Сочинение на тему что объединяет представителей фамусовского общества

14 вариантов

  1. Фамусовское общество представляет минувший век. Это богатый, знатный барин Павел Афанасьевич Фамусов, а также его родня и знакомые. Их всех объединяет общий взгляд на жизнь: это закостенелые крепостники, считающие торговлю людьми абсолютно нормальной. Идеалом для фамусовского общества служат крупные чиновники. Главное для них – это богатство.
    Характерной чертой людей данного круга является безразличие к работе. Сам Фамусов, находясь на службе управляющего в казенном месте, обращается к делам всего один раз за целый день, чтобы не глядя подписать бумаги. Кроме этого, они преклоняются перед Западом и уверенны, что лучшего места, чем Франция, в мире нет. Неумело и нелепо представители старой формации стараются перенять культуру, обычаи и даже язык французов.
    Просвещение же фамусовское общество рассматривает как один из самых больших страхов. Павел Афанасьевич считает ученость чумой и уверен, что  все книги необходимо уничтожить. Основным для этого круга является служебный вопрос. Они все мечтают обеспечить себя, поднявшись как можно выше. К тем, кому это удалось, Фамусов относится одобрительно. А Чацкий, по его мнению, человек пропащий и заслуживает лишь презрительного сожаления. Потому что он не хочет служить, имея отличные данные для успешной карьеры.
    Фамусовское общество имеет собственные взгляды на жизнь и идеалы. Эти люди поклоняются богатству и власти. Грибоедов очень точно описывает крепостническое общество, разоблачая его пороки и показывая, что господство Фамусовых не приведет Россию ни к чему хорошему.

  2. Произведение Грибоедова «Горе от ума» было создано в период зарождавшейся борьбы между «веком нынешним» и «веком прошлым». Это противостояние является главной темой произведения. В комедии Грибоедов показывает нам два противоборствующих лагеря. Это общество помещиков и дворян, чтивших крепостное право и все старое, отжившее, другими словами фамусовское общество, и общество молодых людей которые выступали против старых порядков. Одним из таких революционно настроенных молодых людей был Чацкий.
    Всех представителей «века минувшего» Грибоедов обличил в образ Павла Фамусова. Он был известным и почитаемым барином. К числу его единодумцев можно отнести супругов Тугоуховских, супругов Горичей, старуху Хлестову и, конечно же, гордость Фамусова – полковника Скалозуба. Этих людей объединял один взгляд на жизнь. Главное для них – богатство, карьера, положение в обществе. Они были ярыми сторонниками крепостного права. У них нет ни каких моральных принципов, продать или обменять крепостного на собаку для них нормальное дело. Люди, достигшие высокого чина, являются эталоном для таких людей.
    Кроме того, представителей фамусовского общества объединяет пренебрежительное отношение к делам. К примеру, Фамусов был «управляющим в казенном месте», но за все время, он только единожды занялся делами и то, по настоянию Молчалина. Он небрежно подписывает какие-то бумаги, даже не читая их.

  3. О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, «чтоб множество не накоплялось их». Своих слуг он не считает за лю­дей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на катор­гу. Называет их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Филь­ками, Фомками. Таким образом, к службе представители фаму­совского общества относятся как к источнику личных выгод, службе «лицам», а не «делу».
    Чацкий же стремится служить отечеству, «делу, а не ли­цам». Он презирает Молчалива, привыкшего «угождать всем людям без изъятья — хозяину, где доведется жить, начальни­ку, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была». Все в Молчалине: и поведение, и слова — подчеркивают малодушие безнравственного карьериста. Чацкий с горечью говорит о таких людях: «Молчалины блаженствуют на свете!» Именно Молчалин лучше всех устраивает свою ясизнь. По-своему он тоже талантлив. Он заслужил расположе­ние Фамусова, любовь Софьи, получал награды. Двумя качест­вами своего характера он дорожит больше всего: «умереннос­тью и аккуратностью». Для Фамусова и его круга свято и непо­грешимо мнение света, страшнее всего то, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
    Другим ярким представителем фамусовского общества яв­ляется Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб — «и золотой мешок, и метит в генералы». Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. «Хрипун, удавленник, фагот, созвез­дие маневров и мазурки», он такой же враг просвещения и на­уки, как и Фамусов. «Ученостью меня не обморочишь», — го­ворит полковник.
    Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского об­щества заставляет представителей молодого поколения прояв­лять свои негативные качества. Так, Софья использует свой ос­трый ум для откровенной лжи, невольно распространяет слух о сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали «отцов». И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, не ценит его острый ум, его критичность. Не разобралась она и в Молчалине, который «лю­бит ее по должности». В том, что Софья стала типичной ба­рышней фамусовского окружения, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, «она загублена, в ду­хоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свеже­го воздуха» (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).
    Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репети-лов. Он совершенно беспринципный человек, «пустомеля», но он единственный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей «химера­ми» и «дичью». Таким образом, он хоть на одну ступеньку ока­зался выше их всех.
    «Так! отрезвился я сполна», — говорит Чацкий в конце ко­медии. Что же это — поражение или прозрение? Да, финал ко­медии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». И я полно­стью соглашусь с Гончаровым, считающим, что роль всех Чац­ких «страдательная», но в то же время всегда «победительная». Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он бо­рется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе «А судьи кто?..» он обличает подлый и пошлый фамусовский мир, в кото­ром русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики даже меняли крепостных на собак:

  4. А.С. Грибоедов был разносторонним и талантливым человеком. Но известным драматургом его сделала пьеса «Горе от ума». Сам автор отнес свое творение к жанру социальной комедии. Критики и современники сомневались в юмористической форме произведения.
    Книга дарит нам широкую полифонию образов. Но сюжет крутится вокруг четырех героев: Чацкий, Фамусов, его дочь Софья и секретарь Молчалин. Эти личности наиболее раскрыты автором. Основной конфликт произведения в противоборстве устоев «фамусовского общества» и современных, европейских идей Чацкого.
    Среди представителей «века минувшего» не только старики, доживающие свой век дворяне. Есть молодежь, зараженная, насквозь пропитанная этими идеями, испорченная праздной, пустой жизнью. Образование и наука здесь не в чести. Фамусов считает учение злом, ядом, уверен, что все книги должны быть сожжены. Несмотря на это «радеет» о воспитании дочки «с колыбели», нанимая ей учителей иностранцев. Не потому, что это принесет результат, а просто так принято в данной среде.
    В этом обществе не нужно быть добропорядочным, честным, благородным, образованным. Таким важно лишь казаться. Низкопоклонничество и чинопочитание здесь главные добродетели. Можно быть хорошим военным, дипломатом, чиновником, исправно выполняющим свою работу, но так и не получить высокой должности. Зато те, «чья чаще гнулась шея» при чинах.
    Браки здесь заключаются лишь по расчету, о любви не может быть речи. «Пусть плохенький», но чтобы в родовом поместье не меньше двух тысяч душ. Пусть не блещет умом, красноречием, но «при чинах, да при звездах». Иного же зятя не примут в семью. Так Фамусов подыскивает будущего супруга для единственной дочери.
    Всем в пример ставится дядя Павла Афанасьевича – Максим Петрович. Он дослужился до «хлебной» должности тем, что был шутом при Екатерине. И умел рассмешить своенравную императрицу с помощью нелепых падений. Поэтому «едал на золоте», «выводил в чины, давал пенсии».
    Софья всю пьесу находится как между двух огней. Это смелая, решительная девушка, которая готова любить, молва ей не авторитет. Но ее, в конечном итоге, губит влияние «фамусовской Москвы», в которой она выросла и была воспитана.

  5. По­яс­не­ние.Ком­мен­та­рии к со­чи­не­ни­ям
    2.1. Что объ­еди­ня­ет пред­ста­ви­те­лей фа­му­сов­ско­го об­ще­ства? (По ко­ме­дии А. С. Гри­бо­едо­ва «Горе от ума».)Ко­ме­дия «Горе от ума» на­пи­са­на в 1824 году. В это время в Рос­сии на­блю­да­ет­ся бур­ное раз­ви­тие об­ще­ствен­ной мысли и по­яв­ле­ние тай­ных по­ли­ти­че­ских об­ществ. Глав­ный герой ко­ме­дии — Чац­кий — пред­ста­ви­тель новых идей, вы­де­ля­ю­щий­ся на фоне пат­ри­ар­халь­ной Моск­вы, бо­я­щей­ся и не же­ла­ю­щей ни­ка­ких пе­ре­мен. Имен­но с этой Моск­вой бо­рет­ся Чац­кий. Гри­бо­едов изоб­ра­зил фа­му­сов­ское об­ще­ство, от­ра­зив при этом весь мос­ков­ский выс­ший свет. Все об­ще­ство при­дер­жи­ва­ет­ся одних взгля­дов: не­на­висть к про­све­ще­нию, при­вер­жен­ность к ста­рым тра­ди­ци­ям, под­ра­жа­ние ино­стран­цам. Чац­ко­го воз­му­ща­ет сле­пое сле­до­ва­ние всему ино­стран­но­му. На­при­мер, в об­ра­зо­ва­нии важно лишь на­ли­чие и при­сут­ствие учи­те­лей «чис­лом по­бо­лее, ценою по­де­шев­ле». Все де­вуш­ки вос­пи­ты­ва­ют­ся на фран­цуз­ских ро­ма­нах. Кре­пост­ное право для фа­му­сов­ско­го об­ще­ства — нор­маль­ное яв­ле­ние. Здесь встре­ча­ют людей «по одеж­ке». Если че­ло­век богат, то не­важ­но, что он про­вел всю жизнь в уни­же­ни­ях. Все фа­му­сов­ское окру­же­ние объ­еди­ня­ет бо­язнь из­ме­не­ний. Они по­ни­ма­ют, что если в об­ще­ство при­дут идеи Чац­ко­го, то они – все эти Фа­му­со­вы и Мол­ча­ли­ны – оста­нут­ся не у дел. Боль­шую роль в пьесе иг­ра­ют и внес­це­ни­че­ские пер­со­на­жи. Они не по­яв­ля­ют­ся на сцене, од­на­ко имеют боль­шое зна­че­ние для рас­кры­тия ос­нов­но­го кон­флик­та пьесы. Их об­ра­зы мак­си­маль­но обоб­ще­ны. Ав­то­ру не ин­те­рес­на их фи­ло­со­фия, они за­ни­ма­ют его лишь как важ­ные при­ме­ты вре­ме­ни. На­при­мер, такие герои как г. N. и г. В., за­ин­те­ре­со­ван­ные лишь в рас­про­стра­не­нии спле­тен. Чац­кий шутит, вы­сме­и­ва­ет свя­щен­ные нормы жизни фа­му­сов­ско­го об­ще­ства. Итак, в «груп­пе из два­дца­ти лиц» от­ра­зи­лась вся преж­няя Москва, ее ри­су­нок, то-гдаш­ний ее дух, ис­то­ри­че­ский мо­мент и нравы.
    2.2. Тема друж­бы в ли­ри­ке А. С. Пуш­ки­на. (По 2?3 сти­хо­тво­ре­ни­ям поэта.)Ли­ри­ка друж­бы за­ни­ма­ет одно из цен­траль­ных мест в ли­ри­ке А.С.Пуш­ки­на. Чув­ство друж­бы, вы­не­сен­ное из Лицея, оду­шев­ля­ло поэта всю его жизнь. Но сго­да­ми пред­став­ле­ние о друж­бе ме­ня­лось. При на­пи­са­нии со­чи­не­ния по дан­ной теме не­об­хо­ди­мо пом­нить, что друж­ба у Пуш­ки­на рас­смат­ри­ва­ет­ся в трех ва­ри­ан­тах: 1) друж­ба как проч­ный брат­ский союз («19 ок­тяб­ря», «Раз­лу­ка», «Пи­ру­ю­щие сту­ден­ты», «И.И.Пу­щи­ну»); 2) друж­ба как союз еди­но­мыш­лен­ни­ков («К Ча­а­да­е­ву», «Во глу­би­не си­бир­ских руд»); 3) друж­ба-враж­да («Ко­вар­ность»).
    2.3. Какие че­ло­ве­че­ские по­ро­ки осме­я­ны в сказ­ках М. Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на?Глав­ной за­да­чей са­ти­ры сам пи­са­тель счи­тал ис­сле­до­ва­ние яв­ле­ний об­ще­ствен­ной жизни, со­ци­аль­ных язв и по­ро­ков. За­ча­стую Сал­ты­ков-Щед­рин при­бе­гал к гро­тес­ку — изоб­ра­же­нию дей­стви­тель­но­сти в пре­уве­ли­чен­ном, урод­ли­во?ко­ми­че­ском виде, со­че­тав­шем ре­аль­ное и фан­та­сти­че­ское, страш­ное и смеш­ное. Боль­шая груп­па ска­зок Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на по­свя­ще­на теме вза­и­мо­от­но­ше­ний на­ро­да и гос­под. Эта тема зву­чит в «По­ве­сти о том, как один мужик двух ге­не­ра­лов про­кор­мил». Бес­по­щад­но вы­сме­и­ва­ет пи­са­тель ни­что­же­ство, глу­пость, лень и тру­сость ге­не­ра­лов, про­жив­ших, од­на­ко, всю жизнь в сы­то­сти и не­ве­же­стве. С горь­кой иро­ни­ей рас­ска­зы­ва­ет са­ти­рик Сал­ты­ков-Щед­рин о том, как «гро­мад­ней­ший му­жи­чи­на» без­ро­пот­но тру­дит­ся на этих ник­чем­ных ге­не­ра­лов. Автор осуж­да­ет на­род­ную пас­сив­ность и по­кор­ность, про­те­сту­ет про­тив чи­нов­ни­чье­го па­ра­зи­тиз­ма и ту­по­сти.Не по­те­ря­ла своей ак­ту­аль­но­сти и сказ­ка «Пре­муд­рый пес­карь», вы­сме­и­ва­ю­щая ме-щан­ский под­ход к жизни. «Как бы чего не вышло» — жиз­нен­ное кредо щед­рин­ско­го пес­ка­ря. Его бо­язнь всего и вся стало при­чи­ной того, что жизнь про­шла мимо пес­ка­ря. Бо­ял­ся, чтобы жить, а ока­за­лось, что и не жил вовсе.Щед­рин­ская са­ти­ра про­ник­ну­та тос­кой по прав­де, по сво­бо­де и по­ни­ма­ни­ем того, что окру­жа­ю­щая дей­стви­тель­ность без­об­раз­на и с ней труд­но, но не­об­хо­ди­мо бо­роть­ся.
    2.4. Про­из­ве­де­ния ка­ко­го рус­ско­го пи­са­те­ля вто­рой по­ло­ви­ны XX века ин­те­рес­ны Вам и по­че­му?Про­бле­ма вза­и­мо­от­но­ше­ний при­ро­ды и че­ло­ве­ка за­тра­ги­ва­ет­ся по­сто­ян­но и она ни­ко­гда не по­те­ря­ет своей ак­ту­аль­но­сти. О про­бле­мах куль­ту­ры вза­и­мо­свя­зи при­ро­ды и че­ло­ве­ка го­во­ри­ли мно­гие пи­са­те­ли про­шлых веков и со­вре­мен­но­сти. Ва­лен­тин Рас­пу­тин об­ра­ща­ет­ся к про­бле­ме об­ще­ния че­ло­ве­ка с при­ро­дой во мно­гих про­из­ве­де­ни­ях. На­при­мер, в «Про­ща­нии с Ма­те­рой» — книге о том, что вза­и­мо­от­но­ше­ния че­ло­ве­ка и земли – про­бле­ма не обыч­ная, а глу­бо­ко нрав­ствен­ная. Не слу­чай­но слова Ро­ди­на, народ, род­ник, при­ро­да — од­но­го корня. В по­ве­сти образ Ро­ди­ны не­из­мен­но свя­зан с об­ра­зом род­ной земли. Ма­те­ра — это и ост­ров, и древ­няя де­ре­вень­ка с таким же на­зва­ни­ем; Ма­те­ра долж­на быть стер­та с лица земли. Долж­но ис­чез­нуть все: дома, ого­ро­ды, луга, клад­би­ще — вся земля уйдет под воду на­веч­но. Кто дал че­ло­ве­ку право рас­по­ря­жать­ся всем так без­дум­но?Не нами на­чи­на­ет­ся жизнь на свете и не нашим ухо­дом она за­кан­чи­ва­ет­ся. Как мы от­но­сим­ся к пред­кам, так и к нам будут от­но­сить­ся по­том­ки, беря при­мер с нас. Рас­пу­тин, раз­мыш­ляя об этом, по­ка­зы­ва­ет не­сколь­ко по­ко­ле­ний. По­лу­ча­ет­ся, что чем даль­ше, тем связи ста­но­вят­ся сла­бее. Вот ста­ру­ха Дарья свято чтит па­мять об ушед­ших. Сын её, Павел, по­ни­ма­ет мать, но то, что её вол­ну­ет, для него не самое глав­ное. А внук Ан­дрей и вовсе не по­ни­ма­ет о чем речь. Для него не пред­став­ля­ет слож­но­сти при­нять ре­ше­ние устро­ить­ся на стро­и­тель­ство пло­ти­ны, из-за ко­то­рой и будет за­топ­лен ост­ров. И во­об­ще он уве­рен, что па­мять – это плохо, без нее лучше. По­весть Рас­пу­ти­на вос­при­ни­ма­ет­ся как пре­ду­пре­жде­ние. Такие, как Ан­дрей, будут со­зи­дать, раз­ру­шая и, когда за­ду­ма­ют­ся чего же в этом про­цес­се боль­ше, будет уже позд­но: на­до­рван­ные серд­ца не из­ле­чи­ва­ют­ся. «Кто мы на этой земле — хо­зя­е­ва или вре­мен­ные при­шель­цы: при­шли, по­бы­ли, ни про­шло­го нам не нужно, ни бу­ду­ще­го у нас нет?» — такие раз­мыш­ле­ния вы­зы­ва­ет по­весть В. Рас­пу­ти­на.

  6. Среди представителей фамусовского общества должны обязательно присутствовать дворяне не слишком высоких чинов, но стремящиеся к ним, которые будут выражать подобострастное отношение к старшему поколению, стараться выслужиться перед ним. Такова роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»
    В начале пьесы этот герой предстает перед читателем как молчаливый и скромный возлюбленный Софьи. Но как только девушке не удается сдержать на публике свои чувства к Молчалину, начинает открываться его истинное лицо. Он, как и Фамусов, очень опасается людской молвы: «Злые языки страшнее пистолета». Чувств к Софье он не имеет, а изображает ее любовника, чтобы угодить дочери «такого человека». Молчалина с детства учили «угождать… хозяину, где доведется жить», «начальнику», у которого он будет состоять на службе.
    Безмолвен и услужлив Молчалин только потому, что пока не имеет высокого чина. Он вынужден «зависеть от других». Такие люди «блаженствуют на свете», ведь аристократическое общество только и ждет преклонения и услужливости в свой адрес.

    Внесценические персонажи комедии

    Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» довольно многочисленно. Кроме того его границы расширяются и за счет введение в пьесу внесценических персонажей.
    Примечательным в этом отношении является образ Максима Петровича, дяди Фамусова, который вызывает восхищение у помещиков-крепостников своим умением «подслужиться». Его желание повеселить императорский двор, выставив себя на посмешище, Фамусов не считает унижением. Для него это проявление смышлености. Зато Максим Петрович был «весь в орденах» и имел «сто человек к услугам».
    Также Фамусов вспоминает покойного Кузьму Петровича. Его главная характеристика – «богат и на богатой был женат».
    Упоминается в пьесе влиятельная Татьяна Юрьевна. С ней очень выгодно состоять в хороших отношениях, потому что «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные».
    Внесценические персонажи помогли Грибоедову дать более яркую и запоминающуюся характеристику фамусовскому обществу.

    Выводы

    Московское аристократическое общество в комедии «Горе от ума» представлено как общество, страшащееся всего нового, прогрессивного, передового. Любые изменения во взглядах дворянства угрожают их личному благополучию, привычному комфорту. На момент написания пьесы идеалы «века минувшего» были все еще очень крепки. Но в обществе дворян уже назрели противоречия, которые приведут позднее к смене старых взглядов и ценностей новыми.

  7. Комедия «Горе от ума» была написана в годы острой борьбы между старым, реакционным барством и революционной молодежью, видевшей в крепостнических порядках бедствие страны. Эта борьба между прошлым и будущим и явилась главной темой комедии. В «Горе от ума» описаны оба лагеря – отжившее, крепостническое фамусовское общество и его противники (Чацкий с немногочисленными сторонниками).
    Яркий представитель «века минувшего» – так называемое фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова – богатого, знатного барина. Сюда входят князь и княжна Тугоуховские, старуха Хлёстова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь: они все жесткие крепостники. У них считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, иногда спасают их жизнь, а хозяева могут выменять крестьян даже на борзых собак… Главное для фамусовского общества – это богатство. Идеалами для них являются люди в чинах.
    Людей этого круга также характеризует безразличное отношение к делам. Фамусов – «управляющий в казенном месте», за целый день он обращается к делам только один раз: по настоянию Молчалина чиновник подписывает бумаги, не обращая внимания на то, что в них «противоречье есть, и многое недельно».
    Еще одна черта, объединившая всех «отцов», – преклонение перед всем западным, в частности, французским. Они считают, что нет в мире лучше края, чем Франция, искренне верят, что им «нет спасенья» без иностранцев. Представители «старого мира» пытаются перенимать язык, культурные обычаи французов, сами не сознавая, как нелепо у них это получается.
    Итак, люди фамусовского круга – эгоисты и корыстолюбцы. Все свое время они проводят в светских развлечениях. Во время этих увеселений они злословят и сплетничают, лицемерят друг перед другом. Они низкопоклонники и дельцы, льстецы и подхалимы. Фамусов вспоминает о своем дяде Максиме Петровиче, большом вельможе: «Когда же надо послужиться, и он сгибался в перегиб».
    Самым большим страхом для фамусовского общества является просвещение. Фамусов считает, что ученость – «чума», и уверяет, что надо «забрать все книги бы, да сжечь», а Скалозуб мечтает о школе, где «книги сохранят для больших оказий».
    Главный вопрос для фамусовского общества – вопрос о службе. Все в этом кругу мечтают «достигнуть степеней известных», обеспечить себе безбедное существование. К людям, которым это удается, например, к Скалозубу, Фамусов относится с одобрением. А Чацкий по его шкале ценностей – «пропащий» человек, заслуживающий только презрительного сожаления: ведь, обладая хорошими данными для успешной карьеры, он не служит. «Но захоти – так был бы деловой», – замечает Фамусов.
    Фамусовское общество – это общество со своими идеологическими представлениями, взглядами на жизнь. Они уверены, что нет другого идеала, кроме богатства, власти и всеобщего уважения. «Ведь только здесь еще и дорожат дворянством», – говорит Фамусов о барской Москве. Грибоедов разоблачает реакционность крепостнического общества и этим показывает, куда ведет Россию господство Фамусовых.

  8. Комедия «Горе от ума» была написана в годы острой борьбы между старым, реакционным барством и революционной молодежью, видевшей в крепостнических порядках бедствие страны. Эта борьба между прошлым и будущим и явилась главной темой комедии. В «Горе от ума» описаны оба лагеря — отжившее, крепостническое фамусовское общество и его противники (Чацкий с немногочисленными сторонниками).
    Яркий представитель «века минувшего» — так называемое фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова — богатого, знатного барина. Сюда входят князь и княжна Тугоуховские, старуха Хлёстова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь: они все жесткие крепостники. У них считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, иногда спасают их жизнь, а хозяева могут выменять крестьян даже на борзых собак… Главное для фамусовского общества — это богатство. Идеалами для них являются люди в чинах.
    Людей этого круга также характеризует безразличное отношение к делам. Фамусов — «управляющий в казенном месте», за целый день он обращается к делам только один раз: по настоянию Молчалина чиновник подписывает бумаги, не обращая внимания на то, что в них «противоречье есть, и многое недельно».
    Еще одна черта, объединившая всех «отцов», — преклонение перед всем западным, в частности, французским. Они считают, что нет в мире лучше края, чем Франция, искренне верят, что им «нет спасенья» без иностранцев. Представители «старого мира» пытаются перенимать язык, культурные обычаи французов, сами не сознавая, как нелепо у них это получается.
    Итак, люди фамусовского круга — эгоисты и корыстолюбцы. Все свое время они проводят в светских развлечениях. Во время этих увеселений они злословят и сплетничают, лицемерят друг перед другом. Они низкопоклонники и дельцы, льстецы и подхалимы. Фамусов вспоминает о своем дяде Максиме Петровиче, большом вельможе: «Когда же надо послужиться, и он сгибался в перегиб».
    Самым большим страхом для фамусовского общества является просвещение. Фамусов считает, что ученость — «чума», и уверяет, что надо «забрать все книги бы, да сжечь», а Скалозуб мечтает о школе, где «книги сохранят для больших оказий».
    Главный вопрос для фамусовского общества — вопрос о службе. Все в этом кругу мечтают «достигнуть степеней известных», обеспечить себе безбедное существование. К людям, которым это удается, например, к Скалозубу, Фамусов относится с одобрением. А Чацкий по его шкале ценностей — «пропащий» человек, заслуживающий только презрительного сожаления: ведь, обладая хорошими данными для успешной карьеры, он не служит. «Но захоти — так был бы деловой», — замечает Фамусов.
    Фамусовское общество — это общество со своими идеологическими представлениями, взглядами на жизнь. Они уверены, что нет другого идеала, кроме богатства, власти и всеобщего уважения. «Ведь только здесь еще и дорожат дворянством», — говорит Фамусов о барской Москве. Грибоедов разоблачает реакционность крепостнического общества и этим показывает, куда ведет Россию господство Фамусовых.

  9. Фамусовское общество
    Комедия «Горе от ума» была написана Грибоедовым в 1824 году. Она дает общую картину всей русской жизни 10-20ых годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с особой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по всей России между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми «века нынешнего» и крепостниками (людьми «века минувшего»).
    Все образы, созданные Г-довым в комедии, глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлёстова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, они составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое. «Век минувший» в комедии представ-лен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин.
    Ф-ое об-во традиционно. Жизненные устои его таковы, что учиться надо, «на старших глядя», уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное — быть богатым. Идеалом этого общества являются в монологах Фамусова дядя Максим Петрович и Кузьма Петрович: … вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! — Что за тузы в Москве живут и умирают!..
    Во главе всего ф-ого об-ва стоит фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел. Но это лишь внешняя сторона. Автор раскрывает образ Фамусова всесторонне. Это не только радушный хозяин, но и убежденный крепостник, яростный противник просвещения. «Забрать все книги бы да сжечь», — говорит он. Чацкий же, представитель «века нынешнего», мечтает «в науку впереть ум, алчуший познаний». Его возмущают порядки, заведенные в ф-ом об-ве, так как оно расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него. Сам Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: «Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара». А далее он добавляет: «Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, — тот и жених». В отличие от представителей ф-ого об-ва, Чацкий жаждет «возвышенной любви, перед которой мир целый — прах и суета».
    Во взаимоотношениях Чацкого и ф-го об-ва раскрываются и высмеиваются взгляды «века минувшего» на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях. Иначе говоря, Чацкий презирает их. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонность. Он хочет убедить Чацкого служить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок». На это Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится к ней формально, бюрократически («подписано, так с плеч долой»), то Чацкий говорит: «Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа». О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, «чтоб множество не накоплялось их». Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Таким образом, к службе представители ф-го об-ва относятся как к источнику личных выгод, службе лицам, а не делу.
    Чацкий же стремится служить отечеству, «делу, а не лицам». Он презирает Молчалина, привыкшего «угождать всем людям без изъятья — хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была». Все в Молчалине: и поведение, и слова — подчеркивают молодушие делающего карьеру безнравственного человека. Чацкий с горечью говорит о таких людях: «Молчалины блаженствуют на свете!» Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он тоже талантлив. Он заслужил расположение Фамусова, любовь Софьи, получил три награды. Двумя качествами своего характера он дорожит больше всего: «умеренностью и аккуратностью». Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего то, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
    Другим ярким представителем ф-ого об-ва является Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб — «и золотой мешок, и метит в генералы». Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. «Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки», он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. «Ученостью меня не обморочишь», — говорит Скалозуб. Совершенно очевидно, что сама атмосфера ф-ого об-ва заставляет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества.
    Так, Софья использует свой острый ум для откровенной лжи, распространяет слух о сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали «отцов». И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его логичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина, который «любит ее по должности». В том, что Софья стала типичной барышней ф-ого об-ва, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, «она загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха» (Гончаров «Мильон терзаний»).
    Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Он совершенно беспринципный человек, «пустомеля», но он единственный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей «химерами» и «дичью». Таким образом, он хоть на одну ступеньку оказался выше их всех. «Так! отрезвился я сполна», — говорит Чацкий в конце комедии. Что же это — поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». И я полностью согласен с Гончаровым, считающим, что роль всех Чацких — «страдательная», но в то же время всегда «победительная».
    Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе «А судьи кто?..» он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики даже меняли крепостных на собак: Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменил борзые три собаки!!!
    Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого общества. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии «Гоу», направляя на это весь свой ум, остроумие, зло, вспыльчивость и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. «Век минувший», то есть ф-ое об-во, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия этого общества. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком «покорности и страха». Сильно ф-ое об-во, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба («Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать».), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит «мы», «один из нас», выступая, таким образом, не только от своего лица. Так АСГ-дов хотел намекнуть читателю, что время «века минувшего» проходит, ему на смену приходит «век нынешний», сильный, умный, образованный.

  10. Комедия «Горе от ума» была написана между 1815 и 1824 годом. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском об­ществе правили защитники феодализ­ма и крепостничества, но в то же время появлялось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века — «век нынешний» и «век минувший».
    « Век минувший» олицетворяет фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова — богатого, знатного бари­на, в доме которого происходит дейст­вие комедии. Это князь и княгиня Тугоуховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде считается нор­мальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, ино­гда спасают их честь и жизнь, а хозяева могут выменять их на борзых собак. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, что бы та от ужина дала подачку для ее арапки — девки и со­бачки. Хлестова не видит никакой раз­ницы между ними. Сам Фамусов кри­чит на своих слуг: «В работу вас, на по­селенья вас!» Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Ли­зе: «Послушай, вольности ты лишней не бери!»
    Главное для фамусовского общест­ва — это богатство. Их идеалы — лю­ди в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был «почтенный камергер», «с клю­чом», «богат и на богатой был женат». Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, ведь он «золотой мешок и метит в ге­нералы».
    Фамусовское общество отличает и безразличие к службе. Фамусов — «управляющий в казенном месте». Он занимается делами очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что в них «противуречье есть, и мно­гое недельно». Павел Афанасьевич считает: «Подписано, так с плеч до­лой». В фамусовском обществе при­нято держать на службе только родст­венников. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки…»
    Эти люди ничем не интересуются, кроме обедов, ужинов и танцев. Во вре­мя этих увеселений они злословят и сплетничают. Они «низкопоклонники и дельцы», «льстецы и подхалимы». Павел Афанасьевич вспоминает о своем дяде Максиме Петровиче, большом вельмо­же: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Фамусов также с большим почитанием встречает пред­полагаемого жениха своей дочери Ска­лозуба, он говорит: « Сергей Сергеич, к нам сюда-с, прошу покорно…», «Сер­гей Сергеич, дорогой, кладите шляпу, сденьте шпагу…»
    Всех представителей фамусовского общества объединяет их отношение к образованию и просвещению. По­добно Фамусову, они искренне увере­ны в том, что «ученье — вот чума, уче­ность — вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось лю­дей, и дел, и мнений». А полковник Скалозуб, не отличающийся умом, рассказывает о новом проекте школ, лицеев, гимназий, где будут учить строевом у шагу, а книги сохранят только «для больших оказий». Фамусовское общество не признает рус­скую культуру и язык. Им ближе фран­цузская культура, они преклоняются перед ней и перед французским язы­ком. Чацкий в своем монологе гово­рит, что французик из Бордо, не на­шел здесь «ни звука русского, ни рус­ского лица».
    Они все одинаково относятся к Чац­кому, который является представителем всего нового и передового. Им непонятны его идеи и прогрессивные взгляды. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяет­ся слух о его сумасшествии, так как общество не хочет взглянуть на окружающий мир по-другому. Так Грибое­дов отразил конфликт между двумя лагерями: сторонниками крепостного права и передовыми мыслителями то­го времени.

  11. Страница: [ 1 ] 2
    Читая IV действие комедии, я увидела и ярко представила их на балу в доме Фамусова. Всё блестит, всё сверкает. Пышные, изысканные наряды. Но под этим блеском скрываются карьеризм, лживость, бездуховность. Это люди без высоких стремлений и идеалов. Им незачем и не к чему стремиться, разве что только к высоким чинам, богатству и высокому положению в обществе, но это низкие, корыстливые цели. Идеологией фамусовского общества является крепостническая идеология.
    Фамусовы – ярые крепостники, считающие вполне законным право помещика распоряжаться людьми так, как им угодно и непризнающие в крепостных людях человеческого достоинства, что можно подтвердить репликами Хлествой: «От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку; вели их накормить, ужо, дружок мой, от ужина солишь подачку» и Фамусова: «В работу вас, на поселенье вас.» На примере же Молчалина можно проследить стремление фамусовского общества к личной выгоде. Молчалин задался целью достичь «степеней известных» и определился в следующем: «Во-первых, угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведётся жить, начальнику, с ним буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собачке дворника, чтоб ласкова была».
    Он льстит и угождает при каждом удобном случае всем, кто когда-нибудь может быть ему полезным. Только ради выгоды Молчалин прикидывается влюблённым в Софью, ведь она дочь его начальника и её расположение может очень пригодиться. Только лишь ради выгоды он заискивает перед Хлестовой, составляя ей партию для игры в карты и восторгаясь её собачкой. Как низко, мелко, мерзко: общаться, делать что-то, унижаться – для выгоды!
    Представители фамусовского общества – люди не слишком-то образованные, и поэтому понятно их враждебное отношение к просвещению, науке, к нерядовым, мыслящим по-новому людям. Стремление это отражается в их репликах. Фамусов говорит об ученье: «Ученье – вот чума, учёность – вот причина», говоря про Чацкого, восклицает: «Опасный человек!», про учителей высказывает: «Берём же побродяг …». Скалозуб тоже ярый враг наших, как Чацкий, защитников просвещений, науки. «Учёностью меня не обморочишь», – говорил он.
    Фамусовы – преклоняются перед знатностью и богатством – быть богатым их цель; они слепо подражают иностранцам, так как их воспитание было основано на воспитании в духе презрения к народу, к национальной культуре, к русскому языку. Они льстят и лицемерят по отношению к вышестоящим. Так, например, Фамусов, принимая Скалозуба, проявляет вкрадчивость, подобострастие – в тоне речи, в словах появляются ласкательные суффиксы. Начинает прибавлять услужливое – «с»: «Сергей Сергеич, к нам сюда-с».
    Сплетни, клевета – это испытанное орудие борьбы фамусовского общества с такими людьми, как Чацкий. И мы видим, как новая, необычная фраза, нечаянно брошенная Софьей, о сумашествии Чацкого, быстро распространилась среди гостей.
    Я пишу сочинение на тему «А судьи кто?».
    Название темы является первой строкой монолога Чацкого. Монологу предшествует убеждение Фамусова: «Не я один, все так же осуждают.» А кто же осуждает Чацкого, кто может его осуждать?! Не эти же нравственно низкие, бесцельные, невежественные, слабодушные, мелочные людишки! Не они ли?
    Вот, кажется, прочитали комедию, все события – прошлое, но если подумать, веди и в нашем обществе существуют такие Молчалины, Фамусовы… По словам Гончарова, мы не отодвинулись от эпохи на достаточное расстояние, что между ею и нашим временем шла непроходимая будна. Гончаров говорит про своё время, то же самое мы можем сказать про своё.
    Самое главное, объединяющее их всех свойство — все они крепостники. Крепостники — независимо от того, имеют они крепостных или нет, крепостники — потому что они живут по законам крепостничества. Крепостник и тот «Нестор негодяев знатных», продавший преданных ему слуг за три борзые собаки, крепостник и тот «генерал», который для крепостного балета согнал «от матерей, отцов отторженных детей» и распродал их «поодиночке», чтобы избавиться от долгов. Крепостница и старуха Хлестова, которая просит накормить свою арапку наравне с собачкой. Крепостник и сам Фамусов, которому ничего не стоит унизить достоинство своего слуги или пригрозить сослать своих крепостных неизвестно за что «на поселенье».
    Все они, ярко отстаивая крепостнические порядки, считают главным мерилом достоинств человека его богатство. Так, для Фамусова, у кого «наберется душ тысячки две родовых, — тот и жених», будь он и «плохонький». Таким желанным для Фамусова женихом его дочери является Скалозуб — «золотой мешок», «не нынче — завтра генерал», — короче, зять «с звездами да с чинами», хотя самой Софье все равно, «что за него, что в воду». И этим критерием достоинств человека пользуется не один Фамусов — так поступают «все московские». Так, например, как только княгиня Тугоухов-ская узнает, что Чацкий не богат и «не камер-юнкер», она сейчас же отказывается от знакомства с ним, хотя за несколько минут до этого прочила его в мужья одной из своих дочерей. Поклонение богатству, знатности, чинам пропитывает все фамусовское общество.
    Но чинов можно достичь только служа.
    И поэтому для того, чтобы быть принятым в фамусовское общество, нужно прежде всего состоять на службе. «А главное — поди-тка послужи», — говорит Фамусов Чацкому в ответ на его вопрос, согласится ли Фамусов на брак Чацкого с Софьей. Но, даже служа, представители фамусовского общества остаются верны своему главному «принципу» — стремлению к знатности и богатству. Служба для них — всего лишь средство достижения чинов. Поэтому служат они, перефразируя слова Чацкого, «лицам, а не делу». Для достижения высокого положения они используют «многие каналы», за исключением одного — честного, неформального отношения к службе. Представителем таких людей является Молчалин, который считает, что ему «надобно зависеть от других», и который поэтому «угождает всем людям без изъятья». Да и сам Фамусов считает, что если дело «подписано, так с плеч долой».
    Недаром Чацкий говорит, что эти люди не служат, а «прислуживаются». Из-за формального отношения к службе здесь процветает и семейственность. Члены фамусовского общества считают, что «как не порадеть родному человечку!». И Чацкий с горечью восклицает, что бесполезно бороться со «знатными негодяями», так как те нашли «защиту от суда» «в родстве».
    Еще одна черта, объединяющая всех членов фамусовского общества, — преклонение перед всем западным, особенно перед всем французским. Они считают, что «нет в мире лучше края», чем Франция, искренне верят, что им «нет спасенья» без иностранцев, «хлопочут набирать полки» иностранных учителей. Они почти по-обезьяньи перенимают язык, культуру, обычаи французов, сами не сознавая, как нелепо это у них получается — ведь они уверены в том, что «иностранное нельзя поставить в параллель» с национальным. Поэтому на их собраниях господствует «смешенье языков: французского с нижегородским», поэтому «французик из Бордо» не нашел в России «ни звука русского, ни русского лица», поэтому же Наталья Горич восхищенно произносит слово «тюрлюрлю», сама толком не зная, что оно означает.
    Как мрак боится света, так и фамусовское общество смертельно ненавидит просвещение. Фамусов считает, что ученость — «чума», и уверяет, что надо «забрать все книги бы, да сжечь», а Скалозуб мечтает о школе, где «книги сохранят для больших оказий».
    В фамусовском обществе процветает сплетня, и поэтому даже самые богатые «тузы» ничего так не боятся, как мнения света. «В Москве прибавят вечно втрое», — восклицает Фамусов, а Молчалин говорит, что «злые языки страшнее пистолета», и боится больше всего именно этих «злых языков», руководствуясь принципом: «грех не беда, молва нехороша». И даже в минуты трагедии всей семьи Фамусова он ни о чем так не заботится, как о том, «что будет говорить княгиня Марья Алексевна!».
    Но члены фамусовского общества сами понимают, как непрочна их позиция, как зыбка их власть. Отсюда их боязнь любого вольного слова, любой критики их нравов. Поэтому же Фамусов «так и ждет содома», поэтому он «строжайше запретил бы» таким господам, как Чацкий, «на выстрел подъезжать к столицам», поэтому же он называет Чацкого «карбонарием» только за то, что тот заявил, что служить надо «делу, а не лицам».
    Страница: [ 1 ] 2

  12. Фамусовское
    общество

    Комедия
    “Горе от ума” была написана Грибоедовым в 1824 году. Она дает общую
    картину всей русской жизни 10-20ых годов XIX века, воспроизводит извечную
    борьбу старого и нового, которая с особой силой развернулась в это время не
    только в Москве, но и по всей России между двумя лагерями: передовыми,
    декабристски настроенными людьми “века нынешнего” и крепостниками
    (людьми “века минувшего”).
    Все образы,
    созданные Г-довым в комедии, глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин,
    Хлёстова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением действительности.
    Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их
    устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, они
    составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое. “Век
    минувший” в комедии представ-лен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и
    Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин.
    Ф-ое об-во
    традиционно. Жизненные устои его таковы, что учиться надо, “на старших
    глядя”, уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам,
    стоящим ступенькой выше, а главное – быть богатым. Идеалом этого общества
    являются в монологах Фамусова дядя Максим Петрович и Кузьма Петрович: … вот
    пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить;
    Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем
    прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! – Что за тузы в Москве живут и
    умирают!..
    Во главе всего
    ф-ого об-ва стоит фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего
    общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел.
    Но это лишь внешняя сторона. Автор раскрывает образ Фамусова всесторонне. Это
    не только радушный хозяин, но и убежденный крепостник, яростный противник
    просвещения. “Забрать все книги бы да сжечь”, – говорит он. Чацкий
    же, представитель “века нынешнего”, мечтает “в науку впереть ум,
    алчуший познаний”. Его возмущают порядки, заведенные в ф-ом об-ве, так как
    оно расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ,
    имеющихся у него. Сам Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и
    говорит ей: “Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не
    пара”. А далее он добавляет: “Вот, например, у нас уж исстари
    ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ
    тысячки две родовых, – тот и жених”. В отличие от представителей ф-ого
    об-ва, Чацкий жаждет “возвышенной любви, перед которой мир целый – прах и
    суета”.
    Во взаимоотношениях
    Чацкого и ф-го об-ва раскрываются и высмеиваются взгляды “века
    минувшего” на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях.
    Иначе говоря, Чацкий презирает их. К себе на службу Фамусов берет только родных
    и близких. Он уважает лесть и низкопоклонность. Он хочет убедить Чацкого
    служить, “на старших глядя”, “подставить стул, поднять
    платок”. На это Чацкий возражает: “Служить бы рад, прислуживаться
    тошно”. Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится
    к ней формально, бюрократически (“подписано, так с плеч долой”), то
    Чацкий говорит: “Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться –
    дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их
    числа”. О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь
    смертельно, “чтоб множество не накоплялось их”. Своих слуг он не
    считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу.
    Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Таким
    образом, к службе представители ф-го об-ва относятся как к источнику личных
    выгод, службе лицам, а не делу.
    Чацкий же
    стремится служить отечеству, “делу, а не лицам”. Он презирает
    Молчалина, привыкшего “угождать всем людям без изъятья – хозяину, где
    доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит
    платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова
    была”. Все в Молчалине: и поведение, и слова – подчеркивают молодушие
    делающего карьеру безнравственного человека. Чацкий с горечью говорит о таких
    людях: “Молчалины блаженствуют на свете!” Именно Молчалин лучше всех
    устраивает свою жизнь. По-своему он тоже талантлив. Он заслужил расположение
    Фамусова, любовь Софьи, получил три награды. Двумя качествами своего характера
    он дорожит больше всего: “умеренностью и аккуратностью”. Для Фамусова
    и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего то, “что
    станет говорить княгиня Марья Алексевна!”
    Другим ярким
    представителем ф-ого об-ва является Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь
    Фамусов. Ведь Скалозуб – “и золотой мешок, и метит в генералы”. Этот
    персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени.
    “Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки”, он такой
    же враг просвещения и науки, как и Фамусов. “Ученостью меня не
    обморочишь”, – говорит Скалозуб. Совершенно очевидно, что сама атмосфера
    ф-ого об-ва заставляет представителей молодого поколения проявлять свои
    негативные качества.
    Так, Софья
    использует свой острый ум для откровенной лжи, распространяет слух о
    сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали “отцов”. И
    хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем,
    мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных
    качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она
    не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его
    логичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина, который “любит
    ее по должности”. В том, что Софья стала типичной барышней ф-ого об-ва,
    она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, “она
    загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего
    воздуха” (Гончаров “Мильон терзаний”).
    Очень интересен
    еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Он совершенно беспринципный человек,
    “пустомеля”, но он единственный считал Чацкого “высоким
    умом” и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей
    “химерами” и “дичью”. Таким образом, он хоть на одну
    ступеньку оказался выше их всех. “Так! отрезвился я сполна”, –
    говорит Чацкий в конце комедии. Что же это – поражение или прозрение? Да, конец
    у этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале
    так: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный
    удар качеством силы свежей”. И я полностью согласен с Гончаровым,
    считающим, что роль всех Чацких – “страдательная”, но в то же время
    всегда “победительная”.
    Чацкий
    противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев
    и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе
    “А судьи кто?..” он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского
    мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где
    помещики даже меняли крепостных на собак: Тот Нестор негодяев знатных, Толпою
    окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз
    спасали: вдруг На них он выменил борзые три собаки!!!
    Чацкий защищает
    настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он защищает русский
    народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого общества. Чацкий хочет
    видеть Россию грамотной, культурной. Он защищает это в спорах, разговорах со
    всеми действующими лицами комедии “Гоу”, направляя на это весь свой
    ум, остроумие, зло, вспыльчивость и решительность. Поэтому окружение мстит
    Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад
    жизни. “Век минувший”, то есть ф-ое об-во, боится таких людей, как
    Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой
    благополучия этого общества. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов,
    Чацкий называет веком “покорности и страха”. Сильно ф-ое об-во,
    тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица:
    двоюродный брат Скалозуба (“Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в
    деревне книги стал читать”.), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий
    постоянно говорит “мы”, “один из нас”, выступая, таким
    образом, не только от своего лица. Так АСГ-дов хотел намекнуть читателю, что время
    “века минувшего” проходит, ему на смену приходит “век
    нынешний”, сильный, умный, образованный.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

  13. Произведение «Горе от ума», написанное Грибоедовым в начале 19 века, можно назвать комедией «на злобу дня», причем актуальности своей она не теряет даже в наше время. На примере разницы между Чацким — представителем нового времени и новых суждений — и светским обществом крепостнической России автор демонстрирует отсталость рассуждений и ограниченность интересов дворянства. Фамусовское общество названо так по фамилии одного из центральных персонажей комедии — московского барина Фамусова.
    Сам Фамусов — это представитель чиновничьего дворянства, мужчина в возрасте, у которого есть молодая дочь Софья. Фамусов имеет общее признание в московских кругах, его характеризуют как веселого, гостеприимного и радушного человека. Однако у старого помещика есть и другая сторона: он является закоренелым консерватором, не признающим идеи равенства людей, просвещения, национальной культуры. Фамусов мечтает выдать замуж Софью, найти для неё богатого и достойного жениха; человеческие отношения же не волнуют его.
    Тем же характеризуется и всё фамусовское общество. Основным интересом этих людей является достижение материального благополучия; по их мнению, кто беден — не может называться достойным человеком. Титулы, наряды и количество крепостных душ — вот показатель для них. Изображенное в комедии Грибоедова дворянство ярко демонстрирует окружающую действительность в то время.
    Фамусовское общество консервативно. Эти люди не признают образования и просвещения; в речи самого Фамусова проскакивают мысли о том, что хорошо было бы сжечь все книги, – по его мнению, учиться нужно у старшего поколения, во всем беспрекословно следуя его опыту. Если же кто-то высказывает собственные рассуждения и интересы, то это рассматриваются как вольнодумие.
    Яркая разница видна и в отношении к службе. Чацкий отказался от неё, отнесясь к этому вопросу достаточно серьезно: он признал, что служить хочет, но не готов прислуживать самодурствующему начальству. Фамусов же говорит, что служить нужно, потому что — так положено. Служба делу, Отечеству — с одной стороны, и вышестоящим лицам — с другой.
    В обществе московского дворянства, именуемого в комедии «фамусовским», царит лесть, поиски выгоды, низкопоклонство. Этим персонажам противопоставлена фигура Чацкого, презирающего подобные качества в людях. Он не находит понимания в фамусовском обществе, будучи высмеянным окружающими и отвергнутым возлюбленной — Софьей.
    В описании фамусовского общества очевидно отображение времени — Грибоедов ярко показал закрытость, безкультурность и ограниченность крепостной России. Однако многие черты этих персонажей мы можем видеть и в современных людях — бюрократия, низкопоклонство перед власть имущими и культ материального занимают умы некоторых представителей сегодняшнего общества, отвергающих необходимость обучения и личностного развития. Поэтому «Горе от ума» – произведение, не теряющее своей актуальности уже не первое столетие.

  14. Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума» – это так называемые представители века минувшего.
    Фамусовское общество разнообразно по составу. В него входят графы, князья, высшие и средние чиновники, военные, помещики и другие слои населения. Эти люди жестоки и беспощадны. Фамусов грозит своим слугам жестокой карой за малейший проступок. Помещики же не считают крепостных людьми.
    «От скуки я взяла с собой
    Арапку-девку, да собачку»
    Это четверостишие подтверждает, что крепостная арапка-девка сравнима с собачкой с точки зрения помещиков. Всех представителей Фамусовской Москвы объединяет жадность к деньгам.
    «Будь плохенький, да если наберется
    Душ тысячи две родовых
    Тот и жених»
    Жениха члены Фамусовского общества выбирают по количеству крепостных. Это говорит о их алчности.
    Фамусов служит «Не делу, а лицам» , так как служба для людей его круга – это источник богатства, чинов. Верный путь к достижению этого, по мнению Фамусовской Москвы – это низкопоклонство перед вышестоящим начальством.
    «Сгибаться вперегиб,
    Когда по службе надо подслужиться»
    Особую ненависть у членов общество вызывают наука и просвещение:
    «Ученье – вот чума, ученость – вот причина
    Что нынче пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей и дел, и мнений»
    Модой для Фамусовского общества стало преклонение перед всем иностранным. Основное в этом обществе – обеды, балы, сплетни, приемы.
    «Вчера был бал, а завтра будет два»
    Таким образом, представителей Фамусовского общества характеризуют преобладание эгоистических интересов, жадность, взгляд на службу, как на средство достижения личной выгоды, неразборчивость в людях. В каждом из героев автор сумел найти тип представителя московского общества, а название каждого скрыто в его фамилии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *