Сочинение на тему что погубило чарткова

5 вариантов

  1. Художник И. Гуганава
    Повесть “Портрет” принадлежит к числу Петербургских повестей Николая Гоголя.
    В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Чарткова в повести “Портрет” Гоголя: описание личности, характера и истории жизни героя в цитатах.
    Смотрите:
    Краткое содержание повести
    – Все материалы по повести “Портрет”

    Образ и характеристика Чарткова в повести “Портрет” Гоголя

    Главный герой повести “Портрет” – молодой художник Чартков, житель Петербурга:
    “…проходивший мимо молодой художник Чартков.”
    Возраст Чарткова – 22 года:
    “…заговорили в нем двадцать два года и горячая юность.”
    Чартков – бедный молодой человек:
    “Что ж, если нет денег? Подождите, я заплачу. Да чем платить? – вопрос. У меня нет теперь ни гроша.”
    “…должен был выслушать терпеливо бедный живописец.”
    Чартков – обедневший дворянин. У него есть один единственный крепостной крестьянин – слуга Никита:
    “Парень назывался Никитою и проводил всё время за воротами, когда барина не было дома.”
    Художник Чартков одевается бедно и не заботится о своей внешности:
    “Старая шинель и нещегольское платье…”
    “…не имел времени заботиться о своем наряде…”
    “…надел свой крепко и сильно заношенный халат.”
    Чартков снимает скормную комнату в доме на 15-ой линии Васильевского острова:
    “…в своей лачужке на Васильевском острове.”
    “…дотащился он к себе в Пятнадцатую линию на Васильевский остров. С трудом и с отдышкой взобрался он по лестнице, облитой помоями и украшенной следами кошек и собак.”
    “…в свою студию, квадратную комнату, большую, но низенькую, с мерзнувшими окнами, уставленную всяким художеским хламом…”
    “…уселся он на своем оборванном диване…”
    Художник Чартков обладает многообещающим талантом. Его учитель пророчит Чарткову большое успех в искусстве, если тот будет работать над собой и развиваться:
    “Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое…”
    “Смотри, брат, – говорил ему не раз его профессор, – у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь.”
    Молодой живописец Чартков живет бедно, но преданно служит искусству:
    “…показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду…”
    К сожалению, Чартков нетерпелив и эта черта становится для него роковой. Бедный художник мечтает поскорее разбогатеть. Он не хочет жить в нищете ради искусства:
    “Но ты нетерпелив.”
    “Да! терпи, терпи! – произнес он с досадою. – Есть же, наконец, и терпенью конец. Терпи! а на какие деньги я завтра буду обедать?”
    “Зачем я мучусь и, как ученик, копаюсь над азбукой, тогда как мог бы блеснуть ничем не хуже других и быть таким, как они, с деньгами.”
    Однажды Чартков покупает портрет одного старика. В раме портрета он обнаруживает 1000 червоных (то есть 3000 рублей) – эти деньги переворачивают всю его жизнь:
    “Таким образом Чартков совершенно неожиданно купил старый портрет…”
    На деньги из портрета Чартков начинает новую жизнь. Он покупает хорошую одежду, нанимает роскошную квартиру в центре и т.д.:
    “Прежде всего зашел к портному, оделся с ног до головы и, как ребенок, стал обсматривать себя беспрестанно; накупил духов, помад, нанял, не торгуясь, первую попавшуюся великолепнейшую квартиру на Невском проспекте…”
    Пользуясь деньгами, Чартков решает прославиться. Для этого он заказывает в газете рекламную статью о своих картинах. В результате у него появляются богатые клиенты, которые заказывают ему свои портреты:
    “В душе его возродилось желанье непреоборимое схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету. На другой же день, взявши десяток червонцев, отправился он к одному издателю ходячей газеты, прося великодушной помощи…”
    Вскоре Чартков становится модным художником и вращается в светском обществе:
    “Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Стал ездить на обеды, сопровождать дам в галереи и даже на гулянья, щегольски одеваться… одним словом, скоро нельзя было в нем вовсе узнать того скромного художника, который работал когда?то незаметно в своей лачужке на Васильевском острове.”
    Слава Чарткова растет, но вместе с тем умирает его талант. Ему надоедает рисовать одни и те же портреты. Его кисть “охладевает” и “тупеет”:
    “Слава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица, которых положенье и обороты сделались ему заученными. Уже без большой охоты он писал их…”
    “Кисть его хладела и тупела…”
    “А некоторые, знавшие Чарткова прежде, не могли понять, как мог исчезнуть в нем талант… напрасно старались разгадать, каким образом может угаснуть дарованье в человеке…”
    Вкусив славы и богатства, Чартков обращает всю свою страсть к деньгам. Золото делается его иделом и целью:
    “И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью. Пуки ассигнаций росли в сундуках, и как всякий, кому достается в удел этот страшный дар, он начал становиться скучным, недоступным ко всему, кроме золота, беспричинным скрягой, беспутным собирателем…”
    Однажды Чартков видит талантливую работу одного своего товарища, которая потрясает его. Чартков понимает, что он стал бездарностью и больше не может нарисовать ничего талантливого. Он осознает, что пониает, что сам убил в себе талант, который невозможно возродить:
    “Боже! и погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить искру огня, может быть теплившегося в груди…”
    “Да, – проговорил он отчаянно, – у меня был талант. Везде, на всем видны его признаки и следы…”
    После этого случая Чартков начинает безумно завидовать талантливым художникам. Он скупает все лучшие картины и уничтожает их у себя дома:
    “Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта. Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья.”
    В конце концов Чартков сходит с ума и умирает:
    “Припадки бешенства и безумия начали оказываться чаще, и, наконец, всё это обратилось в самую ужасную болезнь. Жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткою, овладела им так свирепо, что в три дня оставалась от него одна тень только. К этому присоединились все признаки безнадежного сумасшествия. Наконец жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания.”
    Это был цитатный образ и характеристика Чарткова в повести “Портрет” Гоголя: описание личности, характера и истории жизни художника Чарткова в цитатах.
    Смотрите: Все материалы по повести “Портрет”

  2. Главной проблемой, которую Гоголь поднимает в повести «Портрет» является проблема выбора мнимого или истинного искусства. Решение этой проблемы писатель постарался найти в образах двух художников описанных на страницах произведения.
    В начале повести Гоголь знакомит нас с молодым художником Чартковым, который крутится возле картинной лавки. Его внимание привлекает очень старый портрет. Чарткову эта работа кажется неоконченной, но взгляд старика, изображенного на картине, словно околдовал художника и он покупает портрет за последние деньги.
    Стоит отметить, что Чартков был действительно талантливым художником. В свои работы он вкладывал частичку души. Каждую деталь молодой художник старался изобразить максимально реалистично. Он восхищался работами великих мастеров. Несмотря на свой талант, Чартков был очень беден и жил в нищете. Ему было не понятно, как другие художники, рисуя посредственные картины, зарабатывают большие деньги.
    Покупка портрета старика изменила жизнь молодого художника. Ночью ему приснился сон, в котором он увидел, как старик с портрета ожил. Он присел на кровать к Чарткову и начал пересчитывать какие-то свертки. На одном из них художник заметил надпись «1000 червонных». Этот момент показывает склонность Чарткова к искушению богатством и славой. Утром он действительно нашел сверток с деньгами. Часть денег художник тратит на полотна и краски, но, не устояв перед искушением, снимает роскошную квартиру на Невском проспекте и заказывает хвалебную статью в газете. После этого от клиентов не было отбоя. Чартков все также старается писать портреты максимально точно и естественно, но работы не нравятся клиента. Тогда он решать писать так, как хотят заказчики. Этим Чартков придает свой талант и теряет свое предназначение.

  3. “Портрет” – это повесть о трагедии художника, познавшего радость вдохновенного творчества и не сумевшего и отстоять своё искусство перед жаждой обогатиться материально. Гоголь под маской фантастического случая показывает читателю истинную столицу России, какая она есть, весь Петербург, поражающий картинами противоречий и контрастов.
    В скрытом образе города воплощены все силы зла, он выражает весь трагизм русской действительности. Все его жители делятся на дельцов и людей, которые хотят ими стать. “Наш век давно уже приобрёл скучную физиономию банкира”, – замечает Гоголь в повести. Вообще Петербургский цикл собрал все несправедливости, которые творились в обществе, а “Портрет” стал воплощением борьбы с губительной алчностью.
    Для раскрытий действия повести Гоголь выбрал интересный приём. Произведение состоит из двух частей. В первой рассказывается о трагической судьбе и смерти героя, истинная причина которой покрыта для читателя загадкой. Во второй же автор объясняет таинственные обстоятельства и причины смерти Чарткова, ни говоря при этом о нём самом ни слова.
    Тема произведения выражена в названии – это загадочный портрет странного ростовщика. “Это уже не была копия с натуры, это была странная живопись, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы”.
    Картина заставила одного художника загубить свой талант, другого – уйти в монастырь. Чтобы как можно прозрачнее показать читателю смысл повести, Гоголь заставляет портрет исчезнуть в самом конце. В первой редакции повести пропадала не картина, а образ старика с неё, но в окончательном варианте автор захотел сделать так, чтобы портрет снова был украден, чтобы нашёлся человек, который станет очередной жертвой ростовщика-азиата.
    Главная мысль повести – в том, что истинное служение искусству требует от человека нравственной стойкости и мужества, понимания высокой ответственности перед обществом за талант. Ни того, ни другого недоставало Чарткову.
    “Портрет” можно сравнить с “Моцартом и Сальери” Пушкина. Соблазнённый дьяволом, Чартков “узнал ту страшную муку, ..когда талант слабый силится высказаться в превышающем его размере и не может высказаться; ту страшную муку, которая делает человека способным на ужасные злодеяния.
    Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства”. Он узнал ту муку, которой мучился пушкинский Сальери. Но Сальери убил создателя музыки, сохранив способность наслаждаться его произведениями. А Чартков уничтожает “всё лучшее, что только производило художество”, стремясь уничтожить само искусство. Сальери совершил злодейство и этим погубил свой талант. Чартков погубил свой талант и свою душу и поэтому совершает злодейства.

  4. См. здесь http://www.litra.ru/composition/get/coid/00496901228924910210
    Чартков, герой повести Гоголя “Портрет”, очень одаренный живописец, утратил свои способности и, несмотря на все старания, так и не смог написать хорошую картину. Что случилось с его талантом? Как и почему получается, что талантливый человек не может даже в слабой степени повторить свои собственные достижения? Почему человек теряет умение, дар, возможно даже врожденный, заложенный в генах? Как может случиться, что, не имея ни образования, ни опыта, ни благоприятных возможностей, начинающий создает прекрасное произведение искусства, а после, имея все, знание и навык в том числе, опускается до уровня ремесленника или вообще утрачивает способность творить? Назовем это синдромом Чарткова, по имени персонажа повести, с которым приключилась такое несчастье.
    С самим Гоголем происходит нечто подобное. С некоторого времени он перестет хорошо писать. Вместо литературы он начинает заниматься морализаторством. Его сочинения оказываются очень слабы, настолько, что позорят автора. Он, подобно своему герою, пытается хотя бы повторить или продолжить собственные достижения.
    Но тщетно. 24 февраля 1852 года он сжигает второй том “Мертвых душ”, написанный гораздо слабее первого. А через несколько дней он умрет.
    Гоголь назвал свою повесть «Портрет» . Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?
    Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов Х1Х века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.
    Художника Чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека» . Он отвергает художников, у которых «самая природа.. .кажется низкою, грязною» , так что «нет в ней чего-то озаряющего» . Чартков, по признанию его учителя в живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям житейским, суете. Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром.
    http://www.focussmile.ru/portret-gogolya.html

  5. Главный герой повести “Портрет” -обедневший дворянин,
    молодой художник, житель Петербурга.
    Возраст Чарткова – 22 года Чартков
    Художник Чартков обладает многообещающим талантом.
    Его учитель пророчит Чарткову большое успех
    в искусстве, если тот будет работать над собой и
    развиваться.
    Поначалу молодой живописец живет бедно,
    но преданно служит искусству.
    К сожалению, Чартков нетерпелив и эта черта
    тановится для него роковой.
    Бедный художник мечтает поскорее разбогатеть.
    Он не хочет жить в нищете ради искусства.
    Однажды Чартков покупает портрет старика.
    В раме портрета он обнаруживает 1000 червоных
    (то есть 3000 рублей) – эти деньги переворачивают
    всю его жизнь.
    Он покупает хорошую одежду, нанимает роскошную
    квартиру в центре и т. д.
    Пользуясь деньгами, Чартков решает прославиться.
    Для этого он заказывает в газете рекламную статью
    о своих картинах.
    В результате у него появляются богатые клиенты,
    которые заказывают ему свои портреты:
    “В душе его возродилось желанье непреоборимое
    схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету.
    Вскоре Чартков становится модным художником и
    вращается в светком обществе.
    Слава Чарткова растет, но вместе с тем умирает его талант.
    Ему надоедает рисовать одни и те же портреты.
    Его кисть “охладевает” и “тупеет”.
    Сделав своим призванием накопление богатств,
    угодливое служение верхам общества,
    Чартков мог создавать
    лишь стандартные, лишенные всякой живой мысли,
    живого чувства портреты знатных сановников,
    аристократических дам,
    но он потерял Дар передать в искусстве большую
    жизненную правду.
    Талантливый художник превратился в жалкого ремесленника,
    неспособного создавать подлинные художественные ценности.
    Трагедия Чарткова в том и состоит, что он сам загубил
    свой талант,
    поставив сиюминутную славу, материальный успех
    выше искусства.
    Это трагедия человека, изменившего своему призванию,
    высоким творческим принципам ради расчетливого
    преуспевания.
    Отсутствие живой веры в Бога как источника всякого блага
    и готовности обратиться ко Творцу в чувстве покаяния
    приводит Чарткова к краху: художник возненавидел искусство.
    Он начинает скупать все талантливые произведения и
    уничтожать их с “бешенством” и “адским” наслаждением.
    Деньги играют роковую роль в его жизни:
    в начале они стали причиной гибели его таланта,
    сейчас он использует их на то, чтобы уничтожать
    талантливые произведения других художников.
    Фактически он возвращает деньги тому, от кого их получил.
    Так Гоголь подчеркивает: сделка с дьяволом ведёт к
    опустошению, погружает человека в небытие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *