Сочинение на тему что такое описание повествование рассуждение

13 вариантов

  1. Комментарии преподавателя по изучаемому материалу
    Типы речи: описание, повествование, рассуждение
    На этой странице есть теория, таблицы и примеры по данной теме.
    Возможные трудности
    Добрые советы
    Что делать, если тип речи ясно не определяется?
    Это может быть, поскольку школьная типология носит общий характер и не учитывает возможных нюансов каждого конкретного текста. Тем не менее, ей можно пользоваться.
    Примените к отрывку текста еще раз основные признаки каждого типа речи, постарайтесь опираться именно на эти признаки, а не на вашу интуицию. Отбросьте те типы речи, признаки которых вы не усмотрели.
    Определения для типов описание, повествование, рассуждение есть на другой странице про типы речи в русском языке.
    Все наши высказывания могут быть сведены к трем общим типам
    речи: описанию, повествованию и рассуждению.
    Главная задача автора при описании — указать признаки описываемого.
    Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания?
    как он выглядит? какие признаки для него характерны? как
    он функционирует и т. д.
    Выделяются несколько основных видов описания: описание
    предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и
    состояния человека.
    Приведем примеры разных видов описания.
    Описание предмета, животного или человека
    1. Окраска
    опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к
    середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к
    основанию серая, иногда коричневая.
    2. На
    левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и
    мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном
    движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла
    (по А. Куприну).
    3. Один
    только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около
    тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед
    нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и
    злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность
    окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он
    служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти
    в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и
    расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал
    открытый стол для всех офицеров нашего полка (А. Пушкин).
    Описание места
    Деревня Маниловка немногих могла
    заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на
    возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость
    горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были
    разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций;
    пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные
    жиденькие вершины (Н. Гоголь).
    Описание состояния (среды или человека)
    1. На
    дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер
    плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).
    2. Отчаяние
    овладело мной. Злоба на самого себя туже и туже скручивала грудь. К злобе на
    самого себя примешивалась ненависть к проклятой, выматывающей душу тишине (А.
    Гайдар).
    Главная задача автора при повествовании — сообщить о
    последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно
    задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что
    происходило сначала и что происходило потом?
    Приведем примеры повествования.
    https://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=30 bugaga.net.ru
    1. Карло
    вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено,
    начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы,
    потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище,
    руки… (по А. Толстому).
    2. Стакан
    геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите
    до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при
    помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.
    Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и
    повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей
    действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих
    мыслей. Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное
    выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления,
    события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие
    вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует?
    каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно
    состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое
    нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части
    дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и
    примеры.
    Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:
    (от тезиса к
    аргументам).
    (от аргументов к
    выводу).
    Приведем примеры рассуждения.
    1. Имена
    двух соперников Руслана — Рогдая и Фарлафа — отнюдь не художественная фантазия
    молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства
    Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира,
    говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на
    западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение
    Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.
    2. Имя
    Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании
    угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в
    имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы
    обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д’АНТОНА, в
    котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно
    оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.
    Обобщим разницу типов речи в следующей таблице.
    Тип речи
    Основная задача автора, использующего этот тип речи
    Основные вопросы, характерные для данного типа речи
    Описание
    Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния.
    Каков предмет описания?
    Как он выглядит?
    Какие признаки для него характерны?
    Повествование
    Сообщить о последовательности действий или событий.
    Какова последовательность действий (событий)?
    Что происходило сначала и что происходило потом?
    Рассуждение
    Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.
    Почему?
    В чем причина данного явления?
    Что из этого следует?
    Каковы следствия данного явления?
    Что оно значит?
    В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с
    другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы
    других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).
    < Микротема, основная мысль текста Синонимы к словам >
    Еще больше материалов для подготовки к ЕГЭ

  2. Повествование, описание и рассуждение – три кита, на которых держатся наши тексты. Не поверите, но, если не брать во внимание диалоги, окажется, что художественные произведения состоят именно из этих трех типов речи, подчас смешивающихся, чередующихся и наслаивающихся один на другой. Поэтому автору, стремящемуся освоить курс теории литературы, полезно знать, что представляет собой каждый функционально-смысловой тип речи в отдельности, дабы уметь различать их и понимать, к чему тяготеет его проза.

    Триединство

    Возьмите любое художественное произведение, полистайте его – вы встретите все три типа речи. Не бывает полноценного романа без повествования, описания или рассуждения. В той или иной форме они встречаются в тексте. Хотя нередко автор тяготеет к одному из функционально-смысловых типов речи, и тогда его прозу обвиняют в излишней описательности или в динамичности, что свойственно повествовательным фрагментам текста, или в тяготении к рассуждениям в ущерб повествованию. Классиков, правда, обвинять язык не поворачивается ни у кого, и мировая литература предоставляет нам богатый выбор произведений с двумя или даже одним доминирующим типом речи.
    Нужно признать, что произведения, состоящие сплошь из описания – это экскурсионные буклеты: на описании сложно построить полноценный художественный текст. Хотя мы встретим и произведения, в которых львиную долю текста составляют именно описания. Например, «Волхв» Фаулза – роман-диафильм, в котором одна картина мира сменяется другой. Описательна проза Томаса Манна, Марселя Пруста, Константина Паустовского, ранние рассказы Татьяны Толстой. Но и в этих текстах встречаются повествование и рассуждения, поскольку без них, как ни крути, рассказа, повести, а уж тем более романа не сделаешь. Эссе, фельетон, лирическое стихотворение – да, а все остальное должно быть приправлено хотя бы повествованием.
    Из описания сложно сделать цельный роман, в то время как повествование вполне для этого подходит, ведь что есть литературное произведение, как ни зафиксированная история, а история – это такая штука, в которой что-то должно происходить. Поэтому произведений, в которых повествование выступает основным типом речи, сколько угодно, например, проза Бернарда Вербера – повествовательна, в ней сведены к минимуму описательные фрагменты и фактически нет рассуждений. Повествовательными, как правило, бывают произведения, относящиеся к литературе быстрого темпоритма. Детективы, и особенно те, что называют авантюрными, приключенческие истории, несложные квесты.
    В копилке мировой литературы мы встретим и тексты, состоящие преимущественно из рассуждения – это философские трактаты – но и они, как не крути, содержат элементы описания и повествования.
    Идея проста: к какому бы типу речи не лежала душа автора, ему придется использовать два других, чтобы мир его художественного произведения был гармоничным и цельным.

    Функционально-смысловые типы речи в таблице

    Каждому функционально-смысловому типу речи мы посвятим отдельный подробный материал. А сегодня мы предлагаем вашему вниманию краткий обзор, характеристику повествования, описания и рассуждения.

  3. Тематика и жанры детских сочинений.
    Жанры сочинений
    «Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нём нашли отражение чувства, мысли ребёнка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.
    Творчество – самый мощный импульс развития ребёнка. Задача учителя – развивать творческие силы в своих воспитанниках, помогать им задумываться над вопросами, интересными для них и одновременно важными для становления их личности»[1].
    Творчество формирует в учащихся:
    – потребность в самовыражении, в сопереживании;
    – чувство слова;
    – умение переносить и связывать знания из разных областей;
    – способность и возможность размышлять над известными фактами и явлениями.
    Таким образом, именно творческая работа создаёт условия для развития личности ученика, раскрытия всех его интеллектуальных и духовных возможностей.
    Чем труднее тема, тем интереснее над ней работать. Задача автора данных рекомендаций – помочь учителям-словесникам в подготовке учеников к участию в Конкурсе на лучшую творческую работу в номинации «Литературная работа».
    Основные умения, необходимые учащимся при написании сочинения:
    – вдумываться в тему, осмысливать её границы, стремиться раскрыть тему сочинения;
    – подчинять своё сочинение определённой идее;
    – отбирать материал для сочинения;
    – систематизировать материал, продумывать последовательность изложения, план;
    – строить сочинение в определённой композиционной форме, то есть соблюдать пропорцию частей, чётко представлять особенности построения сочинений разных жанров;
    – правильно, в соответствии с нормами литературного языка, речевой ситуацией и задачей высказывания, точно, ясно выражать свои мысли;
    – редактировать свою работу, то есть исправлять, переделывать, улучшать написанное.
    Традиционные жанры сочинений: описание, рассуждение, повествование.
    Как известно, временные отношения и связи выражает повествование, определительные – описание, причинные – рассуждение.
    Сочинение-повествование
    «Повествовательными текстами называются такие, в которых излагается ряд последовательных событий. Порядок расположения материала при этом определяется хронологической последовательностью событий»[2]. Сообщение о сменяющихся действиях – «новое» в тексте, то есть главная информация, ради которой создаётся высказывание. «Данным» в повествовании является указание на лицо, совершающее действие, на время, место и т.д.
    В повествовании часто используют слова и словосочетания, обозначающие время: сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, позднее, дальше, тут (разг.), тогда, наконец и др.
    Результат сочинения-повествования – рассказ (небольшое литературное произведение повествовательного типа, в котором речь идёт обычно об одном, но важном событии в жизни героя). Основа рассказа – случай, эпизод, происшествие, то есть какое-либо событие. Рассказ включает основные части, связанные с развитием этого события: завязку, кульминацию, развязку.
    Завязка – это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие.
    Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии события.
    Развязка – результат развития события, его заключительный момент.
    Рассказ может иметь также вступление (информация о том, где, когда и с кем произошло событие) и заключение (раздумья автора по поводу описанных событий, нравственные выводы).
    Последовательность частей рассказа условна: действие может раскрываться в прямом порядке, а может и варьироваться в зависимости от замысла автора.
    Повествование может вестись от первого или от третьего лица.
    Основная часть речи, используемая в повествовании, – глагол, особенно форма прошедшего времени совершенного вида.
    Существуют следующие виды рассказов:
    • о случае из жизни автора;
    • на основе услышанного;
    • на основе фантастического вымысла;
    • на основе данного сюжета;
    • на основе сюжета картины;
    • юмористические рассказы на основе услышанного, увиденного;
    • киносценарий на основе рассказа;
    • сказка на основе рассказа;
    • рассказ от лица животного;
    • по данному началу.
    Сочинение-описание
    В основе такого сочинения — перечень признаков предмета, явления, лица, места и т.д., то есть объекта описания.
    Пейзаж – это описание деревьев, травы, неба, реки; при описании портрета обращаемся к возрасту, осанке, росту, походке, выражению глаз, улыбке, манере говорить, жестикуляции, внутреннему состоянию человека; описание какой-либо машины требует сообщения о её назначении, принципе действия, производимых ею операциях, внешнем виде, о её частях, их назначении и взаимодействии.
    Таким образом, цель описания заключается в том, чтобы читатель смог представить предмет описания в своём сознании, почувствовать авторское отношение к нему и сформировать своё.
    Конкурсное сочинение может включать элементы научного и художественного описаний. В научном даётся перечень главных (существенных) признаков предмета, понятие о его свойствах, для этого характерны точность, логическая последовательность, отбор только самых необходимых фактов. В художественном описаниипреобладают субъективность, выражение авторского отношения к описываемому, образность. Основная цель художественного описания — дать яркое представление о предмете, вовсе не обязательно точное и полное.
    Структура описания включает:
    – общее представление о предмете («данное»);
    – описание признаков описываемого, деталей, частей («новое»);
    отношение автора к описываемому.
    Различают следующие виды сочинений-описаний:
    – описание отдельных предметов;
    – описание человека;
    – описание животного;
    – описание помещения;
    – описание природы;
    – описание одежды, костюма;
    – описание действий;
    – описание общего вида местности;
    – описание книги;
    – описание памятника;
    – описание состояния окружающей среды;
    – описание картины чего-либо по воображению и памяти.
    В описании чаще используются имена прилагательные, наречия, причастия, определительные местоимения и т.д.

  4. В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на такие типы: описание (description), повествование (narration), рассуждение (argumentation). Каждый тип речи обладает отличительными признаками.
    Описание (description) это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.;(например: She was not a young woman for her hair was iron-grey; it was cut very short and clustered thickly round her well-shaped head in tight curls… Her face, not a particularly handsome one, was red and weather-beaten…); описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
    Описание может быть использовано в любом стиле речи, в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.
    Рассмотрим описание (description) на примере описания известного портрета:
    “Mona Lisa (Gioconda) is represented sitting in front of a marble balcony. The left arm rests on the arm of the seat, and the fingers fold over the end of it. The right hand, perhaps the most perfect hand ever painted, lies lightly over the left hand and wrist. On sleeves and bodice the pleats of the satin dress take the light.” ( Из “Lonardo da Vinci” E.Mc. Curely)
    В представленном описании автор описывает свое впечатление от картины и описывает портрет в деталях, так что читатель без труда может представить себе этот портрет, даже если он никогда его не видел.
    Повествование (Narration) это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка -entanglement), развитие события (development of events), конец события (развязка – denouement). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.
    В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя.

  5. 5
    Текст добавил: Во МнЕ ЖиВёТ ANGEL

    План.
    1. Типы речи и структура текста.
    2. Описание.
    3. Повествование.
    4. Рассуждение.
    Типы речи и структура текста
    Тексты, с точки зрения смысловой организации, представляют собой ие­рархию смысловых частей разной степени сложности и значимости. Способы построения текстов отражают основные функционально-смысловые типы речи: описание, повествование и рассуждение.
    Рассмотрим особенности каждого типа речи и определим структуры текстов определенного типа.
    Существуют типовые модели построения текста. По своей ор­ганизации тексты можно разделить на тексты «жесткого» и «гибкого» способа построения. «Жесткий» способ подразумевает построение текста по строго за­данной схеме. К текстам «жесткого» способа построения относятся описание (характеристика), повествование, рассуждение (и доказа­тельство). «Гибкий» способ не предполагает наличия какой-либо строгой схе­мы. Построение текста развивается свободно.
    Описание
    Описаниефункционально-смысловой тип речи, в котором раскрыва-ются при­знаки предмета (в широком понимании). Продуктом такого типа речи являются тексты-характеристики.
    Особенностью текстов-характеристикявляется то, что каждая группа однородных объектов имеет свои специфические аспекты рассмотрения, от­личные от других групп однородных объектов.
    В текстах-характеристиках обычно первый абзац это определение (или тема текста), первое слово (первая строка) каждого следующего абзаца называет подтему. Глагол в текстах-характеристиках всегда употребляется в настоящем времени, которое называ­ется prаesеnce-constantum, т. е. настоящее постоянное. В текстах-характеристиках следование подтем не является свободным, а подчинено оп­ределенным принципам систематизации, опирающимся на традицию и логику.
    Одной из разновидностей текста-характеристики является текст-определение: этот вид текстов можно встретить в научных описаниях, в них оп­ределяется научное понятие в какой-либо области знаний. Понятие логиче­ски оформленная общая мысль об объекте, явлении, идея о чем-либо. В тексте устанавливается содержание, наполнение понятия, если предполагается, что одного только определения недостаточно. Это относится к таким типам абст­рактных понятий, которые нельзя представить зрительно, например, стресс (в медицине), рынок (в экономике), жесткость деталей, усталость металла (в машиностроении) и др.
    Другой разновидностью текста-характеристики является текст-классификация.Для лю­бой классификации важно не только выделение групп однородных объектов, но и определение признаков или критериев, по которым данная классификация составлена.
    Для описанияхарактерны: перечислительная структура однородных компонентов и перечислительная интонация, прямая модаль­ность, соотнесенность видовременных значений. Используются глаголы настоящего времени несовершенного вида; предложения с прямым порядком слов; вводные слова и предложения. Научное описание перечень призна­ков предмета, его свойства, поэтому в таком тексте преобладают именные конструкции (сочетания прилагательных и существительных вызывают в сознании конкретный образ.) Деловое описание перечень примет разыскиваемого лица, пропавших вещей и т. п. В художественных текстах используются сравнение, аналогия, противопоставление и другие фигуры, а также весь арсенал образных средств языка (см. Лекцию 2).
    Рассмотрим особенности текстов описаний на конкретных примерах.
    А. Описание арабской кухни: Что касается вторых блюд, то здесь предпочтение отдается тушеному и жареному мясу, курам, приготовленным в томате и, конечно же, плову. В качестве гарнира, как правило, подают жареный картофель “фри” или припущенный рис, заправленный томатным пюре или пассированным луком. В плове по-арабски, кроме хорошо знакомых мяса (говядины) и риса, вам встретиться обжаренная во фритюре капуста – цветная или белокочанная, а также изюм, инжир или миндаль.
    Цель описания – характеристика.
    Объект описания – какой-либо предмет или человек.
    Формула описания:
    Описание = признак + признак + признак.
    Черты описания:
    1) Статичность(например, в описании арабской кухни перечислены ее характерные черты, и эта картина статична, в ней нет никакого движения).
    2) Описание предмета происходит через описание его качеств или черезхарактеристику действий.
    3) Смысловая значимость детали.
    4) Одновременность признаков.
    5) Логичность –на логической основе должно строиться не только рассуждение, но и описание и повествование.
    Светит солнце. Темно. Мигают звезды. Знойный полдень. Дует холодный ветер. Вода замерзла. В этом перечислении признаков природы нет никакой логики, названы несовместимые в природе явления.
    6) Признак может убывать или возрастать: описание идет от простого к сложному, от самого значимого к менее значимому, от общего к конкретному.
    Жанры описания:
    1. Описание человека его внешности, физического и эмоционального состояния. (Булгаков. Мастер и Маргарита. Описание Воланда).
    Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького не большого, а просто высокого.
    Обычно портрет строится по определенной композиционной схеме, которая имеет особое значение, так как цельность и осмыслен­ность образа – основное свойство портрета.
    Характерные черты описания человека:
    1) Признаки могут обозначать временные и постоянные свойства (внешние черты: цвет глаз, рост) и внутренние качества (характер человека, его увлечения).
    2) Основное внимание уделяется связи внешнего и внутреннего.
    3) Используется лексика тематической группы части тела, одежда.
    2. Описание предмета.
    3. Описание пространства: пейзаж, интерьер.
    Интерьер: (Гоголь. Старосветские помещики.)
    Стулья в комнате были деревянные, массивные, какими обыкновенно отличается старина; они были все с высокими выточенными спинками, в натуральном виде, без всякого лака и краски; они не были даже обиты материей и были несколько похожи на те стулья, на которые и доныне садятся архиереи. Треугольные столики по углам, четырехугольные перед диваном и зеркалом в тоненьких золотых рамах, выточенных листьями, ковер перед диваном с птицами, похожими на цветы, и цветами, похожими на птиц, – вот все почти убранство невзыскательного домика, где жили мои старики.
    Характерные черты описания предмета и интерьера:
    Задача – нарисовать словами картину устно так, чтобы она зримопредстала перед слушателями. Поэтому, во-первых, перечисляются все подробности, которые необходимо заметить, а во-вторых, нужно не просто перечислять все признаки подряд, а обратить внимание на главное, т. е. осмысленно отбирать детали и слова, стараясь передать свою мысль, свое отношение к предмету.

  6. Повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.
    Выразительная сила повествования заключается прежде всего в изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих во времени и пространстве.
    Цель сочинения-повествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности.
    Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?
    Главную роль в повествовании играют глагольные формы, они обеспечивают развертывание повествования и наглядно представляют сменяющие друг друга действия, протекание событий (явлений) во времени и пространстве. При написании сочинения-повествования особое предпочтение следует отдавать глаголам прошедшего времени совершенного вида, например: «Я возвратился домой. В сенях трещала догоревшая свеча в деревянной тарелке, и казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном, держа ружье обеими руками» (М. Ю. Лермонтов). Но если речь идёт не об однократных, а о повторяющихся действиях, используют глаголы прошедшего времени несовершенного вида: «Древние государи наши, по известию Константина Багрянородного, всякий год в Ноябре месяце отправлялись с войском из Киева для объезда городов своих и возвращались в столицу не прежде апреля» (Н. М. Карамзин). Глаголы в форме будущего времени (как закричит! как подпрыгнет!) отражают быструю смену событий, внезапность того или иного действия. Чтобы показать последовательность действий, употребляются такие слова, как сначала, потом, затем, тогда, снова, еще, уже…
    Повествование может вестись от первого лица (в нем рассказчик назван или обозначен местоимением «я» («мы») или от 3-го лица, так называемое авторское повествование (в нем образ рассказчика отсутствует).
    План сочинения-повествования
    1. Вступление (место время действия).
    2. Начало действия, его развитие – завязка.
    3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).
    4. Развязка.
    5. Заключение.
    Как работать над рассказом
    1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
    2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
    3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
    4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
    5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых Вы пишете.
    Пример повествования возьмем из «Приключений Тома Сойера» М. Твена (гл. 12 «Кот и “болеутолитель”»).
    «Как раз в это время тетя Полли впервые услыхала о новом лекарстве, “болеутолителе”, и тотчас же выписала это лекарство в огромном количестве. Отведала его и обрадовалась: то был настоящий огонь в жидком виде. Том стал придумывать всевозможные способы избавиться от этого бедствия и наконец напал на мысль притвориться, будто “болеутолитель” пришелся ему по вкусу: он стал так часто просить новую порцию снадобья, что тетке это надоело, и она сказала, чтоб он сам принимал его, когда вздумается, а ее оставил в покое. Будь это Сид, к ее радости не примешивалось бы никакой тревоги, но, так как дело касалось Тома, она стала потихоньку наблюдать за бутылкой. Лекарства действительно становилось все меньше, но ей и в голову не приходило, что Том лечит на себя, а щель в полу гостиной.
    Однажды, когда он лечил таким образом щель, к нему подошел теткин рыжий кот, замурлыкал и, жадно поглядывая на чайную ложку, попросил, чтобы ему дали попробовать.
    — Ой, Питер, не проси, если тебе не хочется!
    Питер дал понять, что ему хочется.
    — Смотри не ошибись… пожалеешь…
    Питер выразил уверенность, что ошибки здесь нет никакой.
    — Ну, если ты просишь, я дам, я не жадный, но только смотри: не понравится — пеняй на себя.
    Питер согласился на эти условия. Том раскрыл ему рот и влил туда ложку “болеутолителя”. Питер подскочил вверх на два ярда, затем издал воинственный клич и заметался кругами по комнате, налетая на мебель, опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшный кавардак. Затем он встал на задние лапы и заплясал на полу в припадке безумной радости, закинув голову и вопя на весь дом о своем безмятежном блаженстве. Затем он опять заметался по комнате, неся на своем пути разрушение и хаос. Тетя Полли вошла как раз в ту минуту, когда он, перекувыркнувшись несколько раз в воздухе, исполнил свой заключительный номер: крикнул во все горло “ура” и выскочил в окно, увлекая за собой остальные горшки. Старая леди окаменела от изумления, оглядывая комнату поверх очков, а Том катался по полу, изнемогая от смеха».
    Материалы, использованные при подготовке рубрики:
    1. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
    2. Новый словарь методических терминов и понятий. — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  7. Подготовьте устное сообщение на одну из тем: “что такое описание?повествование?ра??суждение?”оформите свой ответ в виде науного рассуждения-объяснения.включите в сообщение определение понятия.
    6 класс

    Ответы:

    Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
    Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.
    Примеры описания в научном и художественном стиле.
    1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
    2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
    (По В. Солоухину)
    Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.
    В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.
    Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.
    Пример повествования:
    Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.
    (Б. Житков)
    Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
    Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.
    Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь.

  8. 8
    Текст добавил: ЛюБлЮ сВоЮ жИзНь

    Готовимся к ЕГЭ
    ТИПЫ РЕЧИ
    Задание 21.
    Автор:
    Михеева Марина Александровна,
    учитель русского языка и литературы,
    ОГКОУ КШИ «Колпашевский кадетский корпус»
    Цель урока
    Повторить:
    типы речи
    Уметь :
    различать основные типы речи в текстах
    Сформировать :
    навык выполнения задания 21 ЕГЭ по теме «Типы речи»
    Что требуется знать:
    основные смысловые типы: повествование, описание, рассуждение;
    особенности текста-повествования;
    особенности текста-описания;
    особенности текста-рассуждения;
    особенности текста с элементами разных типов речи.
    ЗАПОМНИ:
    Все тексты делятся на три смысловые типы: повествование, описание, рассуждение.
    Повествование
    это тип речи, в котором повествуется, рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности. События в повествовании сменяют одно другое .
    Композиция повествования:
    завязка действия (начало событий);
    развитие действия;
    кульминация (наивысшее напряжение действия);
    развязка.
    Особенности текста-повествования
    большое количество глаголов, которые передают движение, действие;
    в тексте-повествовании мы можем представить движение действия во времени и пространстве, поэтому в нём много наречий места и времени;
    повествование свойственно многим стилям (разговорному, художественному, научному).
    Пример текста-повествования
      Я увидел на самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.         Я слыхал о тамошних метелях, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.         Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. 
                                                    («Капитанская дочка» А.С.Пушкина)
    Описание
    это тип речи, в котором описывается что-либо, изображается какое-то явление действительности. В описании могут перечисляться как общие, так и частные признаки, высказываться  впечатления о  ком-либо или о чём-либо.
    Что может описываться?
    портрет, то есть описание внешности человека, его состояния;
    пейзаж, то есть описание природы, какого-то конкретного уголка природы или состояние природы вообще в данный момент;
    интерьер, то есть внутреннее пространство помещения;
    вещь, например, игрушка;
    животное, например, любимая собака.
    Композиция описания
    общее представление о предмете описания
    отдельные признаки предмета описания
    может включать авторскую оценку, вывод, заключение
    Особенности текста – описания
    ведущие части речи – существительные, прилагательные, причастия;
    глаголы в основном употребляются несовершенного вида, так как они помогают передать статичность, вневременность описания. Что-то описывается именно в данный момент времени;
    предложения часто простые, могут употребляться неполные и назывные;
    в описании даются ответы на вопросы: какой он? где это находится? (справа, слева, недалеко), каково здесь? каково ему? (хорошо, плохо, весело), какие у него ощущения, чувства? (радостно, весело)
    Пример текста-повествования
    Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.
        («Капитанская дочка» А.С.Пушкина,
    описание Емельяна Пугачёва)
    Рассуждение
    это тип речи, при помощи которого что-то доказывается, объясняется какое-то положение или мысль, говорится о причинах и следствиях чего-либо, содержится оценка .
    Композиция текста – рассуждения
    тезис – это мысль, которую надо доказать или опровергнуть
    аргументы, доводы, доказательства, примеры
    Вывод
    Разновидности рассуждения
    рассуждение – доказательство: почему так, а не иначе? что из этого следует?
    рассуждение – объяснение: что это такое? (толкование понятия, объяснение сути чего-либо)
    рассуждение – размышление: как быть? что делать? (даны раздумья по какой-то проблеме или вопросу)
    Особенности текста – рассуждения
    Большое место занимают вводные слова, которые помогают последовательно изложить мысли, указать на связь мыслей (во-первых, таким образом, итак, следовательно)
    Достаточно сложный синтаксис (наличие обособленных членов,  вводных конструкций, сложноподчинённых предложений)
    Пример текста-рассуждения
    Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в Симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило.
                                                                «Капитанская дочка» А.С.Пушкина
    Следует помнить, что границы между типами условны. Редко, когда текст можно отнести только к одному конкретному типу. Значительно чаще встречаются сочетания типов речи в самых различных вариантах: описание и повествование;  описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами описания и другие.
    Именно такие  задания часто бывают на ЕГЭ: нужно доказать правильность высказывания, в котором названо сочетание типов речи.
    Например:
    В предложениях 2-8  – рассуждение с элементами описания.
    В предложениях 17-25- описание с элементами рассуждения.
    Выполняя задание № 21 , п омните, каковы особенности каждого типа речи, находите их в данных предложениях.
    Пример текста с элементами  повествования и описания
    Я пошёл вправо через кусты [ повествование ]. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота [ описание] . Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [ повествование ]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали[ описание ]. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [ повествование ]. Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём [ описание ].
                                                            «Бежин луг» И.С.Тургенева.

  9. 9
    Текст добавил: соЛнЫфкО_о (ИнЕиПёТ)

    Основные понятия: функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение.
    В зависимости от целей высказывания и способа изложения содержания выделяют следующие функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
    Описание раскрывает признаки предмета, его временные характеристики или постоянные свойства, качества, состояния. Текст этого типа речи чаще всего отвечает на вопрос: «Каков предмет?». Обычно описание – это статическая картина, предстающая одномоментно.
    Черты описания: какие-либо явления действительности изображаются путем перечисления и раскрытия их основных признаков, поэтому обычно преобладают имена существительные, которые рождают в сознании слушателя или читателя конкретный образ, и имена прилагательные, характеризующие описываемый предмет, явление. Чаще всего используются глаголы несовершенного вида в форме настоящего и прошедшего времени.
    Композиция описания: объект описания – его признаки – общая картина, образ.
    Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходящие в прошлом. Данный тип текста представляет мир в развитии, поэтому текст обычно отвечает на вопрос: «Что произошло?»
    Черты повествования: последовательность действий, событий передается с помощью глаголов совершенного вида, обозначающих конкретные действия. Обычно предложения не бывают длинными и сложными. Соблюдается определенный порядок слов в предложении (глагол-сказуемое стоит после подлежащего).
    Композиция повествования: завязка – развитие действия (цепочка событий) – развязка.
    Рассуждение – словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли и должно обязательно приводить к получению нового знания о чем-либо.
    Черты рассуждения: этот тип речи характеризуется большим количеством сложных предложений. Развитие мысли передается при помощи вводных слов (итак, следовательно, таким образом и других). Сказуемые обычно выражаются глаголами в форме настоящего времени.
    Композиция рассуждения: тезис (основная мысль) – доказательства (аргументация тезиса) – вывод.
    ТЕМА 11. Русский речевой этикет и этикетные формулы
    Речевого поведения

  10. Типы и стили речи
    Основными типами речи являются описание, повествование и рассуждение.
    Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).
    В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия).
    Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.
    Например:
    Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн)

    Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.
    Описание — это мир в покое (одна фотография)
    Типичная композиция текстов-описаний включает:
    1) общее представление о предмете;
    2) отдельные признаки предмета;
    3) авторскую оценку, вывод, заключение
    Разновидности описания:
    1) описание предмета, человека (его характеристика)
    Какой он?
    2) описание места
    Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается)
    3) описание состояния окружающей среды
    Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.)
    4) описание состояния лица (человека)
    Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.)
    Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).
    Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой)
    Типичная композиция повествовательных текстов включает:
    1) завязку (начало событий);
    2) развитие действия;
    3) кульминацию;
    4) развязку (итог событий)
    Разновидности повествования:
    1) изобразительное;
    2) информативное
    В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.).
    Например:
    И вдруг… случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека… Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн)
    Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
    Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).
    Рассуждение — это мысли о мире, а не сам мир
    Типичная композиция текстов-рассуждений включает:
    1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения);
    2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры);
    3) вывод
    Разновидности рассуждения:
    1) рассуждение- доказательство
    Почему так, а не иначе? Что из этого следует?
    2) рассуждение- объяснение
    Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления)
    3) рассуждение- размышление
    Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями)
    В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.)
    Например:
    Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
    Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.К. Г. Паустовский)
    Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.
    Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.
    Стили речи
    Стиль — это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.
    Стили речи делятся на
    Книжные:
    Разговорный
    Научный
    Официально-деловой
    Публицистический
    Художественный
    Научный стиль
    Сфера применения (где?)
    Сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т. д.)
    Функции (зачем?)
    Сообщение, научное объяснение
    Основные стилевые особенности
    Научная тематика, смысловая точность, строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер информации, отсутствие эмоциональности
    Основные языковые средства
    Терминологическая и профессиональная лексика и фразеология (классификация, гипотенуза, валентность, вакуоль, рентген, магнитная буря, коэффициент полезного действия и др.);
    абстрактная (отвлеченная) лексика (протяженность, горение, романтизм, матриархат);
    слова в прямом значении;
    широкое использование производных предлогов и союзов (в течение, в результате, за счет, в связи, в отличие и др.);
    значительные по объему простые и осложненные предложения с причастными оборотами и вводными словами (во-первых, во-вторых, наконец, по-видимому, вероятно, как утверждает…, согласно теории…, итак, так, таким образом, поэтому, кроме того);
    сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия и т. п.
    Жанры
    Статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция
    Официально-деловой стиль
    Сфера применения (где?)
    Сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности
    Функции (зачем?)
    Сообщение, информирование
    Основные стилевые особенности
    Предельная информативная направленность, точность, стандартность, отсутствие эмоциональности и оценочности
    Основные языковые средства
    Официально-деловая лексика и деловая терминология (истец, ответчик, полномочия, надбавка);
    канцеляризмы (т. е. нетерминологические слова, употребляемые преимущественно в официально-деловом стиле, прежде всего в собственно официально-деловом (канцелярском) подстиле, и вне деловой речи практически не встречающиеся: нижеследующий (помещаемый далее), данный, настоящий (этот), препровождать (отправлять, передавать), надлежащий (такой, какой следует, нужный, соответствующий);
    языковые клише и штампы(довести до сведения, установленный контроль, согласно распоряжению, по истечении срока, в порядке исключения);
    сложные отыменные предлоги (в целях, в силу, вследствие, на предмет, за неимением и т. п.);
    значительные по объему сложные и осложненные предложения
    Жанры
    Законы, приказы, инструкции, объявления, деловые бумаги
    В текстах официально-делового стиля обычно представлено два типа речи: описание и повествование.
    Публицистический стиль
    Сфера применения (где?)
    Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги
    Функции (зачем?)
    Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу
    Основные стилевые особенности
    Документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях);
    логичность;
    открытая оценочность и эмоциональность;
    призывность;
    сочетание экспрессивности и стандарта
    Основные языковые средства
    Сочетание книжной, в том числе высокой, и разговорной, в том числе сниженной, лексики (сыны, Отечество, держава, шумиха, пустить утку, разборка, фанат, беспредел);
    экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляция, риторические вопросы);
    изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и т. п.)
    Жанры
    Статья, очерк (в том числе портретный очерк, проблемный очерк, эссе (раздумья, размышления о жизни, литературе, искусстве и т. п.), репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании)
    Художественный стиль
    Сфера применения (где?)
    Художественная литература
    Функции (зачем?)
    Изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя (эстетическая функция)
    Основные стилевые особенности
    Художественная образность и эмоциональность; скрытая оценочность
    Основные языковые средства
    Слова в переносном значении;
    изобразительно-выразительные средства языка;
    использование элементов разных стилей речи как средства создания художественных образов
    Жанры
    Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение
    В текстах художественного стиля, как и в публицистике, широко используются все типы речи: описание, повествование и рассуждение. Рассуждение в художественных произведениях предстает в форме рассуждения-размышления и является одним из важнейших средств раскрытия внутреннего состояния героя, психологической характеристики персонажа.
    В художественном стиле позиция автора, как правило, выражается не прямо, а в подтексте.
    Разговорный стиль
    Сфера применения (где?)
    Бытовая (неофициальная обстановка)
    Функции (зачем?)
    Непосредственное бытовое общение;
    обмен информацией по бытовым вопросам
    Основные стилевые особенности
    Непринужденность, простота речи, конкретность, эмоциональность, образность
    Основные языковые средства
    Разговорная, в том числе эмоционально-оценочная и экспрессивная, лексика и фразеология (картошка, книжка, доченька, малыш, длиннющий, шлепнуться, кот наплакал, сломя голову); неполные предложения; использование экспрессивных синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи (вопросительных и восклицательных предложений, слов-предложений, в том числе междометных, предложений с парцелляцией (Придешь завтра? Молчать! Поспать бы! — Вы в кино? — Нет. Вот еще! Ой! Эх ты!);
    отсутствие многочленных сложных предложений, а также предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами
    Жанры
    Дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма

  11. 7
    Описание – это изображение какого- либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. В зависимости от предмета речи, тексты можно разделить на описания пейзажные и портретные. Кроме того, могут быть описания неодушевлённых предметов, интерьера, состояния человека. Описание предназначено, чтобы читатель мог представить описываемое в своём сознании. Оно бывает научным и художественным.
    8
    1. Вступление (общее представление о том, что описывается). 2. Основная (описательная) часть. 3. Вывод (заключение, авторская оценка).
    9
    Какой (описываемый объект)? Ведущая часть речи: прилагательное.
    10
    Есть у меня кот. Он серый, в чёрных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пять кривых когтей. Да зубы, как иголки, острые. Это очень красивый кот. (По Е. Чарушину)
    11
    1. Определите тему текста. 2.Озаглавьте текст. 3. Назовите тип речи, пользуясь приёмом вопроса. 4. Найдите вступление, основную часть, вывод. 5. Составьте план. Вопрос: – Каковы чувства автора? Какими словами это можно подтвердить?
    12
    Рассуждение – это тип речи, основная цель которого – изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение может присутствовать в разных жанрах: в письмах, научных статьях, докладах, выступлениях, сочинениях. Чаще всего рассуждение свойственно публицистическому стилю.
    13
    1. Вступление. 2. Тезис – мысль, которую надо доказать. 3. Доказательства – факты, подтверждающие правильность тезиса. 4. Вывод – итог рассуждения. 5. Заключение.
    14
    Почему? Слова, помогающие оформить рассуждение : по-моему, я думаю, убеждён, мне кажется, во-первых, во- вторых, например, значит, следовательно, поэтому, итак, таким образом.
    15
    Задумывались ли вы о том, почему цветы пахнут? На этот вопрос отвечают учёные. Запах цветка определяется наличием на его лепестках особых масел. Они вырабатываются растением и имеют сложное строение. На свету или при определённой температуре эти масла разлагаются. Образуются летучие, быстро испаряющиеся вещества. Разные цветочные запахи определяются теми химическими элементами, которые входят в состав масла цветка. Но не только цветы являются источниками ароматов. Например, у лимона и апельсина эти масла находятся в плодах, у миндаля – в семенах, у корицы – в коре.
    16
    1. Определите тему текста. 2. Озаглавьте его. 3. Назовите тип речи, пользуясь приёмом вопроса. 4. Найдите тезис и доказательства. 5. Составьте план. Вопрос: во всех ли текстах мы встречаем вступление и заключение? Почему?
    17
    – Какие типы речи вам известны? – Каковы особенности каждого типа речи? – Как отличить один тип речи от другого? – В чём сходство и различие текстов разных типов речи? – Зачем мы должны знать типы речи? – Могут ли в одном тексте встретиться разные типы речи?
    18
    Спасибо за внимание!

  12. ТЕМА 4. Описание,
    повествование, рассуждение как
    функционально-смысловые типы
    профессиональной речи.

    Функционально-смысловые типы речи
    Название
    Цель
    Содержание
    Структура
    Языковая организация
    Описание
    «Что? Кто? Какой»
    Дать представление
    о свойствах и признаках к.-л. явления
    Перечисление
    одновременныхилипостоянныхпризнаков предметов, явлений, действий,
    а также их характеристика
    1.«Данное»
    (название
    предмета и его частей).
    2.
    «Новое» (признаки).
    Чаще всего О.
    начинается с общего тезиса, впечатления,
    затем называются признаки частей
    предмета, явления, заканчивается
    оценкой
    Существительные(название предмета, явления и его
    частей);прилагательные,
    характеризующие признаки предмета,
    явления и т.п.;слова в переносном
    значении, сравнения
    (как будто,
    словно, похоже на…), семантические
    рядыглаголоводного временного
    плана со значением одновременности
    действий, статичности признаков в
    сочетании с именными частями речи,
    качественными наречиями и модальными
    предикативными словами.
    Повествование
    «Что и как произошло?»
    Сообщить о
    развивающихся, изменяющихся действиях,
    явлениях, событиях и т.п.
    Рассказ о ходе
    развития описываемых событий в
    определенных пространственных и
    временных условиях
    1. Завязка. 2. Развитие
    действия. 3. Кульминация. 4. Развязка.
    Глаголыдвижения
    и восприятия,слова, отвечающие на
    вопросы «Как? Когда?»
    (однажды,
    вдруг, потом, наконец и др.)
    Рассуждение
    «Почему? Зачем?»
    Объяснить к.-л.
    положение, доказать к.-л. мысль
    Сообщение в виде
    собственно рассуждения, доказательства
    (опровержения и подтверждения),
    обоснования, объяснения на основе
    установления связей и отношений
    (причинно-следственных, уточняющих
    и др.) между явлениями действительности
    1.
    Тезис.
    2.
    Аргумент.
    3. Вывод.
    Слова(почему,
    потому что, так как, итак, во-первых,
    например);предложенияс
    причинно-следственными отношениями
    и др.
    Речь по своему
    составу неоднородна, поскольку в процессе
    мышления человеку свойственно отражать
    различные объективно существующие
    связи между явлениями действительности,
    между объектами, событиями, отдельными
    суждениями, что, в свою очередь, находит
    выражение в различных функционально-смысловых
    типах речи: описании,
    повествовании, рассуждении (размышлении) .
    Монологические типы речи строятся на
    основе отражения мыслительных
    диахронических, синхронических,
    причинно-следственных процессов.
    Повествование
    – это динамический функционально-смысловой
    тип речи, выражающий сообщение о
    развивающихся во временной последовательности
    действиях или состояниях и имеющий
    специфические языковые средства.
    Повествование
    передает сменяющиеся действия или
    состояния, развертывающиеся во времени.
    Этот тип речи, в
    отличие от описания, динамичен, поэтому
    в нем могут постоянно меняться временные
    планы. Динамика повествования создается
    благодаря использованию глаголов,
    которые могут выражать быструю смену
    событий, последовательность их развития,
    поэтому чаще всего используются глаголы
    конкретного действия.
    Можно выделить
    конкретное,
    обобщенное

    и информационное
    повествование. Конкретное – это
    повествование о расчлененных,
    хронологически последовательных
    конкретных действиях одного или
    нескольких действующих лиц, например
    в судебной речи; обобщенное – о конкретных
    действиях, но характерных для многих
    ситуаций, типичных для определенной
    обстановки, например в научном изложении;
    информационное – сообщение о каких-либо
    действиях или состояниях без их
    конкретизации и-детальной хронологической
    последовательности; оно чаще всего
    имеет форму пересказа о действиях
    субъекта или форму косвенной речи.
    Повествование в
    речах может быть построено по схеме
    традиционного трехчастного членения,
    т. е. в нем есть своя завязка,
    вводящая в сущность дела и предопределяющая
    движение сюжета, развертывание
    действия, кульминация
    и
    развязка
     ,
    содержащая явную или скрытую эмоциональную
    оценку события оратором.
    Обычно выделяют
    развернутое
    и неразвернутое

    повествование
    .
    Развернутое повествование представляет
    собой речь, отражающую последовательные,
    иногда одновременные, но развивающиеся
    действия или состояния. Неразвернутое
    повествование или выражается отдельной
    репликой в диалоге, или, будучи использовано
    в микротематическом контексте, выполняет
    роль введения к описанию или рассуждению.
    Описание – это
    констатирующая речь, как правило, дающая
    статическую картину, представление о
    характере, составе, структуре, свойствах,
    качествах объекта путем перечисления
    как существенных, так и несущественных
    его признаков в данный момент.

    Описание может
    быть двух видов: статическое
    и динамическое .
    Первое дает объект в статике, указанные
    в речи признаки объекта могут обозначать
    его временные или постоянные свойства,
    качества и состояния. Например, описание
    места действия в судебной речи или
    описание объекта в политической речи.
    Реже встречается описание второго вида;
    так, какой-либо опыт в научной речи
    обычно предстает в развитии, динамике.
    Описания весьма
    разнообразны и по содержанию, и по форме.
    Они могут быть, к примеру, образными.
    Говорящий, стремясь сообщить слушателям
    необходимое количество информации,
    дает не только подробное описание
    объекта, но и его характеристику, оценку,
    воссоздавая определенную картину, что
    сближает речь с описанием в художественной
    литературе.
    Описание может
    быть
    развернутым, подробным
    и
    сжатым, кратким
    ;
    объективированным,
    например описание опыта в академической
    речи и субъективированным,
    в котором говорящий выражает к объекту
    свое отношение, например описание
    ситуации в политической речи.
    Рассуждение
    (или размышление) – это тип речи, в котором
    исследуются предметы или явления,
    раскрываются их внутренние признаки,
    доказываются определенные положения.

    Рассуждение характеризуется особыми
    логическими отношениями между входящими
    в его состав суждениями, которые образуют
    умозаключения или цепь умозаключений
    на какую-либо тему, изложенных в логически
    последовательной форме. Этот тип речи
    имеет специфическую языковую структуру,
    зависящую от логической основы рассуждения
    и от смысла высказывания, и характеризуется
    причинно-следственными отношениями.
    Он связан с передачей содержательно-концептуальной
    информации.
    Можно выделить
    собственно
    рассуждение

    – цепь умозаключений на какую-либо тему,
    изложенных в логически последовательной
    форме, его цель – выведение нового знания
    (чаще всего вначале идет комментирующая
    часть, затем ключевая, или основная,
    часть); доказательство,
    цель которого обоснование истинности
    или ложности высказанных положений
    (ключевая часть обычно предшествует
    комментирующей); объяснение,
    цель которого – раскрытие, конкретизация
    изложенного содержания, установление
    достоверности суждений относительна
    какого-либо неясного дела (как правило,
    вначале также идет ключевая часть, затем
    комментирующая).
    Частным случаем
    рассуждения являются общие
    места

    – отвлеченные рассуждения, навеянные
    темой речи, не закрепленные за определенной
    ситуацией, которые усиливают аргументацию
    основного изложения, используются для
    эмоционального усиления доводов и
    положений
    .
    Это рассуждения на общие темы, например,
    о честности и порядочности, справедливости
    и гуманности, об отношении к людям и т.
    д. Удачно выбранная общая мысль служит
    одним из основных элементов композиции
    и опорой для конкретного материала;
    связь общих мест с конкретным материалом
    повышает содержательную направленность
    речи. Таким образом, общие
    места есть вид рассуждения.

    Например, в речи
    адвоката по делу Лесиной, обвиняемой в
    соучастии в хищении, встречается такое
    общее место о работе суда: “Работу
    суда часто называют творческой. И
    называют правильно, ибо суду предъявляются
    особые, очень высокие и очень сложные
    требования. Творчески работать – значит
    не скользить по поверхности жизненных
    явлений, а проникать в саму сердцевину
    этих явлений, уметь находить хотя и
    скрытый, но единственно верный их смысл.
    Творчески работать – значит осторожно,
    вдумчиво, остерегаясь ошибок и поспешных
    выводов, восстанавливать действительный,
    наделенный всем жизненным своеобразием
    облик подсудимого. Некоторые ошибочно
    полагают, что человековедение – монополия
    литературы. Человековедение – важнейшая
    для суда наука, которой никто не учит и
    которой всегда учатся; это – наука,
    которую суд постигает ежедневно, от
    дела к делу. И она поможет полнее и лучше
    понять Еву Михайловну Лесину”

  13. Это задание проверяет ваше знание функционально-смысловых типов речи, если проще говорить, то вы должны различать описание, повествование, рассуждение, видеть их элементы в тексте.
    На законный вопрос «зачем?» отвечу: помимо понимания текста вы должны текст конструировать, а для этого представлять себе, какие типы речи использовать для того или иного текста.
    Какие типы речи бывают?
    Всего их три: повествование, описание и рассуждение.
    Опознаются они по нескольким признакам:
    цель передачи информации;
    строение текста;
    языковые средства (слова, части речи, синтаксические конструкции).
    Повествование
    Это самое простое, что может быть. Цель сообщения – рассказать о СОБЫТИЯХ, которые происходят во времени, потому для повествования характерно ИЗЛОЖЕНИЕ действий последовательно: встал, пошел, пришел, потом сел и так дальше. Если есть диалог и глаголы совершенного вида чаще всего в прошедшем времени, то это повествование.
    Описание
    Цель описания – ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о предмете, явлении, процессе. Языковые средства могут быть любыми, тут надо внимательно смотреть на функцию текста: если есть рассказ о сторонах предмета, аспектах явления, то это описание. Вопрос на засыпку: какой это тип речи? Демосфен стремился стать хорошим оратором. Для этого он ходил на берег моря и часами кричал, тренируя силу голоса. Иногда он набивал камнями рот и проговаривал слова, пытаясь довести дикцию до совершенства. Да, здесь много глаголов, но это описание! Только процесса, а не предмета.
    Рассуждение
    Будете смеяться, но это НЕ повествование и НЕ описание. Да, рассуждение опознается путем исключения двух первых, для порядка приведу определение из учебника: рассуждение – это изложение мыслей  в логической последовательности. В таком тексте содержится определённая мысль (тезис), доказательства (аргументы) и вывод.
    Важно помнить, что «чистые» типы текстов встретить практически невозможно, поэтому в задании вы увидите такие формулировки, как «элементы рассуждения», «содержит описание» и проч.
    Давайте обратимся к варианту этого задания из демоверсии 2015 года:
    Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
    1) Предложения 4–5 содержат описание.
    2)В предложениях 22–23 содержится рассуждение.
    3) Предложения 24–25 содержат повествование.
    4) Предложения 37–41 содержат элементы описания.
    5) В предложении 43 присутствует элемент описания.
    Начнем по порядку:
    (4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. 5)Снабжение и связь с тылом происходили только ночью.
    Здесь есть события, которые происходят последовательно (днем, потом ночью), это повествование.
    (22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23)На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист.
    22-е это повествование, 23-е – описание. Рассуждения здесь нет.
    (24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа.
    (25)Мы с капитаном уселись у печки. Конаков появился, растолкал, тот снял, выбрался, мы уселись – действия происходят во времени, это повествование.
    Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах – одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38)Не было только одного – не было солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40)Только старшину. (41)Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам… Элементы описания – это предложение 37, там дается представление о том, как выглядит окоп, хотя все остальное – повествование.
    Вот так и решается это задание.
    Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ
    No related posts.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *