Сочинение на тему что такое повествование

3 варианта

  1. Тематика и жанры детских сочинений.
    Жанры сочинений
    «Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нём нашли отражение чувства, мысли ребёнка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.
    Творчество – самый мощный импульс развития ребёнка. Задача учителя – развивать творческие силы в своих воспитанниках, помогать им задумываться над вопросами, интересными для них и одновременно важными для становления их личности»[1].
    Творчество формирует в учащихся:
    – потребность в самовыражении, в сопереживании;
    – чувство слова;
    – умение переносить и связывать знания из разных областей;
    – способность и возможность размышлять над известными фактами и явлениями.
    Таким образом, именно творческая работа создаёт условия для развития личности ученика, раскрытия всех его интеллектуальных и духовных возможностей.
    Чем труднее тема, тем интереснее над ней работать. Задача автора данных рекомендаций – помочь учителям-словесникам в подготовке учеников к участию в Конкурсе на лучшую творческую работу в номинации «Литературная работа».
    Основные умения, необходимые учащимся при написании сочинения:
    – вдумываться в тему, осмысливать её границы, стремиться раскрыть тему сочинения;
    – подчинять своё сочинение определённой идее;
    – отбирать материал для сочинения;
    – систематизировать материал, продумывать последовательность изложения, план;
    – строить сочинение в определённой композиционной форме, то есть соблюдать пропорцию частей, чётко представлять особенности построения сочинений разных жанров;
    – правильно, в соответствии с нормами литературного языка, речевой ситуацией и задачей высказывания, точно, ясно выражать свои мысли;
    – редактировать свою работу, то есть исправлять, переделывать, улучшать написанное.
    Традиционные жанры сочинений: описание, рассуждение, повествование.
    Как известно, временные отношения и связи выражает повествование, определительные – описание, причинные – рассуждение.
    Сочинение-повествование
    «Повествовательными текстами называются такие, в которых излагается ряд последовательных событий. Порядок расположения материала при этом определяется хронологической последовательностью событий»[2]. Сообщение о сменяющихся действиях – «новое» в тексте, то есть главная информация, ради которой создаётся высказывание. «Данным» в повествовании является указание на лицо, совершающее действие, на время, место и т.д.
    В повествовании часто используют слова и словосочетания, обозначающие время: сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, позднее, дальше, тут (разг.), тогда, наконец и др.
    Результат сочинения-повествования – рассказ (небольшое литературное произведение повествовательного типа, в котором речь идёт обычно об одном, но важном событии в жизни героя). Основа рассказа – случай, эпизод, происшествие, то есть какое-либо событие. Рассказ включает основные части, связанные с развитием этого события: завязку, кульминацию, развязку.
    Завязка – это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие.
    Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии события.
    Развязка – результат развития события, его заключительный момент.
    Рассказ может иметь также вступление (информация о том, где, когда и с кем произошло событие) и заключение (раздумья автора по поводу описанных событий, нравственные выводы).
    Последовательность частей рассказа условна: действие может раскрываться в прямом порядке, а может и варьироваться в зависимости от замысла автора.
    Повествование может вестись от первого или от третьего лица.
    Основная часть речи, используемая в повествовании, – глагол, особенно форма прошедшего времени совершенного вида.
    Существуют следующие виды рассказов:
    • о случае из жизни автора;
    • на основе услышанного;
    • на основе фантастического вымысла;
    • на основе данного сюжета;
    • на основе сюжета картины;
    • юмористические рассказы на основе услышанного, увиденного;
    • киносценарий на основе рассказа;
    • сказка на основе рассказа;
    • рассказ от лица животного;
    • по данному началу.
    Сочинение-описание
    В основе такого сочинения — перечень признаков предмета, явления, лица, места и т.д., то есть объекта описания.
    Пейзаж – это описание деревьев, травы, неба, реки; при описании портрета обращаемся к возрасту, осанке, росту, походке, выражению глаз, улыбке, манере говорить, жестикуляции, внутреннему состоянию человека; описание какой-либо машины требует сообщения о её назначении, принципе действия, производимых ею операциях, внешнем виде, о её частях, их назначении и взаимодействии.
    Таким образом, цель описания заключается в том, чтобы читатель смог представить предмет описания в своём сознании, почувствовать авторское отношение к нему и сформировать своё.
    Конкурсное сочинение может включать элементы научного и художественного описаний. В научном даётся перечень главных (существенных) признаков предмета, понятие о его свойствах, для этого характерны точность, логическая последовательность, отбор только самых необходимых фактов. В художественном описаниипреобладают субъективность, выражение авторского отношения к описываемому, образность. Основная цель художественного описания — дать яркое представление о предмете, вовсе не обязательно точное и полное.
    Структура описания включает:
    – общее представление о предмете («данное»);
    – описание признаков описываемого, деталей, частей («новое»);
    отношение автора к описываемому.
    Различают следующие виды сочинений-описаний:
    – описание отдельных предметов;
    – описание человека;
    – описание животного;
    – описание помещения;
    – описание природы;
    – описание одежды, костюма;
    – описание действий;
    – описание общего вида местности;
    – описание книги;
    – описание памятника;
    – описание состояния окружающей среды;
    – описание картины чего-либо по воображению и памяти.
    В описании чаще используются имена прилагательные, наречия, причастия, определительные местоимения и т.д.

  2. 3 правило. В рассказе должны быть действующие лица, они действуют, т. е. что-то делают и разговаривают!

    Составляем план сочинения

    Структура (или композиция) рассказа1. Вступление, или начало повествования: с чего все началось? Где происходят события? Когда? Почему? Кто главный герой?
    Вступление готовит читателя к основным событиям. Здесь сообщается о времени, месте действия, происходит знакомство с героями.
    Можно начать с обращения к читателям, сразу же обозначив тему своего рассказа. Например, как у Н. В.Гоголя: «Знаете ли вы, что такое украинская ночь?..»
    Можно сразу же назвать место действия и героя. Например, так: «Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин…» (Толстой Л.Н. «Кавказский пленник»)
    Далее следует ЗАВЯЗКА сюжета. Завязка – это событие, с которого все начнется, закрутится-завертится. Как у Толстого в «Кавказском пленнике»: «…Пришло ему раз письмо из дома.»  Хорошо, если завязка будет иметь интригующий характер. Нам важно «зацепить» читателя, удержать его внимание, чтобы он захотел читать дальше.
    2. Основная часть.
    Повествование набирает темп. События следуют одно за другим. Ты употребишь здесь много глаголов при описании действий героев.
    Большинство глаголов должны быть совершенного вида и в форме прошедшего времени (собрались, вышли, поехали, остановились, задумались…) Это нужно потому, что действие совершается последовательно и имеет законченность, действие ограничено в своем развитии, имеет конец. На смену одному, приходит следующее действие.
    Можно употребить глаголы несовершенного вида в настоящем времени (говорит, отвечает, думает). Это сделает рассказ выразительнее, живее, как будто действие сейчас происходит, сию минуту, а не в далеком прошлом.
    Действие должно достичь кульминации, наивысшей точки напряжения. Здесь и раскроется твоя основная мысль рассказа, то, ради чего ты и рассказываешь эту историю. После — напряжение спадает, повествование подходит к концу.
    3. Концовка, как правило, содержит развязку истории: чем дело закончилось. Развязка может быть очень неожиданной, парадоксальной даже.
    Итак, придуман интересный, захватывающий сюжет рассказа, продуман план ( композиция) повествования,  теперь смело приступай к написанию сочинения!
    Полезной ли была для тебя эта статья? Как ты считаешь, нужно ли привести здесь больше примеров из литературных произведений? Остались вопросы? Спрашивай, пиши комментарии, добавляй страницу в закладки, делись с друзьями…
    Не пропусти следующие статьи, которые помогут тебе писать сочинения. Для этого оформи подписку на обновления блога «Русское слово».
    Можно также следить за новыми публикациями в твиттере, фэйсбуке или RSS-ленте!
    Удачи!
    Подписаться на Русское слово

  3. Комментарии преподавателя по изучаемому материалу
    Типы речи: описание, повествование, рассуждение
    На этой странице есть теория, таблицы и примеры по данной теме.
    Возможные трудности
    Добрые советы
    Что делать, если тип речи ясно не определяется?
    Это может быть, поскольку школьная типология носит общий характер и не учитывает возможных нюансов каждого конкретного текста. Тем не менее, ей можно пользоваться.
    Примените к отрывку текста еще раз основные признаки каждого типа речи, постарайтесь опираться именно на эти признаки, а не на вашу интуицию. Отбросьте те типы речи, признаки которых вы не усмотрели.
    Определения для типов описание, повествование, рассуждение есть на другой странице про типы речи в русском языке.
    Все наши высказывания могут быть сведены к трем общим типам
    речи: описанию, повествованию и рассуждению.
    Главная задача автора при описании — указать признаки описываемого.
    Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания?
    как он выглядит? какие признаки для него характерны? как
    он функционирует и т. д.
    Выделяются несколько основных видов описания: описание
    предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и
    состояния человека.
    Приведем примеры разных видов описания.
    Описание предмета, животного или человека
    1. Окраска
    опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к
    середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к
    основанию серая, иногда коричневая.
    2. На
    левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и
    мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном
    движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла
    (по А. Куприну).
    3. Один
    только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около
    тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед
    нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и
    злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность
    окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он
    служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти
    в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и
    расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал
    открытый стол для всех офицеров нашего полка (А. Пушкин).
    Описание места
    Деревня Маниловка немногих могла
    заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на
    возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость
    горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были
    разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций;
    пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные
    жиденькие вершины (Н. Гоголь).
    Описание состояния (среды или человека)
    1. На
    дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер
    плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).
    2. Отчаяние
    овладело мной. Злоба на самого себя туже и туже скручивала грудь. К злобе на
    самого себя примешивалась ненависть к проклятой, выматывающей душу тишине (А.
    Гайдар).
    Главная задача автора при повествовании — сообщить о
    последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно
    задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что
    происходило сначала и что происходило потом?
    Приведем примеры повествования.
    https://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=30 bugaga.net.ru
    1. Карло
    вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено,
    начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы,
    потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище,
    руки… (по А. Толстому).
    2. Стакан
    геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите
    до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при
    помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.
    Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и
    повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей
    действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих
    мыслей. Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное
    выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления,
    события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие
    вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует?
    каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно
    состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое
    нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части
    дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и
    примеры.
    Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:
    (от тезиса к
    аргументам).
    (от аргументов к
    выводу).
    Приведем примеры рассуждения.
    1. Имена
    двух соперников Руслана — Рогдая и Фарлафа — отнюдь не художественная фантазия
    молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства
    Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира,
    говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на
    западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение
    Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.
    2. Имя
    Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании
    угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в
    имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы
    обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д’АНТОНА, в
    котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно
    оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.
    Обобщим разницу типов речи в следующей таблице.
    Тип речи
    Основная задача автора, использующего этот тип речи
    Основные вопросы, характерные для данного типа речи
    Описание
    Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния.
    Каков предмет описания?
    Как он выглядит?
    Какие признаки для него характерны?
    Повествование
    Сообщить о последовательности действий или событий.
    Какова последовательность действий (событий)?
    Что происходило сначала и что происходило потом?
    Рассуждение
    Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.
    Почему?
    В чем причина данного явления?
    Что из этого следует?
    Каковы следствия данного явления?
    Что оно значит?
    В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с
    другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы
    других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).
    < Микротема, основная мысль текста Синонимы к словам >
    Еще больше материалов для подготовки к ЕГЭ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *