Сочинение на тему что сближает ларису огудалову и катерину

5 вариантов

  1. Что может быть общего у блистающей в своем провинциальном светском обществе подчеркнуто бедной Ларисы Огудаловой и купеческой дочери, жены, невестки Катерины Кабановой? Если рассматривать биографию, то очевидна общая беда — неудачный запретный роман, закономерным итогом которого станет неминуемое страшное общественное порицание. Нравы той эпохи были весьма суровы, так что наказание действительно жестокое. Однако обе женщины готовы принять его ради возможности быть рядом с любимым человеком, обе просят своих избранников забрать их, увезти, жениться, принять. Избранники же у Ларисы и Катерины хоть и почти диаметрально разные, но ведут себя одинаково — оставляют своих женщин “волею судеб”, ничего не предпринимая для разрешения ситуации.
    В кульминационные моменты и Лариса, и Катерина приходят к решению оборвать собственную жизнь — это представляется им единственным выходом, альтернативой осуждению, позору и самому тусклому существованию: для Катерины в семье Кабановой, для Огудаловой — в замужестве с Карандышевым или на содержании у Кнурова. Катерина, под влиянием еще и религиозного кликушества, помимо психологического воздействия членов семьи, суицид все-таки совершает. Уход из жизни Ларисы куда более трагичен и нелеп, на грани фарса: ревнивый ничтожный чиновник Карандышев под высперенное “так не доставайся же никому!” убивает Огудалову из осмеянного пистолета. А она, умирая, считает такую смерть избавлением от позора и приравнивает ее для себя к самоубийству. Выглядит это для глаз невольных зрителей как попытка взять на себя вину жениха, оправдать его перед законом, хотя никаких законов в той мещанской жизни не существует в принципе.
    Сходство биографий — далеко не последнее, что сближает Ларису и Катерину. Давайте посмотрим на их избранников, которые в обоих случаях и стали косвенными виновниками трагедии. Конечно, Борис и Паратов не похожи друг на друга ровно настолько, насколько не похожи между собой и сами героини. Однако оба они играют для Катерины и Ларисы одну роль — дают ирреальную возможность вырваться из неподобающего окружения. В других условиях, в другой обстановке привлекательность этих мужчин в глазах наших барышень стремилась бы к нулю, здесь же мы видим иное. Борис, человек умный, образованный, с тонкой душевной организацией, резко контрастирует с членами семьи Кабановых и их кругом, которые в лучших традициях русского купечества темны, скудны разумом и духом, жестоки — словом, олицетворяют собой косное прошлое. Катерине хочется легкости, свободы, жизни “как при маменьке”, она ищет не столько романтики, сколько защиты и человеческого отношения, участия, доверия. Борис способен дать ей только видимость желаемого, он и сам отчаянно в том же самом нуждается. Избранник Катерины не подлец, а очень слабый человек, потому альтернативы самоубийству у нее не оказывается: она понимает, что вместо поддержки нашла такое же бессилие.

  2. И Катерина, и Лариса одиноки во всем мире. Катерина оказывается непонятой ни Борисом, ни Варварой, которая помогает ей организовывать встречи с возлюбленным. Ларису не понимает даже собственная мать, которая стремится найти ей знатного и богатого жениха, независимо от того, что к нему будет чувствовать Лариса. Героиню не понимают ни давний друг Вожеватов, ни жених Карандышев, ни возлюбленный Паратов. Для них Лариса – кукла, жизнь которой ничего не стоит. Отношение к человеку как к вещи и у героев драмы «Гроза».
    Объединяет девушек и то, что они всячески стремились к любви, однако не получали ответного чувства. Катерина, находясь замужем за Тихоном, влюбляется в Бориса. Она признается семье мужа в измене и надеется на то, что она уедет вместе с Борисом, однако тот не готов брать на себя такую ответственность. Любовь Катерины была невзаимна. Лариса искренне влюблена в Паратова, который ее уже однажды обманул. Девушка готова простить предательство, надеясь, что дальнейшие их отношения будут развиваться счастливо, однако Паратов признается, что между ними ничего не может быть, так как он обручен. Чувства Ларисы также невзаимны. Обе девушки, стремившись к любви, не заметили истинных лиц своих возлюбленных, что становится причиной их трагичного финала. Поводом к смерти становится именно разочарование в любви.
    Однако в пьесе «Бесприданница» А.Н. Островский делает акцент на том, что Лариса Огудалова – бесприданница, и именно поэтому она не может обрести счастье в обществе, где главными являются деньги. Данная тема в пьесе «Гроза» не поднимается. Если Катерина отличается от общества только своим мировоззрением, то Лариса и взглядами на жизнь, и социальным статусом.
    Жизнь Катерины Кабановой и судьба Ларисы Огудаловой отличаются настоящей драматичностью и даже трагичностью. Являясь нравственно чистыми людьми, девушки не имеют права на счастливое существование в жестоком обществе. Катерина бросается в Волгу, Лариса погибает от рук бывшего жениха Карандышева. В этом заключается главное отличие судеб девушек: Катерина самостоятельно решает уйти из мира «жестоких нравов», вступая с ним в своеобразную борьбу, а Лариса фактически погибает от рук того общества, в котором не смогла найти счастье. Если сравнивать героинь, то можно сказать, что Лариса оказывается повержена, а Катерина выходит из этой ситуации победителем, так как Тихон начинает упрекать Кабаниху в том, что именно она виновата в смерти его жены.

  3. Одним из основных мотивов русской литературы является выведение женского образа как главного, ведущего в произведении. Это делает и А. Н. Островский в своих пьесах «Бесприданница» и «Гроза». Лариса и Катерина. Главные героини, на первый взгляд, очень похожи, но, если мы рассмотрим этот вопрос подробнее, то мы найдем не только много общего, но и множество различий.
    Итак, сравним Ларису и Катерину. Для начала сравним жанры произведений, в которых они являются главными героинями. «Бесприданница», в отличие от “Грозы«,— это драма, поскольку в ней нет как таковой трагедии Ларисы. Лариса осознает свой грех только перед смертью, а Катерина — намного раньше. Она живет, борется со своим грехом, но все-таки погибает. В этом и выражается трагедия Катерины.
    А в чем же сходство Ларисы и Катерины? Вначале их судьбы очень похожи. Ни у Катерины, ни у Ларисы нет счастья в личной жизни, нет любви. Из-за этого Катерина влюбляется в Бориса, хотя, как сказал Добролюбов, Борис — всего лишь вещь из обстановки, окружающей Катерину. А Лариса, в свою очередь, влюбляется в Паратова. Также сближает обеих героинь мотив реки — Волги: они обе убегают на Волгу со своими возлюбленными. Для них обеих река символизирует смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке…
    Говоря о мотивах пьес, сближающих главных героинь, нужно не забыть и о мотиве птицы и полета. И Лариса, и Катерина мечтают летать, как птицы. «Лариса» означает «чайка» — птица, умирающая в море. А Катерину можно сравнить с голубем или с лебедем, так как голубь символизирует святой дух, а «Катерина», как известно, означает «чистая». Обе хотят летать, хотят испытать полет души, стать птицами. Но их полет превращается в падение, обе падают вниз, в бездну из-за своего греха. Помните Слова Ларисы: «Я сама!»? Этим она признает свою вину, А Катерина еще более грешна, чем Лариса, так как она кончает жизнь самоубийством. Но в этом-то и состоит ее трагедия: она понимает, осознает, что согрешила, кается. В осозисиии каждой героиней своего греха заключается их основное различие.
    Светлые, духовные черты Катерины, наверное, имел в виду Добролюбов, называя ее «лучом света в темном царстве». Но можно поспорить с Добролюбовым. И не потому, что Катерина недостойна этого, вовсе нет. Просто, чтобы быть лучом, нужно светить вечно. А Катерина этого не сделала, она не выдержала испытания, посланного ей Богом, не боролась за свою любовь и умерла. Поэтому Катерину можно назвать всего лишь «свечкой», на которую подул ветер, и она потухла. В отличие от Катерины, Лариса не смогла бы принять на душу такой грех, как самоубийство, ей бы не хватило смелости.
    Таким образом, можно сказать, что между этими героинями Островского есть много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе, и их протест против ” темного царства”. А главное их различие состоит в выражении этого протеста. Катерина натура гораздо более сильная, чем Лариса. И трагедия Катерины гораздо глубже, чем трагедия Ларисы.

  4. (257 слов) А.Н. Островский, описывая особенности жизни жителей России, уделял особое внимание женским образам, через которые демонстрировал противоречия нового, современного общества и их пагубное влияние на судьбу отдельных людей. Из-за коренных изменений в государстве дворяне теряют своё положение, а на смену им приходят купцы, разночинцы, даже мещане, ведь теперь власть опирается на них. Героиня «Бесприданницы» Лариса Огудалова и героиня «Грозы» Катерина Кабанова олицетворяют уходящую эпоху.
    И та, и другая – представительницы дворянского сословия, они получили хорошее образование, способны судить об искусстве. Обе обладают всеми чертами «правильной» женщины из аристократической семьи, но это не помогает им в настоящей жизни, с которой они вынуждены сталкиваться ежедневно. Из-за проблем с деньгами Катерину выдают замуж за Тихона, которого никак нельзя назвать образцом дворянина, а Лариса остаётся для Паратова лишь любовницей, но не женой. Дворяне больше не могут обеспечить сами себя, как было раньше, и поэтому вынуждены искать возможности для достойной жизни в семьях купцов или даже богатых крестьян. Противоречие между аристократическими идеалами и суровой потребностью в деньгах и является тем конфликтом, который Островский описывает в своих пьесах «Гроза» и «Бесприданница». В итоге ни Катерина, не Лариса не могут выдержать этого конфликта, и умирают. Их гибель во многом означает конец «старого дворянства», не сумевшего найти в себе силы соответствовать требованием новой эпохи.
    Катерина Кабанова и Лариса Огудалова в произведениях Островского олицетворяют весь отживший себя мир аристократии, балов, изысканных вкусов и дуэлей. Чтобы сохранить хотя бы свою жизнь, они должны броситься в мир, к которому их никто не готовил. Им суждено погибнуть от потомков тех, чьих дедов и прадедов безжалостно и беспечно использовали их собственные предки.
    Автор: Денис Симонов

  5. Одним из основных мотивов русской литературы является выведение женского образа как главного, ведущего в произведении. Это делает и А. Н. Островский в своих пьесах «Гроза» и «Бесприданница». Лариса и Катерина. Главные героини на первый взгляд очень похожи, но если мы рассмотрим этот вопрос подробнее, то мы найдем не только много общего, но и множество различий.
    Итак, сравним Ларису и Катерину. Чтобы их сравнивать, для начала сравним жанры произведений, в которых они являются главными героинями. «Бесприданница», в отличие от «Грозы», — это драма, поскольку в ней нет, как таковой, трагедии Ларисы. Лариса осознает свой грех только перед смертью, а Катерина — намного раньше. Она живет, борется со своим грехом, но все-таки погибает. В этом и выражается трагедия Катерины.
    А в чем же сходство Ларисы и Катерины? Вначале их судьбы очень похожи. Ни у Катерины, ни у Ларисы нет счастья в личной жизни, нет любви. Из-за этого Катерина влюбляется в Бориса, хотя, как сказал Добролюбов, Борис — всего лишь вещь из обстановки, окружающей Катерину. А Лариса, в свою очередь, влюбляется в Паратова. Также сближает обеих героинь мотив реки — Волги: они обе убегают на Волгу со своими возлюбленными. Для них обеих река символизирует смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке… Говоря о мотивах пьес, сближающих главных героинь, нужно не забыть и о мотиве птицы и полета. И Лариса, и Катерина обе мечтают летать, как птицы. Лариса — это чайка — птица, умирающая в море. А Катерину я бы сравнила с голубем или с лебедем, так как голубь символизирует святой дух, а Катерина, как известно, означает чистая. Обе хотят летать, хотят испытать полет души, стать птицами. Но их полет превращается в падение, обе падают вниз, в бездну из-за своего греха. Помните слова Ларисы: «Я сама!»? Этим она признает свою вину. А Катерина еще более грешна, чем Лариса, так как она кончает жизнь самоубийством. Но в этом-то и состоит ее трагедия: она понимает, осознает, что согрешила, кается, а потом… грешит опять. В понимании каждой героиней своего греха заключается их основное различие.
    А теперь сравним символику имен Ларисы и Катерины. «Катерина — чистая, она внутренне обеспокоена какой-то своей мифической неполноценностью…» (Словарь имен; составитель Г. Квита). «Лариса — чайка. Лариса нежна, тонка, чувствительна, послушна в любви… но неверность мужа, ставшая явной, становится роковым событием, которое может разрушить семью» (Словарь имен; составитель Г. Квита). Точно так же неверность Паратова становится роковой для Ларисы, и она погибает.
    Светлые, духовные черты Катерины, наверное, имел в виду Добролюбов, называя Катерину «лучом света в темном царстве». Добролюбов говорил: «Женщина, которая хочет идти до конца в своем восстании против угнетения и произвола старших в русской семье, должна быть исполнена героического самоотвержения, должна на все решиться и ко всему быть готова…» Но я не согласна с Добролюбовым, когда он говорит, что Катерина — это «луч света в темном царстве». Не потому, что Катерина недостойна этого имени, вовсе нет. Просто, чтобы быть лучом, нужно светить вечно. А Катерина этого не сделала, она не выдержала испытания, посланного ей Богом, не боролась за свою любовь и умерла. Поэтому Катерину можно назвать всего лишь «свечкой», на которую подул ветер, и она потухла. Но, в отличие от Катерины, Лариса не смогла бы принять на душу такой грех, как самоубийство, ей бы не хватило смелости.
    Таким образом, можно сказать, что между этими героинями Островского есть много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе; их протест против «темного царства». Но главное их различие в выражении этого протеста. Катерина — натура гораздо более сильная, чем Лариса. И трагедия Катерины гораздо глубже, чем трагедия Ларисы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *