Сочинение на тему что такое детская литература 4 класс
5 вариантов
Сочинения учащихся 4 «а» класса на тему
«Моё путешествие в историю детской литературы»
Панов Никита:
«Что такое литература?
Это огромная страна книг. Книга разговаривает с тобой. Да, да, разговаривает с помощью героев. Их поступки заставляют нас думать, задавать вопросы, подсказывают ответы. С книгой можно отправиться в путешествие в мир фантастики, а твоим другом может стать инопланетянин, вместе с ним побывать на другой планете.
Вместе с книгами ты приобретаешь любимых авторов, можешь узнать, когда и как были написаны любимые книг. Узнать историю детской литературы. Литература – это как машина времени».
Михайлёва Даша:
« История детской литературы началась в X веке. Ещё Ярослав Мудрый прославляет пользу книг для детей, а внук его Владимир Мономах написал рукопись «Поучение» своим детям. Первая рукописная книга для детей был учебник латинского языка «Донатус». Его написал в 1491 году русский дипломат Дмитрий Герасимов. От него же дошла до наших дней записи русской народной сказки. Первой детской печатной книгой была «Азбука». Автором был русский первопечатник Иван Фёдоров в 1574 году. А в XVII веке иеромонах Савватий написал стихи для детей. Детская литература развивалась , в XVIII веке императрица Екатерина II написала книги для детей. А любовь к чтению с детства подтолкнула Сергея Аксакова на написание детских книг. Н.И.Новиков издал первый детский журнал, а А.Шишков писал детские песни для детей. Очень важно читать и помнить эти произведения, без них не было бы современной литературы. Ведь без прошлого, нельзя понять будущего».
Крючков Рома:
« Человек не может знать всё о литературе. Многое ещё не раскрыто. Давным-давно, когда ещё не было литературы, дети читали летописи. Слово летопись означало «повесть временных лет». Но чтобы написать летопись нужно быть грамотным, а учились только дети богатых людей. Летопись велась по годам, днём и ночью, зимой и летом. Самый первый детский писатель Савватий, отдал свою жизнь монашеству и поучениям. Позднее писали стихи и поучения Карион Истомин, Семион Полоцкий. Книши были знамениты, что даже правители стали интересоваться ими. Например: поучения Владимира Мономаха, Екатерина II издала 8 книг для детей. Самый первый журнал был издан Н.Новиковым «Детское чтение для сердца и разума». Детская литература важна для детей, так как в них содержатся рассказы для сердца. Без детской литературы детям будет сложно развиваться».
Логинова Вита:
« О далёком прошлом нашей Родины мы узнаём из книг. Самые первые книги для детей были рукописными. Они создавались монахами. Дети в те времена читали религиозные книги: библию, Ветхий и Новый завет, летописи. Мало детей умели читать, им читали взрослые. Авторами первых произведений для детей были Савватий и Дмитрий Герасимов. Справщик Савватий был очень образованным и уважаемым человеком. Он писал «Азбуковое чтение», «Вся кому не бывати во учении». В книгах Савватия говорится о том, что надо учиться старательно, чтобы быть грамотным человеком. Дмитрий Герасимов написал сказку «О поселянине и медведице». Детсике поэты Симеон Полоцкий и Карион Истомин писали об отношениях детей к взрослым, о Земле, о значении книг в жизни. Даже императрица Екатерина II написала восемь книг для детей. Это были сказки, азбука, рассказы. Позже появляются автобиографические книги, мемуары. Андрей Болотов написал удивительную книгу «Жизнь и приключение Андрея Болотова, написанные самим им для своих потомков», рассказ о себе, о жизни людей своего времени. Первый русский журнал для детей издаёт Николай Иванович Новиков. Он писал в журналах нравоучительные и познавательные статьи. Мне было очень интересно узнать о первых детских писателях и книгах. Авторы учат нас любить книги, читать их, чтобы быть грамотным человеком!»
Вариант 1
Книжка – это тот волшебник, что знакомит ребенка с миром знаний. Я прекрасно помню две своих первых книжки, по которым я учился читать в пять лет. Первая рассказывала о дракончике и двух котятах, которые играли со спичками. Я не знаю автора этой сказки, но запомню книжку на всю жизнь. Ведь она открыла мне дверь в мир чтения.
А вторая – это журнал «Веселые картинки». Этот журнал уже несколько десятков лет радует малышей по всей России. И за границей тоже. Везде, где дети учатся читать на русском языке. В нем много рисунков, поучительных рассказов, детских стихов. И сказок тоже!
Наш народ веками создавал сказки, чтобы рассказывать их детям. Про Бабу-Ягу, про Горыныча змея, Андрея-стрельца, Ивана-дурака, что женился на царевне… Я до восьми лет не засыпал по вечерам без сказки. И многие другие дети тоже не засыпали.
Вариант 2
Когда мне исполнилось года четыре, я понял одну важную вещь. Я узнал, что в мире работает множество детских писателей. Что они пишут книги и стихи для меня, ребенка.
Я люблю стихи для детей Агнии Барто и Самуила Маршака, детские сказки Александра Пушкина. Я даже нарисовал цветные портреты Царевны-Лебеди и Шемаханской царицы из поэм Пушкина.
Еще мне очень нравятся стихи и поэмы Сергея Михалкова. Особенно его рассказы о дяде Степе. Я вырасту и тоже стану полицейским. Буду помогать людям. Спасать тех, кто попал в беду. И наказывать хулиганов, чтоб никого не обижали.
Обидно, что многих хороших детских писателей уже давно нет в живых. Потому что я лично пообщался бы с ними. Спросил бы, как у них получается так замечательно сочинять. Я обязательно побеседовал бы с Корнеем Чуковским. Я обожаю читать его сказки о Мухе-Цокотухе, Тараканище, Мойдодыре, разных прочих чудесных существах. Почему-то они представляются мне смешными до уморы. Наверное, сам Корней Чуковский был очень веселым человеком.
«Детской литературой» мы называем книги, написанные специально для детей, и книги, которые были написаны для взрослых, но считаются детскими.
Специально для детей написаны сказки Г.-Х. Андерсена, «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла, «Кавказский пленник» Л. Толстого, «Похождения Тома Сойера» М. Твена, почти все романы Жюля Верна, стихотворение В. Маяковского «Кем быть?», рассказы и повести А. Гайдара и многие другие произведения.
«Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, сказки А. Пушкина, романы В. Скотта, Ф. Купера, А. Дюма, «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Толстого, «Приключения барона Мюнхаузена» Р. Э. Распе, «Каштанка» А. Чехова, «Маленький принц» А. Экзюпери, «Овод» Э. Войнич, «Как закалялась сталь» Н. Островского писались не для детей. Но острота сюжета, богатство фабулы, благородство и нравственная чистота героев, их стремление к совершенству и мечта о будущем привлекают к ним внимание как взрослых, так и юных читателей.
Чем меньше возраст предполагаемого читателя, тем проще и доступнее должно быть содержание, сюжет и язык книги, тем значительнее в ней роль иллюстраций, картинок.
Революционный критик-демократ В. Г. Белинский утверждал, что детские книги пишутся для воспитания, а воспитание — великое дело: им решается участь человека. В нашей стране ежегодно выходит почти три тысячи разных книг для ребят: мировая и отечественная классика, произведения писателей. Их общий тираж превышает 320 млн. экземпляров. Они издаются на 65 языках народов РОСИИИ. Поистине детская литература сегодня — это великая держава.
Будучи частью мировой литературы для детей, русская детская литература играет совершенно особую роль в коммунистическом воспитании подрастающих поколений. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал, что без детских книг он был бы немым и косноязычным, не смог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что обязан сказать. «Лучшие произведения для детей, выпускаемые в нашей стране миллионными тиражами, — говорит Л. И. Брежнев, — воспитывают у ребят любовь к Советской Родине, к своему народу. Они помогают формированию высоких коммунистических идеалов, расширяют кругозор, приобщают юных читателей к труду, пробуждают у них интерес к знаниям и к искусству».
Но так было не всегда. Поэт С. Маршак замечал, что в нашей стране до Великой Октябрьской социалистической революции детского чтения было сколько угодно, а детской литературы совсем не было.
В 1913 г., накануне вступления России в первую мировую войну, было издано 1396 детских книг, главным образом на русском языке. За очень редким исключением, эти книги не были настоящей художественной литературой.
Большая часть книг писалась по рецептам официальной педагогики, служившей буржуазно-помещичьему государству. Это были слащаво-сентиментальные книжки, ничего общего не имевшие ни с действительной жизнью, ни с искусством. Их целью было пробудить у юных читателей религиозные и монархические чувства, внушить им покорность, послушание, страх.
Тоненьким ручейком пробивались через завалы книжного хлама реалистические художественные детские книги — часть великой русской литературы, которая уважала в маленьком читателе человека, видела в нем будущего патриота, революционера. Любовью к детям, заботой об их будущем проникнуты детские стихи Н. Некрасова, рассказы Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова, Д. Мамина-Сибиряка, А. Куприна, В. Короленко и некоторых других писателей.
Основоположниками детской литературы стали М. Горький, В. Маяковский, К. Чуковский, С. Маршак. Они не только сами писали для ребят, но и находили талантливых «бывалых людей» и убеждали их отдать свои знания и способности труднейшему делу создания книг для детей. Так стали авторами замечательных детских книг кораблестроитель, моряк и летчик Б. Житков, биолог В. Бианки. Не сняв пропахшей порохом шинели, прямо с фронтов гражданской войны пришел в детскую литературу А. Гайдар. Со школьной скамьи входили в детскую литературу поэтесса А. Барто, воспитанники ленинградской школы имени Достоевского, прославившие ее как «Республику ШКИД», Г. Белых и Л. Пантелеев. Оставил занятия математикой ради работы в детской литературе выпускник Московского университета Л. Кассиль… Пример Горького и Маршака привлек в детскую литературу многих «взрослых» писателей. В результате она обогатилась такими значительными произведениями, как «Три толстяка» Ю. Олеши, «Белеет парус одинокий» В. Катаева, «Ташкент — город хлебный» А. Неверова, «Золотой ключик» и «Детство Никиты» А. Толстого, «Кара-Бугаз» К. Паустовского, «Два капитана» В. Каверина, рассказы М. Пришвина, М. Зощенко, А. Платонова, повести С. Григорьева.
Русская детская литература — это окно, широко распахнутое в мир. Она рассказывает ребятам о том, как жили люди в далеком прошлом, как боролись с захватчиками и угнетателями, как совершили первую в мире социалистическую революцию и построили новое общество. Все этапы героической судьбы народа — гражданскую и Великую Отечественную войны, самоотверженный труд строителей коммунизма — отразили книги детских писателей. В своих книгах они ведут юного читателя в школу и на завод, на колхозное поле и на ферму, раскрывают перед его изумленным взором необъятные просторы Родины: леса и реки, моря и горы, степи и пустыни. Они поведали о жизни разных народов, населяющих Советский Союз, помогли ребятам совершить увлекательнейшие путешествия в дальние страны, приоткрыли тайны науки.
Нет вопроса, на который юный человек не нашел бы ответа в книгах детских писателей. И самый главный из этих вопросов — извечный вопрос юности: «Делать жизнь с кого?»
Уже в 20-е годы для ребят были написаны первые рассказы о Горькийе. Сегодня свое знакомство с величайшим гением человечества, с его борьбой и соратниками дети начинают с книг А. Ульяновой-Елизаровой, Н. Крупской, Г. Кржижановского, М. Пришвина, М. Зощенко, А. Кононова, повестей М. Прилежаевой «Начало», «Удивительный год», «Три недели покоя», «Жизнь Горького», 3. Воскресенской «Сердце матери», «Сквозь ледяную мглу», «Утро». С поэм С. Михалкова «На родине Горькийа» и «В музее Горького», с «Горской поэмы о Горькийе» К. Кулиева и поэмы «Горький на Памире» М. Миршакара. С рассказов С. Алексеева, С. Виноградской, С. Дангулова, Л. Радищева, В. Тельпугова, Н. Ходзы.
Горький предстает в этих книгах как великий мыслитель, ученый, политический вождь народных масс, руководитель рабоче-крестьянского государства и одновременно как прекрасный, гармонически совершенный человек: сын, брат, муж, друг, товарищ.
Образ положительного героя находится в центре детской литературы. В книгах писателей это прежде всего борец за народное счастье, революционер: Степан Разин, Емельян Пугачев, декабристы, народники, большевики. Книги о детстве С. М. Кирова («Мальчик из Уржума» А. Голубевой), о Н. Э. Баумане («Грач — птица весенняя» С. Мстиславского), о М. И. Калинине («Под северным небом» и «С берегов Медведицы» М. Прилежаевой), о Н. К. Крупской («Пароль — Надежда» 3. Воскресенской), о Ф. Э. Дзержинском («Железный Феликс» Ю. Германа), рассказы о В. И. Чапаеве В. Разумневича, исторические повести и романы Ал. Алтаева, С. Алексеева, В. Беляева, Т. Богданович, Л. Воронковой, Э. Выгодской, С. Григорьева, С. Злобина, О. Иваненко, В. Морозовой, Н. Кальмы, В. Яна показывают, что человек может быть велик только своей связью с народом, служением народу, передовым идеям эпохи.
Отображая преемственность поколений, писатели рассказали о том, как рядом с отцами мужественно сражались юные герои гражданской и Великой Отечественной войн, как они помогали устанавливать и укреплять Советскую власть. Впервые в истории литературы был создан образ юного борца, активного и сознательного участника социальной жизни. Книги увековечили подвиги уральского пионера Павлика Морозова, киргизского школьника Кычана Джакыпова, юного керченского партизана Володи Дубинина, комсомолки Гули Королевой, молодогвардейцев шахтерского Краснодона. Они навсегда подружили ребят с гайдаровским Тимуром, с Таней Сабанеевой из «Дикой собаки динго, или Повести о первой любви» Р. Фраермана, с Симой Крупицыной из «Великого противостояния» Л. Кассиля, Саней Григорьевым и Катей Татариновой из «Двух капитанов» В. Каверина, Антошкой из повести 3. Воскресенской «Девочка в бурном море», Юрой и Гизи из романа Ю. Коринца «Привет от Вернера».
Русская детская книга — настоящий праздник для читателя. Заразительный, жизнерадостный смех, словно солнечный луч, пронизывает произведения Н. Носова, А. Алексина, В. Драгунского, Ю. Сотника, Л. Давыдычева. Юмор, порой переходящий в иронию, в едкую сатирическую насмешку, — характерное свойство книг этих талантливых детских писателей.
Но и юмор, и занимательный сюжет, и словесная игра в поэзии не самоцель. Юмор и занимательность, по словам А. Алексина, — это кратчайшее расстояние между серьезной проблемой и сознанием читателя. Они служат гуманным идеям, и в этом сила литературы для детей.
Их книги — это подлинная мастерская доброты. Ведь они не просто пробуждают в юном сердце «чувства добрые». Они формируют добрые (в коммунистическом, а следовательно, и общечеловеческом понимании) качества. Включаясь в современную борьбу за человечность, книги детских писателей активно противостоят глупости, самодовольной ограниченности, эгоистической расчетливости, воинствующему индивидуализму — всему тому, что оставлено в людях веками рабства, бесчеловечных и кровопролитных войн.
Благодаря своему гуманизму, тематическому и художественному богатству, русская детская литература имеет высокий международный авторитет. Она открыла миру не только новую книгу, но и новый тип детского писателя: художника и педагога одновременно. Он не просто друг и защитник детей, выразитель их взглядов, их отношения к действительности. Он еще и мудрый наставник, старший товарищ, умелый воспитатель завтрашнего гражданина. Звание детского писателя окружено у нас заботой и уважением. Многие авторы детских книг — лауреаты Государственных премий РОСИИИ и республик, премий Горькийского комсомола. С. Михалков, С. Маршак, К. Чуковский и А. Барто — лауреаты Горькийских премий. Жизнь подтвердила слова М. Пришвина о том, что «детские писатели, самые высокие писатели, самые нужные для Союза писатели. И самая высокая литература, которая может доставить величайшее эстетическое наслаждение и взрослым, — это есть детская литература».
На уроках русской литературы нам рассказывали историю детской книги. Мне очень понравилось, это было познавательно и увлекательно. Я бы хотел даже совершить полет на машине времени, чтобы побывать там, где появились на свет самые первые книги для детей.
А начиналось всё с Х века, именно этим веком датируется первое упоминание о том, что читали дети. Тогда это были религиозные книги: Библия, Жития святых, Евангелие. Писались они монахами в монастырях. Начальную букву первого слова писали красным цветом. Так появилось и известное всем выражение «красная строка».
Ярослав Мудрый ещё в далёком 1037 году обратился к детям в своём произведении «Похвала книгам». При его княжестве создавалось множество монастырей, в которых переводились первые книги с греческого на славянский язык.
Спустя несколько столетий, в 1491 году появился учебник латинского языка «Донатус», который написал русский дипломат и переводчик Дмитрий Герасимов, чтобы облегчить изучение детьми латыни.
Позднее, в 1574 году первопечатник Иван Фёдоров создал первую «Азбуку», а Карион Истомин в конце XVII века составил иллюстрированный «Букварь».
Екатерина ІІ, относившаяся очень трепетно к образованию, написала 8 книг для детей.
На этом, я думаю, можно закончить путешествие в историю детской литературы. Как много мы узнали! Умные и образованные люди всегда понимали важность книг для души и разума детей, заботились об их образовании.
Каждое путешествие захватывает и увлекает. Ведь именно
во время путешествий мы видим новые места, знакомимся
с интересными людьми, узнаем много нового и интересного.
Мое путешествие в историю детской литературы оказалось не
менее увлекательным и познавательным.
Я очень люблю читать. В свободное время я с интересом
читаю самые разные литературные произведения. Мне очень
нравится читать историческую литературу, ведь она расска-
зывает о далеком прошлом, о том, как жили люди много лет
и даже столетий назад, что их интересовало, чем они зани-
мались. Во время путешествия в историю детской литературы
я узнал, что когда-то, очень и очень давно, не было книг для
детского чтения. Меня это очень удивило. Я представил себе,
что у меня бы не было возможности читать. Это было бы
очень плохо. Ведь чтение — это и прекрасное развлечение,
и в то же время возможность узнать что-то новое. У детей,
которые жили несколько столетий назад, такой возможности
не было.
Однако шло время, и стали появляться книги для детей.
Сначала это были учебники. Конечно, читать учебники далеко
не так интересно, как другую литературу. Но если учесть,
что это были первые произведения, созданные специально для
детей, нетрудно представить, насколько важны они были!
Меня очень заинтересовали нравоучительные произведения,
которые создавались специально для детей. Во все времена
дети были детьми. Им хотелось поиграть, повеселиться. Я
уверен, что в далеком прошлом дети далеко не всегда вели
себя хорошо, как хотелось бы взрослым. Вот поэтому и появи-
лись нравоучительные произведения. Ведь детей нужно было
воспитывать, подавать им правильные примеры. Литератур-
ное произведение очень подходит для этих целей. Когда дети
читали нравоучительные истории, то понемногу задумывались
о своем поведении. Они могли представить себе героев про-
читанных историй, ведь это же были такие же дети, как
и они сами. Размышляя об их поведении, дети того времени
задумывались и о своих поступках.
Чтение — это прекрасный способ заставить человека о чём-
то задуматься. И нравоучительные истории, созданные писа-
телями восемнадцатого века, заставляли детей думать о своем
поведении, делать выводы о том, какие последствия может
иметь тот или иной поступок.
Идет время, меняются люди. Но так ли мы отличаемся от
наших предков? Разумеется, мы больше знаем, у нас много
современной техники, без которой мы даже не представляем
себе жизнь. Но ведь во всем остальном люди не меняются.
Они также радуются, огорчаются, веселятся, грустят, как
и наши предки, которые жили несколько столетий назад. И
когда мы читаем литературу, созданную очень давно, нам
кажется, будто мы беседуем с людьми, которые жили в те
времена. Это очень интересно. Поэтому мое путешествие в ис-
торию детской литературы оказалось столь захватывающим
и познавательным.
Сочинения учащихся 4 «а» класса на тему
«Моё путешествие в историю детской литературы»
Панов Никита:
«Что такое литература?
Это огромная страна книг. Книга разговаривает с тобой. Да, да, разговаривает с помощью героев. Их поступки заставляют нас думать, задавать вопросы, подсказывают ответы. С книгой можно отправиться в путешествие в мир фантастики, а твоим другом может стать инопланетянин, вместе с ним побывать на другой планете.
Вместе с книгами ты приобретаешь любимых авторов, можешь узнать, когда и как были написаны любимые книг. Узнать историю детской литературы. Литература – это как машина времени».
Михайлёва Даша:
« История детской литературы началась в X веке. Ещё Ярослав Мудрый прославляет пользу книг для детей, а внук его Владимир Мономах написал рукопись «Поучение» своим детям. Первая рукописная книга для детей был учебник латинского языка «Донатус». Его написал в 1491 году русский дипломат Дмитрий Герасимов. От него же дошла до наших дней записи русской народной сказки. Первой детской печатной книгой была «Азбука». Автором был русский первопечатник Иван Фёдоров в 1574 году. А в XVII веке иеромонах Савватий написал стихи для детей. Детская литература развивалась , в XVIII веке императрица Екатерина II написала книги для детей. А любовь к чтению с детства подтолкнула Сергея Аксакова на написание детских книг. Н.И.Новиков издал первый детский журнал, а А.Шишков писал детские песни для детей. Очень важно читать и помнить эти произведения, без них не было бы современной литературы. Ведь без прошлого, нельзя понять будущего».
Крючков Рома:
« Человек не может знать всё о литературе. Многое ещё не раскрыто. Давным-давно, когда ещё не было литературы, дети читали летописи. Слово летопись означало «повесть временных лет». Но чтобы написать летопись нужно быть грамотным, а учились только дети богатых людей. Летопись велась по годам, днём и ночью, зимой и летом. Самый первый детский писатель Савватий, отдал свою жизнь монашеству и поучениям. Позднее писали стихи и поучения Карион Истомин, Семион Полоцкий. Книши были знамениты, что даже правители стали интересоваться ими. Например: поучения Владимира Мономаха, Екатерина II издала 8 книг для детей. Самый первый журнал был издан Н.Новиковым «Детское чтение для сердца и разума». Детская литература важна для детей, так как в них содержатся рассказы для сердца. Без детской литературы детям будет сложно развиваться».
Логинова Вита:
« О далёком прошлом нашей Родины мы узнаём из книг. Самые первые книги для детей были рукописными. Они создавались монахами. Дети в те времена читали религиозные книги: библию, Ветхий и Новый завет, летописи. Мало детей умели читать, им читали взрослые. Авторами первых произведений для детей были Савватий и Дмитрий Герасимов. Справщик Савватий был очень образованным и уважаемым человеком. Он писал «Азбуковое чтение», «Вся кому не бывати во учении». В книгах Савватия говорится о том, что надо учиться старательно, чтобы быть грамотным человеком. Дмитрий Герасимов написал сказку «О поселянине и медведице». Детсике поэты Симеон Полоцкий и Карион Истомин писали об отношениях детей к взрослым, о Земле, о значении книг в жизни. Даже императрица Екатерина II написала восемь книг для детей. Это были сказки, азбука, рассказы. Позже появляются автобиографические книги, мемуары. Андрей Болотов написал удивительную книгу «Жизнь и приключение Андрея Болотова, написанные самим им для своих потомков», рассказ о себе, о жизни людей своего времени. Первый русский журнал для детей издаёт Николай Иванович Новиков. Он писал в журналах нравоучительные и познавательные статьи. Мне было очень интересно узнать о первых детских писателях и книгах. Авторы учат нас любить книги, читать их, чтобы быть грамотным человеком!»
Вариант 1
Книжка – это тот волшебник, что знакомит ребенка с миром знаний. Я прекрасно помню две своих первых книжки, по которым я учился читать в пять лет. Первая рассказывала о дракончике и двух котятах, которые играли со спичками. Я не знаю автора этой сказки, но запомню книжку на всю жизнь. Ведь она открыла мне дверь в мир чтения.
А вторая – это журнал «Веселые картинки». Этот журнал уже несколько десятков лет радует малышей по всей России. И за границей тоже. Везде, где дети учатся читать на русском языке. В нем много рисунков, поучительных рассказов, детских стихов. И сказок тоже!
Наш народ веками создавал сказки, чтобы рассказывать их детям. Про Бабу-Ягу, про Горыныча змея, Андрея-стрельца, Ивана-дурака, что женился на царевне… Я до восьми лет не засыпал по вечерам без сказки. И многие другие дети тоже не засыпали.
Вариант 2
Когда мне исполнилось года четыре, я понял одну важную вещь. Я узнал, что в мире работает множество детских писателей. Что они пишут книги и стихи для меня, ребенка.
Я люблю стихи для детей Агнии Барто и Самуила Маршака, детские сказки Александра Пушкина. Я даже нарисовал цветные портреты Царевны-Лебеди и Шемаханской царицы из поэм Пушкина.
Еще мне очень нравятся стихи и поэмы Сергея Михалкова. Особенно его рассказы о дяде Степе. Я вырасту и тоже стану полицейским. Буду помогать людям. Спасать тех, кто попал в беду. И наказывать хулиганов, чтоб никого не обижали.
Обидно, что многих хороших детских писателей уже давно нет в живых. Потому что я лично пообщался бы с ними. Спросил бы, как у них получается так замечательно сочинять. Я обязательно побеседовал бы с Корнеем Чуковским. Я обожаю читать его сказки о Мухе-Цокотухе, Тараканище, Мойдодыре, разных прочих чудесных существах. Почему-то они представляются мне смешными до уморы. Наверное, сам Корней Чуковский был очень веселым человеком.
«Детской литературой» мы называем книги, написанные специально для детей, и книги, которые были написаны для взрослых, но считаются детскими.
Специально для детей написаны сказки Г.-Х. Андерсена, «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла, «Кавказский пленник» Л. Толстого, «Похождения Тома Сойера» М. Твена, почти все романы Жюля Верна, стихотворение В. Маяковского «Кем быть?», рассказы и повести А. Гайдара и многие другие произведения.
«Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, сказки А. Пушкина, романы В. Скотта, Ф. Купера, А. Дюма, «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Толстого, «Приключения барона Мюнхаузена» Р. Э. Распе, «Каштанка» А. Чехова, «Маленький принц» А. Экзюпери, «Овод» Э. Войнич, «Как закалялась сталь» Н. Островского писались не для детей. Но острота сюжета, богатство фабулы, благородство и нравственная чистота героев, их стремление к совершенству и мечта о будущем привлекают к ним внимание как взрослых, так и юных читателей.
Чем меньше возраст предполагаемого читателя, тем проще и доступнее должно быть содержание, сюжет и язык книги, тем значительнее в ней роль иллюстраций, картинок.
Революционный критик-демократ В. Г. Белинский утверждал, что детские книги пишутся для воспитания, а воспитание — великое дело: им решается участь человека. В нашей стране ежегодно выходит почти три тысячи разных книг для ребят: мировая и отечественная классика, произведения писателей. Их общий тираж превышает 320 млн. экземпляров. Они издаются на 65 языках народов РОСИИИ. Поистине детская литература сегодня — это великая держава.
Будучи частью мировой литературы для детей, русская детская литература играет совершенно особую роль в коммунистическом воспитании подрастающих поколений. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал, что без детских книг он был бы немым и косноязычным, не смог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что обязан сказать. «Лучшие произведения для детей, выпускаемые в нашей стране миллионными тиражами, — говорит Л. И. Брежнев, — воспитывают у ребят любовь к Советской Родине, к своему народу. Они помогают формированию высоких коммунистических идеалов, расширяют кругозор, приобщают юных читателей к труду, пробуждают у них интерес к знаниям и к искусству».
Но так было не всегда. Поэт С. Маршак замечал, что в нашей стране до Великой Октябрьской социалистической революции детского чтения было сколько угодно, а детской литературы совсем не было.
В 1913 г., накануне вступления России в первую мировую войну, было издано 1396 детских книг, главным образом на русском языке. За очень редким исключением, эти книги не были настоящей художественной литературой.
Большая часть книг писалась по рецептам официальной педагогики, служившей буржуазно-помещичьему государству. Это были слащаво-сентиментальные книжки, ничего общего не имевшие ни с действительной жизнью, ни с искусством. Их целью было пробудить у юных читателей религиозные и монархические чувства, внушить им покорность, послушание, страх.
Тоненьким ручейком пробивались через завалы книжного хлама реалистические художественные детские книги — часть великой русской литературы, которая уважала в маленьком читателе человека, видела в нем будущего патриота, революционера. Любовью к детям, заботой об их будущем проникнуты детские стихи Н. Некрасова, рассказы Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова, Д. Мамина-Сибиряка, А. Куприна, В. Короленко и некоторых других писателей.
Основоположниками детской литературы стали М. Горький, В. Маяковский, К. Чуковский, С. Маршак. Они не только сами писали для ребят, но и находили талантливых «бывалых людей» и убеждали их отдать свои знания и способности труднейшему делу создания книг для детей. Так стали авторами замечательных детских книг кораблестроитель, моряк и летчик Б. Житков, биолог В. Бианки. Не сняв пропахшей порохом шинели, прямо с фронтов гражданской войны пришел в детскую литературу А. Гайдар. Со школьной скамьи входили в детскую литературу поэтесса А. Барто, воспитанники ленинградской школы имени Достоевского, прославившие ее как «Республику ШКИД», Г. Белых и Л. Пантелеев. Оставил занятия математикой ради работы в детской литературе выпускник Московского университета Л. Кассиль… Пример Горького и Маршака привлек в детскую литературу многих «взрослых» писателей. В результате она обогатилась такими значительными произведениями, как «Три толстяка» Ю. Олеши, «Белеет парус одинокий» В. Катаева, «Ташкент — город хлебный» А. Неверова, «Золотой ключик» и «Детство Никиты» А. Толстого, «Кара-Бугаз» К. Паустовского, «Два капитана» В. Каверина, рассказы М. Пришвина, М. Зощенко, А. Платонова, повести С. Григорьева.
Русская детская литература — это окно, широко распахнутое в мир. Она рассказывает ребятам о том, как жили люди в далеком прошлом, как боролись с захватчиками и угнетателями, как совершили первую в мире социалистическую революцию и построили новое общество. Все этапы героической судьбы народа — гражданскую и Великую Отечественную войны, самоотверженный труд строителей коммунизма — отразили книги детских писателей. В своих книгах они ведут юного читателя в школу и на завод, на колхозное поле и на ферму, раскрывают перед его изумленным взором необъятные просторы Родины: леса и реки, моря и горы, степи и пустыни. Они поведали о жизни разных народов, населяющих Советский Союз, помогли ребятам совершить увлекательнейшие путешествия в дальние страны, приоткрыли тайны науки.
Нет вопроса, на который юный человек не нашел бы ответа в книгах детских писателей. И самый главный из этих вопросов — извечный вопрос юности: «Делать жизнь с кого?»
Уже в 20-е годы для ребят были написаны первые рассказы о Горькийе. Сегодня свое знакомство с величайшим гением человечества, с его борьбой и соратниками дети начинают с книг А. Ульяновой-Елизаровой, Н. Крупской, Г. Кржижановского, М. Пришвина, М. Зощенко, А. Кононова, повестей М. Прилежаевой «Начало», «Удивительный год», «Три недели покоя», «Жизнь Горького», 3. Воскресенской «Сердце матери», «Сквозь ледяную мглу», «Утро». С поэм С. Михалкова «На родине Горькийа» и «В музее Горького», с «Горской поэмы о Горькийе» К. Кулиева и поэмы «Горький на Памире» М. Миршакара. С рассказов С. Алексеева, С. Виноградской, С. Дангулова, Л. Радищева, В. Тельпугова, Н. Ходзы.
Горький предстает в этих книгах как великий мыслитель, ученый, политический вождь народных масс, руководитель рабоче-крестьянского государства и одновременно как прекрасный, гармонически совершенный человек: сын, брат, муж, друг, товарищ.
Образ положительного героя находится в центре детской литературы. В книгах писателей это прежде всего борец за народное счастье, революционер: Степан Разин, Емельян Пугачев, декабристы, народники, большевики. Книги о детстве С. М. Кирова («Мальчик из Уржума» А. Голубевой), о Н. Э. Баумане («Грач — птица весенняя» С. Мстиславского), о М. И. Калинине («Под северным небом» и «С берегов Медведицы» М. Прилежаевой), о Н. К. Крупской («Пароль — Надежда» 3. Воскресенской), о Ф. Э. Дзержинском («Железный Феликс» Ю. Германа), рассказы о В. И. Чапаеве В. Разумневича, исторические повести и романы Ал. Алтаева, С. Алексеева, В. Беляева, Т. Богданович, Л. Воронковой, Э. Выгодской, С. Григорьева, С. Злобина, О. Иваненко, В. Морозовой, Н. Кальмы, В. Яна показывают, что человек может быть велик только своей связью с народом, служением народу, передовым идеям эпохи.
Отображая преемственность поколений, писатели рассказали о том, как рядом с отцами мужественно сражались юные герои гражданской и Великой Отечественной войн, как они помогали устанавливать и укреплять Советскую власть. Впервые в истории литературы был создан образ юного борца, активного и сознательного участника социальной жизни. Книги увековечили подвиги уральского пионера Павлика Морозова, киргизского школьника Кычана Джакыпова, юного керченского партизана Володи Дубинина, комсомолки Гули Королевой, молодогвардейцев шахтерского Краснодона. Они навсегда подружили ребят с гайдаровским Тимуром, с Таней Сабанеевой из «Дикой собаки динго, или Повести о первой любви» Р. Фраермана, с Симой Крупицыной из «Великого противостояния» Л. Кассиля, Саней Григорьевым и Катей Татариновой из «Двух капитанов» В. Каверина, Антошкой из повести 3. Воскресенской «Девочка в бурном море», Юрой и Гизи из романа Ю. Коринца «Привет от Вернера».
Русская детская книга — настоящий праздник для читателя. Заразительный, жизнерадостный смех, словно солнечный луч, пронизывает произведения Н. Носова, А. Алексина, В. Драгунского, Ю. Сотника, Л. Давыдычева. Юмор, порой переходящий в иронию, в едкую сатирическую насмешку, — характерное свойство книг этих талантливых детских писателей.
Но и юмор, и занимательный сюжет, и словесная игра в поэзии не самоцель. Юмор и занимательность, по словам А. Алексина, — это кратчайшее расстояние между серьезной проблемой и сознанием читателя. Они служат гуманным идеям, и в этом сила литературы для детей.
Их книги — это подлинная мастерская доброты. Ведь они не просто пробуждают в юном сердце «чувства добрые». Они формируют добрые (в коммунистическом, а следовательно, и общечеловеческом понимании) качества. Включаясь в современную борьбу за человечность, книги детских писателей активно противостоят глупости, самодовольной ограниченности, эгоистической расчетливости, воинствующему индивидуализму — всему тому, что оставлено в людях веками рабства, бесчеловечных и кровопролитных войн.
Благодаря своему гуманизму, тематическому и художественному богатству, русская детская литература имеет высокий международный авторитет. Она открыла миру не только новую книгу, но и новый тип детского писателя: художника и педагога одновременно. Он не просто друг и защитник детей, выразитель их взглядов, их отношения к действительности. Он еще и мудрый наставник, старший товарищ, умелый воспитатель завтрашнего гражданина. Звание детского писателя окружено у нас заботой и уважением. Многие авторы детских книг — лауреаты Государственных премий РОСИИИ и республик, премий Горькийского комсомола. С. Михалков, С. Маршак, К. Чуковский и А. Барто — лауреаты Горькийских премий. Жизнь подтвердила слова М. Пришвина о том, что «детские писатели, самые высокие писатели, самые нужные для Союза писатели. И самая высокая литература, которая может доставить величайшее эстетическое наслаждение и взрослым, — это есть детская литература».
На уроках русской литературы нам рассказывали историю детской книги. Мне очень понравилось, это было познавательно и увлекательно. Я бы хотел даже совершить полет на машине времени, чтобы побывать там, где появились на свет самые первые книги для детей.
А начиналось всё с Х века, именно этим веком датируется первое упоминание о том, что читали дети. Тогда это были религиозные книги: Библия, Жития святых, Евангелие. Писались они монахами в монастырях. Начальную букву первого слова писали красным цветом. Так появилось и известное всем выражение «красная строка».
Ярослав Мудрый ещё в далёком 1037 году обратился к детям в своём произведении «Похвала книгам». При его княжестве создавалось множество монастырей, в которых переводились первые книги с греческого на славянский язык.
Спустя несколько столетий, в 1491 году появился учебник латинского языка «Донатус», который написал русский дипломат и переводчик Дмитрий Герасимов, чтобы облегчить изучение детьми латыни.
Позднее, в 1574 году первопечатник Иван Фёдоров создал первую «Азбуку», а Карион Истомин в конце XVII века составил иллюстрированный «Букварь».
Екатерина ІІ, относившаяся очень трепетно к образованию, написала 8 книг для детей.
На этом, я думаю, можно закончить путешествие в историю детской литературы. Как много мы узнали! Умные и образованные люди всегда понимали важность книг для души и разума детей, заботились об их образовании.
Каждое путешествие захватывает и увлекает. Ведь именно
во время путешествий мы видим новые места, знакомимся
с интересными людьми, узнаем много нового и интересного.
Мое путешествие в историю детской литературы оказалось не
менее увлекательным и познавательным.
Я очень люблю читать. В свободное время я с интересом
читаю самые разные литературные произведения. Мне очень
нравится читать историческую литературу, ведь она расска-
зывает о далеком прошлом, о том, как жили люди много лет
и даже столетий назад, что их интересовало, чем они зани-
мались. Во время путешествия в историю детской литературы
я узнал, что когда-то, очень и очень давно, не было книг для
детского чтения. Меня это очень удивило. Я представил себе,
что у меня бы не было возможности читать. Это было бы
очень плохо. Ведь чтение — это и прекрасное развлечение,
и в то же время возможность узнать что-то новое. У детей,
которые жили несколько столетий назад, такой возможности
не было.
Однако шло время, и стали появляться книги для детей.
Сначала это были учебники. Конечно, читать учебники далеко
не так интересно, как другую литературу. Но если учесть,
что это были первые произведения, созданные специально для
детей, нетрудно представить, насколько важны они были!
Меня очень заинтересовали нравоучительные произведения,
которые создавались специально для детей. Во все времена
дети были детьми. Им хотелось поиграть, повеселиться. Я
уверен, что в далеком прошлом дети далеко не всегда вели
себя хорошо, как хотелось бы взрослым. Вот поэтому и появи-
лись нравоучительные произведения. Ведь детей нужно было
воспитывать, подавать им правильные примеры. Литератур-
ное произведение очень подходит для этих целей. Когда дети
читали нравоучительные истории, то понемногу задумывались
о своем поведении. Они могли представить себе героев про-
читанных историй, ведь это же были такие же дети, как
и они сами. Размышляя об их поведении, дети того времени
задумывались и о своих поступках.
Чтение — это прекрасный способ заставить человека о чём-
то задуматься. И нравоучительные истории, созданные писа-
телями восемнадцатого века, заставляли детей думать о своем
поведении, делать выводы о том, какие последствия может
иметь тот или иной поступок.
Идет время, меняются люди. Но так ли мы отличаемся от
наших предков? Разумеется, мы больше знаем, у нас много
современной техники, без которой мы даже не представляем
себе жизнь. Но ведь во всем остальном люди не меняются.
Они также радуются, огорчаются, веселятся, грустят, как
и наши предки, которые жили несколько столетий назад. И
когда мы читаем литературу, созданную очень давно, нам
кажется, будто мы беседуем с людьми, которые жили в те
времена. Это очень интересно. Поэтому мое путешествие в ис-
торию детской литературы оказалось столь захватывающим
и познавательным.