Сочинение на тему что такое честь и достоинство

14 вариантов

  1. Родители, как правило, не хотят за нас краснеть и с детсадовского возраста стремятся объяснить нам разницу между честным и бесчестным поступком, между достойным и низким поведением. Мальчикам при правильном воспитании прививают понятие рыцарской доблести. Абстрактные понятия родители иллюстрируют героями и антигероями любимых сказочных произведений. Мы в играх подражаем этим героям, в нас формируется модель правильного поведения.
    Становясь старше, мы понимаем, что жизнь совсем не сказка, в ней всё серьёзно и непросто. Многое меняется в наших взглядах на жизнь, и представления детства о доблести чести и достоинстве далеко не всегда удобно укладываются в систему более зрелых представлений о жизни. Оказывается, не так-то просто в реальной жизни проявлять доблесть и сохранять честь и достоинство, ведь часто за это надо чем-то поплатиться, чего-то лишиться.
    Всем ли по плечу доблесть как высшая добродетель? Она включает в себя понятия самого высокого мужества, самоотверженности в каком-то деле, неуклонного стремления к высшей цели. Очевидно, что такая добродетель доступна избранным. Приземлённые и практичные люди, коих большинство, внутренне запротестуют против призыва к такой героической доле, но будут благодарны доблестному герою, который, например, спасёт город ценой своей жизни.
    Этическое понятие чести может быть относительным, когда привязано к социальным традициям, сословным предрассудкам и личным амбициям. Например, дворянская честь в случае оскорбления требовала дуэли, которая, по сути, была убийством. Чувство чести изначально свойственно человеку. Под ним подразумевают и верность, и честность, и справедливость, и чистую совесть. Архимандрит Платон в «Православном нравственном богословии» отметил, что право на честь дают два объективных фактора: целомудрие и благородство. При этом целомудрие автор констатирует идеалом природного состояния, а благородство — идеалом состояния личности.
    Близка к понятию чести и такая нравственная категория, как достоинство. Под ним понимается уважение и самоуважение личности человека. Достоинство, таким образом, есть у каждого человека, и попирать его нельзя. В человеческом представлении о достоинстве тоже есть некая относительность. Часто за достоинство человеческой личности принимают социальное положение, материальное благосостояние. Не без оснований достоинство человека в обществе измеряется его заслугами перед страной, его наградами. Достоинство в восприятии людей можно назвать земным.
    Истинное достоинство человека видно только Создателю. В Его глазах человек, ничтожный перед людьми, может быть очень достойным, а всеми уважаемый деятель, напротив, может в духовном отношении быть, что называется, ниже плинтуса, ведь на Небесах требования к достоинству человека — чистота и смирение в сердце, чистота в помыслах.
    Очень важно для человека в суете дней не забывать о доблести, о настоящей чести и подлинном достоинстве. Эти отвлечённые понятия весомее, чем наше материальное благополучие и честолюбивые устремления. Если хотя бы стараться строить свою жизнь на этих трёх китах, она будет труднее, но по большому счёту — счастливее.

  2. I Место человека в обществе.
    II Понятия чести и достоинства.
    1. Достоинство – право каждого человека.
    2. Сходства и различия понятий.
    3. Качества, присущие человеку чести.
    III “Береги честь смолоду”.
    Человек – существо социальное. Он находится в тесной взаимосвязи с обществом. Человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. Каждый человек время от времени задумывается о своем месте среди других людей. Мы не раз слышали о таких понятиях, как честь и достоинство. Но что они означают? Для меня, это целая совокупность определенных черт человека. Это – честность, правдивость, искренность, чистосердечность. Человек чести имеет четкие высокоморальные принципы в своем поведении, в отношениях с окружающими. Они отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Высшим проявлением человеческого достоинства является благородство – нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, честно выполняющему свой долг, живущему по нравственным меркам.
    Я считаю, что человек чести – это еще скромный человек, не говорящий всем вокруг о своем превосходстве. Безусловно, человек чести имеет и такое качество, как достоинство. Достоинство – это внутренняя уверенность в собственной ценности, чувства самоуважения. Понятие достоинства более универсально, нежели понятие чести. Оно подчёркивает значимость личности и не зависит от социальной принадлежности. Обычный труженик может быть гораздо более достойным, чем политик или ученый. Человек обладает достоинством, которое поддерживает он сам, и которое должны уважать другие.
    Близкие по значению понятия чести и достоинства, между тем, имеют важные смысловые различия. Итак, честь – это оценка с позиции общества, достоинство – оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него. Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен “показать” миру свое достоинство, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться. Только тогда можно уверенно сказать, что это – человек чести и достоинства.
    Если право на достоинство человек, как уже было сказано, обретает с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Однако честь — это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами. Заслужить ее можно только, доказывая собственными поступками.
    Также, между честью и достоинством существует определенная схожесть. Она проявляется в таком чувстве, как самооценка. При высокой объективной самооценке, человек, сознающий свои достоинства, реализующий их, законно ждёт от общества соответствующей оценки – чести. Однако не следует забывать, что погоня за честью развивает тщеславие. А тщеславие – одно из проявлений гордыни. В религии она считается одним из смертных грехов.
    Если говорить о нынешнем времени, то сейчас людей чести и достоинства немного. Я считаю, что воспитывать в характере чувства достоинства, чести, правдивости, искренности нужно с раннего детства. “Береги честь смолоду” – писал выдающийся человек, А.С.Пушкин. Таким образом, нужно быть достойным человеком с детства. Все события в жизни взаимосвязаны, и достоинство надо сохранять на протяжении всей жизни, люди должны думать о последствии своих поступков. Так как если человек потеряет доверие и уважение, то вернуть его будет очень тяжело.

  3. Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность
    личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку
    нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование
    велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в
    понятиях «достоинство» и «честь» .
    Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее
    общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в
    почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее
    личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны
    окружающих, похвалы, известности.
    Достоинство же — это, прежде всего,
    внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения,
    проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою
    индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых,
    достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом,
    механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему
    желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на
    движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

  4. Про честь пишут многие писатели и поэты. Но более ярко и понятно данная тема отображена в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
    Автор описывает и раскладывает по полкам все важные вопросы. Эти вопросы очень волнуют людей во всем мире. Говорится о чести, благородстве некоторых отдельных личностей. Иногда писатель описывает эти качества не на примере отдельных личностей, а в общем. Но также в его произведении говорится о людях, которые не знают, что такое честь. А ведь именно собственное достоинство и честь очень важны для каждого индивида. Без этих качеств человек не будет человеком. Всем известные слова «Береги честь смолоду» являются для одного из персонажей жизненным принципом.
    Он принял присягу отечеству, после чего был обязан быть верен своему государству. Так оно и было. Никто не мог его сбить столку или повернуть в ненужное русло. Гринев не отошел от этого, даже когда ему угрожала смертная казнь. Этот человек очень прост и верен своей Родине. Даже предводитель восстания сам его в конце отпустил.
    Есть в повести и такой герой, на которого надеяться никак нельзя. Это Алексей Швабрин. Он является предателем, верность он не сохранил. С самого первого момента своего появления в повести он ведет себя плохо. По его словам видно, что чести у него нет. А также он наговорил всякое про девушку, которая его отвергла.
    Позже Швабрин вообще перешел на сторону врага. Да и был еще один его достаточно подлый поступок. Это когда он отомстил Маше. Он запер ее и не выпускал, пока она не согласится выйти за него замуж. Но девушка не поддалась на провокации. Действительно, капитанская дочка. Ее характер является примером для многих людей. Она не отдала свою честь и не отошла ни на шаг от своих жизненных принципов.
    Автор хотел донести до читателя то, что именно простота характера, честь и личное достоинство являются наиболее важными составляющими человеческой жизни. Каждый человек должен обладать этими качествами. Если их не будет, то человек будет просто размазнёй. И еще очень важно, не потерять уже имеющуюся честь. Ведь продолжать жить после этого просто не получится.

  5. Честь в почёте во всём мире. Русская народная пословица предупреждает: «Береги честь смолоду», арабы говорят: «Под­держка правды — честь, поддержка лжи — потеря чести», в Украине считают, что «лучше честь, чем волов шесть».
    Я думаю, это замечательно, что ценность чести подчёр­кивается в культуре всех народов.
    Вариант 2
    Честь, как я понимаю, это такая нравственная ценность, которая помогает нам вести себя достойно, принимать ре­шения по совести и не опускаться до мелких склок, завис­ти, жадности. Человек чести — это порядочный человек.
    В прочитанном мною рассказе «черёмуховый дед» нау­чил команду мальчишек-футболистов играть по совести, быть дружными. Он передал ребятам вместе с умением вести мяч ещё и благородство, желание не допус­кать «неспортивного поведения» на поле и в жизни.
    Понятие чести связано для меня и с эпохами рыцарей и мушкетёров, когда красота поступков, верность себе, даме сердца или короне ставились превыше личной выгоды и зо­лота.
    Можно вспомнить короля Артура, который, по мнению некоторых историков, создал орден самых доблестных «ры­царей круглого стола». Об их чести, справедливости до сих пор ходят легенды.
    Я считаю, что на протяжении всей жизни человек дол­жен беречь свою честь и не терять её.
    Вариант 3
    Я считаю, что честь — это такое поведение, которое вы­зывает чувство уважения у окружающих. Честь подразуме­вает умение поступать справедливо, без лжи, фальши, стра­ха, не проявляя малодушия и эгоизма. Материал с сайта //iEssay.ru

  6. Обратимся к рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека». В нём показана история простого русского солдата, даже имя его распространено – Андрей Соколов. Этим автор даёт понять, что герой рассказа – самый обычный человек, которому выпало несчастье жить во время Великой Отечественной войны. История Андрея Соколова типична, но сколько же лишений и испытаний ему пришлось пережить! Однако он с честью и стойкостью перенёс все невзгоды, не потеряв мужество и достоинство. Автор подчёркивает, что Андрей Соколов – самый обыкновенный русский человек, именно этим показывая, что честь и достоинство – неотъемлемые черты русского характера. Вспомним поведение Андрея в немецком плену. Когда немцы, желая развлечься, заставили измученного и голодного пленного выпить целый стакан шнапса, Андрей сделал это. На предложение закусить он мужественно ответил, что русские после первой не закусывают никогда. Тогда немцы налили ему второй стакан, и, выпив его, он так же ответил, несмотря на мучивший голод. И после третьего стакана Андрей отказался от закуски. И тогда немецкий комендант с уважением сказал ему: «Ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат! Я уважаю достойных соперников». С этими словами немец дал Андрею хлеба и сала. И эти угощения тот разделил поровну со своими товарищами. Вот пример, демонстрирующий мужество и честь, которые даже перед лицом смерти русский человек не утратил.
    Вспомним повесть Василия Быкова «Журавлиный крик». Самый молодой боец в батальоне – Василий Глечик – остался единственным выжившим против целого отряда немцев. Однако враги не знали этого и готовились нанести удар, собирая лучшие силы. Глечик понимал, что смерть неизбежна, однако он ни на секунду не допустил мысли о побеге, дезертирстве или сдаче в плен. Честь русского солдата, русского человека – вот, что нельзя убить. Он до последнего вздоха готов был защищаться, несмотря на жажду жить, ведь ему было всего 19 лет. Внезапно он услышал крик журавлей, посмотрел в небо, безграничное, бескрайнее, пронзительно живое, и проводил тоскливым взглядом этих свободных, счастливых птиц. Он отчаянно хотел жить. Пусть даже в таком аду, как война, но жить! И вдруг он услышал жалобное курлыканье, вновь взглянул вверх и увидел раненого журавлика, который силился догнать свою стаю, но не мог. Он был обречён. Злоба овладела героем, невыразимое желание жизни. Но он сжал в руке единственную гранату и приготовился к своей последней битве.
    Приведённые аргументы красноречиво подтверждают постулат, заявленный в нашей теме – даже перед лицом неминуемой смерти у русского человека невозможно отнять честь и достоинство.

  7. С раннего детства наши родители стараются воспитать в нас все самые положительные и благородные качества, присущие добропорядочным гражданам. В пример они нам ставят наших любимых героев из прочитанных нами книг или увиденных на телеэкране. Мы же, подражая им во время детских игр, закладываем в своё подсознание доблестные намерения, достойные и честные поступки, мужество и благородство … Но вот мы подросли … Детство осталось позади, и у нас уже начинают сформировываться совсем другие, новые взгляды на жизнь. Теперь мы видим жизнь со всеми её плюсами и минусами, которые искажают наше детское представление о доблести, чести и достоинстве, не всегда в нужном и правильном направлении. Но что же всё-таки такое доблесть, честь и достоинство? “Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твёрдостью духа. Его ноша тяжела и путь его долг. Человечность-вот ноша, которую несёт он:разве она тяжела? Только смерть завершает его путь:разве он долог?” Конфуций “Доблесть-всегда сознавать последствия наших поступков, Доблесть-всегда разбирать, где гнусно, бесчестно и вредно.” Луцилий Гай ” … Честь – это награда, присуждаемая за добродетель … ” Аристотель Если же верить высказываниям великих ораторов и мыслителей, проверенных на опыте несколькими поколениями, то можно сказать, что человек создан не только для того, чтобы приумножить свой род, или построить дом, а для того чтобы принести в мир и подарить окружающим его людям как можно больше добра, благодеяния и заботы. А вот в этом и заключается смысл слов доблести, достоинства и чести. И я уверена, что если мы научимся достойно выходить из ситуаций, с честью и доблестью, то это значит, что мы прожили правильную жизнь и внесли свой вклад прогрессирование великого человеческого рода.

  8. Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни».
    Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство» и «честь». Близкие по значению» они, между тем, имеют важные смысловые различия.
    Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство же — это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.
    Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной и т.п. чести, то есть о каких-то специализированных нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Итак, честь — это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство — это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.
    Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности — «не уронить», «не замарать» эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение социума.
    Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.
    Заглядывая в историю «чести» и «достоинства», можно сделать по крайней мере два вывода. Во-первых, понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу; во-вторых, между ними определенно существуют различия, которые, возможно, и представляют наибольший интерес для этического анализа. Действительно, честь и достоинство — категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга. Так, если честь, как уже отмечалось, — это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство — объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь — это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворянина), в то время как понятие достоинства безразлично к ним: человеческое достоинство бомжа ничуть не меньше, чем человеческое достоинство представителя высших социальных слоев, хоть осознание и чувство достоинства у них могут быть разными.
    Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен «предъявить» миру свое достоинстве, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться, у которой убеждения и дела находятся в органическом единстве.
    Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство — это нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, способному честно и самоотверженно выполнять свой долг, жить по высоким нравственным меркам, не роняя человеческого достоинства.
    Показателем достоинства личности выступает и ее. Отношение к достоинству другого человека. Тот, кто не уважает достоинство другого, тем самым оскорбляет не только чужое, но и свое собственное достоинство.
    Если право на достоинство человек, как уже говорилось, обретает с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Когда говорят «Береги честь смолоду», имеют в виду, что доброе имя человек начинает завоевывать с первых шагов своей сознательной жизни, последовательно обнаруживая ответственность, принципиальность, искренность, честность, надежность. Однако честь — это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами. Заслужить ее можно только доказывая собственными действиями свое соответствие эталонным представлениям о чести. Это может быть и простой физический труд, и научно-техническое творчество, и уникальное исполнительское искусство. Важно здесь то, насколько значим для людей вклад каждого из нас, насколько в своих действиях и поступках каждый из нас сумел проявить, выразить себя. Тогда-то и возникает субъективное ожидание признания чести: я испытываю гордость, если то, что я делаю, я делаю лучше других, если результат моих дел замечен и по достоинству оценен другими, особенно если речь идет о творчестве — в инженерной деятельности, науке или искусстве. Таким образом, разные обстоятельства и разные сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. В связи с этим и встает проблема профессиональной, семейной, фамильной чести.
    Наряду с рассмотренными отличиями между честью и достоинством существует определенная связь и очень сложная корреляция (взаимная согласованность). Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Однако эта зависимость не является прямо пропорциональной. Во-первых, нельзя сказать, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый, то есть обладающий в полной мере чувством собственного достоинства, может быть в то же время настолько скромным, что внешнее признание (почет) его не только не волнует, но даже отталкивает своей суетностью.
    Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка.
    Во-вторых, сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании смысла чести и достоинства. В этом случае можно говорить об образовании таких феноменов, как лжедостоинство и псевдочесть. Чаще всего они связаны с особого рода корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых нормы и ценности. В результате возникают порой очень жесткие представления и требования, которые организуют жизнь и поведение в том или ином локальном мире.
    В-третьих, корреляция осложняется и возможностью относительной независимости чести и достоинства друг от друга, проявляющейся, например, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Иными словами, в тех или иных обстоятельствах обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному. Один в этом положении и вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным».
    Другой, несмотря на унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, то есть теряя честь, сохранять достоинство. При этом возможна активная защита чести на основе сохранения собственного достоинства.
    Например, в дореволюционной армии сорвать эполеты с офицера, то есть обесчестить его, еще не значило лишить его достоинства. Именно сохранение собственного достоинства помогало и заставляло человека заботиться о возвращении утраченной чести: доказательством своей невиновности или дуэлью.
    Еще более благородным является умение с глубоким внутренним достоинством принять бесчестье. Таких Людей обычно называют великомучениками, страстотерпцами: это, например, многие христианские святые.
    Рассмотренные нами теоретические проблемы, раскрывающие сущность и взаимосвязь чести и достоинства личности, дают нам возможность использовать знания об этих моральных ценностях в решении конкретных жизненных вопросов. Одним из них является вопрос о женском и мужском достоинстве. Ведь многие наши житейские беды, в конечном счете, проистекают от того, что мы иногда забываем: кроме разделения человеческих особей на мужчин и женщин по принципу биологическому и физиологическому есть еще и социальный, нравственный, наконец, эстетический принцип определения человека. И по этим принципам, выработанным веками, понятие «мужчина» предполагает обязательное следование естественному кодексу мужского достоинства, который определяет не только поведение мужчины в среде товарищей и друзей, но и его отношение к женщине.
    Не менее противоречивой является сегодня и проблема женской и девичьей чести. Издавна она была связана с такими понятиями, как девичья гордость, скромность, нравственная чистота, целомудрие, — всем тем, что воплотилось в образе «тургеневской девушки».
    В XX веке объяснено многое, прежде казавшееся необъяснимым, решены многие проблемы ядерной физики, генной инженерии, астрофизики. Но как быть с моральными проблемами, с нравственными принципами, с нормами человеческого поведения, которые объяснить не всегда возможно? Наверное, их нужно просто выполнять, их нельзя не выполнять, потому что все мы, люди, связаны между собой гораздо теснее, чем это нам представляется.
    Список литературы
    1) Этика: Учеб. пособ./ И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева. Мн.: Тетра Системс, 1998.
    2) Основы этики: Учеб. пособ./ И.Л. Зеленкова. Мн.: Тетра Системс, 1998.
    3) Этика: Учеб. пособ./ Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова. Мн.: Новое знание, 2002.

  9. С раннего детства наши родители стараются воспитать в нас все самые положительные и благородные качества, присущие добропорядочным гражданам. В пример нам они ставят наших любимых героев из прочитанных нами книг или увиденных на телеэкране. Мы же, подражая им во время детских игр, закладываем в своё подсознание доблестные намерения, достойные и честные поступки, мужество и благородство… Но вот мы подросли… Детство осталось позади, и у нас уже начинают сформировываться совсем другие, новые взгляды на жизнь. Теперь мы видим жизнь со всеми её плюсами и минусами, которые искажают наше детское представление о доблести, чести и достоинстве, подчеркивают нашу индивидуальность, но, к сожалению, не всегда в нужном и правильном направлении. Но что же всё-таки такое доблесть, честь и достоинство? “Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твёрдостью духа. Его ноша тяжела и путь его долог. Человечность – вот ноша, которую несёт он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?” Конфуций “Доблесть – всегда сознавать последствия наших поступков, Доблесть – всегда разбирать, где честь, где право, где польза, Что хорошо и что нет, что гнусно, бесчестно и вредно.” Луцилий Гай “…Честь – это награда, присуждаемая за добродетель…” Доблесть, честь и достоинство. Если же верить высказываниям великих ораторов и мыслителей, проверенных на опыте несколькими поколениями, то можно сказать, что человек создан не только для того, чтобы приумножить свой род, или построить дом, а для того чтобы принести в мир и подарить окружающим его людям как можно больше добра, благодеяния и заботы. А вот в этом и заключается смысл слов доблести, достоинства и чести. И я уверенна, что если мы научимся достойно выходить из ситуаций, с честью и доблестью, то это значит, что мы прожили правильную жизнь и внесли свой вклад прогрессирование великого человеческого рода.

  10. Достоинством человека являются его внутренние ценности в жизни. Каждому индивиду присущи какие-то свои ценности и взгляды на происходящее, но существуют и общие, утвержденные годами, приоритеты. Это честь семьи, доброта к детям, уважение к сединам пожилых людей, стремление к самосовершенствованию. И неважно какие трудности приходится пережить за всю свою долгую жизнь и сколько раз нужно будет сделать трудный выбор, главное, это не потерять своего достоинства и смысла внутреннего мира. Это очень тяжело, но чувство удовлетворенности и гордости за себя невозможно заменить ничем.
    Довольно часто люди ради материальных благ принимают недостойные решения, тем самым ощущая внутреннюю пустоту и унижение, хотя поставленная цель была и выполнена. В таком случае, чтобы не страдать от угрызений совести, следует прислушиваться к своим личностным убеждениям и не поддаваться манипулированию со стороны других людей. Нужно воспитывать силу характера. Конечно, не всегда получается сохранить чувство личного достоинства. Это можно наблюдать на примерах войн,… репрессий и других неординарных ситуациях. Но не все люди теряют свой внутренний стержень даже в плохие времена. И можно наблюдать таких героев как в истории, так и в современном мире. Ведь они взваливают на себя весь груз достоинства. Да, именно груз. Потому что в истории есть случаи и с летальным исходом людей, которые отстаивали свою жизненную позицию, не подчиняясь атакам со стороны агрессоров. Они являются примером для подражания.
    Тяжелые жизненные ситуации имеют место в жизни каждого человека. Сломаться, плыть по течению или с гордостью выйти из сложившегося обстоятельства – выбор самого человека. Он будет непрост, но в моменты неуверенности необходимо подумать о том, что внутренний стержень и чувство личного достоинства не смогут сломать временные проблемы. Ведь их можно решить, пусть и путем огромных усилий, зато характер и духовная сила только от этого окрепнут. Всем нужно пытаться жить достойно. Воспитывать в себе своего личного героя.

  11. 11
    Текст добавил: Сбежавшая_невеста

    Тюлюш Татьяна,
    ученица 10 «б» класса
    МБОУ СОШ №2 г.Турана
    Пий-Хемского кожууна
    Республики Тыва
    Сочинение-рассуждение.
    Размышления о чести и совести.
    Для человека честь и совесть это, прежде всего, его характеризующая личность. Честь  – это достойные уважения, наиболее благородные и доблестные чувства и его репутация. Если человек держит свое слово, не предает друзей, всегда приходит на помощь слабым, о нем говорят «человек чести». Понятия честь и достоинство связаны. Достойный человек живет честно, справедливо, отличает добро от зла. Честь и достоинство необходимы человеку в те моменты, когда надо выбирать, как поступать.
    Совесть – это наш внутренний голос, контролирующий поступки, мысли, дела. Например, я чувствую спокойствие, удовлетворенность, потому что знаю, что я выполнила свой долг, обязанность, не нарушила моральные нормы. А иногда бывает так, что я сожалею о случившемся, хочется исправить ошибку и не совершать ее в будущем. И тогда угрызения совести, чувство вины начинают беспокоить разум, и ты чувствуешь раскаяние. Я считаю, стыд – тяжелое переживание позора перед другими, а совесть – это стыд перед самим собой, переживание из-за поступка или сказанного. Совесть заставляет нас размышлять о своих поступках, критически их оценивать.
    Честь и совесть взаимосвязаны, так как соблюдение правил чести помогает человеку обрести душевное спокойствие и жить в согласии со своей совестью.
    Честь и совесть. Мы часто произносим их, но, к сожалению, редко задумываемся над этими понятиями. Скорее всего, они для нас лишь слова, не имеющие смысла, используемые нами лишь для того, чтобы сделать свою речь красивым и эффектным. Так почему эти слова являются важнейшими достоинствами человеческой души? Эти вопросы волновали и продолжают волновать людей. И во все времена заслуживающая уважения честь и чистая совесть были ценным благом для человека. Таким образом, честь и совесть не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать мести и обид.

  12. Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность
    личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку
    нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование
    велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в
    понятиях «достоинство» и «честь» .
    Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее
    общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в
    почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее
    личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны
    окружающих, похвалы, известности.
    Достоинство же — это, прежде всего,
    внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения,
    проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою
    индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых,
    достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом,
    механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему
    желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на
    движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

  13. Честь и совесть не позволили героям повести «А зори здесь тихие…» не выполнить задание, отступить. Они знали, что погибнут, но верили, что выиграют время. Так оно и получилось. Все пять девушек погибли, а старшина Басков мучился из-за того, что не смог уберечь их. Оборвалась ниточка. Нет продолжения, но есть память и есть сын Риты Осяниной, который стал честным человеком, способным защитить свое Отечество.
    А что было бы, если бы девушки испугались, дрогнули, отступили? Была бы тогда возможна победа? Из маленьких подвигов складывается единый подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Мы благодарны всем тем, кто защищал нашу честь, нашу совесть на полях сражений и выстоял. Хочется верить, что люди с чистой совестью и честью не исчезнут в нашей стране. И наконец таки их оценят. На них будут равняться, их будут прославлять.
    Но не для славы нужны человеку честь и совесть. И не только на войне или в каких-либо других экстремальных ситуациях. Обычному человеку в обыденной жизни важно вести себя достойно, то есть жить по принципам чести и совести. Мне приходят на ум строчки из «Капитанской дочки» Пушкина, наказ отца Петру Гриневу: «Береги честь смолоду». Видимо, это самое главное пожелание для человека. И самый достойный жизненный путь, правда, и самый трудный. Есть и другой, полегче, попроще. Но там низость, подлость, бесчестье!
    Мне бы хотелось не свернуть с первого.
    Честь и совесть?! Многие люди употребляют эти слова в повседневной жизни. А ведь если спросить их, каково значение этих слов, то ответят далеко не все. Да и ответы будут совершенно разными.
    Почему? Да потому, что вопрос этот гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. И вот сейчас этот вопрос передо мной. И найти на него однозначный ответ сразу я не могу. Открываю энциклопедический словарь на слове «совесть, и читаю:
    «Совесть — понятие морального сознания, убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение». Я полностью согласен с определением автора данного словаря, но все-таки особенно выделил бы конец этой формулировки: «совесть — сознание нравственной ответственности за свое поведение». С совестью стало уже чуть-чуть яснее, осталось разобраться со словом «честь». Переворачиваю еще несколько страниц, нахожу слово «честь» и читаю: «честь — достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности». И с этим определением можно согласиться. Но от себя я поставил бы вопросительный знак рядом со словом «гордость».
    По моему мнению, которое я не хочу никому навязывать, слова «гордость» и «честь» немного противоречат друг другу, но это лишь мое мнение.
    Однако все определения, написанные выше, являются очень общими. Понимание как совести, так и чести претерпевало изменение со временем. Корни этих слов уходят далеко в прошлое, однако, как мне кажется, их стоит начинать рассматривать со средневековья. Не одно произведение посвящено этой эпохе, но одним из наиболее значительных и ярких я считаю произведение Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот».
    Читая этот роман, невольно проникаешься духом средневековья, духом благородных рыцарей, которым присущи и совесть, и конечно же честь. Мне кажется, что сложилось такое мнение, что понятия «рыцарь» и «честь» неразделимы. В романе действительно Дон Кихот защищает более слабых, а уж чего стоят подвиги этого бесстрашного рыцаря ради своей возлюбленной. В нашей стране этой эпохи не было Именно этим в свое время было вызвано такое отношение Гитлера к нашей стране. Но отсутствие этой эпохи в истории нашей страны нельзя назвать недостатком. Да, Мигель де Сервантес описал Дон Кихота, показав его воплощением чести, достоинства и благородства. Но, вопреки сложившемуся мнению, на одного такого «Дон Кихота» приходилось, по меньшей мере, двадцать «рыцарей», которым понятия «совести» и «чести» были совершенно чуждыми и которые только и занимались тем, что пьянствовали и портили» деревенских девушек.
    Как и все, эпоха средневековья прошла, и пришли другие времена, совершенно другие, и вместе с ними изменилось значение чести и совести. Чтобы проследить это время, я выбрал произведение Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». В этом романе на суд читателя представляются уже совершенно другие люди, с совершенно другой системой ценностей. И в большинстве своем они обладают и честью, и совестью, если следовать определению, данному в начале сочинения. Доказать? Пожалуйста, на примере южан.
    Совесть — убежденность в том, что является добром и злом. Читая сцены, происходящие на пикнике в «Двенадцати дубах», понимаешь, что все южане одобряют Конфедерацию и все, происходящее в ней, считая это добром, северян же они считают злом. Совесть — сознание нравственной ответственности за свое поведение. Почти все южане уверены, что, воюя с северянами, они выполняют то, что должны делать, выполняют свой долг. Честь — достойные уважения и гордости моральные и этические принципы личности. Но ведь так оно и есть. Уважаются люди, борющиеся за свободу Конфедерации, а люди, выступающие против или даже сомневающиеся, встречают не понимание, а презрение. У северян же совершенно другая система ценностей, но можно также легко доказать, что и они обладают честью и совестью. Главные же герои стоят несколько особняком на фоне остальных, и такие понятия, как честь и совесть, к ним неприменимы. И Ретт Батлер, и Скарлетт немного опередили свою эпоху…
    Но Гражданская война в Америке прошла, южане и северяне также ушли в историю. Пришла новая эпоха, замечательно описанная Теодором Драйзером. Мое любимое литературное произведение — трилогия Теодора Драйзера «Трилогия желания», и особенно ее первая часть «Финансист». Читая это произведение, невольно убеждаешься, что совесть и честь у людей отходят даже не на второй план, а куда-то очень-очень далеко. Действия людей, в особенности Фрэнка Каупервуда, диктуются прежде всего своими желаниями, сложившейся ситуацией, симпатией, неприязнью, да чем угодно, только не совестью и честью. Ведь не совесть же подсказала Фрэнку «ограбить» городское казначейство! Конечно, не все люди были такими, как главный герой, Фрэнк Каупервуд являлся все-таки воплощением Америки того времени.
    Так получилось, что в своем сочинении я использовал только зарубежную литературу, но сейчас я попробую исправить этот недостаток. Надо сказать, что наша страна в своем развитии шла по совершенно другому пути, поэтому и понятия чести и совести были совсем другими.
    Это очень хорошо видно на примере одного из моих любимых произведений русской литературы «Судьба человека», написанного Михаилом Шолоховым. Главный герой рассказа Андрей Соколов предстает перед читателем человеком бесконечной воли, чести и совести. Разве мог бы тот же Фрэнк Каупервуд или Ретт Батлер перенести испытания, выпавшие на долю простого русского солдата? Разве могли бы они пожертвовать лучшими годами своей жизни, здоровьем, семьей ради своей родины? Вряд ли! Да никогда, потому что не было у них никогда ни чести, ни совести. Именно честь и совесть помогли главному герою перенести весь ужас войны и выжить.
    Наша страна всегда будет оставаться самой богатой, самой сильной, самой-самой, потому что нигде вы не встретите таких людей, как Андрей Соколов! Пусть в России и стали появляться люди, которые готовы плевать на честь и совесть, их число всегда будет небольшим по сравнению с числом порядочных людей, которым честь и совесть не чужды. Так можно размышлять до бесконечности. Сейчас, перечитав написанное, я понял, что понятия чести и совести очень условны, очень субъективны. Они зависят от системы ценностей, принятой в какой-либо стране, в каком-либо кругу. В разных странах, у разных людей совесть и честь имеют совершенно неодинаковые толкования, значения. И очень хочется надеяться, что когда-нибудь в будущем понятия чести и совести во всем мире будут одинаковыми, объединяющими в разных странах сейчас и тех, которые были раньше, но не дошли до нашего времени.
    И очень хочется, чтобы как можно больше людей обладали такими достоинствами, как честь и совесть.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  14. С раннего детства наши родители стараются воспитать в нас все самые положительные и благородные качества, присущие добропорядочным гражданам. В пример нам они ставят наших любимых героев из прочитанных нами книг или увиденных на телеэкране. Мы же, подражая им во время детских игр, закладываем в своё подсознание доблестные намерения, достойные и честные поступки, мужество и благородство…
    Но вот мы подросли…
    Детство осталось позади, и у нас уже начинают сформировываться совсем другие, новые взгляды на жизнь. Теперь мы видим жизнь со всеми её плюсами и минусами, которые искажают наше детское представление о доблести, чести и достоинстве, подчеркивают нашу индивидуальность, но, к сожалению, не всегда в нужном и правильном направлении.
    Но что же всё-таки такое доблесть, честь и достоинство?
    «Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твёрдостью духа. Его ноша тяжела и путь его долог. Человечность – вот ноша, которую несёт он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?»
    Конфуций
    «Доблесть – всегда сознавать последствия наших поступков,
    Доблесть – всегда разбирать, где честь, где право, где польза,
    Что хорошо и что нет, что гнусно, бесчестно и вредно .»
    Луцилий Гай
    «…Честь – это награда, присуждаемая за добродетель…»
    Аристотель
    Если же верить высказываниям великих ораторов и мыслителей, проверенных на опыте несколькими поколениями, то можно сказать, что человек создан не только для того, чтобы приумножить свой род, или построить дом, а для того чтобы принести в мир и подарить окружающим его людям как можно больше добра, благодеяния и заботы. А вот в этом и заключается смысл слов доблести, достоинства и чести.
    И я уверенна, что если мы научимся достойно выходить из ситуаций, с честью и доблестью, то это значит, что мы прожили правильную жизнь и внесли свой вклад прогрессирование великого человеческого рода.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *