или пусто, или темно. Это не пессимизм; может быть, это настроение “в минуту душевной невзгоды”. Скорее всего, эти горькие строки зовут к действию, к борьбе, разоблачают общественные пороки. Быть поэтом, утверждал Лермонтов, значит, делать высокий гражданский подвиг, звать народ к борьбе за свободу, зажигать бойца для битвы. А какой неслыханной смелостью нужно обладать, чтобы прямо назвать косвенных убийц Пушкина “свободы, гения и славы палачами” и напомнить им о суде Божьем и народном.
    Почти зримо представляю себе лирического героя: смелого, гордого, что бунтует, разочарованного и бесконечно одинокого. Он страдает, окруженный “пес ройству тол пою”, вокруг него “суета”, “блеск” маскарада, ему хочется вырваться отсюда “вольной птицей”. И вдруг мечта несет его в прекрасный мир, полный ярких и нежных красок. Это мир природы и мир детства, где поэт чувствует себя счастливым. Но счастье это очень кратковременно – шум человеческой толпы прогоняет мечту, “на праздник незваные гости.
    Сила писателя – в умении находить такие слова, которые заставляют наше воображение рисовать и картины природы, и мир чувств, и действия персонажей. “В … лирических произведениях Лермонтова, – писал В.Г. Белинский, – виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безвидраднистю, безверием в жизнь и чувства человеческие при жажде жизни и избытке чувства … Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, 1 омрачающих душу леденящих сердце … Так, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития общества … “.
    Мотив одиночества в лирике Лермонтова звучит во многих стихах Лермонтова: “стоит одиноко на голой вершине сосна”, “одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет”, “одиноко он (утес) стоит, задумался глубоко …”,” одинок я – нет отрады “, “выхожу один я на дорогу”. Откуда это ощущение одиночества? Ведь Лермонтов был так молод, его окружали друзья. Исследователи считают, что чувство одиночества идет от его творчества, от его внутреннего мироощущения. В ту эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, вернее, от 30-х годов.
    Лирический герой Лермонтова несчастлив в любви. “Со слезами горькими, с то совершает” просит он любви, но оказывается жестоко обманутым в лучших своих чувствах. Его герой, наверное, не испытывал никогда таких чувств радости, удовольствия, полноты жизни, как у Пушкина в “Зимнем утра”. Но были и у него редкие минуты счастья, доверия, свободного дыхания:
    С души как бремя скатится далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко … Проходят годы, но, перечитывая Лермонтова, мы каждый раз восхищаемся неповторимым лирическим содержанием его поэзии и думаем о нем как о живом. Очаровывают нас в Лермонта и сила пламенных страстей, и глубокий ум, и прямота, честность, и высокая требовательность к себе и другим. С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести.
    Похожие сочинения:
    Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
    Тема гордого одиночества и ее воплощение в лирике М. Ю. Лермонтова
    Лирический герой М. Ю. Лермонтова
    Картины русской природы в лирике М. Ю. Лермонтова
    Тема одинокого человека в творчестве М. Ю. Лермонтова
    Тема творческой личности в лирике М. Ю. Лермонтова
    Образ дороги в творчестве М. Ю. Лермонтова
    Историческая тема в творчестве М. Ю. Лермонтова
    Народ и Родина в лирике М. Ю. Лермонтова
    Мироощущение Лермонтова в стихотворении “Парус”, художественное своеобразие и лирический сюжет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *